Авторизация

Церковные праздники непереходящие


Двунадесятые православные праздники: переходящие и непереходящие праздники

Двунадесятые праздники известны каждому православному человеку, при этом высоко почитаются им. Некоторые ошибочно приписывают к этим праздником Воскресение Господне. Но Пасха стоит ступенью выше по важности, выделяясь в отдельную категорию (торжества из торжеств).

Как несложно догадаться по названию, в категории двунадесятых – 12 Великих православных праздников. Они делятся на две подкатегории: Господские и Богородичные. Господские праздники посвящены почитанию важнейших вех из жизни Иисуса Христа, соответственно, Богородичные являются праздниками почитания Девы Марии. Кроме того, различают также переходящие и непереходящие. Эта классификация основывается на датах празднеств. Знать даты и особенности обрядности в эти дни должен любой истинно верующий православный человек.

Переходящие двунадесятые праздники

Переходящие праздники – малая категория церковных дат, не имеющих конкретного дня в году. Их еще называют зависящими от Пасхи.

  • Вход Господень в Иерусалим традиционно отмечается за неделю до Пасхи, т. е. в последнее воскресенье. Его в народе также называют Вербным (за традицию светить веточки вербы в церкви).

В Иудее, откуда и пошла традиция изначально, светили не вербу, а пальмовые листья.

Этот праздник имеет глубокое символическое значение. В начале христианской эры Иудея была порабощена и оккупирована римскими ставленниками. Еще в Ветхом Завете им был предсказан Мессия, который освободит земли от иностранных захватчиков, поэтому вход Иисуса в город – признание евреями Его божественного предначертания. Но также этот праздник имеет второй символический образ. Он отсылает нас ко входу Иисуса в Царство Небесное.

Примечательно, что въехал Христос в Иерусалим на осле. В восточной традиции это являлось символом мирных намерений. Тем самым Сын Божий подчеркнул, что миром, а не силой, Он вернет иудейскую землю евреям.

  • Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Пасхального воскресенья. Праздник этот может выпадать только на четверг.

Согласно каноническим текстам, все эти сорок дней Иисус проповедовал апостолам и рассказывал им о Царстве Божьем. Сорок дней спустя, он собрал их снова и велел не расходиться, предсказав скорое явление Святого Духа. В «Деяниях апостолов» также было указано, что однажды свершится второе пришествие Мессии («таким же образом, как и взошел Он на небо»).

Вознесение у православных славян также было связано с аграрным календарем, при этом означало кульминационную точку весны (полный поворот от холодов к лету). А весь период от Пасхи до Вознесения считался временем, когда стирались границы между Раем, Адом и землей.

  • День Святой Троицы (Пятидесятница) отмечается на пятидесятый день после Пасхи. День этот всегда выпадает на воскресенье. Праздник является логическим продолжением Вознесения, ведь именно тогда апостолам было предсказано явление Святого Духа.

По каноническим текстам, свершилось сошествие Святого Духа в еврейский праздник Шавуот, когда апостолы и Дева Мария были в том самом помещении, где происходила Тайная Вечеря. Огненные языки явились с небес, при этом коснулись каждого из присутствующих, даруя возможность говорить на всех языках мира, чтобы проповедовать христианство. Образ Святого Духа, предсказанного Иисусом, указывает на тройственную природу Бога.

В православии существует традиция устилать полы храмов и домов свежескошенной травой и луговыми цветами. Также считается, что с трав, собранных на Троицу и засушенных, надо заварить отвар на Чистый четверг следующего года, чтобы помыться им.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

В 2018 году даты этих трех событий следующие:

Вербное воскресенье – 1 апреля

Вознесение – 17 мая

Троица – 27 мая

В 2019 году Пасха будет поздней, соответственно, праздники также сильно сместятся в календаре:

Вербное воскресенье – 21 апреля

Вознесение – 6 июня

Троица – 16 июня

В 2020 году в календаре отмечаем следующие даты:

Вербное воскресенье – 12 апреля

Вознесение – 28 мая

Троица – 7 июня

Непереходящие двунадесятые праздники

Те торжества, у которых есть фиксированная дата, не меняющаяся от Пасхального цикла, называют неподвижными или непереходящими. Большинство событий в категории двунадесятых праздников являются именно такими. Для удобства сразу разделим их на Господские и Богородичные.

Господские непереходящие даты

  • Рождество Христово – один из центральных праздников христианства. Отмечается он православной церковью 7 января.

По преданиям, Иосиф и его жена Мария отправились в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи, объявленной римским правителем Августом. Придя на родину Иосифа, они остановились в доме его родственников, а так как гостиница, т. е. комната для гостей, уже была занята, рожать Марии пришлось в главной комнате дома, где жили хозяева. Там же палестинцы держали корм для скота и запускали животных на ночь. Отсюда известное заблуждение, будто Иисус родился в хлеву.

  • Крещение Господне также называют Богоявлением. Его дата – 19 января.

Согласно Библии, в возрасте тридцати лет Иисус пришел к реке Иордан, где ждал Его Иоанн Креститель. Проповедовавший о скором пришествии Мессии Предтеча был изумлен, и спросил у Него, точно ли Иисус должен принять от него крещение. В тот момент, когда происходило крещение, небеса разверзлись. С них спустился в образе белого голубя Святой Дух, нарекая Иисуса возлюбленным Сыном Божьим.

На Крещение русские люди традиционно освящают воду. Существует мнение, что для этого достаточно выставить воду на мороз в крещенскую ночь. А вот любимые многими крещенские купания – традиция относительно новая, появившаяся не так давно. В дореволюционные времена в императорской России вместо этого совершался крестный ход к реке (Водосвятие).

  • Преображение Господне свершилось 19 августа.

Иисус привел своих ближайших учеников (Петра, Иакова и Иоанна) на гору Фавор для того, чтобы показать им Небесную духовную славу, что ждет его после непродолжительных земных страданий. В традиции праздника – идея единения Божества и рода человеческого в лице Спасителя. Дав ученикам узреть Преображение, Иисус предостерег их от страха перед грядущими страданиями. На Руси этот праздник также называют Яблочным Спасом из-за традиции святить поспевшие яблоки как дар Господа.

  • Воздвижение Креста Господня, 27 сентября – последний непереходящий Господский праздник.

Описываемое событие произошло в 326 году. Тогда Римской империей правил Константин Великий, первый император, который прекратил христианские гонения. Его мать, Елена, была направлена императором в Иерусалим после того, как явилось ему видение Божьего Креста. Так как из-за содействия императоров-язычников Голгофа была засыпана землей, святой Елене пришлось долго искать это место. Когда же гору отыскали и разрыли, то обнаружили Гроб Господень и кресты. Один из них обладал чудодейственной силой исцелять больных и воскрешать умерших. Так был обретен Крест Животворящий, и патриарх Макарий воздвигнул (поднял) его, чтобы больше христиан могло увидеть Древо и поклониться ему.

Богородичные двунадесятые праздники

На сороковой день от Рождества, как известно, младенца Иисуса принесли во храм. Там он встретил старца Симеона, знаменитого богослова, переводившего священное писание. По легенде, он хотел изменить слово «Дева» на «жена» в той части, где говорилось о рождении Сына Божьего. Но его руку остановил ангел и сказал, что Симеон будет жить до тех пор, пока не убедится сам в правильности пророчества и не встретится с Богом лицом к лицу. Встречи с Иисусом Симеон Богоприимец ждал три сотни лет.

В день этот, по преданиям, архангел Гавриил явился к непорочной Деве Марии с вестью о том, что будет она матерью Сына Божьего. Центральный момент события – добрая воля самой Марии, когда та соглашается с Божьей волей, принимая его дар, и говорит «быть мне по слову Твоему». Зачатие Иисуса – своеобразное начало новой эпохи человеческого развития.

  • 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы.

В этот день вспоминают кончину Девы Марии в доме родителей Иоанна Богослова. Всю свою жизнь после вознесения Христа Мария проповедовала о христианстве и рассказывала верующим о чудесных событиях, сопровождавших ее.

  • Рождество Богородицы – 21 сентября.

В этот день, по преданию, родилась мать Сына Божьего. Ее родители, назаретяне Иоаким и Анна, были уже в преклонных годах, но не имели детей. Однажды Анна молилась и плакала под лавровым деревом, когда явился к ней ангел и предрек рождение дочери по имени Мария. Спустя девять месяцев, родилась благословенная дочь, подарившая радость всему миру.

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы отмечается 4 декабря.

Анна и Иоаким, молясь о ребенке, дали обет, что родившееся дитя посвятит жизнь Богу. Когда же Марии исполнилось три года, привели они ее в Иерусалимский храм. Там до 15-ти лет Мария находилась на воспитании, и родители спокойно вручили ее воле Отца Небесного.

Богослужение двунадесятых праздников

Богослужение двунадесятых Господских праздников

Организация служб в эти дни выдает их высокий приоритет в церковной иерархии торжеств. Даже когда праздник выпадает на воскресенье, то воскресная литургия отменяется, а вместо нее служат праздничную службу. В большинстве Господских торжеств одеяния священников белого цвета, символизирующего божественный свет, однако на Вербное воскресенье и Троицу одеяния заменяют на зеленые (цвета вечной жизни). Еще одна черта богослужений в эти дни – усиленное моление, когда вспоминают поместных святых, просят у них избавления от бедствий.

Богослужение двунадесятых Богородичных праздников

Если какой-то из Богородичных дней выпадает на воскресенье, то литургии объединяют в одну, так как нельзя отменять Господский праздник из-за меньшего. В остальные дни обязательно проводится Всенощное бдение. В дни Богородицы церковные песнопения отличаются от других служб своей красотой. Одеяния служителей церкви – голубые, за исключением Сретения. Тогда священники надевают белые одежды, так как Сретение – праздник, имеющий черты как Господских, так и Богородичных.

pravednik.info

Праздники месяцеслова (непереходящие) / Православие.Ru

Церковный новый год начинается 1 сентября по старому, юлианскому календарю. По новому, гражданскому стилю это 14 сентября. До императора Петра I на Руси церковное новолетие совпадало с гражданским.

Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуется 8 / 21 сентября

    

Это первый двунадесятый праздник церковного года. Он посвящен важнейшему событию: рождению Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. Согласно церковному Преданию, Иоаким происходил из царского рода, Анна — из первосвященнического. Они были благочестивы, но бездетны. Это время было особым в жизни избранного народа.

Пророки возвестили, что Мессия произойдет из царского рода. Все потомки царя Давида жили надеждой родить Спасителя. Бесплодные семьи считались лишенными Божьего благословения. К ним относились с презрением и насмешками. Иоаким и Анна горячо молились о рождении ребенка и со смирением переносили свою бездетность. За их горячие молитвы, покорность Божественной воле, целомудренную любовь и благочестие Господь дал им великую радость. Рожденная от них Отроковица стала Матерью воплотившегося Бога.

Святой Иоанн Дамаскин пишет, что «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость».

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей Вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам Живот вечный. Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всему миру: ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш. Уничтожив проклятье, Он дал нам благословенье и, низложив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Воздвижение Креста Господня

Празднуется 14 / 27 сентября

    

В основе этого праздника — историческое событие: обретение равноапостольной царицей Еленой, матерью равноапостольного царя Константина, подлинного Креста, на котором был распят Иисус Христос. Римляне изменили до неузнаваемости место распятия и погребения Спасителя, завалив его и построив языческое капище. После тщательных раскопок были найдены три креста и отдельно — доска с надписью, которая была прикреплена ко Кресту Спасителя. Крест, на котором распят Иисус Христос, определили после исцеления женщины от тяжелой болезни и воскрешения умершего. Оба чуда произошли после возложения Креста.

Множество людей, собравшихся близ Голгофы, хотели увидеть Крест. Патриарх Макарий трижды воздвиг (поднял) его с высокого места. Народ благоговейно поклонился Кресту Господню. Это было началом праздника. Произошло это в 326 году.

В память об этом событии на всенощном бдении накануне праздника из алтаря на середину храма выносится для поклонения святой и животворящий Крест Христов. В песнопениях праздника вспоминается не только обретение креста в IV веке, но и крестная смерть Спасителя. В воспоминание страданий Христовых в день праздника установлен однодневный пост.

Спаси, Господи, Люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, (православным христианам) даруя победы над врагами и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Празднуется 21 ноября / 4 декабря

    

Праведные Иоаким и Анна, молясь о даровании им потомства, обещали посвятить ребенка Богу. Бог даровал им Дочь. Когда Марии исполнилось три года, они пригласили в дом родных и знакомых.

Надев на Дочь праздничные одежды, они отправились в Иерусалим. Впереди шло много юных дев с горящими свечами. Когда шествие подошло к храму, Отроковица Сама поднялась по высоким ступеням. Ее встретил первосвященник со многими священниками. Он по внушению Святого Духа ввел Ее в святое святых, которое и стало местом Ее постоянных молитв. Пресвятая Дева обитала в храме около двенадцати лет.

В свободное от молитв время Она занималась чтением Священного Писания и рукоделием. Божественная благодать воспитала и приготовила богоизбранную Отроковицу к величайшему священному событию — к рождению Спасителя мира.

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. Ныне предызображение Божиего благоволения и провозвестие о спасении людей, Дева торжественно является в храме Божием и предвозвещает всем о Христе. Ей и мы громко возгласим: радуйся, исполнение промышления Создателя о нас.

Рождество Христово

Празднуется 25 декабря / 7 января

    

По Божественному смотрению, Сын Божий по наитию Святого Духа родился от Пресвятой Богородицы ради спасения людей. Боговоплощение — величайшее событие не только Священной, но и всей мировой истории. О нем за много веков предвозвестили пророки (см.: Ис 7, 14; Иер 31, 22).

По духовной значимости Рождество Христово является вторым после святой Пасхи. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Наступил всех праздников праздник и наполнил радостью Вселенную. Праздник увенчания всех добродетелей, источник и корень всех благ наших; праздник, которым небо отверсто, Дух ниспослан, средостение уничтожено, преграды пали, расстоящее соединилось, мрак рассеялся, свет воссиял, небо приняло природу, происшедшую из земли, земля — Почивающего на Херувимах»[1].

Последующие за праздником двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Поэтому они называются святыми (Святками). По традиции верующие проводят их радостно, весело и благочестиво.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия, мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе! Рождение Твое, Христос Бог наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда служившие звездам звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток с высоты, Господи, слава Тебе!

Крещение Господне

Празднуется 6 /19 января

    

В начале Своего общественного служения Иисус Христос принял крещение от Пророка и Предтечи Иоанна в водах Иордана. Господь не нуждался в очищении и освящении. Он крестился, чтобы дать образ Таинства, через которое каждый человек вступает в Христову Церковь. Спаситель явил Себя миру как обетованный Мессия. В Постановлениях апостольских (IV века) предписано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Праздник Крещения называется также Богоявлением, поскольку при крещении Господа явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя). Этот праздник в богослужебных книгах называется также Просвещение, или праздник Светов. Этим выражается та богословская истина, что Бог есть Свет и явился просветить сидящих в стране и тени смертной (Мф 4, 16).

Своим крещением Господь освятил все водное естество. И в сам день праздника, и накануне его в Церкви совершается великое освящение воды[2].

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Святой Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истину сего слова. Христос Бог, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.

Сретение Господне

Празднуется 2 / 15 февраля

    

Событие, давшее начало этому двунадесятому празднику, произошло в Иерусалимском храме в сороковой день по рождении Иисуса. Для исполнения закона Моисеева Господь как Первенец Своей Матери был принесен в храм, где Его встретил старец Симеон[3]. В честь этой встречи (по-славянски — сретения) и назван праздник. В этот же день произошла еще одна встреча — Церкви ветхозаветной и Церкви новозаветной.

В праздник Сретения Господня особенно прославляется Пресвятая Богородица, Которой праведный Симеон тогда предсказал: «Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Радуйся, Благодатная Богородица Дева, потому что из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, праведный старец (Симеон), принявший в свои объятия (Христа) Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Празднуется 25 марта / 7 апреля

    

Этот евангельский праздник вспоминает о том, как Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Богородице великую радость о рождении Сына. Кротость и смирение Пресвятой Девы, выраженные в словах: я — Раба Господня, дает возможность Спасителю мира воплотиться среди людей[4].

В этот весенний праздник в Русской Церкви существует обычай выпускать на волю птиц, что символизирует освобождение человеческой души от рабства греху.

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Ныне начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Преображение Господне

Празднуется 6 / 19 августа

    

В этот праздник совершается воспоминание того, как Господь, взяв на гору Фавор трех Своих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна, — преобразился пред ними, явив им Свою Божественную славу[5].

В этот день принято освящать в храме виноград нового урожая, а также начатки новых плодов — фруктов и овощей. Виноград в Священном Писании — это образ народа Божия, образ Церкви. Кроме того, виноград как плод, сок которого в результате брожения становится вином, а из вина действием Божиим на литургии претворяется в Кровь Христову, является ярким символом Преображения[6].

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Ты преобразился на горе, Христос Бог, показав ученикам Своим славу Свою, насколько для них это было возможно. По молитвам Богородицы да воссияет и нам грешным вечный Твой свет. Светодавец, слава Тебе!

Успение Пресвятой Богородицы

Празднуется 15 / 28 августа

    

В этот день вспоминается блаженная кончина земной жизни Пресвятой Богородицы и преставление Ее на небо. Согласно церковному Преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься с Пречистой Девой Марией и совершить Ее погребение. Пресвятая Матерь Господа была погребена в Гефсимании. Апостол Фома не участвовал в погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день, и по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Богородицей. Когда святые апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было — остались одни лишь погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание. В тот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении Ангелов, приветствовала их и обещала неотступно пребывать с ними.

В некоторых храмах вместо иконы праздника для поклонения выносится плащаница — пелена с изображением усопшей Пресвятой Богородицы.

В рождестве Девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. При рождении Ты, Богородица, сохранила (Свое) девство, по (Своем) успении Ты не оставила мира. Ты, будучи Матерью Жизни, преставилась к жизни и Своими молитвами избавляешь от смерти души наши

pravoslavie.ru

12 великих церковных праздников — переходящие и непереходящие двунадесятые праздники

[Показать]

    • Непереходящие двунадесятые праздники
    • Переходящие двунадесятые праздники
    • Даты переходящих двунадесятых праздников по годам
      • Вербное Воскресенье — дата по годам
      • Даты Пасхи по годам
      • Вознесение Господне — даты по годам
      • Денек Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам

В Православной Церкви любой денек календарного года посвящен воспоминанию о том либо ином событии из жизни Господа и Божией Мамы или же празднованию памяти святых и прославлению чудотворных икон. Но есть деньки, которые в церковной традиции принято выделять особо, – их именуют величавым праздничками.

Самым основным из их является, естественно же, Светлая Пасха, Воскресение Христово. В этот денек Церковь вспоминает о том, как распятый Спасатель воскрес из мертвых, разрушив кандалы ада и дав тем надежду на будущее бессмертие любому человеку.

Следом идут двенадцать праздников, называемых величавыми либо двунадесятыми.  Двунадесятые праздники делятся на непереходящие и переходящие. 1-ые из их любой год отмечаются в один и этот же денек. Даты вторых соединены с передвижением даты Пасхи.

Также читайте: Православный календарь на 2018 год

Непереходящие двунадесятые праздники

Рождество Христово 7 января по новенькому стилю – это самый узнаваемый христианский праздничек посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новейшей эпохи в жизни населения земли.

Крещение Господне Святое Богоявление 19 января – в этот денек Церковь вспоминает собы- тие Крещения Господа в водах реки Иордан перед Его выходом на публичное служение и проповедь Евангелия.

Сретение Господне 15 февраля посвящено принесению малыша Христа в храм Иерусалима для посвящения Богу на сороковой денек опосля его рождения. В Храме Святое семейство повстречали праведный Симеон Богоприимец и пророчица Анна.

Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля – воспоминание о явлении Деве Марии архангела Гавриила с благой вестью о том, что конкретно у Нее родится обещанный Богом Мессия, Спасатель Иисус Христос.

Преображение Господне 19 августа – в этот денек Церковь вспоминает, как еще при собственной земной жизни Иисус Христос на горе Фавор явил наиблежайшим ученикам всю свою Божественную славу, преобразившись перед Петром, Иаковом и Иоанном.

Успение Пресвятой Богородицы 28 августа – память праведной кончины Божией Мамы в Иерусалиме. Опосля ее погребения оказалось, что тело Пресвятой Богородицы пропало из гроба, и Церковь верует, что Матерь Божия вознесена Господом на небо, где повсевременно молится за всех людей.

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября – праздничек денька рождения Марии, будущей Мамы Божией. Ее предки, праведные Иоаким и Анна, длительно не имели малышей, но по собственной вере и молитве сподобились от Бога величавой милости – рождения будущей Мамы Спасателя.

Воздвижение Креста Господня 27 сентября – в этот денек Церковь вспоминает действия наиболее поздние. Происходили они уже в 4 веке, когда гонения на христиан в Римской империи уже закончились. Тогда в Иерусалиме был расчудесным образом обретен утерянный ранее Животворящий Крест Господень.

Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря – праздничек в воспоминание праздничного введения 3-х летней Марии в Иерусалимский храм. Это событие символизировало собой посвящение Ее Богу и приуготовление к будущему рождению от Нее Спасателя Иисуса Христа.

Переходящие двунадесятые праздники

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — в воскресенье за недельку до Пасхи – вспоминается праздничный вход Господа в Иерусалим намедни Его страстей, распятия и воскресения.

Пасха, Воскресение Господне — основной праздничек богослужебного года, установлен в честь воскресения Иисуса Христа.

Вознесение Господне — на 40-й денек опосля Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Королевство Отца Собственного Небесного, которое вышло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Мамы.

Денек Святой Троицы, Пятидесятница —  в воскресенье, на 50-й денек опосля Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде пламенных языков. Этот праздничек считается деньком рождения христианской Церкви.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

Вербное Воскресенье — дата по годам

  • Вербное Воскресенье в 2015 году — 5 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2016 году — 24 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2017 году — 9 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2018 году — 1 апреля

Даты Пасхи по годам

  • Пасха, Воскресение Господне в 2015 году — 12 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2016 году — 1 мая.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2017 году — 16 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2018 году — 8 апреля.

Вознесение Господне — даты по годам

  • Вознесение Господне в 2015 году — 21 мая.
  • Вознесение Господне в 2016 году — 9 июня.
  • Вознесение Господне в 2017 году — 25 мая.
  • Вознесение Господне в 2018 году — 17 мая.

Денек Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам

  • Троица в 2015 году — 31 мая.
  • Троица в 2016 году — 19 июня.
  • Троица в 2017 году — 4 июня.
  • Троица в 2018 году — 27 мая.

© vedmochka.net

potokudach.ru

Православный календарь на 2019 год. Православные праздники и посты в 2019 году.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ.

В  богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице.

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи.

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

О ПОСТАХ:

Пост — форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост — борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное — нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи, важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей.

www.tamby.info

Непереходящие праздники - это... Что такое Непереходящие праздники?

  • Непереходящие праздники —  ♦ (ENG fixed feast)    христианские праздники, к рые отмечаются ежегодно в один и тот же день (напр., Рождество 25 декабря) …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Праздники Русской православной церкви — Большинство Праздников Русской Православной Церкви общие с другими Церквями, но есть и особенные, например Покров Пресвятой Богородицы или Собор всех святых в земле Российской просиявших. Подразделяются по значимости празднуемого события и… …   Википедия

  • Праздники христианские —  (Церковные / Литургические)  ♦ (ENG feasts, Christian (ecclesiastical/liturgical)    дни церковного календаря, соотносящиеся с важными событиями в жизни Христа, святых и христиан. Воскресение Иисуса Христа празднуется по воскресеньям.… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Праздники Православной церкви —    В христ ве общепринятыми являются праздники, знаменующие собой важнейшие вехи земного пути Иисуса Христа Рождество, Крещение, Сретенье, Воскресение (Пасха), Вознесение, Троица (Пятидесятница).    Праздничный календарь Правосл. церкви… …   Религии народов современной России

  • ПРАЗДНИКИ БИБЛЕЙСКИЕ — К ним относятся П. ветхозав. Церкви, а также христ. П., связанные с событиями и лицами свящ. истории. 1. П., упоминаемые в Библии. Ветхозав. П. имеют долгую и сложную историю. Назначение их было двояким: с одной стороны, освятить различные сферы… …   Библиологический словарь

  • Праздники и посты —         Всего главных христианских праздников в году насчитывается двенадцать, по церковнославянски – двунадесять или дванадесять. Отсюда каждый из них назывался ДВУНАДЕСЯТЫМ (дванадесятым).         К двунадесятым праздникам относятся: Вход… …   Энциклопедия русского быта XIX века

  • Неподвижные праздники — Непереходящие праздники (также неподвижные праздники) церковные праздники с неподвижными датами по солнечному календарю. Двунадесятые непереходящие праздники: 8 (21) сентября Рождество Богородицы, 14 (27) сентября Воздвижение Креста Господня, 21… …   Википедия

  • Православные праздники — или священные дни, установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Господские праздники — Иисус. Раннехристианская фреска в римских катакомбах Господские праздники (также …   Википедия

  • Православные праздники — Икона «Минеи на год» Православные праздники  торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. В богослужебном смысле это дни …   Википедия

dic.academic.ru

Церковные праздники переходящие и непереходящие - Год 2019

Существует двенадцать особых праздников, они называются двунадесятыми. Это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в Православии посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы (по хронологии церковного года, который начинается 1(14) сентября ). Они делятся по литургическому принципу на две категории:

Первая категория – это неподвижные (непереходящие) праздники .

В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника. Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече – еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь: «Крест начертав Моисей», с 21 ноября в храмах поется: «Христос Раждается – славите».

Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства. У Пасхи предпразднства нет.

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же – событие бывшего праздника. Число дней попразднства бывает неодинаково – от 1 до 9 дней, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение – 1 день, (а от субботы Лазаревой – нет попразднства), Рождество Богородицы и Введение Ее во храм – 4 дня, Рождество Христово и Пятидесятница – 6 дней, Преображение и Воздвижение Креста Господня – 7 дней, Сретение – неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение – 8 дней, Успение Божией Матери – 9 дней, недвунадесятые великие праздники – 1 день. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней. Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Еще в церковном календаре большое значение занимают особо чтимые праздники: например, день памяти пророка Илии, святого великомученика Георгия Победоносца и других.

Вторая категория двунадесятых праздников называется переходящие (подвижные). которые принадлежат пасхальному циклу. Эти праздники всегда отстают от Пасхи на известное число дней и переходят в разные годы на другие числа.

Ко второй категории двунадесятых праздников относятся три праздника: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – он празднуется за неделю до Пасхи; Вознесение Господне – празднуется через сорок дней после Пасхи, всегда в четверг шестой недели по Пасхе; День Святой Троицы, Пятидесятница – отмечается через семь недель, на восьмую неделю по Пасхе и всегда в воскресенье. А сам праздник Пасхи, – Светлое Христово Воскресение ни в какую категорию не входит, так как, это Праздник праздников и Торжество из торжеств и не может сравниваться с другими праздниками, – имеющая исключительную по торжественности службу, которая на утрене состоит почти исключительно из пения знаменитого Пасхального Канона Св. Иоанна Дамаскина.

Праздник Пасхи празднуется в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) и попадает на любой из воскресных дней в этот период, все зависит от весеннего равноденствия.(в скобках – по новому стилю)

Источник: prayerssaints.ru

В Православной Церкви каждый день календарного года посвящен воспоминанию о том или ином событии из жизни Господа и Божией Матери либо же празднованию памяти святых и прославлению чудотворных икон. Однако есть дни, которые в церковной традиции принято выделять особо, – их называют великим праздниками .

Самым главным из них является, конечно же, Светлая Пасха, Воскресение Христово. В этот день Церковь вспоминает о том, как распятый Спаситель воскрес из мертвых, разрушив оковы ада и дав тем самым надежду на будущее бессмертие каждому человеку.

Следом идут двенадцать праздников, именуемых великими или двунадесятыми. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Первые из них каждый год отмечаются в один и тот же день. Даты вторых связаны с передвижением даты Пасхи.

Непереходящие двунадесятые праздники

Рождество Христово 7 января по новому стилю – это самый известный христианский праздник посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новой эры в жизни человечества.

Крещение Господне Святое Богоявление 19 января – в этот день Церковь вспоминает собы- тие Крещения Господа в водах реки Иордан перед Его выходом на общественное служение и проповедь Евангелия.

Сретение Господне 15 февраля посвящено принесению младенца Христа в храм Иерусалима для посвящения Богу на сороковой день после его рождения. В Храме Святое семейство встретили праведный Симеон Богоприимец и пророчица Анна.

Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля – воспоминание о явлении Деве Марии архангела Гавриила с благой вестью о том, что именно у Нее родится обещанный Богом Мессия, Спаситель Иисус Христос.

Преображение Господне 19 августа – в этот день Церковь вспоминает, как еще при своей земной жизни Иисус Христос на горе Фавор явил ближайшим ученикам всю свою Божественную славу, преобразившись перед Петром, Иаковом и Иоанном.

Успение Пресвятой Богородицы 28 августа – память праведной кончины Божией Матери в Иерусалиме. После ее погребения оказалось, что тело Пресвятой Богородицы исчезло из гроба, и Церковь верит, что Матерь Божия вознесена Господом на небо, где постоянно молится за всех людей.

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября – праздник дня рождения Марии, будущей Матери Божией. Ее родители, праведные Иоаким и Анна, долго не имели детей, но по своей вере и молитве сподобились от Бога великой милости – рождения будущей Матери Спасителя.

Воздвижение Креста Господня 27 сентября – в этот день Церковь вспоминает события более поздние. Происходили они уже в 4 веке, когда гонения на христиан в Римской империи уже прекратились. Тогда в Иерусалиме был чудесным образом обретен утерянный ранее Животворящий Крест Господень.

Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря – праздник в воспоминание торжественного введения трехлетней Марии в Иерусалимский храм. Это событие символизировало собой посвящение Ее Богу и приуготовление к будущему рождению от Нее Спасителя Иисуса Христа.

Переходящие двунадесятые праздники

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – в воскресенье за неделю до Пасхи – вспоминается торжественный вход Господа в Иерусалим накануне Его страстей, распятия и воскресения.

Пасха, Воскресение Господне – главный праздник богослужебного года, установлен в честь воскресения Иисуса Христа.

Вознесение Господне – на 40-й день после Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Царство Отца Своего Небесного, которое произошло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Матери.

День Святой Троицы, Пятидесятница – в воскресенье, на 50-й день после Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде огненных языков. Этот праздник считается днем рождения христианской Церкви.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

Вербное Воскресенье – дата по годам

  • Вербное Воскресенье в 2015 году – 5 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2016 году – 24 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2017 году – 9 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2018 году – 1 апреля

Даты Пасхи по годам

  • Пасха, Воскресение Господне в 2015 году – 12 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2016 году – 1 мая.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2017 году – 16 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2018 году – 8 апреля.

Вознесение Господне – даты по годам

  • Вознесение Господне в 2015 году – 21 мая.
  • Вознесение Господне в 2016 году – 9 июня.
  • Вознесение Господне в 2017 году – 25 мая.
  • Вознесение Господне в 2018 году – 17 мая.

День Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам

  • Троица в 2015 году – 31 мая.
  • Троица в 2016 году – 19 июня.
  • Троица в 2017 году – 4 июня.
  • Троица в 2018 году – 27 мая.

Источник: vedmochka.net

Годовой православный календарь 2017 отображает церковные праздники, посты, знаменательные события, предшествующие православным праздникам, происходившие в христианстве за многие годы. Церковные праздники, даты православных великих праздников образовались согласно дней рождения святителей, крещения Иисуса Христа, воскрешения, появления на свет Всевышнего, Божьей матери и всех святых православной церкви.

В своём содержании Православный календарь делится на церковные праздники, даты которых не меняются, то есть остаются постоянными из года в год, и праздники православного календаря, которые рассчитываются относительно дня Пасхи. Дата Светлого Воскресения Христова ежегодно выпадает на разные числа, месяцы, но празднуется православная Пасха по церковному календарю верующими прихожанами православной церкви ежегодно весной – в апреле-мае.

В церковные праздники, согласно числам по месяцам православного церковного календаря, верующие должны поститься, молиться в знаменательные даты – 19 декабря на рождение Николая Чудотворца читать акафист и молитву Угоднику. посещать церковь, причащаться. В августе 28 числа молиться Богородице. чтить и помнить знаменательные праздничные числа на протяжении всего года.

Разгадамус считает познавательным. Годовой православный календарь – удобный перечень церковных праздников, наименование и числа которых порой сложно удержать в памяти. Стоит отметить, что заниматься домашними делами в православные праздники нельзя: мыть, стирать, шить по канонам православия запрещается. В праздничные дни и во время постов следует помогать бедным, помнить о беспомощных.

Церковные православные праздники разделяются на Великие, Средней величины, Малые, а также на непереходящие и переходящие. Пасха – самый Великий православный праздник, дата её празднования передвигается в церковном календаре каждый год на разные дни. Великие праздники – это свидетельство земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Читайте также:  Строгий пост питание по дням

Календарь Великих православных церковных праздников на 2017 год

Двунадесятыми праздниками называют праздники, посвящённые земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, по этой причине первые носят название Господние, а вторые Богородничные. Двунадесятых праздников в православии двенадцать.

Великие церковные праздники в православном календаре, самые важные знаменательные числа календаря для православных христиан по месяцам, собранные в удобное расписание, позволят не запоминать наизусть даты, иметь их всегда под рукой. Великие двунадесятые и Великие недвунадесятые праздники:

  • 7 января – Рождество Христово, постоянная дата;
  • 14 января – Обрезание Господне;
  • 19 января – Крещение Господне, непереходящий праздник;
  • 15 февраля – Сретение Господне, непереходящая дата;
  • 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы, постоянное число и месяц;
  • 9 апреля – Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим – переходящий праздник;
  • 16 апреля – Пасха. Светлое Воскресение Христово, дата сдвигается.
  • 25 мая – Вознесение Господне, переходящее число;
  • 4 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница, число меняется;
  • 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи, постоянная дата;
  • 12 июля – праздник Петра и Павла, святых первоверховных апостолов;
  • 19 августа – Преображение господне, не сдвигается;
  • 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы, не переходит;
  • 11 сентября – Усекновение Иоанна Предтечи;
  • 21 сентября – Рождение Пресвятой Богородицы, постоянное число;
  • 27 сентября – Воздвижение Креста Господня, непереходящий праздник;
  • 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы, постоянная дата праздника;
  • 4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы, неизменная дата.

Православные посты 2017, календарь и расписание постов в 2017 году

У православных христиан существуют различные виды церковных постов – многодневные Посты, во время которых следует воздерживаться от пищи животного происхождения, однодневные и евхаристические (перед причастием).

Самыми основными в православии считаются многодневные Посты

  • Великий Пост – с 27.02.2017 по 15.04.2017
  • Петров Пост – с 12.06.2017 по 11.07.2017
  • Успенский Пост – с 14.08.2017 по 27.08.2017
  • Рождественский Пост – 28.11.2017 по 06.01.2018

Особое место в православном календаре занимает Великий Пост, он считается самым значимым у православных христиан, самым длинным. Начинается Великий Пост в 2017 году 27 февраля, дата начала Поста приходится после завершения Масленицы – на конец февраля, число окончания – в апреле перед самой Пасхой.

Апостольский или Петров Пост (ещё называют Пятидесятница) наступает летом, его продолжительность по времени, как начало, так и конец, зависит от даты Пасхи, число праздника используется для определения начала и окончания многодневного летнего Поста.

Успенский Пост посвящён Богородице, продолжительность его составляет две недели, он считается коротким.

Рождественский Пост (другое название Филипповский) продолжается ровно сорок дней, считается зимним.

Церковный календарь включает в себя три однодневных поста: Крещенский, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, кроме этих трёх однодневных постов православные христиане, относящие себя к верующим, постятся еженедельно по средам и пятницам.

  • Крещенский сочельник – 18.01.2017
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11.09.2017
  • Воздвижение Креста Господня – 27.09.2017
  • Сплошные Седмицы в 2017 году (в этих неделях нет Поста в среду и пятницу)

Просмотрев православный календарь, церковный на 2017 год, праздничные даты по месяцам, обратите внимание на 5 сплошных седмиц, при наступлении дат которых Пост по средам и пятницам отменяется и не соблюдается. Сплошными седмицами, которых в православном календаре 5 – Святки, Сырная (в которую мясо запрещено), Пасхальная, Мытаря и Фарисея, Троицкая, называют праздничные недели.

  • Святки – с 07.01.2017 по 17.01.2017
  • Мытаря и Фарисея – с 06.02.2017 по 11.02.2017
  • Масленица – с 20.02.2017 по 26.02.2017
  • Пасхальная седмица – с 17.04.2017 по 22.04.2017
  • Троицкая седмица – с 05.06.2017 по 11.06.2017

Родительские субботы или дни особого поминовения усопших

В поминальные дни вспоминают всех усопших, приходят на могилы умерших родственников, друзей, знакомых, молятся в церкви о душах умерших христиан, зажигают свечи дома и в храмах. По церковным обрядам принято поминать усопших в особые дни, такие, как Радоница, Вселенская родительская суббота, 2, 3, 4 суббота Великого Поста, Троицкая и Дмитриевская субботы.

  • Вселенская родительская мясопустная суббота – 18.02.2017
  • Суббота второй седмицы Великого Поста – 11.03.2017
  • Третья седмица Великого Поста в субботу – 18.03.2017
  • Суббота четвёртой седмицы Великого Поста – 25.03.2017
  • Радоница – 25.04.2017
  • Суббота Троицкая – 03.06.2017
  • Суббота Дмитриевская – 28.10. 2017 (её дата меняется)

Подробный православный календарь 2017 указывает на Посты и церковные праздники в текущем году, с помощью календаря на 2017 год верующим христианам проще соблюдать законы церкви – поститься, готовиться к праздникам, знать точные даты знаменательных событий.

Календарь православных праздников на 2017 год позволит всегда быть в курсе наступающего праздника, для этого необходимо лишь посмотреть число и месяц в календаре. Православный Церковный календарь, кроме Великих праздников, содержит даты почитания Святых, которые помогали и до сих пор помогают верующим христианам через молитвы, акафисты.

В православных календарях 2017 по месяцам Вы найдёте церковные праздники, даты почитания христианских Святителей, в эти числа можно благодарить Святых перед иконой в церкви или дома, зажечь свечи, просить у наших заступников помолиться перед Господом Богом, попросить прощения за наши грехи вольные и невольные.

Календарь православных праздников на 2017 год по месяцам

Православная церковь пользуется календарём для определения последовательности Постов годичного цикла, праздников по дням, неделям, месяцам, указанным в церковном календаре, проводит богослужения в храмах согласно знаменательным датам.

Напомним ещё раз дату Великого праздника, которая меняется ежегодно и определяется по солнечно-лунному календарю – Пасха 16 апреля, празднуется всеми Православными церквями, кроме Финской церкви.

Источник: razgadamus.ru

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство. попразднство и отдание .

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники ). Пасха. как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей. Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения. Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).

Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Читайте также:  Двунадесятые праздники в календарном порядке

Источник: azbyka.ru

Церковный год – это чередование будней и праздников. В будни человек призван трудиться «в поте лица добывать хлеб свой». Праздники же даны для того, чтобы почувствовать раскрепощение, подняться над суетой и обыденностью мира, ощутить себя причастным к высшему из миров, «где нет болезней, печалей и воздыхания, но жизнь бесконечная». Самый главный день церковного года – день Светлого Воскресения Христова, Пасхи Господней.

Православные праздники или священные дни. установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божией Матери или памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года. Торжественным образом совершаемые годовые службы называются праздниками или праздничными службами.

Первым и древнейшим праздником является воскресный день или Воскресение. В книге Бытия вслед за рассказом о сотворении мира говорится: “и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел ” (Быт. 2, 3). Таким образом, людям был подан пример, чтобы они шесть дней трудились, а в седьмой прекращали свои дела. Из десяти заповедей, данных Богом на Синае и содержащих в себе весь нравственный закон, четвертая заповедь обязывает человека шесть дней работать, а в седьмой прекращать свои дела и служить Богу (Исх. 20, 8-10).

В Новозаветное время при учениках Иисуса Христа – апостолах празднование воскресного дня началось в Воскресение – первый день недели. В книге “Деяния апостольские” рассказывается, что они собирались для преломления хлеба (Деян. 20, 7), молились с верующими, пели гимны, тогда же производился сбор в пользу бедных и нуждающихся (1 Кор. 10, 2). Так сформировалось праздничное богослужение или Божественная литургия, обязательная для дня праздника. В течение трех первых веков христианства воскресный день соблюдался, как день святой радости и благодарения.

Для ежегодного воспоминания о великих событиях истории искупления человеческого рода первые христиане по примеру ветхозаветной церкви кроме дня воскресного установили празднества в некоторые другие дни. Из числа таких дней особенно почитался праздник Пасхи . заключавший в себе воспоминание о распятии и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. В зависимости от него стали праздновать день Вознесения Иисуса Христа (через сорок дней после Пасхи) и Сошествия святого Духа на апостолов через 50 дней после Пасхи, дни рождения и крещения Спасителя, сретения Его во храме Симеоном. Наряду с этими праздниками воспоминались события из жизни Пречистой Богородицы. Введение Ее во храм, Благовещение и другие памятные дни. Поскольку Церковь была враждебно встречена противниками христианства, то скоро в ней появились и мученики, чья жизнь была поучительна для верующих и потому дни их кончины свято чтились, в их честь составлялись церковные песнопения. Многие из великих отцов и учителей Церкви, прославившиеся своими сочинениями и благочестием, были также причислены к лику святых и дни кончины их сделались днями праздничными. Так составился годичный круг памяти святых и появился месяцеслов; в книге, именуемой Минеей, содержатся службы святым на каждый день года.

Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных. В 4-6 вв. покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий (274-337) запретил производить в воскресные дни торговлю. Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у иудеев и магометан.

С принятием веры христианской на Руси все порядки церковной жизни, а также месяцеслов и богослужебные книги были восприняты из Греции. Те праздники, которые отмечали греки, стали праздноваться и на Руси. Но с течением времени совершались важные церковные события и появлялись свои святые. В память их установлены особые праздники. В их числе – 26 ноября – день освящения митрополитом Иларионом в 1051 г. церкви святого великомученика Георгия в Киеве. На Руси стали праздновать происхождение Честных древ Животворящего Креста (1170), явление чудотворных икон Божией Матери – Тихвинской (1383), Казанской (1579), в честь святых равноапостольных Ольги и Владимира, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских и всея Руси чудотворцев, Митрофана и Тихона Воронежских и других святых подвижников. В течение тысячелетия круг православных праздников продолжал расширяться за счет введения в месяцеслов имен новых подвижников. Так было, например, в период феодальной раздробленности, когда происходила канонизация местных святых – новгородских, владимирских, ростовских, черниговских, тверских, муромских.

В связи с канонизацией новых русских святых на Московских соборах 1547 и 1549 годов, с установлением служб чтимым русским иконам в 16 в. месячные Стихирари (Минеи) существенно разрослись. Из них выделились две певческие книги – Праздники – циклы песнопений в честь главных общехристианских святынь и Господских, или двунадесятых, праздников – Рождество, Успение, Троица и пр. и Трезвоны – песнопения в честь наиболее почитаемых, в том числе русских святых.

В настоящее время все церковные праздники годичного круга разделяются на несколько разрядов. По предмету воспоминаний они разделяются на праздники Господские. Богородичные и праздники святых. Большая их часть упоминается в апостольских постановлениях, некоторые праздники сначала отмечались какой-либо Восточной Церковью, потом сделались общими для всей Православной Церкви. Многие из праздников завершают многодневные или однодневные посты (см. Православные посты ).

Особенностью Русской Православной Церкви является то, что до сих пор праздники отмечаются по старому стилю, поэтому в современных календарях указаны две даты – по старому и новому стилю.

По важности воспоминаемых событий общие праздники разделяются на большие. средние и малые. В зависимости от их значимости и времени они включают предпразднество, попразднество и отдание, которые также считаются праздничными днями.

Сообразно с различными назначениями и воспоминаниями различаются и все дни богослужений в кругу последования седмичного и особенно годового. Чем выше и важнее воспоминание, тем торжественнее церковь отмечает его. За несколько дней она обыкновенно встречает (сретает) его и предвозвещает в своем богослужении – встречает и предвозвещает пением катавасий, предпразднествами и навечериями. А провождает его славлением наутриями и попразднествами. Но чем менее воспоминание, тем сокращеннее оно совершается.

Большие праздники в свою очередь делятся на 3 разряда. К первому относится величайший из праздников Пасха . ко второму – двенадцать праздников, известные под именем двунадесятых. и к третьему – недвунадесятые. Помимо них есть еще великие праздники .

По времени празднования праздники разделяются на подвижные и неподвижные. Это различие праздников происходит оттого, что одни из них приурочены к числу, а другие ко дню. Поэтому одни из них меняют день, не меняя числа, другие меняют число, не меняя дня. Первые называются неподвижными. а вторые – подвижными. Во главе неподвижных праздников Господских стоит праздник Рождества Христова. а во главе подвижных – праздник Пасхи . Праздник Пасхи или Светлого Христова Воскресения – это первый и самый важный праздник в Новозаветной Церкви. В ряду Господских праздников он занимает центральное место, неслучайно о нем говорят, что это “праздник из праздников и торжество из торжеств”. Пасха завершает многодневный Великий пост . Священники облачаются в светлые одежды, также торжественно одеваются в этот день верующие. Особенно торжественна божественная литургия, которой предшествует крестный ход в полночь вокруг храма и последующее радостное возглашение священника “Христос Воскресе!”, на что верующие отвечают: “Воистину воскресе!” С этими словами они приветствуют друг друга вплоть до праздника Вознесения Господня. После окончания пасхальной литургии верующие разговляются освященными испеченным сладким куличом, пасхой (сладкой сырковой массой с изюмом) и крашеными вареными яйцами (писанками) – в напоминание о причащении истинной пасхи Христовой, от которой мы должны были бы вкусить в день Пасхи, которая соединяет нас и подает благословение на разрешение поста. Неделя после праздника Пасхи называется Светлой. В субботу в храмах после службы раздается артос (хлеб) – кусочки просфоры, который уподобляют ветхозаветным опреснокам и манне. Далее: Пасха. История праздника >>>

Двунадесятые праздники по времени разделяются на переходящие и непереходящие .

Двунадесятые переходящие праздники

Двунадесятые переходящие праздники в зависимости от дня празднования Пасхи ежегодно имеют различные даты. К ним относятся Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, день Святой Троицы или Пятидесятница. >>>

В день Входа Господня в Иерусалим Церковь особенно воспоминает прославление Иисуса Христа перед Его крестною смертью для показания, что страдания Спасителя были вольные. Указание на этот праздник впервые встречается в 3 в. От обычая употреблять в этот день ваии (ветви финиковой пальмы) как символа победы, с которыми встречали Спасителя, он называется “Неделей ваий” или Цветоносной, Цветною. В России праздник называется “Вербным Воскресением”, потому что вместо ваии употребляется верба. Этот день приходится на конец Великого поста, после которого начинается Страстная неделя. Далее: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). История праздника >>>

Вознесение Господне празднуется в 40-й день после Пасхи, который всегда приходится на Четверг 6-й недели. Его установление относится к апостольским временам и по значению – это великий праздник, так как удостоверяет в исполнении Божественного домостроительства о спасении человека и всего мира и о высочайшем прославлении человеческого естества в лице Иисуса Христа. Далее: Вознесение Господне. История праздника >>>

День Пресвятой Троицы или Пятидесятница празднуется в 10-й день после дня Вознесения Господня и приходится на 50-й день после Пасхи. Он называется также днем Сошествия Святого Духа на апостолов, потому что во время праздника Пятидесятницы в Иерусалиме на Сионской горе появился Божественный огонь в виде множества языков огненного цвета и верующие начали говорить на разных языках. Троицыным днем он называется потому, что с явлением Святого Духа открылось таинство Святой Троицы, вследствие чего Церковь, уча “православно” и благочестиво исповедывать Пресвятую Троицу, чествует и прославляет все три Лица Святой Троицы, участвовавшие в Сошествии Святого Духа – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Особенностью празднования этого дня в России является украшение храмов и домов ветками березы, травою и цветами, подобно тому как ветхозаветная Церковь праздновала Пятидесятницу, принося в этот день начатки жатвы.. Далее: День Святой Троицы. Пятидесятница. История праздника >>>

Читайте также:  Православная Пасха 2018

Двунадесятые непереходящие праздники

Праздник Рождества Христова впервые был введен в 4 в. Константинопольской Церковью, а потом распространился по всему православному Востоку. Цель его установления – воспоминание и прославление рождения Господа по плоти от Пресвятой Девы. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки – святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник. Далее: Рождество Христово. История праздника >>>

Рождество Пресвятой Богородицы было плодом праведной жизни Ее родителей – святых Иоакима и Анны. В церковном смысле оно есть начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, явление миру тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого. Далее: Рождество Пресвятой Богородицы. История праздника >>>

Введение во храм Пресвятой Богородицы установлен в память введения Святой Отроковицы в возрасте трех лет в Иерусалимский Храм, где Она пребывала до обручения с праведным Иосифом. Далее: Введение во храм Пресвятой Богородицы. История праздника >>>

Праздник Воздвижения Креста Господня был установлен в воспоминание обретения Креста Господня в 4 в. при Константине Великом, когда был освящен храм Воскресения Христова, что отразилось в тропаре праздника: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”. В 7 в. с воспоминанием обретения креста Господня было соединено другое воспоминание о возвращении креста Господня из персидского плена. Особенностью праздника является то, что накануне праздника крест Господень возлагается в храме на престол соблюдается строгий пост. Далее: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника >>>

Крещение Господне или Богоявление предваряется Навечерием, когда соблюдается строгий пост и вечером совершается великое водоосвящение, которое в отличие от меньшего водоосвящения отличается большей торжественностью. Освященная вода называется в Православной Церкви великой агиасмой (святыней), которой окропляют храмы и жилища и назначают пить тем, кто не допущен до причастия Святых Таин. Ее хранят дома и пьют только в исключительных случаях натощак. В день праздника Богоявления (6 января) происходит повторное великое освящение воды, равнозначное тому, что совершалось накануне. Как правило, в храмах совершаются торжественные шествия к воде с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря праздника. Далее: Праздник Святое Богоявление. Крещение Господне. История праздника >>>

В день Сретения Господня воспоминается принесение Иисуса Христа Пресвятою Мариею по исполнении дней очищения в храм, где Младенец был встречен праведным Симеоном. От этой встречи праздник получил свое название и был известен уже в 4 в. в Иерусалимской Церкви. С ним соотносится избавление от многих бедствий в Константинополе и Антиохии (Сирии), сопровождавшееся всенародным молением и постом, в воспоминание об этом установлено совершать в этот праздник перед литургиею литию в монастырях. Далее: Сретение Господне. История праздника >>>

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящен воспоминанию события, которое у древних христиан имело названия “Зачатие Христа”, “Благовещение Ангела Марии” и др. и только в 7 в. ему было дано теперешнее название. По особенностям богослужения он приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления и обычно приходится на Великий пост . Далее: Благовещения Пресвятой Богородицы. История праздника >>>

Праздник Преображения Господня посвящен воспоминанию события на горе Фавор, когда Иисус Христос преобразился и явился Своим ученикам телесно. Его стали праздновать повсеместно в 8 в. хотя корни его скрываются в предшествующих веках христианства. Он приходится на Успенский пост, в России он получил название Второго Спаса, Спаса на горе или Яблочного Спаса, поскольку в этот день принято помимо винограда и пшеницы освящать в храме яблоки. Далее: Преображение Господне. История праздника >>>

Праздник Успения Божией Матери установлен для прославления Богоматери и Ее успения (кончины), по преданию, последовавшего в 48 г. Вместе с тем этим событием Церковь научает, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. Всеобщее его празднование установлено с 582 г. при императоре Маврикии. Далее: Праздник Успения Пресвятой Богородицы. История праздника >>>

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен в воспоминание видения в середине 10 в. св. Андреем Богоматери, покрывавшей Своим покрывалом (омофором) христиан во Влахернском храме в Царьграде. Это было воспринято как знак спасения греков от осаждавших их сарацин. Далее: Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. История праздника >>>

Обрезание Господне установлено еще в Ветхом Завете, в Православной Церкви оно стало отмечаться в 4 в-5 вв. Этим праздником утверждается вера в ту истину, что Господь есть Богочеловек. Далее: праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого. История праздника >>>

Праздник Рождества Иоанна Предтечи совершался уже в 4 в. воспоминая святого пророка, предвозвещавшего явление Сына Божия во плоти и удостоившего крестить Его во Иордане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк. Спасенный от смерти, постигшей тысячи младенцев в Вифлееме, он вырос в дикой и бесплодной пустыне, приготовляя себя к великому служению. Своею проповедью он приготовил народ к принятию давно ожидаемого Спасителя – Мессии. Далее: Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. История праздника >>>

В день святых апостолов Петра и Павла они воспоминаются как ученики Спасителя, проповедавшие Его учение. Оба претерпели мученическую смерть в 67 г. за распространение учения Христа и обращение в христианскую веру язычников. Далее: День Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. История праздника >>>

Усекновение главы Иоанна Предтечи отмечается в воспоминание казни святого пророка в 32 г. царем Иродом, обещавшим своей возлюбленной Иродиаде исполнить любое ее желание. В этот день установлен строгий пост во имя прославление великого постника и пустынника, а также поминаются православные воины, пострадавшие за веру и отечество. Далее: Усекновение главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. История праздника >>>

Средние праздники бывают двух видов: одни из них, как и великие праздники, имеют всенощное бдение, а другие только полиелей. К праздникам этого вида присоединяются храмовые праздники в честь мощей местного святого. Последования средних праздников первого вида, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию, потому что на них к праздничному канону прилагается канон Богородице на утрене. В средние праздники второго вида бдение не совершается.

Малые праздники тоже бывают двух видов. Святые, в честь которых совершаются такие праздники, в церковном уставе называются святыми со славословием. В некоторые из этих праздников имеющееся на тот же день последование другого святого поется на повечерии.

Кроме того, праздники подразделяются на общие. которые одинаково торжественно справляются во всех храмах, и местные. которые совершаются с особенной торжественностью только в некоторых местах. Чаще всего такие праздники отмечаются в дни освящения храмов и в воспоминание тех, во имя кого был устроен престол храма, поэтому они называются храмовые или престольные. По особенностям богослужения храмовые праздники принадлежат к разряду средних праздников.

Начало храмовых праздников относится еще к ветхозаветным временам (Исх. ХХ, 34; XXIV. 36; Лев. XVI гл.; и др.). Из новозаветных времен особенно частые свидетельства о храмовых праздниках идут с 4 в.

В России престольный праздник составляет как бы вторую Пасху. Наиболее часто храм освящали в память Спасителя и Пресвятой Богородицы. В 19 веке около трети храмов на Руси было посвящено Богородице и в первую очередь праздникам Успения, Покрова, Благовещения. Почти шестая часть всех храмов посвящалась святителю Николаю – угоднику. В престольный праздник совершается крестный ход с праздничной иконой, хоругвями и т.д. вокруг храма.

Помимо этих праздников Православная Церковь отмечает дни, в которые воспоминаются другие священные события, которые сопровождаются предпразднеством. К ним относятся дни памяти великих святителей, мучеников, преподобных и других святых, например, трех святителей – (30 января/12 февраля) – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого (с 1084 г.); святого Николая Чудотворца (6/19 декабря), которому на Руси с самого начала введения христианства воздавались особые почести, воздвигались в честь его монастыри, храмы, часовни; святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских (11/24 мая), живших в 9 в. (в России этот день отмечается как день славянской письменности); святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь, и многие другие.

Отличительной особенностью православных праздников является обязательное посещение храма. Ранее, по церковному уставу, те прихожане, которые в течение трех воскресений не посещали храм, отлучались от церкви. В праздники священнослужители одеваются в дорогие блестящие одежды. Этим знаменуется та одежда нетленная и бессмертная, в которую облекутся избранные Божии по воскресении из мертвых, тот божественный свет и слава которыми они будут облечены в Царстве Божием. Смотря по высоте праздника, духовенство облачается в светлые одежды, “во весь светлейший сан”, например, на Пасху, а при воспоминаниях менее торжественных – облачается в темные одежды, например, во дни страдания Спасителя. Во дни великой радости богослужение бывает при полном освещении храмов, в другие дни при меньшем свете. Светлым облачением и обилием света в великие праздники церковь выражает радость и благодарность Богу и святым за благодеяния ею воспоминаемые.

Помимо общих принадлежностей праздничного богослужения, включающего иконы, свечи, каждение, поклоны и т.д. особенным является и праздничное пение, соответствующее каждому празднику, включающее пение тропарей, акафистов, кондаков. В дни праздников совершается литургия – богослужение, центральным моментом которого является совершение евхаристии, возношение даров.

Церковные и памятные дни включают дни интронизации и тезоименитства российских патриархов. Дни поминовения усопших также отмечаются торжественно (см. Поминальные дни ).

Источник: proeveryday.ru

Поделитесь статьей в соц. сетях:

2018-2018.ru


Смотрите также