Авторизация

12 двунадесятых церковных праздников


Лекции по Литургике, Часть 2 - читать, скачать - схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Церковные службы годовые, то есть совершаемые однажды в год, посвящаются всегда особым воспоминаниям, которые и раскрываются в изменяемых частях богослужения.

Дни годового круга, отмеченные особыми воспоминаниями и предназначением, – это дни праздников и дни Великого поста. Отсюда и годовые службы подразделяются на праздничные и великопостные. В праздничные службы Святая Церковь воспоминает выдающиеся события из земной жизни Спасителя, свидетельствующие о Божественном домостроительстве нашего спасения и спасительных плодах его. Отсюда праздники в Церкви получили значение обширной и разнообразной системы нравственно-религиозного обучения и назидания.

Все церковные праздники по важности соединенных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения делятся на великие, средние и малые.

Остановимся на некоторых особенностях великих праздников.

Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге – «имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу» (Типикон, л. 60 об.).

Двенадцать из великих праздников установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы; поэтому одни из них называются Господскими, или Господними, а другие – Богородичными двунадесятыми праздниками. Они подразделяются на переходящие и непереходящие (или подвижные и неподвижные). Служба непереходящего праздника совершается в строго определенный день года, а день переходящего праздника устанавливается в зависимости от даты Пасхи. Все Богородичные двунадесятые праздники относятся к непереходящим. Наглядно это можно проследить по следующей таблице:

Двунадесятые неподвижные праздники

(в хронологической последовательности событий)

Праздники Число и месяц Всего дней праздника Число дней предпраздн. Число дней попраздн. с отдан. Отдание
Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября 6 1 4 12 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 6 1 4 25 ноября
Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта 3 1 1 26 марта
Сретение Господне 2 февраля от 2 до 9 1 от 0 до 7 3 февраля до 9 февраля
Успение Пресвятой Богородицы 15 августа 10 1 8 23 августа
Рождество Христово 25 декабря 12 5 6 31 декабря
Богоявление 6 января 13 4 8 14 января
Преображение Господне 6 августа 9 1 7 13 августа
Воздвижение Креста Господня 14 сентября 9 1 7 21 сентября

Двунадесятые подвижные Господские праздники

Праздники Число и месяц Всего дней праздника Число дней предпраздн. Число дней попраздн. с отдан. Отдание
Вход Господень в Иерусалим 1
Вознесение Господне 10 1 6 В пятницу 7-й седмицы
Пятидесятница (День Святой Троицы) 10 6 В субботу, следующую за праздником

В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых.

Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники:

1. Обрезание Господне (1 января).

2. Рождество святого Иоанна Предтечи (24 июня).

3. Святых апостолов Петра и Павла (29 июня).

4. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 августа).

5. День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября).

Праздники, чтимые святой Церковью

1. Преподобного Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября).

2. Святого апостола Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября).

3. Собор святого Архистратига Михаила (8 ноября).

4. Святителя Николая (9 мая и 6 декабря).

5. Святого пророка Илии (20 июля).

6. Святого великомученика Пантелеимона (27 июля).

7. Владимирской иконы Божией Матери (26 августа).

8. Казанской иконы Божией Матери (8 июля и 22 октября).

9. Пяти святителей Московских (5 октября).

10. Вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января).

11. Преподобного Серафима Саровского (2 января и 19 июля).

Объяснение служб неподвижных Господских и Богородичных двунадесятых праздников вынесено нами в отдельную часть; праздники же Господские подвижные будут рассмотрены во 2-й и 3-й части при изложении служб Постной Триоди (Вход Господень во Иерусалим) и Цветной Триоди (Вознесение и Пятидесятница).

Отличия и особенности

Богослужение в самые дни великих двунадесятых праздников посвящается исключительно празднуемому событию, что и выражается в изменяемых частях богослужения (чтениях, молитвословиях, песнопениях).

Внешняя сторона богослужения в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, достигает полной торжественности. Церковь «облекается в одежды светлыя», в «весь светлейший сан», как говорит Устав о Пасхальном облачении, и совершает богослужение при полном освещении храма. Сами священнослужители облачаются в соответствующие содержанию праздника облачения: в Господские праздники – облачение цвета золота (символ торжества), в Богородичные – голубого или белого цвета (символ невинности и девственной чистоты).

Примечание. В Господские праздники считается общепринятым облачение цвета золота, но на Богоявление, Преображение и Вознесение употребляется облачение белого цвета, на Воздвижение – фиолетового или красного, на праздник Входа Господня во Иерусалим – цвета золота (в практике же часто встречается и допускается облачение зеленого цвета), в Пятидесятницу – цвета золота, а на вечерне в тот же праздник – зеленого в цветах.

На Пасху цвет облачения – белый и красный. В другие праздники облачение бывает: в праздники ангельские – белое, в апостольские – желтое, в святительские – цвета золота, в преподобнические – зеленое (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынных лесов), в мученические – красное (символ страданий святых).

В великие праздники за богослужением преобладает пение над чтением, что служит выражением радостного состояния молящихся. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не преклонять колен, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы самим положением тела выражать торжество. Поэтому в Уставе прямо сказано: «В неделю (то есть воскресный день), и Владычний праздник, и в Пятьдесятницу всю колена не приклоняют» (Типикон, гл. 2).

Наконец, Церковь вносит духовную радость, торжество и в дома христиан, ослабляя или совсем опуская пост в эти дни и совершая славословия в самих домах.

1. Во все великие праздники положено совершать всенощное бдение. На утрени поются каноны только праздничные. (В средние же праздники, кроме праздничного, читается еще канон Богородице).

Праздники Господские отличаются от двунадесятых Богородичных. Если случится праздник в воскресенье, то в Господский праздник воскресная служба отменяется, а поется только служба праздника по Минее или Триоди (см.: Типикон, последования праздничных служб 14 сентября, 6 августа и др.). Если же в воскресенье случится великий Богородичный праздник, то служба его совершается в соединении со службой воскресной (см.: Типикон, последование 8 сентября). При этом схема обычной воскресной всенощной, а также литургии остается без изменения, только к воскресным стихирам, тропарям и канонам присоединяются стихиры и прочие песнопения Богородичного праздника.

Примечание. Если Богородичный праздник случится в воскресенье, то:

а) на вечерне на входе вместо догматика поется стихира праздника. Паримии праздника и лития. На благословении хлебов – тропарь праздника (трижды).

б) На «Бог Господь» поется тропарь воскресный дважды, «Слава, и ныне» – тропарь праздника Богородицы. После полиелея поется величание праздника, после чего – воскресные тропари «Ангельский собор удивися…».

в) Степенны антифоны поются рядового гласа, но прокимен поется праздника.

г) Евангелие – праздника, а не воскресное утреннее.

д) Поется «Воскресение Христово видевше», но вместо «Воскрес Иисус от гроба» во все двунадесятые Богородичные праздники в воскресенье поется стихира праздника.

е) После воскресного канона (на 4 с ирмосом) поется канон Богородичный из Октоиха (на 2) и затем праздника из Минеи (на 8), а канон Октоиха крестовоскресный оставляется.

ж) По 8-й песни канона поется «Честнейшую Херувим», но на литургии поется задостойник.

з) После великого славословия – тропарь воскресный.

и) Перед первым часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская.

к) На часах – тропарь воскресный и на «Слава» – праздника. Кондаки попеременно.

л) На литургии после малого входа – тропарь воскресный и тропарь Богородичного праздника, «Слава» – кондак воскресный и на «И ныне» праздника. Прокимен воскресный (дважды) и праздника (один раз). Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – воскресные и праздника.

2. В отличие от Богородичных праздников в Господский праздник, если он случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, на великой вечерне не стихословится Псалтирь. И лишь в том случае, если Господский праздник совпадает с воскресеньем, стихословится 1-я кафизма, а если случится в понедельник, то на великой вечерне поется 1-й антифон первой кафизмы («Блажен муж»).

3. В двунадесятые праздники – Господские и Богородичные – на великой вечерне стихиры на «Господи, воззвах» обычно поются на 8.

На утрени:

а) по полиелее всегда бывает величание праздника (только в Кириопасху не поется полиелей и не бывает величания праздника Благовещения).

б) Перед чтением Евангелия поются степенны 4-го гласа, 1-й антифон «От юности моея» (за исключением воскресных дней, в которые случится двунадесятый Богородичный праздник, когда поются антифоны рядового гласа).

в) В Господские праздники Вознесения Господня и Воздвижения Креста (с каким бы днем он ни совпал) поем «Воскресение Христово видевше». В Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, после Евангелия поется «Воскресение Христово видевше» один раз.1

г) Каноны праздника, по Уставу, должны петься с ирмосами на 14 или на 16 (например, тропари читаются на 12, ирмосы по дважды, а на катавасии – те же ирмосы каждой песни или же ирмосы, особо указанные в службе праздника).

д) На утрени по 8-й песни канона во все двунадесятые праздники вместо «Честнейшую» поется припев и ирмос 9-й песни (или только один ирмос), за исключением Богородичных праздников, случившихся в воскресенье.

4. Во все двунадесятые Господские праздники (а также на Пасху и в Пасхальную седмицу) на литургии вместо изобразительных поются праздничные антифоны (Типикон, гл. 21). Они поются только в самый день праздника. В попразднство же и отдание поются изобразительны («Благослови, душе...» и «Хвали, душе моя, Господа» и «Блаженны»).

В те праздники, когда поются праздничные антифоны, на малом входе на литургии всегда произносится «входный стих» праздника. (Исключением являются праздники Сретения Господня и День Святого Духа, когда на литургии произносится «входный стих», но праздничные антифоны не поются).

Примечание. При архиерейском служении литургии в день Господского праздника на малом входе после входного стиха хор поет: «Приидите, поклонимся», причем припев берется из второго литургийного антифона, например, на Рождество Христово:

«Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти. Аллилуиа».

При иерейском служении «Приидите, поклонимся» не поется, а сразу поются тропарь и кондак праздника.

5. В двунадесятые Господские праздники произносится особый праздничный отпуст (указанный в Служебнике), причем седмичные святые (например, Небесных Сил, или святого Предтечи, или Честнаго Креста) на нем не упоминаются. Малый отпуст (например, в конце 1-го часа) – обычный, без праздничного начала.

В воскресные дни отпуст (и великий, и малый) – всегда воскресный, кроме случая, когда Господский праздник совпадает с воскресным днем; тогда великий отпуст произносится с праздничным началом, а малый – как в обычные дни.

6. На литургии во все праздники (даже в воскресные дни) вместо «Достойно» поется задостойник – припев с ирмосом 9-й песни или один ирмос (в Неделю ваий и Пятидесятницу) до отдания.

Примечание. В праздник Пятидесятницы задостойник может петься и с припевом (см. ниже о празднике Пятидесятницы). Припев приводится, например, в Бахметевском «Обиходе».

7. В самый день Господского праздника вечером совершается великая вечерня с входом и пением особого великого прокимна.

Но если двунадесятый Господский праздник случится в субботу, то в субботу вечером поется прокимен воскресный: «Господь воцарися», а великий прокимен поется на праздничном всенощном бдении – «в пяток вечера».

8. Общей особенностью всех двунадесятых праздников является то, что они имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника (за исключением праздника Входа Господня в Иерусалим, который этих дней не имеет). Предпразднства и попразднства появились в Церкви в глубокой древности. Так, попразднства и отдания были приняты при организации богослужения в IV веке, преимущественно главных праздников Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова. В последующее время попразднства умножаются, и Церковь для большей торжественности устанавливает их применительно и к другим великим праздникам.

9. Дни предпразднства как бы пророчески предуказывают день великого праздника и своим богослужением подготавливают верующих к достойной встрече и проведению этого праздника.

В последованиях Минеи для дней предпразднства в соединении со службами святым имеются стихиры, тропари и иногда целые каноны в честь наступающего праздника. Октоих в дни предпразднства и попразднства не поется. Песнопениями предстоящего праздника заменяются также Богородичны как Октоиха, так и Минеи.

Все двунадесятые праздники, кроме праздников Рождества Христова, Богоявления и Пятидесятницы, имеют по одному дню предпразднства. Рождество Христово имеет 5 дней, а Богоявление – 4 дня предпразднства. Праздник Пятидесятницы предпразднства не имеет.

10. Дни попразднства – это своеобразное продолжение праздника. На следующий день после многих Господских и Богородичных праздников воспоминаются и прославляются участники события, воспоминаемого в день праздника. Так, после дня Рождества Пресвятой Богородицы, а именно – 9 сентября, совершается празднование в честь святых Богоотец Иоакима и Анны; после Рождества Христова – Собор (т.е. собрание верующих на славословие) Пресвятой Богородицы; после Крещения Господня празднуется Собор святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; после Сретения Господня совершается память святого праведного Симеона Богоприимца и святой пророчицы Анны; после Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется Собор архистратига Гавриила.

В последованиях Минеи в дни попразднства вместе с песнопениями cвятым пoмeщaютcя песнопения самого праздника или попразднственные, прославляющие событие праздника. В дни попразднства, как и в дни предпразднства, Октоих не поется.

Количество дней попразднства вместе с днем отдания бывает разное – от одного до восьми дней. Причиной такого неравномерного назначения Церковью количества дней попразднства служит разное соотношение двунадесятых праздников с другими днями богослужения: то близость к другим праздникам (например, Рождество Пресвятой Богородицы находится вблизи праздника Воздвижения), то пост (например, Благовещение Пресвятой Богородицы).

11. Последний день попразднства называется отданием праздника. Он отличается от дней попразднства более торжественной службой и тем, что в этот день поется последование праздника с большей частью тех молитв и песнопений, которые пелись в самый праздник. Но в отдание, в отличие от службы самого праздника, не положено всенощного бдения, на вечерне нет входа и чтения паримий, на утрени нет полиелея и чтения праздничного Евангелия, вместо «Честнейшую» поется припев и ирмос 9-й песни (кроме воскресных дней), утреня завершается великим славословием.

На литургии в отдание нет праздничных антифонов. Прокимен, аллилуиарий и причастен праздника, а в воскресенье – дня и праздника. В отдание Господских праздников читаются Апостол и Евангелие, чтения дня праздника не бывают. (См. Типикон, 6 августа). Только в отдание Богородичных праздников читаются праздничные Евангелие и Апостол после дневных (в том числе и воскресных) зачал (см.: Типикон, 12 сентября). Вместо «Достойно есть» поется задостойник.

В день отдания праздника поется служба только тем святым Минеи, которым, по Уставу, положено бдение, полиелей или великое славословие. Более подробные сведения о службах предпразднства и попразднства двунадесятых праздников приведены ниже.

Примечание: Укажем более подробно Особенности богослужения в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников, случившихся в седмичные дни (когда нет праздника с бдением, полиелеем или великим славословием)

а) Стихиры на «Господи, воззвах» и на стиховне вечерни, хвалитные и стиховные стихиры утрени поются не по Октоиху, а по Минее – предпразднства обычно в соединении со стихирами святому Минеи. На «Слава, и ныне» – всегда стихира праздника, но в субботу поется догматик текущего гласа (кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова, Богоявления, Вознесения и отдания Пятидесятницы).

б) После «Ныне отпущаеши» – тропарь предпразднства или попразднства; иногда первым тропарь святого, на «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства или попразднства, (в воскресные дни – «Богородице, Дево, радуйся» (дважды) и затем тропарь предпразднства или попразднства). В отдание праздника в седмичные дни – только тропарь праздника (трижды).

в) На утрени на «Бог Господь» после «И ныне» поется всегда (даже в воскресные дни) тропарь предпразднства или попразднства.

г) Вместо канонов Октоиха (а в воскресные дни вместо канона крестовоскресного из Октоиха) – канон предпразднства или попразднства.

Если же имеется еще и полиелейный святой, то в воскресенье и Богородичный канон из Октоиха не читается, а читается вместо него канон святому.

По 3-й песни канона – кондак и икос предпразднства или попразднства.

д) В предпразднства и попразднства (в седмичные дни) до отдания поется «Честнейшую» (за исключением 26 декабря – Собор Пресвятой Богородицы, 7 января – Собор Предтечи и Крестителя Иоанна и на Духов день, в эти дни поются припевы, а не «Честнейшую»), но в отдание вместо «Честнейшую» поется припев и ирмос 9-й песни, кроме воскресных дней, когда поется «Честнейшую» (Типикон 31 декабря).

Подобает знать: «Честнейшую» поется в воскресенье в течение всего года – и в предпразднства, и попразднства, и в седмичные дни. Не поется же «Честнейшую» в следующие праздники: на Рождество Богородицы и на отдание праздника; на Воздвижение Честнаго Креста и на отдание; на Введение во храм Пресвятой Богородицы и на отдание; на Рождество Христово, на 26 декабря – Собор Пресвятой Богородицы и на отдание; на Обрезание Господне; на Богоявление, на 7 января – Собор Крестителя Господня Иоанна и на отдание; в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; на Сретение Господне и на отдание; на Благовещение Пресвятой Богородицы; в период от Лазаревой субботы до Недели Фоминой; во все Недели (воскресенья) Пятидесятницы, кроме Недели святых отец; на Преполовение Пятидесятницы и на отдание; в среду перед Вознесением (отдание Святой Пасхи); на Вознесение Господне и на отдание; на Троицу, на Духов день и на отдание; на Преображение Господне и на отдание; на Успение Пресвятой Богородицы и на отдание. (Если же праздник или отдание праздника случится в воскресенье, то поется «Честнейшую»).

На литургии в попразднство и в отдание прокимен праздника поется (трижды) вместо дневного прокимна. На малом входе в попразднство Господских праздников поется «Приидите, поклонимся» с особым праздничным припевом в конце, который берется из второго антифона литургии праздника, а в попразднство Богородичных праздников – «молитвами Богородицы…» (кроме дней воскресных, когда поется «воскресший из мертвых»).

В отдание Богородичных праздников (но не Господских) на литургии читаются Апостол и Евангелие праздника после рядового зачала. Причастен праздника поется в попразднство (но не в предпразднство) и в отдание. Задостойник поется во все дни попразднства (в том числе и в воскресенье) до отдания включительно.

В дни попразднства до отдания праздника включительно полагается полный отпуст праздника, только без упоминания седмичных святых, например, бесплотных сил и др., так как Октоих в попразднство не поется, но в воскресные дни – отпуст воскресный, а не праздника.

azbyka.ru

Иконы двунадесятых праздников: значение

Каждый день в году хранит в себе воспоминания о событиях мирской жизни Иисуса Христа и Богородицы, приурочен к имени святого или посвящен чествованию чудотворных икон. Но есть ещё и большие праздники, такие как Светлая Пасха и Воскресение Христово. После них следует сказать о двунадесятых праздников, имеющих огромное значение для христианства, так как приурочены к событиям из жизни Христа и Пресвятой Богородицы. Раньше эти праздники были и гражданскими, эти дни были нерабочими.

Иконы двунадесятых праздников обычно располагаются между местными и деисусными иконами во втором снизу ряду. Храмы, посвященные какому-либо из 12 праздников, могут разместить свою икону и в местном ряду.

Двунадесятые праздники – это двенадцать православных праздников, каждому из которых соответствует одноименная икона. Праздники условно делят на непереходящие и переходящие, это связано с датами праздников: девять непереходящих ежегодно отмечаются в один и тот же день, а даты переходящих праздников отсчитываются от Пасхи, перемещаясь по календарю вместе с ней.

Каждый из двенадцати праздников имеет кроме самого дня празднества дополнительные дни: предпразднство – подготовка верующих к празднику, попразднство – продолжение празднества, отдаяние – заключительный день. Также почитаются и двенадцать праздничных икон, каждая из которых посвящена отдельному событию. По старому календарю новый год начинался с первого сентября, именно с этого дня и начинаются церковные праздники.

Описание двенадцати православных праздников

  1. Начинается календарь с праздника Рождество Пресвятой Богородицы, который отмечается 21 сентября. Икона Рождество Богородицы наполнена искренностью и счастьем. Молятся иконе о семейном счастье, здоровых детях, защити. Просят икону, когда долго не получается забеременеть. Связано это с тем, что мать Богородицы была бесплодной, но искренними молитвами и праведной жизнью вымолили у Бога долгожданного ребенка.
  2. Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Икона «Воздвижения Креста Господня» имеет и другие названия: «Крестовоздвижение» или «Утверждение Креста». Таких икон очень много в мире, они отличаются друг от друга, но все соответствуют основному сюжету – радостному обретению креста, Животворящего Древа, символу искупления.
  3. 4 декабря посвящено Введению во храм Пресвятой Богородицы. Иконография этого события, описанного в Евангелие, не меняется веками. С этого дня начинается подготовка Марии к рождению Спасителя.
  4. Широко празднуется Рождество Христово 7 января. Икона же описывает момент рождения Иисуса в пещере от Девы Марии.
  5. Икона Крещение Господне посвящена празднику, отмечаемому 19 января. На иконе крещение Иисуса в водах реки Иордан. Примечательно то, что на иконе отсутствует Богородица.
  6. Очень праздничная и нарядная икона Сретенье Господне изображает момент принесения Богородицей младенца Иисуса в храм. Отмечается это событие 15 февраля.
  7. К празднику Благовещение приурочена икона, отображающая момент встречи Пречистой Девы Марии с архангелом Гавриилом, который рассказал Марии, что скоро она родит Сына Всевышнего Иисуса. Радостное событие празднуется 7 апреля.
  8. Восьмая икона — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник зависит от дня празднества Пасхи, отмечается ближайшее перед Пасхой воскресенье, на шестой неделе Великого поста. Называется праздник Вербным воскресеньем.
  9. Немаловажна икона Вознесение Господне, описывающая окончание земной жизни Христа и его присоединение к Богу Отцу. Праздник переходящий, отмечается на 40-й день, считая от Пасхи.
  10. Икона День Святой Троицы описывает сюжет из Ветхого Завета, когда триединый Бог спустился к апостолам, дав им множество способностей и умений. Этот день, 50-й от Пасхи или восьмое воскресенье после Пасхи, считается захождением христианской церкви.
  11. Одна из двунадесятых икон описывает явление истинного лика Иисуса трём его ученикам, которым он поведал о будущих его мучениях и смерти во благо всех людей. Праздник Преображение Господне отмечается 19 августа.
  12. Последним праздником в церковном календаре является Успение Богородицы, отмечающемся 28 августа. На одноименной иконе изображена траурная церемония прощания с Богородицей. Над мертвой матерью Иисус держит на руках младенца, ознаменовывающего начало небесной жизни Богоматери. Этот день завершает цикл двунадесятых праздников и дает надежду на светлый и радостный будущий год.

Все иконы двенадцати православных праздников очень важны для истинно верующих. Эти праздники, в отличие от светских, воспитывают дух и очищают разум.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

omolitvah.ru

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ, 12 - это... Что такое ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ, 12?

  • Двунадесятые праздники — в богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице. К великим… …   Политология. Словарь.

  • ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — 12 важнейших православных церковных праздников: 25 декабря (7 января) Рождество Христово, 6(19) января Крещение (Богоявление), 2(15) февраля Сретение, 25 марта (7 апреля) Благовещение, за неделю до Пасхи вход в Иерусалим (Вербное воскресенье), 40 …   Большой Энциклопедический словарь

  • Двунадесятые праздники — ДВУНАДЕСЯТЬ, и, числит. колич. (стар.). То же, что двенадцать. Нашествие двунадесяти языков (об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Двунадесятые праздники — (также дванадесятые праздники)  двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге …   Википедия

  • ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — Важнейшие православные церковные праздники (см. церковь*, Православие*). Двунадесятые праздники отмечаются в честь важнейших событий земной жизни Иисуса Христа и его матери Богородицы. Этих особых праздников двенадцать, поэтому они называются… …   Лингвострановедческий словарь

  • ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ) Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ)[дванадесятые] [греч. Ϫωδεκάορτον], 12 праздников, в правосл. традиции считающихся наиболее важными после… …   Православная энциклопедия

  • двунадесятые праздники — 12 важнейших православных церковных праздников: 25 декабря(7 января)  Рождество Христово, 6(19) января  Крещение Господне (Богоявление), 2(15) февраля  Сретение, 25 марта(7 апреля)  Благовещение, за неделю до Пасхи  Вход Господень в Иерусалим… …   Энциклопедический словарь

  • двунадесятые праздники — устойчивое сочетание Двенадцать важнейших православных праздников: Рождество/ Христо/во 7 января (25 декабря), Креще/ние Госпо/дне 19 (6) января, Сре/тение 15 (2) февраля, Благове/щение 7 апреля (25 марта), Вход Госпо/день в Иерусали/м (Вербное… …   Популярный словарь русского языка

  • Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Некоторые из них имеют раз и навсегда установленные даты: Рождество Христово 25 декабря/7 января, Богоявление (Крещение Господне) 6/19 января, Сретение Господне 2/15 февраля, Благовещение… …   Православный энциклопедический словарь

  • Двунадесятые Праздники — Великие праздники русской православной церкви. К ним относятся: Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи) Вознесение Господне (в 40 й день по Пасхе) Троица (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на апостолов) (в 50 й день по Пасхе) Крещение …   Религиозные термины

dic.academic.ru

Пасха и Двунадесятые праздники. Главные праздники Православной Церкви

Самый большой праздник у православных христиан это Пасха или Воскресение Христово -- это праздник праздников. Кроме Пасхи есть еще 12 больших праздников -- это «Двунадесятые праздники»: (1) Рождество Пресвятой Богородицы, (2) Введение во храм Пресвятой Девы Марии, (3) Благовещение Пресвятой Девы Марии, (4) Рождество Христово, (5) Сретение Господне, (6) Крещение Господне, (7) Преображение Господне, (8) Вход Господень в Иерусалим, (8а) Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, (9) Вознесение Господне, (10) Сошествие Святаго Духа на Апостолов, (11) Успение Божией Матери, (12) Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста. (По учебнику Протоиерея Аполлония Темномерова, «Священная История Новаго Завета», Петроград, 1915 г.)[ДД-21.1]

Праздники освящают нашу жизнь и освещают для нас главные моменты в христианской истории и служат училищем добродетели и благочестия и напоминают нам о высоких истинах веры. Православные люди не должны «изучать Библию» как протестанты, так как церковный календарь постоянно их обучает. Иконы двунадесятых праздников, находятся в церкви на иконостасе, во втором ряду икон начиная снизу. В православной России Пасха и двунадесятые праздники были гражданскими праздниками.

1. Рождество Пресвятой Богородицы В городе Назарете жили праведные Иоаким и Анна. Оба они дожили до старости, но детей не имели. Они усердно молились, чтобы Господь дал им сына или дочь, и дали обещание, -- если родится у них ребенок, посвятить его на служение Богу при храме. Господь услышал их молитву: у них родилась дочь, которую они назвали Марией.      Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 21(8) сентября.

     Тропарь, глас 4-й:      Рождество Твое, Богородице Дево,      радость возвести всей вселенней:      из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,      и разрушив клятву, даде благословение,

     и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

     Кондак, глас 4-й:      Иоаким и Анна поношения безчадства,      и Адам и Ева от тли смертныя свободистася,      Пречистая, во святем рождестве Твоем.      То празднуют и Людие Твои,      вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти:

     неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

2. Введение во храм Пресвятой Девы Марии (Введение). Когда Деве Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна исполнили свое обещание и привели Ее в Иерусалимский храм. Первосвященник встретил Деву Марию при входе и, по внушению Святого Духа, ввел Ее в особенное место, во святое святых, куда и сам мог входить только один раз в год. Дева Мария осталась жить при храме и большую часть времени проводила в молитве и чтении священных книг.      Пресвятая Дева Мария жила при храме до 14-ти лет. После этого, по закону, Она должна была вернуться к родителям или выйти замуж. Но Иоаким и Анна к этому времени уже умерли, замуж же Дева Мария не хотела выходить, так как дала обещание остаться девой. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней как о своей дочери. Иосиф жил в Назарете: он был человек небогатый и занимался плотничеством.

     Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря (21 ноября).

     Тропарь, глас 4-й:      Днесь благоволения Божия предображение      и человеков спасения проповедание:      в храме Божии ясно Дева является,      и Христа всем предвозвещает,      Той и мы велегласно возопиим:

     радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

     Кондак, глас 4-й:      Пречистый храм Спасов,      многоценный чертог и Дева,      священное сокровище славы Божия,      днесь вводится в дом Господень,      благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем,      Юже воспевают Ангели Божии:

     Сия есть селение небесное.

3. Благовещение Пресвятой Девы Марии (Луки 1:26-38) (Благовещение). Когда Дева Мария жила у Иосифа, к Ней послан был от Бога Архангел Гавриил сообщить благую новость о рождении от Нее Спасителя мира. Он явился к Ней с такими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Дева Мария смутилась и подумала: что значит это приветствие? Архангел продолжал: «Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога; Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус». Дева Мария в недоумении спросила: «Как это может быть, когда я не замужем»? Архангел ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, поэтому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим». Дева Мария со смирением сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему». И ангел отошел от Нее.      Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля (25 марта).

     Тропарь, глас 4-й:      Днесь спасения нашего главизна,      и еже от века таинства явление,      Сын Божий Сын Девы бывает,      и Гавриил благодать благовествует.      Темже и мы с ним Богородице возопиим:

     радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

     Кондак, глас 8-й:      Взбранной Воеводе победительная,      яко избавльшеся от злых,      благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице:      но яко имущая державу непобедимую,      от всяких нас бед свободи,

     да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

4. Рождество Христово (Луки 2:1-21) (Рождество). Римский император Август приказал сделать в подчиненной ему Иудейской земле народную перепись. Для этого каждый иудей должен был идти записаться в том городе, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились для записи в город Вифлеем. Здесь они не могли найти место в доме, так как по случаю переписи в Вифлееме собралось очень много народа, и остановились за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в плохую пагоду. Здесь ночью Пресвятая Дева родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли.      В ночь Рождества Христова пастухи вифлиемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». В это время на небе появилось много ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».      Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Господь». Они пришли в пещеру и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии, что видели и слышали от ангелов. На восьмой день после рождения Ему было дано имя Иисус.

     Рождество Христово празднуется 7 января (25 декабря).

     Тропарь, глас 4-й:      Рождество Твое, Христе Боже наш,      Возсия мирови свет разума,      в нем бо звездам служащии      звездою учахуся,      Тебе кланятися Солнцу правды      и Тебе ведети с высоты Востока:

     Господи, слава Тебе!

     Кондак, глас 3-й:      Дева днесь Пресущественнаго раждает,      и земля вертеп Неприступному приносит:      Ангели с пастырьми славословят,      волсви же со звездою путешествуют:

     нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

5. Сретение Господне (Луки 2:22-39) (Сретение). У евреев был закон, чтобы первого сына в сороковой день по его рождении приносить в храм для посвящения Богу. В этом случае приносили в жертву: богатые -- ягненка и голубя, а бедные двух птенцов голубиных. Когда Иисусу Христу исполнилось сорок дней, Дева Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм и так как они были бедные, то принесли в жертву двух голубей. В этот же день пришел в храм старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Он встретил Марию с Младенцем и, взяв Его на руки, сказал: «Теперь я могу умереть спокойно, потому что мои глаза увидели Спасителя мира».      В храме была вдова Анна пророчица, 84 лет, которая сказала присутствующим, что этот Младенец есть Спаситель мира.

     Сретение Господне празднуется 15(2) февраля.

Молитва св. Симеона Богоприимца, (поется на Вечерни, 1-ая часть Всенощной):      Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко,      по глаголу Твоему с миром;      яко видеста очи мои спасение Твое,      еже еси уготовал пред лицем всех людей,      свет во откровение языков

     и славу людей Твоих Израиля. (Луки 2:29-32).

6. Крещение Господне (Матфея 3:13-17; Марка 1:9-11; Луки 3:21-22; Иоанна 1:32-34) (Крещение). Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он пошел на реку Иордан к Иоанну Крестителю, чтобы креститься от него. Иоанн сначала отказывался, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь, нам нужно исполнить всякую правду». Тогда Иоанн крестил Его. Когда Иисус Христос вышел из воды, вдруг отверзлись над Ним небеса и Дух Божий сошел на Него в виде голубя и послышался с неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».      Так как во время Крещения Господня явилась Святая Троица, этот праздник называется еще Богоявлением.

     Крещение Господне празднуется 19(6) января. На этот праздник, в церкви, освящается вода два раза. Первый раз после Литургии которая служится в день до праздника [18(5) января]. Эта вода называется «Вечерняя Вода». Второй раз в день праздника после Литургии, совершается Крестный ход, который называется «Хождение на Иордань». Во время этого Крестного хода освящается вода, которая называется «Крещенская вода».

     Тропарь, глас 1-й:      В Иордане крещающуся Тебе, Господи,      Троическое явися поклонение:      Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,      возлюбленнаго Тя сына именуя:      и Дух, в виде голубине,      извествоваше словесе утверждение:      явлейся Христе Боже,

     и мир просвещей, слава Тебе.

     Кондак, глас 4-й:      Явился еси днесь вселенней,      и свет Твой, Господи, знаменася на нас,      в разуме поющих Тя:

     пришел еси и явился еси Свет неприступный.

7. Преображение Господне (Матфея 17:1-13; Марка 9:2-13; Луки 9:28-36) (Преображение). Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял с Собою троих из учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавор помолиться. Пока Он молился ученики заснули. Когда они проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: Лицо Его сияло как солнце, а одежда была белая, как снег, и к Нему явились во славе Моисей и Илья и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Когда Моисей и Илья отходили от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь; сделаем три палатки: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Ученики в страхе бросились на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «встаньте, не бойтесь»! Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде.      Преображение Господне празднуется 19(6) августа.

     Тропарь, глас 7-й:      Преобразился еси на горе, Христе Боже,      показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху:      да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,

     молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

     Кондак, глас 7-й:      На горе пеобразился еси,      и якоже вмещаху ученицы Твои,      славу Твою, Христе Боже, видеша:      да егда Тя узрят распинаема,      страдание убо уразумеют вольное,      мирови же проповедят,

     яко Ты еси воистину Отчее сияние.

8. Вход Господень в Иерусалим (Матфея 21:1-17; Марка 11:1-19; Луки 19:29-48; Иоанна 12:12-19) (Вербное воскресенье). За шесть дней до Пасхи, Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. На половине дороги, по его просьбе, ученики привели к нему ослицу с осленком, чтобы Ему ехать на них. Они покрыли их своими одеждами и Иисус Христос сел и поехал в Иерусалим. И когда Он ехал, множество народа вышло навстречу из Иерусалима. Одни снимали с себя одежду и постилали по дороге; другие срезали пальмовые ветки, несли их в руках или бросали по дороге и все громко восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в Вышних»! Особенно дети усердно и радостно приветствовали Спасителя и даже в храме кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову»!      Вход Господень в Иерусалим празднуется в воскресенье, неделю до Пасхи. Во время богослужения освящается и раздается верба (вместо пальмовых веток). Это бывает во время Великого поста, до Страстной недели. В этот день обыкновенно причащаются ученики с родителями и преподавателями.

8а. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (Матфея 28:1-15; Марка 16:1-11; Луки 24:1-12) (Иоанна 20:1-18; Коринфянам 15:3-5) (Воскресение Христово. Воскресение. Пасха Христова). В первый день после субботы, рано утром, Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Воины, стоящие на страже, от страха попадали на землю и стали как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.      Праздник праздников, Воскресение Христово, Пасха, празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния между 4 апреля (22 марта) и 8 мая (25 апреля). В полночь (суббота на воскресенье) служится Пасхальная Заутреня, за которой следует Литургия. После этих служб кончается Великий пост и можно разговляться (есть скромное, не постное). Пасха празднуется семь дней.

     Стихира в начале утрени, глас 6-й:      Воскресение Твое, Христе Спасе,      Ангели поют на небесех:      и нас на земли сподоби

     чистым сердцем Тебе славити.

     Тропарь:      Христос воскресе из мертвых,      смертию смерть поправ,

     и сущым во гробех живот даровах.

9. Вознесение Господне (Марка 16:15-19; Луки 24:46-53; Деяния 1:2;4-26) (Вознесение). В сороковой день после воскресения из мертвых, Господь Иисус Христос явился ученикам Своим и сказал им оставаться в Иерусалиме, пока они не получат Духа Святого. Затем Он вывел их из города на гору Елеонскую и, подняв руки, благословил и когда благословлял, стал возноситься на небо. Наконец, светлое облако скрыло Иисуса Христа из вида учеников. Они долго смотрели на небо. Вдруг явились им два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом, как вы видели Его возносящимся на небо». Ученики поклонились вознесшемуся Господу и с радостью вернулись в Иерусалим.      Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи, всегда в четверг.

     Тропарь, глас 4-й:      Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,      радость сотворивый учеником,      обетованием Святаго Духа,      извещенным им бывшим благословением:

     яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

     Кондак, глас 6-й:      Еже о нас исполнив смотрение,      и яже на земли соединив небесным,      вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,      никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный,      и вопия любящим Тя:

     аз есмь с вами, и никтоже на вы.

10. Сошествие Святого Духа на апостолов (Деяния 2;14:23) (Святая Троица. Троица. Пятидесятница). В пятидесятый день по воскресении Иисуса Христа, апостолы с Божией Матерью и другими верующими были вместе и молились. В третьем часу от начала дня вдруг послышался с неба шум, как бы от сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились огненные языки и почили на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.      В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран, по случаю праздника Пятидесятницы. Услышав шум, они собрались окола дома, где были апостолы, и удивлялись, что простые, неученые люди говорят на разных языках. Тогда выступил апостол Петр и объяснил народу, что они получили Духа Святого от Иисуса Христа, Который был распят, но воскрес из мертвых. Слышавшие эту проповедь умилились сердцем и спрашивали Петра: «Что нам делать»? Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Господа Иисуса Христа, и вы получите дар Святого Духа. И в тот день крестились около трех тысяч человек.      Сошествие Святого Духа на апостолов означает конец Нового Завета и начало апостольской проповеди и истории Христианской Церкви. Происшествия до Сошествия Святого Духа описаны в Евангелии, а само Сошествие и после в книге Апостол.

     Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется на пятидесятый день после Пасхи и называется днем Святой Троицы или Пятидесятницей. Святая Троица всегда бывает в воскресенье и празднуется три дня. В течение всей недели нет поста, то есть среда и пятница не постные; поэтому она называется «сплошная».

     Тропарь, глас 8-й:      Благословен еси, Христе Боже наш,      Иже премудры ловцы явлей,      ниспослав им Духа Святаго,      и теми уловлей вселенную,

     Человеколюбче, слава Тебе.

     Кондак, глас 8-й:      Егда снишед языки слия,      разделяше языки Вышний:      егда же огненныя языки раздаяше,      в соединение вся призва:

     и согласно славим Всесвятаго Духа.

11. Успение Божией Матери (Успение). После распятия Господа Иисуса Христа, Матерь Божия жила в Иерусалиме в доме святого апостола Иоанна Богослова. О своем успении Она была за три дня извещена архангелом Гавриилом. Тогда, по Ее желанию, были чудесно собраны в Иерусалим силою Божиею все апостолы, кроме Фомы. В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где находилась Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос явился и принял Ее пречистую душу, а тело Ее апостолы погребли в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. Через три дня прибыл и апостол Фома и пожелал поклониться телу Богоматери. Но когда открыли пещеру, то не нашли там тела. Апостолы стояли в недоумении. Вдруг им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».      Успение Божией Матери празднуется 28(15) августа.

     Тропарь, глас 1-й:      В рождестве девство сохранила еси,      во успении мира не оставила еси, Богородице,      преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,

     и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы нашя.

     Кондак, глас 2-й:      В молитвах неусыпающую Богородицу,      и в предстательствах непреложное упование,      гроб и умерщвление не удержаста:      якоже бо Живота Матерь,

     к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

12. Воздвижение Креста Господня (Воздвижение). Первые христиане были древние евреи и испытывали большие гонения от еврейских начальников которые не последовали за Иисусом Христом. Первый христианский мученик, святой первомученик Стефан, был забит камнями до смерти, за христианскую проповедь. После падения Иерусалима начались, во много раз ужаснее, гонения на христиан от язычников-римлян. Римляне были против христиан, так как христианское учение, была полная противоположность обычаям, нравам и воззрениям язычников. Вместо эгоизма -- оно проповедовало любовь, на место гордости ставило смирение, вместо роскоши, учило воздержанию и посту, искореняло многоженство, способствовало освобождению рабов и вместо жестокости призывало к милосердию и благотворительности. Христианство нравственно возвышает и очищает человека и направляет всю его деятельность к добру. Христианство было запрещено, строго каралось, христиан жестоко мучили, а потом убивали. Так было до 313 года когда император Константин не только освободил христиан, но и сделал христианство государственной верой.      Воздвижение Креста Господня празднуется 27(14) сентября.

Воздвижение Креста Господня, последний из двунадесятых праздников, учебник Закона Божия описывает так:      Воздвижение Креста Господня. Преследования христиан продолжались около трехсот лет, и окончились только при императоре Костантине Великом, который сам принял христианскую веру. Мать его благочестивая царица Елена, отправилась в Иерусалим чтобы найти крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.      Царице указали, что крест Христов зарыт в землю, и на том месте построен языческий храм. Когда, по приказанию Елены, сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и возле них дощечку с надписью: «Иисус Христос Назарянин, Царь Иудейский.»      Чтобы узнать, который из трех Крестов Господень, стали возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, умерший воскрес, и таким образом узнали крест Господень.

     Всем, бывшим при этом, хотелось видеть святой крест. Тогда патриарх иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и воздвигали крест, а народ покланялся ему и восклицал: «Господи, помилуй!»

Тропарь (Глас 1-й) Спаси Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя,

и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

По русски (перевод АНМ) Спаси Господи, люди Твои, и благослови достояние Твое, победы православным христианам на врагов даруй,

и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак (Глас 4-й) Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительство щедроты Твои даруй, Христе Боже: возвесели силою Твоею православныя христианы, победы дая им на сопостаты, пособие имущым Твое оружие мира,

непобедимую победу.

По русски (перевод АНМ) Вознесся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительство щедроты Твои даруй, Христе Боже: возвесели силою Твоей православных христиан, победы дай им на врагов, пособие имущим Твое оружие мира,

непобедимую победу.

Литература на наших эл. стр. Жизнь Господа Иисуса Христа (ДД-21.1) Чудеса Господа Иисуса Христа (ДД-21.2) Притчи Господа Иисуса Христа (ДД-21.3) Учение Господа Иисуса Христа (ДД-21.4)

Примечания [П1] Эта работа была написана для учеников «Русской Церковной Гимназии при Храме всех Святых в Земле Российской просиявших», в г. Бурлингейм, штат Калифорния.

Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-12 - Пасха и Двунадесятые праздники. Главные праздники» Гимназия при Храме всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ) г. Бурлингейм, штат Калифорния School at the Church of all Russian Saints (ANM), 744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005

эл. стр.: http://www.dorogadomoj.com/

d12pra.html,  (I-й вып.:13сен89),  02нбр05 НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ НАВЕРХ

www.dorogadomoj.com


Смотрите также