Авторизация

Фотографии людей умерших


Мода 19-го века на посмертные фотографии

Мода 19-го века на посмертные фотографииjoeck_12April 24th, 2015Посмертная фотография — обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагерротипа и фотографии. Такие снимки были привычным делом в середине/конце 19 века.

Услуги фотографа были долгое время довольно дорогими, и многие небогатые семьи не могли себе позволить делать фото членов семьи «при жизни».И лишь когда кто-то в семье умирал, скрепя сердце, решали раскошелиться, чтобы увековечить память о покойном. А заодно и себя увековечить, сфотографировавшись рядом – чтобы не тратиться на отдельное фото.

ВНИМАНИЕ: под катом фото не для слабонервных!!!!!!!

Такие фотографии служили своеобразным сентиментальным сувениром в память об усопшем.Особенную популярность получило фотографирование умерших детей и новорождённых, поскольку уровень детской смертности во времена Викторианской эпохи был весьма высок, и такие снимки иногда были единственными портретами детей, оставшимися семье на память; кроме того, живых детей было сложно фотографировать из-за длинной выдержки дагеротипов.

Пик популярности посмертной фотографии пришёлся на конец XIX века, однако позднее пошёл на убыль. Посмертная фотография была полностью вытеснена съёмкой с моментальными выдержками, получившей большее распространение и популярность, хотя некоторое продолжение традиции прослеживалось и в XX веке.Ранее посмертные фотографии изображали лицо умершего крупным планом или тело целиком, реже в гробу. Умерший фотографировался таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, а иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека.

Детей обычно размещали в колясках, на детских стульчиках или диванах, в окружении любимых игрушек, кукол. Общепринятым также было фотографирование всей семьи или ближайших родственников, чаще матери, братьев или сестёр, вместе с умершим. Такие постановочные снимки выполнялись как в доме умершего, так и в ателье фотографа.

Взрослым на посмертных фотографиях традиционно придавали сидячую позу. Нередко окружающее пространство пышно украшалось цветами. Для придания жизненности фотограф поверх закрытых глаз на снимке изображал открытые, а на более ранних снимках (тинтайп и амбротипия) наносили немного розовой краски в область щёк.

На более поздних посмертных снимках всё чаще умершие изображаются в гробах, на снимке при этом запечатлеваются все родственники, знакомые и близкие, присутствовавшие на похоронах. Традиция делать и хранить такие снимки до сих пор сохраняется в некоторых странах Восточной Европы или католических странах Латинской Америки.

Специальные приспособления для фиксации трупа тела:

Фотографии маленьких детей в гробах намеренно не вставляла здесь. На руках или в стульчиках они как-то «живее» выглядят.Кому интересно, погуглите «post mortem photography».Текст из википедии. Фотографии собраны на просторах интернета.

Список моих историй здесь. В основном это тема средние века, интересные судьбы людей в истории. Все истории написаны мной - компиляция и перевод из немецкоязычных источников.

joeck-12.livejournal.com

15 жутких посмертных фотографий людей из викторианской эпохи

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Посмертные фотографии викторианской эпохи.Когда речь заходит о викторианской эпохе, большинство людей вспоминают о конных экипажах, о дамских корсетах и о Чарльзе Диккенсе. И вряд ли кто-то задумывается о том, что делали люди той эпохи, приходя на похороны. Это может показаться сегодня шокирующим, но в то время, когда в доме кто-то умирал, первый к кому обращалась семья несчастного, был фотограф. В нашем обзоре посмертные фотографии людей, живших в викторианскую эпоху.

Сестра и братья рядом с умершим ребёнком выглядят весьма испуганными.

Во второй половине 19-го века у викторианцев появилась новая традиция – делать фотографии мёртвых людей. Историки считают, что в то время услуги фотографа стоили очень дорого, и не многие могли позволить себе такую роскошь при жизни. И только смерть и желание сделать в последний раз что-то значимое, связанное с близким человеком, заставляли их раскошелиться на фотографию. Известно, что в 1860-х годах фотография стоила около 7 долларов, что сегодня соизмеримо с 200 долларами.

Последнее фото с дочерью.

Ещё одна вероятная причина такой необычной викторианской моды – «культ смерти», существовавший в ту эпоху. Начало этому культу положила сама королева Виктория, которая после смерти в 1861 году своего супруга принца Альберта так и не сняла траур. В то время в Англии после смерти кого-то из близких женщины 4 года ходили в чёрном, а в течение следующих 4 лет могли появляться только в одежде белого, серого или фиолетового цвета. Мужчины целый год носили на рукаве траурные повязки.

К сожалению, он не уснул.

Люди стремились, чтобы их усопшие родственники выглядели максимально естественно, а у фотографов были для этого свои методики. Широко использовался специальный штатив, который устанавливался за спиной усопшего и позволял зафиксировать его в состоянии стоя. Именно по наличию малозаметных следов этого устройства на фото в некоторых случаях только и можно определить, что на фото мёртвый человек.

Так фотографировали умерших людей стоя...

... и сидя.

На этой фотографии 18-летняя Энн Дэвидсон с красиво уложенными волосами, в белом платье, в окружении белых роз уже мертва. Известно, что девушка попала под поезд, невредимой осталась лишь верхняя часть тела, которую и запечатлел фотограф. Руки девушки уложены так, будто она перебирает цветы.

Энн Дэвидсон, попавшая под поезд.

За спиной у девушки можно разглядеть штатив, а глаза фотограф ей дорисовал.

Эта девочка не устала, ей больше нет.

Очень часто фотографы снимали умерших людей с предметами, которые им были дороги при жизни. Детей, например, фотографировали с их игрушками, а мужчину на фото ниже сняли в компании его собак.

Умерший мужчина со своими любимыми псами.

Девочка со своими куклами.

Можно подумать, что девочка просто моргнула, но это не так.

Чтобы выделить посмертные портреты из общей массы, фотографы часто вносили в изображение символы, которые чётко указывали, что ребёнок уже мёртв: цветок с надломленным стеблем, перевернутую розу в руках, часы, стрелки которых указывают на время смерти.

Малыша явно кто-то поддерживает за шторой.

Родители, похоже, ещё не осознали, что их ребёнка больше нет.

Семья кажется вполне счастливой, но с девочкой что-то явно не так.

Сегодня посмертные фотографии являются предметом коллекционирования. Самая крупная коллекция снимков викторианской эпохи принадлежит Томасу Харрису из Нью-Йорка. Своё необычное увлечение он комментирует так: «Эти фотографии успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни».

Для одного из братьев это фото посмертное.

А сегодня...

Мириам Бербанк. Так её решили проводить дочери в последний путь.

Казалось бы странное увлечение викторианцев должны было кануть в лету, но на самом деле ещё в середине прошлого века в СССР, да и в других странах, были популярны посмертные фотографии. Правда, покойных снимали, как правило, лежащими в гробах. А примерно год назад в интернете появились посмертные фотографии Мириам Бербанк из Нового Орлеана. Она умерла в возрасте 53 лет, а её дочери решили проводить её в лучший мир, устроив ещё в этом прощальную вечеринку – такую, как она любила при жизни. На фото Мириам с ментоловой сигаретой, пивом, а у неё над головой диско-шар.

В 1900 году ведущей шоколадной фабрикой Hildebrands вместе со сладостями была выпущена серия открыток, на которых изображались представления людей Викторианской эпохи о мире через 100 лет. Одни предсказания довольно забавны, а другие действительно нашли отражение в наше время.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

kulturologia.ru

Жуть. Фотографии мертвецов викторианской эпохи (125+ ФОТО)

Поздне-викторианская эпоха, середина и конец девятнадцатого - начало двадцатого веков, оставила нашим поколениям одно из самых жутких наследий - многочисленные посмертные фотографии умерших людей. Это было время первого широкого распространения технологии создания фото, дагерротипии, изобретенной в 1820-1830 годы французами Жозефом Нисефором Ньепсом и Жаком Манде Дагерром, причем, что характерно, объявлено об изобретении было уже после смерти первого. Времена были нелегкие, медицина была далеко не так хорошо развита, как в наши дни, смертность - и в первую очередь смертность среди детей, несовершеннолетних - зашкаливала. Возможно поэтому тогда в некоторых странах (например, в Канаде) получила широкое распространение практика фотографирования не просто мертвецов, но даже умерших членов семьи с живыми родственниками.

Обратите внимание! Много схожих и еще более жутких фото вы всегда найдете у нас на сайте по тегу ШОКИРУЮЩИЕ ФОТО!

Например: 15 жутких фото кукол чревовещателей!!!

Таким образом до нас дошли фото, способные вызвать дрожь: мертвые дети вместе с живыми родителями; ребенок, позирующий на коленях у мертвой матери; словно бы выглядывающий в окно дома мертвец... Да, зачастую мертвецы на фото были наряжены как живые, даже если были тронуты гниением... В лучшем случае их изображали на фотокомпозиции спящими, но порой мы можем наблюдать трупы с открытыми глазами, которые словно наблюдают за нами. Иногда их вообще можно принять за живых людей (если бы мы не знали, что на самом деле они мертвы).

Мы собрали для вас, вероятно, самую большую коллекцию таких старинных пугающих фото, более ста фотоснимков. Если хотите испытать настоящую жуть, советуем просматривать их под соответствующую музыку.

Бонус. Фотографии из моргов той же эпохи.

Copyright © 2009 - 2017 Horrorzone.ru

Средняя оценка: 7 из 10. Всего голосов: 196.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 172260.

Чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео, подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Facebook, Twitter и на наш Telegram.

horrorzone.ru

Жуткое наследие: посмертные фото из викторианской эпохи

Вспоминая про Викторианскую эпоху, что первое приходит вам на ум? Может романтичные романы сестёр Бронте и сентиментальные Чарльза Диккенса, а может тугие дамские корсеты и даже пуританство?

Но, оказывается, эпоха правления королевы Виктории оставила нам еще одно наследие – моду на посмертные фотографии умерших людей, узнав о которой, вы посчитаете этот период самым темным и жутким в истории человечества!

На то, откуда взялась традиция фотографировать мертвых, есть множество причин и версий, и все они тесно переплетены между собою…

И начать, пожалуй, стоит с «культа смерти». Известно, что с момента кончины супруга – принца Альберта в 1861-ом году, королева Виктория никогда не снимала траур. Более того, в быту появились даже обязательные требования – после смерти близких женщины носили черную одежду еще четыре года, а в последующие четыре могли облачаться только в белый, серый или фиолетовые цвета. Мужчинам же доводилось ровно год носить на рукаве черную повязку.

Викторианская эпоха – это период самой высокой детской смертности, особенно среди новорожденных и детей младшего школьного возраста!

Посмертное фото ребенка – это всё, что оставалось в памяти у родителей.

А создание таких «сентиментальных» сувениров превратилось в обыденный и бездушный процесс – умерших детей наряжали, им красили глаза и румянили щеки, их укладывали на колени всем членам семьи, ставили или усаживали на стул с любимыми игрушками.

Последняя в «паровозике» девочка не просто моргнула…

Ну, разве не заметно, что этого ребенка кто-то держит у себя на коленях?

А эта девочка вовсе не спит…

И одна из этих сестричек тоже не отдыхает…

В общем, фотограф делал все, чтоб в результате на фото мертвый член семьи ничем не отличался от живых!

Одна из наиболее важных причин появления жутких посмертных фото в Викторианскую эпоху – это рассвет искусства фотографии и изобретение дагеротипа, что делало съемку доступной для тех, кто не мог позволить себе нарисовать портрет, ну и … возможность увековечить в памяти мертвых.

Подумайте только, цена одной фотографии в этот период стоила около 7$, что на сегодняшние деньги дотягивает до 200$. И разве при жизни кто-то сможет так раскошелиться ради одного кадра? А вот дань усопшему – это святое!

Жутко об этом говорить, но посмертные фото были модой и бизнесом одновременно. Фотографы совершенствовали свои навыки в этом направлении не покладая рук.

Вы не поверите, но для того, чтоб зафиксировать в кадре усопшего стоя или сидя, они даже изобрели специальный штатив!

А иногда на посмертных фото вообще невозможно было отыскать мертвого – и это в полное отсутствие фотошопа… Такие снимки определяли только по специальным меткам-символам, вроде стрелках часов, остановленных на дате смерти, надломленном стебле цветка или перевернутой розе в руках.

Героиня этой фотографии - 18-летняя Энн Дэвидсон в кадре уже мертва. Известно, что ее сбил поезд, и невредимой осталась только верхняя часть тела. Но фотограф легко справился с поставленной задачей – на отпечатанном фото девушка, как ни в чем не бывало, перебирает белые розы…

Ужас наводит то, что на посмертных фотографиях рядом с мертвым ребенком или даже старшим членом семьи, все остальные живые всегда улыбаются и выглядят вполне жизнерадостно!

Эти родители разве еще не осознали, что их ребенок мертв?!?

А на этом кадре усопшей дочери дорисовали глаза и она «живее всех живых»!

Заметили, что мальчика кто-то поддерживает за шторой?

Любимые собаки рядом и никто не догадается, что хозяин уже давно в мире ином…

Широко-используемый прием – мертвый смотрит из окна.

Мы сделаем вид, что не заметили штатив…

Думаете, этот мужчина устал и прилег отдохнуть?

Разве это не жутко?

Ну что, начнем сначала? Что первое приходит на ум, когда вы вспоминаете про Викторианскую эпоху?

womanadvice.ru

Посмертные фотографии Викторианской эпохи

Жуткая, по современным меркам, традиция была популярна в Викторианской эпохе XIX века. А именно -традиция делать фотографии недавно умерших родных, под названием «Memento mori», что в переводе означает «помни о смерти».

ВНИМАНИЕ! Данная статья содержит фотографии мёртвых людей и не предназначена для просмотра лицами с неустойчивой психикой.

Посмертная фотография (англ. Post-mortem photography) — обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа. Такие снимки были привычным делом в конце позапрошлого века, а в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.

Из истории посмертной фотографии.

В 1839 на гладко полированной металлической пластине был напечатан первый дагерротип, изобретенный французом Луи-Жаком Дагерром.  Американцы с готовностью взяли его на вооружение. Фотографировать усопших начали практически тогда же, когда появились первые дагерротипы. До этого великого изобретения только состоятельные люди могли себе позволить иметь посмертные портреты своих близких. Их рисовали именитые художники, но с появлением фотографии создание памятных картин стало доступнее. Несмотря на точность воспроизведения образов, процесс дагерротипии требовал кропотливой работы. Экспозиция могла занимать до пятнадцати минут, чтобы фотография получилась резкой. Занимались подобным родом фотографии, как правило, те же самые фотоателье, которые изготавливали портреты. В первые годы своего существования дагерротипы - маленькие фотографии на полированном серебре - были такими дорогими, что часто человек мог фотографироваться лишь один раз в жизни, вернее, после смерти. В 1850-е популярность дагерротипа снизилась в связи с заменой его более дешевым аналогом, известном как амбротип. Амбротип был ранней версией фотографии, изготавливался он отображением негатива на стекле, за которым располагалась темная поверхность. Также применяли ферротипию. Ферротипией называли фотографии-позитивы, которые делались непосредственно на железную пластину, покрытую тонким чувствительным слоем. В шестидесятых годах XIX века фотография стала доступна почти всем слоям общества. Появились фотокарточки на бумажной основе. С изобретением фотографий в паспарту (англ. Carte de visite) у родственников появилась новая возможность — отпечатывать с одного негатива несколько фотографий и отправлять их родственникам.

Невозможно по-настоящему разобраться в причинах, которые привели к появлению посмертной фотографии, не раскрыв более детально отношение людей в первой половине XIX века к смерти как таковой. В Европе и Америке первой половины XIX века, как уже было сказано выше, наблюдалась очень высокая смертность, особенно среди новорожденных и младенцев. Смерть всё время была где-то рядом. В те времена умирающего не отвозили в больницу — люди, как правило, болели и умирали дома, в кругу своих близких. Более того, зачастую в течении последних дней брат или сестра могли делить с умирающим ребенком одну постель. Подготовка к погребению тоже происходила в доме покойного и занимались этим родные и близкие. После всех приготовлений тело оставалось ещё какое-то время в доме, дабы все могли проститься с усопшим. Всё это достаточно хорошо объясняет отношение людей Викторианской эпохи к смерти. В отличии от наших современников, они не видели в смерти что-то особенное, её не чурались, как не чурались собственно и самого тела покойного. Их сознание фокусировалось на потере, на разлуке с любимым человеком, а не на мертвом теле. Именно поэтому коммерческие фотографы тех времен и могли предложить им свой необычный товар — увековечивание памяти о любимом в виде фотографического портрета.Фотография покойного, с семьей или без, не была напоминанием о смерти, а скорее сувениром сохраняющем память об усопшем, о любимом и дорогом для близких человеке. Зачастую эта посмертная фотография была единственным изображением покойного.

На рубеже XVIII-XIX веков формирование изысканных погребальных и траурных традиций викторианской Англии, с одной стороны, и высочайшая детская смертность в Европе и Северной Америке, с другой, фактически подготовили благодатную почву для создания концептуального прототипа посмертной фотографии в живописи. В этот период в Европе создаётся множество небольших по размеру посмертных детских портретов. Как правило, на этих портретах ребенок изображался либо сидящим, либо до плеч, при этом самая важная характеристика работ такого рода то, что ребенок изображался живым. По этим портретам практически невозможно узнать о драматических предпосылках приведших к их созданию. Но дабы выделить эти работы из общей массы живописных портретов, художники вносили визображение четко регламентированные символы, однозначно указывающие на то, что изображенный ребенок уже мертв : перевернутую розу в руках малыша, цветок с надломленным стеблем, цветы «утреннее сияние» (morning glories) — цветок расцветающий, увядающий и осыпающийся в течении одного дня, а так же тщательно проработанные и выделяющиеся часы, стрелки которых указывают на время смерти. Так же использовались такие символы, как плакучая ива и надгробные плиты. Иногда, чтобы намекнуть на то, как именно умер ребенок, использовался мотив лодки : в спокойной воде — легкая, спокойная смерть; шторм — тяжелая и мучительная.

На большинстве посмертных фотографий викторианской эпохи покойный изображается мирно спящим. Фотографии умерших детей были особенно дороги, потому что при жизни их почти не снимали или не снимали совсем. Многих из них усаживали и окружали игрушками, чтобы они были похожи на живых детей. Иногда родители или братья и сестры позировали вместе с умершим ребенком. Можно было получить множество отпечатков с одного негатива, поэтому семьи могли посылать фотографию другим родственникам. Большинство из них считались скорее памятными подарками, чем тревожными напоминаниями о недавней смерти. Отсутствие сделаных при жизни портретов также может служить дополнительной причиной к попытке «оживления» портрета умершего человека. В силу этого зачастую доминировали клоузапы или поясные портреты, как лежачие, так и сидящие. Иногда, фотографируя лежащего человека, карточка снималась таким образом, чтобы потом её можно было развернуть, дабы создать впечатление того, что портретируемый сидит. Нередко встречаются работы, в которых портретируемый изображен «спящим». При соответствующей постановке кадра закрытые глаза умершего могли сойти за моргнувшие глаза живого, что было характерным «побочным явлением» фотографического портретирования в те времена в силу использования длинных выдержек. Зачастую поверх век мастерски рисовались глаза с выразительным взглядом. После появления амбротипии и тинитайпов во второй половине XIX века многие фотографы стали раскрашивать лица на портретах в естественные «живые» цвета. Всё это позволяло достаточно легко стереть грань между изображением живого человека и мертвеца. Особенно заметно это по фотографиям, сделанным в студии, что впрочем не являлось частой практикой. Иногда с целью придать портретируему вертикальной положение и изобразить его стоящим. использовались специальные распорки-крепления, в которых закрепляось тело усопшего.

Коллекционирование посмертных фотографий.

Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас Харрис, нью-йоркский коллекционер, так объясняет свою страсть: «Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни». Одной из наиболее известных коллекций посмертной фотографии является архив Бёрнса. Всего там содержится более четырех тысяч фотографий. Фотографии именно из этого архива были использованы в фильме «Другие». Коллекция «Умирание и смерть» состоит из 4000 фотографий (1840-1996), представляющих различные мировые культуры. Она содержит один из самых обширных архивов ранних изображений умирания и смерти и особенно примечательна своими дагерротипами. Многочисленные выставки, а также «Лучшийфотоальбом 1990 года», книга «Спящая красавица: Мемориальная фотография в Америке» были составлены при помощи этой коллекции. В настоящее время готовятся к выпуску новые альбомы. Главный акцент коллекции - личные, мемориальные фотографии, сделанные семьей усопшего или по ее заказу. Другие разделы коллекции включают сцены гибели на войне, казни, смерти, которые попадают в блоки новостей и связаны с насилием, несчастными случаями и прочими примерами насильственной смерти. В наличии также ограниченный выпуск отпечатков ряда стандартных изображений.

Виды посмертной фотографии.

Есть несколько подвидов посмертной фотографии. В некоторых случаях умерших фотографировали «как живых». Старались посадить на стул, дать в руки книгу, в некоторых случаях даже глаза были открыты. В коллекции Бёрнса существует фотография девушки, сделанная по прошествии девяти дней после ее смерти. На ней, она сидит с раскрытой книгой в руках, и смотрит в объектив. Если бы не надпись на фотографии, было бы нелегко понять, что она умерла. Иногда усопших усаживали на стул, с помощью подушек укладывали, полулежа, на постели, а иногда и сажали, задрапировав гроб тканью.

На других фотографиях усопшие запечатлены лежащими в постели. Иногда эти снимки делали сразу после смерти, иногда усопшего, уже одетого к погребению, укладывали на кровать для прощания. Попадаются снимки, где тело покоится на кровати рядом с гробом. Еще один, наиболее часто встречающийся вид снимков можно назвать «гробовым». Усопшие запечатлены в гробах или рядом с ними. В этом случае глаза почти всегда закрыты. Тело уже облачено в погребальную одежду, часто покрыто саваном. Внимание, как правило, акцентируется на лице покойного, а иногда лицо видно с трудом из-за ракурса фото-графии или закрывающих гроб со всех сторон цветов и венков. Иногда фотограф старался подчеркнуть роскошь и убранство гроба и комнаты. В редких случаях изображен закрытый гроб и венки, возможна также прижизненная фотография усопшего, вмонтированная в один из венков.

Существовал обычай фотографировать усопшую женщину и срезать локон ее волос. Этот снимок вместе с локоном помещали в медальон и носили на груди. Снимки делали в доме, где лежал усопший, в похоронном бюро и на кладбище.

4tololo.ru

Познавательная история. Снимки post mortem как жанр фотоискусства

Небольшая познавательная статья о посмертных снимках 19 столетия. Много старинных фотографий. Тема специфическая, жутковатая, но имеет место быть в истории человечества. Впечатлительным людям смотреть с осторожностью: грусть-печаль. 18+ и не для слабонервных! Если не уверены, лучше не открывайте.  В этом посте речь пойдёт о посмертной фотографии. Это не только культурное и общественное явление, а также веяние моды, но и целый жанр фотоискусства, сейчас уже отошедший в далёкие анналы истории. От него нам остались лишь старинные снимки, хранящиеся в коллекциях: современным людям они могут показаться странными и жутковато-печальными, но в своё время они были традицией и служили определённой цели – сохранить тёплую память о дорогом усопшем человеке.  Семейство Келлеров. Мария и Эмиль приехали в Нью-Йорк из Швейцарии. У них умер новорождённый малыш, женщина тронулась от горя рассудком, находилась в больнице какое-то время. Выйдя оттуда, Мария убила мужа и старшую дочку Анну, после чего покончила с собой. Трагедия случилась в 1894 году. Всех похоронили в одном гробу: Обычай этот взялся отнюдь не «из воздуха». До появления фотографии люди также старались сохранить облик ушедшего в мир иной человека, но при помощи иных средств. Этой цели служила и живопись, и скульптура, и различные виды графики. Посмертные маски появились ещё в Древнем Египте, а в Древнем Риме изготавливались восковые скульптуры знатных людей для использования на похоронах. Позже снятие гипсовых посмертных масок стало распространённым явлением, и до нас дошёл точный облик многих известных людей, запечатлённый таким образом. Эти маски использовались в том числе и для изготовления надгробных барельефов, бюстов, скульптурных портретов. Фотография уже на самой заре своего появления также нашла себе применение в этой области.  Несколько слов об изобретении фотографии. Дагеротип

Собственно «отцом» фотографии следует считать французского изобретателя Жозефа Нисефора Ньепса (1765 – 1833). Работу над этой идеей он начал ещё двести лет назад, в далёком 1816 году, а первое зафиксированное фотографическое изображение получил в 1822-ом, которое, впрочем, до нас не дошло. Первой в истории сохранившейся фотографией считается «Вид из окна» (1826). Экспозиция снимка длилась ни много ни мало – около восьми часов! «Мастерская художника» (1837). Дагеротип

Впрочем, Ньепс не смог протолкнуть своё детище «в массы». Гораздо более предприимчивым оказался художник Луи Дагер (1787 – 1851), который, что называется, довёл изобретение «до ума» и в 1839 году представил технологию дагеротипии Французской академии наук:

Для получения снимка использовалась медная пластинка, покрытая слоем светочувствительного йодистого серебра. При воздействии света на пластинке получалось изображение, которое проявлялось парами ртути и закреплялось раствором тиосульфата натрия. Экспозиция длилась от 15 до 30 минут: то есть, если вы хотели бы запечатлеть свой образ таким способом, вам пришлось бы в течение этого времени позировать перед объективом. Ну, а если вы моргнули или дёрнулись... Сами понимаете: дорогая пластинка испорчена.

Ниже – не посмертные снимки, просто дагеротипы известных людей:

И.И. Пущин (друг Пушкина), 1845 г. Дагеротип

Декабрист С.П. Трубецкой, 1857 г. Дагеротип:

Процесс дагеротипии был довольно дорогим удовольствием (впрочем, как и любая технология на заре своего появления), съёмкой занимались исключительно профессионалы, а о любительской фотографии, сейчас вполне общедоступной, тогда и речи не шло. Это сейчас мы с вами можем «нащёлкать» сотни и тысячи прижизненных фотографий, а в те времена посмертный снимок зачастую оказывался единственным портретным изображением человека. Уж по случаю похорон родные, как правило, раскошеливались...

Искусство фотографии post mortem. Смерть: от художественного образа к сухой документалистике.

Смерть всегда шла рука об руку с жизнью, она на каждом шагу настигала и будет настигать человека. Можно страшиться её и относиться к ней как к чему-то таинственному, а можно рассматривать её как неотъемлемую часть нашего существования. Детская смертность была просто огромной в те времена, да и собственно продолжительность человеческой жизни насчитывала не такой уж большой срок. В 18-19 веке она составляла в среднем около 35-40 лет, шансы дожить до глубокой старости были далеко не у всех. Смерть косила людей, пожинала свой урожай постоянно, подходя к порогу обыденного восприятия и зачастую переступая его. Как говорится, «Бог дал – Бог взял». Так и жили. Посмертная фотография приобрела популярность в 40-50-х годах 19 века в Западной Европе и США; в основном это были изображения младенцев, детей и подростков, а также людей, умерших во взрослом, но относительно молодом возрасте. Покойные средних лет и старики на таких снимках крайне редки: в образе людей, ушедших из жизни безвременно, есть что-то щемяще-пронзительное, трагично-возвышенное с художественной точки зрения. Умерший родственник, запечатлённый на снимке, становился историей семьи, фотография сохраняла его внешний облик, становясь подспорьем для памяти любящих родных.

Особенность жанра post mortem photography в том, что покойным нередко придавались естественные, присущие живым людям позы. Для придания живости им раскрывали веки, а тело поддерживалось при помощи особых штативов – как в сидячем, так и стоячем положении. Благодаря искусству фотографов на таких снимках мёртвого человека иногда бывает непросто отличить от живого. Когда на смену дагеротипии пришли иные технологии – амбротипия и тинтайп, фотографы порой пририсовывали на закрытых веках зрачки, а щекам придавали розовый оттенок.

Штатив для поддержания тела фотографируемого усопшего:

Позади ног мальчиков хорошо видны «ножки» штативов:

Иногда на первый взгляд непросто отличить живого человека от усопшего на таких фото. Обратите внимание на оттенок кистей рук стоящей девушки по сравнению с руками сидящей. Это руки трупа. Тело покойной уже «не первой свежести»:

Отец и дочь. Обратите внимание на кисть руки отца, неестественно и безжизненно лежащую у головы ребёнка. Мужчина мёртв абсолютно точно. Малышка тоже: у неё связаны ручки... С начала 20 века, с развитием самой фотографии, появлением похоронного бизнеса и отношением общества к похоронному процессу как к сложному публичному ритуалу, посмертная фотография начала отходить от своих позиций художественного портрета, становясь всё более документальной, призванной лишь сухо отображать само похоронное действо, запечатлевать его для истории. Акцент стал делаться уже не на самом покойном, его лице и облике – отныне в кадр включалось и убранство гроба, и интерьер помещения, в котором происходило прощание. Посмертная фотография исчезла как особый жанр, и сейчас мы нередко можем видеть фотографические репортажи с погребения известных личностей – да и не только известных. В фотоальбомах каждого из нас наверняка найдутся снимки, сделанные на кладбище...  Пример документального кладбищенского снимка. Образу покойного уже не придаётся такого значения, он находится вместе со всеми на общем плане. Печальный кадр из семейной хроники:

Сейчас, когда практически каждому человеку вполне по средствам любительская камера, да и любой, даже самый недорогой мобильный телефон оснащён ею, особая «магия» фотографии сравнялась с обыденностью. Это уже не какое-то непостижимое технологическое чудо, как бытовало на заре зарождения этого искусства; оно прочно вошло в нашу жизнь и не мыслится чем-то сверхъестественным. «Зеркалки», «мыльницы», цифровые фотоаппараты... Чего только не предлагают нам современные технологии! А когда-то дагеротипы, с которых невозможно было отпечатать копии, как с негативов, почти равнялись живописному портрету, отличаясь от него лишь большей реалистичностью. Конечно, они были быстрее по исполнению и дешевле по стоимости, чем выполненное кистью изображение, но наверняка казались тогда людям чем-то фантастическим. Но человеческая мысль не стоит на месте, прогресс шагает вперёд, технологии удешевляются и становятся доступными «широким массам». Так было с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом, телевидением... Нам остаётся сейчас только всматриваться в старые чёрно-белые снимки, многие из которых отличаются неплохим даже по современным меркам качеством, и думать о бренности нашей телесной оболочки.

Смотреть в глаза родителям, потерявшим ребёнка, невыносимо тяжело:

Три сестры, жива только одна - та, что в центре:

pikabu.ru


Смотрите также