Авторизация

Левша особенности характера склонности


Леворукость в специфике качеств психики левшей

Всем привет! Здравствуйте и будьте здоровы.

Оглавление:

Леворукость – это норма или патология.

Периоды формирования предпочтений руки ребёнка.

Леворукость и проблемы левши в «праворуком мире».

Леворукость в перспективе их сферы деятельности.

Леворукость – это норма или патология

Учёные считают, что наши прародители в подавляющем большинстве были леворукими и только с эволюцией человечество «поправело». В возобладании праворукости причин выдвигается довольно много, но все они существуют на уровне гипотез. Мне же наиболее вероятным представляется утверждение о постепенном изменении роли левого полушария в том плане, что оно становится преобладающим.

Как известно, у каждого из нас голова устроена таким образом, что левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое – левой и что характерно: хотя полушария внешне как бы и похожи, но они, оказывается, думают, работают и живут по-разному. Это называется межполушарной асимметрией.

У нашего древнего леворукого прародителя более активным было правое полушарие, так как в ту пору были востребованы более всего бессознательные действия, чутьё и интуиция, образная память, особое чувство ритма, красок, звуков, прикосновений, хорошая ориентировка в пространстве.

Эволюционные процессы привели к развитию цивилизации и человеку многие вышеуказанные свойства стали не особенно нужны. Людям, вовлекаемым в технологии цивилизационных процессов, всё чаще приходилось использовать функции левого полушария, управляющего правой рукой.

Для управления правой рукой требовались уже такие функции, как сознательное конкретное мышление, математические и аналитические способности, речь, чтение и письмо, целенаправленные и дифференцированные движения. Именно всё это способствовало тому, что человек из дитя природы превратился в дитя прогресса с активной правой рукой и в зависимости от ситуации, хватающий успешно не только молоток или ложку, но и меч или перо.

Праворукость, подкреплённая культурными традициями, была возведена на пьедестал и стала доминирующей. Левшей же оттеснили и дискриминационными действиями поступали с ними, как с существами с неполноценной психикой.

Левшей на Земле не так уж мало и считается, что в среднем леворукость бывает примерно у 15% населения планеты, причём больше всего их среди англосаксов. Однако достоверно известно, что леворукость не помешала таким личностям, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Жанна дʹ Арк, Наполеон, И. П. Павлов, Чарли Чаплин доказать как свою состоятельность, так и то, что леворукость – это не патология.

Периоды формирования предпочтений руки у ребёнка

В научном понимании есть, с одной стороны, ярко выраженная категория людей – правшей, с другой же – наследственные левши, а между ними – незначительное число людей с менее выраженной праворукостью, амбидекстеры, то есть те, кто способен свободно пользоваться обеими руками и левши, не имеющие в роду левшества.

Но также люди могут различаться не только по признаку предпочтения руки, а вот ещё и по ведущему глазу, уху, по расположению речевого центра в одном из полушарий. И тем самым в природе имеется большое многообразие типов людей с признаками праворукости и леворукости. Каждый из этих типов имеет как свои сильные, так и слабые стороны, особенности восприятия и переработки информации, особенности построения картины мира.

С момента рождения ребёнка у него хотя и сохраняется возможность, чтобы унаследовать праворукость или леворукость, но вопреки генетической предрасположенности он не принадлежит к определённому типу от рождения. И такая неопределённость объясняется тем фактом, что на периоде первых лет жизни полушария его мозга «выясняют отношения», делят обязанности и учатся сотрудничать. Так как этот процесс по времени долгий и непростой в судьбе ребёнка, то всё это надо учитывать.

Структуры мозга ребёнка до 3–4 лет работают практически автономно, и это как раз то время, когда обмен информацией между полушариями только зарождается. До этого возраста у ребёнка отсутствует предпочтения какой-то руки.

Из практики жизни известно, что насыщенная впечатлениями среда способствует развитию мозга. Поэтому у детей, где в семьях им создавались благоприятные условия, предпочтение руки появляется значительно раньше (к 4 годам), а у детей, где в семье пренебрегли педагогическими рекомендациями, приводящее к задержке психического развития, оно обычно проявляется запоздало — к 7 годам.

Ранее на блоге вот тут уже указывалось на то, что, если молодые родители заметят в своём малыше какие-либо не совсем характерные перемены, то в условиях иного поведения ребёнка надо разобраться и помочь ему преодолеть нетипичные перемены.

Период до 8–10 лет это как раз то время, когда процесс «разделения обязанностей» между полушариями является наиболее сложным в жизни ребёнка. Поэтому необдуманное вмешательство старших на этом периоде может привести ко многим серьёзным проблемам. Такое вмешательство из-за желания переучить ребёнка – левши часто приводит к появлению заикания, к возникновению проблем в обучении и к неврозам.

Такие проблемы возникают не только тогда, когда ребёнка ругают и наказывают за использование «неправильной» руки, но это случается даже при ненасильственном переучивании, когда родители, раз за разом, перекладывают ложку и карандаш в правую руку. Малышу крайне важно самому определиться с предпочтением руки. Удел же родителей, если они заботятся о психическом здоровье своего ребёнка, проявить терпение.

Леворукость и проблемы левшей в «праворуком мире»

Как уже отмечалось, левшей в человеческой популяции не более 15% и это обстоятельство характерно той особенностью, что кнопки бытовой техники, ручки дверей, инструменты и рабочие места технически выполнены так, как это удобно правшам. Неудобства, которые испытывают левши от ежедневного, ежесекундного пользования всем этим, учёные назвали декстрастрессом.

Физические неудобства, как проблемы левшей в «праворуком» мире – это только та самая первая проблема, которая лежит на поверхности и очевидна своей дискриминационной сутью. Но ведь если разобраться, то и область знаний, с тем как подаётся информация в удобном для правшей формате, тоже создаёт проблемы леворуким.

Вся проблема в том, что правши способны воспринимать пространство неоднородным, в то время как для левши пространство однородно. Например, правша легко запоминает направление чтения и счёта слева направо, оглядывает страницу сверху вниз. У левши же пространство не имеет направлений и в их мире любую букву и цифру они могут поворачивать в любую сторону и не только зеркально, но и вверх ногами.

Левшам, чтобы заметить разницу между написанием «ДЯДЯ» и «ЯДЯД», надо приложить усилия, сосредоточиться и тем самым осуществить насилие над собственной природой. Зеркальное написание букв, встречается практически у всех детей, так как писать они учатся тогда, когда их полушария всё ещё «выясняют отношение». Но только дети – левши так систематически «зеркалят».

Когда же в школе учитель начальных классов заметит, что кто-то из учеников упорно «зеркалит», то стоит обсудить с родителями эту проблему и выяснить: нет ли у такого ребёнка сбоя в формировании взаимодействий полушарий. И той ли рукой он стал писать?

Неопределённости в восприятии пространственных отношений создают для левши те сложности, когда им подчас с трудом удаётся разобраться: что из чего надо вычитать, что значит «больше, чем» в условии задачи или как понимать географическую карту и часы со стрелками.

Если маленькие правши, определённые действия и их последовательность усваивают автоматически, просто подражая взрослым, то от левши те же действия требуют осмысления и приспособления. Им приходится всякий раз в таких ситуациях придумывать себе варианты запоминания и проверки написания букв и слов, настойчиво и упорно работать над решением своих учебных проблем. И поэтому многие учителя начальных классов отзываются о левшах, кок о детях, которые не по возрасту умны и развиты.

Но в то же время все эти усилия требуют от маленьких левшей значительно больше не только времени, но и сил, чем автоматизированные действия у правшей. Поэтому установлено, что левши (и амбидекстеры) отличаются повышенной утомляемостью, более хрупким здоровьем и трудностями при переключении с одной деятельности на другую.

Леворукость в перспективе их сферы деятельности

Хотя у каждого полушария своя специализация, но не следует забывать, что мозг един и работает он не половинами, а целиком. Именно это позволяет многим левшам быть успешными во многих сферах деятельности. Среди левшей много музыкантов, архитекторов, художников. В сфере эмоциональных проявлений левшам присущи такие, только им присущие качества, как эмоциональность, несдержанность, они часто робки и боязливы и, к сожалению, более пессимистичны, чем правши и амбидекстеры.

Несмотря на то, что левшей нещадно, насильно, переучивают, исправляя в понимании не только родителей, но и учителей (как им кажется) природный недостаток. Но с природой не поспоришь, став самостоятельнее, человек с леворукостью всё равно работает левой рукой, так как природа берёт своё.

В последнее время можно услышать, что левшей стоит поберечь, так как они ещё не раскрыли полностью своих потенциальных возможностей. И не следует забывать, что в жизни случаются ситуации, когда надо подковать блоху, что праворуким непосильно, а им левшам – это как хобби.

Была ли статья «Леворукость в специфике качеств психики левшей» полезной Вам? Выскажите своё мнение в комментариях ниже. Также можете подписаться на рассылку сайта, чтобы получать свежие материалы на почту.

Если Вам понравилась статья «Леворукость в специфике качеств психики левшей» поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей Facebook, Twitter, Google+, Вконтакте, Мой мир, Одноклассники.

Характеристика И Качества Левши

Ни для кого не секрет, что человек – левша отличается от человека – правши не только тем, что пишет он, держа ручку в другой руке. Попробуем узнать об особенностях, характеристике и качествах левши.

На сегодняшний день в мире около 8-15% людей в качестве преобладающей руки используют левую, они называются левшами.

Интересно, что ведущую руку дети выбирают в возрасте трёх лет, проявляется это в играх, творческих занятиях – например, при рисовании, разукрашивании, лепке. Считается, что у деток, которые являются левшами , правое полушарие головного мозга является преобладающим (доминирующим). Его работа отвечает за восприятие месторасположения и ориентацию в пространстве, художественное восприятие, творческие, в том числе и музыкальные, способности, интуицию, воображение, эмоции.

Психологи часто отмечают, что левши являются художественно одарёнными людьми, они обладают отличным музыкальным слухом. Кроме этого, левшам свойственна затруднительность произношения некоторых звуков и иногда задержка развития речи. Говоря о других качествах левшей, психологи отмечают упрямство, умение рисовать, лепить, петь, трудности с чтением и письмом.

Дети-левши зачастую являются доверчивыми, непосредственными, подвержеными чужому влиянию, настроению. Также им присущи капризность, плаксивость, настойчивость и упорство в достижении желаемого. Причины отличия правшей и левшей заключаются в том, что правое и левое полушария мозга ответственны за разные сферы психической деятельности.

Также специалисты отмечают связь темперамента с леворукостью. Левши в сравнении с правшами более эмоциональны, у них существуют проблема с самоконтролем. Левши могут моментально разгневаться и выйти из себя, но зато обладают логическим мышлением, способностью последовательно обрабатывать информацию, обобщать её и анализировать. Левши отличаются отличной физической подвижностью, тягой к спорту, впечатлительностью и ранимостью, также они обладают склонностью фантазировать и обладают отличной памятью.

Раньше большинство детей, которые непроизвольно предпочитали использование левой руки, намеренно переучивали. Многие родители воспринимают новость о том, что их ребёнок левша негативно, однако не надо быть столь категоричными в своих суждениях. На сегодняшний день все специалисты сходятся в едином мнении, что ни в коем случае нельзя переучивать левшу. Процесс переучивания левши является тяжёлым испытанием для его психики, которое вызовет только стресс и невротизацию ребенка.

После переучивания дети часто страдают от невротических расстройств, в том числе нарушения сна, аппетита, головных болей, энуреза, заикания.

В качестве рекомендаций по поведению взрослых с ребёнком левшой встречается совет не заострять внимание на том, что ребёнок отличается от других детей своей леворукостью. В ситуации, когда малыш ощущает, что его особенность вызывает повышенный интерес со стороны окружающих, у него может понижаться самооценка и развиваться застенчивость и неуверенность в себе.

Интересно, что при выборе профессии стоит учитывать леворукость человека. Левши отлично себя зарекомендовали в таких областях, как дизайн, фотография, живопись, архитектура, музыка, спорт. Отмечено, что среди леворуких людей очень много творческих личностей, достигших успеха, в качестве примера можно назвать: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Владимир Маяковский , композиторы Бах, Бетховен, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро. Если в семье появился ребёнок-левша, не стоит переучивать его, скорее нужно дать шанс проявить себя с творческой стороны и развить особенности и умения, которые ему хорошо удаются. Детям нужна и важна поддержка родителей. Будьте здоровы!

Левши — психологические особенности, советы по воспитанию

Компас посвящаю своему брату — Левше! Он одной левой может спечь бисквитный рулет, и сготовить манты. Может перебрать движок практически любой машины, а в экстренных ситуациях починить машину, когда в наличии только топор, консервная банка, и кусочек проволоки с чужого забора)Он сам в детстве научился вязать, а ведь учебников по вязанию для левшей нет. А когда ему было 10 лет, собрал из двух велосипедов один=велик с 2 сидениями и 3 колесами!Он каждый день продолжает нас удивлять!

Левша — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую.Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.

На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно — образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Вообще, между полушариями мозга существует определенная специализация, свыше 90 процентов функций контролируется перекрестно, как бы наоборот. Поэтому левши должны отличаться некоторыми особенностями. Написать «Алису в Зазеркалье» и придумать улыбку чеширского кота, которая остается, когда его и след простыл, мог только левша Льюис Кэрролл. Такое не каждому придет в голову.

В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно — образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, левой рукой и ногой.

Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука.Читать статью полностью>>

8 ссылок

  • Международный день левшей отмечается 13 авг�…
  • Миром правят левши — утверждают ученыеУченые провели исследования среди любителей компьютерных игр и выяснили, что левши играют лучше, чем правши, так как быстрее анализируют текущую ситуацию и реагируют на нее адекватнее. По мнению ученых, такие люди хорошо себя проявят в работе водителями, пилотами, а также другими представителями профессий подобного рода.
  • День левшейПредставление о том, что леворукость — маркер гениальности, также несостоятельно, как и представление о том, что все леворукие имеют отклонения в развитии, являются исчадием ада и представлением зла.
  • Левши
  • Колено АоновоЛишь Новое время с его всеобщей унификацией, массовой школой и государственной культурой превратило борьбу с леворукостью в универсальный принцип. То, что помнят все россияне старше сорока лет – как левшей в школе силой переучивали на праворукость, – было далеким отзвуком викторианской нетерпимости ко всему нестандартному. В этом, как и во всем, коммунизм в равной степени наследовал и европейскому «рационализму», и первобытному магизму. Но только албанский диктатор Энвер Ходжа, самый последовательный из всех коммунистических тиранов, запретивший религию и ношение бороды, довел и праворукость до логического конца: поставил левшей вне закона.
  • Правши, левши, амбидекстры
  • О левшахВо-первых, непонятно, почему нужно отдавать предпочтение именно правой руке? Только на том основании, что правшей больше? Но если кому-то удобнее пользоваться левой, общество ведь от этого никоим образом не страдает. Родители, которые упорно переделывают своего маленького левшу в правшу, глубоко заблуждаются, хотя и верят, что стараются для его же блага. Они легко могут спровоцировать своими действиями у ребенка заикание на всю жизнь, ухудшение способности читать и писать. Это осложнит его существование гораздо больше, чем если бы он просто был левшой.
  • Все праворукие по-своему левшиПятилетний левша рано научился читать, но никак не мог запомнить последовательность букв в алфавите. Ища что-то в энциклопедии, он на всякий случай держал перед глазами телефонную книжку.

    (Случай из практики)

Самые знаменитые левшиНиколай Лесков (писатель, автор «Левши»)Владимир Даль (писатель, лексикограф, этнограф)Лев Толстой (писатель)Иван Павлов (физиолог)Сергей Прокофьев (композитор, пианист, дирижер)Сергей Рахманинов (композитор, пианист, дирижер)Василий Кандинский (живописец и график)

Гарри Каспаров (шахматист)

Александр Волков (теннисист)Виктор Сухоруков (актер)Ноэл Галлахер (музыкант, Oasis)Пол Маккартни (музыкант)Джимми Хендрикс (музыкант)Курт Кобейн (музыкант)Фил Коллинз (музыкант)Джордж Майкл (певец)Роберт Плант (музыкант)Ринго Старр (музыкант)Брюс Уиллис (актер)Джулия Робертс (актриса)Альберт Энштейн (ученый)Наполеон Бонапарт (император)Франс Иозеф Штраус (политик, президент Германии)Джон Макинрой (теннисист) Мартина Навратилова (теннисистка)Майя Плисецкая (балерина)Сил (певец)Тина Канделаки (теле-радиоведущая)Леонардо да Винчи (гений)Бетховен (композитор)Моцарт (композитор)Микеланджело Чарли Чаплин (актер)Мэрилин Монро (актриса)Жанна д’Арк (революционерка)Константин Соколов (художник)Рики Мартин (певец)Морган Фримен (актер)Джулия Моргулис (актриса)Василий Алексеев (спортсмен- тяжеловес)принс Уильям (наследник английского престола)Александр Македонский (полководец)Льюис Кэролл (писатель)Рафаэль (художник)Рубенс (художник)Роберт де Ниро (актер)Том Круз (актер)Сильвестр Сталлоне (актер)Билл Гейтс (миллиардер) Юлий Цезарь (император)

Дэвид Боуи (музыкант)

7 ссылок

  • «Сатанинская» левая ногаГоворят, что левши гораздо эмоциональнее, чем праворукие люди. Помимо этого, среди них больше талантов, а творческая оригинальность и вовсе считается для леворуких неизбежностью. Однако зачастую все это сопровождается трудным характером и повышенной обидчивостью. Отдельные эпизоды из биографий левшей футбольных свидетельствуют о том, что все эти качества приписываются им не зря.
  • Знаменитые «вне стандарта»
  • Почему в исполнении левшей музыка Бетховен�…
  • Бытие левшейПроследим бытие левшей в истории. Начнем с Древнего Рима периода Империи. Напомним, что левша на латыни именовался как «sinister», что переводится как «зло», а правша «dexter» — добро, умение. Возможно, с этим связана небольшая легенда о рукопожатии.
  • Статистика
  • Левши в мире правшей
  • Успешные в жизни левши

Версия 1: Леворукость передается по наследствуКомментарий генетика, кандидата медицинских наук — Ильи Сорогина:

Никаких научных подтверждений этой версии в настоящий момент не существует. Ученые всего мира уже давно пытаются найти генетическое обоснование леворукости (ген леворукости). К сожалению пока безрезультатно. Но медицинская статистика подтверждает, что достаточно часто леворукость передается по наследству, от поколения к поколению или даже через несколько поколений. Но и здесь существует целый ряд спорных вопросов.

Противники этой версии утверждают, что у леворуких родителей чаще рождаются дети с основной левой рукой, только из-за внешних факторов. Ведь дети стараются во всем подражать своим родителям. Если малыш постоянно наблюдает, как мама ест и пишет левой рукой, то он непроизвольно будет копировать ее движения. А к генам это не имеет никакого отношения.

Но генетики долгое время наблюдали за детьми, которых усыновили в раннем детстве (до 3-х лет). И оказалось, что все они в качестве основной выбирают ту же руку, что и их генетические, а не приемные родители. Но в то же время у родителей с доминирующей правой рукой иногда рождаются леворукие дети и наоборот.Версия 2: Леворукость вызывается неблагоприятным воздействием современной техники

Например, у женщин, которые во время беременности больше трех раз делали УЗИ или подвергались воздействию других средств современной техники, увеличивается вероятность рождения ребенка с леворукостью.Комментарий врача гинеколога — Инны Алесиной:

Эта версия абсолютно бессмысленна. Ведь левши были и двадцать и пятьдесят и сто лет тому назад, когда никакой современной техники не существовало. Возможно, современная техника или другие внешние воздействия и оказывают некоторое влияние на резкое увеличение левшей. Но в настоящее время никаких доказательств этой версии нет.

А, что касается ультразвукового обследования будущих мам, то уже давно доказано, что для ребенка эта процедура совершенно безвредна. Естественно УЗИ следует делать только по назначению врача и не злоупотреблять этой процедурой ради удовлетворения собственного любопытства.

Версия 3: Леворукость чаще наблюдается у детей из неблагополучных семейКомментарий врача психотерапевта — Григория Пименова:На первый взгляд здесь нет никакой взаимосвязи. Неблагоприятная обстановка в семье отражается на психическом и физическом здоровье детей. Но ведь леворукость закладывается еще во время беременности.Сторонники этой версии утверждают, что беременные женщины из неблагоприятных семей или употребляющие алкоголь, постоянно находятся в психоэмоциональном возбуждении и подвергают своего будущего ребенка огромному риску. Если мама на ранних сроках беременности (в период формирования у ребенка головного мозга) ведет не здоровый образ жизни и переживает стресс, то это сказывается на развитии полушарий головного мозга. И увеличивается вероятность рождения ребенка с доминирующей левой рукой. Хотя количество леворуких детей в неблагоприятных и в устойчивых семьях приблизительно одинаковое.

Раньше наблюдалась закономерность, что левши имеют неустойчивую нервную систему, легко возбудимы и восприимчивы к внешним раздражителям. Но психологи считают, что это последствия стресса перенесенного во время переучивания в правшу. Именно поэтому сами левши во взрослом возрасте испытывали трудности в семейной жизни, и среди них был гораздо выше процент разводов. Хотя в последнее время ситуация нормализуется.

Версия 4: Леворукость связанна с изменением экологической обстановки в худшую сторонуКомментарий врача гинеколога — Ирины Столешниковой:Действительно в последнее время появилось достаточно много различных заболеваний, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой. Беременные женщины и новорожденные наиболее восприимчивы к внешним вредным воздействиям. Но леворукость это не заболевание.

Источник>>

6 ссылок

  • Один-единственный ген определяет родится л�…
  • Рука и мозг
  • Социальные, экологические факторы
  • Теории появления левшейВообще относительно происхождения левшества существует множество теорий. От полуфантастических до вполне научных. Праворукость объяснялась правосторонним расположением печени, смещающим центр тяжести тела, а леворукость – сердца, заставляющего воина держать в левой руке щит, а в правой – меч. Одни (их большинство) считают, что леворукость закладывается еще во время беременности. Другие придерживаются мнения, что на развитие головного мозга и на определение доминирующего полушария, сильно влияет характер течения родов. Есть гипотезы о том, что число леворуких людей колеблется в зависимости от исторического периода. Некоторые специалисты склонны видеть в левшестве следствие родовой травмы и даже патологию.
  • Причины развития леворукости
  • Обнаружен «ген левши»Группа ученых под руководством специалистов из Оксфордского университета обнаружила ген, определяющий будет ли человек левшой.

Любите своего ребенка, таким, какой он есть! Леворукость это не болезнь, это норма! Не забывайте о повышенной эмоциональности, и впечатлительности левшей, будьте чуткими и доброжелательными с ним (хотя этот пункт можно и опустить, я же уже написла – любите своего ребенка)Создайте благоприятный климат для него в семье. Чтобы все в семье смирились с тем, что он левша, чтобы при ребенке не высказывали своего беспокойства и сомнений, о том, переучивать его или нет! Бывает, что левши излишне упрямы!!!!!!!!! Подтверждаю это, упрямее человека, чем мой брат я не видела! Не ругайтесь с малышом ним из-за частого упрямства, выходки упрямца постараться завуалировать какой-нибудь игрой. Когда ребенок вырастит, упрямство превратится в целеустремленность, и способность отстаивать свою точку зрения! Хвалите за самые малейшие успехи и поощряйте его художественный или музыкальный дар. Старайтесь чаще делать малышу сюрпризы.Не сопоставляйте его с другими детьми, сравнивайте его с самим собой, говорите, что сегодня ты справился с заданием быстрее, чем вчера, или что, сегодня ты менее внимательный. Если после пятилетнего возраста вы заметите у ребенка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.Очень часто у детей до 3-5 лет проявляется обеерукость. Малыши успешно используют в играх, и за столом, и за рисованием две руки, не отдавая предпочтения какой либо из них. Думаю на этом этапе еще рано решать левша ваше дите или нет, а вот к школе необходимо решить этот вопрос. ВЫ сами можете проверить ребенка и сделать выводы. • Узнайте, у супруга, и вспомните сами, есть ли в вашей семье близкие родственники с ведущей левой рукой.• Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).• Предложите ребенку почистить зубы, в какую руку он возьмет зубную щетку? Или, попросите его расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?• Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.• Попросите малыша послушать часики. К какому уху он их поднесет?• Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.• Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец, какой руки ляжет сверху?• Предложите скрестить руки на груди. Предплечье, какой руки будет наверху?• Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?• Предложите ребенку посмотреть одним глазом в калейдоскоп. Какой это будет глаз?Семья должна помочь ребенку в становлении адекватной самооценки. Часто из-за сомнений в семье – переучивать его или нет, или от беспокойства родителей, что ребенок не такой как все, у ребенка появляется комплекс неполноценности! Он начинает стесняться, или даже маскировать свою леворукость!

Воспринимайте его таким, какой он есть, любите, и тогда леворукость не превратится в проблему!

17 ссылок

  • Переучивать или нет?
  • Психологические особенности леворуких дет�…
  • Ребенок левша
  • Рекомендации для левшей-дошкольников
  • Не переучивайте левшу!
  • Одной левой!
  • Слово в защиту левшейУ меня сын — левша. И поэтому я все статьи о левшах читаю и со знакомыми учителями о левшах говорю. И пугают меня эти статьи и разговоры ужасно: и с письмом-то левши в первых классах справляются с трудом, и почерк у них отвратительный, и буквы-то пишут зеркально, и слова все норовят прочитать справа налево, а некоторые вообще ходить в школу отказываются. «А как же лесковский Левша? — думаю я. — И Леонардо да Винчи, и Микеланджело были левшами…» Что-то эти тревожные представления о левшах с реальностью не согласуются.
  • Тетрадь для занятий с детьми.
  • Книга Марьяны Безруких «Леворукий ребенок �…
  • Леворукий ребенок в праворуком миреОсновной вопрос, на который пытаются ответить современные психологи, невропатологи, педиатры звучит так: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой? На сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять свое право на леворукость.
  • Психология личности. Ребенок левша
  • Если ваш малыш — левша“Мамочка, милая, разреши мне писать левой, пускай у меня левая будет правой”, — со слезами на глазах упрашивала свою маму маленькая девочка. А та, считая леворукость своего чада патологией, пыталась “вылечить” ее, привязывая левую ручку ребенка и заставляя работать только правой.
  • Правши и левши в вопросах и ответахЛеворукий ребенок отличается от остальных не только тем, что ест, рисует и пишет левой рукой, но и тем, что у него иначе устроен мозг, что у него другой тип мышления. У большинства левшей леворукость генетически запрограммирована, и особый тип организации мозга они имеют уже при рождении. То, что они по-другому воспринимают информацию, по-другому мыслят и иначе проявляют эмоции, мы увидим тогда, когда они подрастут. Уже дошкольник-левша отличается от сверстника-правши. У школьников эти различия уже не только заметны в поведении, но их можно исследовать с помощью опросников, что мы и сделали вместе с выпускницей гимназии Еленой Сыч.
  • Школьные трудности леворукихНаибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, скорее, ставит целый ряд других, не менее важных.
  • «Преступное» полушариеЛевшам всю жизнь приходится приспосабливаться к миру, построенному правшами. Они входят в метро — щель монетоприемника в автомате расположена справа. Хотят позвонить по телефону-автомату — цифровой диск предназначен для правой руки. Ручные часы рассчитаны на правшей. Чтобы выжить в этом мире, левшам приходится переучиваться еще со школьной скамьи. Но не так-то просто переделать природу. Самую сложную работу, которая требует многочасовых усилий и напряжения, переученные левши все равно выполняют левой рукой. Так поступают леворукие хирурги, часовщики, художники, хотя пишут и едят они правой рукой.
  • Ребенок-левша: подарок или наказание?
  • Не переучивайте левшу!У правши речевое, а точнее — речемыслительное полушарие — левое, у левши — правое. Лобная доля планирует речевое высказывание; передние отделы теменной доли ответственны за все артикуляционные навыки; задние отделы теменной доли помогают различать сложные лексические единицы, понимать многозначность слов; височная доля отвечает за слуховое восприятие, контролирует речь говорящего, хранит информацию об услышанном; затылочная доля принимает, перерабатывает и хранит в своей памяти кодовые знаковые системы — алфавиты, математические, дорожные знаки и т. п. Наш мозг воспринимает тело совсем не так, как мы: в первую очередь в нем уделяется место тем органам, которые нуждаются в координации. Исходя из этого ладонь, пальцы (особенно большие), плечи, губы, язык и ноги приобретают значительные размеры. Остальные части соответственно «сжимаются». Такую искаженную картинку — с увеличенными или уменьшенными частями тела — мы видим на схеме соматотопической проекции в коре головного мозга. (Схема разработана канадским нейрохирургом У. Пенфильдом в 40-х годах прошлого века).

МНОГИЕ ученые считают, что левши «более тревожные, болезненные, застенчивые, неуверенные, раздражительные, склонные к чувству вины, грубоватые, непрактичные, обнаруживают более низкий уровень общего интеллекта». У них якобы чаще отмечаются нарушения сна, более низкий, чем у правшей, уровень общих способностей. Но конкретные практические исследования (а не умозрительные теории) доказывают, что левши-школьники ничем не отличаются от сверстников-правшей по основным показателям. А многие из них показывают более высокие результаты и уровень интеллекта.

Многие левши-подростки и взрослые могут также дать много очков вперед правшам в деликатности и одновременно в стрессоустойчивости. А ведь при более высокой чувствительности сохранять самообладание, спокойствие и оптимизм в грубоватом и жестком, а порой откровенно жестоком «правом» мире особенно нелегко! Тем не менее левши с этим справляются. Левши на практике показывают лучшую, чем у правшей, сопротивляемость к стрессам, а также умение более быстро находить выход из тупиковых ситуаций.

Леворуких — миллионы!Однако, что касается детей-левшей, когда их природная впечатлительность и большая, чем у правшей, эмоциональность накладываются на процесс переучивания (что является настоящим насилием для мозга), плюс еще непривычная учебная нагрузка, нервная система маленького левши может и не выдержать. Поэтому наибольший процент невротиков среди левшей именно в этой возрастной группе — 5–8 лет. Собственно, можно смело говорить о том, что каждый маленький левша, которого коснулось переучивание (даже если он пошел на это легко), невротизирован в той или иной степени.

Выбираем профессию >>

Особенности вегетативных проявлений у правшей и левшей

Влияние психо-эмоционального напряжения на интеллектуальные способности

4 ссылок

  • Берегите левшей!
  • Левшей в России нет?Автор этих строк живет в Подмосковье, поэтому отправился в местную поселковую поликлинику. «Что вы советуете родителям левшей?», — задал я вполне невинный вопрос детскому врачу и услышал феноменальный ответ: «А у меня таких не было». И это сказала педиатр с более чем 25-летним стажем работы! Как мы уже писали в предыдущей публикации, по усредненной статистике, независимо от национальности и цвета кожи в мире 10% левшей. Это что же в моем родном Раменском районе Подмосковья аномалия — левши не рождаются? Да нет, конечно, просто врачам и в голову не приходит проверять «левизну» детей. Никаких указаний «сверху» по такой «ерунде» не поступало. В мединститутах об этом не говорят. Так что проблемы с точки зрения медицины как бы и нет. Ни один детский врач, с кем я разговаривал, слыхом не слыхивал про товары для левшей. И с удивлением спрашивали, а зачем они нужны? В Департаменте здравоохранения Правительства Москвы меня просто не поняли: какие рекомендации врачам о левшах? А кому это нужно?
  • Хорошо ли живется левшам?Человечество кроит и перекраивает мир именно под ту рабочую руку, которая доминирует у большинства. В результате левши вынуждены приспосабливаться, но… против природы не пойдешь, вот они и мыкаются всю жизнь…
  • Левша. ПродолжениеНехватка инструментов и механизмов, предназначенных для левшей на множестве рабочих мест не только создает неудобства в использовании, но и фактически может привести к опасным последствиям. Один из примеров — ленточная пила, стандартно разработанная для правшей, но заставляющая левшу держать руки на опасно близкой дистанции к режущему лезвию. Некоторые фабрики установили оборудование, предназначенное для левшей, после групповых исков от лица леворуких работников и успешных (в сторону левшей) судебных процессов.

8 ссылок

  • По утрам, надев часы…Этим трусам революционного дизайна особенно обрадовались мужчины-левши, поскольку для них процесс высвобождения стратегической части тела через горизонтальный разрез оказался куда менее затруднительным, чем через вертикальный, который в расчете на правшей делается всегда справа. Левши, кстати, как правило, вообще не используют вертикальный разрез, предпочитая действовать «через верх» и потому горизонтальный гульфик оказывает благотворное действие на их психику, избавляя от стресса в моменты, когда промедление смерти подобно.
  • Справедливость для левшей
  • «Левый» товар повышенного спроса
  • Добро пожаловать на сайт канцелярских това�…
  • ВСЁ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ — товары для левшей
  • Одной левойИдея продавать товары для левшей пришла в голову Игорю Кузнецову, когда он поближе познакомился со своей девушкой. Дело было два года назад, на берегах Невы. Подруга Игоря — левша. И, как многие левши в нашей стране, зачастую испытывает серьезные неудобства. Это те мелочи, которых нормальный среднестатистический правша не замечает. Например, турникеты в метро, в которые карточка вставляется справа, или закрепленные с правой стороны на банковских стойках авторучки. Ради своей любви Игорь был готов на все. А затем сообразил, что на этом можно сделать еще и неплохой бизнес. Поэтому через пару месяцев наш герой основал ООО «Вип» — фирму, генеральным директором которой является по сей день.
  • Товары для левшей: специализированный мухл�…
  • Какие товары выпускают для левшей

Авторский сайт доктора Капитоновой - Маленький левша

«Левша» - так в обиходе называют леворуких людей. Про левшу даже есть всемирно известное литературное произведение русского классика Н.С. Лескова, где писатель рассказывает про народного умельца, сумевшего сделать подковки для … блохи! Так что левши – те ещё мастеровые. А вообще по поводу леворукости у малыша особо беспокоиться не стоит.

Статистика свидетельствует, что около 15% людей – леворукие, это значит, каждый седьмой человек на планете родился левшой. А всего в мире насчитывается около 500млн леворуких людей, что дало основание установить Международный день левши, который и отмечают ежегодно 13 августа.

До сих пор точно неизвестно, почему у одних людей с рождения лучше развита правая рука, а у других – левая. Учёные считают, что первые люди на Земле одинаково хорошо владели обеими руками. Затем в процессе эволюции правая рука стала преобладающей рабочей.

У «правшей» больше развито левое полушарие головного мозга, а у «левшей», наоборот, правое.

Известно, что правое полушарие «заведует» творческими и эмоциональными возможностями человека, поэтому «левши» от природы наделены расширенным диапазоном способностей и высоким накалом эмоциональной жизни.

Возможно, именно поэтому среди общественных и политических деятелей, а так же людей творческих профессий, так много «левшей». Известно, что левшами были Микеланджело, Людвиг ван Бетховен, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон. Только этих имён достаточно, чтобы понять, в какую «компанию» попадает леворукий малыш. А всё дело в особенностях его индивидуальной организации – преобладании правого полушария головного мозга над левым. Именно поэтому все «левши» отличаются редкой природной одарённостью, богатой палитрой эмоций и особой душевной тонкостью.

Леворукие малыши очень рано начинают проявлять свои художественные склонности. Они любят рисовать, что-нибудь мастерить, у них прекрасный музыкальный слух и они с необыкновенной лёгкостью обучаются игре на любом музыкальном инструменте. По характеру «левши» доверчивы, наивны, непосредственны, зачастую капризны и неуравновешены. Они очень чувствительны к словам и действиям окружающих, их легко обидеть или ранить неосторожным словом до глубины души. Вместе с тем, отличительной чертой «левшей» является упрямство и эмоциональная экспрессивнось, что связано с доминированием правого полушария и поэтому с такими особенностями характера приходится мириться, ибо исправить их нельзя.

Нужно отметить, что только примерно к 5 годам окончательно становится ясно, какая рука у ребёнка ведущая - правая или левая. Иногда встречается и псевдолеворукость. Ребёнок всё делает левой рукой, но не отказывается и от манипуляций правой. И если уделить этому внимание, то через некоторое время ребёнок без особых трудностей предпочитает кушать, рисовать, строить только правой рукой.

Чтобы родители могли сориентироваться, какая рука у малыша является ведущей, специалисты предлагают простой тест, который можно провести примерно с 1,5 летнего возраста. В течение дня предложить малышу несколько действий (всего 10) и записать, какую руку он чаще всего использует: держит карандаш, ложку, расчёску, зубную щётку, бросает мяч, раскладывает карточки или открытки, бьёт молоточком, режет ножницами, складывает кубики, стирает ластиком. Если 9-10 действий он предпочитает делать левой рукой, то малыш, скорее всего, «левша». Если 4-5 действий – то у ребёнка налицо двурукость, то есть, он одинаково владеет обеими руками.

Особенности развития «левшей».

Для них размыты понятия «лево – право», «верх – низ», вообще пространство не имеет для них чётких координат. Именно поэтому для таких малышей бывают сложными простые для других задачи, например, поднять правую руку, нарисовать мяч вверху, а кубики внизу и т.п. Когда начинается обучение буквам и цифрам, для «левшей», которым всё равно, с какого конца начинать считать и писать, это бывает самым настоящим мучением. Поэтому все обучающие занятия, начиная с раннего возраста, с леворукими малышами имеют свои особенности. Кроме того, у 85% леворуких детей бывает «зеркальное письмо», то есть, обратное привычному написание букв. Для того, чтобы такого не случилось, сейчас и в детских садах, и в школах педагоги владеют специальными методиками для обучения леворуких детей. Ещё лет 20 тому назад бедных «левшей» и дома, и в детском саду, и в школе пытались переучивать на «правшей», превращая детей в невропатов. К счастью, эти времена прошли и сейчас над леворукими детьми никто не экспериментирует. Конечно, леворукому малышу будет не так просто в этом мире, где всё – от игрушек до автомобилей – приспособлено для «правшей». Но это приводит лишь к тому, что малыши весьма скоро учатся лихо управляться обеими руками, что даёт им немалые преимущества. Например, «левши» чрезвычайно ценятся в боксе, фехтовании, бейсболе, у бильярдистов, любителей восточных единоборств и др.

В дошкольном возрасте рекомендуется не обучать детей письму, а только готовить к этому руку. Для тренировки пальчиков можно предложить ребёнку игры с орехами и крупой, нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Очень нравится детям выкладывание букв и цифр, узоров и фигурок из спичек. Большое удовольствие малыши получают от разрывания или разрезания газет и бумаги. Хорошо развивают мелкую мускулатуру занятия с пластилином, пластикой или глиной. Малыши с удовольствием раскрашивают книжки-раскраски, в которых часто встречаются изогнутые линии, что является хорошей подготовкой к написанию прописных букв.

Поиграйте с ребёнком в игру «Где живёт закорючка», которая научит его ориентироваться на листе бумаги (вверху - внизу, слева - справа), находить нужную строчку. Для того, чтобы ребёнок учился ориентироваться в пространственных координатах, можно «пометить», например, левую ручку малыша красивыми часиками, или яркой детской «татушкой» и почаще просить показать, где левая, а где правая рука или предлагать взять что-либо левой или правой рукой. Так же можно научить его таким ориентирам: верх – это там, где голова, а низ – там, где ноги. Для закрепления в сознании малыша логической последовательности действий, хорошо помогают выкладывание из разноцветных кубиков «весёлой» железной дороги, пересказывание простеньких рассказиков, стишков или сказок с одновременным выкладыванием картинок, отражающих последовательность рассказа и т.п.

Советы родителям маленьких «левшей»:

  • Постарайтесь создать в семье тёплую атмосферу полного приятия ребёнка таким, какой он есть, со всеми его особенностями и природными задатками.
  • Родители и все, ухаживающие за малышом, должны быть абсолютно убеждены в том, что леворукость – это не дефект, не заболевание, не что-то такое, что следует обсуждать, с чем нужно бороться или что может испортить жизнь. Испортить жизнь может только желание сделать ребёнка «таким, как все». Леворукость – это нормально, это природная данность, которая делает малыша неповторимым, обусловливает его особый, индивидуальный путь развития. Задача родителей – помочь ему на этом пути.
  • Никогда не обсуждайте с друзьями, знакомыми или родственниками вопрос леворукости малыша, не рассказывайте никому, кроме специалистов, если необходимо будет к ним обратиться, особенности развития ребёнка.
  • Не переучивайте ребёнка, не старайтесь сделать его таким, «как все», не дайте ему почувствовать, что он действует «неправильной» рукой и поэтому отличается от других детей. Малыш должен расти в полной уверенности, что так, как он действует руками, совершенно нормально и правильно.
  • Не пытайтесь сразу поставить слишком высокую планку для развития малыша. Присмотритесь, к чему он тянется, что ему больше удаётся и развивайте природные склонности ребёнка. Не забывайте, что преимущественное развитие правого полушария способствует музыкальным навыкам, рисованию, конструированию, а вот иностранный язык, чтение, письмо малышу могут даваться с трудом.
  • Чаще хвалите ребёнка, подбадривайте его, вселяйте у него уверенность в том, что даже трудные задачи ему по плечу, пусть и не сразу.
  • Никогда не пытайтесь кричать, ругать или «от души» бранить ребёнка за что бы то ни было – результат будет прямо противоположный вплоть до асоциального поведения. Если малыш делает что-то, что вам не нравится, постарайтесь спокойно отреагировать на происходящее, а какое-то время спустя поговорить о происшествии в другой тональности. Тем более нельзя наказывать ребёнка физически.
  • Постарайтесь не просто обеспечить уход за ребёнком, но и подружиться с ним, чтобы со всеми своими проблемами, начиная с самого раннего детства, малыш шёл к вам. Никогда не отказывайте ему в помощи, даже если вы очень заняты. Отложите свои дела хотя бы на минуточку, потому что после отказа в помощи «левша» может к вам больше никогда и не подойти.
  • Будьте предельно терпеливы, участливы, постарайтесь понять, что «левшам» очень непросто жить в мире, сделанном под праворуких.

Желаем успехов в воспитании и здоровья всем родителям маленьких «левшей» и им самим!

Левша и правша: характер, склад ума

Левши отличаются от правшей не только тем, что держат ручку и ложку левой рукой, отличий гораздо больше. То, что у тех и других ведущими являются разные полушария головного мозга, приводит к тому, что они даже мыслят по-разному.

Текст: Марина Рябцева·13 августа 2018

13 августа – День левши. В честь этого события мы решили выяснить, чем же левши отличаются от правшей и кто из знаменитостей пишет левой рукой.

Леворукие люди существовали всегда и везде, но в разных странах к ним относились по-разному. Например, в Древней Греции считали, что левша состоит в родстве с богами и поэтому способен приносить счастье. Почти так же полагали китайцы и индусы. Средневековая Европа же не отличалась особой толерантностью, поэтому здесь левшей подозревали в сговоре с дьяволом, обвиняли во всех смертных грехах и подвергали страшным пыткам. В Древней Руси левшам не разрешалось давать показания в суде.

В 20-м столетии пыткой для левшей стало насильственное переучивание – их заставляли писать правой рукой. Это происходило и в Советском Союзе. Но потом ученые выяснили, что данная практика вредна, она противоречит законам природы, ведет к задержке в развитии, отклонениям в психике и другим негативным явлениям.

Итак, чем же левши отличаются от правшей?

  • У правшей работает левое полушарие, его называют рационально-логическим. У левшей ведущим является правое полушарие головного мозга. Его называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение.
  • В результате левши гораздо чаще правшей придумывают что-то нестандартное. Кстати, написать «Алису в Зазеркалье» и придумать улыбку чеширского кота, которая остается, когда его и след простыл, мог только левша Льюис Кэрролл. Согласитесь, такое не каждому придет в голову.
  • В сложных ситуациях левши медленнее, чем правши, находят способ решения проблемы, но зато он у них получается более оригинальный.
  • Ученые выяснили, что левое и правое полушария делят между собой обработку положительных и отрицательных эмоций. В результате получается, что правши более оптимистичны, а левши пессимистичны. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений.
  • Левшам хуже даются точные науки, зато они на шаг впереди в искусстве и спорте.

Большинство приспособлений во все времена делают под праворуких людей: механические мясорубки, швейные машины, большинство автомобилей и множество других, тем самым причиняя некоторый дискомфорт леворуким представителям человечества. Поэтому левшам часто приходится тренировать и правую руку, а это развивает левое полушарие, так что мозгу волей-неволей приходится работать больше. Следовательно, левши прекрасно адаптируются к миру и привыкают к неудобствам.

Самые знаменитые левши: Альберт Энштейн, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Бетховен, Моцарт, Микеланджело, Николай Лесков (писатель, автор «Левши»), Владимир Даль, Лев Толстой, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Гарри Каспаров, Виктор Сухоруков, Брюс Уиллис, Джулия Робертс, Билл Гейтс и многие другие.

Что же психологи говорят о левшах и есть ли особые рекомендации к обычению и воспитанию леворуких детей?

Ирина Иванова, психолог:

Что ни в коем случае нельзя делать, так это заниматься переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга малыша. В результате у ребенка возникнет задержка речевого развития, появятся разнообразные логопедические проблемы. Помимо этого не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника. Дети-левши особенно ранимы и впечатлительны. Если накричать на них, они замкнутся в себе и потеряют контакт с родителями.

Существует видеотест, который помогает определить, какое полушарие головного мозга у вас работает в большей степени. Посмотрите, в какую сторону происходит вращение девушки.

Если вы видите, что девушка движется по часовой стрелке, то у вас больше развито левое полушарие (логика, анализ), против часовой – правое (эмоции, интуиция).

Кстати, сосредоточившись, вы можете поменять направление движения девушки. Если это получатся довольно легко, то оба ваши полушария гармонично уравновешены. Те, у кого девушка редко меняет направление движения (или вовсе не меняет), – это люди более практичного, рационального склада с доминирующим левым полушарием мозга.

Если ребенок — левша. Психологические особенности

  • Теги:
  • Родительский лекторий
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • психическое развитие

Наш ребенок — левша! Осознание этого факта нередко воспринимается родителями негативно, а то и хуже — как наказание, как приговор судьбы. А так ли это? Попробуем разобраться.

Причины леворукости

Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений, полученных малышом в результате перинатальных осложнений и родовых травм.

Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга, противоположным по отношению к нему: если доминирует правое полушарие, то ведущая рука левая.

Леворукость – не прихоть и не дурная привычка, а результат особого устройства мозга, индивидуальная (чаще врожденная) особенность ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и пытаться перестраивать.

Психологические особенности левшей

Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации: - правое – «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ;

- левое – «логическое» – обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.

Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.

Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:

- левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши; - они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария; - они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением; - левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов); - они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля; - более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;

- левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.

Чего делать НЕЛЬЗЯ?

  1. Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга малыша. Знайте, что, переучивая ребенка-левшу держать ложку и ручку в правой руке, вы тем самым и перекладываете врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Результат:

    - у ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы (дело в том, что развивающаяся на базе слухового восприятия речь просто «не понимает», в каком полушарии ей «осесть», ведь упрямые взрослые ее все время «направляют» в то полушарие головного мозга, которое для этого попросту не предназначено);

    - настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т.п.;

    - неумение взрослого человека ориентироваться на местности (тот самый пресловутый «топографический кретинизм»), неспособность танцевать, невозможность воспринимать мелодии и пр.

  2. Не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника.
  3. На ребенка-левшу не следует кричать, иначе он замкнется в себе и со временем потеряет контакт с родителями. Причина в природной ранимости и повышенной впечатлительности.

Что НУЖНО делать?

Чтобы ребенок не связывал свои неудачи с тем, что он левша, расскажите ему истории об известных левшах, которые несмотря на свою особенность (а может, благодаря ей!) достигли в жизни больших высот. Среди них художники Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, композиторы Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен, ученые Иван Павлов и Альберт Эйнштейн, полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь и многие другие.

Подведем итоги: если вы окончательно убедитесь в том, что ваш ребенок отдает предпочтение левой руке, не огорчайтесь, а учитесь учитывать эту особенность в общении и обучении. А так же НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ ОБ ЭТОМ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ, ведь именно от них во многом зависит то, в какой степени ваш малыш будет подвержен невротизации.

Светлана Шустова, медицинский психолог, психолог-консультант

Читайте также:

Психологические особенности подростков Особенности воспитания детей


Смотрите также