Авторизация

Что означает праздник ивана купала


Все о празднике: Иван Купала!

Праздник Иван Купала известен каждому, а ведь свое начало он берет с языческих времен, еще до принятия людьми христианства. Иван Купала окутан волшебными обрядами, интересными традициями, а также гаданиями. В современном мире праздник Иван Купала отмечается с хороводами, жжением костра, а также выступлениями творческих коллективов.

Но от куда точно пришел к нам такой праздник и как все-таки правильно его отмечать? В данной статье вы сможете найти ответы на эти вопросы, а также узнать в какой день празднуется Иван Купала и какие его главные традиции.

История возникновения

Праздник Иван Купала изначально был языческим праздником, в который люди омывали свое тело в надежде на избавление от болезней. Он также имел другие названия такие как: Ярилин день, Солнцекрест, Духов день.

А вот древние славяне отмечали праздник Иван Купала как праздник Солнца, который часто связывали с летним солнцестоянием 20-22 июня.

Когда было принято Христианство, праздник стал считаться как величайший праздник православной церкви, как обряд очищения. Дата праздника тоже изменилась и стала отмечаться 7 июля, потому как именно в этот день родился пророк Иоанн Предтеча, по-другому известен нам как Иоанн Креститель. Именно Иоанн предсказал скорое предшествие Мессии – Иисуса Христа, которого он после крестил в водах реки Иордан. Именно в момент Крещения на Иисуса Христа спустился Святой Дух в виде голубя. Также, о Великом Празднике Пасха, вы сможете прочитать здесь.

Традиции и обряды

Было поверье что в ночь Иван Купала оживает вся нечисть, поэтому нельзя было ложиться спать. Многие жители деревень и сел прятали своих лошадей, из-за поверья, что ведьмы воруют их и ездят на них по ночному лесу.

Плетение венков

Главной традицией праздника является плетение венков из цветов. Такие венки молодые девушки пускали по воде и куда венок прибило, значит там был их будущий муж. А если пускали венок и он тонул, то значит жених разлюбил и выберет себе в жены другую.

Венки обычно плели из полевых цветов, а один особенный венок, девушка должна была надеть на голову своего избранника.

Символы огня и прыжки через костер

Люди в такую ночь водят хороводы, поют песни, а также жгут костры. В стародавнее время в такие костры вкладывали определенный смысл. Если было горящее колесо на шесте, это символизировало солнце и плодородие.

Обязательным обрядом считалось прыгать через костер. И кто прыгнет выше и не заденет огня, тот будет более счастливым в нынешнем году. Также в кострах сжигали белье, чтобы болезни уходили. Муж и жена, а также влюбленные пары, прыгали через костер вместе, это должно было укрепить их отношения. Также между кострами водили скотину, чтобы дым от костров очистил животных, и они ничем не болели в течение следующего года, а также были более плодородными. Костры также символизировали защиту от нечисти, которая оживала в эту ночь.

Купания

Многие люди купались в чистой, речной воде в надежде омыть себя от болезней. А другие обрызгивали встречных водой, чтобы не только вылечить тело от болезней, но и очистить душу от грехов. В тех селах или деревнях, где не было речки, люди топили бани и парились там как можно дольше.

Из-за того, что вода в реках и озерах считалась священной в ночь Иван Купала, все костры и жгли вдоль них. Кстати, искупаться в воде нужно было до рассвета, а на рассвете девушки собирали росу и умывали ею лицо.

Купальское дерево

Часто для праздника Иван Купала использовалось молодое дерево, которое обычно наряжали цветными, яркими лентами. Местные девушки могли добавить на дерево фрукты, траву, венки, а после уносили дерево за пределы жилища и вонзали в землю поля.

Вокруг такого деревца, затем водили хороводы и пели песни. А дерево используемое для такого обряда, могло быть кленом, березой, вербой, елью, а также яблоней.

Поверья

По традиции многие девушки и парни искали в ночь Иван Купала в лесу папоротник, который расцветал лишь в ту ночь. Если такой цветок был найден, то человеку это сулило большое богатство, а также исполнение всех желаний.

Также после праздника на другой день многие жители приносили на пастбища освещенную веточку вербы. Считалось, что священная верба не допустит к коровам ведьм, которые отбирали у них молоко. Также вешали в хлеву крапиву, а в столы втыкали острые предметы.

Если вдруг какая-либо девушка или женщина в ночь Иван Купала не подойдет к костру, то означало, что она ведьма.

Интересным поверьем считалось в такую ночь найти траву Иван-да-Марья и отжав их сок, выпить. Такой сок давал людям здоровье, мог вернуть утерянный слух. Ведь такая трава по поверью олицетворяла настоящую любовь.

Гадания

Чтобы увидеть во сне своего суженного, девушки ложились спать, а под подушки клали букет из чертополоха и папоротника. А чтобы узнать имя своего будущего мужа, в полночь девушки спрашивали у первого встречного мужское имя, и какое имя человек скажет, такое имя и будет у будущего мужа.

Также девушки загадывали желание и смотрели на лошадь. Если лошадь ударит левым копытом – желание сбудется, правым – желание сбудется, но чуть позже. А вот если лошадь заржет, то значит к счастью, а голову опустит – то жди неприятности в любви.

На закате в воду бросали камень, если кругов от камня было четное количество, то желание сбудется, если нет, то не сбудется.

Девушки срывали ветви березы и прятали их за спину. Обычно таких веточек было семь штук. Затем их поочередно вытаскивали из-за спины и если ветка попадалась красивой, ровной – то и год будет успешным. А вот если веточка была бугристой или кривой – то значит жди беды.

Любая девушка или женщина могла загадать желание и сорвать одуванчик. Затем со всей силы дунуть на него и, если пушинки разлетятся, значит желание сбудется в текущем году. А вот если половина останется, то значит желание исполнится, но стоит подождать. Бывало такое, что пушинки остаются на месте, значит желание к сожалению, не исполнится совсем.

Сбор лечебных трав

В ночь Иван Купала многие собирали лечебную траву, которая только в эту ночь приобретала просто волшебную силу. Многие девушки и парни, даже взрослые мужчины отправлялись на «охоту» за волшебными цветами и травами.

Арарат трава

Если такой цветок сможет найти человек и срезать его себе, то он обретает власть над нечистью. Потому как нечисть в ту ночь стережет все растения. И только храбрый и мужественный мужчина, смог срезать такой цветочек.

Разрыв трава

По приданию разрыв-трава в ночь Иван Купала, могла дать человеку, который найдет ее во время огненного цветения, невидимость. А также другую власть над замками, преградами и заветами. Но найти такую траву было не просто. Сначала нужно было в темном и заросшем месте на пустыре косить траву, до тех пор, пока не сломается коса, а после взять накошенное сено и выбросить в реку. Вся лишняя солома утонет, а вот разрыв трава поплывет против течения.

Плакун трава

Плакун трава по старым поверьям обладала магической силой делать человека незаметным, оберегать человека от нечисти, а также давала власть над нечистью.

Одолень трава

По-другому данный вид называется – белая кувшинка. Чтобы правильно сорвать такой цветок, его нужно было выкопать из ила, приговаривая при это заветные слова. Белая кувшинка давала человеку мощный оберег от нечисти.

Поздравление на Иван Купала

Современный праздник Иван Купала

В современном мире праздник Иван Купала празднуется не столь масштабно как раньше, но все же соблюдаются некоторые традиции. В особенности на поселках жители отмечают праздник Иван Купала разжиганием костров, а также традиционными прыжками через него. Девушки гадают на воде и пускают в ночь по реке венки, в которые часто вставляют свечки.

А в городе работают ярмарки, выступают народные, творческие коллективы и поются обрядовые песни в честь праздника Иван Купала. Люди объединяются и водят хороводы вокруг нарядной Марены. Кто не смог посетить праздник, гадают дома на воде, на букетах, венках, а также на зеркале. А еще обливаются дома водой, стараясь успеть до рассвета.

Народный праздник Ивана Купала

 Народный праздник Ивана Купала отмечается в России, Беларуси, Украине  7 июля по юлианскому календарю и в Польше, в ночь с 23 на 24 июня в григорианскому календарю. Празднование Ивана Купала  проходит в День летнего солнцестояния или солнцеворот — 21 июня, когда ночи самые короткие, а дни — длинные.

Название «Купала» впервые упоминается в Густинской летописи XII века, и в древних грамотах. Борясь с языческими купальскими обрядами, Христианская церковь, приурочила праздник к Рождеству Иоанна Предтечи — «Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». Один из эпитетов «крестителя» по греч. βαπτιστής — «купатель, погружатель», так как, крещение связано с купанием, в праславянском языке «купати» (kǫpati), обозначающее ритуальное омовение, очищение, купание  в реках, озёрах, открытых водоёмах.

Иванов день, Купала, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), Ярило (яросл., твер., нижегород.), Лада (русин.),  по-укр.: «Сонцекрес», «Копальний Іван», «Купайло», «Купайлица», Иван-травник. Праздник летнего солнцеворота, по-белорусски назывался «Купалле», Ладо, «Свята Сонца і кахання», «Іван Вядзьмацкі», «Іван Калдунскі»; по-болгарски: Духов-день, Водицы. «Еньовдень»; «Sobótka» (польск.), Кокуй (новг.). «Св. Jован Игритель» (серб.), по-литовски это праздник солнца — «Saulės» и росы — «Rаsos, Rasa», по-латышски Лиго – «Līgo».

В этом отношении совершенно особый интерес представляет гора Сленжа, или Собутка, на западной окраине праславянского мира, близ Вроцлава в Силезии. Вокруг этой священной горы славянского племени силезян существует целый комплекс урочищ и языческих сооружений, восходящих, как считают новейшие исследователи, к рубежу позднего бронзового века и железного; здесь есть керамика Лужицкой культуры Гальштатского и ранне-Латенского времени. Встречаются вещи, которые польские археологи определяют как «вещи скифского типа», среди них есть типично скифские стрелы.

Гора Сленжа (Mons Silensis) упомянута в хронике Титмара Мерзебургского начала XI века, который пишет, что гора Собутка «по причине своей красоты и величины, а также по причине проклятых языческих действ, там происходящих, пользуется y всех жителей большим почётом»

Ритуальные языческие обряды ночи на Ивана Купала связаны с водой, огнём и дикорастущими травами, и предшествуют встрече Дня Солнцеворота, Купало.

Праздник Ивана Купалы окутан волшебными преданиями и удивительными обрядами. Наши предки в этот день искали цветок папоротника, разжигали костры и прыгали через них, плели венки из полевых цветов и собирали целебные травы.

Значение огня в ночь на Ивана Купала.

Традиция сжигания огня в ночь на Ивана Купала с 6 по 7 июля восходит к далёкому языческому прошлому славян. Сам огонь символизировал собой летнее Солнце и солнцестояние.

Поздним вечером с 6 по 7 июля молодёжь собиралась за деревней и разводила очищающий костер с помощью  «живого» огня, добытого с помощью трения. Горение костра поддерживали всю ночь до самого утра, подбрасывая в костёр хворост, сложенный пирамидой и шестом по центру.

Деревенские парни поджигали колесо, олицетворяющее солнце, и пускали его с высокого берега в речку.

Наши языческие предки устраивали празднества вокруг костра, танцевали пели, прыгали через огонь, чтобы очистить себя от злых чар и нечисти. Считалось, что чем выше человек прыгает через костёр, тем счастливее он будет весь год. Любящие пары парни и девушки прыгали через костёр взявшись за руки. Если их руки разъединялись во время прыжка через костёр, то этой паре не суждено было быть вместе.

Женщины в ночь празднования Ивана Купалы, должны посетить очищающий костер. По языческим поверьям, только ведьмы избегали обряда очищения огнём.

Праздник Иван-Купала проходит посвящается языческому богу Солнца Яриле (Купало) и его супруге светоносной Заре-Зарянице, красной девице.

Ещё одно использование очищающего костра в ночь на Ивана Купала — исцеление. Люди полагали, что если одежда больного будет сожжена в в ночь на Ивана Купала, человек скоро выздоровеет.

Целебные травы.

 День летнего солнцестояния – это праздник солнца, наивысшего расцвета животворящих сил земли, растительности, зерновых. В день Ивана Купала травы и цветы приобрели особенные целебные свойства и получили особую силу от Солнца и земли . Вот почему женщины собирали в лесу травы и цветы, высушивали и использовали в течении года для лечения и защиты от болезней.  Одни травы было принято собирать днем, другие — ночью, третьи — на утренней росе. Наши предки считали, что буйная летняя зелень защищает от порчи и сглаза, ведьм и колдунов, пожаров и ураганов.

Люди верили, что все чудесные и лечебные травы расцвели в ночь на Ивана Купала. Деревенские целители, никогда не забывали об этой магической ночи и искали целебные травы и коренья растений, и запасались ими на целый год вперёд.

Зелень трав и растений была символом плодородия и плодовитости. Контакт со свежими листьями и травами, по поверьям, способствовал плодовитости скота, богатому урожаю на полях и в огородах.

Во время сбора трав обязательно читали особую молитву или заговор. В некоторых регионах наиболее целебными называли травы, собранные детьми и стариками. То есть теми, кто не имеет любовных контактов и у кого нет месячным. Таких людей считали самыми чистыми.

Купальское дерево.

Ещё один атрибут праздника Купалы – это зелёное деревце.

Деревенские девушки наряжали деревце лентами, венами, фруктами, полевыми цветами. После чего уносили за пределы селения и на полянке вонзали в землю.

Вокруг купальского дерева пели и плясали, водили хороводы.  Чуть позже к веселью присоединялись парни. Они изображали, будто хотят похитить или поджечь дерево. Но девицы не допускали этого.

Все вместе направлялись к речке, где топили деревце, либо к костру, чтобы его сжечь. Сгоревший ствол кидали в реку и убегали, чтобы скрыться от ведьмы, которая якобы могла их преследовать.

Цветок папоротника

Народная молва распространила в легенду о том, что в ночь на Ивана Купала,  зацветает цветок папоротника, который указывает на спрятанные в земле сокровища. Согласно легенде, если человек около полуночи найдёт в лесу цветущий папоротник, он должен сорвать цветок и убежать из леса, спасаясь от злых духов, и тогда любое его желание исполнится.

Легенда утверждает, что человек сорвавший цветок папоротника сможет понимать язык растений и животных, а ему удастся легко находить любые сокровища.

Иван-да-Марья

Другим волшебным цветком праздника считается Иван-да-Марья. Откуда у него такое удивительное название? Всё дело в любопытной легенде.

Парень крепко полюбил девушку, она ответила взаимностью. Молодые поженились, но они не знали, что на самом деле приходятся друг другу братом и сестрой.

Когда правда выяснилась им следовало разлучиться. Не желая оставлять друг друга, молодые превратились в цветок, две части которого окрашены в разные цвета: жёлтый и фиолетовый. С той поры Иван-да-Марья считается символом верности.

Этот цветок часто срывали на праздник Ивана Купало. Считалось, что цветок получает волшебные свойства, и позволяет ускакать от любой погони даже на старой кляче.

А если выпить выжатый сок из цветка, то можно вернуть утерянный слух или разум.

Многие традиции Ивана Купало связаны с водой.

7 июля православная церковь отмечает день рождения Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса в Иордании. Именно поэтому люди считают, что именно с этого дня купание в открытых водоёмах становится безопасным. Купания были разрешены вплоть до Ильина дня.

Непременной традицией Иванова дня было всеобщее купание. В дополнение к целительному купанию в любом водоёме, можно исцелить тело и душу, если умыться утренней росой 7 июля. Считается, что умывшись росой, девушки и женщины становятся ещё красивее и привлекательнее.

Вечером 6 июля девушки гадали, запуская свои цветочные венки по воде, таким же образом гадают и на Троицу.

Часто набирали воду, считая её чудодейственной. По аналогии с крещенской водой.

Запреты на Ивана Купала.

Считалось. что в ночь на Иван Купала пробуждаются все злые духи леса, поэтому нельзя было спать этой ночью. Есть и другие запреты, например, в ночь с 6 на 7 июля беременные женщины, дети и пожилые люди должны держаться подальше от воды. Злые водные духи, и русалки могут нанести ущерб их здоровью.

Для того, чтобы семья не потеряла свои сбережения, никто не должен был давать деньги в долг, ничего нельзя не продавать и ничего не брать что-либо в день Ивана Купала.

Безусловно, день Ивана Купала — это летний языческий праздник, полный различных магических обрядов, для исцеления, привлечения богатства и счастья. И действительно, народная молва хранит множество рассказов о происходящих чудесах.

В ночь на Ивана Купала следовало опасаться не только русалок, но и ведьм, которые тоже выходят к людям в эту ночь, и если человек не прошёл очищение костром и водой, они могут причинить ему много вреда.

Купальские песни.

Большинство песен в Иванов день связаны с любовной или семейной тематикой. Множество шутливых стишков и прибауток про отношений парней с девицами.

Песни отличаются особыми запевами или концовками, например, повторение слова Купала или Купалялё.

Нередко в песнях повторяется мотив про братца и сестрицу – Ивана и Марью.

Иван Купала — приметы, обряды и традиции

Какого числа отмечают праздник Ивана Купала — этот вопрос с приходом лета волнует все большее количество девушек, которые хотят не пропустить волшебную Купальскую ночь — лучшее время для гаданий и любовной магии.

В наше время День Ивана Купала принято отмечать 7 июля. Однако некоторые считают данную дату не совсем правильной, так как у наших предков праздник Ивана Купала был приурочен к «середине лета», летнему солнцестоянию, которое состоялось в 2019 году 21 июня.

Люди еще давным давно придавали данному празднику особенное значение, и считали его мистическим — наполненным магией волшебством. В чем же состоит особенность Иванова Дня ( это другое название праздника Ивана Купала)? Итак, в этой статье мы хотим вас ознакомить с историей, традициями, обычаями, ритуалами, гаданиями и приметами этого чудесного праздника.

День Ивана Купала изначально является языческим праздником, он посвящен Солнцу и славянскому божеству Купале. Ещё до крещения Руси данный праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцеворота. Но уже в христианской Руси этот праздник приурочили к дню рождения Иоанна Крестителя, и теперь праздновали его 24 июня. Во многих селениях праздник Ивана Купала стали называть Иванов День.

С момента перехода на григорианский календарь день Ивана Купала передвинулся еще немного вперед и по сей день его отмечают 7 июля. Поэтому, как мы можем увидеть, начальное значение этого праздника уже потеряло всякий смысл, потому что он уже не приходится на день летнего солнцестояния. Но в некоторых европейских странах день Ивана Купала все же отмечают в период с 20 по 24 июня.

Традиции и обряды

Иванов день, как его еще называли в старые времена, насыщен традициями, обрядами и ритуалами. Причем нужно отметить, что несмотря на специфичность обычаев, многие из них можно встретить и в наше время.

Особая роль в день Ивана Купала отводилась силам природы. Так, символом этого праздника было Солнце. Крестьяне отмечали, что это период самого высокого уровня активности Солнца, после которого оно двигалось уже к зиме. После крещения Руси, солнце начало символизировать Иоанна, а праздник обрел свое 2-е название — Иванов день.

Рано утром весь народ можно было увидеть на реках и озерах. Считалось, что купание в водоеме очищает человека как физически, отгоняя все болезни, так и духовно. Те, у кого не было рядом водоемов, шли в баню. Но не все спешили в этот праздник купаться. Ведь определенное количество людей считало, что в водоемах скрывается огромное количество нечисти, которая может и погубить.

Огонь, в том числе, обладал особенным волшебством в этот праздник, поэтому всей деревней разжигали костры, и прыгали через них. В обязательном порядке огонь разводили возле водоемов. Считалось, что они обладают магической силой, которая может очистить и подарить везение на целый год. Поэтому существует поверье, что тот, кто перепрыгнет и не заденет пламя целый год будет удачливым и, вероятно, сможет обрести настоящее счастье. Традиция перепрыгивать через костер сохранилась и сейчас, в наше время тоже можно встретить деревни, где в этот день соблюдают данную традицию.

Так как природа в этот день имела особую силу и волшебство, большинство женщин хотели сохранить эту магическую частичку на случай болезни или беды. Поэтому после купания все шли за травами. Одни собирали травы для гаданий, другие для обрядов, кое-кто для того, чтобы впоследствии лечить этими травами себя и родных. Особое внимание уделялось в этот праздник папоротнику. Считалось, что если найти цветок папоротника, то это является хорошим знаком, такой человек имеет особенную доброту и с ним можно найти любое сокровище. Особенностью данного растения считалось то, что он в Купальскую ночь расцветает на несколько секунд, а затем исчезает, поэтому его не так просто найти.

Еще задолго до праздника Ивана Купала всем селением выбирали так называемого урядника, который занимался проведением торжества. Главной его задачей было подготовиться к этому дню и провести праздник. Несомненно, этот человек должен был знать все традиции и обычаи. В этот праздник жители пели песни, произносили заклинания.

В то время пока женщины занимались сбором трав, мужчины должны были срубить деревце, высота которого должна была составить около 1,5 или 2 роста среднестатистического человека. Потом его устанавливают на том месте, где договорено провести действия. Когда же деревце было установлено на месте, девушки украшали его цветами и лентами. В народе такое деревце носило название «марена» или «купала».

Все торжественные действия проходили только возле костра. Там устраивали пир, играли в горелки, юноши и девушки выбирали себе пару и проводилось большое количество обрядов. С появлением православной церкви, все эти обряды были осуждены, так как корни их ведут в язычество. Но люди не могли отказаться от них и все же продолжал следовать им. В результате все смешалось — народные поверья с религией.

Также в этот праздник традиционно рассказывали истории и рассказы, в которых описывали особенное волшебство, связанное с растениями. Так, с помощью растений, можно было найти и клады, деньги, исцелиться от недугов и так далее. Древняя легенда гласит, что в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник и тот кто найдет этот чудный цветок, сможет видеть спрятанные под землей сокровища и научится понимать язык животных.

Помимо традиций, которые чтили в этот праздник, также Ивана Купала в буквальном смысле пропитан разными языческими обрядами.

Большинство в ночь на Ивана Купала не спали. Это делалось для того, чтобы самыми первыми умыться чистой утренней росой. Считалось, что именно такая роса может подарить здоровье и красоту.

Если в этот праздник кого-то обливали нечистой водой, то никто не злился, а наоборот радовались. Потому что чем чаще в этот праздник искупаться, тем лучше. Человек проживет предстоящий год счастливо, а также в результате этого сильнее очистится.

Во время гуляний парни и девушки из сена делали куклу, которая была символом бога Купала. В момент проведения хоровода и пения песни, по сценарию один из участников должен был зацепить куклу так, чтобы та упала. После это все сбегались для того, чтобы посмотреть умер ли «Купала». Когда же объявляют, что он мертв, девушки начинали оплакивать его с помощью песен. В то время когда девушки поют, юноши берут куклу и несут к заранее подготовленному погребальному костру, где его и сжигают. После данного ритуала и начинался настоящий пир.

Чтобы сжечь в прямом смысле все болезни и несчастья своих детей, женщины собирали вещи своих сыновей и дочерей, в которых они переболели и сжигали в огне. Так, в соответствии с их верованиями, дети будут расти здоровыми и сильными.

В этот день молодые люди присматривались друг к другу и пытались найти себе пару. Когда же выбор сделан, то девушка и парень перепрыгивали вместе через костер, держась в это время за руки. Таким способом они хотели проверить свои чувства и заглянуть в будущее. Если пара перепрыгнула, и смогла не разжимать руки, то их брак будет крепкий и счастливый, если же наоборот, значит лучше и не сходиться им.

Также в этот день раньше хозяйки на порог дома стелили крапиву. Они считали, что таким способом можно было спастись от злых духов и ведьм.

В ночь Ивана Купала, когда девушки водили хороводы вокруг найденного дерева, парни совершали набеги, пытаясь таким образом украсть Марену. Тот счастливчик, который смог это сделать, убегал подальше к реке, а за ним уже все остальные бежали. Все срывали по одной ветке с дерева, которая принято считать приносит плодородие. Затем дерево пускали по реке.

Чтобы уберечь свою скотину от болезней, хозяева проводили животных возле купальских костров.

Наши предки, как и в любой другой праздник очень внимательно наблюдали в этот день за погодой. Если в день Ивана Купала пойдет дождь, значит все лето будет жарко и погода будет засушливой.

А вот в случае если ночью небо будет щедро усыпано звездами, а поутру природа одарит обильно росой, значит будет замечательный урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.

В Купальский день старались избегать встречи со змеями, ведь если её увидеть в этот день, то беды не избежать и вскоре ожидаются сильные потери.

После того как травы были собраны все женщины очень внимательно пересчитывали их. Если наберется 12 видов растений, значит в семье обязательно в предстоящем году будет свадьба.

Большинство людей верили, что особая опасность ждет лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае они не смогут выбраться живыми. Соответственно их надежно запирали.

Одним из самых популярных гаданий в день Ивана Купала — было гадание на венке. Девушки поджигали свечи и вставляли их в венок, затем опускали их в реку. В случае если венок не утонул и свеча не погасла, то в этом текущем девушка обязательно должна выйти замуж. Если же венок все же утонул или уплыл далеко, значит в нынешнем году не быть ей невестой.

Девушки, в том числе, гадали и на ромашках. Для этого они брали 2 цветка, один из них символизировал определенного парня, а другой саму девушку. Интерпретация этого гадания очень проста — если цветы тянутся друг к другу, значит это её суженный и в скором времени они поженятся, если нет, значит не судьба ей быть вместе с этим молодым человеком и лучше его забыть.

В ночь с 6 на 7 июля выйдите к водоему, прошепчите возле воды свое заветное желание. Затем киньте в воду небольшой камушек. Четное количество образовавшихся кругов будет свидетельствовать о том, что желание исполнится, а нечетное говорит о том, что сбыться ему не суждено. Если водоема рядом нет, то найдите белый одуванчик. Осторожно нашепчите ему о своей мечте. Потом — дуньте на крону. Удалось сдуть всю шапочку — мечта несомненно осуществится, улетела; только половина — сбудется загаданное нескоро. А в случае если большая часть парашютиков осталась на месте — задумайтесь, не разумнее ли мечтать о чем-то более реалистичном?

Для того чтобы узнать ответ на интересующий вопрос, девушки задавали его прям возле ритуального огня. Потом внимательно следили за пламенем — в случае если оно ровное, спокойное и яркое, значит желание сбудется, если прерывистое, значит нет.

Славянский Праздник Купала

Славянский Праздник Купала (Купайло, Купало) — день летнего солнцестояния. Самый длинный день и самая короткая ночь в году. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь). Последний день Русальной недели или Русалий. Купала — один из древнейших праздников, который сохранил неизменными множество традиций и обычаев наших предков до наших дней, например: провожание Ярилы, которого сменяет Бог летнего солнца Купала, сбор целебных трав, поиск цветка папоротника и т.д. Купала также является великим праздником, который ныне подменён церковью на день рождения Иоанна Крестителя.

Давайте попробуем непредвзято разобраться, что же это за день такой, носящий имя Купала, который почитался и праздновался предками Русов строго в одно и тоже время в году, задолго до наших времён, основные обычаи и традиции которого, приходящиеся по Душе и сейчас (именно по Душе, а не по каким-нибудь канонам), дошли до нас из глубины веков.

В какой день празднуют Купала?

Сама дата празднования не случайна и связана с астрономическим событием, как и многие другие празднуемые дни, что может свидетельствовать о продвинутых познаниях предков Русов в вопросах астрономии. На День Купала приходится астрономическое событие, именуемое днём летнего солнцестояния. Ныне абсолютно известно, что траектория движения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца далека от идеального круга. В течение одного обращения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца расстояние между ними меняется от минимально близкого до максимально удалённого, что повторяется из года в год и из века в век. В день летнего солнцестояния наша планета занимает самое удалённое положение от Ярилы-Солнца, и в нашем полушарии в это время бывает самый длинный день и самая короткая ночь в году — торжество света над тьмой. Это астрономическое событие не зависит ни от каких религий, вер, политических взглядов и, в целом, людей. Солнце светит всем одинаково, и это событие происходит в одно и тоже время из года в год, не взирая ни на какие календари и их стили, и его невозможно отменить или перенести в угоду кому бы то ни было, а вот подменить понятия вполне возможно.

В 2019 году Славянский Праздник Купала приходится на 21 июня

Таким образом, день летнего солнцестояния, по широко ныне используемому календарю, приходится на с 19 по 25 июня.

Откуда взялись названия праздника Купала, Купайло, Купало или Иван-Купала?

С датой разобрались, теперь попробуем понять, какой смысл был вложен в название праздника Дня Купала. Если в случае с датой все ясно, там условия определяет астрономическое событие, то с названием придется оставить вопрос открытым, поскольку мы не располагаем на сегодняшний день достоверной информацией, а Наследие Предков, передаваемое из уст в уста, до нас дошло весьма искажённым. Существует множество версий возникновения этого названия, однако далеко не все принимаются Душой достаточно однозначно, что может быть воспринято истиной. В конце статьи приведена легенда, посвященная возникновению названия празднества дня летнего солнцестояния. Наберитесь смелости и, прочитав её, составьте собственное мнение, принимает ли Ваша Душа такую трактовку, является ли это версией близкой к реальности, а не слепо следуйте каким бы то ни было убеждениям.

На сегодняшний день Праздник больше известен под названием Иван Купала или Иванов День, названный так в честь христианского святого Иоанна Крестителя. Иван Купала, в отличие от настоящего Праздника Купайлы или Купалы, не приурочен к солнцестоянию, а отмечается в дату рождения Иоанна Крестителя 7 июля.  Праздновать 7 июля Купалу по языческим традициям с кострами, венками, поиском папоротника не имеет никакого смысла, так как солнцестояние давно осталось позади. На самом деле этот праздник принадлежит вовсе не Иоанну Крестителю или какому-то непонятному Ивану Купале, а языческому Богу Купала (Купайло).

Некогда этот праздник отмечался не только на Руси, но и по всей Европе. Холмы, поля, луга, долины покрывались огнями купальских костров. В наше время, конечно, такого уже не встретишь, но многие люди, языческие общины продолжают поддерживать традицию, и посетить Праздник Купала, как он есть на самом деле, может любой желающий. Считается, что на рассвете Купальского дня солнце радуется, переливается всеми цветами радуги, танцует и купается. Сам день солнцестояния всегда жаркий, это объясняют тем, что солнце в последний свой день жарит землю из всех сил, но, побеждённое, уходит на зиму. На Купалу солнце достигает своего апогея, жарит с неимоверной силой и по традиции люди должны попросить его умерить свой пыл.

Народные обряды и традиции на Праздник Купала

День летнего солнцестояния по сей день достаточно широко празднуется в разных уголках нашей планеты, причем во многих местах именно в ее истинную астрономическую дату.Этот праздник распространен у народов, чьи корни тесно связаны с корнями Русов. Имея отличающиеся названия у разных народностей, суть его одна: все обряды связаны с огнём, выступающим обычно в двух ипостасях – земной и небесной (Солнце), и водой.

Празднование Дня Купала предваряла Русальная неделя. Эти дни посвящены Богиням рек, озёр и водоёмов.На Русальной неделе без особой надобности не купались, чтобы не тревожить готовящихся к летнему празднеству водных божеств, и с этого дня начинали ежедневно купаться в реках. Было принято караулить встречу месяца с солнцем в ночь на солнцестояние, не ложились спать и наблюдали, как играет Солнце. Купалинская ночь — время, когда магическая сила огня, воды, земли, растений достигает наивысшей силы, а вода в реках и озерах приобретает особые живительные и очищающие свойства. Поверье о цвете папоротника, цветущего огненным цветом в купалинскую ночь, есть во всех славянских народах, на поиски которого отправлялись самые отважные.

Идея праздника – очищение, затрагивающее три тела человеческой сущности – трехмерную оболочку, душу и дух.В качестве очистительных элементов используются фундаментальные природные стихии – вода и огонь. Именно поэтому знаменитые купальные костры всегда разводят на берегу рек.

Празднование начинается с проведения хоровода. Хоровод выстраивается из трёх кругов людей, взявшихся за руки и движущихся в разных направлениях.Внешний круг составляют люди зрелого и преклонного возраста, средний круг — молодые и полные сил парни и девушки, а самый маленький круг, что ближе всего к огню, составляют маленькие дети.

В процессе празднования наши Предки прыгали через костры, а затем с разбегу погружались в объятья реки. Важным моментом является то, что это должна быть именно река с движущейся водой, когда можно провести аналогию с рекой времени, течением которой все однажды смывается, постоянно происходят перемены. И если вода очищает тело, то огонь очищает Душу.

Считается, что костры, разведенные на Праздник Купала, обладают уникальной, очистительной силой. В купальную ночь эти костры по поверьям наших Предков горели сразу в трёх мирах – в Яви, Нави и Прави. Поэтому любой огонь в эту ночь – это проводник, мощный и непреодолимый. Проводник человеческого и божественного, тёмного и светлого, земного и небесного.

Хождение по углям – следующая часть праздника.Это момент очищения или, скорее, даже закаливания духа.Через жар, мощный тепловой энергопоток и мелкие болевые искорки человека покидают ложные мысли, несправедливые устремления, бесы и лярвы, толкающие его к тёмному пути.

Также славянский Праздник День Купала включает в себя плетение венков и огневицы. Что касается венков, то в традиции венки плетутся девушками для парней. Разумеется, если речь идет об устоявшейся паре, то девушка плетет венок для своего мужчины или мужа, иной вариант просто недопустим. Во всех остальных случаях одинокие девушки отдают свои венки тем парням, которые вызывают у них наибольшую симпатию. Венки плетутся из полевых трав и цветов. Огневицы – это маленькие «лодочки», изготовленные чаще всего из деревянных дощечек. В центр такой лодочки ставится свеча, а вокруг из травы и листьев делается «оградка», чтобы ветер случайно не погасил пламя. Огневицы с зажженными свечами запускаются в реку. Если человек не имеет пары, он может запустить огневицу самостоятельно, но чаще этот момент не носит индивидуального характера. Ведь гармоничное состояние достигается лишь в единстве противоположностей, поэтому в идеале огневицу должна запускать пара – жених и невеста или муж и жена. В тот момент, когда парень и девушка кладут огневицу на воду, они загадывают желания.

Одно из самых больших заблуждений на счёт Праздника Купалы, которое подарили нам христиане — это то, что во время празднества творится блуд и всяческие безобразия. Наши предки-славяне были наичистейшими как в духовном, так и в материальном отношении.

Проповедники и миссионеры, которые попали в нашу страну издалека, увидели непонятное празднество с весельем, играми, танцами.Им показалось, что это просто отвратительно, и вместо того, чтобы сидеть на коленях и выпрашивать вечного прощения, люди радуются жизни.

Дело в том, что на Купалу как праздник максимального солнца, когда активизируются необычайно мощные магические силы неба и земли, считалось хорошим признаком — зачать ребёнка.По поверьям, зачатые в день солнца на Купалу, впитывали в себя всю его энергию и становились либо лучшими воинами, либо мудрыми женщинами. Так же считалось немаловероятным, что зачатый на Купалу ребёнок будет обладать сверхъестественными способностями.

Крестители, вероятно, были свидетелями того, как в праздник, когда силы природы были на самом пике, многие молодые люди, уединившись по тихим рощицам и лугам, пытались зачинать новое потомство.В итоге, чтобы попытаться отобрать у славян один из самых значительных праздников, на него был наложен пост (Петров пост). В дохристианские времена, естественно, никакого поста не было, и гуляния были не праздником живота и духа перед длительным воздержанием, а празднованием Дня Солнца Купалы и окончания Русальной Недели.

Легенда о том, как появился Праздник Купала

Как родились у Богини Купальницы близнецы Купала да Кострома

Тем временем в царстве Прави дальше всё своей чередою двигалось. Двигалось всё своей чередой и в земном нашем царстве Яви. В Ирийском саду огнебог Семаргл собирался вновь идти охранять мир от тёмных сил. Наточил свой огненный меч, обернулся крылатым псом и понёсся по небу ночному разгонять Чернобоговых правнуков.

Непростою та ночка выдалась — было время тому причиною. Пришло время летнего солнцестояния, вре­мя праздника многих тёмных сил, когда солнце на зиму поворачивает. Ещё светит Хорс ярко, полный сил, но лежат уже руки Велеса на великом Свароговом ко­лесе, на великом колесе времени.

Очень скоро солнце на убыль пойдёт — потихонеч­ку, по минуточкам, и тогда ему, как сейчас, не сиять: тогда станет Морена холодная над лесами-полями хо­зяйкою. Даже Хорса накроет холодом: в день осенне­го равноденствия, когда день с ночью сравняются, он пригасит лучи свои животворные.

Оттого силы тёмные и радуются, но пока ещё солн­ца им не победить. В эти дни во всю силу сияет Хорс, и Дажьбог яркий свет несёт всей земле, ну а ночью Семаргл охраняет мир — научил он людей разжигать костры, и теперь в ночи летнего солнцестояния слов­но очи света горят они, разгоняя прочь ночную мглу. И земля тогда, словно зеркало, отражает небо звёзд­ное.

В это время чудесная Купальница-Ночь, плодород­ных сил помощница, сияет такой удивительной красо­той, что решился наконец-таки огнебог Семаргл — подошёл, подлетел к Купальнице и сказал о своей го­рячей любви. Рассказал, как тоскует о ней на небе. И тогда Богиня прекрасная на любовь Семаргла отве­тила, и была их любовь жарче пламени и нежнее ноч­ного воздуха.

И, как было судьбою назначено, сплетено как было мудрой Макошью, как Недолею с Долей завязано, ро­дились у Семаргла с Купальницей близнецы — двое, мальчик и девочка.

Имя мальчику дали Купала, был он светел и бел, его взгляд, как вода, был прозрачен и нежен. Девочку звать стали Костромой, и была она яркая, как огонь, с горячей душою и сердцем. Неразлучны были братец с сестрой, по полям и лугам вместе бегали и дивились земному миру, и полям, и лугам, и рощам. На зверей земных вместе дивились и следили за полётом небес­ных птиц.

Красотой своей и уменьями равны были Купала с Костромой, только в том была меж ними разница, что любила Кострома на огонь глядеть, веселилась она, через костёр прыгая, а Купала любил больше воды озёрные, речные волны любил и купался каждый день.

Вот однажды сказала Купале Кострома:

— Говорили мне вчера птицы легкокрылые, что далеко-далёко, у речки Смородины, поют песни волшеб­ные Алконост да Сирин, мировые чудесные птицы. Мы давай с тобой завтра с утречка отправимся к тому мес­ту заветному, чтоб услышать песни небывалые.

Тотчас согласился на это Купала, тоже нравилось ему птичье пение.

Не сказали ничего они отцу с матерью и наутро от­правились к речке Смородине, к Мировому Дубу ог­ромному, где сидела справа птица Алконост и пела о жизни и радости, а слева Сирин сидела сладкоголосая и пела песни о царстве мёртвых.

И Купала заслушался песнями птицы Сирин печаль­ными, что лились как ручья журчание. Позабыл обо всём на свете Купала, закрыл глаза, и тогда унесла его птица Сирин в царство тёмное, мёртвое, и там спрята­ла на годы долгие. А Кострома Алконост-птицу слуша­ла, словно всполохи яркого пламени были песни её чарующие. Не заметила Кострома, как пропал братец Купала, а когда огляделась вокруг, никого уже рядом не было. Стала звать она братца милого, но Купала ей не откликнулся, был он в тёмной далёкой сторонушке под крылом у птицы Сирин.

С тех пор лет немало минуло, и не раз вьюги белые, лютые накрывали снегами чисто полюшко, и не раз потом травы буйные прорастали сквозь злобу зим­нюю. Много раз с тех пор солнце красное проходило свой годичный круг. Беды много раз сменялись ра­достью.

С тех пор выросла Кострома, стала девицей — кра­савицей писаной. Женихи к Костроме часто сватались, даже Велес, мудрейший Бог, на неё частенько загляды­вался, но никто из них Костроме был не люб.

— Нет из них никого мне под стать, — говорила она часто матушке, — среди них для меня нету равного. Я ведь девица, Богами рождённая, не бессмертная, но прекрасная. Кто сравнится со мною в умениях? Я за Бо­га пойду не за всякого! Мне не ровня старики волохатые. Волохатые да женатые…

И вздыхала в ответ Ночь Купальница. «Тише!» — го­ворила дочке. Бойся, мол, беды, мол, краса твоя равна гордости, как бы Боги на то не разгневались. Но не слушала мать Кострома бойкая, всё смеялась, заплетая в косу кудри рыжие. Вместе с девицами другими плела венки, но однажды ветрогон Стрибог с головы её вдруг сорвал венок. Дунул посильней, в воду кинул его, и поплыл венок по течению вниз. И тогда загада­ла гордая Кострома, чтоб нашёл венок равного ей же­ниха. Пусть плывёт венок, ищет суженого, чтобы был во всём точно, как она!

А кончался на земле июнь, месяц червень, и на сме­ну ему шёл июль, месяц липень. И всё ближе был день солнцестояния: до заката солнце светит долго, ярче яркого, а потом приходит ночь короткая — время странное, нехорошее.

В это время замирает мир в ожидании: что-то будет впереди, как всё сладится? Духи водяные да русалки, подданные хозяйки Макоши, за неделю до солнцесто­яния свой разгульный праздник громко празднуют. Мавки, водяницы, лоскотухи и другие жительницы водные надевают себе на головы из кувшинок венки, а потом выбираются из озёр и рек и давай веселиться по берегам. Распоясанные, в сорочках белых, резвятся русалки славянские, поют, хохочут, на деревьях кача­ются, а то и просто на траве сидят и расчёсывают свои длинные волосы.

Хвостов у славянских русалок отродясь не бывало, зато есть у них ножки резвые, а потому хороводы они любят водить, но не посолонь, слева направо, в сторону Прави, как то делают живые парни и девушки в честь Хорса круглого, а осолонь, против стрелки часовой, справа налево, от мира светлых Богов к миру Нави.

Вода — стихия удивительная, жизнь даёт она всему миру, но может и погубить вода. Через реки и озёра путь есть в царство подземное, а потому многие духи вод слушаются, кроме Макоши, Велеса многомудрого, особенно те, что от мертвецов произошли, от утоп­ленников. Духи водные, влажные, могут помочь уро­жаю вырасти, а могут и залить всё на корню, и если обидел их чем человек или повстречался в недобрый час — защекочут до смерти и уволокут к себе в под­водный мир.

Больше других щекотать всех встречных-попереч- ных лоскотухи любят, и чтобы уберечься от них в Ру­салии — праздник всех русалок, в одиночку люди в прибрежных лесах да на заливных лугах старались не появляться, а коли шли, то брали с собой чеснок и по­лынь — лоскотух отпугивать.

Лоскотухи от полыни, бывало, и разбегались, зато мавкам всё нипочём. Они даже и через круг, через же­лезную цепь охранительную не боятся перешагивать! Главное — мавок не разозлить, отшутиться от них, на это у живых вся надежда. Попросят гребешок, чтобы волосы свои расчёсывать, — дай, а то хуже будет. Правда, потом гребешок придётся выбросить, иначе облысеешь сам, но вот если не дашь, пожаднича­ешь — до смерти мавки замучат.

На вид они такие красавицы, каких свет раньше не видывал: личико милое, ножки стройные — всё, как у живых. Только краса не живая у мавок, мёртвая. Со спины видно сердце небьющееся, лёгкие, позеленев­шие без воздуха, да сопревшие в воде внутренности. Красота лица им в награду досталась за любовь безот­ветную на земле. Ведь мавками обычно утопленницы становятся, некрасивые, на жизнь обиженные, что ки­нулись в воду от несчастной любви.

Самые злобные среди русалок — лобасты, любят они в прибрежных камышах прятаться. Старше лобас­ты молоденьких мавок, хитрее, сильнее, опытнее. Не­житью выползают они из воды, лица страшные, стару­шечьи. На кого лобасты набросятся, тому смерть из­бавлением станет.

А верховодит всеми русалками Водяной — он в дни летнего солнцестояния и вовсе чувствует себя именинником. Он хозяин вод, пасёт себе в тишине на дне рек да озёр стада рыбные — карпов, сомов, ле­щей, — словно пастух коров на поле. Сам тиной опу­тан, с большим пузом, с хвостом. Вместо рук — лапы гусиные, пучеглазый, как рыбина, с окладистой боро­дой и усами зелёными. Все девицы водяные, прозрач­ные, подчиняются ему неукоснительно. Только дочери его, девицы-водяницы, потихоньку от отца проказни­чают: путают рыбачьи снасти да зазывают рыбаков под воду сладкими песнями.

Днём спит Водяной в тишине глубоких омутов или под водяной мельницей, а ночью утопленниками ко­мандует. Вообще-то Водяной — добрый дедушка, но коли разозлится, разволнуется, может сети порвать, дома затопить, а то и плотину разрушить полностью. Больше всего любит он побаловаться от скуки — ута­щит с берега на дно какого-нибудь зазевавшегося па­ренька да и оставит у себя жить, чтобы развлекал его в подводной тиши.

А самые весёлые и шустрые водяные живут в род­никах с чистой ключевой водой — «гремячих ключах», что возникли на земле от ударов молний Перуновых.

Вот в такое-то недоброе времечко, когда Свет и Тьма силами меряются, упал в воду Костромы венок и поплыл искать ей суженого — красотой и уменьями как она. Точь-в-точь. На волнах покачивался венок из синих, как вода, цветов и цветов рыжих, точно огонь.

Какой молодец его выловит, тому быть женихом Кост­роме. Только никому не даётся в руки венок, по реке плывёт он, по реченьке, в неизведанные края.

По воде за ним русалки следуют, тихо шепчутся мавки с водяницами. Мол, сказать о том венке бы на­добно нашему Водяному Хозяину, да и самому влады­ке Велесу о венке девичьем знать бы следовало. Но напрасно девы водные волнуются, давно проведал обо всём Велес-владыка. Он за прихоть девичью, за гордость, за слова, Богам обидные, наказать решил девицу Кострому.

По приказу подземного Велеса в царстве мрачном птица Сирин из-под своего крыла Купапу выпустила, посадила Купапу в лодочку и отправила плыть по реч­ке-озеру. Из подземного царства по воде его вынесло, понесло по рекам на родную сторонушку, а потом те­чением невиданным повлекло вверх по Волге-речень­ке — прямо навстречу своей судьбе.

Пока был Купала у птицы Сирин, вырос он, возму­жал, стал молодцем, красавцем писаным — с синими очами, как два озера, и волосами светлыми, кипенными.

Стал по сторонам смотреть Купала, стоя в лодочке, и увидел вдруг, как плывёт ему навстречу девичий ве­нок, на воде сверкает цветами яркими — синими да го­лубыми, жёлтыми да алыми. «Видно, умница-красавица тот венок плела, — Купала думает, — и пустила вдоль по реченьке, чтоб найти скорей себе суженого. Если девица та красой как эти цветы, я хотел бы её тотчас взять в замужество!»

Наклонился Купала, подхватил венок — пахли те цветы нездешним запахом, пахли лесом, костром да русалками. И кувшинками, и пряными травами.

В тот же миг понесла Купапу лодочка прямо к той, что венок чудесный бросила. Вот плывёт Купала, плы­вёт в лодочке, смотрит и места родные узнаёт — те поля и луга, рощи да леса, где они с Костромой вмес­те бегали. А потом глядит Купала, девица стоит на бе­регу, во все глаза на него смотрит радостно.

Прямо к девице той его лодочка вынесла, вышел на берег Купала, венок в руках держа.

— Твой ли это венок, красавица милая?

— Мой, — тихо Кострома ответила.

Так стояли они, друг на друга глядючи. И влюби­лись друг в дружку без памяти, полюбили сразу, как только увиделись. Были они друг другу под стать, как огонь и вода, которым друг без друга нельзя, но кото­рым и вместе навсегда не бывать…

Не узнали друг друга Купала с Костромой, — знать, то Велеса была задумка тайная. В ту же ночь, ни о чём никого не спрашивая, поженились Купала и Кострома, и были той свадьбе невиданной водяные мавки свиде­тельницами. Веселились они, счастью молодых раду­ясь, и купались с ними вместе Купала с Костромой, а потом на берегу через яркий костёр прыгали.

Лишь наутро узнала Купальница, что случилась бе­да великая с её любимыми детушками. Ведь нельзя близнецам, родному брату с сестрой, друг друга лю­бить по-супружески! Так людям велит Сварогов Закон, так велит и закон человеческий.

Со слезами пришла к детям Купальница, рассказала им правду горькую. И, как только открылась истина, в страшный миг тот их счастье кончилось. Теперь не бы­ло им больше места на земле. Не могли они жить в супружестве, но и порознь жить тоже не могли.

С горя прыгнул Купала в костёр догорающий и ис­чез, словно его и не было, а Кострома в лесное озеро бросилась, и сомкнулись над её головой воды сине-зелёные. Стала мавкой печальной весёлая Кострома.

А Купальница-Ночь с тех пор стала ещё черней и роняет с тех пор поутру на траву свои горькие слёзы-росу. Ни с кем больше не хочет видеться, даже Семаргла любимого не пускает больше на порог. Одна хо­дит с тех пор по миру Ночь-Купапьница, всё тоскует, грустит и печалится.

Опечалились и Боги Ирийские, жестока вышла месть у Велеса. Да и сам Велес закручинился, не почув­ствовал он от мести радости. Но уже не исправить со­деянного, не повернуть вспять Сварогов круг. И тогда хитрый Велес решил своей мудростью жизнь вдохнуть в страдания прошлые: превратить решил близнецов в цветок, да так, чтоб были они неразлучны вовек. Что­бы вновь родились они, вместе срослись, чтобы в еди­ном цветке воедино сплелись. Чтобы оба сияли в еди­ном цветке синим цветом и жёлто-оранжевым.

И случилось по воле Велеса на поляне лесной диво дивное: выросли цветы жёлто-синие, цветы яркие и та­инственные. «Купала-да-мавка» — стали люди их звать. И с тех пор на лугах и в лесах разрослись те цветы рыжим пламенем, синью водною. По сей день они по лесам растут.

Вы, конечно, видели их, дорогие девочки и мальчи­ки, иван-да-марья их величают сейчас — по православ­ным обычаям. Но цветы это те же самые, цветы древ­ние, рождённые Велесом — в память о близнецах. А самого Купапу стали люди почитать Богом лета, по­левых цветов и лесных плодов, Богом очищения и ис­купления.

Вы, конечно, и про ночь на Купапу слышали — вол­шебную, непонятную ночь в день солнцеворота летне­го. Она до сих пор не забыта. С тех пор как случилась с близнецами беда, с тех пор как погибли они и воз­родились в цветке, стали наши далёкие предки празд­ник праздновать в честь Купапы и бессмертных Богов Ирийских — праздник жизни и смерти, умирания и возрождения. С тех пор стали праздник солнца, воды и огня люди и Боги праздновать. С тех пор стала эта ночь летнего солнцеворота у славян называться Ку­пальской.

Странные вещи случаются в Купальскую ночь! Даже деревья переходят с места на место, шелестят листвой, разговаривают между собой. Звери, птицы и даже тра­вы в эту ночь друг с другом беседуют, а лесные цветы наполняются силой невиданной — чудодейственной, магической силою. В эту ночь собирают люди травы заветные, которые и в ворожбе помогают, и лечат, и приворотными становятся, и оберегают от напастей и бед.

Только в эту ночь безвременья расцветает в лесах цветок папоротника, растения, посвящённого громовику Перуну, — «Перунова цвета». Говорили ведуны на­шим предкам, что, мол, если отправишься в лес в эту ночь, захвати с собой белую скатерть, холст и нож. Очерти ножом или обгорелой лучиной вокруг куста папоротника круг, расстели скатерть и сиди в круге, не сводя глаз с куста папоротникова. Мол, разные чудища и духи, подданные Морены, будут наводить на тебя ужас и сон, и если ты испугаешься, выступишь из кру­га, разорвут тебя на части в тот же миг.

Ровно в полночь появится на папоротнике цветоч­ная почка, разорвётся с треском, и раскроется необык­новенно яркий, огненно-красный цветок. Надо рвать его поскорей, пока не схватила цветок чужая невиди­мая рука. Злобные духи будут кричать страшным голо­сом, заколеблется земля, загремит гром, и засверкает молния, ветер зашумит, и жуткий грохот послышится, обдаст тебя пламенем и удушливым запахом. Но если тебе повезёт и ты завладеешь цветком, накрывайся скатертью и беги в село не оглядываясь. Если огля­нешься — исчезнет цветок, а если нет, если выдер­жишь ты все испытания, то откроет тебе цветок прош­лое, настоящее и будущее, научит клады искать, при­общит к тайнам Богов, научит мысли людей угадывать и понимать язык птиц, зверей и растений.

Впрочем, ещё говорили люди, что выдумка это всё, наваждение нечистых сил, которые людей погубить хотят, что на самом деле никогда не цветёт в лесу па­поротник, а значит, и ходить за ним нечего…

На Купапу обливали юноши и девушки друг друга водой, с грязью смешанной, а потом вместе купались и пели песни, чтобы смыть с души и тела всё нечистое, бани устраивали. Поутру собирали росу живительную и умывались той росой, чтобы быть здоровыми. Счи­тали славяне, что в это время небеса способны развер­заться на короткий миг, и тогда всякое загаданное же­лание сбудется.

В эту ночь солнце после заката тоже в водах купает­ся, чтобы принести земле плодородие, а потому в честь могучего солнца — в честь Хорса круглого, и Дажьбога светлого, и Ярилы ярого — зажигали в Ку­пальскую ночь обвязанные соломой колёса, древний солнечный символ, с точкой-ступицей в центре и лучами-спицами. А потом пускали эти колёса горящие с го­рок, чтобы катились они, разбрасывая огонь, к реке до самой воды. До сих пор ещё в некоторых деревнях так Купальский праздник празднуют.

А ещё играли в горелки — весёлую игру в честь солнца с песнями и догонялками. Именно от горелок произошли современные салки, в которые вы до сих пор с удовольствием играете, дорогие девочки и маль­чики.

Что это за праздник Ивана Купала

Если и возобновлять славянские традиции, то начинать надо со дня Любви, Огня и Воды – праздника Ивана Купала. Ежегодно его празднуют в одно и то же время – 7 июля (24 июня по старому стилю). Относится к старославянским торжествам, мистическим, таинственным. Но не все знают, что означает праздник Купальская ночь (Ивана Купала). День Купала – празднование летнего солнцестояния. Почитают главное существо – Солнце. В этот день можно узнать будущее, увидеть будущего мужа, а также раскрыть тайны мира.

Языческий праздник или христианский?

Праздник Ивана Купала появился в дохристианское время, когда славяне покланялись целому клану божеств. Среди них был и Купала. Празднование славянского праздника совпадало с летним солнцестоянием. Предки считали, что такое чудо несет в себе много интересного, тайного и магического. Кроме игр, хороводов и других увеселительных мероприятий отправлялись искать волшебное растение – цветущий папоротник, гадали, наблюдали за природными явлениями.

После принятия на Руси христианства, праздник Ивана Купала не только переименовали на Иванов день (рождество Иоанна Крестителя или Предтечи), но и сместили на два дня. Во время языческих торжеств отмечался 22 июня, после христианства – 24 июня. Даты указаны по старому стилю, так как григорианский календарь был принят намного позже. В 2018 году праздник Ивана Купала выпадает как обычно без изменений – на 7 июля.

Интересный факт! Славянское христианство отличается от других направлений. В нем тесно переплетаются традиции славян, язычников и христиан. Очень много праздников совпадает и празднуется нестандартно.

Но историю праздника Ивана Купала знал каждый славянин. Народные верования гласили о прекрасной любви, страшном колдовстве и расплате за грех.

Легенда о Купале

У Матери Ночи (Купальницы) было двое чудных ребятишек:

  • Купала. Мальчик послушный, ласковый, примерный. Слушал мать, выполнял просьбы, отличался умом и сообразительностью;
  • Кострома – дочь. Девочка красива лицом, но упряма и строптива. Искала приключения, желала знать запретное. Успокоить мог только брат.

Захотелось Костроме послушать голос птицы ночного из темного царства – Сирин. Отправились дети в ночь (в Иванов день), да нашли тайную птицу. Купале так понравилось пение Сирин, что хвальба ее голоса заставила рассердиться сестру. Кострома накричала, обругала Сирин и прогнала. Но птица темная заколдовала детей, стерев из памяти их родство, разлучив на долгие годы. Жили в неведении Кострома, Купала и Купальница о существовании друг друга.

Как стали они взрослыми, превратились в прекрасных молодых людей, влюбились. Пожелали вместе остаться да свадьбу гулять. Так и вышло. Да только Сирин наблюдала за всем и после свадебного торжества сняла заклятие с них.

Не смогли брат с сестрой выдержать такого позора: Кострома решила утопиться, а Купало в огонь бросился. Но не суждено богам расстаться с жизнью, а вот заклятие ушло после этого навсегда. Очистив Купала и Кострому наградил Ярило даром: править миром в самый длинный день, но короткую ночь.

Так и пошло: Ивана Купала — это праздник Любви искренней, очищения от колдовства при помощи воды и огня.

Купальские обряды и ритуалы

Древний народный праздник Ивана Купала имеет множество традиций, обрядов. Связаны с историей несчастных брата и сестры. По приданию, бог летнего солнца и Кострома старательно помогают:

  • снимать чары ведьм;
  • очищать души людей;
  • показывают настоящих женихов, предназначенных судьбой;
  • помогают во всем.

Поэтому в ночь на Ивана Купала славяне проводили ритуалы, связанные с очищением тела, души как когда-то Купало и Кострома: прыгали через огонь, поливались водой. Но суть праздника не только в очищении. Обычай ходить со светочами, пускать венки по водной глади, водить хороводы, петь песни, которые забивают голос птицы Сирин – символ жизненной энергии, наполнение красотой, здоровьем, силой.

Отмечать начинали утром:

  • купание в открытых водах с проточной чистой водой на Ивана Купала – смывание с тела забот, усталости, печали, болезни, грязи;
  • пламя костра помогало очистить душу. Разжигали костры, прыгали парами и поодиночке. Чистый купальский огонь мог выжечь колдовство, порчу, проклятие. Подчистить ауру, убрать из души негатив, боль и печаль;
  • на праздник Купала обязательно надо петь и веселиться, но не только водить хороводы вокруг костра или на поляне. Танцы на углях, проходившие в Огненном кругу укрепляли дух. Босыми ногами молодежь ходила, плясала по раскаленным углям.

Предки считали: восхваление природы, богов должно нести единение с природой. Чем ближе, тем крепче будет дух, тело. Но получать энергию четырех стихий просто так нельзя, а потому были определены особенные дни – славянские праздники. Ивана Купало – праздник именно такой. Бог летнего солнца не только огнем/водой очищал. Даровал все растения, наделял особенной силой:

  • исцелять болезни телесные;
  • убирать/изгонять нечисть из души;
  • оберегать от ведьм и колдунов;
  • давать хороший урожай, благополучие;
  • сохранять любовь.

Такими травами в праздник становились крапива и душица, зверобой и заячья капуста, полынь и горец; чертополох и донник. Собирать выходили на рассвете, стараясь больше сорвать, чтобы на год хватило.

Особенности купальской ночи

В праздник Купала необходимо обязательно пройти все очищающие ритуалы. Но главной особенностью был костер. С водой связано больше гаданий, чем обрядов. Костры жгли вокруг деревни. Молодежь разбивалась на группы, и проводили очистку тела/душа. Но не это было главным. Пляски, песни и веселье вокруг купальского огня с особенными песнями помогали защитить деревню от злых демонов. Ведь после купальской ночи, день укорачивался, а темные силы получали больше времени на грязные дела. Через огонь прогнать надо было домашний скот, чтобы защитить, сжигали вещи больных. Существовал ритуал сжигания хвори детей. Маленькие дети не могли прыгать, а потому носили неделю рубашку, которую после кидали со определенными словами в огонь.

В этот праздник языки пламени должны доставать до небес, чтоб Купала видел и знал: его почитают, помнят, уважают. Чем выше прыгнешь, тем больше уважения богу. Значит, Иван Купала наградит силой, здоровьем, подарит удачу, благополучие.

Для закрепления чувств пара должна прыгать, взявшись за руки. Если кто желал зла молодоженам, то начинал болеть. Поэтому после праздника внимательно следили за друзьями, родственниками, чтобы не пускать в дом зло, ненависть.

Если женщина не могла иметь ребенка по каким-либо причинам, то перепрыгнув через огонь, с просьбами очисть от болезни бездетности, получала желаемое.

Послесловие

Возвращение славянских традиций укрепляет дух нации. Это знали славяне, потому чтили своих богов, старались соблюдать традиции, выполнять обряды и ритуалы. И хотя Ивана Купала это язычницкий праздник, но сближение с природой несет положительные моменты: уважение к природе/земле дает человеку возможность взглянуть на жизнь другими глазами. Раскрывать суть бытия, прелесть живого. История праздника похожа на красивую сказку, но ритуалы, обряды, проводимые в день Ивана Купала действенны по сей день.

Ивана Купала: история, традиции, все что нужно знать о праздновании

Таинственный, веселый и свободолюбивый – все это об Ивана Купала. Ночь на Ивана Купала является одной из самых интересных и в то же время, мистической, когда сбываются многие приметы и в жизнь могут прийти чудеса. Об одном из самых интересных праздников лета мы и расскажем в нашей статье.

Ивана Купала: история и название праздника

Праздник Ивана Купала – один из самых древних на славянских землях, поэтому всю его историю проследить невозможно. Дело в том, что изначально Ивана Купала был праздником с уклоном в язычество – в этот день призывали духов для хорошего урожая и погоды, а также гадали на суженых. Кроме того, христианский праздник тесно связывают с языческим из-за процедуры омовения и очищения в воде, которое происходило в реках.

Но языческую «версию» встречали в день Солнцестояния – 20-22 июня. Однако, до наших дней праздник дошел, как история о крещении Руси. Ивана Купала – это народный вариант имени Иоанна Крестителя, который сыграл важную роль в крещении Руси.

Именно христианский вариант праздника включал в себя разные развлечения на воде и венки, пущенные вниз по течению. Считалось, что так девушка привлечет суженого и вместе с ним – счастье в будущую семью.

Известно также, что в народе Ивана Купала называли Иванов день, Купала, Колосок, Ярилин день, Кокуй, Иван-травник, Сонцекрес, Купайло, Купалле, Іван Калдунски.

Дату, к слову, поменяли не зря – ведь отмечая его в ночь с 6 на 7 июля, празднование приблизили к одному из самых масштабных христианских праздников – Рождества Иоанна Предтечи.

Зачем прыгать через костер?

Один из главных атрибутов празднования Ивана Купала – это прыжки через костер, а также поиски цветущего папоротника. Но мы, для порядка, разберемся вначале с первым «развлечением».

В язычестве огонь является символом тепла и света, считается, что он может принести и счастье, и радость. А вот в христианстве огонь – очищение, огонь – спасение для души. Именно поэтому из языческого праздника прыжки через костер спокойно перешли в христианские.

Сегодня прыгать через костер – означает не только очиститься, но и показать свою «удаль», привлечь удачу, ведь удача, как известно, любит смелых!

Интересно и то, что в селах к костру обязательно должны были выйти все женщины, считалось, что если вы не выйдете – вас могли уличить в колдовстве. Ведь в эту ясную ночь в тени и воде прячутся лишь мистические и недобрые существа.

Через костер прыгали как в одиночку парни и девушки, так и пары, которые держались за руки. Считалось, что если молодые люди преодолевали костер, не отпуская рук друг друга, значит, им суждено быть вместе. Если руки размыкались, то это означало, что пара скоро расстанется.

Главные традиции праздника Ивана Купала

Обязательный атрибут номер один – купание на восходе солнца. Считается, что таким образом человек проходит своеобразную процедуру очищения – смывает с себя заболевания и укрепляет иммунитет. Купание происходило в различных местах - кто-то очищался в реках, кто-то готовил для этого баню.

Кстати, еще до восхода солнца или уже после заката, на реку приводили и скот. Считалось, что в эту ночь вода обладает целительными свойствами и может уберечь скот от смерти и болезней.

Потом наступала очередь огня. На возвышенностях или у рек разжигались костры. Иногда огонь добывался древним способом – трением дерева о дерево. Костры разжигали поздним вечером и зачастую жгли до самого утра.

Кроме того, в этот вечер и ночь молодые парни и девчата отправлялись искать возле воды и в лесу цветущий папоротник. Считалось, что тот, кто найдет мифическое растение - будет счастлив весь год и удачлив в жизни, ведь найти папоротник - считалось поймать удачу за хвост.

В нашей афише мы рассказали, как будут отмечать праздник Ивана Купала в Киеве.

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine. © 23-59.com.ua / Ден Бобров

Хрупкая певица Мария Яремчук предстала в роскошном венке из георгин, которые являются символом успеха, жизненной силы и осознания собственного достоинства

© 23-59.com.ua / Ден Бобров

Телеведущей Василисе Фроловой достался венок из васильков, которые олицетворяют доброту сердца и человечность и защищают от зла и плохой судьбы

© 23-59.com.ua / Ден Бобров

Певица Слава Каминская позирует в венке из розы-ружи. Ружа символизирует саму жизнь: зелень – это радость, колючки – печаль, а цветы – это слава

© 23-59.com.ua / Ден Бобров

Соосновательница G.Bar Сабина Мусина предстала в венке из колокольчиков, которые являются символом благодарности, открытого сердца и искренности

© 23-59.com.ua / Ден Бобров

Телеведущая Каролина Ашион примеряла венок из колоритных пионов. Эти цветы в украинской традиции символизируют женскую красоту и мудрость, а вместе с мальвами и розами обрекают свою обладательницу на веру, надежду, любовь и благополучие во всех жизненных сферах

А это певица Санты Димопулос в венке из купальских трав, которые являются синонимом здоровья, молодости, красоты

© 23-59.com.ua / Ден Бобров

Владелица Fairmont Grand Hotel Kyiv Елизавета Юрушева позирует в венке из лилий. Эти цветы служат оберегом в далеких странствиях, а также являются символом девичьих чар и взаимной любви

© 23-59.com.ua / Ден Бобров

Телеведущая Татьяна Терехова примеряла венок из чертополоха. Этот цветок имеет самую сильную энергетику против злых духов, защищает от зависти и очищает атмосферу вокруг, что никогда не будет лишним для красивой успешной девушки и молодой мамы


Смотрите также