Авторизация

Церковный праздник в финале святок


Святки на Руси: история и традиции, как празднуют

Невероятные факты

Святки начинаются 6 января в Рождественский Сочельник и длятся до Крещения 19 января. 

На Руси всегда являлись главным, самым веселым зимним праздником, посвященным языческому богу Святовиту. 

Две недели Святок относятся к отдыху и веселью.

Читайте также: Гадания на Святки в 2019 году: с зеркалами на суженого, на будущее. Святочные гадания

Святки на Руси история и традиции

Все двенадцать дней праздника никто не брался за работу по вечерам, опасаясь беды. Этот запрет касался абсолютно всех. Считалось, что Бог накажет того, кто продолжает работать в святки.

1.jpg

Если кто-то осмеливался шить одежду или плести лапти, то у них от гнева Божьего мог стать скот кривым, а то и вовсе слепым. А тот, кто игнорировал праздники и продолжал изготавливать предметы быта - грозил оставить скотину без приплода. Тем кто нарушал данный запрет - все деревенское сообщество выказывало сильное неодобрение.

Следующие семь святочных дней считались временем бесов - разгулом для всякой нечисти. Люди полагали, что в этот момент души тех, кто умер - возвращаются, нечистая сила начинает потехи, а ведьмы устраивают шабаш. Согласно поверьям, Бог открыл адовы врата для того, чтобы различная нечисть - бесы и черти, получили возможность отпраздновать великое Рождество.

2 разгул нечисти.jpg

Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. Цель обрядов также состояла и в общении с духами, так как искренне считалось, что благополучие в мире мертвых - для народа означало счастье в мире живых. По поверьям, нечисть проникала в мир живых. Для того, чтобы от нее защититься, люди на окнах и дверях рисовали кресты.

4.jpg

Традиционно, в самые первые дни праздника, необходимо было посещать родных, знакомых, близких и друзей. Нужно было всем дарить подарки, так как этот ритуал - своего рода память о подношениях, которые когда-то были поднесены волхвами.

В Святки обязательно нужно было вспомнить убогих, больных, бедных и любых нуждающихся людей. Необходимо было навещать разные приюты, детские дома и дома престарелых, а также больницы и тюрьмы.

4 посещение убогих нищих.jpg

В прошлые времена, в эти праздники тюрьмы посещали тайно переодетые в простых людей цари, для того, чтобы подать милостыню осужденным.

Верующие должны были обязательно посещать богослужения для прославления Господа, который отправил Иисуса Христа на Землю. Во время праздников каждый уважающий себя христианин обязан был отслужить в церкви хотя бы одну службу.

5 богослужение.jpg

Святки на Руси, как проходят празднования

Православные проводят один из главных обрядов праздничного периода - Святочные колядования, который включает в себя пение благостных песен - колядок, славящих Спасителя и Рождество.

6 коляда.jpg

Целью колядования считалось пожелать всем благосостояния, хорошего урожая и максимального достатка.

Из домов в дома ходили колядующие небольшими группами, как правило детвора, переодетая или ряженая в образы разных животных, кикимор или даже бесов.

6.1 ряженые дети.jpg

Ряженая детвора пела поздравительные колядки, плясала, веселила хозяев, а по окончании требовала угощения, после которых снова плясала, теперь уже в знак благодарности за полученные дары.

А каждая хорошая хозяйка считала своим прямым обязательством одарить ряженых выпечкой, конфетами и другими сладостями. Было принято считать, что от угощения и подарков колядующих напрямую зависел достаток в будущем году.

В ночь на Коляду разжигали костры, которые горели все 12 дней. С высокой горы было принято пускать вниз горящее колесо, которое символизировало уходящий год со всеми его неприятностями и невзгодами.

7 костры.jpg

В домах отгадывала загадки, пела песни и плясала ряженая молодежь, главной задачей которой являлось приманить удачу и избежать неурожая. Многие песни исполнялись под действия, которые изображали земледельческие работы.

В праздники девушки по обыкновению гадали на будущего мужа и на ожидающую их судьбу. Для этого они горстями кидали снег, и по его звуку определяли характер своего суженого. Могли определить возраст жениха, а также определяли его имя.

8 гадания.jpg

Святочные гадания проходили две недели, но самыми значимыми гаданиями считались те, которые приходились в ночь перед Рождеством и в канун Крещения.

Особое место было отведено приметам, по которым пытались определить достаток в хозяйстве и угадать погоду в течение всего предстоящего года.

Угощения на Святки

9 угощения.jpg

У православных христиан святочные угощения считалась больше символом праздника, чем насыщением. К столам подавались пироги и разные пряники, традиционная кутья, которая по обычаю состояла из зерна и меда. В домах побогаче люди могли себе позволить приготовление кутьи с добавлением орехов и даже изюма.

На столы подавался также узвар - популярный напиток, в состав которого входили мед и сухофрукты.

Традиционно в святочные праздники пекли блины, которые являлись символом тепла, света и Солнца. Готовили разные печенья из пресного теста, которое называлось колядками.

5.jpg

Символом благосостояния и будущего удачного урожая считался жареный поросенок, которому люди особо отдавали свое предпочтение. Подавали поросенка на столы непосредственно в Рождество. В святочные праздники также употреблялись и остальные особые деликатесы из мяса: гуси, куры, дичь и баранина.

После того, как гуляния подходили к концу, 19 января все приходили к замершим водоемам и окунались в освященный прорубь крестообразной формы, украшенный разноцветными лентами и разными формами из дерева, для того, чтобы смыть и очиститься от всех своих грехов, от которых людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне - символ очищения и возвращения порядка.

12 крещение.jpg

Святки

Святки —  основной зимний праздник на Руси. Святки,  святые дни —  две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси.  В Святки,  никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

До принятия христианства Святки были торжеством  Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога ).  По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» — души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.

Гадания,  сопутствовавшие языческим Святкам, сохранились до сих пор

В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо.  Молодежь,  разодетая в новые рубахи,  собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась.  Ряженье служит символом обновления природы.  По домам,  в вечернее время  и  по ночам,  ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году,  достаток семьи в будущем году,   считалось,  напрямую зависел от степени одарения колядующих. Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности — насколько опасно занятие гаданием для православного.  И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза.  Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни.   Было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки.

Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник — канун Рождества — выпекали из теста «козульки» («коровки») — печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки…  Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота.  Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

  Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу.  Своеобразным испытанием готовности к браку,  было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться. 

Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется

Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

«С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз»

Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках. Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Лучшие исторические фестивали России

Рождество Христово и Святки в 2019 году

Что такое рождественские святки? Какого они числа в 2019 году? Как праздновали святки на Руси? Какие были традиции? Читайте об этом в нашей статье!

Святки в 2019 году

Святки начинаются сразу после празднования Рождества Христова.

  • Даты в 2019 году: с 7 по 17 января.
  • Даты в 2020 году: с 7 по 17 января.
  • Даты в 2021 году: с 7 по 17 января.
  • Даты в 2022 году: с 7 по 17 января.

Что такое святки?

С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?

Святки

Сколько лет святкам?

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Читайте также – Фильмы про Рождество, мультфильмы про Рождество

Святки на Руси. О традиции празднования святок

Хулиганство, освященное традицией

Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник. Разумеется, Сочельник — день строгого поста, поэтому любые празднества исключаются. Однако именно в Сочельник положено готовить специальную, святочную еду — кутью (ячменную кашу с медом и изюмом), вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды. Обязательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами.

Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.

Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами » . Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.

Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Читайте также – Рождество Христово — история праздника, традиции и обычаи, иконы, песнопения, проповеди

Продолжение следует

История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I . «Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», — рассказывают сотрудники Русского этнографического музея.

После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», — гласит императорская грамота. Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.

После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.

Сейчас народные празднества и гуляния поддерживаются на федеральном уровне. В прошлом году, например, в святочном веселье принял участие сам президент Российской Федерации. Мы снова осознаем святки как особое время в году, когда хочется сугубо славить пришедшего в мир Богомладенца.

Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику — наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика. Теперь же взрослые стали слишком «взрослыми», слишком занятыми и уставшими.

Что же делать, возразят мне, не устраивать же гадания на манер пушкинских героинь. Разумеется, нет. Святочные гадания — это отнюдь не баловство, они по сути ничем не отличаются от гаданий в любое другое время года. А свое отношение к гаданиям и прочей магии Церковь определила еще в первые века христианства. Но ведь есть масса других святочных обычаев, делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них? В Коломне, например, нашлись энтузиасты — артисты фольклорного театра «Пилимгрим», сумевшие организовать настоящие городские святочные гуляния. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам старой Коломны. Сначала к ним присоединились ученики коломенских воскресных школ, потом — прихожане близлежащих храмов. А в 2008 году в таком колядовании участвовало уже несколько сотен взрослых и детей. «Несмотря на массовость нашего мероприятия, сладостей, которые выносил народ, хватило на всех», — говорит руководитель тетра Олег Гаврилин. Он уверен, что древняя традиция со временем непременно возродится по всей стране: «В девяностые, когда мы ходили колядовать по многоквартирным домам, многие не открывали двери, ругались, даже грозились милицию позвать. Народ не знал, что такое святки. А теперь, представьте себе, те же самые люди заранее и с радостью готовятся к нашим посещениям, пекут пироги, закупают конфеты».

Толпу колядующих можно встретить не только в Коломне. Еще один пример — обычный многоэтажный московский дом, в котором я живу. Каждый год на святки соседские дети собираются в квартире 1 (чтобы всем было удобно) и под руководством взрослых идут с мешком по всем этажам — петь песни. Это уже стало доброй традицией. Жители дома ждут звонкоголосых гостей, заранее покупают подарки, игрушки. Детей от двух до двенадцати лет собирается много, иногда человек двадцать, и потом они неделями доедают конфеты и пироги, полученные от гостеприимных соседей. Почему бы вам не попробовать организовать что-то похожее там, где живете вы? Поверьте, ничто так не поднимает настроение, как два десятка веселых и беззубых малышей, нестройно орущих что-то поздравительное.

Серафим ОРЕХАНОВ

Что такое Святки? Традиции празднования

Святками называется двенадцатидневный период между праздником Рождества Христова и праздником Крещения Господнего. До сегодняшнего дня сохранилось много традиций веселого празднования: колядки, игры, походы в гости. По церковному уставу этот период считается «сплошным», то есть без постных дней. Закончатся Святки 18 января Крещенским Сочельником.

Считается, что праздничный период получил такое наименование в честь того, что все двенадцать дней были освящены великим событием Рождества Христова. Либо, по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа.

По фильмам и литературным произведениям нам достаточно хорошо знакомы описания святочных обрядов — вспоминаются катания на санях и весёлые румяные лица. Отражение святочных традиций оставили след и в русском фольклоре.

Театрализованное представление в честь Святок. Фото: www.russianlook.com

Изначально народные корни святочных традиций отсылают ещё к языческим временам (во время зимнего солнцеворота древние славяне проводили обряды-заклинания об урожае, приплоде скота, гадания). Но христианская традиция празднования Святок также известна с древности. Обратим внимание, что гадания Церковь порицает. С пришествием христианства Святки начали наполняться новым смыслом.

Святки упоминают ещё церковные уставы VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака). Историки религии говорят, что даже в IV веке греческие христиане веселились и праздновали две недели после Рождества. Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключённых. В Византии стало обычаем на Святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о Святках как об особом послерождественском торжестве можно встретить у Григория Нисского и Ефрема Сирина.

Со временем Святки окончательно стали периодом, когда народ сугубо славит Рождество Христово. Кстати, сам обычай дарить подарки на Святках восходит своими корнями к событиям Вифлеемской ночи, когда волхвы принесли в дар новорождённому Иисусу золото, ладан и смирну.

Что делали христиане на Святки? Существовала традиция помогать бедным и немощным, обмениваться подарками. Хозяйки накрывали столы, готовили вкусные угощения. Молодёжь и дети занимались колядованием, или славлением, — наряжались и приходили в гости к односельчанам с большой самодельной рождественской звездой. Они распевали церковные песнопения — тропарь и кондак праздника, а также колядки — духовные песенки, посвящённые Рождеству.

Празднование Святок. Фото: www.russianlook.com

Окончание святочного периода ознаменовывало Крещение с традиционным купанием в проруби.

Сейчас в дни Святок традиционно проводятся концерты духовной музыки. Эта традиция была прервана с приходом к власти большевиков и восстановлена уже в постсоветское время.

Кроме того, проводятся благотворительные Патриаршие ёлки для детей и воспитанников воскресных школ, устраиваются детские фестивали и праздничные вечера.

Материал впервые опубликован 7 января 2013 года

Смотрите также:

Начались Святки: История праздника, традиции и гадания

Одними из самых любимых и весёлых праздников на Руси издавна считаются Святки. История праздника зародилась еще в V веке и он был посвящен Рождеству Христа, Крещению Христа в реке Иордан и поклонению волхвов. Так между Рождеством и Крещением было официально установлено 12 праздничных дней. Согласно церковному уставу в эти дни запрещалось совершать таинство брака, нельзя было наряжаться в кумирские одеяния, устраивать на улицах пляски, игрища и петь песни. Однако в многочисленных российских регионах народ нарушал святость этих дней гаданиями и различными другими языческими обычаями. Сегодня разные церковные поместья называют эти 12 праздничных дней по-разному — Рождественские дни, Святки, Святые дни. Значение слова «Святки» в православии — 12 святых дней, которые празднуются между Рождеством и Крещением.

Традиции Рождественских Святок [vc_row] [vc_column] [vc_message message_box_style=»3d» message_box_color=»grey»] По традиции на Святки принято было ходить в гости к близким и знакомым, дарить подарки, угощать детей сладостями. В эти дни заботились о бедных, подавали милостыню нуждающимся, дарили подарки для детских домов, приютов и тюрем. Иногда даже цари переодевались в простолюдинов и ходили в тюрьмы, чтобы дать заключенным милостыню.

Особенное значение на Святочные торжества имела семейная трапеза. Количество приготовленных блюд обязательно было нечетным. Среди святочных угощений на столах присутствовали такие блюда, как блины, маковники, сбитни, овсяные кисели, шарики из сладких крошек.

Главной традицией святок была и остаётся кутья (сочиво). В переводе с греческого языка «кутья» значит «вареная пшеница». Настоящую кутью принято было готовить из пшеницы, в которую добавлялись мак, грецкие орехи, мёд, изюм. Считалось, что от того, насколько вкусной получится кутья, будет зависеть благополучие всего года.

Сегодня кутья готовится из риса, овса или перловки. В настоящее время специально для Рождественской кутьи в магазинах продают шлифованную пшеницу. Современные хозяйки украшают это праздничное блюдо цукатами, мармеладом или фруктами.

В старину на Руси в первый день святок люди разжигали костры, пламя которых поддерживалось на протяжение все двенадцати дней празднования. Принято было подниматься на холм и спускать с него горящее колесо, символизирующее уход старого года. Люди считали, что вместе с горящим колесом в старый год уходили все невзгоды и неприятности.

В настоящее время Рождественские святки и их прекрасные традиции соблюдаются и современными славянами. Так, например, до наших дней сохранилась традиция коляды. Колядующие наряжаются в костюмы, ходят по домам, поют хозяевам колядки и поздравляют с Рождеством. Хозяева же дарят колядующим сладости или деньги. Как правило, сладостями угощаются дети, которые приходят колядовать к своим крёстным, родственникам или близким знакомым. Для этого накануне детишки усердно учат колядки. Взрослых же приглашают за стол, угощают выпивкой и закуской, после чего колядующие отправляются в следующие дома. Считается, что чем больше колядующих посетило дом, тем благополучнее выдастся следующий год.

Утром, на Старый новый год в каждый дом должен войти посевальщик — мужчина, который поёт засевальные колядки и разбрасывает при этом по всему дому зерно. В этот день женщина не должна входить в дом первой, поскольку считается, что она может принести несчастье или неприятности. Поэтому женщинам разрешается входить только после мужчины. Зерно же, которое было разбросано посевальщиками, нельзя убирать в течение нескольких дней.

В последние Святочные дни люди готовились к Крещению. Это большой двунадесятый праздник, в канун которого лучшими деревенскими мастерами прорубалась крестообразная прорубь в замёрзшем водоёме. Прорубь украшалась ледяными кристаллами, узорами из дерева или лентами. После этого в день Крещения люди окунались в этой проруби, смывая, таким образом, со своего тела грехи и болезни. Считается, что в Крещение на Землю опускается Божья Благодать, отчего вся вода становится священной.

Конец Рождественских святок, 19 января — это день, когда люди идут в церковь святить воду. Эта вода называется Крещенской и хранится как святыня целый год.

[/vc_message] [/vc_column] [/vc_row] Как и когда праздновать Святки?

[vc_row] [vc_column] [vc_message message_box_style=»3d» message_box_color=»grey»] Сегодня, как и раньше, люди празднуют Святки в январе. Однако празднования происходят несколько по-другому, чем это было много лет назад. Старые традиции забываются, а ведь к праздничному столу можно приготовить и кутью, которая привнесёт в дом особенную, волшебную атмосферу настоящего Рождественского праздника.

Многие люди перед праздниками готовят специальные новогодние венки, которые крепятся к входной двери, придавая жилищу праздничное настроение. Вообще Святки ассоциируются с елью, свечами, колядками, кутьёй, мандаринами, мигающими гирляндами, снегом и, конечно же, подарками. Со Святками заканчивается пост и начинаются праздники.

В Рождественскую ночь, с появлением в небе первой звезды, людям, которые постились, разрешается есть любые блюда. Поэтому к празднику всегда стараются приготовить много вкусных разнообразных кушаний. Как правило, на Рождественских столах присутствует мясо, рыба, колбасы, различные сладости и десерты. Современные люди зачастую связывают Святки с выпивкой и едой. Как праздновать эти дни, каждый решает самостоятельно, но всё же следует знать, что считается необходимым в какой-либо из них посетить церковную службу.

Среди двенадцати Святочных дней довольно много церковных праздников: 7 января — Рождество. 8 января — день Пресвятой Богородицы. 14 января — обрезание Господне и день святого Василия Великого. 15 января — Серафима Саровского. 16 января — день памяти пророка Малахии. 17 января — день собора 70 апостолов. 19 января — Крещение.

[/vc_message] [/vc_column] [/vc_row] Гадания на Святки

[vc_row] [vc_column] [vc_message message_box_style=»3d» message_box_color=»grey»] Очень любят Святки незамужние девушки, которые с нетерпением ждут этих дней, чтобы погадать на суженого. Гадания на Святки начинаются ночью 6 января и продолжаются до Крещения. Однако наиболее благоприятными днями для гаданий считаются Рождественский, Васильевский (под Старый новый год) и Крещенские вечера, поскольку в это время наблюдается особая активность нечистой силы и душ покойников. Рождественские гадания, по мнению многих экстрасенсов, являются самыми результативными.

Гадание с домовым Считается, что в каждом доме обитает «свой» домовой. Для этого гадания следует в Рождественские Святки налить в блюдце молоко и поставить его у порога. Кусочек восковой свечи растапливается и выливается в блюдце, одновременно приглашая домового попить молока и поесть воска. После по получившимся фигуркам из застывшего в молоке воска девушки судят о своём будущем: Наличие в миске множества мелких восковых капелек вокруг основной большой фигурки говорят о том, что девушка будет жить богато. Чем меньше таких капелек, тем меньше денег у неё будет. Большие фигурки извлекаются из молока, внимательно рассматриваются и на основе своего воображения определяется, на что похожа фигурка.

Гадание с обувью Если сравнивать это гадание с некоторым другими, то можно назвать его одним из наиболее простых и безопасных. С помощью такого гадания девушка сможет узнать, в какой стороне живёт её суженый. Для этого нужно выйти за ворота, снять с левой ноги сапог и бросить его через забор. После этого девушки смотрят, в какую сторону повернулся носок сапога после падения. Если носок повёрнут к гадающей, то в этом году замуж она не выйдет. Направление носка сапога указывает в ту сторону, откуда следует ждать любимого.

Гадание по имени Девушки в полночь в зимние Святки выходят на оживлённый перекрёсток и спрашивают имя первого встретившегося прохожего мужчины. Как зовут прохожего, так и будут звать будущего возлюбленного девушки.

Гадание с носком В ночь перед Рождеством, Старым новым годом или Крещением девушка ложится спать, одев на левую ногу носок. При этом нужно сказать: «Суженый-ряженый, приходи сегодня ночью меня разувать». Кто во сне придёт к девушке, за того она и выйдет замуж. Конечно, не стоит рассчитывать на стопроцентный результат гаданий, ведь это всего лишь часть Святочных традиций и повод для молодёжи как следует повеселиться!

[/vc_message] [/vc_column] [/vc_row]

Святочные гуляния: как правильно прожить Святки, какие праздники приходятся на это время, что одобрено Церковью

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, – о святочных гуляниях и святочном народном веселии. Что одобрено Церковью и полезно человеку? Как правильно прожить этот период?

– Отче, что такое Святки?

–  Святки – это период от Рождества Христова до Крещения. Рождество Христово открыло для всех людей возможность начать новую жизнь: без обид, обмана, ненависти и войн, а на основании добродетелей веры, надежды, любви, кротости, смирения, мира. Не случайно при Рождении Спасителя святые Ангелы пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2:14). При Крещении Господа были отчетливо явлены все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Который возгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», Сын, принимавший крещение от Иоанна, и Дух Святой, Который в виде голубя сходил на крестящегося Иисуса (см.: Мф. 3:16–17).

Эти два события в жизни Христа Спасителя напрямую относятся ко всем нам, христианам. Мы тоже телесно рождаемся от родителей, а затем принимаем Таинство Крещения, после которого призваны начать новую духовную жизнь по заповедям Божиим. Соответственно, в святочные дни мы должны сердечно проникнуться этими важными евангельскими событиями и стараться строить свою жизнь по образу единства Лиц Пресвятой Троицы, то есть стремиться к единству с Богом, ближними и самим собою, преодолевать разделяющий нас грех, который терроризирует все человечество.

– Отче, Вы сказали, что крещеные призваны начать новую жизнь, но в реальности не так много людей после принятия Таинства Крещения ходят в храм и живут по-христиански. Таких – единицы. Может, в Церкви что-то сейчас не так делают? Возможно, надо строже готовиться к Таинству?

–  В праздники стараются не говорить о проблемах. Но если мы затронули вопрос Крещения, основополагающего Таинства в жизни христианина, то все-таки стоит отметить следующее.Как всем хорошо известно, в древности, в отличие от нашего времени, к Таинству Крещения тщательно готовились. Подготовка могла продолжаться год и более. Сохранились огласительные (катехизические) беседы святителей Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоустого и др. отцов Церкви с теми, кто готовился ко Крещению. Затем для них устраивался экзамен, который принимал сам епископ, и лишь после этого совершалось Таинство. Обычно это происходило в канун праздника Крещения, в Крещенский сочельник или в канун праздника Пасхи, в Великую Субботу, во время чтения паремий. О том, что когда-то было именно так, напоминает нам прокимен, который поется  в эти дни: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Такой обычай крещения, по всей видимости, просуществовал относительно недолго. Связано это было с тем, что постепенно в широкую практику стало входить крещение младенцев, которых нельзя было в силу их возраста катехизировать. Обязанность научать крещеных детей основным истинам веры теперь ложилась на плечи родителей и крестных. Проблема ныне лишь в том, что большинство людей (после долгих лет атеистического и современного равнодушного к Истине воспитания) совсем слабо ориентируются в духовной жизни, не читают Евангелие, не знают молитв, ограничиваясь чтением «Отче наш».

Сегодня очень важно открывать для детей и взрослых воскресные школы или катехизаторские курсы. Знаю, что такие школы и курсы успешно работают в многих киевских приходах и у нас при Киевской духовной академии. Следует всем, кто крестит своих детей, настоятельно рекомендовать посещать такие курсы. Нужно печатать специальные буклеты с краткой справочной информацией об основных темах, месте и времени проведения занятий и раздавать сразу после Крещения родителям и крестным. Иначе происходит полная профанация этого святого Таинства. Мы крестим людей и больше никогда в храме их не видим, а они ведут совсем не христианский образ жизни.

Тем не менее душа каждого человека по природе христианка и она невольно тянется к постижению духовных основ бытия. Если мы, православные христиане, не учим крещеных основным истинам вероучения, то они попадают в ловко расставленные сети раскольников и сектантов или склоняются в язычество под видом христианства. Например, в святые Рождественские дни многие увлекаются так называемыми святочными гаданиями, некоторые впадают в беспробудное пьянство, но это никак не согласуется с основами православной веры.

– Как правильно прожить этот период? Как провести Святки?

– На первом месте должно быть богослужение. На Рождество Христово, 7 января, или в канун праздника желательно очистить свою душу на Исповеди от вольных и невольных грехов и причаститься Святых Христовых Таин. 6 января – строгий пост. Многие благочестивые христиане стараются в этот день не вкушать пищу до появления на небе первой звезды. В храме желательно быть также 8 января – на Собор Пресвятой Богородицы и 9 января – в день памяти святого первомученика  архидиакона Стефана. 14 января отмечаем три праздника – это старый Новый год, Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. В этот день также все христиане стараются быть на богослужении. 15 января – преподобного Серафима Саровского, которому принадлежат слова, ставшие крылатыми: «Стяжи дух мирный – и вокруг тебя спасутся тысячи». 18 января – Крещенский сочельник. Это день строгого поста, в который пищу вкушают лишь после Великого освящения воды. И наконец, 19 января – праздник Крещения Господня, или Богоявления, когда служится Божественная литургия и снова, обычно на реках, если такие есть поблизости, совершается Великое освящение воды. В некоторых городах и селах существует традиция в этот день трижды с верою и пением тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе Господи…» окунаться в ледяной проруби. Приходские священники обычно в этот день начинают обход всех сельских домов, окропляя их святой водой. 20 января – Собор святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, который сподобился крестить Спасителя на реке Иордан. Этим праздником святочные дни завершаются.

– Расскажите, пожалуйста, о святочных гуляниях, святочном народном веселии. Что одобрено Церковью и полезно человеку? Какова традиция празднования?

– Кроме богослужений, неотъемлемой частью святок являются колядки, которые поют дети и взрослые. Это «Щедрий вечір тобі», «Нова радість стала», «Бог Предвічний», «Небо і земля», «Дивная новина» и др. Есть колядки, где кратко описывается почти вся библейская история от сотворения Адама до Рождества Христова, которые в Карпатских горах под гуцульский национальный инструмент трембиту поют под окном каждой сельской хаты. Пение такой колядки в сопровождении так называемого березы (головщика) может продолжаться 15 минут и более. Все чаще ныне колядники стараются одеваться в красочные национальные костюмы. По доброму обычаю каждый хозяин дома одаривает колядников щедрым вознаграждением. Взрослые колядники зачастую отдают эти деньги на развитие приходского храма, а дети могут купить какие-то нужные им вещи. 

Но, пожалуй, самое важное в эти Святочные дни – общение со своими родными и близкими. Обычно дети стараются навестить своих родителей, родственников, друзей и поделиться с ними радостью праздника, помириться с ними, если держали обиду. Таким образом, в период Святок все стремятся буквально исполнить заповедь Божию: «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 19:2; Лев. 11:44; 1 Пет. 1:16).

Записала Наталья Горошкова


Смотрите также