Авторизация

Арабская астрология средневековья


Арабская астрология

Рассказать друзьям 

Арабская астрология также часто именуется «исламской астрологией», поскольку до появления ислама она играла весьма скудную роль в жизни арабов – если вообще существовала. Древние арабы пользовались звёздами для определения своего местонахождения во время путешествий, но не связывали с ними какие бы то ни было предсказания.

В 622 году началось завоевание арабами восточного мира, приведшее к созданию Исламской империи, простиравшейся до самого Китая. Примерно к 625 году, благодаря завоевательной политике арабов под руководством Магомета, культуры греков, римлян, персов, евреев и индусов оказались объединены в одной империи. Так и случилось, что астрологическими центрами теперь стали Багдад, Каир и Дамаск (значительно позже, в X – XII столетиях, арабская астрология «перебралась» а Испанию, а затем – в Персию).

Приглашаем создать Ваш личный астрологический кабинет, где Вы сможете узнать все о себе и своих прогнозах!

Доступны к расчету:

  • бесплатная версия Вашего Гороскопа
  • гороскоп рождения, проживания
  • микрогороскопы - 210 ответов на самые сокровенные вопросы
  • совместимость по 12 уникальным блокам
  • гороскоп на сегодня, прогноз на 2018 год, различные виды прогнозов
  • космограмма, кармический и бизнес-гороскоп
  • карта событий - гороскопы на других, подбор благоприятных дней, событий

После окончания активных военных действий арабы поняли, что соседние государства обладают знаниями, которых нет у них. Они начали приглашать известных учёных в Багдад, где был основан знаменитый «Дом мудрости» для изучения философии и других наук, а также многочисленные центры, как государственные, так и частные, для перевода научной литературы на арабский. В 829 году под эгидой Калифа Аль-Мамуна была основана первая исламская обсерватория, в которой использовалась аппаратура, созданная по описаниям Птолемея и Гиппарха. Благодаря объединению западной числовой системы с индийской арабы добились высокой астрономической точности.

Можно смело утверждать, что без влияния эллинистической культуры, персов и индусов, никакой астрологии в арабской культуре не появилось бы. У запада арабы позаимствовали зодиак и семь планет, у индусов – систему лунных стоянок, а также перевели на свой язык все основные труды по астрологии того времени (способствовав, тем самым, их сохранению).

Как мы уже знаем, после падения Римской империи и закрытия императором Юстинианом философских школ в Афинах в 529 году нашей эры многие астрологи и слушатели перебрались на восток, в Персию, таким образом способствуя развитию науки предсказаний в исламо-арабском мире. Астрология достигла своего расцвета в Багдаде во времена Аббасидов, поскольку халифы в девятом веке благосклонно относились к движению, называемому «Мутазилах», провозглашающему первенство причины. Соответственно отношение исламистов к астрологии было куда более терпимым, нежели отношение христиан, вознамерившихся покончить со всеми языческими практиками. Считается, что даже в Коране есть дозволение пользоваться звёздами, которые Аллах дал человечеству. Кроме того, астрология весьма импонировала арабскому мышлению с его любовью к символизму и аллегориям.

Самый ранний дошедший до нас арабский гороскоп составлен на 18 августа 531 года н.э., день коронации очередного персидского правителя.

Арабская астрология в лицах

Один из первых арабских философов, до сих пор считающийся одним из самых влиятельных учёных Исламской империи, Аль-Кинди, аристократ по рождению, наставник и личный врач калифа Аль-Мамуна. Он возложил на себя задачу ознакомить с концепциями и языком эллинистической философии исламских мыслителей. Являясь одной из ведущих фигур в багдадском «Доме Мудрости», он пропагандировал учения Платона, Аристотеля, Эвклида и Птолемея. Аль-Кинди с симпатией относился к астрологии, использованию небес для определения хода событий на Земле. Одной из самых ценных работ Аль-Кинди по астрологии является «Де радиис» («О (небесных) лучах»), где он подводит философскую основу под разные виды магии, утверждая влияние небесных тел на происходящее на Земле. Кроме того, современные астрологи весьма обязаны Аль-Кинди за его исследования в метеорологической астрологии, которыми пользуются современные исследователи в этой области.

Яркой личностью в исламской астрологии первого тысячелетия стал Абу Машар (Альбумасар), один из активных участников «Дома мудрости» и последователь философии Платона. По легенде, Альбумассара вдохновил на занятия астрологией Аль-Кинди; тот имел обыкновение расспрашивать Аль-Кинди о его философских воззрениях, а затем втягивать его в долгие споры по этому поводу. Устав, Аль-Кинди рассказал ему про астрологию, которой тот немедленно увлёкся. Впоследствии он создал высоко оценённый труд «Большое введение в астрологию», а всего ему приписывается около 50-ти трактатов. В книге «Цветы астрологии» он разработал интересную версию мунданной астрологии, составляя ежегодные гороскопы на момент ингрессии Солнца в Овна и прослеживая, какие события происходили в мире в это время. К его же исследованиям относят если не изобретение арабских парсов, то, по крайней мере, внедрение и развитие их использования. Остались свидетельства его предсказаний, которые оказывались поразительно точными.

Аль-Фергани известен нашим современникам тем, что написал комментарии к «Альмагесту».

Ибн Юнус в Каире создал т.н. «Хакемитские таблицы», где были зафиксированы движения Солнца, Луны и планет, до сих пор считающиеся одним из величайших достижений исламской небесной науки.

«Прототипом» Клавдия Птолемея в восточном мире стал Абу Райхан Мухаммад ибн-Ахмад, более известный под прозвищем «Аль-Бируни» или «окраинщик», так как родился в пригороде современной Хивы. Он был человеком энциклопедических познаний, и, выучив санскрит, провёл 23 года в Индии, изучая, помимо всего прочего, тамошнюю астрологию. (Книга «Индия» станет самым его известным прижизненным изданием.) Он много написал об астрологии и мистицизме, в частности, классический труд «Книга инструкций по элементам искусства астрологии»; его книги содержат много полезной информации того времени по любым вопросам человеческого знания.

Из практиков самым ранним из известных нам астрологов был Навбахт Персиянин, придворный астролог калифа Аль-Мансура. Он был выбран главным в группе астрологов, ответственных за вычисление даты пере-основания Багдада, которое произошло, согласно рекомендации, 31 июля 762 года примерно в 2 часа дня (с асцендентом карты в Стрельце). Его дети, внуки и правнуки также были астрологами, включая астролога и библиотекаря Гаруна Аль-Рашида Абу Саля аль-Фадля ибн Набвахта. К сожалению, ни одна письменная работа членов этой почётной семьи не дожила до нашего времени.

Другой известный практик тоже являлся иностранцем – грек Феофил Эдесский, астролог при дворе калифа Аль-Махди, который предсказал смерть своего повелителя вскоре после собственной кончины (Феофил был пожилым человеком). Он известен тем, что написал чуть ли не единственную работу своего времени по военной астрологии.

Ещё один иностранный специалист – еврей из Басры по прозвищу «Машаллах», в переводе - «Что сотворил Господь»; настоящее имя этого астролога затерялось во мгле веков. Он написал не меньше двух дюжин трактатов по астрологии, которые пользовались известностью не только на Востоке, но и на Западе, в частности, о солярных возвращениях, взаимной рецессии и использовании астролябии. Его ученик, известный как «Албохали», также написал десять (если не больше) трактатов.

Специалистом по хорарной астрологии был ещё один еврей, известный как «Захель» (Саль ибн Бишр). Он выработал 16 основных принципов анализа хорарной карты, которые хорошо знакомы современным профессионалам. Его работы впоследствии цитировали Гвидо Бонатти, Ибн Эзра и Уильям Лилли.

Кроме того, в Багдаде работало большое количество индийских астрологов, также способствовавших расцвету астрологии в её «Золотой век», который обычно относят к 775 – 925 годам нашей эры.

Дальнейшая история арабской астрологии

Считается, что арабы довели до совершенства систему домов и разработали систему дирекций, что, при их математических способностях, позволило им стать довольно точными предсказателями. Они также активно занялись хорарной и элективной астрологией, а также мунданной астрологией, в которой большое внимание уделяли соединению Сатурна и Юпитера.

Хотя в Персии существовало достаточно влиятельное противодействие астрологии, объединявшее такие фигуры, как Авиценна, Аверроэс, ибн Хальдун и других известных учёных, яростной борьбы с наукой предсказаний не было.

Вторая волна развития исламской астрологии пришлась на Испанию X века, где мусульманская культура активно развивалась благодаря сотрудничеству с маврами, евреями и христианами. В Толедо, Севилье и Кордове были открыты обсерватории. Под руководством Альфонсо Десятого Кастильского в XIII веке для правки более ранних толедских таблиц были созданы Альфонсинские таблицы, ставшие европейским стандартом на ближайшие три столетия. Философ Аверроэс отстаивал право астрологии как геоцентрической науки использовать символические планетарные циклы.

Третий и последний период арабской астрологии связан с территорией Персии, где в середине XIII столетии Хулагу Хан, внук Чингис Хана, основал обсерваторию в Мараге и собрал там нескольких видных астрологов своего времени.

Мусульманские учёные не прославили себя столь крупным вкладом в астрологические знания, как, например, греки, но тщательно сохранили традиционные знания. Пожалуй, самым важным их вкладом в астрологию была разработка т.н. «арабских частей» или «парсов».

К пятнадцатому веку исламская астрология пошла на убыль, атаки религиозных и философских оппонентов значительно ослабили её позиции. Интересно то, что её упадок пришёлся на то время, когда переведённые на латынь исламские астрологические трактаты способствовали возрождению астрологии на западе после столетий забвения.

Библиография:

  1. Джеймс Хоулден, «История гороскопической астрологии»
  2. Джим Тестер, «История Западной астрологии».
  3. Дэйвид Плант, «Аль-Бируни и арабская астрология»

Ссылки:

Рассказать друзьям 

Также читайте

Средневековая астрология

К началу VI столетия хранителями астрологических традиций стали иудеи и арабы. Стимулом к занятиям астрологией для иудеев явились каббалистические теории в Талмуде, а также книги типа «Сефер Иецира» («Книга творения»), содержащие основные правила предсказания будущего.  В арабском мире халиф Аль-Мансур и, в особенности, его сын Гарун аль-Рашид, всемерно покровительствуя наукам и искусству, призвали в Багдад иудейских ученых для занятий математикой и астрономией. Рассматривая астрологию в качестве обязательного прикладного комплекса астрономии, все арабские и иудейские астрономы, известные в восточном халифате, одновременно были также астрологами. Из них заслуживают упоминания Саль бен Бишр-аль-Мэль (около 820 года), Раббан-аль-Таббан (IV век) и Массах Аллах Альбатегниус (IX век).

Прямая наследница греко-романской цивилизации, астрология получила развитие в арабских странах и там, где был распространен ислам. В середине IX века Аль-Кинди перевел на арабский более 200 трактатов, среди которых - множество абстрактных исследовании, касавшихся влияния звезд. Это воздействие небесных тел вписывалось во взгляды на Вселенную, где движение звезд выступало как свидетельство мировой гармонии. Аль-Кинди был первым, кто сформулировал теорию соединений (конъюнкции), систематизированную впоследствии его учеником Альбумазаром. 

Достижения арабской астрологии вызвали заметный отголосок в Европе, попав туда через Испанию, а также будучи завезенными некоторыми средневековыми философами. Одним из самых известных был Герберт Лионский, который в 999 году под именем Сильвестра II стал папой. Множество легенд было связано с именем этого загадочного человека, который, несомненно, был одним из самых образованных людей своего времени и который, по всей видимости, впитал основы культуры ислама. Сочинения многих античных авторов, в частности Платона и Аристотеля, а также теория сфер Птолемея, переводились сперва на арабский язык, а затем уже на латынь. И часто именно через посредство арабских философов Запад вновь открывал сокровища древнегреческой культуры.

По мнению Аль-Фараби, астрология содержит восемь разделов:

В 827 году под покровительством Алмеймона был переведен на арабский язык трактат Птолемея Megale Syntaxis. В Багдаде при халифе Гаруне-аль-Рашиде жил известный арабский астролог Альбумазар, чьи книги свидетельствуют о влиянии египетской и греческой астрологических традиций. Альбумазар пробовал решить вопрос, поставленный неоплатониками: о взаимодействии между свободой воли и предопределенностью в человеческой судьбе. Захват Испании сделал ее центром мусульманской культуры, и древние знания астрологии в Х веке опять вернулись в Европу, сопровождаемые арабской математикой, античной философией и медициной. Расчеты и таблицы Птолемея были уточнены. 

В древнем Вавилоне знамения использовались для предсказания течения заболевания. Наукой, наиболее близко примыкавшей к астрологии в средние века, была медицина, вызывавшая даже больший интерес, чем алхимия. Все медицинские светила средних веков и эпохи Возрождения без исключения признавали то, что изучение астрологии необходимо для того, чтобы заниматься медициной. Как сказал один из них: «Все вещи здесь, внизу, воздух, вода, соединения, болезнь и прочее претерпевают изменения в соответствии с движениями планет». Со времен эры классицизма, когда были заложены основы Гиппократом и Галеном, принципы медицинской астрологии почти не изменились. Сначала четыре элемента, или качества, проявляют себя в человеческом теле, как четыре «сока», а именно, кровь, черная желчь, флегма и желтая желчь. Эти «соки», в свою очередь, ответственны за четыре темперамента — сангвинический, меланхолический, флегматический и холерический. Каждый индивидуум сочетает в себе эти четыре темперамента, но, когда их баланс нарушен, возникает заболевание. Единственной и величайшей причиной нарушения данного равновесия является движение планет, чьей физической природе присущи эти качества. Доминирование такой горячей планеты, как Юпитер, или прохладной, как Сатурн, возбуждает «приливы» и «отливы» соответствующего «сока» в теле человека. Итак, обычно качества планет сопоставлялись с «соками» таким образом:

Солнце — Горячее и Сухое — Холерический 

Марс — Горячий и Сухой — Холерический Юпитер — Горячий и Влажный — Сангвинический Сатурн — Холодный и Сухой — Меланхолический Луна — Холодный и Влажный — Флегматический Венера — Холодный и Влажный — Флегматический Меркурий — Изменчивый —Изменчивый Второй великий принцип диагностики и лечения заключался в том, что все части человеческого тела считались подчиняющимися особому влиянию одного из Знаков Зодиака, от головы, соответствующей Овну, до стоп, соответствующих Рыбам. Эта схема была получена путем наложения изображения фигуры человека на круг Зодиака. Она явилась самым впечатляющим наглядным примером соотношений между человеком и Космосом. Таким образом, врач должен был сначала исследовать гороскоп пациента, для того, чтобы выяснить, каков его темперамент, затем определить время начала болезни и подходящий момент для лечения. Этот вид медицины в значительной степени базировался на теории критических моментов, когда болезнь может либо окончиться смертью, либо исчезнуть.

В 1184 г. имела место большая конъюнкция планет, не вызвавшая катастрофических результатов. Тем не менее, на полтора столетия позже такая же конъюнкция Сатурна, Юпитера и Марса в Водолее была соотнесена современниками этого явления с действительно катастрофическим событием. В 1347 г. Черная Смерть — бубонная чума — появилась с запада и прошла по Европе, уничтожив примерно одну треть всего населения за два года. Как врачи, так и ученые рассуждали о возможной причине этой катастрофы. Медицинский факультет Парижского Университета, уполномоченный высказаться об этом кризисе, приписал его «испорченному воздуху», причиной чего явилась конъюнкция. Джон Ашендон, астролог, практиковавший в то время в Оксфорде, специально изучил теорию конъюнкций, обратив внимание на следующую, долженствующую произойти в 1365, когда планеты Юпитер и Сатурн переместятся из «троицы» воздуха в таковую же воды в знаке Скорпиона. Он посчитал, что конъюнкция предвещает великие религиозные события, возможно, уничтожение Сарацинов, которым наследует новая секта, такая же ложная и жестокая. Данная идея о том, что Исламская вера стоит перед лицом катастрофы, была широко распространена в то время. Ее источником было предсказание Абу-Машара о том, что Ислам будет жить 693 года. 

То, что произошло в 1441 г. показало, что астрология перестала быть объектом, интересующим только интеллектуальную элиту. Она стала интересовать не только ученых, став могущественной силой в политической и общественной жизни пятнадцатого столетия. Здесь видна параллель с позицией астрологии в Риме во времена правления Тиберия. Как Монархи, так и их враги могли пользоваться услугами астрологов, которые, в собственных интересах, сообщали своим патронам то, что те желали услышать. В особенности это касалось ключевого момента — времени смерти правителя. Во времена истории с Кобхэм астрология уже не была просто интеллектуальным занятием, но играла роль «Королевского Искусства». Это была та же роль, что и в Вавилоне, Риме и Исламском мире, ее последствия были устрашающими, как для политики, так и для людей. Астрология стала более широко применима в обществе, хотя все еще не могла называться популярным искусством. Ее обещанная способность предсказывать будущее привлекла тех, кто жаждал власти того, или иного рода.

В средние века только тем, кто стремился к власти, необходимо было знать будущее.

Что могло дать знание будущего обычному человеку, чья жизнь была ограниченной, неизменной и монотонной? Король, напротив, не мог позволить себе игнорировать предсказания, он должен был проявлять мудрость, развивая различные искусства гадания, как вершитель судеб. Одной из тем, оставивших след в средневековой литературе, была астрология, как Королевское Искусство. Например, Джоффрэ из Монмауса описывает двор Короля Артура, при котором состояло двести философов «обученных астрономии и другим искусствам, наблюдавших за движениями звезд и сообщавшим, благодаря точным вычислениям, Королю Артуру о наступлении каждого важного события». Существует предположение о том, что это описание основано на слухах о Мусульманском дворе в Толедо, принесенных на Запад Христианскими учеными, изучавшими Исламскую науку в Испании.

Квалификационный Сертификат на каждом этапе обучения!

Viber-WhatsApp: +79063446795

Viber-WhatsApp: +79033351114

+7 903 335 11 14  (режим работы: пн - пт; 11.00 - 19.00)

Задать вопрос »

АСТРОЛОГИЯ АРАБСКАЯ

АСТРОЛОГИЯ АРАБСКАЯПрямая наследница греко-романской цивилизации, астрология получила развитие в арабских странах и там, где был распространен ислам. В середине IX века Аль-Кинди перевел на арабский более 200 трактатов, среди которых - множество абстрактных исследовании, касавшихся влияния звезд. Это воздействие небесных тел вписывалось во взгляды на Вселенную, где движение звезд выступало как свидетельство мировой гармонии. Аль-Кинди был первым, кто сформулировал теорию соединений (конъюнкции), систематизированную впоследствии его учеником Альбумазаром. Это учение охватывало три основные разновидности соединений: малые - случающиеся раз в 20 лет; средние - происходящие раз в 240 лет; и, наконец, большие, которые наблюдаются с Периодичностью в 960 лет. Последние считались причиной больших политических и религиозных переворотов и началом новой эры в истории. Одним из известнейших астрологов мусульманского мира в средние века был Тхабит из Харрана, состоявший на службе у Багдадского халифа. Он считал, что планеты населены духами и демонами, благосклонности которых следовало добиваться при помощи молитв и жертвоприношений. В его учении были уже понятия дома, соединения и оппозиции, он рассматривал связь разных планет с временем суток, частями тела и металлами.Достижения арабской астрологии вызвали заметный отголосок в Европе, попав туда через Испанию, а также будучи завезенными некоторыми средневековыми философами. Одним из самых известных был Герберт Лионский, который в 999 году под именем Сильвестра II стал папой. Множество легенд было связано с именем этого загадочного человека, который, несомненно, был одним из самых образованных людей своего времени и который, по всей видимости, впитал основы культуры ислама.Сочинения многих античных авторов, в частности Платона и Аристотеля, а также теория сфер Птолемея, переводились сперва на арабский язык, а затем уже на латынь. И часто именно через посредство арабских философов Запад вновь открывал сокровища древнегреческой культуры.По мнению Аль-Фараби, астрология содержит восемь разделов:1. Построение гороскопов.2. Медицинская астрология.3. Изучение физических законов.4. Влияние астрологии на сельское хозяйство.5. Влияние астрологии на мореходство.6. Астрологическая алхимия.7. Учение о драгоценных камнях и талисманах.8. Теория зеркал и законов оптики.Еще одно имя, достойное упоминания, - доминиканец Альберт Великий, учитель св. Фомы Аквинского. Под влиянием ученых-арабов этот выдающийся деятель оккультных наук посвятил астрологии свои многочисленные исследования. Небесным телам он приписывал сознательную волю и намерения, постижимые для человеческого разума. Наконец, стоит отметить, что виднейшие суфийские мыслители (в частности, Ибн-Араби) включали астрологические соответствия в свои мистические воззрения на космос как единое начало бытия. Применяя свои методы, арабские астрологи не ограничивались лишь составлением гороскопа и изучением распределения комбинаций планет. Они включали также элементы нумерологии , приписывая каждому человеку определенный набор символических гербов. Так, различали герб инстинкта, герб рождения (связан со временем появления в этом мире), герб судьбы (считался благоприятным), герб предопределения, герб удачи (зависел от числа жителей населенного пункта, откуда человек родом), герб склонности (был связан со слоем общества, к которому принадлежала его семья), герб взаимного расположения (позволял установить, как уравновешивается воздействие разных гербов), герб значимости (управлял способностью к самовыражению, профессиональными успехами), герб актуализации (число жителей места, где проживал человек, и слой общества, к которому он в данный момент принадлежал), герб внешнего облика (впечатление, производимое на других). Далее следовало определить, из какого металла гербы, что в общих чертах определяет поведение и поступки человека. Наконец, определяли «щит дня рождения», который связан со способностью действовать и инициативой. Этот метод содержит 12 домов, разделенных на 36 равных секторов. Рас-

смотренные параметры, весьма сходные с параметрами классического гороскопа, могут сочетаться в бесчисленном множестве комбинаций, которые можно использовать для целей психологии и гадания (см. книгу Франсуа Сюзарини «Арабская астрология»).

АРАБСКАЯ АСТРОЛОГИЯ

В Арабском халифате – феодально-теократическом государстве – около 500–600 лет до начала эпохи Возрождения бурно развивается астрология. Ее источником становится Вавилон, знания которого переходят в халифат через античную культуру.

Арабы вывезли в Багдад сочинения Птолемея в то время, когда в 640 г. была захвачена Александрия, а значит, и знаменитая александрийская библиотека. Лишь спустя два века труды Птолемея были переведены.

В Коране, главной книге ислама, Магомет говорил, что дело звездочетов следует считать очень нужным и благородным. Прислушавшись к этим словам, арабы начали усиленно изучать астрологию.

Единственное неудобство заключалось в том, что у них не было книг, т. к., пройдя с мечом Персию, Среднюю Азию, Северную Африку и дойдя до Индии, арабы сжигали все книги, попадавшиеся на их пути. После, вероятно, им пришлось сожалеть о сделанном, они попытались возродить утраченное знание. В обсерваториях они стали пристально наблюдать за звездами.

Султаны, падишахи и эмиры не интересовались астрологией как наукой, они жаждали предсказания собственных судеб. Если ты читала арабские сказки, то знаешь о том, что каждый человек хотел в те времена иметь свой гороскоп.

Авиценна (X–XI вв.) – известный врач, мыслитель, ученый, провел реформу календаря, усовершенствовал его. К сожалению, его труд «Астрологические вопросы» в нашей стране не опубликовали, мотивировав отказ такими словами: «Не представляет научной ценности». Позднее книга Авиценны была опубликована, но без его астрологических исследований.

Арабский правитель и ученый Улугбек (XV в.) создал удивительно точную карту звездного неба, на которой были обозначены координаты 1018 звезд.

Следующая глава

Средневековая астрономия

Подробности Категория: Этапы развития астрономии Опубликовано 17.09.2012 12:12 Просмотров: 8087

В астрономии и философии Средневековья  христианских и мусульманских стран преобладала космология Аристотеля, дополненная птолемеевой теорией движения планет.

Некоторые философы XIII—XIV вв. считали, что бесконечно всемогущий Бог мог создать, помимо нашего, и другие миры, но не сделал этого. Некоторые философы (Тома Брадвардин и Николай Орем) считали, что за пределами нашего мира находится бесконечное пространство, где пребывает Бог.

Рассмотрим наиболее интересные учения  астрономов исламского Средневековья и космологии иудаизма.

Астрономия исламского Средневековья

К этому периоду относят астрономические познания и взгляды, распространённые в Арабском халифате и в государствах, возникших на его обломках (территория Среднего и Ближнего Востока, значительная часть Пиренейского полуострова (Андалусия), северной Африки). Период наивысшего развития астрономии здесь приходится на VIII—XV века; в течение почти всего этого периода развитие астрономии было ограничено исламским ареалом. Сочинения исламских астрономов были, как правило, написаны на арабском языке, который может считаться международным языком Средневековья; по этой причине астрономия исламского Средневековья называется ещё арабской астрономией, хотя в её развитие внесли вклад не только арабы, но представители практически всех народов, проживавших на этой территории. А здесь проживало очень много народов: арабы, персы, копты, берберы, турки, армяне, сирийцы, грузины, мегрелы, испанцы, португальцы, южные итальянцы, дагестанские народы, афганцы, узбеки, таджики.

Арабская астрономия основывалась на  астрономии Древней Греции, а ранее – на астрономии Индии и Ирана.

Но первоначально астрономия в исламских странах служила исключительно для религиозных нужд: в странах ислама она первоначально была обусловлена чисто практическими религиозными нуждами:

1.    календарная проблема: мусульмане использовали лунный календарь, где начало месяца совпадает с моментом первого появления на западе тонкого лунного серпа после новолуния. Задача заключалась в предсказании этого момента;

2.    исчисление времени: с помощью астрономических методов необходимо было точно определять время молитвы;

3.    определение направление на Мекку (город в западной Саудовской Аравии, около 100 км от Красного моря. Является центром паломничества для мусульман): молитва у мусульман совершается лицом к Мекке, и так же должны были быть ориентированы мечети. Задача астрономов заключалась в определении направления на Мекку в данном географическом пункте.

Для решения этих задач в основном и существовала средневековая астрономия, с XI в. при мечетях даже вводится специальная должность хранителя времени, которую занимал астроном. Такую должность занимал известный сирийский астроном Ибн аш-Шатир в Дамаске.

Ибн аш-Шатир

В своей книге «Предел желания в исправлении элементов» Ибн аш-Шатир излагает новую теорию движения Солнца, Луны и планет; его теория Луны совпадает с теорией Коперника.

Ибн аш-Шатиру принадлежит ряд трактатов об устройстве и применении астролябии и совершенного синус-квадранта, «Трактат об определении дат», «Книга о знаках Зодиака и восхождениях».

Но на протяжении всего Средневековья астрономия подвергалась критике  ортодоксальных исламских богословов, так как она, по их мнению, отвлекала людей от изучения религии. Многие мусульманские богословы полагали, что нельзя искать причинной связи между явлениями природы, так как это противоречит религиозным взглядам.

Но многие астрономы Средневековья были убеждены, что, раскрывая строение мироздания, они тем самым прославляют его Создателя. Ряд астрономов в то же время были авторами богословских сочинений.

Астрономическое образование и обсерватории

В высших исламских учебных заведениях (медресе) со второй половины XIII века начинают активно изучать математику и астрономию. При обсерваториях создавались школы, где уровень преподавания был очень высок, он не был превзойден даже в Европе в более позднее время. Можно назвать такие школы при обсерваториях в городах Марага (XIII в.) и Тебриз (XIV в.), а также медресе в Самарканде и Стамбуле (XV в.). Школу в Самарканде создал Улугбек, правитель тюркской державы Тимуридов, внук Тамерлана, выдающийся астроном и астролог.

Для проведения систематических наблюдений небесных тел в исламских странах возводятся первые астрономические обсерватории, которые основывают в основном монархи. Так, известна самая первая в истории обсерватория в Багдаде, которую основал в 988 г. султан Шараф ад-Даула, и обсерватория в Исфахане (Персия), основанная султаном Джалал ад-Дин Малик-Шахом. В этой обсерватории работал выдающийся ученый и поэт Омар Хайям.

Омар Хайям как астроном

Он известен также (кроме своих знаменитых рубаи) созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века. Это был принципиально новый солнечный календарь, который стали называть по имени султана - «Джалали», или «Малеки». Количество дней в месяцах в этом календаре варьировало в зависимости от сроков вступления солнца в тот или иной зодиакальный знак и могло колебаться от 29 до 32 дней. Месяцы именовались именем соответствующего знака зодиака.

С астрономической точки зрения календарь «Джалали» был точнее, чем древнеримский юлианский календарь, применявшийся тогда в Европе, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь. Вместо цикла «1 високосный на 4 года» (юлианский календарь) или «97 високосных на 400 лет» (григорианский календарь) Хайямом принято было соотношение «8 високосных на 33 года». Другими словами, из каждых 33-х лет 8 были високосными и 25 обычными. Этот календарь хорошо соответствовал астрономическому году и природным сезонам, но требовал трудоёмких астрономических наблюдений и расчётов, чем обусловлена была его непростая судьба даже на его родине - в Иране, не говоря уже о других странах исламского мира, упорно державшихся традиционного лунного календаря. В конечном итоге календарь Хайяма уступил место другим календарным системам.

Но коль уж мы заговорили о Хайяме, давайте вспомним несколько его рубаи.

Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего не известно, -

Вот последний секрет из постигнутых мной.

***

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Обсерватория Улугбека в Самарканде

Главным инструментом Самаркандской обсерватории был гигантский квадрант (астрономический инструмент для определения высот светил) радиусом более 40 метров. При его использовании высота светила измеряется относительно горизонта, а не относительно самого инструмента. Это даёт бо́льшую точность определения.

Арабы в основном использовали те же астрономические инструменты, что и греки, существенно их доработав. Главным астрономическим инструментом до появления телескопов была, наряду с квадрантами, астролябия. Этот старейший астрономический инструмент основан на принципе стереографической проекции (центральная проекция, отображающая двумерную сферу на плоскость).

Основные достижения астрономии исламского Средневековья

Они уточнили основные астрономические параметры: наклон эклиптики к экватору, скорость прецессии, продолжительность года и месяца, параметры планетных теорий.

Было сделано несколько важных открытий, например, о наклоне эклиптики. Они определили его в 23°33'. А поскольку у Птолемея было значение 23°51', то был сделан вывод об изменении наклона эклиптики к экватору с течением времени. Другой вывод средневековых астрономов: орбита Солнца перемещается в системе координат, связанной с неподвижными звездами. Были составлены звёздные каталоги. Один из наиболее известных каталогов был включён в «Книгу созвездий неподвижных звёзд», он содержал первое дошедшее до нас описание Туманности Андромеды. Составление каталога, включавшего в себя точные координаты 1018 звезд, было одним из важнейших результатов работы обсерватории Улугбека. Ибн аш-Шатир построил собственную теорию движения Солнца.

Исламские астрономы оказали большое влияние на развитие тригонометрии: ими были введены современные тригонометрические функции косинус, тангенс, котангенс, доказан ряд теорем, составлено несколько таблиц тригонометрических функций. Высокоточные тригонометрические таблицы были составлены в Самаркандской обсерватории Улугбека, причем сам Улугбек лично участвовал в этой работе: он написал специальный трактат о вычислении синуса угла в 1°. Первый директор этой обсерватории ал-Каши прославился также вычислением числа π с точностью до 18 знаков после запятой.

Они составили справочники по практической астрономии — зиджи. Образцами для зиджей были Подручные таблицы Птолемея, а также учения индийских астрономов.

Предполагают, что самаркандские учёные разрабатывали и другие теории, противоречащие общепринятой геоцентрической системе мира. Некоторые астрономы Самарканда высказывали также предположение, что Земля является центром не всей Вселенной, а только центром тяжёлых тел; рассматривалась возможность перемещения центра Земли. А некоторые ученые считали даже возможным существование за пределами нашего мира других миров. Таким образом, Земля, оставаясь центром нашего мира, лишалась выделенного статуса во Вселенной в целом.

Многие исламские правители поддерживали астрономию исключительно благодаря тому, что она является фундаментом астрологии. По этой причине большинству арабских астрономов приходилось также заниматься составлением гороскопов. Величайшим астрологом в Средневековье считался перс Абу Машар (IX в.), его сочинения многократно переводились на латынь. Трудно сказать, действительно ли большинство исламских астрономов верили в астрологию, или составляли гороскопы только с целью зарабатывания средств к существованию. Некоторые астрономы и философы критиковали астрологию за её недостоверность. Но другие, в том числе и Улугбек, искренне верили в астрологию.

Но поскольку до конца X века уровень астрономии на католическом Западе оставался низким, то первыми профессиональными трудами по астрономии на латыни являлись переводы с арабского. Французский преподаватель астрономии Герберт Аврилакский (ок. 946—1003) совершил путешествие в Испанию, южная часть которой в то время была оккупирована арабами, где приобрел несколько арабских астрономических и математических манускриптов, некоторые из которых он перевел на латынь.

На рисунке - остатки главного инструмента обсерватории Улугбека в Самарканде - квадранта (или секстанта).

Европейская астрономия вышла на уровень мусульманской только в XV веке.

Космология иудаизма

Эволюция взглядов иудеев на устройство Вселенной прослеживается с Библейского периода через Талмуд (свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма) и средневековых философов (Маймонид), особенно в рамках выработки отношения к учению Аристотеля. В переходный период к новому времени представляет интерес в целом положительное отношение еврейских учёных к системе Коперника.

По Книге Бытия, весь Мир возник по частям в течение определённого периода времени, начиная с неба, земли и света и заканчивая человеком. Бог существовал всегда, и по Его Воле возник Мир.

Небо, по Талмуду, твёрдое; небесные тела скользят по нему, производя шум и даже стружку, из-за этого днём звуки слышны хуже. Над небом находятся верхние воды. Согласно Талмуду, Земля имеет круглую форму и окружена со всех сторон водой. Земля уподобляется глазу человека: белок глаза — океан, окружающий весь мир, зрачок — место обитания людей, главная точка в нём — Иерусалим. Другое сравнение — океан как миска с крышкой.

Небо описывается в Библии как полог над кругом земли. Небосвод поддерживается колоннами,  в нём могут открыться окна, по нему двигаются светила. Кроме Луны и Солнца, Библия упоминает Венеру и Сатурн, Плеяды, Гиады, Возничего, Орион и Арктур, метеориты. Упоминаются также Юпитер и кометы.

Про Землю в одних местах говорится, что она распростёрта над водами, в других — что Земля подвешена над пустотой. 

В некоторых местах Талмуд утверждает множественность миров (18 000 миров), а также небес — два или более. Главной задачей астрономии для Мудрецов Талмуда было установление лунно-солнечного календаря. С этой целью проводились наблюдения за движением Луны и небесными событиями. Они изучали древнегреческую и вавилонскую астрономию, но многие явления объяснить не могли: например, природу комет. Фазы Луны Талмуд объясняет тем, что рядом с Луной находятся два облака и периодически закрывают её. В Талмуде встречаются и другие астрономические гипотезы: что в Плеядах больше звёзд, чем видит глаз, а именно — сто (сейчас Плеяды считаются скоплением многих сотен звёзд), что всего звёзд очень много, что бывают звёзды, которые не светят. Рабби Йеошуа упоминает звезду, «появляющуюся раз в семьдесят лет и сбивающую кормчих с пути». Евреи испытали влияние расцвета мусульманской цивилизации,  некоторые были хорошо знакомы с системой Птолемея сначала в арабском переводе книги «Альмагест». В XII веке появилось первое изложение астрономии Птолемея на иврите. Особое место в иудейских представлениях об устройстве природы (как и в мусульманских и христианских) занимало учение Аристотеля. Наибольшая роль в его пропаганде среди иудеев принадлежит Маймониду, который в работе «Путеводитель растерянных» сделал попытку примирить Аристотеля с Торой (Торой называют Пятикнижие Моисе́ево, или Кни́ги Моисе́евы - отдельные заповеди или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету). Например, Маймонид утверждал, что всего сфер девять (небо, небосвод, жилище и др.) Сферы являются одушевлёнными существами, находящимися в совершенном вращательном движении по собственной свободной воле с помощью соответствующего ангела.

По представлениям других астрономов, в центре — Земля, затем слой метеоров, затем Луна, затем Меркурий. Между сферами планет находится жидкость.

Другую позицию занимал Герсонид. На словах во всём соглашаясь с Аристотелем, он глубоко переосмыслил его физическое учение. Это касается, например, теории Аристотеля о естественном месте тел, согласно которой для воздуха и огня естественно быть вверху, а для воды и земли — внизу. По Герсониду, все тела стремятся к центру Земли, просто одни стремятся сильнее, а другие — слабее. А Хасдай Крескас вообще отвергал философию Аристотеля, считая, что она накладывает слишком большие ограничения на всемогущество Господнее. Он подверг сомнению постулат Аристотеля, что тела без постоянно действующей на них силы останавливаются; предположил существование пустоты, бесконечность пространства. В вопросе о естественном месте тел он разделял взгляды Герсонида.

На рисунке - часть космоса по представлениям Герсонида: в центре Земля, затем слой метеоров, затем Луна, Меркурий. Между сферами планет находится жидкость.

Но в общем  достижения «греческой мудрости» в иудаизме считались чем-то чужим и опасным, вплоть до почти полного запрещения. Поэтому появление системы Коперника не встретило особенно ярого сопротивления в космологии иудаизма, хотя отмечалось противоречие с некоторыми стихами Танаха (еврейской Библии).

История арабской астрологии

История арабской астрологии берет свое начало в середине 9 века.

Прямая наследница греко-романской цивилизации, астрология получила развитие в арабских странах и там, где был распространен ислам. В середине IX века аль-Кинди перевел на арабский более 200 трактатов, среди которых — множество абстрактных исследований, касавшихся влияния звезд. Это воздействие небесных тел вписывалось во взгляды на Вселенную, где движение звезд выступало как свидетельство мировой гармонии. Аль-Кинди был первым, кто сформулировал теорию соединения (конъюнкции), систематизированную впоследствии его учеником Альбумазаром. Это учение охватило 3 основные разновидности соединений: малые — случающиеся раз в 20 лет; средние — происходящие раз в 240 лет; и, наконец, большие, которые наблюдаются с периодичностью в 960 лет. Последние считались причинами больших политических и религиозных переворотов и началом новой эры в истории.

Одним из известнейших астрологов мусульманского мира в средние века был Тхабит из Харрана, состоящий на службе у Багдадского халифа. Он считал, что планеты населены духами и демонами, благосклонности которых следовало бы добиваться при помощи молитв и жертвоприношений. В его учении были уже понятые дома, соединения и оппозиции. Он рассматривал связь разных планет с временем суток, частями тела и металлами.

Достижения арабской астрологии вызвали заметный отголосок в Европе, попав туда через Испанию, а также будучи завезенными некоторыми средневековыми философами. Одним из самых известных был Герберт Лионский, который в 999 году под именем Сильвестра II стал папой. Множество легенд было связано с именем этого загадочного человека, который, несомненно, был одним из самых образованных людей своего времени и который, по всей видимости, впитал основы культуры ислама.

Сочинения многих античных авторов, в частности Платона и Аристотеля, а также теория сфер Птолемея, переводились сперва на арабский язык, а затем уже на латынь. И часто именно через посредство арабских философов Запад вновь открывал сокровища древнегреческой культуры.

По мнению аль-Фараби, астрология имеет восемь разделов:

  • Построение гороскопов.
  • Медицинская астрология.
  • Изучение физических расходов.
  • Влияние астрологии на сельское хозяйство.
  • Влияние астрологии на мореходство.
  • Астрологическая алхимия.
  • Учение о драгоценных камнях и талисманах.
  • Теория зеркал и законов оптики.

Еще одно имя, достойное упоминания, — доминиканец Альберт Великий, учитель св. Фомы Аквинского. Под влиянием ученых-арабов этот выдающийся деятель оккультных наук посвятил астрологии свои многочисленные исследования. Небесным телам он приписывал сознательную волю и намерения, постижимые для человеческого разума. Наконец, стоит отметить, что виднейшие суфийские мыслители (в частности, Ибн-Араби) включали астрологические соответствия в свои мистические воззрения на космос как единое начало бытия.

Применяя свои методы, арабские астрологи не ограничивались лишь составлением гороскопа и изучением распределения комбинаций планет. Они включали также элементы нумерологии, приписывая каждому человеку определенный набор символических гербов.

Так, различали герб инстинкта, герб рождения (связан со временем появления в этом мире), герб судьбы (считался благоприятным), герб определения, герб удачи (зависел от числа жителей населенного пункта, откуда человек родом). Был еще герб склонности (был связан со слоем общества, к которому принадлежала его семья), герб взаимного расположения (позволял установить, как уравновешивается воздействие разных гербов), герб значимости (управлял способностью к самовыражению, профессиональными успехами), герб актуализации (число жителей места, где проживал человек, и слой общества, к которому он в данный момент принадлежал), герб внешнего облика (впечатление, производимое на других). Далее следовало определить, из какого металла гербы, что в общих чертах определяет поведение и поступки человека. Наконец, определяли «щит дня рождения», который связан со способностью действовать и инициативой.

Этот метод содержит 12 домов, разделенных на 36 равных секторов. Рассмотренные параметры, весьма сходные с параметрами классического гороскопа, могут сочетаться в бесчисленном множестве комбинаций, которые можно использовать для целей психологии и гадания.

Катрин ОБЬЕ

Астрологический словарь


Смотрите также