Авторизация

Крестный и крестная


Крестные и крестники: неформальные отношения

Тема «крестные и крестники», конечно, не сравнима с вечной темой «отцы и дети», но все-таки и она весьма актуальна в наше время. Ведь традиции восприемничества были прерваны. И часто получается так, что люди, далекие от Церкви, желающие все же крестить ребенка, выбирают для него крестного по чисто житейским соображениям. Да и в семьях воцерковленных людей, бывает, возникают преткновения в отношениях между крестными и крестниками. О некоторых подобных проблемах мы и хотим поговорить.

История вопроса

Роль крестных родителей у первых христиан невозможно понять, не зная условий, в которых они жили.

Согласно императорским эдиктам, христианство было поставлено вне закона как вредная секта. Приобщение кого-либо к вероучению, которое отрицало божественность правящего Августа и запрещало приносить общеобязательные жертвы богам и изображениям императора, рассматривалось как государственное преступление и преследовалось по закону об оскорблении величия императора.

Для римских христиан было важно такое наставление и воспитание новокрещеных, которое помогло бы им стать настоящими членами Церкви. Особую сложность ситуации придавало то обстоятельство, что, в отличие от более поздних времен, основную часть крестившихся составляли не младенцы, а взрослые люди, приходившие к крещению сознательно. Это понуждало христиан сохранять для них длительный срок оглашения для усвоения сути вероучения и помогать им, удерживая от сомнений и отступлений.

В домах состоятельных римлян жили домашние рабы – прислуга, воспитатели, кормилицы детей. Фактически они были младшими членами семьи, причастными ко всем ее делам. Среди них постепенно распространялось христианство, и для человека, привязанного к детям, было естественно пытаться спасти ребенка для будущей жизни. Это дало основание для тайного обучения детей основам христианской веры и их крещения людьми, не состоящими с ними в кровном родстве. Эти люди становились их восприемниками, крестными родителями.

При крещении взрослого восприемник был свидетелем и поручителем за серьезность намерения и за правую веру крещаемого. При крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, восприемники давали обеты и произносили Символ веры. 54-е правило Карфагенского собора предусматривало: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью».

В развитие 83-го и 72-го правил Карфагенского собора Трулльский собор в 84-м правиле установил, что найденные дети, о крещении которых нет достоверных сведений, также должны были быть крещены. В этом случае восприемники становились фактически наставниками детей.

Первоначально в крещении участвовал только один восприемник: при крещении женщины – женщина, мужчины – мужчина. Впоследствии на крещение была распространена аналогия с физическим рождением: в нем стали участвовать одновременно крестный отец и крестная мать.

Церковные правила (и в полном согласии с ними – гражданские законы принявшей христианство Империи) не допускали до восприемничества физических родителей крещаемого (людей и без того для него близких), малолетних (людей, не способных по возрасту осуществлять духовное наставничество) и монахов (людей, отрешившихся от мира).

В России XVIII-XIX веков в деревнях детей крестили во младенчестве спустя несколько дней, реже – недель от рождения. Последнее было связано не с какими-то особыми обычаями, а, например, с удаленностью деревни от храма.

Как правило (исключения были крайне редки), в крещении детей участвовали восприемники. Их старались выбирать среди хорошо знакомых людей, чаще – родственников.

Среди славянских народов, в том числе и среди русских, очень быстро распространился обычай иметь одновременно крестного отца и крестную мать. Они должны были быть совершеннолетними, способными ответственно относиться к своим обязанностям. В 1836 году Синод установил нижний возрастной предел для крестных – 14 лет. При совершении самого таинства в обязанности крестного отца входила оплата всех материальных расходов по его проведению и последующего празднества, а также забота о крестике для младенца. От крестной матери требовалось преподнести младенцу ризки – ткань, в которую его заворачивали, вынув из купели, одеяло и крестильную рубаху.

Часто крестных родителей старались найти среди кровных родственников, которые могли бы в случае смерти родителей взять на себя ответственность за воспитание детей. Эта практика не осуждалась: считалось, что родственные отношения только укрепляются.

Свадебный генерал или фея-крестная?

Крестный или, иначе говоря, восприемник – это человек, который берет на себя обязательства по церковному воспитанию ребенка. Он дает за крестника обеты Христу, отрекается от сатаны, читает Символ веры во время Таинства Крещения. После того как младенца трижды погружают в купель, священник передает его на руки крестному, который и воспринимает его от купели – поэтому «восприемник».

Но вот Таинство Крещения совершилось, его отпраздновали, жизнь потекла дальше, и через некоторое время у родителей крещеного младенца возникают претензии: «крестный (ая) нас забывает» – мало общается с ребенком, редко звонит, вплоть до того, что вообще исчезает из жизни крестника. Расстраивает даже не то, что крестный редко появляется (это, конечно, неприятно, но можно понять, учитывая, насколько сегодня все загружены). Обидно формальное отношение к восприемнику. Например, одна девушка рассказывала, что ей в крестные отцы пригласили авторитетного для них воцерковленного человека, но за всю жизнь он так и не пытался наладить с ней контакта. Однажды давно в детстве он подарил ей букетик цветов – это ее единственное воспоминание о нем. Конечно, крестный молился за нее – эта обязанность восприемника при любых обстоятельствах, – но ребенку этого было явно недостаточно.

Говоря об обязанностях крестного, трудно перечислить: мол, должен выполнять то-то и то-то. Все – кроме молитвы – зависит от ситуации. Часто крестные видят свою помощь только в «транспортировке» ребенка в храм и обратно. Но если родителям крестника нужна помощь, а у крестного есть свободное время, то сходить погулять с ребенком или посидеть с ним дома – долг любви. Многие «расчетливые» (в хорошем смысле этого слова) родители, думая о том, кого попросить стать крестным, выбирают именно таких восприемников, на которых можно положиться.

Кроме того, крестным нужно помнить, как важно для любых детей – из церковных и нецерковных семей – ощущение праздника, дружеского общения. Например, одна молодая женщина вспоминала о том, что в детстве крестная всегда после причастия водила ее в кафе «Шоколадница» или рыбный ресторан «Якорь». Посещение храма переходило в дружеское общение за праздничным столом, от всего вместе осталось в памяти впечатление волшебной сказки. Конечно, этим общение не ограничивалось. Крестная и возила ее по монастырям, и читала хорошие книги, например Никифорова-Волгина (причем именно сама читала вслух, а не дарила «правильную» книжку для галочки), и делала запоминающиеся подарки. Крестной всегда можно было позвонить перед трудным экзаменом с просьбой о молитвенной помощи – и быть уверенной, что она будет молиться за тебя.

Невоцерковленная семья: настаивать или отступиться?

Крестные, рассказывая о сложностях в отношениях с крестниками, чаще всего упоминают ситуации, связанные с тем, что родители крестника невоцерковлены. Например, сначала обещали не препятствовать воцерковлению ребенка, даже проявляли интерес к Церкви, но вскоре после крещения про все обещания забыли. На словах вроде бы возможность общения сохраняется, но реально… Летом надо на дачу, зимой – эпидемия гриппа. В остальное время то насморк, то бабушку надо навестить, то на рынок за комбинезоном съездить, да и вообще воскресенье – единственный выходной, когда выспаться можно. И если получается выбираться в храм с крестником хотя бы два раза в год – это хорошо.

Вообще, прежде чем соглашаться стать крестным ребенка из невоцерковленной семьи, необходим совет с духовником. Но что делать, если ребенка уже крестили, а родители, несмотря на свои обещания, остаются индифферентными к Церкви?

Крестные, знакомые с такой ситуацией, советуют не возить ребенка в храм, расположенный далеко от дома крестника. Лучше пойти в ближайшую церковь, предварительно узнав, когда начинается служба и в какое время удобней причастить ребенка. Если около дома несколько храмов, то лучше узнать, где менее многолюдно, где спокойнее и приветливее атмосфера.

Стоит ли крестному, которому не дают выполнять его прямые обязанности, настаивать на своих правах? Можно предположить, что агрессивная проповедь скорее всего вызовет отторжение. Значит ли, что надо отступиться? В ответ на этот вопрос хорошую историю рассказал протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке: «Со своей будущей крестной мы с сестрой познакомились, казалось бы, случайно. В наш дом переезжала какая-то женщина, и отца попросили перенести ей мебель. Отец увидел у нее иконы. Поэтому, когда позже зашла речь о том, чтобы крестить детей, родители обратились к ней – к Вере Алексеевне. Эта нечаянная встреча изменила всю нашу последующую жизнь. Все думали, что мы покрестимся – и все, но Вера Алексеевна стала нас просвещать и, видимо, очень крепко за нас молилась. Водила нас в храм. Мне это было очень тяжело. Все мое детское воспоминание от храма – это только боли в спине и бутерброды, которые она нам давала, когда мы, усталые и голодные, выходили после причастия из церкви.

Бывает, что некоторые крестные молятся, переживают за ребенка, но боятся быть навязчивыми.

А она настаивала, говорила: «Вы же мне обещали», предупреждала: «Через две недели я возьму Аню и Федю в храм, пожалуйста, пусть они не едят с утра». Спрашивала: «Аня и Федя, а вы читали молитвы?» Я помню, она подарила нам молитвослов и отметила три молитвы, которые надо читать. Через две недели пришла к нам: «Ну как, Федя, ты читал молитвы?» Я говорю: «Да». Она взяла молитвослов и сказала: «Если бы ты его читал, то первая обложка бумажная была бы вот такой чертой отдавлена, этого нет, значит, ты редко его открывал. Нехорошо обманывать крестную». Мне стало стыдно, и с тех пор я начал читать молитвы.

А еще мы были втянуты в круг христианского просвещения, который был у крестной дома. У нее было несколько десятков крестников. Она пыталась достучаться до их сердец через вечера чтения, христианского переосмысления поэзии, музыки, литературы. Благодаря этому мы совершенно по-новому открывали веру. Мы узнавали, что Православие – это не старушки в церкви, что наследие всей русской культуры по существу своему православно. Ей удалось по-настоящему воцерковить очень большое количество людей. Среди ее крестников три священника, много людей, живущих полноценной церковной жизнью. Притом, что большинство из нас было из семей, абсолютно далеких от Церкви».

Если все же получилось так, что отношения с нецерковными родителями крестника зашли в тупик и ваши жизненные пути разошлись, а ребенок еще слишком мал, чтобы общаться самостоятельно, то превращаться в «свадебного генерала» не следует. Честнее будет просто сердечно молиться за этого ребенка.

Подросток

Многие священники и педагоги предупреждают, что в переходном возрасте ребенок почти неминуемо будет восставать против родительского авторитета и искать поддержку вне семьи. «Такова возрастная особенность у подростков – им обязательно нужен кто-то вне семьи, авторитетный взрослый человек, на которого можно было бы положиться. И крестный может стать таким авторитетом, – говорит преподаватель воскресной школы при храме святителя Николая в Кузнецах педагог Елена Владимировна Воспенникова. – Как готовить себя к этому? Во-первых, крестный с детства должен принимать участие в жизни ребенка, в любых вопросах, не только касающихся Церкви. Общение с крестным должно быть разносторонним – это и помощь в домашнем задании, и совместные походы в театр, и обсуждение того, что интересно и вам, и ребенку. Во-вторых, крестный должен быть авторитетом для ребенка. А это возможно только тогда, когда ребенок видит, что вы занимаетесь им искренне, не по долгу службы».

Но важно не просто сохранить хорошие отношения. Главное – помочь подростку не потерять веру. Как это сделать? Только личным примером. Елена Васильевна Крылова, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия: «Если ребенок видит, что для крестного невозможно в воскресенье остаться дома вместо того, чтобы идти на Литургию, что жизнь крестного не существует без храма, только тогда слова крестного могут быть услышаны. Если ребенок почувствует благодаря участию в церковных таинствах, благодаря общению с крестным, что существует другая жизнь, то, даже если он отпадет в мытарствах переходного возраста, он потом вернется в Церковь. А привлечь подростка в храм можно через общие дела. Сейчас в молодежном мире вне Церкви все ограничивается тусовкой, дискотеками, а подростку нужны и реальные дела».

Таких дел в Церкви очень много: поездки в детские дома, помощь людям, миссионерские походы, восстановление старинных храмов с молодежью из «Реставроса» в самых живописных местах и еще очень много чего!

Крещение в детском доме

В древней Церкви младенцев не крестили без восприемников, поскольку в языческих семьях нельзя было гарантировать христианское воспитание. И сейчас нельзя крестить ребенка без взрослого восприемника. Но как быть с детьми в детских домах и домах ребенка? Ведь здесь ситуация совершенно особая. Крестным младенца (если их удается найти) проследить дальнейшую судьбу своего крестника очень трудно

Повод ли это для того, чтобы вообще отказываться от крещения брошенных младенцев? Светлана Покровская, руководитель Попечительского совета свят. Алексия: «Раз в месяц мы ходим в детскую больницу, где лежат новорожденные брошенные дети с тяжелыми пороками сердца. Дети, как правило, безымянные. Батюшка нарекает им имена и крестит. Впоследствии мы не можем проследить судьбу этих детей, администрация больницы таких сведений не дает. Многие из них умирают, не дожив до трех-четырех месяцев. И выжившим малышам гарантировать христианское воспитание мы не можем. Поэтому наша деятельность вызывает противоречивое отношение. Бывало так, что я обращалась с просьбой о крещении к священнику, но он отказывался крестить без крестных, причем таких крестных, которые понесли бы свои обязанности полностью вплоть до усыновления. Но многие другие священники считают, что нельзя лишить благодати младенцев только потому, что нет восприемников. Ведь крестный может молиться за ребенка, писать его имя в записках, чтобы в алтаре вынималась частица за больного страдающего малыша, а это же очень важно. Поэтому тех, кто соглашается быть крестным, мы просим прежде всего молиться за детей».

Ситуация, когда детдомовского ребенка крестят в сознательном возрасте, значительно отличается от предыдущей. Здесь крестный должен понимать, что дети очень привязываются к взрослым, которые проявляют к ним внимание, и поэтому оставить ребенка, раз начав с ним общаться, будет нельзя. Многие боятся такой ответственности, боятся, что ребенок захочет, чтобы его взяли в семью. Марина Нефедова (она в числе других прихожан храма Благовещения в Федосьине помогает ближайшему детскому дому крестить детей), опираясь на свой опыт, говорит: «Дети старше семи лет понимают, что крестный водит в храм, навещает, но не становится усыновителем. Мне кажется, было бы очень хорошо, если бы у детдомовских детей были крестные, которые бы общались с ними на протяжении многих лет».

Бывает так, что крестным просят стать слишком часто. Но есть разумные человеческие пределы. По мнению многих духовников, следует трезво оценить свои возможности и в тех отношениях, которые уже есть, стараться быть постоянными. Ведь с нас спросят, что мы делали и как заботились о воспринятых нами от купели.

Ярослав Зверев, Вероника Бузынкина

Нескучный сад

Крестный и крестная Archives - Православный журнал "Фома"

Предложили стать крестным: потяну ли я?

Что делать, если вас попросили стать крестным ребенка, а вы не чувствуете себя к этому готовым? Какие причины вашего отказа можно считать объективными, а какие — порождение ваших страхов и комплексов, с которыми еще надо разобраться? И должен ли крестный...

Крестный и Крестная

Крёстный и Крёстная - какие у них роли и обязанности? Что можно и что нельзя делать крестным? Предлагаем вашему вниманию подборку вопросов священнику о крестных, отношениях с ними и их роли в жизни ребенка и его родителей.

Может ли быть две пары крестных?

У моего знакомого жена с Украины, и говорит, что там принято, что у одного младенца два крёстных отца и две крёстных матери, и попросила узнать, можно ли так крестить ребёнка? Как ей быть?

Могут ли муж и жена быть крестными?

Подскажите, пожалуйста, может ли моего ребёнка крестить семейная пара?

Можно ли быть крестной у обоих детей сестры?

Моя сестра ждёт второго ребёнка и пока не решила, кто будет его крестными. Дело в том, что я – крестная её первого ребёнка. Но наша мама говорит, что у каждого человека должна быть своя крестная. Подскажите, так ли это? Можно ли мне стать крестной её второго...

Сколько раз можно стать крестной?

У меня трое крестников. Последнего крестника крестила с пониманием возлагаемого на себя обязательства, в отличие от первых двух. Попросили стать в четвертый раз крестной мамой, но у меня есть сомнения, так как понимаю всю ответственность за принимаемое...

Могут ли отец и дочь быть крестными?

Перед крещением мы уточняли в церкви, могут ли отец и дочь быть крестными, сказали, что могут (спрашивали правда у женщин при церкви). Сейчас мой муж опять будет крестить ребёнка и сходил на собеседование в церковь. На собеседовании с ужасом узнал, что...

Можно ли сменить крестную?

Я и дочка крестились почти двадцать пять лет назад. Крёстной матерью согласилась стать жена моего родного брата. И вот после смерти моего брата его вдова стала проявлять такую невыразимую по силе ненависть к родственникам своего покойного мужа, что поначалу...

Как быть с крестницей, если я в ссоре с кумой?

У меня есть крестная дочь, она же и племянница. С самого рождения я часто с ней общалась, заботилась и воспитывала по церковным правилам. Но жизнь сложилась так, что сейчас я в ссоре с ее родителями и они не разрешают мне общаться с крестницей. Более того,...

Иеромонах Дорофей (Баранов). Что значит быть крестной? / Православие.Ru

Как правило, в глазах крестника крестный отец или крестная мать — человек особенный. Мне много раз приходилось слышать, с какой любовью и нежностью люди произносят слово «крестный», будто прикасаются к чему-то сокровенному в своей жизни. Сами восприемники чаще всего гордятся этим «статусом». Но вот умеем ли мы реально соответствовать званию крестных, имеем ли представление о тех обязательствах, которые взяли на себя? И вообще, что значит быть крестным?

Во время таинства Крещения я как крестная мать поручилась перед Церковью за веру крещаемого. Значит, теперь я должна эту веру в своем крестнике взрастить. Если вдуматься, то просто опускаются руки. А с чего это я взяла, что справлюсь? Ведь я в ответе даже не за жизнь этого маленького человечка, а за его спасение. И как мать чувствует нужду младенца в ее заботе, так я должна почувствовать острую необходимость моей помощи на его пути к Богу. Церковь вручила мне попечение о душе человека, и вот я исполняю его со всеми своими недоумениями, слабостями, глупостями, на ощупь, спотыкаясь и прихрамывая. Но ведь у моих двух крестников есть только такая крестная. Значит, не время сомневаться, значит, не справиться я не имею права?!

Почитав специальную литературу, можно хотя бы в общих чертах узнать, какие у крестных родителей существуют обязанности, помогающие им воспитывать крестников в православной вере. Но при практическом исполнении этих обязанностей все равно возникают вопросы, требующие разъяснений. Лучше всего в таких случаях обращаться к священнику. На мои вопросы я попросила ответить клирика саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» иеромонаха Дорофея (Баранова).

— Самая первая и главная помощь крестного родителя своему крестнику состоит, конечно, в молитве. Какой должна быть эта молитва, о чем надо просить Бога?

— Если крестный — человек церковный, то ему и не нужно никаких особых молитв, потому что он регулярно молится за своих ближних на Божественной литургии, подает записки о здравии, чтобы о них соборно помолилась Церковь, поминает своих крестников на домашней молитве утром и вечером. Таким образом, все зависит от степени воцерковленности крестного. Насыщенность церковной жизни восприемника отражается на жизни его подопечного, даже если их разделяет большое расстояние. Ведь то духовное родство, которое возникает в Таинстве между крестным и крещаемым, является таким же тесным, как родство по плоти.

— Крестный должен заботиться о том, чтобы как можно чаще причащать крестника Святых Христовых Таин. А что делать, если родители это запрещают?

— Вопрос сложный. Конечно, духовная ответственность лежит на крестном — но он эту ответственность делит с родителями. В материальном смысле ребенок полностью от них зависит, и эту ситуацию изменить невозможно. Надо, конечно, увещевать родителей: не уговаривать, а именно убеждать. Ведь нежелание причащать ребенка всегда имеет конкретные причины. От самой банальной — нехватка времени — до такой серьезной причины, как неверие. Если дело действительно в неверии, то для крестного это поле для ненавязчивой проповеди при общении с родителями. Ведь однажды они приняли решение крес¬тить своего малыша, и это означает, что хоть в самом зачаточном состоянии вера в их сердце присутствует.

Конечно, все намного проще, когда родители ребенка сами регулярно посещают богослужения, молятся дома, живут церковной жизнью, прибегают к таинствам Церкви. Тогда их сын или дочь органично воспринимают христианские традиции, само понятие о существовании Бога.

Иеромонах Дорофей (Баранов)
— А если родители далеки от жизни Церкви? Ведь недостаточно, что моя крестница просто слышит имя Божие в устах родных, знает праздники Рождества и Пасхи; недостаточно того, что я дарю иконы и книги, а ее замечательная бабушка иногда приводит девочку в храм на Причастие. Она взрослеет, и ее знание о Боге, о православной вере должно становиться все более осознанным, глубоким. Что и как я, крестная, должна делать для этого? Как говорить с ребенком о Боге?

— Дарить книги очень важно. Тем более, если непосредственное общение ограничено. Сейчас много детских книг, где рассказывается о христианских ценностях через какие-то ситуации; есть замечательные детские молитвословы, красочные, хорошо иллюстрированные. Я бы посоветовал связывать книжные подарки с церковными праздниками, с памятью каких-то особо почитаемых святых, с именинами, чтобы ребенок уже входил в сакральную жизнь Церкви через событие. Понимал, что он получает подарки на праздник Рождества не потому, что наступило 7 января, но оттого, что мы хотим в день рождения Спасителя сделать приятное своим близким. И, конечно, не менее важно с детства прививать любовь к чтению. Надо дать понять ребенку, что в книге главное не картинки — она существует для того, чтобы ее читать.

А говорить о Боге надо самыми простыми словами. О том, что Он есть везде, что Он Творец. И главное, ребенок должен чувствовать, что человек, который ему о Боге рассказывает, сам в Него верит. Найти неформальный подход к сердцу ребенка это большое искусство, большой труд. Конечно, зачастую даже у родителей это не всегда получается. В любом случае, взрослый должен быть бдительным: если ребенок не воспринимает то, что ему говорят, если его внимание рассеяно — надо перевести свой рассказ в форму более доступную его пониманию. А если удалось завладеть вниманием ребенка, контакт произошел, то можно начинать строить разговор на более серьезном уровне. И если у крестного есть возможность привнести свой вклад в душевное, а потом и в духовное воспитание, слава Богу!

— А если время упущено и контакт с ребенком не найден? К тому же часто бывает, что вообще связь потеряна и ничего не известно о судьбе крестника. Как восприемнику себя реабилитировать?

— Тут, к сожалению, придется говорить о грустном, потому что, скорее всего, никак. Если крестник уже стал взрослым, то пусть он, по крайней мере, знает, что у него есть крестный и что вы готовы наладить с ним отношения. Когда крестник еще маленький, то искать контакта нужно с родителями. Надо, чтобы они чувствовали вашу готовность прийти на помощь в любую минуту. И пусть для них крестный будет просто хороший, надежный друг семьи. Это уже много.

Но если совсем нет никакого контакта, то, как мы уже сказали, нужно просто молиться. Эти слова «просто молиться» часто употребляются мимоходом. Отсутствие веры в силу молитвы является одной из самых больших проблем современного христианина. Когда у человека есть вера в силу молитвы, то в душе он будет спокоен, понимая, что сделал все возможное в данной ситуации, когда даже контакт потерян. Польза от такой молитвы обязательно будет.

— То есть получается, что все-таки молитва является для восприемника самым главным, от чего нельзя отступать ни при каких обстоятельствах?

— Безусловно. Зачастую мы о другом молимся горячее, чем о себе, особенно если он в тяжелых обстоятельствах. Антоний Великий видел, что весь мир опутан сетью греха. А что мы, христиане, можем этому противопоставить? Между нами есть связи родственные и духовные, и мы должны создавать свою «систему защиты», которая складывается из молитвы друг за друга.

…А еще молитва друг за друга — это выражение нашей любви. В книге «Об обязанностях крестной матери» издательства «Благо» я прочитала, что при современном дефиците любви в мире крайне важно дать почувствовать крестнику, что он любим. Это подарит радость и свет детской душе. При этом надо учить его любить самому. Ведь как сказал апостол Иоанн Богослов: Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). А моя главная задача, как крестной, сделать все, чтобы в жизни маленького человека, которого мне Церковь вверила на попечение, состоялась его главная встреча — встреча с Богом.

КРЕСТНЫЙ, ТЫ МНЕ НУЖЕН!

Духовные родители, или восприемники, – как их выбирают

С рождением младенца перед каждой семьей встает непростая задача выбора крестных для чада. Скажем сразу: универсального рецепта тут нет. Подводные камни кроются, как ни странно, в человеческих взаимоотношениях между будущими крестными и самими родителями. Главный же принцип, которым следует руководствоваться – чувство такта и сохранения мира в семье.

С позиции церковных правил

Приводимую ниже информацию излагаем по Настольной книге священно-церковнослужителей Сергия Булгакова (ч II. 1913 г., репринтное издание 1993 г.)

Крестными вправе быть ближайшие родственники (даже бабушки и дедушки), но не родители. Так, отец с дочерью, брат и сестра вполне могут стать восприемниками. У разных детей в одной семье восприемниками могут быть даже супруги. Совершенно не обязательно одновременное наличие как крестного отца, так и крестной матери: достаточно единственного восприемника (того же пола, что и крещаемый).

Препятствия. Нельзя становиться крестными: младенцам или недееспособным; супругам – для одного и того же крестника; родным матери и отцу — для собственных детей. Кроме того, невозможно крестному жениться на крестнице, и наоборот.

Что нельзя делать, хотя каноны и не запрещают: ряд вопросов, в которых Церковь делает скорее попущение, чем признает правильным.

1. Чаще всего возникающая житейская проблема: могут ли крестные впоследствии между собой вступать в брак? Церковная традиция отвечает отрицательно. Однако документы ее не подтверждают! Дважды – в 1810 и 1837 годах – Святейший Синод высказывался по этому поводу следующим образом: «пункт (Номоканона – ред.) весьма сумнителен, потому что от кого изложен и в которые лета, того не напечатано и весьма неизвестно». Никто этот документ не отменял, но как руководство к действию его трактовать, наверное, не совсем верно. Правильнее сформулировать вывод следующим образом: если молодые поженятся, а потом выяснится, что они прежде еще и крестили одного ребенка, пусть живут с миром. И, конечно, не стоит забывать о житейском благоразумии: не стоит приглашать в крестные пару, которая в дальнейшем теоретически может выказать стремление заключить семейный союз. Ведь заботы о совместном крестнике – благодатная почва для серьезных чувств между юношей и девушкой.

2. По постановлению Синода 1844 года, монашествующим быть восприемниками запрещено. На практике же это положение никогда не соблюдалось, хотя нарушения и не носили массового характера.

3. Крещение без восприемников возможно только ради «страха смертного», то есть в обстоятельствах близкой кончины. При сходных условиях как исключение допускается восприемник не православного вероисповедания, если он способен прочитать православный Символ веры.

4. Заочные крестные не допускаются, хотя прежде члены императорской фамилии нередко становились крестными, не присутствуя на Таинстве крещения очно. Очевидно, сейчас подобная практика приветствоваться не может. В исключительных случаях, если такое произошло, обязанности крестного сводятся к молитвенному подвигу и устанавливают духовную связь между христианским обществом и тем местом, где крестнику приходится проживать. Иногда подобной возможностью пользуются православные семьи, постоянно живущие за рубежом в иноверном окружении.

С житейской точки зрения

Не каждым родителям понравится вторжение в семью с поучениями и наставлениями, как воспитывать свое чадо. Кроме того, если одни семьи пребывают в Церкви, другие только тянутся к храму, не зная, с чего начать. От всего этого и зависит, какую главную роль предстоит выполнять крестным – молитвенников за детей или помощников в воспитании. В этом плане отношение к крестным в обществе – едва ли не идеальное зеркало национального характера. В Греции восприемник – полноправный член семьи, в Молдавии он – скорее помощник, в Грузии – молитвенник, ну а на Руси – и помощник, и молитвенник. Видимо, разумнее всего выбирать крестных из близких к семье людей, сообразуясь с их характером и имея ясное представление о роли в воспитании вашего ребенка.

Резюме Ищите внушающего доверие молитвенника!

Если понравившийся кандидат откажет – не расстраивайтесь, не переставайте искать, в том числе и среди духовенства. В воспитании чада священнослужитель может не принимать участия, а вот молитвенника за свою душу ребенок обретет. Непростительно, когда родители откладывают крещение своего ребенка из года в год по причине поиска «достойных» крестных!

Историческая справка Один хорошо, а два лучше?

Институт восприемничества существует в Церкви с древности. О поручителях упоминает еще Тертул¬лиан (II в.). Участие поручителя в Крещении зафиксировано 45 (54)-м правилом Карфагенского Собора (419 г.): «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностию».

По обычаю древней Церкви в крещении, как правило, участвовал один восприемник одинакового пола с крещаемым.

На Руси двойное восприемничество распространилось в XIII в. Этой практике противодействовали святители митрополиты Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но позднее участие в крещении младенца двух восприемников – крестного отца и крестной матери – более уже не встречало возражений со стороны церковной власти.

А как у них?

НАШИ РОДНЫЕ НАНАШИ, или Зачем нужны два десятка крестных

Грузия В праздник Воздвижения Креста Господня около семи сотен младенцев приняли крещение в кафедральном соборе Самеба – Пресвятой Троицы. Их крестным стал Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Каждый крестник Предстоятеля получил в подарок свидетельство о Крещении и нательный крестик. Это уже 45-е массовое крещение в Грузии (крестниками Католикоса могут стать третьи и последующие дети православных венчанных пар).

Первое массовое крещение младенцев Грузинским Первосвятителем состоялось 19 января 2008 года. Целью этой инициативы Католикоса-Патриарха Илии ІІ стало улучшение демографической ситуации в стране. На сегодняшний день у Патриарха Илии 29 053 крестника, рождаемость увеличилась на четверть, а количество абортов снизилось вдвое. Крестники Патриарха пользуются преимуществами при поступлении в духовные учебные заведения Грузии.

Молдавия В крестные разрешается приглашать любое количество людей – до двух десятков человек. Все они несут ответственность за духовное воспитание ребенка, но в свидетельство о крещении записываются только главные крестные – нанаши. По традиции они считаются вторыми родителями: впоследствии венчают молодоженов, ведут их по жизни, крестят всех их детей и заботятся о них.

Греция Два крестных отца или матери – это возможно. Но чаще крестный вообще один. Главное, чтобы брак был венчанным, а крестный, если он семейный человек, тоже жил в венчанном браке. Поэтому в Греции зачастую можно увидеть, как в один день сначала венчаются родители и крестные, а потом уже крестят младенца. В отличие от русской традиции, крестный становится настоящим членом семьи, а его дети – братьями и сестрами крестнику, то есть в дальнейшем они не смогут заключить брак.

У католиков Соборы XIII–XIV вв. допускали двух крестных плюс одну крестную для крещаемого и двух крестных матерей плюс одного крестного для крещаемой; эта практика преобладала в XV в.

Число восприемников младенцев из знатных семей в отдельных местах (например, в Венеции) нередко доходило до 20 и даже до 100, что обеспечивало детям множество покровителей и подарков. Тридентский Собор (XVI в.), запретив такую практику, определил: крещаемый должен иметь одного крестного отца или крестных отца и мать.

Диакон Сергий Правдолюбов

Семь раз отмерь Из личного опыта

Крестившись в сознательном возрасте, я ответственно, как мне тогда казалось, подходил к выбору собственных крестных. В восприемницы позвал регентов церковного хора (одна, с правого клироса, отказалась, другая – с левого – согласилась). В восприемники – преподавателя, тогда алтарника одного из подмосковных храмов, хорошо знавшего меня со старших классов.

Крестины прошли замечательно. В последующем и к крестному, и к крестной в особенно затруднительных ситуациях приходилось обращаться неоднократно. Чаще они советовали не то, что я внутренне желал услышать, причем иногда – вещи противоположные. В подобных случаях приходилось, прислушиваясь к голосу совести, принимать собственное решение. Постепенно это воспитывало самостоятельность. Так продолжалось до тех пор, пока в одном из подобных эпизодов – когда умирала родная мама – я с крестной не разругался по телефону вдрызг. С того момента больше с ней не общался. Крестный же – ныне известный московский протоиерей – теперь среди моих фейсбучных френдов, но благодарен я ему, конечно, не за это, а за его горячие молитвы.

Крестных же для собственных детей мы с женой подбирали на приходе. У сына ими стали обеспеченный бизнесмен (некогда входивший в десятку богатейших москвичей, но после нескольких кризисов основательно «подешевевший») и интеллигентная пенсионерка, любящая интересные заграничные вояжи с собственным супругом. Думаю, они молятся за крестника как умеют – зато вот в самокатах, электромобилях, настольных хоккеях и т.п. наше подмосковное жилье уже несколько лет благодаря им обоим недостатка не испытывает. Что тоже, в принципе, неплохой вариант.

Когда же настала очередь дочки, мы немного сменили тактику. Крестной этого ребенка стала молодая матушка – регент церковного хора и супруга занимающего важный чин в церковной иерархии московского священника. Увы, сама многодетная мать, она с трудом находит время на собственных пятерых детей, и с крестницей встречается по очень большим праздникам. А крестный отец… Вот пишу этот текст и судорожно вспоминаю: а кто же он? Наверное, жена напомнит.

Прекрасно отдаю себе отчет: описанные примеры – далеко не худшие случаи, а некоторые из них, возможно, достойны красивой, «белой» зависти. Какова же мораль? Скрупулезно и тщательно, буквально по семь раз отмеряйте, прежде чем предложите кому-то стать восприемником при святой купели.

…А моей собственной крестной надо все-таки позвонить. Наконец-то пора помириться.

Дмитрий Анохин

Опубликовано: №20 (609) октябрь, 2016 г.

Крестные родители

02.10.2014Воспитание детей Кто такие крестные родители? Кто может и кто не должен крестить вашего ребенка, расскажет святой отец.

При Крещении ребенок становится христианином, членом Церкви, получает Божью благодать, должен находиться с ней всю жизнь. А также на всю жизнь получает крестных родителей. Что нужно знать о крестных и учитывать на каждом этапе жизни, знает отец Орест Демко.

Для людей обычно очевидными являются внешние проявления крестного отцовства. Мол, есть к кому в гости пойти, есть кому хорошо относиться к ребенку ... Это, конечно, совсем не плохо, но Крещение - это духовное событие, а не только внешний ритуал. И хотя это одноразовая, неповторимое событие, и крестное отцовство - это не однодневная акция. Как Крещение остается для человека неизгладимый печатью, так, можно сказать, и крестное отцовство - не затертый знак на всю жизнь. В постоянной духовной связи с крестником (крестницей). Крестные раз и навсегда вписаны в это знаменательное событие в жизни ребенка. Среди христиан часто можно услышать просьбу: «Помолитесь за меня». Так вот крестные - это те, кто за ребенка молиться всегда, кто будет держать его постоянно в своей духовной опеке перед Богом. Ребенок всегда должен знать, что есть некто, кто поддерживает его духовно. Так, крестные иногда могут быть довольно далеко от крестников, нечасто их видеть. Но их роль - это не видеться периодически конкретной частотой, это не подарки минимум один раз в год. Их роль - ежедневная. Порой родители ребенка могут жаловаться, что крестные не выполняют своих обязанностей, если те не наведываются достаточно часто. Но, родители, присмотритесь к своим кумовьям: возможно, они как раз ежедневно молят Бога за вашего ребенка! Какими бы они ни были, важнее это взаимоотношения крестных и самого ребенка. От родных родителей также требуются правильные ожидания от крестных и их роли в жизни ребенка. Это не должна быть материальная заинтересованность. И тогда, возможно, отпадет огромное количество недоразумений. Прежде всего следует разобраться, почему так произошло. Или родители выбрали таких кумовьев, которые имеют не правильное понимание своей роли? Или это люди, которые и без того склонны разрушать отношения и ссориться? Поддерживать хорошую дружбу с кумовьями - такими должны быть попытки и родных, и крестных родителей. Родные должны помнить, что их ребенку полагается духовная поддержка со стороны крестных. Поэтому, если родные родители не позволят кумовьям навещать ребенка, это будет означать обкрадывания ребенка, отбор того, что ему принадлежит. Даже если кумовья не приходили к ребенку 3 или 5 лет, родителям не стоит запрещать делать это в будущем. А может, именно за ребенка и наступит понимание или примирение. Единственная причина оградить ребенка от крестных - это объективно недостойное поведение кумовьев, не правильный образ жизни. Это должны быть те люди, на которых родителям хотелось бы, чтобы их ребенок был похож. Ведь ребенок может перенимать их черты, личностные качества. Это люди, за которых не стыдно перед самим ребенком. И они сами должны также понимать свою роль, быть сознательными христианами. Обычно крестные имеют меньше времени для такого приготовления, чем родные родители. Их подготовка будет заключаться в том, чтобы осмыслить эту перемену их жизни, осознать свои обязанности. Потому что это событие - не очередная гостиная и даже не просто проявление уважения к ним со стороны родителей младенца. Конечно, Церковь советует перед этим событием приступить к исповеди. Даже если эта исповедь не станет для крестных одномоментным обращением или заметным освящением, но чистое сердце - первый подарок крестных для ребенка. Это самый доказательство их настоящей открытости. Крестца. Это простое белое полотно, которое будет символизировать «новую одежду» ребенка - Божью благодать.

Крестик. Вряд ли стоит покупать золотой, такой ребенку изначально не будут одевать. И, пожалуй, до достаточно сознательного возраста.

Эту молитву они говорят во время Святой таинства Крещения после того, как от имени ребенка отрекаются зла и обещают служить Богу. В ней - вся суть христианства, и крестные в ней признают свою веру и будто очерчивают путь, которым вести ребенка. Крестные должны ее вслух произнести. Но священники с пониманием относятся к тому, что крестные могут не слишком уверенно знать молитву наизусть. Во-первых, это - молитва, а молитвенники как раз существуют для того, чтобы можно было читать молитву из них. Во-вторых, крестные могут волноваться, быть растеряны или сосредоточены, например, на самом ребенке, особенно если он плачет. Поэтому одинаково священник дьяком всегда декламируют эту молитву достаточно громко. Поскольку стать крестными - это совокупность новых обязанностей, это даже своеобразное изменение статуса человека, к этому решению нужно подходить очень ответственно. Сознательный отказ будет лучше, чем не совсем добровольное принятие обязанностей. С точки зрения Церкви, нет такого требования - безоговорочно принимать приглашение кумовства. Причины отказа могут быть разные: приглашенные чувствуют, что их дружба с родителями ребенка являются не до конца искренней и глубокой; или у них уже достаточное количество крестников. Если отношения с родителями несовершенны, это в будущем может стать причиной недоразумений. Поэтому приглашенным нужно дать время для размышлений. Подходите с мудростью к выбору крестных родителей для своего ребенка - и она будет добрых наставников и друзей на последующие этапы своей духовной жизни: приучение к посещению церкви, первая Исповедь в жизни, причащения.

Чтобы оставить отзыв, вам необходимо авторизоваться на сайте

Разделы статей

Сахар в крови при беременности

Беременность – чудесное слово для любой женщины. Когда она беременна – весь мир стает другим, все воспринимается совершенно иным образом. Порой кажется, что ничто больше

Можно ли забеременеть с детской маткой

Можно ли забеременеть с детской маткой, как влияет лечение на устранение гипоплазии органа. Три стадии инфантильной матки. Влияние образа жизни и анорексии на формирование женских репродуктивных органов.

Вторичное бесплодие

С каждым днем количество пар, которые не могут стать родителями все больше увеличивается. Иногда эта проблема возникает даже в тех семьях, где дети уже родились

Крестный, которого нельзя спустить с лестницы | Милосердие.ru

Как выбрать крестных для ребенка? В чем состоят обязанности восприемника, как ему строить взаимоотношения с родителями ребенка? Сколько может быть крестников у человека? Необходимы ли для крещения ребенка и крестная мать и крестный отец? Нужны ли восприемники взрослым? Может ли считаться крестным человек, который не присутствовал на крестинах? Эти и многие другие вопросы протоиерей Аркадий Шатов обсуждает с Ириной Артамкиной, матерью 9 детей.

Справка: Ирина Георгиевна Артамкина вышла замуж в 19 лет, закончила Химический факультет МГУ, 12 лет работала там до рождения шестого ребенка. В 28 лет Ирина Георгиевна крестилась вместе с четырьмя детьми. Сейчас у нее 9 детей: старшей дочери 29 лет, а младшему сыну – 7.
Перед передачей cотрудники журнала «Нескучный сад» подготовили и провели опрос родителей на тему «Крестные детей в семье».

В этот раз все родители оказались на удивление единодушны. На вопрос: «Чем вы руководствовались, выбирая крестных своим детям?» все отвечали, что искали близких, дорогих семье людей, которые всегда молились бы за своих крестников.

Нас интересовало, есть ли у крестных обязательства по отношению к своим крестникам и наоборот. Почти 100 процентов респондентов ответили, что между крестниками и крестными должна установиться молитвенная связь. То есть они должны молиться друг за друга, а крестные обязаны стать примером христианской жизни для своих крестных детей. А вот некоторые истории, которые поведали нам родители о своих крестных. Один папа уехал с двумя старшими детьми в Петербург, а мама осталась с остальными детьми одна дома. Двухлетняя дочь прищемила палец железной дверью, и нужно было срочно ехать в больницу. Приехала «Скорая», а маме не с кем оставить детей. Все телефоны заняты или не отвечают. И вот она дозвонилась до крестной, которая должна была идти на день рождения к другой своей крестнице, но она все бросила и приехала. Дети сами открыли ей дверь, и она побыла с ними до маминого приезда. А с дочкой оказалось все в порядке, и палец ее скоро зажил. В двух семьях родители не могли найти крестного для девочки и крестного для мальчика. Они приехали в храм для крещения и попросили быть крестными первых встречных людей. И эти люди оказались совершено замечательными крестными. В одной семье маме нужно было ехать в роддом, дома оставались дети с бабушкой. Старших детей нужно было водить на занятия, а маленьких не с кем было оставить дома. И на этот раз их выручила крестная. А вот еще рассказ одной мамы. «Мы с моей подругой должны были родить в одно время и ходили в одну больницу. Моя подруга уже родила, а я через несколько дней тоже пришла ложиться в эту больницу. На пороге отделения нас с мужем встречает подруга с известием, что ее новорожденную дочь забрали в реанимацию, а ее муж сейчас привезет батюшку, чтобы срочно окрестить их дочку. Мы собрались все вместе в трудную минуту. Стал вопрос о том, кто будет крестными. Супруги не могут быть восприемниками, а для девочки важна крестная. Так, по благословлению батюшки, я стала крестной».

Еще в одной семье крестная возит маму с детьми каждое воскресенье в храм, делая при этом лишний крюк на 20-30 минут.

о.Аркадий: — Ирина Георгиевна, вы не путаете детей, помните, когда из них кто родился, сколько им лет? Ирина Артамкина: — Чтобы вспомнить, кто когда родился, мне надо напрячься, но все-таки я вспоминаю. Как правило, без ошибок.

— Хотя у меня всего четыре дочери, почему-то я каждый раз путаюсь, когда у меня спрашивают, сколько им лет. Каждый год приходится высчитывать их возраст. — У нас есть точки отсчета: этот старше того на 2 года, а этот на год младше…

— У вас очень много крестных. Сколько всего? — Поскольку детей у нас девять, у нашей семьи крестных довольно много – двенадцать: 5 крестных пап и 7 крестных мам.

— Значит, не каждый раз у ребенка новый крестный? Некоторые являются крестными сразу у двух или трех детей? — Да есть крестные, которых мы звали несколько раз.

— Я знаю, что некоторые семьи стараются быть верными одному крестному. Они считают, что если он хороший, от добра добра не ищут, и поэтому и первого, и второго, и третьего ребенка крестят одни и те же люди. У вас это не так? — Нет, не так. Хотя были крестные, которых несколько раз звали, а потом позвали кого-то другого, но совсем не потому, что первые нам разонравились. Обычно этот вопрос мы решали с батюшкой. Как рождался ребенок, мы спрашивали: «Батюшка, кого благословите?». Иногда он прямо советовал, к кому обратиться. А иногда он говорил: «Дайте список, кого вы хотите взять в крестные, а я уж выберу».

— Вы придерживаетесь принципа, что у каждого ребенка должны быть новые крестные, чтобы ваша духовная семья расширялась? — Это довольно сложный вопрос. Я у батюшки спрашивала, как лучше, чтобы одни и те же люди были крестными или разные? Один раз он сказал, что не очень хорошо, когда одни и те же. И привел нам новую крестную. А в другой раз взял тех, которые были раньше.

Мне очень нравится, что у нас столько крестных, потому что столько людей молятся за нашу семью. Ощущение хорошее. Чем больше, тем лучше.

— Вопросов на тему «крестные родители» возникает очень много: взаимоотношения с крестными, как найти крестного, нужны ли восприемники для взрослых, обязательно ли, чтобы были и крестный отец, и крестная мать. Все эти вопросы мне тоже приходилось решать в течение моей жизни, потому что я, как и Ирина Георгиевна, крестился, будучи уже человеком взрослым, сознательным. Было мне не 19 лет, а немного больше, 22, наверное. Я до сих пор еще не нашел для себя ответов на многие вопросы. В разные времена были различные обычаи, связанные с крестными. Например, в начале христианской истории восприемник при крещении был только один. Потом в России появилась традиция иметь двух крестных по образу кровных родителей. В каких-то странах, я слышал, бывает до 7 крестных.

До революции, говорят, крестным не обязательно было присутствовать на крещении, можно было кого-то прислать вместо себя. А мы обычно говорим, что если человек не присутствует на крестинах, то он и не крестный. Все эти вопросы сегодня нам хотелось бы обсудить.

Радиослушательница: Батюшка, скажите, пожалуйста, с какого возраста можно звать в крестные к ребенку? Может ли, например, 10-летняя девочка быть крестной своего братика? — Мы попробуем отвечать вместе с Ириной Георгиевной. Вот у вас были дети крестными? — Нет, не было. Может быть, это даже принципиальная позиция. Мне кажется, что крестный должен по возрасту отличаться от крестника. Сейчас разница в 10 лет сильно чувствуется, а когда дети станут взрослыми, 10 лет будет уже не так много. Нужно, чтобы крестный имел авторитет у крестника.

— Я знаю, что бывают и другие случаи, когда дети в семье очень хотят быть крестными, они занимаются своими младшими братьями и сестрами. — Хорошо, если на всех хватит крестников. Иначе будет очень обидно.

— Я знаю случаи, когда батюшки все-таки благословляют детей быть крестными, и они становятся серьезнее, относятся к этому ответственно. На них это хорошо влияет. И сами родители бывают не против. Не всегда разница в возрасте подразумевает хороший контакт. Иногда бывает наоборот: когда разница в возрасте меньше, контакт бывает даже лучше. Дети в каком-то возрасте больше слушаются своих старших товарищей, чем родителей или людей совершенно другого поколения.

Радиослушательница: Моя хорошая подруга, когда была еще подростком, окрестила у своих знакомых ребеночка. А крестным отцом был какой-то молодой человек. Она тогда внимания на него не обратила. Потом прошло лет 15, она случайно встретилась с этим молодым человеком, и они друг друга полюбили и поженились. У них сейчас ребенок должен появиться. Они хотят к вере прийти, а венчать их батюшка отказывается. Есть ли у них какая-то возможность повенчаться? — Действительно, на Руси есть такое правило, что крестные мать и отец не должны быть родственниками. Они не могут быть мужем и женой. Но, с другой стороны, известен такой случай. Однажды к Святителю Филарету, Митрополиту Московскому, обратился за благословлением крестный, который хотел жениться на своей крестнице. Он воспитывал эту девочку, и когда она подросла, он ее полюбил. Святитель счел возможным благословить этот брак, потому что у ребенка по правилам должен быть один крестный, одного с ним пола, как было в обычаях древних времен. И в требнике в чинопоследовании крещения тоже говорится об одном крестном. Так что крестный другого пола как бы по всем правилам восприемником не является. В вашем случае я не знаю, какого пола был ребенок, которого крестили молодые люди. Если это девочка, то молодого человека можно не считать крестным отцом. Если мальчик, то девушка может не считаться крестной матерью.

Я думаю, что в любом случае, если батюшка их отказывается венчать, им нужно обратиться за благословлением к правящему архиерею. Если нарушаются какие-то каноны, то снизойти к немощи этих людей и все-таки благословить их брак может архиерей. Если они живут в Москве, можно поехать в Чистый переулок, дом 5. Там всегда дежурит священник из канонической группы, с ним можно поговорить, написать прошение и передать этот вопрос на усмотрение архиерея.

Радиослушатель: Мне 12 лет. У меня есть крестная мама, но нет крестного папы. Мою сестру скоро будут крестить, и у нее будет и крестная мама, и крестный папа. Может ли крестный папа моей сестры стать и моим крестным? — Я боюсь, что нет. Он может заменить тебе крестного, если захочет. Может считаться и твоим крестным. Но ведь ты можешь найти себе не только крестного папу, но и духовного отца. Это даже важнее, чем крестный. Ирина Георгиевна, как вы выбирали крестных? И нужны ли вообще крестные взрослым людям? — Как уже сказали, я крестилась в 28 лет вместе с четырьмя детьми. Выбирать крестных нам было практически не из кого, потому что мы общались в совершенно другом кругу, и у нас не было таких друзей, которые ходили бы в церковь. Был только один человек, который нас привел к батюшке, знакомый сестры моей бабушки. Знали мы его только по бабушкиным рассказам. И когда у нас возникло желание креститься, мы попросили его помочь нам. Он живо откликнулся на нашу просьбу, хлопотал за нас, познакомил нас с батюшкой, старался как можно больше объяснить нам и проявил такое участие в нашей семье, что мы очень захотели пригласить его в крестные, тем более, что он согласился. Кроме того, еще до этого, из рассказов бабушки я знала о нем много хорошего. Она рассказывала, что он уже сам, будучи пожилым человеком, ухаживал за старушками, которые в свое время, когда он еще был ребенком, помогали его матери. Вот он разыскивал одиноких старушек и за ними ухаживал: кормил их, заботился о них. И я прониклась к нему большим уважением. А кроме того, у нас все родственники были активно против нашего крещения. Хотелось, чтобы они могли к нашему крестному относиться с уважением, чтобы они увидели в нем человека, умудренного опытом. Как говорила одна моя знакомая: «Мне нужен такой крестный, чтобы отец не мог спустить его с лестницы». Вот у меня была подобная ситуация. Крестные мамы у нас получились замечательные. Мы сами их не выбирали, это сделал наш батюшка. Потом они говорили, что он их долго уговаривал, что они не решались брать на себя такую ответственность. Но на наше счастье он их все-таки уговорил. И одна из них стала крестной двоих моих детей, а другая – других двоих детей и моей. Для меня это была такая замечательная поддержка! Представляете, взрослые люди, семья с четырьмя детьми – и совершенно не умели лоб перекрестить, не знали ничего. Мы старались книжки читать, но этого было мало. Как детей воспитывать, как жить по вере и как в храм ходить – было совершенно не понятно.

Крестная двух моих детей и моя (ставшая впоследствии восприемницей еще одной дочки) стала для меня путеводителем во всем. У нее большая семья, она вырастила замечательных детей, и много было чему у нее поучиться. И даже не самое главное, что она опыт свой могла передать мне. Просто ее семья взяла нашу семью как бы под свое крылышко, мы несколько лет жили с ними бок о бок на даче, просто смотрели, как они живут, и старались поступать так же. Для них это был подвиг. Представляете, окунуться в жизнь с маленькими детьми и взять на себя трудности большой семьи…

Радиослушательница: Батюшка, если к женщине обратились с просьбой стать крестной, а она отказалась под тем предлогом, что у нее много крестников, нужно ли отступиться? И сколько может быть крестников у человека? У меня самой больше 20 крестников. Когда-то мне один священник сказал, что отказываться не надо, ты за них хотя бы помолишься, по телефону позвонишь, шоколадку подаришь на именины. — Ирина Георгиевна, а у вас сколько крестников? — Немного, только шесть. Понятно, что маму с девятью детьми не очень охотно зовут в крестные.

— А были случаи, когда вы отказывались быть крестной? — Был случай, когда нас с мужем позвали в семью, где крестили сразу несколько детей. Нам казалось, что мы не сможем ничем этой семье помочь, и мы решили отказаться. Когда мы пришли за благословением к нашему батюшке, он сказал: «Что вы, что вы, езжайте немедленно». Мы сразу же поехали. И, действительно, нас очень ждали.

Я не могу сказать, что я очень много дала своим крестникам. Хотя я старалась всегда за них молиться.

— Я думаю, каждый раз надо смотреть по ситуации. Конечно, когда есть много крестников, нужно быть более разборчивой, не сразу соглашаться. Но бывает так, что люди могут отказаться вообще крестить ребенка, если вы не согласитесь. А может быть и наоборот: если вы откажетесь, они, может быть, более серьезно отнесутся к крещению. Прежде чем дать свое согласие, будущий восприемник должен узнать, хотят ли родители воспитывать ребенка в вере? Будет ли у него возможность влиять на крестника? Не только молиться за него, но и помогать приходить в храм? Будут ли родители отпускать туда ребенка? Но это касается семей не церковных.

Все это нужно взвешивать, советоваться с духовником, и каждый раз принимать отдельное решение. А однозначно сказать, до какого количества можно брать крестников, наверное, нельзя. Вообще, очень сложные вопросы возникают с крестными при крещении, скажем, детей в детском доме, в миссионерских походах. Приезжаешь в деревню, где иногда некого взять в крестные…

Радиослушательница: У меня есть крестница, ей будет три года. Мы с ней живем в разных городах, и я не имею никакого влияния на нее. На эту девочку основное влияние оказывают родители. У них дома, как правило, работает телевизор, звучат бранные слова. Что я могу сделать для крестницы в данной ситуации? За что я буду отвечать перед Богом? — Бог, конечно, не спросит с нас того, чего мы не можем сделать. Если так сложилась жизнь, таков промысел Божий, что вы разъехались и оказались в разных городах, ну что же здесь сделаешь? Ничего. Может быть, можно писать крестнице письма, посылать книги. Но, самое главное, вы можете молиться об этой девочке.

Радиослушательница: У меня такой вопрос. Моя племянница взяла мальчика из детского дома. И как-то он жил у меня после болезни. Однажды я пошла в церковь, но мне негде было оставить ребенка, и я взяла его с собой. Племянница мне сказала, что мальчик крещеный. Но крестика на нем не было. Я сама причастилась и его причастила. И я теперь сомневаюсь, правильно ли я поступила, потому что с племянницей у меня отношения испортились. — Я думаю, если вы его причастили, то это очень хорошо. Сейчас очень часто крестят детей в домах ребенка. Многие батюшки сомневаются, можно ли в этих условиях крестить детей. Но если есть возможность их причащать… Есть детские дома, где детей крестят, а потом причащают, к ним приходит священник. И то, что ребенок крещен, отмечается в его карте. Свидетельство о крещении хранится вместе с документами на ребенка. Если ребенка усыновляют, то об этом обязательно говорят, это как-то учитывается. Поэтому вполне может быть, что этот ребеночек был крещен.

Ирина Георгиевна, интересно, как крестные помогали вашим детям? Что они делали, чтобы укрепить детей в вере?

— Я хотела бы еще рассказать о том, как крестные помогали всей семье, потому что воспитать родителей в вере – это большая помощь детям. У наших крестных мы научились ходить в храм. Мы ездили с дачи на ранние литургии, еще затемно бежали на электричку, чтобы успеть к службе. Только личным примером крестные могли вдохновить нас на такие подвиги.

Что касается конкретно детей… У одной моей дочки крестный – батюшка. Когда он приезжает в гости к нам в храм, она с радостью всегда бежит взять благословление и знает, что он всегда за нее молится. И если у детей возникают сложности, они могут обратиться к крестному с просьбой помолиться. Может быть, даже не объясняя причину. Опыт показывает, что в этой ситуации проблемы растворяются или решаются проще, чем казалось вначале.

Радиослушательница: У моих ближайших родственников ожидается прибавление семейства, они ждут девочку. И хотят попросить своего духовника, а это настоятель крупного прихода, известный священник, быть ее крестным. Если батюшка согласится, для нас будет большой честью получить такого молитвенника за девочку. Но мы понимаем, что у батюшки дефицит времени. Что вы на это скажете? — Священник может быть крестным только в виде исключения. Потому что у него нет времени заниматься крестными. У него есть духовные чада, которым надо уделять время и внимание. Молиться, конечно, он будет, но родители не должны требовать от батюшки того, что он не может сделать. Если родится девочка, то, может быть, это и ничего, потому что большую ответственность несет крестная мать этой девочки, она больше должна заниматься с ней. Нужно все эти вопросы учесть. Батюшка может не согласиться еще и потому, что другие тоже начнут просить его стать крестным, им придется отказывать, а они могут обидеться. Я стараюсь не брать на себя такую ответственность.

Ирина Георгиевна, а вам удается помогать вашим крестникам?

— Я не очень хорошая крестная, потому что редко имею возможность встречаться с крестниками. Но я считаю, что главная моя задача, с одной стороны, за них молиться, а, с другой стороны, чтобы они знали и на всю жизнь запомнили, что есть близкий человек, к которому они всегда могут обратиться.

Мне кажется, крестный должен создать у своего крестника ощущение не столько праздника, сколько любви. Не знаю, получилось ли у меня, но я старалась своих крестников поздравлять как-то особенно, приглашать их иногда в поездки. Чтобы они чувствовали, что они мне родные люди.

— Действительно, с крестными складываются какие-то особенные отношения. Крестные не участвуют в повседневном воспитании ребенка, не учат его чистить зубы, зашнуровывать ботинки, не ругают его за двойки… Бытовая жизнь их не касается. Отношения с крестными становятся праздничными, радостными и более возвышенными. — Вот у моих детей крестные – это всегда радость и праздник. Я старалась, чтобы у моих крестников было так же. Но не знаю, получилось ли.

— Но все-таки непосредственное участие в воспитании ваших детей крестные не принимают? Вы с ними не советуетесь, они не беседуют с ребенком в трудных случаях, в переходном возрасте? — Я считаю, что в первую очередь крестные оказали мне поддержку во время переходного возраста моих детей. Кроме того, они просто звали детей к себе в гости и старались любовью покрыть все их недостатки. Мне кажется, все проблемы переходного возраста решаются любовью.

— И терпением. — Многое можно решить. За это я очень благодарна крестным моих детей.

— Иногда крестных выбирают из каких-то меркантильных соображений: ищут людей побогаче, чтобы ребенок получал от них подарки. Иногда так действительно и выходит. Или выбирают молодых людей. Говорят, что старых нельзя брать, потому что они умрут, и некому будет с ребенком заниматься. Как вы к этому относитесь? — Богатство – вещь преходящая, ситуация может измениться. Надо выбрать человека, который стал бы для ребенка старшим другом и помощником в духовной жизни. Хотя это не исключает того, что крестные очень часто помогают и конкретными делами. Моя дочка, например, со своей маленькой крестницей лежала в больнице.

В то же время посылать в музыкальную школу крестного я бы не стала. Надо «поберечь» его на какие-то более серьезные моменты в жизни. Но если крестный зовет на какую-то экскурсию, в музей или в поход – это всегда для ребенка большая радость, и это очень хорошо.

— Ирина Георгиевна, я как-то читал книгу о дореволюционном этикете. Там говорилось об обязанностях крестного: на крестины он должен обязательно дарить ребенку крестик, когда появляются зубы – чайную ложку… В вашей семье существуют такие традиции? — Всегда очень приятно, когда крестные дарят крестик. Потом дети его рассматривают, помнят, что его крестный подарил. У нас однажды была такая ситуация. Моей дочери подарили крестики и крестный, и крестная. Как-то жалко было отказаться, и ее крестили прямо с двумя крестиками. Не знаю, насколько это по канону, но у нее два крестика, и она очень радуется.

— А были ли в вашей семье случаи, когда крестные были заочными? Такое иногда бывает. Вот приходят креститься: «Батюшка, запишите, вот их сейчас нет, они мои крестные»… — У нас в семье однажды была очень интересная ситуация. Дело в том, мы с моей старшей дочерью являемся крестными одной и той же девочки. Так произошло потому, что родители этой девочки хотели, чтобы моя дочь была крестной. К тому времени она уже окончила школу, училась в институте.

Но к моменту крещения моя дочь была в отъезде и не успела приехать. Родители готовы были согласиться и на мое участие в крестинах. Поэтому во время крещения присутствовала я одна. Но, тем не менее, даже в свидетельство о крещении записали и меня, и мою дочку. И священник мне сказал тогда: «Теперь ты будешь крестная бабушка». Она крестная мама, я – крестная бабушка. И у нас есть замечательная крестница.

— Взаимоотношения все-таки могут быть не до конца формализованы. Человек может называться крестным, хотя формально им не является. — Моя дочь считает себя крестной и исполняет соответствующие обязанности.

Радиослушательница: Я хотела поделиться достаточно печальным опытом. Так получилось, что мы переехали из одного места в другое и год ходили в один и тот же храм. Я исповедовалась у одного и того же батюшки в течение года. Потом у нас родился второй малыш, и нужно было его окрестить. Я позвонила батюшке, спросила благословления на крестины и говорю: «Батюшка, не могли ли вы нам найти крестного мужчину». И тогда батюшка достаточно резко сказал: «Ищите кого угодно, это все равно, это формальность». Я пыталась спорить, но напрасно. В итоге мы скоротечно нашли крестного – соседа. Он оказался человеком совсем не церковным. Мы только успели узнать, что он был крещеным. Сейчас он умер. И крестную мы так и не нашли. Осталась небольшая обида. Конечно, этот грех я исповедовала, но чувство обиды все равно нет-нет, да и всплывет. Как относиться к этой ситуации?

— Я думаю надо с этим смириться. Ну что ж тут поделать. Мне кажется, что в наше время очень часто ту роль, которую должны выполнять крестные, выполняют духовники. Они помогают в воспитании детей. И если нет крестного, тут уж ничего не сделаешь. Бывает, приходится крестить даже ребенка без крестных. Мне рассказывал один батюшка, что во времена гонений так крестили: были только батюшка, мама и ребенок. Иногда мы крестим детей в детском доме. Бывает, что какие-то люди соглашаются быть крестными. А некоторые не соглашаются, потому что быть крестными у сирот – это большая ответственность. И тогда крестят без крестных, к сожалению.

— Тогда я могу сказать, что на самом деле батюшка выполняет очень большую роль в воспитании наших малышей. Мы ему просто кланяемся.

— Я думаю, что крестные, батюшки, родители – мы все не являемся отцами и воспитателями. Как в Евангелии говорится: «Не называй себе никого отцом на земле». Мы только выполняем в той или иной степени служебную роль, и Господь каждого может использовать, чтобы помочь человеку. Иногда бывает, хорошие отношения с ребенком складываются не у крестного, а у какого-то другого взрослого человека. И тут надо довериться Богу и не обижаться на священника, который, наверное, поступил неправильно. Бог ему судья.

— Бывает так: когда человек соглашался стать крестным, ему казалось, что семья ребенка церковная. А потом выяснялось, что люди отошли от Церкви, или суета их заела, и они перестали ходить в храм. И вот растет ребенок вдали от Церкви. С одной стороны, крестный чувствует свою ответственность и хочет как-то помочь ребенку. А с другой стороны, насколько он может идти против родителей, чтобы не создавать конфликт между ними и ребенком, если тот уже достиг школьного возраста? Что делать крестному в этой ситуации? — Крестный должен воцерковлять ребенка, водить его в храм. Мы воспринимаем это слишком формально. Но функция крестного не просто состоит в роли «носильщика»: «принес ребенка в храм, причастил». Крестный должен помочь ребенку утвердиться в вере. И если нет возможности привести ребенка в храм, можно семена веры заложить в душу ребенка иначе – в беседе, в рассказе. Задача крестного состоит в том, чтобы сохранить радостное и любовное общение с ребенком до того времени, пока он вырастет и будет свободен. Пока родители могут препятствовать тому, чтобы ребенок ходил в храм, не будешь же с ними ругаться и ссориться?

— То есть нужно выполнять роль такого доброго знакомого, не создавая конфронтацию? — Я думаю, конфронтацию с родителями создавать не нужно. Это потом обязательно отзовется. Вести какую-то тайную работу против родителей и говорить: «Ты только родителям не говори», — как-то некрасиво получится. Но можно читать с ребенком хорошие книги, не обязательно даже Евангелие. Можно водить ребенка не в храм, а в какие-то другие места. Можно посмотреть с ним хороший фильм и потом побеседовать на эту тему. Главное – утвердить в вере ребеночка, чтобы семена добра запали в его душу и потом тихонечко прорастали. Потом, когда ребенок уже будет свободен от опеки родителей, он сам придет к крестному, и тогда тот будет говорить с ним о Христе, о вере. Не обязательно прямо – можно использовать какие-то аллегории, символы. И важно сохранить любовь, добрые отношения с этим ребенком.

Радиослушательница: — Во время Таинства Крещения крестные родители читают «Символ веры» и дают обеты за ребенка. Значит ли, что на них возложены большие духовные обязательства перед духовным чадом и Богом, чем на родителей? — Трудно сказать, на кого возложены большие обязанности. Крестные являются поручителями за ребенка перед Богом. Они обязуются ребенка воспитать в вере, а это серьезная ответственность.

Присоединяйтесь к нам


Смотрите также