Авторизация

Иконка чудотворца николая


Описание типов икон свят. Николая

Николай Чудотворец узнаётся сразу (…) Из жития святителя известно, что те, кому он являлся во сне или наяву, либо узнавали его, либо опознавали по иконе (…) Но существует достаточно много изводов того, как он изображается.
Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.
Часто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария… (утверждавшего, что Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, но сотворен Им – Ред.). Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию «Жития Николы», получившую распространение в ХV-XVI вв.
Традиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, к менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым Евангелием. Такие образы в русской иконописи известны с XIII века. Евангелие, которое св. Николай держит в руках, раскрыто на страницах, откуда взято начало текста службы святому угоднику. Интерес к этой иконографии и особое ее распространение приходятся на позднейшее время XVIII-XIX веков.
Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, напоминающее тип «молящийся (оранта)». В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Приведенный первый тип известен и в Византии, но встречается крайне редко. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., в том числе в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Поэтому он получил название Зарайского.
Иконографический тип Николы Зарайского становится наиболее излюбленным в житийных иконах святителя. Они изображают деяния святителя при жизни и после смерти. Житийные образы святого Николая известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о перенесении мощей св. Николая итальянскими купцами из разоренных турками Мир Ликийских в южно-итальянский город Бари в 1087 г. Этому событию на Руси придавали особое значение: «Перенесение мощей» становится одним из центральных праздников. С XIV в. этот сюжет входит в число обязательных в житийных иконах св. Николая в Средней Руси; позже, к XV в. он утверждается в новгородских и псковских памятниках.
Вариантом иконографического типа Зарайского становится Никола Можайский; он известен как самостоятельный образ, но в ряде случаев он становится центром композиции в житийных иконах святого. В среднике представлен св. Николай в рост с мечом и храмом в руках, вверху по сторонам от его фигуры изображены Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором в руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в городском соборе Можайска. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению этого изображения.
Известны и оплечные образы свт. Николая Чудотворца. Все сохранившиеся иконы данной иконографии относятся ко второй половине XVI в. Интересно, что за пределами XVI в. подобные образы не имели большого распространения, зато в XIX в., особенно в старообрядческой среде, их популярность возрастает.
Память свт. Николая совершается дважды в год: 6 (19) декабря и 9 (22) мая, т.е. зимой и летом. В связи с этим в обиходе праздники называют ещё: «Никола зимний» и «Никола летний», относя к ним изображения святого в митре и без неё.
 Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Иерей Владимир Партала,

клирик рижского храма Благовещения Пресвятой Богородицы

По материалам сайта www.nikola-ygodnik.narod.ru

Следующая страница: Акафист свят. Николаю

Просмотры (12438)

Икона святого Николая Чудотворца

Николай Чудотворец — один из главных святых православной веры. Место его образов на иконостасе — рядом с Девой Марией и Иисусом Христом. Христиане очень уважали епископа Мирликийского при жизни и продолжают его почитать по прошествии многих веков после приставления.

После крещения Руси Святоникольские храмы занимали первое место по количеству после церквей, посвященных Богоматери. Примерно так же дела обстоят с иконами — их создавалось огромное множество. Точное количество не подсчитать — многие старинные образы уничтожены, другие проданы за границу советской властью, часть вернувшихся на родину находятся у частников. Но то, что по сей день Николай Угодник — одна из самых уважаемых личностей христианской истории, остается бесспорным фактом.

Личность святого

Николай родился в обеспеченной семье, в городе Патаре. С детства проявлял интерес к богослужению, все свободное время посвящал изучению святого писания или молитвам. Священник местной церкви, дядя Николая, заметил его тягу к Господу, сделал сначала чтецом своего храма, а позже священником.

После смерти родителей Чудотворец унаследовал приличное состояние. Сразу он раздал его нуждающимся. Сам отправился учиться в Александрию. После путешествия ушел в монастырь, чтобы посвятить всю свою жизнь молитве. Но Бог явился во сне к Николе, сказал, что он должен служить ему по-другому, уйти из монастыря, чтобы проповедовать, помогать нуждающимся, наставлять на духовный путь, защищать слабых.

Вскоре Никола стал епископом Миры Ликийской. Есть две версии того, как именно он получил столь высокий сан:

  • Совет не мог выбрать достойного, стал молиться, чтобы Господь указал им на человека, который должен занять этот пост. Тогда Святой Дух явился во сне к одному из епископов и сказал, чтобы назначили первого Николая, который войдет в храм. Им оказался Никола Угодник.
  • Он стал им благодаря своим деяниям, известности в православном мире в качестве благочестивого христианина, проповедника, божьего угодника.

Историки не исключают ни одну из версий. Сказать, какая из них истинная, на основании существующих документов также не могут.

Иконография

Иконография Николая насчитывает множество разных образов. Основное деление списков проводят по способу изображения святого:

  • поясные — изображен по пояс;
  • ростовые — показан во весь рост;
  • житийные – по центру нарисован Никола (полностью или по пояс), обрамление представляет собой сцены из жизни святого, его деяний, сотворенных чудес, становления в церковной иерархии.

Чаще всего Чудотворца показывают так: в левой руке держит открытое или закрытое евангелие, правой благословляет. Но существуют исключения, которые приведены чуть ниже.

На многих святынях на фоне или сверху, внутри медальонов, художники помещали Иисуса и Деву Марию, которые возвращают Николе атрибуты архиерейских полномочий — Евангелие и омофор. Именно возвращают, так как после Никейского Собора святого лишили сана и воли. Поэтому значение изображений растолковывают так: Николу осудили несправедливо, сам Господь велел исправить это. В церковной истории возвращение епископского сана Николаю Угоднику известно, как «Никейское чудо».

Примеры разных икон и их описание

Самая древняя из сохранившихся икон Николая содержит его изображение и изображение святых Синайского монастыря святой Екатерины. Значение жеста, который делает Никола правой рукой, — не благословляющий, как на большинстве образов. Его толкуют, как указывающий на Евангелие, то есть призыв к изучению Слова Божьего, проведению молитвенных обрядов. Некоторые уверены, что это жест речи, а Угодник запечатлен читающим проповедь, ссылающимся при этом на священное писание.

Епископа Мирликийского изображали не только на иконах. Он есть в декорациях множества древних храмов. Художники помещали святого как отдельно, так и в композициях «Святительский чин». Фрески и мозаики сохранились в соборе Святой Софии (Константинополь), Софийском соборе (Киев), церкви Успения (Дафни), Георгиевском Соборе (Старая Ладога).

Все изображения типичны: правой рукой Николай благословляет, левой держит Евангелие. Из облачения — фелонь, омофор, риза, поручи.

До наших дней сохранился уникальный чудотворный образ. По преданию, новгородскому князю Мстиславу, который тяжело заболел, во сне было явление. Никола Угодник велел перенести свой образ, написанный на круглой доске, из Киева в Новгород. Князь удивился, ведь подобных икон не было в Киевских церквях, соборах и монастырях. Значение сна стало непонятным, загадочным. Тем временем российские послы причалили к острову Липно, пережидая шторм, бушевавший на Ильмен-озере (западная часть современной Новгородской области). На четвертый день стоянки они заметили проплывающую икону, точно соответствующую описанию, данному во сне. После чудесного исцеления князя образ оставили в Никольском соборе, на Ярославовом дворище. Так прижилось название иконы — «Никола Дворищский». На озере Липно основали монастырь.

С XV века на Руси появляются иконы Николы Можайского. Они повторяют деревянную статую, которая покровительствовала Можайску. Легенда гласит, что во время набега на город врагам явился Никола. Он стоял в воздухе, держал в руках поднятый клинком к небу меч и модель храма. Нападающие убежали, испугавшись показавшего им предупреждение святого, а жители создали резную статую своего защитника. Сегодня скульптура хранится в Третьяковской галерее.

О чем просят Николая?

Никола — защитник слабых, оклеветанных, покровитель детей, моряков, солдат, путешественников. Этот святой всегда откликается на искренние просьбы, помогает в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Чаще всего к Николаю Чудотворцу обращаются со следующими проблемами:

  • Опасность в пути. Если человек едет в дальнюю дорогу, неизвестно, какие неприятности с ним могут случиться. Нужно обязательно молиться за путешественника Николе, чтобы Чудотворец присматривал и помог в беде.
  • Проблемы в учебе. Епископ Мирликийский всю жизнь учился. Страсть к познанию Божьего Слова была с ним с раннего детства до глубокой старости. Поэтому он всегда готов помочь тем, кому сложно учиться.
  • Несправедливое осуждение. Николу несколько раз заточали в темницу. И каждый из них — несправедлив. Однажды он пострадал за проповедование христианства, потом церковный суд приговорил его к заключению. Ещё при земной жизни Николай запомнился, как ярый заступник невиновных.

Николай Чудотворец поможет вернуться на истинный путь заблудшим, найти правильное решение в сложной ситуации. Важно искренне молиться ему, во время произношения святых слов откинуть все дурные, греховные помыслы.

Икона Николаю Чудотворцу — помощь в житейских невзгодах

Перед наступлением новогодних праздников весь христианский мир отмечает день святого Николая — 19 декабря. Николай Угодник является одним из наиболее почитаемых в церкви, это любимый святой как в православном, так и в католическом мире. Икона Николаю Чудотворцу считается чудотворной. Это тот святой, которого знает каждый христианин. В чем заключается популярность святителя и угодника божьего, в чем помогает его икона? Рассмотрим подробно.

Житие святителя

Будущий святитель Николай Мирликийский родился в семье зажиточного горожанина на территории современной Турции (тогда это была греческая провинция). С юных лет Николай стремился к духовному писанию и усердно изучал Слово Божие. Благочестивый ребенок молился даже ночами, проводя время в общении с Богом. Николай получил образование и начал трудиться на государственной службе. После окончания обучения святитель совершил паломничество в Иерусалим, где принял окончательное решение посвятить свою жизнь служению Господу.

В те времена гонения на христиан были распространенным явлением, но Николай всегда вставал на защиту униженных и попираемых. Еще при жизни он получил статус защитника христиан. Любой мог обратиться к святителю за советом, с просьбой или проблемой. Все полученное от родителей наследство Николай отдал в пользу неимущих, проживая в бедности и молитвах.

Умер Николай в почтенном возрасте 94 лет, оставив о себе память как о чудотворце. Святой был канонизирован, причислен к лику святых. Его мощи находятся в итальянском городе Бари в храме в честь его имени. Вторая часть мощей хранится в Венеции на острове Лидо. Поклониться святой реликвии в Лидо и Бари приезжают десятки тысяч паломников ежегодно.

Помощь

Иконопись в средние века оказывала огромное духовное влияние на человека, давала пример преображения. В те времена не было фотографий, а картины могли приобрести только богатые люди. Переоценить значение икон для православного христианина было очень сложно. Когда верующий созерцал святой лик, внутри него происходило нравственное изменение и преображение.

В недавнем прошлом имя Николая было самым распространенным среди новорожденных мальчиков.

Икона Николая находилась в каждом доме православных христиан. Она оберегала от бед, хранила домашний очаг. Христиане просили Чудотворца о заступничестве в делах, путешествии и земледелии. Популярность образа Николая Чудотворца была настолько велика, что в честь него строили храмы и маленькие церквушки.

Святитель Николай оказывает содействие в следующих нуждах:

  • морские и сухопутные путешествия;
  • молитвы за послушание и учебы детей;
  • успех в торговых делах;
  • благополучие и достаток в доме;примирение враждующих;
  • покровительство воинам;
  • оберег от врагов и притеснителей;
  • поиск второй половинки;
  • освобождение невинно осужденных;
  • спасение из плена и неволи;
  • наставление на путь истинный;
  • сохранение беременности.

Каждый христианин знает, что икона Николая Угодника спасает от опасности. Стоит с верой прочитать короткую молитву, как спасение приходит моментально. Недаром святитель Николай получил наименование чудотворца — это вполне оправдано и доказано временем.

Значение иконы Николая Чудотворца в исполнении желаний трудно переоценить. Нужно просто обратиться к святителю в один из дней почитания с верой в содействие.

Иконки Николая Чудотворца в виде картинок можно увидеть у водителей машин, которые не верят в бога. Это потому, что о чудесах святителя ходят легенды из века в век. Каждый христианин знает, в чем помогает Николай Угодник. А если еще не знает, то люди расскажут.

В чем помогает Николай Чудотворец людям? Каждому по-разному, ведь просьбы людей отличаются друг от друга. Считается, что святитель помогает даже тем, кто не верит в бога. Этому есть множество свидетельств. Даже если просто поместить икону в комнате, она будет действовать. Но помощь святителя в разы увеличивается, если читать молитвы.

Исцеление от болезней

Икона святого Николая Чудотворца исцеляет от страшных болезней. Есть много свидетельств, что после чтения акафиста происходят невероятные чудеса. Болящие смазывают церковным маслом (крестом) больные места и читают молитвы. Бесплодные женщины смогли зачать и родить крепких младенцев с помощью молитв Чудотворцу.

Обратите внимание! Образ Чудотворца не уступает по силе воздействия и значимости образу Богородицы.

Молитва об исцелении:

Молитва о дороге:

Благодарственная молитва:

Где поставить икону в доме?

Многие православные не знают точно, где должна стоять в доме икона Николая Чудотворца и в чем ее помощь. По традиции в каждом доме должен быть Красный Угол — место для иконостаса. Это место красиво украшали, иконы постоянно протирали от пыли и омывали.

В настоящее время икону можно установить в том месте, где можно спокойно молиться. Рядом не должно быть непристойных картин и изображений, телевизора или компьютера. Человек должен понимать, что перед ним находится изображение глубоко верующего христианина, который каждую минуту своей жизни посвятил служению Господу. Поэтому нужно оказывать должное уважение иконе: не позволять себе произносить в этом месте бранные слова и вести себя достойно.

Можно ли ставить возле иконы Николая Чудотворца фото родных? Это вполне допустимо, строгих запретов нет. Рядом с Чудотворцем желательно поставить иконы ангела хранителя и Богоматери. Современные родители помещают икону в комнату малыша, так как она является хорошей защитой от болезней и бед. Главное, верить в помощь всей душой.

При выборе места для иконы учитывайте направление солнечных лучей. Желательно оберегать икону от воздействия ультрафиолета, так как краски могут выгореть. Можно ли поставить икону на кухню? Это тоже допускается, только нужно беречь образ от кухонного чада. Поэтому лучше всего установить икону за стеклянные дверцы шкафа.

Дни почитания

Православная церковь установила особые дни почитания святого — 9 мая и 19 декабря. А 11 августа отмечают рождество Николая Угодника.

Икона Николая Чудотворца

Чудодейственный образ Николая Чудотворца считается одним из более почитаемых православных икон Безгрешных.

К священному воссозданию обращаются в мольбе при всевозможных житейских ситуациях, и как заявляет большое количество людей, при неподдельном прошении богомольных Николай Чудотворец стремительно отзывается, и прибывает на помощь к людям, которые в нём нуждаются.

КАК ВЫГЛЯДИТ ОБРАЗ

Божественное изображение весьма уважают, и по этой причине эта икона существует в многочисленных соборах и церквях.

Проанализируем более знаменитые из них:

• Поясной. На данной иконе Блаженный Николай Чудотворец представлен до пояса, удерживая в левой руке Евангелие, а в правой руке благословляя весь народ. Блаженный одет в наряд розово – пурпурный цвета (удлинённый и широченный кусок материи на котором изображены кресты, как символ архиерейского правительства), а кроме того накидка, которая предполагает собой некоторое приравнивание епископу Всевышнего в заступничестве освобождения православных людей. Левая кисть лика покрыта ризой и накидкой, тем самым проявляя собственное уважение к Священному Слову;

• Николай Можайский. Блаженный на этой иконе изображён удерживающим в левой кисти цитадель, а в правой – клинок. Такого рода изображение символизирует заступника православных населённых пунктов;

•Ростовой. Тут лик представлен с разведёнными в стороны руками, как в позе Оранта и обладая в качестве одеяния поручи, ризу и фелонь, из — под которой заметны накидка и палица.

В ЧЁМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ИКОНА НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И ЕЁ ЗНАЧИМОСТЬ

В культуре средневековья благоверное изображение изображало собой необычное проявление, в котором мастер живописи стремился представить человеку духовный мир где он мог помочь ему отыскать индивидуальную дорогу к изменениям.

По этой причине значимость образа Николая Чудотворца для всех богомольных людей чрезвычайно огромна.

Изображение Николая Чудотворца имеется в многочисленных жилищах православных людей, защищая их тем самым от невзгод, а кроме того необходимости в чём угодно давая людям благополучие и защиту Блаженного.

К ЧЕМУ СНИТСЯ ОБРАЗ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Если в собственном сновидении человек узрел, что священный лик воскрес и сообщает ему определённую информацию, в таком случае это означает что сновидение возможно полагать пророческим.

В основном, такой сон расшифровывают как благополучное предзнаменование, что означает, что в недалёком будущем внезапно в существовании сновидца будут осуществляться невообразимые удивительные вещи.

ПОМОЩЬ В ЖИЗНИ

В многочисленных всемирных вероисповеданиях уважают икону блаженного Николая Чудотворца, а на Руси в его почтение строили огромное число церквей, и в любом храме, возможно, отыскать его чудотворный образ.

А ВОТ ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ЧУДОДЕЙСТВЕННАЯ ИКОНА:

• Защищает путешественников и людей, которые весьма огромное время находятся в плаванье. Блаженный Николай Чудотворец ещё при своём существовании в мольбе имел возможность в дороге приостанавливать шторма, ураганы и иную плохую погоду. Согласно определённым преданиям юный Николай Чудотворец сумел возвратить к жизни упавшего с мачты матроса, кроме того Благословенный еще спас одного матроса по дороге в Миру из Александрии;

• Также чудотворный образ защищает купцов и малышей. Защитник постоянно весьма обожал малышей, и благополучно отвечал на мольбы матерей о собственных малышах;

• Образ Благословенного Николая Чудотворца и может помочь в примирении конфликтующих людей, защищает от врагов и считается заступником воинства. При своём существовании Блаженный Николай Чудотворец был доброжелательным человеком, который с радостью имел возможность мерить противников.

И по сегодняшний день в молитве о мире обращаются люди к Блаженному:

• Просят в мольбах у Благословенного Николая Чудотворца и в отыскании своей второй половинки, а кроме того прозвонят молебен иконе на брак;

• Может помочь икона и тем, кто именно хочет образумиться, а кроме того и безвинно заклеймённым людям, которые прибывают в тюремном заточении. Пресвятой Николай освобождает людей из плена тюрьмы и в том числе от кончины.

ЧУДЕСА ИКОНЫ БЛАЖЕННОГО НИКОЛАЯ УГОДНИКА

Содействие в сохранении беременности. Светлана уже весьма давно желала быть мамой, но больше восьми недель беременность не продолжалась. Однажды в Воскресной школе Светлане предложили вышить чудодейственный образ ко Дню любви, семьи и преданности. В период вышивания девушка никак не прекращала просить о поддержке Благословенного Николая Чудотворца, и через девять месяцев у девушки появилась на свет прекрасная дочка.

Защищает от угрозы. Лена Бестужева поведала про волшебство, которое случилось с её папой, когда он воевал на линии фронта. Бабушка Лены постоянно просила о поддержки за собственного отпрыска Священному образу. Однажды, когда её папу в осеннее время года перебрасывали ближе к направлению фронта, добравшись до назначенного места, они укрылись и усталые легли отдыхать.

Отец Елены внезапно пробудился от того что его некто тормошить за руку, когда отец пробудился, то заметил старого человека в белоснежной рубашке на выпуск. Этот старик заявил ему: « Иван убегай, убегай!». Папа стремительно встал и помчался, однако затем отец поразмыслил, из каких мест старому человеку взяться на прифронтовой линии огня? Отец приостановился и повернулся, и в эту же минуту в окоп прилетела бомба и все, кто там был, взорвались от бомбы.

КОГДА ПРОВОДИТСЯ ПРАЗДНОВАНИЕ

Торжество в честь Священной иконы организовывают несколько раз в год:

• По старому стилю 6 декабря, а по новому стилю 19 декабря – Николай зимний;

• По старому стилю 9 мая, а по новому стилю 22 мая – Николай вешний. Определено данное торжество в честь перенесения священных мощей в итальянский городок Бари;

• По старому стилю 29 июля, а по новому стилю 11 августа – рождество Священного Николая.

ГДЕ НАЙТИ ИКОНУ В КАКОМ ХРАМЕ

Так как списков данного образа имеется колоссальное число, то мы поведаем о месторасположении определённых из них:

• В монастыре Христа Спасителя в Москве располагается Блаженная икона, который был прописан в Бари, где был возведён Святого Николая;

• Почитаемая икона Блаженного Николая Чудотворца в житии на Пресне в Церкви Рождества Иоанна Предтечи, но изображение с подобным изображением, возможно, заметить на Песках в церкви Спаса Преодражения;

• В Елехове существует иная чудодейственная икона Блаженного. В кафедральном монастыре имеются частички мощей и перечень, на котором представлены Святой Никола, Блаженная Варвара и Священная икона Василия Великого;

• Заметить колпинский образ Николая Чудотворца возможно в храме Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» в Ленинграде.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, НЕОБХОДИМО ПРОЧИТЫВАТЬ МОЛЬБЫ К СВЯТОМУ

«О блаженный Николай Чудотворец, угодник порядочный Всевышний, благоразумный наш защитник, и повсюду в страданиях мгновенный помощник! Посодействуй мне греховному и удручённому в реальной жизни этой, попроси Всевышнего Господа подарить мне прекращение всех моих проступков, немало грехов от молодости моей совершённых, в жизни моей, делом, текстом, рассуждениями и всеми моими ощущениями; и в результате души моей посодействуй мне несчастному, убедить Всевышнего Господа, всея существа Содетеля, освободить меня от воздушных мытарств и постоянного страдания: постоянно возвеличиваю Отца и Отпрыска и Священного Духа, и твоё благосклонное ходатайство, в настоящее время и всегда и в вежды столетий. Аминь».

Моление второе

«О блаженный, величайший Блаженный Чудотворец, служитель Всевышнего, отец Николай! Просим тебя, будь верою всех христиан, надёжный заступник, голодающих людей кормитель, рыдающих людей ликование, заболевшему человеку будь доктором, морякам плавающим по морю будь на правителем, бедных и горемычных питателем и всем быстрым помощником и защитником, безусловно спокойную здесь проживём жизнь и сподобимся наблюдать хвалу выбранных Всевышних на небесах, и с ними постоянно восхвалять единственного В Троице поклоняемого Всевышнего Господа в вежды столетий. Аминь».

Да пусть всегда Вас защищает Всевышний!

Икона Николая Чудотворца, значение, фото

Житие святого Николая Чудотворца Акафист святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу Молитва Николаю чудотворцу Иконы Николая Чудотворца (фото)

Память 6 декабря и 9 мая по старому стилю

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Николай родился во второй половине Ш века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу. До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески — «побеждающий народ». Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба. Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить» его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость. Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример товарищества, ведущий к чему-либо худому, ему был чужд. Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг. Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера. При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!» Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины. Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи неимущим. Следующий случай свидетельствует, к тому же, о его крайнем смирении. В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. До чего может довести нужда человека, недостаточно проникнутого христианским сознанием! Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого. Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь, святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как о благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро. Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь. Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом. Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, выжидая его прихода. Не долго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели. По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в скорбях. По прибытии в Палестину, святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Жала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. Все жители этого благословенного села — православные; там находятся две православные церкви, из которых одна, во имя святителя Николая, построена на том месте, где некогда проживал святитель в пещере, служащей теперь местом поклонения. Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери Чудесной Силой сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души. Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину. Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской кели он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью. Однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!» Священный ужас объял пресвитера Николая: что именно повелевает совершить ему чудный глас? «Николай! Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод. Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!» Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Господь сулил для занятия этой должности более достойного мужа, чем те, которые находились в их среде. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное. Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его — Николай. Получив сие божественное откровение, старец епископ сообщил о нем другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы. С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, владыко!» По имени и глубокому смирению прибывшего, старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!» При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!» Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки — вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником. Паства его процветала. Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285—30 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви. Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа. Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей. Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.) Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей. Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай. Прочие святители защищали Православие помощью своего просвещения. Святитель Николай же защищал веру самою же верою — тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа. Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана — омофора и заключили его в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более, что многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого Угодника Божиего. Местное предание Никейской Церкви не только верно сохраняет память о святителе Николае, но и резко выделяет его из числа трехсот восемнадцати отцов, которых считает всех своими покровителями. Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж. По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели. Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа. Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти. В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, — стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним — трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу. В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя. Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти. «Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?» «Я — Николай, Мир Ликийских Архиепископ!» Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных. Царь призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод. «Какое колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения во сне?» — спросил царь и рассказал им о явлении святителя Николая. «Мы не делаем никакого колдовства, — отвечали воеводы, — но сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в Мирах невинных людей от смертной казни!» Царь велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности, отпустил. Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!» До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры. При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения. Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город. Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город. Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы. Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь. Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия. Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года. Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже — 22 июня 1197 года. Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград — 9/22 мая — была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.

Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Иконы Николая Чудотворца (фото)

Иконы чудотворца Николая Угодника

Николай чудотворец почитается во всем мире. Даже в других религиях есть прообраз этого святого. У буддистов он — божество процветания и долголетия, в калмыцкой вере — покровитель Каспийского моря, на западе известная всем легенда о святом приняла образ поверья о Санта-Клаусе.

Существует множество икон Николая Угодника и ещё больше списков, которые можно приобрести в церкви или магазине. Это одна из самых почитаемых святынь среди православных христиан.

Биография и личность чудотворца

Точных дат биографии Николая не сохранилось. По различным летописям ученые смогли восстановить жизнеописание этого человека, основные события. Есть ряд упоминаний о сотворенных им чудесах.

Никола родился в конце III века в греческой колонии Патара. Семья была достаточно обеспечена. Он был необычным мальчиком: шумным играм будущий святой предпочитал чтение Священного Писания, изучение Евангелие, осмысление слова Божьего. Рано овладев грамотой, он все свободное время проводил в молитве, мысленном общении с Господом, чтении.

Тягу к вере и богослужению в мальчике увидел его дядя, настоятель местной церкви. Он сделал его вначале чтецом, а потом посвятил в сан священника, поручив проповедовать слово Божие в приходе.

Мальчик не остановился на достигнутом. Не из честолюбия или тяги к известности, а из-за желания сделать все, что он сможет, чтобы помочь нуждающимся, обратить к истинной вере как можно больше заблудших людей. По одной из версий, он сразу стал епископом Миры: одному из высокопоставленных священников во сне пришло знамение, он собрал совет, который назначил Николая на такую высокую должность.

Священнослужитель родился в непростое для христианства время. Оно получало развитие среди населения, но до сих пор существовали люди, яро противостоявшие этому мировоззрению. Один из них — Диоклетиан, римский император, правивший с 284 по 305 год. Он издал эдикт (указ), узаконивший преследование христианства во всей империи. Николай несколько раз попадал в тюрьму за проповедование. Он не понаслышке знал о несправедливом осуждении, поэтому всегда пытался помочь добиться правды. За такое качество его до сих пор ассоциируют с защитником слабых, оклеветанных людей.

Так или иначе, из Миры юноша отправился в Александрию. В те времена она была самым развитым образовательным центром. Там можно было получить знания, ознакомиться с книгами, которых не добыть в провинции.

Первое сотворенное чудо

В Александрию Никола добирался на корабле. Тогда произошло одно из первых сотворенных им чудес. Начался сильный шторм. Помогая складывать паруса, один из матросов сорвался с мачты. Её высота — несколько метров. Выжить после падения невозможно. Смерть парня до глубины души поразила Николая, так как он подружился с молодым человеком, много общался с ним. Священник пал ниц, начал искренне молиться Богу. Моряк воскрес. Это видела корабельная команда. По прибытии на сушу все до единого приняли христианство. С тех пор Николай считается покровителем моряков.

По жизнеописаниям известно, что после плавания у святого открылся дар. Молитвой он исцелял безнадежно больных, возвращал зрение, обращал на истинный путь духовно заблудших людей. Поэтому исцеление моряка считают первым сотворенным чудом.

Щедрость Николая

Николаю Мирликийскому была чужда жадность. После смерти родителей, получения от них наследства, епископ все раздал нуждающимся. По возможности он старался творить добро незаметно, чтобы никто не знал об этом. Смысл благодеяния не в том, чтобы получить благодарность, повысить самооценку, а в том, чтобы помочь ближнему, сделать богоугодное дело. Поэтому лучше делать это незаметно, чтобы не смущать человека, для которого творится добро.

Многим с детства известна история от трех сестрах. Никола узнал, что трех девушек отец собирается отдать в наложницы. Такой социальный статус равноценен рабству. Решение ему диктовали тогдашние порядки: девушки не мели права сами зарабатывать себе на жизнь, средств, чтобы выдать их замуж, не было (необходимо приданное). Чудотворец начал подкидывать в окно каждой из них увесистые мешочки с золотом. По одному каждую ночь, чтобы никто не заметил. На третий вечер отец девушек все же увидел Николу, пал ниц благодаря за щедрость. Угодник же лишь взял с него клятву, что никто не узнает об этом деянии.

С Чудотворцем связана легенда о Санта Клаусе. По другой версии, Никола подкидывал золото через дымоход, оно попадало в чулки девушек, развешенные перед камином. Так зародились рождественские традиции католицизма.

Пощечина на Никейском Соборе: клевета или правда?

История открывает факты, говорящие не только о благочестивости Николы, его любви к Господу, неслыханной щедрости. Он был также яростным воином за веру. Святому приписывают разрушение храма Артемиды. Писания говорят, что праведный гнев охватил Николая, когда он понял, что это невиданное по красоте место — пристанище демонов. Археологические раскопки показывают, что языческий храм разрушен землетрясением примерно во втором веке, ещё до рождения святого.

Много споров ведется о происшествии на Никейском Соборе — первом сборе всех православных священнослужителей Рима, который инициировал император Константин. Здесь Никола слышит богохульные, кощунственные изречения некоего Ария, дает ему пощечину. Это неприемлемо с точки зрения христианства, поэтому над митрополитом сразу устраивают суд. Авторитетные ученые заявляют, что ни одно упоминание о Никейском Соборе не содержит имени митрополита Мирликийского. Поэтому святого там в принципе не было. Но факт суда опровергнуть невозможно — есть прямые свидетельства этому. По какому именно поводу он случился, остается неизвестным.

О чем молятся святому?

Молитва — это общение с Богом. Молящийся обращается напрямую к Господу или к святым, чтобы они заступились перед Ним. Поэтому священнослужители сходятся во мнении, что не важно, о чем молиться тем или иным святым. Главное, чтобы все слова шли от чистого сердца, а на уме не было греховных помыслов. Но можно посмотреть на все под другим углом. Разные святые чаще внемлют определенной категории людей, быстрее отзываются на их молитвы. Угодника считают защитником путешественников, воинов, детей, несправедливо осужденных. Поэтому ему чаще всего молятся о следующем:

  • Помощи при поисках справедливости, когда человека осудили несправедливо.
  • Защиты в пути. Путешественники берут с собой иконы Николы Угодника. На многих кораблях и суднах есть специальные каюты под них. К Николаю обращаются родственники, переживающие за путников.
  • Помощь при учебе. Николай всегда тяготел к знаниям, любил учиться, читать. Поэтому часто ученики, студенты молятся святому о помощи при преодолении трудностей, связанных с обучением.
  • Возвращение веры, наставление на истинный духовный путь.

Иконография

Существует несколько иконографических типов изображения Святого Николая. Первые из них датируются 10-12 веком. Представляют собой фрески Михайловского Златоверхого монастыря (Киев). Ныне хранятся Третьяковской галерей. На изображениях Никола изображен в полный рост, одна рука застыла в благословляющем жесте, другая держит раскрытое Евангелие.

Поясной иконографический тип по древности не уступает ростовому. Он изображен на иконах. Древнейшая из сохранившихся находится в России, Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Вероятнее всего, написана в Российской Империи, датируется XII веком. Доподлинно известно, что икона сначала располагалась в Новгороде, после перевезена Иваном Грозным в Москву. Сегодня хранится Третьяковской галерей. Ещё один подобный образ (даже более древний) пропал во время Второй мировой войны.

Интересны житийные иконы Николая Угодника — на них изображены определенные моменты из жизни Чудотворца. Первые такие святыни появились в XI веке. Популярны среди иконописцев они стали к XIV столетию. Наиболее древние из сохранившихся святынь — новгородская (XIV век) и коломныцкая (сейчас находится в Третьяковской галерее).

Житийные иконы Николы Чудотворца делят на 3 типа:

  • детство — изображено рождение, обучение грамоте;
  • посвящение в духовные саны;
  • помощь ближним, сотворение чудес.

Считается, что Никола — защитник слабых, несправедливо осужденных, покровитель воинов, путешественников, моряков. Подобные поверья устоялись ещё при жизни святого. На самом деле он готов помочь каждому, кому это нужно. Главное, чтобы просьба была произнесена от чистого сердца.


Смотрите также