Авторизация

Чему посвящена пасха


Пасха 2019 — Воскресение Xристово

Какого числа Пасха в 2019 году? Дата Пасхи в 2019 года. Календарь Пасхи 2019

Пасха в 2019 году! Всю информацию о Пасхе вы найдете в списке статей, опубликованных на этой странице: дата в 2019 году, поздравления, богослужение, история, традиции и многое другое!

Дата празднования Воскресения Христова в 2019 году выпадает на 28 апреля. Что мы знаем о традициях Пасхи? Правильно ли понимаем значение праздника? Ведь иудеи тоже празднуют Пасху. Мы помним события Ветхого Завета, книги Исход: освобождение от рабства, исход из Египта, поражение египетских первенцев – единственное, что смогло остановить жестокость по отношению к рабам… Кровь агнца, которой помазали косяки иудеи, спасла их детей.

Христос – Агнец Божий, Принявший грехи мира. Его кровью спаслись мы, люди Нового Завета. Отличать народные традиции и обычаи от обычаев Церкви – важно, если мы хотим называться христианами. Смысл праздника в освобождении от духовного рабства. От власти смерти и греха. Сын Божий пришел на место традиционной пасхальной жертвы. Принял страдание и смерть, чтобы приготовить нам путь на Небо, в Царство Небесного Отца.

“Христос Воскресе!” – “Воистину Воскресе!” – На Светлой Седмице мы будем часто слышать эти слова, означающие, что вера наша не тщетна. Но празднование Воскресения Христова продлится еще 40 дней. Мы уже пережили Страстную седмицу. Для христиан страшные события Великой Пятницы, осуждение Христа на смерть, это – не просто воспоминание об истории давно минувших дней. Вместе с Ним мы должны мысленно взойти на Крест, понять, что мы куплены дорогой ценой.

Но вот заканчивается Великий пост и в утешение нам дается великая радость, Праздник Праздников – Воскресение Христово. Из наших материалов вы узнаете:

  • истинный смысл Пасхального богослужения и традиций Пасхи.
  • Прочитаете о рецептах кулича и о том, почему на Пасху принято красить яйца.
  • О торжественных и радостных днях Светлой седмицы расскажут священники, а о чудесных историях, связанных с этим праздником, – миряне.

Смертью смерть поправ, Господь спас и нас от смерти. Христос Воскресе!

Пасха

Немногие задумываясь о том, отчего, радуясь торжеству Воскресения Христова, люди именуют праздник словом “Пасха”. История самого большого в христианстве праздника начинается за несколько веков до рождения Христа. Праздник имеет глубокие и древние традиции, которые не каждый человек знает. Понимание того, как связано Воскресение с Пасхой, поможет осознать истинную сущность торжества, приобщиться к светлой радости праздника.

События, изменившие историю человечества произошли больше двух тысячелетий назад. Произошедшему посвящена честь радостного празднования Воскресения Христа, признанного величайшим торжеством, основой христианства. Познать историю, традиции, символику самого большого праздника должен каждый православный.

Что за праздник Пасха?

Христово Воскресение, которое отмечается на Пасху, считается основой основ христианства. Праздник “Пасха” – чистый источник никогда не умолкающего ликования, бесконечной радости, в этот день празднуется воскрешение Иисуса Христа. Сын Божий творил чудеса на Земле, помогал, исцелял, учил, воскрешал из мертвых, а жестокие люди, не ценящие и не понимающие, кто он на самом деле, распяли его на Голгофе. Истинно верующие глубоко уверены, что воплотившись, Божий Сын принял смерть за грехи наши, сам Христос был безгрешен, а затем воскрес для вечной жизни человечества.

Иисус въехал в Иерусалим всего за шесть суток до иудейской Пасхи. Его прибытия ждали евреи, уверенные, что он возглавит борьбу против римлян-захватчиков или избавит город от них мирным путем, проявив Божественную силу. Ждал его и правитель Понтий Пилат, опасающийся националистических волнений.

Он заведомо знал, что один из 12 учеников предаст его (Это будет Иуда). Иуда подошёл к первосвященникам и сказал: “Что вы мне можете дать за предательство Христа?”. Они ему ответили: “30 серебренников”. После прибытия в город днём Иисус объяснял своё учение в храме, куда с раннего утра приходили люди, ночь проводил на Масличной горе. Иуда пошел к администрации и сообщил, что Мессия будет на день раньше вкушать пасху. Такой удобный случай арестовать его без шума правители города упускать не хотели. Вечером на Тайном Вечере, последней своей пасхальной трапезе. Вкушая свою последнюю пасхальную трапезу, он утвердил таинство Евхаристии. На утро подошёл Иуда со стражей и сказал им: “Кого я поцелую и есть Христос.” Стражники, схватили Иисуса, в пятницу привели его на суд к Понтию Пилату. Несколько дней лжесвидетели не могли ничего найти на сына Божьего, но пришёл один и сказал: “Он может разрушить храм Божий и построить его за 3 дня.” В этом его и обвинили, не поверили в божественную силу Господа.

В пятницу сына Божьего распяли на Кресте между двумя преступниками на виду у плачущих и равнодушных, встревоженных и глумящихся людей. Умер Иисус в канун иудейской Пасхи и был похоронен в пещере. В субботу наступила великая скорбная тишина.

В воскресенье произошло самое важное в истории мира событие. Жены-мироносицы, пришедшие к пещере, в которой покоилось земное тело Божьего Сына, не нашли его там. Появившиеся ангелы объявили, что Иисус воскрес. Об этом великом событии и вспоминают люди в пасхальные дни, сообщая, что Христос Воскрес. В светской среде принято считать праздничной только одну неделю после Пасхи. На самой деле пасхальными днями считаются 40 суток, в течение которых Сын Божий был на земле перед тем, как вознестись на небо.

Древняя история Пасхи: с каких времен начинается

Многие по незнанию упрощают смысл торжества, не вдаваясь в историю. Только некоторые задумываются над вопросами:

Почему мы радуемся возгласу “Христос Воскресе!”, торжество же именуем названием “Пасха”?

Откуда появилась вся атрибутика торжества – крестный ход, взаимные приветствия, определенные кушанья, символика.

Пасхой называется ветхозаветный праздник, отмечаемый за несколько веков до рождения Иисуса и имеющий раньше совершенно другой смысл.

В библейском исходе рассказывается история евреев – народа, угнетаемого египетскими фараонами на протяжении веков. Правители не желали отпускать на свободу народ, строивший ему города. За это наделенный полномочиями от Бога пророк Моисей неоднократно обрушивал на Египет наказания, и только десятое из них подействовало. Им стало поражение всех первенцев – у людей и домашних животных. Казнь миновала еврейских младенцев – их жилища были заранее помечены кровью агнца (козленка или ягненка). Сами животные были съедены.

Испуганный фараон отпустил евреев, египтяне прогнали их в большой спешке. Совершился еврейский исход из египетских земель. Пришедшаяся на это время Пасха стала памятным торжеством, напоминающим об исходе. История иудейского праздника подчеркивается специальными молитвами, обедом, составленным из сладких салатов, мяса агнцев, трав с горьким вкусом. Такой обед ассоциируется с бесконечной горечью ига долгого рабства, сладостью свободы. Символом быстрых сборов стал пресный хлеб – тесту не хватило времени закиснуть.

Совет. Обязательно сходите на исповедь в Церковь!

Ночь исхода была началом отдельной истории народа евреев. От духовного же порабощения освободить евреев должен Мессия, которого иудеи ждут до сих пор каждую пасхальную ночь. Пасха давно преобразилась, стала истинно православным праздником, получившим иной смысл благодаря Воскресению Иисуса. К истинно верующим пришел Мессия-Христос, чтобы освободить их от духовного рабства. Он стал надеждой на вечную жизнь всего человечества.

Пасха или Светлое Христово Воскресенье

Иисус участвовал в ожидающей Пасхе иудеев, завершил ее выполнением и упразднил. Изменились отношения между людьми и Господом. Преходящий союз Господа с единственным народом стал “ветхим”, то есть устаревшим. Иисус заменил его вековечным союзом, заключенным Господом с человечеством. На Тайной Вечере, своей предсмертной Пасхе, Христос-Мессия совершает поступки и говорит фразы, изменяющие смысл торжества.

Иисус занял место Спасителя для духовного освобождения человечества однажды и навсегда. В действие Иисус вводит Евхаристию – другую пасхальную трапезу. Ученикам-апостолам о своей смерти он сообщает как о новом жертвоприношении.

Отличия и сходство ветхозаветной Пасхи от новозаветной можно выразить следующими утверждениями:

1. Еврейских младенцев спасла кровь агнца животного происхождения. Новых первенцев, христиан, искупила кровь Сына Божьева, пролитая на Кресте.

2. Евреи чудесным образом освободились от рабства, перейдя Красное море. Теперь от власти дьявола, цепей греха людей освобождает крещение водой.

3. Иудеи получили закон от Бога, заключив с ним союз (Завет) на 50-й день после ухода из Египта. Святой Дух сошел на 50-е сутки после прошедшей Пасхи, положив основу для Нового Завета.

4. Иудеи страдали, странствуя по пустыне 40 лет, претерпевая различные беды, которые укрепили их в вере. Христиане живут среди испытаний, которые должны с достоинством переносить.

5. Иудеям Бог послал манну, которую те ели во время горестных странствий по пустыне. Христиане вкушают Кровь, Тело Христовы, получаемые на Литургии.

6. Евреи пришли в обещанную их отцам землю Израильскую. Верующие христиане обретают Царство Небесное, в котором обитает правда.

7. Иудеи, глядя на водруженного змия из металла, спасались от укусов этих пресмыкающихся. Христиане избавляются от дьявола, духовного змия силой Креста.

Глубокая связь между Пасхами, отмена ветхой и появление новой делают понятными причины, отчего торжество Его Воскресения называется ветхозаветным наименованием. Апостол Павел утверждал, что христианская Пасха – Иисус, предназначенный в искупительную жертву.

Торжество Воскресения стало завершением Божественной идеи возрождения погрязших в грехе людей в их первоначальной сущности. Произошло спасение человечества. Если в период ветхозаветных пасхальных дней отмечается спасение первенцев иудеев, то новая Пасха – праздник дара вечной жизни человеку. Переоценить важность и масштаб такого торжества трудно.

(Пока оценок нет) Загрузка...

Пасха - история и традиции праздника

Главная » Развлечения и отдых » Праздники общие Пасха — главный праздник христианской православной религии, и посвящен он воскресению Иисуса Христа из мертвых. Праздник этот символизирует победу вечной жизни над земной смертью, в раннем христианстве богослужения, посвященные смерти Иисуса, совершались как Пасха страданий, она же Тайная Вечеря. Пасха стала первым праздником у христиан, в котором равно сочетаются обоснования богослужебного устава Церкви и вероучительная часть христианской религии. В основу праздника положены следующие события, как их трактует церковная литература: «Первым днем недели женщины-мироносицы пришли к гробу Господню, намереваясь совершить помазание тела священным миром, как это полагалось по обычаям Иудеи. Но камень, закрывающий вход в гробницу, был отвален, а на нем сидел Ангел Господень, который и поведал женщинам о чуде Воскресения. За неделю до Пасхи начинается Страстная седмица (Страстная неделя), в ходе которой выполняется мирская и религиозная подготовка к празднованию Воскресения Господня. Страстной неделе предшествует Великий пост, длительностью в 40 дней. Пост этот начинается сразу после празднования Масленицы. Многие верующие люди, полагающие необходимым соблюсти установления поста, но не имеющие возможности делать это в течение всех 40 дней, ограничиваются строгим постом в Страстную Седмицу.

В Чистый четверг, последний четверг перед Пасхой, хозяйки заканчивают все «суетные» мирские дела и начинают приготовления к празднованию Пасхи. Эти приготовления включают в себя особенные пасхальные блюда — куличи, творожные пасхи, крашеные в яркие цвета вареные вкрутую яйца и пр. Традиционный цвет пасхальных яиц — красный, связана эта традиция с первыми празднованиями Воскресения Господня, когда император Тиберий выразил свое недоверие к воскрешению словами «мертвые не воскресают, так и яйцо это из белого красным не станет». Надо ли говорить, что яйцо покраснело в тот же миг... Красный цвет в принципе считается священным цветом праздника Воскресения Господня, так как знаменует собой и радость, и священную кровь, пролитую Иисусом Христом, сыном Божьим, на кресте.

В канун наступления Пасхи, ровно в 23 часа, во всех православных церквях начинают служить специальную предпасхальную службу, именуемую «Полунощница Великой субботы». После службы колокольный благовест символизирует начало крестного пасхального хода.

Все пришедшие в храм, вслед за священнослужителем, выходят на церковное подворье, держа в руках зажженные свечи. Вереницей они обходят храм, в это время мерное звучание благовеста сменяется пасхальным перезвоном больших и маленьких колоколов. Этот перезвон затихает по мере того, как процессия возвращается к дверям храма; в этот момент двери каждого православного храма воплощают собой те самые двери в пещеру с телом Христовым. Затем звучит тропарь, открывается притвор храма и священнослужитель, ведущий пасхальную службу, возглашает «Христос Воскресе!». Начинается первая пасхальная заутреня. По ее окончании православные могут начинать разговление — есть праздничные куличи, пасхи, яйца и прочее, до сего момента запрещенное правилами Великого Поста.

Пасхальные праздники длятся в течение семи дней, недели, именуемой Светлая Седмица. По христианским традициям, эта неделя посвящена празднованию и радости, считается уместным и правильным в эти дни делиться своим имуществом и праздничной пищей, ходить в гости к членам семьи, дальним и близким родственникам, друзьям. Верующие христиане обмениваются троекратными поцелуями, приговаривая традиционное для этого времени приветствие «Христос Воскрес — Воистину Воскрес», дарят другу пасхальные угощения и небольшие подарки.

Дата празднования священного праздника Пасхи устанавливается в зависимости от лунно-солнечного календаря, так что точной привязки к определенным датам у Пасхальной недели нет. В году 2014 Пасхальное воскресенье приходится на конец апреля, 20-е число. Первоначально Пасха также праздновалась в месяце нисане, соответствующем современному апрелю, в ночь полнолуния. Праздник Пасхи приурочен к первому воскресенью, отсчитываемому после весеннего полнолуния, наступающего не ранее, чем после дня весеннего равноденствия. Этот день, как известно, приходится на 21 марта. Даты празднования Пасхи в разные годы приходятся на различное время, но общий период возможной даты определяется временем с 4 апреля по 8 мая. Категорическим условием для христианской церкви стало назначение пасхальных дат следующими за празднованием иудейского праздника Песах. Праздник этот считается предшественником христианской Пасхи, но посвящен он исходу древнееврейского племени из земель египетских. Праздник Воскресения Господня — праздник столь же церковный и священный, сколь и праздник весны, возрождения и пробуждения от тяжелого и долгого зимнего сна. Поэтому его с равным энтузиазмом и радостью празднуют даже в семьях, не считающих себя адептами русской православной традиции.

Мария ВялыхЖенские ножки.ru

Понравилась статья? Поделись ей с другими:

Еще по теме!

  • Пасхальные украшения
  • Светлый праздник пасхи - красим яйца
  • Мужчины и 8 марта

Главная » Развлечения и отдых » Праздники общие Интересного общения - (для работы комментариев необходим включенный джава-скрипт в браузере): Главная » Развлечения и отдых » Праздники общие

Пасха Христова: история и традиции праздника

Воскресение Христово. Праздничная икона

Пасха в 2017 году — 16 апреля!

Воскресение Христово (Пасха) — это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Исуса Христа из мертвых. От даты Пасхи зависит и Устав церковной службы (с этого дня начинается отсчет «столпов» осмогласия), и окончание самого длинного и строгого Великого поста (разговенье) и многие другие православные праздники. Даже для людей, далеких от религии, святая Пасха ассоциируется с ночной торжественной службой, крестным ходом и куличами, крашеными яйцами и колокольным звоном. А в чем же духовный смысл праздника Пасхи и каковы его традиции? — Об этом в статье ниже.

Содержание

Пасха Христова. Сколько дней празднуется?

Пасха — самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в разное время и относится к подвижным праздникам. От дня Пасхи зависят и прочие подвижные праздники, такие как: Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Праздник святой Троицы (Пятидесятница) и другие. Празднование Пасхи — самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». День Светлого Христова Воскресения для христиан — это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение.

Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия

Христианский праздник Пасхи — это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, ведь никто не видел, как это произошло. Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным. Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека.

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.  

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 1–10).

Празднование Пасхи в истории. Почему восресенье называется воскресеньем?

От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели — воскресенье. Каждое восресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой». Воскресенье называется воскресеньем в честь восресшего в третий день после распятия Исуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году — на праздник Пасхи.

В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную. Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского (ок. 130–202) к римскому епископу Виктору, «Слове о Пасхе» святителя Мелитона Сардийского (нач. II в. — ок. 190), творениях святителя Климента Александрийского (ок. 150 — ок. 215) и Ипполита Папы Римского (ок. 170 — ок. 235). Пасха крестная — воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной — радостного воспоминания Воскресения Христова.

В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей — шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб.

Какого числа Пасха у православных?

Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие — в первое воскресенье после иудеев, поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор» между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. На Первом Вселенском соборе, созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.

С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых Апостолов, согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями.

Как рассчитать дату Пасхи?

Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу. Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца (28 лет) и круг Луны (19 лет) — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. Известно также несколько рукописей XVII–XVII вв. под названием «Великий миротворный круг». В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина».  

Рука Дамаскина из рукописи Великий миротворный круг

Православная пасхальная служба

Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника.

Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба, как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за час-два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати», после каждения, Плащаница уносится в алтарь.

После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу и пасхальной утрене. Священнослужители в красных блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; обходят храм  с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. «Кто отвалит нам камень от гроба?» — недоумевают они.

Крестный ход на Пасху

Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. Священно- и церковнослужители поют трижды тропарь празднику:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ ЖИВОТ ДАРОВАВ.

После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день», составленный св. Иоанном Дамаскиным. Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе». Народ отвечает: «Воистину воскресе». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. По окончании канона поется следующий утренний светилен:

Плотию уснув, яко мертв. Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.

Перевод

Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты — пасха безсмертия, спасение мира.

Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, т.е. «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Апостол читается из Деяний св. апостолов (Деян. 1, 1-8), Евангелие читается от Иоанна (1, 1-17), в котором говорится о воплощении Сына Божия Исуса Христа, называемого в Евангелии «Словом». В больших кафедральных соборах и многочисленных приходах есть обычай — на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями на нескольких языках (повторяя отрывок из Евангелия несколько раз). 

Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», т.е. сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста.

Вечером совершается пасхальная вечерня. Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых (Ин. XX, 19-23). Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника Вознесения Господня, поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Св. Троицы.

Кондак праздника:

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

(Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». апостолам своим преподал мир, падшим подаешь воскресение).

Вместо «Досто́йно есть» (вплоть до отдания Пасхи) поется ирмос девятой песни пасхального канона:

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе; Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.

(Перевод: Осветись, осветись (paдостью) новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою).

Традиции празднования Пасхи

Разговение на Святую Пасху начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих храмах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца. Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда.

Праздничные блюда, которые готовят раз в году

На Пасху принято христосоваться — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга.

Пасхальное целование на Руси

Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли крашенка, расписное — писанка, а деревянные пасхальные яйца — яйчата. Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой.

Пасхальный кулич и яйца. Пасхальные яйца красного цвета как символ возрождения

Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, — это нововведение, которое не приветствуется, как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки — после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро.

Термонаклейки на пасхальные яйца с изображением Христа, Богородицы. Такие наклейки у православных христиан не приветствуются, потому как после того, как их счистят с пасхальных яиц, они вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро, что недопустимо

В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать грех. Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа. Также часто прихожане приглашают священнослужителей домой для праздничной трапезы.

Праздник Светлой Пасхи — самый любимый Праздник еще с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости он приносит детям, а каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, в первую очередь именно ребенку.

Катание яиц — пасхальная забава для малышей

На Светлой неделе раньше существовала забава для малышей, к которой с нескрываемой радостью присоединялись и взрослые — катание крашеных (неосвященных) яиц. Суть игры такова: каждый игрок катит своё яйцо по специальной деревянной дорожке — желобу, и если укатившееся яйцо попадет в чье-то другое яйцо, то игрок забирает его себе как приз. Недалеко от желоба обычно раскладывают еще и подарки-сувениры. В старину такие соревнования могли длиться по несколько часов! А «счастливчики» возвращались домой с богатым «урожаем» яиц.

Пасха — это Праздник праздников и Торжество торжеств, это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, ангелов и архангелов вечный праздник, жизнь безсмертная для всего мира, нетленное небесное блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, пролитая Им на Честном Кресте кровь избавила человека от страшной власти греха и смерти. Да будет «Пасха нова святая, Пасха таинственная», прославляемая в праздничных песнопениях, продолжаться в наших сердцах во все дни нашей жизни!

Воскресение Христово. Иконы

В православной иконографии на иконе Воскресения Христова изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников. Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» является одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов.

Христос выводит праведников из ада. Фреска церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция, ХIV в.

Сошествие во ад. Венеция, собор Святого Марка, XI в.

Сошествие во ад

Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.

Сошествие во ад. Средиземноморье, сер. XVI в.

Сошествие во ад. Андрей Рублев, 1408-1410 гг.

Воскресение со Страстями Господними. Великий Устюг, XVI в.

Воскресение Христово и Сошествие во ад. Палехские письма, кон. ХVIII в.

Храмы Воскресения Христова

Самым известным храмом Воскресения Христова является Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Иерусалимский храм Воскресения Христова. 325-326 гг.

Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.  

В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Москва

Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. 18 января 1366 года в этом храме венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. Храм неоднократно перестраивался. В 1990-х гг. он возвращен приходу Успенского собора РПЦ.

Храм Воскресения Словущего. Коломна

Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут храм во имя Николы «Мокрого», упомянутый в писцовых книгах 1577—1578 годах. В начале ХVIII века на его месте построен храм с главным престолом в честь Воскресения Словущего и придельным храмом во имя святителя Николы. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св. Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова.

Храм св. Николы в г. Коломне

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха) в 2017 году

В 2017 году православные празднуют Пасху 16 апреля, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 11–17 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок», когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе. Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе:

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку — 1 сутки за 300 лет. Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря. Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них — о несопраздновании с иудеями — изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней. Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями»? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника?

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения» не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее

Суть Пасхи: смысл и история праздника (Сергей Киреев)

Пасха — главный праздник для всех христиан. Узнайте в чем суть Пасхи.

Вера в реальность Воскресения Иисуса Христа — это фундамент, на котором строится все христианское учение. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14), — учит святой апостол Павел.

Только веруя в Воскресение Христово, человек может верить и надеяться на свое личное спасение. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10. 9).

Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «Песах», которое буквально означает «миновать, пройти мимо».

Песах:  избавление от рабства с пророческим взглядом в будущее

О ветхозаветной Пасхе повествуется в книге Исход. Бог повелел, чтобы в ночь накануне 14 дня первого месяца лунного календаря каждая еврейская семья принесла в жертву Богу однолетнего непорочного агнца. Его мясо было необходимо приготовить на огне и съесть с горькими травами и пресным хлебом. Все остатки квасного хлеба следовало уничтожить.

В древности при выпечке хлеба в замешанное тесто добавляли старое, кислое тесто, сохраненное от предыдущего замеса, которое заквашивало новое тесто. Поэтому в Библии закваска является символом прежней жизни до обращения к Богу, а пресный хлеб — символ новой жизни в Иисусе Христе.

Бог повелел израильтянам помазать кровью ягненка косяки входных дверей, намереваясь поразить Египет страшным наказанием за ожесточение сердца фараона, который не хотел отпустить Израиль на свободу. Ангел-губитель в ту ночь обошел каждый дом в Египте, поражая смертью всех первенцев от человека до скота, но прошел мимо жилищ евреев, чьи дома были помазаны кровью пасхального агнца.

В этом суть ветхозаветной Пасхи — символ исхода еврейского народа из египетского плена.

Бог повелел израильтянам ежегодно отмечать Пасху, как воспоминание о своем освобождении из египетского рабства для обретения  обетованной земли.Но празднование Пасхи для евреев было не только памятью о прошлом, Бог через это показывал им и нам, современным верующим, образы новозаветной Пасхи.

Суть Пасхи в Новом Завете — вечная жизнь через веру в воскресение Спасителя

Жертвоприношение пасхального агнца и помазание его кровью косяков дверей имело пророческий смысл, изображающий страдания Мессии, дающего спасение через пролитие Своей святой крови.

Пророк Исайя за 700 лет до рождества Христова сравнил Мессию с кротким Агнцем: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен…» (Ис. 53:7-10).Образ Христа, как жертвенного Агнца проходит через всю Библию.

Ожидание новой Пасхи осуществилось с пришествием в мир Спасителя, который был одновременно истинным Богом и истинным человеком, уподобившимся нам во всем, кроме греха. За Свои 33 года земной жизни Христос дал людям непревзойденное духовное учение, совершил множество чудес и, претерпев страшные муки, умер на кресте, принеся Себя в жертву искупления за грехи всего человечества. Распятие состоялось в канун еврейской Пасхи — так исполнился древний прообраз — Агнец пролил свою кровь для спасения людей.

После смерти Спаситель сошел в ад, где проповедал находившимся там душам умерших, а после, сокрушив силы преисподней,  восстал из мертвых, вместе с Собой выведя из ада души ветхозаветных праведников и всех, кто поверил Его Слову.

Христос воскрес, чтобы даровать спасение и вечную жизнь всем уверовавшим в Него. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1Фесс. 4:14), — дает нам надежду на воскресение из смерти Священное Писание.

Через Кровь Иисуса Христа, пролитую на Голгофе, в жизни верующих разрушаются дьявольские проклятия, дается благодать — сила для обретения новой жизни, участь вечного наказания проходит мимо.

Вы помните, что Бог заповедал евреям съесть агнца? В день Песах на тайной вечере Христос, преломляя хлеб, сказал Своим ученикам: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лук. 22:19). Господь заповедал церковное причастие (евхаристию), принимая которое мы сами становимся частью «Тела Его, которое есть Церковь» (Кол. 1:24).

Бог с древних времен желает, чтобы каждый человек верил в Него, был частью Церкви Божьей на этой земле, обретая через смерть и воскресение Иисуса Христа надежду на вечную жизнь!

Пастор Сергей Киреев

Что такое:: история праздника Пасха

03 апреля 2012, 16:02

Традиция праздновать Пасху пришла к нам из глубокой древности, из времен Ветхого Завета. Еврейский народ еще за долгое время до Рождества Христова был рабом египетского фараона, который отвергал все просьбы об освобождении. Однако потом нахождение в рабстве для евреев стало настоящей пыткой: власти Египта начали умерщвлять всех новорожденных еврейских мальчиков.

Освобождения своего родного народа добивался пророк Моисей. На египетскую землю обрушились «Десять египетских казней». Все люди, кроме евреев, страдали от различных напастей. А Господь через пророка Моисея обратился к еврейскому народу с тем, чтобы каждая семья заколола агнца (молодого ягненка), запекла его и полностью съела. Кровью же животного нужно было помазать дверной косяк дома, тем самым совершив защитный обряд. По преданию, ангел, который умерщвлял первенцев египтян, не тронул еврейский народ.

После всего этого фараон Египта освободил всех евреев от рабства. Именно с этого момента израильтяне отмечают праздник Пасхи как праздник освобождения из рабства.

 

Праздник Пасхи по Ветхому Завету

Пасха праздновалась семь дней. Само слово «Пасха» происходит от еврейского «Песах», что значит — проходить (в значении избавлять, освобождать). В эту неделю весь верующий иудейский народ находился в Иерусалиме. Праздник сопровождался употреблением в пищу пресного хлеба, который назывался маца. Это дало второе название празднику Пасхи — Праздник Опресноков. Согласно обряду, который Бог передал через Моисея, каждая семья на Пасху должна была съесть агнца. Молодой ягненок был своеобразным символом Пасхи. Кроме того, в пищу необходимо было употреблять горькие травы, кашу, приготовленную из фруктов и орехов и выпить 4 бокала вина. Было принято, чтобы за общим столом отец семейства рассказывал историю освобождения еврейского народа от египетского фараона.

 

Пасха по Новому Завету

Праздник Пасхи теряет свой старозаветный смысл после прихода Иисуса. По Новому Завету Пасха — это праздник Воскресения Христа. Сегодня невозможно точно вычислить то, какого числа воскрес Иисус. Согласно Евангелию, Иисуса распяли 14 числа весеннего месяца Нисана (который соответствует марту-апрелю), а воскресение его произошло 16 числа того же месяца в первый день после субботы. Этот день позже назвали «воскресением».

Во 2-3 веке было принято решение торжественно праздновать Пасху один раз в году, а не каждое воскресение. Уже в 4 веке церковь постановила, что Пасха будет праздноваться в первый по счету весенний воскресный день (не раньше 4 апреля и не позже 8 мая по нашему календарю). Светлый праздник Пасхи — главное торжество для верующих, это символ победы жизни над смертью.

 

О том, как праздновать Пасху

К этому празднику нужно готовиться заранее: соблюдать строгий пост, который длится семь недель. Любой пост — это время, когда люди должны быть открыты для покаяния и нравственного, духовного очищения.

Начало пасхального торжества — это богослужение. Верующие стремятся к причастию. По окончании пасхальных песнопений принято приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» и слышать в ответ: «Воистину Воскресе!». Такое приветствие получило название «христосование».

Пасху празднуют на протяжении сорока дней. Эта цифра отнюдь не случайна: именно в течение сорока дней воскресший Христос являлся своим любимым ученикам, а на последний сороковой день вознесся на небеса. Первая неделя Пасхи — самая праздничная, самая торжественная. В эти дни люди ходят друг к другу в гости, христосуются, дарят пасхальные куличи и яйца.

Почему же на Пасху стало традицией красить яйца? Мария Магдалина, которая прибыла в Рим, подарила императору Тиберию яйцо (более дорогой подарок она не могла себе позволить), поприветствовала его словами: «Христос воскресе!» и объяснила, что Иисус воскрес, восстал из своего гроба, как и цыпленок, который когда-то появится из яйца.

Тиберий не воспринял эти слова серьезно и спросил: «Как мертвый может воскреснуть? Это все равно, что яйцо превратится сейчас из белого в красное!». И на глазах у них скорлупа яйца, которое принесла Мария Магдалина, окрасилась в алый цвет, олицетворяя собой кровь, пролитую Христом во имя спасения народа. В праздник Пасхи нужно не только веселиться, но и помогать нуждающимся, заниматься благотворительностью, приносить пожертвования.

 

В чем же значение этого светлого праздника?

Иисус принес в жертву себя для того, чтобы спасти все человечество от неминуемой гибели. Причем говорится не о смерти физической, ведь люди умирали, умирают и буду умирать по разным причинам, а о смерти духовной. И благодаря Великому Воскресению Иисуса Христа биологическая смерть — это не прекращение всего живого, не замкнутый круг, а, наоборот, выход из тупика. За гранью смерти — долгожданная встреча с Богом. Ад и рай после смерти — это не конкретные места, а лишь состояние человека, который встретился с Христом.

Значение Пасхи по Новому Завету очень хорошо отражено в иконографии. Для нас привычной является икона, на которой изображен Иисус в белых одеждах, вознесшийся над своим гробом. Вплоть до 16 века люди не знали икону с таким изображением. На традиционной иконе изображался Иисус Христос, который выводит из ада первых людей на земле — Адама и Еву.


Смотрите также