Авторизация

Почему чучело сжигают на масленицу


Почему на Масленицу сжигают чучело?

Гори, гори… чучело соломенное, или почему кульминацией Масленицы является сожжение куклы. Масленица – яркий и веселый праздник, дошедший до нас с языческих времен. Массовые гулянья традиционно заканчиваются сжиганием соломенного чучела (куклы).

Сейчас ритуал превратился всего лишь в завершающую точку торжества. А наши предки ко всему относились куда серьезнее, и обряд не только символизировал уход зимы и наступление весны, но был залогом нового урожая. Яркий пышный костер являлся предвестником удачного года.

От древности до современности

Богиня Марена

Первые упоминания о традиции сжигания страшной куклы относится к временам существования древнерусского государства. Тогда среди языческих богов холодом и стужей повелевала Мара (Марена). Она заставляла замирать все живое до самой весны, а с ее приходом Марена на время умирала. Праздник, посвященный богине, назывался Комоедица. Как свидетельствуют письменные источники, торжества длились две недели, а чучело подвергалось сожжению в этот период несколько раз.

Материалы по теме:

Почему свадебное платье белое?

Наши предки верили, что обряд является не просто проводами зимы, но позволяет очиститься, избавляет от печалей и невзгод. Но даже больше, чем собственное благополучие, заботились люди в те времена о хлебе насущном. Сжигание чучела служило знаком возрождения плодородных земель. И смысл заключался в том, что жизнь появляется через борьбу, смерть, воскрешение, ведь именно так заново появлялась на свет, словно птица Феникс, богиня Мара.

Никакого религиозного подтекста в наше время ритуал не несет, разве что для верующих людей этой последний день перед Великим Пасхальным постом. В целом же обряд остается данью уважения, развлечением, окончанием праздничной недели. Как итог, поменялся и подход к изготовлению чучела, и действия, следующие после предания его огню. В древности создавать главный символ Масленицы начинали в первый день празднования, а завершалось все тем, что пепел развеивали по полям или закапывали, чтобы повысить урожайность земли.

Материалы по теме:

Самое интересное о Масленице: история и любопытные факты

Создание чучела по правилам

Несмотря на то, что глубокий смысл праздника исчез, оставив лишь веселую забаву проводов зимы, масленичная кукла изготавливается и в наше время также, как и тысячелетия назад. Основные правила можно сформулировать следующим образом:

  • В качестве материалов используются солома и старые рваные тряпки, чтобы горело ярко и хорошо – раз, как символ отживания персонажа – два;
  • Чучело создается с ярко выраженными признаками половой принадлежности одежды (встречается не только Масленица, но и Масленок);
  • Насаживается на длинный шест или кол, чтобы увидеть, как горит, можно было издалека и как можно большему количеству людей;

«Одеванию», или по-другому «наряжению» куклы придавалось не менее важное значение, чем непосредственно сжиганию. Рваные тряпки, старая одежда, шуба, надеваемая мехом наверх, служили символом про это после огня должно было явиться в новом виде. В костер, на котором сжигалось чучело, также отправлялись ненужные изношенные вещи, чтобы в итоге вернуться в дом в виде достатка и благоденствия. Изготовлением чучела занимались женщины замужние, имеющие ребенка. В некоторых губерниях России к процессу привлекались молодые мужчины. Одеяние для куклы собиралась со всех крестьянских изб.

Материалы по теме:

Почему на свадьбах кричат «Горько!»?

Пляски, хороводы, блины и прочие атрибуты праздника

Блин как солнце

Сжигание Масленичного чучела – кульминация гуляний. Само же торжество носило разгульный характер и остается таким до настоящего времени. Но если сейчас это просто повод хорошо повеселиться, то в древности танцы, смех и пляски являлись своеобразной защитой от негатива, потому как кукла Масленица олицетворяла не только зиму, но и смерть. А главное яство – блины полагалось печь всю неделю. Желтые и круглые – они напоминали солнце, языческим богом которого был Ярило. Он прогонял зиму и оповещал о приходе такой долгожданной весны.

Прощание с Масленицей

До момента предания куклы огню, чучело возят по городу или деревне. Местом сжигания обычно выбирают площадь или пустырь за пределами населенного пункта (второй вариант в наше время практикуется чаще). Вокруг костра продолжаются пляски и песни, водятся хороводы – это благодарность за зимние забавы. А после, когда от чучела остается лишь горстка пепла, через догорающий костер начинает прыгать молодежь.

Материалы по теме:

Почему на Пасху красят яйца?

Наши предки верили, что сжигание на костре Масленичной куклы принесет благополучие и возрождение. Заблуждались? Традиции зарождались отнюдь не на пустом месте, а вера – сильное чувство, способное творить чудеса и привести к успеху.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг: 5.0/5. Из 4 голосов.

Please wait...

kipmu.ru

Чучело масленицы: сжигать или не сжигать?

На Масленой неделе в нашей законодательно светской стране начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Вместе с поеданиями блинов, играми и прочим весельем сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний.

Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психологи Екатерина Бурмистрова, Лидия Сиделева, Евгения Андреева и протоиерей Максим Первозванский.

Бессмысленнее действо на грани хулиганства

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог:

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен. Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет – с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие.

Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни.

И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем.

Тут есть ряд и других моментов. Если дети-дошкольники делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают — это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики.

Для школьников вообще эта акция — бессмысленнее действо на грани хулиганства, сродни поджигания мусорных бачков и скамеек.

Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху.

Мотивируем агрессию?

Лидия Сиделёва, психолог, главный редактор женского консервативного журнала «Матроны. РУ»:

Чем отличается человек от животного? Например, умением видеть смысл в том, что он делает. И делать то, в чём видит смысл. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.

Тот смысл, который вкладывали в масленичные гулянья наши предки, практикующие язычество, сильно отличается о того, что в этом видят христиане или атеисты, физики, культурологи или фольклористы.

Первоначально Масленица была праздником перехода от зимы к весне, символом магической трансформации, умирания одного процесса и рождения нового. Чучела, надо сказать, сжигали весной (и “направляли” дух вверх, дабы он там “договорился” на тему плодородия), а пеплом удобряли землю. На день осеннего равноденствия чучело сплавляли по реке, в нижний мир. И все эти обряды составляли из себя единый годовой круг, неся не только магический смысл, но и мировоззренческий. Что-то вроде учебника биологии.

На важные с точки зрения аграрного хозяйства, связанные с активностью солнца, дни происходили некие инициации, позволяющие структурировать время и знания, которыми в том числе делились и с подрастающим поколением.

С появлением христианства такая необходимость отпала, потому что появилась иная символика, высшего уровня. Тем, кто видит смысл в жизни вечной, куда важнее иные символы трансформации, которые уже не вокруг солнца и луны вращаются, а вокруг Христа, не вокруг хлеба как пищи физической, сколько вокруг Хлеба сакрального: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).

Что же мы имеем сегодня в праздновании Масленицы? Мы вырываем из контекста некий символ и устраиваем из него некое непонятное действо, за которым вроде бы и смысла никакого нет. В аграрных ритуалах смысл хотя бы можно увидеть. Ребёнку когда-то рассказывали о земледелии, о временах года, о том, что и когда уместно делать. У современного ребёнка есть учебник по естествознанию, где ему подробно рассказывают о временах года, о том, почему зимой холодно, а летом жарко. На уроках ботаники его знакомят с тем, как устроены колоски, он разглядывает под микроскопом кожицу лука, видит жизнь клетки…

Казалось бы, нет смысла и в том, чтобы задабривать умерших предков, которые находятся под землёй и могут оттуда влиять на успехи в земледелии, да и Бог Евангелия не нуждается в том, чтобы Его задабривали или подкармливали, Он сам является Тем, Кто даёт любовь и силу, этого добра у Него и самого с избытком. Современная аграрная промышленность опирается опять же на научные знания. Сведения Гидрометцентра заранее оповещают о снегопадах и граде, можно подготовиться. Нет смысла снижать тревогу относительно судеб своих посевов, почва не станет плодороднее от ритуальных совокуплений или эротических танцев. Практика показала, что химическая промышленность с данной задачей справляется куда лучше.

Не только для ребёнка, но и для взрослого практика сжигания чучела Масленицы непонятна, она не имеет ни начала, ни конца. Для малыша, который уверен, что булки растут в ближайшем супермаркете, для ребёнка, который не сможет сказать, что общего у сладкого чая и сахарной свёклы, эти символы пусты. Более того, они ему не очень-то и нужны.

Можно, конечно, притянуть за уши проводы зимы. Но зачем зиму обязательно сжигать? Чему это может научить? Немотивированной агрессии? Сначала мы делаем нечто, а потом сжигаем и радуемся? Сначала строим, а потом ломаем? Сначала созидаем, а потом разрушаем, совершенно бессмысленно и беспощадно? Дети чувствительнее нас, и как они должны реагировать, когда им предлагаем радоваться разрушению и смерти?

Более мотивирующим действием, кажется, будут только слова: «Радуйся ещё, что ты не инвалид какой-нибудь». То есть радуйся чужому горю, дружочек, факт, что кому-то плохо, должен тебя веселить и придавать жизненных сил и энергии на то, чтобы стал хорошим взрослым и мама с папой тобой гордились и при возможности уели всех соседей, чьи дети не такие прекрасные и достойные.

Допустим, мы сжигаем чучело, потому что зима уже устарела. Но почему мы тогда не сжигали ёлочку, когда кончились соответствующие праздники? Почему мы не сжигаем мусор? (К слову сказать, предки наши вместе с масленицей сжигали что-нибудь ненужное, сломавшееся, вышедшее из строя).

Если мы хотим поговорить о символах перехода, то можно найти за этим более понятную для ребёнка метафору. Та же самая ёлочка. Мы её принесли в дом, мы её украсили, вокруг неё водим хоровод, поём песни, находим подарки. Но праздники заканчиваются, и на их место приходят будни, взрослые снова ходят на работу, а детишки — в школу или детский сад. Мы с ёлочки снимаем красивые украшения, да и сама она уже стала осыпаться, поэтому мы её убираем. Она выполнила свою функцию, принесла нам радость.

Ёлочка — это вещь, она добавляет красоты празднику, и ей не больно, когда она осыпается. А вот котёнку больно, потому мы его не выгоняем, когда он напакостил. На таких примерах гораздо лучше объяснять детям о праздниках и буднях, о работе и отдыхе, об ответственности и свободе, о привязанности и расставании.

Странно было бы, если бы мы начали ёлочку рубить на мелкие кусочки или сжигать, прыгая вокруг. Это непонятно, а непонятное пугает. Как пугает и бессмысленно агрессивное. Взрослые — это те, кто создают почву под ногами, а не лишают её.

Почему же мы так хватаемся именно за этот символ? Ведь нам совершенно не нужны те значения, которые в него  вкладывали наши предки.

Я вспоминаю одну историю. Моя подруга пришла устраивать в детский сад своего ребёнка, и заведующая всячески расхваливала их учреждение. Одним из плюсов она указала и тот факт, что детей знакомят с русской традицией, духовностью. «И в чём это выражается?», — настороженно спросила подруга. «Вот на Масленицу мы устраивали проводы зимы, пекли блины и сжигали чучело», — заявила заведующая детским садом. Других способов познакомить детей с традицией она не припомнила.

В самом деле, блины и чучело будут попроще, чем, например, посещение нуждающихся в тюрьмах и детских домах (или хотя бы групповое чтение прекрасной книги «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, где девочки поделились с голодающими своими любимыми рождественскими лакомствами).

Блины и чучело могут дать иллюзию связи с нашей историей, с традицией, которую на протяжении стольких лет выжигали калёным железом. Мы — нация, уставшая от сказки о новом мире, который придёт на смену старой, никчёмной, полной горя и притеснений действительности. Вот только одновременно продолжаем в эту сказку верить, постоянно пребывая в рутинном постоянстве, своеобразном дне сурка, из которого хочется выбраться хоть как-нибудь. Хоть чучело сжечь, и то разнообразие, и то отличие от обычных офисных или кухонных будней. С другой стороны, в нас жива тоска по старому, по традиционному и навеки ушедшему, но так и неоплаканному и не похороненному в муках скончавшемуся прошлому.

Но только при чём здесь Масленица?

Масленица в школе: рассказать, а не показать

Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО:

За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Сжигание чучела на Масленицу — древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение. Далеко не во всех семьях детям объясняется его суть, да и не все взрослые о ней знают.

Но при этом сжигание Масленицы — все-таки языческий обряд. Однако если говорить о школе, то в одном классе могут учиться как неверующие, так дети из христианских, мусульманских, иудейских семей. И если в школе во время празднования Масленицы сжигают чучело, то и у родителей разных детей может быть различное отношение к подобным акциям. Да и сами дети могут реагировать по-разному, в частности, эта реакция зависит от тех ценностей и отношения, которое существует в семье.

Таким образом, важно иметь в виду, что для разных детей эта традиция может быть наполнена разными эмоциями и смыслом. Дети отличаются, в том числе, по темпераменту, своему психологическому настрою, чувствительности, и их реакция на обряд сжигания может быть также разной, причём более острой, чем на празднование Нового года или 8 марта.

В некоторых семьях игрушкам приписывают какие-то чувства, что ей может быть больно, да и сам ребенок, в силу своего внутреннего восприятия, может так думать, и в этом случае сжигание чучела, которое все-таки напоминает куклу-девочку, может стать для него переживанием.

В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного. Поэтому если ребенок будет реагировать как-то особенно эмоционально, может быть, расстроится или испугается, важно поговорить с ним, разобраться, что именно вызвало у него такие чувства, подумать, что происходит в его жизни в настоящий момент.

Вспомните, в книге и в фильме «Чучело» Ленка Бессольцева, увидев, что сжигают чучело, одетое в ее платье, бросилась в огонь — тушить, ей казалось, что хотят сжечь именно ее. И даже не в такой конкретной ситуации, как сжигание абстрактной Масленицы, ребенок может каким-то образом идентифицировать себя с происходящим.

Если преподаватель решает все-таки участвовать с детьми в этом обряде, важно, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена.

Психологический вред ничтожен по сравнению с духовным…

Протоиерей Максим Первозванский:

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов.

В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это — символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы — это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как не называй его — «Проводы зимы», «Сжигание зимы», — все равно это будет языческий обряд.

Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на Масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют.

Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае – что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма…

Читайте также:

Как провести масленицу с детьми?

Карнавал в крови

Прот. Алексий Уминский: Масленица — навстречу Великому посту [Видео]

www.pravmir.ru

Зачем на Масленицу сжигают чучело

13 сентября 2014

Автор КакПросто!

Традиции празднования Масленицы уходят корнями в глубокую древность. Первоначально Масленица считалась одним из главных календарных языческих праздников. Ее популярность в народе была так велика, что христианская церковь сохранила праздник практически без изменений.

Содержание статьи

  • Традиции сожжения чучела Масленицы
  • Ритуальные костры
Празднование Масленицы традиционно проходит в течение недели. Кульминация праздника – сожжение соломенного чучела – приходится на ее последний день, так называемое «Прощеное воскресенье». Кроме соломы, для изготовления чучела использовалась старая одежда. При этом его старались сделать смешным и страшным одновременно. В воскресенье масленичной недели чучело торжественно проносили через всю деревню, а затем сжигали, топили в проруби или разрывали на части и разбрасывали солому по полям. Иной раз, вместо чучела, по селу возили живую Масленицу. В ее роли могла выступать нарядно одетая девушка, старуха или старик-пьяница. Разумеется, в подобных случаях Масленицу никто не сжигал. Ее вывозили за околицу и вываливали в снег.Существовал и такой обряд. Большую соломенную куклу нарекали «Сударыней-Масленицей», затем устанавливали на сани, в которые впрягались трое молодых людей. Они вывозили чучело за околицу, давали ему в руки блин, а затем также сжигали на костре.Считалось, что вместе с сожженным чучелом люди избавляются от всех невзгод и напастей, которые сопровождали их в прошлом. Пепел развеивался по полям, чтобы дать жизнь новому урожаю, который должен был принести возрождение жизненных сил. Сожжение чучела воспринималось как торжественное, праздничное действие и сопровождалось песнями и хороводами. В ритуальном костре стремились сжечь все старые и ненужные вещи, чтобы впоследствии они вернулись обновленными и принесли в дом достаток и процветание. Так как люди искренне верили в то, что впереди их ожидают лучшие, благополучные и счастливые дни, то хотя бы часть их надежд непременно сбывалась. Таким образом, чучело Масленицы сжигали для избавления от напастей и бед, для хорошего урожая и благополучной жизни.В некоторых местах традиция изготовления соломенного чучела не получила распространения. Там на возвышенностях разжигали костер, куда бросали ненужные вещи, собранные детьми по всей деревне. Иной раз в нем сжигали колесо, считавшееся символом солнца. Как правило, его надевали на жердь и устанавливали в самом центре костра.

В центральной России проводы Масленицы сопровождались сожжением скоромной пищи, которая также являлась одним из символов праздника. В кострах сгорали остатки блинов и масла, туда же выливалось молоко. Иногда родители просто говорили детям, что в доме не осталось скоромной пищи, так как вся она сгорела в костре.

Распечатать

Зачем на Масленицу сжигают чучело

www.kakprosto.ru

Сжигание чучела на масленицу - зачем жгут чучело, смысл обряда

Одним из самых популярных обрядов считают сжигание чучела на Масленицу. Так называют давний праздник славян, начало которого лежит еще в языческой культуре, хотя он сохранился и после появления христианской веры.

Как появилась Масленица?

Одна из версий утверждает, что название Масленицы появилось из-за того, что перед Постом эта неделя запрещала употребления мяса, а вот продукты молочного происхождения еще разрешались.

Праздник Масленица — сытное торжество длительностью в 7 дней. Неотъемлемая традиция — кататься на лошадях. Парни, желающие жениться, покупали сани для этого действа. Участвовать в катаниях обязательно надо было всем молодым парочкам. Сельская молодежь имела свой обычай — прыгать через костер и брать снежный городок.

Главное задание Масленицы — проводы зимы и сжигание чучела. Праздник встречался красивыми песнями, а неотъемлемый его признак — блины. Их нужно печь ежедневно с понедельника по воскресенье, но пик вкусностей выпадает на четверг, пятницу и субботу. Почему именно так? Блины напоминают солнце, а язычники верили в солнечного Бога Ярилу, который прогонял зиму и знаменовал начало весны.

У каждой хозяйки был свой уникальный рецепт блинов, передавать его необходимо было женщинам от поколения к поколению. Первый блин всегда предназначался для поминания усопших, его клали на окно.

Каждый масленичный день был особенным:

  1. В понедельник встречали праздник, проводили катания на ледяных горках. Утром дети делали чучело Масленицы из соломы, украшали его и таскали за собой улицами.
  2. Во вторник начинались развлечения, парни отправлялись на поиски невест, а девушки — женихов.
  3. Среду называли «лакомкой», всех угощали блинами.
  4. Четверг был разгульным днем. Именно в это время катались на лошадях, боронили или брали снежные городки.
  5. В пятницу зятю приходилось ехать на блины к теще.
  6. В субботу надо было обходить всех родственников и угощать блинами.
  7. Воскресенье — последний этап, который приходится на Прощеный день, когда все просили друг у друга прощения. Именно в воскресенье жгут чучело из соломы на костре.

Каким было чучело Масленицы раньше?

Чучело на Масленицу или Масленик из соломы не только напоминал человеческие формы, но и обладал особенными признаками, которые присущи одному или другому полу. Масленица была женщиной, а Масленок — мужчиной. Сжигание чучела Масленицы — важный ритуал, но не менее ответственный и наряжение куклы.

Масленичные чучела одевали в старые, ветхие и рваные костюмы, иногда использовали шубы с мехом наизнанку. Одежду брали из разных домов, а наряжали «красавицу» в основном женщины. Глаза, брови и нос рисовали с помощью угля, а для губ использовали свеклу.

Зачем на Масленицу сжигают чучело? В древние времена это могло символизировать только одно — похороны холода, другими словами — сжигание чучела зимы.

Чучело зимы нужно сжигать на костре еще и потому, что это символизирует ежегодное обновление. Когда-то в костер бросали старые вещи, чтобы огонь поглотил все печальное и грешное. От силы костра зависело, когда придет ранняя весна, а с помощью пепла обрабатывали поля, чтобы был хороший урожай.

Современное чучело на Масленицу

Сожжение чучела на Масленицу выполняют и сегодня, вот только современный сжигаемый масленичный «красавчик» отличается от того, что был у наших предков.

Как делают чучело Масленицы сегодня

  1. Берут 2 бруска: один короткий, другой — длинный. Из первого делают руки, а из второго — туловище.
  2. Формируют тело с помощью сена, бумаги и соломы (чтобы чучело Масленицы было легче сжечь). Если этих предметов нет, то используют несколько веников.
  3. Голова комплектуется из светлых полотняных мешков, заполненных соломой, сшитых внизу. Обязательно надо покрыть голову куклы ярким платочком.
  4. Сожжение Масленицы почему-то выполняют в старых нарядах: платьях, сарафанах с зашитым подолом. Это позволит без проблем жечь чучело. Очень часто создают гламурные куклы по последним тенденциям моды.
  5. Для Масленицы, которая запомнится надолго, чучелу разрисовывают лицо. Глаза делают закрытыми с помощью тонкого косметического карандаша. Алые щечки и губки рисуют румянами и яркой помадой. На фоне белого снега этот персонаж не сможет остаться в тени, а значит, цель торжества выполнена.
  6. Последний штрих: перед тем, как сжигать куклу, создают косички из белой ткани.

Кульминационный момент в Масленице

Обряд сжигания чучела Масленицы — это кульминация праздника. Действо происходит в последний день недели, чтобы проститься с зимой. Такая традиция может означать только одно — скорый приход весны. Перед сожжением водят хороводы, устраивают веселые забавы, танцуют и угощаются блинами.

Первый вариант — куклу поджигают сразу. Второй — чучело вывозят на санках, устанавливают в центре будущего костра, народ прощается с Зимой шутками, ругает ее за морозы и благодарит за зимние забавы. После того как от чучела останется только пепел, молодежь прыгает через догорающий костер.

Сжигание куклы на Масленицу имеет глубокое значение — уничтожить символ зимы и воскресить весну.

Видео

www.maslenisa.ru

Сжигание чучела масленицы: что символизирует, зачем проводится

Масленица считается одним из самых древних праздников, ведь она существовала на Руси еще в языческие времена. Именно с той поры сохранились некоторые обряды, такие как выпекание блинов, сжигание чучела на масленицу и прыжки через костер.

Несмотря на то что часть ритуалов имеет некий языческий подтекст, традиции современного торжества плотно переплелись с религиозными канонами. Зачем и когда жгут масленицу, и какой смысл вкладывается в данный ритуал?

Истоки традиции

Сжигание чучела на масленицу — обряд очень важный, смысловой, напрямую относящийся к плодородию. Много веков назад верили, что через жертвоприношение можно избавиться от любых бед и невзгод. Именно поэтому само чучело изготавливалось по образу и подобию человека. К тому же, масленицу обожали обряжать в разнообразные женские платья, ассоциируя ее с уходящей зимой.

По каким же конкретным причинам происходило сжигание чучела в древности?

  1. Люди верили, что вместе с гибелью масленичного чучела из жизни уходят все печали и невзгоды.
  2. Также подобный обряд был символом проводов зимы.
  3. У сжигания чучела было и еще одно важное назначение: улучшение плодородности земли, ведь через ритуальную смерть масленичного чучела к жизни возвращались плодоносные земли.

Сожжение чучела масленицы действительно было ритуалом важным и смысловым, но лишь в древности. Сейчас к нему относятся с уважением, но не более. Люди больше не верят в необходимость ритуального жертвоприношения ради увеличения будущих урожаев, превратив сожжение масленицы в увеселительную забаву, напрямую означающую начало Великого поста.

Впервые о данной традиции упоминается еще в первых письменных источниках, касающихся древнерусского государства. Тогда праздник длился не 7, а целых 14 дней, и порой за это время происходило сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Для древних славян было важно не только предать образ масленицы огню, но еще и провести ритуальное захоронение пепла. Считалось, что пепел обязательно стоит зарыть в землю, поскольку это повышало урожайность полей и означало окончательный приход весны. Сейчас подобное захоронение пепла практически нигде не происходит.

Особенности создания масленичного чучела

Один из самых популярных вопросов, возникающих в преддверии праздника, — о том, зачем жгут чучело на масленицу. Особенности религиозного и языческого подтекста подобного сожжения уже были описаны выше, теперь осталось узнать, какие же существовали нюансы создания самого чучела. Данный символ торжества всегда создавался по следующим правилам:

  • чучело выполнялось либо из соломы, либо из старых тряпок, поскольку эти материалы отлично горели;
  • данному объекту традиционно придавались черты женского тела;
  • также масленицу практически всегда обряжали в женскую одежду;
  • чучело традиционно насаживали на кол или на другую большую, длинную палку, чтобы за его сжиганием было удобно наблюдать всем жителям города.

Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы. Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду. Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника. Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне.

Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья. Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов. 

У некоторых народов было принято не сжигать ритуальное чучело, а топить его в проруби. Однако данный вариант протекания обряда довольно быстро канул в лету из-за своей незрелищности.

При создании данной фигурки практически всегда использовались ненужные вещи, от которых человек хотел бы избавиться. Сжигая их вместе с чучелом, каждая семья не только надеялась на отличный урожай, но и очищала собственное пространство, уничтожая все лишнее и мешающее семейному благополучию.

Подробный сценарий обряда сжигания

История чучела на масленицу берет свое начало еще в языческие времена, когда у данного обряда был четкий религиозный подтекст. Тогда сжигать огромную фигуру было принято рано утром в воскресенье.

  1. Гигантское чучело водружалось на сани, а рядом с ним садилась красивая девушка, одетая примерно так же, как и символ масленицы.
  2. Повозка с соломенной фигуркой и девушкой двигалась к центральной площади поселка, а за ней выстраивалась настоящая процессия. Люди ехали колонной на лошадях или шли за чучелом, попутно напевая колядки и танцуя.
  3. Как только чучело пребывало на место сжигания, его устанавливали, а люди принимались веселиться вокруг. Не стоит забывать, что у праздника был религиозный подтекст, а значит, жителям деревни необходимо было полностью повторить обряд, унаследованный от предков. Песни и пляски здесь символизировали религиозное погружение в транс.
  4. Спустя пару часов происходило поджигание фигуры. Факел к соломенному чучелу обычно подносил глава поселения, ведь миссия эта была почетной и важной. Все остальные люди продолжали петь и плясать, попутно бросая в костер оставшуюся после масленицы еду. Считалось, что блины и лепешки, оставшиеся после масленицы, должны быть уничтожены, ведь впереди людей ждал долгий пост. Такую еду обычно сжигали, но иногда раздавали беднякам и малоимущим.
  5. Гулянье происходило до тех пор, пока главный символ торжества не прогорал полностью. После этого жителям поселка оставалось лишь собрать пепел и сжечь его. Оставлять пепел после религиозной процедуры было дурной приметой, поскольку считалось, что тогда урожай будет плохим, а внезапные холода смогут уничтожить посевы. Зарывался такой пепел на полях, где выращивалась большая масса урожая. Вместе с пеплом также могли захоронить остатки еды и крошечные фигурки из соломы.

В некоторых губерниях существовала и традиция сжигания маленьких соломенных фигурок. Такие фигурки изготавливались в нескольких экземплярах, и каждая из них означало нечто, с чем человек желает попрощаться. Так, например, сжигая маленькие чучела, человек мог пожелать избавиться от хвори или от несчастья в любви.

Интересные обряды, связанные с масленичным чучелом

Поскольку праздник был поразительно популярным, его сценарий порой заметно видоизменялся. Так, например, в некоторых губерниях не сжигали чучело, а символом торжества становились люди, наряженные на манер соломенных фигурок. Обычно символом торжества делали красивую девушку, но могли нарядить и старуху или же местного уважаемого человека.

Также видоизменялся и обряд сжигания самого чучела. В костер бросали все подряд, начиная от маленьких фигурок и заканчивая деревянными поленьями. Что же могло отправиться в такое кострище вместе с фигурой из соломы?

  • В некоторых губерниях проводили религиозное сжигание колеса из дерева, которое было символом солнца.
  • Также люди могли кинуть в костер бумажки с пожеланиями и просьбами.
  • Зачастую религиозному сожжению подвергались и старые вещи, например лапти или рубахи, и с их помощью люди пытались избавиться от напастей.

В Костромской губернии существовала традиция сжигания «соломенного мужика». Каждый житель деревни брал небольшой пучок соломы и кидал в общую кучу, под ноги фигуры из соломы. Когда набиралось достаточное количество легко воспламеняющего материала у ног мужика, его поджигали, символизируя таким образом проводы мороза и холода. Также в Костромской губернии многие мужики отправлялись путешествовать на повозках по городу в специальных соломенных колпаках. В наступлением вечера эти колпаки сжигались, как символ наступления весны и прощания с зимой.

Сразу же после сжигания подобного чучела люди отправлялись домой или же в церковь. С последними проблесками костра заканчивался и праздник, а значит наступало время Великого поста. Считалось, что ритуальное сожжение очищало душу каждого человека, и теперь люди могли жить в ожидании чего-то светлого и памятного.

Современный смысл традиции

Зачем сжигают масленицу сейчас — вопрос совершенно иного порядка, поскольку у современного ритуала нет абсолютно никакого религиозного подтекста. В течение целой недели люди обильно потребляют блинчики, а сжигание соломенного чучела становится скорее развлечением, нежели неким ритуалом с особым смыслом.

  • Само чучело не изготавливается в первый день празднеств в каждом доме, а делается на заказ к воскресенью.
  • Ритуальное сожжение происходит лишь на главных площадях да в местах, где были организованы специальные мероприятия.
  • Пепел, оставшийся после соломенного чучела, не развевается по полям и не закапывается в землю.
  • Также отпала традиция сжигания старой одежды или остатков праздничной еды.

Традиции празднования масленицы постоянно изменялись и трансформировались из-за того, что служители церкви выступали за отмену торжества. И Екатерина II, и Петр I ратовали за отмену праздника, но для простого народа масленица уже давно стала не символом языческих традиций, а важной частью будущих религиозных торжеств. 

Сейчас сжигание чучела масленицы — это уже не такой важный обряд, но его продолжают повсеместно проводить в воскресенье этой праздничной недели. Для простых людей данный ритуал стал символом окончания торжеств и приближения великого поста, и без него сложно представить Масленицу.

(6 votes, average: 4,33 out of 5) Loading...

kapushka.ru

Что сжигают на Масленицу: чье чучело и зачем - Зиму или Масленицу, вместе с чучелом что сжигают

Совсем скоро наступит масленичная неделя. А значит, нужно готовиться к проводам зимы и весёлым гуляньям. Что означает обряд уничтожения куклы на костре, что сжигают на Масленицу вместе с чучелом в России и в других странах, вы узнаете из нашей статьи.

Чьё чучело сжигают на Масленицу: Зимы или Масленицы, и зачем по традиции его сжигают

Во времена язычества на Руси праздник Масленицы был не просто забавой. Он носил явный религиозный подтекст и был посвящён проводам холодного времени года. Люди верили в силу жертвоприношений, поэтому, по традиции, для привлечения богатого урожая сжигали чучело Масленицы, которое символизировало уходящую зиму. Считалось, что обряд проносил плодородие и приближал приход тепла. Масленичные гулянья в те давние времена длились целых две недели, а чучело сжигалось в каждом дворе. Делали его из соломы и тряпок: дорисовывали глаза, рот, приделывали тряпичные косы. Оно изготавливалось по образу девушки, которая путешествовала в сопровождении Масленицы по всей деревне. Завершался обряд ритуальным сожжением куклы на площади, песнями и плясками, которые вызывали религиозный транс. В костёр бросали все старое и ненужное, остатки еды с праздничного стола, а пепел закапывали в землю.

Для чего сжигают чучело в обряде на Масленицу

Со временем обряд приобрёл иное значение. Масленичная неделя предваряла Великий пост, поэтому смысл праздника заключался в обильном угощении. Воскресенье – последний день, в который выбиралось самое большое и красивое чучело и сжигалось у всех на виду. Чьё чучело сжигают на Масленицу: Зимы или Масленицы, и зачем по традиции его сжигают в наши дни? Масленицу справляют, потому что это весело. Народные гулянья  объединяют людей и дают возможность прикоснуться к древним традициям, которые так близки славянскому народу.

Что сжигают на Масленицу вместе с чучелом Зимы и зачем сжигают куклу

Вместе с чучелом Зимы на Масленицу в наши дни уже ничего не сжигают, кроме самой куклы, которую мастерят из подручных средств. Да и сам символ торжества уже никто не делает самостоятельно: его заранее заказывают профессионалов. Раньше вместе с куклой в костёр бросали остатки еды с праздничного стола, чтобы во время строгого поста не было искушений. Маленьким детям объясняли, что блины вчера сожгли. Также сожжению подлежала старая одежда, которая символизировала болезни и беды. Ещё делали небольших куколок из лоскутков, которые называли «домашней масленицей». 

Обряды Масленицы: какое чучело сжигают на костре и зачем

Зачем сжигают куклу на Масленицу, что сжигают вместе с чучелом Зимы наверняка интересует любого человека, который хоть раз в жизни видел этот красочный обряд. Для изготовления чучела берут старые тряпки, которые туго сматывают и насаживают на кол. Можно использовать для этих целей солому. Подобным образом формируют голову и руки. Одевают куклу в женский сарафан, а на голову повязывают косынку. Затем выполняют «макияж» с помощью красок или женской косметики. Можно использовать свёклу и уголь, как в древности. В некоторых деревнях и сейчас бросают в огонь старые и ненужные вещи, чтобы вместе с наступающей весной принести в дом обновление. Но делается это, в основном, ради развлечения.

Что и для чего сжигают на Масленицу в других странах

Не только Украина, Россия и Беларусь отмечают Масленицу.  Похожие праздники есть и в других странах. Только традиции отличаются. Не всегда в других странах на Масленицу что-то сжигают. Например, в Великобритании по первому удару колокола на главной ратуши нужно испечь блин, по второму пробежать короткую дистанцию, не уронив угощение со сковородки. Кто первым достигает финиша – получает поцелуй или крепкое рукопожатие звонаря. Во Франции с карнавалами и поеданием блинов встречают праздник Марди Гра, который обязательно должен закончится в полночь. В Исландии с приходом весны принято готовить особые пирожные, а затем отправляться гулять всей семьёй. В Дании устраивают весёлые представления и концерты, обмениваются анонимными записками.

Как празднуют Масленицу в других странах: чьё чучело сжигают и зачем

Что и для чего сжигают на Масленицу в других странах? Польское чучело называется Мажана. Оно делается по образу красивой девушки с косами и в сарафане. Всю неделю Мажана, как и Масленица, путешествует по селу, а потом ей создают пару – Маженяка, в рваном кафтане и с бутылкой водки. Мажану с Маженяком заносят в каждую избу, чтобы они забрали пьянство и беды. Потом сжигают или топят. В Швейцарии лепят снеговика, втыкают в него фейерверки и поджигают ровно в 6 вечера. Чем быстрее тает снеговик Бодж, тем жарче будет лето. В Германии тоже делают чучело по имени Нубель. Для этого мужской костюм набивают соломой. Правда, делается это не для привлечения богатого урожая, а для того, чтобы «сжечь» грехи после ноябрьского карнавала. Зачем сжигают чучело на костре во время проводов зимы и что сжигают на Масленицу в других странах интересует культурологов и религиоведов. Вместе с куклой в этот день уничтожают все, что связано со старостью и болезнями.

vsezdorovo.com


Смотрите также