Авторизация

Христос пантократор мозаика


Секреты «суровых» мозаик Софийского Собора - шедевра времён Киевской Руси, не имеющего аналогов в мире

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Много веков назад Софийский собор в Киеве был главным храмом Киевской Руси. Этот шедевр архитектуры сам по себе уникален, однако есть в нем настоящее чудо – знаменитые на весь мир старинные фрески. Их справедливо считают самыми подлинными мозаиками XI столетия, потому что они никогда не подвергались переделке и их не дополняли реставраторы. Ведь эти изображения сделаны настолько мастерски, что их не нужно обновлять – достаточно просто очищать от многолетней копоти и пыли.

Софийский Собор в Киеве. /Фото:my-kiev.com

Считается, что Софийский собор построил князь Ярослав Мудрый, который приурочил его возведение к битве над печенегами на реке Альте и, по преданию, фундамент будущего собора он заложил именно в том месте, где были разбиты враги. По другой версии, строительство собора началось немного раньше, в последние годы жизни князя Владимира Великого. По мнению ученых, в строительстве и отделочных работах принимали участие четыре десятка мастеров и еще около ста человек трудились в качестве помощников.

Над созданием Собора работали мастера из Византии. /Фото:os1.i.ua

Софийский собор, возведенный с помощью византийских и греческих зодчих и впитавший всю красоту стилистики древней культуры Византии (но, тем не менее, не имеющий аналогов), был освящен в 1049 году митрополитом Феопемптом. Впоследствии облик здания несколько видоизменялся.Помимо колокола, отлитого по приказу Ивана Мазепы в 1705-м и называемом в народе «Мазепа», Триумфальной колокольни и других известных достопримечательностей, в Софийском Соборе есть невероятно красивые, завораживающие мозаичные иконы. Их, как и росписи на стенах и куполах, также готовили византийские мастера, приглашенные в Киев Ярославом Мудрым.

Софийская мозаика. /Фото:pravlife.org

Интересно, что мозаика покрывает не все внутренние части храма, а представляет собой сочетание мозаичного искусства и фресковой росписи. И причина тому чисто прозаическая: в XI столетии Русь была по сути на задворках Византийского мира, цена на мозаику была невероятно велика (плюс расходы на её транспортировку), и именно поэтому ею обкладывали лишь наиболее важные части храма (алтарь, купол и так далее), а всё остальное строители Собора решили покрыть фресками.

В Софийском Соборе сохранились 2 тысячи фресок, изначально же их было не менее 5 тысяч. /Фото:sau.org.ua

Мозаики Софии Киевской выполнены в так называемом Македонском стиле, который наблюдался в творчестве в период возрождения и рассвета церковного искусства после долгого периода гонений, которых православные христиане претерпели от иконоборцев. Для этого стиля характерны строгость, аскетизм, отсутствие слащавости и излишних украшательств, что связано с ростом популярности монашества. Именно поэтому все персонажи на мозаиках выглядят непривычно суровыми и как бы застывшими. Яркий представитель этой эпохи и пример аскетизма – преподобный Симеон Новый Богослов.

Поздний Македонский стиль предполагает лаконичность и строгость изображений святых. /Фото:pravlife.org

На этой фреске Иисус Христос изображен в повседневном одеянии. /Фото:pravlife.org

Увы, по причине пожаров и перестроений храма, к началу XXI века сохранилась лишь небольшая часть мозаичных изображений, впрочем, и те, что остались, поражают своим масштабом, оригинальностью и красотой. Кусочки смальты почти 180 разных цветовых оттенков сложены с невероятным мастерством, и если смотреть издалека, кажется, что это не мозаика вовсе, а старинные рукописные иконы.

Мозаика киевского Собора - настоящий шедевр. /Фото:pravlife.org

О богатстве цветовой палитры киево-софийских мозаик можно судить хотя бы по этим цифрам: здесь присутствуют более двадцати оттенков синего, более тридцати – зеленого и 25 вариантов золотого.

Богатство оттенков мозаики поражает. /Фото:pravlife.org

Христос-Вседержитель (Пантократор) – очень известная мозаика Собора. Она расположена в главном куполе, в гигантском медальоне. Интересно, что три из четырех архангелов, изображенных вокруг Христа, выполнены маслом, причем, относительно недавно – в позапрошлом веке, поскольку ранее изображения были утрачены. Мозаичный образ остался только один.

Одна из самых знаменитых мозаик Собора. /Фото:pravlife.org

Кстати, изображения архангелов восстанавливал великий Врубель, причем воспроизвел утраченные фигуры весьма точно – в частности, при помощи мазков, имитирующих мозаичную кладку.Образ Христа очень аскетичен и суров. Интересно, что промежутки между ангелами (золотого цвета фон), если смотреть снизу, с большого расстояния, как бы образуют крест, и этот интересный прием можно увидеть и в других частях Собора.Величественная фигура Богоматери в апсиде алтаря сразу бросается в глаза при входе в храм. Высота изображения – почти 5,5 м, а свет на изогнутую поверхность апсиды падает таким образом, что кажется, будто бы вокруг фигуры Богородицы идет золотистое свечение. Кубики смальты, расположенные под разным углом, делают фигуру объемной и таинственной.

Первое, на что падает взгляд при входе в Собор – это образ молящейся Богородицы. /Фото:posmotrim.by

Мозаичная Богородица, которую также называют Оранта (в переводе – «молящаяся»), изображена в момент ее молитвенного обращения к Богу: она стоит в возведёнными к небу руками (очень древний христианский жест) на помосте, украшенном драгоценными камнями.Интересно, что этот мозаичный образ с давних пор называют «Нерушимая стена». Изначально это было связано с 12-м икосом акафиста Богородице, в котором есть слова: «Радуйся, царствия нерушимая стена», однако со временем в народе появилось более распространенное объяснение такому названию: мол, это означает, что храм Святой Софии и, в частности, находящийся в нем образ Богородицы невозможно разрушить. Принято считать, что пока это мозаичное изображение существует, будет стоять и древний Киев.

Считается, что пока эта мозаика остается в сохранности, Киеву ничего не грозит. /Фото:pravlife.org

На этой старинной мозаике изображен момент причащения святых апостолов в присутствии архангелов, когда Иисус раздает своим последователям хлеб и вино (Тело и Кровь Христову). Интересно, что Спаситель изображен два раза: он стоит и слева, и справа от престола.

Фрагмент знаменитой мозаики. /Фото:pravlife.org

Эта мозаика также необычайно насыщенна с точки зрения цветовой гаммы: апостолы изображены в белых одеяниях, Господь – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотом. Дополняет эту картину престол малинового цвета.

Мозаика «Евхаристия». Центральная её часть. /Фото:pravlife.org

На четырех подпружных арках Собора, которые поддерживают его купол, древние мастера изобразили 40 мучеников Севастийских. В руках у каждого из них Крест и Венец. Увы, сохранились не все их мозаичные образы.

Один из образов мучеников, сохранившихся в первозданном виде. /Фото:pravlife.org

Как известно, святые воины погибли в Севастии за веру в Христа, и очень символично, что их изображения украшают Собор: это олицетворяет незыблемость веры прихожан.

Реставратор очищает мозаику от пыли и копоти. /Фото:ukrinform.com

Комплекс мозаик Софии Киевской считается единственным мозаичным ансамблем Киевский Руси, сохранившимся до наших дней, если не считать встречающиеся в других храмах небольшие фрагменты.

Текст: Анна Белова

В продолжение темы статья о том, Почему князь Ярослав Мудрый не любил славян и не щадил своих братьев.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Мозаика Спаса Вседержителя (Пантократора)

В образе «Пантократора» заложена идея Богочеловеческого господства Христа над миром. Именование Иисуса «Вседержителем» указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр 1:8). С другой стороны, такое именование связано и с человеческой природой Христа. Иисус становится Вседержителем, совершив второе творение, искупив крестной жертвой людские грехи и обновив человеческую природу. Бог Отец, по словам апостола Павла, «вводит Первородного во вселенную» (Евр 1:6).

Среди софийских мозаик «Спас Вседержитель» выделяется укрупненностью форм и цветовой контрастностью, дабы пришедшему во храм был ясно виден Царь Небесный.

Мозаика в Софии Киевской выполнялась мастером, склонным к крупным, монументальным композициям. Он создал образ Христа с массивной головой, с укороченной шеей и прямоугольными плечами. Фигура Спасителя производит впечатление грузности и тяжести. В левой руке Он неуклюже держит Евангелие.

На «Пантократоре», как и на византийском басилевсе, хитон пурпуровых тонов с золотой отделкой и красным клавом (нашивной вертикальной полосой). Поверх хитона надет голубой плащ, складки которого выложены смальтой темно-синего цвета и отделаны золотым ассистом (лучами, исполненными золотом). Борода почти полностью утрачена -- она была дописана масляной краской при реставрации. Особенно красочно оформлен медальон, состоящий из девяти разноцветных кругов.

Справа - Пантократор собора святой Софии в Константинополе. Слева - Пантократор собора святой Софии в Киеве

Киевский «Вседержитель» не отличается изяществом и тонкостью исполнения, как, например, подобные изображения в Софии Константинопольской или в других византийских храмах XI столетия.

Мастер-монументалист, работавший над софийским «Пантократором», по всей очевидности, не принадлежал к элитарному кругу столичных византийских мозаичистов. В киевском соборе им также созданы мозаика «Богоматерь Оранта» в конхе центральной апсиды и, по-видимому, «Архангел» в подкупольном пространстве храма.

Мозаика архангела в главном куполе

Единственный «Архангел» из мозаик Софийского собора дошел до нашего времени не полностью: имеются утраты в крыльях, а низ одежды и ноги были дописаны Михаилом Врубелем. Некогда эту величественную мозаику выполнил один из лучших среди византийских мастеров, работавших в соборе.

Архангелы -- начальники ангелов, они составляют высшую степень ангельского чина. Они благовествуют о Великом и Преславном (1 Фес 4:16), открывают тайны воли Божией, укрепляют в людях веру и просвещают их светом Святого Евангелия. Архангел в куполе Софии Киевской, расположенный на высоте 23,70 м, меньше Оранты, расположенной на высоте 10,47 м, на целых 1,60 м, что не соответствует принципу зависимости размеров фигур от церковной иерархии, но тем не мешает зрителю наслаждаться обозрением этой мозаики. Пропорции архангела приземисты, и он выглядит тяжеловесным и грузным. На нем пышные одежды византийского императора. Он облачен в далматик синего тона -- узкую длинную одежду из плотной ткани с широкими рукавами, надетую на пурпурную столу -- длинную рубашку, наподобие туники, с узкими рукавами и обшлагами. Плечи и грудь начальника ангелов охватывает усыпанный жемчугами и драгоценными камнями лор, широкая и длинная полоса. На ногах красные сапожки. Далматик, стола, лор, обувь красных цветов -- это атрибуты одеяния басилевсов и иконного образа архангелов.

Волнистые волосы архангела перетянуты тороками (или по-другому -- слухами), означающими высшее знание. Через тороки ангелы получают повеления от Бога. В правой руке Архангел держит зерцало -- сферу, на которой начертан установленный на Голгофе крест. Зерцало -- символ предвидения, которое Бог передал своему ангельскому слуге. В зерцале архангел также читает повеления Господа.

В левой руке архангел держит лабарум (хоругвь) -- длинное древко с перекладиной, на которой закреплена ткань. На ней греческое слово «АГИОС», повторенное три раза: «Свят, Свят, Свят». Слова взяты из Откровения Иоанна Богослова: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр 4:8).

«Архангел» принадлежит к наиболее совершенным мозаикам Софийского собора. В ней наиболее удачно претворились богатство и утонченность мозаичной цветовой гаммы собора. По своим огромным пропорциям и манере кладки смальты фигура архангела близка «Пантократору» в главном куполе и «Богоматери Оранте» в конхе центральной апсиды.

Page 2

Иконография «Христа Иерея» сложилась в восточно-христианском мире в XI столетии. Одно из древнейших изображений этого типа -- фреска в церкви св. Софии в Охриде (Македония, XI в.); также к нему принадлежит фреска в церкви св. Пантелеймона в Нарези (Македония, 1164 г.) и изображения в поздних грузинских росписях XIII века в пещерном храме Бертубани (Давид-Гареджа в Кахетии), которые в значительной степени архаичны. Литературным источником, который воплотился в изобразительной форме, стали слова 109 Псалма Давида: «Ты еси иерей вовек по чину Мелхиседека».

Ветхозаветный Мелхиседек -- царь и священник Салима (Уру-салима -- Иерусалима), он назывался «священником Бога Всевышнего». В эпоху раннего христианства Мелхиседек рассматривался как прообраз мессии, сочетающего царское и священническое достоинство.

В Древней Руси иконографический канон «Христа Иерея» воспроизводится на одной из мозаик Софии Киевской. Изображение Иисуса Священника расположено в замке восточной арки, поддерживающей центральный купол, на видном месте, обращенном к молящимся в храме. Мозаика служила напоминанием о священнической роли Сына Человеческого и утверждала авторитет духовного сана в стране, где организация Церкви с ее сакральной иерархией только складывалась.

Образ Христа Священника -- редчайший иконографический тип Спасителя. В левой руке Он держит свиток, а правая рука прижата к груди с выставленными указательным пальцем и мизинцем. На этой мозаике мы не видим канонического облика Иисуса с длинными волосами -- здесь Христос коротко острижен и с гуменцом. Гуменец (по-русски), или тонзура -- выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству.

Мозаика «Богоматерь Оранта Стена Нерушимая»

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. orans -- молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции часто помещались в верхней части алтаря, в конхе. Если на ранних этапах формирования церковных установлений Иисус изображался символически, то образ Богоматери всегда был в большей мере реалистичен и соотносился с евангельской историей жизни Девы Марии.

«Богоматерь Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место. «Оранта» высотой 5,45 метра останавливает взор каждого входящего в собор и воспринимается как главное, доминирующее изображение во всем храме. Взывающая Богоматерь подняла руки в молитве к Спасу Вседержителю, изображение которого расположено в зеркале центрального купола.

Возвышающаяся над главным алтарем Софийского собора «Оранта» на протяжении почти десяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то что и город, и сам собор неоднократно подвергались разрушениям. Русский народ верил, что Приснодева была чудотворной защитницей и Руси, и стольного Киева, и всего православного люда. По преданию, наше Отечество не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь Оранта «Нерушимая Стена».

На червленом поясе висит лентион (полотенце), которым, по народному верованию, Сострадательница Божия отирает неисчислимые слезы простого люда. Богородица стоит на украшенном драгоценными камнями пульпите -- императорском помосте, кроме того, на ней красные сапожки, ибо Она представлена как Царица Небесная.

Голова Милостивой Матери покрыта платом (омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее этот плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую Землю от злых напастей, бед и неприятелей.

Оттенки Ее синего одеяния с темными складками отчетливо выделяются на общем золотом фоне смальты. Отдельные кусочки мозаики положены под разными углами таким образом, что вокруг фигуры Богородицы всегда видно неяркое сияние. Цветовая палитра мозаики весьма богата: синяя смальта насчитывает двадцать один оттенок, а зеленая -- тридцать пять.

Примечательная черта киевской «Оранты» -- ее пропорции. Перед мозаичистом стояли большие трудности в построении изображения на вогнутой поверхности апсиды. Чтобы не допустить искажений в восприятии фигуры Богородицы, мастер должен был найти особые пропорциональные соотношения. В.Н. Лазарев замечает по этому поводу: «Нельзя закрывать глаза и на то, что по своим пропорциям фигура „Оранты“ плохо приспособлена для отведенного ей места. Она слишком коротка и приземиста. Голова (0,90 м) составляет лишь одну шестую часть фигуры. Нижняя часть последней (2,80 м) непропорционально коротка по отношению к размерам головы (1:3). Если бы мастер учел перспективное сокращение, то он должен был удлинить именно нижнюю часть фигуры, чего он как раз не сделал. Поэтому фигура и кажется такой короткой и большеголовой, что придает ей несколько архаический характер»

Page 3

Евхаристия -- одно из главных церковных таинств, в котором хлеб и вино мистическим образом пресуществляются в тело и кровь Христову. Совершение евхаристии составляет суть основного христианского богослужения -- литургии. На причастии верующие, вкушая хлеб и вино, в которых воплощены «истинное тело» и «истинная кровь» Спасителя, соединяются с ним и приобретают залог жизни вечной.

Композиция «Евхаристии» включает в себя фигуры Иисуса Христа (часто он пишется дважды) в центре композиции и подходящих к нему для причастия апостолов, которых возглавляют Петр и Павел. Господь стоит у престола и подает своим ученикам хлеб и вино. Ему могут прислуживать ангелы. В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде. За этим сюжетом специально закреплено место, где осуществляется таинство литургии, ибо он наглядно поясняет смысл происходящего богослужения. «Евхаристия» может также помещаться над Царскими Вратами или в праздничном ряду иконостаса.

Наиболее удачны цветовые сочетания в дважды повторенной фигуре Христа, облаченного в пурпурный хитон с золотыми ассистами и светло-синий плащ, -- его одежды контрастно выделяются на золотом фоне.

Подходящие с обеих сторон апостолы с трудом опознаются по обусловленным каноном различиям в облике. Их образы маловыразительны и лишены тонкого индивидуального своеобразия, которое отличает Отцов Церкви на «Святительском чине», расположенном здесь же регистром ниже. Три крайних левых апостола в софийской «Евхаристии» крайне сложны для атрибуции, к единому мнению, кто здесь изображен, исследователи так и не пришли. Две фигуры, крайние справа, не сохранились -- во время одной из реставраций, проводившихся в XIX веке, они были написаны красками.

Мозаика Евхаристия. Левая часть

Мозаика Евхаристия. Правая часть

«Евхаристия» наиболее архаична из всех мозаик Софии Киевской. Пропорционально укороченные, с укрупненными головами фигуры скованны в своих движениях и не отличаются разнообразием поз и жестов.

Святительский чин

На связь с Константинополем указывает и великолепный святительский чин, состоящий из импозантных, фронтально поставленных фигур, индивидуальные лица которых хранят в себе отголоски эллинистической портретной живописи.

Святительский чин, с четкой конструктивностью его монументальных форм и изысканными красками, является наиболее сильной частью всего декоративного ансамбля. В нем явственно чувствуется дуновение большого, столичного искусства.

Святительский чин. Правая половина

Святительский чин. Левая половина.

Там, где освещение сильнее, византийские мозаичисты прибегают к светлой гамме холодного тона, а где стены и своды освещаются с помощью отраженного, а не прямого света, там наблюдается подбор насыщенных и теплых цветов. В этом отношении показательна цветовая трактовка фигур святительского чина в Софии Киевской.

Левые фигуры, попадающие под действие лучей, которые проникают через южное окно, выполнены в более бледной гамме, тогда как правые фигуры, освещаемые в основном через северное окно, набраны в более плотных и контрастных тонах. Это сказывается и в такой детали, как обводка нимбов. Слева преобладают светло-голубые и светло-зеленые цвета, а справа темно-синие, черные и красные. С помощью таких приемов мозаичисты, учитывая силу света, выравнивают колористическую гамму всего регистра, не давая возможности западать какой-либо одной ее части.

Мозаика «Благовещение»

На восточных столбах подпружной арки помещены архангел Гавриил и Богоматерь, образующие композицию «Благовещение». Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии -- от Луки (Лк 1:26--39). На основе этого сюжета и построена иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников.

На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета.

Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых -- в алтарь.

В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый и мистический характер начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора «рассказывающих» деталей -- характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.

При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного цвета. Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных местах с зеленовато-серыми. Справа от Богородицы греческая цитата из Евангелия, русский перевод которой: «[Я] раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк 1:38).

Архангел Гавриил и Мария из Благовещения на столбах триумфальной арки отделены друг от друга ее широким пролетом, в силу чего зритель воспринимает их в связи с находящимся между ними пространством апсиды.

Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он благословляет, а в левой, как посланник Господа, держит жезл. Надпись гласит: «Архангел Гавриил: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк 1:28).

Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки.

Page 4

Исследуемый «диалог» носил конструктивный характер. Киевская Русь, многое переняв от византийской мозаики, добавив туда элементы своей культуры и собственное понимание красоты, создала свой стиль построения мозаики, у которого нет аналогов в мировом изобразительном искусстве. Характерными особенностями, которые мозаика Киевской Руси позаимствовала у византийской мозаики являются:

1. Система декорации византийских храмов мозаиками.

2. Культ императора, выраженный в образе Пантократора, размещенного в куполе храма.

3. Соотношение подбора смальт и освещения (там, где освещение сильнее доминирует светлая гамма смальт, а там, где освещение менее интенсивно - тёмная гамма).

4. Хитрости и приёмы, используемые византийскими мозаичистами для улучшения восприятия зрителем свечения мозаики и её размеров (например, неравномерные пропорции Оранты в апсиде Софии Киевской).

5. Тяжеловесность, угловатость, неперегруженность второстепенными деталями, плоскостность, фронтальное расположение фигур.

6. Элементы византийского символизма (например, фигура Пантократора указывает на божественную и человеческую природу Христа).

В отличие от византийской мозаики, русской не свойственны наличие вотивных изображений и объединение церковной и светской идеологий. Киевские мозаики более плотные и насыщенные по цвету, чем константинопольские, так как являются более поздними проявлениями монументального искусства периода Македонского Возрождения.

1. Лазарев В.Н. История византийской живописи. - М., 1986;

2. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. - М.: Искусство, 1973;

3. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. - Л., 1986;

4. Логвин Г.Н. София Киевская. - Киев, 1971; История русского искусства. Т. 1 / Под общ. Ред. И.Э. Грабаря. - М.: АН СССР, 1953;

5. Искусство Киевской Руси: Архитектура. Мозаики. Фрески. Иконопись. Миниатюра. Декоративно-прикладное искусство / Автор-составитель Ю.С. Асеев. - Киев, 1989; Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских // Труды 8 Археологического съезда в Москве. Т.1. - СПб., 1892. (Репринтное переиздание. - М., 2002);

6. Шейко В.М., Тишевская Л.Г. История украинской художественной культуры / Учебник. - Х., ХДАК, 1999.

Мозаики Софии Киевской – византийский шедевр в сердце Руси

Когда мы входим в Софийский собор, первое, что открывается нашим глазам, – величественный образ Богородицы высотой 5,45 метра в алтарной апсиде. Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери. Это дополнительно подчеркивается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами.

Фрагметны смальты мозаик Софии Киевской

Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов.

Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной». Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась. Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица…

По периметру дуги апсиды проходит греческая надпись, которая еще раз подчеркивает предстательство Богоматери: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται·βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ – Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).

Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.

Образ Христа Пантократора – Вседержителя исполнен в той же строгой манере, тем же лаконичным языком, свойственным позднему Македонскому стилю.

Круглый щит диаметром 4,1 м с образом Спасителя в куполе окружают четыре архангела в богатых византийских церемониальных одеяниях. Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного. Каждый из них держит символы верховной власти: державу и длинный жезл – лабарум, который увенчан полотнищем с греческой надписью: «άγιος, άγιος, άγιος – Свят, Свят, Свят». Это напоминает нам Священное Писание, где говорится о серафимах, окружающих небесный Престол: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3), и эти же слова – часть литургической Херувимской песни.

Цезуры между фигурами ангелов, заполненные золотым фоном, образуют в куполе золотой крест (нужно сказать, что тема сочетания креста и круга повторяется во внутреннем убранстве Софии Киевской неоднократно).

В отличие от «нерушимой» апсидной стены, купол Софии Киевской серьезно пострадал. Из четырех архангелов сохранился лишь один – в синем одеянии. Остальные трое написаны в 1884 году масляными красками выдающимся художником М. А. Врубелем, который при помощи мазков постарался сымитировать мозаичную поверхность и довольно точно воспроизвел сам стиль изображений.

Точно так же, как и купол, значительно пострадал барабан, где в простенках двенадцати окон были расположены образы двенадцати апостолов.  Сохранился (и то частично – по пояс сверху) лишь один образ – апостола Павла.

Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов. Удивительно, но, как и в случае с апостолами и архангелами, до наших дней уцелел лишь один из этих образов – апостол Марк. Здесь можно отметить, что фотографии, сделанные из самого купола передают многие изображения в «искаженном» виде, ведь эти образы изначально расчитаны на зрителя, который расположен внизу, для чего византийские мастера использовали особые перспективные искажения.

Частично (ноги и руки) сохранилась фигура Иоанна Богослова.

Совсем небольшой фрагмент (письменный стол) остался от изображения  апостола Матфея…

Если провести мысленную линию от молящейся Богородицы к Пантократору в куполе, можно увидеть, что Христос на этой оси изображен трижды: Вседержитель в самом куполе, Христос-священник на уровне евангелистов и ниже – в арке, непосредственно над Орантой в сцене Деисиса.

Христос-священник представляет нам довольно редкий иконографический тип, примеров которого сохранилось очень мало. Здесь Спаситель изображен в Своем традиционном, а не в священническом одеянии. А на Его священство указывает лишь прическа, принятая у клириков того периода – выстриженная макушка, т. н. гуменцо (в русской церкви этот тип прически сохранился до середины XVII века, а в Римо-Католической церкви имел место буквально до недавнего времени («тонзура») вплоть до отмены папой Павлом VI в 1973 году).

Деисис (по-гречески – моление). Еще раз напоминает нам о заступничестве Богородицы и святых перед Спасителем за христиан.

В центре композиции изображен Христос в традиционном образе. А по сторонам от него «честнейшая херувимов» и «славнейшая серафимов» Богородица и «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча – главные молитвенники за род христианский.

В Алтаре ниже Богородицы Оранты в двухуровневых регистрах расположены образы Причастия апостолов и ниже – святительский чин.

В сцене Причастия в центре изображен Престол с литургическими принадлежностями на нем и сенью над ним. Вокруг Престола стоят ангелы в виде диаконов в стихарях с рипидами.

По сторонам Престола мы видим изображенного дважды Спасителя, который из Своих рук причащает апостолов (по шесть с каждой стороны), с одной стороны – Тела, с другой – Крови.

Расположение этой композиции именно в центре Алтаря не свойственно собственно византийской традиции. Есть мнение, что таким образом на Руси, принявшей христианство от Византии, подчеркивалась именно восточная традиция причастия двух видов, в отличие от имевшей место к тому времени на Западе, еще до отпадения Рима, традиции причащать мирян только Тела.

Ниже апостольской Евхаристии расположен «святительский чин» –  изображение группы святителей – святых архиереев, среди которых мы видим чудотворцев, мучеников и учителей Церкви. Но среди святых епископов есть и два святых диакона: Стефан и Лаврентий.

Нижняя часть этих изображений тоже значительно пострадала и позднее была дописана красками.

Святительский чин. Иоанн Златоуст

Григорий Чудотворец

Климент, папа Римский

Архидиакон Лаврентий

Общий вид главного купола святой Софии с подпружными арками

Четыре подпружных арки, поддерживающие купол, украшены медальонами с образами сорока мучеников Севастийских (на сей день сохранилось 15 таких медальонов: 10 на южной арке и 5 – на северной). Мученические образы, расположенные в арках, несущих на себе свод, вероятно, должны были напоминать, что Церковь зиждется на крови мучеников.

Каждый из мучеников в одной руке держит крест, как символ своих страданий, а в другой – венец, как символ небесной награды.

Совмещенное изображение сцены Благовещения на предалтарных столпах

На столпах, расположенных вокруг алтарной апсиды, помещен образ Благовещения Пресвятой Богородицы – начало новозаветной истории. На одном столпе – архангел Гавриил, образ которого сопровождается написанным по-гречески приветствием: «Радуйся, Благодатная…», на другом – сама Богородица. Рядом – греческая надпись: «Се раба Господня…»

От других мозаик, напоминающих о Ветхом Завете, сохранился лишь образ первосвященника Аарона, расположенный на внутренней предалтарной арке.

Мозаичные орнаменты Софии Киевской. Оформление спинки трона Киевских Митрополитов

Также сохранилось множество орнаментов, которые, где нужно, оттеняют или подчеркивают основные изображения.

Мозаики Софии Киевской воплотили в себе итоги развития Македонского стиля византийского искусства. Их строгая сдержанная, направленная внутрь, красота возводила мысли древнерусских христиан к Божественным истинам, образом которых и призваны быть христианские иконы. Эта красота и ныне, спустя почти девять столетий, продолжает являть эти истины нашим современникам.

Дмитрий Марченко

Литература:Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М.: Искусство, 1973.Національний заповідник «Софія Київська». К.: Балтія-Друк, 2011.Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К.: Путь к истине, 1991.Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2010.История иконописи VI–XX века. М.: Арт-БМБ, 2002.

Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007.

Смотрите также: Граффити Софии Киевской. Память о Древней Руси

Христос Пантократор. Мозаика купола церкви Успения Богоматери в Дафни . Около 1100. Мозаика.

На протяжении истории Византии константинопольские художники и иконописцы неоднократно возрождали традиции античности. Всякий раз за этим следовал небывалый расцвет искусства, называемый историками очередным ренессансом. Однако в отличие от итальянского Возрождения, основа византийского искусства всегда оставалась средневековой.

IX столетие стало поворотным этапом в истории византийской культуры, сыгравшим фундаментальную роль в ее дальнейшем развитии. Перелом наметился вместе с победой иконопочитания. Под вековым периодом раскола подвел итог вселенский собор 843 г. Окончание конфликта высвободило огромные запасы духовной энергии, устремившейся в русло художественного творчества. Эпоху характеризует пафос возрождения. Это и возрождение иконы вообще, и возрождение старинных, разрушенных иконоборцами образов. Возрождение переживает и эллинистическое наследие, поколебленное веком варваризации. Копируются античные манускрипты, создается свод античных авторов с иллюстрациями к ним — «Мириобиблион». Эллинизм воспринят как живой фундамент славы Византии. В области искусства происходит возвращение к старинным греческим традициям.

Период с конца IX по середину XI вв. принято называть «македонским» по имени правившей в это время династии. Основатель династии — македонский крестьянин Василий — скорее всего, не был большим знатоком искусства. За умение укрощать лошадей и большую физическую силу он попал в милость к императору Михаилу III, который сделал его своим соправителем. Вскоре Михаил был найден зарезанным в собственной спальне. Василий же укрепился на троне и основал Македонскую династию, которая почти два века правила страной. Среди потомков Василия были весьма образованные люди, благожелательно относившиеся к античной культуре (Константин VII Багрянородный, страстный любитель книг, Лев VI, богослов и поэт). Знатоками и ценителями античности были также некоторые патриархи того времени (Фотий).

Образ, открывающий эпоху искусства после победы иконопочитания — «Богоматерь с Младенцем» и двумя ангелами (5) ангелами в храме Св. Софии Константинопольской. Исполненная живости, обаяния и утонченной красоты, мозаика несет в себе несомненные черты античного искусства. Об этом произведении патриарх Фотий писал: «Так живо написаны красками уста Ее; они сжаты и умолкли, как от неизрекаемой тайны, однако нет в них и неподвижного молчания. Видимо, искусство живописца вдохновлено было свыше: так верно подражает оно природе». Надпись над мозаикой гласила: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили».

С конца иконоборчества в византийском искусстве существовала сильная классицизирующая тенденция, и многое из того, что было создано в послеиконоборческое время, предстает как «возрождение» в буквальном смысле слова — это почти прямое копирование ранее существовавших образцов. Примером может служить «Слов Григория Назианзина» — блистательная и оригинальная рукопись, созданная в 880—83 гг. для родоначальника новой династии Василия Македонянина. Миниатюры рукописи буквально растворены в античной красоте. Даже такие мрачные сюжеты как «Видение Иезекиля» (6) (явление мертвых, встающих из гробов) трактованы в духе нежнейшей романтической пасторали.

Пантократор - это... Что такое Пантократор?

Спас Вседержи́тель или Пантокра́тор (от греч. παντοκρατωρ — всевластный, всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте.

Происхождение и значение названия

Эпитет «Вседержитель», написанный рядом с именем Иисуса Христа, выражает, помимо прочего, догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится в полной мере и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя. Является составляющей греческих слов παν — все, и κρατος — сила. Эпитет чаще всего понимается под смыслом всемогущества, то есть, возможности сотворить абсолютно всё, что является одной из прерогатив Бога. Иными словами, менее литературным переводом слова παντοκρατωρ будет словосочетание «Властитель всего», «Правитель мира».

Исторически термин появился в раннехристианском обществе, когда все чаще в греческом языке стала проявляться необходимость перевести одно из еврейских имен Бога — Эль Шаддай (ивр.: אל שדי), так как раннехристианская традиция описывала этим термином Иисуса Христа. В Византии появляется, приблизительно, с IV—VI вв., по утверждению некоторых исследователей, под влиянием позднеантичного императорского портрета.

Византийская мозаика в конхе собора в Чефалу, Сицилия.

Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

Одна из устойчивых и наиболее древних схем изображения Христа Вседержителя — Спас на престоле. Христос изображается фронтально, восседающим на престоле с обязательной подушкой. Одежды обычно традиционные, в ногах подножие.

Изображения Спаса на престоле встречаются ещё в римских катакомбах, но окончательно иконография складывается в послеиконоборческий период (к X в.).

Престол понимается как атрибут царского достоинства, Бог являлся ветхозаветным пророкам восседающим на престоле; сидя на престоле будет совершать Господь Страшный Суд (Мф. 25: 31-34, 41).

Один из изводов Спаса на престоле — т. н. «Мануилов Спас» — преданием приписывается кисти византийского императора Мануила и отличается особым жестом правой руки, указывающей в раскрытое Евангелие.

Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя — Спас в силах, центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на престоле в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных».

Литература

  • Н. П. Кондаков. Иконографія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа. Лицевой иконописный подлинникъ. Томъ. I. СПб., Комитет попечительства о русской иконописи. 1905. Репринт. М. «Паломникъ». 2001.
  • Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., Изд-во «Паломникъ», 2001.- 224 с.: ил. ISBN 5-87468-110-8
  • Ю. Г. Бобров Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996. — 256 с, ил. (Малая история культуры) ISBN 5-86457-024-9
Христос Пантократор (Вседержитель) в мировой иконописи

Энкаустическая икона Иисуса Христа из монастыря св. Екатерины, Синай. VI в.

Христос на мозаичном изображении, Равенна, Италия. III—IV вв.

Мозаичная икона Спасителя. 1100—1150 гг., Берлинский музей Боде

Спас в силах. 1408. Андрей Рублёв. Иконостас Успенского собора во Владимире

Мозаика поздне-римского периода, церковь Санта Пуденциана, Рим

Роспись купола Корамского собора, предместья Анатолии, Турция

Спас Вседержитель. Фрагмент росписи Брушальского кодекса, Германия

Wikimedia Foundation. 2010.

Христос пантократор мозаика - Кафель и плитка

В образе «Пантократора» заложена идея Богочеловеческого господства Христа над миром. Именование Иисуса «Вседержителем» указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр 1:8). С другой стороны, такое именование связано и с человеческой природой Христа. Иисус становится Вседержителем, совершив второе творение, искупив крестной жертвой людские грехи и обновив человеческую природу. Бог Отец, по словам апостола Павла, «вводит Первородного во вселенную» (Евр 1:6).

Среди софийских мозаик «Спас Вседержитель» выделяется укрупненностью форм и цветовой контрастностью, дабы пришедшему во храм был ясно виден Царь Небесный.

Мозаика в Софии Киевской выполнялась мастером, склонным к крупным, монументальным композициям. Он создал образ Христа с массивной головой, с укороченной шеей и прямоугольными плечами. Фигура Спасителя производит впечатление грузности и тяжести. В левой руке Он неуклюже держит Евангелие.

На «Пантократоре», как и на византийском басилевсе, хитон пурпуровых тонов с золотой отделкой и красным клавом (нашивной вертикальной полосой). Поверх хитона надет голубой плащ, складки которого выложены смальтой темно-синего цвета и отделаны золотым ассистом (лучами, исполненными золотом). Борода почти полностью утрачена -- она была дописана масляной краской при реставрации. Особенно красочно оформлен медальон, состоящий из девяти разноцветных кругов.

Справа - Пантократор собора святой Софии в Константинополе. Слева - Пантократор собора святой Софии в Киеве

Киевский «Вседержитель» не отличается изяществом и тонкостью исполнения, как, например, подобные изображения в Софии Константинопольской или в других византийских храмах XI столетия.

Мастер-монументалист, работавший над софийским «Пантократором», по всей очевидности, не принадлежал к элитарному кругу столичных византийских мозаичистов. В киевском соборе им также созданы мозаика «Богоматерь Оранта» в конхе центральной апсиды и, по-видимому, «Архангел» в подкупольном пространстве храма.

Мозаика архангела в главном куполе

Единственный «Архангел» из мозаик Софийского собора дошел до нашего времени не полностью: имеются утраты в крыльях, а низ одежды и ноги были дописаны Михаилом Врубелем. Некогда эту величественную мозаику выполнил один из лучших среди византийских мастеров, работавших в соборе.

Архангелы -- начальники ангелов, они составляют высшую степень ангельского чина. Они благовествуют о Великом и Преславном (1 Фес 4:16), открывают тайны воли Божией, укрепляют в людях веру и просвещают их светом Святого Евангелия. Архангел в куполе Софии Киевской, расположенный на высоте 23,70 м, меньше Оранты, расположенной на высоте 10,47 м, на целых 1,60 м, что не соответствует принципу зависимости размеров фигур от церковной иерархии, но тем не мешает зрителю наслаждаться обозрением этой мозаики. Пропорции архангела приземисты, и он выглядит тяжеловесным и грузным. На нем пышные одежды византийского императора. Он облачен в далматик синего тона -- узкую длинную одежду из плотной ткани с широкими рукавами, надетую на пурпурную столу -- длинную рубашку, наподобие туники, с узкими рукавами и обшлагами. Плечи и грудь начальника ангелов охватывает усыпанный жемчугами и драгоценными камнями лор, широкая и длинная полоса. На ногах красные сапожки. Далматик, стола, лор, обувь красных цветов -- это атрибуты одеяния басилевсов и иконного образа архангелов.

Волнистые волосы архангела перетянуты тороками (или по-другому -- слухами), означающими высшее знание. Через тороки ангелы получают повеления от Бога. В правой руке Архангел держит зерцало -- сферу, на которой начертан установленный на Голгофе крест. Зерцало -- символ предвидения, которое Бог передал своему ангельскому слуге. В зерцале архангел также читает повеления Господа.

В левой руке архангел держит лабарум (хоругвь) -- длинное древко с перекладиной, на которой закреплена ткань. На ней греческое слово «АГИОС», повторенное три раза: «Свят, Свят, Свят». Слова взяты из Откровения Иоанна Богослова: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр 4:8).

«Архангел» принадлежит к наиболее совершенным мозаикам Софийского собора. В ней наиболее удачно претворились богатство и утонченность мозаичной цветовой гаммы собора. По своим огромным пропорциям и манере кладки смальты фигура архангела близка «Пантократору» в главном куполе и «Богоматери Оранте» в конхе центральной апсиды.


Смотрите также