Авторизация

День святого марка


День Святого Марка

8 мая, когда по юлианскому календарю празднуется день памяти святого евангелиста Марка, коптская и русская православная община Венеции совершает богослужение в древней базилике святого Марка, где с 833 года почивают его мощи.

С разрешения католической курии Венеции православные богослужения совершаются в крипте базилики Сан-Марко уже тринадцать лет.

Свяжитесь с нами, если Вы хотите посетить базилику или участвовать в Божественной Литургии в день Святого Марка

Святой Марк. Мозаика, базилика святого Марка, атриум

Св. евангелист Марк по материнской линии происходил из колена Ааронова. Первое имя его — Иоанн — еврейское, в то время как второе имя — Марк — было распространенным среди римлян. Согласно коптской традиции, он родился в Киренаике, в Ливии. Его отец происходил из богатой семьи и приходился двоюродным братом жене апостола Петра. Его мать позаботилась о хорошем образовании для сына: Марк говорил по‐гречески, по‐латыни, по‐еврейски и хорошо знал Священное Писание.

История перенесения мощей

Перенесение мощей святого Марка из Александрии в Венецию.

Перенесение мощей св. Марка из Александрии совершилось в правление византийского императора Михаила II Травла, при доже Джустиниано Партечипацио. В то время арабское завоевание уже распространилось на области Египта и Сирии, и  император запретил своим подданным, к каковым относились и венецианцы, высаживаться на берегах областей, захваченных мусульманами. Однако два купца, Буоно Трибуно с Маламокко и Рустик с Торчелло, около 828 г. (или 822) пристали к египетской гавани Сория с десятью кораблями, нагруженными товаром. Морская ли буря прибила корабли к египетским берегам или  главным мотивом явилось желание венецианских купцов выгодно сбыть свой товар  — причину ослушания эдикта императора с точностью установить трудно.

Так или  иначе, островитяне высадились на египетском берегу и отправились в  Александрию на  поклонение мощам св. апостола и евангелиста Марка. Святой весьма почитался в лагуне, поскольку местная традиция издревле считала его основателем церковной общины Аквилеи, в область которой входила и Венеция.

Когда венецианцы вошли в  церковь, то  встретили там  хранителей святыни, монаха Ставратия и священника Феодора, пребывавших в  немалом смятении, поскольку халиф Египта, вознамерившись строить себе дворец, приказал разбирать христианские храмы и  употреблять камень на его строительство. Предприимчивые купцы сразу же предложили хранителям вывезти мощи св. Марка в  Венецию, где, по  их  словам, они будут окружены почитанием. Буоно и  Рустико пригласили обоих стражей плыть с ними, пообещав им богатство и почести. Те отвечали, что апостол Марк является просветителем этой земли и  жители Александрии называют себя его чадами, а потому они не могут отдать кому‐либо мощи св. Марка, ибо за такое деяние наверняка заплатят жизнью. Негоцианты возразили, что  мощам апостола надлежит скорее находиться там, где он раньше всякого другого места посеял евангельскую проповедь и  где учреждена первая патриаршая кафедра Запада, т. е. в  области Аквилеи. Перед лицом  же надвигающихся гонений, продолжали они, сам Христос заповедал спасаться. И, по  их  мнению, это применимо также к  святыне, которую надлежало спасти, перенеся ее в безопасное место.

Встреча мощей святогоМарка в Венеции. Базилика святого Марка.

В продолжение разговора собеседники стали свидетелями жестокой расправы мусульман над одним христианином. После такого зрелища хранители решились отдать святыню. Взяв мощи св. апостола, они положили на их место мощи св. Клавдии, сохранив при этом печати, скреплявшие шелковое покрывало мощей св. Марка. Затем купцы вновь прибегли к хитрости: святыню на корабле положили в большую корзину и сверху покрыли свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов.

Мощи святого торжественно прибыли в лагуну, где были встречены епископом Урсом. Положили святыню в домашней церкви дожей, которая получила свое имя в честь св. евангелиста, ставшего с тех пор покровителем Венеции.

В базилике Сан-Марко. Архиепископ Корсунский Иннокентий возглавляетБожественную Литургию в день памяти святого

апостола и евангелиста Марка

День памяти евангелиста Марка в Италии

Адрес страницы: https://www.calend.ru/holidays/0/0/1154/28/

Главная страница / Праздники / Праздники Италии / День памяти евангелиста Марка в Италии

25 апреля

Статуя святого Марка на фасаде собора святого Марка в Венеции (Фото: Malgorzata Kistryn, Shutterstock)

Для жителей Венеции 25 апреля — это День святого Марко, покровителя Венеции, чьи останки долгое время находились в исламской земле, в Александрии (Египет). Со множеством фантастических приключений они были перевезены в Венецию примерно в 828 году двумя легендарными итальянскими купцами: Буоно из Маламокко (Buono da Malamocco, «Хороший» из Маламокко) и Рустико из Торчелло (Rustico da Torcello, «Селянин» из Торчелло). Легенда гласит, что для похищения святых останков двое хитрых купцов спрятали ценный груз под кучу свинины, которая без особых проблем миновала таможенный осмотр из-за известного отвращения мусульман к этому мясу. Почему именно в Венеции теперь находятся останки святого Марко, и именно здесь его эмблема в форме крылатого льва, вооруженного шпагой против врагов и книгой на время мира? Потому что в течение жизни святой обратил венецианцев в христианство и стал их покровителем и заступником. Во времена Венецианской республики (Serenissima) праздновались не только 25 апреля (день смерти святого), но и 31 января (когда тело было перевезено в Венецию), и 25 июня (день, когда в 1094 году были вновь обнаружены останки святого в базилике).

Интересный обычай сопутствует дню покровителя Венеции: жители дарят бутон алой розы своим возлюбленным. О происхождении этой традиции существуют две легенды.

Одна гласит, что обычай дарить розы обязан своим началом любви между знатной дамой Марией Партечипацио (Maria Partecipazio) и трубадуром Танкреди (Tancredi). Для того, чтобы преодолеть существующий между возлюбленными социальный разрыв, трубадур решил пойти на войну и прославиться. Он стал выдающимся воином, бился без устали и страха, получил орден Карла Великого, но после этого его смертельно ранили. Танкреди пал смертью храбрых среди плантации роз, которые от его крови окрасились в алый цвет. Перед смертью бравый воин успел подозвать рыцаря Орландо, оставшегося в живых, и попросил его отвезти бутон алой розы своей возлюбленной Марии. Орландо выполнил обещание и привез бутон, причем, его приезд совпал с днем святого Марко. Именно поэтому по сей день влюбленные дарят друг другу бутон алой розы как знак любви, которая превзойдет все преграды. Согласно второй легенде, традиция этого дара восходит к плантации роз, которая была подарена моряку Базилио Джудекке (Basilio Giudecca) за большой вклад в переправу останков святого на родину, разрослась она неподалеку от могилы Евангелиста. После смерти Базилио два его сына никак не могли поделить наследство. Говорят, с этим даже было связано убийство… В общем, розы с этого момента перестали цвести. Но спустя много-много лет 25 апреля родилась прекрасная и нежная любовь с первого взгляда между девушкой из одной ветви семьи и молодым человеком из другой. Они полюбили, глядя друг на друга через плантацию роз, которая разделяла владения их враждующих семей. И тогда розы зацвели, появились прекрасные алые бутоны, а молодой человек сорвал один и подарил девушке. В память об этой истории со счастливым концом, которая не только повествует о взаимной любви, но и о восстановлении мира в большой семье, итальянцы до сих пор дарят своим возлюбленным бутоны алых роз. Интересно и то, что в последнее время розы дарят не только возлюбленным, но и мамам.

День святого Марка венецианцы отмечают торжественной мессой в соборе Сан-Марко (Basilica di San Marco) и большой регатой в заливе.

Другие праздники в разделе «Праздники Италии»

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

День памяти евангелиста Марка у западных христиан в других календарях

Дни памяти святых и великомучеников

  • Смотреть все родственные праздники из раздела «Дни памяти святых и великомучеников»

ДЕНЬ СВЯТОГО МАРКА В ВЕНЕЦИИ

ДЕНЬ СВЯТОГО МАРКА В ВЕНЕЦИИ

Расположение на карте Отели на карте

День Святого Марка или Фестиваль цветущей розы - ежегодный праздник городского масштаба в Венеции, жители которой в этот день чествуют святого покровителя города: одного из учеников Иисуса Христа, который считается автором «Евангелия от Марка».

Мощи Святого Марка были перевезены в Венецию в 828 году н. э, что стало привлекать в город паломников из стран Европы. Праздник Festa di San Marco отмечается ежегодно 25 апреля всеми жителями города. Венеция в день Сан-Марко преображается: государственные учреждения и многие предприятия не работают, у большинства жителей - выходной. Символом праздника стал бутон розы: его можно увидеть в этот день где угодно, как украшение на одежде и в прическах у женщин. Повсюду проходят праздничные концерты и карнавальные шествия, работают ярмарки народных промыслов, в церквях служат мессы в честь Святого Марка.

Одна из главных традиций праздника - гонки на гондолах Regata di Traghetti, участвующие в которых гондольеры борются за победу прямо с пассажирами на борту.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Мой мир

День памяти евангелиста Марка у западных христиан

Святой евангелист Марк (St. Mark), ныне прославляемый, один из 70 апостолов, был иудеем. Святой апостол Петр в одном из своих посланий (1 Пет. 5, 3) называет Марка своим сыном, из чего можно заключить, что Марк был учеником Петра. Он посылал Марка проповедовать Евангелие в разных городах и странах. Последние апостольские подвиги Марка принадлежали Александрии, где он и принял мученическую смерть. Недалеко от морского берега Марк построил первую христианскую церковь. Египтяне, опасаясь умножения христиан, решили умертвить евангелиста. Они избрали для этого злодейства праздник языческого бога Сераписа. В самый этот день, 24 апреля, приходилось Воскресение Христово, и накануне еще святой Марк увещевал народ не участвовать в грешном, языческом торжестве. Язычники вторглись в церковь во время богослужения, вывели оттуда святого и, обвязав ему шею веревкой, с криками и ударами потащили по городским улицам.

Кровь святого обагряла острые камни мостовой, но он не переставал молиться и повторять: «Благодарю Тебя, Спаситель мой, что Ты сподобил меня терпеть страдание Тебя ради».

К вечеру святого апостола посадили в темницу. Ночью явился ему ангел и сказал, что имя его будет вписано в книгу жизни с именами других апостолов, и память его сохранится на земле. Сам Спаситель явился потом святому Марку и сказал ему: «Мир тебе, евангелист Мой!».

На другой день мучение возобновилось. Святой Марк не переставал молиться, и, наконец, произнося слова: «В руце Твои предаю дух мой», — отошел ко Господу.

Апостол Марк традиционно изображается со львом, потому что свое Евангелие начинает с проповеди святого Иоанна Крестителя, подобной голосу льва в пустыни.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

День памяти апостола и евангелиста Марка

Свя­той апо­стол и Еван­ге­лист Марк, на­зы­ва­е­мый так­же Иоанн-Марк (Деян. 12:12), апо­стол от 70-ти, пле­мян­ник апо­сто­ла Вар­на­вы (па­мять 11 июня), ро­дил­ся в Иеру­са­ли­ме. Дом его ма­те­ри Ма­рии при­мы­кал к Геф­си­ман­ско­му са­ду. Как го­во­рит цер­ков­ное пре­да­ние, в ночь Крест­ных стра­да­ний Хри­ста он сле­до­вал за Ним, за­вер­нув­шись в плащ, и убе­жал от схва­тив­ших его во­и­нов (Мк. 14:51-52). По­сле Воз­не­се­ния Гос­под­ня дом ма­те­ри свя­то­го Мар­ка стал ме­стом мо­лит­вен­ных со­бра­ний хри­сти­ан и при­ста­ни­щем для неко­то­рых из апо­сто­лов (Деян. 12:12).

Свя­той Марк был бли­жай­шим спо­движ­ни­ком апо­сто­лов Пет­ра, Пав­ла (об­щая па­мять 29 июня) и Вар­на­вы. Вме­сте с апо­сто­ла­ми Пав­лом и Вар­на­вой свя­той Марк был в Селев­кии, от­ту­да от­пра­вил­ся на ост­ров Кипр и про­шел его весь с во­сто­ка на за­пад. В го­ро­де Па­фе свя­той Марк был сви­де­те­лем то­го, как апо­стол Па­вел по­ра­зил сле­по­той волх­ва Ели­ма (Деян. 13:6-12).

По­сле тру­дов с апо­сто­лом Пав­лом свя­той Марк вер­нул­ся в Иеру­са­лим, а за­тем вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром по­бы­вал в Ри­ме, от­ку­да по его по­ве­ле­нию от­пра­вил­ся в Еги­пет, где ос­но­вал Цер­ковь.

Во вре­мя вто­ро­го бла­го­вест­ни­че­ско­го пу­те­ше­ствия апо­сто­ла Пав­ла свя­той Марк встре­тил­ся с ним в Ан­тио­хии. От­ту­да он от­пра­вил­ся на про­по­ведь с апо­сто­лом Вар­на­вой на Кипр, а за­тем опять ушел в Еги­пет, где вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром ос­но­вал мно­го Церк­вей, в том чис­ле в Ва­ви­лоне. Из это­го го­ро­да апо­стол Петр на­пра­вил по­сла­ние ма­ло­азий­ским хри­сти­а­нам, в ко­то­ром с лю­бо­вью от­зы­вал­ся о свя­том Мар­ке, сво­ем ду­хов­ном сыне (1 Пет. 5:13).

Ко­гда апо­стол Па­вел на­хо­дил­ся в узах в Ри­ме, апо­стол Марк был в Ефе­се, где ка­фед­ру за­ни­мал свя­ти­тель Ти­мо­фей (па­мять 4 ян­ва­ря). Вме­сте с ним апо­стол Марк при­был в Рим. Там он и на­пи­сал свя­тое Еван­ге­лие (ок. 62–63).

Из Ри­ма свя­той Марк сно­ва уда­лил­ся в Еги­пет и в Алек­сан­дрии по­ло­жил на­ча­ло хри­сти­ан­ско­му учи­ли­щу, из ко­то­ро­го впо­след­ствии вы­шли та­кие зна­ме­ни­тые от­цы и учи­те­ли Церк­ви, как Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, свя­ти­тель Ди­о­ни­сий (5 ок­тяб­ря), свя­ти­тель Гри­го­рий Чу­до­тво­рец (па­мять 5 но­яб­ря) и дру­гие. Рев­нуя о устро­е­нии цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния, свя­той апо­стол Марк со­ста­вил чин ли­тур­гии для алек­сан­дрий­ских хри­сти­ан.

За­тем свя­той Марк с про­по­ве­дью Еван­ге­лия по­се­тил внут­рен­ние об­ла­сти Аф­ри­ки, был в Ли­вии, Нек­то­по­ле.

Во вре­мя этих пу­те­ше­ствий свя­той Марк по­лу­чил по­ве­ле­ние от Ду­ха Свя­то­го вновь ид­ти в Алек­сан­дрию для про­по­ве­ди и про­ти­во­дей­ствия языч­ни­кам. Там он по­се­лил­ся в до­ме са­пож­ни­ка Ана­нии, ко­то­ро­му ис­це­лил боль­ную ру­ку. Са­пож­ник с ра­до­стью при­нял свя­то­го апо­сто­ла, с ве­рой вни­мал его по­вест­во­ва­ни­ям о Хри­сте и при­нял Кре­ще­ние. Вслед за Ана­ни­ей кре­сти­лись мно­гие жи­те­ли той ча­сти го­ро­да, где он жил. Это воз­бу­ди­ло нена­висть языч­ни­ков, и они со­би­ра­лись убить свя­то­го Мар­ка. Узнав об этом, свя­той апо­стол по­ста­вил Ана­нию епи­ско­пом, а трех хри­сти­ан: Мал­ка, Са­ви­на и Кер­ди­на – пре­сви­те­ра­ми.

Языч­ни­ки на­па­ли на свя­то­го Мар­ка, ко­гда апо­стол со­вер­шал бо­го­слу­же­ние. Его из­би­ли, во­лок­ли по ули­цам го­ро­да и бро­си­ли в тем­ни­цу. Там свя­той Марк удо­сто­ил­ся ви­де­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый укре­пил его пе­ред стра­да­ни­я­ми. На сле­ду­ю­щий день разъ­ярен­ная тол­па сно­ва по­влек­ла свя­то­го апо­сто­ла по ули­цам го­ро­да на су­ди­ли­ще, но по до­ро­ге свя­той Марк скон­чал­ся со сло­ва­ми: «В ру­ки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой».

Языч­ни­ки хо­те­ли сжечь те­ло свя­то­го апо­сто­ла. Но ко­гда раз­ве­ли ко­стер, все по­мерк­ло, раз­дал­ся гром и про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние. Языч­ни­ки в стра­хе раз­бе­жа­лись, а хри­сти­ане взя­ли те­ло свя­то­го апо­сто­ла и по­греб­ли его в ка­мен­ной гроб­ни­це. Это бы­ло 4 ап­ре­ля 63 го­да. Па­мять его Цер­ковь празд­ну­ет 25 ап­ре­ля.

В 310 го­ду над мо­ща­ми свя­то­го апо­сто­ла Мар­ка бы­ла по­стро­е­на цер­ковь. В 820 го­ду, ко­гда в Егип­те уста­но­ви­лась власть ара­бов-ма­го­ме­тан и Хри­сти­ан­скую Цер­ковь тес­ни­ли ино­вер­ные, мо­щи свя­то­го пе­ре­нес­ли в Ве­не­цию и по­ста­ви­ли в хра­ме его име­ни.

В древ­ней ико­но­гра­фи­че­ской тра­ди­ции, усво­ив­шей свя­тым еван­ге­ли­стам сим­во­лы, за­им­ство­ван­ные из ви­де­ния свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва (Откр. 4:7), свя­той еван­ге­лист Марк изо­бра­жа­ет­ся со львом – в озна­ме­но­ва­ние мо­гу­ще­ства и цар­ствен­но­го до­сто­ин­ства Хри­ста (Откр. 5:5). Свя­той Марк пи­сал свое Еван­ге­лие для хри­сти­ан из языч­ни­ков, по­это­му он оста­нав­ли­ва­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но на ре­чах и де­лах Спа­си­те­ля, в ко­то­рых осо­бен­но про­яв­ля­ет­ся Его Бо­же­ствен­ное все­мо­гу­ще­ство. Мно­гие осо­бен­но­сти его по­вест­во­ва­ния мож­но объ­яс­нить бли­зо­стью его к апо­сто­лу Пет­ру. Все древ­ние пи­са­те­ли сви­де­тель­ству­ют, что Еван­ге­лие от Мар­ка яв­ля­ет­ся крат­кой за­пи­сью про­по­ве­ди и рас­ска­зов пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла. Од­ной из цен­траль­ных бо­го­слов­ских тем в Еван­ге­лии свя­то­го Мар­ка яв­ля­ет­ся те­ма си­лы Бо­жи­ей, со­вер­ша­ю­щей­ся в немо­щи че­ло­ве­че­ской, ибо Гос­подь де­ла­ет воз­мож­ным то, что у лю­дей невоз­мож­но. При дей­ствии Хри­ста (Мк. 16:20) и Ду­ха Свя­то­го (Мк. 13:11) уче­ни­ки его идут по все­му ми­ру и про­по­ве­ду­ют Еван­ге­лие всей тва­ри (Мк. 13:10, 16,15).

Тропарь апостолу Марку, глас 3

Святой Марк - это... Что такое Святой Марк?

евангелист Марк

Марк (ивр. מרקוס‎, греч. Μάρκος) — один из четырёх евангелистов, по происхождению иудей (родился в Иерусалиме), но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и её дом был местом собраний верующих в Него (Деян.12:12). Он первоначально носил имя Иоанна, затем двойное Иоанн-Марк; впоследствии за ним утвердилось это последнее имя, как признак его близкого соотношения с римским миром.

Ещё в юности он принимал участие в миссионерских трудах апостола Павла и Варнавы (последнему он доводился племянником), а впоследствии стал неразлучным спутником и участником апостольских трудов апостола Петра, который именует его «своим сыном» (1Пет.5:13). Папий называет Марка «толмачом» или истолкователем Петра, записавшим то, чему учил апостол Пётр. Как с апостолом Петром, так и с апостолом Павлом Марк бывал в Риме (2Тим.4:11); позже переселился в Александрию, где основал церковь, был её первым епископом. Апостол Марк претерпел мученическую кончину 25 апреля 68 года.

Евангелие от Марка

Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал». Касательно происхождения Евангелия Марка новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) — компиляцию ев. Матфея и Луки. Эти теории не выдерживают критики, так как первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а вторая идет вразрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции.

Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, напр. столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (напр. замечание об обычае евреев умывать руки перед едой — VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) — все это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращенных язычников. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова (лат. legion, лат. speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.).

Собор Святого Марка в Венеции

Собор Святого Марка в Венеции

Основная статья: Собор Святого Марка

Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком[1], то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привести их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.

Похищение мощей апостола Марка из Александрии (мозаика пресбитерия собора Сан Марко, XI век)

Строительство собора было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере.[2]

Дни памяти и покровительство

Считается покровителем египетских христиан, города Венеции (Италия) и острова Райхенау (Германия).

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.


Смотрите также