Авторизация

Перевод 50 псалом


Молитва Псалом 50 на русском языке

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Многократно отмой меня от нечистоты моей, и от греха моего очисти, отстирай меня, Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда пред очами моими.

Пред Тобою, Тобою Одним согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Вот, Ты возлюбил правду о сокрытом в сердце моем и показал, что мудрость Твоя знает все, что внутри у меня.

Окропи меня иссопом, и стану чист; омой меня, и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Верни мне радость быть спасенным Тобою и Духом владычественным укрепи меня.

Научу заблудших путям Твоим, и согрешившие к Тебе возвратятся.

Избавь меня от кровавой доли, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правосудие Твое.

Господи!

Открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе:

Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее;

всесожжения не угодны Тебе.

Жертва Богу — дух сокрушенный;

сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион;

воздвигни стены Иерусалиму: Тогда благоугодны будут Тебе жертвы оправдания, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

mymolitva.ru

50 псалом перевод на русский

Детально: 50 псалом перевод на русский - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Слушать или читать онлайн текст молитвы Псалом 50 на русском языке с ударениями. Узнайте, для чего читают 50 Псалом, а также его толкование с современным переводом. Когда Псалом 50 читают 40 раз? Обо всем подробнее в данной статье!

Текст молитвы Псалом 50 на русском языке: современный перевод

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость .Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.Облагодетельствуй, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Текст молитвы Псалом 50 с ударениями

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́.Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя.Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну.Тебе́ Еди́ному согреши́х, и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти.Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́.Се бо и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́.Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся.Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя.Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти.Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя.Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся.Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твоей.Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́.Яко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши.Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т.Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския.

тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая: тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.

Слушать онлайн:

https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/07/Ierodiakon-German-Ryabtsev-Psalom-50.mp3

Пожалуй чаще всего христиане сталкиваются с покаянным 50 псалмом. Без исповедания своих грехов, искреннего раскаяния невозможно спастись. Этому тексту придается большое значение. Как согрешивший Давид, так и все мы нуждаемся в очищении, чтобы Благодать не оставила нас. Как это делать учимся у пророка, который впал в тяжкий грех.

История грехопадения царя Давида

Прогуливаясь, Давид увидел женщину именем Вирсавия, которую возжелал. Надо заметить, в те времена позволялось содержать гарем, и царь уже имел достаточно много жен. Муж красавицы находился на войне, и являлся препятствием для задуманного Помазанником. Он вызвал Урию (ее супруга) во дворец, и вручил письмо к одному из своих военачальников с указанием: послать подателя бумаги на самый опасный участок, где его скорее убьют.

Так и случилось. Урия вскоре погиб, и жена стала свободной. Давид вступил с ней в брак. Родился ребенок. Никто о подноготной поступка не знал. Царь сам не видел ничего предосудительного в своих делах. Никаких законов не нарушил, все требования благочестия соблюл. Прошел год. К нему пришел пророк Нафан, чтобы открыть неправду. Обличение начал с иносказания.

Притча Нафана

В одном городе жили богач и бедняк. У последнего всего имущества было – одна овечка, которую безмерно любил: кормил, ухаживал, лелеял. У богача были огромные стада разных животных. Когда понадобилось приготовить угощение, он отнял овечку у бедняка, а своих не тронул. И Нафан спрашивает: Царь, что, по-твоему, он заслуживает?

Возмущенный Давид произнес: Смерти, и несчастному должен возместить утрату в 70 раз. Тогда Нафан сказал прямо: Царь, слово, которое ты произнес, касается тебя. Ибо этим богачом являешься ты сам. И смертный приговор вынес о себе.

Определение Господа о Давиде

Так как, пророк пришел, и лично передал слова Божьи, свидетельствует о том, что дар, бывший у Царя, поврежден. Бог не говорит с ним напрямую, как раньше. Связь частично утрачена, поэтому в псалме звучат просьбы: обновить Дух правый. Грех лишает человека Благодати, он остается беззащитен перед злом. Вот, какое определение вынес Господь:

  • Я все тебе дал: богатство, царство, власть.
  • Если не хватало, стоило только попросить, все получил бы.
  • Ты нарушил Закон.
  • Презрел слово Божие.
  • За это умрет ваш с Вирсавией сын.

Чтобы искупить беззаконие, придется претерпеть «наказание» во очищение, понести болезнь, скорбь или смерть. Нам Христос принес спасительное покаяние. Вот почему всегда, когда что-то не ладится, надо, в первую очередь, исповедаться, искренне, как Давид раскаялся в своих злодеяниях.

Нафан возвестил еще одно определение о царе: Убив Урию мечом…, теперь оружие и война не отойдут от дома царя израильского. Страх такой перспективы еще больше понуждает к полному очищению от беззакония, чтобы последствия падения не отразились на состоянии государства, родных и личности помазанника Божия.

Псалом 50 – покаяние Давида

Согласно Арсению Каппадокийскому 50 песнь возносится, когда по грехам нашим случаются эпидемии, мрут люди или животные. Так как, мы грешим постоянно, то псалом читается:
  • каждый день – домашнее Правило;
  • входит в канон Богородице;
  • в Последование ко святому Причащению;
  • в составе малого повечерия;
  • Полунощницы, и третьего Часа.

Совет: Иногда, чтобы увидеть собственное падение, необходим взгляд со стороны. Как это сделал Нафан, сначала рассказав притчу. Пытаясь познать себя, попробуйте обнаружить меру вины, исходя не из внутренних побуждений, а бесстрастно рассмотреть поступки, как бы глазами постороннего человека.

Краткое толкование 50 псалма

У Давида мы учимся покаянию. Он раскрывает шаг за шагом процесс вычищения души. Важно понять, что для этого необходимо:
  • Обнаружить грех, о котором никто (даже царь) не ведал, кроме Господа, видящего все тайные наши дела.
  • Уразуметь – очищаешься не сам, а просишь Того, Кто омоет и окропит иссопом (настой травы, избавляющий от проказы). Это символ будущего Таинства Крещения. Во времена Давида его не было.
  • Прощение происходит не от нашего ума, но по милости Человеколюбца. Мы призваны к праведности. Нарушая Закон, данный Богом, теряем Благодать и связь с Ним. Его Любовь исцеляет рану, которую нанесли своей душе.

Давид просит Великой милости, так как, не получается изгладить грехи полностью: Жена и ребенок постоянно напоминают об убийстве. Кровь смыть непросто, поэтому читаем:Избави от кровей. Совесть подсказывает, что Господь прав в суде над ним. Молит вернуть прежнюю чистоту и дар пророчества (Благодать) обновить. Омыть многократно сердце, чтобы не осталось и следа от грехопадения.

Псалом 50 –непонятные места

Толкований на псалмы очень много. Тому, кто желает научиться этому делу по молитве Давида, можно найти материалы в интернете. Для новоначальных разъясним более непонятные места:

  • Говоря, что мать во грехе его родила, имеется в виду первородное повреждение, которое передается всем людям. Страстность (греховность) мы наследуем от Адама и Евы.
  • Всесожжения не благоволиши: В Израиле приносилось два вида жертвы. За грех – животное сжигали полностью, благодарение – частично. О сжигаемой целиком говорится, что Господь не хочет видеть ее, и грехи человеческие этим не откупишь.
  • Последний стих: Бог принимает другую жертву, не животных, а правду – покаяние и сокрушение о грехе. Тогда он сжигается полностью. Положить на олтарьтельцов – «Заколоть» страсти, грехи, как жертвенных животных. Такой образ покаяния Бог принимает. В некоторой степени – это пророчество о будущей форме исправления человека, посредством Таинства Исповеди.

Заключение: Читающий псалтырь, найдет ответ на любое движение души.

  • В скорби – утешение.
  • В радости принесет благодарственную хвалу Господу.
  • Найдет выход из трудного положения.
  • Преодолеет нестроения в жизни, победит уныние и бессмысленность бытия.
  • Почерпнет силы для покаяния и борьбы с духами зла.
  • Не страшны человеку колдовство, порча или сглаз, если есть песни псалмов.

Даже не понимая многих значений стихов, человек невидимо преображается. Бесы от этой книги трепещут. Научившись по 50 псалму правильно приносить покаяние – привлечем Благодать: покров и щит Господа.

Псалтирь: Толкование 50-го псалма

Часть 1 Была, рассказывает Агапий Критский, одна женщина, добрая и благочестивая. Она постилась, раздавала милостыню и творила другие добрые дела. Но она допустила один тяжелый грех и не исповедалась в нем. Не раз порывалась она открыть свой грех духовнику, но стыдилась и умалчивала. Мучалась от своей слабости, боялась, что духовник изменит о ней мнение, но вновь приходила на исповедь и утаивала этот грех. И вот эта женщина умерла. На отпевание в храм собрались многочисленные родственники и друзья. Прямо во время отпевания покойная села и сказала: «Велика мощь Твоя, Владычица Непорочная». Свидетели этого потеряли дар речи и, конечно, испугались. Но, постепенно, придя в себя, стали расспрашивать восставшую от смертного сна, что произошло. Она же не хотела им ничего отвечать, желая исповедаться священнику. Духовник ее тотчас стал исповедовать и женщина, наконец, покаялась в своем грехе. И после этого поведала собравшимся в храме вот что:

«Бедная я… от стыда не исповедалась в одном грехе, так и умерла. Когда несчастная душа моя разлучилась с телом, темные злобные духи укоряли меня в тайном грехе и радовались, считая своей добычей. Но явилась Царица Ангелов и Своим светом разогнала духов злобы. Она сказала им с негодованием: «Господь не дал вам власти над этой душой». Потом привела меня ко Господу и просила Его явить милость Свою надо мною. Пресвятая Богородица говорила обо мне: «Она оказывала много любви и веры». Господь сказал: «Пусть эта душа соединится с телом и как должно исповедует грех свой». Тогда Ангел Хранитель мой оживил меня. Прошу всех родных моих не плакать обо мне – это не принесет мне никакой пользы, а пусть совершаются литургии и подается милостыня за меня». Затем эта женщина легла и почила.

Почему люди не помнят о том, что всем надлежит пойти в мир иной, предстать перед Богом и нести ответ за свои грехи?.. Почему пренебрегают милостью покаяния?.. Каждый может споткнуться на жизненном пути и впасть в грех. Но человек сильный и серьезный будет каяться в грехе, будет оплакивать его как беду своей жизни. И, главное, вынеся уроки из произошедшего, постарается не впадать в подобный грех.

Таким человеком был псалмопевец и царь Давид. В его жизни была трагедия, о которой он помнил долгие годы. Давиду приглянулась жена его военачальника. Тогда он послал военачальника на такую военную операцию, которая его погубит. И действительно, тот был убит. Давид взял себе его супругу, прекрасную Вирсавию, в жены. Через какое-то время в царский дворец пришел бродячий пророк Нафан. Нафан рассказал царю притчу про богача, имеющего целое стадо откормленных овец, но забирающего любимую единственную овечку у бедняка. «Негодяй!» – вскричал Давид. «Это ты, – отвечал Нафан. – Ты – отнял у военачальника Урии его жену, а сам убил его…»

И тогда Давид осознал свой грех.

Долгие годы воспоминание об этом грехе будет преследовать его. Каясь, псалмопевец сочинил дивную покаянную песнь, которая вошла в состав Псалтири как псалом 50-й.

Напомню вам текст этого псалма в Синодальном переводе.

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, 5 Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. 6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. 7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. 8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. 9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. 10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. 11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. 12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. 14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. 17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 18 Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. 19 Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

А теперь немного прокомментируем псалом. Я буду приводить стих за стихом (номер стиха я указываю) и комментировать. Слова, на которые я хочу обратить ваше внимание, я выделил жирным шрифтом.

3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Помилуй меня, Боже… Уже первое слово открывает целый спектр значений и палитру смыслов. Славянское помилуй означает окажи милость, пощади. Но еврейский язык гораздо богаче. Употребленный здесь еврейский глагол ханан означает и прощать, и оказывать милость,и одаривать подарком. То есть, Давид молится не только о прощении, но и о том, чтобы Господь дал ему обновление жизни, дал ему возможность переродиться, измениться. Всякое наше покаяние, всякое наше помилуй должно подразумевать не только мольбу о прощении, но и мольбу о даровании сил стать другим, начать чистую жизнь.

Изгладь беззакония мои… В оригинале стоит слово вина, или преступление. Но Синодальный перевод, опираясь на греческий, дает вариант беззаконие. Это потому, что в иудаизме времен перевода Септуагинты грех понимался как нарушение Закона Божьего. Отсюда и специфический акцент на том, что грех Давида есть без-законие. Но по смыслу оригинала правильнее перевести и понять как преступление, вина, грех.

Изгладь беззакония мои… Древнееврейский глагол маха означает «вытереть» (например, глаза), «отмыть» (например, посуду). Также этот глагол применялся, когда говорилось об уничтожении написанного текста. Например, в Псалме 68, 29 говорится о стирании имен злодеев из Книги Жизни. Уничтожали написанный на папирусе текст, обычно смывая (папирус был дорогим материалом, и часто его использовали неоднократно). Науке известно немало папирусов, на которых предыдущий текст был стерт, такие папирусы называются полимсест.

Итак, этот глагол подразумевает совершенное уничтожение греха; грех должен быть как бы стерт с папируса души кающегося. Современные переводы намеренно пытаются дистанцироваться от традиционных, то есть, Синодального и славянского, и любят переводить это слово просто как сотри. Однако не лучше ли все-таки наши старые переводы: Синодальный – Изгладь беззакония мои; славянский – очисти беззаконие мое.

4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

Многократно омой меня от беззакония моего – Здесь в оригинале дано очень сильное выражение: многократно отстирай меня от вины. Душа уподобляется грязной ткани, которую нужно тщательно отстирать.

5 Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Грех мой всегда предо мною… (В славянском: Грех мой предо мною есть выну).

Святые отцы предположили, что Давид имеет в виду следующее: прекрасная Вирсавия, жена убитого военачальника, всегда перед взором Давида. Это вечное напоминание о его преступлении. «Еврейский синтаксис позволяет понимать эти слова и в смысле того, что грех предстоит перед молящимся как воспоминание, и в смысле того, что он предстоит как обвинитель» (М.Селезнев).

6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал,

так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. ​

Тебе, Тебе единому согрешил я… Достаточно странное выражение. Как это Давид согрешил перед одним Богом? А несчастный военачальник? А жена его, которую себе, по сути, отобрал Давид? Наш отечественный дореволюционный комментатор, епископ Палладий (Пьянков), написавший прекрасное толкование на все псалмы, справедливо замечает: «Давид согрешил не пред единым Господом, но и пред Уриею, Вирсавиею; своим же примером – пред народом и даже пред врагами Господа, ибо и им подал повод хулить Его, как говорил Давиду пророк Нафан (2 Цар. 12, 14). Поэтому слова: Тебе единому согреших имеют, кажется, тот смысл: я согрешил пред Тобою единым; ибо Ты един можешь судить меня, Ты един мой Царь и Судия». Интересную попытку объяснить, почему Давид говорит, что согрешил только перед Богом, предпринимает святитель Афанасий Великий. Он выдвигает несколько версий: А) Может быть, говорит св. Афанасий, Давид так выражается потому, что прежде всего имеет вину перед Богом, который его, ничтожного пастуха, возвысил и сделал царем. Бог ему – все дал! И чем Давид ответил на эти благодеяния? Этими словами Давид словно говорит: «Ты почтил меня царским саном и даром пророчества, а я – мерзок и убийца». Б) Может быть, Давид имеет в виду, что от очей других людей он утаил этот грех, но перед Богом он – как на ладони? В) А может, Давид так говорит потому, что он царь и как всякий царь не подлежит закону человеческому?.. Человеческому закону не подлежит, но подлежит Божескому Закону и Суду!

7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Буквальный перевод с древнееврейского этого стиха такой: «В состоянии вины я родился, в состоянии греха меня зачала моя мать». Кстати, отметим, что славянский текст (еще раз напомню, что он следует Септуагинте, то есть, греческому переводу) восстанавливает правильную хронологию родовых процессов: сначала зачатие, потом рождение – Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

Святые отцы издавна видели здесь указание на влияние Первородного греха, который делает нашу природу склонной ко греху. «Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя…» (св. Афанасий Великий). Согласно православному пониманию, освобождение от Первородного греха мы получаем в Таинстве Крещения. Тогда наша природа соединяется со Христом и освобождается от влечения ко греху. Все было бы совсем хорошо, если бы не наши греховные привычки и грехи окружающих нас людей. Из-за этого мы продолжаем искушаться, а при нерадении и впадаем в грехи. Однако крещеный человек, освобожденный от Первородного греха, то есть, от влечения ко греху имеет все силы греху противостоять – было бы желание.

Хотя в Православном вероучении нет негативного отношения к браку, нет гнушения родовыми процессами, все же надо упомянуть и вот о чем: некоторые еретики считали, что в этих словах Давид указывает на греховность брака и деторождения. Порой и от некоторых православных приходилось слышать такие вещи. Конечно, к Библейскому учению и к Православной вере такие мысли никакого отношения не имеют.

8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.

Это очень непростое предложение – одно из труднейших для понимания в еврейской Библии, и в нашем Синодальном переводе (какой я и привожу выше) оно звучит невразумительно.

Дословный перевод с древнееврейского такой: «Ты истины желаешь в заштукатуренном (?), в замурованном (?) премудрость мне показываешь». Заштукатуренное и замурованное – очевидно, метафоры со значением «скрытое, тайное». Скорее всего, речь идет о том, что даже в тайном, в личной нашей жизни, сокрытой от людей, Господь желает нашей праведности. Та же мысль встречается и в других псалмах, например, в 18-м псалме говорится: «От незримых (грехов) очисти меня» (18, 13). Здесь тоже имеются в виду тайные грехи, грехи, принадлежащие сокровенной нашей жизни.

В греческой Псалтири, как и в славянской, эти строки понимаются по-другому: Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная Премудрости Твоея явил ми еси. То есть, здесь говорится не о том, что Богу ведомы тайны души человеческой, а о том, что Давиду явлена тайная Премудрость Божия.

Библеисты отмечают, что здесь все-таки вернее еврейский текст, так как в греческом нарушен традиционный еврейский синтаксис. В еврейском тексте очевиден принцип попарного параллелизма строк, характерный библейский прием, а в греческом он утерян. Но почему греческий (а за ним и славянский) перевод так странно трактует это место? Не забудем, что во время создания Септуагинты существовала целая философия учения о Премудрости Божией. В это время созданы такие произведения, как Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова и др. Премудрость Божия там – некое живое существо, которое доносит волю Божию до людей. В христианское время святые отцы отождествили эту Премудрость Божию с Иисусом Христом. Вот что пишет уже Ап. Павел: «А мы проповедуем Христа распятого… Божию силу и Божию Премудрость» (1 Кор. 1, 23-24). В Православной Церкви даже стали называть Иисуса Христа – София (по-греч. – Мудрость). Главнейшие соборы крупных городов были посвящены Христу – Божией Премудрости и назывались храмами Софии. (Вспомните собор Софии Константинопольской, Софии Киевской, Софии Новгородской и др.)

На рубеже 19-го – 20-го веков некоторые российские мыслители разрабатывали учение о Премудрости Божией Софии, которая мыслилась ими как некая сущность, посредствующая между Богом и нашим миром. Это учение, названное софиология (его адепты – отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков), нельзя назвать православным.

9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Иссоп – это небольшое растение, стебли которого, собранные в пучок, использовались в качестве кропила. Таким кропилом пользовались для совершения ритуалов очищения. Священники кропили грешника кровью жертвенного животного или водой. Обычно окропление происходило для очищения нечистоты, вызванной прикосновением к покойнику и очищением прокаженного. Таким образом, Давид свою нечистоту воспринимает как проказу или имеет в виду, что его руки запятнаны кровопролитием, смертью…

Святые отцы видели в этом ритуале очищения, через окропление кровью агнца, пророческое указание на грядущее очищение всех грешников Кровью Великого Агнца – Иисуса Христа. «Давид, – пишет св. Афанасий Великий, – говоря окропиши мя иссопом, прикровенно разумеет будущее очищение всех кровью Истинного Агнца Христа, которая лишь одна может очистить и сделать белее снега». Святой Феодорит Киррский также видит в окроплении кровью указание на очищение Кровью Христовой, но подмечает и указание на древо – иссоп. Таким образом, он видит здесь и указание на Крест, через который состоялось окропление Кровью Христовой грешников: «Здесь указывается на Кровь Христову, на спасительное Древо (Креста) и на спасение, подаваемое приступающим с верою».

10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

Кости сокрушенные – метафора, обозначающая человека, в данном случае – Давида. Слово сокрушенные в еврейском переводятся как растоптанные, то есть здесь Псалмопевец подчеркивает свое совершенное уничижение и падение. Меня, растоптанного, уничтоженного, Господи, прости и дай мне радость спасения.

Святой Феодорит Киррский говорит, что Давид после своего греха пришел в расслабление и что здесь он молит, «чтобы кости, смиренные ныне злостраданием, снова процвели, восприяли свою крепость», но кажется, что этот текст нужно понимать не как мольбу об исцелении, а как вопль поверженной и растоптанной души.

Окончание следует… Агапий Критский подвизался на Афоне в 17-м веке. Этот монах оставил нам удивительную книгу «Грешников спасение», в которой рассказывается о том, как достичь истинного покаяния. Книга эта переиздавалась много раз и для греков в период турецкого владычества была великим утешением и ободрением. Издается она и читается и сегодня, а на русском языке есть прекрасный ее перевод.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Многократно отмой меня от нечистоты моей, и от греха моего очисти, отстирай меня, Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда пред очами моими.

Пред Тобою, Тобою Одним согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Вот, Ты возлюбил правду о сокрытом в сердце моем и показал, что мудрость Твоя знает все, что внутри у меня.

Окропи меня иссопом, и стану чист; омой меня, и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Верни мне радость быть спасенным Тобою и Духом владычественным укрепи меня.

Научу заблудших путям Твоим, и согрешившие к Тебе возвратятся.

Избавь меня от кровавой доли, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правосудие Твое.

Господи!

Открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе:

Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее;

всесожжения не угодны Тебе.

Жертва Богу — дух сокрушенный;

сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион;

воздвигни стены Иерусалиму: Тогда благоугодны будут Тебе жертвы оправдания, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

1000-molitv.ru

Псалом 50

1 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

1 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё;

2 Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.

2 совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня.

3 Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну.

3 Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною.

4 Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.

4 Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд.

5 Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

5 Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя.

6 Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

6 Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл.

7 Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.

7 Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега,

8 Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.

8 дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные.

9 Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.

9 Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь.

10 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

10 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня.

11 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

11 Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

12 Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.

12 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.

13 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

13 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

14 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.

14 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.

15 Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

15 Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.

16 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши.

16 Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить.

17 Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

17 Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит.

18 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.

18 Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, –

19 тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

19 тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Слава:

Слава:

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Слава:

www.molitvoslov.com

Псалтирь. Псалом 50

Псалом 50

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 

2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, 

5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: 

18 ибо жертвы Ты не желаешь,- я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

19 Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: 

21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Смотрите также: Толковая Библия. Толкование на Псалтирь, псалом 50

www.biblioteka3.ru

Псалом Давида № 50

Псалом 50 — текст с ударением и переводом Как был написан 50 псалом Объяснение и краткое толкование псалма

50 ПСАЛОМ — ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ

Псалом № 50 (со Славой) слушать:

https://azbyka.ru/audio/audio1/Svjashhennoe_pisanie/psaltir_tsl_mohov/057.%20%D0%9F%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%2050.%20%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0..mp3

КАФИЗМА 7

Псалом 50
1  В коне́ц, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафа́ну проро́ку, 1 К исполнению. Псалом Давида, когда пришёл к нему Нафан пророк,
2  егда́ вни́де к Вирсави́и, жене́ Ури́еве, 2 после того, как тот вошёл к Вирсавии, жене Урии.
3  Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. 3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
4 Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя. 4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
5  Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. 5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
6 Тебе́ Еди́ному согреши́х, и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти. 6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
7 Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́.

7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

8 Се бо и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́.

8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

9 Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся.

9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

10 Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя.

10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

11 Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти.

11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

12 Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.

12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

13 Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.

13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

14 Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя.

14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

15  Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся.

15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

16 Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твоей.

16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

17 Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́.

17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

18 Яко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши.

18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

19 Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т.

19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

20 Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. 20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
21  тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая: тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́. 21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Слава:

КАК БЫЛ НАПИСАН ПСАЛОМ 50 И ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТ

50-й псалом – очень известная покаянная молитва. Он был составлен пророком Давидом, создателем псалмов, после того, как к нему пришел пророк Нафан и обличил его в страшном грехе – в том, что он из-за своего влечения к женщине послал на заведомую смерть человека.

События, которые предшествовали написанию этого псалма описаны во 2-й книге Царств (гл. 11 и 12). Однажды Давид увидел красивую женщину, которую звали Вирсавия, и возжелал ее себе в жены. Но на тот момент она была замужем за человеком, которого звали Урия,  он находился в воюющей на тот момент армии Давида. В предстоящем сражении с аммонитянами, по приказу Давида, Урия был поставлен в самое опасное место, где и был убит. Об этом знал только Давид и военачальник, которому он отдал такой приказ. После гибели Урия, Давид женился на Вирсавии, этот брак ни для кого не показался странным, вскоре и сам царь забыл о своем грехе. Через год у них родился сын и тут к Давиду явился от Бога пророк Нафан и в разговоре рассказал притчу:

В одном городе жил богач, у которого были большие стада и бедняк, имевшего всего одну овцу, которую он любил и даже кормил из своих рук. Однажды к богачу пришел гость и тот решил его угостить, но свою овцу он колоть не захотел и силой отобрал у бедняка овечку и угостил своего гостя. После этого рассказа Нафан спросил:

«Какой суд произнесешь ты, царь, над сим жестоким богачем?»

В ответ Давид сказал, что конечно же смерти, а бедняк должен быть вознагражден.

После этих слов пророк Нафан сказал, что этот суд Давид произнес для самого себя и передал ему то, что говорил Господь Бог:

Я поставил тебя царем над Израилем, избавил тебя от рук Саула и отдал в твою власть весь дом его и все царство его. И если бы еще чего не доставало тебе, Я все то дал бы тебе, согласно желанию твоему. А ты что сделал? Несмотря на все эти благодеяния Мои, ты презрел слово Божие, попрал Закон Его и совершил величайшее преступление: ты убил Урию Хеттеянина для того, чтобы завладеть его женою. Вот тебе наказание за это: сын твой от Вирсавии умрет

Обличение пророка разбудило Давида от своего греха, он осознал свой проступок и отчаянно раскаялся в нем. Это раскаяние и мольбу Бога о помиловании мы знаем теперь, как покаянный псалом, которым до сих пор ежедневно молятся все христиане.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 50 ПСАЛМА

Пс.50:3 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё Давид, после обличения Нафаном, с ужасом осознал свой грех и первые слова покаяния он начинает с мольбы о помиловании. От Господа Давид получил дар пророчества и множество других милостей, он, как праведник и избранник Божий, тем более осознает свою вину перед Богом.

Пс.50:4-5 Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.

совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною Наипаче значит здесь: «многократно, много раз». Омый означает: «смой, отмой». Давид просит Бога смыть с него грязь, которой очернена его душа. Грешник уже знает от Нафана, что Господь помиловал и простил его,  но ему этого мало- он умоляет Всемилостивого Бога смыть с себя всю скверну. И не раз, а наипаче (многократно) омыл бы его от беззакония и таким образом очистил бы совсем от греха прелюбодеяния и убийства. Поэтому молю Тебя, Всемогущий Боже, омый мя Твоею благодатию: вместо воды у Тебя есть благодать всеочищающая, вместо крови от жертвой приношений, которою мы очищаем дома свои, есть у Тебя всеочищающая кровь Сына Твоего, Которого я ожидаю, в Которого верую, кровь Которого омоет грехи всего мира, у Тебя есть и Дух Святый всеочищающий, Ты Сам, по всемогуществу Своему, можешь меня очистить от греха моего, посему горькими слезами молю Тебя: помилуй меня!

Потому, что преступления свои я знаю, и грех мой непрестанно (есть выну) предо мною: вот почему, о Боже, я молю Тебя.

Я все время помню о своем грехе, вижу мой беззаконный поступок с Вирсавиею, перед моими газами все время как будто стоит, пронзенный стрелой, несчастный Урий, вижу, как он взывает о мести мне.

Пс.50:6 Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.

Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. В своей исповеди Давид признается, что он понимает против кого он сделал этот грех, говоря: пред Тобою одним, Господи, согрешил я и против Тебя содеял это зло. Каждый грешник, когда  забирает у кого-то, например, собственность, его честь, труды или здоровье, грешит не только против этого ближнего, а еще против Бога и против себя. Этими делами он оскверняет свою душу и тело завистью, гневом, блудодеянием, злобою и другими пороками. Так и Давид, согрешив против Господа, согрешил против Урии, его жены и против самого себя, осквернив свою душу. Над Давидом, который был царем, не было человеческого суда, никто на земле не мог требовать от него оправданий, никто, кроме одного Судии. Поэтому Давид говорит: пред одним Тобою я согрешил и на глазах у Тебя я сделал великое зло, которое никто в мире, кроме Тебя, не исправит; но Ты праведен в слове Твоем (оправдишися во словесех Твоих) и чист в суде Твоем. Ты уже произнес на меня суд через Нафана пророка. Я заслужил это наказание и еще большего наказания заслуживаю, поэтому вижу справедливость, правду в твоих словах.

Ты победиши, внегда судити Ти, т.е. когда произносишь суд Твой надо мною.

Пс.50:7-8 Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Исповедуясь, Давид продолжает, что он и зачат во чреве матери с беззакониями, рожден был во грехе, т.е. с самого начала своей жизни он был грешен. Он говорит: Ты справедливый и суд Твой справедлив, потому что Ты любишь истину, а я с самого рождения был грешником. Я умоляю тебя о помиловании и не оправдываюсь перед Тобою, но Ты Сам мне открыл тайну о первородном грехе, предназначенного к искуплению кровью Единородного Сына Божия. Зачем Ты открыл ее мне? Затем, что истину возлюбил еси, безвестная (никому не известное) и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

В последних словах Давид говорит, что ему, как пророку, открыты вечные Божественные тайны, сокрытые для обыкновенных людей (Рим.14:24; Еф.3:9).

Пс.50:9-10 Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.

Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости ослабевшие Иссоп — пряное душистое растение, которое растет в горах и на старых стенах. Он служил символом очищения, из-за своих очистительных свойств он употреблялся для окропления кровью пасхального агнца (Исх.12:22), для очищения прокаженных (Лев.14:4, 6, 52), при составлении воды очищения, особенным образом освященной, и для окропления этой водою (Чис.19:6, 9, 18). В ветхозаветном обряде очищения священник с помощью окропления иссопом очищал того, кто признавался нечистым. Кроме этого обряда, Давид говорит еще и об омовении: омыеши мя; и паче снега убелюся, т.е. омой меня так, чтобы я был чище, белее снега.

После своих молитв Давид хотел бы узнать, что он действительно прощен, что его грех очищен и совесть его была бы спокойна: я знаю как бы говорит пророк Давид что Ты, Боже мой, можешь очистить и омыть мой грех, но каким образом я узнаю об этом? Это я могу узнать тогда только, когда душа моя почувствует неизъяснимую радость, дай же мне услышать и почувствовать эту радость: слуху моему даси радость и веселие, т.е. обрадуй и возвесели меня вестью о том, что Ты очистил мой грех, и тогда придут в восторг (возрадуются) даже самые кости мои, теперь удрученные (смиренные) грехом: возрадуются кости смиренныя.

Пс.50:11 Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь Грехи порока Давида противны Богу и поэтому он умоляет Господа не взирать на них: отврати лице Твое от грехов моих, чтобы Тебе никогда не видеть их, и вся беззакония моя очисти, изгладь их из Твоей вечной памяти так, как бы их и совсем никогда не было, чтобы ни я, ни кто другой не мог вспоминать о них.

Пс.50:12 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. До тех пор, пока сердце очернено грехами – жизнь будет тяжелой, а все усилия по ее исправлению – тщетны, возможны лишь незначительные изменения. Без помощи Божией невозможно исцелить больную душу и склеить разбитое грехами сердце до первозданной чистоты. И поэтому Давид молится не об обновлении сердца, а о даровании чистоты сердечной и возрождении в душе его (во утробе) духа правды, который был у него раньше, — молится о том, чтобы Господь соделал полное и совершенное исправление поврежденных грехом способностей души его, разума, воли и сердца.

Пс.50:13-14 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя.

Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Предшественник Давида на троне, царь Саул, был отвергнут Богом и лишен Его поддержки. И Давид понимает, что своим поступком он сам достоин такой же печальной участи, его грех также может повлечь за собой это отвержение, поэтому пророк умоляет: Господи Боже мой! Не отвержи, не отрини меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отнимай у меня, как отнял Его у других, прогневавших Тебя беззакониями. Не отрини меня и не отнимай Духа Святаго, без Которого человек мертв. Господь всегда через Святого Духа помогал Давиду во всех его делах, без этой помощи – Давид никто и он четко знает об этом. Если Ты, Господи, возвратишь мне этого Духа, Который оставил меня с минуты моего беззакония, то вместе с этим возвратишь мне и радость моего спасения, прошу — утверди во мне сего Духа, чтобы он, как и раньше, руководил бы мной, моим сердцем, волей и словом, царствовал бы в моей душе.

Самая главная награда сейчас для Давида – это продолжение общения с Духом Святым.

Пс.50:15 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к тебе обратятся.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся Своим грехом Давид подал дурной пример своим подданным, он понимал, что об этом проступке уже все знают и только своим примером праведной жизни он может поменять у них греховный образ мыслей о себе. Он как бы берет грешников на поруки перед Богом и просит помиловать не только себя, но и их за их грешные мысли. Ведь они были соблазнены примером Давида, он же сам и просит помиловать их и обязуется содействовать возвращению грешников на путь правды:

Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивые (грешники) к Тебе обратятся. Т.е. когда Ты, по очищении моем от греха, дашь мне снова возможность жить на праведном пути, тогда я сам научу всех таких же грешников, как и я, и покажу праведный путь. И тогда эти нечестивые последуют моему примеру и тоже обратятся к Тебе с раскаянием.

Пс.50:16-17 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. И снова Давид вспоминает свой грех, и опять молится о прощении греха невинно пролитой крови Урии. Любой, кто знает об этом, может указывать Давиду на эту кровь, ему обязательно надо освободиться от тяжкого груза: Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, т.е. Боже, Спаситель мой, смой с меня это преступление (кровопролитие), и тогда: возрадуется язык мой правде Твоей, т.е. язык мой будет выражать радость от оправдания меня Тобою в этом тяжком преступлении.

Ведь без Божиего оправдания, Давид не сможет восхвалять Господа: похвала из уст грешника- оскорбление Бога, а потому я не дерзаю превозносить Тебя до тех пор, пока освобождением меня от крови (греха) не развяжешь язык мой. Тогда отверзеши устны мои, и уста мои радостно возвестят хвалу Твою.

Пс.50:18-19 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит В ветхозаветной Церкви были приняты жертвоприношения из «чистых» животных — быков, коров, овец и т.д. Животное подводилось к жертвеннику храма, а жрецы, с помощью левитов, закалали животное и проливали кровь около жертвенника и на полу пред святилищем. Потом жертву сжигали в огне. Если жертва была очистительная – тушу сжигали полностью, это называлось всесожжением. А если сжигались некоторые части, например сердце или печень, то это называлось благодарственной жертвой, при этом некоторые части животного отдавались жрецу. Об этом и говорит Давид: Если бы Тебе, Господи, угодны и нужны были жертвы (яко аще бы восхотел еси жертвы), я принес бы Тебе их (дал бых убо), но Ты их не хочешь (всесожжения не благоволиши).  Ведь речь здесь идет о жертвах в виде животных. А на самом деле Богу, в первую очередь, нужно сердечное раскаяние и смирение: жертва (угодная) Богу — дух сокрушен, т.е. душевное сокрушение о содеянных грехах, потому что только человека смиренного и искренно сокрушающегося о грехах своих Бог не отвергает: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Пророк Давид говорит, что только одни материальные жертвы, без человеческой души того, кто их приносит, Богу не нужны. Ничего не изменилось и сегодня, даже самая большая и дорогая свечка, поставленная без настоящей любви и веры не принесет никакой пользы.

Пс.50:20-21 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, –тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Ублажи — значит: «будь добр, облагодетельствуй»; благоволением значит то же, что милостью. Дальше Давид молится за святую гору Сион и за святой Иерусалим. Ему, как пророку, известно, что когда-то возле этой горы будет совершена величайшая жертва, за наши грехи пострадает Сын Божий, а сам Иерусалим станет главным городом, из которого начнет распространяться вера, где родится Церковь. Благоволиши — «окажешь благорасположение, проявишь внимание или примешь с удовольствием»; жертву правды значит то же, что жертву оправдания (жертву о грехе); возношение и всесожигаемая— это разные типы жертв (подробнее в ст.18). Олтарем в ветхозаветной Церкви назывался жертвенник, на котором приносились жертвы Богу.

Когда Ты облагодетельствуешь Своею милостью гору Сион, ублажиши благоволением Твоим Сиона, и когда окажешь покровительство Иерусалиму, тогда благоугодны будут Тебе (благоволиши жертву правды) приносимые в храме его жертвы и всесожжения, тогда будут приносить на жертвенник, посвященный Тебе, не мелких малоценных животных, но крупных быков и тельцов (тогда возложат на олтарь Твой тельцы), и все эти жертвы, как прообразовательные, будут приятны Тебе ради той великой жертвы, на которую отдаст Себя здесь же, в Иерусалиме, Агнец Божий, Единородный Сын Твой, за грехи всех людей.

Эту великую покаянную, сильнейшую молитву из всех псалмов, Церковь рекомендует к ежедневному прочтению. Ставя в пример царя Давида, как согрешившего и позже раскаявшегося в своем грехе,  этот псалом показывает, какой должна быть любовь к Богу и к правде. Даже совершив тяжкий грех, нельзя отчаиваться, самое главное в этом случае – это раскаяние.

Совершив тяжкий грех и быв за него наказан Богом, Давид глубоко смирился и смирением этим возвратил к себе любовь Божию. Падший, но восставший Давид стал любезнее Богу, еще более привязался к Нему верою и любовью, на опыте познав, что без ограждения и защиты Божией и величайший праведник может глубоко пасть. Мы люди грешные, и каждый великий грех наш, соделанный нами, скорее ведет нас к отчаянию, чем к покаянию. Кто редко согрешает, тот глубоко и скоро раскаивается, а человек, погрязший во грехах, с течением времени от увеличения грехов делается бесчувственнее, нераскаяннее, отчаяннее. Первое мы видим в лице Давида. Лишь только пророк обличил его в преступлении, Давид тотчас предался самому глубокому, горькому, чрезвычайному покаянию. Второе мы видим вообще на людях. Сколько люди грешат, сколько совершают ужаснейших преступлений, но стараются скрыть свои пороки в душе своей, не стыдятся своего безобразия, не считают нужным каяться, каяться чистосердечно, искренно. Мы тяжко оскорбляем Бога и огорчаем Его, но признаем достаточным для покаяния одни слова, временное посещение церкви, холодное и бесчувственное признание во грехах. А у иных и такого вида покаяния не бывает. Нас даже самая смерть не страшит, не заставит принести истинное покаяние — такое покаяние, какое принес Давид. Воспользуемся же примером Давида, образом его покаяния, чтобы и нам получить прощение в грехах наших, чтобы и наши души убелены были, как снег, чтобы и нам получить Царствие Небесное со всеми святыми.

hram-kupina.ru


Смотрите также