Авторизация

День иконы донской божией матери


Икона Божией Матери Донская

Кондак 1

Взбранней Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Икос 1

Архангела благовестие слышавши Пречистая, соизволи воле Господа Своего и со смирением сердца отвеща: Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему. Мы же, дивящеся, како Сын Божий Сын Девы бывает, со Гавриилом Благодатную песньми почтим:

Радуйся, Отроковице, от всех родов Богоизбранная;

радуйся, скиние, Духом Святым осененная.

Радуйся, живоносная обитель Света божественнаго;

радуйся, Мати Божия, Спаса миру рождшая.

Радуйся, яко Тобою, Благодатная, Невидимый нам видим бысть;

радуйся, Всепетая, яко сотвори Ти величие Сильный.

Радуйся, яко прославлением икон Твоих величие сие возвещается;

радуйся, благодать и милость чудотворными иконами Твоими нам являющая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 2

Видяще Тя, Богородице, во объятиих Младенца Христа держащую и главою к пречистому лику Его кротце приникшую, разумеваем божественную любовь Твою и непрестанное о мире ходатайство. В шуйце же держиши плат чистый, еже слезы плачущих скоро осушати, да никтоже от Тебе неутешен изыдет. Веруем, яко имаши велие дерзновение ко благосердию Владыки, и Богу, давшему нам Тя благую заступницу, благодарственно поем: Аллилуиа.

Икос 2

Разум немощный не может постигнути глубину смиреннаго служения Твоего, Госпоже, на земли Искупителю нашему, не имевшему, где главу подклонити. Во дни бо уничижения и страдания Сына Твоего, Богомати, оружие смертное прохождаше сердце Твое. Сего ради сердцем соболезнующе, глаголем Ти таковая:

Радуйся, незлобивая агнице, вертеп и ясли смиренно приявшая;

радуйся, богоприимца Симеона скорбное проречение в сердце начертавшая.

Радуйся, поношению Сына Божия сострадавшая;

радуйся, крестный путь Его слезами оросившая.

Радуйся, муки Его крестныя сердцем разделившая;

радуйся, кресту предстоянием послушание воле Отца явившая.

Радуйся, гробу Сына Твоего благосердый плач принесшая;

радуйся, воскресением Его обрадованная.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 3

Сила Вышняго содела Тя, Благодатная, источник неоскудевающ утешения бедствующим. Многи бо скорби претерпевши, можеши и искушаемым помощи. Людем российским, люте страждущим от нашествия агарян, благоволила еси явити образ Твой в струях реки Дона в знамение милости Твоея ко отечеству нашему, в защиту от враг видимых и невидимых, ихже помощию Божиею побеждающе, Спасителю Богу поим: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще Тя первую подвигоположницу, шествующую по стопам Владыки Христа, мужества исполняхуся первосвятителие Московстии и подвижницы благочестия российстии, беды и напасти претерпевающе, учаще люди духом Господеви работати, ибо сила Божия в немощи совершается. Мы же, видяще веру отец наших и явление благодати, нравы злыя в добрыя претворившия, достойно Тя, наставницу верных, ублажаем:

Радуйся, насаждение веры и благочестия;

радуйся, образе несокрушимаго скорбей терпения.

Радуйся, доблести и веры богатство неистощимое;

радуйся, духа уныния и боязни отгнание.

Радуйся, духа разума и крепости стяжание;

радуйся, святых печальников земли Российстей возрастившая.

Радуйся, в струях Донских чудно икону Твою явившая;

радуйся, реки слез народных ею изсушившая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 4

Буря превеликаго нашествия агарянскаго потрясе землю Русскую, но не возможе угасити пламень веры в покров Твой, Богомати Пречистая. Великий печальник наш преподобный Сергий, призвав на помощь Святую Троицу и Тя, Владычице, со упованием благослови великаго Димитрия с дружиною в поход противу агарян и прорече ему: Победиши враги твоя; темже научи всех пети всесильному Богу, в Троице славимому: Аллилуиа.

Икос 4

Видя икону Богоматере, на поле брани от Донских предел пришедшую, и, прияв от рук иноков послание Сергия преподобнаго с напутием: Да поможет ти Бог и Святая Богородица, возрадовася князь Димитрий, яко Сама Владычица грядет на супостаты, и, воспрянув духом, с надеждою поведе воины своя на тьмочисленная полчища и победу одержа. Икона же Твоя, Владычице, молниеносным блистанием зрака Твоего враги устрашающи, залог победы являше. Сего ради благодарственно и радостно поем Ти похвальная сия:

Радуйся, в явлении иконы Твоея лучами Солнца правды верных осиявшая;

радуйся, небесная Воеводо, Мати Господа сил.

Радуйся, воинов-иноков на подвиг ратный избравшая и укрепившая;

радуйся, отечество наше от ига агарянскаго свободившая.

Радуйся, воином мужества неодолимаго дарование;

радуйся, врага исконнаго грозное низвержение.

Радуйся, преславную победу православно Тя чтущим даровавшая;

радуйся, земли Русския от века покрове и помощнице.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 5

Богоявленною звездою возсия икона Твоя пресветлая, озаряющи утро брани и возвещающи благословение Божие ратоборцем, на брань жестокую с агаряны подвигшимся. Весь день той предстояще Сергий преподобный с братиею неотступно престолу Святыя Троицы. Вечеру уже бывшу, победу старец духом познав, о сем радостно провозгласи и благодарственное пение соверши всещедрому Богу, призывая и нас велегласно воспети Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видя очами веры течение битвы и молитвою ратоборцы укрепляя, поименно поминаше преподобный Сергий вожди и воины убиенныя. Мы же, имуще завет его память о таковых особо творити и видяще силу молитвы, победу оружию приносящия, из глубины сердца воззовем Божией Матери, всемощней покровительнице душу свою полагающих за други своя:

Радуйся, воинов непреоборимая споборнице;

радуйся, меч гнева Божия смелым вручающая.

Радуйся, из терния злостраданий венец победы соплетающая;

радуйся, во бранех силу духа даже до подвига возвышающая.

Радуйся, болящих и ранами уязвленных не оставляющая;

радуйся, убиенных на поле брани к вечному покою управляющая.

Радуйся, родителей и вдовиц скорбящих благодатное утешение;

радуйся, Воеводо изрядная, имущая державу непобедимую.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 6

Провозвестник спасения Москвы от внезапнаго нашествия агарянскаго явися образ Твой, Заступнице скорая. Неприятелем во град внити уже готовым, с верою и слезным молением обнесоша его людие по стенам и стогнам града и поставиша посреде воев в походной церковице Сергия преподобнаго и, в молитве прилежаще, усердно взываху всемилостивому Спасу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшу солнцу, узреша стрегущии воини, яко опусте стан агарян: нощию страх внезапу нападе на ня от некия велия силы и, смутившеся, бежаша неудержимо даже за пределы Российския и вси изгибоша. О, предивная Заступнице наша! Твоими молитвами скорое избавление сие бысть. Да исполнится же древний храм сей, возвысивыйся на месте, идеже стояше чудотворный образ Донский, гласа хвалы сея:

Радуйся, града Москвы страже неусыпающий;

радуйся, миротворца князя Даниила начало величию Москвы положити сподобившая.

Радуйся, молитвами святителей и Сергия преподобнаго град наш ограждающая;

радуйся, в день скорби плач верных в радость претворяющая.

Радуйся, коварнаго врага внезапным бегством истребившая;

радуйся, упование на помощь Твою не посрамившая.

Радуйся, свеще неугасимая, веры огнь воспламеняющая;

радуйся, Благодатная, яко Тобою с нами Бог.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 7

Восхотевши оградити Русь православную, державная Покровительнице наша, многажды козни агарян и прочих иноплеменник разоряше, пределы страны нашея хранящи, и победы обильныя даже без крове подаваше. Егда же Великую и Малую Россию воссоединитися благословила еси, тем силу отечества в единении народа нашего, в союзе любве утвердила еси. Благоволи, о Мати Божия, в мире глубоце вселенную сохранити, Тебе бо дадеся благодать всемирнаго заступления пред Владыкою всех, Егоже воинства небесная славят, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго стража неусыпнаго града Москвы достойно почтити хотяще, соборный храм людие благочестивии в Донстей обители соорудиша и на стенах храма воздвигоша изображение иконы Твоея, Богомати, в божественное ограждение страны нашея, яко да отъинуде находящии врази отражени будут неотступными молитвами Твоими. Тебе же, яко сущей с нами, со упованием глаголем:

Радуйся, Бога живаго храме одушевленный;

радуйся, Боголюбивая, страну Российскую достоянием Своим избравшая.

Радуйся, нощных бдений и пений молебных скорое слышание;

радуйся, икону Твою, яко знамя побед неотъемлемое, даровавшая.

Радуйся, прекращением браней мир и радость приносящая;

радуйся, доброе пристанище душам, ищущим спасения.

Радуйся, Мати мира, смятений волны укрощающая;

радуйся, града Москвы и страны нашея всемощная предстательнице.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 8

Разсеяшася тучи напастей молитвами Твоими, Заступнице всеблагая. Теплая заря покаяния, восходящи, предваряет токи благодати, призывающи к подвигу: веровати право и жити свято. Простри же покров Твой, о, Благодатная Мати, на всех грядущих тернистым, но вожделенным путем Христовых заповедей, да вси познают, яко с нами Бог, Емуже поем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир зле страждет грех ради человеческих, во зло его повергающих. В Тебе, Мати рода христианскаго, начало общаго избавления, исполнение всякия добродетели. Яви же нам, богомудрая Дево, в Евангелии Сына Твоего свет божественный, да отвергше горечь греха, сладость благочестия обрящем, взывающе Ти сицевая:

Радуйся, благодати живоносный источниче;

радуйся, Еюже мира всего дивное преображение.

Радуйся, Всеблаженная, ходящая в законе Господни непорочно;

радуйся, слезами покаяния орошающая нас благодатно.

Радуйся, молитве сердечней научающая;

радуйся, подвигу поста вспомоществующая.

Радуйся, греховныя помыслы властно отгоняющая;

радуйся, братолюбием темную злобу побеждати повелевающая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 9

Всех немощных крепосте, печальных утешение, страждущих посещение, верных дерзновение Ты еси, Пречистая Владычице Богородице, всех притекающих под сень креста Господня ко спасению приводиши, да последуют Искупителю Богу, поюще песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не могут исчести, человеколюбивая Мати, бездну щедрот Твоих, на злостраждущия и безпомощныя изливаемых. И мы, сладость утешения в нуждах познавше, благословляем Тя с верою и чествуем с любовию, моления возносяще пред образом Твоим сицевая:

Радуйся, безмолвие дивное в скорбех земных показавшая;

радуйся, скорбящих и плачущих отрадо и утешение.

Радуйся, болящих милосердая целительнице;

радуйся, долгонедужных сладости райския тайное приобщение.

Радуйся, страждущих любовию ближних окружающая;

радуйся, вдов и сирот незримая питательнице.

Радуйся, яко паче жемчуга слезами радости икона Твоя украшается;

радуйся, отечеству нашему победы обильныя дарующая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Сын Божий из Тебе, Дево, плотию облечеся, и благодатию Его падшее естество человеческое, грехом оскверненное, очищение и спасение приемлет. Дивное Божие смотрение о нас Тобою, Дево, содействием Святаго Духа исполняется, яко Ты еси воистину погибших взыскание и нераскаянных грешников к покаянию теплому увещание, и Тобою от отчаяния греховнаго избавляеми, дерзаем с веселием пети Искупителю Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси несокрушимая Церкве Христовы, Всенепорочная Дево, верныя бо во искушениих укрепляеши и миром и любовию ограждаеши. Сего ради и воздыхания молитвенная не умолкают зовущих Ти:

Радуйся, от купели крещения благая восприемнице;

радуйся, супругов благословенною любовию венчание.

Радуйся, матерем многотрудным изрядная помощнице;

радуйся, чад непокоривых твердая наставнице.

Радуйся, в сиротстве дивное утешение;

радуйся, враждующих нечаемое примирение.

Радуйся, беззаконнующих светом правды обличающая;

радуйся, грехи наша в мори милосердия растворяющая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим Ти, вместившй ипостасное Слово Божие. Агнец Божий сый, вземляй грех мира, Той закалается, еже датися во вкушение верным. Сподоби же нас, Мати Божия, достойно причащатися пречистых тела и крове Его, да спасение улучивше, воспоем Жизнодавцу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Дщи Отца Небеснаго, Мати Сына Божия, Невесто Духа Святаго, неисчерпаемое море даров божественных Ты еси, Всесвятая Дево. Умоли человеколюбца Господа открыти нам источник всеоживляющия благодати, да очищенным сердцем потщимся возрастити плоды Духа, в радости и веселии зовуще Ти:

Радуйся, плодов Духа Святаго всецелое стяжание;

радуйся, радостию духовною насыщение пречудное.

Радуйся, мира непоколебимаго дарование благонадежное;

радуйся, благости любвеобильныя исполнение.

Радуйся, милосердия о Христе насаждение неувядаемое;

радуйся, веры живыя утверждение несокрушимое.

Радуйся, кротости незлобивыя наставнице несравненная;

радуйся, средостение вражды разрушившая.

Радуйся. Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 12

Благодатную помощь многажды являла еси, Царице Небесная, чрез чудотворный образ Твой Донский, егда смерть вскоре предстояще людем. Сего ради на обратней стране иконы сея древния изображено есть и всечестное Успение Твое, да всяк, подвизающийся во славу Бога и на благо ближняго, не убоится смерти, но, взирая, како Твоя душа приемлется в руце Бога живаго, с надеждою предает себе в час смертный Судии всех Богу, вопия Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Тя, в молитвах неусыпающую Богородицу, Святей Троице предстоящую, вопием Ти: пробуди нас светом живоноснаго Успения Твоего от смертоноснаго сна нерадения о спасении души и испроси нам с Господом примирения. Егда же приспеет жатва смертная житию нашему, огради нас всесильным предстательством Твоим от духов злобы, да, Тобою водими, достигнем Царствия Небеснаго, идеже незаходимое Солнце правды невечерний свет славы божественныя изливает. О, Всесвятая Дево, от херувим воспеваемая, приими от нас, недостойных похвалы сия:

Радуйся, обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая;

радуйся, Мати всепетая, одесную Бога предстоящая.

Радуйся, горняго мира боголепная красото;

радуйся, кладезю богомыслия неисчерпаемый.

Радуйся, любве божественныя светильниче неугасаемый;

радуйся, греховных уз скорая решительнице.

Радуйся, воздушных мытарств прехождение безбедное;

радуйся, благая вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Радуйся. Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 13

О, всемилостивая Владычице Богородице, Российския страны дивная заступнице, обидимых прибежище, грешных спасение! Отечество наше от враг защити, вселенную всю миром благослови, веру православную укрепи, скорби и крест со упованием понести помози, в любви и согласии всех нас соблюди и в радость Господа внити сподоби поющих ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Архангела благовестие…» и 1-й кондак «Взбранней Воеводе…».

Молитва

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о, Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

1 сентября - день Донской иконы Божией Матери, главный праздник российского казачества (+ВИДЕО) - Церковь Успения Богородицы

 1 сентября – праздник иконы Божией Матери «Донская». Теперь этот день стал официальным православным праздником казачества. Такое решение принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в 2010 году. «Я объявляю День Донской иконы Божьей Матери, 1 сентября по новому стилю, праздником православного казачества», — сказал Патриарх после Литургии и молебна перед чудотворной Донской иконой Божией Матери в Московском Донском монастыре в этот день. В ответ прозвучало дружное казаческое «Любо!»

Казаки – особые воины, считает Святейший Патриарх. «Ни одно воинское подразделение в своем уставе не связывало принятие решений с благословением Церкви так, как это делало казачество.» С этой особенностью Патриарх связывает не только непростую судьбу казачества, но и особую силу духа, помогающую выстоять казачеству в тяжелые времена смуты ХХ века. 

Икона Божией Матери Донская, по преданию, была поднесена казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Куликовская битва произошла 8 сентября (по новому стилю – 21 сентября) 1380 г. Тогда русские войска под командованием московского князя Дмитрия Донского встретились на Куликовом поле с войском татарского хана Мамая. Впервые со времени начала татаро-монгольского ига в середине XIII в. русские войска одержали крупную победу над татарским войском. Благословил русское войско один из самых почитаемых на Руси святых – Сергий Радонежский.

.Во вкладной книге Донского монастыря (книга, где записываются все вклады и пожертвования монастырю) написано: «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща»

Когда точно был написан образ Донской Божьей Матери не знает никто: исследователи расходятся во мнениях. Некоторые считают, что икона была написана исконописцем Феофаном Греком одновременно с росписью Коломенского Успенского собора в 1392 году. Другие полагают, что образ немного моложе и был создан в конце 1390-х годов для Благовещенского собора Московского Кремле. Мало того, есть версия, что мы имеем дело со списком с утерянной иконы из коломенского Успенского собора. По третьей версии Донская икона вполне могла быть заказана в 1395 году митрополитом Киприаном сразу после отхода войск Тамерлана от Москвы.

Казачий дар

Есть, впрочем, и официальная, летописная версия. Согласно «Гребенской летописи», икона была преподнесена Великому князю Дмитрию донскими казаками. «Там, в верховьях Дона, – говорится в летописи, – народ христианский воинского чина, зовоми казаци, в радости сретающе его (Димитрия) со святыми иконами и с кресты поздравляюще ему об избавлении своем от супостатов и приносяще ему дары от своих сокровищ, иже имеху у себя чудотворные иконы в церквах своих». Этот самый «народ христианский воинского чина» и преподнес святой образ князю Дмитрию, буквально чуть позже получившему имя Донской, практически перед самой битвой с ханом Мамаем на Куликовом поле.

В честь победы в этом сражении на поле между Непрядвой и Доном, в битве, положившей начало Российской государственности, икона была названа Донской. Празднуя победу и благодаря Богоматерь-Заступницу, великий князь торжественно принес образ с собой в Москву. С этого времени Донская икона Божьей Матери почитается православными России, как чудодейственная защитница Отечества. В течение шести веков молились перед ней наши предки в периоды вражеских нашествий и в моменты наибольших испытаний.

Икона Грозного Ивана

Во время Ливонской войны Донская икона покинула столицу, чтобы сопровождать православное воинство. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чудотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне». Перед походом на Казань он тоже молился перед этим образом, а потом, после победы, велел перенести его в Кремль, в Благовещенский собор.

При перенесении Донской иконы в Москву Иван Грозный повелел сделать с нее два списка, которые он затем отправил в Коломенские монастыри.

Немного позже для Успенского собора был сделан тот список, который сохранился до настоящего времени. От всех остальных он отличался белым фоном, в конце 16-го века икона была оправлена окладом при епископе Давиде Коломенском.

В царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича чудотворному образу вновь пришлось покинуть Москву: когда в 1591 году крымский хан Казы-Гирей, внезапно напав на владения Московского государства, подступил к самой Москве, царь, взяв с собой икону Пресвятой Богородицы, вышел со своим войском и расположился на том месте, где после был отстроен Донской монастырь.

После изгнания войск Казы-Гирея, с иконы, находившейся на поле боя, был сделан еще один список. Он занял свое место в Донском монастыре, отстроенном на месте походной церкви. В 1668 году дополнительно для Малого собора Донской обители список иконы сделал иконописец Симон Ушаков.

Походы, походы, походы…

После обновления монастыря, в период правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, обитель становится местом царского богомолья, и сюда 19 августа (1 сентября по новому стилю) совершается ежегодный крестный ход.

В XVII веке Донская икона оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 году, во время нападения крымских татар на южнорусские земли, царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед святым образом и нападение «агарян» было отбито. Потом икона сопровождала в Крымском походе Василия Голицына. Правда, ему она победы не принесла. Хотя с другой стороны, сам князь вернулся живым и невредимым, так что может и оберегла его Заступница?

В царствование же Петра I именно участию Донского образа Богородицы приписывали успех при взятии Азова. Может быть к самой войсковой операции икона отношения и не имела, но одно своего рода чудо с ней связано: Петр Алексеевич, столь прохладно относившийся к православным традициям, что старообрядцы даже называли его антихристом, молился перед образом, прося Богоматерь о заступничестве.

Трудная судьба царской святыни

Примерно в это время икона была оправлена в новый оклад с драгоценными камнями. Один список камней и украшений занимал несколько листов. Были среди них «венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами… 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги». На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. К образу были приложены 2 жемчужных очелья, 2 золотые цаты – вязаная и сканая – и 2 «ожерелья». К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии — святые мощи. Пожалуй, по числу мощевиков и украшений это была одна из самых пышных икон в Москве. Правда, до наших дней все это великолепие не дошло, – в 1812 году икону «раздел» безымянный наполеоновский солдат. Но сама икона уцелела. Правда, на этом злоключения чудотворного образа не закончились: после Октябрьской революции она лишилась и серебряной ризы, сохранились лишь отдельные детали украшений.

Нам есть о чем молиться!

Сегодня икона Донской Божьей Матери находится в государственной Третьяковской галерее. Ежегодно 1 сентября в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для праздничного богослужения.

В прошлом году, обращаясь ко всем участникам праздника российского казачества, Святейший  Патриарх Московский и всея Руси  Кирилл сказал: «И сегодня нам есть о чем молиться перед  Донской иконой Божией Матери – о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремленности, мужества, духовной силы нашего народа. И чтобы, несмотря на все те разделения, которые были проведены в истории по телу единой святой Руси, мы всегда оставались духовно едиными, сплоченными, солидарными, способными поддерживать друг друга и защищать свои общие духовные интересы».

Антон Алексеев

Российское Казачество

День Чудотворной Донской иконы Божией Матери. Какие дела сегодня благоприятны?

1 сентября в православии почитают чудотворный образ Богородицы – икону Донскую. В народном календаре дата получила название Фекла-свекольница.

История и описание иконы

Точно неизвестно, кем и когда была написана икона. В XIV веке накануне Куликовской битвы московскому князю Дмитрию Ивановичу ее преподнесли донские казаки.

Русские воины взяли икону с собой, в день Куликовской битвы она придавала им силы и оберегала от Золотой Орды Мамая. Возвращаясь с победой, князь Дмитрий привез икону в Москву, ее стали именовать Донской и разместили в Успенском соборе Кремля.

Спустя двести лет, когда к стенам Москвы подошли крымские татары, икона снова совершила чудо. С ней провели богослужение и крестный ход, после чего поместили в полковой церкви.

На следующий день над татарами была одержана победа, а вместо небольшой полковой церквушки построили каменный храм, где Донская икона обрела новое пристанище.

Сейчас на этом месте действует Донской мужской монастырь, а чудотворный образ находится в Третьяковской галерее. Каждый год в день почитания Донской иконы Божьей Матери ее доставляют в монастырь для праздничного богослужения.

Эта икона двусторонняя. На оборотной стороне изображено Успение Богородицы. Узнать Донскую икону несложно – Божья Матерь на ней обнимает и прижимает к себе младенца Иисуса, а его обе ножки опираются на левую руку Девы Марии.

В чем помогает Донская икона?

Особенную благодать Донской образ Богоматери имеет, когда молятся:

1. о защите от трудностей, интриг и врагов;

2. о помощи во время воинской учебы, службы в армии;

3. об успешных военных операциях.

Чаще всего к иконе обращаются военнослужащие (и в мирное время). Также верующие просят у Донского образа об исцелении от физических и душевных болезней, тяжелых ран; об обретении и укреплении подлинной веры; о получении духовной помощи.

Как правильно молиться?

Посетите любой православный храм, где имеется Донская икона Богоматери, или приобретете образ в церковной лавке для домашней молитвы.

Где бы вы не молились (дома или в храме), зажгите перед этим свечу. Можно обращаться к Деве Марии своими словами либо найти молитву в молитвослове (она называется «Молитва Пресвятой Богородице перед Донской иконой»).

Будьте предельно внимательны, пребывая в общении с Божьей Матерью, не отвлекайтесь и не думайте о посторонних вещах.

После молитвы перекреститесь и приложитесь к руке или краю одежды, изображенному на иконе (к лицам святых нельзя прикасаться губами).

Обряды и традиции этого дня

В этот день наши предки отмечали праздник свечки, потому что вечера становились темными, и ремесленники начинали работать при искусственном освещении.

А их мальчикам-подмастерьям 1 сентября проводили специальный ритуал посвящения в ремесло, предлагая выпить стопку водки. Считалось, что после этого они могут быть вхожи в мужское общество.

Запомните сон, приснившийся в ночь на 1 сентября, он вещий. Только никому его не рассказывайте. Но если до ночи он не сбудется, то уже и в будущем не ждите исполнения.

Что сегодня нужно сделать?

Если вы чувствуете недомогание или болеете, 1 сентября обратитесь за помощью к святому Андрею Стратилату. Сегодня благоприятный день для начала лечения (особенно с использованием целебных растений), очищения кишечника и лечебного голодания.

Сегодняшний день в народе прозвали Фекла-свекольница, так как к 1 сентября обычно поспевает свекла с морковью. Наши предки в этот день с помощью сырой свеклы унимали зубную боль, прикладывая небольшой ломтик на разболевшееся место.

Также в день почитания свеклы не забудьте приготовить из нее наваристый борщ и вкусные салаты.

Обязательным считалось у славян приготовление яичницы в первый осенний день. В народе говорили, кто 1 сентября яичек не пожарит, у того все продуктовые запасы пропадут, а предстоящий год голодным будет.

Если 1 сентября в дом приблудится собака или кошка, прогонять их нельзя, иначе в семье может случиться беда.

Народные приметы 1 сентября

Если утром 1 сентября густой туман, значит, предстоит теплая, но снежная зима.

Если сегодня журавли улетают в теплые края, значит, зима будет ранняя.

Fri, 30 Aug 2019 20:14:20 +0300

@ Абрамович Оксана, писатель

Комментарии

Поля отмеченные * обязательны.

День памяти иконы Божией Матери Донской

День памяти иконы Божией Матери Донской православная церковь отмечает 1 сентября. Донская икона Пресвятой Богородицы была написана выдающимся иконописцем Феофаном Греком и первоначально хранилась в церкви Благовещения в городке Сиротин. В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу Донскому. В день Куликовской битвы, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска.

     К сражению с Мамаевыми полчищами русские войска очень хорошо готовились, великий князь сумел объединить силы, к нему стекались отряды с разных мест Руси. Пришли под его знамена и донские казаки, они явились с иконой Богоматери, взятой из Благовещенской церкви городка Сиротина. Икона была во время сражения вместе с войсками, ее укрепили на древке как хоругвь, она прошла перед выстроившимися отрядами, а в разгар боев находилась в самом пекле, вдохновляя русских воинов.

     Русские одолели Мамая 8 сентября 1380 года, эта победа вселила в народ уверенность в возможность полного освобождения от татаро-монгольского ига. После сражения донские казаки преподнесли икону Донскую великому князю Димитрию, он торжественно внес ее в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля. Но на обороте иконы скоро обнаружили надпись: «Благовещение Богоматери». Тогда ее перенесли в Благовещенский собор.

     В память победы икона стала называться «Донская». Во все времена войн она оставалась в русском войске, а в день славной Куликовской битвы находилась в виде хоругви на древке для ободрения православных воинов. Князь Донской вначале принес эту икону в Москву и установил в Успенском соборе Кремля. Когда же построили Благовещенский собор, он перенес Донскую икону Божией Матери в него.

     В 1591 году на Россию напали с двух сторон. Шведы шли к Новгороду, крымские татары во главе с ханом Казы-Гиреем уже были около Москвы, остановились у речки Котлов на Воробьиных горах. Царь Федор Иоаннович был сильно растерян, так как основные силы русского войска защищали Новгород. Не надеясь на человеческие силы, царь с твердой надеждой «обратился к непобедимой воеводе - Пресвятой Богоматери».

     Он пришел в церковь Благовещения: взял чудотворную Донскую икону и велел митрополиту со всем собором, с нею и другими святыми образами обойти в крестном ходе вокруг стен Москвы, а потом поставить Донскую икону Божией Матери среди войска, готовившегося к битве. На следующий день с утра началась ожесточенная битва. Через сутки татары, истерзанные невидимой силой, бросились бежать, оставив множество убитых, раненых и весь свой стан.

     В благодарность за помощь, оказанную Царицей Небесной, Феодор Иоаннович в том же году на месте, где стояла во время битвы Донская икона, построил Донской монастырь. В нем поставили Донскую икону Божией Матери и установили 1 сентября праздник в память оказанного Богоматерью милосердия.

     Царем Алексеем Михайловичем, особенно уважающим эту икону, был установлен крестный ход в день праздника в этот монастырь, совершавшийся в разное время до 1646 года. Донская икона Божией Матери стояла на левой стороне от царских врат в Благовещенском соборе Кремля. Христиане ей усердно молились как защитнице Отечества, тем более она усилена святым изображением Благовещения Богоматери на обратной стороне.

     С 1919 года Донская икона Божией Матери хранится в Третьяковской галерее. Но каждый год по благословению Святейшего Патриарха в день празднования Иконы, ее торжественно переносят из Третьяковской галереи в монастырь, для совершения праздничного Крестного хода.

     Именины:

Андрей, Николай, Фекла, Тимофей.

День памяти Донской иконы Пресвятой Богородицы

1 сентября Православная Церковь установила торжественный праздник в честь одного из наиболее известных и величественных образов Пресвятой Богородицы – Донского. Икона прославилась на весь мир своими многочисленными исцелениями, наставлениями людей на путь истинный, а также другими благодатными свершениями.

Ежегодное почитание чудодейственного образа

На сегодняшний день, в честь образа проводится торжественная служба, во время которой священнослужители выносят на всеобщее обозрение список святыни Божией Матери «Донская». Лучше всего в этот день отправиться на службу, чтобы стать участником богослужения, а также иметь возможность помолиться перед чудесной иконой, и попросить для себя, родных и близких благословения, исцеления или духовной крепости. Если у вас нет времени отправиться в храм, желательно несколько раз помолиться перед списком данной иконы у себя дома.

История происхождения святыни

Стоит отметить, что иконографический тип образа – это «Умиление». Данный тип считается одним из наиболее распространенных и популярных видов в творчестве. Написана икона Пресвятой Богородицы «Донская» была много лет назад, силами и вдохновением талантливого мужчины – Феофана Грека. Первый раз икона проявила чудодейственную силу во время страшной и кровопролитной Куликовской битвы осенью 1380 года, когда войско неприятеля практически одержало победу, но русские силы всё же превозмогли противника. После яркой победы, образ был передан правителю Дмитрию Донскому, а через несколько лет, по его инициативе икону передали в Московский собор. Там о святыне Божией Матери узнало еще больше людей, которые время от времени исцелялись от всевозможных болезней, а также преодолевали душевные расстройства.

Символизм Донской иконы

Икона Пресвятой Богородицы «Донская», обрела своё наименование после триумфа русского войска на реке Дон. Многие военнослужащие того времени неоднократно повторяли, что если бы не божественная помощь свыше, то они бы не смогли победить в этой схватке. Чуть позже, образ еще не раз выручал русское войско в кровопролитных войнах против татар и других подлых неприятелей. В начале 1592 года был возведен чудесный Донский монастырь, который символизировал силу христианской религии и поражение злых сил в многочисленных битвах. В том же году, было установлено ежегодное празднество чудесному образу, которое отмечают и на сегодняшний день. Икона символизирует избавление верующего человека от страданий, а также нацеленность на счастливое будущее. Стоит отметить, что на сегодняшний день оригинал образа Божией Матери «Донский» можно найти в стенах Третьяковской галереи.

Донская икона Божией Матери: значение, в чем помогает

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана, по мнению искусствоведов, Феофаном Греком. Находясь в самом эпицентре военных действий, Донская икона Божией Матери защищала и придавала силы защитникам Руси от монгольского ига в день Куликовского сражения, произошедшего 08 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию святыня была привезена донскими казаками из Сиротина городка в канун сражения. В честь этой великой победы икона получила название Донской. После принятия образа в дар донскими казаками Дмитрий Донской перевез эту икону в Москву. Первоначально она была размещена в Успенском соборе Кремля.

История иконы

Во время битвы между князем Дмитрием Донским и монгольским ханом Мамаем, икона Донской Богоматери находилась среди русских воинов. Она была получена полководцем в дар от донских казаков. Молитвы Пречистой Девы, их чудодейственная сила помогли русскому войску одержать победу в битве за освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Победоносно возвращаясь в Москву, Дмитрий Донской привез с собой икону, и назвал ее Донской, в честь великой для Руси победы над татарами.

По церковным преданиям, есть еще одна победа, связанная с Донской иконой Божией Матери, завоеванная с помощью заступничества Пресвятой Богородицы. Спустя 200 лет битвы на Куликовом поле, во времена правления Феодора Иоанновича, царя и великого князя, крымские татары, возглавляемые ханом Казы-Гиреем, попытались захватить Москву. Они уже подошли к стенам города, и вышел Феодор Иоаннович со своим войском против орды, взяв с собой икону, привезенную с Дона. Было совершено богослужение и крестный ход, после чего икону Пресвятой Богородицы поместили в полковую церковь. А на следующий день татары, будучи побежденными с помощью чудотворной иконы, были изгнаны из Москвы. Больше никогда крымские татары не нападали на город.

Чтобы отдать дань благодарности Матери Божьей за победу, великий князь отдал приказ в месте расположения русского войска в ожидании битвы с татарскими захватчиками построить каменный храм, а после поместить туда Донскую икону Божией Матери Феофана Грека и после этих событий стали называть обитель Донской. В наши дни это действующий мужской монастырь. Каждый год здесь совершается торжественное богослужение.

В чем помогает Донская икона

К этому лику приезжают с молитвой Донской иконе Божией Матери не только о защите от врагов, но и помощи в лечении тяжелых ран и болезней.

Сейчас постоянное место нахождения Донской иконы Божией Матери – Третьяковская галерея. Ежегодно для праздничной службы ее доставляют в Донской монастырь, где священное сословие Москвы чествует великую святыню.

Как известно, образ Богоматери в целом является одним из наиболее почитаемых. Поэтому трудно перечислить, о чем молятся Донской иконе Божией Матери — верующие взывают о самых разных делах с самыми разными просьбами.

Иконографический образ относится к типу Умиление или Елеуса и особенностью тут является прильнувшие друг к другу лики Богомладенца и Богоматери, а на этом образе особенностью являются согнувшиеся ножки маленького Христа. Сам образ Умиление указывает не только на близкие отношения между Христом и Девой Марией, но и символически указывает на поиск души, которая стремиться прильнуть ко Всевышнему и проникнуться неподдельной любовью к нему. Поэтому перед этим образом часто молятся для того чтобы обрести подлинную веру, либо укрепиться в вере.

Как известно, православная вера для каждого отдельного верующего является динамичной, то есть может укрепляться и также ослабляться. Вот почему духовную практику следует вести непрерывно, вот почему, если смотреть в чем помогает Донская икона Божией Матери многие верующие обращают внимание именно на возможность укрепиться в вере и получить духовную помощь.

Тем не менее, есть свидетельства от верующих и о помощи сугубо телесной, которую предоставляет этот образ.

Часто к иконе обращаются для того, чтобы вылечить тяжелые раны и разнообразные недуги

Образ обладает целительной мощью и может уберегать от различных невзгод, тех, кто обращается с молитвой – в этом и есть значение иконы.

Молитва иконе

День празднования иконы приходится на 1 сентября.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Донской

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о, Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...


Смотрите также