Авторизация

Как готовиться к исповеди и причащению


Как подготовиться к исповеди и причастию?

Как подготовиться к исповеди и причастию? Подготовка к исповеди и причастию, особенно в первый раз, вызывает много-много вопросов. Я помню свое первое причастие. Как сложно было мне разобраться во всем. В этой статье Вы получите ответы на вопросы: что говорить на исповеди священнику — пример? как правильно причащаться и исповедоваться? правила причастия в церкви? как исповедоваться в первый раз? как готовиться к причастию? Ответ на эти вопросы даёт современный греческий проповедник архимандрит Андрей (Конанос) и другие священники.

Другие полезные статьи: Что такое причастие в церкви и для чего оно нужно?

Правила причастия в церкви. Как готовиться к причастию?

Причастие учредил Сам Иисус Христос на своей последней трапезе с Апостолами. Современный греческий проповедник и богослов архимандрит Андрей (Конанос) говорит, если бы люди осознали, какой Дар единения с Богом они получают во время причастия, ведь теперь в их венах течет Христова кровь… если бы они осознали это в полной мере, их жизнь бы очень изменилась!

Правила причастия можно найти в любом Храме. Обычно они изложены в небольшой книжечке под названием «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ». Вот эти простые правила:

  • Перед причастием нужно 3 дня поститься — есть только растительную пищу (отказаться от мяса, молочных продуктов и яиц).
  • Нужно быть на вечерней службе накануне перед днем причастия.
  • Нужно исповедаться либо на вечерней службе либо в день причастия в самом начале литургии (утренней службы, во время которой и происходит причастие).
  • Нужно несколько дней более усердно молиться — для этого читать утренние и вечерние молитвы и прочитать каноны:                                                                                                  Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Х  ристу,     Канон молебный ко Пресвятой Богородице,     Канон Ангелу Хр анителю,     Последование ко святому причащению*.                                                                                  *Если Вы никогда не читали Каноны (на церковно-славянском языке), можете послушать аудио (есть на сайтах-молитвословах по указанным ссылкам).
  • Нужно причащаться натощак (утром ничего не есть и не пить). Исключение делается для болящих людей, например диабетиков, для которых еда и лекарство жизненно необходимы.

Если Вы станете причащаться на каждой литургии, каждое воскресенье, Ваш духовник сможет разрешить Вам меньше поститься и не вычитывать все указанные молитвы. Не бойтесь спрашивать батюшку и советоваться с ним.

Как проходит причастие в церкви?

Предположим Вы решили причаститься в воскресенье. Значит, накануне вечером (в субботу) Вам нужно прийти на вечернюю службу. Обычно вечерняя служба в Храмах начинается в 17:00. Узнайте, во столько начинается литургия (утренняя служба) в воскресенье, на которой будет проходить само причастие. Обычно, утренняя служба в Храмах начинается в 9:00. Если исповеди не было на вечерней службе, то исповедаетесь в начале утренней службы.

Примерно в середине службы Священник вынесет из алтаря Чашу. Все, кто готовился ко причастию, собираются возле чаши и складывают руки на груди правую поверх левой. К чаше подходят осторожно, чтобы не перевернуть её. Священник ложечкой даёт причастникам Святые дары — кусочек тела и крови Христовой под видом хлеба и вина.

После этого Вам нужно пройти в конец Храма, где Вам дадут запивку. Это разбавленная вином вода. Запивать нужно, чтобы ни одна капля или крошка Евхаристии не пропала. Только после этого можно перекреститься. В конце службы нужно выслушать благодарственные молитвы.

Как подготовиться к исповеди? Что говорить на исповеди священнику — пример? Список грехов

Главное правило на исповеди, о котором всегда напоминают священники, не пересказывать грехи. Потому что, если Вы начнете пересказывать историю, как Вы совершили грех, то Вы невольно начнете оправдывать себя и обвинять других. Поэтому на исповеди просто называются грехи. Например: гордость, зависть, сквернословие и т.д. А чтобы ничего не забыть, воспользуйтесь перечнем грехов против Бога, против ближних, против себя (обычно такой список есть в книжечке «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ».

Грехи запишите на листочке, чтобы ничего не забыть. Приходите в Храм утром пораньше, чтобы не опоздать на исповедь и на общую молитву перед исповедью. Перед исповедью подойдите к священнику, перекреститесь, приложитесь к Евангелию и ко кресту и начинайте перечислять заранее записанные грехи. После исповеди священник прочтет разрешительную молитву и скажет, допущены ли Вы ко причастию.

Очень редко бывает, когда священник для Вашего исправления не допускает Вас ко причастию. Это, в том числе, и проверка Вашей гордыни.

Как исповедоваться в первый раз?

Первая исповедь часто называется генеральной исповедью. Как правило, в листочек со списком грехов попадают практически все грехи из списка грехов против Бога, ближнего и себя. Батюшка наверняка поймет, что Вы пришли на исповедь первый раз и поможет Вам советом, как постараться не повторять грехи и ошибки.

Надеюсь, статья «Как подготовиться к исповеди и причастию?» поможет Вам решиться и пойти на исповедь и причастие. Это важно для Вашей души, ведь исповедь — это очищение души. Тело мы моем каждый день, а о чистоте души не заботимся!

Если Вы никогда не исповедовались и не причащались и Вам кажется, что подготовиться очень трудно, рекомендую Вам всё равно совершить этот подвиг. Награда будет велика. Уверяю Вас ничего подобного Вы раньше не испытывали. После причастия Вы ощутите необыкновенную и ни с чем не сравнимую духовную радость.

Самым трудным обычно кажется вычитывание канонов и последования ко святому причащению. Действительно, в первых раз читать тяжело. Воспользуйтесь аудиозаписью и прослушайте все эти молитвы в течение 2-3 вечеров.

Послушайте в этом видео рассказ священника Андрея Ткачева о том, сколько времени (обычно несколько лет) отделяет человека от желания пойти на первую исповедь до момента первой исповеди.

Желаю всем радоваться жизни и благодарить Бога за всё!

Алёна Краева

SMARTБЛОГ

alenakraeva.com

Подготовка к исповеди и причастию. Записка с грехами, молитвы и каноны

Люди годами ходят на исповедь, причащаются, стараются вести правильный образ жизни, но при этом у них ничего не меняется. Это происходит от того, что люди неправильно готовятся к такой процедуре.

Некоторые хотят исповедаться первый раз, это тоже вызывает массу вопросов и затруднений. Разобраться в этом вопросе не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Процесс подготовки к исповеди и причастию должен начаться с того, чтобы человек четко представлял, что это такое и зачем необходимо.

Что такое исповедь и причастие

Исповедь – это церковное таинство, которое предназначено для того, чтобы человек мог осознать свои грехи и раскаяться в них перед духовным лицом, который будет принимать решение о том, чтобы эти грехи отпустить. Священник является посредником между человеком и богом, свидетелем того, что согрешивший раскаивается.

Чтобы грехи были отпущены, нужно искренне раскаиваться в них, верить в Бога и более не совершать подобных действий.

Значение Причастия для истинно православного человека велико, так как он может воссоединиться с богом не только при помощи молитвы, духовно, но и физически. Священнослужители утверждают, что таинство Причастия невозможно постичь разумом, его может понять только духовная составляющая человека.

Господь приливал свою кровь для того, чтобы искупить грехи человечества, и через вино православный может соприкоснуться с богом, почувствовать свое с ним духовное единение. Кроме того, эффект усиливается при помощи молитвы, которую священники произносят в алтаре.

Простым верующим не всегда это понятно, но в таком таинстве и заключается основа христианской веры, Господь и человек становятся единым целым, хотя со стороны можно подумать, что люди просто едят хлеб и пробуют вино.

Таинство исповеди и причастия

Исповедь и причастие – это обязательная часть жизни любого православного христианина. Некоторые думают, что быть верующим человеком очень просто, достаточно ходить в церковь по выходным, иногда читать Библию, никому не желать зла и жить так, как подсказывает совесть. Безусловно, все это важно, но, чтобы считаться истинным православным, нужно нечто большее.

Только совершая исповедь и причастие, человек может впустить бога в свое тело, то есть, по-своему, эта процедура считается уникальной. Когда прихожанин не причащается и не исповедуется регулярно, то он добровольно отказывается от бога, главного источника жизненных сил.

Человек должен постоянно каяться в своих грехах, приносить молитвы, не жаловаться и не роптать, а достойно пройти тот путь, который на него возложил бог.

Как происходят исповедь и причастие

Исповедь происходит следующим образом:

  1. Нужно прийти в церковь и встать в очередь на исповедь весте с другими людьми, которые пришли на эту процедуру. К священнику обычно приходит много народу, поэтому ждать придется долго и терпеливо. При этом про себя нужно молиться, желательно при этом ни с кем не разговаривать без крайней на то необходимости. В отдельных случаях для исповеди священника можно приглашать на дом. Это допустимо в тех случаях, когда человек серьезно болен и не может самостоятельно посетить храм. Или же в том случае, когда умирающий решается исповедаться перед уходом из этого мира.
  2. Когда подойдет очередь заходить к батюшке, нужно будет повернуться лицом к людям и попросить прощения за свои грехи. Люди должны ответить, что прощает бог, поэтому прощают и они.
  3. При входе в комнату священника, нужно совершить поясной поклон, при этом не целовать крест. В таком же преклоненном положении и совершается исповедь.
  4. Рассказывать про прежние грехи не нужно, считается, что они уже отпустились. Если те же самые грехи совершались заново, тогда о них требуется рассказать священнику.
  5. После своего рассказа о грехах нужно выслушать наставление батюшки, а также дождаться, когда он произнесет молитву для отпущения грехов.
  6. Два раза перекреститься, поклониться в пояс батюшке, поцеловать Евангелие и крест, снова перекреститься и совершить завершающий поклон.
  7. Принять благословение от священника.

Исповедаться нужно перед тем, как причаститься. Причастие тоже довольно длительная процедура, длится от 1,5 до 5 часов.

Происходит по такому сценарию:

  1. В храм нужно прийти пораньше, участвовать в службе, во время всей литургии храм желательно не покидать даже на время.
  2. Священник выходит из алтаря с чашей в руках и призывает всех к Причастию.
  3. Прихожане должны выстроиться в очередь по следующему порядку: дети, немощные, мужчины, женщины.
  4. В порядке очереди подходить к священнослужителю, четко называть свое имя и открывать рот.
  5. При необходимости утереть рот салфеткой или платком (берется с собой).
  6. Прикоснуться губами к краю чаши.
  7. После совершения Причастия прослушать службу с благодарственными молитвами, при этом повторять молитвы про себя как можно более искренне.

После проведения таинства нужно будет хранить свою духовную и телесную составляющую от греховности и негативного влияния, стараться не совершать те грехи, в которых уже произошло покаяние, молиться.

Правила подготовки к исповеди и причастию

Подготовка к исповеди и причастию, особенно, если это совершается впервые, вызывает много вопросов и затруднений. Правила эти можно найти в любом храме, они будут прописаны в памятке о том, как готовиться к этим таинствам.

Правила представляют из себя следующее:

  1. Перед таинством нужно поститься как минимум три дня. Пост нужно держать очень строго, разрешена только растительная пища. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко. Кроме того, нужно исключить на это время развлекательные и увеселительные мероприятия, просмотр телевизора.
  2. Накануне похода в храм на таинство нужно будет посетить вечерний молебен.
  3. Перед самим причастием нужно исповедаться. Это можно сделать во время вечернего богослужения, а можно на утренней молитве, придя в храм пораньше.
  4. За несколько дней до участия в таинстве нужно молится как можно более усердно и искренне. Молитва читается на церковно-славянском языке, но если это вызывает затруднения, то можно найти адаптированный перевод на русский язык.
  5. Перед самой процедурой причастия нельзя есть, в храм нужно приходить натощак. Нарушить это правила могут только больные люди, которым необходимо питаться по графику и принимать определенные лекарства (например, люди, страдающие сахарным диабетом). Если еда и прием лекарства не жизненно необходимы, то делается это после причащения.

Подготовка к исповеди и причастию будет проходить в облегченной форме в том случае, если человек регулярно посещает церковные таинства и борется с греховностью в своей душе, тогда духовный наставник может снизить строгость поста и молений, то есть,

Причащаться без исповеди могут младенцы до 7 лет, при этом им разрешается легко завтракать.

Запрещено причащаться женщинам во время критических дней.

После родов женщина может причаститься только спустя 40 дней. Во время исповеди нужно сообщить священнику о родах, чтобы он прочитал специальную молитву.

Молитвы перед исповедью и причастием

Подготовка к исповеди и причастию требует обязательного чтения Библии накануне, а также прочтения следующих молитв:

  1. Молебный канон в честь Пресвятой Богородицы.

    Подготовка к исповеди и причастию включает чтение молитвы. Текст молебный каноны в честь Пресвятой Богородицы.

  2. Молебный канон в честь своего Ангела-Хранителя.
  3. Молитва последования ко Святому Причащению.

Молитвы можно прочитать накануне исповедального дня, а можно утром непосредственно перед походом в храм.

О каких грехах стоит рассказывать

Исповедь – это не рассказ священнику о своих неурядицах и попытки оправдать свое поведение. Исповедь подразумевает покаяние.

Прихожанину, который принял решение об исповеди первый раз, на помощь придут 10 заповедей. За некоторое время до исповеди нужно спокойно обдумать свои грехи и записать их на лист бумаги. Дело в том, что перед священником можно растеряться, и все вылетит из головы.

Есть несколько подгрупп грехов, о которых принято говорить с батюшкой:

Грехи против богаГрехи против близких людейГрехи против себя
  • Сомнения в существовании бога.
  • Хождение без крестика на теле.
  • Лечение при помощи магии.
  • Увлечение играми на деньги.
  • Суицидальные наклонности.
  • Использование в речи матерной лексики и ругательств.
  • Непосещение храма на протяжении длительного времени.
  • Отсутствие ежедневной молитвы.
  • Нежелание говеть и жить по церковному календарю.
  • Нежелание читать книги о православии.
  • Бездумное чтение молитвы.
  • Пустая трата времени.
  • Отчаяние в трудных жизненных ситуациях.
  • Умышленное утаивание грехов
  • Провокация конфликтов, гордыня.
  • Скупость.
  • Умышленная ложь.
  • Воспитание детей вдали от церковной веры.
  • Отказ от уплаты долгов.
  • «Черная» зависть.
  • Присвоение чужого.
  • Распитие спиртных напитков.
  • Убийство словом (оскорбление, доведение до суицида).
  • Аборты.
  • Нецензурная брань, сплетни.
  • Желание легкой наживы.
  • Совершение добрых поступков с целью выделиться.
  • Пьянство, обжорство, курение, употребление наркотических веществ.
  • Секс вне брака.

Священники не имеют права разглашать услышанное от прихожан, информация остается строго конфиденциальной, но так как грехи касаются часто семейных, глубоко интимных отношений, то исповедаться лучше у постоянного духовника.

Записка с грехами

Перед тем, как садиться писать записку с грехами, нужно понять, что это не просто служебная записка и не юридическая справка. Это записка о совести, о покаянии души. Эта памятка нужна для того, чтобы в решающий момент ничего не забыть и рассказать священнику обо всех моментах, которые нарушают душевный покой.

Грехи свои желательно записать обычным языком, не превращая их в церковные понятия, писать максимально просто и искренне. Важно не утаивать ничего умышленно, написать все грехи, которые вспомнились.

Не нужно бояться открывать священнику свои грехи. Цель исповеди – не отругать человека за его проступки, а очистить его от них. Напротив, священник будет рад, что человек ничего не утаивает, подробно рассказывает о своих провинностях и уделяет значительное место духовной жизни. При составлении записки важно записать сами грехи, без каких-либо оправдательных фраз.

После составления записки на душе должно появиться чувство легкости, благости и нежелания повторять более свои проступки.

Что нужно знать тем, кто исповедуется и причащается в первый раз

Первая исповедь – это трудный и волнительный шаг, именно с него начинается осознанное восхождение к богу.

При первой подготовке к исповеди и причастию нужно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Понять, что действия носили греховный характер. Исповедь – это не формальный рассказ о том, что человек совершил плохого, кого обманул и кого обидел, все они должны быть тщательно проанализированы и поняты, в них нужно по-настоящему раскаяться.
  2. Грехи, которые будут указаны в записке, не нужно читать монотонно и формально. На каждом нужно остановиться подробно, переосмыслить их и еще раз в них покаяться.
  3. Исповедь – это не рассказ о своих личных переживаниях и житейских историях. Говорить на исповеди нужно только о грехах, причем о своих собственных.
  4. Нужно помнить, что священник за годы своей работы слышал о многих грехах, его вряд ли что-то удивит, а тем более, он никогда не осудит кающегося.
  5. Говорить на исповеди нужно о серьезных грехах, а не о бытовых мелочах типа не помытой посуды и съеденной в пост котлете.
  6. Перед походом в церковь нужно уточнить, когда у священника будет наименее загруженное для исповеди время, чтобы первая процедура не прошла скомкано, и батюшка смог уделить должное внимание человеку, который решился на такой шаг в первый раз.
  7. Еще перед исповедью нужно понять, что нужно менять свою жизнь к лучшему и больше не совершать грехов, в которых намерен раскаяться, только тогда подготовка к исповеди и причастию пройдет эффективно.

Нужно помнить, что для поддержания тела и души «в тонусе» причащаться и ходить на исповедь нужно регулярно, оптимальное количество – ориентировочно один раз в месяц. Не нужно допускать слишком больших перерывов между процедурами исповеди.

Совершать или нет обряд исповеди и причастия, а также подготовку к ним – это личное дело каждого человека, церковь никого не склоняет к этому насильно. При этом, если человек чувствует, что он еще не готов к такой серьезной процедуре, то с этим, действительно, лучше повременить.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео про исповедь

Как проходит исповедь и что нужно знать:

womane.ru

Исповедь и причастие. Как к ним подготовиться.

Таинство Исповеди

Исповедь (покаяние) — одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам — епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не

3

прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Грехи против Бога

— Неблагодарность Богу.

— Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.

— Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.

— Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).

— Клятва именем Господа.

— Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.

— Мысли о самоубийстве.

— Игра в карты и прочие азартные игры.

— Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

— Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.

— Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

— Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.

— Нарушение обетов, данных Богу.

— Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

— Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.

— Осуждение Церкви и ее служителей.

4

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.

Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.

Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Грехи против ближних

Воспитание детей вне христианской веры.

Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

Высокомерие.

Лжесвидетельство.

Месть.

Насмешливость.

Скупость.

Невозвращение долгов.

Неуплата за труд заработанных денег.

Неоказание помощи нуждающимся.

Непочитание родителей, раздражение их старостью.

Непочтение к старшим.

Неусердие в своей работе.

Осуждение.

Присвоение чужого — воровство.

Ссоры с соседями и ближними.

Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).

Убийство словом — доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

5

Грехи против самого себя

— Многословие, пересуды, празднословие. ,

— Беспричинный смех.

— Сквернословие.

— Самолюбие.

— Делание добрых дел напоказ.

— Тщеславие.

— Желание обогатиться.

— Сребролюбие.

— Зависть.

— Ложь.

— Пьянство, употребление наркотиков.

— Чревоугодие.

— Любодеяние — разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.

— Блуд — физическая близость лиц, не связанных узами брака.

— Прелюбодеяние — нарушение супружеской верности.

— Блуд противоестественный — физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.

— Кровосмешение — физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете — это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

Как подготовиться к исповеди

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на

6

отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды — необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь — это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего — жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя — это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Как подготовить к исповеди детей

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим

7

Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, молено дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

— Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное правило? 

 — Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?

— Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

— Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

— Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

— Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

— Не произносил ли без надобности имя Божие?

8

— Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

— Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

— Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

— Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

— Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

— Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

— Не гадал ли, не ворожил?

— Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

— Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

— Спорил ли с кем-либо — только ради того, чтобы взять верх в споре?

— Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

— Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

— Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

— Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

— Не обижал ли младших?

— Не мучил ли животных?

— Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

— Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

— Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

— Не сквернословил ли?

— Не играл ли в карты?

— Не занимался ли рукоблудием?

— Не присваивал ли себе чужого?

— Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

— Не ленился ли помогать родителям по дому?

9

— Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

— Не завидовал ли другим? 

Приведенный перечень — лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей — настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди — это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Как происходит исповедь

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена — все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в пре-

10

дыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним — Самому Спасителю.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную — для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

11

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию — духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения грехбвных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Как подготовиться к причастию

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае — три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища — мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов — и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в ;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди — вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в

12

один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие — не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5—6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

13

Таинство Причащения

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии — хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 — 54).

Таинство Причащения — непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной — (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв при-

14

частники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них — женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары — Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку — предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зави-

15

симости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих). Дети до семи лет на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на дому, содержат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на литургии Преждеосвящен-ных Даров, совершаемой в будние дни во время Великого Поста.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году — в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет преподобный Никодим Святогорец: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.

Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается...

Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».

Издано православным приходом во имя Преподобного Серафима Саровского, г. Новосибирск.

www.orthedu.ru

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ И ПРИЧАСТИЮ?

Таинства - ИСПОВЕДЬ

Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ

Исповедь – таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

1. Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.

2. Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

- неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

- вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

- творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

- обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

- пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

- осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);

- блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

- аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

- присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

- ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

3. Говорить только о грехах, причем собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

4. Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

5. Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

6. Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

7. Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях — и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ

Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки.

Православному христианину желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия не являются строго обязательными, и в случае экстраординарных обстоятельств (например, при тяжкой болезни человека или предсмертного его состояния) не исполняются. Однако, православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и, поэтому, в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (пребывание на богослужении, пост, домашняя молитва и т.д.) также является обязательной.

1. Осознание смысла. Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить религиозный обряд, «попить компотика» или поужинать. Апостол Павел говорит об этом так: «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю» (1Кор. 11:20-22).

2. Искреннее желание. Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Этому желанию должно быть чуждо всякое лицемерие, и оно должно быть соединено со Страхом Божьим: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 9:10). Человек должен помнить, что тот «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор. 11:27).

3. Душевный мир. Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти против кого-либо. В таком состоянии для верующего человека подойти к Таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24).

4. Церковность. И, наконец, последнее сущностное условие: человек не должен нарушать канонов Церкви, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов» (Послание к Диогнету).

5. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед Причастием: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:28-29). Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, или утром, перед литургией, так и в необходимых случаях (праздники, загруженность священников из-за большого скопления народа и т.д.), за несколько дней до Причащения.

6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед причастием, который заключается в том, что с 24 часов ночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста по определению Священного Синода не может составлять менее 6 часов. Возникает вопрос если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же» (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой необходимо обратиться за советом к священнику.

7. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед Причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд), и в этих условиях естественно снижается. Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется.

8. Телесная чистота. Существуют определённые требования к телесной чистоте касательно мужчин и женщин. Первое общее требование есть отказ от телесных супружеских отношений, накануне Причащения. Древняя аскетическая традиция также предписывает, без острой необходимости, мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам во время женских дней и 40-дневного послеродового периода: «Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи — не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых да запретится не совсем чистому душою и телом» (Второе каноническое правило свт. Дионисия Александрийского).

9. Присутствие на богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии (общему делу — греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо обязательно прийти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении.

Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение Последования ко Святому Причащению (вслед за утренними молитвами утром).

Вечером перед Причастием предусматривается также чтение трёх канонов:

  • Покаянного канона ко Господу,
  • Молебного канона ко Пресвятой Богородице, и
  • Канона Ангелу-хранителю

Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например, акафист Иисусу Сладчайшему.

Александр Боженов Патриарший Центр духовного развития детей и молодёжи

Назад к списку

hram-troicy.prihod.ru

Подготовка к Исповеди

См. разделы: НУ, И КАКИЕ У МЕНЯ ГРЕХИ?,   ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДЬ)

Подгото́вка к И́споведи — испытание совести перед Таинством Покаяния.

В отличие от магического обряда очищения, допускающего слепое исполнение указаний «священнодействующего» колдуна или мага, Таинство Покаяния подразумевает наличие веры, осознание личной вины перед Богом и ближними, искреннего и осознанного желания освободиться от власти греха. К Таинству Покаяния нельзя подходить механически. Прощение и разрешение грехов — не юридический акт объявления грешника невиновным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни исповедовался, мог обратить внимание на то, какая молитва читается над ним: «примири и соедини святей своей Церкви». Через Таинство Покаяния человек примиряется с Богом, восстанавливает себя как члена Церкви.

Покаяние в грехе состоит из 3-х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его в Таинстве Покаяния (Исповеди) и получить разрешение от этого греха.

От Таинства Покаяния следует отличать: — доверительную духовную беседу со священником;

— покаянную беседу перед Таинством Крещения (не является обязательной).

Где и когда можно исповедоваться?

Исповедоваться можно в любом месте в любой день года, но общепринятой является исповедь в храме в определённое расписанием время или по договорённости со священником. Исповедующийся должен быть крещёным.

На первую исповедь или исповедь после долгого перерыва лучше не приходить в воскресенье или дни великих церковных праздников, когда храмы полны молящимися и велика очередь на исповедь. Также желательно приходить к Таинству заранее.

Первую Исповедь не следует соединять с первым Причащением, чтобы в полной мере ощутить впечатления от этого великого события в нашей жизни. Впрочем, это только совет. 

Как готовиться к Исповеди?

При подготовке к исповеди, в отличие от подготовки к Таинству Причащения, церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила. 

Прежде чем отправиться на исповедь уместно: — Сосредоточиться на покаянных молитвах.  — Внимательно исследовать помыслы, мысли, дела; отметить, по возможности, все свои греховные черты (в качестве вспомогательного пособия привести и те обвинения, которые исходили со стороны родных, близких, прочих людей). — По возможности испросить прощение у тех, кого оскорбили грехом, обидели невниманием, равнодушием. — Обдумать план исповеди, а в случае необходимости подготовить вопросы священнику.

— При тяжёлых грехах или редкой исповеди может быть рекомендован дополнительный пост.

Рекомендации исповедующемуся:

— Грехи исповедуют с момента последней исповеди, если никогда не исповедовались, то с момента Крещения. — В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния, а не «Таинством перечисления всех совершённых грехов». — Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно!  Тактически исповедь всегда должна быть очень предметной и конкретной. Нельзя каяться в том, что ты «горд» – это бессмысленно. Потому что после такого твоего покаяния в нашей жизни ничего не меняется. Мы можем покаяться в том, что высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. Потому что, покаявшись в этом, в следующий раз мы подумаем, а стоит ли так делать. Нельзя каяться «вообще», абстрактно.  Предметная исповедь позволяет одновременно составить план борьбы с теми или иными страстями. В то же время следует избегать мелочности, нет необходимости перечислять большое количество грехов одного вида.

— Не используйте лукавых обобщений. Например, под фразой несправедливо поступил с ближним можно понимать как невольное огорчение, так и убийство.

— Не следует подробно описывать половые грехи, достаточно назвать их. Например: согрешил блудом (прелюбодеянием, содомским грехом). — При подготовке к Исповеди и на ней следует избегать самооправдания.

— При нечувствии своих грехов рекомендуется обращаться к Богу  с молитвой «Господи, даруй мне зрети моя согрешения».

Можно ли записать грехи, чтобы не забыть их на исповеди?

Да, это возможно, но прочитать грехи следует самостоятельно, а не отдавать записку для прощения священнику.

Что делать, если не считаешь себя грешным человеком? Или если грехи обычные, как у всех.

Следует сравнивать себя в первую очередь со святыми, тогда собственное духовное здоровье не будет выглядеть столь радужно.  Чистая совесть — признак короткой памяти…

Стоит ли исповедоваться, если наверняка опять согрешишь некоторыми грехами?

Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запачкаешься? Покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Покаяние это не только перечисление грехов перед Богом при свидетельстве священника, это состояние души, ненавидящей грех и избегающей его.  Покаяние должно быть не просто эмоциональной разрядкой, это системная, осмысленная работа над собой, имеющая целью приблизиться по своим качествам Богу, уподобиться Ему в добродетелях. Православие имеет неисчерпаемое аскетическое наследие, составленное святыми подвижниками, которое необходимо изучать для правильной организации духовной жизни. Наша цель не просто очиститься от грехов и страстей, но приобрести добродетели. Мало, например, перестать воровать, необходимо научится милосердию.

Грубые грехи уже преодолены и на каждой исповеди приходится повторять практически одни и те же грехи. Как выйти из этого порочного круга?

Епископ Тихон (Шевкунов): «Для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной».

Тем не менее, не нужно успокаиваться в том, что не можешь победить все грехи, нужно лишь осознавать, что не все грехи и страсти возможно победить мгновенно. Это системная задача, решению которой служит аскетика.

У меня очень сложные жизненные обстоятельства, боюсь, что простой батюшка меня не поймёт.

Господь в любом случае поймёт. Есть хороший рассказ по этому поводу: «Зеница ока».

Бог пожелал, чтобы мы каялись не перед безгрешными Ангелами, а перед людьми. Мы должны стыдиться совершения греха, а не покаяния. Если человек искренне возненавидел свои грехи, то он не постесняется признаться в них перед священником. 

***

Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми.   Священник Филипп

***

См. ГРЕХ, СТРАСТИ, ПОКАЯНИЕ, ПОДГОТОВКА К ТАИНСТВУ ПРИЧАЩЕНИЯ, АСКЕТИКА

azbyka.ru

Грехи на исповеди: перечень, список. Как подготовиться к исповеди и причастию, какую молитву читать, как правильно называть грехи?

Как подготовиться к исповеди? о чем рассказывать на исповеди?

Исповедь очищает наше сердце и душу. Но не все знают, как правильно нужно подходить к исповеди. Об этом и поговорим далее.

С каких слов начать исповедь, как проходит исповедь?

Исповедь – это баня, которая омывает душу от греховной грязи. Недостаточно просто признавать свой грех. Требуется пойти в церковь и на исповеди пред Богом покаяться.

Если некоторые не понимают, для чего необходимо именно идти в храм, то следует привести еще один пример. Церковь – это как больница для души. А ведь если мы болеем телом, то посещаем больницу? Так и с душой, необходимо излечить ее в церкви.

Во время исповеди Вы приходите в храм и слушаете слова святого отца «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…». Так начинается сама исповедь. Далее Вы склоняете голову над аналоем, святой отец накрывает Вас епитрахилей, и Вы уже можете высказывать, что у Вас на душе. В это время указательный и средний палец необходимо положить на Евангелие или крест.

После Ваших слов батюшка может задать Вам какие-то вопросы и также уточнить каетесь ли Вы в данном грехе. После того, как Вы покаялись, настоятель храма читает разрешительную молитву. Далее Вам нужно поцеловать крест и Евангелие.

В подготовке к исповеди нет формальностей и обязанностей. Вы не должны говорить какие-то определенные слова. Для того, чтобы исповедаться не нужно подбирать определенный день или церковный праздник.

Необходимы во время исповеди

Все, что Вам требуется – это зов души и желание очиститься. Приготовление к исповеди – это момент, когда Вы проанализировали свою жизнь и поступки и поняли, что делаете что-то не так.

После исповеди Вы можете взять благословение у священника. Для этого положите правую руку поверх левой и произнесите: «Отче, благослови».

Священник наносит крестное знамение и кладет свою руку на Ваши ладони. Необходимо поцеловать руку отца. Если после исповеди Вы планируете причаститься, то также попросите на это благословение.

Как подготовиться к исповеди в первый раз?

Исповедь воспринимается как примирение с Господом. В качестве свидетеля присутствует священник, которому Вы и открываете свои грехи. А он в свою очередь молится о прощении Ваших грехов.

Перед исповедью следует запомнить несколько важных правил:

  • Осознайте свои грехи и искренне покайтесь. Если Вы решились прийти на исповедь, значит понимаете, что в своей жизни Вы что-то делаете не так. Поэтому следует пересмотреть все моменты, которые Вас не устраивают, и о которых Вы жалеете. Искренне попросите у Бога прощения за все грехи и попросите очистить душу и разум от скверны.
  • Не пишите огромные списки. В таком случае Вы как бы просто читаете список, не открывая душу. Можете набросать кратко в чем хотите исповедаться, чтобы не забыть. Но писать всю исповедь на бумаге не стоит.
  • Исповедайтесь только в своих грехах. Не стоит говорить, что Вы сделал что-то грешное в ответ на грешное дело соседа, родственника или коллеги. Это их грехи, за которые Вы не должны говорить. Очистите свою душу и помыслы в первую очередь.
  • Не придумывайте каких-то красивых слов и оборотов для своей речи. Бог принимает и любит нас любыми. И уж точно знает о Ваших грехах. Не стесняйтесь и священника. За годы службы он выслушал немало, поэтому уж точно не удивиться Вашим словам.
  • Если Вы долгие годы не ходили в храм, то следует для начала исповедаться в этом грехе и говорить о серьезных греховных делах и помыслах. О ношение короткой одежды или просмотру телевизора в пост можно сказать в конце. Так как при наличии более серьезных грехов о телевизоре и одежде упоминать не так важно.
  • Старайтесь менять жизнь до исповеди. Не стоит думать, что исповедь – это событие, после которого можно дальше совершать грешные поступки. Меняйте свою жизнь к лучшему. Пусть постепенно и медленно, но уверенно.
  • Прощайте и прощены будете. Если Вы просите у Господа прощения, то будьте готовы и сами прощать людей, на которых Вы обижены.

Теперь предлагаем практические рекомендации перед исповедью:

  • Узнайте о времени исповеди в храме. Если Вы пришли первый раз, то лучше не выбирайте дни больших праздников. В такие дни желающих исповедаться обычно очень много. Лучше выберите день поспокойней, чтобы иметь возможность полноценной неторопливой исповеди.
  • Перед исповедью желательно прочесть молитвы покаяния. Их можно найти в молитвословах.
  • Исповедоваться желательно не реже раза в месяц. Тогда Вы будете чувствовать себя в тонусе физическом и душевном.

Какие молитвы читать перед исповедью и причащением?

Перед исповедью и причащением следует не только соблюдать пост, но и подготовиться молитвой. Молитвой перед исповедью является молитва Симеона Богослова. Также в молитвослове предоставлены молитвы покаяния, которые также являются рекомендованными к прочтению.

Перед причастием:

  • Соблюдайте пост за 3 дня до Святого Причащения. Не употребляйте мясные и молочные продукты.
  • Перед днем причастия посетите храм во время вечернего богослужения.
  • Прочтите правила перед Святым Причащением.
  • С полночи до причастия не употребляйте пищу и не пейте воду.
  • Приходите к началу литургии, а не ко времени исповеди. Важно быть в храме во время всего богослужения.

Причастие необходимо и детям, и взрослым

Чтобы приступить ко Святому Причащению вечером необходимо прочесть каноны:

  • Покаянный к Иисусу Христу
  • Молебный к Пресвятой Богородице
  • Ангелу Хранителю

Также найдите в молитвослове тропари и песни ко Святому Причащению и прочтите их.

Нужно ли поститься перед исповедью, можно ли есть перед исповедью?

Перед исповедью поститься не требуется. Так как Вы можете исповедаться в любое время когда потребует того душа, не думая что Вы ели до этого.

А вот перед причастием необходим трехдневный пост. В эти дни можно употреблять:

  • Овощи и фрукты
  • Каши
  • Рыбу
  • Мучные изделия
  • Сладости (но не переедайте)
  • Сухофрукты и орехи

Исповедь – грехи: перечисление для женщин и мужчин

Грехи существуют еще со времен Адама и Евы. Они настолько разнообразны, что возможно некоторые даже не знают, что грешат. Предлагаем Вам список грехов, в которых могут себя обличить мужчины и женщины:

  • Нарушал (а) правила поведения в храме.
  • Сетовал (а) на свою жизнь и окружающих.
  • Не усердно совершал (а) молитвы.
  • Не воздерживалась от плотских утех во время беременности, а также по средам, пятницам и воскресеньям. Была с мужем в дни поста.
  • Не каялся (ась) во грехе сразу.
  • Поминал (а) умершего со спиртным.
  • Осуждал (а), сомневался (ась) в ближних.
  • Имел (а) греховные мечтания.
  • Грешен (на) чревоугодием.
  • Восхвалял (а) людей, а не Господа.
  • Ленился (ась) ходить в храм по воскресеньям.
  • Обманывал (а), лицемерил (а), малодушничал (а).
  • Верил (а) приметам и был (а) суеверен (на).
  • Утаивал (а) грехи при исповеди.
  • Носил (а) одежду, которая была не скромной, смотрел (а) на чужую наготу.

Чтение молитв необходимо ежедневно

  • Стыдился (ась) креститься, снимал (а) крест при встречах с людьми.
  • Не молился (ась) перед употреблением пищи, ложился (ась) спать без молитвы.
  • Осуждал (а) священников.
  • Советовал (а) или делала аборт.
  • Тратил (а) деньги на увеселительные дела, мероприятия.
  • Портил (а) воду во время купания в реке, в которой берут воду для питья.
  • Посещал (а) гадалок.
  • Продавал (а) и изготавливал (а) спиртные напитки.
  • Будучи нечистой ходила в храм.
  • Рассказывал (а) грешные истории из жизни близких друзей или родственников.
  • Грешил (а) блудом и рукоблудием.
  • Принимал (а) противозачаточные средства, средства контрацепции.
  • Посещал (а) нечестивые места.
  • Имел (а) близость с человеком одного пола.
  • Занимался (ась) зарядкой с утра, а не читал (а) молитвы.
  • По воскресеньям ходил (а) не в храм, а в лес или на речку.
  • Ревновал (а) жену (мужа). Пытался (ась) извести соперника (цу) с помощью знахарок.
  • Мечтал (а) о путешествиях.
  • Приобретал (а) билеты лотереи, надеясь обогатиться.
  • Во время кормления грудью имела связь с мужем.
  • Вместо молитвы читал (а) журналы, смотрел (а) телевизор.
  • Молилась с непокрытой головой (мужчинам – в головном уборе).
  • Допускал (а) греховную связь не будучи в браке.
  • Имел (а) содомский грех (связь с животными, с родственником по крови).

Это лишь краткий список грехов. На страничках духовных книг их перечислено 472 шт. Некоторые из них повторяются, или указываются с дополнительными уточнениями.

Подростковые и детские грехи на исповеди: перечень

Ребенок исповедуется с семи лет. До этого времени позволяется причащение без исповеди. Для детей и подростков во время исповеди предполагаются указания таких грехов (естественно при наличии таковых):

  • Забывал (а) о чтении молитв утром и вечером, а также перед и после еды.
  • Не готовился (ась) к исповеди.
  • Редко посещал (а) храм.
  • Не знал (а) основных молитв: Отче наш, Символ Веры, Богородице Дево, радуйся.
  • Не слушался (ась) родителей и учителей.
  • Повышал (а) голос на старших.
  • Дрался (ась), обзывал (а) детей.
  • Не учил (а) уроки.
  • Играл (а) в азартные игры.
  • Не исповедовался (ась) после достижения 7 лет.
  • Развлекался (ась) в постные дни.
  • Наносил (а) на тело татуировки.
  • Не приучал (а) младших родственников к слову Божьему.
  • Не почтительно относился (ась) к крестной маме или крестному отцу.
  • Воровал (а) или брал (а) без спроса.
  • Не умеючи, пытался (ась) рисовать иконы.
  • Жил (а) не по Божественным законам.
  • Курил (а).

Приучайте ребенка к церкви

Как сказать о рукоблудии на исповеди?

Все люди грешны, у каждого он свой. Рукоблудие также является грехом. И в нем необходимо покаяться. Но очень часто происходит такая ситуация, что люди, которые на исповеди говорили о подобном грехе, продолжали этим заниматься.

Следует уяснить для себя, что от греха рукоблудия следует избавляться. После первой исповеди о данном грехе старайтесь более не поддаваться соблазну. Если же сила воли еще не достаточно сильна, значит необходимо после каждого рукоблудия идти в храм на исповедь.

Просите Бога дать Вам силу избавиться от греха. Покайтесь и поговорите со священником. Не стоит смущаться, служитель храма выслушает и поддержит Вас, даст совет.

Обо всех грехах следует исповедаться

Исповедь – это средство очищения души и толчок к новой, правильной жизни. Если Вы чувствуете душевную тяжесть или Вас не покидают горести, посетите храм. Там Вы найдете помощь и поддержку своей душе. а вместе с этим обретете спокойствие и бодрость духа.

Видео: С чего начинается исповедь?

babyben.ru


Смотрите также