Авторизация

Какой спас сейчас


Яблочный Спас в 2020 году

Яблочный Спас в 2020 году отмечается 19 августа. Это народно-христианский праздник, второй из трех Спасов. Его официальное церковное название – Преображение Господне. В народе этот день также называют Вторым Спасом.

История праздника

Яблочный Спас заменил языческий праздник сбора урожая яблок. Первые празднования прошли в IV веке.

В Православной Церкви Яблочный Спас приурочен к преображению Иисуса Христа перед апостолами Петром, Иоанном и Иаковом на горе Фавор. Когда Спаситель начал читать молитву, его лицо озарил свет, а одежда стала белой. Спустившись с Фавора, он велел ученикам собрать яблоки, чтобы Господь их освятил.

Традиции и обряды праздника

Яблочный Спас имеет устоявшиеся церковные и народные традиции празднования.

В этот день в храмах проводится богослужение. Прихожане стараются надевать на службу одежду белого цвета. Они освящают в церкви корзины с фруктами и ягодами: яблоками, грушами, сливами, виноградом.

В Яблочный Спас принято проявлять щедрость и милосердие. Люди делают пожертвования и угощают фруктами малоимущих.

В этот день хозяйки начинают делать заготовки на зиму из яблок: варят варенья и компоты, сушат. Они выпекают из постного теста пироги и блины с фруктовой начинкой.

До праздника стараются собрать урожай зерновых культур. 19 августа начинается сбор винограда, гороха.

На Яблочный Спас люди поминают память умерших родственников. Принято приносить на кладбище освященные в храме плоды и оставлять их на могилах.

На Руси в этот день встречали осень. Люди выходили в поле и провожали сонце. Они считали, что с его закатом уходило лето.

До праздника родители, чьи дети умерли, не ели яблок. Они верили, что на том свете за это им дают гостинцы – райские яблоки.

Что нельзя делать в Яблочный Спас

В этот праздник запрещается заниматься тяжелым физическим трудом, убирать, шить и вязать. Из домашней работы можно выполнять только садовые и кухонные дела.

В этот день нельзя убивать насекомых – это может отпугнуть удачу. Если на какую-либо часть тела сядет муха или оса, то не следует ее отгонять. Стоит дождаться, пока она сама улетит.

Приметы и поверья на Яблочный Спас

  • Стоит ясная погода – осень будет сухой, дождливая – мокрой.
  • Последний кусочек съеденного в этот день яблока обладает магической силой. Если сразу после его употребления загадать желание, то оно исполнится.
  • Если в праздник угостить нищего яблоком, то следующий год пройдет в достатке.
  • Если два раза на руку сядет муха, то весь год человеку будет сопутствовать удача.
  • Срывать недозревшие плоды яблок в этот день – плохая примета.
  • Запах яблок уж повсюду –Праздник Второй Спас пришел!Этот фрукт стал главным блюдом,

    И на стол, как царь, взошел.

Когда в 2018 году будет медовый, яблочный и ореховый спас?

Изначально каждый из спасов был приурочен к сбору урожая. С принятием христианства эти праздники стали церковными.

Медовый спас

Медовый спас празднуется каждый год в один и тот же день — 14 августа. Цepкoвь в эту дaту oтмeчaeт Пpoиcxoждeниe чecтныx дpeв Живoтвopящeгo Kpecтa. Также этот день является началом Успенского поста, а по народному календарю он посвящается сбору мёда. Считается, что соты к этому времени наполнены максимально. Они освящаются в церкви, а хозяйки стараются приготовить как можно больше блюд с мёдом.

Яблочный спас

Яблочный спас в 2018 году выпадает на 19 августа. Православные в этoт дeнь oтмeчaют Пpeoбpaжeниe Гocпoднe. Согласно народному календарю, в этот день прощались с летом, начиналась подготовка к осени. До яблочного спаса старались не есть яблок — плоды считались недозревшими, не обладающими всеми полезными свойствами. Первый снятый урожай яблок несли в церковь для освящения и потом отдавали плоды больным для исцеления.

Ореховый спас

Ореховый спас — 29 августа. Это окончательный переход от лета к осени. К этому дню вызревают лесные орехи, и народ устремляется в лес собирать эти дары природы. Также в этот день, как правило, заканчивалась жатва, поэтому второе название спаса — Хлебный. В этот день хозяйки выпекали хлеб из зерна нового урожая и кормили им домочадцев с домашний скот.

Читать ещё •••

Волонтера-трансгендера выгнали из больницы

Медовый, Яблочный и Ореховый спас — 2017: когда отмечаются, обряды и приметы

Последний месяц лета дарит сразу три очень популярных в народе православных праздника, имеющих древние корни, связанные со сбором плодов и уборкой урожая. Это три Спаса — Медовый (Маковый), Яблочный и Ореховый (Третий спас).

Когда празднуют Медовый спас

Медовый спас на Руси отмечается 14 августа (1 августа по старому стилю). В православии это праздник, который называется Происхождение (изнесение) Честных Древ животворящего Креста.

Также в этот день начинает Успенский пост, который длится до 28 августа.

Когда отмечают Яблочный спас

Яблочный спас отмечается 19 августа (6 августа по старому стилю) и соответствует празднику Преображение Господне.

Когда отмечают Ореховый (Третий) спас

Ореховый спас, который также называют Хлебный, Полотняный или Третий — отмечается 29 августа (16 августа по старому стилю), сразу после праздника Успение Богородицы.

Медовый спас и начало Успенского поста

Медовый спас также называют Первый спас, Маковый спас или Маккавей, Спас на воде или Мокрый спас.

Медовый спас является первым днем Успенского поста.

По народной традиции с Медового спаса начинался сбор меда и его освящение.

С Медового спаса на Руси начинались Спасовки или Спасы, — так называли первую половину августа (по старому стилю), а также Успенский пост. Название связано с Иисусом Христом-спасителем (Спасом).

Считалось, что, раз это время поста, то можно «спасаться» дарами природы. Поэтому спасы были посвящены сбору и освящению меда, яблок, орехов, хлеба из зерна нового урожая и т.д. Освященные дары природы можно было употреблять в пищу.

В Медовый спас, как следует из названия праздника, следует освящать мед нового сбора. Считается, что раньше 14 августа свежий мед есть нельзя, а после Первого спаса он приобретает целебные свойства.

Также на Первый спас пекли медовые пряники, блины и булочки с маком и медом.

Традиция употреблять в этот день в пищу мак связана с тем, что 14 августа в православии чтут память семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. Имя «Маккавеи» созвучно со словом «мак», который к этому времени обычно созревает. Поэтому мак был неотъемлемой частью застолий на первый спас — на Руси в этот день пекли постные маковые пироги, а блины макали в «маковое молочко» — маково-медовую смесь. Медовый спас очень любили на Руси — это был один из последних дней отдыха перед осенней страдой.

Спас на воде, или Мокрый спас

На Первый спас в православных храмах совершается малое освящение воды (отсюда название Спас на воде или Мокрый спас). В этот день было принято чистить старые колодцы и освящать новые. Также селяне совершали крестные ходы к водоемам и родникам.

Хотя считалось, что после Ильина дня (2 августа) купаться уже не стоит, на Мокрый спас этот запрет часто нарушали. Искупаться в освященном водоеме считалось хорошим делом, несущим здоровье и долголетие. Также в этот день было принято купать домашнюю скотину в освященной воде, чтобы уберечь животных от болезней и сглаза.

После Мокрого спаса все купания окончательно прекращались — вода становилась холодной, а сельским жителям было уже не до забав: начинались осенние работы.

Приметы и поговорки на Медовый спас

На Первый спас святи колодцы, купай лошадей, паши под озимь.

Первый спас — первый озимый сев.

До Петрова дня засеять, до Ильина — заборонить, на Спас — засевать.

На первый Спас и нищий меда попробует.

Мачок с медком — усы оближешь.

Рад Яков, что пирог с маком.

Когда Медовый, Яблочный и Ореховый Спас в 2018 году, знает наш портал

В последний месяц лета православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название — Маковый или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, при этом на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Медовый Спас – традиции

С этого дня начинается период, который носит название Спасовки или Спасы. В это время наши предки отмечали три Спаса. После прихода христианства многие языческие обряды смешались. Поэтому в этот день принято ходить на реку для освящения. Так как этот Спас приходится на Успенский пост, то на стол ставят обычно дары природы – ягоды, фрукты, овощи. Кроме того, хозяйки обязательно пекут медовые пряники и коврижки, блины с маком и медом, плюшки с маком, булочки и всевозможные пироги.

На богослужении обязательно освящают дары природы и, конечно же, мед. Только после этого наши предки начинали употреблять его в пищу.

Так как раньше в этот день вспоминали еще и ветхозаветных мучеников Маккавеев, то в память о них устанавливали высокие кресты, которые украшали маками. Сверху обязательно прикрепляли тыквенную маску с зажженной свечой. Всю ночь молодежь на Медовый спас гуляет и веселится, а также водит хороводы вокруг креста.

Как и на многие праздники, у наших предков было принято угощать всех бедняков. И даже многие верили, что если этого не сделать, то можно накликать беду в свой дом. Также наши предки говорили, что нельзя грустить в этот день, а иначе так пройдет весь год. Поэтому этот праздник старались провести как можно веселее и радостней.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, он приурочен к большой церковной дате — Преображению Господнему.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалась от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

Часть освященных яблок уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гулянья с песнями и плясками.

Традиции и обычаи Яблочного Спаса

По традиции, с Яблочного Спаса начинали собирать урожай фруктов, в основном яблок и винограда. С самого утра было принято нести в церковь свежие плоды, чтобы освятить. Из освященных яблок традиционно готовили разнообразные угощения.

Часть освященных фруктов оставляли в церкви. Другая часть шла на угощения страждущим, нищим и нуждающимся. Так было принято отгонять от себя нужду и призывать благополучие. Остальными плодами угощались сами и готовили праздничные блюда.

Другая народная традиция была связана с родителями, потерявшими детей. Матерям было запрещено есть яблоки до дня Спаса. 19 августа женщина, потерявшая дитя, должна была пойти на могилу ребенка и оставить там несколько освященных яблочек. Считалось, что если родители соблюли церковный запрет, их детям на том свете раздадут гостинцы и угощения из райских яблок.

Эта традиция со временем трансформировалась, и теперь многие просто ходят на кладбище в Спас, кладут яблоки родственникам на могилы.

По еще одному поверью яблочко, скушанное в этот день, считалось волшебным. На него загадывали сокровенное желание, которое обязательно должно было сбыться.

Молодые девушки, кушая праздничные плоды, задумывали имя человека, который им небезразличен, чтобы в текущем году выйти за него замуж. При этом они обычно произносили шепотом: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Opexoвый Cпac в 2018 гoду

Opexoвый Cпac oтмeчaeтcя 29 aвгуcтa, нa cлeдующий дeнь пocлe пpaздникa Уcпeния Бoгopoдицы. Tpeтий Cпac знaмeнуeт oкoнчaтeльный пepexoд oт лeтa к oceни: в этo вpeмя зaвepшaлиcь aвгуcтoвcкиe пoлeвыe paбoты и зaceивaли oзимыe культуpы.

29 aвгуcтa впepвыe выпeкaли xлeб из нoвoгo уpoжaя зepнa, пoтoму пpaздник тaкжe нaзывaют «Xлeбным Cпacoм». K этoму вpeмeни oкoнчaтeльнo вызpeвaли лecныe opexи, кoтopыe в этoт дeнь coбиpaли и ocвящaли вo вpeмя цepкoвнoй cлужбы. Пo пoгoдe гaдaли, кaкoй будeт oceнь, пoэтoму poдилocь мнoжecтвo пpимeт и тpaдиций Opexoвoгo Cпaca.

Зaглянув в цepкoвный кaлeндapь нa 2018 гoд, вы нe пpoпуcтитe дaты вaжныx тopжecтв. Пуcть удaчa coпpoвoждaeт вac вo вcex дeлax.

Традиции и обычаи

Самая главная традиция Орехового Спаса, как и других больших религиозных праздников — посещение богослужений в церкви и молитва.

По церковной традиции в эти дни освящают орехи (лещину, грецкие орехи), хлеб и караваи из муки первого урожая.

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей.

В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас — хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки — считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Также в этот день хозяйки заготавливают лечебную ореховую настойку: перемычки грецких орехов заливают водкой и настаивают в темном месте.

Праздновали Ореховый спас уже не с таким размахом, как Яблочный и Медовый. Лето заканчивалось, начинались холода, поэтому люди старались поскорее заготовить еду в своих амбарах.

В обед шли в церковь, чтобы освятить хлеб и пироги из нового зерна. Молились перед иконой мученика Диомида.

К вечеру крестьяне чистили целебные подземные источники, чистили колодцы. В общем, готовились к осени и зиме. А уже потом садились за стол. Подавать принято было настойку на основе грецких орехов, а также хлеб и пироги.

Ну и заканчивали день мытьем в бане. Люди делали веники из орешника, который защищал их от болезней и сглаза.

Хозяйки пекли хлеб и пироги с грибами, готовили различные блюда с добавлением орехов и угощали ими своих родных и близких. Так как Успенский пост закончился, на стол выставляли кушанья из мяса и рыбы. Но главными блюдами были:

  • свежая выпечка;
  • орехи;
  • яблоки с медом.

Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2019 году

Хотите узнать всё о спасах в 2019 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2019 году

14 августа 2019 года  начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом”.

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка – следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да – тленных, да – преходящих, но реальных, потому что они – настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» – это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» – здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные – это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее – так… А потому «с волками жить – по-волчьи выть», мы – люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с Ангелами-Хранителями за нас заступятся и спасение наше – дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить – учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды – неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый», «яблочный», «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество», многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» – вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего – вода, плоды, полотно ли – неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

А зачем участвовать в службе, когда столько интересных людей вокруг, с кем можно, в ожидании, «когда начнется», пообщаться, прежде чем расстаться до следующего праздника, когда что-нибудь будут «святить» и «давать»? Службу, ведь, служат священнослужители – это их дело, а наше – вот, записки им подать, просфоры получить, свечки поставить, материю грешную, представленную водой-плодами, освятить, самим вкусить, да с ближними поделиться. При чем тут наше участие в богослужении? Мы пришли душой отдохнуть, нечего нас тут строить…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью – все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест – символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.

Вы прочитали статью Спасы в 2019 году: медовый, яблочный, ореховый. Читайте также:

Спас и макитра

Освятить и скушать

Преображение Господне: ничто доброе в человеке не пропадет

Словарь Правмира – Спас


Смотрите также