Авторизация

О чем просили родители варфоломея


Житие Сергия Радонежского стр 29 / Климанова, Горецкий, 4 класс. 1 часть учебника / ГДЗ Грамота

Когда родился Варфоломей, родители пообещали Богу отдать служить его в церковь.

В младенчестве, будучи еще несознательным, соблюдал церковные посты в среду и субботу, не пил грудное молоко.

Мальчику было сложно учиться в школе. Варфоломей втайне ото всех молился Богу, чтобы тот послал ему возможность понять грамоту.

Бог послал маленькому Варфоломею встречу со старцем, который прочитал с ним молитву, накормил просфорой, и мальчишке стало лучше даваться образование.

2. Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой? Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?

Необычно то, что Варфоломею нужно было помолиться в церкви и скушать просфору, чтобы у него открылась возможность обучаться наукам.

Бог ему подал знак, что нужно сначала получить Божье благословение, а после приступать к новому делу.

3. О чём просили родители Варфоломея? Исполнил ли он их волю? О каких чертах характера говорит его поступок?

Варфоломей вырос и захотел вести иноческую жизнь, но родители попросили его присмотреть за ними, так как они уже были в пожилом возрасте.

Их старшие дети женились и ушли в свои семьи, а родители остались совсем одни.

Одна надежда у них была на Варфоломея.

Юноша согласился и смотрел за своими родителями до смерти.

Его поступок говорит о большом чувстве ответственности и любви к родителям, о том, что он выполняет свои обещания.

На такого человека можно положиться в жизни.

4. Найди в энциклопедии текст о Сергии Радонежском. Расскажи своими словами о его жизни и подвигах.

Рассказ о жизни и подвигах Сергия Радонежского для 4 класса

Сергий Радонежский родился в богатой боярской семье под Ростовом.

Его родители были верующими людьми, растили своих детей в православной вере.

У Варфоломея было еще два старших брата.

В юном возрасте мальчик встретил старца, который предсказал ему служение Господу и благословил его на это.

Старец научил молитвам Варфоломея и с того момента мальчик стал все лучше и лучше учиться всем наукам, которые ему ранее никак не давались.

Через время семья вынуждена была переехать в Радонеж.

Когда юноша достиг двадцатилетнего возраста, он решил постричься в монахи, но родители не благословили его, попросив присмотреть за ними в старости, а после пусть идет служить Богу.

Через несколько лет родители умерли, а Варфоломей решил совершить подвиг - пустынножительство.

К тому времени его младший брат Стефан овдовел и также стал служить Богу.

Братья вместе решили идти в дремучий, безлюдный лес.

Там поселились, срубив себе келью. А через некоторое время построили малую церковь, посвященную Святой Троице.

Стефан не смог выдержать все тяготы пустынножительства и ушел из поселения, а Варфоломей остался и постригся в монахи, став Сергием. Ему было 23 года.

Два года он жил уединенно, пока не разнеслась молва о нем и другие монахи не пришли к нему на поселение, захотев разделить с ним пустынножительство.

Так возникла Троицкая обитель.

По желанию братии Сергий стал настоятелем церкви, приняв сан священнослужителя.

Жила обитель очень бедно, иноки добывали себе хлеб тяжким трудом, иногда  в обитель приносили пожертвования.

На пожертвования монахи покупали для служения свечки, из муки делали просфоры.

С течением времени за Сергием утвердилась слава чудотворца и прозорливца, люди шли в Троицкий монастырь и он становился все больше и больше.  

Множество людей и  священнослужителей жертвовали на жизнь и содержание храма. Троицкий монастырь ставал все краше.

Но отец Сергий жил все так же скромно, как и раньше, посвящая все свои силы и средства служению Богу.

Он был духовным наставником князей русских, в том числе благословил князя Дмитрия Ивановича Донского на победу в Куликовской битве.

Еще при жизни Сергия Радонежского стали называть святым, а после смерти канонизировали его в русской православной церкви.

В его честь построили в Новгороде церковь Сергия Радонежского.

Житие преподобного Сергия Радонежского было написано спустя 26 лет после его кончины учеником, Епифанием премудрым. 

5. Обсудите с другом, почему князь Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому перед великим сражением с Мамаем.

Князь Дмитрий Донской считал игумена Сергия Радонежского по-настоящему верующим человеком.

Он был духовным наставником князя. Битва с Мамаем была решающей для очищения русской земли от Мамая, а армия Мамая была огромной.  

А так как армия Мамая была огромной, для победы понадобилась Божья помощь.

Поэтому князь Дмитрий решил просить благословения у человека, который всю свою жизнь служил Богу и был отмечен чудесами Божьими.

Так и произошло. Русская армия победила Мамая, очистив русскую землю от захватчиков.

6. Расскажи о битве на Куликовом поле. В своём рассказе используй опорные слова:

Золотая Орда двести сорок лет владычествовала на русских землях, пока все знатные люди и патриоты не сплотились под руководством московского князя Дмитрия Ивановича Донского, решив избавиться от этого ига.

Армия Золотой Орды была огромна, но русские воины были храбры и не боялись сражения.

Они хотели изгнать Мамая с русских земель и дать отпор Золотой Орде.

Так была назначена дата Куликовской битвы.

Русская армия вышла из Кремлевских ворот 10 августа 1380 года.

Перед битвой князь Дмитрий Донской просил  благословения у великого святого тех времен Сергия Радонежского, и старец благословил и предрек ему победу.

Первая битва самых отважных воинов двух армий - Пересвета и Челубея - окончилась победой Пересвета 8 сентября 1380 года. 

Это был знак, что русские смогут победить Золотую Орду. 

Так и случилось. Вражеская конница Золотой Орды была загнана в реку Непрядва и там перебита русским войском. После этого татары обратились в бегство, с ними убежал и Мамай с ханами.

Так русский народ избавился от владычества Золотой Орды и отпраздновал великую победу на Дону.

gdz-gramota.ru

День Сергия Радонежского: о чем просить у святого

8 октября православные вспоминают игумена земли Русской, в праздник которого сложились свои традиции и обычаи.

Текст: Елена Мильчановска·7 октября 2018

Святой Сергий родился в Тверской губернии и прославился подвигом строгого монашества, а также многочисленными чудесами, которые сопровождали его на протяжении всей жизни.

Его родители Кирилл и Мария были людьми благородными и благочестивыми.

Первое чудо случилось, когда Сергий был еще в утробе матери. Беременная Мария, которая усердно молилась и постилась, пришла в церковь на литургию. Во время богослужения неродившийся ребенок трижды громко прокричал. Узнав, что младенец кричал из утробы матери, все изумились и устрашились. Мальчик появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. На сороковой день его принесли в церковь, крестили и дали имя Варфоломей. Родители рассказали о троекратном крике младенца из утробы священнику, который предрек, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Через некоторое время ребенок не стал брать грудь в среду и в пятницу.

Когда мальчик подрос, его стали учить грамоте. Его два брата, Стефан и Петр, быстро научились читать и писать, а Варфоломей никак не мог и сильно печалился из-за этого.

Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми. В поле под дубом мальчик увидел старца. Он рассказал священнику о своих неудачах в учебе и попросил помолиться о нем. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники, и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми.

Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги. Варфоломей стремился к монашеской жизни и просил родителей благословить его на монашество.

Вместе с братом Стефаном он пошел искать пустынное место и нашел его в чаще леса, где была вода. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. Стефан не выдержал тяжелой жизни в лесу и ушел в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре и стал игуменом и княжеским духовником.

Варфоломей же позвал к себе в пустыню старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество и нарек именем Сергий. После пострижения Сергий причастился, и церковь при этом наполнилась благоуханием.

Согласно легендам, полчища бесов пытались устрашить его, но не смогли. Преподобный изгонял их молитвой и крестом. Иногда дикие звери приходили к его хижине. Среди них был медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба.

Постепенно вокруг дома Сергия построили кельи и поселились 12 монахов, которые стали жить, во всем подражая преподобному. Сам он по смирению не принимал ни священства, ни игуменства, но неустанно служил братии: носил воду, рубил дрова, варил еду. А ночи проводил в молитвах. Став в конце концов игуменом, Сергий сам пек просфоры, варил кутью и делал свечи. Каждый вечер он обходил все монашеские кельи. Если кто-то празднословил, игумен стучал этому брату в окошко. Наутро же звал провинившегося, беседовал с ним и наставлял.

Сначала к монастырю не было даже хорошей дороги. Гораздо позже люди построили в тех местах дома и села. А в первое время монахи терпели множество лишений. Когда не было еды, Сергий не разрешал выходить из монастыря и просить хлеба, но приказывал в монастыре ждать Божьей милости. И она случалась: добрые люди приносили еду и скрывались, даже не назвав своего имени.

Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз в монастырь пришел крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен. В это время в монастырь приехал князь и, увидев игумена, поклонился ему до земли. Когда князь ушел, земледелец попросил у Сергия прощения и получил от него благословение. Через несколько лет этот крестьянин принял монашество.

Когда братия зароптала, что поблизости нет воды, то по молитве святого Сергия возник источник, вода которого исцеляла больных.

Один благочестивый человек пришел в монастырь с больным сыном. Но принесенный в келью Сергия мальчик умер. Отец заплакал и пошел за гробом, тело же ребенка оставил в келье. Молитва Сергия совершила чудо: мальчик ожил. Преподобный повелел отцу младенца молчать об этом чуде, а поведал о нем ученик Сергия.

На Волге жил вельможа, которого мучил бес. Безумного силой повели в монастырь к Сергию. Преподобный изгнал беса. С тех пор много людей стало приходить к святому за исцелением.

Однажды во время службы в Троицкой обители монахи увидели удивительного человека, служившего литургию вместе с игуменом Сергием. Одежды его блистали, и сам он сиял. Сергий сначала ни о чем не хотел рассказывать, а потом открыл, что это ангел Божий служил с ним.

Когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришел в монастырь к Сергию за благословением и советом – следует ли выступить против Мамая? Преподобный благословил князя на битву. Когда русские увидели татарское войско, то остановились в сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со словами ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всем происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил его.

Однажды преподобному явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном. Она обещала не оставить Троицкую обитель.

За шесть месяцев предвидел преподобный свою кончину и поручил игуменство любимому ученику Никону. А сам начал безмолвствовать. 25 сентября (по старому стилю) Сергий скончался. От его тела распространилось благоухание, а лицо стало белым как снег. Сергий завещал похоронить его вне церкви, с прочими братьями. Но митрополит Киприан благословил положить преподобного в церкви. Множество народу из разных городов – князья, бояре, священники, иноки – пришли проводить святого Сергия, которого стали звать игуменом земли Русской.

На Руси день преставления преподобного Сергия называли Сергеем Капустником. В это время обычно рубили капусту, заготавливая ее на зиму. Опытные хозяйки знали, что солить капусту нужно с первыми заморозками – не раньше, иначе она скиснет. Засолкой занимались всей семьей: дети чистили морковь и яблоки, старики их резали. Мужчины и женщины секли капусту, складывали в кадки, засыпали солью, добавляли морковь, яблоки, бруснику или клюкву. На капустном листе пекли вкусные лепешки. Когда тесто клали на лист, молились, чтобы зима прошла благополучно. На стол в этот день подавали и пирожки с капустой.

Второе прозвище, Курятник, досталось святому за то, что он считался хранителем домашней птицы, особенно кур.

На Сергия судили об установлении зимы. Если наступающей ночью выпадал первый снег, зиму ждали на Михайлов день, а если погода стояла ясной, то и три последующие недели должны были быть такими же. Наблюдали и за ветром: если он дул с севера – это предвещало холодную зиму, если с юга – теплую, если с запада – снежную.

www.wday.ru

Текст о взрослой жизни Варфоломея (Сергия Радонежского). - Школьные Знания.com

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь избрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца. Кирилл и Мария назвали сына Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения.

Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Посетив родителей святого, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа».

С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

znanija.com

сергий радонежский

Урок 2

Тема. «Житие Сергия Радонежского»

Цели: ознакомление с отрывком из «Жития Сергия Радо­нежского»; учить внимательно относиться к слову, обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.

Ход  урока

    I. Здравствуй,  дорогой друг!

   II. Речевая разминка

  Перед проверкой домашнего задания давай сделаем речевую разминку.

Прочитай  фрагмент из былины.

И спустился он с горы высокой-то,

И подъехал он к богатырям ко святорусским —

                     Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,

И приехали они по силушке татарской,

                  Припустили коней богатырских,

Стали бить-то силушку татарскую,

Притоптали тут всю силушку великую...

-    Прочитай медленно.

-    Прочитай с ускорением.

-    Прочитай отрывок выразительно.

-   

      III.    Проверка домашнего  задания.

-    Какое домашнее задание ты выбрал?

 -Как  разделил былину на смыс­ловые части.

- Перескажите одну из частей былины от лица Ильи Му­ромца.

-   

       IV.    Давай немного отдохнём. Физкультминутка

-   

       V.     Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с отрывком из «Жития Сергия Радонежского». А ты знаешь кто такой Сергий Радонежский? Прочитай.

Однажды монах Зосима, живший на Соловецких островах, пришел в Новгород. Его позвала на пир богатая и известная боярыня Марфа Борецкая, вдова новгородского посадника. «И пригласила она Зосиму на обед, и посадила его на пиру из­вестно было им о добродетельной жизни его... Он же с при­вычным для него смирением и кротостью, сидя на пиру, не­много пише причастился — с юности возлюбил он безмолвие, не только во время трапезы, но и всегда. И взглянув на сидя­щих с ним па пиру, вдруг удивился Зосима и поник головой, но не сказал ничего. И снова поднял он глаза свои, и то же увидев, опустил голову, и в третий раз взглянул, вновь то же увидел: некоторые из пирующих, сидящие в числе первых, без голов Зосиме представились. И ужаснулся блаженный, увидев столь необычное видение, и вздохнув из глубины души своей, прослезился. И не смог больше ни к чему притронуться из пред­ложенного па трапезе, пока не удалился оттуда». О своем виде­нии Зосима рассказал лишь двоим — близким ему людям, ко­торые были вместе с ним на пиру, — монаху Герману и новго­родцу Памфилию, известному своей добродетельной жизнью. Он поведал им, что видел на пиру шесть бояр, сидевших без голов. Святой велел Герману и Памфилню никому не сообщать об этом. Спустя несколько лет великий князь московский Иван Васильевич отправился с войском в поход, чтобы подчинить себе вольный Новгород. «И встретили их новгородцы со мно­гими силами, и был у них бой с воеводами великого князя, и побиты были Новгородцы в битве той. И захватили воеводы шесть бояр великих, и много других новгородцев взяли тогда в плен и привели к великому князю. Он же их всех к Москве отправил, а некоторых казнил, чтобы и другие страх перед ним имели. А шести боярам... повелел им князь великий головы от­сечь». Так исполнилось страшное пророческое видение Свя­того Зосимы.Об этом видении повествуется в житии высокочтимых русских святых Зосимы и Савватия — основателей Соловецкого монастыря. Слово «житие» в церковно-славянском языке оз­начает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых. В древнерус­ских рукописях эти сочинения также часто именовались как «повесть о житии или «сказание о житии и о чудесах».

- Ты знаешь что такое житие? Попробуй ответить сам, а если трудно прочитай.

Житие — не художественное произведение в современном смысле. Оно всегда повествует о событиях, которые его соста­витель и читатели считали истинными, а не вымышленными. Не случайно авторы житий (агиографы) часто называют сви­детелей жизни святого и совершенных им чудес. Сверхъесте­ственные события: воскрешение мёртвых, внезапное исцеле­ние неизлечимых больных и т. д. — для древнерусских книж­ников были реальностью.

- Перед чтением отрывка «Жития Сергия Радонежского» давай познакомимся со словами, которые встретятся тебе в тексте.

БЛАГОРОДНЫЙ — 1) высоконравственный, самоот­верженно честный и открытый;

 2) исключительный по своим качествам, изяществу.

УГОДНИК — 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в религиях: название некоторых святых.

 ДОБРОДЕТЕЛЬ — положительное нравственное ка­чество, высокая нравственность. ПРАВЕДНЫЙ — у верующих: благочестивый, без­грешный, соответствующий религиозным правилам.

ОБЕТ — торжественное обещание, обязательство.

БЛАГОЧЕСТИВЫЙ — у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви.

АНГЕЛ — в религиозных представлениях: сверхъесте­ственное существо, служитель бога и его посланец к лю­дям.

СМИРЕНИЕ — 1) смириться; 2) отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.

         МОШНА — мешочек для хранения денег.

        БЛАГОДАТЬ — 1) о чем-нибудь хорошем, имеющем­ся в изобилии (разг.); 2) очень хорошо, прекрасно; 3) в религиозных представлениях: ниспосланная свы­ше сила.

        ОТРОК — мальчик-подросток.

   Прочитай текст и ответь на мои вопросы к тексту

—Как ты понимаешь выражения «всей душой» и «от чистого сердца»?

—Подберите синонимы к словам «благородный», «невидан­ный».

—Подберите антоним к слову «благословил».   - Что ты узнали о детстве Варфоломея?

-    Чем он отличался от других детей?

-    Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?

    -Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?

-    О чем просили родители Варфоломея? Исполнил ли он их волю?

-    О каких чертах характера говорит его поступок?

-     

  VI. Итог урока

- Что тебя особенно удивило, поразило ?

  Домашнее задание: найти в энциклопедии текст о Сергии Ра­донежском; расскажи своими словами о его подвигах. Если тебе интересно, познакомься с дополнительным материалом.

Открой  репродукций к уроку и посмотри. Спасибо за урок.

Дополнительный материал Сергий Радонежский

посмотри репродукции

Сергий Радонежский (Варфоломей) (3 мая 1314-25 сентября 1392) -святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преоб­разователь монашества в Северной Руси. Родился с боярской семье в селе Варницы (близ Ростова) у родителей Кирилла и Марии. У Вар­фоломея был старший брат Стефан и младший Петр. Уже в младен­честве по преданию отказывался от молока матери в постные дни среды и пятницы. Сначала обучение его грамоте шло весьма неус­пешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомить­ся со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческо­му житию. В 1328 г. родители Сергия, доведенные до нищеты, долж­ны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы).

После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-По­кровский монастырь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оста­вался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пус­тынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм так­же во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его. Оставшись один, Варфоломей принял в 1337 иночество под именем Сергия.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образова­лась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиева лавра и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресви­тером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудо­любием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по сосед­ству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх кон­стантинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добро­детельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинно-житие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сер­гий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий реши­тельно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесто­ченные сердца; очень часто примирял враждующих между собою кня­зей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благо­даря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту бит­ву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сер-

гию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Бла­гословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и от­пустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, пере­ходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия обо­дрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. 25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 он был при­числен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Бо­рисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинс-кую и др.), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимуществен­но в Северной Руси.

www.shkola5nel.ru


Смотрите также