Авторизация

Икона рождества богородицы фото


Икона "Рождество Пресвятой Богородицы": описание, фото и значение

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» заметно выделяется среди прочих важных, так как на ней изображена земная людская жизнь. Хоть и не запечатлено какое-то конкретное значимое праздничное событие, но она пронизана интимными деталями, приоткрывающими бытовые нюансы. Икона Рождества Богоматери знакомит нас с семьей Анны и Иоакима, вовлекая в происходящее священное событие.

Что изображено на иконе

Святая Анна расположилась в левой части иконы. На ее лице радость. Справа к Анне идут служанки и несут ей попить и поесть. Прислужницы — персонажи не вымышленные, поэтому изображены крайне жизненно с детальной прорисовкой. В нижнем правом углу расположились повивальные бабки, готовящие воду, чтобы омыть новорожденного младенца. И нельзя сказать, что хоть одна мелочь и деталь лишняя, все эти подробности происходящего превращают его в святое таинство, частью которого является каждый наблюдающий и присутствующий. Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовывает начало не только семейного счастья, бытового, но и общечеловеческого, ведь очень скоро состоится встреча людей с Великим Царем. Несмотря на то что Матерь Божья является главной фигурой иконы, изображена она не в центре, а на руках у повивальной бабки, укутанная в пеленку или ожидающая своего омовения. Этим самым икона «Рождество Пресвятой Богородицы» указывает людям на то, что нужно всегда оставаться смиренными и скромными. И это невзирая на свою важность и значимость.

Начало истории про Рождество Пресвятой Богородицы

Дева Мария родилась во времена морального и нравственного людского упадничества, из которого самостоятельно у них не было сил выбраться. Знающие умы того времени заявляли, что спасти мир может только Господь. Сын Божий возжелал прийти к людям в человеческом обличии и вернуть их на путь праведный. А на роль матери своей он выбрал Марию, единственную достойную среди прочих. Ее родителями стали Анна и Иоаким, жившие в Назарете. Они были из знатного рода, богаты и трудолюбивы, но не этим были известны. Их знали как благочестивую пару, жертвующую 2/3 своих доходов бедным и в храм. На протяжении долгих лет они старались завести ребенка, но тщетно. Анна и Иоаким проводили в молитвах все свое время. Анна обещала Господу, что если он ниспошлет ей ребенка, то она отдаст его ему на служение. В один из дней усердной молитвы к Анне спустился Ангел, чтобы сообщить о том, что Бог услышал ее и дарует ей дочь. Через девять месяцев у супругов родилась Мария. Ее имя означает «госпожа», «царица», и это неслучайно, ведь ей была уготована великая миссия стать Царицей небесной.

Когда девочке исполнилось 3 года, ее привели в храм, отдав на поруки первосвященника Захария. Так она осталась жить там. Про Марию можно сказать только то, что даже среди прочих девушек, живущих с ней, она выделялась наибольшим усердием, трудолюбием и святостью. Трижды в день молилась, в свободное время читала Священные Писания и рукодельничала.

В возрасте девяти лет она потеряла обоих родителей.

Значение иконы

Согласно словам митрополита Анатолия Сурожского, событие, которое икона «Рождество Пресвятой Богородицы» ознаменовывает, становится началом устранения разграничения между Богом и человеком. Перед тем как все случилось, было много чудес и знаков свыше, предвещающих великий день. Даже в Ветхом Завете упоминалось о пришествии Мессии. Говоря о том, какое значение имеет Рождество Пресвятой Богородицы, нельзя не заметить, что это событие сопровождалось нескончаемой чередой чудес, начиная с того, что родилась она у старой бесплодной Анны.

Правда, бесплодной она была только для незнающих, на самом же деле она была целомудренной, такой же, как и ее дочь Мария. Миру подарена, благодаря такому событию, как Рождество Пресвятой Богородицы, икона, значение которой кроется в принципах благочестия, противоречащих напутствиям людям о регулярном чадорождении. Но тем самым она говорит, что при благословении Господнем, дарованном во время венчания, возможно и непорочное зачатие.

Люди, празднуя этот светлый день Рождества Богоматери, радуются и благодарят ее за то, что она заступается и молится за весь человеческий род, одаривает всех безграничной материнской любовью.

Каким образом икона защищает

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», описание которой изложено выше, помогает каждому, кто обращает свои молитвы к ней, так как она слышит всех. Она отводит беду и защищает. К ней приходят с самыми разнообразными просьбами, но в первую очередь просят о спасении души человеческой, об искоренении в ней сомнений, разрушающих ее соблазнов, о наставлении на путь истинный, который непременно приведет к спасению и исцелению.

Исполнению каких просьб способствует икона

Справиться со многими земными бедами помогает икона «Рождество Пресвятой Богородицы». Фото молящихся еще раз показывает, какое огромное количество людей уповают на ее защиту и поддержку.

Ведь с ее приходом в этот грешный мир в него же приходит надежда на спасение, на жизнь в лучшие времена, но уже вместе со спасителем Иисусом Христом. Если прочитать внимательно молитвы, обращенные к Царице небесной, становится ясно, что для нее нет неисполнимых просьб.

Но чаще всего к ней взывают с мольбами о спасении заблудшей души, лишенной силы и веры. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» (фото представлено в статье) помогает бездетым семейным парам, долгое время страдающим от этой беды, а также тем, в чьих семьях конфликты и разлад. Как правило, просящие обращаются не только к Деве Марии, но и к ее родителям Анне и Иоакиму.

Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

В начале 16 века эта икона предстала перед пчеловодами, занятыми в лесу установкой ульев. В 1648 году на том самом месте появилась Глинская пустынь, получившая свое название в честь боярского рода Глинских, владеющих местными землями. Икона исцелила очень многих людей, вследствие чего стала известной, но, как ни прискорбно, до наших дней она не дожила. На ней изображена арка с тремя пролетами, на фоне которой разместилась на высоком ложе святая Анна, только что родившая младенца, и ее муж.

Справа внизу находится купель, а рядом с ней — повивальная бабка, держащая на руках новорожденную. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», написанная в Глинском стиле, отличается от классического варианта присутствием на ней Бога Саваофа. С 1994 года Глинская пустынь принадлежит церкви и находится на територии Украины.

День празднования Рождества Божьей Матери

Примерно в 4-ом веке впервые состоялось празднество в честь Рождества Богородицы, и с тех пор ежегодно 21 сентября (8 сентября по старому стилю) люди, радуясь и ликуя, продолжают восхвалять Деву Марию.

Этот день вдвойне значим для русского народа, ведь именно 8 сентября 1380 года русские войска выиграли битву с ханом Мамаем на Куликовом поле. Это событие стало началом формирования единого русского государства и положило конец междоусобным войнам и распрям между князьями.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» – в чем помогает?

Значимой для христиан является икона «Рождество Пресвятой Богородицы», которая выделяется среди других образов тем, что на ней изображена земная жизнь людей. Она обладает огромной силой и перед ней можно молиться не только в святой праздник, но и в любое другое время.

Иконография «Рождества Богородицы»

В православии в честь знаменательного события были созданы следующие иконы:

  1. Глинская старинная икона «Рождества Пресвятой Богородицы» способна творить чудеса и она помогает женщинам бороться с гинекологическими проблемами и даже бесплодием.
  2. Исааковская икона считается защитницей маленьких детей, и она оберегает их от разных проблем. Ее случайно нашли люди между веток ивы на берегу реки.
  3. Лукиановская икона названа в честь монаха, который первым увидел образ и построил на месте, где она была найдена, новый храм и монастырь. Описание иконы «Рождества Пресвятой Богородицы» указывает, что она способна творить чудеса.

Кто изображен на иконе «Рождества Богородицы»?

Представленный образ рассказывает о важном событии в семье Иоакима и Анны и делает верующих причастными к великому событию. Стоит разобраться, кто изображен на иконе «Рождество Пресвятой Богородицы», так, в левой части образа расположилась святая Анна, лицо которой выражает радость. С другой стороны к ней идут служанки, которые несут еду и воду. Отметим, что прислужницы не являются вымышленными персонажами, поэтому они прорисованы со всеми деталями.

Снизу в правом углу иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» представлены повивальные бабки, которые занимаются подготовкой воды, чтобы омыть младенца. Каждая деталь образа имеет свое значение, в подробностях описывая святое таинство. Священнослужители указывают, что икона не только олицетворяет собой начало семейного, но и общечеловеческого счастья, ведь на свет появится Богородица.

Молитвенные произношения перед образом Божьей Матери будут непременно услышаны, независимо от того, в чем смысл просьбы, главное, чтобы она не имела дурного умысла. Богородица является заступницей всех верующих людей. Молятся ей о защите от разных проблем и несчастий. Икона «Рождество Богородицы» должна быть в доме людей, которые хотят укрепить веру, научиться делать правильный выбор и защититься от сомнений. Женщины молятся перед образом, чтобы забеременеть и родить без проблем.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» помогает замолить грехи и получить помощь и совет от Высших сил. Священнослужители советуют молиться перед образом о спасении души. Ежедневные мольбы помогут разрушить соблазны и найти правильную дорогу в жизни, чтобы прийти к спасению и исцелению. Стоит заметить, что обращаться стоит не только к Богородице, но и к ее родителям Анне и Иоакиму.

Молитва иконе «Рождество Пресвятой Богородицы»

Значимым для верующих является праздник Рождество Богородицы, и выпадет он на 21 сентября. В этот день следует читать молитвы. Зная, о чем молятся иконе «Рождество Пресвятой Богородицы», важно понимать, что произносить представленный текст разрешено не только в великий праздник, но и в любой другой день, когда просит душа. Есть несколько рекомендаций, как следует правильно молиться:

  1. Чтобы обратиться к Богородице, не обязательно идти в храм, поскольку можно делать это дома, главное, чтобы перед газами была икона.
  2. Молиться перед иконой «Рождество Пресвятой Богородицы» можно утром, вечером или в любое другое время. Важно делать это регулярно, а не только, когда возникла нужда.
  3. Обращайтесь к Деве Марии от души и без дурного умысла, иначе можно получить не помощь, а наказание.

Акафист иконе «Рождество Пресвятой Богородицы»

Как и в случае молитвы, произносить (петь) акафист можно не только в праздник, но и в любое другое время. Важно знать, что песнопение не выполняется сидя, и исключением являются только больные и пожилые люди, которые не могут стоять. Важна икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы, которая должна быть перед глазами во время песнопения. Можно даже слушать акафист, который помогает справиться с переживаниями и другими проблемами.

Статьи по теме:
Икона «Спас Нерукотворный» – от чего защищает, в чем помагает?

Огромное значение имеет икона «Спас Нерукотворный», поскольку это единственный портрет Иисуса Христа. Есть несколько важных деталей, касающихся изображения, в которых заложен глубокий смысл. Образ обладает огромным значением для людей.

Икона «Вера, Надежда, Любовь» – о чем молятся иконе, в чем помогает?

Красивую историю имеет икона «Вера, Надежда, Любовь», которая обладает важным значением для всех верующих. Она наделена огромной силой, и молиться перед ней можно для избавления от разных проблем и привлечения счастья.

Казанская икона Божией Матери – как выглядит и в чем помогает?

Огромной силой обладает Казанская икона Божией Матери, история появления которой похожа на чудо. Есть специальная молитва и акафист и их нужно читать перед этим образом, чтобы решить разные проблемы в жизни.

Икона «Знамение Божьей Матери» – о чем молятся и в чем помогает?

Икона «Знамение Божией Матери» является чудотворной, поэтому верующие регулярно обращаются к ней за помощью. У этого лика очень интересная история появления. Важно знать, в чем помогает образ, как правильно молиться и читать акафист.

Рождество Богородицы. Православные иконы. 180 фотографий.

История праздника

Васильева А. В.

О чудесных обстоятельствах Рождества Пречистой и Преблагословенной Девы Марии известно из текста, принадлежащего Священному Преданию, — апокрифического Протоевангелия Иакова (II-III вв.). Это сказание, хотя и не относящееся к каноническим новозаветным источникам, издревле пользовалось равным с ними авторитетом.

Предание повествует, что Пресвятая Богородица родилась от благочестивых родителей, праведных Иоакима и Анны, живших в Назарете Галилейском. Иоаким происходил из царского рода Давидова, а Анна была дочерью Матфана, священника из племени Ааронова. Оба супруга были праведны пред Господом, соблюдали Его заповеди и отличались смирением и милосердием. Единственным горем в жизни праведной четы являлось неплодство Анны, что не помешало любящим друг друга супругам дожить вместе до старости, хотя у евреев имелся закон, дававший мужу право развода из-за неплодства жены. По понятиям того времени бесчадие считалось бесславием, что было особенно прискорбно для потомков Давида, через которых в мир должен был войти обетованный Мессия.

Несмотря на преклонные года Иоаким и Анна не переставали просить Господа о даровании им дитя, и дали обет, если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. За терпение, несокрушимую веру, любовь к Богу и друг к другу Господь даровал им великую радость. В еврейский праздник дня обновления храма праведный Иоаким принес жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, укорив праведника бесчадием «ради тайных грехов». В большом горе святые Иоаким и Анна встали на усердную молитву, прося у Бога отъять от них поношение дарованием чада. Во время молитвы произошло чудесное явление (Иоакиму в пустыне, а Анне в саду) Архангела Гавриила, принесшего радостную весть о рождении у них Дочери Марии (евр. «Госпожа», «Надежда»), через Которую будет даровано спасение всему миру.

Рождество Богородицы празднуется Церковью, как один из двунадесятых праздников, (8 / 21 сентября).

Установление праздника

Официальное введение праздника Рождества Пресвятой Богородицы относится ко времени правления византийского императораМаврикия (ок. 539-602 гг.), но, по сохранившимся письменным источникам, известно о его более древнем происхождении. Праздник Рождества Богородицы упоминается в 418 правиле Номоканона, заимствованном у отцов Неокесарийского собора 315 года. Указание на его служение присутствует также в «Беседах» святых отцов IV-V вв.: свт. Иоанна Златоуста, свт. Прокла, архиепископа Константинопольского, Кирилла Александрийского и др.

Таким образом, следует считать, что празднование Рождества Богородицы получило свое начало не позже V в., а к VII в. этот праздник стал уже всеобщим и торжественным.

В настоящую православную церковную службу праздника входят многие творения древних песнописцев: свт. Андрея Критского(второй канон, VII век), прп. Иоанна Дамаскина (первый канон, VIII век), патриарха Германа Константинопольского (стихиры на стиховне,VIII век), епископа Анатолия Солунского (стихиры на литии, IX век), Стефана и Сергия Святоградцев (стихиры на «Господи воззвах», на литии и на стиховне, IX век) . Сам тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы является наиболее древним, принадлежащим V-VII вв.

Духовный смысл праздника

Рождество Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью как «день всемирной радости» (св. Иоанн Дамаскин). На Земле родилась единственная, предуставленная от века Божественным Промыслом Дева, Которая стала достойной сделаться Матерью Господа Иисуса Христа и орудием спасения мира от тяготевшего на нем проклятия и смерти. Настоящий праздник, по св. Андрею Критскому, есть «начало праздников и служит дверью к благодати и истине», приближая на земле Царство Божие.

Пресвятая Богородица, являясь Матерью Бога Слова, по обетованию Спасителя, данному Им в крестных муках апостолу Иоанну Богослову, является и Матерью для всего рода человеческого, милосердной Заступницей всех прибегающих к Ней с верой и сыновним дерзновением.

Иконография

Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв., что не исключает возможности существования этого иконографического сюжета и в более раннее время. В качестве примера можно привести роспись грузинского храма VII века в Атени, посвященного Богородице. Сохранившаяся стенопись XI в., по всей вероятности, является поновлением более древней монументальной живописи, возможно, доиконоборческого периода.

В числе древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы можно назвать русские фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), а также широко известную сербскую композицию в церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница (1304 г.).

Иконография ранних изводов праздника Рождества Богородицы еще достаточна скупа в изображении различных бытовых подробностей, последнее будет свойственно иконам более позднего времени. На ранних образах в центре композиции изображается праведная Анна, полулежащая на высоком ложе. Фон икон составляют традиционные архитектурные кулисы на античный манер. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами. Святой Анне предстоят жены с дарами, а перед ее ложем изображаются повивальная бабка и служанки, омывающие Богородицу в купели. Существуют и варианты изображения подношения Девы Марии св. Анне, или представления Младеницы в колыбели.

Иконы более позднего времени содержат много подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Авторы иконографического сюжета преследовали цель сделать простых зрителей причастниками радостного события, которое не только некогда освятило дом праведников, но и озарило всю вселенную.

Развернутая история Рождества Пресвятой Богородицы нередко изображается на клеймах икон этого праздника или на фресках в рамках иконографического цикла, посвященного данному событию. Их содержание следует дословно событиям, описанным в древнем предании: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи; плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).

Говоря об изображениях Рождества Пресвятой Богородицы, нельзя не упомянуть и о таком дивном памятнике древнерусской монументальной живописи, как роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, исполненная Дионисием в 1502 г. Монументальная фреска над порталом главного входа трогательно изображает обстоятельства Рождества Богоматери: святую Анну на ложе, купель, приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках. Бесчадствовавшие Иоаким и Анна изображены справа от портала ласкающими Младеницу.

Чудотворные и чтимые иконы

Исааковская икона Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII в.). Находилась в мужском заштатном монастыре Ярославской губернии Пошехонского уезда с. Исаакова, в урочищах которого Богоматерь благоволила явить свой чудотворный образ. Святыня монастыря находилась по левую сторону царских врат иконостаса каменного храма Рождества Богородицы (1758). Икона представляла собой изображение Рождества Пресвятой Богородицы, несомого двумя ангелами и окруженного херувимами.

Икона РождестваБогородицы в Лукиановой пустыни (не позднее XVI в.). Обитель находилась недалеко от Переяславля-Залесского, была посвящена празднику Рождества Пресвятой Богородицы.

Икона РождестваБогородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.). Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии. В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой.

Новгородская икона Рождества Пресвятой Богородицы. Находилась в ц. Рождества Пресвятой Богородицы на Торговой стороне, в Молоткове. На западной стене Рождественского храма содержалась краткая заметка об одном чуде, совершившемся от этой иконы «16 апреля 1589 г. получила исцеление одна девица, страдавшая 8 лет от болезней».

Сямская икона Рождества Богородицы (первая половина XVI в.). Пребывала в Сямском монастыре Вологодской губернии. В 1542 году монастырь сгорел до основания, спасена была только чудотворная икона. До революции образ хранился в великолепной, выстроенной в 1770 г., каменной в два этажа церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Тропарь

Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней. / Из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / и, разрушив клятву, даде благословение, // и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак

Иоаким и Анна поношения безчадства, / и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, / во святем рождестве Твоем. / То празднуют и людие Твои, / вины прегрешений избавльшеся, / внегда звати Ти: // неплоды рождает Богородицу, и питательницу жизни нашея.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево,/ и чтим святых Твоих родителей,/ и всеславное славим // рождество Твое.

Молитвы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

© http://www.portal-slovo.ru

Икона Рождества Пресвятой Богородицы

Икона Рождества Пресвятой Богородицы вводит каждого православного христианина в семейный мир святых праведных Иоакима и Анны, родителей Марии. Тем самым каждый верующий человек становится причастником радостного события рождения Пречистой Девы.

Краткая история рождения Божией Матери

После многолетнего моления у престарелых родителей родилось долгожданное чадо, о появлении на свет которого будущим отцу и матери возвестил через ангелов Сам Бог.

Древнее предание гласит, что необыкновенный ребенок, посланный с Небес, родился в семье праведников Иоакима и Анны, выходца из царского рода и дочери первосвященника, проживавших в Назарете. У супругов долго не было детей, но достигнув преклонных лет, они безропотно продолжали молить Бога о ниспослании им дитя.

Ранее в еврейской среде считалось, что если в семье не было детей, то супруги отвержены от Бога.

Однажды Иоаким долго молился в пустыне, и ему случилось видение архангела Гавриила. Он возвестил молитвеннику, что его просьба услышана Богом, и скоро у него родится дочь. Она будет благословенна. Через нее будет даровано спасение всему миру. Посланец указал, чтобы родители нарекли новорожденное чадо Марией.

Так и случилось, вскоре в семье родилась девочка. До возраста 3-х лет Мария жила в доме своих родителей и училась молитве. Мать с отцом дали обет посвятить Марию Богу.

Так и случилось! В три года девочка вошла в Иерусалимский храм, где и служила Творцу до своего совершеннолетия. Ее житие было угодно Богу, тем самым вскоре она стала зримым связующим звеном между жизнью земной и миром небесным.

Богородица и ее родители

Изображения икон Рождества Пречистой Богоматери

Ранние иконографические изводы открывают христианам Анну, полулежащую или восседающую на высоком ложе. Ее изображение более крупное, нежели образы прочих участников события. Пред ней стоят женщины с дарами, а повивальные бабки и служанки омывают новорожденную Богоотроковицу или уже подносят Ее матери.

На иконах более позднего времени помимо Анны и новорожденной Марии изображается Иоаким, множество принесенных даров и угощений, птицы, водоемы. Встречается изображение девушки, обмахивающей опахалом малышку. Другая же служанка ласково укачивает колыбель.

На иконе присутствует много бытовых деталей, придающих образу богословский смысл:

  • простые христиане, созерцающие икону, становятся причастниками радостнейшего события рождения Царицы Небесной;
  • событие Рождества Богородицы предшествует главному и величайшему свершению — рождению Божественного Сына ради искупления человечества от греха.
Пустынно-Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

Православные иконы Рождества

В настоящее время наиболее известны образы:

  • Глинская икона. Чудотворный лик особо почитаем и является чудотворным. Мольбы к Богородице Глинской помогли множеству заблудших душ исцелиться и найти покой. Богородица помогает женщинам исцелиться от бесплодия и прочих гинекологических недугов.
  • Исааковская икона. Этот образ был найден православными христианами — жителями одной из деревень, среди ивовых веток, которые были набросаны на берегу речки. Они принесли святой образ в церковь, а вскоре на месте его обретения возвели новый храм, существующий и до ныне. Богородица способствует исцелению болезней у детей и взрослых, спасает от напастей и ограждает от бед.
  • Лукиановская икона. Образ, посвященный празднику Рождества, назван по имени монаха Лукиана. Именно он первым обнаружил святую икону, а немногим позже при содействии монастырской братии на этом месте был построен храм, вокруг которого обустроен монастырь. Образ прославился среди православного люда множественными случаями помощи и исцелениями. И по сей день у чудотворной иконы молитвенники взывают Богородице с просьбами о помощи, поддержке и заступничестве.
Исааковская икона Рождества Пресвятой Богородицы

Народные традиции

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы в народе имеет много наименований, среди них: «Госпожинки», «Малая Пречистая», «Аспосов день».

В дни подготовки к празднованию Рождества, планировался размах «пировства», которым был зависим от объема урожая посевных. При хорошем урожае праздник отмечался на протяжении целой недели, а то и до дня Покрова. Сельчане варили пиво, резали барана или овцу, приготовляли вкусности из говядины, готовили студень из головы и ног быка, пекли пироги с рыбой и мясом.

На пир созывались все родственники, но предпочтительней все же были те гости, кто из них имел возможность оплатить угощение. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение. Их всегда приглашали на гуляния к столу, даже осознавая то, что ответного приглашения тесть, теща и другие родственники не получат.

Читайте еще о традициях в православии:

  • Почему на Пасху красят яйца
  • Можно ли гадать на Рождество
  • О бытовых суевериях

В старину особое значение придавалось отношениям между зятем и тестем, свекровью и невесткой. Они должны были сосуществовать в мире и добре. За столом главное место определялось для свата и сватьи, они были главными гостями на празднике. Их усаживали под образа в передний угол.

В тех краях, где были храмы, освященные в честь Рождества Богородицы, деревенское веселье было особенно широким, здесь проходили праздничные ярмарки, местные артисты устраивали зажигательные представления.

Моление пред иконой

Часто чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы по искреннему молению супругов дарует рождение долгожданного чада.

Любое молитвословие в адрес Богородицы способно успокоить исстрадавшуюся душу, избавить от тяжести перенесенных обид и несправедливых решений.

Особенно Царица Небесная беспокоится о заблудших душах, Она наставляет их на путь истинный, незримо ведет к исповеданию грехов и возвращает веру в Своего Сына.

Часто молитвенники воззывают Матерь Божию о предстательстве в воссоединении семьи, о помощи в налаживании любви между супругами, об искоренении обид и ссор.

Еще о молитвах Богородице:

Важно! Дева Мария учит людей человечности, умению не роптать и проявлять добродетель в любых, даже кажущихся самыми сложными жизненных ситуациях. Пречистая указует со смирением переносить все трудности и испытания, дабы иметь возможность даже во грехе покаяться и вернуть себе Божественную благодать.

Нельзя читать молитвы Царице Небесной сухим и формальным текстом. Неискренняя просьба не подарит молитвеннику Богородичного благоволения. Только лишь покаянием, добрым сердцем, милосердными делами можно добиться заступничества Преблагословенной Матушки.

Появление на свет Божий Девы Марии явилось бесперекословным исполнением пророчества о том, что вскоре с ангельским пением на землю придет Творец, Спаситель Мира, рожденный от Нее и от Духа Святаго, дабы исполнить Волю Отца: «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается православной Церковью 21 сентября.

Посмотрите видео о Рождестве Пресвятой Богородицы

Икона Рождества Пресвятой Богородицы

   Икона Рождества Пресвятой Богородицы.

   Пречистая Дева Мария родилась в небольшом и небогатом городе Назарете, находящемся в одной из палестинских областей, Галилее. Ее праведные родители Иоаким и Анна, дожив до преклонных лет, не имели чад. За то их укоряли люди, считавшие бездетность наказанием за грехи и не знавшие, к какому высокому и небывалому подвигу готовит их Господь. Многие годы благочестивые супруги смиренно переносили жестокие укоризны и насмешки и молили Бога о даровании дитяти. И вот, когда старость заставила сих великих праведников отложить всякую надежду получить от Бога дитя, Господь явил на них чудо Своего милосердия.

   В один из праздничных дней, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, первосвященник не принял принесенных им даров Богу, посчитав, что Иоаким прогневал Бога и наказан неимением потомства, а потому и недостоин благословения Божия. Глубоко скорбя, праведный Иоаким не пошел домой, а направился в пустыню, где постился сорок дней, молясь, чтобы Господь смилостивился над ним. Когда о происшедшем узнала его жена Анна, то также сильно скорбела и со слезами молилась Богу. Ей явился Ангел Божий и возвестил, что у нее родится Благословенная Дочь, имя Которой – Мария. Услышав ангельские слова, святая Анна исполнилась великой радости и дала Богу обет отдать свое Дитя на служение Ему.

   Тогда с радостной вестью Анна отправилась в Иерусалим. В то же время и ее муж, праведный Иоаким, получил от Ангела весть о будущем рождении Дочери. Небесный вестник сказал Иоакиму, что он может убедиться в правдивости его слов, встретив в Иерусалиме у Золотых ворот свою супругу, которой сказано то же самое. Иоаким поспешил в Иерусалим и действительно нашел у Золотых ворот города Анну, молящуюся Богу. Они встретились и рассказали друг другу о небесном посещении 1. Поклонившись Господу в Иерусалимском храме, они вместе возвратились домой. Святая Анна зачала в девятый день декабря, а 8 сентября следующего года у нее родилась Дочь, Которую она назвала Марией – именем, нареченным Ангелом. Праведные родители растили свою Дочь и берегли ее как зеницу ока, помня предсказание Ангела, что через Нее будет даровано всему миру спасение. Церковь называет родителей Пречистой Девы «Богоотцами», потому что их Дочь родила Воплотившегося Бога.

   Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 8 (21) сентября, а на следующий день, в период попразднства, совершается память святых родителей Матери Божией.

   Икона Рождества Пресвятой Богородицы, находящаяся в алтаре монастырского собора и выносимая для всеобщего поклонения на праздник, передана обители вместе с церковным имуществом прихода собора Рождества Пресвятой Богородицы в 1993 году при упразднении прихода и открытии монастыря.

1. В иконографии праведных Иоакима и Анны святые Богоотцы изображаются в момент этой встречи у Золотых врат.

Рождество Пресвятой Богородицы: иконы

Иконография Рождества Матери Божией как бы вводит нас в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками священному событию.

При сравнении иконы Рождества Матери Божией с другими иконами двунадесятых праздников обращает на себя внимание, более чем в других двунадесятых иконах, земной, человеческий строй этого изображения. Икона не является сугубо символической печатью события, напечатлением догматического содержания праздника, но носит черты очень интимные, она не лишена бытовых подробностей. Икона Рождества Матери Божией как бы вводит нас в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками священному событию.

В левой стороне иконы изображена святая Анна. Лик ее выражает радость. Справа от святой Анны изображены служанки, несущие ей еду и питье. Изображение служанок очень жизненно и является подробностью домашнего уклада. Ниже, в правом углу иконы, изображены повивальные бабки, которые готовят воду для омовения новорожденной. И все эти домашние подробности не бессмысленны, они становятся частью святыни, неотторжимой от святого события, и свидетельствуют о том, что нет здесь ничего незначительного, самое скромное участие делает присутствующих причастными общему светлому празднику. В Рождестве Пресвятой Богородицы освящаются и семейное начало, и бытовое, потому что Рождество Ее становится приготовлением встречи Великого Царя.

На иконе праздника Матерь Божия изображается обычно не посредине, не на центральном месте, но спеленутой на руках повивальной бабки или стоящей в купели, наполненной водой, и ожидающей омовения. Но изображение Матери Божией на иконе праздника Рождества Богородицы по существу является самым важным, самым значительным изображением иконы. Быть может, в этой скромности изображения Божией Матери выразилось то, что было в ней неизменно - полнота смирения.

Текст: Дмитрий БОРИСОВ

Версия для печати

Тэги: Церковные праздники  Рождество Богородицы  Церковное искусство 

Page 2

Иконография Рождества Матери Божией как бы вводит нас в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками священному событию.

При сравнении иконы Рождества Матери Божией с другими иконами двунадесятых праздников обращает на себя внимание, более чем в других двунадесятых иконах, земной, человеческий строй этого изображения. Икона не является сугубо символической печатью события, напечатлением догматического содержания праздника, но носит черты очень интимные, она не лишена бытовых подробностей. Икона Рождества Матери Божией как бы вводит нас в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками священному событию.

В левой стороне иконы изображена святая Анна. Лик ее выражает радость. Справа от святой Анны изображены служанки, несущие ей еду и питье. Изображение служанок очень жизненно и является подробностью домашнего уклада. Ниже, в правом углу иконы, изображены повивальные бабки, которые готовят воду для омовения новорожденной. И все эти домашние подробности не бессмысленны, они становятся частью святыни, неотторжимой от святого события, и свидетельствуют о том, что нет здесь ничего незначительного, самое скромное участие делает присутствующих причастными общему светлому празднику. В Рождестве Пресвятой Богородицы освящаются и семейное начало, и бытовое, потому что Рождество Ее становится приготовлением встречи Великого Царя.

На иконе праздника Матерь Божия изображается обычно не посредине, не на центральном месте, но спеленутой на руках повивальной бабки или стоящей в купели, наполненной водой, и ожидающей омовения. Но изображение Матери Божией на иконе праздника Рождества Богородицы по существу является самым важным, самым значительным изображением иконы. Быть может, в этой скромности изображения Божией Матери выразилось то, что было в ней неизменно - полнота смирения.


Смотрите также