Авторизация

Дивеевский монастырь тропа богородицы


Святая Канавка — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Святая Богородичная Канавка

Святая Богородичная Канавка

«О Канавке говорил мне батюшка, – говорит сестра Ксения Васильевна (монахиня Капитолина), – да и всем говаривал, что потому она так вырыта, что это самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли! «Стопочки Царицы Небесной, матушка!» «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»

«О Канавке говорил мне батюшка, – говорит сестра Ксения Васильевна (монахиня Капитолина), – да и всем говаривал, что потому она так вырыта, что это самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли! «Стопочки Царицы Небесной, матушка!»«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»

Батюшка Серафим положил начало Канавке

В восточной части монастыря, за алтарем Преображенского собора, начинается святая Канавка. Батюшка Серафим по заповеди Матери Божией приказал обрыть Мельничную общину канавой в три аршина глубины и в три аршина ширины; при этом вынимаемую землю велел бросать вовнутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Сестры медлили копать, и тогда преподобный духом перенесся в Дивеево и сам положил начало святой Канавке. Это было перед праздником Святой Троицы, 2 июня 1829 года. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: «Как-то раз чередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка». Аршин (71 см), прокопанный преподобным, и стал началом святой Канавки.

Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, принялись копать заповеданную Канавку. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел. Свой тяжелый трехлетний труд они завершили к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трехаршинной: где на аршин, а где и на поларшина вырыли ее сестры. Конец святой Канавки не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке в будущем следовало построить собор.

Батюшка Серафим положил начало Канавке В восточной части монастыря, за алтарем Преображенского собора, начинается святая Канавка. Батюшка Серафим по заповеди Матери Божией приказал обрыть Мельничную общину канавой в три аршина глубины и в три аршина ширины; при этом вынимаемую землю велел бросать вовнутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Сестры медлили копать, и тогда преподобный духом перенесся в Дивеево и сам положил начало святой Канавке. Это было перед праздником Святой Троицы, 2 июня 1829 года. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: «Как-то раз чередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка». Аршин (71 см), прокопанный преподобным, и стал началом святой Канавки.Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, принялись копать заповеданную Канавку. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел. Свой тяжелый трехлетний труд они завершили к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трехаршинной: где на аршин, а где и на поларшина вырыли ее сестры. Конец святой Канавки не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке в будущем следовало построить собор.

Батюшка Серафим приказан вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел. Он говорил, что святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила; Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста.

Батюшка Серафим приказан вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел. Он говорил, что святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила; Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста.

Канавка – одна из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря, ярче всего свидетельствующая об избранничестве этого места Самой Божией Матерью и об устроении Ею там Своего последнего Четвертого удела на земле. Здесь утоляется всякая скорбь и сердце наполняется радостью. Вот почему так почитают все Канавку, и считают святой обязанностью пройти по ней, особенно в горе, несчастье и болезни; причем одни проходят один раз, другие три раза подряд, стараясь непременно прочитать 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся».

Канавка – одна из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря, ярче всего свидетельствующая об избранничестве этого места Самой Божией Матерью и об устроении Ею там Своего последнего Четвертого удела на земле. Здесь утоляется всякая скорбь и сердце наполняется радостью. Вот почему так почитают все Канавку, и считают святой обязанностью пройти по ней, особенно в горе, несчастье и болезни; причем одни проходят один раз, другие три раза подряд, стараясь непременно прочитать 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся».

Веруйте, дети мои во Христе, что Матерь Божия творит с нами чудеса, если мы неленостно и усердно на дню многократно обращаемся к Ней с Архангельским приветствием. … Нет такой просьбы, даже земной, житейской, которую Матерь Божия во славу Своего Сына не исполнила бы, если мы ежедневно 150-кратно молимся Ей: «Богородице Дево, радуйся…»

Священномученик Серафим (Звездинский)

Веруйте, дети мои во Христе, что Матерь Божия творит с нами чудеса, если мы неленостно и усердно на дню многократно обращаемся к Ней с Архангельским приветствием. … Нет такой просьбы, даже земной, житейской, которую Матерь Божия во славу Своего Сына не исполнила бы, если мы ежедневно 150-кратно молимся Ей: «Богородице Дево, радуйся…»Священномученик Серафим (Звездинский)

Первоначально Канавка была прокопана на должную глубину и ширину только в пределах первых 150 метров. На многих участках она имела глубину 1-2 аршина, но в основном 70-90 см. Ширина Канавки составляла около двух метров, склоны ее были отлоги, вал был около метра высотой.

Первоначально Канавка была прокопана на должную глубину и ширину только в пределах первых 150 метров. На многих участках она имела глубину 1-2 аршина, но в основном 70-90 см. Ширина Канавки составляла около двух метров, склоны ее были отлоги, вал был около метра высотой.

После закрытия монастыря в 1927 году святую Канавку во многих местах засыпали, а вал сровняли. Особенно большие повреждения Канавка претерпела в послевоенные годы: в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации, а внутрь всей южной части самой Канавки была заложена канализация.

После закрытия монастыря в 1927 году святую Канавку во многих местах засыпали, а вал сровняли. Особенно большие повреждения Канавка претерпела в послевоенные годы: в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации, а внутрь всей южной части самой Канавки была заложена канализация.

1 января 1992 года, впервые после долгого перерыва, была возобновлена традиция ежедневного прохождения по святой Канавке, когда сестры вместе с игуменией, предводительствуемые иконой Божией Матери «Умиление» обходят весь монастырь.

1 января 1992 года, впервые после долгого перерыва, была возобновлена традиция ежедневного прохождения по святой Канавке, когда сестры вместе с игуменией, предводительствуемые иконой Божией Матери «Умиление» обходят весь монастырь.

К празднованию 100-летия прославления преподобного Серафима Канавку вырыли почти полностью и благоустроили. Последний участок Канавки был передан монастырю в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление.

К празднованию 100-летия прославления преподобного Серафима Канавку вырыли почти полностью и благоустроили. Последний участок Канавки был передан монастырю в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление.

В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» приводятся слова Прасковьи Ивановны: «У вас Канавку вырыть надо! – раз так-то заботливо говорит мне батюшка Серафим. – Три аршина чтобы было глубины и три аршина ширины и три же аршина вышины, воры-то и не перелезут!» Нынешняя Канавка восстановлена точно по оси, очерченной при преподобном Серафиме, в размерах, которые установил для этого священного сооружения святой саровский старец. Длина Канавки по оси рва – 775 метров. В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» приводятся слова Прасковьи Ивановны: «У вас Канавку вырыть надо! – раз так-то заботливо говорит мне батюшка Серафим. – Три аршина чтобы было глубины и три аршина ширины и три же аршина вышины, воры-то и не перелезут!» Нынешняя Канавка восстановлена точно по оси, очерченной при преподобном Серафиме, в размерах, которые установил для этого священного сооружения святой саровский старец. Длина Канавки по оси рва – 775 метров. «Веселыми ногами» спешат по Канавке легкие детские сандалики. Неслышно ступают по этой святой земле монашеские черные туфли. Кто-то шлепает босыми ногами, кто-то ползет по Канавке на коленях. Сколько же пар ног прошло по этой земле с тех пор, как в далеком уже 1829 году Богородица повелела старцу Серафиму прокопать первый аршин Канавки… Но самое главное − тут «стопочки Богородицы прошли». И потому здесь небо к нам ближе. Это не просто прогулка. Почти каждый несет в себе молитву – сто пятьдесят раз повторяет про себя молитву «Богородице Дево, радуйся…» Молитвы – за умерших и живых - за тех, кто сейчас в Москве, и в Петербурге, смотрит телевизор, говорит по телефону, готовит на кухне, ходит по магазинам, отправился в путешествие… «Веселыми ногами» спешат по Канавке легкие детские сандалики. Неслышно ступают по этой святой земле монашеские черные туфли. Кто-то шлепает босыми ногами, кто-то ползет по Канавке на коленях. Сколько же пар ног прошло по этой земле с тех пор, как в далеком уже 1829 году Богородица повелела старцу Серафиму прокопать первый аршин Канавки… Но самое главное − тут «стопочки Богородицы прошли». И потому здесь небо к нам ближе. Это не просто прогулка. Почти каждый несет в себе молитву – сто пятьдесят раз повторяет про себя молитву «Богородице Дево, радуйся…» Молитвы – за умерших и живых - за тех, кто сейчас в Москве, и в Петербурге, смотрит телевизор, говорит по телефону, готовит на кухне, ходит по магазинам, отправился в путешествие…

Какое это было благодатное чувство идти по Канавке с четками в руках, читая 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся!». Особенно под вечер, когда стихает вся дневная озабоченность и наступает полная тишина. Небо становится как-то ближе к земле, медленно идут молящиеся по канавке, как будто это и не наш суматошный век, а древняя Святая Русь, Бог знает, каким путем пришедшая сюда из глубины веков.

Протоиерей Стефан Ляшевский

Какое это было благодатное чувство идти по Канавке с четками в руках, читая 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся!». Особенно под вечер, когда стихает вся дневная озабоченность и наступает полная тишина. Небо становится как-то ближе к земле, медленно идут молящиеся по канавке, как будто это и не наш суматошный век, а древняя Святая Русь, Бог знает, каким путем пришедшая сюда из глубины веков.

Протоиерей Стефан Ляшевский

27 апреля 1995 года возобновили традицию после поздней литургии в течение Пасхальной недели ежедневно и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке крестным ходом. Крестные ходы по ней совершаются также в праздник памяти преподобного Серафима 2/15 января; в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа; после вечерней службы на погребение Матери Божией 15/29 августа; в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря; 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.

27 апреля 1995 года возобновили традицию после поздней литургии в течение Пасхальной недели ежедневно и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке крестным ходом. Крестные ходы по ней совершаются также в праздник памяти преподобного Серафима 2/15 января; в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа; после вечерней службы на погребение Матери Божией 15/29 августа; в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря; 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.

Преподобный Серафим говорил, что здесь и Афон, и Иерусалим, и Киев. То есть, молясь на Канавке, получаешь благословение от этих святых мест.

Преподобный Серафим говорил, что здесь и Афон, и Иерусалим, и Киев. То есть, молясь на Канавке, получаешь благословение от этих святых мест.

Рядом с часовней берут из специально оборудованного места землю с Канавки, вспоминая слова преподобного Серафима: «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!» Земля с Канавки: приложить к больному месту: приложить к больному месту; растворить в воде и выпить; подобно тому, как мы защищаем вход в дом крестом, нанесенным горящей Четверговой свечой, можно оградить и жилище, посыпав чуть-чуть земли со святой Канавки. По словам преподобного Серафима, она дороже золота.

Вот что писал о. Василий Садовский в своих записках: «Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит».

Вот что писал о. Василий Садовский в своих записках: «Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит».

Святая канавка Богородицы в Дивеево

Святая канавка Пресвятой Богородицы – самая известная святыня Дивеевского монастыря, излюбленное место для паломничества. На самом деле, канавка – не такая уж маленькая, это – достаточно глубокий ров. По нему ходят Крестным ходом, его посещают верующие, а по молитвам на Святой Канавке совершались многие православные чудеса. Известны даже случаи исцеления с помощью глины их Святой Канавки. Сама Царица Небесная явилась к Преподобному Серафиму Саровскому с указанием основать Мельничную общину и обнести ее канавой с валом. Преподобный Серафим говорил, что канавка хранит следы самой Богородицы, которая обошла общину по канавке, обозначив ее Своей обителью.

Святая канавка: история

Святая канавка окружена двухметровым валом. Она была создана трудом насельник Дивеевского монастыря. Как и сама обитель, канавка была устроена в точности, как просила этого сама Царица Небесная. Дивеевская обитель уникальна тем, что ее духовнику – преподобному Серафиму Саровскому не раз являлась Богородица. Родившись в купеческой семье, преподобный Серафим всю свою жизнь отдал и посвятил Церкви Видел преподобный Серафим и, как Пресвятая Дева Мария обходит монастырь по определенному пути. Именно здесь он обозначил камушками место будущей канавки. В 1833 году работа по ее созданию была практически завершена. Но история Канавки на этом не закончилась. Она была разрушена и фактически вырыта заново после трудных для Церкви времен.

Святая канавка Пресвятой Богородицы пережила времена богоборчества, еще в дореволюционные годы она чуть не исчезла, а по святым местам были запущены каретные экипажи, ведь после кончины Преподобного Серафима за святыней почти никто не ухаживал, но и сегодня канавка собирает тысячи паломников со всего мира. После трудных времен Святую канавку буквально восстановили с нуля. Сейчас Святая канавка имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Вал Святой канавки вымощен брусчаткой и огорожен изгородью.

Каждый день после вечерней службы в течении Светлой Седмицы здесь проходит крестный ход с иконой “Умиление”. Принято и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке с молитвой. Крестные ходы здесь совершаются также:

  • в праздник памяти преподобного Серафима 2/15 января;
  • в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа;
  • на погребение Матери Божией 16/30 августа;
  • в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря;
  • 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.

Читайте также – Дивеево: по святым местам

Когда украшают канавку в Дивеево

На праздник Успения Пресвятой Богородицы канавку украшают, делая ее похожей на прекрасный цветущий сад. Сначала она заполняется ковром из свежей зеленой травы, потом на ней выкладывают орнаменты из цветов. Цветы обычно привозят паломники, они же участвуют в украшении Святой Канавки или просто жертвуют розы, ромашки, ирисы, гвоздики для ее украшения.

Кому приезжать на Святую канавку?

Можно смело сказать, что Дивеевский монастырь – это уникальный памятник истории и архитектуры, который часто посещают туристы, независимо от своих религиозных убеждений. Стоит ли ехать на Святую Канавку неверующим людям? Да, если вы не будете мешать молящимся и проявится уважение к участникам Крестного Хода. Для православных людей существует всего четыре удела Пресвятой Богородицы:

И все же в первую очередь сюда приезжают, чтобы помолиться, увидеть своими глазами места, по которым ступала Стопа Богородицы, посмотреть на монастырь, духовником которого был преподобный Серафим Саровский.

“Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!”.” (Отец Василий Садовский).

Какую молитву читать на канавке

Святая Канавка Божией Матери – это особое место и даже, если вы приехали просто посетить его, а молиться по какой-либо причине не планировали, там не принято громко шуметь. Вести себя следует с почтением, тихо и скромно.

Не существует строгих правил молитвы на Святой канавке, но обычно принято 150 раз читать молитву “Богородице Дево, радуйся”:

Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю, Благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Икону со словами молитвы можно приобрести в монастыре.

Многие читают перед посещением Святой Канавки молитвенное правило Преподобного Серафима Саровского.

“Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,

потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды

и, наконец Символ Веры единожды.

– Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.

– Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, – читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.

– Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением”.

– “Держась этого правила, – говорит отец Серафим, – можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы – основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры”.

Святая канавка Богородицы в Дивеево: какую молитву читать и как использовать землю

На этой Земле есть святые пространства, они считаются осененными особой божественной благодатью, потому наиболее благоприятны для паломничества и духовного делания. Сейчас на планете существует четыре священных места, связанных с Богоматерью, одним из них является святая канавка Богородицы в Дивеево. Местный монастырь на этой земле духовно опекал старец Серафим Саровский.

Дивеевский монастырь

Дивеевский монастырь существовал до того как старец Серафим освятил эту территорию своим присутствием. Обитель была построена неподалеку от Саровской пустыни, где осуществлял монашеский подвиг батюшка Серафим.

Монастырь был открыт благодаря подвижнице, которую сам старец в дальнейшем отмечал за духовный подвиг.

Основательницей считается Агафья Мельгунова, богатая помещица, которая в весьма молодом возрасте оставила дом, раздала имущество после того, как осталась вдовой.

Интересно! Сильная молитва на удачную продажу квартиры

Женщина странствовала по Руси, в видениях ей являлась Богородица, направлявшая в нужные города и поселки. Дивеевская канавка тоже появилась благодаря Агафье Семеновне, которую Богородица сподобила остаться в 1760 году в Дивеево, близ Сарова, начать свое служение и более не путешествовать.

После этого последовало устроение обители:

  • сначала помогала Саровская пустынь;
  • в 1780 году освятили первую Казанскую церковь;
  • в 1788 помещицей Ждановой было передано 1300 квадратных саженей земли в распоряжение насельницам;
  • в 1826 году создается мельничная община;
  • в 1829 строится храм Рождества Христова;
  • в 1833 завершена канавка Пресвятой Богородицы и преставляется старец Серафим;
  • в 1842 мужские и женские общины объединяются в Серафимо-Дивеевский монастырь.

Видение Пречистой Девы Серафиму Саровскому в 1823 году подвигло старца и сестер обители на создание канавки. Нужно сказать, старцу потребовалось в какой-то период даже явить чудеса перед сестрами, дабы они более активно вели свою работу.

Важно!Кто такая Параскева Пятница и о чем ей молятся

Обустройство святыни

Много духовных подвигов совершил преподобный старец Серафим Саровский и неоднократно становился свидетелем явления Божьей Матери, которая даровала ему благодать.

Официальной датой очередного явления Богородицы считается 25 ноября 1825 года. Тогда Божья Матерь повелела старцу образовать новую общину, которую следовало обнести валом.

Речь идет о мельничной общине, которая начала действовать на следующий год после явления старцу Богородицы, только вот святая канавка в Дивеево появляться не спешила.

Познавательно!Выбираем иконы по дате рождения человека

Согласно словам самого старца, рыть могли только послушницы из обители, а мирские люди допускались только для того, чтобы вал насыпать и землю носить. Конечно, создание этой ландшафтной формы требовало определенного подвига от послушниц, которые и так вели весьма аскетичное существование.

Тем не менее, старец особо радел об этом деле, фактически оно завершило его земной путь. Есть свидетельства самих послушниц, которые видели, как он сам копает канавку. Казалось бы, ничего странного, точнее, почти ничего, ведь старец проживал относительно далеко от женской обители, но:

  • как рассказывает одна из подвижниц, она вышла с утра к началу канавки и увидела святого Серафима, который уже выкопал немного и позвал ее;
  • после она решила позвать остальных, чтобы помочь, но когда вернулась, увидела только мотыгу;
  • в тот самый день в скиту у Серафима Саровского оставалась подвижница и ясно видела как он пребывал в своем жилище, то есть никак не мог бы оказаться в Дивеево, более того, он даже письмо в обитель писал с помощью этой подвижницы.

Такое видение невероятно взволновало и вдохновило женщин, после чего была создана святая канавка Богородицы в максимально короткий период.

Сам старец Серафим почил практически сразу после окончания чудесного строительства. Он благословил всех верующих проходить по тропинке, которой ходила сама Богородица и читать для Нее молитву.

Внешнее описание

Внешне пространство выглядит весьма обыденно. Перед паломниками предстает обыкновенный вал, над которым идет облагороженная тропинка, а сбоку располагается та самая канавка. Протяженность ее составляет 777 метров. Длина выбрана абсолютно разумно, ведь в православной традиции семерка представляет собой полноту и является числом божественным.

Обратите внимание! Число 666 трактуется как недостаток и незавершенность, число дьявола, то есть лишенного божественной полноты. 777 — положительный сакральный символ в православной традиции.

По форме канавка представляет собой семиугольник: такая форма тоже выбрана с определенной целью. Шесть сторон этой конструкции ничем не заполнены, а не седьмой стороне стоит собор, воздвигнутый в честь иконы Божьей Матери Умиление.

Духовная польза

Наряду с внешней простотой и примитивностью за этой конструкцией скрывается огромный духовный потенциал, которые делает небольшую часть земли на территории Дивеево особенным местом.

Как говорят верующие, многие феномены этого мира не видны глазу и могут быть восприняты только духовным зрением.

Подобным образом и удел Богородицы в Дивеево простыми людьми воспринимается равно как любое другое пространство.

В советский период на территории монастыря устроили пивные ларьки и много другого непотребства. Антихрист Советской эпохи все-таки смог перешагнуть через канавку. Тем не менее, даже простые люди не решались оставаться там вечером и многие вообще избегали вольностей, пребывая там. Даже приходившие за пивом, стремились побыстрее уйти, когда видели на скамейке фигуры сидевших миловидных старушек.

Обратите внимание! Согласно многим рассказам, на территории обители многие люди видели фигуры монахинь. Вероятно, там являлись подвижницы на могилах которых поставили новые строения.

Как говорил сам старец Серафим, канавка возвышается до небес. Навряд ли есть возможность увидеть этот феномен на видео или фото, понятное дело, речь идет о вещах незримых, которые относятся к духовному миру.

В частности, кто приезжает в Дивеево, даже не будучи особо верующими, ощущают благодать от этого пространства, близость самой Богородицы и особую атмосферу, которая отличает обитель от всего остального мира.

В целом, такие святые места даны верующим, чтобы они могли использовать благодать для собственного духовного роста:

  • очищаться от грехов;
  • укреплять веру;
  • набираться сил;
  • исцеляться;
  • вдохновляться.

Молитва на святом пространстве может иметь особый эффект, позволяет почувствовать ранее не ощутимое. Также весьма существенными являются слова Серафима Саровского о роли этого «укрепления» в период конца времен. Согласно его словам, Антихрист сможет пройти именно до этой самой канавки, но переступить ее не сумеет.

Интересно!Расписание богослужений в храме Новомучеников

Преподобному старцу в видении явилась Богородица, которая прошла именно этим путем, поэтому земля в этом месте является священной.

Некоторые считают возможным и сейчас увидеть Деву Марию, которая согласно традиции регулярно посещает собственный удел и может явиться некоторым верующим.

Как понять эти слова, требуется осмыслить, возможно, в конце времен именно Дивеевская обитель останется одной из немногих, где будет сохранена истинная вера. Возможно, речь идет о чем-то более символическом, и вера в саму канавку поможет противостоять Антихристу. Для понимания этого требуется размышление в сочетании с глубокой верой, так или иначе, пространство почитается православными, как особенное.

Использование святой земли

Многие верующие стараются увезти с собой небольшое количество земли, которая считается святой и благодатной.

Конечно, земля с канавки может помогать верующим, но не следует считать эту субстанцию чем-то волшебным или магическим.

В действительности, своим составом и свойствами взятая горсть может ничем не отличаться от взятой в огороде, единственным отличием здесь является вера, с которой эта землица принимается и используется.

Обратите внимание! Крепкая вера обращает на себя внимание Господа, который своей неизмеримой милостью посылает православным благодать и всяческое утешение в любых делах.

Землю используют самыми разными способами, но наиболее распространенными являются такие:

  • смешивание со святой водой и использование для питья, конечно, в разумных гомеопатических количествах;
  • прикладывание к больным частям тела;
  • использование в доме, к примеру, некоторые укладывают возле постели, чтобы оградить себя от нападок бесовского воинства во время сна.

Могут быть и другие варианты оберегового использования: кто-то кладет немного в фундамент, другой зарывает по периметру дома, некоторые носят в кулоне как амулет.

Важно!Как правильно написать записку Матроне Московской

Особенно полезной является эта землица, если православный имеет связь с Дивеевской обителью и регулярно совершает молитву Богородице в уме, вслух, в любую доступную минуту. К слову говоря, старец Серафим советовал простым верующим непрестанно совершать умную молитву: в первой половине дня – Христу, во второй – Богородице.

Полезное видео

Подведем итоги

Чтобы приехавшему под Саров паломнику набрать немного земли, нужно непременно прочитать молитву, пройдя по самой канавке. Стандартным вариантом является прочтение 150 раз подряд «Богродице Дево, радуйся».

Также некоторые указывают на следующие молитвы:

  • «Отче наш»;
  • «Милосердия двери отверзи нам»;
  • «Богородица Дево радуйся».

Каждую читают не менее пятнадцати раз подряд, хотя не всегда нужно следовать каким-то формальным предписаниям, а нужно молиться так, чтобы взрастить в себе веру и ощутить благодать Господа.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

Святыни Дивеево — канавка Богородицы.

Еще была я в Дивеево — но текст и фото беру у подруги — она тоже там была совсем недавно.

«Продолжаю рассказ о святынях, которые мы посетили в Дивеево.Канавка или пояс Богородицы одна из главных святынь Дивеево, нам посчастливилось пройти по ней дважды, вечером в субботу, и рано утром воскресенье(кажется с полшестого до полседьмого). Чтобы почувствовать все, что там чувствуется, надо только приехать и пройти там…….

Фото и текст не мои, искала в интернете, хотелось составить текст так, чтобы и вы прониклись к этой святыне так, как полюбила ее я, в конце поста дам ссылки на все источники, из которых составила текст и взяла фото.

«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила… Тут стопочки Богородицы прошли…

 Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев»  (Преподобный Серафим Саровский).

Идут и идут по канавке люди. Весной и летом, осенью и зимой. Последние годы все чаще стали ходить босиком (даже зимой по снегу). Идут русские, украинцы, молдаване, грузины, армяне, англичане, немцы, французы, американцы… Канавку, Дивеево, преподобного Серафима Саровского знает

весь мир. Канавка лечит, Канавка очищает, Канавка просвещает.

По Канавке мало просто пройти. Нужно еще успеть прочитать сто пятьдесят молитв Богородице. А это совсем не так просто, как кажется. Кто-то пройдет быстро, и глядь, вот уже конец пути,  а он и сотню молитв не прочел… Значит, еще не готов, не угомонился  по жизни, и нужно приехать сюда еще раз. Чтобы уже по-другому весь этот  путь пройти. Одни идут медленно-медленно, никуда не спеша. Эти — успеют. Другие торопятся, им все времени нет на молитву. Канавка — как жизнь: одни выходят в путь раньше, а приходят позже других. А другие, напротив, ранние, пробежали всех быстрее и не в срок закончили путь. Кто-то идет не спеша, кроткими шажками, словно плывет по Канавке. Кто-то идет деловым шагом, устремленный вперед. Глядь, а

впереди и нет ничего. Все! Приехали… И только монахини идут по канавке особыми выверенными шагами. Без спешки, но и не вразвалочку. Эти —

всегда успеют, как бы ни шли. Ведь у них быстрая и пламенная молитва!

А

опытные жители этого удивительного села стараются все пути свои начинать  с Канавки. Утром пройдут по ней, прочтут молитв уж сколько успеют, а потом весь день, куда бы ни шли, положенный остаток молитв дочитывают. И  все пути у них спорятся, ведь путь-то начат с молитвой! И такую жертву принимает от них Царица Небесная. А некоторые идут по Канавке с остановками. Помолятся за живых, и дальше идут. Потом опять постоят, помянут усопших… И все — спешащие и неторопливые — дойдут до конца в

свой, отмеренный только им, срок.

Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями, потом к другому окну:

«Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу  зрети пречудной Ее

красоты!».

– сказал Владыка Серафим со слезами.

Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для

укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник.

 Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и  видит, что Батюшка  Серафим в белом балахончике сам начал копать Канавку.  В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает. Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает: «Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января

преподобный Серафим отошел ко Господу.

После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 году святую Канавку во многих местах засыпали, вал сровняли. Наибольшие повреждения Канавка потерпела в послевоенные годы: в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации, а внутрь всей южной части Канавки была врыта канализационная труба. Несмотря на многочисленные запрещения и опасности, многие желающие продолжали ходить и молиться на святой Канавке. 10/23 августа 1997 года, в день памяти священномученика архидиакона Лаврентия, были начаты работы по восстановлению первого участка святой

Канавки – от начала до первого поворота. 

Хорошая статья про восстановление канавки, много фотографий  >>

По Канавке лучше всего ходить с трех до четырех часов ночи. В это время

Сама Царица Небесная бывает здесь и иногда является избранным. Однажды пономарь Андрей пройдя всю Канавку после трех часов ночи, видел Матерь

Божию в небе над Канавкой в сияющем серебряном облаке.

Не зря старцы советуют паломникам молиться ночью. Схиигумен Иероним из Санаксарского монастыря говорит:

— С трех до пяти часов ночи идет золото, с пяти до шести — серебро, с шести до семи — бронза.

В Дивееве Божия Матерь каждый день с нами. Сама Царица Небесная об этом сказала — через Батюшку Серафима. Вот почему заповедал великий Саровский  старец, чтобы паломники обязательно пробыли ровно сутки в монастыре, тогда им с Матушкой Богородицей будет не разминуться… Многие паломники на Святой Канавке ощущают незримое благодатное присутствие Владычицы — аромат Ее! Идешь себе и идешь, вроде бы ничего особенного не происходит,  молишься, и вдруг — словно входишь в благоуханный Эдемский сад. Видно,

Царица Небесная возле тебя прошла…

Чудесные исцеления происходят на Канавке и в наши дни. По вере своей получают избавление от тяжелых недугов многие и многие, всецело вверившие себя заступничеству Пресвятой Богородицы и святого преподобного Серафима. Вот и стекаются люди к святой Канавке в Дивеевском монастыре. Просят каждый о своем и получают просимое. Каждое слово на канавке доходит до неба.

Землю Канавки велел Батюшка брать паломникам для исцеления: «Будут приезжать посетители, и глинку с Канавки будут брать на исцеление, и будет она вместо золота». Зная это, православные люди набирают землицу в  мешочки, развозят ее, как драгоценное сокровище, во все концы света, и

много — много исцелений происходит от этой землицы.»

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших Аминь.

Назад к списку

(34334)

2 октября, среда(19 сентября по ст.ст.)

Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Блгвв. кнн. Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских, чудотворцев. Прп. Алексия Зосимовского (1928).

Мч. Зосимы пустынника (IV). Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147).

Сщмч. Константина Голубева пресвитера и с ним двух мучеников (1918); сщмч. Николая Искровского пресвитера (1919); сщмч. Константина Богословского пресвитера (1937); сщмч. Нила Смирнова пресвитера, прмц. Марии Мамонтовой-Шашиной (1938); сщмч. Никандра Гривского пресвитера (1940)1.

Гал., 214 зач., VI, 2–10. Лк., 12 зач., IV, 1–15.

Январь 2015 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Апр »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Четыре удела Пресвятой Богородицы — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Четыре места на Земле Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ее земные жребии, или земные уделы, − Иверия, Афон, Киев и Дивеево. В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет:  «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест – и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

Иверия

По вознесении Господа апостолы в Сионской горнице бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать Евангелие. Богоматерь сказала, что и Она желает принять вместе с апостолами жребий и иметь страну, которую изволит дать Ей Сам Бог. Жребий пал на Иверию. Пречистая Богородица с радостью приняла Свой жребий и тотчас, по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, хотела идти в Иверскую страну, чтобы проповедовать там слово Божие, но Ангел Божий сказал Ей: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела: «Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

Афон

В 48 году, Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, направилась на Кипр, где епископом в то время был воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь. Во время морского путешествия они попали в бурю и, спасаясь от непогоды, пристали к берегу Афонской горы, в том месте, где впоследствии была основана Иверская обитель.

Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места и с благоговением встреченная жителями, обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще – убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом»,− сказала Пречистая.

Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».

Киев

В первой половине XI века на Афоне подвизался и принял постриг выходец из Киевской Руси монах Антоний, будущий великий преподобный. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину. В напутствие игумен сказал ему такие слова: «Иди обратно в Русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой Горы!» Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он ископал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой Горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, близ города Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так создалась великая Киево-Печерская лавра – Третий Удел Пресвятой Богородицы. Произошло это около 1028 года в правление великого князя Ярослава Мудрого.

Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, в пещерной церковке стало слишком тесно. Тогда преподобный Антоний благословил постройку деревянной церкви на горе. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

Дивеево

Начало Дивеевской общины также ознаменовано чудесным участием Матери Божией. Урожденная дворянка Нижегородской губернии Агафия Семеновна Белокопытова вышла замуж за подпоручика Мельгунова, богатого помещика, владевшего имениями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях. Вскоре она овдовела, оставшись с младенцем-девочкой. Желая сохранить в чистоте свое вдовство, Агафия Семеновна оставила мир и посвятила себя иноческой жизни в киевском Флоровском монастыре. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои − да будут с тобою!»

Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России…– сказала Пресвятая Богородица матушке Александре.– И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

Download WordPress Themes FreeDownload WordPress Themes FreePremium WordPress Themes DownloadDownload WordPress Themesudemy paid course free downloadDownload Nulled WordPress Themesdownload udemy paid course for free

Дивеево — удел Божией Матери — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

ДИВЕЕВО -

удел Божией Матери

Дивеево — удел Божией Матери

Царица Небесная явилась монахине Александре в киевском Флоровском монастыре и велела отправиться на север России и посещать все великорусские обители, посвященные Ей. И указала место, на котором обещала основать такую обитель великую Свою, «равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете». Так началась история Серафимо-Дивеевского монастыря, четвертого удела Божией Матери на Земле после Иверии, Афона и Киева.

Явление Царицы Небесной преподобной Александре в селе Дивееве

«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве. И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе. Живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих, и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!» Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, — сказала Божия Матерь преподобной Александре, — когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве».

И продолжила Царица Небесная: «Живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих, и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!»

Укрепляемая глубокой верой в непреложность этого обетования, матушка Александра великими трудами, слезным покаянием, непрестанной молитвой, предстоянием на мысленной Голгофе созидала первую общинку, полагая твердое основание будущей великой обители. Она во всем была руководима Самой Богородицей; несомненно, что только по Ее воле просила молодого иеродиакона Серафима позаботиться о дивеевских сестрах. И впоследствии батюшка Серафим ни одного камушка не положил в обители без благословения Царицы Небесной. Перелистываем «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Насколько же очевидно Сама Царица Небесная печется о Своей обители. Обещала: «И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих, и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!» Так и есть на самом деле. Прежде и теперь без больших собственных средств строились и строятся храмы, созидается обитель. До революции проживало в Дивееве 1600 монашествующих. Теперь – в три раза меньше, но среди современных российских монастырей Дивеевский – самый большой по числу насельниц. А посылал-то батюшка Серафим на жительство в Дивеево только избранных Божией Матерью сестер, как о том свидетельствует «Летопись».

Икона Божией Матери «Дивеевская Игумения»

Укрепляемая глубокой верой в непреложность этого обетования, матушка Александра великими трудами, слезным покаянием, непрестанной молитвой, предстоянием на мысленной Голгофе созидала первую общинку, полагая твердое основание будущей великой обители.

Она во всем была руководима Самой Богородицей; несомненно, что только по Ее воле просила молодого иеродиакона Серафима позаботиться о дивеевских сестрах. И впоследствии батюшка Серафим ни одного камушка не положил в обители без благословения Царицы Небесной.

Перелистываем «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Насколько же очевидно Сама Царица Небесная печется о Своей обители. Обещала: «И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богуи Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих,и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных,с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!»

Прежде и теперь без больших собственных средств строились и строятся храмы, созидается обитель. До революции проживало в Дивееве 1600 монашествующих. Теперь – в три раза меньше, но среди современных российских монастырей Дивеевский – самый большой по числу насельниц. А посылал-то батюшка Серафим на жительство в Дивеево только избранных Божией Матерью сестер, как о том свидетельствует «Летопись».

«Сама Матерь Божия Обителью управит, – говорил преподобный Серафим Саровский, – всему Она Сама научит, все устроит и укажет, кого нужно изберет и призовет, кого нет, ими же весть судьбами, изженет из обители Своей; что полезное утвердит, не полезное разорит и все, все Сама совершит, как Ея токмо единой воле здесь то угодно!»

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

«Сама Матерь Божия Обителью управит, – говорил преподобный Серафим Саровский, – всему Она Сама научит, все устроит и укажет, кого нужно изберети призовет, кого нет, ими же весть судьбами, изженет из обители Своей; что полезное утвердит, не полезное разорит и все, все Сама совершит, как Ея токмо единой воле здесь то угодно!» И это высокое избранничество и призвание к служению Царице Небесной подразумевает не мирские заслуги или аскетические подвиги, а глубочайшую преданность Ее святой воле, полное, без остатка, предоставление себя в послушание Матери Божией и безукоризненное исполнение Ее благословения. Об этом свидетельствуют жития дивеевских преподобных и блаженных, воспоминания о многих дивеевских подвижницах, ранее почивших, и тех, кто дожил до возобновления монастыря. Любовь, забота и попечение Матери Божией обо всем и обо всех в обители видна и ясно ощутима была и будет всегда. В 1988 году, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, в подтверждение Своего давнего обетования Царица Небесная тихо произносит в убогой келии дивеевской старицы схимонахини Маргариты (Лахтионовой): «Эта келия и эта местность поднимут всю Вселенную». И как стремительно после этого расцветала обитель: от маленького, всеми посещаемого домика матушки Фроси, сохранявшего правила и уставы монастырской жизни и церковных служб, – до Казанского храма у источника, устроенного в 1989 году, до Троицкого собора, освященного в 1990 году, и, наконец, в XXI веке достигла небывалого благолепия! Любовь, забота и попечение Матери Божией обо всем и обо всех в обители видна и ясно ощутима была и будет всегда. В 1988 году, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, в подтверждение Своего давнего обетования Царица Небесная тихо произносит в убогой келии дивеевской старицы схимонахини Маргариты (Лахтионовой): «Эта келия и эта местность поднимут всю Вселенную». И как стремительно после этого расцветала обитель: от маленького, всеми посещаемого домика матушки Фроси, сохранявшего правила и уставы монастырской жизни и церковных служб, – до Казанского храма у источника, устроенного в 1989 году, до Троицкого собора, освященного в 1990 году, и, наконец, в XXI веке достигла небывалого благолепия!

Кто будет со вниманием по 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся...», тот обретет над собой особый

Покров Матери Божией.

«Кто будет со вниманием по 150 раз читать молитву „Богородице Дево, радуйся…“, тот обретет над собой особый Покров Матери Божией» — наставлял дивеевских сестер сщмч. Серафим (Звездинский).

Одним из самых древних молитвенных обращений к Божией Матери первых христиан было Архангельское обрадование: «Богородице Дево, радуйся...» Его ежедневное исполнение всеми сестрами составляет основу обращения к Пресвятой Богородице. И местом такой сокровенной молитвы стала святая Канавка. Беседуя однажды с сестрами, батюшка Серафим сказал им, что «это тропа, коею прошла Матерь Божия, в удел Свой взяв Дивеево... Она всегда, во веки будет вам стена и защита, и антихрист не сможет перейти ее! Матерь Божия собрала вас, Сама нареклась вам Игумениею; Она все управит, защитит, разберет и заступит; все Ей известно и все Ей возможно! Ея святая воля! В ней и живите, и только молитесь Ей и просите Ее; велика скорбь, велико горе, велико искушение... усугубьте просить и молить вашу Владычицу, верою и любовию предоставив Ей себя, все и всех... и Она даст все полезное, нужное и благое!»

С тех пор и всегда, и в особых случаях скорбей, искушений, болезней, взаимонепонимания сестры по совету батюшки обращались к Богородичному правилу, читая его и в храме, и в келье с поклонами, и в дороге.

Местом такой сокровенной молитвы стала святая Канавка. Беседуя однажды с сестрами, батюшка Серафим сказал им, что «это тропа, коею прошла Матерь Божия, в удел Свой взяв Дивеево... Она всегда, во веки будет вам стена и защита, и антихрист не сможет перейти ее! Матерь Божия собрала вас, Сама нареклась вам Игумениею; Она все управит, защитит, разберет и заступит; все Ей известно и все Ей возможно! Ея святая воля! В ней и живите, и только молитесь Ей и просите Ее; велика скорбь, велико горе, велико искушение... усугубьте просить и молить вашу Владычицу, верою и любовию предоставив Ей себя, все и всех... и Она даст все полезное, нужное и благое!»

А еще предсказывал батюшка Серафим сестрам, что в будущем иконы всех явлений Богородицы, и даже с Афона, будут в Дивеевской обители. Долго пришлось бы перечислять все изображения Матери Божией, собравшиеся за четверть века в возрожденной обители. Вернулись переданные сестрам самим преподобным Серафимом Казанская и Страстная (перед которой он велел зажечь неугасимую лампаду) иконы, Деисусный чин для храма Рождества Богородицы, иконы саровского и дивеевского письма; из трех афонских монастырей – Хиландара, Ватопедского и Пантелеимоновского, из Киева и Константинополя и многих русских городов и монастырей привозят чтимые образы Богородицы. И наконец осуществилось благословение преподобного Серафима на строительство Богородичного храма в киновии на одной линии

с Троицким собором.

А еще предсказывал батюшка Серафим сестрам, что в будущем иконы всех явлений Богородицы, и даже с Афона, будут в Дивеевской обители. Долго пришлось бы перечислять все изображения Матери Божией, собравшиеся за четверть века в возрожденной обители. Вернулись переданные сестрам самим преподобным Серафимом Казанская и Страстная (перед которой он велел зажечь неугасимую лампаду) иконы, Деисусный чин для храма Рождества Богородицы, иконы саровского и дивеевского письма.

И в моем-то соборе у нас-то в Дивееве все иконы, какие только ни есть на всем свете и даже на Афоне, всех явлений Матери Божией, у меня-то в соборе все они, батюшка, будут!

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

«И в моем-то соборе у нас-то в Дивееве все иконы, какие только ни есть на всем свете и даже на Афоне, всех явлений Матери Божией, у меня-то в соборе все они, батюшка, будут!» — говорил батюшка Серафим.

В богослужебных книгах встречаются такие слова: «Аще храм Божией Матери, служим бдение». Потому в Дивееве так часто бывают всенощные или полиелейные службы, что вся обитель посвящена Божией Матери. А после праздничной или воскресной литургии совершается чин о Панагии, когда священник возвышает просфору в память Царицы Небесной, Своей иконой возглавляющей шествие в монастырскую трапезу.

В богослужебных книгах встречаются такие слова: «Аще храм Божией Матери, служим бдение». Потому в Дивееве так часто бывают всенощные или полиелейные службы, что вся обитель посвящена Божией Матери. А после праздничной или воскресной литургии совершается чин о Панагии, когда священник возвышает просфору в память Царицы Небесной, Своей иконой возглавляющей шествие в монастырскую трапезу.

Царица Небесная все видит, все знает о каждой сестре, о каждом послушании и любом уголке Своей обители. В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» есть рассказ о посещении Богородицей трапезной и кухни в ночные часы. Батюшка Серафим говорил, что Матерь Божия каждые сутки бывает в обители. И как свято верили в это сестры! Они всегда старались ничем не огорчить Царицу Небесную, боялись малейший беспорядок оставить на ночь. Так жили, что пресвятое имя Богородицы у них всегда было в уме, в сердце, на устах... Царице Небесной все известно о Ее четвертом земном уделе. Начиная серьезное дело, сестры служат Ей параклис, испрашивая благословения и покровительства. Когда бывают скорбные обстоятельства, также взывают: «Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю». По монастырскому уставу, установленному Самой Царицей Небесной, каждое воскресенье перед литургией совершается Параклис – пение молебного канона. Каждый вечер с благодарностью за прожитый в обители день, сестры с иконой Божией Матери проходят по святой Канавке. Царица Небесная все видит, все знает о каждой сестре, о каждом послушании и любом уголке Своей обители. В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» есть рассказ о посещении Богородицей трапезной и кухни в ночные часы. Батюшка Серафим говорил, что Матерь Божия каждые сутки бывает в обители. И как свято верили в это сестры! Они всегда старались ничем не огорчить Царицу Небесную, боялись малейший беспорядок оставить на ночь. Так жили, что пресвятое имя Богородицы у них всегда было в уме, в сердце, на устах...

Царице Небесной все известно о Ее четвертом земном уделе. Начиная серьезное дело, сестры служат Ей параклис, испрашивая благословения и покровительства. Когда бывают скорбные обстоятельства, также взывают: «Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю». По монастырскому уставу, установленному Самой Царицей Небесной, каждое воскресенье перед литургией совершается Параклис – пение молебного канона. Каждый вечер с благодарностью за прожитый в обители день, сестры с иконой Божией Матери проходят по святой Канавке.

Параклис Божией Матери

Радостно сознавать, что великая Дивеевская обитель во все времена любима и покрываема благодатью ее Верховной Игумении – Царицы Неба и Земли. Незадолго до своей кончины батюшка Серафим говорил сестрам: «Вручаю вас Самой Матушке Царице Небесной! Она одна вас не оставит!»


Смотрите также