Авторизация

Алексей московский митрополит


Святитель Алекси́й, митрополит Московский, Киевский и всея Руси, чудотворец

Кондак 1

Избранный архиерею и слуго Великаго Архиерея Иисуса, преблаженне Алексие! Яко сподобльшеся многих твоих благодеяний, не имеюще же что воздати, похвальная восписуем ти и от души взываем, проповедающе чудеса твоя: испроси нам от Царя Небеснаго безбедно преити прочее жития сего и достигнути Горняго Иерусалима, да тамо узревше тя в блаженней радости, воззовем к тебе:

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Икос 1

Ангеле, от земли прозябый! Великаго Совета Ангел, провидев доброту души твоея, прежде век избра тебе, еже благовестити плененным отпущение и слепым прозрение. Отнюдуже мы, грешнии, светом дел твоих получивше прозрение и грехов отпущение, взываем:

Радуйся, корене благаго отрасль блажайшая; радуйся, честных родителей добрейший сыне.

Радуйся, благоуханнаго сада прозябение; радуйся, духовным возрождением Богу Отцу усыновленный.

Радуйся, миропомазанием Святаго Духа запечатленный; радуйся, имя, яко миро излиянное, свыше восприявый.

Радуйся, от пелен Богу посвященный; радуйся, мужественно иго Христово на себе возложивый.

Радуйся, земная и мимотекущая, яко уметы, вменивый; радуйся, егоже Человек домовит — Иисус утро наят делателя в виноград Свой.

Радуйся, образ Божий и подобие свято соблюдший; радуйся, красото, душевныя и телесныя всех очи увеселяющая.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 2

Видя откровением Духа Святаго, яко не устоят нечестивии на суде праведнем, но суть яко прах, егоже возметает ветр, от младых ногтей, преблаженне Алексие, на совет их не шел еси, ниже на пути грешных человеков стал еси, но, Закону Божию усердно поучался, и прочим внушал еси пети: Аллилуиа.

Икос 2

Разум свыше прием, мал детищ сущь, еже не труждатися всуе в ловлении птиц, потщался еси вся яже на земли красная оставити. Темже мы приглашаем тебе:

Радуйся, на ловитву человеков призванный; радуйся, к Горним, яко на крилах возлетавый.

Радуйся, море житейское любомудрием испытавый; радуйся, волнение его безопасно прошедый.

Радуйся, земле благая, семя слова Божия восприявшая; радуйся, земле, плод сторичный произрастившая.

Радуйся, пшенице, хлеб Небесный устроившая; радуйся, в житнице Небесной соблюденная.

Радуйся, обретый многоценный бисер и его всем, елика имел еси, купивый; радуйся, зельным пощением, яко благовкусною пищею, от юности питавыйся.

Радуйся, всенощным стоянием и непрестанными молитвами себе в подвизе укрепивый; радуйся, в море слез твоих множества демонов потопивый.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 3

Силою свыше, егда облече тя Дух Всесвятый, пастыря Церкви российстей поставляя, тогда всем людем твоим вдыхал еси хвалу: Аллилуиа.

Икос 3

Подобаше, отче Алексие, с Небесе песни тебе воспеваемей быти, а не от земли: кто бо от человек возможет по достоинству твоея святыни величия поведати? Но мы, любовию твоею побеждаеми, вопием ти сице:

Радуйся, дольняя и красная мира презревый; радуйся, вышних красот желанием воспаленный.

Радуйся, Единаго Христа от сердца возлюбивый; радуйся, Тому Единому всею душею прилепивыйся.

Радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, благий делателю винограда Христова.

Радуйся, дарованный талант приумноживый; радуйся, в радость Господа твоего вшедый.

Радуйся, сладостьми духовными нас насыщающий; радуйся, благоприятное Богу кадило.

Радуйся, благоухание молитвы к Престолу Вышняго возносящий; радуйся, любовный к Богу о нас предстателю.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 4

Бурю безместных помыслов, от диавола непрестанно воздвизаемую, до конца укротил еси и, радуяся о такове победе, торжественне Богу воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша и видя премногую твою добродетель, пастыря тя Церкве Христовы избирает сословие православное, мы же, о сем веселящеся, глаголем ти:

Радуйся, достойно возседый на седалище апостольстем; радуйся, кормило корабля Христова.

Радуйся, мудрый наставниче; радуйся, звезде непрелестная, в руце Христовой содержимая.

Радуйся, в подвизе учительства неутомимый; радуйся, безвестных и тайных Премудрости Божия проповедниче.

Радуйся, нелицеприемный Истины поборниче; радуйся, безбожных и нечестивых устен обличителю и заградителю.

Радуйся, благовременне и безвременне в учении апостолу поревновавый; радуйся, властию, данною ти свыше, мудре и душеполезне человеки вязавый и решивый.

Радуйся, кающихся утешителю; радуйся, паствы твоея добрый хранителю.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 5

Боготочною Кровию искупившаго род человеческий от законныя клятвы верою зря Владыку и усердне к Нему любовию распалаемь, непрестанно возглашал еси: Аллилуиа.

Икос 5

Видев великий князь твое велие духа мужество и любовь к Отечеству твоему, умоли тя поити к безбожному царю Вердевиру: ты же абие шед благими и кроткими словесы зельный гнев его на род христианский утолил еси. Сия благодеяния твоя, отче наш Алексие, мы, сынове российстии, исповедующе, благодарне вопием ти:

Радуйся, мужественный Духа воине; радуйся, столпе крепости нашея от лица вражия.

Радуйся, оружие, без рати супостаты побеждающее; радуйся, щите, от напастей ограждающий.

Радуйся, яко кокош, птенцы своя охраняющий; радуйся, жезле, падающих подкрепляющий.

Радуйся, пастырю, волков от стада отгоняющий; радуйся, душу свою за овцы положити не отрекийся.

Радуйся, любве Христовы истый хранителю; радуйся, не яже своя, но яже ближняго взыскавый.

Радуйся, скорбящих скорое услышание; радуйся, печальми обуреваемым тихое пристанище.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 6

Проповедницы твоея святыни нам суть нетленныя твоя честныя мощи, чрез многа лета пред очами нашими лежащия, иже, аще и запечатанным сущим устом твоим молчанием, обаче вопиют непрестанно: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия слава многих чудес твоих не токмо в преславнем граде сем, но и в неверных агарянех, отнюдуже нечестивый царь их Джанибек желаше, да помолишися о ослепшей царице его: ты убо, всю надежду возложив на Врача душ и телес, силою молитв твоих зрение той испросил еси. Мы же, удивльшеся таковому преславному чудеси, взываем ти:

Радуйся, угодное чудес Божиих орудие; радуйся, в скудельном сосуде сокровище силы Божия явивый.

Радуйся, предсказания евангельскаго исполнителю; радуйся, деснице чудотворения Иисусова.

Радуйся, язык Христов, словом исцеляяй; радуйся, апостольския силы сохранителю.

Радуйся, слепых просветителю; радуйся, немощных целебниче.

Радуйся, тайных провидче; радуйся, бесов от человек прогонителю.

Радуйся, силою чудес и невернаго царя Церковь почтити и возвеличити преклонивый; радуйся, не телесное токмо, но и душевное зрение подаваяй.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 7

Хотящу тебе благоугодити Творцу твоему, не седмый токмо день освящал еси, но всю седмицу жития твоего во святости провождал еси, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую тя показа тварь Зиждитель, всеблаженне Алексие, земна ангела и небесна человека. Темже чудящеся воспеваем ти:

Радуйся, отче наш, обитаяй духом в Небеси, а телом на земли опочиваяй; радуйся, дивная величия Божия всем поведаяй земнородным.

Радуйся, плоть духу покоривый; радуйся, пленивый разум свой в послушание веры.

Радуйся, рыкающаго адскаго льва уста заградивый; радуйся, огнь похоти плотския погасивый.

Радуйся, сребролюбия идол сокрушивый; радуйся, над всеми кознями вражиими восторжествовавый.

Радуйся, отвергийся себе и волю свою воле Божией покоривый; радуйся, питавыйся сокровенным хлебом Небесным.

Радуйся, алкавый и жаждавый единыя правды; радуйся, Царствие Божие внутрь себе вселивый.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 8

Странное чудо житие твое, святителю, является притекающим ко всечестным мощем твоим, при нихже и малое моление приносящим, велия всегда благодать от Бога подается, юже приемлюще, друг со другом радостно Богу возглашаем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь ум свой имея в вышних вперен, и нижних, паству твою, не оставил еси, молитвы о ней возсылая ко Всевышнему Владыце, преподобне Алексие. Не забуди и ныне нас, приглашающих тебе усердне:

Радуйся, горо, добродетельми выше Небес вознесенная; радуйся, реко, скверны наша омывающая.

Радуйся, источниче, жажду греховную утоляяй; радуйся, каменю драгий, всю Российскую землю украшаяй.

Радуйся, злато, во вся концы блещание от себе испущающее; радуйся, сребро, седмерицею от скверн греховных очищенное.

Радуйся, кимвале, всех на славословие Божие созываяй; радуйся, светильниче, седящих во тьме озаряяй.

Радуйся, древо, от жара греховнаго осеняющее; радуйся, благотучная ветве лозы Христовы.

Радуйся, таинственнаго Тела здравый члене; радуйся, чадо славы Воскресения.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 9

Всякое безместных страстей востание благодатию Господнею до конца потребил еси в мертвенней плоти твоей, святителю Алексие! Темже и был еси яко древо, насажденное при исходищих вод, плод дая во время свое и поя Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя превозшел еси духовною силою слова твоего, поведая людем дивная величия Божия и питая гладныя души хлебом с Небесе. Мы же, таковая сердцем объемлюще, благодарне тебе зовем:

Радуйся, кедре, в Церкви Христове, яко в Ливане, умноженный; радуйся, яко финикс, в дому Божием процветый.

Радуйся, кипарисе, верных сердца благовонием исполняяй; радуйся, винограде, сладкое благочестия вино нам источаяй.

Радуйся, крине, горняя поля украшаяй; радуйся, смоковнице благоплодная.

Радуйся, пшенице, чистым хлебом гладныя питающая; радуйся, маслино, елей милости изливающая.

Радуйся, цвете, от корене Христова процветый; радуйся, сладкое вино, в точиле Иисусовом изгнетенное.

Радуйся, безсмертным питием днесь напаеваемый; радуйся, и нам трапезу Небесную уготовляяй.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 10

Спасти хотя вверенныя ти люди, закон и Евангелие по вся дни проповедал еси: да, познавше многая своя прегрешения, прибегают с молением непрестанно ко Христу, Спасителю мира, от Негоже приемлющих прощение, научал еси их пети: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси, всеблаженне Алексие, Горняго Иерусалима, от десяти заповедей, яко от десяти велиих камений, Духом Святым устроенная! Имел бо еси закон Господень посреде чрева твоего, темже и глаголем ти:

Радуйся, Единаго Бога и Егоже послал есть Иисуса Христа познавый; радуйся, яко не поклонился еси кумиру временнаго благополучия.

Радуйся, яко николиже приял еси имене Господа Бога твоего всуе; радуйся, от юности всяк час жития твоего Богови посвятивый.

Радуйся, яко всех, иже отцы и матери наричутся, почтил еси; радуйся, до конца гнев на ближняго в сердце твоем истребивый.

Радуйся, похоти плотския постом и трудами от себе прогнавый; радуйся, руце свои от лихоимания и хищения всегда удержавый.

Радуйся, уста твоя от осуждения и клеветы обуздавый; радуйся, сердце твое от зависти и ненависти очистивый.

Радуйся, удаливыйся от надмения фарисейскаго; радуйся, истый образе мытарева смирения.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 11

Пение ангельское совершашеся, егда святая твоя душа от земных преставляшеся к Небесным, ихже един лик по Едином взываше: Аллилуиа.

Икос 11

Многосветлыми лучами блистает житие твое, отче Алексие! Отнюдуже многим ликом праведных духов сопричастна тя видяще, вопием ти:

Радуйся, пророче, волю Господню нам открывый; радуйся, апостоле, Евангелие Царствия Божия кающимся благовестивый.

Радуйся, пастырю, о славе Божией ревновавый; радуйся, мучениче, изволением душу свою за паству положивый.

Радуйся, постниче, вземший крест свой на рамо и тесным путем вслед за Христом шедый; радуйся, священниче, Безкровную Жертву о людех приносивый.

Радуйся, Херувиме, на немже опочи Господь Славы; радуйся, шестокрилатый Серафиме, вопияй непрестанно Трисвятую песнь Господу Саваофу.

Радуйся, девственниче ангелоподобный; радуйся, многи обители на славословие Божие устроивый.

Радуйся, друга Божия Преподобнаго Сергия присный друже; радуйся, яко егоже желал еси зде зрети преемником своим, того зриши днесь тамо вкупе с тобою Престолу Божию предстояща.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 12

Благодать, яже бысть Иисус Христос, твоими пречистыми усты граду сему всегда бысть проповедана. Отнюдуже вси, Христу поклоняющеся, пояху: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще велия твоя, Алексие досточудне, исправления и подвиги, недоумеем воистину, како наречем тя; от всех бо благих дел, яко град красен, себе Творцу устроил еси. Темже взываем ти:

Радуйся, Адамово падение благодатию Христовою в себе исправивый; радуйся, по изгнании из земнаго рая Небесный рай улучивый.

Радуйся, Авелю, Кровию Христовою окропленный; радуйся, новый Енох, угодивый Господеви.

Радуйся, Илие, огненною добродетелей колесницею вознесенный; радуйся, Елисее, сугубую благодать восприявый.

Радуйся, Ное, от потопа беззаконий благодатию Христовою, яко ковчегом древ негниющих, спасшийся; радуйся, Аврааме, не сына, но себе самаго в жертву Богу принесший.

Радуйся, Исаие, на Престоле высоце и превознесенне лицем к лицу Господа зрящий; радуйся, Израилю, молитвою укрепивыйся с Богом и благословение вечное от Него приемый.

Радуйся, Самуиле, царем благословение подаваяй; радуйся, наследниче Божий и сонаследниче Христов.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 13

О, пастырю наш предобрый и светильниче многосветлый, всечестне Алексие! Приими сие малое тебе хваление наше и испроси нам у Христа Бога утверждение в вере, еже ходити во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочно, Отечеству же нашему мир и благоденствие, да сподобимся вечно в радости блаженней воспевати Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангеле, от земли...» и 1-й кондак «Избранный архиерею...».

Молитва

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся Света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, велико и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы твоея спасти люди, единородный ти язык, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи: град сей (или: весь сию: аще во обители: святую обитель сию) и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли: мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани нас: старыя утеши, юныя накажи, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящих ти ся, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о, Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райский, всезлатая уста Слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день страшнаго Пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, со всеми святыми во веки. Аминь.

azbyka.ru

Митрополит Алексий Московский: великий архипастырь и мудрый правитель

Надеемся, наш рассказ хоть немного приподнимет перед читателем полог прошлого, и за суховатыми и высокопарными словами житий мы увидим не только сильного духом, талантливого архипастыря, правившего церковным кораблем, но умелого государственного кормчего.

Митрополит Алексий Московский был покровителем державы и правящей династии. В этой статье Вы найдете житие и иконы, посвящённые Святителю.

Успенский собор Кремля

Митрополит Алексий Московский чудотворец

В сердце Кремля, в величественном Успенском соборе – древней усыпальнице московских святителей вдумчивый богомолец, вспоминающий о начале Московской Руси не найдет одной могилы – одно имя выпадает из общей череды. Это имя митрополита Московского Алексия.

Елоховский Богоявленский собор

Здесь покоятся его непосредственные предшественники митрополиты Петр и Феогност, преемник – митрополит Киприан, чей путь на русскую митрополичью кафедру был особенно тернист и сложен, и многие другие, но чтобы молитвенно поклониться мощам святителя Алексия, нам придется отправиться в другой храм – в Богоявленский (Елоховский) собор. Туда, где рядом со своим небесным покровителем ныне покоится и Святейший Патриарх Московский Алексий II.

Святитель Алексий – не тот человек в истории Русской Православной Церкви, рассказ о котором можно уместить в двух словах или даже в рамках одной статьи. Его жизнь так наполнена драматическими событиями, что они могли бы составить канву захватывающего приключенческого романа, в котором нашлось место всему: путешествиям, пленению, политике, интригам, войнам и чудесам.

На духовном небосклоне святой Руси фигура святителя Алексия как звездами окружена целым сонмом святых не меньшей величины. Те, с кем он соприкасался практически ежедневно, также прославлены Церковью каждый по своим заслугам. Преподобный Сергий Радонежский, святые благоверные Великий князь Дмитрий, прозванный Донским и супруга его Евдокия, в иночестве Евфросиния…

Но кроме духовного, наша история имеет и другие измерения. Жизнь и деятельность святителя Алексия дает нам богатую пищу для размышлений в разных направлениях, поскольку, обращаясь к его личности, мы видим не только святого, монаха, подвижника, архиерея, но и, цитируя современную «Православную энциклопедию», государственного деятеля, дипломата.

Чтобы понять, в какой ситуации пришлось действовать митрополиту Алексию, нужно вспомнить расстановку сил на тогдашней политической арене. Московское княжество еще слабо, с одной стороны оно подчинено Орде, с другой ему постоянно угрожают соседи: Суздальские и Тверские князья.

Стремительно набирает силу княжество Литовское, чьи правители, не оставляя язычества, умело лавируют между Православием и Католичеством, раскалывая русскую митрополию ради собственной выгоды. Кроме того, Русская Церковь не самостоятельна в своих решениях: всё приходится делать с оглядкой на Константинополь, куда московских архипастырей постоянно вызывают для решения спорных вопросов.

Обстановка очень динамична: смерть одного из князей порождает волну претензий и усобиц между другими. Политические весы постоянно качаются, слабеет то одна, то другая сторона: интриги и политическая нестабильность в Византии влечет за собой нестроения на Руси, т.к. два враждующих Патриарха могут поставить на престол разных претендентов.

Ослабление Орды и раздоры среди ханов казалось бы должны сыграть на руку московским князьям, но этим пользуется в первую очередь литовский князь Ольгерд. Бывшие враги завтра становятся кровными родственниками, а родственники – кровными врагами. Человеческий фактор очень силен, и духовному владыке невозможно не принимать чьей-то стороны. Митрополит Алексий сумел сделать свой исторический выбор, еще при жизни своей став покровителем державы и правящей династии.

Алексий Московский

Высокая судьба, ему, первенцу знатных кровей, сыну боярина Федора Бяконта и его жены Марии, казалось, уготована от рождения. Перебравшись из Чернигова в Москву, семья будущего первосвятителя заняла заметное место среди московского боярства. Младшие братья святителя Алексия стали родоначальниками знаменитых родов Фофановых и Плещеевых. Крестным отцом младенца был княжич Иоанн Данилович (позже получивший прозвище Калита).

По преданию, Господь Сам призвал будущего первосвятителя, во сне пообещав ему, увлекавшемуся ловлей птиц, сделать его «ловцом человеков». Так в возрасте около двадцати лет юноша принял постриг в одном из московских монастырей. Был ли это, как свидетельствует житие преподобного Сергия Радонежского, Богоявленский монастырь в в Загородье (современный Китай-город), достоверно неизвестно, но вероятно тогда инок и познакомился со старшим братом преподобного Сергия Стефаном.

Через много лет, инок Алексий привлек внимание Великого князя Семена Ивановича и митрополита Московского Феогноста, получил назначение на Владимирскую кафедру и вскоре еще при жизни митрополита Феогноста стал считаться его преемником.

Почти год митрополит Алексий дожидался в Константинополе настольной патриаршей грамоты, которая бы официально сделала его митрополитом Киевским и всея Руси. Вскоре ему придется снова возвращаться сюда и подтверждать свои права в споре с литовцем митрополитом Романом, ставленником князя Ольгерда. Не умолчим о том, что в любую поездку, в Константинополь ли, в Орду ли, с пустыми руками никто не отправлялся.

Князь Ольгерд, один из лучших военачальников своего времени, был сильным и опасным соперником православной Москвы. Московский летописец с восхищением отмечал, что этот князь «не пил вина, ни пива, ни кваса, имел великий разум и подчинил многие земли, втайне готовил свои походы, воюя не столько числом, сколько умением». Крестился Ольгерд, по преданию, только на смертном одре, хотя если верить немецким историческим источникам, так и умер язычником.

Именно Ольгерд убедил вернувшегося из ссылки Патриарха Каллиста поставить Романа митрополитом для православных епархий Великого княжества Литовского. В случае отказа литовский князь грозил принять католичество. Именно из тех времен растут горькие корни сегодняшней религиозной ситуации на Украине.

Спасо-Андроников монастырь

Одна из поездок в Константинополь чуть не стоила митрополиту Алексию жизни: на обратном пути его корабль попал в бурю, святитель чудом уцелел, дав обет выстроить монастырь в честь того праздника, в который он ступит на землю. Такова история основания Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Часто приходилось митрополиту Алексию бывать и в Орде. Особо известен эпизод исцеления им ханши Тайдулы от глазной болезни. С Ордой святитель всегда стремился поддерживать ровные дипломатические отношения, для ханов же это означало только одно: постоянные подношения и непременная выплата дани.

Управляя своей митрополией, святителю Алексию приходилось много путешествовать и не раз рисковать жизнью. В 1359 году во время смоленско-московско-литовских военных действий, митрополит Алексий отправился в Киев, был захвачен Ольгердом, ограблен и заточен. Милостию Божией святителю удалось бежать в Москву.

Святой благоверный Димитрий Донской

Одной из главных заслуг митрополита Алексия стала его опека над осиротевшим Великим князем Дмитрием Иоанновичем, примирение его с претендовавшим на Владимирское княжение князем Дмитрием Константиновичем Суздальским посредством династического брака между отпрысками княжеских родов: Дмитрием Московским и Евдокией Суздальской, дочерью князя Дмитрия Константиновича. Этот политически необходимый брак впоследствии дал Руси двух святых, составивших одну из самых прекрасных и достойных многодетных семей, чей пример особенно востребован в наши дни.

Справедливости ради надо сказать, что потомки Дмитрия Донского не сохранили между собой мира и вели порой жесточайшую борьбу за власть. Думается, одной из причин конфликта стало то, что Василий Дмитриевич, старший сын Дмитрия Донского, оказавшись в плену в Орде, бежал оттуда благодаря князю Ольгерду, который потребовал чтобы наследник Московского престола женился на его дочери. Так литовское влияние проникло в самое сердце великокняжеской семьи и принесло печальные плоды.

Но это случится позже. Пока же Ольгерд, ведущий борьбу с немецкими рыцарями, использует походы на московские земли в качестве легкого пути сбора необходимых для продолжения войны средств. Литовцы огнем проходят по Московской Руси, и в 1368 году осаждают саму Москву. Вместе с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским в осажденной Москве находился и митрополит Алексей. Через два года литовцы снова придут под стены Кремля, но, к счастью, снова не возьмут города.

Будучи регентом при малолетнем князе Дмитрии Московском, митрополит Алексий последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять Орде. Не раз посланником митрополита Алексия к князьям становился ни кто иной, как сам Сергий Радонежский, выполнявший трудные дипломатические поручения. Иногда политика требовала очень жестких решений. Так, приглашенного в 1368 году в Москву князя Михаила Александровича Тверского с ведома митрополита Алексия заключили в темницу, хотя прежде князю была обещана неприкосновенность.

Тем не менее, политика Москвы дала свои плоды: государство крепло и развивалось, а бесконечное соперничество князей уходило в прошлое.

Не будем идеализировать отношения святителя Алексия и Великого князя Дмитрия: не во всем они были одинаково единодушны. Предчувствуя кончину, митрополит Алексий желал видеть на первосвятительском месте достойного преемника и надеялся, что им станет Сергий Радонежский, но тот категорически отказался.

Дмитрий Донской имел на этот счет свои планы и, не смущаясь противодействием и осуждением со стороны духовенства, продвигал к первосвятительскому престолу своего ставленника, наскоро постриженного в монахи священника Митяя. Митрополит Алексий не благословлял выбора князя, считая, что епископом может быть лишь инок, прошедший все ступени монастырской жизни.

Великий князь Дмитрий Донской, воспитанный одним святым, долго не смирится с назначением московским митрополитом другого будущего святого – митрополита Киприана. Так история Руси дает нам удивительный урок: человеческие страсти, надежды и упования пред лицем Господа словно выцветают, являя миру совсем другие свои стороны, как на амальгаме проявляя скрытые доселе достоинства и добродетели.

Конечно, наш рассказ о святителе Алексие не полон. Мы не успели рассказать о его вкладе в развитие и укрепление монашеской жизни на Руси, о его письменном наследии. Интересно, например, что в одной из проповедей святитель, обращаясь к пастве вполне по-современному призывал ее к благоговейной тишине в храме…

Святитель Алексий Московский

Надеемся, наш рассказ хоть немного приподнимет перед читателем полог прошлого, и за суховатыми и высокопарными словами житий мы увидим не только сильного духом, талантливого архипастыря, правившего церковным кораблем, но умелого государственного кормчего.

Вы прочитали статью Святитель Алексий Московский: житие, молитва, икона. Читайте также:

Святители Московские

www.pravmir.ru

святитель Алексий Московский

На пути к иночеству

Алексий Московский принадлежал к знатной боярской фамилии Бяконтов. В своё время его отец, боярин Феодор, переселился из разорённого татарским нашествием Чернигова в Москву. Здесь его супруга, Мария, родила ему сына, будущего святителя Алексия.

Точная дата его рождения сокрыта временем. С большой долей условности это событие определяется концом XIII — началом XIV столетия.

По одним историческим данным, во Святом Крещении будущему Алексию Московскому был дано имя Симеон, а по другим — Елевферий. Между тем ряд источников упоминают оба имени. Вполне вероятно, что одно из них (если их действительно было два) принадлежало святителю от рождения, а второе он получил при Крещении.

После того, как Симеону-Елевферию исполнилось 12 лет, его отдали для обучения грамоте. Кто именно был его учителем и духовным руководителем, не ясно. Но по всему видно, что он получил надлежащее христианское воспитание.

К 15 годам Елевферий уже не стремился ни к суете мира, ни к светским удовольствиям, которые ему сулило знатное происхождение и положение в обществе. К этому времени, широкому и извилистому пути развлечений он предпочитал строгий монашеский путь.

Утверждается, что к столь серьёзному выбору, помимо воспитания, Елевферия подтолкнуло необычайное сновидение. Однажды, занимаясь ловлей птиц, он прервал это дело и уснул, а уснув, услышал таинственный голос, возвестивший, что в будущем он сделается ловцом человеков.

Отложившись от мира, Елевферий удалился в Богоявленскую Московскую обитель. Выполняя монастырские работы, внимая наставникам, предаваясь молитве, бдению, постам, он проходил испытание послушанием, смирением и самодисциплиной.

В возрасте 20 лет он был пострижен в ангельский образ. Тогда же ему было дано новое имя — Алексий.

Святительская деятельность

Год за годом Алексий возрастал духом, прирастал мудростью. Братия его любили. Церковное начальство усматривало в нём потенциального пастыря. В сороковых годах XIV века (более точная датировка не согласуется с разнящимися источниками) он был удостоен должности наместника правящего митрополита Феогноста. В данной связи обосновался на митрополичьем подворье и уже там продолжал совершать монашеские подвиги. Предполагают, что именно в этот период он выучил греческий язык.

В 1352 году митрополит Феогност счёл уместным возвести его на епископскую кафедру во Владимире. Эту идею целиком разделял великий князь Симеон Иоаннович. К тому времени Алексий слыл духовно опытным подвижником и ему было доверено исполнять роль советника младших княжеских братьев: Иоанна и Андрея.

Вскоре митрополит Феогност почил о Господе. Но ещё при жизни он избрал себе в преемника Алексия. Для посвящения в митрополита святитель вынужден был отправиться в Константинополь, к Патриарху Филофею. Он отбыл туда летом 1353 года.

Константинопольский Патриарх не особенно радовался тому обстоятельству, что на митрополичью кафедру будет поставлен не грек, а русский епископ. Святитель Алексий жил в Константинополе на испытании в продолжении целого года. Летом 1354 года Патриарх всё же возвёл святителя в митрополита Киевского и Всея Руси (в виде исключения — за высокую добродетельность).

По возвращении из Византийской столицы, митрополит Алексий столкнулся с претензией на митрополичью деятельность со стороны самозванца Феодорита. В свое время тот искал посвящения в митрополита у Константинопольского Патриарха, но последний ему отказал. Между тем инок Феодорит, хитрым путём, добился митрополичьей кафедры у Патриарха Болгарского, Феодосия. Поставление противоречило Православным канонам и было признано незаконным, но в Киеве его приняли.

В другой раз на Киевскую паству претендовал ставленник Ольгерда, великого князя Литовского, Роман, человек знатный, обладавший серьёзными политическими связями и поддержкой. Хотя он и был поставлен митрополитом, но под его пастырское руководство подпали Литва и Волынь. Несмотря на это, Роман смотрел в сторону Киева, но святитель Алексий Киев отстоял.

Преемник Симеона, великий князь Иоанн Иоаннович, изначально проникся к митрополиту Алексию высоким доверием и неподдельной любовью. Исполняя обязанности Всероссийского пастыря, святитель учил народ добрым архиерейским словом и личным примером, способствовал возведению храмов, ратовал за распространение веры.

Со временем слава о его праведности перешла далеко за пределы Русской земли.

Чудо, совершённое в Орде

О величии митрополита Алексия было известно даже среди татарских улусов. Когда жена татарского хана Джанибека, Тайдула, утратив зрение и пребывая в болезни три года, лишилась надежды на исцеление известными средствами, и ей оставалось надеяться только на чудо, она обратилась к супругу и тот направил к великому князю, в Москву, своё посольство. Прибыв на место послы вручили князю письмо от Джанибека, в котором тот настоятельно рекомендовал прислать к нему святителя Алексия.

Хан желал (и по-видимому, не без надежды), чтобы Русский святитель, исцелил его болящую жену. В случае удачного исхода он обещал мир, а в случае пренебрежения его волей грозил опустошением Русской земли.

Получив письмо, князь, естественно, озадачился, а когда сообщил о требовании хана митрополиту Алексию, озадачился и он. Понимая, что это требование превосходит человеческие силы, митрополит созвал клир и организовал в храме напутственный молебен. Собравшиеся взывали к Богу перед иконой Небесной Царицы и при раке святителя Петра. Во время моления при мощах чудотворца сама собою зажглась свеча.

Уразумев в этом событии Божье знамение, святитель вдохновился и разделил свечу на несколько частей. Одну из них он оставил при себе и взял в дорогу. Другие раздал в знак благословения. 18 августа 1357 года митрополит Алексий отправился в Орду.

Пока архипастырь добирался до места назначения, Бог подкрепил веру ханской жены, Тайдулы, особым видением: она увидела посетившего её человека в святительском облачении; при нём были и другие люди в ризах.

Прибыв в Орду, митрополит был принят с большими почестями. Он отслужил над болящей Тайдулой молебен с водоосвящением. При этом была задействована чудотворная свеча. По окроплении Тайдулы освящённой водой, она чудесным образом прозрела.

Дальнейшее служение. Блаженная кончина

Изумленный случившимся, хан, в знак признательности, пожаловал святителю дорогой перстень (впоследствии он был сдан на хранение в патриаршую ризницу).

Чудо в Орде ещё больше прославило святого Алексия перед людьми, он же призывал людей славить Бога, как единственного всесовершенного Чудотворца.

Через некоторое время по возвращении из Орды он возвёл в память о чуде Архангела Михаила в Хонех каменный храм и устроил монашескую обитель — Чудов монастырь. Этой обители суждено было стать его усыпальницей. В ней святитель заблаговременно определил место для своего (будущего) погребения.

О приближении смерти он знал заранее. Готовясь предстать перед Праведным Судьей, совершил Божественную Литургию, приобщился Тела и Крови Христовых, дал необходимые напутствия, благословил свою паству и мирно почил 12 февраля 1378 года.

Из его наставлений на сегодняшний день пользуется известностью: Поучение из апостольских деяний к христолюбивым христианам.

Тропарь святителю Алексию Московскому, глас 8

Яко апостолом сопрестольна, / и врача предобра, и служителя благоприятна, / к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче, / сошедшеся, любовию в память твою светло празднуем, / в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, / таковую благодать тебе даровавшаго исцелений // и граду твоему великое утверждение.

Ин тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея России, глас 8

Яко светоносная возсия днесь память твоя, славне, / верных озаряющи души и телеса, / и исцеления струй Богоприятными ти молитвами источаеши, / отче святителю Алексие, / темже тя молим, яко архиереом сопрестольна и чудодейственника изрядна, / иже Христову Престолу предстояй, // о нас не оскудевай моляся спастися душам нашим.

Кондак святителю Алексию Московскому, глас 8

Божественнаго и пречестнаго святителя Христова, / новаго чудотворца Алексия, / верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго, / служителя же и учителя премудра земли Российстей. / Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному: / яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: // радуйся, утверждение граду нашему.

Тропарь первый на обретение мощей святителя Алексия Московского , глас 2

Яко сокровище пребогатое, многолетно в земли сокровенное, / честныя мощи твоя обретошася чудоточащия, / всеблаженне отче святителю Алексие, / от нихже врачевство приемлюще, обогащаемся / и Христа славословим, глаголюще: // слава прославляющему святыя Своя.

Тропарь второй на обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, глас 4

Апостольских преемников архиереев сопрестольниче, / России всея пастырю и учителю, / всеблаженне отче Алексие, / Владыце всех молися / мир пастве твоей даровати, / и спасение душам, // и велию милость.

Тропарь третий на обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, глас 3

Свыше от Бога глас глаголющ услышав, / от юности подвизався, мудре, / в молитвах, и во умилении, и слезах, / во бдениих же и пощениих образ быв добродетели, / отонюдуже и дом Духу Пречистому явися. / Сего ради Русския митрополии архиерейским саном почтен быв, / Христово стадо упасл еси добре, / еретическая нападения, не усумнеся, отрази / и церкви воздвиже Христови, святителю Алексие, / иночествующих лики собра / и сих Христови привел еси. / Умре же, явися, яко спящ, / цел соблюден бысть пред многими леты, / подавая цельбы болящим. / Тем молим тя: / моли Христа Бога спасти град твой Москву неврежден // и страну и православный люди по велицей Его милости.

Кондак на обретение мощей святителя Алексия, глас 8

Яко солнце незаходимое, от гроба возсия нам / от мног лет сокровены честныя твоя мощи нетленны, / святителю Алексие, / тобою благодать приемлем, / всю бо страну сию и вся ны чудесы и добротою обогащаеши, / действом благодати, да поем ти: // радуйся, отче, светило России.

Ин кондак на обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, глас 3

Яко светоносная память святителя / всем разруши уныние / и свет облиста Небесных даров, / всех созывающи на веселие: / от Бога бо, святителю Алексие, благодать обрете прогонити недуги / и вся человеки исцеляти, // и мнихом же степень показася.

Тропарь святителей Московских, глас 4

Первопрестольницы Российстии, / истиннии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, православия наставницы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских, глас 3

Во святителех благочестно пожисте / и люди к богоразумию настависте, / и добре Богу угодисте, / сего ради от Него нетлением / и чудесы прославистеся, // яко ученицы Божия благодати.

azbyka.ru

Святитель Алексий, Московский чудотворец

Канон свт. Алексию, митрополиту Московскому

Глас 8

Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив и разделив море, Израиля же беглеца, пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.

Припев: Святителю отче Алексие, моли Бога о нас.

Колесницею благодати Твоея, Господи, возвыси наша помыслы от дольних на Горняя и сподоби восхвалити угодника Твоего, святителя Алексия, песнь Тебе, Богу, воспевающа.

Колесницею ходатайств твоих ум наш, отягченный житейскими печальми, возвыси от земных к Небесным и настави восхвалити тя достойно, отче Алексие, песнь победную Богу воспевающа.

Колесницу гордости мира сего превозшел еси смирением, и, взем крест твой, последовал еси Христу добротами, и, во пристанище горняго селения достиг, песнь Богу победную воспеваеши.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Колесницею добродетелей, яко Илия огненною, возшел еси на Небо, отонудуже моли Бога низпослати яко милоть благодать Духа, учащую ны песнь победную Богу воспевати.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Колесница огнеобразная, носившая Бога Слова, во чреве Твоем воплощеннаго, моли Его прилежно спастися рабом Твоим, к Тебе притекающим и победную песнь Богу воспевающим.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

Припев: Святителю отче Алексие, моли Бога о нас.

Небеснаго круга и всея твари Господь, предведый тя, отче Алексие, будуща пастыря добра, ввери тебе паству словесную, яко Един Человеколюбец.

Небеснаго круга возлюбив Творца, постом облегчен, страстей море прешел еси и, на безстрастия верх добродетельми возшед, Бога узрел еси, Единаго Человеколюбца.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Небеснаго круга на высоту возшед Богоразумием, увидел еси умно тамо неизреченная и приял еси дар чудотворения от Бога Человеколюбца.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Небеснаго круга Верхотворца, хотяща родитися из Тебе, Пречистая, возвести Тебе Гавриил: радуйся, Дево, Господь с Тобою, Един Человеколюбец.

Господи, помилуй, трижды.

Седален, глас 4:

Благовонною слова Божияго пажитию словесную паству Христову Богоугодно воспитанную, пастырским Богодуховным исправления жезлом на правую спасения стезю путеводствив яко добрый пастырь, удостоился еси нетленну вечныя жизни мзду восприяти в Горнем Сионе от Пастыреначальника Христа Бога. Егоже моли, досточудне Алексие, нам, твоим овцам словесным, сохранитися от невидимых волков хищных.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Духом Божественным помазася верх твой священный, архиерее Алексие, и сниде на тя благодать богатно, и пребысть, яко миро, на главе сходящее на браду, браду Аароню, и сходящая, яко роса аермонская, и орошающая каплями благодеяний твоих притекающия к раце мощей твоих и зовущия тебе усердно: отче преподобне, моли Христа Бога грехов оставление даровати чтущим достойно святую память твою.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: приклонивый схождением Небеса вмещается неизменно весь в Тя, Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 4

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Припев: Святителю отче Алексие, моли Бога о нас.

Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, — вопия, отче Алексие, приял еси дар телесныя недуги целити и лукавыя духи отгоняти от зовущих Христу: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Ты еси светило Российския земли и граду Москве стена нерушима, на враги же победитель, и христоименитым людем во бранех пособник, зовущим Христу: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Ты Богословил еси Единицу несозданную, в Триех Лицех сущую, несливаему же и нераздельну, воумляя паству твою, отче Алексие, непрестанно звати: силе Твоей слава, Человеколюбче.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Ты моя крепость еси воистину и спасение, Богородице, и на Тя надежду мою возложих, спаси мя, Дево Чистая, и укрепи рождшемуся из Тебе звати: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Песнь 5

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго? но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Припев: Святителю отче Алексие, моли Бога о нас.

Вскую противнии ополчаются на ны, имущия тя крепка поборника? Ты, отче Алексие, дерзость их низложи и воинство наше молитвою твоею страшно им покажи.

Вскую унываем, согнетаемии множеством печалей, имуще скорбных утешителя — святителя Алексия, избавляюща ны от бед и скорбей наших и от враг видимых же и невидимых?

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Вскую, отче Алексие, телесныя немощи находят на ны, и беды окружают ны, врача тя имущия в болезнех и утешителя в скорбех? изми убо ны от сих молитвами твоими.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Вскую обуревают мя волны страстей, кормчия Христа рождшая, Дево Всенепорочная? Ты Его моли сих исхитити мя и к стези заповедей Его пути моя управити, молюся.

Песнь 6

Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя и из глубины зол возведи, молюся, к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.

Припев: Святителю отче Алексие, моли Бога о нас.

Очисти ны, Спасе, от многих грехов наших и болезни отжени молитвами святителя Твоего Алексия, и мир Церквам Твоим подаждь и соединение.

Очисти сердца наша и мысли ходатайствы твоими, отче, и, приим от нас приносимыя тебе молитвы, испроси у Христа обрести нам велию милость.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Очистив сердце твое, отче Алексие, и трость языка твоего изострив Духом, написал еси в сердцах верных слово Богоразумия ученьми твоими.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Очищенну Тя Духом, Всенепорочная, Архангел Гавриил познав, зовяще Тебе: радуйся, Дево Марие, падших воззвание и клятвы разрешение.

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Кондак, глас 8

Божественнаго и пречестнаго святителя Христова, новаго чудотворца Алексия, верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго, служителя же и учителя премудра земли Россиистей. Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь Богоносному: яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: радуйся, утверждение граду нашему.

Икос

Дивнаго и пречестнаго чудотворца видяще чудеса, исцеления подавающа всем, от души с верою притекающим, и Христовы люди невидимо посещающа, и землю Российскую просвещающа, радостно от души вси, вкупе сошедшеся к раце мощей его, слышаще же и видяще чудес множество и источник исцелений неисчерпаемь, чистыми сердцы и просвещенными разумы, яко благоуханно кадило, плоды добродетельны от души приносяще и радующеся, воззовем ему, глаголюще: радуйся, отче, честный наш учителю, яко приял еси трудов твоих воздаяние и в Вышних водворяешися, о нас моля Человеколюбца Бога. Чудес дар приял еси, земли Российстей отец и учитель, и святителем изрядная похвала, и воинству нашему во бранех пособник крепок. Радуйся, святителю Алексие, граду нашему утверждение.

Песнь 7

Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Припев: Святителю отче Алексие, моли Бога о нас.

От Иудеи отроком поревновав, огнепальныя страсти угасил еси, Христу присно поя, блаженне Алексие: отцев Боже, благословен еси.

От Иудеи отроки подражал еси, живущею бо в тебе Духа благодатию просвещься, воспел еси Христу: отцев Боже, благословен еси.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

От Иудеи отроком ревнуем, видяще мощи твоя чудоточащия, любовию распаляеми, Христу зовем: отцев Боже, благословен еси.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: От Иудеи отроцы Твое прообразиша Рождество, Дево Всечистая, огнь бо в пещи не опали их, поющих: отцев Боже, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои Ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

Припев: Святителю отче Алексие, моли Бога о нас.

Царя Небеснаго хвалити учил еси паству твою, зовый: пойте и превозносите Христа во веки.

Царя Небеснаго умоли о нас, чадех твоих, радостно поющих и превозносящих Его во веки.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Царю Небесному предстоя, паству твою назирай, поющую и превозносящую Христа во веки.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Царя Небеснаго родила еси, Дево, Егоже Ангели поют и превозносят во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Воистину Богородицу, Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с Безплотными лики Тя величающе.

Припев: Святителю отче Алексие, моли Бога о нас.

Воистину свет миру явился еси, светящ добродетельми, и пастырь изряден твоего стада был еси, Христа величающа.

Воистину вемы тя, отче, чудотворца велика, точаща многа чудеса верно к тебе приходящим и Христа величающим.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

 Воистину светло память празднуют святителя Алексия архиереи, и священницы, монаси и вси людие, Христа Бога величающе.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Воистину Ты еси христианом спасение: Христа бо родила еси, спасающаго ны, Деву Чисту Тя величающия.

Светилен

Благодать Святаго Духа, всельшаяся в тя, святителя тя показа, Христос же ти вручи паству Свою паствити на пажитех духовных, Егоже ради потщался еси наставляти люди, и ныне на Небесех, радуяся, живеши.

pravoslavie.wiki

Святитель Алексий Митрополит, Московский и всея России чудотворец

празднование святому 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября

Великий светильник земли Русской святитель Алексий, митрополит Московский, родился на рубеже XIII и XIV веков, около 1300 года в тяжкую для русского народа эпоху татарского ига, когда вся Русская земля уже 150 лет стонала в порабощений, постоянно подвергаясь хищническим набегам завоевателей, избивавших русских людей, уводивших их в тяжкий плен, оставлявших после своих набегов одни развалины и пожарища.

Положение усугублялось непрестанными междоусобицами удельных князей. Русская земля была раздроблена на отдельные враждующие княжества, без объединения которых нельзя было бороться против общего врага.

В это тяжелое время единственная сила, скреплявшая русский народ в одно целое, была Святая Православная Церковь. Из недр ее возникли великие светильники, которые своим высоким духом и примером жизни подавали соотечественникам надежду на возможность освобождения и воодушевляли их на борьбу с жестокими поработителями. Такими светильниками были и святитель Петр, первый Московский митрополит, и его преемник — святитель Алексий, и «Игумен земли Русской»—преподобный Сергий Радонежский.

Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. Родители его Феодор (по прозванию Бяконт) и Мария, спасаясь от татарских набегов, переселились в Москву, где и родился будущий святитель. При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был князь (сын святого благоверного князя Московского Даниила Александровича) Иоанн, будущий великий князь Московский (1328—1340), прозванный за щедрую раздачу милостыни Калита (т. е. «мешок с деньгами»).

Предание повествует, что еще в отрочестве Господь открыл будущему Святителю его высокое предназначение. Стремясь к уединению, отрок Елевферий любил ловить сетями птиц в окрестностях города. Однажды, подстерегая их, он задремал и в тонком сне услышал голос: «Алексие, что трудишься напрасно? Ты будешь ловцом человеков». Голос был столь явственным, что отрок тотчас пробудился. Но вокруг никого не было.

С того времени отрок Елевферий все более стремился к духовной жизни, к углубленному изучению Священного Писания. Через несколько лет он испросил у родителей благословение поступить в монастырь.

В 1320 году Елевферий принял монашеский постриг в Московском Богоявленском монастыре с предвозвещенным ему в сновидении именем Алексий.

Более 20 лет святой Алексий подвизался в той обители, смиренно проходя иноческие послушания под руководством опытного в духовной жизни старца Геронтия.

В Богоявленском монастыре святой Алексий был связан глубокой духовной дружбой с иноком Стефаном, старшим братом Преподобного Сергия Радонежского.

Как сын знатного боярина, святой Алексий получил лучшее по тому времени образование. В монастыре он занялся изучением греческого языка, а затем сличил и исправил славянский перевод Новозаветных книг по греческим подлинникам.

Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста, святителя Московского (+1359; память 14 марта). Он поручил святому Алексию заведывание судебными делами Церкви, и тот в течение 12 лет исполнял эту должность со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года святитель Феогност рукоположил святого Алексия во епископа Владимирского, предполагая впоследствии назначить его своим преемником. Так как святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах, то великий князь вместе со святителем Феогностом стал ходатайствовать об этом у Константинопольского Патриарха.

Весной 1353 года от моровой язвы умерли митрополит Феогност и великий князь Симеон Гордый. Но ходатайство их было удовлетворено. Святой Алексий стал преемником святителя Феогноста на Московской митрополичьей кафедре.

В 1354 году он совершил путешествие в Константинополь и получил там от Патриарха Филофея благословение и утверждение на кафедру митрополита Киевского (фактически Московского) и всея Руси.

На обратном пути из Константинополя корабль, на котором возвращался святитель Алексий, попал в сильную бурю, но, по молитвам святителя, плавание прошло благополучно. Святитель дал обет построить храм во имя того святого, память которого придется в день благополучного возвращения. Во исполнение этого обета святителем Алексием в 1361 году был сооружен храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, память которого празднуется 16 августа. При храме был основан Новоспасский монастырь, игуменом которого был поставлен ученик Преподобного Сергия— преподобный Андроник.

Возвратившись в Москву, которая со времени святителя Петра была резиденцией Всероссийских митрополитов, святитель Алексий принял на себя управление Русской Церковью и неустанно трудился на этом поприще 24 года: поставлял епископов, заботился об упорядочении иноческой жизни, устройстве общежительных монастырей, примером для которых была обитель Святой Живоначальной Троицы, основанная Преподобным Сергием.

Слава о мудром святителе и молитвеннике далеко распространилась за пределы России. В 1357 году хан Джанибек прислал великому князю Московскому Иоанну Иоанновичу (1353 —1359) требование, чтобы тот отпустил в Орду святителя Алексия для исцеления его ослепшей жены, ханши Тайдулы, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли. «Если ханша получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мной мир. Если же не пошлешь его мне — я разорю огнем и мечом твою землю»,— передал хан великому князю.

Смиренный святитель не считал себя достойным совершить чудо исцеления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возможно,— он не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Родины и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть. «Прошение и дело превышает меру сил моих,— сказал святитель Алексий,— но я верю Тому, Который дал прозреть слепому,— не презрит Он молитвы веры».

Перед отъездом в Орду святитель Алексий вместе с духовенством совершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра и Господь дал ему знамение, укрепившее его дух: свеча у гроба святителя Петра возгорелась сама собой. Святитель взял часть этой свечи и отправился в Орду.

Еще до прибытия святителя Алексия Тайдула видела его во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вышел ему навстречу и ввел его в свои покои. Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную от раки святого митрополита Петра. После долгой молитвы он окропил освященной водой Тайдулу, и та тотчас прозрела. Хан и все бывшие при славном исцелении изумились и восславили Бога. Хан Джанибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Ханша Тайдула пожаловала святителю в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий воздвиг в 1365 году Чудов монастырь, в память чуда архистратига Божия Михаила в Хонех. В этом монастыре святитель завещал себя похоронить.

После смерти Джанибека святителю Алексию вновь пришлось ехать в Орду для ходатайства о Русской земле перед свирепым ханом Бердибеком, убившим своих 12 братьев и грозившим полным опустошением Русской земле.

Великий печальник Русской земли святитель Алексий не побоялся идти в Орду на угрожавшую ему смерть. Нося в сердце слова Господа Иисуса Христа: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10,11), он отправился к грозному хану и с Божией помощью сумел своей Богодухновенной беседой укротить его ярость и получить от хана заверение о мире для христиан.

После смерти великого князя Иоанна Иоанновича (+1359) святитель Алексий был духовным наставником десятилетнего благоверного князя Димитрия — наследника великокняжеского престола.

Благодаря мудрым действиям святителя Алексия ордынский хан передал малолетнему Димитрию ярлык (грамоту) на великое княжение. Святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем, первым помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. Подвижнические усилия таких делателей земли Русской, какими были святитель Алексий, Преподобный Сергий Радонежский и благоверный великий князь Димитрий Донской, сплотили вокруг Москвы большинство русских княжеств. Объединение их легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году.

В своей многообразной святительской деятельности митрополит Алексий неустанно заботился о благоустроении Российской паствы и духовном ее просвещении. С этой целью он восстановил в Москве прежние обители и создал новые, в том числе женские обители Алексеевскую и Зачатьевскую (где подвизались две его сестры — игумения Иулиания и монахиня Евпраксия). Им также были основаны обители — Благовещенская в Нижнем Новгороде и в честь святых равноапостольных Константина и Елены во Владимире.

Святитель Алексий прожил около 80 лет. Приближаясь к концу своего жизненного подвига, он желал видеть преемником на Всероссийском Митрополичьем престоле своего давнего духовного друга Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести. Святитель Алексий не стал настаивать, провидя великое значение для Русской Церкви Преподобного Сергия как «Игумена всей Русской земли».

Святитель Алексий почил 12 февраля 1378 года и был погребен, согласно завещанию, в Чудовом монастыре.

Выдающийся Первосвятитель Русской Церкви оставил потомкам великое сокровище — собственноручно написанное Евангелие, переведенное им с греческого языка. Это Евангелие благоговейно хранилось в Чудовом монастыре несколько столетий.

Более чем через 50 лет честные мощи святителя Алексия были обретены нетленными, когда крыша деревянного храма, в котором был погребен святитель Алексий, во время Божественной литургии обрушилась. Никто из молившихся и служивших не пострадал. Когда стали возводить фундамент нового, каменного храма, то обнаружили его нетленные мощи, которые положили в Благовещенском приделе нового храма.

Прославление святителя Алексия совершилось 20 мая 1431 года.

В течение всей истории России святитель Алексий почитался как великий заступник и молитвенник Земли Русской. Благодарные потомки заботились об украшении его раки. В Чудовом монастыре был построен храм в честь святителя Алексия. В этот храм святые мощи были торжественно перенесены в 1485 году.

В настоящее время мощи святителя Алексия почивают в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве, где еженедельно по воскресеньям читается акафист Святителю.

В конце XVI века при царе Феодоре Иоанновиче было установлено празднование в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы (5/18 октября). Позднее, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского, перед Святейшим Синодом в число поминаемых в этот день Московских святителей вошел святитель Филипп, а с 1913 года священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси.

akafist.ru

Митрополит Алексий Московский Святитель и чудотворец краткая биография

На фото: Святитель Алексий, митрополит Московский. Фрагмент росписи храма Рождества Христова в Измайлове.

В Елоховском Богоявленском соборе Москвы пребывают мощи святителя Алексия, митрополита Московского, великого святого чудотворца России. Святитель Алексий митрополит Московский, весьма почитают этого русского святого, сыгравшего важнейшую роль в древней истории России.

Митрополит Алексий Московский родился в Москве на рубеже XIII—XIV веков в видной боярской семье и в крещении получил имя Симеон. Крестным отцом его стал молодой княжич Иоанн, будущий великий князь Московский Иван Калита. Впоследствии крестному отцу и его крестнику суждено вывести родной город на первые роли на Руси, сформировав именно здесь объединительный центр раздробленной страны, стонавшей под чужеземным игом.

Во сне будущий Митрополит Алексий Московский услышал голос, молвивший, что тратит отрок время на труды пустые, ловя птиц, в то время как его предназначение — «ловить людей». С тех пор и стал Елевферий часто бывать в церкви.

Святитель Алексий уже в 19 лет принял монашеский постриг от старшего брата преподобного Сергия Радонежского игумена Стефана. Произошло это в Богоявленском монастыре, тогда являвшемся загородным, а ныне находящемся в самом центре столицы, на территории Китай-города.

Монах Алексий отличался прекрасными способностями, и, достигнув сорокалетнего возраста, он стал считаться официальным преемником престарелого митрополита Киевского Феогноста. Надо заметить, что титул «Киевский» к тому времени носил уже чисто номинальный характер, а митрополиты с 1325 года жили в Москве.

Святитель Алексий отправляется в Константинополь

В 1354 году епископ Алексий отправился в Константинополь, где в те времена русские первосвятители проходили процедуру их утверждения. Вселенский Патриарх одобрил его выдвижение в митрополиты в виде исключения — тогда еще большинство русских предстоятелей Церкви выбирались из греков. Патриарх Константинопольский Филарет возвел Алексия в сан митрополита Киевского и всея Руси.

На обратном пути из своего второго путешествия в Константинополь (предпринятого для разрешения спора с отделившейся от Киевской митрополии Литовской митрополией) святитель Алексий попал в сильную бурю и дал обет в случае спасения основать в Москве обитель. Так в столице появился прославленный впоследствии Спасо-Андроников монастырь.

Вернувшись на Русь, митрополит Алексий действовал энергично — ставил новых епископов, боролся с внутрицерковными нестроениями, собственными деяниями показывал пастве пример христианской жизни. Именно при нем резиденция русских митрополитов была перенесена из Киева на северо-восток страны.

Алексий Московский едет в Орду лечить от глазной болезни ханшу Тайдулу

К 1357 году слухи о выдающихся достоинствах русского митрополита достигли Орды, и его пригласила, надеясь на излечение, страдавшая от глазной болезни ханша Тайдула. По молитвам святителя правительница получила исцеление и освободила Церковь от ордынских поборов. В благодарность за это святителю пожаловали землю в Московском Кремле, где располагался постоялый двор для ордынских послов. Здесь Алексий основал Чудов монастырь.

В Москве к тому времени митрополит Алексий пользовался огромным влиянием и фактически был соправителем государства. Именно по его почину в 60-е годы XIV века началось строительство белокаменного Кремля, бывшего до той поры деревянным. Помимо Спасо-Андроникова, святитель благословил основание знаменитых Чудова и Симонова монастырей в Москве, а также Введенского Владычного монастыря в Серпухове, способствовал введению практики общежительных обителей, которые в эту эпоху в разных точках страны основывали ученики преподобного Сергия Радонежского.

После смерти князя московского Ивана II

После смерти великого князя московского Ивана II Красного Алексий Московский взял под свою опеку его малолетнего сына Дмитрия (будущего Донского). Став фактическим правителем Руси, он постоянно решал споры удельных князей, пытаясь сплотить их между собой.

Примерно в то же время сменилась власть в Орде. Джанибека убил собственный сын, потребовавший, чтобы русские князья увеличили количество собираемой дани. И тогда митрополит Алексий Московский снова отправился в Орду, к Тайдуле. По его просьбе она взялась — и вполне успешно — уговорить сына сменить гнев на милость.

В Москве архиерея встречали с почестями, а малолетний князь Дмитрий воскликнул:

«О владыко! Ты даровал нам житие мирное, чем изъявим тебе свою признательность?»

Алексий Московский активно участвует в объединении русских земель

Активно участвовал митрополит во внешнеполитической деятельности Московского княжества, заключавшейся в попытках объединения русских земель для борьбы с ордынским игом. Так, он был одним из инициаторов союза Москвы с Великим Новгородом. При нем впервые стали скрепляться митрополичьей печатью договоры и соглашения между князьями. Ставил свою печать он и на других важнейших документах — в частности, определявших внутреннюю жизнь княжества.

В качестве митрополичьей резиденции святитель выбрал подмосковное Черкизово с деревянным Ильинским храмом — ближайшим к нему селом было Измайлово. Впрочем, существовало ли последнее в то время, доподлинно не известно.

Смерть и канонизация Митрополита Алексия Московского

Святитель окончил свой земной путь в 1378 году и был погребен близ алтаря главного храма Чудова монастыря при большом стечении народа, в присутствии великого князя Московского Дмитрия Ивановича (будущего Донского) и его сыновей. Спустя около полувека митрополита Алексия канонизировали и обрели его мощи, которые пребывали в Чудовом монастыре вплоть до начала XX века.

После закрытия и полного уничтожения обители святым мощам грозила гибель, однако, к счастью, они пережили эпоху самых серьезных гонений на Церковь и в 1947 году были помещены в Богоявленский собор в Елохове, бывший до восстановления храма Христа Спасителя кафедральным собором Москвы.

Большевики по личному распоряжению В. И. Ленина вскрывали раку с мощами Святителя Алексия

Есть сведения о том, что большевики по личному распоряжению В. И. Ленина вскрывали раку с мощами Святителя Алексия. Через два года после революции верующие из Братства святителя Алексия обратились к председателю Совнаркома с просьбой отдать им мощи митрополита из Чудова монастыря:

«Молю святителя Алексия — этого святителя любви — чтобы он коснулся Вашего сердца, и Вы, исполнив нашу просьбу, сделаете 3 тысячи человек, членов нашего братства, бесконечно счастливыми»

— говорилось в обращении, написанном членом Братства, сотрудницей отдела здравоохранения Московского губернского совета депутатов Марией Ивановной Свет. На обращении имеется резолюция:

«Т. Курский! Прошу не разрешать вывоза, а назначить вскрытие без свидетелей. Ленин».

А еще через три года серебряную раку с мощами святителя вообще разобрали на части. Гроб со святыми останками митрополита Алексия Московского после разрушения Чудова монастыря перенесли в Архангельский собор Московского Кремля, а уже после Великой Отечественной войны — в Богоявленский собор в Елохове.

Мощи святителя Алексия пребывают там и сейчас — случайно или нет, но стоит храм как раз на дороге из Кремля, где находился Чудов монастырь, в Черкизово и Измайлово.

При жизни митрополит Алексий Московский был очень выдающейся личностью Москвы.

posmotrim.by


Смотрите также