Авторизация

Мозаика богоматерь оранта


Мозаика Богоматерь-защитница Оранты в Софийском соборе Киева

?

Previous Entry | Next Entry

sergeyurich      В начале XI века с появлением в Киеве греческого митрополита Великий князь Ярослав Мудрый начал возведение большого кафедрального Собора святой Софии — в честь долгожданной победы над печенегами, на месте решающей битвы. Центральная мозаика, расположенная в надалтарной полукруглой части Храма, была выполнена греческими мастерами в соответствии с канонами столичных храмов константинопольского образца.    Речь идет о мозаике Богоматери-защитницы Оранты, или «Нерушимой стены», возводящей руки к Спасу Вседержителю в куполе Храма. В соответствии с канонами византийского образца Богоматерь стала восприниматься не только как покровительница, премудрая, проводник от земных людей (молящихся) к Богу (к небу, к куполу Храма), источник Благодати, но и стала считаться заступницей Города, защитницей его крепостных стен. Восприятие города, как «хранимого Богом» имело большое значение также и для светской жизни, так как укрепляло веру людей в непобедимость и избранность, давало силы в борьбе с врагами, побуждало к развитию общества, строительству, принятию законов.    Центральная мозаика Храма сразу останавливает на себе внимание входящего. Свойственная раннему христианству простота изображения делает ее близкой простому человеку, гармоничной, естественной и как будто живой. Оранта непреклонная, сильная, уверенно стоящая, при этом ее лик ясен и безмятежен. Богоматерь будто сияет на фоне обрамляющей ее золотой смальты.     Синий хитон — византийская традиция — символизирует небесную совершенную чистоту, девство. Золотые нарукавники (деталь облачения священников) — символ сослужения Первосвященнику Христу. За красным поясом видим отрез ткани (лентион) — согласно верованиям Богородица вытирает им слезы молящихся. Покров, ниспадающий на плечи и закрывающий волосы — символ милосердия и защиты. Покров золотого цвета — символ света, чистоты, славы. Три звезды на плечах и на челе — традиционные элементы иконографии Богородицы — символ приснодевства — Дева до Рождества Христова, во время и после. Сияющий нимб. Сочетание золотого и красного цветов в одежде Богородицы (пурпурные сапожки, красный пояс) является признаком ее Царственности, так как в древние времена это были цвета правителей. Красный цвет в вострочнохристианской традиции также является символом человеческого начала.

    Богоматерь Оранта стоит на четырехугольном золотом камне — незыблемом основании. Интересно, что в древнехристианском восприятии наряду с трактовкой угла как фигуры устойчивости и основания (вспомните значение понятия “краеугольный камень”), угол считался в то же время фигурой уязвимой, нуждающейся в покрове или защите.

Источник: Архитектура Средневековья

Tags:

Мозаики Богоматери Оранты и Христа Вседержителя

Мозаики Богоматери Оранты и Христа Вседержителя — шедевр искусства первой половины XI в.

Мозаика Богоматери Оранты

Мозаика Богоматери Оранты. София киевская

Внутреннее убранство Софийского собора поражает своим великолепием и совершенством. Можем себе представить эмоциональное состояние человека того времени, который зашел в храм. Он испытывал трепет и восхищение, увидев прекрасную мозаичную композицию Богоматери Оранты. Эта композиция – неотъемлемая часть внутреннего убранства Софийского собора. Игра света, падающего на тысячи граней смальты, особенно в яркий солнечный день, создаёт золотистое сияние вокруг фигуры Богоматери, которая в мольбе возвела руки к небу. Существует легенда, и согласно этой легенде Киев будет существовать, пока существует мозаичная композиция Богоматери Оранты, иное название которой – Нерушимая Стена.

Мозаика Богоматери Оранты, фрагмент.София киевская

В многовековой истории Софии киевской были случаи частичного разрушения здания, но часть храма, где находится изображение Богоматери Оранты, ни разу не пострадала. Высота фигуры Богоматери около 6 метров.

Мозаика Христа Вседержителя

Мозаика Христа Вседержителя

Взор посетителя собора обращается также к главному куполу Софийского храма. Высота купола — 29 метров, а диаметр более 7 метров. Главный купол Софийского собора украшен великолепной мозаикой. Центральная фигура мозаики — Иисус Христос с благословляющим жестом руки. В руках у Христа — раскрытая книга. Такое изображение носит название Христос Пантократор, что в переводе означает Вседержитель. Поэтому мозаику главного купола Софийского собора и называют мозаика Христа Вседержителя.

Сведения о мозаике Софийского собора

Мозаика — создание изображения путем закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты (смальта — стекловидный сплав различных веществ). Специалисты считают, что первоначальная площадь мозаики Софийского собора была внушительной по размерам — около 600 кв. м. До нашего времени сохранилось только 260 кв .м. Изображения Богоматери Оранты и Христа Вседержителя – часть сохранившейся мозаики Софийского собора. Имена мастеров , создавших эти произведения искусства, нам не известны, очевидно, работы вели приглашенные византийские мастера. В Византии были сохранены античные знания и опыт создания мозаичных композиций. Специалисты предполагают, что к работам могли привлекаться и киевские мастера.

Шедевр искусства

Мозаики Богоматери Оранты и Христа Вседержителя — шедевр искусства первой половины XI в., часть общемирового наследия человечества. Более подробно о Софийском соборе Вы можете прочитать здесь. Если Вы готовитесь к тестированию, познакомьтесь с рекомендациями по изучению памятников культуры, а также посмотрите видео по данной теме.

Удачи Вам.

Богоматерь Оранта - сакральный центр Киева

С языческих времен наши предки просили заступничества у Матери-Берегини, богини сил земли, поднимая руки к небу в молитвенной позе. Позднее с распространением христианства образы праславянских верований тускнели, меняли свой облик, возникали новые символы веры, но люди все также возводя руки к небу, просили о помощи. Так формировался образ христианской Богини-Матери — покровительницы человека с его страхами, горестями, и мольбами, Заступницы, возносящей молитву через поднятые руки от земного человека дальше к небу и к Богу.

Богоматерь Оранта: истоки образа

Этот традиционный в иконографии и монументальном искусстве жест восходит к периоду раннего христианства и является символом заступнической молитвы, стойкости, несокрушимой духовной силы, духовного воинства. Он известен с ветхозаветных времен, когда Моисей давал силу своему народу в битве с амаликитянами, держа руки поднятыми к Богу.

Со времен раннего христианства 2-4 веков в римских катакомбах найдены изображения женщин (предположительно, первые изображения Богородицы) с поднятыми в молитве руками, они далеки от канонического изображения Оранты, однако стоят у истоков одной из самых распространенных традиций изображения Богородицы.

Изображение Оранты в «кубикуле пяти святых» — небольшом помещении с захоронениями в стенах, найденном в Катакомбе святого Каллиста (Рим, начало 4-го века). Источник — Википедия.

Богоматерь Оранта в переводе с латинского означает «молящаяся». Ее образ издревле был связан с заступничеством, защитой города, а церковные песнопения органично придали образу Оранты эпитет «царствия нерушимая стено» (акафист Богоматери).

В византийской системе росписи храмов изображение «Богоматерь Оранта» традиционно помещалось в верхней части алтаря. Оранта величественна и монументальна, спокойна и гармонична.

Появление Оранты в Софии Киевской

В начале 11 века с появлением в Киеве греческого митрополита Великий князь Ярослав Мудрый начал возведение большого кафедрального Собора святой Софии — в честь долгожданной победы над печенегами, на месте решающей битвы. Центральная мозаика, расположенная в надалтарной полукруглой части Храма, была выполнена греческими мастерами в соответствии с канонами столичных храмов константинопольского образца. Речь идет о мозаике Богоматери-защитницы Оранты, или «Нерушимой стены», возводящей руки к Спасу Вседержителю в куполе Храма. В соответствии с канонами византийского образца Богоматерь стала восприниматься не только как покровительница, премудрая, проводник от земных людей (молящихся) к Богу (к небу, к куполу Храма), источник Благодати, но и стала считаться заступницей Города, защитницей его крепостных стен. Восприятие города, как «хранимого Богом» имело большое значение также и для светской жизни, так как укрепляло веру людей в непобедимость и избранность, давало силы в борьбе с врагами, побуждало к развитию общества, строительству, принятию законов.

Вид на Софийский собор с внутреннего монастырского двора

Символика киевской Оранты

Центральная мозаика Храма сразу останавливает на себе внимание входящего. Свойственная раннему христианству простота изображения делает ее близкой простому человеку, гармоничной, естественной и как будто живой. Оранта непреклонная, сильная, уверенно стоящая, при этом ее лик ясен и безмятежен. Богоматерь будто сияет на фоне обрамляющей ее золотой смальты. Синий хитон — византийская традиция — символизирует небесную совершенную чистоту, девство. Золотые нарукавники (деталь облачения священников) — символ сослужения Первосвященнику Христу. За красным поясом видим отрез ткани (лентион) — согласно верованиям Богородица вытирает им слезы молящихся. Покров, ниспадающий на плечи и закрывающий волосы — символ милосердия и защиты. Покров золотого цвета — символ света, чистоты, славы. Три звезды на плечах и на челе — традиционные элементы иконографии Богородицы — символ приснодевства — Дева до Рождества Христова, во время и после. Сияющий нимб. Сочетание золотого и красного цветов в одежде Богородицы (пурпурные сапожки, красный пояс) является признаком ее Царственности, так как в древние времена это были цвета правителей. Красный цвет в вострочнохристианской традиции также является символом человеческого начала.

Мозаика «Богоматерь Оранта» в Соборе святой Софии (источник — Википедия)

Богоматерь Оранта стоит на четырехугольном золотом камне — незыблемом основании. Интересно, что в древнехристианском восприятии наряду с трактовкой угла как фигуры устойчивости и основания (вспомните значение понятия “краеугольный камень”), угол считался в то же время фигурой уязвимой, нуждающейся в покрове или защите.

По изгибу арки, обрамляющей Оранту, размещена надпись на греческом языке:

Бог посреди него; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Псалтирь. Псалом 45:6.

Речь идет о противопоставлении мировому хаосу несокрушимого Града, в котором пребывает Бог.

Почти тысячу лет Оранта остается неповрежденной, несмотря на то что и Киев, и Собор святой Софии подвергались многим испытаниям, грабились, сжигались, разрушались, но всегда восстанавливались. И потому Оранту можно считать сакральным центром нашей столицы, ведь как гласит предание:

Киев будет стоять, пока на его защите стоит, возвышая руки к небу, “Нерушимая Стена” Богоматерь Оранта.

Мозаика «Христос Иерей»

Иконография «Христа Иерея» сложилась в восточно-христианском мире в XI столетии. Одно из древнейших изображений этого типа -- фреска в церкви св. Софии в Охриде (Македония, XI в.); также к нему принадлежит фреска в церкви св. Пантелеймона в Нарези (Македония, 1164 г.) и изображения в поздних грузинских росписях XIII века в пещерном храме Бертубани (Давид-Гареджа в Кахетии), которые в значительной степени архаичны. Литературным источником, который воплотился в изобразительной форме, стали слова 109 Псалма Давида: «Ты еси иерей вовек по чину Мелхиседека».

Ветхозаветный Мелхиседек -- царь и священник Салима (Уру-салима -- Иерусалима), он назывался «священником Бога Всевышнего». В эпоху раннего христианства Мелхиседек рассматривался как прообраз мессии, сочетающего царское и священническое достоинство.

В Древней Руси иконографический канон «Христа Иерея» воспроизводится на одной из мозаик Софии Киевской. Изображение Иисуса Священника расположено в замке восточной арки, поддерживающей центральный купол, на видном месте, обращенном к молящимся в храме. Мозаика служила напоминанием о священнической роли Сына Человеческого и утверждала авторитет духовного сана в стране, где организация Церкви с ее сакральной иерархией только складывалась.

Образ Христа Священника -- редчайший иконографический тип Спасителя. В левой руке Он держит свиток, а правая рука прижата к груди с выставленными указательным пальцем и мизинцем. На этой мозаике мы не видим канонического облика Иисуса с длинными волосами -- здесь Христос коротко острижен и с гуменцом. Гуменец (по-русски), или тонзура -- выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству.

Мозаика «Богоматерь Оранта Стена Нерушимая»

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. orans -- молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции часто помещались в верхней части алтаря, в конхе. Если на ранних этапах формирования церковных установлений Иисус изображался символически, то образ Богоматери всегда был в большей мере реалистичен и соотносился с евангельской историей жизни Девы Марии.

«Богоматерь Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место. «Оранта» высотой 5,45 метра останавливает взор каждого входящего в собор и воспринимается как главное, доминирующее изображение во всем храме. Взывающая Богоматерь подняла руки в молитве к Спасу Вседержителю, изображение которого расположено в зеркале центрального купола.

Возвышающаяся над главным алтарем Софийского собора «Оранта» на протяжении почти десяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то что и город, и сам собор неоднократно подвергались разрушениям. Русский народ верил, что Приснодева была чудотворной защитницей и Руси, и стольного Киева, и всего православного люда. По преданию, наше Отечество не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь Оранта «Нерушимая Стена».

На червленом поясе висит лентион (полотенце), которым, по народному верованию, Сострадательница Божия отирает неисчислимые слезы простого люда. Богородица стоит на украшенном драгоценными камнями пульпите -- императорском помосте, кроме того, на ней красные сапожки, ибо Она представлена как Царица Небесная.

Голова Милостивой Матери покрыта платом (омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее этот плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую Землю от злых напастей, бед и неприятелей.

Оттенки Ее синего одеяния с темными складками отчетливо выделяются на общем золотом фоне смальты. Отдельные кусочки мозаики положены под разными углами таким образом, что вокруг фигуры Богородицы всегда видно неяркое сияние. Цветовая палитра мозаики весьма богата: синяя смальта насчитывает двадцать один оттенок, а зеленая -- тридцать пять.

Примечательная черта киевской «Оранты» -- ее пропорции. Перед мозаичистом стояли большие трудности в построении изображения на вогнутой поверхности апсиды. Чтобы не допустить искажений в восприятии фигуры Богородицы, мастер должен был найти особые пропорциональные соотношения. В.Н. Лазарев замечает по этому поводу: «Нельзя закрывать глаза и на то, что по своим пропорциям фигура „Оранты“ плохо приспособлена для отведенного ей места. Она слишком коротка и приземиста. Голова (0,90 м) составляет лишь одну шестую часть фигуры. Нижняя часть последней (2,80 м) непропорционально коротка по отношению к размерам головы (1:3). Если бы мастер учел перспективное сокращение, то он должен был удлинить именно нижнюю часть фигуры, чего он как раз не сделал. Поэтому фигура и кажется такой короткой и большеголовой, что придает ей несколько архаический характер»

Page 2

Евхаристия -- одно из главных церковных таинств, в котором хлеб и вино мистическим образом пресуществляются в тело и кровь Христову. Совершение евхаристии составляет суть основного христианского богослужения -- литургии. На причастии верующие, вкушая хлеб и вино, в которых воплощены «истинное тело» и «истинная кровь» Спасителя, соединяются с ним и приобретают залог жизни вечной.

Композиция «Евхаристии» включает в себя фигуры Иисуса Христа (часто он пишется дважды) в центре композиции и подходящих к нему для причастия апостолов, которых возглавляют Петр и Павел. Господь стоит у престола и подает своим ученикам хлеб и вино. Ему могут прислуживать ангелы. В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде. За этим сюжетом специально закреплено место, где осуществляется таинство литургии, ибо он наглядно поясняет смысл происходящего богослужения. «Евхаристия» может также помещаться над Царскими Вратами или в праздничном ряду иконостаса.

Наиболее удачны цветовые сочетания в дважды повторенной фигуре Христа, облаченного в пурпурный хитон с золотыми ассистами и светло-синий плащ, -- его одежды контрастно выделяются на золотом фоне.

Подходящие с обеих сторон апостолы с трудом опознаются по обусловленным каноном различиям в облике. Их образы маловыразительны и лишены тонкого индивидуального своеобразия, которое отличает Отцов Церкви на «Святительском чине», расположенном здесь же регистром ниже. Три крайних левых апостола в софийской «Евхаристии» крайне сложны для атрибуции, к единому мнению, кто здесь изображен, исследователи так и не пришли. Две фигуры, крайние справа, не сохранились -- во время одной из реставраций, проводившихся в XIX веке, они были написаны красками.

Мозаика Евхаристия. Левая часть

Мозаика Евхаристия. Правая часть

«Евхаристия» наиболее архаична из всех мозаик Софии Киевской. Пропорционально укороченные, с укрупненными головами фигуры скованны в своих движениях и не отличаются разнообразием поз и жестов.

Святительский чин

На связь с Константинополем указывает и великолепный святительский чин, состоящий из импозантных, фронтально поставленных фигур, индивидуальные лица которых хранят в себе отголоски эллинистической портретной живописи.

Святительский чин, с четкой конструктивностью его монументальных форм и изысканными красками, является наиболее сильной частью всего декоративного ансамбля. В нем явственно чувствуется дуновение большого, столичного искусства.

Святительский чин. Правая половина

Святительский чин. Левая половина.

Там, где освещение сильнее, византийские мозаичисты прибегают к светлой гамме холодного тона, а где стены и своды освещаются с помощью отраженного, а не прямого света, там наблюдается подбор насыщенных и теплых цветов. В этом отношении показательна цветовая трактовка фигур святительского чина в Софии Киевской.

Левые фигуры, попадающие под действие лучей, которые проникают через южное окно, выполнены в более бледной гамме, тогда как правые фигуры, освещаемые в основном через северное окно, набраны в более плотных и контрастных тонах. Это сказывается и в такой детали, как обводка нимбов. Слева преобладают светло-голубые и светло-зеленые цвета, а справа темно-синие, черные и красные. С помощью таких приемов мозаичисты, учитывая силу света, выравнивают колористическую гамму всего регистра, не давая возможности западать какой-либо одной ее части.

Мозаика «Благовещение»

На восточных столбах подпружной арки помещены архангел Гавриил и Богоматерь, образующие композицию «Благовещение». Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии -- от Луки (Лк 1:26--39). На основе этого сюжета и построена иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников.

На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета.

Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых -- в алтарь.

В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый и мистический характер начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора «рассказывающих» деталей -- характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.

При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного цвета. Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных местах с зеленовато-серыми. Справа от Богородицы греческая цитата из Евангелия, русский перевод которой: «[Я] раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк 1:38).

Архангел Гавриил и Мария из Благовещения на столбах триумфальной арки отделены друг от друга ее широким пролетом, в силу чего зритель воспринимает их в связи с находящимся между ними пространством апсиды.

Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он благословляет, а в левой, как посланник Господа, держит жезл. Надпись гласит: «Архангел Гавриил: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк 1:28).

Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки.

Page 3

Исследуемый «диалог» носил конструктивный характер. Киевская Русь, многое переняв от византийской мозаики, добавив туда элементы своей культуры и собственное понимание красоты, создала свой стиль построения мозаики, у которого нет аналогов в мировом изобразительном искусстве. Характерными особенностями, которые мозаика Киевской Руси позаимствовала у византийской мозаики являются:

1. Система декорации византийских храмов мозаиками.

2. Культ императора, выраженный в образе Пантократора, размещенного в куполе храма.

3. Соотношение подбора смальт и освещения (там, где освещение сильнее доминирует светлая гамма смальт, а там, где освещение менее интенсивно - тёмная гамма).

4. Хитрости и приёмы, используемые византийскими мозаичистами для улучшения восприятия зрителем свечения мозаики и её размеров (например, неравномерные пропорции Оранты в апсиде Софии Киевской).

5. Тяжеловесность, угловатость, неперегруженность второстепенными деталями, плоскостность, фронтальное расположение фигур.

6. Элементы византийского символизма (например, фигура Пантократора указывает на божественную и человеческую природу Христа).

В отличие от византийской мозаики, русской не свойственны наличие вотивных изображений и объединение церковной и светской идеологий. Киевские мозаики более плотные и насыщенные по цвету, чем константинопольские, так как являются более поздними проявлениями монументального искусства периода Македонского Возрождения.

1. Лазарев В.Н. История византийской живописи. - М., 1986;

2. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. - М.: Искусство, 1973;

3. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. - Л., 1986;

4. Логвин Г.Н. София Киевская. - Киев, 1971; История русского искусства. Т. 1 / Под общ. Ред. И.Э. Грабаря. - М.: АН СССР, 1953;

5. Искусство Киевской Руси: Архитектура. Мозаики. Фрески. Иконопись. Миниатюра. Декоративно-прикладное искусство / Автор-составитель Ю.С. Асеев. - Киев, 1989; Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских // Труды 8 Археологического съезда в Москве. Т.1. - СПб., 1892. (Репринтное переиздание. - М., 2002);

6. Шейко В.М., Тишевская Л.Г. История украинской художественной культуры / Учебник. - Х., ХДАК, 1999.

Богоматерь Оранта

Скачать эту статью

Согласно христианскому вероучению, Христос был рожден через непорочное зачатие от Марии, жены Иосифа-плотника. Богородица стала одним из самых почитаемых персонажей в христианской религии.

Почитание Богоматери — важная составляющая часть духовной жизни христиан.

Со II в. христиане стали украшать богослужебные помещения изображениями библейских событий, Христа, Богородицы, апостолов. Впоследствии такие изображения стали называть иконами.

Со временем участников библейских историй стали рисовать по строго определенному образцу. По преданию, первую икону написал Иоанн Богослов на доске от стола

Догмат об иконопочитании приняли на VII Вселенском соборе в Никее, иконы стали обязательной частью духовной жизни христиан:

Поэтому мы, шествуя как бы царским путём и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:

подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках,

в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа,

непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей.

Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому,

чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству,

но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними.

Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Богоматерь широко почитали с самого начала существования христианской религии. Древнейшие изображения найдены в римских катакомбах конца II в.

В православной иконографии получили распространения три традиции изображения Богоматери: Одигитрия (указывающая путь), Елеуса (милующая) и Оранта (молящаяся).

Дева Мария с младенцем Христом — одно из древнейших христианских изображений

Оранта — древняя молитвенная поза иудеев и язычников

Латинское слово orans переводится как «молящийся».

Для вознесения молитв в разных религиях существуют разные положения тела. Молитвенная поза «оранта» была известна иудеям с древних времен.

Человек стоит прямо, руки подняты и согнуты под углом, ладони открыты и обращены от человека.

Первые христиане были членами иудейской общины и соблюдали иудейские обряды

Позу заимствовали христиане. Сначала они изображали так ветхозаветных персонажей: Ноя, Авраама, Исаака, Даниила. Потом Оранта закрепилась за Богоматерью.

Первоначально Богоматерь Оранта изображалась без младенца Христа

Древнейший тип иконы Богоматери Оранты называют «Знамение»

Существует несколько типов изображения Богородицы Оранты.

В первый выделяют икону «Знамение».

Богоматерь изображают сидящей или стоящей, с поднятыми и раскинутыми руками. Иногда изображают по пояс. На груди Богоматери в круге изображается Христос Эммануил.

Христос либо тоже находится в позе оранты (редкий вариант), либо складывает руки в благословляющем жесте (частый вариант).

Ярославская Оранта называется Великой Панагией. Это самая известная икона типа «Знамение»

Перед иконой читают молитву:

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́!

Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния,

вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия.

Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́,

та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́,

Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас,

припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая!

Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́,

прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́,

да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы,

Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Празднование в честь иконы совершается 10 декабря.

Икона типа «Неупиваемая чаша» в качестве предыстории имеет осаду Никеи

Другой тип икон, написанный в стиле Оранты, называется «Неупиваемая чаша» и восходит к Никейской иконе Божьей Матери.

Некто Константин во время осады Никеи в 304 г. надругался над иконой Богоматери и был наказан.

Богоматерь и Христос Эммануил стоят в позе Оранты. Христос при этом стоит в Чаше Причащения.

Икона Божией матери «Неупиваемая чаша» хранится в монастыре в Серпухове

Перед иконой «Неупиваемая чаша» молятся так:

О, Преми́лостивая Влады́чице! К Твоему́ заступлению ны́не прибега́ем,

моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостивно услы́ши нас, жен, дете́й и матере́й,

и исцели́ тя́жким неду́гом пия́нства одержи́мых и того́ ра́ди от матери своея́,

Це́ркве Христо́вы, и спасе́ния отпада́ющих бра́тий и сесте́р и сро́дник на́­ших.

О Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́ся сер­де́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных,

ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Хри­ста́ Бо́га на́шего,

да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х,

но да укрепи́т нас в трезве́нии и целому́дрии. При­ими́, Пресвята́я Богоро́дице,

моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих, жен, о муже́х свои́х рыда́ющих,

чад, си́рых и убо́гих, заблу́дшими оста́вленных, и всех нас, к иконе Твое́й припа́дающих.

И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко Престо́лу Всевы́шняго.

Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помози́ проити́ непреткнове́нно возду́шная мыта́рства моли́твами Твои́ми, изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния,

да покро́ет нас ми́лость Бо́­жия в несконча́емыя ве́ки. Ами́нь.

Празднование иконе совершается 18 мая.

Тип «Живоносный источник» относится к Оранте, но соответствует ей не всегда

Последний тип иконы называется «Живоносный источник». История восходит к византийскому императору Льву

Ему, простому воину, Богоматерь указала место чудотворного источника и исцелила слепого. Когда Лев стал императором, то приказал воздвигнуть на месте источника храм.

Богородица с младенцем изображается сидящей или стоящей в огромной чаше, стоящей в водоеме. Водоем наполнен целительной водой: люди пьют воду и исцеляются

Тип «Живоносный источник» иногда отличается от других икон Богоматери Оранты. Иногда  Богородица находится не в позе Оранты.

Такая иконографическая традиция ближе к изображению Никопеи Кириотиссы, которая сама, в свою очередь, восходит к иконографическому типу «Знамение»

На некоторых иконах типа «Живоносный источник» Богоматерь изображена в традиции Богородицы Никопеи, которая просто поддерживает Христа

Перед иконой читают молитву:

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода на́шего Иису́са Христа́!

Ты́ еси́ Ма́ти и покрови́тельница все́х к Тебе́ прибега́ющих, при́зри с благосе́рдием на моли́твы гре́шных и смире́нных ча́д Твои́х.

Ты́, имену́емая Живоно́сный Исто́чник благода́тных врачева́ний, исцели́ боле́зни стра́ждущих и умоли́ Сы́на Твоего́,

Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да низпо́слет и все́м притека́ющим к Тебе́ здра́вие душе́вное и теле́сное и,

прости́в на́м во́льная и нево́льная согреше́ния на́ша, да́рует на́м вся́ я́же к ве́чней и вре́менней жи́зни потре́бная.

Ты́ еси́ все́х скорбя́щих ра́дость, услы́ши на́с, ско́рбных;

Ты́ еси́ утоле́ние печа́ли, утоли́ и на́шу печа́ль;

Ты́ еси́ взыска́ние поги́бших, не попусти́ и на́м поги́бнути в бе́здне грехо́в на́ших,

но всегда́ избавля́й на́с от вся́ких скорбе́й и напа́стей и вся́каго зла́го обстоя́ния.

Е́й, Цари́це на́ша преблага́я, наде́ждо на́ша несокруши́мая и засту́пнице необори́мая,

не отврати́ лица́ Твоего́ от на́с за мно́жество прегреше́ний на́ших,

но простри́ на́м ру́це Ма́терняго милосе́рдия Твоего́ и сотвори́ с на́ми зна́мение ми́лости Твоея́ во бла́го: яви́ на́м по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле благо́м.

От вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ на́с,

да всегда́ сла́вим пречестно́е и́мя Твое́,

велича́юще Бо́га Отца́ и Сы́на Единоро́днаго Го́спода Иису́са Христа́ и Животворя́щаго Свята́го Ду́ха со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь

Одно из самых распространенных изображений Богоматери Оранты находится в Киеве, в Софийском соборе

Икона получила название «Нерушимая стена», потому что сохранилась неповрежденной на протяжении всей трудной истории Киева.

Оранта - это... Что такое Оранта?

Типы икон Богородицы
  • Оранта
  • Елеуса
  • Одигитрия
  • Панахранта
  • Агиосоритисса
Оранта. Ярославль. Около 1218 г.

Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период. Так, в церкви Неа в Константинополе, сооружённой при Василии I в период с 867 по 886 г. (не сохранилась) было изображение Оранты в конхе апсиды. Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению — «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству. В и́конописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (с нами Бог (евр.) — одно из пророческих имён Бога-Сына, употреблённое в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-Отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование — «Зна́мение». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в полный рост, как, к примеру, на Ярославской Оранте (Великой Панагии — от греч. Παναγία — Всесвятая) и Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной иконе.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Оранта


Смотрите также