Авторизация

14 сентября начало индикта церковное новолетие


14 СЕНТЯБРЯ — ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ

14 сентября во всех православных церковных календарях эта дата отмечена как начало индикта — Церковное Новолетие. Вновь и вновь призывает нас Святая Церковь вступить в годичный круг священных воспоминаний, где во всей глубине и полноте хранятся Священное Писание и Священное Предание.

Начинается новый богослужебный круг главных, двунадесятых церковных праздников праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который отмечается на седьмой день после Церковного Новолетия, 21 сентября. Начинается церковный богослужебный год. Именно Пресвятая Богородица явилась той Дверью, которою Бог вошел в нашу жизнь. Праздником Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа завершился годичный круг богослужений.

Новолетие является самым незаметным православным праздником, который в церковном календаре именуется началом индикта. Мы, к сожалению, плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год и почему он так назван.

Некоторые могут удивиться — почему в Православной Церкви новый год наступает 1 сентября, в начале осени? Ведь, на первый взгляд, логичнее было бы началом нового года считать первый день весны, а не осени. Но это только на первый взгляд, от которого ускользают первопричины бытия этого мира.

А логика здесь та же самая, что лежит и в основании исчисления начала церковного богослужебного дня не с утра, как принято в мирском, гражданском исчислении, а с вечера предыдущего дня. Поэтому в православных храмах церковные праздники начинаются не с утреннего богослужения, а с Всенощного бдения, которое совершается накануне вечером.

Священное Писание, повествующее о творении мира, свидетельствует нам: «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет — днем, а тьму — ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:2-5). Поэтому и служители Божии еще с древнейших ветхозаветных времен определили началом богослужебного дня именно вечер, а не утро. Во почему и церковный новый год начинается именно с вечера круговорота времен года, а не с утра: то есть с наступлением осени, а не весны. В таком определении начала, как земного дня, так и года, лежит глубокая мысль о сотворенности этого мира и первичном небытии его.

Месяц сентябрь — важнейший и по течению природы, священнейший и в устройстве ветхозаветной Церкви. В первый день седьмого месяца, когда праздновали в Ветхом Завете новое лето, Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исайи ( Ис. 61, 1 — 2) о наступлении лета благоприятного. В чтении Господнем ( Лк. 4, 16 — 22) византийцы видели Его указание на празднование дня нового года. Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник» (PG. 117, Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября (по старому стилю) за Литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

Само название месяца сентября происходит от латинского слова «septem», что в переводе значит — «семь», таким образом месяц сентябрь именуется седьмым. Слово «индикт» также латинского происхождения и означает — «объявление». В данном случае — объявление начала нового богослужебного года.

Сам праздник церковного новолетия был установлен святыми отцами 1 Вселенского Собора в Никее в 325 году, в память об официальном прекращении равноапостольным царем Константином Великим трехвекового гонения на христианскую Церковь, последовавшем в 312 году. Такое решение первого Римского императора-христианина последовало после его чудесной победы над тираном Рима — Максенцием, войска и злоба которого значительно превосходили силы войска Константина. Это произошло 1 сентября 312 года. Поэтому святые отцы I Вселенского Собора установили праздновать Новолетие как начало христианской свободы, и при этом не забывая библейскую ветхозаветную традицию. С того времени круг года в Римской империи начался с сентября. Это летоисчисление было господствующим во всей почти Европе до половины XV века. Вместе с христианской верой Церковь Греческая передала свое летоисчисление Русской, которая до сих пор сохраняет это летоисчисление.

Со времени крещения Руси и в нашем Отечестве новый год отмечался 1 сентября вплоть до времени царствования Петра I, который в 1700 году перенес начало гражданского года на 1 января. Церковь не спешит за переменчивым духом этого мира, а, сообразуясь с библейской традицией, продолжает считать началом Индикта, то есть церковного Новолетия — первый день седьмого месяца от сотворения мира, то есть 1 сентября по старому стилю.

С началом каждого нового богослужебного года Церковь снова свидетельствует миру о Пришествии Христовом, Его святом Воплощении от Девы Марии в нашу человеческую природу, Его Небесном учении о жертвенной любви, к которой мы призваны; Его Божественной жертве на Голгофе за человеческий грех, Его славном Воскресении и Вознесении, а затем и ниспослании от Отца всеосвящающего и возрождающего нас к вечной жизни в Боге Святого и Божественного Духа.

 По материалам Сибирской православной газеты.

Празднование Начала индикта — церковного новолетия / Православие.Ru

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк 4, 16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читалось Патриархом и в особом чине летопроводства — праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх — в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю..., и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в. (Требники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV — нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056, XIV в.), но даже уже в XIII в. (чин упоминается в Вопросоответах епископа Феогноста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения молитв. Русские редакции XVII в. чина летопроводства 1 сентября содержатся в Московском Потребнике мирском 1639 г., в Московском Потребнике 1651 г., в Требнике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напечатанном без обозначения года сборнике церковных чинов (Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 113). Близок к печатным московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой четверти XVII в.

Отметим интересные особенности, содержащиеся в московском и новгородском чинах (подробнее см.: Там же. С. 114–116). Во время чтения паремий протопоп совершал чин водоосвящения до момента погружения креста. Затем, после чтения Евангелия, святитель погружал крест в воду при пении тропаря: Спаси, Господи, люди Твоя... и омывал иконы губой, омоченной в освященной воде, после чего читались молитва Патриарха Филофея Константинопольского: Владыко Господи Боже наш... и главопреклонная молитва. В московском печатном чине описывается, кроме того, обряд пришествия царя к действу (в Москве чин совершался на соборной площади Московского Кремля, и царь чаще всего прибывал туда уже после прихода Патриарха с крестным ходом, но иногда мог приходить и вместе с ним), его встречи и поздравительной речи к нему Патриарха. В Новгороде служащий святитель обращался с поздравлением к воеводам и народу с произнесением «титла» о царском многолетнем здравии.

Киевский чин отличался от московского и новгородского. В нем не указаны крестный ход на площадь, водоосвящение и омовения икон. Чтение Евангелия совершалось в храме, не было паремий и Апостола. Лития совершалась пред храмом: сначала дважды обходили храм с крестным ходом при пении стихир, в третье обхождение останавливались пред каждой стороной храма, и диакон произносил ектению; перед западной стороной святитель читал молитву. Обряд поздравления также не указан в киевском чине.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

14 сентября - начало индикта, церковное новолетие

Праздник новолетия был установлен святыми отцами на I Вселенском Соборе, в Никее. Это было в то самое время, когда царь Константин Великий, победив Максенция, просветил вселенную светом благочестия, искоренил идольские празднества, освободил веру Христову от тяжких гонений и установил свои индиктионы. Тогда святые отцы установили праздновать новолетие, как начало христианской свободы, в воспоминание посещения Христом в этот день иудейской синагоги и проповеди Его о приятном лете Господнем. С того времени и мы празднуем первый день сентября месяца.

Но это уже праздник не Ветхого Завета, а новой благодати. Ибо в этот день Сам Законодатель, снисшедший с небес и носящий в себе Духа Отца, явил Себя миру и начертал закон Божий не перстом, но Своим Божественным языком и пресладкими устами, и не на каменных скрижалях, а «на плотяных скрижалях сердца нашего» (2Кор.3:3).

В современном русском православном календаре под 1/14 сентября значится «Начало индикта – церковное новолетие», отмечаемое в храмах благодарственным молебном. Этот Новый год (так называемый «сентябрьский стиль») – вместе с эрой от Сотворения мира, «апо́ ту ко́сму, апо́ ту Адам» – был одновременно и государственным в России до 1700 года. Следует помнить, что этот Церковный Новый год по юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX–XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 года будет приходиться на 15 сентября, и т. д.).

СЛОВО В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ИНДИКТА, ИЛИ НОВОГО ГОДА

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Царь веков, Господь Бог наш, «положил времена или лета в своей власти» (Деян.1:7). Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мирских дел их. Еще в Ветхом Завете Он повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу. Ибо так написано в книгах Моисеевых: «Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу» (Лев.23:24-31). Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мир Словом Своим, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения (Быт.2:2-3; Исх.20:11; Евр.4:4); и как впоследствии дал и человеку заповедь: «Шесть дней работай, в день седьмой – суббота Господу Богу твоему не делай никакого дела ты» (Исх.20:9-10), так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в это время отдыхать от дел мирских. Об этом Господь вторично заповедал Моисею, «говоря, месяца седьмого, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень» (Лев.23:39).

По какой же причине установлено это празднование?

В этом именно месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских.

В этом месяце святой пророк Моисей сошел о горы, с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный Самим Господом (Исх.34:29).

В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян (Исх.35).

В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил в Святое Святых «Не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа».

В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год.

В этом месяце совершилось торжественное освящение великолепного храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был в этот храм Ковчег Завета (3Цар.8).

В этом месяце все колена народа израильского отовсюду стекались в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню: «Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши» (Лев.23:32).

С этого месяца начинали счет годам, особый для каждых пятидесяти лет. В то время как народ израильский вступал в обетованную землю, Господь повелел, чтобы люди особенно праздновали каждый пятидесятый год; и не только сами участвовали в этом праздновании, но и слуги и скот; даже самую землю, где поселились израильтяне, заповедано было оставлять в покое, не распахивать, не засевать, не собирать ни колосьев, ни виноградных, ни садовых плодов: все это предоставлялось в пищу бедным людям, а также зверям и птицам. Об этом так написано в книгах Моисеевых: «Вострубите трубою по всей земле вашей и освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; не сейте и не жните, что само вырастет на ней, и не сжинайте ягод с необрезанных лоз ее, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые, так же поступай с виноградником твоим и маслиною твоей» (Лев.25:9-11; Исх.23:11). В этот пятидесятый год прощались должникам их долги, отпускались рабы на свободу, и каждый человек особенно следил за собой, как бы не прогневать Господа каким-либо грехом, как бы не опечалить своего ближнего. То был год всепрощения и очищения от грехов. Этот пятидесятилетний круг, по повелению же Господню, разделялся на семь годовых седмин, (т.е. семь раз по семи лет) и каждый седьмой год назывался субботою или покоем. Об этом Господь через Моисея дал такое повеление: «шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник свой, и собирай произведения их; в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай. Если скажете: «что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем сеять, ни собирать произведений наших», Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года» (Лев.25:3-4, 20-21). Все эти годы, в которые Господь установил праздничный покой и для людей и для земли, начинались, также по повелению Господню, с сентября месяца. «И воструби», – сказал Господь, – «год покоя в седьмой месяц» (Лев.25:9), т.е. в сентябре, так как сентябрь от марта, первого месяца от сотворения мира, есть седьмой месяц.

Церковное новолетие 14 сентября 2019 года: начало индикта

Церковное новолетие — праздник, название которого говорит само за себя. Это время, когда церковный календарь начинается заново и все праздники повторяются. У этого события есть важные особенности, о которых стоит знать каждому верующему.

Это событие имеет непереходящую дату, то есть каждый год она одна и та же — 14 сентября. Альтернативное название новолетия — начало индикта. По сути это церковный новый год, который на Руси им и являлся. Последним праздником церковного календаря является Успение Богородицы 28 августа, а первым всегда становится Рождество Божией Матери 21 сентября.

История и смысл праздника

Эксперты сайта dailyhoro.ru отмечают, что индиктом в Римской Империи назывался пятнадцатилетний период сбора дани, то есть налога. Летосчисление в раннем христианстве всегда начиналось с 1 сентября, что по новому стилю соответствует 14 числу того же месяца. Именно поэтому праздник называется началом индикта, то есть началом нового периода, индиктиона.

Вполне очевидной является причина, по которой в качестве первого праздника выбрано Рождение Богородицы: именно с этого события начинается новая история нашего мира. Без Девы Марии не начался бы путь Иисуса Христа, поэтому евангельская история начинается с ее появления на свет.

Традиции церковного новолетия

14 сентября в церквях проводится богослужение, в котором есть благодарственный молебен. Священники советуют по возможности посетить в этот день храм и прочитать благодарственные молитвы Господу и святым. В этот день также отмечается память святого Симеона Столпника и сорока мучениц.

В народе считалось, что на Столпника наступает полноценная осень, поэтому прекращался посев озимых культур. В этот день активно проводились огородные работы по сбору урожая. Также на Руси в новолетие принято было свататься, знакомиться с женихами и невестами.

На начало индикта 14 числа полезно водить в церковь школьников, чтобы Господь благословил их на новый учебный год. В этот раз новый церковный год начинается в субботу, поэтому можно будет убраться дома, навести порядок. Если раньше это был очень большой праздник и новый год, то сегодня это просто очередной день календаря. Исправьте это, помолившись, посетив церковь и сделав доброе дело.

Конечно, это не двунадесятый праздник, но событие крайне важное. 14 сентября можно поставить перед собой какую-нибудь важную духовную цель, которая поможет обрести мотивацию к тому, чтобы стать лучше. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Каждый год 19 декабря верующие славят память Николая Чудотворца — великого Угодника Божьего, прославившегося множеством ...

В православном календаре есть особые даты, которые отведены для почитания усопших родственников. Они названы родительскими ...

В церковной традиции новый год называется Новолетием и он отмечается осенью в связи с интересной ...

В православной вере есть древний обычай — женщина входит в церковь с покрытой головой. Откуда берет свое начало эта ...

Начало индикта. Церковное новолетие » Севастопольское Благочиние

14.09.18

286 просмотров

Начало индикта – это начало финансового года, нового периода сбора податей или (по-современному) налогов. Индикт ввел император Август Октавиан в Римской Империи в первом веке до Рождества Христова. В Византии индикт утвердил равноапостольный император Константин. Официальное, то есть государственное летоисчисление начиналось с 1 сентября 312 года.  В 325 году в Никее проходил I Вселенский собор. На нем святые отцы установили праздновать новолетие 1 сентября и ввели это постановление в решение Собора.1 сентября (14-го сентября по новому стилю) 312 года византийский император Константин I разбил своего главного соперника, римского императора Максенция. Тот постоянно досаждал Константину угрозами, набегами, жестокостью. Он нанес императору даже личное оскорбление. По его указанию по всем римским городам были уничтожены (разбиты) статуи византийского императора.1(14) сентября состоялась битва. Во время битвы с Максенцием Константину Великому явился с неба Крест, на котором было начертано: «Сим знамением победишь». Римские войска были разбиты. Максенций, спасаясь бегством, утонул в Тибре.Константин уверовал во Христа и принял христианство. И вот, в 325 году  этот день, 1 сентября, был введен в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному императору за прекращение гонений на христиан и провозглашение веротерпимости.На Руси празднование новолетия в сентябре было установлено в 1492 году. Почему именно в этом году? Что повлияло на решение Церкви и царя Иоанна III? Возможно, всеобщее ожидание конца света. Ведь исполнилось 7000 лет со дня сотворения мира и слух, что восьмой тысячи не бывать, расползался по всем христианским странами, особенно православным.По всей видимости, 7001-й год встретили как и раньше – 1 марта, затем 6 месяцев подождали, чтобы убедиться, что конца света не предвидется, и перешли на сентябрь – по византийскому образцу. В истории Византии огромное значение имела победа Константина Великого 1 сентября 312 года над своим главным врагом, а Русь в конце XV века окончательно избавилась от татарского ига. Царь Иоанн III вместе с Церковью, вводя новолетие, как бы соединял начало Византийской империи и русской.Праздновали этот день до 1699 года. Считалось необходимым в праздничные дни совершать благотворительные дела, быть милостивым. На Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни. Даже заключенных в темницах одаривали подарками. А вот в 1699-м году царь Петр I перенес новый год по западному образцу – на 1 января. Да не согласилась Церковь русская с этим переносом. И берет начало год церковный именно тогда, когда над Константином Великим разверзлось небо и воссиял Крест Христов.В день начала Нового церковного года во всех наших храмах читают Евангелие от Луки, где Господь желает нам лета (года) благоприятного, и которое повествует о  начале открытого служения Христа Спасителя после Его Крещения и искушения от диавола. Эти события берут начало в сентябре. И хотя осенью природа увядает, мы точно знаем, что воскреснет земля зеленью весны и принесет золотые плоды в лето новое. С Новым Годом!

НАЧАЛО ИНДИКТА. ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД

Назидательное чтение для новоначальных

Церковное новолетие — начало индикта 2019 - 14 сентября, суббота

Церковное новолетие — начало индикта в 2019 году:

14 сентября, суббота

Мы привыкли, что Новый год наступает 1 января, и даже не задумываемся, что он может иметь другую дату. Когда-то на Руси его праздновали 1 марта. А в православной церкви уже несколько веков годовой цикл праздников начинается 1 сентября (14-го по современному календарю), когда отмечается церковное новолетие — начало индикта.

Необычная система летоисчисления

Существуют разные единицы счета времени. Одна из них – индиктион, или индикт, обозначающий временной промежуток длинной 15 лет. Откуда пошло это слово и каково его истинное значение – точно неизвестно. Считается, что он связан со сбором податей. При Диоклетиане (297-298 гг.) индиктионом назывался налог, при Константине Великом (312 г.) это уже была единица летоисчисления, начинавшаяся 23 сентября. Возможно, она заменила счет времени по олимпиадам. В 462 г. в Византии начало отсчета было перенесено на первый день осени. В XIV–XVI вв. на Руси времяисчисление проводилось по индиктам, кругам Солнца и Луны.

Великий индиктион – временной промежуток в 532 года. Его отсчитывают от Сотворения мира (начала византийской эры). В 1941 году начался 15-й великий цикл.

Есть несколько индиктов, в зависимости от числа начала года: императорский, или индикт Беды, (24 сентября); римский, или папский, (25 декабря или 1 января); Senensis (8 сентября); греческий (1 сентября).

Празднование

Церковное новолетие — начало индикта на Руси отмечалось с 1363 года. В 1492 г. праздник получил статус церковно-государственного и отмечался торжественно и с размахом. Его начинали праздновать 31 августа. Все шли на вечерню, которая заканчивалась в полночь колокольным звоном, возвещавшим о наступлении нового года. В доме гасили свет, чтобы утром, путем трения, добыть новый огонек, символизирующий новый жизненный виток.

1 сентября проводилась красочная и торжественная служба. На площади возле собора строилось возвышение, покрывалось коврами. На него поднимались патриарх, одетый в сияющие одежды, и царь в шапке Мономаха. Внизу находилась вся свита: бояре в парчовых одеждах с длинными рукавами и собольих высоких шапках, стрельцы со знаменами и барабанами, дьяки, приказчики, приглашались иностранные послы.

Проводился торжественный молебен. После него шел обмен поздравлениями между патриархом и царем. Затем государь поздравлял бояр и весь народ, которые отвечали царю тем же. Служба заканчивалась угощением для сановников, народу доставалось денежное подаяние. В деревнях накрывались столы, за которыми собиралась вся деревенская община.

В 1700 г. празднование Нового года перенесли на 1 января, и служба стала более скромной, проходила без участия царя, хотя праздник считается посвященным Господу.

Традиции

В течение дня каждый старался совершить милосердное дело: обуть и накормить нищего, подать милостыню. Знать одаривала детей, шла в тюрьмы и несла подарки заключенным.

Заканчивался сбор урожая, и начиналась пора посиделок и сватовства. Матери холостых парней захаживали в дома, где собирались девушки, наблюдая, как они работают, и присматривали суженую для сына.

Для мальчиков, которым исполнилось 3 года, проводили веселый обряд «сажания на коня». На малыша одевали шашку, садили его на лошадь. Отец вел животное за уздечку 3 круга. Такие действия символизировали прощание с младенчеством, и ребенок уже считался казаком.

В этот день также почитали память святого Симеона, которого народ называл Семеном-летопроводцем, и 40 дев-постниц – святых мучениц.

.

Какого числа Церковное новолетие — начало индикта в 2020, 2021, 2022 году

Будущие события и праздники


Смотрите также