Авторизация

Мощи святого иакова голова фото


Испания: Апостол Иаков — покровитель паломников

Самому древнему паломническому маршруту Европы — пути апостола Иакова в Испании посвящен самый первый путеводитель для паломников. Его автором считается папа римский Каллист II (XII век). Путь был опасным, все время нападали мавры-мусульмане и местные бродяги. Обеспечивали охрану рыцари Ордена святого Иакова, но решались идти только герои духа (и судя по историческим источникам, их было немало). Сегодня Путь апостола Иакова охраняется ЮНЕСКО. А паломникам, его прошедшим, выдают «паспорт пилигрима».

Мощи ап. Иакова хранятся под спудом в капелле собора Апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела на площади Обрадойро. Обычно она закрыта — католики молятся у стены, такая у них традиция, но для православных капеллу открывают

В Испании любой католик вам расскажет предание: когда апостол Иаков (Зеведеев), старший брат Иоанна Богослова, сын Грома (как называли его испанцы), был казнен в Иерусалиме в 44 году по Рождестве Христовом внуком Ирода Агриппой (Иаков стал первым из апостолов, принявшим мученическую кончину за проповедь Христа), ученики тайно положили тело апостола в лодку и пустили по Средиземному морю. Та чудесным образом пристала к испанскому берегу, в месте, где сейчас находится город Сантьяго-де-Компостела. В начале IX века живший в этой местности монах-отшельник Пелайо ясным солнечным днем увидел в небе яркую звезду, пошел на ее свет и обнаружил ковчег с нетленными мощами апостола. Обретение мощей святого Иакова произошло в опасную для Испании пору: мавры покорили почти весь Пиренейский полуостров, у христиан оставался только небольшой клочок земли в горах Астурии. Поэтому чудесное обретение мощей Иакова восприняли как знак свыше и обещание помощи. На месте обретения была поставлена небольшая церковь, веком позже — базилика святого апостола Иакова. С тех пор осталось немало свидетельств чудесной помощи Иакова в защите многочисленных христианских государств, существовавших в IX-XI веках на территории Пиренейского полуострова, — Арагона, Наварры и Кастильи, — от мавров. Вскоре святой Иаков (по-испански Santiago) стал небесным покровителем испанцев, а как апостол, предпринявший, по преданию, далекое путешествие из Святой земли в Испанию, — покровителем паломников. Сантьяго-де-Компостела, где были обретены и покоятся мощи апостола Иакова, уже с XII века считается, после Иерусалима и Рима, главным паломническим центром всех западных христиан. В средневековом искусстве сохранилось много изображений апостола Иакова в образе путника в украшенной ракушками шляпе (и сегодня ракушка — символ паломников, идущих по пути апостола), с посохом и сумой. Путь апостола Иакова — паломничество к его мощам в Сантьяго-де Компостела — самый древний паломнический маршрут Европы. Самый-самый древний — паломничество в Святой град к Гробу Господню, но это уже Европа-Азия. Поклониться мощам апостола стали ходить (только пешком) с X века — тогда и появляется путь, который уже в самом начале имел несколько маршрутов, заметно отличных друг от друга. Но главная магистраль проходит по северному побережью Пиреней, начинаясь в городе Памплоне. Длина пути — около 800 км. Пути апостола Иакова был посвящен и самый первый в мире путеводитель, написанный, по преданию, римским папой Каллистом II в XII веке. Его и сейчас можно считать образцом жанра: автор заботился как о бытовой стороне маршрута, так и о, например, культурологической и настолько профессионально описывал местные достопримечательности, что современные искусствоведы, специализирующиеся на романском стиле, до сих пор используют этот путеводитель как справочник. Составленный грамотной и заботливой рукой, путеводитель называл города, через которые было удобнее добраться до места, наиболее безопасные дороги, церкви с местными святынями и рекомендациями, от чего какие мощи помогают (а говорят, только православные этим увлекаются), монастырские гостиницы для отдыха, реки, откуда нельзя пить воду и поить лошадей, лодочные переправы, где меньше берут денег за проезд. С X века путь апостола Иакова почти не изменился, разве что стал намного более комфортным и безопасным. Сегодня по нему можно передвигаться на велосипеде или лошади. Чтоб не заблудиться, повсюду поставлены специальные указатели с изображением звезды с расходящимися лучами в форме раковины — символом паломников, идущих по пути. Нет никаких проблем с тем, как поесть-отдохнуть: вдоль всего пути построены бесплатные «ночлежки» с душевыми и бесплатными же медпунктами. На двухъярусных лежаках есть матрацы и подушки (без белья). Кого только здесь не встретишь: французы, итальянцы, немцы, британцы, даже кубинцы. На всех остановках — рестораны, предлагающие «меню пилигрима». Дешево и вкусно. Идут паломники с восхода солнца до полудня — потом слишком жарко. Амуниция: обязательный головной убор, солнцезащитные очки и максимально удобная обувь — с носками, чтобы не набить мозоли. Но вся эта информация для нас — на перспективу: православные по Европе паломничают недавно, поэтому в организованном виде, через агентства, «пути апостола Иакова» пока не освоили. Но к самим мощам апостола в Сантьяго-де Компостела вас доставят. Мощи апостола покоятся в небольшой капелле (часовне) собора его имени. Обычно она закрыта (у католиков так принято — хранить особо чтимые святыни под спудом и молиться рядом), но если попросить, даже в неурочное время — например, группа запоздала, всегда откроют, даже если придется специально идти за ключом. А еще в соборе Апостола Иакова каждый день в 12 часов дня под высокие готические своды взмывает огромного размера кадило и долго раскачивается. Служители собора объяснили, что это — символ нашей молитвы. В их словах мне послышалось что-то знакомое, а, вот: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» — Псалом 140, стих 2. Ну да, чего удивляться, Псалтырь — это наш общехристианский источник. Собор апостола Иакова — памятник романского искусства, хотя и с подновленным барочным фасадом, — расположен на площади Обрадойро в старом квартале города. Вокруг дворцы, церкви и монастыри: смесь романского стиля с барокко и неоклассицизмом, по «камням» можно прочитать историю любого испанского города. За зданием собора — два монастыря XVI века: Сан-Мартин-Пинарио и Сан-Пелайо, здесь можно попробовать пирожные и лимонное печенье, которые собственноручно выпекают монахини. В Средние века пилигримы в Сантьяго-де Компостела шли со всех стран Европы, принося с собой новые культурные и религиозные традиции: например, считается, что грегорианские хоралы появились в северных монастырях Испании (в Риохе и Наварре) именно благодаря первым паломникам, пришедшим навестить мощи святого Иакова. Когда-то путь Сантьяго не только стал главной христианской артерией старого континента, но и объединил христиан всей Европы. Католикам, прошедшим путь апостола Иакова, по традиции в соборе, после специальной службы для паломников, выдается свидетельство: «паспорт пилигрима». Еще в 70-е годы XX века такой паспорт получили всего 13 паломников. А в 1999-м — 150 тысяч. Сотни тысяч людей со всего мира каждый год выбирают этот путь: кто ищет чудес, кто — себя; кто хочет пройти теми же дорогами, по которым шли их предки десять веков назад; кто просто осматривает достопримечательности. Наверняка не все, идущие путем апостола, практикующие христиане. Но традиции своей веры чтут, а не воюют с ними. Может, поэтому каждый год число желающих пройти по пути апостола Иакова растет?

Адрес: Испания, город Сантьяго-де-Компостела, площадь Обрадойро, собор Апостола Иакова. Мощи апостола Иакова находятся в специальной капелле (часовне) собора. Собор открыт с 9.00 до 19.00. В соборе есть музей, в котором собрана богатая коллекция испанского искусства IX-XIX веков, в том числе гобелены, выполненные по эскизам Рубенса, Гойи и других великих мастеров.

Как добраться: самолетом — аэропорт Сантьяго-де-Компостела Lavacolla находится в 11 км к востоку от города. На поезде — до Мадрида от станции Chamartín; 42,20 евро).

Текст: Яна СКАЗКИНА, при поддержке Паломнического центра святого апостола Фомы в Европе

Версия для печати

Тэги: Святые  Святыни  Паломничество  Апостолы 

Page 2

Самому древнему паломническому маршруту Европы — пути апостола Иакова в Испании посвящен самый первый путеводитель для паломников. Его автором считается папа римский Каллист II (XII век). Путь был опасным, все время нападали мавры-мусульмане и местные бродяги. Обеспечивали охрану рыцари Ордена святого Иакова, но решались идти только герои духа (и судя по историческим источникам, их было немало). Сегодня Путь апостола Иакова охраняется ЮНЕСКО. А паломникам, его прошедшим, выдают «паспорт пилигрима».

Мощи ап. Иакова хранятся под спудом в капелле собора Апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела на площади Обрадойро. Обычно она закрыта — католики молятся у стены, такая у них традиция, но для православных капеллу открывают

В Испании любой католик вам расскажет предание: когда апостол Иаков (Зеведеев), старший брат Иоанна Богослова, сын Грома (как называли его испанцы), был казнен в Иерусалиме в 44 году по Рождестве Христовом внуком Ирода Агриппой (Иаков стал первым из апостолов, принявшим мученическую кончину за проповедь Христа), ученики тайно положили тело апостола в лодку и пустили по Средиземному морю. Та чудесным образом пристала к испанскому берегу, в месте, где сейчас находится город Сантьяго-де-Компостела. В начале IX века живший в этой местности монах-отшельник Пелайо ясным солнечным днем увидел в небе яркую звезду, пошел на ее свет и обнаружил ковчег с нетленными мощами апостола. Обретение мощей святого Иакова произошло в опасную для Испании пору: мавры покорили почти весь Пиренейский полуостров, у христиан оставался только небольшой клочок земли в горах Астурии. Поэтому чудесное обретение мощей Иакова восприняли как знак свыше и обещание помощи. На месте обретения была поставлена небольшая церковь, веком позже — базилика святого апостола Иакова. С тех пор осталось немало свидетельств чудесной помощи Иакова в защите многочисленных христианских государств, существовавших в IX-XI веках на территории Пиренейского полуострова, — Арагона, Наварры и Кастильи, — от мавров. Вскоре святой Иаков (по-испански Santiago) стал небесным покровителем испанцев, а как апостол, предпринявший, по преданию, далекое путешествие из Святой земли в Испанию, — покровителем паломников. Сантьяго-де-Компостела, где были обретены и покоятся мощи апостола Иакова, уже с XII века считается, после Иерусалима и Рима, главным паломническим центром всех западных христиан. В средневековом искусстве сохранилось много изображений апостола Иакова в образе путника в украшенной ракушками шляпе (и сегодня ракушка — символ паломников, идущих по пути апостола), с посохом и сумой. Путь апостола Иакова — паломничество к его мощам в Сантьяго-де Компостела — самый древний паломнический маршрут Европы. Самый-самый древний — паломничество в Святой град к Гробу Господню, но это уже Европа-Азия. Поклониться мощам апостола стали ходить (только пешком) с X века — тогда и появляется путь, который уже в самом начале имел несколько маршрутов, заметно отличных друг от друга. Но главная магистраль проходит по северному побережью Пиреней, начинаясь в городе Памплоне. Длина пути — около 800 км. Пути апостола Иакова был посвящен и самый первый в мире путеводитель, написанный, по преданию, римским папой Каллистом II в XII веке. Его и сейчас можно считать образцом жанра: автор заботился как о бытовой стороне маршрута, так и о, например, культурологической и настолько профессионально описывал местные достопримечательности, что современные искусствоведы, специализирующиеся на романском стиле, до сих пор используют этот путеводитель как справочник. Составленный грамотной и заботливой рукой, путеводитель называл города, через которые было удобнее добраться до места, наиболее безопасные дороги, церкви с местными святынями и рекомендациями, от чего какие мощи помогают (а говорят, только православные этим увлекаются), монастырские гостиницы для отдыха, реки, откуда нельзя пить воду и поить лошадей, лодочные переправы, где меньше берут денег за проезд. С X века путь апостола Иакова почти не изменился, разве что стал намного более комфортным и безопасным. Сегодня по нему можно передвигаться на велосипеде или лошади. Чтоб не заблудиться, повсюду поставлены специальные указатели с изображением звезды с расходящимися лучами в форме раковины — символом паломников, идущих по пути. Нет никаких проблем с тем, как поесть-отдохнуть: вдоль всего пути построены бесплатные «ночлежки» с душевыми и бесплатными же медпунктами. На двухъярусных лежаках есть матрацы и подушки (без белья). Кого только здесь не встретишь: французы, итальянцы, немцы, британцы, даже кубинцы. На всех остановках — рестораны, предлагающие «меню пилигрима». Дешево и вкусно. Идут паломники с восхода солнца до полудня — потом слишком жарко. Амуниция: обязательный головной убор, солнцезащитные очки и максимально удобная обувь — с носками, чтобы не набить мозоли. Но вся эта информация для нас — на перспективу: православные по Европе паломничают недавно, поэтому в организованном виде, через агентства, «пути апостола Иакова» пока не освоили. Но к самим мощам апостола в Сантьяго-де Компостела вас доставят. Мощи апостола покоятся в небольшой капелле (часовне) собора его имени. Обычно она закрыта (у католиков так принято — хранить особо чтимые святыни под спудом и молиться рядом), но если попросить, даже в неурочное время — например, группа запоздала, всегда откроют, даже если придется специально идти за ключом. А еще в соборе Апостола Иакова каждый день в 12 часов дня под высокие готические своды взмывает огромного размера кадило и долго раскачивается. Служители собора объяснили, что это — символ нашей молитвы. В их словах мне послышалось что-то знакомое, а, вот: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» — Псалом 140, стих 2. Ну да, чего удивляться, Псалтырь — это наш общехристианский источник. Собор апостола Иакова — памятник романского искусства, хотя и с подновленным барочным фасадом, — расположен на площади Обрадойро в старом квартале города. Вокруг дворцы, церкви и монастыри: смесь романского стиля с барокко и неоклассицизмом, по «камням» можно прочитать историю любого испанского города. За зданием собора — два монастыря XVI века: Сан-Мартин-Пинарио и Сан-Пелайо, здесь можно попробовать пирожные и лимонное печенье, которые собственноручно выпекают монахини. В Средние века пилигримы в Сантьяго-де Компостела шли со всех стран Европы, принося с собой новые культурные и религиозные традиции: например, считается, что грегорианские хоралы появились в северных монастырях Испании (в Риохе и Наварре) именно благодаря первым паломникам, пришедшим навестить мощи святого Иакова. Когда-то путь Сантьяго не только стал главной христианской артерией старого континента, но и объединил христиан всей Европы. Католикам, прошедшим путь апостола Иакова, по традиции в соборе, после специальной службы для паломников, выдается свидетельство: «паспорт пилигрима». Еще в 70-е годы XX века такой паспорт получили всего 13 паломников. А в 1999-м — 150 тысяч. Сотни тысяч людей со всего мира каждый год выбирают этот путь: кто ищет чудес, кто — себя; кто хочет пройти теми же дорогами, по которым шли их предки десять веков назад; кто просто осматривает достопримечательности. Наверняка не все, идущие путем апостола, практикующие христиане. Но традиции своей веры чтут, а не воюют с ними. Может, поэтому каждый год число желающих пройти по пути апостола Иакова растет?

Адрес: Испания, город Сантьяго-де-Компостела, площадь Обрадойро, собор Апостола Иакова. Мощи апостола Иакова находятся в специальной капелле (часовне) собора. Собор открыт с 9.00 до 19.00. В соборе есть музей, в котором собрана богатая коллекция испанского искусства IX-XIX веков, в том числе гобелены, выполненные по эскизам Рубенса, Гойи и других великих мастеров.

Как добраться: самолетом — аэропорт Сантьяго-де-Компостела Lavacolla находится в 11 км к востоку от города. На поезде — до Мадрида от станции Chamartín; 42,20 евро).

Христианские святыни Падуи / Православие.Ru

После знакомства и двухлетней переписки с бенедиктинским монахом и иконописцем из Падуи, священником Джузеппе Пегораро (Giuseppe Pegoraro), присылавшем вместе с краткими посланиями фото- и информационные материалы о гробнице и мощах св. Луки, находящихся в его родном аббатстве Св. Иустины, автор этих строк отправился (в 2015 г.) вместе с ним в Падую.

Базилика Св. Иустины в Падуе     

Аббат Джулио Паньони (P. Abate Don Giulio Pagnoni), осведомленный заранее о приезде гостя, благословил пребывание в течение нескольких дней в монастыре и позже любезно предоставлял необходимые материалы об истории изучения специальной группой ученых мощей (мощи без главы) св. Луки, хранящихся в каменном саркофаге базилики Св. Иустины.

Саркофаг с мощами св. Луки     

Св. Лука, уроженец Антиохии Сирийской, является апостолом из 70-ти, автором Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов, сподвижником святого апостола Павла, а по роду своих занятий он был врачом. Церковное предание приписывает ему написание икон Божией Матери, поэтому его называют первым иконописцем и святым-покровителем живописцев.

Согласно изложению святителя Димитрия Ростовского, св. Лука, скончавшийся в преклонном возрасте в Ахаии, был похоронен в городе Фивы (Греция). В начале IV века его мощи, от которых проистекали исцеления глазных болезней, были перевезены в Константинополь, в Базилику Двенадцати Апостолов. Около 356 г. по приказу римского императора Констанция II (317–361) раку с мощами св. Луки перенесли в Константинополь, где были положены под престолом в базилике Святых Апостолов. О дальнейшей истории и местонахождении мощей св. Луки достоверных сведений не имеется. В некоторых источниках на русском языке сообщается, что крестоносцы в эпоху религиозных военных походов в XI—XV вв. перевезли мощи (главу) в Рим и положили их в базилике Святого Петра, однако в справочной литературе Ватикана подобная информация отсутствует.

Согласно изданным в 2002 г. аббатством Св. Иустины информационным материалам, основанным на древних житийных текстах и рукописях XIV – XV вв. (См.:2), на территории прилегающего к монастырю кладбища в XI – XII вв. были обнаружены многие мощи раннехристианских святых. В 1177 г. здесь раскопали дубовый саркофаг с предполагаемыми мощами св. Луки, о чем свидетельствовали написанное имя евангелиста и изображение на саркофаге символа трех быков – эмблемы, связываемой со святым евангелистом Лукой. Трактовка этого символа свидетельствует о том, что апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а бык (телец) часто использовался как жертвенное животное.

Ныне древний дубовый саркофаг, где находились костные останки, спрятан в специальном кованом длинном реликварии, выставленном в базилике.

Кованый реликварий с дубовой гробницей, где находились останки св. Луки (справа)     

Уникальная находка побудила аббата Доменико и падуанского епископа Джерардо Оффредучи да Маростика, правившего в 1165–1213 гг., обратиться к Папе Александру III (1105–1181) с прошением об установлении принадлежности этих мощей св. Луке. В 1177 г. Папа Александр III признал, что обнаруженные останки в Падуе принадлежат св. Луке (4). Падуанские монахи изучили многие рукописи, повествующие о двух основных версиях перенесения мощей св. Луки из Константинополя. Согласно одной из них, оно состоялось в период правления римского императора Флавия Клавдия Юлиана, известного также в истории христианства как Юлиан Отступник (331 или 332–363). По другой версии, это событие произошло во времена иконоборчества в VIII в.

Сохранились сведения, что уже в X-м в. монахи-бенедиктинцы из аббатства Св. Иустины особо почитали святые мощи апостола и евангелиста Луки. В 1313 г. для дальнейшего хранения свинцового саркофага с мощами венецианские мастера по поручению аббата, итальянского историка и поэта из Падуи – Альбертино Муссато (1261–1329) изготовили из цветного мрамора специальную гробницу, поддерживаемую пятью каменными столбами и установленную в одной из часовен. В год завершения строительства базилики в 1562 г. гробницу перенесли установили в левом нефе базилики, где она находится и поныне.

Общий вид часовни Святого Луки     

Икона «Распятие» (2008) работы иконописца Джузеппе Пегораро Часовня Святого Луки украшена фресковыми изображениями художника Джованни Сторлато, рассказывающими о житии св. Луки, перенесении его мощей и обнаружении их в Падуе. На центральной стене часовни высоко висит копия иконы «Пресвятой Богородицы Константинопольской» (XV в.), ошибочно приписываемой в некоторых публикациях на русском языке св. Луке. Бронзовую раму, которую с обеих сторон держат два больших парящих ангела, изготовил в 1960 г. падуанский скульптор Амлето Сартори (1915–1962). Он же является и автором восьми бронзовых светильников, освещающих часовню (1, с. 60 ).

В время особых богослужений в часовне выставляют слева от гробницы высокий деревянный крест, с укрепленной нем иконой «Распятие» работы (2008) монаха-иконописца Джузеппе Пегораро. В базилике находятся и другие его иконы, и одна из них посвящена св. Луке.

Икона святого евангелиста Луки работы иконописца Джузеппе Пегораро     

В той же базилике Св. Иустины находится копия (1457) «Алтаря евангелиста Луки» (1453–1454) кисти Андреа Мантенья, итальянского художника, представителя падуанской школы живописи. В центре этого алтаря, оригинал которого хранится в миланской Пинакотеке Брера, находится изображение св. Луки.

Изображение св. Луки ( фрагмент) на «Алтаре евангелиста Луки» работы Андреа Мантенья     

Архивные документы падуанской базилики свидетельствуют, что в 1354 г. по настоятельной просьбе Карла IV Люксембургского (1316–1378), короля Германии с 1346 г. и короля Чехии с 1346 г., позже – императора Священной Римской империи с 1355 г., честная глава св. Луки передана из Падуи в дар крепости Пражский Град – резиденции чешских королей и императоров Римской империи, где ее поместили в соборе Святого Вита в драгоценном реликварии. Однако верующим известно о существовании еще одной главы св. Луки. Она хранится на Афоне в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря, но информации о времени и истории ее появления на Святой Горе у русских монахов не имеется.

Спустя шесть столетий часть мощей св. Луки из Падуи передана в дар православным верующим. Известно, что в 1992 г. Падуанский епископ Антонио Маттиаццо (род. в 1940 г.) подарил Греческой Православной Церкви часть мощей святого евангелиста Луки по просьбе совершавшего тогда паломничество по Италии митрополита Фив и Ливадии Иеронима (Лиапис, род. в 1938 г.). Высокий гость из Греции пообещал поместить святые мощи в гробницу первоначального захоронения в Фивах (ныне – провинция Беотия), почитаемую верующими, несмотря на то, что со второй половины IV в. она была пустой.

Через восемь лет, 17 сентября 2000 г. делегация католиков во главе с Падуанским епископом Антонио Маттиаццо, в составе которой находился и один монах из аббатства Св. Иустины, вручило в дар митрополиту Иерониму еще одну часть мощей (ребро) св. Луки, что высоко было оценено всеми верующими Элладской Православной Церкви.

На протяжении нескольких столетий в аббатстве Св. Иустины создавали богослужебные тексты, писали научные работы и литературно-художественные произведения, подтверждающие подлинность великой святыни Падуи. Ныне все эти труды хранятся в расположенной на территории аббатства Государственной библиотеке Св. Иустины (Biblioteca Statale annessa al Monumento Nazionale dell'Abbazia di S. Giustina), открытой вскоре после окончания Второй мировой войны.

В монастырских документах рассказывается о том, что по настоянию епископа Падуи и с разрешения бенедиктинских монахов – хранителей христианской реликвии было решено провести серьезное научное исследование мощей св. Луки с привлечением ученых разных наук. Для сравнительного анализа костной ткани скелета и черепа на несколько дней из Праги привезли в Падую реликварий с честной главой св. Луки. 17 сентября 1998 г. гробница была вскрыта и из нее извлекли запечатанный сургучом свинцовый саркофаг весом 300 кг, доставленный в Италию из Константинополя в VIII веке. В установлении истины принимали участие десятки экспертов, которые провели 74 научных сессии.

Аббат Джулио Паньони подарил автору этих строк копию фотографии останков св. Луки, сделанную после вскрытия гробницы.

Мощи св. Луки. Фото из архива базилики Св. Иустины     

18 октября 2000 г. в Падуе состоялся Международный конгресс, посвященный святому евангелисту Луке, с участием 70-ти видных католических, протестантских теологов, а также православных богословов. Здесь специальная комиссия под руководством профессора Вито Террибле Виел Марин (Vito Terribile Wiel Marin) огласила окончательные выводы научных исследований (2 и 3). Они сводились к следующему:

  1. Скелет цельный. Он принадлежит человеку ростом 163 см, умершему возрасте между 70-ю и 85-ю годами. Глава (череп), привезенная из Праги, анатомически совпадает с первичным мозговым позвонком и всем скелетом, что доказывает принадлежность двух частей одному и тому же человеку.
  2. Палеонтологические исследования установили остеопороз, артроз тяжелой формы, эмфизему легких по причине искривления ребер.
  3. Хорошая сохранность костей свидетельствует о неоднократной их консервации на протяжении столетий.

В саркофаге обнаружена также разнообразная утварь (раковины, змеиные кости, растения, ткани, жемчуг, монеты), относящаяся к древней эпохе. Исследование монет и цветочной пыльцы растений подтвердило их восточное происхождение.

Таким образом, давний спор между Падуей и Венецией, также объявлявшей себя хранительницей мощей св. Луки, завершился в пользу первой. С одной стороны, итоговые документы конгресса подтвердили принадлежность мощей св. Луке, а с другой, они предоставили церковным историкам дополнительный материал для последующего изучения. Теперь итальянским ученым предстоит выяснить причины и обстоятельства перенесения святых мощей из Константинополя в Италию и именно в Падую, где они уже несколько веков хранятся как великое достояние всего христианского мира. До настоящего времени история перенесения мощей св. Луки в Падую является загадкой для многих церковных исследователей .

    

Однако вернемся в базилику Св. Иустины. С правой ее стороны, напротив часовни Святого Луки, находится часовня Святого апостола Матфея, где на небольшом возвышении находится мемориальный мраморный саркофаг (1562) работы Джованни Франческо де Сурдиса. В закрытом саркофаге находится «реликвия» апостола (1, с.19), однако один из монахов в беседе с автором этих строк отрицал наличие в нем каких-либо мощей. Падуанским монахам известно предание, что мощи святого евангелиста и апостола Матфея в X-м веке оказались в Лукании и были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео.

Во внутреннем дворе базилики Св. Иустины находится небольшая иконописная мастерская монаха Джузеппе Пегораро (Laboratorio Iconografico Monastico di Padre don DON Giuseppe Pegaroro), уроженца Падуи.

Cвященник Джузеппе Пегораро (Giuseppe Pegoraro), бенедиктинский монах и иконописец из Падуи. Фото: Анатолий Холодюк     

В своем родном городе священник Джузеппе овладел и искусством иконописи и этот талант он решил обратить на служение Богу. Он верит древнему преданию, что св. Лука является зачинателем священной иконописи и что на доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, святой апостол изобразил образ Божией Матери с Богомладенцем на руках. Монах-иконописец Джузеппе любит писать православные иконы и вслед за другими коллегами по мастерству называет иконы «окнами, отверстыми в Небесное Царство». По смысловому содержанию и исполнению он считает иконы неизмеримо выше живописных картин, ибо первые духоносны и вызывают в душе верующего высокие и светлые чувства.

В иконописной мастерской много книг и альбомов о церковной живописи, а также написанных икон. Одна из последних работ Джузеппе Пегораро – небольшая икона с изображением св. Анатолия (Жураковского; 1897–1937), причисленного в 1981 г. к лику новомучеников Русской Зарубежной Церковью. Иконописец заявил, что его глубоко впечатлили переведенный на итальянский язык некоторые материалы к житию этого страдальца за веру, похороненного после расстрела в общей безвестной могиле на территории Карелии. Джузеппе Пегораро вместе с другими братьями по вере показал и все другие христианские святыни, хранящиеся в ризнице базилики Св. Иустины, справедливо заметив при этом, что все паломники, поклоняющиеся общеизвестным святыням на его родине, должны обязательно изучать итальянский язык.

(Окончание следует)

Собор Святого Иакова - Сантьяго де Компостелла, Испания. Обзор, фотографии, история достопримечательности

Без этой махины из четырех фасадов и 80-метровых башен трудно себе представить Сантьяго-де-Компостела. Для туристов здесь начинается знакомство со столицей Галисии, а для пилигримов, пришедших поклониться мощам апостола Иакова, - заканчивается тяжелый Путь Сантьяго. Архитектура собора сочетает вычурное барокко и сдержанный романский стиль, но туристов больше удивляет мощная энергетика здания. У западного фасада стоит Портик Славы (Pórtico de la Gloria), усеянный каменными фигурами из библейских сюжетов. Центральная колонна портика – «сакральное» местечко для студентов. Создатель Портика мастер Матео установил у подножья колонны скульптуру самого себя. Студенты верят: если трижды удариться головой о каменный лоб мастера, то ума заметно прибавится. Внутри собора за алтарем установлен постамент с троном, на котором восседает деревянная фигура Святого Иакова. К нему ведут с двух сторон лестницы. Главное же сокровище собора – мощи Святого Иакова – покоится в серебряной раке в крипте под алтарем. Оказавшись в соборе, не упустите из виду самое большое в мире кадило – Ботафумейро («испускающий дым»). Оно весит свыше 60 кг и вмещает 40 кг угля и ладана. Раскачать его можно силами восьми служителей. Говорят, что оно было придумано 700 лет назад, чтобы заглушать благовониями запах от многочисленных и давно не видевших мыла тел паломников. По средневековым крышам собора водят экскурсии. В соборе есть религиозный музей и экспозиция гобеленов, а каждое воскресенье проходит торжественная служба, на которой оглашают информацию о вновь прибывших паломниках. 1/3  Собор Святого Иакова, Сантьяго-де-Компостела, Испания, Европа Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу 2/3  Собор Святого Иакова, Сантьяго-де-Компостела, Испания, Европа 3/3  Собор Святого Иакова, Сантьяго-де-Компостела, Испания, Европа

Мощи святого апостола Иакова

Если бы вы спросили средневекового пилигрима из Европы, направляющегося на Святую Землю, куда он держит путь, то он бы непременно вам ответил, что идет в Сантьяго-де-Компостела взять благословение на предстоящее долгое путешествие у апостола Иакова, покровителя всех паломников и странников. И сегодня в Европе весьма часто можно встретить необычно одетых путников с рюкзаком на спине и посохом в руках, которые ищут дорогу, отмеченную каменной ракушкой.

Сантьяго-де-Компостела – город, расположенный на северо-западе Испании и являющийся столицей автономного сообщества Галисия, – можно найти еще не на всякой карте. Но в этом маленьком по современным меркам городе, где население не превышает и 100 тысяч человек, хранится величайшая христианская святыня – мощи апостола Иакова, старшего брата апостола Иоанна Богослова.

***

«И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1: 19–20), – так святой апостол и евангелист Марк описывает призвание Христом Иакова и Иоанна, простых рыбаков из Галилеи, названных Господом «сынами громовыми» (см.: Мк. 3: 17) за свой порывистый нрав и горячий темперамент.

Впоследствии именно Иакову, Иоанну и Петру Спаситель неоднократно открывал Свое Божественное достоинство и силу: они присутствовали при воскрешении дочери начальника синагоги Иаира (см.: Мк. 5: 37–43; Лк. 8: 51–56), при исцелении тещи апостола Петра в его доме (см.: Мк. 1: 29–31), при беседе о разрушении храма (см.: Мк. 13: 3), были свидетелями Преображения Христова на горе Фавор (см.: Мк. 9: 2), сопровождали Спасителя в Гефсиманском саду, перед тем как Его схватили стражники, посланные первосвященниками и книжниками.

По Воскресении Господнем и по принятии Святого Духа в Сионской горнице все апостолы по жребию разошлись по разным странам для проповеди Евангелия. Церковное предание гласит, что Иаков Зеведеев отправился свидетельствовать о Христе в далекую Испанию. Основав там христианские общины, святой Иаков вернулся в Иерусалим, где в 44 году (по некоторым данным – между 41 и 44 гг.) первым из апостолов принял мученическую смерть через отсечение головы по приказу царя Агриппы I, внука Ирода Великого (см.: Деян. 12: 1–2).

Дальнейшая история содержится во множестве не вполне согласных друг с другом народных преданий. По самой известной версии, изложенной историком Гонорием Августодунским[1], два ученика апостола – Афанасий (Атанасио) и Феодор (Теодоро), положив тело учителя в лодку, отправились по морю искать место для его достойного погребения. Через несколько дней никем не управляемое судно чудесным образом прибило к берегам Галисии – самой западной области испанской провинции. Поднявшись вверх по реке Улья до небольшого кельтского города Ирия Флавия (современный Падрон), ученики стали просить знатную женщину по имени Атия (в устном предании – Лупа) дать разрешение похоронить апостола Иакова в этих землях. Желая погубить чужеземцев, та отправила их к местному языческому правителю, который бросил христиан в темницу. Но Ангел Господень вывел их невредимыми из заточения. Пораженные этим чудесным событием, царь и многие его приближенные уверовали во Спасителя и помогли погрести тело апостола Христова в усыпальнице Атии. Позднее там же были похоронены сами Атанасио и Теодоро.

Как свидетельствуют раскопки, обнаружившие достаточно обширное кладбище рядом с апостольской гробницей, некоторое время здесь существовало небольшое монашеское поселение. Но к концу II века гробница постепенно пришла в запустение. Прилежащие территории заросли лесом. И святое место надолго оказалось сокрытым и недоступным для паломников.

Лишь в первой половине IX века некий монах-отшельник по имени Пелайо обнаружил гробницу, увидев в поле странное сияние, которое и привело его к ковчегу с нетленными мощами апостола Иакова. О своей находке он незамедлительно сообщил епископу Ирии – Теодомиру. Уже к 830 году на гробнице апостола и его учеников появилась первая часовня, которую сменили затем два каменных собора. А само место обретения мощей получило название Компостела, что в переводе с латыни означает «Поле звезды». С этого момента к святой гробнице потянулся непрерывный поток паломников со всей Европы.

Святой апостол Иаков в непростой для Испании период, переживавшей арабское завоевание, стал восприниматься и почитаться как небесный покровитель и защитник страны. Таковым его считают испанцы и по сей день, трепетно относясь к хранимой в Сантьяго-де-Компостела святыне.

Средневековые хроники свидетельствуют о многочисленных чудесах и явлениях апостола испанским воинам во время изгнания мусульман с Пиренейского полуострова, вошедшего в историю под названием Реконкиста[2]. Неслучайно девизом рыцарей, сражавшихся против мавров, были слова «Святой Иаков! Испания, к атаке!» («¡Santiago y cierra, España!»), ставшие призывом объединиться против врагов.

Рака с мощами св. ап. Иакова Зеведеева Рака с мощами св. ап. Иакова ЗеведееваВ конце X века Сантьяго-де-Компостела был завоеван известным арабским полководцем Аль-Мансуром, повелевшим разорить город, снять колокола с Компостельского собора, перелив их в лампы для мечети в Кордобе, но саму гробницу арабы не тронули.

В конце XI века король Альфонсо VI приказал на месте разрушенного маврами храма построить новый величественный собор из гранита. И 21 апреля 1211 года собор был торжественно освящен епископом Педро Муньисом.

К XII веку постепенно сложились и основные паломнические маршруты в город святого Иакова, которые формировались под влиянием ряда важных факторов: опорными пунктами на пути пилигримов были монастыри, являвшиеся в то время крупными экономическими, политическими и культурными центрами. «Камино де Сантьяго» (так в Испании называют паломничество к могиле святого апостола Иакова) оказал огромное влияние на распространение культурных достижений в Средневековье и в настоящее время включен в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня «Путь святого апостола Иакова» представляет собой целую серию маршрутов разной сложности и разной продолжительности: от нескольких десятков до нескольких сотен километров.

Насчитывается как минимум шесть разновидностей пути: французский (camino francés), северный (camino del norte), первоначальный (camino primitivo), английский (camino inglés), португальский (camino portugués) и Виа-де-ла-Плата (via de la plata). По другим подсчетам таких путей около 15.

Самыми древними путями в город апостола Иакова были первоначальный и северный пути, поскольку к IX веку практически весь Иберийский полуостров был под властью Кордовского халифата и единственными безопасными маршрутами были маршруты, пролегавшие через прибрежные северные территории.

Во время Реконкисты, по мере отвоевания земель у арабов, складываются и другие паломнические пути. Самым известным и наиболее популярным сегодня маршрутом является французский, общая протяженность которого составляет около 800 километров. Его популярность объясняется тем, что, несмотря на свою продолжительность, это наиболее простой по рельефу путь, где к тому же почти не бывает плохой погоды, в отличие от северных маршрутов с их пересеченной местностью и частыми дождями. Кроме того, развитие французского пути было связано с поддержкой, оказываемой ему папой Римским и многими христианскими королями, которые совершали по этой дороге паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Маршрут начинается во французских Пиринеях в местечке под названием Сан-Жан-Пье-де-Порт и далее после Ронсевальского ущелья проходит по таким старинным испанским городам, как Памплона, Логроньо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада.

Вы можете пройти весь этот путь пешком, и на это уйдет от двух недель до месяца, а можете проехать его на лошади или на велосипеде. Каждый выбирает для себя маршрут по силам.

На каждом из маршрутов пилигрим найдет хорошо развитую инфраструктуру приютов для странников, или, как их называют в Испании, альбéргов (albergues). Ориентирами для путников, следующих в Сантьяго-де-Компостела, служат указатели с изображением ракушки, которая является древним символом, эмблемой апостола Иакова, считающегося покровителем всех паломников.

***

Сегодня поездка к мощам святого апостола Иакова, или, как его называют в Испании, Сантьяго, является одним из самых популярных паломнических маршрутов во всей Европе. И дело не только в безусловной общехристианской ценности хранимой в Компостельском соборе святыни. Притягательность этого пути состоит еще и в том, что в своем классическом варианте он совершается пешком. Прежде чем прикоснуться к святыне, паломник проходит десятки километров, преодолевает препятствия непогоды и трудности маршрута.

При современных технических средствах и возможностях человек может в считанные часы самолетом или поездом добраться до любого предела земли и своими глазами увидеть то, о чем он раньше читал или слышал, не прилагая при этом больших физических усилий. «Путь святого апостола Иакова», пожалуй, один из немногих маршрутов, который помогает человеку почувствовать себя древним пилигримом, в труде и духовном сосредоточении готовящимся к встрече с великой святыней.

***

Приведенные выше рассуждения побуждают нас задуматься о такой важной составляющей жизни верующего человека, как совершение паломничества.

Кафедральный Собор в Сантьяго-де-Компостела Кафедральный Собор в Сантьяго-де-КомпостелаОчевидно, что паломничество – общерелигиозная, широко распространенная практика, свидетельствующая о нашем глубинном желании приблизиться к горнему, стать ближе к точкам соприкосновения божественной реальности и дольнего мира.

Вместе с тем оно способно даровать верующему сердцу сопереживание событиям глубокой древности, когда Господь, дивный во святых Своих, действующий Своей благодатной силой, являл чудеса и знамения, определял видимым образом ход истории человечества.

В этом отношении почитание апостолов – самовидцев и служителей Слова – являет замечательный образец проявления христианского благоговения перед Искуплением, совершенным Спасителем, и благовестническим подвигом Его ближайших учеников.

В контексте христианского миропонимания паломничество традиционно рассматривалось не просто как сакральный акт, но как акт богослужебный, литургический. Парадигматичным в этом отношении было поклонение святыням Святой Земли. Как справедливо отмечает один из исследователей, Палестина «мыслилась алтарем единого храма (сотворенного Богом мира), в котором постоянно совершалась литургия от проскомидии до Евхаристии во всей возможной лишь в мистическом пространстве и времени целокупности и единомоментности этого священного действа. Так что не священнодействия литургии постепенно сменялись, следуя своим порядком перед взором неподвижного богомольца (как в храмовой литургии), а, напротив, паломник перемещался от одного топоса к другому, постепенно приближаясь к апофеозу Бескровной Жертвы, переживая не воспоминания об известных событиях, но сами эти события, в буквальном смысле прикасаясь к ним через прикосновение к священным объектам… Поэтому и паломники не путешествовали по Палестине, как современные туристы, а, собравшись буквально со всего света, день и ночь переходили от алтаря к алтарю и соответственно участвовали в этом богослужении – собственно, литургисали. Поэтому хождение, если говорить об идее жанра, – отнюдь не путешествие, ведь невозможно считать путешествием перемещение служителя в алтаре реального храма во время священнодействия»[3].

Сегодня «Путь святого апостола Иакова» представляет собой целую серию маршрутов разной сложности и разной продолжительности: от нескольких десятков до нескольких сотен километров Сегодня «Путь святого апостола Иакова» представляет собой целую серию маршрутов разной сложности и разной продолжительности: от нескольких десятков до нескольких сотен километровВ соответствии с этим и всякое паломничество своим центром имело совершение Божественной службы у святынь, связанных с личностью, жизненным путем и духовным подвигом угодника Божия.

Прямым следствием этого явилась практика создания храмов или, по крайней мере, часовен, в которые помещались реликвии и где собственно и происходило молитвенное поклонение.

С литургическим почитанием святынь сливалась традиция совершения Евхаристии на честных останках святых. Исторически данное явление оказалось зафиксированным в Православной Церкви в форме антиминсов – особых платов, как правило с изображением положения во гроб Христа Спасителя и содержащих часть мощей. Показательно, что непременным атрибутом антиминса является подпись епископа, его освятившего. Само наличие подписи воспринимается как делегирование архиереем священнику права совершения литургии в определенном храме.

В соответствии со всем вышесказанным необходимо отметить, что православный паломник, решивший предпринять путешествие к мощам святого апостола Иакова, без сомнения, столкнется с одной существенной трудностью на своем пути: фактическим отсутствием литургического содержания паломничества. В результате возникает необходимость вписывания подвига «хождения к святыне» в контекст инославной религиозной традиции. Паломничество проходит по маршрутам, сформировавшимся в эпоху католического средневековья, в соответствии с традициями западного христианства. Для православного же человека это ставит непростую задачу: совершить акт почитания древней христианской святыни, не поколебав свою конфессиональную идентичность, или, проще говоря, не отступив от канонических норм и святоотеческой традиции, не погрешив против вероучения.

Очевидно, что для многих наших соотечественников таковая задача представляется трудной, а зачастую и неразрешимой.

Дорога св. апостола Иакова — знаки на пути Дорога св. апостола Иакова — знаки на путиЕще одной из серьезных проблем, стоящих на пути православного паломника к древней святыне, является удаленность места и, как следствие, дороговизна пути. Вся совокупность трат на поездку (оформление визовых документов, оплата билетов на самолет, трансфер по стране, проживание на месте и т.п.) составляет еще одну не менее существенную проблему, которую приходится преодолевать тому, кто решится поклониться мощам «самовидца и служителя Слова».

Тем не менее, невзирая на все трудности и препятствия, сегодня все большее количество наших соотечественников готовы предпринять труд и благоговейно почтить святыню. Многие православные христиане русской духовной традиции, бывая в Испании, ищут возможности прикоснуться к древней реликвии.

Несомненно, развитию православного паломничества способствует появление на Иберийском полуострове церковных общин, как пребывающих в лоне Московского Патриархата, так и иных братских Поместных Церквей.

К счастью, сегодня великая православная святыня – честные мощи апостола Иакова – становятся более доступными для православных христиан из России и иных стран Русского мира. Богу содействующу, процесс этот будет развиваться, свидетельствуя о продолжении миссии ученика Христова – быть ловцом человеков (ср.: Мф. 4: 19), которую он Промыслом Вседержителя осуществляет и поныне.

При написании статьи использованы следующие источники:

Парсегова Г. Камино-де-Сантьяго (Путь св. апостола Иакова). Самое необычное путешествие по Испании. М., 2012.

http://www.catedraldesantiago.es/

http://www.caminosantiago.com/

http://www.caminosantiago.org

http://www.xacobeo.es/

http://www.jacobeo.net/

http://www.rtve.esNuestros caminos a Santiago»); фильм «Необыкновенный путь» («El camino mágico») из серии «Пейзажи истории» («Paisajes de la historia»). – ряд документальных фильмов из серии «Наши пути к святому Иакову» («Nuestros caminos a Santiago»); фильм «Необыкновенный путь» («El camino mágico») из серии «Пейзажи истории» («Paisajes de la historia»).

Протоиерей Олег Корытко, Е.Н.Павлушкова

Святые места Испании одиннадцать мест, которые нужно посетить

Испания, которую мы не знаем. Мощи апостола Иакова Зеведеева, плат Спасителя, часть Креста Господня и темница мученицы Леокадии. Своей любовью к испанским святыням делится настоятель прихода в честь Марии Магдалины в Мадриде протоиерей Андрей Кордочкин.

Протоиерей Андрей Кордочкин

Иногда нас спрашивают – чем православная жизнь за рубежом отличается от жизни в России? Мне кажется, есть одно различие, важное, если не для всех, то для многих людей. Вот живешь ты в Москве, к примеру, или в Питере, и стало тебе кисло. Ты можешь сесть и поехать, к примеру, в Донской монастырь, или на Смоленку. Глядишь, и отпустит немного, а то и совсем. А приехал человек в Мадрид – куда ему идти? Где батарейки заряжать?

Так я думал поначалу 12 лет назад, когда мы начинали служить в месте, где до нас звонили по телефону домой латиноамериканские и марокканские эмигранты, и продавали персики да помидоры. Тяжело начинать самому, пробивать головой лед, думал я! Постепенно мы узнавали о том, что мы не первые. Прояснялась забытая история нашего прихода, ведущая начало с середины XVIII века, мы открывали для себя замечательного священника – о. Констатина Кустодиева, который служил в Мадриде в 1860-е годы, листали страницы истории неразделенной Церкви в Испании.

В Англии все православные люди знают о первомученике Албании, древних кельтских святых, совершают паломничества в Уолсингем и другие святые места. А Испания – чистый лист. Мы начали осваивать «православную географию» Иберийского полуострова. Многие места мы посещали не один раз – и с семьей, и с приходом.

1. Сантьяго де Компостела и путь Святого Иакова

Сантьяго де Компостела – столица Галисии. Это область, расположенная на северо-западе страны. Те, кто знает Испанию по пляжам Средиземноморья, будут удивлены, приехав сюда. Зеленые поля, березы, океанские волны – и совсем другие люди. Галисийцы – потомки древних кельтских племен, эти люди помнят о своем прошлом. Зайдите в бар Casa das Crechas, где любят собираться местные националисты, или просто послушайте галисийскую волынку на площади Обрадойро у собора – и вы поймете, куда вы попали.

По преданию, здесь в начале IX века были обретены мощи святого апостола Иакова Зеведеева. В Испании верят, что именно он принес сюда весть о Христе. Однако многие современные ученые относятся к этому скептически. Неясно, как Иаков мог попасть в Испанию до своей мученической кончины, описанной в Деяниях апостольских (Деян. 12:2), как его мощи оказались в Испании, и почему древние испанские историки и хронисты молчат о его проповеди. Тем не менее, предание об апостоле глубоко укоренено в испанской культуре.

Путь Сантьяго (Святого Иакова). Фото: _The Real McCoy/flickr.com

Camino de Santiago – путь, соединяющий разные европейские города в единую сеть дорог и маршрутов, в Средние века создал единое европейское пространство – задолго до Евросоюза. В последние десятилетия паломнический маршрут возродился, каждый год по нему проходит всё больше паломников. Русские путешественники уже создали свою группу в фейсбуке. Кроме того, небольшое количество православных людей живет в Сантьяго и соседних городах. Для них мы регулярно совершаем богослужения в кафедральном соборе.

2. Овьедо

Жители Астурии очень гордятся тем, что они – настоящие испанцы, а не полумавры Кордобы и Гранады. Когда арабы-мусульмане завоевали Иберийский полуостров, многие святыни были перевезены в нынешний Овьедо – столицу «свободной Испании». Самая значимая из этих святынь – судáрь (плат), который лежал на лице Спасителя после погребения. О нем упоминает евангелист Иоанн: «Приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20:6-7).

Судáрь в соборе Сан-Сальвадор в Овьедо. Фото: rtpa.es

Учеными доказана тождественность судáря Туринской плащанице, однако следует отметить, что в отличие от плащаницы, история которой крайне запутана, судáрь пребывает в одном месте с середины IX века. Кроме него, в соборе Овьедо находятся мощи мученицы Евлалии Меридской, священномученика Евлогия Кордобского и многие другие святыни.

В Овьедо и его окрестностях немало дороманских храмов IX века, расположенных в очень живописных местах – увидев храм Санта Кристина де Лена, нельзя не вспомнить храм Покрова на Нерли. Несмотря на близость Галисии, пейзаж здесь совсем другой – более драматичный, гористый. В горах «Пикос де Еуропа» – совсем как в Альпах. «Paraiso natural» – так называют Астурию ее жители.

3. Барселона

Барселона – это не только архитектура Гауди и сюжет песни, спетой Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье. В кафедральном соборе красивейшего города Испании пребывают мощи святой мученицы Евлалии Барселонской – покровительницы этого места, пострадавшей, по преданию, в начале IV века. Мощи святой были обретены чудесным образом 23 октября 877 г. епископом Фродоином в Барселоне в том месте, где сейчас находится храм Санта Мария дель Мар.

Рака с мощами мученицы Евлалии Барселонской

Так как ее почитание началось через несколько веков после кончины мученицы Евлалии из Мериды и страдания почти в деталях повторяются, большая часть ученых считает, что Евлалии Барселонской вообще не существовало, а ее почитание – отражение почитания мученицы из Мериды. Каталонцы считают эту теорию «имперской» и защищают свою святую. В святцы нашей Церкви ее имя вошло трудами святителя Димитрия Ростовского. Ее память празднуется на Западе 12 февраля, а по календарю Русской Православной Церкви – 22 августа/4 сентября.

4. Санто Торибио де Лиебана

В монастыре Санто Торибио де Лиебана, в горах Кантабрии, хранится самая большая часть Креста Господня за пределами Ватикана. По преданию, она была перенесена в монастырь вместе с мощами святителя Торибия в VIII веке. Ежедневно крест выносят из специальной часовни для поклонения паломникам. Школьники скептически усмехаются, те, кто постарше – подходят с благоговением. Уже на протяжении многих лет, в течение которых мы приезжаем в монастырь, крест выносит один и тот же монах – спокойный и благорасположенный ко всем, кто принимает благословение от креста, не всегда осознавая серьезность момента. Вокруг монастыря – живописные горы Кантабрии, а чуть выше – пещера, где в VI веке жил святой Торибий, его основатель.

Фото: orthodoxspain/flickr.com

5. Сан Мийян де ла Когойа

Икона работы Евгения Малягина

Монастырь был основан преподобным Эмилианом Куккулатом (474–574). Его житие было написано Браулионом, епископом Сарагосы (Цезаравгусты), около 640 г. Эмилиан был рукоположен в священники и направлен на приход после 40 лет уединения. Едва ли это было признанием его заслуг; в вестготской Церкви настороженно относились к монахам-отшельникам и стремились взять их под контроль. Приходское служение его было недолгим, благодаря жалобщикам и завистникам Эмилиан вернулся к монашеской жизни, и еще при жизни прославился чудотворениями.

В библиотеке монастыря сохранились кодексы с самыми древними надписаниями по-кастильски; в Испании монастырь называют колыбелью испанского языка. Верхняя часть монастыря («Сусо») представляет собой пещерный комплекс, построенный с VI по XI век. Впоследствии, когда монастырь стал расширяться, ниже в XI веке было начато строительство нового монастырского комплекса («Юсо»), где ныне пребывают мощи святого. Ковчег, выполненный в XI веке, украшают миниатюры из слоновой кости.

Некоторые из них оказались в разных музеях мира – в том числе и в Государственном Эрмитаже. Неподалеку от монастыря – пещера, где святой подвизался в уединении. Лично для меня это одно из любимых мест в Испании. Попробуйте посетить эти места осенью, проехав через виноградники Риохи, не поленитесь одолеть подъем к пещере святого, и он непременно станет вашим другом.

6. Пещерные монастыри

В северной части Испании – между Страной Басков, Бургосом и Паленсией сохранилось немало пещерных монастырских комплексов. Ученые по-разному датируют эти пещеры; предположительно, самые древние из них относятся к VI веку. Неудивительно, если здесь вы вспомните о пещерных монастырях Крыма. В Испании (не без некоторого преувеличения) этот регион называют «испанской Каппадокией».

Пещерный храм близ села Ланьо. Фото: orthodoxspain/flickr.com

7. Долина безмолвия

«Долина безмолвия», или «Берсианская Фиваида» находится недалеко от Понферрады. Она известна как место монашеского подвига с глубокой древности. Сохранился прекрасный храм Сантьяго де Пеньяльба, построенный в X веке. Здесь был погребен святитель Геннадий, епископ Асторги. В получасе ходьбы от храма можно посетить пещеру, где Геннадий жил в уединении, удалившись от епископского служения.

Храм в Сантьяго де Пеньяльба. Фото: orthodoxspain/flickr.com

Можно продолжить путь дальше по горной тропе и оказаться у руин монастыря Сан Педро де Монтес, основанного святым Фруктуозом Браганским в VII веке. Здесь нет гостиниц, но есть «casas rurales» – дома, которые сдаются для туристов и путешественников. В Сантьяго де Пеньялба можно остановиться у Десидерия, и он накормит вас на ужин сытным «botillo» – традиционным блюдом горцев, живущих в провинции Леона.

8. Вестготские храмы в Кастилье-Леоне

В 23 км от Саморы находится уникальный храм Сан Педро де ла Наве. Его должны были затопить во время строительства плотины, но трудами историка и археолога Мануэля Гомес-Морено перенесли в 1930-1932 гг. Капители храма украшает каменная резьба, изображающая жертвоприношение Авраама, Даниила в львином рву и другие фигуры. Храм традиционно датируется VII веком, хотя была предложена и более поздняя датировка (IX-XI вв.). В храме замечательный настоятель о. Луис Сантамария, который шутит, говоря о себе, что он самый молодой священник в самом древнем храме епархии.

Капитель храма Сан Педро де ла Наве. Фото: orthodoxspain/flickr.com

В городе Вэнта де Баньос располагается другой уникальный храм – Сан Хуан де лос Баньос. Храм был построен в 661 году. Его строительство начали по приказу короля Рецесвинта, который получил исцеление от источника близ церкви. Не забудьте привезти с собой бутылку для воды!

9. Леон

Рака с мощами святителя Исидора

В Леоне непременно нужно попасть в Colegiata de los Reyes – увидеть романские фрески, в частности, те, что изображают персонифицированные месяцы, каждый со своим сезонным делом и занятием. Рядом находится базилика, где с 1063 г. в Леоне пребывают мощи святителя Исидора Севильского. Святитель Исидор – безусловно, самая крупная фигура испанской патристики. После кончины старшего брата Леандра Исидор стал его преемником на кафедре Гиспалиса (Севильи).

Святитель Исидор, как и его старший брат, вошел в историю как бескомпромиссный борец с арианством. Он председательствовал на II Севильском соборе в 619 г., осудившем ересь «акефалов», и на IV Толедском соборе в 633 году. Святитель скончался 4 апреля 636 г.; согласно мозарабскому «календарю Рецемунда», память святителя совершалась в этот же день.

Почитание святителя в эпоху неразделенной Церкви вышло далеко за пределы Испании; кроме двух мозарабских календарей X века, его имя встречается во французском «мартирологии Усуарда» середины IX века, литаниях Псалтири Карла Великого и нескольких других литургических текстах Франции и Германии IX-XI веков. Данте помещает Исидора в Эмпирей – на десятое небо.

Святитель Исидор – один из многих святых неразделенной Церкви, кому посвящена одна из глав «Синаксаря», составленного иеромонахом афонского монастыря Симонопетра Макарием и изданного Сретенским монастырем в 2011 г. Его имя также внесено в святцы Православной Церкви в Америке.

10. Толедо

Мученица Леокадия. Икона письма Евгения Малягина, переданная в дар кафедральному собору Толедо от верующих Русской Православной Церкви.

Большая часть туристов, приезжающих в Мадрид, старается попасть в Толедо – древнюю испанскую столицу, расположенную в часе езды от нынешней. Мало кто знает, что римский город Толетум стал местом страдания мученицы Леокадии, умершей в темнице в начале IV века.

Известно, что на месте погребения мученицы в 618 г. королем Сисебутом был построен храм, в котором проходили IV, V, VI и XVII Толедские соборы. Здесь были погребены толедские епископы Евгений, Ильдефонсо и Юлиан. Житие Ильдефонсо Толедского подробно описывает обретение мощей святой в VII в. Во время арабского завоевания храм был разрушен, но и поныне место погребения мученицы сохраняется в храме Cristo de la Vega. Также в Толедо находится храм святой Леокадии, построенный, по преданию, на месте дома святой.

В VIII в. мощи святой были перенесены в Овьедо. И ныне паломники к судáрю Спасителя, который находится в особой часовне Cámara Santa в кафедральном соборе, могут спуститься на нижний уровень часовни и оказаться в крипте св. Леокадии, где лежали ее мощи. В XI в. в эпоху Альфонсо VI мощи св. Леокадии оказались во фламандском аббатстве Сен-Гиле, откуда возвратились в Толедо 26 апреля 1587 г. В настоящий момент они хранятся в соборе Толедо в особой часовне «El Ochavo», доступ в которую для туристов, как правило, закрыт. Мощевик с частью главы святой хранится в православном храме св. равноап. Марии Магдалины в Мадриде.

11. Хака и окрестности

Город на севере Арагона связан с памятью мученицы Евросии (Оросии), пострадавшей в эпоху нашествия арабов-мусульман. Ее мощи были перенесены в кафедральный собор города Хака в XI веке. Первые литературные свидетельства о ее кончине и почитании относятся к XIII веку. Согласно традиционной версии, она пришла в Испанию из Богемии. Начало этой традиции было положено в 1493 году чешским монахом Хуаном из Монте Оливети. Впрочем, еще с начала XVII века многие подвергали эту версию о происхождении святой сомнению. Так или иначе, не будет ошибкой сказать, что в церковном почитании святая Евросия олицетворяет живую связь между древней Испанией и славянским христианским миром.

Ее глава находится в храме села Йебра де Баса, откуда по живописной тропе можно подняться в горы, к месту ее мученичества, на котором построен храм. Этот путь однажды совершили и мы – паломники из Мадрида. Спуститься мы были должны по другой тропе, указанной на карте, к другой деревне, где нас ждал автобус.

У места мученической кончины святой Евросии. Фото: orthodoxspain/flickr.com

Насладившись красотами, мы начали поиск тропы вниз, но ее не было. Кроме того, начиналась гроза – не сверху, а сбоку, двигаясь прямо на нас, как бывает в горах. Вокруг не было ни души. Спускаться было опасно. Внезапно мы увидели пастуха. Мне показался странным его арагонский акцент, но скоро ему появилось объяснение. Василь был из Черновцов, а половина нашей группы оказались его земляками. Трудно сказать, кто больше был рад встрече – он, мы или его собака, которую звали Троцкий.

С горы мы спускались на джипах Гражданской гвардии, и с тех пор я взял себе правило – НИКОГДА не доверять картам и не везти людей по маршрутам, которые я не прошел сам. Несмотря ни на что, получилась прекрасная поездка. Так и стоят пред глазами снежные пики Пиренеев, луга, пастух, собака Троцкий и образ святой Евросии, которая почитается как покровительница попавших в грозу.

В октябре 2016 г. для православных россиян планируется паломничество к святыням древней Испании, которое я надеюсь возглавить. Приезжайте, всем будем рады!

Испания, Сантьяго-де-Компостела: Сантьягский собор - христианская Мекка

  • Мировые Достопримечательности  
Сантьяго-де-Компостела. Третья, после Рима и Иерусалима, великая святыня католического мира. Сюда, в столицу Галисии, с давних времен устремлялись сотни тысяч паломников, чтобы поклониться мощам св. Иакова. Ведь именно здесь, в Сантьягском соборе, где почивают мощи святого, заканчивается путь Святого Иакова, благодаря чему город называют «Христианской Меккой».

Один из 12 учеников Христа и первый из апостолов, принявших мученическую смерть, Св. Иаков был захоронен в Испании, в том месте, где спустя восемь столетий после смерти святого, отшельник, следуя за путеводной звездой, нашел в устье реки ковчег с нетленными мощами. Сначала на этом месте воздвигли часовню, а место это назвали Компостелла, что означает «место, обозначенное звездой».

В 997 году церковь была разрушена аль-Мансуром. Двери церкви и колокола на плечах до Кордовы несли пленники-христиане. Там колокола переплавили и сделали лампы для мечетей. Останки же апостола аль-Мансур не тронул.

В 1075 году, на месте разрушенного был заложен новый собор. А в 1128 году Сантьягский собор (Сант Яго — по-испански «Святой Иаков») был освящен.

Самый большой и вместительный собор Европы неоднократно перестаивался в XVI—XVIII вв. И сегодня мы можем удивляться и поражаться роскоши и великолепию храма.

Четыре его фасада (совершенно разных) богато украшены скульптурами.

Не менее причудливо декорированы и 80-метровые башни собора — они изобилуют мелкими деталями и украшениями.

Все переходы в самом кафедральном соборе ведут к лику Христа во Славе, стоящему в окружении ангелов и святых.

Изображение расположено в нише центральной арки, а на колоннах рядом заняли свои места пророки и апостолы. Центральная колонна принадлежит Святому Иакову, у ног которого смиренно застыл мастер Матео — создатель величественного собора.

Хранится в храме и золотое распятие, в котором находится часть Истинного Креста. Мощи же святого — главная святыня собора — помещены в серебряную раку в крипте. Кстати, мощи в конце XVI века так надежно спрятали от англичан, что нашли их только спустя почти триста лет. И только через пять лет их подлинность была подтверждена Папой Львов ХIII.

Заслуживает внимания и свисающее с потолка кадило, высотою 1 м 60 см. Самое большое в мире кадило весит около 80 кг. Чтобы его наполнить, требуется 40 кг угля и ладана, а чтобы привести в действие, нужны силы восьми служителей.

Каждый год тысячи людей устремляются в Сантьяго-де-Компостела, чтобы прикоснуться к колонне Поколений — ветхой и блестящей от времени и бесчисленных прикосновений, получить благословение и отпущение грехов.

Источник: turj.ru

  • +9
  • 4 ноября 2010, 16:28
  • Tata35


Смотрите также