Авторизация

Михаил архангел архистратиг


Архистратиг Архангел Михаил

Согласно христианской ангелологии, девять ангельских чинов делятся на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. К высшей относятся серафимы, херувимы и престолы. К средней - господства, силы и власти. А нижние ангельские чины - это собственно ангелы, архангелы и начала. И вождь небесного воинства, верный служитель Божий Архистратиг Михаил поставлен над всеми ними.

В Святом Писании Архангел Михаил, чье имя обозначает «тот, кто подобен Богу», считается вождем Господня воинства и главным борцом против врага рода человеческого. Он - защитник слова Божиего, целитель и хранитель. Именно Архангел Михаил является проводником душ к Господу в день, когда душа расстается с телом и идет на Страшный суд. И именно он хранит сон человека спящего. Про умершего порой говорили - «забрал его Архангел Михаил». На иконах Архангел Михаил часто изображается сильным воином, с копьем и мечом, в доспехах и со щитом, или с весами правосудия. Теми самыми, на которых взвешивается человеческая душа. За спиной у него - два крыла, а на голове - корона. Ему молятся об исцелении, о переезде в новое жилище, о спасении дома от воров и стихийных бедствий.

Архангел Михаил вождь Господня воинства

Когда сатана впал в гордость, отступил от Бога и был низвергнут в бездну вместе со своими прислужниками, архангел Михаил собрал все чины и воинства ангельские и воскликнул:

«Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле!»

Мы почти ничего не знаем о жизни ангелов. Священное Писание говорит нам лишь о том, что, помимо нашего мира, существует мир иной, населенный бесплотными существами, именуемыми ангелами. Как и мы, они сотворены по образу и подобию Божию, как и мы — наделены свободной волей и имеют возможность употребить эту волю во зло, что и произошло однажды, когда отпал от Бога Люцифер и увлек за собою в падение еще некоторых ангелов. Само слово «ангел» переводится с греческого как «вестник». Действительно, и в Писании, и в Предании ангелы часто выступают как те, через кого Бог сообщает людям Свою волю. Самый известный эпизод подобного рода — Благовещение Пресвятой Богородицы. Тогда Архангел Гавриил явился к Деве Марии с вестью, что Она «зачнет во чреве и родит Сына». Так вот, об архангелах. Приставка «архи» подразумевает, что некоторые ангелы несут более высокое служение по сравнению с прочими. Древнее предание называет семь архангельских имен — Михаил, Гавриил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Причем Михаил именуется также и Архистратигом, то есть «военачальником».

Начиная с эпохи Средневековья с его милитаризированным сознанием, существовал специфический культ воинов-христиан, носивший ярко выраженный ратный подтекст.

На Руси особенно почитались святые воины-мученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Феодор Стратилат, но в еще большей степени — Архистратиг Михаил, предводитель небесного воинства.

Культ архангела Михаила, грозного воеводы, побеждающего полчища бесов, был чрезвычайно распространен в пронизанной воинским духом княжеской среде. (Неслучайно в тверском великокняжеском доме новорожденных княжичей с завидным постоянством нарекали в честь Архистратига, а имя Михаил стало для дома родовым и сверхтрадиционным).

Изображения архангела украшали стены церквей и полотнища знамен, в его честь лучшие и рядовые живописцы создавали иконы, перед сражениями ему служились молебны. Внимательные летописцы частенько замечали на закапанных воском листах своих творений, что та или иная победа произошла «помощию великаго Архистратига Михаила».

Конечно, XVIII век далеко ушел от круга идей Средневековья, но для российской императорской армии воины-небесные покровители во многом все также оставались истинно почитаемыми заступниками. Поэтому неспроста в их честь продолжали освящаться престолы армейских храмов.

Имя Михаил в переводе с древнееврейского означает «Кто, как Бог». Круг деятельности Архангела Михаила, как о том свидетельствует Писание, чрезвычайно широк. Он выступает как главный борец против диавола и рассеиваемого им среди людей зла и беззакония. В Откровении Иоанна Богослова Архангел Михаил предстает вождем небесного воинства, бьющегося с диаволом-драконом и падшими ангелами.

«И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною».

На иконах Архистратиг Михаил изображается с огненным мечом или с копьем в руке, иногда — в доспехах. На некоторых иконах Архангел Михаил попирает диавола.

Церковные праздники в честь Архистратига Архангела Михаила

В честь Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Церковью установлен особый праздник—Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (8/21 ноября), однако есть и еще один церковный праздник, непосредственно связанный с Архистратигом, — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (6/19 сентября). Тогда Архангел Михаил одним ударом своего копья отвел от храма, которого он был покровителем, рукотворный бурлящий поток (язычники, желая разрушить христианский храм, соединили в одно русло две горные реки и направили их прямо на церковь). Издревле на Руси почитали Архистратига Архангела Михаила как святого.

Собор Архангела Гавриила празднуется 8 апреля - на следующий день после Благовещения. Само слово «собор» означает молитвенное собрание в честь архангела, который принес Деве Марии Благую весть о том, что ей суждено стать Матерью Спасителя.

Второй раз этот праздник отмечается 26 июля. Скорее всего, эта традиция пошла из Константинополя, когда там в XVII веке построили и освятили храм во имя архистратига Гавриила. Как рассказывают в храме Воздвижения Креста, архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.

Святой Архистратиг Гавриил - служитель Божественного Всемогущества

Святой Архистратиг Гавриил - служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа; являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии.

Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня - Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей.

Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает “Крепость Божия” Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом». Именно поэтому дни празднования многократных явлений архангела Гавриила так важны.

Михаил (архангел) - это... Что такое Михаил (архангел)?

Михаил (архангел)

Архангел Михаил, Архистратиг Михаил (ивр. מיכאל‎, Михаэ́ль — «Кто как Бог?»; греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. В христианстве Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.

Празднование — 19 (6) сентября, 21 (8) ноября.

Этимология и интерпретация имени

«Архангел Михаил» XIII век, Монастырь Святой Екатерины

Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод ивр. מלאך‎ «малах», то есть «посланник», а с добавлением «арх» означает «старший посланник».

«Ми ка эл» (ивр. מיכאל‎) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».

Однако допустим и вариант «который как эл». «Эл», или «Эль» (см. Элохим), в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово вовсе не однозначно и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля». В контексте Ветхого Завета Михаил — старший посланник Всевышнего, и защитник народа Израиля.

Канонические тексты

Ветхий Завет

Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:

  • «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13).
  • «Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21).
  • А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:
И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.
«Архангел Михаил и три отрока в пещи огненной», армянская миниатюра, Торос Рослин

Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:[1]

  • явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис.22:22);
  • явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15);
  • уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар.19:35);
  • спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95).

Новый Завет

В Соборном послании Иуды рассказывается: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“»  (Иуд.1:9). Апостол заимствует свой рассказ из «Сказания о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея» в котором сообщается, что дьявол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. По свидетельству Климента Александрийского, Оригена и Афанасия Великого эта сказание содержалось в христианском апокрифе «Восхождени или Вознесение Моисея».[2] Однако данная история известна и из иудейского апокрифа «Успение Моисея».[3]

В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца:

И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним
Христианская эсхатология

Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде[4] на который он призовёт души трубным гласом (см. ниже раздел Христианские апокрифы).

Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших.[5] Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».[6]

В коптской гомилии об архангеле Михаиле (X век) приводится подробный рассказ о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников и Иисус Христос по его молитвам простит их.[7]

Апокрифические сказания

Книга Еноха

В ветхозаветном апокрифе Книга Еноха Енох, сын Иареда, был вознесён к престолу Бога:

…сказал Господь слугам своим, вглядываясь в них: «Пусть приблизится Енох, чтобы стоять пред ликом Моим вовеки». И поклонились ангелы господни и молвили: «Пусть приблизится он по слову Твоему». И сказал Господь Михаилу: «Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его благим мирром Моим, и облачи его в ризы славы Моей». И Михаил сделал так, как повелел ему Господь: помазал меня и облачил.[8]

Еврейские апокрифы

В одном из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы» Михаил описывается как предводитель света, ведущий божьи силы против темноты зла, возглавляемой Велиалом[9].

Христианские апокрифы

Образ архангела Михаила присутствует во многих христианских апокрифах:

И сказал я архангелу: «Что сие, господин мой?» И говорит он мне: «Сие есть Ахеронтово озеро, внутри же его — град Божий. Не всем дозволено войти в этот град, разве только покаявшись в грехах своих. Когда же человек покаялся и преставился от жизни, предается он Михаилу, и бросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит его оно ко граду Божию в соседство к праведникам».[11]

Радуйся, архистратиг Михаил, слуга незримого Отца, радуйся, архистратиг Михаил, собеседник Сына Моего, радуйся, архистратиг Михаил, слава шестикрылых, радуйся, архистратиг Михаил, правящий всеми и у престола Господа стоящий по достоинству, радуйся, архистратиг Михаил, имеющий вострубить и пробудить от века почивших, радуйся, архистратиг Михаил, первый из всех вплоть до престола Божия.[12]

  • «Апокрифическое Отровение Иоанна Богослова» рассказывает, что архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога бараньи и «от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, — то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое».[13] Таким образом архангелы призовут людей на Страшный суд.

В еврейской традиции

Согласно еврейской традиции, Михаэль — один из четырёх ангелов (Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь трое названы в Ветхом Завете: Михаэль, Гавриэль и Рафаэль.

В исламе

Персидская миниатюра. Пророк Магомет в окружении четырех ангелов

В Коране архангел именуется Микаилом, имеет изумрудно-зеленые крылья, покрыт «шафрановыми волосами, каждый из которых содержит миллион лиц и ртов и столько же языков, взывающих о прощении Аллаха». Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов[14].

Микаил — один из четырёх ангелов высшей категории (Макрибун) в исламе. Он упоминается как ангел, который раздаёт творениям Аллаха пропитание. Также известен как Ангел милосердия. Кроме пророческих миссий, которые он выполняет как макрибун, управляет ветрами и облаками.

Почитание в христианстве

«Архангел Михаил» ок. 1300 года, Ярославль

В православии архангел Михаил именуется архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом — Иуд.1:9). Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.[15]

Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитатся как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.[16]

К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу (о наиболее известном источнике в Хонех — см. раздел Чудеса архангела Михаила). В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня — Михалион, находился примерно в 80 км. от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину).[17]

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил.[17] Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки.

Страж рая

Дабы он к Древу Жизни не простер Длань дерзновенную и не вкусил, Чтоб стать бессмертным, даже не мечтал О вечной жизни, изгоню его Из Рая, для возделанья земли, Откуда взят,- воистину, приют Ему гораздо свойственней теперь!

Сверши Мое веленье, Михаил!

Джон Мильтон. «Потерянный рай»

В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах.[18] На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая.[19] Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига»:

«И такового и божественного Архистратига Михаила…постави оттоле нам избранным христианам великого предстателя и Спаса»

Исток этой традиции не очень ясен. В апокрифическом «Евангелии от Никодима» Михаил упоминается как тот, кто явился у врат рая Сифу, но не пишется что он страж райских врат. Про явление Михаила Сифу также есть в «Золотой легенде».[20]

Чудеса и явления архангела Михаила

«Чудо архангела Михаила в Хонех», византийская икона, начало XII века
  • Чудо архангела Михаила в Хонех:

Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм, посвященный архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью.[21] Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Архипп начал молиться архангелу Михаилу о предотвращении бедствия и тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока и храм остался неприкосновенным. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).[22]

В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела.

При осаде в 630 году итальянского города Сипонта лангобардами архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что лангобарды были остановлены и, узнав о явлении архангела Михаила, отказались от арианской ереси.[23]

  • Спасение отрока близ Афонской горы:

Согласно предания, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.[23]

«Явление архангела Михаила Жанне д’Арк», картина Эжена Тириона, 1876.

Чудо описано в коптской гомилии X века. Богач узнав, что сын его соседки-вдовы должен получит крупное наследство, задумывает убить его. Он оставляет его одного в лесу, бросает в море, но отрок благодаря заступничеству архангела Михаила остаётся невредим. Тогда богач отправляет его к своей жене с письмом, в котором просит её погубить отрока, но Михаил заменяет письмо на требование немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погибает от собственного меча, который пронзает его когда он садился на коня.[7]

Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. [24] Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».[25]

Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить ее миссию — короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе и сражался на стороне французов.[26]

По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми.[27] Предание оказало влияние на иконографию данных святых — они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.

Празднование

Православная церковь

Празднование 21 ноября (8 ноября по старому стилю) Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века на поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившем как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Отдельно совершается празднование 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах).

Католическая церковь
Статуя архангела Михаила (Бурк, Франция)

В католической церкви праздник святого Михаила отмечается 29 сентября. В Средние Века он считался обязательным, но c XVIII века утратил своё значение торжества. В католической церкви существует ещё ряд праздников, связанных с архангелом Михаилом:

Особо почитается как место паломничества раннесредневековый монастырь-крепость св. Михаила на высоком острове у берегов Нормандии (Мон-Сен-Мишель) и пещерная церковь на полуострове Монте Гаргано (область Апулия в Италии)

В годы контрреформации Архангел Михаил стал символом воинствующего католицизма.

Источники образа

Предполагают, что Михаил был известен халдеям и даже почитался ими как бог. В персидских сказаниях он выступает как Бештер или «тот, кто поддерживает человека». Указывают, что «христианство приняло ангела-хранителя еврейского народа как святого воинствующей церкви вообще. Корни такого толкования, по-видимому, лежат в религии древней Персии, пантеон которой был разделен пополам: на свет и тьму, или добро и зло. Боги света, с которыми ассоциируется Михаил, находились в постоянном конфликте с богами тьмы»[14].

В мистике и оккультизме

«В некоторых мистических и оккультных текстах Михаил ассоциировался со Святым Духом, Логосом и Метатроном. Например, в Апокалипсисе Баруха Михаил владеет ключами от Небесного Царства, что в ортодоксальной христианской традиции входит в обязанности Петра»[14].

В искусстве

Архангел Михаил и его легенды Коппо ди Марковальдо, 1250—1260

В изобразительном искусстве

В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит.[28] Начиная с XII века изображения архангела Михаила появляются в композиции страшного суда, он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как психопомп — сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей.[29]

Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского деисуса».

Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Собор Архангела Михаила».

Знаменитые скульптуры

В архитектуре

См. Список церквей и соборов, освященных в честь архангела Михаила

В геральдике

В геральдике архангел Михаил относится к негеральдическим фигурам. Он изображён в качестве одного из щитодержателей на Гербе Российской империи (второй — архангел Гавриил). Архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска (который получил в честь него своё имя), Киева [30], а также ряда других городов и изображён на их гербах.

В фалеристике

Британский орден изображает Михаила, попирающего Люцифера

В топонимике

  • Архангельск — город, названный в честь архангела Михаила.
  • Многочисленные топонимы, включающие часть Сан-Мигел (порт. яз.), Сан-Мигель (исп. яз.) и Сан-Микеле (итал. яз.)

В литературе

  • Персонаж поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай»

В кинематографе

Фильм «Майкл» — о возвращении архангела на землю в ХХ в. В роли Михаила — Джон Траволта.

В музыке

  • Архангел Михаил — один из персонажей рок-оперы «Жанна д’Арк»

Примечания

  1. ↑ Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
  2. ↑ Соборное послание Святаго Апостола Иуды (Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов под редакцией А. П. Лопухина)
  3. ↑ А. Традиго. Иконы православной церкви. Образы, сюжеты, символы. 2008. С.46-47
  4. ↑ Успенский Б. Филологические разыскания в области славянских древностей
  5. ↑ Филипп Арьес Час смерти. Память о жизни // Человек перед лицом смерти.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1992
  6. ↑ Молитвы ко Святому Архангелу Михаилу
  7. ↑ 1 2 Гомилия об архангеле Михаиле
  8. ↑ Книга тайн Еноха
  9. ↑ Война сынов света против сынов тьмы
  10. ↑ Евангелие от Никодима
  11. ↑ Откровение Павла
  12. ↑ Хождение Богородицы по мукам
  13. ↑ Апокрифическое Отровение Иоанна Богослова
  14. ↑ 1 2 3 Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы»
  15. ↑ Архангелы (статья в Православной энциклопедии
  16. ↑ Мифы народов мира. М., 1982. С. 160
  17. ↑ 1 2 Ткач С. Св. Михаил Архангел
  18. ↑ Архангел Михаил, с деяниями в 20-ти клеймах
  19. ↑ Ульянов О. Г. Архангел Михаил хранитель святой Троицы (Из наследия преподобного Андрея Рублева)
  20. ↑ Из «Золотой легенды»
  21. ↑ Преподобный Архипп Херотопский
  22. ↑ Чудо в Хонех: история и святыни // Московские епархиальные ведомости. 2004 г. № 9-10
  23. ↑ 1 2 Чудеса архангела Михаила
  24. ↑ Историки считают, что поход Батыя на Новогород был остановлен весенней распутицей, которая заставила его уйти в Половецкие степи
  25. ↑ Волоколамский патерик
  26. ↑ Фрагменты из книги «Жанна д’Арк» Марии Йозефа, Крук фон Потурцин. Стр. 86
  27. ↑ Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре
  28. ↑ Фартусов В. Д. Руководство к написанию икон святых угодников. М., 1910, стр.226
  29. ↑ Архангел Михаил // Христианская икона. Центр Восточнохристианской культуры
  30. ↑ В Киеве ему посвящён Михайловский златоверхий монастырь

Ссылки

Откровение Иоанна Богослова Основные события Армагеддон • Страшный суд • Второе пришествие Иисуса Христа Персонажи Антихрист • Архангел Михаил • Вавилонская блудница • Жена, облечённая в солнце • Зверь Апокалипсиса • Иоанн Богослов • Четыре апокалиптических существа • Четыре всадника Апокалипсиса Географические пункты Патмос • Пещера Апокалипсиса • Небесный Иерусалим • Вавилон великий Прочее Число зверя

Молитвы Архангелу Михаилу

Молитвы Архангелу Михаилу3.8 (76.43%) 571 голос.

Оглавление:

Молитва архангелу Михаилу «очень сильная защита»

«Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имена). Защити, Архангеле, нас от врагов, видимых и невидимых.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Запрети всем врагам, борющим меня, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах пред лицем ветра.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылатых первый княже и воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, в скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище!

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся тебе и призывающих имя твое святое.

Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы, молитвами святых апостолов, святителя чудотворца Николая, Андрея, Христа ради юродивого, святаго пророка Илии, и всех святых великомучеников: Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцев наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Помози нам, грешным (имена), избави нас от труса, потопа, огня, меча и напрасныя смерти, и от всякого зла, от врага льстивого, от бури наносимой, от лукавого избави навсегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»

Молитва архангелу Михаилу на каждый день

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческаго приставниче и хранителю, сокрушивый с воинствы своими главу прегордаго Денницы на небеси и посрамляяй выну злобу и коварства его на земли! К тебе прибегаем с верою и тебе молимся с любовию: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и Православному Отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг, видимых и невидимых. Не остави же, о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое: се бо, аще и многогрешни есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом лица Божия, иже выну сияет на молниевиднем челе твоем, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас, благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да, утвердившеся в законе Господнем, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотении плоти, увлекающеся по подобию несмысленных детей скорогибнущими красотами мира сего, яко ради тленнаго и земнаго безумне забывати вечная и небесная. Над всеми же сими испроси нам свыше дух истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дний временнаго живота нашего иждивем не во угождении чувств и работе страстем нашим, но во изглаждении зол, содеянных нами, слезами веры и сокрушения сердечнаго, подвигами чистоты и святыми делами милосердия. Егда же приблизится час окончания нашего, освобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас. Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных, обыкших преграждати душе человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и, сподобльшеся узрети пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего, падше со слезами у ног Его, в радости и умилении воскликнем: слава Тебе, дражайший Искупителю наш, Иже за премногую любовь Твою к нам, недостойным, благоволил еси послати Ангелы Твоя в служение спасению нашему! Аминь.

Слушать молитву Архангелу Михаилу:

Молитва архистратигу Михаилу от злых сил

«О, святой Михаил Архангел, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, рабов Божиих (имена), от всех видимых и невидимых врагов, паче же подкрепи от ужаса смертного и от смущения дьявольского и сподоби нас непостыдно предстать Создателю нашему в час страшного и праведного Суда Его. О всесвятый, великий Михаил Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков».

Молитва архангелу Михаилу об усопших

«Cвятый Архангеле Божий Михаиле, если мои сродники (имена усопших… и сродников по плоти до Адамова колена) находятся в огненном озере, то выведи их из вечного огня своим благословенным крылом и приведи их ко Престолу Божию и умоли Господа нашего Иисуса Христа чтобы простил им их грехи. Аминь».

Молитва святому Архангелу Михаилу от врагов

«О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Сохранить молитвы в социальных сетях:

Михаил архангел, архистратиг. Михайлов день приметы. Молитва Архангелу Михаилу. Михайлове чудо. Гавриил, Рафаил, Уриил

Упоминания и явления

Ветхий Завет

Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13).

«Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21).

А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила: « И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.» (Дан.12:1)

Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени: - явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис.22:22); - явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15); - уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (Цар.19:35); - спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95).

В ветхозаветном апокрифе Книга Еноха Енох, сын Иареда, был вознесён к престолу Бога: …сказал Господь слугам своим, вглядываясь в них: «Пусть приблизится Енох, чтобы стоять пред ликом Моим вовеки». И поклонились ангелы господни и молвили: «Пусть приблизится он по слову Твоему». И сказал Господь Михаилу: «Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его благим мирром Моим, и облачи его в ризы славы Моей». И Михаил сделал так, как повелел ему Господь: помазал меня и облачил.

В одном из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы» Михаил описывается как предводитель света, ведущий божьи силы против темноты зла, возглавляемой Велиалом.

Новый Завет

В Соборном послании Иуды рассказывается: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“» (Иуд.1:9). Апостол заимствует свой рассказ из «Сказания о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея» в котором сообщается, что дьявол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. По свидетельству Климента Александрийского, Оригена и Афанасия Великого эта сказание содержалось в христианском апокрифе «Восхождени или Вознесение Моисея».Однако данная история известна и из иудейского апокрифа «Успение Моисея».

В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали (против них), но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9) Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде на который он призовёт души трубным.

Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших. Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».

В коптской гомилии об архангеле Михаиле (X век) приводится подробный рассказ о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников и Иисус Христос по его молитвам простит их. Образ архангела Михаила присутствует во многих христианских апокрифах:

«Евангелие от Никодима» (IV век) сообщает, что Михаилу Иисус Христос после сошествия в ад вверил души томившихся в нём праведников, чтобы отвести их в рай.

«Откровение Павла» (конец IV века) приписывает Михаилу совершение ритуального омовения душ покаявшихся умерших перед тем как они входят в Небесный Иерусалим: И сказал я архангелу: «Что сие, господин мой?» И говорит он мне: «Сие есть Ахеронтово озеро, внутри же его - град Божий. Не всем дозволено войти в этот град, разве только покаявшись в грехах своих. Когда же человек покаялся и преставился от жизни, предается он Михаилу, и бросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит его оно ко граду Божию в соседство к праведникам».

«Хождение Богородицы по мукам» (X век) представляет Михаила как проводника Девы Марии по аду, который показывает и объясняет ей причины мучений грешников. В начале апокрифа приводятся хайретизмы по подобию акафиста в которых Богородица так обращается к Михаилу: Радуйся, архистратиг Михаил, слуга незримого Отца, радуйся, архистратиг Михаил, собеседник Сына Моего, радуйся, архистратиг Михаил, слава шестикрылых, радуйся, архистратиг Михаил, правящий всеми и у престола Господа стоящий по достоинству, радуйся, архистратиг Михаил, имеющий вострубить и пробудить от века почивших, радуйся, архистратиг Михаил, первый из всех вплоть до престола Божия.

«Апокрифическое Отровение Иоанна Богослова» рассказывает, что архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога бараньи и «от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, - то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое». Таким образом архангелы призовут людей на Страшный суд.

В христианстве

В православии архангел Михаил именуется архистратиг и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом - Иуд.1:9). Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается, как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла. Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитаться, как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.

К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу. В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня - Михалион, находился примерно в 80 км. от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину).

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта - Нил. Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки.

В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая. Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига»: «И такового и божественного Архистратига Михаила… постави оттоле нам избранным христианам великого предстателя и Спаса»

Архистратиг Михаил: чудеса, совершенные архангелом

Архистратиг Михаил — это один из восьми архангелов, которые существуют в Небесном Царствии и помогают Богу и Иисусу Христу исполнять их волю. Многие из них спускались не раз на Землю, чтобы сотворить чудо.

В молитве архангелам люди обращаются ко всем посланникам божьим одновременно. Это говорит о единой сущности данных небесных созданий, но у них, все-таки, есть своя иерархия. Главным является Михаил, задачей которого является защита Небес от дьявола и его приспешников.

Архангел Михаил в христианстве

Как говорит нам библия, Архангел Михаил первым стал сражаться против сатаны. Тогда это был падший ангел, устроивший восстание на Небесах. Именно с того самого момента Михаил и стал называться архистратигом, величайшим из созданий божьих. Бессмертный, бесстрашный как сам Господь, Михаил защищает всех рабов Божьих от зла и от проклятий дьявольских.

Михаил всегда стоит на страже, не давая искушениям побороть нас. Его главная цель и задача — спасение человеческого рода и всех людей. На картинах и иконах Михаил изображается с мечом в руке. Он побеждает падшего ангела, который предал Бога и все светлое. Это говорит о том, что злу никогда не победить добро, но оно находится в нас. Каждый из нас может нести зло, поэтому нужно находить способы подавлять это первородное проклятие.

Когда молятся архангелу Михаилу о защите, помощи или исцелении, то читают молитвы перед иконами архангела. Очень много свидетельств и историй, которые говорят нам о том, что Михаил всегда находится на страже добра. Из-за этого молитвы становятся крепче, укрепляя веру.

Чудеса архангела Михаила

Чудес было очень много, но некоторые особо важны и особенно интересны верующим:

  • Однажды великий архангел приснился отцу немой девочки. В том сне он рассказал, где можно найти святой источник, который может даровать девочке исцеление. Мужчина нашел тот источник, который вылечил немоту невинного ребенка. Со временем, много людей узнало об этом, в честь чего был построен храм на том самом месте.
  • В одном из своих военных походов хан Батый хотел напасть на Новгород. Ходят легенды о причине того, почему великий полководец решил не нападать на город. Как твердят исторические источники, сам Батый сказал, что увидел образ ангела с мечом, поэтому отступил. Не известно, как это случилось, но по словам многих историков, это действительно было.
  • Говорят, что Михаил являлся Жанне д`Арк, чтобы дать важный совет. Этим можно обосновать голоса, которые она слышала. Именно благодаря Михаилу она решила короновать Карла Седьмого. Помимо этого, Михаил благословил французов на битву против англичан за освобождение Орлеана.
  • В конце 6 века нашей эры в Риме была эпидемия чумы. Правивший тогда Папа во время службы увидел в небесах самого Архангела Михаила, который пристально смотрел на город в доспехах и с мечом в руках. После этого видения чума начала отступать. В честь этого явления архангела была поставлена скульптура на замок Святого Ангела.
  • Еще в самом начале эры Христа был построен храм в память об Архангеле Михаиле. Язычники попытались снести храм, соединив две горные реки в один большой поток. У них ничего не получилось, ибо Архангел Михаил спустился с Небес и рассек надвое своим мечом скалу, в которую и устремилась вся вода, обойдя храм стороной.

Церковь помнить, что Михаил очень много значит для всех людей, а не только для христиан. В честь этого в церквях проводятся литургии для Михаила 19 сентября и 21 ноября. Это праздники, которые должны быть очень важны для каждого из нас.

Архангел Михаил объединяет три основные мировые религии: христианство, ислам и иудаизм. Он присутствует в начале начал у всех трех религий, что говорит о том, что происхождение Бога едино. Все мы равны перед Богом и каждый заплатит свою цену за дела свои. Чудо архангела Михаила заключается в его всеобщей любви к человеческому роду, в справедливости. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Архангелы — это верховные ангелы, которые являются высшими Божьими созданиями. Сильная молитва архангелам поможет преодолеть ...

Многие люди слышали об архангелах, но далеко не все знают, какова их роль в религии ...

В православии существует огромное количество самых разных молитв. Одной из самых сильных является молитва архангелу ...

Святой Архангел Михаил — один из высших ангелов. С еврейского его имя означает «кто как ...


Смотрите также