Авторизация

Лавр и фрол


Мученики Флор и Лавр Иллирийские

Кондак 1

Избранную двоицу пресветлую, Христу спострадавшую даже до крове, Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго, в песнех, вернии, почтим духовных и, яко молитвами сих от бед избавляеми, благодарственно вопием, зовуще:

Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Икос 1

Ангельстии чини яко сликовники прияша вы, блаженнии мученицы, егда по страдании своем Престолу Господню предстасте, во еже со всеми, кровию Агнца Божия запечатленными, взывати «Осанна!» Седящему на Престоле. Мы же, бреннии, на земли, о таковой славе вашей дивящеся, восхваляем вы сице:

Радуйтеся, Христу последовавшии верою;

радуйтеся, крест Его, яко ярем, вземшии.

Радуйтеся, кровию Агнца Божия искупленнии;

радуйтеся, и своея крове Христа ради не пощадевшии.

Радуйтеся, смертию красною Христови спогребшиися;

радуйтеся, жизни источник обретшии.

Радуйтеся, путь узкий, прискорбный прошедшии;

радуйтеся, яко отверзошася вам райския двери.

Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 2

Видяще, яко многа мзда на небесех дана святым страстотерпцем, потщимся, вернии, тех житие земное прилежно разсмотревше, от сего научитися, колико может вера, деяньми споспешествуема, како воздвизает от земных к небесным и како научает взывати Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественный озари вы, Флоре и Лавре, егда благочестия хранители Прокл и Максим не токмо каменосечней хитрости вы научиша, но и на камени веры Христовой добре утвердиша, на немже несокрушими даже до конца пребысте, трудолюбно Господеви работающе, сего ради ублажаем вы, зовуще:

Радуйтеся, в трудех от юности воспитаннии;

радуйтеся, Христу себе поработившии.

Радуйтеся, леность далече отгнавшии;

радуйтеся, данный вам талант много усугубившии.

Радуйтеся, рабства плоти избегшии;

радуйтеся, духом Господеви работавшии.

Радуйтеся, трудолюбцев удобрение;

радуйтеся, ленивых укорение.

Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 3

Сила Вышняго подвиже правителя страны некия призвати делателей святых ко устроению храма идольскаго, капищу бо сему сооружаему бывшу, иный храм нерукотворенный созидашеся; людие страны тоя, Флора и Лавра проповедию наученнии, Истиннаго Бога познаша и Тому Единому пети навыкоша: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще твердую веру в сердцах своих, небоязненно отыдоша богоноснии братия во ину страну на делание чуждое, и, по мале времени, в труд апостолов обратися делание их; людие, во тме и сени смертней седящии, светом Евангелия озаришася, еже каменосечцы богомудрии с собою принесоша, сего ради воспоем сих, зовуще:

Радуйтеся, языков просветители;

радуйтеся, апостолов подражатели.

Радуйтеся, Евангелия Христова провозвестницы;

радуйтеся, на ниве неоранней Господни работницы.

Радуйтеся, в людех тяжцех Господа восхвалившии;

радуйтеся, во языцех славу Его возвестившии.

Радуйтеся, Церкве прекрасное прозябение;

радуйтеся, небесных садов леторасленное украшение.

Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 4

Бурю злобы неистовыя воздвиже на вы Мемертин, идольский жрец, егда сыну его, на делание ваше неопасно взиравшу, око каменцем, внезапу отторгшимся, избодеся, и хулы многи отрыгаху на вы, делателие незлобивии, уста еще не ведевшаго пети: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше хуления многа и пристрашия свирепа Мемертина озлобленнаго, без страха прияша сия кротце Флор же и Лавр и, сострадания исполнени бывше, велие дерзновение веры проявиша, егда отрока уранена цела и здрава отцу предпоставити обещаша; мы же, таковей вере, кротости и упованию святых дивящеся, воспоем им тако:

Радуйтеся, равноангельныя кротости воплощение;

радуйтеся, велия веры исправление.

Радуйтеся, злословящаго вы благословившии;

радуйтеся, кленящему вас благотворившии.

Радуйтеся, на Бога, Помощника и Защитника, уповавшии;

радуйтеся, прибежище и утверждение в Бозе полагавшии.

Радуйтеся, в незлобии пред Господем ходившии;

радуйтеся, во уповании на Него николиже изнемогшии.

Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 5

Боготечныя звезды явистеся, святии, юноше тому, емуже уломком камене око плотское избодено бысть; вас бо держайся, не токмо от раны исцеле, но и очесы духовными прозре, проповеданием вашим научен, Истиннаго Бога позна и Тому в радости возопи: Аллилуиа.

Икос 5

Видя чудо велие, в сыне явленное, и отец его Мемертин ему споследова, идольскую прелесть отверг, Бога Истинна, яко же и сын, позна и по исповедании добрем двоице преславных мученик спострада, юже и мы ныне воспеваем, зовуще:

Радуйтеся, чудотворцы предивнии;

радуйтеся, врачеве духовнии.

Радуйтеся, идольскую прелесть чудесы ниспровергшии;

радуйтеся, неразумных души светом веры озарившии.

Радуйтеся, идольскаго жреца от идолобесия отвратившии и Христу сочетавшии;

радуйтеся, и сына его из вражеских сетей извлекшии.

Радуйтеся, демонов огорчение;

радуйтеся, Ангелов радование.

Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 6

Проповедницы любве истинныя явишася святии мученицы, егда при делании своем цену, за труд вземлемую, нищим раздаваху и, алчущих довольно питающе, сами в посте и лишении не сетующе пребываху, бодрственне воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет неизреченныя славы небесныя и озари храм, руками Флора и Лавра созданный, и не яко идолов вместилище, но во славу Имени Иисуса Христа освященный, людие же, свет той видевше, вся кумиры идольския, для храма того уготованныя, сокрушше, храмоздателем взываху сице:

Радуйтеся, светом богоразумия нас озарившии;

радуйтеся, мрак идолослужения разсеявшии.

Радуйтеся, от обдержащия прелести ны свободившии;

радуйтеся, путь жизни истинныя нам показавшии.

Радуйтеся, яко благоухания честнаго Церковь исполнисте;

радуйтеся, яко злосмрадие вражие далече отгнасте.

Радуйтеся, бесов дерзновенное поражение;

радуйтеся, Богу красное присвоение.

Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 7

Хотящим братиям святым по скончании делания, на неже звани быша, мирно во своя отыти, возбрани им работодавец жестокий; связав бо их и бив, яко злодеи к правителю Ликиону отведе, зане Христа яко Бога исповедаху и люди научиша взывати Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новая и лютая мучения уготова вам, страстотерпцы святии, правитель, егда возвратистеся связаннии и раны за Христа приимшии во страну свою, твердости же веры вашея отнюд не поколеба, мы же, терпение ваше ублажающе, взываем к вам сице:

Радуйтеся, Христови спотерпевшии;

радуйтеся, с Ним и воцарившиися.

Радуйтеся, в терпении души ваша стяжавшии;

радуйтеся, обетование, еже на небесех, приимшии.

Радуйтеся, на Начальника веры и Совершителя, Господа Иисуса взиравшии;

радуйтеся, на предлежавший вам подвиг добре востекшии.

Радуйтеся, малодушных ободрение;

радуйтеся, страждущих утешение.

Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 8

Странную и ужасную смерть изобрете людское жестокосердие кротчайшим братиям Флору и Лавру: в кладенец бо безводный ввержени и землею в нем посыпани быша; тако мняху нечестивии заглушити святых глас, к Богу вопиющих: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир не бе достоин вас, мученицы святии: вы бо, на земли себе места не обретше, в небесная преселившеся и яко истиннии граждане тамо отечествие снискавше, непрестанными благохвалениями Царю своему и Господу служите, восхвалим убо и мы сих богохвалящих похвалении сицевыми:

Радуйтеся, о земных небрегшии;

радуйтеся, на небесная ум свой вперившии.

Радуйтеся, нощь жития земнаго добре прешедшии;

радуйтеся, дне невечерняго — Царства Христова достигшии.

Радуйтеся, яко злато, в горниле мучений искушеннии;

радуйтеся, яко всеплодие жертвенное Богом приятии.

Радуйтеся, пред лицем человеческим муки приявшии;

радуйтеся, яко упование ваше безсмертия исполнено.

Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 9

«Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим», — рече Господь; по Господню сему словеси и вы, страстотерпцы Флоре и Лавре, яко доблии Христови исповедницы, пред Отцем Небесным прославлени есте и со всеми святыми выну зовете Святей Троице: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство мира сего не может изрещи величие подвига страстотерпцев святых, яко же и премудрость века сего слова крестнаго вместити никакоже может; мы же, смиреннии, буйством проповеди о Распятом спасаеми, Флора и Лавра, яко себе самех отвергшихся и души своя Христа ради отщетивших, несумненно прославляем, зовуще к ним тако:

Радуйтеся, Христа пред человеки исповедавшии;

радуйтеся, яко и Сам Господь исповесть вы пред Ангелы Божии.

Радуйтеся, страсти Господа Иисуса Христа не устыдевшиися;

радуйтеся, ради благовестия Христова пострадавшии.

Радуйтеся, яко подвиг крепок подаде вам Господь;

радуйтеся, яко и разум свят дадеся вам от Вышняго.

Радуйтеся, яко искры по стеблию на небо востекшии;

радуйтеся, во время посещения вашего добре возсиявшии.

Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 10

Спасению нашему ходатаи молим вас быти, святии мученицы, добре страдавшии и венчавшиеся, и того ради благодать приимшии; о нас молитеся, да, избавльшеся от суетныя работы вражия, благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стен каменных здатели иногда бывше, веры же твердостию, многоразличных мук и лютыя смерти за Христа претерпением велие дерзновение у Него снискавше, молятся ныне о чтущих память их верно, и в бедах многоразличных и напастех осеняют надежно поющих им сице:

Радуйтеся, Церкве Христовы столпи непоколебимии;

радуйтеся, веры христианския ограждение твердое.

Радуйтеся, в вере колеблемым утверждение крепкое;

радуйтеся, в мори напастей гибнущим пристанище надежное.

Радуйтеся, фиали златии, фимиама молитв исполненнии;

радуйтеся, смрадные страсти далече от нас прогоняющии.

Радуйтеся, теплии к Богу молитвенницы;

радуйтеся, преистиннии ходатаи.

Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 11

Пение неумолчно и лики светлы исполниша Царский град, егда по обретении принесени и честно положени в нем быша многоцелебнии мощи ваша, святии мученицы Флоре и Лавре, от них же мнози цельбу чудну приимше, благодарно пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светом невещественным облистаеми, в селениях святых водворяеми и радости неизреченныя исполняеми, ликуете ныне со Ангелы светло, мученицы Господни, осветите и нас, мраком суетствий покрываемых, злобою мира сего озлобляемых и едину токмо отраду имущих, еже к вам прибегати и сице вы воспевати:

Радуйтеся, мглу прелести разгнавшии;

радуйтеся, безбожия нощь осветившии.

Радуйтеся, ненавидением неправедным возненавиденнии на земли;

радуйтеся, в радость Господа вшедшии на небеси.

Радуйтеся, скорбьми многими живот вечный наследствовавшии;

радуйтеся, в скорбех и теснотах сущим утешение от Духа Свята просящии.

Радуйтеся, звезды, блистания терпения испущающия;

радуйтеся, светила, верных души просвещающия.

Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 12

Благодать велика дана есть от Вышняго вам, доблии страдальцы, яко пришедшим от скорби великия и окропившим в крови Агнчей ризы своя; сего ради со всеми святыми Престолу Божию предстоите, выну зовуще: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще вы во храме вашем, хвалим вас, Флоре и Лавре, яко благочестия мученики, в трудех от юности пребывшия, веру в Троицу Нераздельную соблюдшия и ко Христу победно отшедшия, Ему же ныне предстояще, не забудите зовущих к вам сице:

Радуйтеся, Царя Небеснаго воини изряднии;

радуйтеся, венцы победными добре венчаннии.

Радуйтеся, камение многоценное в сокровищах Владыки Небеснаго;

радуйтеся, богатство неиждиваемое Церкве, на земли воинствующия.

Радуйтеся, зодчии, храм Духа Божественнаго в себе самех явившии;

радуйтеся, здатели, на недвижимем камени веры души многих утвердившии.

Радуйтеся, блистанием небесным ныне осияваемии;

радуйтеся, сумрак мыслей тяжких от нас прогоняющии.

Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.

Кондак 13

О, преславная мученик двоице Флоре и Лавре, самобратное единение, Троице Святей честное похваление! Нынешнее приимши наше пение, молите Господа за ны, да избавит нас от всяких бед и скорбей, даровав же нам до конца пребывание во Святей Церкви Своей, да сподобит по кончине и последнем Суде с вами и со всеми святыми воспевати Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва святым мученикам Флору и Лавру

Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцах наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

azbyka.ru

Значение имени Флор - Православный журнал "Фома"

Флор совершенно забытое сегодня имя. Однако еще до начала XX века оно было достаточно распространенным. В 1925 году специалисты зафиксировали максимальный всплеск интереса к этому имени. Следующие почти восемьдесят лет родители обходили вниманием имя Флор. Не исключено, что это было связанное с антирелигиозной пропагандой и гонениями на церковь. Обладателя имени Флор (а надо отметить, что святые Флор и Лавр, день памяти которых церковь вспоминает 31 августа, были одними из самых почитаемых в крестьянской среде) могло навлечь неприятности или как минимум осуждаться в условиях советской России.

Как отмечают исследователи, уже в 2000 году новорожденных снова начинают называть Флорами.Флор происходит от латинского слова «florus», что значит «цветущий». В народе это имя было очень распространено, но в другом варианте – Фрол. От него, например, происходит популярная фамилия Фролов. Возможно, имя переиначили из-за сложного и непривычного уху сочетания согласных.

Но не только в России, в Европе это имя тоже популярно по сей день. Чаще оно употребляется в полной форме: Флориан, Флорин, Флоринду. Святые Флор и Лавр почитаются и православными и католиками. С той только разницей, что Русская Православная церковь чтит память святых мучеников 31 августа (18 августа по ст.стилю), а католики 18 августа.

Мученики Флор и Лавр

Неизвестно, в каком именно году родились братья-близнецы Флор и Лавр. Как неизвестно и кто были их родители, чем они занимались. Вероятнее всего, они были выходцами из Константинополя. Юноши воспитывались в христианской вере и отличались благочестием. Однажды Флор и Лавр, покинув родные земли, отправились в город Ульпиана, столицу римской провинции Дардания (территория современной Сербии). Во II веке, когда и произошли описываемые события, эта область входила в крупный регион Иллирия, правителем которой был некий Ликион. Город Ульпиана, в котором оказались братья, был не только важным перевалочным пунктом на Дунае, но известен также своими серебренными рудниками. Здесь-то братья и познакомились с двумя христианами — Максимом и Проклом. Те были каменотесами и не только научили Флора и Лавра мастерству работы с камнем, но еще и укрепили в них веру в истинного Бога.

Успехи юношей в овладении искусством не остались незамеченным. Правитель соседней области пригласил их потрудиться над возведением языческого храма. Флор и Лавр взялись за работу, но все, что получали, раздавали бедным, а еще проповедовали и многих обратили в свою веру.

Как-то в их мастерской появился Анастас, сын языческого жреца Мемертина. Мальчик с интересом наблюдал за работой мастеров, но стоял к ним так близко, что случайно был ранен отлетевшим осколком камня. Жрец прибежал на крик. Увидев, что сын фактически лишился глаза, готов был на месте убить Флора и Лавра. Его остановили, объяснив, что юноши не виноваты в случившимся. Более того, Флор и Лавр пообещали, что смогут исцелить мальчика.

Взяв его в свой дом, они рассказывали Анастасу о Христе, и говорили ему, что если он уверует, то Господь вернет ему здоровье и зрение. Сами же Флор и Лавр провели ночь в непрестанной молитве. Они просили Бога, чтобы Тот помог прозреть не только глазам, но и душе мальчика.

Утром всем было явлено чудо. Мальчик видел. Вместе с отцом, потрясенным произошедшим, они уверовали в Христа.

Флор и Лавр продолжили работать над строительством храма и очень скоро завершили его. Но прежде, чем сдать работу, установили в храме крест, который освятили. Более трехсот христиан, включая исцеленного мальчика и его отца Мемертина, пришло ночью в храм, чтобы вместе помолиться. А после молитвы вместе же обвязав собственными поясами идолов, они свергли и разрушили их.

Безусловно, это событие не осталось незамеченным. Рассерженный правитель приказал схватить братьев и всех, кто участвовал с ними в молитве. Триста христиан вместе с Мемертином и его сыном были заживо сожжены. А Флор и Лавр отправлены на суд к Ликиону.

Римский наместник хотел лишь узнать подробности произошедшего. И, может быть, надеялся, что вера талантливых братьев-каменотесов — недоразумение. Но ошибся, юноши были тверды в своей вере. Негодующий Ликион велел бросить Флора и Лавра в пустую шахту и заживо засыпать землей. Много лет спустя мощи святых братьев были обретены нетленными. Торжественно они были перенесены в Константинополь, где их видели, судя по летописям, многие русские паломники и в XIII, и даже в XIV веке.

Покровители коней

На иконах Флор и Лавр часто изображались в окружении коней. Почему и когда именно святых мучеников стали почитать как покровителей лошадей, сказать сложно. На этот счет существовало как минимум три предания. По одному из них, Флор и Лавр были не каменотесами, а копали колодцы. И были заживо погребены во время работ, когда стены колодца обвалились. Много лет спустя у этого места начал бить родник. Однажды на водопой к нему пришел больной конь, который на глазах стал здороветь. Люди специально начали пригонять своих коней к роднику, когда поняли, что кони после такого водопоя и выглядят лучше и работают отменно. Решили раскопать колодец. Тут были обнаружены дивные и невредимые мощи Флора и Лавра. Якобы с тех пор мучеников стали почитать как покровителей лошадей.

По другой версии, один крестьянин как-то вышел в поле с конем, а тот во время работы упал. Хозяин жестоко хлестал скотину, требуя встать и работать. Но лошадь не поднималась. Неожиданно перед крестьянином предстали два странника, братья-близнецы, которые пожалели животное. Они упрекнули мужика за то, что сам он имеет праздничные дни, а коня заставляет работать круглый год. Сказали, мол, что каждая животина у Бога на счету и за жестокость каждому из людей предстоит держать ответ. Сами же они назвались святыми Флором и Лавром, сказали, что приставлены к лошадям как заступники. Также велели крестьянину на следующий день собрать всех в селе и вести своих коней к храму, помолиться Богу, чтобы кони их «были здоровы и к работе охотливы». Якобы с тех давних пор принято 31 августа, в день памяти святых Флора и Лавра, совершать водосвятные молебны, на которых святой водой кропили коней. В этот день лошадей не только не запрягали, но кормили лучшим овсом «в полную сыть», купали, заплетали в гривы ленты, а хвосты в косы. В некоторых районах существовали поляны, на которых специально в честь святых мучеников Флора и Лавра возводились небольшие часовни. Сюда-то народ и пригонял своих лошадей на молебен. Такие дни назывались «Фролами». Но не только кони праздновали этот день. Принято было на «фролы» убираться в доме, кроме того, к этому дню варили пиво, которое, впрочем, пили только женщины.

Наконец, согласно третьей легенде, архангел Михаил обучил братьев Флора и Лавра управлять лошадьми. И когда однажды в Новгородской области начался мор среди животных, по молитве верующих были открыты мощи святых мучеников. Мор прекратился.

В XIV веке эта история была облечена в зрительный образ, но с изменениями: обученные архангелом Михаилом, Флор и Лавр помогли найти лошадей пастуху который обратился с молитвой к святым.

Как бы то ни было, на Руси святые мученики почитались как покровители лошадей. Иконы с их изображением было принято устанавливать в конюшнях над яслями.

Тропарь мучеников Флора и Лавра

глас 4

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую/ восхвалим, вернии, по достоянию,/ Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго./ Иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем,/ темже пострадавше до крове,/ и венцы пресветлыми увязостеся,// молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак мучеников Флора и Лавра

глас 8

Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудрены,/ вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/ яко да улучим благодать и милость молитвами их// и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный.

foma.ru

Икона Флор и Лавр

Икона святых великомучеников Флора и Лавра олицетворяет собой заступничество домашнего очага, семейного счастья и материального благополучия. Святой лик вмещает в себя чудесную иконописную историю, полностью раскрывающую всю картину их праведной жизни.

В народе безгрешных угодников Божьих Флора и Лавра считали небесными заступниками всех людей, чья работа так или иначе была связана с разведением лошадей. Раньше христианский образ присутствовал в каждом доме, но со времи прекращения активного ведения сельского хозяйства память об Флоре и Лавре стала понемногу ослабевать. Однако святые мученики зарекомендовали себя не только, как заступники всадников, конюхов и крестьян, их праведная жизнь вошла в историю становления христианской религии.

История Иконы Флор и Лавр

Священномученики Флор и Лавр жили в Византии, и являлись друг для друга братьями по крови. У них было схожее мировоззрение, они оба веровали в Господа и соблюдали все церковные устои. По профессии своей они являлись каменотесами, и учились ремеслу своему у православных верующих Прокола и Максима, которые и привили им любовь к Богу и веру в Христа.

Святые Флор и Лавр работали над сооружением храма для язычников, свои деньги отдавали неимущим, а сами предавались молитвам и постились. Как-то раз, небольшой камешек сорвался с крыши и ранил роговицу глаза сына Мамертина, одного из местных языческих жрецов. Отец сильно разозлился, но братья, ныне святые, дали ему обещание, что помогут исцелить мальчика. Они полностью взяли раненого мальчика на свое попечение, приобщая к вере в Христе. Исцеление пришло, как только молодой юноша уверовал в истинного Бога. Отец его, Мамертин не остался равнодушным и сам принял Господа, отказавшись от идолопоклонения.

Когда церковь была построена, Флор и Лавр собрали всех православных, разрушили всех идолов, воздвигнув крест, как символ христианства, возле церкви. Такая самодозволенность повергла местного правителя в ярость, его мысли очернились. В ту же минуту он отдал приказ бросить в огонь Мамертина, с новообращенным сыном его и несколько сотен православных верующих. А для Флора и Лавра была уготована ужасная учесть. В то время, как подвижников веры предали огню, братьев захоронили заживо, бросив в огромную яму. Не дрогнув, святые приняли смерть, как дар, отдав жизни за Сына Божьего Иисуса Христа.

Спустя много лет, мощи Святых Братьев были раскопаны и перемещены в столицу Византии. После обретения нетленных мощей прекратились нападки на скот, поэтому Флор и Лавр являются заступниками домашнего скота, в особенности лошадей.

Где сейчас находится лик святых

Иконописный сюжет, который открывается нам на святом образе Флора и Лавра можно встретить во многих церквях России и за рубежом. Пред ней молятся о защите домашнего быта, сохранении скота и материальных благах. Многие христиане почитают данную икону и хранят ее у себя дома, в качестве оберега.

День памяти Иконы

Раньше 31 августа (18 августа по старому стилю) люди отмечали всеми почитаемый праздник, получивший в народе горячую любовь и известность. В это время люди праздновали день памяти Флора и Лавра, которые прославлены были как заступники лошадей и скота. В это время все лошади освобождались от работы, их купали в озерах, а после в гриву заплетали атласные ленты.

В чем теперь помогает Икона Флор и Лавр

Икона великомучеников Флора и Лавра оберегает дом от врагов, ссор и напастей. Святые также помогают в поиске высокооплачиваемой работы и обретении материального достатка. Они сохраняют не только семейное благополучие, но и защищают домашний скот. Пред иконой православные люди молятся о разном. Мученики призваны для того, чтобы сберечь личное счастье, оградив от злых и лукавых людей.

Описание Иконы

На иконах традиционно изображены братья Флор и Лавр, обычно в окружении скота. Также на иконах, рядом с мучениками иконописцы изображают ангелов. Большинство икон написаны в духе русской традиционной сказки, чтобы подчеркнуть народный дух братьев. На некоторых иконах мы можем увидеть Флора и Лавра верхом на конях, так как именно для лошадей в большей степени братья являются покровителями.

Молитва перед святым образом 

«Великие мученики Флор и Лавр, укрыты под землей были, но вознесены на небеса Божие. Почтим память вашу в молитвах. Услышьте нас и не оставьте без внимания. В молитвах своих просим у Вас защиту домов наших от врагов и нечестии всякой, избавьте нас в нужде в пище, воде и благ всех материальных. Да будет мир в стране нашей и на земле всей. Уберегите скот наш от болезней и смертей. Избавьте от злости, лжи и страданий. Лишь Вам молимся, о, Святые Братия Флор и Лавр! Да воспеты и прославлены Вы будете нами во веки веков! Аминь!»

Православная вера возрождается, со времен гонения и истребления христианского народа. Именно когда культура вероисповедания набирает свою актуальность, значимость и почтение в жизни каждого верующего человека, силу обретают и иконы. Пусть святой лик братьев Флора и Лавра станет личным заступником вашего семейного благополучия. Приобретите для себя данную икону и молитесь к помощи святых мучеников, покуда счастье не вернется в дом ваш. Мы желаем вам крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Матрона Московская — одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она ...

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят ...

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа ...

Икона «Отечество» — самый обсуждаемый из образов в православии. Он заключает в себе изображение триединства ...

dailyhoro.ru

Фрол и Лавёр – лошадники

Народный праздник Фрол и Лавер – лошадники отмечается 31 августа 2019 года (18 августа по старому стилю). В православном календаре это день памяти мучеников Флора и Лавра – родных братьев.

Святые работали камнетесами. По вере были христианами, постоянно соблюдали строгий пост, отдавая нуждающимся заработанные деньги. Однажды во время обтесывания камней для языческого храма они увидели, как любопытному подростку, подошедшему близко к стройке, в глаз попал осколок камня. Отцом мальчика оказался местный жрец.

Подав надежду отцу и сыну, они рассказали юноше о христианской вере, и тот изъявил желание стать христианином. Помолившись за новообретенного брата, Флор и Лавр увидели, что глаз исцелился. Отец юноши также изменил свою веру.

Собрав христиан, бывший жрец и братья разбили всех истуканов в достроенном храме, поставив в восточной стороне крест. За это Флора и Лавра похоронили под землей в заброшенном колодце, а остальных приговорили к сожжению.

Традиции и обряды

Флор и Лавр считаются покровителями коней. Поэтому 31 августа принято посвящать лошадям. Их купают, расчесывают и украшают ленточками гриву и хвост. Затем священник тут же, на берегу, окропляет животных святой водой. Кормят их досыта, не жалея лакомства.

В последний день лета не используют коней в работе, считая, что этим накличут беду. На некоторых ипподромах даже седел не одевают. Не выжигают и тавро в этот день.

Среди пекарей есть умельцы, которые на хлебе делают оттиск в виде конских копыт.

На Флора и Лавра молятся, чтобы не случился конский падеж.

В этот день устраиваются ярмарки.

Приметы

Истек срок посева озимых. Кто посеет в этот день или позже, ничего, кроме сорняка, не соберет.

Если корень полыни толстый – грядущий год будет урожайным.

Если лошадь храпит – к непогоде; головой трясет и вскидывается – жди дождь.

my-calend.ru

31 августа День Флора и Лавра - покровителей лошадей: День лошади

В последний день августа православная церковь отмечает день мучеников Флора и Лавра (Фрола и Лавра). 31 августа отмечают и так называемый День лошади или конский праздник. Попробуем разобраться отчего «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр»?

Известно, что братья Флор и Лавр, жившие во II веке, были каменотесами. Однажды в одном из построенных языческих храмов Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили молитву и разрушили идолов, предназначенных для перенесения сюда, и водрузили крест за что были подвергнуты истязаниям. Но братья «и в муках славили Бога», тогда их бросили в пустой колодец и засыпали землей. Впоследствии мощи мучеников, пострадавших за веру, были перенесены в Константинополь.

Каноническое житие святых мучеников Флора и Лавра не совсем совпадает с народным представлениями о братьях как покровителях лошадей. В легендах переплетаются и христианский культ мучеников, и античные предания, и славянские сказания. 

Существует несколько легенд, среди которых и чудесное исцеление сына языческого жреца, уверовавшего во Христа, и явление Флора и Лавра пахарю, заставлявшему работать измученную лошадь, и легенда о колодце с чудодейственной водой, исцеляющей лошадей и скот... Есть смоленская легенда о том, что Флор и Лавр были в числе строителей Киево-Печеской Лавры.

Служение святых мучеников Флора и Лавра Русской земле

Благословение на битву, известную нам как Куликовская, святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского именно 18 августа в день памяти святых мучеников Флора и Лавра (по старому стилю).

После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в памяти русских людей. Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру.

Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете иконы: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочном стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство - лошадь».

Икона XV века с таким сюжетом хранится в Третьяковской галерее. Всадник-воин - очень точный образ Святой Руси и ее призвания (не случайно и святой воин великомученик Георгий снова возвратился на герб России). Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского, служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. Это напоминание и призыв России и ее народу последовать по пути, завещанному нашей духовной историей - соединение мирного земледельческого труда с воинским служением.

Места в Москве связанные со святыми Флором и Лавром

Одни из ворот Московского Кремля, построенного святым благоверным князем Димитрием Донским, назывались Фроловскими, по названию надвратной церкви в честь святых мучеников; в старой Москве, кроме этого, были еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд. (Кроме храма на Зацепе это храмы на Покровской улице и у Мясницких ворот). Конский праздник широко отмечался в дореволюционной России. Так, в Москве на Мясницкой улице, напротив здания Почтамта устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков. В Фроловской церкви неподалеку проводился специальный молебен.

Народное почитание праздника Флора и Лавра - покровителей лошадей

На Руси братьев-мучеников в просторечии называли Фролом и Лавером и считали покровителями лошадей и конюхов. Именно поэтому день почитания их памяти называют еще и лошадиным праздником, конским праздников или день лошади. В этот день к лошадям относились по-особенному: не использовали даже для самой необходимой работы, чистили, купали, заплетали ленты в хвост и гриву. На Фрола и Лавра служили святым угодникам молебен, после свершалась «конная мольба» - окропление лошадей святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.

Молили о заступничестве Флора и Лавра во всяких ситуациях, когда речь шла о лошадях. Если в коровниках помещали икону святого Власия, то в конюшнях непременно старались поместить образ Флора и Лавра. На протяжении всего периода выпаса пастухи в заговорах всегда упоминали Флора и Лавра, а также Егория (6 мая - Георгий Победоносец, Егорьев день, Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий Храбрый, также почитаемый как защитник домашнего скота, и, прежде всего, как покровитель лошадей): «Спасите и помилуйте, Фрол и Лаврей, святый Егорий Храбрый, милые кониные и коровьи стада, кони и кобылы, и коровы... »

На Русском Севере, в Вологодской, Костромской, Новгородской губерниях существовали специальные деревянные часовни в честь святых братьев-мучеников. Многие из них строились в удалении от сел, на лесных полянах рядом с источниками и пустовали весь год. Но в день Флора и Лавра сюда стекалось множество людей с лошадьми. Просфоры с молебна приносили домой и раздавали скотине. После неподалеку устраивались скачки, отчего сам праздник получил второе название – «скакалки».

В ряде мест лошадей прогоняли через «живой» огонь, добытый трением. Эти костры разводили как правило во рвах или оврагах, а иногда и на высоком берегу реки. Во время этого действа священник кропил табуны святой водой прямо через пламя. Часто вместе с конями через пламя прогоняли и другой рабочий скот, чтобы защитить животных от мора.

Почитая святых Фрола и Лавра как покровителей лошадей, в народе старались соблюдать в этот день следующие правила:

  • Лошадей в день их покровителя необходимо накормить досыта, искупать, заплести в хвост и гриву ленты.
  • Сытых и нарядных лошадей отводили к ближайшей церкви, где их кропили святой водой.
  • Ни в коем случае в этот день на лошадях не работают, иначе быть падежу.
  • Хозяйки в день лошади пекут особое печенье с изображением конского копыта и отдают его священнику.
  • В день мучеников Фрола и Лавра не выжигали тавра на лошадях.

Молитва святым мученикам Флору и Лавру Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Тропарь мученикам Флору и Лавру

Тропарь, глас 4

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора преблаженного и Лавра всечестнаго, иже усердно Троицу Несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостеся: молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак, глас 8

Яко благочестия мученики, и страдальцы Христовы богомудренны, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь: яко да улучим благодать и милость молитвами их, и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в день судный.  

Праздники, посвященные лошадям, и традиции стран мира, связанные с лошадьми

Значение лошади в истории трудно переоценить: эти животные сыграли большую роль в жизни людей всех стран и сословий. Кони -  частые герои песен, сказок и легенд. В честь своих быстроногих боевых товарищей, неутомимых тружеников и настоящих четвероногих членов семьи, люди  устраивали праздники, захватывающие своей зрелищностью.

Древние письменные источники донесли до наших дней, что раньше в Литве в первое январское полнолуние отмечались Крестины жеребенка. Этот праздник символизировал пробуждение новой жизни. На Руси славянки-язычницы ходили на конюшню гадать о суженом и будущей судьбе. А вот в Древнем Риме, во время ежегодных гонок на колесницах по полю Марса, правую пристяжную лошадь победившей колесницы приносили в жертву богам – чтобы дали хороший урожай. К счастью, ритуалы, подобные римским, остались в прошлом, зато свой День Коня отмечается во многих странах мира и по сей день.

Страна: Россия Праздник, посвященный лошадям: День Фрола и Лавра Дата: 31 августа

С возрождением коневодства в России новую жизнь получает и православный «лошадиный» праздник – день Фрола и Лавра, покровителя лошадей. Он приходится на второй день третьего Спаса - 31 августа.

С днем Фрола и Лавра связаны многие народные приметы. 31 августа крестьяне заканчивали посев озимых и говорили: «Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся», подразумевая под «фролами» пустоцвет. Другая народная мудрость выразилась в пословице: «Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра». В день конских покровителей крестьяне не только не работали на лошадях, но и не седлали, не погоняли их кнутом. Зато купали, украшали лентами, кормили досыта отборным овсом, угощали солеными горбушками и … водили в церковь.

Церковные дворы в день Фрола и Лавра были буквально переполнены лошадьми – каждый хозяин хотел, чтобы священник окропил святой водой и благословил его лошадь.

Сегодня этот праздник утратил свою массовость, его отмечают только в конных клубах, устраивая в честь празднования Дня Фрола и Лавра конские выставки и скачки.

Страна: Россия, Норвегия, Ирландия, Австрия, Финляндия, Нидерланды Праздник, посвященный лошадям: День святого Стефана Дата: 26 декабря

День святого Стефана - покровителя лошадей, по праву можно назвать международным праздником. В каждой стране, где почитают святого, есть собственные традиции, связанные с этим днем. Более подробно об особенностях празднования Дня Святого Стефана в России, Норвегии, Ирландии, Австрии, Финляндии и Нидерландах - в нашем следующем материале.

Страна: Болгария Праздник, посвященный лошадям: Тодоров день Дата: Первая суббота Великого поста

Тодорова суббота, Тудорица. Тодоров день, или Лошадиная Пасха -  церковный праздник, весьма почитаемый болгарами. Празднование Тодорова дня, как и Пасхи, не прикреплено к какой-либо конкретной дате - день  определяется по лунному календарю.

Болгары чествуют христианского святого Тодора с раннего Средневековья - со времени объединения культов Святых Великомученика Феодора Стратилата (Теодора Стратилата) и Феодора Тирона (Теодора Тирона).

На иконах Святого Тодора изображают в виде всадника-змееборца на белом коне, поэтому Тодорова суббота считается праздником коневодов и конного спорта, а все ритуалы, проводимые в этот день, связаны со здоровьем лошадей. Мужчины по традиции, встают с восходом солнца, заплетают хвосты и гривы лошадям, ведут на водопой, а женщины замешивают обрядный хлеб, и делят его с животными.

Лошадиная Пасха знаменита также национальными конными состязаниями - «кушия». Конь-победитель получает в награду новую узду, а хозяин - рубаху и полотенце.

Страна: Испания Праздник, посвященный лошадям: День Святого Антония Дата: 18 - 25 января

В январе в испанскую деревню под названием Сан-Бартоломе-де-Пинарес с каждым годом все охотнее приезжают туристы. Вот уже около 500 лет,  в День Святого Антония жители деревни «купают» своих лошадей в огне -  всадники бесстрашно врываются в огонь, чтобы очистить своих любимцев от болезней. Костры для «купания» лошадей раскладываются по всей деревне.

Общественность реагирует на специфический народный ритуал неоднозначно: защитники животных протестуют и обвиняют участников в жестоком обращении с лошадьми, а местные жители уверены, что обязаны сохранить древние традиции. К слову, за 500 лет в День Святого Антония не пострадала ни одна лошадь.

Страна: Испания Праздник, посвященный лошадям: Майская Ферия Дата: первая неделя мая

Ежегодно в начале мая в Испании проходит весьма зрелищная ярмарка. В дни ее проведения люди одеваются в андалузские наряды и выезжает на скакунах на улицы городов. Самая древняя лошадиная ярмарка (Feria de Caballo) Испании проходит в андалузском городе Херес де  ла Фронтера – родине хереса. В Средние века целью ярмарки была продажа лошадей, сегодня мероприятие утратило торговый статус и стало массовым национальным праздником.

Страна: Испания Праздник, посвященный лошадям: Стрижка диких лошадей Дата: июль или август

В Испании День Стрижки диких лошадей - большой праздник. Это народное гуляние имеет глубокие корни, восходящие к древним традициям скотоводов. В древности лошадей выращивали на воле.

Празднование начинается с собрания самых старых и опытных скотоводов, на котором выбирают день стрижки лошадей. На рассвете Дня Стрижки юноши во главе с пастухом поднимаются в горы, откуда гонят жеребцов в загоны. Во время спуска молодые люди соревнуются в мастерстве погонщиков, выстраивая лошадей в правильные геометрические фигуры. В загонах животных пытаются укротить голыми руками и остригают им хвосты и гривы. Все действо происходит в торжественной обстановке.

Страна: Италия Праздник, посвященный лошадям: Сиенское Палио Дата: 2 июля и 16 августа

Каждое лето улицы итальянского города Сиена превращаются в одну сплошную беговую площадку. 2 июля и 16 августа страстные итальянцы отмечают не менее страстный праздник – Палио. История этого праздника уходит своими корнями в раннее Средневековье, где они благополучно теряются.

Празднование Палио представляет собой скачки на неоседланных лошадях прямо по городским улицам Сиены. По традиции, все начинается с выхода из двора правительственного дворца исторического кортежа. Все наездники, входящие в праздничный кортеж, одеты в исторические средневековые костюмы. Замыкают торжественное шествие знаменоносцы и барабанщики. Среди участников кортежа выбирают выбирают лучшего всадника, знаменосца и барабанщика. Примечательно, что лошадей, тщательно отобранных специально для Средневековых скачек, благословляют в церквях. Жители каждой улицы Сиены готовят для Сиенского Палио своих участников - всадника и лошадь.

В Средние века победителю скачек вручали знамя Палио, а всаднику, пришедшему вторым - живого петуха. Участник, пришедший к финишу последним, в насмешку награждался соленым анчоусом или луковицей, символизирующей слезы поражения.

Надо сказать, что травмы и несчастные случаи на Сиенском Палио – обычное дело, но с 2003 года была организована специальная комиссия, которая должна обеспечивать безопасность скачек.  Учреждение комиссии произошло благодаря возмущениям защитников животных.

Страна: Венгрия Праздник, посвященный лошадям: Конный праздник Дата: Троицкая суббота

В Венгрии до сих пор очень популярен национальный конный праздник, не оставляющий безучастными никого из жителей Пушты. Современный вид венгерский конный праздник приобрел в середине XX века - он переродился из древнего праздника пастухов. Раньше он проводился 20 августа, а теперь его отмечают на Троицу.

Главное действо праздника связано, конечно же, с лошадьми. Чикоши -  венгерские конные пастухи, - соревнуются между собой в искусстве уложить лошадь, остановив ее на полном скаку, и  меткости в обращении с трехметровым бичом.

В этот день проводятся скачки и состязания конных упряжек. Турист, посетивший венгерский конный праздник, может подумать, что попал на открытую выставку, но несмотря на то, что  некоторые повозки выглядят как музейные экспонаты, местные жители используют их в быту до сих пор!

Вся атмосфера праздника пропитана азартом: участники преодолевают препятствия, полосы из расставленных кеглей, а настоящий гвоздь программы - знаменитая «венгерская почта». Это захватывающее зрелище, когда один человек, стоя на крупах двух лошадей управляет еще тремя, скачущими в связке спереди.

Страна: Нидерланды Праздник, посвященный лошадям: Конкурс фризских лошадей Дата: 1 раз в 5-6 лет

Фризы - угольно-черные, благородные лошади, с изящно изогнутой мощной шеей, с роскошными хвостами, гривами и фризами на ногах, - предмет гордости и национальный символ Нидерландов (Фрисландии). Конкурс фризских лошадей - грандиозное по своим масштабам событие, проводимое один раз в 5-6 лет в северной части Нидерландов. Жюри оценивает каждую представленную на конкурсе лошадь и выбирает лучших из лучших.

Во время конкурса, кроме официальной части, интересной в первую очередь, для селекционеров и заводчиков, предусмотрена и зрелищная часть. Жители страны и туристы съезжаются, чтобы полюбоваться на знаменитые конные кадрили. Юноши и девушки в национальных костюмах демонстрируют фигурную верховую езду, а семейные пары ловко управляются с упряжками - мужчина ведет коней между стойками с кольцами, а женщина старается эти кольца снять, не  уронив ни одного.

Страна: Монголия Праздник, посвященный лошадям: Наадам Дата: середина июля

С древних времен культура и традиции монгольского народа нераздельно связаны с лошадьми. Сегодня значение лошади для настоящего монгола по прежнему велико. Конь изображен даже на государственном гербе страны. Поэтому самым значимым и массовым праздником в Монголии  считается Наадам.

Национальный праздник Наадам проводится ежегодно в середине июля. Он продолжается четыре дня, в течение которых монголы соревнуются в трех традиционных вида спорта - монгольской борьбе, стрельбе из лука и скачках.

В качестве трассы для скачек выбирают любой участок степи, без какой-либо подготовки. А вот лошадей к празднику готовят особым образом. В Наадамских скачках лошдаи шести возрастных категорий: жеребцы, полнокровные, пятилетки, четырехлетки, трехлетки и двухлетки. В зависимости от возраста они бегут на расстояние от 15 до 30 километров.

Из каждой группы по результатам скачек выбирают по пять Занявшим первые пять мест в каждой группе поют восхваления, освящают их кумысом и вручают денежные призы. Кроме того, весь следующий год к победившим жеребцам приводят лошадей для скрещивания, таким образом хозяева жеребцов получают хороший источник дохода до проведения следующих скачек.

Примечательно, что в роли жокеев на Наасдамских скачках выступают исключительно мальчики 5-12 лет.

Ольга Фрунзэ Шеф-Редактор National Explorer

www.nexplorer.ru

Чудо о Флоре и Лавре

Главная | Святые Мученики Флор и Лавр | Чудо о Флоре и Лавре

Иконописный сюжет «Чудо о Флоре и Лавре» возник на Руси XIV веке и неизвестен у других православных народов. Этот образ говорит о духовном мире, о Домостроительстве Божием не меньше, чем многие тома сочинений.

Икона «Чудо о Флоре и

Лавре»

Иконописцы Древней Руси богословствовали в красках, раскрывая через видимые образы тайны духовного мира. Образ святых мучеников Флора и Лавра — из числа таких откровений древних иконописцев. Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете «Чуда о Флоре и Лавре»: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочном стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь».

Предание, послужившее основой для иконописного сюжета, повествует о том, как святые братья явились на помощь пастуху, потерявшему коней, и помогли найти пропажу.

Ранние из сохранившихся икон с этим сюжетом относятся к XIV веку, когда иконописцы не допускали никаких вольностей в изображениях. Все в них было обусловлено иконописным подлинником и каноном, прочно устоявшимся и освященным Церковью. Так что перед нами — образ, освященный древней иконописной традицией. Вглядимся в него внимательно. В едином золотом пространстве (фон на иконах с этим сюжетом всегда золотой или охристо-золотой) изображены Архангел Михаил в рост, лицом к молящимся; а по сторонам, вполоборота к нему — святые мученики Флор и Лавр. Ниже — два коня: черный и белый под нарядными седлами. Архангел Михаил вручает мученикам поводья этих коней. Под ними изображены скачущие на конях пастухи — святые мученики Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп, гонящие к водопою табун лошадей различной масти. Обычно это десять коней (или тринадцать — вместе с конями всадников).

Это образ Божественного Домостроительства, раскрывающий единство мира, сотворенного любовью Отчей. В центре изображения Архангел Михаил, стоящий на вершине горы. Он занимает это место как Архистратиг (т.е. предводитель) небесного воинства, поставленный Богом во главе Ангельской иерархии. Имя его в переводе с древнееврейского означает «кто как Бог». Архангел Михаил, исполняя веление Божие, низринул с Неба падшего денницу и ангелов его. Он научил людей после грехопадения и изгнания их из рая всему, что те должны были делать, трудясь для снискания хлеба насущного, — земледелию, скотоводству, ремеслам. Он же был учителем Моисея, которому на горе Синай передал скрижали закона. Архангел Михаил был покровителем богоизбранного народа. Во время исхода евреев из Египта он был их предводителем; через него явилась сила Божия, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архангел Михаил защищал народ израильский во всех бедствиях. Сила его явилась во взятии Иерихона, в уничтожении ста восьмидесяти пяти тысяч воинов Ассирийского царя, в поражении Илиодора — военачальника царя Антиоха, гонителя народа израильского. С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами на Руси. Как уже говорилось, на Русь с Балкан пришло предание о том, что Архангел Михаил научил братьев Флора и Лавра управлять лошадьми.

Изображенные на иконе погонщики табуна разноцветных лошадей — святые мученики, родные братья - близнецы Спевсипп, Мелевсипп и Елевсипп жили во II веке в Каппадокии (память их совершается 16 (29) января). Их имена переводятся так: Спевсипп означает «ускоряющий бег коня», Елевсипп — «гонящий коня», Мелевсипп — «ухаживающий за конем». Братья были конюхами при храме языческой богини судьбы Немезиды. Их обратили ко Христу их бабка святая Леонилла и святой пресвитер Венигн. Братья приняли святое Крещение и сокрушили идолов. Язычники воспылали к ним лютой злобой, отовсюду собрались начальники и стали допрашивать святых братьев.

Спевсипп, Елевсипп и Мелесипп исповедали Христа перед судьями и отказались принести жертву языческим богам. Их связали по рукам и ногам, повесили на дереве и растянули так крепко, что их кости стали выходить из суставов, затем бросили связанными в костер, но они остались невредимыми, подобно трем отрокам в вавилонской печи, и славили Бога. Когда огонь погас, братья сказали мучителям: «Нам дана власть перейти ко Христу Богу нашему только тогда, когда захотим мы сами, но мы решили еще посмеяться в этой жизни над вашим безумием, хотя все-таки не замедлим явиться на небесный пир». Наконец трое братьев преклонили свои колена и, помолившись, предали Богу свои святые души. Тела их были погребены неподалеку от города, где впоследствии в их честь воздвигли храм, в котором совершались многие чудеса и исцеления.

Икона «Чудо о Флоре и

Лавре»

На иконе эта группа трех святых мучеников-всадников как бы принимает благодать из Горнего мира для служения на земле. Скачущие кони — символ подверженного переменам мира, живущего по законам времени. Но нет разделения и здесь. Един мир Божий. Бичи, которыми размахивают всадники, касаются концами своими одеяния Архангела Михаила, ибо из Горнего мира черпается сила, которая помогает повелевать конями. Причем, в более раннем образе XIV века (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) трое братьев-мучеников изображены в едином порыве погоняющими коней: каждый повторяет и как бы усиливает движение другого. В более позднем образе из Смоленска (XVII век) это единство уже не такое явное: кони и всадники распределились по пространству иконы. Здесь же заметно усиление иерархии: фигура Архангела Михаила несколько возвышается над Флором и Лавром, простирая над ними защищающие крылья, тогда как на иконе XIV века Флор и Лавр, молитвенно предстоящие Архангелу Михаилу, не отличаются от Архангела ростом (деталь — существенная для иконописного языка). Руки святых братьев — как бы продолжение рук Архангела, линии их рук образуют чашу, символизирующую принятие Божественной благодати. Крылья Архангела обнимают мир, образуя иную чашу — символ излияния благодати из Горних высот на землю. Кони — символ дня и ночи, знаменуют бег времени. Их контур становится на иконе продолжением архангельских крыльев — тем самым вся земля, и пространство, и время, входит в общение с Горним миром.

От земли идет встречное движение ввысь — вершины тех гор, основания которых находятся на земле, пребывают в Горнем мире. Фигуры Архангела и мучеников написаны так, что создается впечатление нематериальности, полного отсутствия земной тяжести. Они не стоят на вершинах гор, а парят над ними. Обратная перспектива сближает фигуры. Трое — святой Архангел, водитель небесного воинства, и двое мучеников символизируют единство Ангельского мира и святых человеков. На иконе они как будто ведут безмолвную беседу. Цвета одеяний (красный и зеленый), золотой (охристо-золотой) фон иконы подчеркивают единство и гармонию мира, в котором творится правда Божия, и каждая его сущность включена в общение с Богом. Красный — цвет Божественной любви, цвет крови, пролитой Сыном Божиим ради спасения мира, цвет мучеников, пострадавших ради Христа и исполнения правды Божией. Зеленый цвет — цвет жизни растительного царства на земле и цвет надежды на спасение падшего мира. Недаром рядом со святыми мы видим изображение зеленеющих деревьев, тянущихся ввысь. Сияющее золото фона означает Божественную силу, победу Царства Славы.

Князь Е. Трубецкой так пишет об этом: «Иконописная мистика — прежде всего солнечная мистика в высшем, духовном значении этого слова. Как бы ни были прекрасны другие небесные цвета, все-таки золото полуденного солнца — из цветов цвет, из чудес чудо. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении и как бы образуют вокруг него «чин». Перед ним исчезает синева ночная, блекнет мерцание звезд и зарево ночного пожара. Самый пурпур зари — только предвестник солнечного восхода. И, наконец, цвета радуги, ибо всякому цвету и свету на небе и в поднебесье источник — солнце. Такова в нашей иконописи иерархия красок вокруг «Солнца незаходимого». Нет такого цвета радуги, который не находил бы себе места в изображении потусторонней Божественной славы. Но из всех цветов один только золотой, солнечный означает центр Божественной жизни, а все прочие — его окружение. Один Бог — сияющий «паче солнца», есть источник царственного света».

Икона «Чудо о Флоре иЛавре» с Власием и

Спиридоном

Белые и черные кони изображены на иконе в динамике и, одновременно, в покое (удивительно, как умели древние иконописцы передать движение и покой одновременно!). Эта динамика повествует об устремленности всего земного, временного к небесному, где все начинающееся находит завершенность в покое вечности. Движение коней — приобщение к вечности, а также символ труждения человека во вселенной до тех пор, пока продолжается «бег времени».

Существует и другая икона «Чудо о Флоре и Лавре», где нет этого единого пространства, а есть разделение на три яруса. В верхнем, на горе, возвышается Архангел Михаил, чуть ниже — Флор и Лавр, перед ними белый и вороной кони. На среднем ярусе братья Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп погоняют табун разноцветных коней. В нижнем ярусе появляются изображения святителей Спиридона и Власия — новые лица для этого сюжета, но привычные народному сознанию как покровители и ходатаи о домашнем скоте.

Остановимся на житиях этих теплых молитвенников о человеке и всякой твари.

Икона Спиридона

Тримифунтского

Святитель Спиридон (память его празднуется 12 (25) декабря) родился на Кипре, был с детства пастухом овец, в память чего на иконах святителя часто изображают в пастушьей шапке, сплетенной из ивовых прутьев. Впоследствии он был поставлен епископом города Тримифунта. Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову его пробуждались мертвые, исцелялись больные, изгонялись бесы. Особым даром святителя была власть над стихиями—по его молитве отверзалось небо и проливался живительный дождь на иссохшие поля, рассеивались грозовые облака, речной поток останавливался в своем течении, когда святителю нужно было перейти через него. В церковных песнопениях его часто уподобляют пророку Илии: «Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многая множества людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь, людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся; радуйся, яко дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременне низвел еси» (Акафист святителю Спиридону).

В 325 году святитель Спиридон был участником Первого Вселенского Собора, на котором, обличая ересь нечестивого Ария, явил в доказательство Единства Святой Троицы чудо: он взял в руки кирпич и сжал его—мгновенно вышел из кирпича вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках. «Се три стихий, а плинфа (кирпич) одна, сказал тогда святитель, так и в Пресвятой Троице Три Лица, а Божество Едино».

Икона Власия Севастийского

Другой изображенный на иконе святитель — священномученик Власий, епископ города Севастии (память его празднуется 11 (24) февраля). До принятия епископского сана был врачом. В греческих минеях говорится, что он в детстве был пастухом. Святитель жил в царствование римских императоров Диоклетиана и Ликиния (III —IV вв.) —жестоких гонителей христиан. Многие верующие скрывались от преследований в пустынных и уединенных местах. Епископ Власий также удалился на гору Аргеос и поселился в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки.

Милосердие святителя Власия простиралось не только на людей, но и на всякую тварь, которую он любил поистине богоподобной любовью ко всему, что Своей державой и любовью сотворил Господь.

Убежище святителя Власия было найдено слугами правителя области, прибывшими на отлов зверей, которым потом отдавали на растерзание мучеников-христиан. Святителя Власия отвели к правителю. По пути он исцелял больных людей и животных и творил другие чудеса. Так, по его молитве волк, утащивший поросенка у бедной вдовы, возвратил добычу невредимой. Когда на пути святому встретилась хромая собака, святитель остановился, осенил ее святым крестом и она исцелилась.

За исповедание веры во Христа правитель области велел бросить святителя Власия в озеро. Однако святой мученик подошел к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти по воде, призвав на помощь своих богов. Все, кто дерзнул на это, утонули. Святой же, повинуясь велению Ангела, вернулся на берег, после чего был обезглавлен. Произошло это около 316 года.

Известно, что не только на Руси, но и в Греции, на Балканах, в Далмации, т.е. во многих районах Византийского мира святители Спиридон и Власий почитались как целители и покровители животных. Земледельцы и скотоводы искали у небесных покровителей опору и помощь в повседневных трудах и заботах, и, по благодати Божией, Его угодникам повиновались даже стихий. Не случайно на всех древних греческих житийных иконах святителя Спиридона изображаются чудеса, совершенные над огнем, водой, воздухом и землей. Вспомним и то, что имя святителя Спиридона Тримифунтского всегда поминается в молитве на освящение воды.

Труждение со стихиями святых, изображенных в нижнем ярусе иконы «Чудо о Флоре и Лавре», являет завершенность делания святого человечества со всем сотворенным миром: ангельским, царством животных, растительным царством и царством стихий. В иконе «Чудо о Флоре и Лавре» отражается единство мира, реальность общения с Горним миром. Образ раскрывает духовному взору Божественную любовь к людям, ко всему живому, раскрывает тайны Божии, приносит утешение в скорбях и укрепление в трудах. Мы видим здесь преддверие царства Божия, пришедшего в силе и славе, осиянность всего светом Божественным. Здесь видится прообраз эсхатологического видения Нового Иерусалима, где «воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облаченные в виссон белый и чистый» (Апок. 19, 14).

Молитвы священномученику Власию Севастийскому

Молитва первая

Преблаженне и приснопамятне священномучениче Власие, дивный страдальче и предстателю наш теплый, по отшествии твоем в жизнь вечную призывающим твое святое имя пособствовати, и во всяких прошениих услышанным быти обещавый! Се ныне к тебе угоднику Божию, яко ко истинному ходатаю спасения, притекаем и смиренно молимся: предстани нам в помощь, узами грехов связанных, подвигнися на всемощные твоя к Богу молитвы и помолися о нас грешных: тя бо недостойнии, призывати на заступление дерзаем, и желаем от всех грехов наших тобою свобождение получити. О святче Божий Власие! В сокрушении и смирении сердца нашего пред тобою припадаем и молимся: осияй нас, омраченных наветы вражиими, светом благодати свыше, да в нем ходяще, не преткнем о камень ног наших. Тя, яко сосуд в честь избранный и исполненный благодати Божия, молим: сподоби нас грешных от исполнения твоего желаемое прияти, и исцели наша душевныя и телесныя язвы, грехом же нашим прощение и душевному и телесному нашему здравию и спасению полезное у Господа испроси, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство о душах и телесех наших, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий и славный страстотерпче, помощниче наш и теплый заступниче всем с верою притекающим к тебе, святый священномучениче Власие! Призри от горния славы милостивым оком твоим на предстоящия люди и умильно тебе молящияся, простри теплыя молитвы твоя ко Господу Богу нашему, испроси у Него прощения согрешений наших, но еже избавитися нам от всегубительной язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни, исходатайствуй пред Престолом Господа Вседержителя немощным телесем нашим оставления согрешений, всем же чтущим честную память твою, укрепления на дела благая, не презри нас недостойных, молящихся тебе пред честною иконою твоею и просящих твоея помощи и заступления, испроси нам вся яже ко спасению нашему полезная, да богоугодная Владыце нашему Иисусу Христу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное, идеже вкупе с тобою прославим Единаго в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь

Тропарь, глас 4

Обрел еси Богодохновение в видения восход: сего ради слово истины исправляя и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Власие, моли Христа Бога спастися нашим душам.

www.floralavra.ru


Смотрите также