Авторизация

Фольклорный праздник осенины


Фольклорный праздник «Именины осени»

галина клюкина Фольклорный праздник «Именины осени»

(для детей старшего дошкольного возраста, праздник сопровождается показом слайдов из презентации «Осенины»)

Дети входят с ведущей в зал, в руках у неё клубочек ниток.

Ведущая:

Вот и опять у нас с вами в гостях бабушкин клубочек. Любит он нас с вами по старинным дорожкам водить. По какой тропинке он нас поведёт сегодня, что интересного покажет? Слова-то волшебные вы не забыли?

Дети:

Ты катись, катись, клубочек, вейся ниточка.

Вейся ниточка, да не путайся.

Ниточка, вперёд беги, за собою нас веди.

Дети проходят в зал.

(Слайд №1).

Ведущая:

Куда это мы попали? Никак на деревенскую улицу?

(Слайд № 2)

Ребёнок:

Ах, улица, улица широкая! Как на улице, возле околицы, не тяжёл жемчуг рассыпается, чистым золотом разгорается - то хоровод велик собирается.

Ребёнок:

А на улице нашей сто братьев стоят

Все в один ряд, вместе связаны.

Ребёнок:

А река вокруг изб искрится, блестит, словно между гор бежит конь вороной.

Ребёнок:

А изба – то на улице – словно бычище, прокованы бочища!

Ведущая:

А улица – то у нас живая! (слышен шум деревенской улицы)

(Слайд № 3).

На заборе сидит царь в короне да со шпорами. Не сторож, а всех будит.

(кричит петух)

Ведущая:

Дети, а вы обратили внимание, что улица-то наша - осенняя?

Исполняется «Осень наступила» (С. Насауленко).

Ребёнок:

Золотая волшебница осень,

Подожди, подожди уходить.

Ну, пожалуйста, мы тебя просим

Хоть немножечко с нами побыть.

Очень нравиться нам любоваться,

Как листочки под солнцем горят.

Мы с тобой не хотим расставаться

По душе нам твой пёстрый наряд.

(Слайд № 4)

Исполняется песня «Осенняя песня» (В. Алексеев).

Затем дети садятся на стульчики.

Ведущая:

Много мудрых слов об осени сказано. Ну, а вы что о ней знаете?

Дети:

- Осенью и у кошки пиры.

- Осень идёт - за собой дожди ведёт.

- Холоден сентябрь, да сыт.

- Осенью без дела сидеть – зимой хлеба не иметь.

Ведущая:

Люди лето провожали, а осенью каждый день как праздник встречали.

Исполняется «Танец с платками».

Ведущая:

Осенью день становится короче, птицы в тёплые края улетают,

Деревья багряный наряд одевают.

Исполняется упражнение с листочками под музыку «Вот и снова осень» (Ю. Верижников).

Ведущая:

В старину говорили: «Осенью серенькое утро – жди красного Денька.

Ребёнок:

Да, батюшка сентябрь не любит баловать.

Ведущая: (подходит к календарю)

С добром ли ты к нам, новый день, пришёл, с радостью? А ведь осенью каждый день к людям с чем – то новым приходил, новую работу приносил. Какой урожай собирали – так этот день и называли. Давайте вспомним, как этот день в народе называли? (показывает изображение луковицы на листке календаря)

(Слайд № 5).

Дети:

Луков день.

Ведущая:

А почему его так называли (лук собирали). Что с ним потом

Делали? Лучок – лук от семи недуг. А что вы о нём знаете?

Дети:

- Лук да баня – всё правят.

- Много одёжек на луковицах – быть зиме холодной.

- Лук – добро и в бою и во щах.

Ребёнок:

Раньше во время болезней лук на верёвочку нанизывали,

Да развешивали его в комнате,

Да привязывали на шею домашним животным,

чтоб не болели ни большие, ни маленькие.

Ведущая:

А в луков день повсеместно начинался торг репчатым луком.

И каждый свой лучок нахваливал.

Давайте я вам свой лук продам.

Но при условии, кто про него лучше скажет, тому он и достанется.

Дети:

- Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, то слёзы проливает.

- Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а…

Дети (хором): … лук!

- Сидит Марфутка в четырёх шубах, кто её поцелует – тот и сморщится.

Ведущая:

Но давайте посмотрим следующий день календаря.

(там нарисованы колосья пшеницы

Что две недели зеленится, две недели колоситься,

Две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает?

Дети:

Рожь.

(Слайд № 6).

Ведущая:

Вы знаете, как нелегко убирать хлеб с полей. А раньше и техники никакой не было, были у людей только руки – с той поры и стали говорить о них «золотые», потому что они всё умели, весь мир хлебом накормить могли.

(Слайд № 7).

Ребёнок:

Ох, хороша была нива, сто снопов уродила.

Сто снопов и снопочек – мне на веночек.

Хороша была нива, сто снопов уродила.

Жали её жнецы – вот эти молодцы,

Парни усатые, девчата косматые.

Жнецы всю рожь, пшеницу сжали,

По колосочку собрали, в снопы связали,

В скирды уложили. Славно хлебушку послужили.

Исполняется упражнение с колосьями.

Ребёнок:

- Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

- Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.

- Много хлеба в году уродилось – зима строгая будет.

Дети садятся на стульчики.

Ведущая:

Давайте присядем, а я вам расскажу. Мне моя бабушка рассказывала, а ей - её бабушка. Будто жил прежде такой человек – и не человек вроде. Лешим его называли. Смотришь на него – как будто знакомый. Но если приглянешься, то заметишь: глаза – то словно угли горят. И обувь перепутана: правый лапоть на левую ногу надет, а левый на - правую. Одежда наизнанку вывернута и почти всегда – красный кушак повязан.

(Слайд № 8).

Ребёнок:

А в наших краях, бабушка рассказывала, Леший жил пучеглазый, волосы на голове длинные, брови густые, борода зелёная, и только одно ухо – левое.

Ребёнок:

От проказ Лешего легко избавиться: нужно сесть на правую ногу, взяться за оба уха, помотать головой, три раза плюнуть, чтоб никто не видел. (Дети делают)

Ведущая:

Леший не только пугает, но нередко и помогает человеку.

Однажды заблудилась в лесу девочка – так Леший вывел её

Из леса прямо к дому, а в корзинку ещё и ягод лесных наложил.

Но это всё давно было…В наши времена уж не знаю, есть ли он.

Входит Леший.

Ведущая:

Ну, Леший, ты тут как тут. Наверно, подслушал, что мы о тебе говорили. Вот и явился. Леший, а ты у нас добрый или злой?

Леший:

Правда, правда, я за вами давно в щёлочку наблюдаю, да подслушиваю. Велиться вы умеете: хорошие, знать, люди. Я вот вам наказ хочу дать: любите не только землю, но и лес, он ведь живой. А я его стерегу! И если кто со злом в лес приходит – берегись! Добрым не буду! А вообще-то я не такой уж и злой, вы меня не бойтесь. А где же ваш необыкновенный календарь?

(открывает новый лист, на нём нарисованы овощи)

Ведущая:

А вот этот день – Оспожники, именины осени, праздник урожая.

А тебе Леший дети хотят загадать загадку.

Дети (Лешему):

Неказиста, мелковата,

Только любят все ребята

Запеченную в костре,

В ароматной кожуре.

“Русский хлеб”, зовём мы крошку –

Нашу добрую…

(картошку)

Ведущая:

Недаром в народе сложилась пословица: «Картофель - хлебу подмога».

Дети:

- Мой урожай – картошка – хлебу присошка.

Исполняются частушки про картошку

1. Мы ребята дошколята,

Очень весело живем.

А сейчас свои частушки

Про картошку вам споем.

2. Мы картошечку сажали

В детском саде у ворот:

Зацвели на ней цветочки,

Весь любуется народ.

3. Ах, картошечка, ты картошка!

До чего ты хороша!

Хоть нажаришь, хоть наваришь,

Но. а съешь - поёт душа!

4. Очень любит наш Серёжка

Кушать вкусную картошку.

Даже в чай, кисель, компот

Он картошки все кладёт.

5. Все картошку собирали,

Ну,и я ведь не сижу:

Вся семья картошку роет,

Ну, а я руковожу.

6. А в Тамбове весь народ

На картошечке живет,

И от этого народ

Всегда весело и поет!

Ведущий: Недаром картофель называют «вторым хлебом». Из него готовят невероятное количество различных блюд. Это самый популярный овощ.

Проводится конкурс родителей на лучшее блюдо из картофеля. (рулет картофельный, запеканку картофельную с грибами, картофельное пюре)

Ведущая:

А какой вы на своём огороде урожай собрали?

Ребёнок:

- Проще пареной репы ничего нету. Репу ели всякую: сырую, пареную, варёную.

Ведущая:

Знаю, знаю: раньше пекли пироги с репой, делали репный квас, и даже кашу из репы варили.

(Слайд № 9).

Ребёнок:

Матушка-репка уродилась крепко, не густа, не редка, да великого хвоста.

Ведущая:

А ещё про неё загадки придумывали, кто знает?

Дети:

- В землю крошки, а из земли – лепёшки.

- Круглый бок, жёлтый бок, лежит на грядке колобок, а потянешь крепко – вытащится репка.

(Слайд № 10).

- А у меня капуста – первая барыня на деревне, голова большая, шея тонкая. У доброго человека на столе всегда пироги с капустой.

- Люди говорили, что без картошки, хлеба да капусты – какая еда.

- А вот без моркови – как без воды – ни туды и не сюды.

- А у меня королева во всех борщах – свекла. Я её в землю ростком садила, а она меня вон каким добром одарила.

Дети складывают все овощи в корзину.

Ведущая:

Ох, и тяжела корзина! Богатый урожай собрали. В старину говорили: «Гостя накормишь, сам сыт будешь». А сегодня вы – наши гости. Угощайтесь, люди добрые.

(Слайд № 11).

Ведущая (открывает новый лист календаря):

Ну, вот и все овощи собраны, в погреба убраны, можно теперь и повеселиться. А праздновали этот праздник целую неделю. Чем богаче собранный урожай – тем продолжительнее праздник.

(Слайд № 12).

Исполняется русская народная пляска.

Ведущая:

Вот мы с вами и пожили по бабушкину календарю, побывали на деревенской улице. Узнали о том, как встречали раньше осень, как трудились, как верили в старинные предания и приметы. (берёт клубочек) Ты катись, катись клубочек, вейся ниточка, да не путайся, ниточка вперёд беги, за собою нас веди.

Дети уходят из зала.

Фольклорный праздник "Осенины" 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Всероссийский конкурс

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР»

Методическая разработка.

Внеклассное мероприятие для 3 класса.

Фольклорный праздник

«Осенины».

Преподаватель музыки

I квалификационной категории

Шкурина Марина Леонидовна

г. Ангарск, 2014

фольклорный праздник

Осенины.

Сценарий внеклассного мероприятия для 3 класса.

Пояснительная записка.

Уничтожьте традицию и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, но неизбежный процесс умирания.

Л.Т.Ионин

российский социолог, политолог, философ

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

Актуальность.

В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А использование для этого средств народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, присвоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию.

Фольклорные праздника дают возможность:

  • разнообразить методы и формы экологического воспитания;

  • углубления эстетического восприятия окружающего мира;

  • воспитания чувства патриотизма у детей с раннего школьного возраста.

Младший школьный возраст благоприятен для развития у ребенка основ экологической культуры; чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира. Не секрет, что эффективнее воздействуют на детей игровые, интерактивные формы работы. Именно поэтому материал уроков музыки перерастает в театрализованный сценарий праздника, с сюрпризами, песнями, танцами, играми, в котором задействованы все участники мероприятия. Что полностью соответствует деятельностному подходу образовательных Стандартов, способствует целостному формированию картины мира у обучающихся.

Мероприятие в основном ведётся старшеклассниками. Почётными гостями являются родители и учителя школы что, несомненно, укрепляет связь поколений.

Занятия фольклором в этом процессе помогают проникнуть в глубины народного духа и доказывают, что сущность человека, его потребность в красоте не меняются с течением времени.

Ожидаемый результат:

  • развитие интереса и любви к традициям русского фольклора у детей и их родителей;

  • повышение экологической культуры детей через разные элементы культуры – мифологию, религию, творчество, бережное, вдумчивое отношения к окружающему миру;

  • раскрытие творческого потенциала, певческих, сценических способностей детей;

  • осознание своего родства и связи с природным окружением, общим домом всех живых существ.

Содержание.

Цель:

Формирование ценностного отношения к окружающему миру, через народные традиции

Задачи:

  • воспитывать уважение к народным традициям, любовь к родной природе, к труду, гуманное отношение к окружающему миру;

  • изучение календаря земледельческого цикла русских славян;

  • приобщение детей к русскому фольклору через раскрытие творческого потенциала, певческих, сценических способностей.

Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

*Данное мероприятие является обобщением тех знаний, которые третьеклассники получили заранее. Ему предшествуют ознакомительные уроки, где ребята изучают и сами находят пословицы, игры, традиции, песни, приметы осени. Разбираются понятия, удивительные ритуалы, календарь земледельческого цикла… Несмотря на подготовительную работу, многие моменты праздника для ребят становятся сюрпризом, например, приход насекомых.

Структура и технология урока.

Действующие лица:

Хозяйка (учитель), ведущие (2), Комар, Муха, Блоха, Таракан; и все ученики класса.

В кабинет музыки входят «змейкой», хороводным шагом, с песней

«Вдоль по улице ребятушки идут» участники праздника.

(см.нотное приложение №1).

У каждого в руках дары осени, которые ребята ставят на праздничный стол.

По окончании песни рассаживаются по местам.

Учитель: Добрый день и добрый час, всем кто пришел послушать нас.

1-ый ведущий. Вот и лето прошло. Осень – красна девица, просится на двор. Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется.

2-ой. К осени собран урожай, сделаны запасы, чтобы зиму в сытости прожить. В это время и нелюбого гостя всякой снедью потчуют – не напотчуются, а весной и любый куска хлеба напросится.

1-й. Праздник урожая на дворе. Урожайным было лето, значит, и празднику нашему не будет конца. Давайте, вместе перелистаем календарь урожайных праздников православного русского народа.

2-й. Как называется праздник, посвященный окончанию жатвы.

( Ответ: Успение. Дожинки.)

* На доске прикреплён календарь из шести листов:

Листы календаря снимаются по-порядку на протяжении урока, и открывается название того праздника, о котором пришло время вспомнить. В дальнейшем, когда нужно будет обратиться к календарю, в тексте будет пометка – *КАЛЕНДАРЬ.

(см. приложение №5)

1-й. Успение – конец жатвы. Этот день еще называется «дожинки», «обжинки», «спожинки». Что вы знаете об этом празднике?

Ученик 1: На успенье огурцы солят.

Ученик 2: Оканчивается посев озимого хлеба.

Ученик 3. С Успенья начиналось бабье лето.

Учитель: Зачастую во время жатвы можно было услышать песню:

У нас серпы-то золотые,

(класс продолжает)

А мы жнеи молодые

Время жито жать,

Во снопочки вязать,

На ток возить

Цепами молотить,

У печи сушить,

Тесто месить,

Тесто месить,

Пирогами всех кормить!

2-й. Закончив жатву, женщины приговаривали:

Ученик 4: Кто пахал – тому силку,

А кто сеял – тому две,

А кто жал – тому все.

1-й: Завершив работы, жнеи катались по ниве со словами:

Ученик 5: Жнивка, жнивка,

Отдай мою силку:

На пест,

На колотило,

На молотило,

На кривое веретено!

2-й: Друг друга поздравляли с окончанием жатвы:

Ученик 6: Ох, и, слава Богу,

Что жито пожали!

Что жито пожали

И в копы поклали:

На гумне стогами,

В клети закромами,

А в печи пирогами!

1-й: Специально оставленные несжатыми несколько колосьев перевязывали лентой – «завивали бороду» и приговаривали:

Ученик 7: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»

1-й: Этим обрядом жнеи надеялись вернуть земле ее силу, потраченную на выращивание хлеба.

2-й: Последний сжатый сноп – «нелепник». Его наряжают в сарафан или обвивают ситцевыми платками и с песнями несут на пир честной, называемый «складчиной» или «братчиной».

Ученик 8: Хлеб всему голова.

Ученик 9: Без соли, без хлеба – худая беседа.

Ученик 10: Не красна изба углами, а красна пирогами.

Ученик 11: Худ обед, когда хлеба нет.

Ученик12: Жали-пожали, три пряди нажали. Первую прядь – на еду, вторую прядь – на семена, третью прядь – про запас. Землю красит солнце, а человека – труд! Что посеешь, то и пожнешь!

Ученик13: Что пожнешь, то и смолотишь! Что смолотишь, то и съешь! Будет хлеб – будет и песня.

Учитель: А мы эту песню хлебу поем. (все) Слава!

Хлебу поем, хлебу честь воздаем. (все) Слава!

(стук в дверь)

1-й, 2-й: Кто там?

Насекомые: Пустите в дом погреться, а то мы совсем околели.

2-й: Заходите. Но кто вы?

Насекомые: Кто такие мы не скажем.

Кто такие мы подскажем.

Гости о себе загадывают загадки.

Муха: Кто над вами - вверх ногами

Ходит не страшиться,

Никого не боится.

Дети отгадывают

Комар: Лечу, пищу,

Носок долог,

Голос тонок.

Кто меня убьет –

Свою кровь прольет.

Дети отгадывают

Блоха: Мой черед!

Черенька-маленька

В платье вскочила

Царя разбудила.

Дети отгадывают

Таракан: (Дразнит блоху)

Как мухи справляли годовщину –

Поехали на даровщину,

Был пир у нас неплохой:

Там лакомились мы жареною блохой.

Блоха лезет драться

Таракан: Я тараканище! Я страшный Ерыкалище! Я страсть, какой опасный! Вон у меня какие усищи! Вон у меня какие ножищи! Бойтесь меня. У-у-у. (Пугает детей)

1-й: С 14 сентября хоронят мух. Вот мы и зароем вас всех в землю: и блох, и тараканов, и мух, чтобы не водились в избе!

Таракан: Думаете, что силачи? Ха-ха-ха! Это вы богатыри? Ха-ха-ха! Да Блоха вас закусает, Комар кровь выпьет, а я – затопчу!

1-й, 2-й: Хозяйка что делать?

Учитель: Ребята, о каком празднике напомнили эти насекомые?

Ответ: Первая встреча осени. Семенов день. *КАЛЕНДАРЬ.

Против насекомых у нас есть свое оружие – ум, смекалка и ловкость

Обращается к таракану

Мы предлагаем тебе сыграть в игру «Ерыкалище», посостязаться в ловкости. Выиграешь – так уж и быть, живи у нас в доме, проиграешь – пойдешь на улицу.

Проводится русская народная игра «Ерыкалище». Ребята водят вокруг Таракана хоровод и поют песню (мелодия свободная, по пентатонике). Таракан стоит в центре круга с закрытыми глазами, на одной ноге. По окончании песни, ребята разбегаются, Таракан их догоняет. Тот, кого поймали, становится в круг.

Эко диво, чудо-юдо,

Морская губа – Ерыкалище!

Эко диво чудо-юдо,

С Горынова дуба,

Морское поганище!

(Таракан проигрывает)

Таракан: Какой позор, какой позор! Предлагали же мне друзья – тараканы ходить в тренажерный зал, а я?.. Я отказался. Придется вплотную заняться своим здоровьем. Я ухожу, но наследующий год посмотрим кто кого.(Уходит)

Учитель: (обращается к ребятам ) Ловко мы справились с тараканом, а для комара мы споем песню.(обращаясь к комару) Поможешь нам ее инсценировать? Мы тебе выделим главную роль. (Комар соглашается)

Класс поёт: «Комара женить мы будем».

Учитель, Комар и Муха обыгрывают текст песни. На предпоследнем куплете комара выводят под руки из кабинета.

Учитель: Вот и с комаром мы справились. Остались муха и блоха.(обращается к ведущим) Дайте-ка мне «рукотёрник».

Ученик 14: Убить муху до Семена дня - народится семь мух; убить после Семена дня - умрёт семь мух. (выгоняет полотенцем муху из «избы» и приговаривает) Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь…( муха мечется по «избе» и улетает восвояси )

Блоха: А меня вы не выгоните, ведь я маленькая, удаленькая и смышленая.

Учитель: И смышленая говоришь. Тогда мы устроим с тобой состязание.

Блоха: И если я выиграю, то здесь жить буду?!

Учитель: По рукам.

Блоха: По рукам.

Учитель: И в чем состязаться будем?

Блоха: (Задумалась, и вдруг увидев стол с угощениями, говорит) Какой щедрый стол, сразу видно богатый собран урожай, а скольких трудов он стоил. Уж больно я уважаю трудолюбивых людей и много знаю пословиц о труде.

Учитель: Больше чем мы?

Блоха: Несомненно.

Проводится состязание пословиц и поговорок о труде между Блохой и ребятами.

Перечень пословиц и поговорок о труде.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Труд человека кормит, а лень портит.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Кончил дело – гуляй смело.

Умелые руки не знают скуки.

Была бы охота, будет ладиться и работа.

Под лежачий камень и вода не течет.

Поспешишь – людей насмешишь.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Откладывай безделье, а не откладывай дело.

Семь раз отмерь, один – отрежь.

Не спеши языком, спеши делом.

Мал муравей, да горы копает.

Без дела жить – только небо коптить.

Какие труды, такие и плоды.

По одежде не суди, а по делам гляди.

Час упустишь – годом не наверстаешь.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

На печи заседать – хлеба не видать.

Красна птица пеньем, а человек – уменьем.

Делу время – потехе час.

Дело мастера боится.

Блоха проигрывает и, уходя, говорит:

Блоха: Я не прощаюсь, поговорки подучу и на следующий год приду.

Учитель: Приходи. На следующий год мы еще умнее станем…А нам пора календарь перевернуть. (переворачивают лист календаря, где написано: Вторая встреча осени.) *КАЛЕНДАРЬ.

Как он называется?

Ученики (хором): Осенины.

Ведущий 1: Этот праздник в народе еще называется Оспожинки, Госпожинки.

Учитель: (обращаясь к ребятам) Госпожинки? Похоже, это слово происходит от слова Госпожа. Кого народ называл госпожой?

Ответ: 21 сентября родилась мама Иисуса. Церковь в этот день отмечает Рождество Пресвятой Богородицы.

Ведущий 2. Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом.

Чем урожайнее лето, тем продолжительнее праздник.

Начинается луковая неделя. Женщины убирают лук. Также убирают пчел с пасек.

Ведущий 1. В осенины начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармоникой и угощением. Играли, тешились, шутками отличались, танцами забавлялись.

ЧАСТУШКИ

Все: Осень щедрая такая

Всех одарит за труды.

Мы на праздник Урожая

Принесли ее плоды.

Ученик 5:

- Это что за поросенок,

Где дырявый пятачок,

Почему не слышно визга?

- Это ж, братец кабачок!

Ученик 1: Мы пололи сорняки,

Не боясь колючек.

Среди нас, поверьте, нет

Нежных белоручек

Ученик 6:

У меня фигурка тонка

И высокий каблучок.

Я не буду, есть котлеты,

Мне пожарьте кабачок!

Ученик 2: А я бабушке своей

Поливала грядки.

Для здоровья всех внучат

Лучше нет зарядки!

Ученик 7:

Ухажеров нынче сто

Под моим окошком.

Все желают получить

Пирожок с картошкой.

Ученик 3:

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка.

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока!

Ученик 8:

Мне милёночек прислал

К празднику записку,

Что меня он обожает,

Как салат с редиской!

Ученик 4:

Разудалый я силач –

Гну рукой подковку!

Потому что я жую

Каждый день морковку.

Ученик9:

Почему в шкафу у мамы

Стало очень пусто?

Все наряды я надела,

Как кочан капусты

Все: Мы частушки Вам пропели

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы Вас попросим,

Чтобы Вы похлопали!

Ведущая 1: После второй встречи осени наступала и третья

(Дети хором: сдвиженье) *КАЛЕНДАРЬ.

Ученик15: Вздвиженье – кафтан шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.

Ученик16: Хлеб с поля сдвинулся.

Ученик17: На Вздвиженье птица в отлет двинулась.

Ученик18: Змея и гад не движутся.

Ученик19: На Воздвиженье начинали рубить капусту. С этого дня устраивали капустные вечеринки с песнями, плясками, играми.

Учитель: Я предлагаю сыграть в игру «Капуста». Ведущие мне помогут выбрать участников игры. Кто отгадает загадку, тот станет ее участником.

ЗАГАДКИ

Меня бьют, колотят, режут,

А я все терплю,

Людям добром плачу.

(Хлеб.)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картофель)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Гриб.)

Над землей трава,

Под землей алая голова.

(Свекла)

В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла.

(Пшеница)

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят

(Помидоры)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(Картофель)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок.

(Капуста)

Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

По считалке выбирается водящий. Проводится игра «Капуста».

(см. приложение №4)

На полу мелом нарисован круг (огород). В кругу сидит водящий, возле него хаотично лежат кубики (капуста). Поётся песня по её окончании, задача ребят - собрать капусту. Кто был «запятнан» в кругу, выбывает из игры. Побеждает тот, у кого больше капусты.

Учитель: Как называется последний осенний праздник?

( ответ: Покров) *КАЛЕНДАРЬ.

Ученик20: Покров первое зазимье. На Покров до обеда осень, а после обеда – зима.

Ученик21: Чини избу до Покрова, а то не будет тепла.

Ученик22: Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, а если с севера – к холодной.

Ученик23: Покров – конец холодам, начало посиделкам. Весело Покров проведешь – дружка найдешь.

Ученик24: Придет покров, девушке голову покроет.

1-й: Покров – свадеб покровитель. Считалось, что если весело Покров проведешь – дружка найдешь.

2-й: Бел снег землю покрывает, девиц молодых замуж снаряжает.

1-й: А девицы-красавицы просятся, не напросятся: «Покров – батюшка, одари землю снежком, а меня женишком».

2-й: В это время молодые парни невест себе выбирать ходили. Ходили, сватали девушек да приговаривали: «Отдайте молоду на чужую сторону, во большую семью. Скрасит девушку венец да молодец»

Учитель: Взрослые парни и девушки женились, а дети вашего возраста подражали им в играх. Одну игру и мы знаем.

Участники праздника делятся на две команды, которые шеренгами стоят одна напротив другой. Одна команда изображает хозяев (сватов), а другая – родителей и друзей невесты. Поочередно исполняя по две строки песни, команды то наступают, то отступают. По считалке выбираются «жених» и «невеста».

Считалка для невесты: Считалка для жениха:

Уж как Зоренька-заря, Едет Ваня в красной шапке

Русы косоньки плела. На серебряной лошадке,

Кто те косы сосчитает, Золотой уздой звенит, Жениха невестой станет. Во все стороны глядит,

Плеточкою машет,

Под ним лошадка пляшет.

Исполняется песня-игра «Мы бояре к вам пришли».

(См.нотное приложение №2)

Заключение.

Учитель: На этом календарь осенних праздников закончился. И нам пора расходиться. Но посмотрите, какой у нас щедрый, богатый стол. Знатный собрали урожай, а значит и празднику нашему не будет конца. Я предлагаю продолжить Осенины у себя в кабинете. Не буду раскрывать все секреты, но одно могу сказать: вас ждёт викторина «Витамины».

Ребята выходят под песню «Вдоль по улице ребятушки идут».

(см.нотное приложение №1).

Рефлексия урока.

Оценку «отлично» получили весь класс. Ведь в работу урока были вовлечены все ребята (даже родители и классные руководители).

Было предложено написать отзыв участникам и гостям праздника «Осенины». Вот некоторые выдержки:

- урок проходил на высоком эмоциональном уровне. Я много узнала нового. Удивительно, но не один ребёнок не остался без внимания, участвовали в уроке даже мы – взрослые… Спасибо за урок! (родительница)

- мы скоро с классом поедем на природу, обязательно используем игры, разученные на уроке…(классный руководитель и родительница в одном лице)

- мне понравилось участвовать в проведении урока, я почувствовала себя учителем. Приглашайте на следующий год. Буду рада новой встрече! (ведущая, 8 кл)

- я не думал, что так здорово быть в центре внимания целого класса и руководить его эмоциями…(«Таракан», 8 кл)

Список литературы:

  • Т.А. Бударина, О.А. Маркеева. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003.

  • Д.А. Рытов. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Москва «ВЛАДОС» 2001.

  • Г.М. Науменко. Фольклорный праздник. М. – 2000

  • Г.П. Фёдорова. На золотом крыльце сидели. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003.

  • Г Науменко. Чудесный короб. М. – 1989

  • Э.Г Чурилова. Методика и организация театральной деятельности. М. – 2004.

  • Н. Будур, И. Панкеев. Русские игры для всех возрастов. ТЕРРА, 1999.

«Осенины-2017». Фольклорный праздник в старшей группе

Ирина Калина «Осенины-2017». Фольклорный праздник в старшей группе

Фольклорно-музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста

«В гостях у бабушек – хозяюшек». Осенины»

Историческая справка: Осенние посиделки на Руси начинались сразу после окончания осенних работ. Посиделки могли быть праздничными и будничными. На рабочих посиделках девушки пряли, вязали, шили, рассказывали сказки и разные волшебные истории, пели особые песни.

Праздничные посиделки были многолюднее, и, как правило, на них почти никогда не работали, а только пели, плясали и играли в игры. И конечно, никакие посиделки не проводились без угощения.

Цель:

Воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.

Задачи:

• Развивать интерес к народному фольклору.

• Формировать у детей представление о традициях и быте русского народа.

• Познакомить детей с устным народным творчеством русского народа, вызвать интерес к изучению истории родного края.

Предварительная работа:

Беседы: «Осенины», «Осенние посиделки», «Веселая ярмарка». Разучивание русских народных песен, игр, стихов; умение передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений.

Действующие лица:

• Бабушки, в народных костюмах (2 ведущих - воспитателя).

• Домовенок Кузя – (воспитатель или родитель);

• Дети в русских народных костюмах;

• Баба Яга – (воспитатель или родитель).

Словарная работа: Осенины, осенние посиделки, горница, котомка, ярмарка.

Ход развлечения:

(Зал оформлен в виде русской избы. Под русскую народную мелодию входят бабушки - хозяюшки)

Бабушки - хозяюшки (родителям):

Здравствуйте, гости дорогие,

Желанные, долгожданные.

Милости просим к нам в горницу на Осенины! (осматривается)

Что-то мало в нашей горнице гостей,

Позовем – ка, мы к себе милых детей!

Красны девицы, да добры молодцы!

Наряжайтесь, собирайтесь,

На гулянье отправляйтесь,

Всем веселиться, петь, плясать,

Осенины отмечать!

(Звучит русская народная музыка. Входит группа детей – гостей)

Бабушка 1:Проходите, веселья вам да радости!

Бабушка 2: У нас для каждого найдется и теплое местечко, и ласковое словечко!

Дети (с караваем):

Осень хлебосольная.

Накрывай пиры!

Полюшко раздольное

Принесло дары.

Ребенок:

Хлеба нынче вволюшку,

Хлебушек высок,

Поклонюсь я полюшку,

Гнется колосок.

Ребенок:

Как созреют солнышком

Колоски - лучи,

Жернов смелет зернышки -

Ставят хлеб в печи.

Ребенок:

Корочкой румянится

Пышный каравай.

Осень хлебом славится,

Пробуй урожай!

Бабушка: Спасибо большое! Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Дети: Ехали мы мимо, да завернули до дыма (садятся на лавку по приглашению хозяйки).

Бабушка 2:

Собрались к нам гости со всех волостей!

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Ребенок (Встает, говорит с места):

Гостям то известное дело, хватило места,

Да не тесновато ли хозяевам?

Бабушка 1:

В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком…

Что ж, ребята, заканчивается осень, собран весь урожай. Самое время повеселиться, да порадоваться! На Руси в давние времена, устраивали в это время праздники и гулянья! Приходили девушки и ребята на осенние веселые посиделки. Вот и мы с вами сегодня собрались: и песни споем, и спляшем!

Ребенок:

На завалинке в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ребенок:

При лучине ли сидели

иль под светлый небосвод-

говорили, песни пели

да водили хоровод.

Ребенок:

Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и нынче мы общались

Без общенья жизни нет.

Ребенок:

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ребенок:

Отдых - это не безделки -

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Все:

Для друзей и для гостей!

Песня про осень ___

Листья пожелтели

Птицы улетели

Осенью, осенью

Осенью, осенью

Лужи на дороге

Холод на пороге

Осенью, осенью

Осенью, осенью

Теплые сапожки

Не промокнут ножки

Осенью, осенью

Осенью, осенью

Хмурая погода

Грустная природа

Осенью, осенью

Осенью, осенью

Бабушка 1:- Ой, а кто это шуршит за моей спиной?

(Слышится кряхтение, появляется домовенок Кузя. Оглядывается, ворчит.)

Кузя: Ой, народу-то в избе, народу! Откуда только понашли, да понаехали, видно со всех волостей? А хозяйки-то все на стол выставили, все запасы выложили! Простофили! А что зимой-то есть будем?

Бабушка 1: Не будь таким жадным, Кузька!

Кузя: Не жадный я, а домовитый. Зима холодная длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает, ох, отощает!

Бабушка 2: Не волнуйся ты так, Кузя, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.

Кузя: Нет, нет! Боюся я! Их вона как много, а я такой у вас один! (выходит на середину зала, высоко подняв нос).

- Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем.

Бабушка 1:

Неправильно ты здороваешься, Кузенька. Представляешься неправильно, не так надо.

Кузя: А как надо? Не знаю, не умею я.

Бабушка Настасья: Давайте, ребята, научим Кузю правильно здороваться и называть себя. Кто покажет? ….

Ребенок: Здравствуй, Кузя. Меня зовут Аня. ….

(Все дети по очереди здороваются с Кузей и представляются)

Кузя: Ух ты, вот, здорово! Выходит, что я теперь вас всех знаю. Так и быть, оставайтесь. Я смотрю вы петь то да плясать умеете.! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей).

Бабушка 2:Молодцы! Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.

Разыгрывается сценка «Тит - лодырь».

Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него.

Тит: Где баранки, калачи?

1 Ребенок: Не колода лодырь, а пень, Пролежал целый день.

2 Ребенок: Не жнет, не косит, А обедать просит.

3 Ребенок: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит.

1 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!

Тит: Спина болит!

2 Ребенок: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложка?

Дети:(хором) Хочешь есть калачи, Не сиди на печи.

Кузя: Молодцы! А небылицы вы знаете? А ну – ка, расскажите.

Ребенок:

Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах.

Щелкают орешки, да творят насмешки.

Ни короткие, ни длинные, а такие, что в самый раз,

Как от меня, до вас!

Дети читают небылицы:

1. Эх, вы сени, мои сени

Комары в щелях засели…

Все (хором): Их и не видать,

их и не видать!

2. Прусаки- то тараканы

Вдоль по печке поскакали!

Все (хором): Стали танцевать,

стали танцевать!

3. Дед да баба то видали

Всей деревне рассказали…

Все (хором): смеху было – страсть,

смеху было – страсть!

4. У козла в бороде

Живут две лягушки,

На спине сидит медведь,

Держится за ушки.

Кузя: Молодцы! А загадки отгадывать умеете? Сейчас проверим….

• Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад - это просто. (листопад)

• Стало ночью холодать, стали лужи замерзать.

А на травке - бархат синий. Это что такое? (Иней)

• Ветер тучу позовет, туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ, моросит холодный. (дождь)

Хм, а вот еще загадки… Ни за что не отгадаете!

• Стало хмуро за окном, дождик просится к нам в дом,

В доме сухо, а снаружи появились всюду. (лужи)

• В сером небе низко тучи ходят близко,

Закрывают горизонт, будет дождь. Мы взяли. (зонт)

• Золотая голова велика, тяжела,

Золотая голова отдохнуть прилегла,

Голова велика, только шея тонка (тыква)

• За кудрявый хохолок лису из норки поволок,

На ощупь - очень гладкая, на вкус - как сахар сладкая… (морковь)

• Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка,

Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (капуста)

Бабушка 1: Ребята, покажем Кузе, какая у нас капусточка выросла!

Русская народная пальчиковая игра «Капуста»

Дети делают движения в соответствии со словами.

Тук, тук, тук, тук

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили

перетерли, посолили,

И набили плотно в кадку

всё теперь у нас в порядке.

(Дети садятся на лавки.)

Бабушка 2: Ай, да дети, молодцы!

А для гостей званных и почетных приготовлены скороговорки:

Сундучок мой сказочный открываем, скороговорки вынимаем!

Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей!

(Дети повторяют скороговорки за бабушкой Настасьей).

• В Карелии Валерий ловил форель для Валерии (повторить 3-4 раза).

• Михейка на скамейке плетет лапти Андрейке (повторить 3-4 раза).

Бабушка 1:

Послушали байки?

Вот вам ложки-балалайки!

Подходите, выбирайте,

Для забавы поиграйте!

(Выходят мальчики, выбирают ложки, и встают на танец).

Ребенок:

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать

И на этих посиделках

Мы хотели б вам сплясать.

Танец «Кадриль с ложками»

Бабушка 2: К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай. С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол каравай пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:

А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказывать помогайте. Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:

• Какие труды (такие и плоды).

• Семь раз отмерь (один отрежь).

• Землю красит солнце (а человека труд).

• На печи заседать (хлеба не видать).

• Труд человека кормит (а лень портит)

• Скучен день до вечера (коли делать не чего).

• Любишь кататься, (люби и саночки возить).

• Красна птица перьем (а человек уменьем).

• Под лежачий камень (вода не течет).

Кузя: А скажите-ка мне, сколько месяцев в году у осени? А название этих месяцев? Расскажите нам про осень стихи.

Стихи про осень.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высОко от земли

Пролетели журавли.

Все летят!

Должно быть, это

Улетает наше лето.

Желтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

- Что случилось вдруг?

И ответил папа:

- Это осень, друг.

Если встанешь на заре -

Крыши в сером серебре.

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

Если выйдешь по утру -

Галки стынут на ветру.

Вьются над парами

Вслед за тракторами.

Разгуляется денек,

В полдень сядешь на пенек,

Смотришь - на припеке

Прыгают сороки.

А в обед совсем теплынь -

Пахнет горькая полынь,

Тянет медом, мятой

И травой примятой.

Только этому не верь, -

Осень все-таки теперь:

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

Если выйдешь к вечеру -

Галки стынут на ветру,

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

С утра в лесу

Над нитью серебристой

Хлопочут паучки-телефонисты.

И вот уже от елки

До осинки,

Как провода,

Сверкают паутинки.

Звенят звонки:

- Внимание! Внимание!

Прослушайте

Осенние задания!

- Алло, медведь!

Вы слышите?

- Да, да!

- Уже не за горами

Холода!

Пока зима не подошла

К порогу,

Вам нужно срочно

Подыскать берлогу!

Звенят звонки

У белок и ежей -

От верхних

И до нижних этажей:

- Проверьте поскорей

Свои кладовки -

Хватает ли припасов;

Для зимовки?

Звенят звонки

У старого болота:

- У цапель все готово

Для отлета?

- К отлету все готово!

- В добрый час!

В апреле снова

Ожидаем вас!

- Алло, зайчата! -

Слышится из трубки. -

Идет зима,

Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки

У липы и у клена:

- Алло, скажите,

Кто у телефона?

- Алло, у телефона

Муравьи.

- Закройте

Муравейники свои.

- Алло, ребята!

Добрый день, ребята!

На улице уже холодновато!

Пора для птиц

Вывешивать кормушки -

На окнах, на балконах,

На опушке! Ведь птицы -

Наши добрые друзья,

А про друзей нам

Забывать нельзя!

Кузя: Какие вы молодцы! Устали вы наверно, засиделись … Заведите, что ли хоровод.

Хоровод: На горе – то калина

На горе-то калина,

Под горою малина

Ну, что ж, кому дело, калина!

Ну, кому какое дело, малина!

Там девушки гуляли,

Там красные гуляли.

Ну, что ж, кому дело, гуляли,

Ну, кому какое дело, гуляли!

Калинушку ломали,

Калинушку ломали.

Ну, что ж, кому дело, ломали,

Ну, кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали,

Ну, что ж, кому дело, вязали!

Ну, кому какое дело, вязали!

На дорожку бросали,

На дорожку бросали.

Ну, что ж, кому дело, бросали,

Ну, кому какое дело, бросали!

Бабушка 1: Кузя, ты знаешь что такое «ярмарка»? Тогда давай у ребят спросим…. (дети рассказывают про ярмарку).

Ты, Кузя, знаешь, как горшки на ярмарке выбирают? Ребята, давайте расскажем Кузе (дети выходят играть в игру «Горшки»).

Русская народная игра: «Горшки»

Цель: Развивать ловкость, быстроту, умение действовать в соответствии с правилами.

Ход игры: Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих – «водящий» изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

Покупатель:- Кум, не продашь ли горшок?

Хозяин:- Купи! что дашь?

Покупатель: - Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!

Хозяин:- По рукам!

Покупатель и хозяин ударяют по рукам и бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший – становится покупателем (играть 3-4 раза).

Кузя: А сейчас для вас задание похитрей!

Есть у меня игра одна,

Под названием «Он – она»!

И пускай играет тот, кто игру мою поймет:

- Он волк, она?. (волчица)

- Он лось, она?. (лосиха)

- Он еж, она?. (ежиха)

- Он кот, она?.

Ну, конечно, это кошка! (Ну, ошиблись вы немножко)

Так сыграем еще раз. Обыграть хочу я вас!

- Он морж, она?. (моржиха)

- Он заяц, она?. (зайчиха)

- Он бык, она?. Вам знакомо это слово, ну, конечно же, корова!

Кузя: Много вы знаете, детки! и развеселили меня, и потешили, а что то все равно грустно мне!

Бабушка 1: А что же это, Кузенька, ты не весел, буйну голову повесил?

Домовенок Кузя: Заскучал я по бабулечке своей, да по родному домику! Ох!

Бабушка 2: А кто же твоя бабулечка?

Кузя: Да известно кто, бабулечка Ягулечка! А домик родной – это та, на курьих ножках, трухлявенькая!

(Вдруг выходит Баба Яга)

Баба Яга:

Я, не даром к вам спешила, торопилась в детский сад

Свой костюм, не даром шила, весь в листочках мой наряд.

Я - баба Яга современная, сердечная, не вредная.

Я в сказочном лесу живу, песни я пою, пляшу.

А сейчас я внука своего ищу, вы не видели его?

Бабушка 1: А каков он из себя?

Баба Яга: Да видный такой из себя мужчинка, весь в меня, такой же красавец! Круглолиций, с конопушками, волосенки рыжие, лохматые! Мой портрет!

(Радостная встреча бабы Яги с внуком.)

Танец домовенка Кузи с Бабой Ягой

Бабушка 1: Ну, рассмешили, ну, развеселили!

А что в котомочке твоей? Покажи нам поскорей!

Баба Яга: Я к вам пришла не с пустыми руками. Пришла я с подарками … (раздает всем детям яблоки.)

Кузя: Ай, да, бабулечка Ягулечка, ай, да, молодец!

Всех развеселила! Да всех одарила!

Но пора и честь знать!

Заигрались, загулялись,

Пора всем по домам расходиться,

А за веселые посиделки

Хозяюшке поклониться!

Бабушка 2:

Осень, осень на порог, хозяюшка несет пирог,

За ваше веселье, да за уменье всем вам угощенье!

Ребенок:

Погостить у вас мы рады, мы еще разок придем,

А теперь, давай, ребята, из самовара чай попьем!

(Дети встают врассыпную перед гостями, и поют заключительную песню) Жил-поживал самовар, Самовар

был он не молод, не стар. Самовар

он на работе кипел, Самовар

песню такую он пел

припев: 2 раза

пых, пых, тумба, тумба самовар,

тумба - 4 раза

русский самовар

2.

пусть неуклюж он на вид, Самовар

но на Руси знаменит, Самовар

чайник с почтеньем большим, Самовар

робко стоит перед ним

припев

3.

всем он приносит тепло,

много воды утекло

медью сверкают бока,

топает через века

Фольклорный праздник «Осенины» для старшего дошкольного возраста

Ирина Литвиненко Фольклорный праздник «Осенины» для старшего дошкольного возраста

Звучит музыка. Дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.

Ведущая. Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Ну как, не замёрзли на улице? Погодка, конечно, не больно тёплая. Что же делать: осень на дворе. Тёплое лето позади, красное солнышко больше не припекает, природа готовится к зиме.

Осень – время урожая. Она позаботилась, чтобы нам сытно да тепло жилось. Поэтому в старину наши предки всегда благодарили осень и встречали её мс радостью. Был такой праздник- осенины. Давайте и мы прославим нашу щедрую осень и позовём её в гости.

Звучит русская народная мелодия.

Дети (хором): Осень,осень,

В гости просим!

Погости недель восемь –

С обильными хлебами,

С высокими снегами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём!

Входит царица Осень. Она одета в красивый наряд, украшенный осенними листьями. В руке –посох, увитый цветами и листьями.

Царица Осень: Здравствуйте, дорогие ребята! Кажется, я попала на праздник. Не меня ли вы заждались?

Дети: Да, матушка царица Осень! Милости просим!

Осень садится на приготовленный для неё трон.

Ведущая: Царица Осень! Наши ребята не лежали на печке, не бездельничали. Посмотри, что они для тебя приготовили.

Дети выходят на середину зала и поют песню «Осень-золотинушка»

После песни дети садятся. Выходят несколько девочек и мальчиков в русских народных костюмах.

Исполняют танец «Сударушка»

Царица Осень: Спасибо, ребятки, потешили. Петь да плясать вы умеете. А чем ещё порадуете?

Ведущая: А ещё ребята много стихов про осень выучили.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В тёплые края. (А. Плещеев)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья. (К. Бальмонт)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось. (С. Есенин)

Царица Осень: Вижу, вижу, ребятки, не бездельничали вы, времени зря не теряли. А вот сейчас я проверю, какие вы смекалистые. Загадки отгадывать умеете?

Дети (хором). Да!

Загадки царицы Осени.

Шапочка зелёная

До ушей надвинута. (жёлудь)

Золотист он и усат.

В ста карманах – сто ребят. (колос)

Выросло из зёрнышка

Золотое солнышко. (подсолнух)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешай-

Это….(сыроежки)

Бьют меня палками

Мнут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня губят?

За то, что любят! (хлеб)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (морковь)

Царица Осень: Принесла я вам дожди, непогоду, ветер, сырость. Зато в лесу полным-полно грибов – готовь кузовок. А умеете ли вы правильно собирать грибы? Я вас сейчас научу. Отправляясь за грибами, каждый из вас должен знать: кто пораньше встаёт, тот грибов наберёт, а сонный да ленивый идут после за крапивой. А когда собирают грибы, приговаривают:

Боровик, боровик,

Красная головка,

Дам тебе морковку.

Но не всякие грибы в корзинку кладут. Какие грибы можно брать, а какие нет?

Ведущая показывает картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов.

Царица Осень. Молодцы!

Ведущая. А теперь наши девчушки пропоют для всех частушки.

Выходят три девочки, в руках у них платочки. Когда поют, взмахивают ими.

Первая девочка. Раздайся, народ!

Чернобровая идёт.

Чернобровая, бедовая

Нигде не пропадёт.

Вторая девочка. Дождик, дождик, не боюсь

На ногах сапожки.

Я по лужам пробегусь-

Не промокнут ножки.

Третья девочка: Я надену сарафан,

А на нём карманчики.

Не ходите вы за мной

Озорные мальчики!

Ведущая: Ребята, покажите царице Осени, какие вы ловкие.

Игра «Кто самый ловкий»

Посередине зала ставят три заранее приготовленные небольшие корзинки. Каждому участнику раздают по три еловых и сосновых шишки. Нужно забросить в корзину как можно больше шишек.

Игра «Перебери фасоль»

В центре зала ставят два маленьких стола и стульчика. На каждый столик кладут на тарелку большую пригоршню смешанной фасоли. Нужно как можно быстрее перебрать фасоль, отделив белую от коричневой, и и разложить её по двум блюдечкам.

Царица Осень. Молодцы, ребята! Всё-то вы умеете – и петь, и плясать, и стихи читать.

Заслужили вы дары мои щедрые.

Под музыку Осень раздаёт подарки (овощи и фрукты) из корзины.

Царица Осень: Я бываю разная - весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком да со снежком мокрым. Но я рада, что вы меня любите. Низкий вам поклон! (Кланяется)

А теперь прошу к праздничному столу. Отведайте вкусных моих даров!

Под музыку дети выходят из зала. В группе проводится чаепитие с пирогами.

«Осенины» фольклорный праздник

Светлана Генералова «Осенины» фольклорный праздник

«Осенины» фольклорный праздник

Цели: воспитывать интерес и любовь к фольклору; оказывать на детей эмоциональное воздействие; формировать знания детей об осенних явлениях природы. Развивать любознательность, желание узнавать что - то новое.

Сценарий праздника осени

Ведущая. Здравствуйте гости дорогие. Сегодня вы увидите …

Звучит русская народная мелодия. Навстречу гостям выходят Иван Захарович и Пелагея Петровна, одетые в праздничные крестьянские одежды.

Пелагея Петровна. Здравствуйте, гостьюшки дорогие! Проходите, ребятки, не стесняйтесь! Чувствуйте себя, как дома, но… (поднимает указательный палец вверх) не забывайте, что в гостях.

Дети. Здравствуйте!

Ребята рассаживаются на заранее приготовленные места.

Ведущая. Вот зашли вас проведать и узнать про здоровье ваше…

Дед Иван. Спасибо за внимание и уважение. Здоровье у нас с бабушкой хорошее, чего и вам желаем.

Ведущая. Иван Захарович, Пелагея Петровна! Хотелось бы мне, чтобы рассказали вы ребятам о том, как раньше жилось в старину, какие песни пелись, как праздники праздновались…

Бабушка Пелагея. Ох-хо-хо, сколько годков уж прошло… (Вздыхает.) Летит время: без ног оно и без крыльев оно, не видно его и не слышно его. Ох, и быстро летит, и никак не догонишь его…

Дед Иван. Ну что же, расскажем, почему не рассказать.

Дед, откашлявшись, начинает свой рассказ.

Дед Иван. Жилось в старину весело, хоть и тяжело…

Дед Иван. Так родился я в крестьянской семье. А крестьянам жилось нелегко. Они много работали, чтобы прокормить себя: вставали задолго до рассвета, землю пахали, сеяли, урожай убирали, за скотиной ухаживали, сено для нее на зиму запасали. Дел у крестьянина куча, всего за день не переделать. А еще дров на зиму успеть запасти, всего не перескажешь. В те времена русские люди полностью зависели от своего труда. Даже поговорка была такая, может, и вы ее слышали: “как потопаешь, так и полопаешь”, вон как!

Но зато после всех забот, а бывало это обычно осенью, когда весь урожай собран, устраивались и праздники. Собирались в складчину у кого-нибудь в избе и гуляли, отдыхали от трудов тяжких. Веселье полным ходом – шутки-прибаутки, как горох, так и сыпались ото всех углов. А уж под балалайку так отплясывали, что земля ходуном ходила под ногами…

Танец

Дед Иван. Да… так оно и было. И без загадок не обходилось, одна мудренее другой (обращается к детям). А что, ребятки, вы загадки-то любите разгадывать? (Дети отвечают.) Ну-ка, посмотрю, как вы с ними справитесь (хитро подмигивает). Загадки ведь мои не простые…

Все мои загадки выросли на грядке.

Я корзинку в руки взял

И загадки те собрал.

Кто из вас их отгадает,

Тот со мною поиграет!

Из-за печи достает корзину, наполненную овощами. Ставит ее на стол. Загадывает загадки. Если ребята затрудняются с ответом, дед Иван своими подсказками наводит ребят на правильный ответ.

Загадки с грядки

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь. (Репа.)

Яркий цвет, прекрасный вкус,

Пусть и легкий этот груз.

Борщ, салаты, винегрет,

В ней и вкуса весь секрет.

Пусть же и мала она,

Мы ответим, это же… (Свекла.)

Без счету одежек

И все без застежек. (Кочан капусты.)

Ни окон, ни дверей –

Полна горница людей. (Огурец.)

Мы этот овощ жарим,

И, конечно, варим.

Добавляем в суп и в щи,

Обожаем пирожки.

А еще, как я слыхал,

Из него хорош крахмал. (Картофель.)

А вот этот овощ витаминами богат.

Улучшает он здоровье во сто крат! (Лук.)

Иван Захарович (показывая на корзину). Да, нынче славный урожай уродился! Вот сколько даров принесла осень людям за их труды: и фрукты, и овощи, и конечно хлеб.

Всего вдоволь, можно теперь и зиму зимовать, не пропадешь! (Обращается к детям.) А вы, ребятки, молодцы! Все загадки мои отгадали. Делать нечего, раз обещал, давайте поиграем.

Я знаю игру одну старинную, в нее со своими друзьями играл, когда еще мальцом бегал. Называется эта игра “Не лезь, заяц, в огород!”.

Игра на осеннем празднике “Не лезь, заяц, в огород!”

Иван Захарович объясняет правила игры. Чертит вокруг себя большой круг. В центре круга ставит стул, по кругу раскладывает “овощи” из своей корзины.

Иван Захарович. Значит, вот это мой огород. Тут у меня чего только нет: и свекла и репа – все есть! Одна беда – зайцы замучили. Наладились таскать с моего огорода овощи, боюсь весь урожай свой потерять. А потому сижу здесь (показывает на стул, стоящий в центре круга) днями и ночами и огород свой стерегу от воришек, хитрых зайчишек (садится на стул, “стережет” свой “огород”). Зайцы как увидят, что меня в сон клонит, так начинают овощи мои тягать, да еще и приговаривают:

Как ты, дед, ни береги,

Огород ни стереги,

Мы придем к тебе сейчас –

Догони, попробуй нас!

Вот теперь и поиграем. Я сторожу свой огород. Вы – зайчишки, хитрые воришки. Смотрите в оба, не попадитесь мне, иначе несдобровать, всех переловлю да в клетку посажу на исправление. Понятно?

Дети отвечают.

Иван Захарович закрывает глаза, “засыпает”. Ребята-зайцы ходят за кругом, приговаривая. В конце пытаются “стянуть” с “огорода” какой-нибудь “овощ”. При этом они не должны переступать черту круга. Дед Иван просыпается и пытается поймать воришек, также, не переступая черты. До кого он успеет дотронуться, тот идет в круг и помогает деду “охранять огород”. Игра продолжается до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы.

Задача водящего – сохранить свой “огород” и переловить всех зайцев.

Через некоторое время дед Иван, постанывая, держится за поясницу. Бабка заботливо усаживает его.

Пелагея Петровна. Чего ты, Иван Захарович, за спину держишься? Али опять твой радикулит проснулся?

Дед Иван (в смущении машет рукой). Проснулся, матушка. Плясать пошел вот с ребятами и радикулит свой разбудил (морщась от боли, потирает поясницу).

Пелагея Петровна (укоризненно покачивая головой). В наши-то годы уж и не до плясок…

Дед Иван. Ладно тебе, Пелагея Петровна, не ворчи. Ты мне скажи лучше, ты вот такой махонькой когда-нибудь была? (Кивает головой в сторону детей.)

Пелагея Петровна (недоуменно). Ну, была… А кто ж не был…

Дед Иван (хитро улыбаясь). Раз была, так докладывай, в какие игры игралась? Ребята вот шибко интересуются.

Пелагея Петровна. Ну, коли так, слушайте, значит. Любила я с подружками хороводы водить, веночки плести…А вы хороводы водить умеете?

Танец с веночками

Пелагея Петровна: Молодцы плясать вы умеете.

Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей). Молодцы!

Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться. Давайте - ка посмотрим, какие вы помощники.

Устраивается командное соревнование. Перед каждой командой одинаковое количество дров, которые нужно перенести в определенное место и быстро, аккуратно сложить.

Пелагея Петровна Но нечасто удавалось мне с подружками хороводиться. Я все больше дома по хозяйству маме помогала. Ведь я в семье старшенькой была, помогала родителям как могла. За сестренками, братишками младшими присматривала, когда родители в поле работали, я по хозяйству что могла, делала. В долгие зимние вечера садились мы с мамой около лучинушки рукодельничать. Полюбила я с тех пор рукоделье. Как свободная минутка выдастся, я тут же за иголку. Вдену ниточку в нее – и узоры чудные вышивать. До сих пор храню работы свои.

Пелагея Петровна показывает вышитые полотенца, скатерти, салфетки и т. д.

Пелагея Петровна. Много пословиц и поговорок есть у русского народа о трудолюбии и мастерстве. Некоторые из них мы уже знаем, давайте их вспомним.

Дети встают с места говорят пословицы и поговорки:

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- долог день до вечера, коли делать нечего

- о человеке судят не по словам, а по делам.

- терпение и труд все перетрут.

- была бы охота - будет и работа.

- умелые руки не знают скуки.

- землю красит солнце, а человека - труд.

- кончил дело - гуляй смело.

- умелые руки голодными не останутся.

- Любишь кататься. Люби и саночки возить.

- Иглой да бороной деревня стоит.

- Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

Пелагея Петровна. Русский народ славится не только пословицами и поговорками, но и частушками. Попросим наших мам их спеть.

Эй, девчонки - хохотушки

Не пора ли спеть частушки.

Мамы выстраиваются с двух сторон

Исполняют частушки

Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

***

На себе всегда мы ловим

Восхищенья взоры!

Красоту нам и здоровье

Дарят помидоры.

***

Мы секрет румян достали

От пробабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

***

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора!

Как мы яблоки увидим

Сразу все кричим: «Ура -а -а!»

***

Ухажёров нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить

Пирожки с картошкой.

***

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснок

***

Мы на праздник урожая

Натащили овощей,

После праздника наш повар

На год нам наварит щей!

Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали,

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

Бабушка Пелагея: Вот здорово! Какие веселые частушки!

Хорошо у нас на посиделках, весело.

А теперь скорей сюда -

У нас будет занятная игра.

Игра «собери сорняки в ведра» (дети собирают одни васильки, другие одуванчики, третьи - вьюнки).

Иван Захарович: Вот так мы играли. А еще стихи любили рассказывать. А кто из вас порадует меня старого?

Дети рассказывают стихи про осень.

Ребенок:

Как созреют солнышком

Колоски - лучи,

Жернов смелет зернышки -

Ставят хлеб в печи.

Ребенок:

Корочкой румянится

Пышный каравай.

Осень хлебом славится,

Пробуй урожай!

Пелагея Петровна. Ой, гости мои дорогие! Засиделись мы, заговорились, а ведь пироги-то давно стынут, вас дожидаючи.

У русского народа вся сила в чае да в беседах задушевных… Милости просим к столу нашему. Как говорится, чем богаты, тем и рады. Проходите да угощайтесь!

Ребята прощаются с гостеприимными хозяевами и под звуки русской народной мелодии уходят.

«Осенины на Руси». Фольклорный праздник для детей подготовительной группы

Татьяна Сизова «Осенины на Руси». Фольклорный праздник для детей подготовительной группы

Зал украшен в народном стиле.

Дима из-за кулис

-Анюта,пойдешь гулять?

Под музыку входит Анюта

Отдых –это не безделки-

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Уходит.

Дети входят группами под музыку №15.

Встают полукругом.

Входит ведущая в народном костюме.

Добрый день и поклон,гости дорогие!

Давно вас поджидаю, посиделки без вас не начинаю!

Здесь для вас, для гостей дорогих,

Будет праздник большой, праздник радостный.

Называется Осенинами.

Дети читают стихи:

- На завалинке в светелке

иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

- При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

-Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет.

Как и нынче мы общались

Без общенья жизни нет.

-А играли как! В горелки

Ах, горелки хороши.

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ведущий : В самом деле хороши горелки, давайте поиграем в игру «Гори, гори ясно».

Дети проходят на стульчики.

Стук в дверь.

Ведущий: Кто это к нам пожаловал на посиделки?

Дверь открывается,под музыку величавой поступью входит матушка Осень. Останавливается с русским поклоном.

Осень: Здравствуйте, люди добрые!

Ведущий: Здравствуй, матушка Осень. Ребята давайте встретим Осень как положено на Руси хлебом-солью да песней веселой.

Под музыку Вика несет на расшитом полотенце хлеб- соль,с поклоном отдает Осени, та с поклоном принимает, отламывает кусочек, пробует. Угощает Осень заведующего, гостей, воспитателей.

Песня «Здравствуй, Осень»

Стихи

-Осень хлебосольная

Накрывай пиры

Полюшко раздольное

Принесло дары.

-Как согреют солнышком

Колоски-лучи.

Жернов смелет зернышки-

Ставят хлеб в печи.

-Корочкой румянится

Пышный каравай.

Осень хлебом славится

Пробуй урожай.

Осень: Пришла я к вам на посиделки поиграть, пошутить и посмеяться. А какой вкусный хлеб пекут у вас, да и песни громко вы поете.

Ведущий: Матушка Осень, а что вы нам еще принесли?

Осень: Принесла я вам муки.

Дети: Значит будут пироги

Осень: А уж яблоки как мед

Дети: На варенье и компот

Осень: Принесла я меду полную колоду

Дети: Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба принесла. А хорошую погоду ты нам Осень принесла?

Осень: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо

Осень: а по лужам, после дождя любите попрыгать? Проверю сейчас.

п/и «Кто быстрее»(2 зонтика, 3 обруча)

Дима: Одарила гостья Осень

Урожаями плодов

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов.

Так давайте славить песней

Плеском и игрой.

Будут радостными встречи

Осень, это праздник твой.

Осень: Пришла я к вам с калиной, да с красной рябиной. Посмотрите на гроздья калины, как они горят. Знаю есть у русского народа хорошая песня про калину. Ну, тогда честной народ выходи все в хоровод.

Хоровод «На горе-то, калина»

Ведущий: А сейчас я загадаю вам загадку.

Деревянная подружка

Без нее мы как без рук.

На досуге -веселушка

И накормит всех вокруг

Кашу носит прямо в рот.

И обжечься не дает.

Дети: ложка!

-Звонкие,резные

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

Игра «Пляска с ложками»

Осень: Молодцы, петь да плясать вы умеете. А вот взрослым помогаете по хозяйству?

Ведущий: Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. А вот над теми кто не хотел трудиться - посмеивались.

Сценка: «Тит-лодырь»

Осень: А знаете ли вы пословицы и поговорки о труде

Дети встают с места и говорят пословицы и поговорки:

-без труда не вынешь рыбку из пруда

-долог день до вечера, коли делать нечего

-о человеке судят не по словам,а по делам

-терпение и труд все перетрут

-была бы охота -будет и работа

-умелые руки не знают скуки

-землю красит солнце,а человека-труд

-кончил дело -гуляй смело

-умелые руки голодными не останутся

-любишь кататься, люби и саночки возить

Осень: Молодцы ребята, сколько вы знаете пословиц и поговорок!

Ведущая: В нашем дому- веселье всему!

Русская народная пляска «Калинка»

Осень: Загадывает загадки

1 потешница:

Эй, девчонки-хохотушки

Не пора ли спеть частушки.

2 потешник:

А мальчишки тоже встанут,

От девчонок не отстанут.

Дети выстраиваются с двух сторон с музыкальными инструментами.

Исполняют частушки.

Все:

Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши.

Веселей встречайте нас!

Мальчики:

На себе всегда мы ловим

Восхищенья взоры!

Красоту нам и здоровье

Дарят помидоры.

Девочки:

Мы секрет румян достали

От прабабки Феклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

Мальчики:

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора!

Как мы яблоки увидим

Сразу все кричим «Ура-а-а!»

Девочки:

Ухажеров нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить

Пирожки с картошкой.

Вместе:

Хорошо частушки пели

Хорошо и окали,

Мы бы очень все хотели

Чтоб вы нам похлопали.

Осень: Хорошо, весело у вас на посиделках. А теперь скорей сюда, будет знатная игра.

Игра «Ворон»

Ведущая: Осенью становится холодная и все чаще идут дожди. Доставали люди теплую одежду. Женщины и девочки одевали на голову теплые платки.

Выходят девочки с платками в руках.

Настя: Я купила шаль с каймой бархатистой, золотой

Анюта :А у меня платок, во всю голову цветок

Маргарита: А на моем платочке мелкие цветочки

Василиса: А вот теплый полушалок -отличный подарок

Вместе: За такую шаль -золота не жаль.

Русский народный танец «С платками»

-Разойдись народ,меня пляска зовет.

Пойду попляшу, себя людям покажу.

Танец «Кадриль»

Осень: Спасибо вам, ребята, за чудесный праздник, за песни,пляски и веселье.

Мне очень у вас понравилось. Но что же за праздник без угощения? Я никогда не прихожу с пустыми руками. Угоститесь моими яблочками наливными!

Осень угощает детей.

Дети под народную музыку выходят из зала.


Смотрите также