Авторизация

Почему хлеб нельзя резать


Почему русские ломали, а не резали хлеб

Почти всегда ответ, который можно услышать на этот вопрос, звучит так: хлеб – это тело Христово, и поэтому его не должен касаться нож, но это неправильно, поскольку на Литургии священник специальным ножом, называемым «копие», пронзает хлеб, символизирующий плоть Христа-Спасителя, а потом режет его на кусочки.

Копие в этот момент является не только копьем римского воина, но и представляет собой волю Божью.

На самом деле ритуал размалывания хлеба более древний, и родился он на языческой почве, которая весьма благодатна для появления самых невообразимых суеверий.

Один каравай разрежешь — все пропадут!

На Руси хлеб всегда был основой крестьянского хозяйства: уродился хлеб, рожь или пшеница – все сыты, здоровы и веселы; не уродился хлеб – жди голода, болезней и несчастий.

Хлеб был основой жизни и потому всегда нёс большую сакральную нагрузку – с ним было связано много примет и поверий. Считалось, что печь его может только «чистая» женщина; нельзя было, чтобы стряпуха была беременной и запрещалось резать ножом первый каравай, который доставали из печи.

Во-первых, считалось, что этим можно повредить человеку, который пёк хлеб, ведь верили, что частица его сил как бы переходила на продукт; а во-вторых, как пишет в одной из своих статей литератор и этнограф Александр Страхов, архаическое сознание наших предков переносило свойства одного отдельного предмета на все остальные. И в этом случае, если первый каравай резали ножом, то остальные должны были каким-то мистическим способом испортиться: опасть или подгореть.

Хочешь забыть — ешь «забытый» хлеб

Забытый в печи хлеб наделялся свойствами забвения: « Забудецца хлеп ф пэчй, tó, хто умріть ф семьй (едят этот хлеб), щоп забывши», «хто умрё, кто забуцца не мбжэ, хлеб тот ест...».

Жители Воронежской губернии верили, что если забыть в печи целую партию караваев, то это грозит разорением, которое, очевидно, должно было последовать за неуважение к хлебу.

Большим грехом считалось класть хлеб на стол коркой вниз – это якобы призывало в дом смерть; если коврига падала на пол коркой вверх – считалось, что это к счастью, если коркой вниз – к беде и обнищанию, а покатившийся каравай предвещал скорую кончину.

Как на Руси «кормили» покойников

В научной работе «Культ хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования» Александр Стахов указывает, что зев печи у славян всегда был связан с потусторонним миром.  То есть каждая выпечка хлеба была своеобразным контактом с миром мёртвых, с миром, где обитают души предков, и обязанностью живых было в обязательном порядке в знак благодарности приглашать их на совместную трапезу.

Для этого в одних сёлах умерших призывали на блины, когда по сковороде разливали первый блин, в других — звали их на трапезу после выпечки. В некоторых сёлах во время разделения теста на караваи, от первого каравая отрывали кусок и бросали его в печь, в огонь, как жертву душам умерших.

Первый же вынутый из печи каравай обильно смачивали водой, словно бы умывая умерших, что способствовало образованию пара, потом хлеб разламывали руками и клали на окно, к которому якобы слетались души покойников — кормиться паром, идущим от хлеба.

Иногда для большего удобства предков даже в зимнюю стужу приоткрывали окно, чтобы пар вышел из избы, а если в семье был утопленник, то хлеб для него клали над кадкой с водой.

Обряд этот делали не только в поминальный день, но каждый раз, когда пекли хлеб. Под Гомелем был обряд разламывать первую булку хлеба руками и оставлять его парить существовал и в конце XX века.

Обычай этот преобразовался и в православии, например, в Великороссии набожные люди первый масленичный блин ели за упокой умерших родственников, под Тамбовом первый блин даже в XIX веке клали на слуховое окно «для предков», в калужских сёлах его мазали мёдом и клали на божничку – «родителям», а в других местах России — несли на могилу, как символ языческой тризны.

«Возврат к природе» или страх смерти?

Именно с похоронными обрядами было связано и ломание, разрывание хлеба руками — по аналогии с раздиранием полотна, на котором опускали в землю гроб покойника – верили, что если его разрезать, то «зарежешь» ещё одного члена семьи, и он быстро умрёт.

Очевидно, что само действие – раздирание, размалывание символизировало возврат к природе, к предкам, к их обычаям. Разламывание хлебов означало обращение к культу предков, а следовательно, означало и обращение к древнему страшному божеству Роду.

В этом ключе обряд преломления хлеба для скрепления заключённого договора предстает как призывание в свидетели всех предков как с одной, так и с другой стороны.

От преломления хлебов пошли различные пословицы и поговорки, призывающие ломать, а не резать хлеб: «Ломать хлеб ломком, будем жить домком».

Современные учёные связывают запрет на разрезание хлеба со страхом смерти, который испытывает каждый человек, и этим объясняют ритуализацию действий.

Каравай – защита от сглаза

Ещё один обряд, при котором хлеб рвут или ломают, связан с языческой свадьбой; о нём рассказывают старожилы Пермского края. Перед свадьбой раньше изготавливались две небольших куклы, одна символизировала жениха, а вторая – невесту.

Куклы эти назывались одноручниками и предназначались для защиты молодых во время свадьбы от сглаза: на них должны были перейти все проклятья, которыми на свадьбе сыпали завистники. Чтобы куклы были незаметны, их запекали в большой каравай, который в конце праздника разламывали руками над головой молодых. Именно от этого старинного обычая появилась советская традиция сажать кукол на капот свадебных машин.

В остальных же случаях хлеб даже в старину резали ножом, правда, для этого нужно было провести определённые ритуальные действия, например, хозяин должен был перекрестить каравай ножом, разрезать его на куски и раздавать всем членам семьи.

В некоторых случаях запрещалось резать хлеб снизу, а если человек резал хлеб от себя, то это якобы указывало на то, что он ворованный.

zen.yandex.ru

Почему русские ломали, а не резали хлеб

Почти всегда ответ, который можно услышать на этот вопрос, звучит так: хлеб – это тело Христово, и поэтому его не должен касаться нож, но это неправильно, поскольку на Литургии священник специальным ножом, называемым «копие», пронзает хлеб, символизирующий плоть Христа-Спасителя, а потом режет его на кусочки.

Копие в этот момент является не только копьем римского воина, но и представляет собой волю Божью.

На самом деле ритуал размалывания хлеба более древний, и родился он на языческой почве, которая весьма благодатна для появления самых невообразимых суеверий.

Один каравай разрежешь — все пропадут!

На Руси хлеб всегда был основой крестьянского хозяйства: уродился хлеб, рожь или пшеница – все сыты, здоровы и веселы; не уродился хлеб – жди голода, болезней и несчастий.

Хлеб был основой жизни и потому всегда нёс большую сакральную нагрузку – с ним было связано много примет и поверий. Считалось, что печь его может только «чистая» женщина; нельзя было, чтобы стряпуха была беременной и запрещалось резать ножом первый каравай, который доставали из печи.

Во-первых, считалось, что этим можно повредить человеку, который пёк хлеб, ведь верили, что частица его сил как бы переходила на продукт; а во-вторых, как пишет в одной из своих статей литератор и этнограф Александр Страхов, архаическое сознание наших предков переносило свойства одного отдельного предмета на все остальные. И в этом случае, если первый каравай резали ножом, то остальные должны были каким-то мистическим способом испортиться: опасть или подгореть.

Хочешь забыть — ешь «забытый» хлеб

Забытый в печи хлеб наделялся свойствами забвения: « Забудецца хлеп ф пэчй, tó, хто умріть ф семьй (едят этот хлеб), щоп забывши», «хто умрё, кто забуцца не мбжэ, хлеб тот ест...».

Жители Воронежской губернии верили, что если забыть в печи целую партию караваев, то это грозит разорением, которое, очевидно, должно было последовать за неуважение к хлебу.

Большим грехом считалось класть хлеб на стол коркой вниз – это якобы призывало в дом смерть; если коврига падала на пол коркой вверх – считалось, что это к счастью, если коркой вниз – к беде и обнищанию, а покатившийся каравай предвещал скорую кончину.

Как на Руси «кормили» покойников

В научной работе «Культ хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования» Александр Стахов указывает, что зев печи у славян всегда был связан с потусторонним миром. То есть каждая выпечка хлеба была своеобразным контактом с миром мёртвых, с миром, где обитают души предков, и обязанностью живых было в обязательном порядке в знак благодарности приглашать их на совместную трапезу.

Для этого в одних сёлах умерших призывали на блины, когда по сковороде разливали первый блин, в других — звали их на трапезу после выпечки. В некоторых сёлах во время разделения теста на караваи, от первого каравая отрывали кусок и бросали его в печь, в огонь, как жертву душам умерших.

Первый же вынутый из печи каравай обильно смачивали водой, словно бы умывая умерших, что способствовало образованию пара, потом хлеб разламывали руками и клали на окно, к которому якобы слетались души покойников — кормиться паром, идущим от хлеба.

Иногда для большего удобства предков даже в зимнюю стужу приоткрывали окно, чтобы пар вышел из избы, а если в семье был утопленник, то хлеб для него клали над кадкой с водой.

Обряд этот делали не только в поминальный день, но каждый раз, когда пекли хлеб. Под Гомелем был обряд разламывать первую булку хлеба руками и оставлять его парить существовал и в конце XX века.

Обычай этот преобразовался и в православии, например, в Великороссии набожные люди первый масленичный блин ели за упокой умерших родственников, под Тамбовом первый блин даже в XIX веке клали на слуховое окно «для предков», в калужских сёлах его мазали мёдом и клали на божничку – «родителям», а в других местах России — несли на могилу, как символ языческой тризны.

«Возврат к природе» или страх смерти?

Именно с похоронными обрядами было связано и ломание, разрывание хлеба руками — по аналогии с раздиранием полотна, на котором опускали в землю гроб покойника – верили, что если его разрезать, то «зарежешь» ещё одного члена семьи, и он быстро умрёт.

Очевидно, что само действие – раздирание, размалывание символизировало возврат к природе, к предкам, к их обычаям. Разламывание хлебов означало обращение к культу предков, а следовательно, означало и обращение к древнему страшному божеству Роду.

В этом ключе обряд преломления хлеба для скрепления заключённого договора предстает как призывание в свидетели всех предков как с одной, так и с другой стороны.

От преломления хлебов пошли различные пословицы и поговорки, призывающие ломать, а не резать хлеб: «Ломать хлеб ломком, будем жить домком».

Современные учёные связывают запрет на разрезание хлеба со страхом смерти, который испытывает каждый человек, и этим объясняют ритуализацию действий.

Каравай – защита от сглаза

Ещё один обряд, при котором хлеб рвут или ломают, связан с языческой свадьбой; о нём рассказывают старожилы Пермского края. Перед свадьбой раньше изготавливались две небольших куклы, одна символизировала жениха, а вторая – невесту.

Куклы эти назывались одноручниками и предназначались для защиты молодых во время свадьбы от сглаза: на них должны были перейти все проклятья, которыми на свадьбе сыпали завистники. Чтобы куклы были незаметны, их запекали в большой каравай, который в конце праздника разламывали руками над головой молодых. Именно от этого старинного обычая появилась советская традиция сажать кукол на капот свадебных машин.

В остальных же случаях хлеб даже в старину резали ножом, правда, для этого нужно было провести определённые ритуальные действия, например, хозяин должен был перекрестить каравай ножом, разрезать его на куски и раздавать всем членам семьи.

В некоторых случаях запрещалось резать хлеб снизу, а если человек резал хлеб от себя, то это якобы указывало на то, что он ворованный.

cyrillitsa.ru

Почему раньше было принято ломать хлеб, а не резать

Традиции и обычаи часто противоречивы, и многие наверняка слышали, что хлеб не стоит ломать руками. Значит, остаётся его резать? Нет, ведь резать хлеб, согласно другой версии народных примет, запрещено. Так что же делать с хлебом?

Если вспоминать Священное Писание, то в нём сам Спаситель — Иисус Христос — заповедовал своим апостолам на Тайной Вечере, что хлеб, поданный им, есть тело его. Раз так, то разрезать хлеб — значит, резать тело Христа, автоматически приравнивая себя к римскому солдату, пронзившего копьём подреберье Иисуса. Легенда красивая, но не стоит забывать, что Иисус Христос в своих высказываниях предельно метафоричен, и система символов не позволяет так прямо толковать запрет на то, что хлеб нельзя ни в коем случае резать. Хлеб — символ спасения: «ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и даёт жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я — хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век», то есть Иисус отождествляет себя с добродетелями, необходимыми для спасения.

«Умножение хлебов». А. Иванов

Но если обратиться к истории хлеба, то его прообраз появился в неолите и представлял собой запечённую кашицу, приготовленную из воды и крупы. В этот и последующие периоды, когда в распоряжении людей появились керамические и металлические орудия труда и быта, хлеб было удобнее ломать, так как острота ножей не позволяла разрезать его без огромного количества крошек. Поэтому в традиции запрета разрезать хлеб можно выделить и эволюционно-традиционную природу. Если продолжить рассмотрение этого аспекта, то нужно вспомнить и форму хлеба, который ели древние: чаще всего он представлял собой лепёшку, которую, конечно же, удобнее разломить, чем прибегать к сложному процессу нарезки.

Многие знают, что узбекский плов нужно есть руками. Хранители традиций объясняют это тем, что блюдо — живой организм с частичкой души, которую в него вложил готовящий, поэтому прибегать к помощи металлических предметов нельзя. Но, позвольте, то есть протыкать вилкой нельзя, а поедать можно? Каннибализм какой-то получается. Вероятно, эту традицию можно перенести и на разделку хлебобулочных изделий. Но на самом деле, поедание блюда руками, в том числе и хлеба, благоприятно сказывается на пищеварении: тактильные ощущения передают сигналы в спинной мозг, из-за чего начинается обильное выделение желудочного сока, необходимого для максимального усвоения пищи.

Стоит обратить внимание на то, что люди, придерживающиеся традиции не резать хлеб и исповедующие православие, а значит, и таинство Евхаристии (причастия), почему-то не смущаются, что священнослужитель перед приготовлением хлеба для совершения таинства вырезает из середины просфоры агнца, символизирующего плоть Христа. Напомним, Иоанн Предтеча назвал Иисуса «агнцем Божьим, который берёт на Себя грех мира». Также на просфоре проделываются глубокие надрезы, образующие крест, и прокалывается боковая часть — отсылка к сюжету с уже упомянутым римским легионером. Но тут есть интересный момент: до определённого времени просфору для причастия не разрезали, а надламывали, делая на тесте крестообразные надрезы ещё до выпекания.

Откуда пошло суеверие не праздновать 40-летие?

www.factroom.ru

Почему старые люди утверждают, что хлеб нужно ломать, а не резать? Ответы неординарны (7 фото)

В народе многие традиции и приметы истолковывают весьма противоречиво. Все слышали, что ломать хлеб руками — значит ломать свою судьбу. Но в то же время резать хлеб запрещают христианские обычаи. Что же делать? Какое значение придают хлебу люди с давних времен? Разберемся подробнее.

Тело Христово

Если внимательно изучить Священное Писание, то можно найти там описание тайной Вечери, когда Иисус Христос заповедовал апостолам, что хлеб, который он подал, является телом его. Если это так, то нельзя резать хлеб ножом, это будет означать — резать Христово тело, как делали это римские солдаты, пронизывающие копьем Иисуса.

Нельзя забывать, что все высказывания Иисуса были весьма метафоричны и не стоит так прямо толковать его выражения и делать выводы, что резать хлеб строго запрещается. Хлеб в Писании является символом жизни, спасения, как и сам Иисус, которому принадлежат слова «Я есмь хлеб жизни…». Он отождествляет свой образ с добродетелью, которая принесет спасение миру.

Хлеб в истории

Прообраз хлеба появился еще в неолите, собой он представлял лепешку, изготовленную из муки и воды. В те времена, когда только стали появляться металлические орудия для быта, керамическая посуда, конечно же, хлеб было удобнее ломать. Ножи еще не были так тонки и остры, чтобы разрезать этот продукт без большого количества крошек. В этом случае запрет на разрезание хлеба можно отнести к эволюционно-традиционным причинам. Форма лепешки тоже была таковой, что легче было ее разломить руками, чем резать.

Тонкая традиция

Многим известно, что плов узбеки едят только руками, и объясняют это они просто. Блюдо считается живым организмом, в него вложена частичка души готовящего и нельзя касаться его металлическими предметами. Странное, конечно, объяснение. Вилкой трогать этот «живой организм» нельзя, а поедать, значит, можно.

Вероятнее всего, подобная традиция переносится и на разделку хлеба. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения физиологии, то действительно, есть руками полезно для пищеварения, так как тактильные ощущения помогают быстрее передать сигналы в мозг, желудочный сок начинает активнее вырабатываться, пища при этом максимально усваивается.

Живой хлеб

Как и в случае с узбекским пловом, не рекомендовалось исстари резать хлеб, потому что он считался чем-то живым. Резав его ножом, можно было навредить тому человеку, который его выпекал.

Другое, не менее мистическое поверье говорит о том, что если первую буханку разрезать ножом, то все остальные из партии будут непригодными, они либо подгорят, либо опадут.

Противоречивые приметы

Некоторые приметы, уверяющие, что, ломая хлеб, вы ломаете свою судьбу, заверяют, что буханку нужно нарезать только ровными кусочками, иначе вся жизнь будет неровной.

Нельзя резать от себя, считалось, что такой хлеб ворованный. Ну а как быть крестьянину в поле, когда рядом под рукой у него нет никакой доски, чтобы нарезать ровно краюху.

Свадебные традиции

При всех противоречиях существует такой свадебный обряд: разламывание каравая над головами новобрачных. Главной его функцией является защита от порчи и сглаза вновь сложившейся семьи. При этом изготавливали маленькие куклы, которые символизировали невесту с женихом, фигурки прятали внутри каравая и запекали. Кстати, отсюда и повелась традиция использовать свадебных кукол.

В Армении тоже существует свадебная традиция, связанная с хлебом. Свернутый лаваш за противоположные концы до помолвки тянут главы семейств. Означает это, что теперь семьи объединяются, и быт, и хлеб у них будут общими.

Не оставляйте крошек

Преломление хлеба в разных культурах означает дружбу, согласие в каком-то договоре. Какими бы не были противоречия в вопросе о том, ломать хлеб или резать, во всех культурах главное — не оставлять крошек. Старые люди уверяли, что ими питаются духи, а они не всегда доброжелательны к хозяевам или их гостям. Если крошки и остаются, следует их собрать и скормить птицам.

Наши предки не одобрили бы поведение жителей Европы. Так, в Англии нарезаются свадебные лепешки мелкими кубиками, ими посыпают невесту и жениха, раскидывая по банкетному залу. Еще одна непонятная нам традиция — лепешку ломают над головой невесты и кидают ее в толпу гостей.

Основные «хлебные законы»

Нижеприведенные «хлебные законы» соблюдаются и почитаются многими и в наши дни. Большинство из них ведутся еще от наших далеких предков. Итак.

  • Благословение. Сейчас мало кто печет хлеб самостоятельно, а вот в давние времена ни одна хозяйка не могла этого делать без благословения. Перед каждым этапом: закваской, замесом, а потом и выпеканием хозяйка должна была обязательно прочесть молитву, прося благословения у Господа. Тесто, а затем и готовый хлеб всегда осеняли крестным знамением.
  • Церковная чистота женщины. К выпечке и даже к замесу теста не допускали хозяйку на сносях или во время «женских» дней.
  • Скатерть. Только на застеленный скатертью стол полагалось класть хлеб. На голом столе буханка предвещала нищету и упадок семье.
  • Запрет на смех. Хлеб всегда считался священным продуктом, и во время трапезы каждый должен был вести себя строго. Засмеявшийся человек мог навлечь на себя беду.
  • Все крошки, оставшиеся после обеда, нужно было тщательно собрать со стола, ни одной не должно было упасть на пол. При их потере семья навлекала на себя гнев Господа. Нельзя было отдавать остатки хлеба даже собакам, только домашней птице можно было их скармливать.
  • Каждый укушенный кусок обязательно нужно было доесть. Недоеденные ломти грозили потерей благополучия и жизненных сил. Если куски не доедали дети — грозило им сиротство, если женщины — вдовство. Прежде чем отрезать новый ломоть хлеба от целой буханки, обязательно нужно было доесть начатый.
  • Ни в коем случае не выбрасывать хлеб, даже если он заплесневел. Это считалось смертным грехом. Остатки можно отдать только птицам, в противном случае можно было навлечь на себе несчастья и беды.

Мы не можем судить строго, какая традиция правильная, а какая — нет. Нужно ломать хлеб или резать. Мы привели достаточно противоречивые обычаи. Уяснить для себя нужно главную суть «Хлеба бери в меру». Относиться к этому продукту нужно с почтением и трепетом, хотя бы, отдавая дань уважения нашим предкам.

nlo-mir.ru

Народные обычаи и приметы о хлебе, о которых должен знать каждый

«Хлеб — всему голова», — говорили наши предки. Исстари люди почитали хлеб и считали его главным угощением в доме. Там где есть хлеб, есть добро. Этот продукт считался божьим даром, поэтому к нему проявляли особое уважение.

В течение многих столетий про хлеб сложилось много примет и обычаев, которые диктовали правильное отношение к этому продукту и подсказывали, как с помощью него привлечь в дом благополучие и удачу.

Приметы о хлебе

  • Нельзя начинать новую буханку после захода Солнца — это к бедности.
  • Нельзя оставлять нож воткнутым в хлеб — из дома удача уйдет.
  • Считается, что те, кто любит белый хлеб, ранимые и тонкие натуры, а люди, предпочитающие черный хлеб, сильные духом, более решительные и волевые.

  • Оставить недоеденный хлеб за столом — оставить свое счастье. А тот, кто его доедал, забирал удачу и счастье себе.
  • Нельзя есть хлеб за спиной человека — можно украсть его силу.
  • Если упал кусок хлеба на пол — ждите гостей.
  • Нельзя выбрасывать недоеденный, заплесневелый или черствый хлеб — в доме не будет ни мира, ни здоровья, ни денег.
  • Считается, что человек, который ест черствый и плесневелый хлеб, никогда не погибнет от воды.
  • Нельзя переворачивать хлеб вверх дном — к беде и болезням.
  • Нельзя резать хлеб на весу — денег не будет.
  • Те, к любят есть корки и горбушки считаются удачливыми и счастливыми людьми.
  • Нельзя во время трапезы резать буханку разными ножами — ссора в семье будет.

Обычаи, связанные с хлебом

Члену семьи, собирающемуся в дорогу, обязательно давали с собой хлеб. Не только для утоления голода в пути, но и в качестве оберега. Считается, что буханка хлеба из дома хранит тепло и энергетику всей семьи и способна защитить от неприятностей в дороге.

Перед трапезой нужно было сначала съесть кусок хлеба и соли. Этим же нужно и закончить трапезу.

Если кто-то просит хлеба, то обязательно нужно дать, даже если остался последний кусок. Считается, что такой поступок привлекает в дом счастье и изобилие. Вот только передавать буханку через порог нельзя, это может привлечь нужду и голод.

Уважительное отношение к хлебу считалось одним из главных законов в любой семье. Соблюдая приметы и обычаи, наши предки проявляли уважение к высшим силам, так как хлеб считался даром всевышнего. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

7 апреля православные христиане отмечают один из главных церковных праздников. Это событие стало поворотным для ...

Сочельник — это день накануне праздника Рождества Христова. Само название сочельник происходит от слова «сочиво» — так называется ...

Как провести Чистый четверг Страстной недели с пользой для души и тела? Что принято делать в этот день, ...

В день праздника многие забывают о приметах, а зря. Если уделять им должное внимание, то ...

dailyhoro.ru

Почему нельзя ломать хлеб руками?

Хлеб – один из основных продуктов всех народов мира. Ученые предполагают, что хлебобулочные изделия появились в рационе питания человечества более пятнадцати тысячелетий назад. Без буханки на столе скромный обед или пышное застолье считалось неполноценным, а стол именовался «сиротским».

Дом, где хозяйка собственноручно не пекла хлеб, считался нищим и лишенным внимания самого Господа. Продукт готовится из различных видов муки, признан основным во многих религиях и разрешается к употреблению даже при строгих постах.

Отношение к хлебу в каждой культуре регламентируется строгими правилами. К примеру, в иудаизме запрещено в определенный период употреблять хлеб, выпеченный на дрожжах (разрешается есть лепешки из воды и муки), а мусульмане считают, что резать буханку ножом недопустимо, так как человек, нарезающий ломти, стареет. По этой причине во многих мусульманских семьях нарезкой или преломлением хлеба занимаются мужчины.

Основные «хлебные» правила древней Руси, дошедшие до наших дней

На Руси из древности сложилось особое отношение к хлебу. С этим продуктом связаны многие пословицы, придания и верования. Правильно относиться к хлебной краюхе, считать ее священной учили с раннего детства. Именно правила обращения с хлебом, дошедшие до наших дней, отвечают на такие вопросы, как «Почему нельзя ломать хлеб руками» или «Что означает благословение буханки?»

Современники выделяют семь основных «хлебных законов», не потерявших своей актуальности даже во времена бурного расцвета технического прогресса:

  • Благословение. В древние времена выпечка хлеба без предварительного благословения считалась немыслимой. Перед закваской квашни, замесом и выпеканием хозяйка читала молитвы, испрашивая благословения у Господа. Тесто перед выпечкой и хлеб перед нарезкой осенялся крестным знамением.
  • Ритуальная чистота. К выпечке не допускались женщины в период беременности или с месячными кровотечениями.
  • Правило скатерти. Хлеб полагалось класть на стол, убранный скатертью. Считалось, что буханка на голом столе – предвестник обнищания и упадка семьи.
  • Запрет на смех. Продукт считался священным и смех над ним признавался святотатством. Засмеяться за столом значило навлечь на себя суровые испытания.
  • Не ломать, а резать! Считается, что ломать хлеб – ломать свою судьбу, нарушать течение жизни. По различным источникам данное правило было создано для сохранения каждой крошки, так как выбрасывать даже малую кроху ценного продукта – святотатство, предвещающее потерю благосостояния и здоровья всех членов семьи. Запрещалось ронять крошки на пол, отдавать собакам. Стол после трапезы тщательно убирался, а собранные остатки скармливались домашней птице.
  • Каждый надкушенный кусок – доесть до конца. Надкушенные недоеденные куски грозили потерей жизненной силы, благополучной доли. Если кусок оставляли дети, считалось, что им грозит сиротство, замужним женщинам – вдовство. От буханки запрещалось отрезать новый кусок прежде, чем будет доеден надкушенный.
  • Никогда не выбрасывать остатки в мусор. Выбросить кусок хлеба (даже если он заплесневел и непригоден к употреблению) считалось смертным грехом. Такие ломти скармливались птице.

Ценный продукт почитался всеми сословиями от бродячих музыкантов до царей и их придворных. Неписаные законы передавались из поколения в поколение. Население незыблемо верило, что от того, как выполняются «хлебные» правила зависит достаток, удача, здоровье и благополучие всего рода.

Нарезать или ломать хлеб, придерживаться или не придерживаться древних правил должен решить каждый для себя. Незыблемым остается одно – хлеб – это священный, незаменимый продукт, который требует к себе уважительного и даже благоговейного отношения.

pochemy-nelzya.info


Смотрите также