Авторизация

Андрей боголюбский фото


Кровавый детектив XII века. Как убивали Андрея Боголюбского

Политическая борьба на Руси в XII веке носила весьма суровый характер. Проигравший в большинстве случаев мог лишиться не только власти, но и жизни.

И все-таки были свои «красные линии». Поднять руку на князя мог только равный. Бывали, конечно, случаи, когда с князьями расправлялись воины, однако, как правило, делали это они по приказу своего князя, враждующего с жертвой.

Длинные руки Юрия Долгорукого

Особняком стоит история князя Андрея Боголюбского, против которого был составлен нетипичный для своего времени заговор.

После смерти в 1132 году великого князя Киевского Мстислава Великого, старшего сына Владимира Мономаха, единое Древнерусское государство окончательно прекратило свое существование. Феодальная раздробленность вызвала непрекращающуюся борьбу русских князей между собой за власть и влияние.

Шестой сын Владимира Мономаха Юрий, известный нам  под прозвищем Долгорукий, получил во владение Ростово-Суздальское княжество. Однако амбиции основателя Москвы простирались дальше: он вел кровавую борьбу за Киев. Впервые он захватил этот город в 1149 году, но спустя два года потерял над ним контроль.

Второе его пришествие в Киев состоялось в 1155 году и завершилось в мае 1157 года, когда князь умер.

Юрий Долгорукий  был не слишком популярен среди киевлян,  и есть версия, согласно которой его отравили. Впрочем, стопроцентной уверенности в этом нет.

Владимир — столица, Киев — на разграбление

Сын Юрия Долгорукого Андрей, прозванный Боголюбским, участвовал в походах отца, но тяги к Киеву не испытывал. Став «самовластцем всей Суздальской земли», князь перенес свою столицу во Владимир-на-Клязьме и стал активно обустраивать город. При нем были возведены новые укрепления и Успенский собор, а неподалеку от города был построен замок Боголюбово, ставший княжеской резиденцией.

Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово. Фото: Commons.wikimedia.org

Несмотря на любовь к строительству, князь Андрей имел весьма жесткий характер. Конкурентов в борьбе за власть он теснил безжалостно, не обращая внимания на родственные узы. Добиваясь единоличного правления, он стал ограничивать права бояр, выдвигая вперед младших дружинников, которым щедро жаловал земли.

В 1169 году Андрей Боголюбский показал свое отношение к Киеву. Во время очередной княжеской междоусобицы войско князя взяло город приступом, после чего Андрей отдал Киев на разграбление победителям. Уязвленный тем, что ему не позволили учредить во Владимире независимую от Киева митрополию, он позволил разграбить даже построенный Ярославом Мудрым Софийский собор. Оставаться в Киеве Андрей и не думал, сделав местным князем своего младшего брата Глеба.

Когда Глеб в 1171 году умер, за киевское княжение вновь развернулась ожесточенная борьба. Однако поход на Киев и Вышгород в 1173 году оказался неудачным, что вызвало активизацию, так сказать, «внутренних врагов» Андрея Боголюбского. В первую очередь ими были родовитые бояре, решительно отодвинутые князем от реальной власти. Элита полагала, что, избавившись от Андрея, она сможет призвать на княжение его более сговорчивого родственника. Тем более что кандидатов было хоть отбавляй.

Пока Андрей Боголюбский был на волне успеха, замышлять что-либо против него никто не решался. А вот после провального в военном отношении 1173 года заговор сложился.

Тихо отравить князя не было возможности: зная о подобных историях, происходивших ранее, Андрей был очень осторожен с едой и питьем. Тогда решили устроить нападение там, где Боголюбский чувствовал себя наиболее спокойно: в его собственной резиденции.

Скульптурный портрет Андрея Боголюбского. Реконструкция М. М. Герасимова. Государственный Исторический музей в Москве. Фото: РИА Новости/ Михаил Успенский

Список «проклятых»

В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском совершенно случайно на стене храма был обнаружен список заговорщиков, участвовавших в расправе над Андреем Боголюбским, а также краткое описание происшедшего.

В числе первых значится имя Петра Кучковича, а также его родственников Амбала и Якима Кучковичей. Всего участников заговора было двадцать, но прочесть все имена трудно. Но точно известно, что среди них были некие Ивка, Петрко и Стырята. Автор записи шлет заговорщикам «проклятие» и сулит «вечную муку». У Кучковичей в отношении князя, помимо всего прочего, был мотив и личной мести. Как вы помните, отец Андрей Боголюбского Юрий Долгорукий основал Москву. Сделал он это на землях, которыми ранее владел боярин Кучка. Предание гласит, что прежнего владельца князь попросту убил. При этом, правда, Андрей Боголюбский женился на дочери убитого Улите, а его сыновей приблизил к себе. Впрочем, один из братьев Кучковичей был уличен в некоем тяжком преступлении и казнен. Так что Кучковичи горели жаждой мести.

Сергей Кириллов. Андрей Боголюбский (Убиение). 2011 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Ни шанса на спасение

Вечером 28 июня 1174 года князь Андрей Боголюбский отправился спать в свои покои в княжеском дворце. Заговорщики, в свою очередь, опустились вниз в прямом смысле слова: отправились в винные погреба. Традиция напиваться перед началом дворцовых переворотов сохранится в  России вплоть до убийства Павла I в 1801 году.

Осмелевшие от воздействия алкоголя убийцы пришли к двери спальни князя. Сильный стук в дверь разбудил Андрея.

«Кто там?» — спросил князь.

«Прокопий», — ответили из-за двери. Прокопием звали преданного слугу князя. Но пьяный голос был незнаком Боголюбскому.

«Нет, это не Прокопий!» — крикнул он и бросился к мечу.

Но меча не было. Его заранее вынес из спальни ключник, принимавший участие в заговоре.

Андрей Боголюбский был физически крепким человеком, опытным воином, отлично владевшим мечом. Ни один из заговорщиков не рискнул бы сойтись с ним в честном бою. В Боголюбове князь чувствовал себя уверенно, его сопровождала лишь немногочисленная охрана, которую быстро нейтрализовали. А противостоять без оружия вооруженной толпе было не под силу даже князю.

Выломав дверь, заговорщики с мечами накинулись на Андрея Боголюбского. Несмотря ни на что, он пытался оказывать сопротивление. В суматохе заговорщики даже зарезали одного из своих соучастников.

Наконец князь, получивший многочисленные ранения, упал. Довольные убийцы отправились в винные погреба за добавкой, и тут князь, который был тяжело ранен, пришел в себя. По лестнице он выбрался из покоев и попытался спрятаться. Но раны его были слишком тяжелы, а кровавый след, который он оставлял за собой, выдал его.

Вернувшиеся в спальню заговорщики пошли по пятнам крови и нашли Андрея. Под лестницей лестничной башни, соединённой переходом с Богородице-Рождественским собором Боголюбского монастыря, первого владыку Владимиро-Суздальской Руси добили.

А дальше заговорщики приобщили к происходящему простолюдинов, которым позволили разграбить княжеские палаты. Пока народ выносил трофеи, окровавленное тело Андрея Боголюбского валялось на земле. Спустя несколько дней убитого все-таки похоронили в Успенском соборе Владимира.

Надпись XII века на южной абсиде Спасо-Преображенского собора г. Переславля-Залесского с сообщением об убийстве Андрея Боголюбского. Фото: Commons.wikimedia.org

Всем спасибо, всех казнить

В древних летописях частенько реальные факты искажаются или приукрашиваются. История гибели Андрея Боголюбского — исключение. Когда в XX веке останки князя изучили специалисты, они пришли к выводу, что описание ран, имеющееся в источниках, довольно точно воспроизводит картину повреждений на костях.

Таким образом, летописный рассказ о гибели князя, вероятно, близок к истине.

Заговорщики добились своей цели: тема княжеского единовластия надолго была отложена в  долгий ящик. Правда, самим участникам убийства это большой радости не принесло. Младший брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо, ставший великим князем Владимирским в 1176 году, повелел всех заговорщиков казнить.

Не со зла и не из мести, а ради порядка, дабы привычка резать ножами великих князей, не дай бог, не укоренилась.

Князь Андрей Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверного.

Андрей Боголюбский (Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва). Фото: Commons.wikimedia.org

Злой гений князя Андрея Боголюбского

Святой Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого и отцом Юрия бездольного. Историк Василий Ключевский считал, что именно Андрея Боголюбского можно считать первым русским самодержцем, в лице которого на историческую сцену впервые выступал великоросс. Но выход этот закончился трагично…

В 1155 году Андрей был посажен отцом на княжение в Вышгород. Незаурядный дипломат, опытный полководец, хорошо образованный и имевший тесные связи с церковью, Андрей вопреки отцовской воле ушел в Ростово-Суздальское княжество.

В Суздальской земле он сделал столицей Владимир, превратив маленькую крепость в богатый город с величественными, устремленными ввысь, соборами, а в десяти верстах от него, на реке Нерли, он основал село Боголюбово.

Благоверный князь

Успенский собор во Владимире, Спасский и Воскресенский монастыри, Спасский храм в Переславле, церковь Святого Федора Стратилата, церковь Покрова на Нерли и многие другие храмы построены в правление князя Андрея Юрьевича. Для этого он приглашал византийских мастеров, приказывал везти белый камень из Волжской Булгарии.

Даже иноверцы не могли не умиляться благолепию храмов Ростово-Суздальской земли. Да и сам Андрей Боголюбский отличался благочестивым поведением. Говорили, что он часто посещает храмы, усердно молится, сопровождая молитву слезами умиления на глазах и громкими воздыханиями. Иногда он даже по ночам приходит в церковь, зажигает свечи и долго стоит перед образами. Он раздаёт милостыню, кормит чернецов.

При нём Владимир начал возвышаться и богатеть, жизнь людей, кажется, стала улучшаться. Доказательство тому – приток на северо-восток Руси иммигрантов не только из киевских земель, но даже с Кавказа.

Враги внешние

Для князя, проведшего детство и юность в ростово-суздальских городах, где перемешивались в одну народность славяне и мерь, откуда далеко было до Византии, главными внешними врагами были – другие русские князья, его дядья и братья. И в первую очередь ненавистен был Киев с его чуждыми Андрею Юрьевичу порядками. Сколько бед он сам и его отец, да и многие суздальцы потерпели от этого Киева!

И в 1169 году, воспользовавшись междоусобной борьбой других князей, Андрей собрал войско для похода на «мать городов русских». Поход оказался более чем успешным: соперник Боголюбского князь киевский Мстислав Изяславич бежал на третий день, а город по своему обыкновению сдался на милость победителя.

Князь Андрей выглядел не так, как мы его представляем по реконструкции профессора Герасимова - с ярко выраженными монголоидными чертами лица. На самом деле он был явным европейцем.

Но нечего было и помышлять о милости: войска Боголюбского (в котором значительную часть составляли половцы) беспощадно грабили город, избивали, убивали, насиловали, уводили в плен всех без разбору: мужчин, женщин, стариков, детей.

Расправившись с Киевом, Андрей Боголюбский закрепил за собой звание Великого князя и перенёс столицу во Владимир.

За Киевом пришла очередь Новгорода, который Боголюбский также хотел подчинить своей воле. То же самое войско отправилось к стенам вольного города, однако расправиться с новгородцами не удалось: город защитила икона Пресвятой Богородицы.

Согласно легенде, новгородский епископ Иоанн поднял на стену икону и тотчас оказался под обстрелом лучников. «Икона обратилась назад; из глаз ее потекли слезы и упали на фелонь епископа. На суздальцев нашло одурение: они пришли в беспорядок и стали стрелять друг в друга», - пишет Николай Костомаров.

Андрей Боголюбский был и храбрым воином, и расчётливым политиком, но так и не смог подчинить себе всех князей, стать единственным, полновластным правителем Руси. Ещё один пример его неудачи: провал осады Вышгорода, когда его 50-тысячное войско охватила паника, воины бросились бежать, и многие из них утонули в Днепре.

Враги внутренние

Очевидно, семнадцатилетнее правление Андрея Юрьевича не было ровным. Сумев расположить к себе духовенство и народ, он, в конце концов, не только потерял их доверие, но и превратился в ненавистного правителя.

Ростовцы и суздальцы могли невзлюбить его хотя бы за то, что он перенёс столицу княжества во Владимир. «Они наши холопы и каменщики: мы их город сожжем или посадника в нем от себя посадим», - так отзывались жители Ростова о своих соседях из Владимира.

Несмотря на показное благочестие князя, на деле гнёт его власти оказался тяжёл, а сама она несправедлива: посадники, тиуны и даже духовенство без конца грабили народ, самовольничали, калечили и казнили людей. Непосильны были княжеские поборы.

Показателен случай с епископом Ростовским Феодором, любимцем князя, получившем сан вместо Нестора, изгнанного Андреем Юрьевичем. Феодор получил епископат из рук константинопольского патриарха, а потому возомнил себя независимым от киевского митрополита.

Пользуясь заступничеством могущественного Андрея Боголюбского, он затеял борьбу с духовенством и народом, бесчинствовал: рвал бороды, отрубал головы, выжигал глаза, резал языки, отбирал имущество и даже дома как у простых людей, так и священников, монахов, даже игуменов.

Убийство

Ненависть к князю Андрею была настолько сильна, что ею заразились даже его приближённые, люди, в большинстве своём пришлые, не суздальцы.

Заговор против Боголюбского произошёл после того, как он казнил брата своего любимого слуги Якима Кучковича. Произошло это в Боголюбове, селе, которое построил князь, в котором он проводил большую часть времени и по названию которого получил своё прозвище.

Княжеская свита, сговорившись, сразу же направилась в покои Андрея Юрьевича. Взломали двери и после борьбы в потёмках несколько раз ранили князя. Но не убили. Он смог ещё выползти из комнаты, спуститься и спрятаться под сени. Там его вскоре нашли: он молился и стонал от боли. Ему отсекли правую руку. «Господи, в руки твои передаю дух мой!» - произнёс он и вскоре умер.

Народ с радостью встретил гибель Боголюбского. Два дня его обнажённое тело лежало в огороде, его хотели бросить собакам и, если бы не верный слуга, перенесший убитого в церковь, непременно бросили бы. Вещи князя, драгоценности, оружие были разграблены. Лишь через неделю, опомнившись, труп перевезли из Боголюбова во Владимир и погребли в церкви Святой Богородицы.

Григорий Саблин

link

Андрей Боголюбский 1111 - 1174: биография кратко, годы жизни, деятельность

Князь Андрей Боголюбский – один из видных политических деятелей Древней Руси. Именно Андрей Боголюбский переместил политический и экономический центр Руси из Киева в город Владимир, который позднее стал новой столицей.

Андрей Боголюбский родился, предположительно, в 1111 году (по другим данным, в 1113) и являлся сыном Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха.

О детстве и ранней юности князя мы знаем мало. Согласно сохранившимся данным, Андрей Боголюбский получил неплохое образование и воспитание. Известно, что особое внимание он уделял христианству. Более подробные сведения появляются уже о том периоде, когда начинается его самостоятельная жизнь в различных городах, куда его отправляет отец. В юности Андрей – активный участник походов отца.

В 1149 году Юрий Долгорукий отправляет Андрея Боголюбского княжить в Вышгород, однако уже через год переводит его на запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу. Несмотря на пожелания отца, в 1151 году Андрей Юрьевич уходит в Ростово-Суздальский край, где родился, вырос и имел крепкие связи. Владимир становится столицей княжества. В это же время под Владимиром вырос укрепленный княжеский замок Боголюбово – любимая резиденция князя, по названию которой он и получил свое прозвище. После смерти отца, вопреки его прежним желаниям, Андрей становится еще и князем ростовским и суздальским. А также наследует титул великого князя.

В своей политике князь Андрей Боголюбский прикладывает немало усилий для превращения Владимира в столичный город. Во времена его правления был построен Успенский собор и многие другие сооружения, которые продолжают оставаться памятниками культурного наследия.

Кроме этого, укрепляя свою власть, он перенес из Южной Руси особо чтимую икону Богородицы. По его приказу были составлены сказания о ее чудесах и о победоносном походе на волжских булгар в 1164 году, которому было придано всемирное значение.

К заслугам Андрея Боголюбского можно отнести меры по защите внешних рубежей от набегов кочевников и стремление его к независимости Руси от внешних сил. Успешными оказались и походы русских войск на Волжскую Булгарию.

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами привели к заговору против Андрея Боголюбского, в результате которого в ночь с 28 на 29 июня 1174 года он был убит.

Андрей Боголюбский – первый русский царь

Содержание

Андрей Боголюбский (1111–1174 гг.) – один из самых уникальных правителей Древней Руси:

• Сын Юрия Долгорукого – основателя Москвы и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осекевича.

• Объединил под своей властью русские земли, основав в XII веке Владимиро-Суздальское княжество, давшее в XIV веке начало Московской Руси, которая в XVIII веке стала империей, а в XX веке – Советским Союзом.

• В 1155 году привез во Владимир икону Вышгородской Божьей Матери, получившую в последствии название Владимирской и ставшей палладиумом России.

• Родоначальник русского белокаменного зодчества, архитектурные памятники которого до сих пор восхищают мировое сообщество и включены в список UNESCO.

• Боголюбово – любимая резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил прозвище. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбово.

• В 1169 году разгромил Киев, где был ранее отравлен его отец и перенес столицу Русской земли во Владимир, тем самым закончив век Киевской Руси, основанной Вещим Олегом в IX веке.

• По инициативе князя были учреждены новые для Руси праздники – Спаса (14 августа, Медовый Спас) и Покрова пресвятой Богородицы (14 октября).

• В его правление Великий Устюг стал северо-восточным форпостом Владимиро-Суздальское княжества, боровшегося за северные земли с Великим Новгородом.

• Убит в 1174 году группой заговорщиков, похоронен в Успенском соборе во Владимире.

• Канонизирован Русской Православной церковью в XVIII веке.

II. Жизнеописание

Андрей Боголюбский, реконструкция М. М. Герасимова

Андрей Боголюбский (1111–1174) – сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны, внук Владимира Мономаха, дедом которого, в свою очередь, был Ярослав Мудрый – сын киевского князя Владимира – Крестителя Руси, известного в русском фольклоре как Красное Солнышко.

Об Андрее Боголюбском можно смело сказать, что он был выдающимся и мудрым государственным деятелем. Как воина и полководца, его всегда отличали храбрость и мужество, он оставил глубокий след в Русской истории. За успешное объединение русских земель под своей властью, его беспощадную борьбу против феодальной раздробленности государства на удельные княжества, его называют первым, но не венчанным на царство, царем Руси. Впервые в истории Руси обычай венчаться на царство официально ввел Иван Грозный в 1547 году.

Андрей принимал активное участие в боевых походах своего отца Юрия Долгорукого – основателя Москвы, ровесником которой является Великий Устюг (1147). Видя начало распада русской земли на самостоятельные княжества и жестокие междоусобные войны, в 1155 году Андрей уходит из Киева (Вышгорода) в любимые им Суздальские земли. Андрей отдавал все свои силы их укреплению.

В 1169 году он разгромил Киев и перенес столицу Русского государства во Владимир. Владимир становится политическим центром Руси, а Андрей Боголюбский – первым русским великим князем. Отдавая дань Владимиру, как первой русской столице, в нем неоднократно бывали позднее многие русские самодержцы, включая Ивана Грозного и Петра I.

P. S. В XVI веке, в период правления Ивана Грозного Владимирский Рождественский монастырь, бывший главной духовной обителью страны уступает это место Троице-Сергееву монастырю (г. Сергиев Посад). В 1724 году по приказу Петра I из Владимирского Рождественского монастыря в основанную им на Нильском меридиане новую столицу – Санкт-Петербург переносятся в Александро-Невскую Лавру мощи князя Александра Невского, разгромившего в 1240 году в устье реки Ижора (при впадении в Неву) шведов (за что получил титул «Невский») и ставший небесным покровителем города на Неве.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (икона)

В период правления Андрея Боголюбского растет значение Северо-Восточной Руси, укрепляется могущество Владимиро-Суздальского княжества, оно становится сильнейшим на Руси. Для дальнейшего возвышения новой столицы князь Андрей решил иметь самостоятельного епископа и даже Митрополита. Из Ростова сюда переносится кафедра епископа. Это вызвало сильное возмущение Ростовской знати и духовенства. Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами, усиление и расширение Владимира, политика объединения раздробленных русских земель – все эти действия Андрея Боголюбского породили против него боярский заговор, в котором (согласно Жития) участвовали также его собственная жена и ее родные братья.

В июне 1174 года заговорщики предательски проникли в покои Андрея и убили его. Позже, после народного бунта, Андрея захоронили в каменной гробнице построенного им во Владимире Успенского собора. Позднее он был канонизирован Русской Православной Церковью.

Один из сыновей Андрея Боголюбского – князь Юрий (Георгий в крещении) был женат на грузинской царице Тамаре.

Владимирская Икона Божьей Матери (Третьяковская галерея)

Андрей Боголюбский напрямую связан с Владимирской иконой Божьей Матери, в честь встречи которой в Москве построен Сретенский монастырь. По преданию, образ Владимирской иконы Божьей Матери написан Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезничали сам Иисус Христос со своей матерью Марией и отцом Иосифом.

В V веке из Иерусалима икона попала в Константинополь. В XII веке, во времена правления Юрия Долгорукого, Константинопольский патриарх Хрисоверг посылает ее в дар на Русь. Икона была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода (10 км. от Киева), отданного Юрием Долгоруким своему сыну Андрею Боголюбскому в удельное правление в 1155 году, после окончательно утверждения в Киеве. В истории Вышгород известен тем, что ранее являлся удельным городом великой княгини Ольги – бабушки Владимира Крестителя Руси, принявшей христианство в Константинополе.

Успенский собор во Владимире

Устав от бесполезных междоусобных войн, Андрей Боголюбский в 1155 году покидает Вышгород и направляется в так любимую им Суздальскую землю. Он берет с собою данную икону и во Владимире – своей новой столице, помещает ее в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе, поражавшем всех богатством и благолепием. С того времени икона получила именование Владимирской. Во время переноса этой иконы из Вышгорода во Владимир, Андрею Боголюбскому было явление Божьей Матери. Вскоре город Владимир (владеющий миром) стал столицей Северо-Восточной Руси, а затем и всей Русской земли. Так скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.

В 1395 году икону впервые принесли в Москву, что, по преданию, спасло столицу от разорения Самаркандским правителем Тимуром. Также, считается, что молитвами Владимирской иконе в 1430 году был остановлен хан Золотой Орды Ахмат с его огромными полчищами, двигавшийся на Русь (знаменитое стояние на Угре). Русским войсками командовал великий князь Иван III (1462-1505) – дед Ивана Грозного, муж Софьи Палеолог – племянницы последнего императора Византии Константина.  Считается, что через нее из Византии пришли на Русь двуглавый орел и другие атрибуты византийских императоров. Как женщина и тонкий политик, своим умом и опытом она оказала огромное влияние на централизацию русских земель, продолженную после Андрея Боголюбского, хоть и с перерывом в более чем 300 лет, Иваном III, а далее его сыном Василием III и внуком Иваном Грозным.

IV. Боголюбская икона Божьей Матери

Боголюбская икона Божьей матери

Явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому

Боголюбская икона Божьей Матери, написанная в XII в. по заказу Андрея Боголюбского – одна из древнейших чудотворных икон в России. История ее появления напрямую связана с ним и Владимирской иконой Божьей Матери.

По преданию, в 1155 году Андрей Боголюбский уезжает из Вышгорода (Киева) в Суздальские земли и берет с собою тамошнюю святыню – чудотворную икону Божьей Матери, ставшей впоследствии Владимирской.

Легенда гласит, что в невдалеке от Владимира, на берегу Нерли лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Князь расположился здесь на ночлег. И ему приснился сон, в котором Богородица указала Андрею

Церковь Рождества Богородицы (справа)

на Владимир как на новый центр Руси, повелев установить перевозимую Вышгородскую икону в нем, а на месте ночлега советовала поставить церковь.

Боголюбовский монастырь

На месте явления Божьей Матери, князь Андрей построил церковь Рождества Богородицы и создал свою резиденцию, названную Боголюбовом – место Богом любимое (ныне пос. Боголюбово). Здесь же вырос Боголюбовский монастырь – один из самых древних монастырей на территории России. Главной святыней монастыря была Боголюбская икона Богоматери, та самая, которую заказал князь Андрей Боголюбский после чудесного знамения у берегов Нерли, как она ему явилась: во весь рост, со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Иисусу Христу.

V. Кучково поле

Боголюбский монастырь: Башня бывшего дворца с покоями Андрея Боголюбского (слева), в которой в 1174 был убит Андрей Боголюбский. Церковь Рождества Богородицы (справа), построенная князем на месте явления ему Божьей матери.

Кучково поле – местность на севере центральной части Москвы, между современными Лубянской площадью и Сретенскими воротами (по другой версии, между Сретенскими воротами и Чистыми прудами). Название известно с XIV в., связано с именем полулегендарного богатого боярина С. И. Кучки, владевшего в середине XII в. землями на территории будущей Москвы. В 1397 на Кучковом поле построен Сретенский монастырь. В XII—XV вв. через Кучково поле проходила дорога на Владимир (позднее улица Большая Лубянка). Название «Кучково поле» исчезает в XVI—XVII вв.

Боярин Кучка и поле, названное по его имени, связан с Юрием Долгоруким и его сыном Андреем Боголюбским. По некоторым источникам, боярин Кучка был насильно лишен своих владений основателем Москвы Юрием Долгоруким, а его сыновья за свои проступки, подверглись преследованию Андреем Боголюбским. По одной из версий, женой Андрея Боголюбского была дочь боярина Кучки Ульяна, которая вместе со своими братьями – сыновьями Кучки входила в группу заговорщиков (хотя сегодня появляются и другие версии).

В летнюю ночь 1174 года заговорщики численностью порядка двадцати человек, пробралась к дворцу Андрея в Боголюбово, перебили малочисленную охрану и вломились в спальню безоружного князя. Меч, висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь подкупленным слугою. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку – копьем был пробит сбоку лоб Андрея, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь, израненный и окровавленный под ударами убийц, наконец, упал, они бросились вон из его покоев, захватив убитого сообщника.

Но Боголюбский был еще жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать охрану, но его стоны были услышаны убийцами и в ужасе они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в спальню и не нашли там князя. В страхе они зажгли свечи и по кровавому следу нашли и добили обессилившего князя. Позже Андрей Боголюбский был причислен Русского Православной Церковью к лику святых.

VI. Зодчество

Во время правления Андрея Боголюбского по-настоящему широко разворачивается белокаменное строительство во Владимире. На месте древней деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1158 году началось строительство белокаменного Успенского собора. По замыслу князя он возводился не только как храм Владимирского княжества, но и как главный Храм всей Руси.

За время своего правления с 1157 по 1174 гг., Андрей Боголюбский построил много монастырей и храмов, в частности во Владимире он построил Успенский собор (1158–1160 гг.), Золотые Врата (1158–1164 гг.), загородный дворец в Боголюбове (1158–1165 гг.), удивительную по красоте церковь Покрова на Нерли (1165 г.).

Успенский собор (1158–1160 гг.)

В 1158 году Андрей Боголюбский делает своей столицей город Владимир, в этом же году на высокой горе над рекой Клязьмой он начинает строить Успенский собор – главный храм своего княжества, ставший главным храмом Северо-Восточной или «Залесской» Руси. Собор стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Андрей Боголюбский задумывал свой храм не только как главный собор Владимирской епископии, но и как оплот новой, независимой от Киева митрополии. Успенский собор построен, вероятно, артелью европейских мастеров романской архитектуры, присланной императором Фридрихом Барбароссой. По летописному сообщению, «Бог привел мастеров со всех земель».

Андрей Боголюбский, как и Владимир Красное Солнышко, считающийся основателем города Владимира, выделил Успенскому собору крупные земельные владения и десятую часть своих доходов. Слева от царских врат собора была помещена икона Владимирской Богоматери, вывезенная князем Андреем из Вышгорода. Сегодня икона хранится в Третьяковской галлерее, в храме Николы в Толмачах.

Архитектура Владимирского Успенского собора определила развитие зодчества Северо-Восточной Руси на несколько столетий вперед. Из нее выросла и вся архитектура Московского государства. От стен Успенского собора берет свое начало и знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов. Во Владимирском Успенском соборе были погребены князь Андрей Боголюбский, его сыновья Глеб и Изяслав, младший брат – великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо и другие сподвижники Северо-Восточной Руси.

Зимой 1383 года во Владимирском Успенском соборе, по воле великого князя Дмитрия Донского, митрополитом Пименом был рукоположен в епископский сан Стефан Пермский – величайший просветитель, миссионер и государственный деятель Древней Руси, близкий друг Сергия Радонежского.

Золотые Врата (1158–1164 гг.)

Это редчайший памятник русской военно-оборонительной архитектуры времен правления Андрея Боголюбского. Они построены в 1164 году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города и явились главными, каменными воротами его деревянных укреплений. По красоте и величию они превосходили Киевские Золотые Врата. Они были парадным въездом в город и мощным оборонительным сооружением.

Но возведение Золотых ворот имело еще и другой, особый смысл – это символ нового столичного статуса Владимира, ведь Золотые Врата были также в Царьграде (Константинополе, сейчас – Стамбул), в Иерусалиме, в Киеве, т. е. в главных христианских городах, и центрах политической и военной власти своего времени.

Золотые Врата в Иерусалиме знамениты тем, что в них входил перед Пасхой Иисус. По пророчеству, в эти Золотые Врата Иисус войдет перед концом света.

Золотые Врата в Иерусалиме Золотые Врата в Стамбуле Золотые Врата в Киеве

Покрова на Нерли (1165 г.)

Храм Покрова на Нерли – это настоящий шедевр мировой архитектуры. Правы те, кто говорят, что увидевший этот храм хоть раз, уже не может сказать, что в его жизни не было счастливых минут…

Место для постройки было указано Андреем Боголюбским. Храм является монументом памяти о победоносном походе Андрея Боголюбского на волжских булгар. По легенде, камень для постройки возили из Булгарии. Одновременно он стал памятником сыну Андрея Изяславу, погибшему в этом походе. Храм посвящен празднику Покрова Богородицы, установленному Андреем Боголюбским и ставшим одним из самых любимых на Руси.

VII. Сретенский монастырь и Тимур

Собор Сретения иконы Владимирской Божьей матери Сретенского монастыря

Сретенский монастырь стоит на седьмом (из семи) холмов Москвы.  Монастырь напрямую связан с принесенной на Русь Андреем Боголюбским иконой Божьей Матери, получившей название Владимирской. Он был основан в 1397 году Великим князем Василием, сыном Дмитрия Донского на Кучковом поле, на месте встречи (сретения) в 1395 москвичами иконы Владимирской Богоматери, перенесённой из Владимира в Москву в ожидании нашествия Тимура.

Куликовская битва 1380 года принесла победу над темником Мамаем, захватившим на тот момент власть в Золотой Орде. В 1382 году, после захвата власти в Орде Тохтамышем и взятия им Москвы (Дмитрий Донской укрылся тогда в Костроме), Русь возобновила выплату дани.

В 1391 году, под Самарой, на реке Кондурча (с. Старый Буян) Тимур в первый раз разбил войска Тохтамыша, существенно подорвав могущество Золотой Орды.

Второй и полный разгром Тимуром хана Золотой Орды Тохтамыша произошел снова на территории современной России, на Северном Кавказе (на реке Малка) в 1395 году. Т. к. в то время Русь еще была данником (вассалом) Золотой Орды, отступление Тохтамыша проходило через русские земли. Непобедимая армия Тимура шла по его следам. Понимая неминуемую гибель столицы, москвичам оставалось уповать только на помощь русской заступницы – Божьей Матери. С этой целью из Москвы во Владимир была направлена делегация, чтобы принести в новую столицу Руси чудотворную Владимирскую икону, стоявшую у истоков русской государственности.

Согласно летописям, в тот день, когда делегация принесла на руках икону в Москву из Владимира, Тимур, достигший со своей армией Елец, увидел сон, в котором Божья Мать потребовала от него покинуть пределы Руси. Не проиграв ни одной битвы, и будучи человеком с высокоразвитой интуицией, Тимур правильно истолковал явление и повернул свои войска домой, в Самарканд.

Сретенский монастырь относился к так называемой «северной оборонительной линии», позволяя контролировать дорогу на Ярославль. В 1552 году у его стен москвичи встречали русское войско, возвращавшееся после взятия Казани Иваном Грозным.

После Октябрьской революции 1917 года монастырь был упразднен, в 1928-1930 годах большая часть его построек была снесена. При этом были полностью уничтожены два храма из трех, находившихся на территории монастыря. Сохранились лишь собор Сретения иконы Владимирской Божьей матери, построенный в 1679 году, и кельи монастыря, относящиеся к XVII-XVIII векам. В начале 1991 года Сретенский монастырь был передан Русской Православной Церкви.

Россия многим обязана Самаркандскому правителю Тимуру, окончательно разбившему в 1395 году Золотую Орду, и с чьим именем связан Сретенский монастырь – один из самых известных и древних монастырей Москвы.  Журнал «Мировой Ченнелинг» дает информацию о превращении завоевателя Тимура в Тамерлана (Тот, кто знает Мерлина).

Вкратце, Тимур сделал возможным для Руси:

• Стать самостоятельным государством в XV веке, прекратив выплату дани в Орду.

• В течение XVI века собрать под свою руку бывшие земли Золотой Орды – Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и т. д.

• В XVIII веке стать империей.

• В XX веке стать Советским Союзом.

VIII. Иван Грозный

Андрей Боголюбский и Иван Грозный видели узость взглядов и алчность бояр, раздиравших русские земли на удельные княжества. Оба правителя стремились к укреплению самодержавной власти как способу усиления военной мощи государства и морального духа народа.

Андрей Боголюбский начал борьбу с родовитыми боярами, отменив систему уделов и окружая себя новыми служивыми людьми для укрепления государственного аппарата. Иван Грозный окончательно ликвидировал удельные княжества, последним из них было Старицкое.

Храм Покрова на Рву (Василия Блаженного)

Андрея Боголюбского называют первым, но не венчанным на царство, русским царем, в то время как первым правителем в истории России, венчавшимся на царство стал в 1547 году Иван Грозный – другой знаменитый Рюрикович. Взятием Казани он завершил начатое Андреем Боголюбским дело: Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Возвращаясь после покорения Казани, Ивану Грозному недалеко от Владимира гонцы сообщили о рождении у него первенца – царевича Дмитрия.

В 1165 году, по приказу Андрея Боголюбского, близ Владимира талантливейшие зодчие возводят Храм Покрова на Нерли – памятник победы русских воинов в походе князя Андрея на Волжскую Булгарию (современный Татарстан) и погибшему сыну, ставший шедевром мировой архитектуры.

Собор Успения Божьей Матери в Старицком Успенском монастыре

Через 387 лет в Москве Барма и Постник, по приказу Ивана Грозного, создали невиданный по красоте Храм Покрова на Рву (или Собор Василия Блаженного) в честь взятия Казани.

Название «Покрова» для Московского Храма было выбрано не случайно – в день Покрова Богородицы (14 октября – по новому стилю) начался решительный штурм города Казани.

Известно, Иван Грозный любил посещать Владимир – столицу княжества Андрея Боголюбского и Старицу, где Иван прожил часть своей жизни и любил молиться в Успенском Соборе Старицкого Успенского монастыря, освященного в 70-х годах XII столетия в присутствии князя Андрея Боголюбского.

P. S. Со Старицей связана и знаменитая Либерия – библиотека Ивана Грозного. Известно, что в ней были собраны уникальнейшие книги, проливающие свет на многие исторические события древности.

Мироточивая икона царя Иоанна Васильевича из алтаря Крестовоздвиженского храма с. Дарна, Истринского района

Схимник Иона (Иван Грозный) во вратах Свято-Троицкого храма во  Владимире (ул. Музейная)

Андрей Боголюбский и Иван Грозный были очень образованными для своего времени людьми, и оказали значительное влияние на составление ряда литературных памятников. Оба обладали богословской эрудицией. Иван Грозный стал автором музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, которую во Владимир привез из Вышгорода Андрей Боголюбский.

Перед смертью Иван Грозный принял схиму с именем Иона.  Библейский пророк Иона проповедовал христианство в столице другого царя-библиотекаря Ашшурбанапала.  Имя Иона означает «стонущий голубь».  В Великом Новгороде голубь украшает крест храма святой Софии (греч. Премудрость Божия).

Как бы не относилась к Ивану Грозному официальная история, в храмах Московской и Владимирской областей имеются мироточивые иконы с его изображением.

Даже после революции 1917 года люди приходили к гробнице Ивана Грозного в московском Архангельском Соборе и молились о заступничестве. В российских тюрьмах до сих пор живет традиция молиться схимнику Ионе, которым стал Иван Грозный незадолго до своей смерти в 1584 году. Знаменитая Владимирская тюрьма – Владимирский Централ – не исключение.

Икона из Грановитой палаты Московского Кремля, 1882 год,

Текст иконы гласит:

Именно в Грановитой палате, 8 ноября 1552 года, Иван Грозный давал «стол» в честь покорения Казани. День 8 ноября был избран не случайно – это день Архангела Михаила (букв. «кто как Бог»). Архистратиг Сил Небесных, победитель Сатаны, «Грозный Небесного Царя воевода» предводитель Небесного воинства был особенно любим и почитаем Иваном Грозным, который лично составил ему Канон (Приложение 1).

У нас проходила большая программа по реабилитации Ивана Грозного и в связи с этой программой мы шли по его следам в свою первую поездку в Казань и Свияжск. В статье «Лотос, распустившийся в России» целая глава посвящена Ивану Грозному.

IX. Николай II

Лик царя-мученника Николая II в храме Боголюбской иконы Божьей Матери

Андрей Боголюбский был первым, хотя и некоронованным русским царем, а волею судеб Николай II стал последним. Хотя они жили в разные эпохи, между ними много общего. 17 июля является днем памяти великого князя Андрея Боголюбского, предательски убитого в 1174 году в своем замке в Боголюбово. Через 744 года, в тот же день, в ночь на 17 июля в Ипатьевском доме в Екатеринбурге был убит последний русский царь Николай II, и этот день стал днем памяти царских страстотерпцев, установленный Русской Православной Церковью.

В Боголюбове, в XII веке, началась русская царская власть в лице Андрея Боголюбского. В 1997 году в главном храме Боголюбского монастыря в центральной части свода главного алтаря на месте забеленной известью фрески, изображающей Иисуса Христа, проявился лик царя-мученника Николая II. Это чудо было использовано, в числе остальных, при рассмотрении вопроса о канонизации царской семьи в 2000 году.

В 2002 году, после проведения на месте явления лика реставрационных работ открылось изображение Иисуса Христа в царском облачении со скипетром и державою.

Посещение Серафима царем Александром I

Николай II в Боголюбово

В 1913 году – в год 300-летия Дома Романовых на царство, царь Николай II посетил Боголюбово – место гибели Андрея Боголюбского – первого некоронованного царя. Николай II попросил оставить его одного, он долго молился на месте убиения первого русского царя – через 5 лет Николай II стал последним русским царем, а через 87 лет его, как и Андрея, причислили к лику святых.

Икона Божией Матери, именуемая «Державная», обретенная в 1917 в Коломенском

Николай II уже тогда знал ожидавшую его учесть, предсказанную еще задолго до его рождения в 1824 году, в Саровской Пустыни, Серафимом Саровским Александру I Благословенному – победителю Наполеона: «Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит». Действительно, в январе 1903 года при личном участии Николая II Святейший Синод причислил Серафима Саровского к лику святых. Торжественное прославление святого было совершено 19 июля 1903 года в присутствии Царя и его семьи, которые специально прибыли в Саров.

Церковь Вознесения в Коломенском (1532 год), построенная в честь рождения Ивана Грозного, в которой в 1917 году была обретена чудотворная икона Державной Божией Матери

Интересно, что в XVIII веке Серафима Саровского, тогда курского юношу Прохора Мошнина, направил в Саров со словами: «Место сие да будет тебе во спасение…» настоятель Китаевой пустыни, основанной Андреем Боголюбским под Киевом в XII веке. В 1991 году при переносе мощей Серафима Саровского из Санкт-Петербурга в Саров, была сделана остановка в Боголюбово. Молебен служил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Царь-мученик Николай II. Причислен к лику Святых Русской Православной Церковью на Юбилейном Архиерейском Соборе 20 августа 2000 года

В день вынужденного отречения от престола Николая II в марте 1917 года была обретена в Коломенском в Церкви Вознесения, построенной в 1532 году в честь рождения Ивана Грозного, Икона Божией Матери, именуемая «Державная». Это было понято как символ предстоящих всей стране испытаний и пробуждения духовной стороны в людях.

Николай II родился (19 мая 1868) в день памяти Иовы Многострадального, являвшегося по преданию, племянником праотца Авраама и прошедшим с доблестью через все посланные ему испытания – гибель всех детей и потеря всего имущества на 78-м году жизни, тяжелая болезнь в полном одиночестве и т. д.

Перенесение останков царской семьи. Первый российский президент Борис Ельцин и его супруга почтили память последнего русского царя

По распоряжению Политбюро ЦК КПСС, в сентябре 1977 года Ипатьевский дом был стерт с лица земли, Борис Ельцин в это время был первым секретарем Свердловского обкома КПСС.

Николай II с детьми в Тобольске

При Иване Грозном Ермак покоряет Сибирь, заняв ее столицу – Кашлык – ныне Тобольск, где с августа 1917 года до апреля 1918 года живет семья Романовых, перед тем как взойти на Уральскую голгофу в ночь на 17 июля 1918 г. – день памяти великого князя Андрея Боголюбского – первого некоронованного русского царя.

Приложение 1: Канон, составленный Иваном Грозным Архангелу Михаилу – небесному покровителю Святой Руси

Песнь 1

Припев: Святый Ангеле, Грозный воевода, моли Бога о нас.

Прежде страшнаго и грознаго твоего, Ангеле, пришествия умоли о мне грешнем о рабе твоем имрек. Возвести ми конец мой, да покаюся дел своих злых, да отрину от себе бремя греховное. Далече ми с тобою путешествати. Страшный и грозный Ангеле, не устраши мене маломощнаго. Дай ми, Ангеле, смиренное свое пришествие и красное хождение, и велми ся тебе возрадую. Напой мя, Ангеле, чашею спасения.

Слава: Святый Ангеле, да мя напоиши чашею спасения и весело теку во след твоему хождению и молюся — не остави мене сира.

Песнь 3

Припев: Святый Ангеле, грозный Воевода, моли Бога о нас.

Святый Ангеле Христов, грозный воевода, помилуй мя грешнаго раба своего имрек. Егда приидет время твоего прихода, свитый Ангеле, по мене грешнаго имрек разлучити мою душу от убогаго ми телеси, — вниди с тихостию, да с радостию усрящу тя честно.

Припев: Святый Ангеле, грозный воевода, моли Бога о нас.

Молю Ти ся, святый Ангеле, яви ми Свой светлый зрак и весело возри на мя окаяннаго, да не устрашит мене приход Твой святый, да уготоваюся на сретение Тебе честно.

Слава: Святый Ангеле, посланиче Божий, дажь ми, Ангеле, час покаятися согрешении и отринути от себе бремя тяшкое. Далече ми тещи во след Тебе.

Песнь 5

Припев: Святый Ангеле, Грозный Воевода, моли Бога о нас.

О друзи мои любезнии, егда видите мене от вас разлученна и земли предаема, — помолитеся о мне грешнем ко Святому Ангелу, да проводит душу мою вся двадесят мытарств и измет от всех погибелей.

Слава: Людие Божий, благочестнии и вся племена земьстии, егда видите смертоное* (* Смертоносное или мое (вар.)) тело на земли повержено и вонею объято — помолитеся ко Ангелу смертоносному о мне, да ведет душу мою в тихое пристанище.

Песнь 7

Припев: Святый Ангеле, Грозный Воевода, моли Бога о нас.

Великий, Мудрый Хитрец, никто не может твоея хитрости разумети, дабы скрылся от Твоея нещадности. Святый Ангеле, умилися о мне грешнем и окаяннем.

Припев: Святый Ангеле, Грозный Воевода, моли Бога о нас.

Мудрый Ангеле и Светлый, просвети ми мрачную мою душу Своим светлым пришествием, да во свете теку во след Тебе.

Слава: Святый Ангеле, радуюся душою и трепещу рукою и показуя людем час разлучения души моей грешней от убогаго ми телеси. Святый Аньгеле, помолися о мне грешнем.

Приложение 2: Генеалогия Рюриковичей

Цифры слева – номера колен (поколений) от Рюрика

Русские князья IX-XVI вв.

Суздальская ветвь (от Юрия Долгорукова) Мономаховичей с конца XII века приобрела преобладающее значение между князьями всей Руси, из нее происходят великие князья Владимирские, впоследствии великие князья и цари московские. Со смертью Федора Иоанновича (1598) правление княжеского рода Рюриковичей прекратилась, хотя отдельные княжеские фамилии продолжали существовать.

Фёдор Иоаннович (1557-1598) был 2-м (из не умерших в младенчестве) сыном Ивана Грозного и Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой – прапраправнучки Прокопия Праведного. Родной брат царицы Никита Романович стал боярином царя Ивана Грозного и опекуном его сына – царя Федора Иоанновича, вместе с шурином которого, Борисом Годуновым, он управлял государством, после смерти Ивана Грозного в 1584 г. В этот же год младший брат Федора – Дмитрий (сын Ивана Грозного и Марии Нагой) был выслан в Углич, где в 1591 году в возрасте 9 лет был убит. Не имея детей, Федор стал последним представителем Рюриковичей на русском троне.

В 1613 году Земский собор избирает на царство шестнадцатилетнего Михаила Романова – внучатого племенника Ивана Грозного через его жену Анастасию – родную сестру своего деда Никиты Захарьина-Юрьева – боярина при Грозном царе. Так, в Костроме, на родине Сабуровых началась эпоха новой царской династии Романовых.

Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству - Православный журнал "Фома"

В историю России благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский (1110/11–1174) вошел как один из первых, кто попытался создать единое Русское государство. Князь вписал свою страницу и в историю Русской Православной Церкви.

Князь-политик

Будущий князь был сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого и половецкой княжны, принявшей в крещении имя Мария. Его дедом был не менее известный князь Владимир Мономах. Считается, что именно от него князь Андрей унаследовал любовь к чтению Священного Писания, особую духовную сосредоточенность и усердие в молитве.О ранних годах жизни князя Андрея известно немного, но само то время было непростое – Русь раздирали междоусобные войны, фактически страна разделилась на множество враждующих лагерей. Во многом происходящее напоминало гражданскую войну.

Андрей Боголюбский

В 1149 году, после того как его отец занял Киев, Андрей получил во владение Вышгород. После этого он принял участие в военном походе на Волынь против князя Изяслава Мстиславича. Затем некоторое время он владел Дорогобужем.В 1153 году Андрей Боголюбский был посажен на княжение в Рязани, но скоро был изгнан оттуда князем Ростиславом Ярославичем, вступившим в союз с половцами. После 1154 года он вновь был направлен в Вышгород, но уже через год, вопреки воле своего отца, уехал во Владимир-на-Клязьме. По дороге в Суздальскую землю как раз и произошло событие, ставшее причиной написания Боголюбской иконы…Князь предпринимал попытки централизации власти, что было гораздо полезнее для Руси, чем постоянные междоусобные конфликты. Так, например, он боролся с практикой вечевых сходок, изгнал из Ростовской земли многих бояр. Опорой его была княжеская дружина, в том числе младшие дружинники («милостники»), а также простые горожане Владимира. Можно сказать, что именно князь Андрей Боголюбский создал прообраз будущего дворянства России.Конечно, во многом, князь Андрей был сыном своего жестокого времени, но, несмотря на внешние обстоятельства, он стремился действовать исходя из голоса христианской совести. Летописцы отмечали миролюбивый характер князя. Он не любил ссор, а если что-то и происходило, то старался быстро примириться со своим противником.

Вот как писал о нем историк Ключевский: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».

Князь-строитель

В 1157 году, после смерти отца, князь Андрей стал правителем Владимира, Ростова и Суздаля. Столицу он перенес во Владимир. В эти годы он активно занимался строительством. Так, в 1158–1164 годах им была построена земляная крепость с двумя каменными башнями и знаменитыми Золотыми воротами. Также во Владимире был возведен Успенский собор, многие другие церкви и монастыри. В своей резиденции в Боголюбове князь построил ук-репленный замок. В годы его правления также была возведена церковь Покрова на Нерли – шедевр не только русской, но и мировой церковной архитектуры. В целом князем Андреем было построено тридцать храмов.

Церковь Покрова на Нерли

Помимо политики и строительства князь Андрей уделял внимание и церковной жизни. Предполагают, что именно по его инициативе в Русской Православной Церкви были учреждены праздники – Всемилостивого Спаса (третий, Хлебный Спас) и Покрова Пресвятой Богородицы.Князь внес свой вклад и в литературу своего времени. Он участвовал в создании службы празднику Покрова, проложного сказания об установлении праздника Покрова, «Слова на Покров». Им также было написано «Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году». Исследователи отмечают участие Андрея Боголюбского и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года.

Опередивший свое время

Несмотря на внутренние нестроения, терзавшие Русь того времени, князь Андрей находил силы и для того, чтобы вести оборонительную политику против внешних врагов страны, а также весьма успешно воевать с ними. Основным противником князя Андрея в то время была Волжская Булгария, куда он совершил два военных похода.Первый из них – в 1164 году – завершился разгромом булгар и захватом у них города Бряхимов (Ибрагимов). Второй – в 1172–73 годах, он оказался неудачным, так как князя не поддержали бояре. Результатом неудачи и конфликта с видными боярскими родами стал заговор против князя Андрея, организованный последними. В ночь с 28 на 29 июня 1174 года был убит боярами-заговорщиками в своем замке в Боголюбове. По преданию, князь принял смерть с истинным христианским смирением, произнеся слова: «Если, Боже, в этом мне сужден конец – принимаю его я».После гибели Андрея Боголюбского в его владениях развернулась борьба за наследство, которая лишний раз подтвердила неготовность тогдашнего общества к объединению в единое государство. Вероятно, идеи князя и его попытки централизации власти просто опередили то время, в которое он жил.

Около 1702 года Андрей Боголюбский был прославлен в лике святых как благоверный князь. Церковь канонизировала его за труды на благо православной веры: строительство и благоукрашение храмов и монастырей, установление праздников, составление служб.

На анонсе Успенский собор во Владимире, источник фото wikipedia.org

Андрей Боголюбский. От любви до ненависти

Успенский собор во Владимире, Спасский и Воскресенский монастыри, Спасский храм в Переславле, церковь Святого Федора Стратилата, церковь Покрова на Нерли и многие другие храмы построены в правление князя Андрея Юрьевича. Для этого он приглашал византийских мастеров, приказывал везти белый камень из Волжской Булгарии. Даже иноверцы не могли не умиляться благолепию храмов Ростово-Суздальской земли.

Да и сам Андрей Боголюбский отличался благочестивым поведением. Говорили, что он часто посещает храмы, усердно молится, сопровождая молитву слезами умиления на глазах и громкими воздыханиями. Иногда он даже по ночам приходит в церковь, зажигает свечи и долго стоит перед образами. Он раздаёт милостыню, кормит чернецов. При нём Владимир начал возвышаться и богатеть, жизнь людей, кажется, стала улучшаться. Доказательство тому – приток на северо-восток Руси иммигрантов не только из киевских земель, но даже с Кавказа.

Враги внешние

Для князя, проведшего детство и юность в ростово-суздальских городах, где перемешивались в одну народность славяне и мерь, откуда далеко было до Византии, главными внешними врагами были – другие русские князья, его дядья и братья. И в первую очередь ненавистен был Киев с его чуждыми Андрею Юрьевичу порядками. Сколько бед он сам и его отец, да и многие суздальцы потерпели от этого Киева!

И в 1169 году, воспользовавшись междуусобной борьбой других князей, Андрей собрал войско для похода на «мать городов русских». Поход оказался более чем успешным: соперник Боголюбского князь киевский Мстислав Изяславич бежал на третий день, а город по своему обыкновению сдался на милость победителя.

Но нечего было и помышлять о милости: войска Боголюбского (в котором значительную часть составляли половцы) беспощадно грабили город, избивали, убивали, насиловали, уводили в плен всех без разбору: мужчин, женщин, стариков, детей. Расправившись с Киевом, Андрей Боголюбский закрепил за собой звание Великого князя и перенёс столицу во Владимир.

За Киевом пришла очередь Новгорода, который Боголюбский также хотел подчинить своей воле. То же самое войско отправилось к стенам вольного города, однако расправиться с новгородцами не удалось: город защитила икона Пресвятой Богородицы. Согласно легенде, новгородский епископ Иоанн поднял на стену икону и тотчас оказался под обстрелом лучников. «Икона обратилась назад; из глаз ее потекли слезы и упали на фелонь епископа. На суздальцев нашло одурение: они пришли в беспорядок и стали стрелять друг в друга», - пишет Николай Костомаров.

Андрей Боголюбский был и храбрым воином, и расчётливым политиком, но так и не смог подчинить себе всех князей, стать единственным, полновластным правителем Руси.

Ещё один пример его неудачи: провал осады Вышгорода, когда его 50-тысячное войско охватила паника, воины бросились бежать, и многие из них утонули в Днепре.

Очевидно, семнадцатилетнее правление Андрея Юрьевича не было ровным. Сумев расположить к себе духовенство и народ, он, в конце концов, не только потерял их доверие, но и превратился в ненавистного правителя.

Ростовцы и суздальцы могли невзлюбить его хотя бы за то, что он перенёс столицу княжества во Владимир. «Они наши холопы и каменьщики: мы их город сожжем или посадника в нем от себя посадим», - так отзывались жители Ростова о своих соседях из Владимира.

Несмотря на показное благочестие князя, на деле гнёт его власти оказался тяжёл, а сама она несправедлива: посадники, тиуны и даже духовенство без конца грабили народ, самовольничали, калечили и казнили людей. Непосильны были княжеские поборы. Показателен случай с епископом Ростовским Феодором, любимцем князя, получившем сан вместо Нестора, изгнанного Андреем Юрьевичем. Феодор получил епископат из рук константинопольского патриарха, а потому возомнил себя независимым от киевского митрополита. Пользуясь заступничеством могущественного Андрея Боголюбского, он затеял борьбу с духовенством и народом, бесчинствовал: рвал бороды, отрубал головы, выжигал глаза, резал языки, отбирал имущество и даже дома как у простых людей, так и священников, монахов, даже игуменов.

Убийство

Ненависть к князю Андрею была настолько сильна, что ею заразились даже его приближённые, люди, в большинстве своём пришлые, не суздальцы. Заговор против Боголюбского произошёл после того, как он казнил брата своего любимого слуги Якима Кучковича. Произошло это в Боголюбове, селе, которое построил князь, в котором он проводил большую часть времени и по названию которого получил своё прозвище.

Княжеская свита, сговорившись, сразу же направилась в покои Андрея Юрьевича. Взломали двери и после борьбы в потёмках несколько раз ранили князя. Но не убили. Он смог ещё выползти из комнаты, спуститься и спрятаться под сени. Там его вскоре нашли: он молился и стонал от боли. Ему отсекли правую руку. «Господи, в руки твои передаю дух мой!» - произнёс он и вскоре умер.

Народ с радостью встретил гибель Боголюбского. Два дня его обнажённое тело лежало в огороде, его хотели бросить собакам и, если бы не верный слуга, перенесший убитого в церковь, непременно бросили бы. Вещи князя, драгоценности, оружие были разграблены. Лишь через неделю, опомнившись, труп перевезли из Боголюбова во Владимир и погребли в церкви Святой Богородицы.


Смотрите также