Авторизация

Икона апостола петра


Икона апостола Петра: особенности иконографии, о чём молятся святому

Апостол Петр относится к числу самых первых учеников Христа, выделяясь даже среди первых двенадцати последователей Спасителя своей горячей верой и рвением в служении Ему. И после того, как ученики Христа ступили на свой апостольский путь, роль Петра в распространении христианства оставалась одной из важнейших. Неудивительно поэтому, что в православной иконографии образ святого апостола Петра занимает такое значительное место.

Апостол Петр, монастырь св. Екатерины, СинайXIII в.

Деталь иконы «Деисус».

Краткое жизнеописание

Апостола Петра до его призвания звали Симоном, он жил простой жизнью рыбака, был человеком семейным. Христос дал рыбаку Симону имя Петр, что означает «камень» и предрек, что этот камень станет основой всей христианской церкви. Петр был в числе тех учеников, которых Спаситель удостоил видеть Свое Преображение, и тех, кто должен был молиться вместе с Ним в Гефсиманском саду.

Петр первым бросился на защиту своего Учителя, когда его пришли схватить посланные от Синедриона. И Петр же трижды отрекся от Христа в ночь Его ареста. Произошло это именно так, как и предрекал Христос, сказавший, что петух не пропоет, как Петр трижды от Него отречется. Свое отступничество Петр искупил горьким и искренним раскаянием.

Предание гласит, что на протяжении всей жизни, стоило ему услышать крик петуха на заре, он принимался проливать слезы. Спаситель простил Своего ученика, и Петр вошел в число тех людей, которым Христос явился первым после Своего Воскрешения.

Апостол ПетрШкола или худ. центр: НовгородКонец XIV в.Смирнова 1976: Конец XIV — XV в.Новгородская икона 1983: XV в., ОбонежьеЛазарев 2000/1: Конец XIV в.41 × 30 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Инв. 2898

После того, как Господь вознесся на небеса, Петр начал проповедь. Несмотря на то, что он был человеком неученым, слова его были так убедительны, а личность так сильна, что простая речь неискушенного в риторике рыбака имела огромное воздействие на людей. Обходя страны Палестины, Малой Азии, побывав в Греции, в Египте, Петр обратил в христианство тысячи новых адептов.

По его молитве исцелялись люди, происходили другие чудеса. Однажды случилось так, что его, заточенного в темницу, освободил от оков и вывел мимо спящей стражи ангел, посланный Спасителем. Петр – автор двух апостольских Посланий, обращенных к христианам Малой Азии. Они написаны с целью утвердить братьев в вере и предостеречь их от «лжеучителей» — представителей многочисленных гностических сект и учений, которых было много в то время.

Свою кончину Петр встретил в столице Империи. Он проповедовал здесь слово Христово, но когда начались преследования христиан, Петр, по совету своих учеников, решил спастись бегством. Покидая город, он увидел, что по дороге навстречу ему идет его Учитель.

Иконография

Первые изображения апостола Петра появились еще в римских катакомбах, где собирались на свои Богослужения ранние христиане и мог бывать и сам Петр. Характерные особенности, которые отличают изображения Петра на иконах и картинах более позднего времени, просматриваются уже там: небольшая седая борода, короткие, тоже седые волосы.

Одна из самых ранних канонических икон апостола Петра находится в Синайском монастыре святой Екатерины, и относится к IV веку. Эта икона выполнена в технике энкаустики, т.е., написана горячими восковыми красками.

На иконе можно видеть седого мужчину с короткой бородкой, с очень внимательным, вдумчивым взглядом и общим выражением лица. Апостол держит свитки, как знак своего служения по распространению веры Христовой и крест, как символ того, что был верен слову Господа до конца своей жизни и до конца пронес исповедание своей веры. Очень похожее изображение апостола Петра можно видеть в базилике Сан-Витале в Равенне.

Апостол ПетрVI в.Frühe Ikonen 1972: VII в.Очерки истории искусства 1987: VI в.Βοκοτοπουλος 1995: Вторая половина VI — начало VII вв.Bayet 2009: VI в.К истокам 2009: VI в.Энкаустическая икона

92.8 × 53.1 см

В раннехристианские времена появились и неизменные атрибуты в виде свитка и ключей, как знак того, что Петр – привратник Рая. Таким Петр предстает уже на самых первых древнерусских иконах. К их числу можно отнести новогородскую XI века икону Петра и Павла, предположительно привезенную князем Владимиром из Корсуни.

Апостолы Петр и ПавелШкола или худ. центр: НовгородСередина XI в.Живопись домонгольской Руси 1974: Середина XI в.Лазарев 2000/1: Середина XI в.Вилинбахова 2006: Середина XI в.Иконы Великого Новгорода 2008: Ок. 1050–1052 гг.Трифонова 2013: Середина — вторая половина XI в.236 × 147 смНовгородский гос. историко-архитектурный ихудо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия

Инв. 11776

Еще одна икона домонгольского времени, изображающая апостолов Петра и Павла, относится к XII веку. Она принадлежит, видимо, кисти местного, а не греческого мастера. Апостол на ней так же узнаваем, благодаря характерной внешности, несмотря на то, что не имеет в руках никаких атрибутов.

Впоследствии этот иконографический тип получил отражение в иконах Андрея Рублева и других представителей его школы, а так же в более поздних иконах, написанных уже в XVII-XIII столетиях. К числу распространенных сюжетов относятся те, которые носят название «Петр и петух» или «Петр со слезами». На них зепечатлен тот самый миг, когда трижды отрекшись от Христа, Петр слышит пение петуха и заливается слезами раскаяния.

Изображения апостолов Петра и Павла

Чаще всего Петра изображают вместе с апостолом Павлом. Несмотря на то, что это были очень разные по характеру, по происхождению люди – простой рыбак и представитель иудейской элиты, человек простой и неискушенный в науках, и получивший великолепное образование потомственный фарисей, верный последователь Христа и, первоначально, один из самых ярых гонителей христиан и т.п. – апостолов объединяет главное: горячая вера и любовь к Христу и стремление несли слово Божье всем народам.

К числу ранних совместных изображений апостолов можно отнести мозаику из гробницы Галлы Плацидии в Равенне. Впоследствии совместный тип изображений утвердился повсеместно. Апостолов пишут стоящими во весь рост и держащими атрибуты: Петра с ключами, Павла с книгой. Частый сюжет – братское целование двух апостолов, как символ единения во Христе.

Мавзолей галлы Плацидии мозаика.

Апостол Петр относится к числу наиболее узнаваемых и почитаемых персонажей иконописи, поскольку несет в себе яркий пример того, что любой грех, даже такой тяжелый, как отступничество, может быть прощен, если есть искренне раскаяние, о котором будет свидетельствовать вся последующая жизнь. Так, как это было с самим Петром.

Тропарь, глас 4:

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2:

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

Величание

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия, и вся концы ко Христу приведшия.

МОЛИТВЫ СВЯТЫМ ПЕРВОВЕРХОВНЫМ АПОСТОЛАМ ПЕТРУ И ПАВЛУ

Молитва первая

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших,и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

Молитва третья

О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: — ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь.

Молитва четвертая

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.

Автор: Ольга Ельникова

Похожие статьи

Икона апостола Петра

Икона святого Петра — важнейшая часть любого домашнего иконостаса. Молитвы перед ней способны уберечь вас от опасности, а также укрепить и сохранить веру в Господа.

Апостол Петр был сыном рыбака и с самого детства промышлял рыбной ловлей. По достижении старшего возраста Петр повстречал Христа и пошел за Ним. Среди 12 апостолов Петр стал любимым учеником и последователем Иисуса: именно ему Спаситель доверил хранение ключей от райских врат.

Когда Иисуса Христа схватили и приговорили к смертной казни, Петр, испугавшись преследования, трижды отрекся от Него на рассвете. Осознав весь ужас своего поступка, он горько раскаивался и позже был прощен Господом. Всю оставшуюся жизнь Петр посвятил проповедованию Божьего учения, был схвачен и принял мученическую кончину во времена правления Нерона.

После кончины апостол был канонизирован, а его икона до сих пор творит чудеса исцеления и знамений, спасающих жизни людей.

Где находится чудотворная икона

Существует множество копий и списков чудотворного образа, но первоначальная икона, написанная в 6 веке, находится в Египте, в монастыре святой Екатерины. Канонический образ Петра, с которого были списаны фрески Исаакиевского собора, находится в Соборе Святой Живоначальной Троицы Санкт-Петербурга.

Описание образа

На иконе изображен апостол Петр в расцвете своего духовного пути. Святой одет в монашеский хитон, в одной руке держит Священное Писание, а в другой — ключи от врат Рая. Апостол находится в пути.

Этот образ символизирует долгий жизненный путь проповедования и подвигов во имя Господа и веры в Него, а также долгую дорогу от отречения до прощения и принятия Господом своего любимого ученика во вратах Рая.

В чем помогает икона апостола Петра

Хотя Петр оставил дом и семью ради служения Господу, он не забывал о насущном труде и своих корнях. Именно поэтому Петр считается покровителем рыбаков и моряков. Святому молятся о сохранении жизни на воде и помощи в беде.

Кроме того, по преданию, апостол Петр был наделен столь большой силой, что мог исцелять смертельно больных людей, лишь прикоснувшись к ним. По этой причине иконе святого молятся об исцелении телесных и душевных болезней, а также об облегчении хронических болей.

Молитвы перед образом апостола Петра

«Святой Петр, покровитель мореплавателей и путешественников, молим тебя, в тоске и страхе к тебе прибегая: не оставь молитвы наши без ответа, убереги от опасности на море и на суше! Молим тебя, не попусти живота раба Божьего (имя) и сохрани от всякого зла всех спутников его. Истинно апостол, хранитель и разрешитель, спаси и сохрани раба Божьего (имя) от всякого зла. Аминь».

Эту молитву нужно ежедневно читать за любого человека, находящегося в путешествии или работающего на воде.

«Святой апостол Петр, хранитель ключей, отмыкающих врата Рая, великий целитель, молим тебя смиренно и с надеждою: яви дар, данный тебе Господом нашим Иисусом Христом, исцели раны душевные и телесные, спаси и живот мой, душу мою и разум мой от происков дьавольских, убереги жизнь мою от боли и страданий. Истинно прошу тебя, защити и укрой покровом своим от болезней, дабы возблагодарить мне Господа Нашего и смиренно прославлять волю Его до конца дней моих. Аминь».

Эту молитву необходимо читать больному человеку каждый день после пробуждения и перед отходом ко сну.

Как выглядит икона апостола Петра

Помимо первого канонического образа существуют несколько распространенных версий иконы апостола, признанных Церковью. На одной из них святой изображен не в полный рост, а по пояс.

В одной руке святой Петр держит Священный свиток, а другой благословляет каждого молящегося перед образом.

На другом достаточно распространенном образе святой Петр изображается в преклонных летах. Глаза апостола подняты к небесам: в этот момент святой получает благословение Божье на мученическую смерть.

В одной руке Петр держит раскрытую книгу Евангелия, а в другой сжимает ключи от райских врат.

Апостол Петр был любимым учеником Господа и получил прощение греха отречения от воли Господней и учения Его. Именно поэтому перед образом святого особенно сильны молитвы о прощении грехов. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится ...

Православная икона святой Марины была написана в честь христианского подвига юной девушки. Особой силой ознаменован ...

Святыня «Благоуханный цвет» — известный в православии образ Богородицы. Икона Пресвятой Девы имеет особое значение ...

Святой Давид Гареджийский особо почитаем женщинами Грузии и России. Икона святого старца способна сохранить и ...

Икона апостолов Петра и Павла: значение и о чём молятся святым

Священное Предание объединило в себе прославление двух величайших апостолов Господа – Петра и Павла.

Св. Августин Блаженный пишет об этом:

Иконография

Икону святых апостолов Петра и Павла по сути, можно назвать иконографией их праздника. Традиция изображать их совместно происходит от времен его установления.

Апостолы Петр и ПавелШкола или худ. центр: Средняя РусьНачало XVI в.Русская икона 1988: XVI в.ГИМ 2006: Начало XVI в.Дерево, левкас, темпера.142 × 91 смГосударственный исторический музей, Москва, Россия

Инв. 58384 И VIII 5287

Самые первые артефакты, со стилизованными фигурами Христа и первоверховных апостолов, относятся к культовым предметам и датируются вторым, третьим или четвертым веком. Апостолов Петра и Павла изображали на донцах поминальных сосудов, которые, возможно, служили и для Евхаристии.

На донце из музея «Метрополитен» в США, присутствует рисунок лаврового венца, как бы парящего над фигурами апостолов. Венец — символ их мученичества, прославления Господом и триумфа, победы над смертью. Этимология триумфа происходит из эллинского искусства, в котором существовала весьма устойчивая традиция изображать воинов-победителей на всевозможной керамике.

Барельеф на камне, повторяющий интересующую нас иконографию, находится в Национальном археологическом музее города Аквилеи, в Италии, датируется пятым веком. Это один из возможных прототипов иконографического извода «Объятия святых апостолов Петра и Павла».

Объединение апостолов в одном иконописном образе стало естественным развитием сложившейся литургической практики. Последующие за ним фресковые иконные изображения имеют прямою отношение к житийному преданию о смерти апостолов в один день. Существует рассказ, что перед кончиной апостолы виделись.

Церковное предание сохранило точное описание внешности святых апостолов. Самые ранние образы их, многократно воспроизведенные на фресках, рельефах и поминальной утвари раннего христианства, постепенно перекочевали и в иконописные изображения. Вместе с появлением иконостаса – алтарной преграды, получила свое развитие и иконография святых.

Первая, дошедшая до нас икона святого апостола Петра, писанная на доске, в технике энкаустики (живопись восковыми красками), имеет те же самые характерные черты, что его более ранние фресковые изображения. Древний образ относится к шестому веку, хранится в монастыре св. Екатерины на острове Синай.

Апостол Петр VI в. Frühe Ikonen 1972: VII в. Очерки истории искусства 1987: VI в. Βοκοτοπουλος 1995: Вторая половина VI — начало VII вв. Bayet 2009: VI в. К истокам 2009: VI в. Энкаустическая икона 92.8 × 53.1 см Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет

Апостол изображен зрелым мужем, с густыми седыми волосами, у него большие добрые глаза и очень характерная линия лба. Синайская икона изображает апостола Петра, с ключами в руках, как бы иллюстрирует слова Господа:

В руках св. Петра, посох – атрибут пастырского достоинства, а его крестообразная форма трактуется как символ мученичества. Синайская икона своего рода прототип последующих канонических изображений святого апостола Петра.

Образ апостола Павла так же имеет индивидуальные черты. Искусство римского портрета послужило к возникновению иконописного лика святого. Самая известная его русская икона пятнадцатого века — часть деисуса из иконостаса знаменитого Звенигородского чина св. Андрея Рублева, отчасти воспроизводит уже сложившуюся к этому периоду византийскую иконографию апостола.

Апостол ПавелИз деисусного чинаРублев АндрейШкола или худ. центр: Москва1410-е годыВыставка 1960: До 1407 г. (?)Антонова, Мнева 1963: 1420-е годыЛазарев 1966/1: Ок. 1410–1415 гг.Алпатов 1972: Начало XV в.Onasch 1977: Ок. 1407 г.Лазарев 2000/1: 1410-е годыПопов 2007/1: Ок. 1400 г.Сарабьянов, Смирнова 2007: Начало XV в.160 × 110 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Инв. 12865

Интересно, что личное письмо «рублевского» Павла, художественно, очень близко к изображению шестого века, находящемуся в базилике Сан-Витале, в итальянской Равенне.

Иконным атрибутом святого апостола Павла считается меч, орудие его казни и знак мученичества. Постепенно с развитием образа, складывается традиция изображать апостола Павла в синем хитоне и красном плаще, который так же может быть вишневого или приглушенного киноварного оттенка. Ризы Петра, традиционно, золотистые или охристые, его хитон синего цвета.

Естественно, что в парный образ со временем перешла и вся символика отдельных изображений. Русская новгородская икона девятого века является прекрасным образцом византийского синкретизма. Парная «деисусная» икона апостолов традиционно являлась частью иконостаса, — «деисис» (или моление), очень распространенный иконография, послужившая возникновению и отдельных изводов.

Апостолы Петр и ПавелКонец XIV — начало XV вв.Иконы Успенского собора 2007: Конец XIV — первая четверть XV вв.196 × 138 смУспенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

Инв. 1078 соб.; Ж-270

Богословское содержание образа, известного, как «Объятие апостолов», исполнено глубокого евангельского смысла. Икона символизирует превосходство божественной любви над секулярной падшей природой человека, в Боге, во Христе, ничто не может разделить людей. Нет происхождения — «ни эллина, ни иудея», нивелируется социальный статус, не имеет значения нация или образование. Это евангельский образ о приоритете любви.

О чём молятся перед образом

Молитва святым славным всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу прославляет верность Петра, его духовную борьбу, твердость в вере, и данный им образец покаянной исповеди; воспевает высокий разум св. Павла, его учительскую и проповедническую мудрость и духовную перемену, произошедшую с ним по благодати Господа.

Апостолы Петр и ПавелШкола или худ. центр: Новгород (северная провинция)Середина — вторая половина XV в.Живопись древней Карелии 1966: XV в.Новгородская икона 1983: Вторая половина XV в.Гиппенрейтер 1994: Вторая половина XV в.Турцова 2013: Вторая половина XV в.Дерево, темпера.52.5 × 32.5 × 2.2 смМузей изобразительных искусствРеспублики Карелия, Петрозаводск, Россия

Инв. И-313

Святых апостолов Петра и Павла принято просить об укреплении веры и любви, о ниспослании «образа покаяния», о духовном наставлении, просвещении сердца и заступничестве.

Автор: Ксения Филина

Тропарь, глас 4:

Апо́столов первопресто́льницы,/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2:

Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й:/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не, све́дый серде́чная.

Величание

Велича́ем вас, / апо́столи Христо́вы Пе́тре и Па́вле, / весь мир уче́ньми свои́ми просвети́вшия // и вся концы́ ко Христу́ приве́дшия.

Молитва апостолам Петру и Павлу

«О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь».

Молитва вторая

«О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков».

Молитва третья

«Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: — ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь.

^sss^Святые апостолы Пётр и Павел^sss^

Похожие статьи

Иконография святых апостолов Петра и Павла: мозаики, фрески, иконы, скульптура

Святые апостолы Петр и Павел, вероятно, одни из самых узнаваемых в христианской иконографии. Их черты легко запоминаются: короткая, кудрявая, с проседью борода Петра или высокий, с залысинами лоб Павла. Даже едва знакомый с Преданием человек всегда догадается, что «с ключами» — это Петр, потому что именно он у врат рая встречает умерших.

Иконография этих святых достаточно разнообразна. Их изображения появляются в христианском искусстве очень рано, видимо, вместе с возникновением самого этого искусства. Апостолов изображали в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб. Там же встречаются сюжеты, посвященные их житиям, например, «Взятие Петра под стражу» или «Изведение источника воды в Мамертинской темнице».

Сцены из жития ап.Петра. Саркофаг «Двух Заветов» или «догматический». 325-350 г. Музеи Ватикана

Встречаются символические образы, посвященные важной теме получения апостолами духовной власти. Например, в центральной части саркофага Юния Басса изображен восседающий на небесном престоле Христос, вручающий апостолам Закон и ключи. Эти ключи, образно трактующиеся как ключи врат Небесного Царства, символизируют полученное апостолами от Господа право судить о жизни человека: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Христос вручает ключи и Закон апостолам. Саркофаг Юния Басса. Ок. 359 г. Музеи Ватикана. Фрагмент

Известны и отдельные изображения апостолов, встречающиеся в разных видах изобразительного искусства: в памятниках монументальной росписи, в произведениях станковой живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Очевидно, первоначальное предание достаточно точно описывало внешность апостолов Петра и Павла. Во всяком случае, уже самые ранние из сохранившихся образов передают те характерные черты, которые потом воспроизводились художниками на протяжении веков вплоть до наших дней. Ярко выраженные портретные детали могут объясняться тем, что самые первые изображения создавались со слов тех, кто воочию видел апостолов, однако, произведения столь раннего периода неизвестны нам.

Фрески в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV – 1-ая пол.V в. Рим. Совмещенные фрагменты

На энкаустической иконе апостола Петра (одной из первых, написанных на доске) присутствуют те же черты, что и на фреске римских катакомб, в мозаиках базилик, в произведениях скульптуры, на донышках поминальных сосудов. Большие глаза, характерные обрамляющие лоб волнистые волосы, форма седеющей бороды и усов — черты, ясно свидетельствующие, что перед нами именно апостол Петр. Даже если бы художник не изобразил связку ключей в руке апостола, трудно было бы ошибиться. Интересной деталью этого образа является крест, по размерам и форме напоминающий скорее посох, — это и знак мученичества, которое претерпел апостол, и атрибут пастыря Церкви — стада Христова.

Энкаустическая икона. VI в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Определенную роль в создании иконографии апостолов сыграло искусство римского скульптурного портрета, в котором техника портретирования достигла совершенства. Можно сравнить синайскую икону с некоторыми другими образами, чтобы убедиться в существовании четкой типологии в изображении апостола Петра. Удивительно, что художники разных поколений, жившие в различных концах христианской ойкумены, работавшие в разных техниках, никогда не видевшие творений друг друга, не имевшие ни печатных репродукций, ни миллионов «картинок» в интернете, так точно «совпадали» в написании этого лика.

Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия

Рельеф на камне. IV-V в. Национальный археологический музей Аквилеи, Италия

Эта же единая типология присутствует и в ранних образах апостола Павла.

Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия

Ап. Павел. Бронзовая статуэтка. Рим. IV в. Национальный археологический музей Кальяри, Италия

Особую группу составляют изображения Петра и Павла вместе. В ранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, в профиль. Возникновение этого иконографического варианта объясняется значением для Церкви проповеди первоверховных апостолов Петра и Павла, их миссионерских трудов. Кроме этого, изображение связано и с обстоятельствами последних дней и кончины апостолов, казненных в один день. На одном из удивительных памятников раннехристианского искусства — донышке стеклянного сосуда с изображением, выполненным золотом, — представлена тема небесного прославления апостолов. Между апостолами изображен увенчивающий их Христос.

Христос увенчивает апостолов Петра и Павла. Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

На другом донце образ Христа отсутствует, но над профильными полуфигурами апостолов размещен один большой венец. Сцена, в которой Господь прославляет того или иного святого, даруя ему венец, довольно распространена в христианском искусстве. Образ венца мученичества и святости соотносился с темой победы над грехом, и смертью, темой триумфа, поэтому иконография такого сюжета была заимствована из античного искусства, где существовала схема изображения победителей состязаний и военных триумфаторов.

Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Музеи Ватикана

Изображение апостолов Петра и Павла в единой композиции встречается и в декоративном убранстве храмов, особенно в тех зонах, где архитектура подсказывает симметричное решение.

Мозаика мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 425 г. Италия

Поскольку апостолы были казнены в один день, память их, соответственно, стала отмечаться Церковью в один день — 12 июля (29 июня по Юлианскому календарю). Литургическая практика неизбежно повлияла на распространение «общего» образа двух апостолов: логично в качестве праздничной создавать единую икону, а не две отдельные.

Икона из деревни Пяльма Пудожского района. Середина – 2-ая пол.XV в. Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск

В средневизантийский период за апостолами «закрепляются» определенные цвета одеяний. У Петра — синий (голубой) хитон и желтый (охристый) плащ. У Павла — синий хитон и вишневый плащ. В западноевропейском искусстве Павла традиционно изображают с мечом, поскольку как римского гражданина его не подвергли длительной казни — распятию, а казнили через усечение головы. Меч в руке апостола — знак его мучения и победы над смертью, как и крест, обычно изображаемый в руках мучеников.

Иван (Джованни) Витали. Ап. Павел. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент

Развитие алтарной преграды и последовавшее за ним возникновение высокого иконостаса стало причиной создания множества икон апостолов Петра и Павла, входящих в состав деисусного чина. Одним из самых известных образов такого рода является дошедшая до нас икона из так называемого Звенигородского чина, созданная преподобным Андреем Рублевым.

Андрей Рублев. Ап.Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина. Начало XV в. ГТГ, Москва

Казнь ап. Павла. Фрагмент рельефа саркофага Юния Басса. Ок. 359 г. Музеи Ватикана

Донце поминального сосуда. Византия, Константинополь. Поздний IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Петр, Павел и Перегрина (Церковь Торжествующая). Донце поминального сосуда. III в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Христос вручает Закон ап. Петру и Павлу Мозаика мавзолея Санта Констанца. Конец IV в. Рим

Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV — 1-ая пол. V в. Рим

Мозаика апсиды базилики св. Космы и Дамиана. Первая треть VI в. Рим Фрагмент

Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим

Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим

Отречение Петра. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Ок. 830 г. ГИМ, Москва

Икона из Новгородского Софийского собора. Середина XI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Сохранившийся фрагмент фрески монастыря Ватопед. Конец XII в. Афон, Греция

Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция

Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция

Наперсная икона. Византия. XIV в. Монастырь Ватопед, Афон, Греция

Андрей Рублев, Даниил Черный. Деталь фрески «Шествие праведных в рай». Успенский собор во Владимире. 1408 г.

Явление св. ап. Петра и Павла преп. Петру, царевичу Ордынскому. Кон.XVIII – нач.XIX в. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилизация под византийскую эмаль. XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Бернардо Чуффаньи. Скульптура фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1415г. Италия

Эль-Греко (Доменико Теотокопули). Апостолы Петр и Павел. 1587 – 1592 г. Государственный Эрмитаж, Спб.

Иван (Джованни) Витали. Ап. Петр. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент

Ап. Павел. Статуя в атриуме базилики св. Павла за городскими стенами (Сан Пауло фуори ле Мура). Рим

Икона «Петр и Павел»: в чем помогает, значение

Святые апостолы Петр и Павел чаще всего изображаются вместе друг с другом, держащими церковь или реже, обнимающимися. Православная икона Петра и Павла пользуется глубоким почтением, ведь изображает первоверховных апостолов, которые имеют особую роль в христианской вере.

Каноническое изображение

Святой апостол Петр на иконе изображен как мудрый старик с короткой бородой, иногда с кудрявыми волосами. Его верхняя одежда всегда золотистая по цвету, нижняя одежда темно-синяя или сине-зеленая. Правой рукой он благословляет или держит ключи Царства Небесного. В левой руке он держит свиток с текстом или евангельскими словами: «Ты Христос, сын Бога живого» (Мф.16: 16).

Святой апостол Павел на иконе изображен с высоким лбом, немного лысым, с темными волосами, с широкой бородой. Обычно он держит свиток, иногда в виде одной книги или как 14 рулонов, связанных друг с другом. Его верхняя одежда имеет коричневый или темно-фиолетовый цвет, а хитон светлый, синий или сине-зеленый.

В чем помогает икона Петра и Павла

Перед апостолами Петром и Павлом на иконе молятся по большей части о делах, связанных с верой, ведь они были активными распространителями и проповедниками христианства. Даже теперь они могут помогать укрепляться в вере и становиться более праведными простым людям. Молитва может выполняться и к каждому святому по отдельности и к двоим сразу, если вы обращаетесь к кому-то одному в этом ничего ужасного, даже есть возможность более грамотно дифференцировать молитвы в зависимости от цели.

Если акцент делается на изображении иконе Петра и молитве этому апостолу, то к нему часто обращаются с просьбами утвердиться в вере, а также к нему обращаются рыбаки, которым святой содействует. В свою очередь святой Павел на иконе служит образом, к которому обращаются для того, чтобы получить благословение и помощь в учебе. Ведь Павел был глубоко образованной личностью и негласно считается помощником в различных делах связанных с учебой и образованием.

Как таковая икона Петра и Павла считается чудодейственной и может даровать исцеление. Искренняя вера способна делать чудеса, именно поэтому не следует чрезмерно строго ограничивать себя. Просить у иконы допустимо практически о чем угодно в рамках православной веры.

История святых

История каждого из этих святых является уникальным рассказом о вере и преданности Христу. Они имели совершенно разный путь к вере, но при этом в итоге стали одними из самых почитаемых святых. Как правило, икона апостолов Петра и Павла есть практически в каждом храме.

Петр на протяжении многих лет был рыбаком и встретил Христа, когда занимался, так сказать, собственной профессиональной деятельностью. Он стал последователем Спасителя и в итоге вошел в число двенадцати апостолов, а после Воскресения проповедовал по разным странам.

Павел в свою очередь на протяжении многих лет был противником Христа и хулил его веру. Тем не менее, после того как Спаситель явился ему чудесным образом, Павел уверовал и стал апостолом. Хотя он не входит в число ни 12, ни 70 апостолов, он считается первоверховным апостолом – таково его особое звание.

В итоге каждого из них казнили в Риме в один день в 67 году. Именно потому часто апостолы Петр и Павел изображаются на иконе в объятиях друг друга. Они приживаются щеками подобно тому как прижимается Христос к собственной Матери на иконе Умиление, где таким образом символизируется стремление души к духовному миру, а не просто взаимосвязь взрослого и ребенка.

Апостолы в свою очередь символизируют собой единство людей в церкви и объединяющую веру

Также они символизируют собой противоположные характеры, ведь Петр был по сути простаком, который искренне уверовал, а Павел был образованным человеком, и он уверовал со всей мощью своего разума. Таково значение иконы Петра и Павла и если смотреть в чем помогает такой образ, то нужно отметить помощь святого образа в возможности наставить другого человека на путь истинный.

Если кто-то из близких отклонился от веры и сбился с пути (в метафорическом смысле) следует обратиться к этому образу, который может помочь вам объединиться с другим человеком на почве общей веры.

Молитвы перед иконой апостолов Петра и Павла

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

Икона святых апостолов Петра и Павла

Чудотворцы Петр и Павел — две противоположности друг другу, две опоры веры и праведности. Каждый из апостолов поможет укрепить веру, преодолеть трудности и терзания души.

Жизни Петра и Павла были различны, но их объединило общее — верность и любовь к Спасителю. Первоверховные апостолы приложили огромные усилия для распространения христианского вероисповедания. Они обратили ко Христу многих, за что были канонизированы. Глубоко верующие люди неустанно просят Петра и Павла о помощи подле их иконы. Изображенным на святыне апостолам можно молиться как вместе, так и по отдельности. Каждый из апостолов услышит вас и поможет в любых богоугодных начинаниях.

Путь к вере у Петра и Павла был разный. Но горячая любовь и неподдельная верность Богу возвысили их и соединили вместе. Став неразлучными, главные христианские апостолы уберегли многих от безверья и страшного грехопадения. Учителя среди учителей обратили ко Христу не одну тысячу заблудших душ.

Петр — рыбацкий сын, который впоследствии стал свидетелем всех событий жизни Спасителя. Трижды отрекшийся от учения Господа, он каждый раз в покаянии возвращался обратно, став основоположником христианского вероисповедания.

Павел был злейшим противником Сына Божьего. При жизни он повсеместно преследовал и зверски убивал христиан. Его ораторские способности, грамотность и знатное происхождение разжигали ненависть к Христу среди знати и обычных людей. Столь яростное сопротивление Павла сменилось на пламенную любовь к Богу.

Именно Павла и Петра избрал сам Иисус для продолжения своей миссионерской деятельности. Два апостола, вдохновенный бедняк и оживленный деятель, получили дар нести слово Божие дальше. Первоверховные апостолы приняли мученическую смерть вместе. В четвертом веке в их честь в Риме был воздвигнут храм, а сами праведники стали оплотом веры.

Где находится образ

Петр и Павел — общеизвестные апостолы, почитаемые во всех разновидностях христианства. Конечно же, их изображения, иконы, фрески можно встретить в каждом храме. Во многих городах России есть церкви, выстроенные в честь учеников Христовых. Наиболее распространенные списки иконы можно встретить в следующих соборах:

  • храм Петра и Павла в городе Москве хранит в себе не только образ святых, но и останки первоверховных апостолов, привезенных из Рима;
  • храм Святых апостолов Петра и Павла в городе Сестрорецке, который находится недалеко от Санкт-Петербурга;
  • собор Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Новотроицк;
  • Московский храм Воскресения Христова.

Описание иконы

Петра и Павла в иконописи принято изображать вдвоем. Древние иконописцы пытались передать на данном образе духовное братство, обретенное в вере, которой связаны все приверженцы христианства. По сохранившимся фрескам первоверховных апостолов были заложены основные каноны написания их образов.

В древние века лики святых на иконе изображались лицом к зрителям, позднее их лица стали писать обращенными друг к другу. В левой руке Петра присутствует связка ключей от рая. Павел же держит посох и книгу со своими трудами. Благодаря этим отличительным особенностям святых невозможно перепутать.

В чем помогает икона Петра и Павла

Молитва подле иконы Петра и Павла обращает в прах любые колебания в вере. Святые спасают от маловерия, заблуждений, грехопадения. Каждый из апостолов покровительствует различному, но любые ваши прошения будут услышаны и поддержаны.

Апостол Павел помогает раскаявшимся безбожникам, иноверцам и тем, кто начал утрачивать веру. Молитвы, обращенные к нему, исцеляют от душевных и физических болезней. Также святой покровительствует обучению, в особенности усвоению сложных наук. Апостол Петр поддержит вас в открытии собственного дела, придаст трудолюбия, целеустремленности и финансовой удачи.

Молитва перед иконой Петра и Павла

«О, святые апостолы Петр и Павел, не отрекайтесь от нас, грешных рабов Божьих (имя). Не допустите нашей разлуки с любовью Господа. Станьте крепкими заступниками веры нашей. Умолите Бога о заступничестве и прощении грехов. Да истребит пусть Господь все безмерные грехи его рабов. Аминь».

День почитания иконы

День празднества иконы совпадает с почитанием святых Петра и Павла. Торжество было установлено в четвертом веке, практически сразу после страшной казни угодников Божьих. 12 июля по новому стилю все христиане отмечают день памяти первоверховных апостолов.

Жизнь праведных апостолов Петра и Павла является воплощением христианской веры и единства. Самостоятельно искоренив в себе неверие и злость, встав на путь истинного предназначения, ученики Христа обратили в веру огромное количество людей. Слова покаяния, произнесенные подле иконы Петра и Павла, избавят вас от тяжелого бремени и направят вашу жизнь по верному курсу. Будьте счастливы, крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

Образ Богоматери особенно почитается всеми православными христианами. Владимирская икона примечательна особой силой: молитвы перед ней ...

Икона «Покров Богородицы» — одна из самых значимых святынь среди всех православных образов. Эта икона ...

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится ...

Православная икона святой Марины была написана в честь христианского подвига юной девушки. Особой силой ознаменован ...


Смотрите также