Авторизация

К понятиям связанным с философией буддизма относятся


ББК төрағасы Негізгі пәндер департаментінің директоры

* Характерными чертами ведического периода индийской философии являются следующие … философское мировоззрение не отделяется от мифологического основные представления о мире представлены в ведах основной религией Индии является брахманизм появляются авторские философские произведения основной религией Индии является буддизм

* К числу основных шести даршан относятся … ньяя санкхья миманса вайшешика чарвака джайнизм

* Основателем буддизма считается индийский принц … Сиддхартха Гаутама Патанджали Раджив Ганди Кун фу цзы

Решение:Согласно буддийской традиции, духовным учителем и легендарным основателем буддизма является принц Сиддхартха Гаутама, который позже становится аскетом Шакьямуни и начинает именоваться Буддой, то есть «просветленным», «пробужденным».

* Круг перерождений бессмертной души в индуистской традиции называется … сансара Майа пурушта махаяна

Решение:Одним из центральных понятий индийской философии является сансара, обозначающая трансмиграцию, перевоплощение. Сансара – единая иерархическая лестница перевоплощений, по которой души восходят или нисходят в зависимости от суммы их заслуг или пороков.

* К понятиям, связанным с философией буддизма, относятся … а) хинаяна б) махаяна в) нирвана г) пуруша д) драхма е) пракрити

* С точки зрения представителей древнеиндийской философской школы локаяты, первоначалами мира являются … воздух дерево камень

Огонь вода земля

К общественности мудрец должен относиться дружественно, но сдержанно. «Живи уединённо!». Общество, по Эпикуру, возникло из договора между живущими уединённо и руководствующимися естественным правом людьми. Заключён он с целью непричинения друг другу вреда. При этом люди склонны забывать, что все законы и обычаи могут быть изменяемы, поскольку они должны служить взаимной пользе.

3.4. Неоплатонизм. Основоположником считается греческий философ Плотин. Плотин сам считал себя платоником и занимался, прежде всего, толкованием сочинений Платона. Однако Плотин использует весьма небольшой круг платоновских текстов и дает свое оригинальное толкование платонизма и истины как таковой. «Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Плотина: Единое-Ум-Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует в Ум, где происходит его дифференциация на равносущее множество идей. Ум эманирует в Душу, где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос. Таким образом, мир эманирует из Единого (Блага); вся совокупность вещей — ряд ступеней последовательно убывающего совершенства, исходящего из единой, все созидающей [божественной] первоначальной силы; мировая жизнь — возвращение созданий по тем же ступеням к Единому (Благу).Практические способы единения с Божеством - аскезы и экстаз.

3.5. Стоицизм следует Гераклиту.Зенон Китийский –основатель, ученик киника Кратета). Мир разумен и управляется Логосом и мудрым и благим Провидением.Все устроено целесообразно (телеологизм). Жить следует согласно природе, Провидению и добродетели. «ведь именно к добродетели ведет нас природа» (Зенон). Проблемы возникают из-за отрыва человека от природы. Школа стоицизма отождествляет счастье с добродетелью, то есть «знанием блага», и единственным путем достижения счастья считает жизнь сообразно разумной природе, свободной от желаний и страстей. Только спокойствие духа, по мнению стоиков, позволяет принять свою судьбу как проявление благого промысла, где знание нравственной необходимости совпадает с пониманием космической причинности.

Оратор, политический деятель, консул Цицерон: Каждый может познать, что «обладает каким-то божественным качеством». Стоицизм отождествляет счастье с добродетелью, то есть «знанием блага», и единственным путем достижения счастья считает жизнь сообразно разумной природе, свободной от желаний и страстей. Только спокойствие духа, по мнению стоиков, позволяет принять свою судьбу как проявление благого промысла, где знание нравственной необходимости совпадает с пониманием космической причинности. Цицерон говорил: разум дан всем, значит и право дано всем. Права человека имеют догосударственную природу. Справедливость – дело людей, а не богов. «Под действие закона должны подпадать все». Член сената, консул Сенека «хотящего судьба ведет, нехотящего тащит». Бывший раб Эпиктет «Мы забываем, что если совесть наша чиста, то никто не может навредить нам и что только от нашего недоразумения и желания обладать внешними пустяками происходят всякие ссоры и вражды». «какая тебе будет выгода от добродетельной жизни? – Да большая выгода: порядок вместо беспорядка, честность вместо бесчестия, воздержание вместо распутства, почитание своей души вместо ее презрения! Опомнись же и спаси свою душу!».

Одним из виднейших представителей римского стоицизма является император Марк Аврелий «Я исполняю свой долг. Ничто другое не отвлекает моего внимания». «Все предопределено тебе из вечности».

Тесты

1. Центральным мировоззренческим принципом античной философии является … а) космоцентризм б) теоцентризм в) Антропоцентризм г) культуроцентризм

2. По мнению Фалеса, первоосновой мира является … а) апейрон; б) вода; в) Бог; г) эйдос

3. Философом, считавшим, что мир состоит из атомов единых и неделимых, различных по величине, был … Гераклит Ницше Демокрит Дж. Бруно

4. Равнозначность бытия и небытия, выраженную в принятии двух начал всего сущего – атомов и пустоты, постулирует … Демокрит И. Кант Платон В. Соловьев

5. Оппозиция материализма и идеализма в древнегреческой философии представлена учениями … а) Демокрита и Платона б) Гераклита и Пифагора в) Платона и Аристотеля г) Демокрита и Эпикура 6. По мнению Пифагора, гармонию Космоса можно постигать с помощью … чисел стихий атомов молитв

7. Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит … Сократу Аристотелю Тертуллиану Протагору

8. Достаточным условием нравственного действия, по Сократу, является …а) стремление к цели б) познание природы вещей в) отказ от чувственных удовольствий г) знание добра

9. Тезис «познай самого себя» становится ведущим в философии … Протагора Гераклита Сократа Гольбаха

10. Основателем объективного идеализма является … Платон Демокрит Сократ Анаксимен

11. Основателем первой в античной традиции системы объективного идеализма становится философ … Платон Фалес Цицерон Августин

12. Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом … Сенекой Платоном Пифагором Диогеном Синопским

13. Становление классической логики осуществляется в творчестве древнегреческого философа … Аристотеля Конфуция Порфирия Гераклита

14. Основоположником философской школы неоплатонизма является … Плотин Тертуллиан Аристотель Цицерон

15. Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа … стоицизма эпикуреизма аскетизма даосизма

16. Одним из виднейших представителей римского стоицизма является …Марк Аврелий Плотин Фома Аквинский Геродот

17. Всю философию периода эллинизма пронизывает противоречие между … материализмом и идеализмом космоцентризмом и теоцентризмом стоицизмом и эпикуреизмом универсализмом и индивидуализмом

18.Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином «__________» эвдемонизм аскетизм прагматизм утилитаризм

19. К числу сократических школ относится школа … киников аскетов элеатов легистов

20. Воздерживаться от суждений призывала античная школа …скептицизма -стоицизма – неоплатонизма – кинизма

21. Становление антропологической проблематики в античной философии связано со школой … софистов апологетов легистов джайнистов

22. Автором произведения «Государство» является … Н. Макиавелли Платон Т. Мор И. Кант

23. Первый этап развития философского мировоззрения получил название …а) космоцентризма б) антропоцентризма в) наукоцентризма г) культуроцентризма

20. Существенным отличием Античности от последующих этапов развития западноевропейской философии является ее … а) рационализм б) синкретизм в) универсализм г) гуманизм

ББК төрағасы Негізгі пәндер департаментінің директоры

Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 137 | Нарушение авторских прав

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2019 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Философия Древнего Востока

  • К философам, которые занимались разработкой классификации философских школ в Древнем Китае, относятся …

Сыма Тань , Лю Синь

  • Одной из характерных черт древнекитайской философии является ее принципиальная …традиционность

  • Основными представителями древнекитайской философии даосизма являются …

Лао-цзы

Чжуан-цзы

  • В качестве официальной идеологии Китайской Империи были приняты философские идеи школы …конфуцианства

  • «Золотое правило» нравственности, сформулированное Конфуцием, гласит …«Не делай другим того, чего не желаешь себе»

  • Основными принципами философии конфуцианства являются …

человеколюбие

следование ритуалу

выполнение долг

  • Канонические сборники текстов, на которых выстроены философские системы ортодоксальных школ древнеиндийской философии, называются …

Ведами

  • Характерными чертами ведического периода индийской философии являются следующие

философское мировоззрение не отделяется от мифологического

основные представления о мире представлены в ведах

основной религией Индии является брахманизм

  • Основателем буддизма считается индийский принц …

Сиддхартха Гаутама

Согласно буддийскому учению, цель человеческой жизни заключается в том, чтобы достигнуть …

нирваны

  • Круг перерождений бессмертной души в индуистской традиции называется …сансара

  • Китайский мудрец Лао-цзы, учивший, что «жить в покое, вдали от дел – вот то, чего избегают люди, но только так и можно приблизиться к истинному Пути», отстаивает принцип …недеяния

  • Центральным понятием китайской философии, выражающим представления об истинном пути земли, неба и человека, является …дао

  • К понятиям, связанным с философией буддизма, относятся …

  • Одним из основных понятий древнекитайской философии, обозначающим мужское начало в природе, является …

Ян

  • Одним из основных понятий древнекитайской философии, обозначающим женское начало в природе, является …

Инь

  • Материалистический взгляд на действительность отстаивает древнеиндийская философская школа …

локаята

  • С точки зрения представителей древнеиндийской философской школы локаяты, первоначалами мира являются …

Воздух, огонь, вода, земля

  • К числу основных шести даршан относятся …

        • ньяя

        • санкхья

        • миманса

        • вайшешика

  • Осмысление практики существования государства и юридического права становится центральной проблемой в такой философской школе Древнего Китая, как …легизм

Сущность и природа познания

  • Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название …механической

  • Родоначальником французского рационализма является …Р. Декарт

  • Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для …эмпиризма

  • Знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, называется …опытом

  • В основе современной научной картины мира лежит …теория относительности

  • Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется …сенсуализмом

  • Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам называется …интуицией

  • В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как …субъективный образ объективной реальности

  • Субъект познания в диалектическом материализме предстает как …субъект предметно-практической деятельности

  • Формой чувственного познания является …ощущение

  • Формой рационального познания является …

суждение

  • Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется …

скептицизмом

  • Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется …

агностицизмом

  • Гносеология – это учение о …познании

  • С позиции диалектического материализма основной формой познания и его целью является …практика

  • Позиция, согласно которой опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, характерна дл…

рационализма

  • Основой самосознания является …рефлексия

  • Основными уровнями познания являются …чувственный и рациональный

  • Второй ступенью познания является рациональное познание, которое представлено также тремя формами: понятием, суждением и умозаключением.

  • Формой рационального познания является …суждение

  • Формой чувственного познания является …ощущение

  • С позиции диалектического материализма основной формой познания и его целью является …практика

  • Основными формами практики являются: 1) общественно-производственная; 2) социально-политическая; 3) научно-экспериментаторская; 4) врачебная; 5) бытовая, хозяйственная.

  • Автором концепции «обоснованного рационализма» является …Г. Башляр

  • Средневековым мыслителем, выдвинувшим тезис о «гармонии между верой и разумом», был …Ф. Аквинский

  • Ярчайшим представителем агностицизма является …И. Кант

  • Результатом процесса познания является …знание

  • Средневековым мыслителем, выдвинувшим тезис о «гармонии между верой и разумом», был …Ф. Аквинский

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Буддийская философия

БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — система рационально обоснованных взглядов на мир, человека и познание, сложившаяся в рамках разных направлений и школ буддизма. Ведущую роль в развитии буддийской философии сыграли две хинаянские школы — вайбхашика и саутрантика и две школы махаяны — мадхъямика и йогачара.

УЧЕНИЕ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. Философская сущность проповедей основателя буддизма заключалась в утверждении зависимости мира от человека, а также динамичного и изменчивого (анитья) характера всего существующего, в т. ч. и человека. Будда считал, что человек состоит не из тела и неизменной души (анатма-вада), как в брахманизме, а из пяти групп (скандх) элементов — дхарм, формирующих явления телесного и психического. Тем не менее всеобщая изменчивость не означает хаос, поскольку подчинена закону взаимозависимого возникновения дхарм (пратитья-самутпада). Такова картина мира, из которой Будда выводит свои четыре благородные истины, всеобщая изменчивость вызывает страдания всего живого (первая истина); у страдания есть своя причина — желание (вторая истина); эту причину можно устранить (третья истина); существует восьмеричный путь к устранению страдания (четвертая истина).

После смерти Будды стараниями его последователей был создан буддийский канон Трипитака (пали Типитака), древнейшая версия которого сохранилась в школе тхера-вада (учение старейших). С точки зрения тхеравады все, что мы наблюдаем, и мы сами — это поток мгновенно вспыхивающих элементов существования — дхарм, которые сменяют друг друга настолько быстро, что нам кажется, будто мы и вещи вокруг нас неизменны. В тхераваде культивируется идеал архата — совершенного святого, искоренившего в себе все слабости человеческой натуры, подчеркивается значение практики медитации, поэтому большую роль в ней играют классификации типов личности и методов медитации, соответствующих каждому типу.

Философские идеи школ вайбхашика и саутрантика отражены в «Абхидхармакоше», тексте, созданном в 4 в. н. э. буддийским философом Васубандху, который впоследствии перешел в махаяну. Основная идея вайбхашики состоит в том, что все дхармы — прошлого, настоящего и будущего — существуют, но в разных формах (дхармы настоящего — проявлены, дхармы прошлого и будущего — непроявлены). Поэтому дхармы в действительности не возникают и не исчезают, а лишь переходят с одной ступеньки существования на другую. Все они делятся на составленные, постоянно пребывающие в «волнении» и заполняющие собой наблюдаемый мир, и несоставленные, «успокоенные» (прежде всего нирвана). Сансара (эмпирическое существование) и нирвана (освобождение от перерождений) взаимно исключают друг друга: пока дхармы находятся в «волнении», нирвана не наступит, и, напротив, когда их «волнение» прекращается, мир сансары просто исчезнет. Если сансара — это состояние всего мира, то нирвана — состояние только человека. И единственный путь к нему — искоренение в себе ложного мнения о «самости», неизменном «я», которое переходит при перерождении из тела в тело. Буддист должен смотреть на себя и на окружающий мир не как на «я» и мир, или, на философском языке, субъект и объект, а как на безличный поток элементов. Представители школы саутрантика полагали, что существуют только дхармы настоящего, дхармы прошлого и будущего нереальны. Нирвана — это не какое-то особое состояние, а простое отсутствие сансары. Философия махаяны, связанная с именами Нагарджуны, Васубандху, Чандракирти, Шантаракшиты и др., продолжает развивать буддийские учения о нирване и сансаре. Если в предшествующих школах, которые махаянисты объединили понятием хинаяна — «узкий путь», главным является противопоставление этих понятий, то здесь они практически отождествляются. Раз каждое существо способно к духовному совершенствованию, значит, в каждом есть «природа Будды» и ее необходимо обнаружить. Таким образом, нирвана, понимаемая как реализация «природы Будды», подспудно содержится в сансаре. Махаяна идет дальше хинаяны и в вопросе об отсутствии души, или самости, у всего существующего. Мир и все в нем содержащееся, в т. ч. и дхармы, лишены собственной опоры, зависят друг от друга, а значит, относительны, пусты (шунья). Поэтому страдание объясняется отсутствием у этого мира смысла и ценности, нирвана же связывается с постижением его подлинной основы — пустоты (шуньята) и с пониманием того, что любое учение о нем неистинно. Махаянские философы подчеркивают, что все понятия относительны, включая самое относительность, поэтому на высших ступенях медитации следует отказаться от понятий вообще и постигать мир чисто интуитивно.

В ваджраяне вырабатывается принципиально новое отношение к человеку — субъекту просветления. Если в других направлениях буддизма тело человека оценивалось в основном негативно, т. к. считалось символом страстей, удерживающих человека в сансаре, то тантризм ставит тело в центр своей религиозной практики, видя в нем потенциальный носитель высшей духовности. Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение абсолютного (нирваны) и относительного (сансары). В ходе специального ритуала раскрывается присутствие природы Будды в человеке. Исполняя ритуальные жесты (мудры), адепт реализует в собственном теле природу Будды; произнося священные заклинания (мантры), он реализует природу Будды в речи; а созерцая божество, изображенное на мандале (священной диаграмме или схеме вселенной), реализует природу Будды в собственном уме и как бы становится Буддой «во плоти». Таким образом, ритуал преобразует человеческую личность в Будду и все человеческое становится священным.

В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 321-322.

Имя основателя буддизма. 1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Пифагор

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

10.Направление, отрицающее существование Бога, называется:

атеизм

Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

Религии

Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

карма

30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

Будда

Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

нирвана

33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

Янь

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

Инь

35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

Ли

38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

Карма

42.Китайский философ, основатель даосизма

Лао-цзы

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

44.Хронологические рамки развития античной философии:

VI в. до н.э – VI в. н.э.

45.Основным принципом античной философии был:

космоцентризм

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

проблема первоначала

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 2

«Начало всех вещей -- вода»

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

Воздух

50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

Парменид

52.Впервые понятие бытия в философии употребил

Парменид

53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

элеаты

54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

Элейской

Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

Зенона и Гераклита

56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Гераклит

57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Гераклит

58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Демокрит

60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Протагору

61.«Я знаю, что ничего не знаю...». Автор афоризма:

Сократ

62.Знание по Сократу тождественно:

добродетели

63.Суть «этического рационализма» Сократа:

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

64.Объективно-идеалистическая философия была основана:

Платоном

65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

Платону

66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

Платону

69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

Платон

70.Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

71.Философ, ученик Платона:

Аристотель

72.Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»

Аристотель

73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

Минеральная душа

74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо наслаждаться жизнью

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 3

Цицерон

76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

стоиков

Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

Сенека

Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

79.Характерной чертой средневековой философии является:

теоцентризм

Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

Авторитаризм

81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

Бога

82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

теология

Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Апокрифы

Эсхатология – это

Учение о конечных судьбах мира и человека

Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

Мессия

87.Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

аскетизм

88.Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

Креационизм

Учение о спасении души

Сотериология

Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека

Креационизм

91.Главная задача христианских апологетов состояла в:

В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

92.Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:

патристика

Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»

Августин

94.«Шестоднев» -- это книга, в которой излагались:

Христианская онтология и космогония

95.Схоластика – это:

тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

96.Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

схоластике

97.Представитель средневековой философии:

Фома Аквинский

98.Представитель средневековой западноевропейской философии:

Ф.Аквинский

Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

Экзегетика

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 4

Фомы Аквинского

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

101.Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

Возрождение

102.Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

103.Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?

Флоренции

105.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

антропоцентризм

106.Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

человек

107.Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

гуманизм

108.Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

индивидуализма

109.Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

индивидуализм

110.Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»

Пико делла Мирандола

111.Представитель философии эпохи Возрождения:

Дж.Бруно

112.Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

Дж.Бруно

Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики

Петрарка

Для философии эпохи Возрождения характерна

ностальгия по античной культуре

Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»

Пантеизм

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.

Освобождение от церковного влияния

Секуляризация

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Рационализм

Основное утверждение рационализма заключается в том, что

Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

Особенности рационализма XVII в. обусловила

Математика

Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии

Р. Декарт

Дуалистическая философия характерна для

Р.Декарта

122.В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался

Дуализма

123.Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал

Р. Декарт

Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»?

если я мыслю, следовательно, я существую

125.Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:

Р.Декарту

Основное утверждение эмпиризма

Всё знание человека основывается на опыте

Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт

Сенсуализм

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 5

Ф. Бэкон

Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать

Индукция

130.Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:

Чувственное и рациональное

131.Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa

Дж. Локк

Война всех против всех» есть естественное состояние, считал

Т. Гоббс

Теории «общественного договора» придерживался

Т. Гоббс

135.Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»

Г. Лейбниц

Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу

Монада

137.Представителем субъективного идеализма является:

Дж.Беркли

Центральная философская проблема Д. Юма

Познание

Центральная проблема в философии французского Просвещения

Человека

Основная идея философии французского Просвещения

Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества

К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

Идею равенства всех людей

142.Сущность деизма состоит в

Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

Представитель философии Французского Просвещения

Ж.-Ж. Руссо

Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах», — утверждал

Ж.-Ж. Руссо

Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал

Собственность

Французский философ, сторонник сенсуализма

Локк

Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была

Франция

Идея правового государства включает в себя положение о

Разделении властей

Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями

Гоббс

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

150.Хронологические рамки немецкой классической философии

XVIII – XIX вв.

151.Философ, автор «Критики чистого разума»:

И.Кант

152.Важнейшее философское произведение Иммануила Канта

«Критика практического разума»

153.Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:

законов разума и его границ

154.По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:

быть всеобщим и необходимым

155.И.Кант считает, что пространство и время:

есть врожденные, доопытные формы чувственности

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 6

То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано

157.В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:

мире «вещей самих по себе»

158.Смысл категорического императива И.Канта можно раскрыть таким образом: поступай по отношению к другим так, как:

ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе

Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит

И. Канту

По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет

Нравственный долг

161.Философ, автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии истории», «Философии права»:

Г.В.Ф.Гегель

162.Философии Г.Гегеля присущ:

панлогизм

163.Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

диалектика

164.Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:

Абсолютная идея

165.Представитель немецкой классической философии:

Л.Фейербах

Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии?

Ф. Ницше

167.Представителем материализма является

Л. Фейербах

Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»

Кант

Не является характерной особенностью немецкой классической философии

Отрицание трансцендентного, божественного бытия

Мыслитель, проживший всю жизнь в Кенигсберге, преподававший в тамошнем университете

Кант

Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является

Мировой Дух

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.

172.Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию

Иррационализм

Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания

Философия жизни

К представителям «философии жизни» относится

Ф. Ницше

Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал

А. Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира

Волю к жизни

177.Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (élan vital). Его познание возможно с помощью:

интуиции

178.Кто является автором следующих произведений: «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое»?

Фридрих Ницше

Родоначальник позитивизма

Огюст Конт

Направление современной философии, являющееся материалистическим

Марксизм

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 7

Прагматизм

Иррационалистическое направление в философии XX века

Экзистенциализм

Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает

Существование

Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма

Индивидуальное бытие человека

185.Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии

Экзистенциализма

186.Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо

Экзистенциализм

Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что

Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

К важнейшим особенностям русской философии нельзя отнести

До-систематический, до-логический характер

189.Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в

Спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников

190.К характерным особенностям русской философии относится:

Эмпиризм

191.Верховный бог в славянской мифологии, творец Вселенной, распорядитель дождя и грозы, покровитель семьи и дома

Род

192.Для древнерусской мысли характерна:

Переоценка внешнего материального бытия

193.Предфилософии Киевской Руси свойственен:

мистицизм

194.Датой принятия православия на Руси считается

988 год

Город, в котором согласно «Повести временных лет» принял крещение великий князь Владимир Святославич

Корсунь

196.Киевская Русь приняла «культурную эстафету» от:

Золотой Орды

197.Двуглавый орёл впервые был принят в качестве государственного символа России

Иваном III в 15 веке

К жанру социальной утопии в древнерусской литературе относится

«Слово о законе и благодати»

Сергий Радонежский был современником

Куликовской битвы

200.Знаменитым русским иконописцем является:

Феофан Грек

201.Самая знаменитая икона Андрея Рублева:

«Троица»

202.«Слово о законе и благодати» написал

Иларион

203.Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал

Филофей

204.Инициатором исправления церковных книг, явившегося поводом к расколу, стал:

Патриарх Никон

205.Основателем русского книгопечатания является:

И. Федоров

206.Духовный лидер нестяжателей

Нил Сорский

Выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам

нестяжатели

208.Кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строить семью и вести хозяйство, созданный на Руси в 16 веке

«Домострой»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 8

раскольников

210.В «Вертограде Многоцветном» Симеон Полоцкий уподобляет мир

книге

Один из первых сторонников идеи панславизма (объединения всех славян)

Юрий Крижанич

212.Сподвижник Петра Великого, архиепископ новгородский, автор «Духовного Регламента»

Феофан Прокопович

Российская Академия наук была основана в

1724 году

214.Сторонником деистического материализма в русской философии был

М.В. Ломоносов

215.При открытии Московского университета в числе трёх его факультетов не было:

физического

216.Масонство было привнесено в Россию из:

Англии

217.К одной из центральных идей масонства относится:

Совершенствование человека через личное и соборное самопознание

218.По мнению современников, «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению»

Н.И. Новиков

Русским Сократом» прозвали

Г.С. Сковороду

220.По мнению Г.С. Сковороды, вся действительность распадается на три мира, к числу которых не относится:

общество

Работа «О человеке, о его смертности и бессмертии», являющаяся одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли, была написана

А.Н. Радищевым

222.Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:

П. Чаадаевым

Первое «Философическое письмо» было опубликовано в журнале

Телескоп

224.К основным идеям «Философических писем» нельзя отнести

Следование христианским заповедям как единственному пути к спасению, к Царствию Небесному

Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения

П.Я. Чаадаев

226.Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?

П.Я. Чаадаеву

227.Основной идеей западничества является

Россия должна развиваться по европейскому пути

228.Духовный лидер западников

А.И. Герцен

229.Наиболее близка к воззрениям «западников» идеология партии

Союз правых сил

Центральная идея философии И.В. Киреевского

Цельность духовной жизни

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 9

А.С. Хомяков

232.Представителем славянофильства был

И.С. Киреевский

233.Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:

Славянофилов

234.Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для:

Славянофилов

Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает

Свободное единение людей во Христе

Подлинным гимном свободе можно признать

«Легенду о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского

Слова «красота спасет мир» принадлежат

Ф.М. Достоевскому

Смысл притчи Достоевского о «слезинке ребёнка» из романа «Братья Карамазовы» заключается в том, что

Мировая гармония не стоит даже одной человеческой жизни

Русский мыслитель, автор романов «Подросток», «Бедные люди», «Идиот», «Бесы»

Ф.М. Достоевский

Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым

Этика ненасилия

Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого

Не противься злому

Страна, где Владимир Соловьев в третий раз встретился с видением Софии как образом вечной женственности и премудрости Божией

Египет

Автором работ «Смысл любви», «Красота в природе», «Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве» является

Владимир Соловьёв

244.Концепция …. характерна для Вл. С. Соловьева.

Всеединства

Одна из главных идей философии всеединства

Недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни

Высшей, наиболее совершенной формой любви, по мнению В.С. Соловьева, является

Любовь между мужчиной и женщиной

Отечественный мыслитель, впервые создавший всеобъемлющую философскую систему на началах христианского гуманизма

В.С. Соловьев

Русский мыслитель, который в работе «Имена» доказывал, что между именем и его носителем есть глубокая связь

П.А. Флоренский

Одно из главных произведений С.Н. Булгакова

«Свет невечерний»

Представитель русского марксизма

Г.В. Плеханов

В.И. Ленин разработал учение о России как

Слабом звене в цепи империализма

Основоположником русского космизма считается

Николай Фёдоров

253.Представителями «русского космизма» являются:

К. Циолковский, В. Вернадский

Согласно Н.Ф. Фёдорову, высший моральный долг землян, центральная задача всех людей заключается в

Уничтожении страданий на земле

Синтез философских и научных учений, объединённых представлением о взаимосвязи человека и природы, человечества и Вселенной

Космизм

Одно из основных правил «космической этики» К.Э. Циолковского

Страдающего убей

Основное понятие гносеологии В.И. Вернадского

Эмпирическое обобщение

Ноосфера -- это

Сфера разума

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 10

А.Л. Чижевский

Русский философ, в книге «Самопознание» писавший: «Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу»

Николай Бердяев

Русский мыслитель … в работе «Самопознание» заявил, что положил в основание философии не бытие, а свободу.

Н.А. Бердяев

Причина, первоисточник зла в мире по Н.А. Бердяеву

Государственная власть

Дуализм духа и материи, Бога и природы характерен для философии

Н.А. Бердяева

По мнению Л. Шестова, достичь невозможного человек может лишь благодаря

Вере в Бога

Согласно Л. Шестову, главным врагами человека в «борьбе за невозможное» являются

Разум и мораль

ОНТОЛОГИЯ

Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого,

Субстанция

Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает

Дуализм

Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает

Плюрализм

269.Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи

Материя вечна, несотворённа и неуничтожима

270.Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул:

Демокрит

271.Материя есть первоисточник бытия, утверждает

Материализм

Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях» есть

Материя

273.В марксизме материя трактуется как

Вещество

Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи?

Стабильность

275.К идеальным явлениям относится

Совесть

Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется

Атрибутом

277.Способ существования материи

Движение

К атрибутам материи не относится

Покой

279.Высшая форма движения материи - это

Социальное движение

Суть космогонической гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что

Вселенная возникла в результате взрыва микроскопической частицы

Последовательность состояний отражает категория

Времени

Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах

Пространство

Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал

Ньютон

Сущность реляционной концепции пространства и времени заключается в том, что

Пространство и время зависят от материальных процессов

Какая концепция времени не допускает возможность создания «машины времени»?

Динамическая

Важнейшее специфическое свойство биологического времени

Антропность

Важнейшее специфическое свойство биологического пространства

Однородность

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 11

Природа

Какая из нижеперечисленных пар прилагательных не используется при философском анализе природы?

первозданная и рукотворная

Кто из названных учёных-философов впервые установил, что солнечная активность влияет на самочувствие людей?

Чижевский

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

Отражение – это (выберите наиболее полное и точное определение)

Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё объектов

Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру:

сознания

Рефлексия – это:

размышление личности о самой себе

Наиболее сложной формой отражения является

Сознание

Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью

Сознание

Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека

З. Фрейд

Разработанный З. Фрейдом метод

Психоанализ

К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится

Анализ убеждений

В структуре личности З.Фрейд выделяет

Оно, Сверх- Я, Я

300.Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности

Оно

301.Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. ту, которую Фрейд не выделял.

Пра-Мы

Оно в психоанализе Фрейда относится к:

сфере бессознательного

Сон по З.Фрейду является:

символическим

Мыслитель, полагавший, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами

З. Фрейд

Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число?

Я-зеркальное

ГНОСЕОЛОГИЯ

Гносеология рассматривает

Границы и возможности человеческого познания

Достоверное знание о мире невозможно, утверждает

Скептицизм

Носитель преднамеренной, целенаправленной активности

Субъект

309.Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя?

Цель познания

Не относятся к видам средствам познания

Технические

311.Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами

Пространства

Непротиворечивость относится к следующему критерию научности

Логическому

Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда говорят о

Апробации знания

314.Невозможно фальсифицировать:

существование Бога

315.Поддается фальсификации гипотеза о:

существовании жизни на Марсе

316.Когерентность – это

Самосогласованность знания

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 12

Вероятностным критериям научности

Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность

Истина

Критерий истины в марксистской философии

Практика

В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это

То, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы

321.Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам

Интуиция

В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути

Абстрагирования от личностных качеств человека

ДИАЛЕКТИКА

323.Диалектика – это

Учение о развитии и всеобщих взаимосвязях

Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий

Диалектика

Назовите философа, которого считают основателем античной диалектики

Гераклит

Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей

Диалектика

Диалектический материализм — учение

Марксизма

328.Диалектика отличается от метафизики

Пониманием развития

Метафизика – это

Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные

Наиболее общие фундаментальные понятия

Категории

331.Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга

Принцип единства и борьбы противоположностей

332.Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется

Законом

Законы диалектики впервые сформулировал

Г. В.Ф. Гегель

Один из основных принципов диалектики

Принцип развития

Не является законом диалектики

Закон о взаимопереплетении причин и следствий

Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания

Противоречие

Ключевым моментом диалектической концепции является принцип

Противоречия

Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания,

Единство и борьба противоположностей

Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития

Переход количественных изменений в качественные

Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития

Отрицания отрицания

Направленное, качественное изменение

Развитие

343.Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её:

Качество

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 13

Сущности

Теория самоорганизации сложных систем

Синергетика

ПРИРОДА НАУКИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

346.Теория научного познания именуется

Эпистемологией

Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?

Неопровержимость

По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на

Фундаментальные и прикладные

Один из основоположников философии техники

П. Энгельмейер

Греческое слово «технэ» первоначально имело значение

искусство, мастерство

351.Чувственное познание отличается от рационального тем, что

Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума

Исходная, простейшая форма чувственного познания

Ощущение

353.Форма рационального познания:

Понятие

354.Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства

Понятие

Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается

Опровержение

Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета

Суждение

Форма эмпирического познания

Гипотеза

Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов

Эмпирическое обобщение

Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании

Гипотеза

Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности

Теория

361.К важнейшим функциям научной теории можно отнести

Систематизирующую

Научная гипотеза относится к

Концептуальным средствам познания

363.Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях» относится к:

эксперименту

Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения

Наблюдение

Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях

Эксперимент

Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок

Индукция

Логический вывод частных следствий из общего положения

Индукция

Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях

Дедукция

Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы

Анализ

Процедура мысленного расчленения целого на части

Анализ

Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое

Синтез

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 14

Герменевтический

Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в

Математических науках

Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для

Объяснения

Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»

Парадигма

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

376.Автор произведений: «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Искусство любить», «Бегство от свободы»

Э. Фромм

Впервые определил человека как «общественное животное» (zoon politikon)

Аристотель

378.Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит

Протагору

Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»

Личность

380.Личность - это

Поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» - каждый человек потенциальная личность

381.Личность – это:

личностью не рождаются, личностью становятся

382.Личность – это:

продукт общественных отношений

Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других

Индивидуальность

Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка

Разум

385.Индивидуальное сознание – это

Отражение индивидуального бытия конкретной личности

Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает

Индивидуализм

Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для

Коллективизма

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 15

О взаимодействии и соотношении генов и воспитания

389.Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий характерно для

Буддизма

390.Для кого из нижеперечисленных мыслителей проблема смысла жизни не была центральной?

И. Лакатоса

391.Проблема смысла жизни была центральной для философии

В. Франкла

392.Кому принадлежат следующие высказывания: «Смысл есть для каждого и для каждого существует свой особый смысл», «Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден», «В поисках смысла нас направляет наша совесть»?

В. Франклу

393.Как Вы полагаете, кому могут принадлежать следующие строки: «Любая попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто уже не мог больше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно… Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: « У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как»?

В. Франклу

394.К какому виду любви относится данное описание: «Это нежное и мягкое чувство, бескорыстная любовь-самоотдача, находящая воплощение в любви матери к ребёнку или в христианской любви к ближнему»?

Агапэ

Как Вы думаете, кому принадлежит следующее высказывание: «Идея романтической любви, согласно которой только один человек в мире может быть предметом истинной любви и что главная задача найти именно этого человека, -- ошибочна. Неверно и то, что любовь к нему, уж если повезёт встретить такого человека, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может переживаться по отношению только к одному человеку, этим самым фактом как раз и показывает, что это не любовь, а симбиотическое отношение».

Э. Фромму

Гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и проявляющаяся в формах флирта, кокетства и пр. (в древнегреческой культуре)

Людус

Этический смысл проблемы эвтаназии заключается в вопросе

Имеет ли человек право на самоубийство

398.«Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:

фатализма

399.Согласно…«все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен»

Фатализму

Наиболее древний предок человека (согласно данным современной науки)

Австралопитек

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 16

100-150 тысяч лет назад

Согласно современной науке, австралопитеки не обладали

Членораздельной речью

Антропоиды -- это

Человекообразные обезьяны

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

404.Абсолютизировало законы механики применительно к социальной философии философское направление:

французского материализма XVIII века

405.Философское направление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальной философии

Французский материализм XVIII века

406.Основатель социологии как позитивной науки

О. Конт

407.Основной труд К.Маркса:

«Капитал»

408.Выделил социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества

К. Маркс

Понятие общественно-экономической формации принадлежит

Марксизму

Общественно-экономическая формация – это

Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой

411.Существует … общественно-экономических формаций

Пять

412.Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества является

Классовая борьба

Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций

К. Маркс

Определяющие отношения между людьми, в марксистской философии

Производственные

Класс, способный переустроить общество, по К.Марксу

Пролетариат

416.В марксизме главным фактором в развитии общества считается

Способ производства материальных благ

417.Не относится к основным типам общественного производства:

Производство духовных ценностей

418.Эсхатология – это:

Учение о конечных судьбах мира и человека

419.Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории

Мировой Дух

420.Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о том, что:

Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов

421.Фактор, который, согласно социал-дарвинизму, является основной движущей силой развития общества

Классовая борьба

Антропосоциогенез – это

Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума

Согласно марксизму, главным фактором антропогенеза является

Труд

Постепенные изменения в обществе и природе

Эволюция

Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному

Регресс

426.Общественный прогресс – это

Поступательное движение общества от простых форм к более сложным

Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени

Движение

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 17

Государственные

Общественное сознание – это

Сумма множества индивидуальных сознаний

429.Что из нижеперечисленного не является формой общественного сознания?

Наука

430.Что производится в рамках духовной сферы общества? Дайте наиболее полный и точный ответ.

Информация и духовные значения

Идеология -- это

Совокупность индивидуальных сознаний

Идеология относится к

Социальной сфере

Совокупность общественных чувств, эмоций, настроений

Общественное сознание

434.Не относится к важнейшим измерениям духовности

Плюрализм

Интерес -- это

Конкретизированная, осознанная потребность

Интерес к живописи является конкретизацией

Эстетической потребности

437.Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»

культура

К важнейшим функциям культуры нельзя отнести

Адаптивную (защитную) функцию

439.Не является проблемой, изучаемой философией истории

Проблема устройства (структуры) общества

440.Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что:

Мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ

Формационного подхода к анализу общественного развития придерживался

А. Тойнби

442.Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:

цивилизационному подходу

443.Согласно … подходу, единой истории человечества не существует, есть только история локальных культур

Культурологическому

Согласно Шпенглеру, цивилизация -- это

Синоним духовной культуры

445.Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название … проблем.

Глобальных

446.Глобальные проблемы – это

Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества

Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным?

Проблема борьбы с международным терроризмом

Растущая взаимозависимость различных регионов мира

Глобализация

В современной России

Смертность значительно превышает рождаемость

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Tema_2

1.(С) Начало формирования философского мышления в Индии связано с:

а) даосизмом;

б) брахманизмом;

в) исламом

г) буддизмом.

Ответ: б

2. (С) Основные идеи брахманизма изложены в:

а) Упанишадах;

б) Книге перемен;

в) Бхагавадгите;

г) Книге «Лунь юй».

Ответ: а

3. (П) Даосизм – это философия:

а) Конфуция;

б) Лао-цзы;

в) Мо-цзы;

г) Цзоу Яня.

Ответ: б

4. (ПС) Категория «небо» относится к философии:

а) брахманистов

б) чарваков;

в) Конфуция

г) Мо-цзы.

Ответ: в

5. (П) Верно ли утверждение, что категория «недеяние» характеризует философию Лао-цзы?

А) Да;

Б) Нет.

Ответ: а

6. (ПС) Категории философии Конфуция:

а) жэнь;

б) недеяние;

в) мокша;

г) небо.

Ответ: а, г

7. (ПС) Элементы, входящие в учение о пяти стихиях в Древнем Китае:

а) Вода;

б) Огонь;

в) Металл;

г) Воздух.

Ответ: а, б, в

8. Установите соответствие между философскими учениями и категориями, которые в них используются:

1) Брахманизм.

2) Конфуцианство.

3) Даосизм.

4) Натурфилософия.

А) инь и ян.

Б) атман.

В) небо.

Г) дао.

Ответ: 1 б, 2 в, 3 г, 4 а

9. (ПС) Установите последовательность четырех «благородных истин» в буддизме:

а) Существует путь, ведущий к освобождению от страдания.

Б) Существует освобождение от страдания.

В) Существует причина страдания.

Г) Существование человека неразрывно связано со страданием

Ответ: г, в, б, а

10. (С) Материалистическая школа в философии Древней Индии называется …

Ответ: чарвака.

Соседние файлы в папке 4873

История философии

Восточная философия

Основатель буддизма:

A) Готама

B) Гаутама

C) Канада

D) Чарвака

E) Джина

2. Высшим духовным началом человека в философии индуизма является:

А) карма

В) дхарма

С) майя

D) нирвана

E) атман

3.Священные тексты культуры Древней Индии:

А) Коран

В) Авеста

С) Библия

D) Веды

E) Тора

4. Неортодоксальная даршана:

А) Джайнизм

В) Ньяя

С) Веданта

D) Санкхья

E) Йога

5. «Жизнь - страдание» - лейтмотив учения:

А) Конфуцианства

В) Буддизма

С) Легизма

D) Даосизма

E) Вайшешики

6. Как называется концепция перерождения в буддизме?

А) Ахимса

В) Нирвана

С) Сансара

D) Сяо

E) Дхарма

7. Отличие буддизма от других мировых религий состоит в том, что:

А) Количество последователей буддизма значительно превышает представителей других религий

В) В буддизме отсутствует идея бога - высшего творца мира

С) Буддизм отражает материалистическую тенденцию развития философской мысли

D) Буддизм - это экзистенциальная философия

E) Философия буддизма в своей основе предполагает дуализм

8. В индийской философии - общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения:

А) Сансара

В) Карма

С) Нирвана

D) Дхарма

E) Мокша

9. Что означает понятие «мокша» в индийской философии?

А) Учитель

В) Жрец

С) Бог

D) Вера

E) Освобождение от колеса сансары и кармы

10. Дхарма в древнеиндийской философии - это:

А) Вид религиозно-духовной практики

В) Закон вечного кругооборота бытия

С) Высшее духовное начало человека

D) Понятие морального долга и предназначения

E) Абсолютное духовное освобождение

11. Когда происходит переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению в Древней Индии?

А) VII-VI в. до н.э.

В) IV в. до н.э.

С) II в. до н.э.

D) V в. до н.э.

E) VIII в. до н.э.

12. Понятие «Брахман» в древне-индийской философии означает:

А) Духовную первооснову, Абсолют

В) Моральное совершенствование человека

С) Переселение души из одного тела в другое

D) Материальную первооснову мира

E) Не причинение вреда живым существам

13. В чем суть человеческой жизни согласно Будде?

А) В приобщении к истине

В) В жизни в обществе

С) В общении

D) В страдании

E) В труде

14. В древнеиндийской философии создатель «срединного пути», «четырех истин», «восьмеричного пути»:

А) Джаймини

В) Патанджали

С) Улука

D) Махавира

E) Будда

15. В своей основе Джайнизм провозглашает:

А) Плюрализм

В) Агностицизм

С) Монизм

D) Дуализм

E) Скептицизм

16. Основатель школы Вайшешика:

A) Готама

B) Гаутама

C) Лакоята

D) Чарвака

E) Канада

17. Что означает понятие « Гуру» в индийской философии?

A) Учитель

B) Жрец

C) Бог

D) Брахман

E) Шудра

18. Целью учения буддизма является:

A) Не навредить живому

B) Познание всего сущего

C) Следование деваяна («путь богов»)

D) Познание Абсолютного начала

E) Достижение нирваны

19. Исходное понятие в философии буддизма:

A) Желание

B) Надежда

C) Вера

D) Любовь

E) Страдание

20. Ядром учения Упанишад является:

A) Признание существования единого бога, Абсолютной реальности

B) Обоснование существования космического первоначала пуруша

C) Выяснение тождества индивидуальной сущности души с универсальным принципом мира

D) Выяснение противоречия между универсальной сущностью бытие и индивидуальной сущностью человека

E) Обоснование спекулятивного понимания всего сущего

21. Ведические тексты - это литература преимущественно:

A) Теологического характера

B) Научного характера

C) Мифологического характера

D) Мистического характера

E) Религиозного характера


Смотрите также