Авторизация

Православие ру свет во вселенной


Александр Крутов. Мы – песчинки во Вселенной / Православие.Ru

Трагедия произошла утром 26 апреля. А 1 мая, после репортажа о праздничной демонстрации, когда я пришёл домой, мне позвонили из редакции и предложили поехать в командировку в Чернобыль. Я согласился. Вечером того же дня со съёмочной группой мы уже садились в поезд.

Икона «Чернобыльский Спас»
1 час 25 минут 45 секунд – точное время взрыва на 4-м энергоблоке в ночь с 25-го на 26-е апреля 1986 года. Как на войну со всей страны ехали в Чернобыль ликвидаторы – 300 тысяч солдат и столько же добровольцев. Вряд ли кто-то догадывался, что по некоторым характеристикам Чернобыль был как 75 Хиросим и Нагасаки.

Мы приехали в Киев. Оттуда я сделал первые репортажи. Моя группа была – оператор Женя Шматриков и два видеоинженера: Маркелов Александр Юрьевич и Захаров Александр Михайлович – талантливые молодые ребята… Мы прорвались в Чернобыль.

Корреспондент Александр Крутов, оператор Евгений Шматриков, видеоинженеры Александр Маркелов и Владимир Захаров
То, что я увидел, потрясло меня до глубины души. Подъезжая к Чернобылю, мы увидели аиста. Он сидел в гнезде. Ожидали увидеть город опустошённым, но он был наполнен людьми: здесь располагался штаб по ликвидации аварии. Еще ближе к атомной станции находится город атомщиков Припять. Он, в отличие от Чернобыля, был словно вымершим: на улицах – ни души. Впечатление жуткое.

Я стоял на берегу реки Припять – красивейший пейзаж, небо голубое, яблони в цвету. Кажется, что ты в совершенной безопасности. И отрезвляло только осознание того, что ты вдыхаешь радиоактивный воздух, что у тебя на зубах хрустит радиоактивный песок. . Ветер поднимал пыль, которая забивалась в глаза, уши, рот. А респираторов, как и многого другого, на всех не хватало. Ведь нас в Чернобыле никто не ждал. Мы были первыми, кто туда пробрался. Десять дней ежедневно мы давали репортажи из Чернобыля. Когда нас увидел там академик Велихов, он за голову схватился и воскликнул: «Что вы здесь делаете?! Кто вас сюда пустил?!».

ЧАЭС с борта вертолёта
Мы ночевали в гостинице в Киеве. Рано утром садились в машину, ехали в Чернобыль, делали репортаж, возвращались назад, готовили видеоматериал и снова уезжали в радиоактивную зону. Из наших репортажей ничего не вырезали. Конечно, когда мы брали интервью у разных начальников, они вполне могли не дать нам полной информации. Но это уже не от нас зависело. Препятствий для нас не было. Мы могли ехать куда хотим, нам давали полный карт-бланш. На нас смотрели, как на ненормальных, потому что работали мы в обычной одежде. Никто не догадался выдать нам ни защитных комбинезонов, ни респираторов, ни таблеток против радиоактивного йода, поражающего щитовидку. Помню, как мы ездили на «Чайке», на которой в начале мая туда приезжали Лигачев и Рыжков. Потом я видел эту машину на кладбище радиоактивных предметов, которые нельзя вывозить за пределы зоны.

Ликвидаторы
Было ощущение нереальности происходящего. Я и сейчас как наяву представляю тот солнечный весенний день, наполненный зеленью, светом, белым цветением яблонь. Вокруг – красота Божьего мира, а в душе понимание того, что ты, человек, сотворил это зло. Я понимал, что каждый день пребывания здесь сокращает мою жизнь. Однажды мы остались ночевать в Чернобыле, где располагался правительственный штаб по ликвидации последствий аварии, и до поздней ночи сидели за чашкой чая с заместителем главного инженера Чернобыльской атомной станции по строительству Евгением Ивановичем Акимовым. И вдруг вижу: по полу бежит мышка. Мимо нас пробежала, перевернулась, задрыгала лапками, опять перевернулась, – и уже не бежит, а ползёт: задние лапки волочатся. Я спрашиваю: «Что такое с ней?» Он ответил: «Да нахваталась уже…» Спрашиваю: «Чего нахваталась?» – «Радиации», – отвечает.

В душе появилось ощущение холода. Вышел на крыльцо: звёзды, луна, небо, бескрайняя Вселенная… Слева – церковь: купола, крест высвечиваются в лунном свете, как бы указывая путь к спасению. И я вдруг почувствовал вокруг холодящую смертельную угрозу, от которой одно спасение – Господь.

Все лётчики, с которыми мы летали, – уже умерли. У них была опасная работа – они сбрасывали в раскалённую пасть реактора мешки со свинцом, бором, песком.

Ликвидаторы
Опасность тогда не ощущалась, как не ощущаются наши грехи. Радиация тем и коварна. Как сатана — он сделал великое дело, убедив всех, что его нет. Так и здесь: не видишь, не ощущаешь, не понимаешь этого. Я общался с людьми — а через неделю они умерли. Я видел их в больнице, и к ним нельзя было подойти, потому что они сами излучали радиацию. Удивительнейшее состояние — когда опасность есть, но умом она не осознается. Правильно сказал тогда прекрасный ученый и инженер Игнатенко: «В Чернобыле остались только куры да мы – умные все уехали». Но уехали все-таки подлецы, трусы, а остались те, кто знал: если они не будут этого делать — будет что-то страшное.

Мы были обязаны рассказать людям правду о Чернобыле и никому не навредить, никого не напугать, не стать виновниками паники. Во время чернобыльской трагедии зарубежные голоса доносили: «Вырыты огромные ямы, куда сваливают десятки тысяч трупов умерших». Это ложь и была источником паники. Тогда я понял, что с ложью надо бороться только правдивым описанием событий, а не умалчиванием о том, что происходит. Ведь руководители Украины, которые потом во всём обвинили Москву, сами, в первые дни трагедии, так и не объяснили людям, что происходит. В результате аварии радиоактивному заражению была подвергнута значительная территория Украины, Белоруссии, некоторые области Российской Федерации: всего около 500 населённых пунктов, 60 тысяч жилых домов и других зданий и сооружений…

Первое сообщение о том, что там происходит на самом деле, прозвучало в моём репортаже в программе «Время» – его показали по центральному телевидению только через несколько дней после аварии…

Ликвидаторы
Чернобыль выявил и нравственные проблемы в нашем обществе. Виновны были одни, а ответ держали другие. Одни отсиживались в убежище, раздумывая, как скрыть масштабы катастрофы, а бесстрашные пожарные сражались с огнём, получая смертельную дозу радиации. Люди совестливые понимали, что это опасно, но всё же шли к реактору. А начальники скрывались, уезжали. Самое гнусное, что ответственные лица опасались говорить о происшедшем: руководство атомной станции боялось сообщить в Киев, республиканское начальство – позвонить в Москву. В итоге пострадали люди Поразительно, но сказать правду для многих – страшнее смерти. Удивительная вещь: с одной стороны, человек рискует собственной жизнью, а с другой – боится вышестоящего начальства и не докладывает ему о реальной обстановке, чтобы не получить нагоняй. Так грешный человек устроен. И потому команда об эвакуации Припяти была дана только через сутки после аварии: люди в городе продолжали работать, учиться, дышать смертельно опасным воздухом, пить отравленную воду…

Академик Валерий Легасов
Настоящим солдатом Чернобыля был академик Валерий Алексеевич Легасов. Он внёс огромный вклад в ликвидацию последствий в первые часы после аварии. Был мужествен и самоотвержен. Легасов лично выезжал к аварийному реактору и произвёл необходимые измерения. Его смерть потрясла меня до глубины души…

Чернобыль ярко высветил и трусов, и героев, и подлецов, и честных людей. Он был как лакмусовая бумажка, там проявлялись духовные и нравственные качества человека. Кто-то бежал оттуда, а кто-то, наоборот, приезжал ликвидировать аварию и жертвовал своим здоровьем, а то и жизнью. Да, у многих из нас не было понимания того, что такое радиация. Многие слышали о её воздействии на человека, но когда опасность невидима – её трудно осознать…

В день памяти Чернобыльской катастрофы в России, на Украине и в Белоруссии проходят траурные митинги и поминальные службы в храмах.

Я считал тогда и считаю сейчас, что нужно говорить людям правду. Не ради сенсации, а ради того, чтобы они знали, как поступать.

Соприкоснувшись с Чернобылем, мы осознали, что мы – песчинки во Вселенной.

pravoslavie.ru

Архимандрит Киприан (Керн). Восхождение к Фаворскому свету / Православие.Ru

Из книги архимандрита Киприана (Керна) «Восхождение к Фаворскому свету», изданной Сретенским монастырем в 2006 г. в серии «Духовное наследие русского зарубежья».

С одной стороны, человек изначально предназначен к обожению; с другой стороны, своими подвижническими усилиями человек исправляет в себе то, что он, как внук Адама, совершает греховного. Он очищает себя, побеждает в себе свои страсти, искореняет дурные помыслы, просветляет свой ум, упрощает его, «сводит к Единому» и, как высшая мера просвещения ума, делается «зрителем премирных вещей».

«Таким путем человек становится сосудом, способным восприять Божественную благодать, которая, надо это постоянно помнить, не дается за что-то или в какой-то пропорциональной нашим подвигам мере, а ради чего-то, по одной только безмерной любви Божией к нам. Корреляции между подвигами нашими и благодатью Божией нет.

Естество человека способно к обожению, человек от вечности предуставлен к соединению с Богом. Непорочный Агнец предназначен к заколению еще прежде сложения мира. Поэтому можно говорить и о вечном богочеловечестве.

Боговоплощение не только факт, однажды в истории бывший, но и от вечности в Божественном Совете присущая премирная реальность. Бог Своею Божественною благодатью вложил Самого Себя в это существо, сотворив его по Своему образу и подобию, и возвысил на земле человека, сознающего самого себя» (архимандрит Киприан цитирует свт. Григория. — Прим. ред.).

В боговоплощении совершается обожение человеческого естества. При этом Палама подчеркивает двойное значение этого акта. Во-первых, это обожение нашего естества: «Как сошел Он на землю, не изменившись Божеством, но снисходя к нам, так и восходит снова, не изменяясь Божеством, но возводя на горний Престол воспринятое Им наше естество». Во-вторых, это обожение каждого из нас: «Слово Божие... очистило наше естество чудесным и неприступным огнем Своего Божества... И не только то смешение, которое Он за нас принял, но и каждого из удостоенных Его общения Он богосоделал причастием огня, который Господь пришел низвести на землю». «В воскресении и вознесении нашего Спасителя мы все участвуем и будем участвовать, так как Он есть воскресение и вознесение человеческого естества, и не просто человеческого естества, но и каждого верующего во Христа и показывающего свою веру».

Небезынтересно, что здесь подчеркивается не только обожение человечества, но и каждого человека. Имеется в виду не спасение не существующего вне конкретной личности человечества, а каждого из нас. Из этого положения свт. Григорий делает важные прагматические выводы.

В уста Спасителя, говорящего Марии Магдалине: «...не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему» (Ин 20, 17), влагаются слова: «Тело, в которое Я теперь, то есть после воскресения, облечен, удобовозносимее и сильнее огня и не только может взойти на небо, но и к Самому Наднебесному Отцу». «Господь вознес на небо наше смешение и как богопричастное сделал его сопрестольным Отцу». Спаситель Своим вознесением открыл путь на небо для всякого человека. «Как поклоняемое тело Христово, соединенное в том же самом лице с Ипостасным Словом Божиим, хотя и разлучилось от души в трехдневной смерти, нисколько, однако, не отделилось от Божества; точно так же и те тела, которые были уготовлены в жилище Святого Духа, после своей смерти отделяются от вселившегося в них Божественного Духа». Человеку попускается в этой жизни «искуситься от диавола, чтобы человек легко победил отступника от подлинной жизни (диавола) и праведно приял блаженное бессмертие и остался живым и божественным вовеки».

Но не следует думать, что теозис (обожение) есть удел праведников только в будущей жизни. Григорий Палама, как мистик, знает и другое. Подобно св. Макарию, ареопагитикам, св. Максиму, прп. Симеону, он опытно познал, что фаворское чудо есть не только прообраз будущего века, но и достояние чистых сердец в этой жизни. Спаситель берет с Собою на Фавор «лучших» учеников, избранных; это одна из мыслей литургического богословия праздника Преображения. Иными словами, этим подтверждается известный эзотеризм, известная иерархичность познавания Божественного для христиан. Равенства в познании и в Божественной жизни не существует и не может существовать, как его вообще нет в Божественном замысле. Только избранники познают высшее, только Петра, Иакова и Иоанна возводит Господь на «гору высоку», только высшим, посвященным в тайны священной исихии, дано быть участниками фаворского преображения и в этой еще жизни. Путь к этому аскетический. Плоды его несказанны. Вот примеры.

«Безмолвие состоит в обращении и собирании ума в себе. Особенно же в обращении к уму всех душевных сил и действии их по уму и по Богу... Как только душа не будет развлекаться разными образами, тогда человек с трудом найдет мир и достигнет успокоения и, насколько возможно, познает Бога, благодаря Которому oн существует. Это все превосходит его собственную природу и ведет к причастию природе Божественной, постоянно подвигаясь вперед к лучшему». Это богопричастие и осияние небесным несозданным светом является вообще уделом святых. «Апостолы Петр и Павел светят самим наднебесным и надмирным силам (т.е. Ангелам) своим светом, “у которого нет изменения и ни тени перемены” (Иак 1, 17). Они не только выводят сидящих во тьме в этот чудесный свет, но и, распространяя свет, превращают в свет тех, кто приобщается ему, делают из них порождения совершенного света, так что каждый из них просияет как солнце в будущем Пришествии и славном явлении Начальника Света и Божественного Логоса. Будучи такими светилами друг для друга, они приносят сегодня свет и нам и просвещают Церковь».

Ту же мысль Палама высказывает, восхваляя и Крестителя Иоанна, и св. вмч. Димитрия. Св. Петр Афонский «преодолел человеческое естество и достиг божественного изменения для сверхъестественного совершенства».

В обожении, начинающем таким образом осуществляться уже здесь, на земле, но имеющем быть завершенным только в Царстве Славы, исполняется замысел Божий о человеке. «Создавший сердца всех (см.: Пс 32, 15) и явившийся нам во плоти желает теперь воссоздать в нас погибшие сердца такими, какие Он первоначально при создании всадил в наши души. Ибо Он создал начальный образ, соответствующий будущему учению, а потом приносит учение, соответствующее изначальному созданию, ничего другого не производя, как очищение красоты создания, омраченного приятием греха». Христос избрал Своих апостолов из бедных, невежественных и простых людей, но и беднейший, простейший, невежественнейший, если он показывает готовность и надлежащую заботу о красоте, может не только познать Божественное учение, но и сам по благодати стать учителем». В этом Палама видит осуществляющееся наше усыновление Богом, или, иначе, обожение нас.

Важно, что человек при духовном совершенстве может стать выше Ангелов, светить самим Ангелам. Не только Ангелы суть «вторые светы», отражающие первый, Божественный свет людям. И сам человек может подняться выше Ангелов, сам стать непосредственным причастником Божественного светолития. Не только в ипостаси Богочеловека человеческое естество превознесено выше ангельских чиноначалий (литургическое богословие праздника Вознесения), но и самому человеку как таковому возможно превосходить Ангелов благодатным светом.

Вспомним, что для Паламы человек в известных отношениях выше Ангелов, больше, чем они, создан по образу и подобию. Иерархизм от этого не нарушается. Иерархия наблюдается не в степени бесплотности, а в степени соответствия и зрелости к восприятию Бога, к обожению. Ангелам дано быть только отражателями света, а человеку предуставлено стать Богом. Божественный Логос не стал Богоангелом, а Богочеловеком. Человек от вечности во всей своей полноте, то есть во всем своем психофизическом составе, божественен. До такой возвышенности мысли о человеке не доходила ни одна богословская система вне Православия.

Ко всему сказанному об обожении в учении свт. Григория Паламы следует добавить некое замечание характера филологического. Понятие теозиса стало с IV века особенно близко уму православных богословов. Этим словом и производными от него пользуются начиная со св. Афанасия все писатели Восточной Церкви. Но кроме терминов обожение, боготворение, богоподобие и т.д., святые отцы иногда, а Палама чаще всех, употребляют еще и выражение богопричастие. О значении, которое ему придавали отцы и писатели Церкви, считаем полезным сказать несколько слов.

Насколько нам известно, слово это новое. Древний мир его не знает. В обычных школьных лексиконах его поэтому и нет. В русских переводах, поскольку те творения святых отцов, где оно встречается, переведены на русский язык, оно в переводе святителя Григория Богослова означено словом, литературно совершенно неприемлемым: «купно Бог»; а в переводе святого Иоанна Дамаскина проф. А.Бронзова как «причастный такому же Божеству».

Насколько нам известно, это выражение было впервые сказано святителем Григорием Богословом в его слове 45-м «На Святую Пасху»; затем мы его находим в ареопагитиках, у св. Максима Исповедника, у св. Анастасия Синаита, у св. Иоанна Дамаскина, у Феофана Керамевса, у Феофана Никейского и, наконец, у свт. Григория Паламы. Значение, с которым оно употреблялось, неодинаково.

Один смысл ему придается ареопагитиками. В главе I, §5 «Об именах Божественных» сказано: «…когда мы излагаем богословские описания, как-то: Единое, Непознаваемое, Сверхсущее, Самоблагое, что и есть Бог на самом деле, то Троическую Единицу, равнобожественную и равноблагую, мы ни выразить словами, ни понять не можем». Совершенно ясно, что это выражение («равнобожественная») относится ко всей Святой Троице. То же значение ему придано в соответствующей схолии св. Максима Исповедника: «...равнобожественной он (Дионисий) называет Всесвятую Троицу».

Совсем иной смысл, христологический, дается этому слову у всех других упомянутых писателей. У свт. Григория Богослова в 45-м слове «На Святую Пасху» сказано в истолковании текста Исхода (12, 5) о пасхальном агнце: «Агнец совершенен не только по Божеству, в сравнении с Которым ничего нет совершеннее, но и по воспринятому естеству, которое помазано Божеством и стало тем же с Помазавшим и, осмелюсь сказать, богопричастным». Св. Иоанн Дамаскин в первой главе третьей книги «Точного изложения» ссылается на это место: «...должно знать, что о плоти Господа говорится, что она не по причине превращения естества, или перемены, или изменения, или слияния обожествлена и сделалась причастной такому же Божеству и Богом; как говорит Григорий Богослов, “из чего одно обожествило, а другое обожествлено и, отваживаюсь говорить, причастно такому же Божеству”».

Далее Дамаскин развивает мысль о соединении природ в ипoстаси Спасителя, пользуясь обычными в патристике со времен Оригена, Кирилла Александрийского и Феодорита Кирского сравнениями раскаленного железа или угля.

Св. Анастасий Синаит (VII в.) пишет: «...поэтому и всесвятое тело Христа мы называем Божественным, и все телесное Божественным, и пречистую Его душу собожественною, и все, что свойственно душе, — Божественным и богопричастным».

Феофан Керамевс, епископ Россанский в Калабрии (XII в.), в «Беседе 36» говорит: «Воспринятое человеческое естество, непосредственно соединенное с Божеством по Ипостаси, сделалось богопричастным, не переменившись в естество Божества».

Феофан, митрополит Никейский, современник Паламы, в письме III, §4 пишет о том, что «в Своем вочеловечении Логос сделал богопричастным это наше смешение, т.е. Им воспринятое естество».

Итак, во всех пяти последних текстах интересущее нас слово имеет значение христологическое. Совершенно с тем же содержанием находим мы его и у свт. Григория Паламы. Это выражение нам удалось встретить в его творениях, бывших в нашем распоряжении, восемь раз. В сущности это надо свести к семи текстам, так как один раз оно встречается в «Исповедании православной веры» как дублет 8-й беседы, сказанной в первую неделю поста. Вот эти примеры.

В беседе 4-й Палама говорит: «...слава Его Божества при первом Пришествии была скрыта под телом, которое Он от нас и ради нас воспринял, а теперь она скрывается на небе у Отца с богопричастною плотию; тогда же, т.е. при Втором Пришествии, Он откроет Свою славу». В беседе 8-й: «...явившись после воскресения и вознесшись на небеса и воссев одесную Отца, Он сделал наше тело, как богопричастное, равночестным и сопрестольным Отцу». То же и в «Исповедании веры». В беседе 14-й: «Настолько велико, Божественно, несказанно и недомыслимо то, что наше естество становится богопричастным и благодаря этому нам дается возможность восхождения к лучшему; и это оставалось поистине непознаваемой и от вечности скрытой тайной для святых Ангелов и для людей и для самих пророков-духовидцев». В беседе 19-й: «Один Он, воскресив Себя на третий день, не возвратился снова в землю, но вознес на небо наше смешение и, как богопричастное, сделал его сопрестольным Отцу». В беседе 21-й: «Слово Божие, ипостасно соединив с Собою наше естество... и очистив его чудесным и неприступным огнем Своего Божества от всякого страстного расположения, соделало его богопричастным и как бы раскаленным». И несколько дальше: «Господь... вознесся во славе и вошел в нерукотворенную Святая Святых и сел одесную величества на небесах, соделав тело, как богопричастное, сопрестольным Отцу». В 42-й беседе: «Господь прикоснулся к одру (сына наинской вдовы), чтобы показать, что Его собственное тело, как богопричастное, имеет животворящую силу, и сказал: “Юноша! тебе говорю, встань”».

Из приведенных ссылок явствует, что термин богопричастный употребляется Паламою в его христологическом значении, применительно к человеческой природе Христа. В силу своего обожения это естество возносится Спасителем на Престол горней славы. Палама подчеркивает, что плоть Спасителя стала богопричастною не только после вознесения на небо, но и в течение земной жизни, как им говорится в чуде воскресения наинского юноши.

Из сказанного ясно, что это естество могло стать обоженным только потому, что к этому оно было от вечности предрасположено и предназначено. В плане творения в мире Божественных логосов о мире и человеке нашему естеству дано и предуказано быть плотскою одеждою Спасителя. Богопричастным по своему замыслу наше естество было, следовательно, еще в Предвечном Совете Божием.

Это слово можно переводить на русский только как «богопричастный», но никак не «равнобожественный», по аналогии с «единосущный». «Равнобожественный» можно допустить только в словах св. Дионисия Ареопагита и св. Максима Исповедника, где говорится о «равнобожественной Троице». Если же так же переводить это слово и в его христологическом применении, то мы ему придадим расширительный смысл, на что нас никак не уполномочивает самый смысл рассматриваемых текстов. Если бы это слово в самом деле толковать как «равнобожественный», то естеству человеческому или плоти Спасителя было бы придано единосущное Богу значение.

Отцы, нами цитированные, говорят о богопричастности плоти Христовой. Из этого следует, что наше естество было от вечности к этой богопричастности предназначено, почему и можно говорить о вечном богочеловечестве. Но из этого ни в коем случае нельзя сделать вывода о единосущности человеческой природы природе Божественной, что, однако, имело место в истории догмы. Свт. Афанасий в «Послании к Эпиктету, епископу Коринфскому» обличает именно тех, кто думал, что «тело, рожденное от Марии, единосущно Божеству Слова». Это значило бы, что «Само Божество, Единосущное Отцу, было обрезано и из совершенного стало несовершенным». «Само Слово не изменилось в плоть, — говорит свт. Афанасий, — но явилось во плоти». «Для человеческого тела произошло великое присовокупление от общения и соединения с ним Слова. Ибо из смертного оно стало бессмертным; будучи душевным, стало духовным; быв от земли, прошло небесными вратами». «Тело, будучи храмом Слова, исполнено было Божества».

В заключение напомним еще, что человек не есть только факт этого эмпирического мира, но и имеющая быть осуществленной идея, имеющий раскрыться замысел Божий о лучшем из Его созданий. Словом Божиим творится этот мир. Бог произносит Свое слово «да будет» — и возникают одни за другими части и циклы этой вселенной. Бог, Святая Троица, увенчивая это мироздание, произносит Свое зиждительное слово: «и сотворим человека». И на это повеление быть человек призван привести в исполнение это задание, раскрыть этот замысел, осуществить от вечности предсуществовавшую идею. На зиждительное слово человек должен отозваться. Бог ждет этого ответа человеческого. Человек потому-то и ответствен, что ему, как словесному и разумному существу, надлежит ответить Богу, ответить всем своим бытием, всей полнотою своей человечности. И благодаря вочеловечению Слова, Его добровольному ограничению Самого Себя, благодаря, скажем словами о. Павла Флоренского, идее о смирении Божием, о самоумалении Божием, «эта идея впервые дала почву для признания твари самостоятельною и потому нравственно ответственною за себя перед Богом». Поэтому верно отмечает Эмиль Бруннер в лучшем произведении, какое дала западная мысль по христианской антропологии за последнее время: «Человек есть сущность “богословская”, создание, назначение которого есть “пребывание-в-Слове-Божием”. Человек во всем, что он есть, что он делает, говорит и думает, дает ответ на зиждительное слово. И не только дает ответ, но и сам есть этот ответ. Человеческое бытие поэтому, в отличие от всякого иного бытия, есть бытие ответственное».

Человек ответственен пред Богом в исполнении и раскрытии того замысла, который Богом изволен от вечности. Человек, как «богословесное» существо, призван жить и ответить на это слово о бытии. Свою задачу он призван исполнить творчески, то есть разумно и свободно. Призван творить в области нравственной, духовной, интеллектуальной, эстетической. Призван встать и идти по тому пути, который указан ему Богочеловеком, сказавшим о Себе Самом: «Аз есмь путь, истина и жизнь».

Куда ведет этот путь? Ответить можно одним словом: к обожению. Или скажем предсмертными словами самого святителя Григория Паламы: «В горняя... в горняя... к Свету».

pravoslavie.ru

Сотворение мира / Православие.Ru

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

(Быт 1, 1–2).

    

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев. День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773–1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам. Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки, но никогда не период времени. Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий: «И бысть вечер, и бысть утро, день един... определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю.

Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости»[1].

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы. Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста. Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3–5).

По Божественному повелению возник свет. Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим, что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20–24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Сотворение мира. День 1,2,3. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева     

Свет был создан Божественным словом, обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер, а потом утро. По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь... и назвал... твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо. Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие, ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7–9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

Произвести растительный мир Творец повелел земле. Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их. Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Сотворение мира. День 4,5,6. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева     

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года, упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20–21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24–31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет... Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек. Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека. Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21–22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна. Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке, мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

Сотворение мира. Сотворение человека. Храм Рождества Богородицы в Костино     

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным. Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой, а для христиан является днем воскресным.

pravoslavie.ru

Религиозный смысл открытия в астрономии черных провалов

Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Среди многих трудных вопросов, возникающих при чтении Священного Писания, для человека с современным научным мировоззрением одним из труднейших является понимание слов Господа нашего о последних моментах существования мира: «После скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф 24, 29). Или по Евангелию от Луки: «И будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лк 21, 26).

О, конечно, не «скорбь дней тех», не «страх и ожидание бедствий, грядущих на вселенную» вызывают в нас недоумение. И скорби страшных дней, и издыхания от страха и ожидания грядущих бедствий мы уже испытали, а во многих странах мира и сейчас еще испытывают люди, если не в полной мере, то в достаточной, чтобы понять, о чем тут говорит Христос, и чтобы оценить последующие ободряющие Его слова: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк 21, 28).

Но вот «солнце померкнет», «звезды спадут с неба», «силы небесные поколеблются» — все это остается для нас непонятным. Как померкнет Солнце, это колоссальное светило, в сотни тысяч раз большее Земли, о котором святой Василий Великий говорит: «Солнце, небесное светило, согласно со свидетельством Писания, чрезвычайно велико и до бесконечности больше, нежели каким представляется» («Шестоднев», беседа 6-я).

Еще непонятнее слова «звезды спадут с неба». Гигантские звезды, из которых многие в сотни раз, а некоторые в тысячи раз больше, чем Солнце, куда и как они спадут?

Ответ на эти и другие религиозно-научные вопросы отчасти дает новейшее астрономическое представление о так называемых «черных провалах» во Вселенной.

Чтобы ознакомить читателей с этой проблемой, мы даем в нашем сокращении статьи о том из «Ридерс дайджест».

ЧЕРНЫЕ ПЯТНА — ТЕМНАЯ ЗАГАДКА ВСЕЛЕННОЙ

«В этих невидимых, исчезнувших звездах, проглатывающих материю Вселенной путем невероятно мощной силы тяжести, лежит ключ к предсказанию конечной судьбы человечества» (Джон Л.Вильгельм).

Представьте себе силу, от которой ни одно вещественное тело не может уклониться. Эта сила исходит от каждой единицы материи. Она привлекает друг к другу все предметы, даже если они находятся на огромных расстояниях. Сила эта называется силой всемирного тяготения, и она возрастает по мере роста массивности притягиваемого тела и чем ближе они сходятся. Теперь представьте то место, где материя сталкивается и сплющивается до неузнаваемости, при чем атомы сжимаются в сплошную массу бесконечности плотности. Это и будет все, что осталось от исчезнувшей звезды, огонь которой выгорел и которая когда-то была такой огромной, что ее сверхтяжелая сила тяготения сдавила до размера куриного яйца, так что она фактически «исчезла».

Ученые полагают, что гигантские черные пятна подтачивают центры в большинстве галактик, в том числе и центр нашего Млечного Пути, проглатывая сразу целые звезды. Быть может, уже 90% всей массы Вселенной поглощены этими черными провалами. Быть может, загадочные «квазары», эти шумящие котлы, кипящие мощными вспышками энергии, которые мы слышим нашими радоуловителями, это огромные черные провалы, пожирающие сердцевины галактик. Г.Гурский из Гарвард-Смитского центра по изучению астрофизики выдвинул гипотезу: «Последним конечным ядерным провалом явится сама Вселенная».

Гравитация, то есть сила тяготения, обратно пропорциональна расстоянию в квадрате. Если удвоить расстояние между двумя телами, то их взаимная сила притяжения станет в четыре раза меньше. А при обратном процессе гравитационная сила будет расти с огромной быстротой.

Для образования черных провалов нужны две предпосылки: огромная масса, сконцентрированная на минимальном пространстве. Такую массу образуют гигантские звезды. Когда они стареют, их внутренние термоядерные вспышки становятся не в силах противостоять направленному внутрь гравитационному давлению внешних слоев. Эти слои начинают съеживаться, уплотняя атомы, что приводит к уменьшению размеров звезды. Закон обратной пропорции начинает бешено ускорять процесс. Атомы сжимаются все больше, гравитация растет все быстрее, что ускоряет «крушение внутрь». Процесс поддерживает сам себя в действии. Дальнейшее сжимание звезды означает дальнейшее сближение атомов, а от этого — больше гравитации. Больше сжимания… больше гравитации… больше сжимания…

Звезда, в которой все электроны оказались сдавленными в протоны, окончательно сжимается до размеров маленькой точки бесконечной плотности. Окончательное сжатие происходит почти со скоростью света и может произойти менее чем в секунду. Звезда исчезает, и рождается черный провал.

Что находится внутри черного провала, наука может только гадать. По теории относительности Эйнштейна, предсказавшей черные провалы, время и пространство в них исчезают.

Как же следует действовать при поисках на небе такого странного и притом невидимого явления? Когда звезда, сжавшись до предела, превращается в черный провал, единственное, что остается от нее, это гравитация. А гравитацию можно обнаружить, ибо она воздействует на ближайшую звезду, пробегающую вокруг по орбите. Таким образом, астрономы, используя и оптические телескопы, и рентгеновские улавливатели, тщательно подвергают обследованию небеса в поиске двойных звезд, в которых два солнца-близнеца вращаются вокруг друг друга. В случае когда одна из звезд-близнецов оказывает на другую особо мощное притяжение и при этом она компактна и не светит, то этот темный спутник является черным провалом.

Для дополнительного обнаружения черных провалов можно произвести и другое испытание. Каждая звезда испускает во все стороны обильные излучения. Материя же, которую в невероятно быстром процессе засасывает черный провал, нагревается до биллиона градусов. Световые лучи, как подвергающиеся действию силы притяжения, не излучаются черным провалом. Но рентгеновские лучи интенсивным хаотичным потоком рассеиваются от черных провалов по Вселенной и могут быть обнаружены. Однако рентгеновские лучи с трудом могут быть обнаружены на Земле, так как они поглощаются атмосферой, окружающей земной шар. Поэтому для лучшего обнаружения рентгеновских лучей улавливатели этих лучей должны устанавливаться на борту ракет, проносящихся над воздушной оболочкой Земли.

Такой аппарат был недавно послан американцами из Кении, и он подтвердил наличие черного провала в созвездии Лебедя, в звезде «Х-1».

Локализованный таким образом объект оказался темным спутником гигантской звезды, чьи размеры в двадцать раз превышают размеры Солнца. Черный провал, в свою очередь, в пятнадцать раз массивнее Солнца и вращается в пять с половиной дней вокруг звезды на расстоянии около 13 миллионов миль.

Ученые предполагают, что только в одной нашей Галактике имеется около 10 миллионов черных провалов, засасывающих звезды.

Вот уже свыше полувека мы знаем, что Вселенная расширяется, и все ученые соглашаются, что эта экспансия является результатом первозданного взрыва, разорвавшего на части гигантское космическое ядро, состоявшее из материи, из которой все образовалось. Будет ли Вселенная продолжать расширяться вечно? Или же гравитационное притяжение звезд и галактик остановит эту экспансию и заставит Вселенную начать стягиваться? Уравнения Эйнштейна предсказывают, что Вселенная в один прекрасный день поступит именно так, то есть начнет сжиматься.

В настоящее время астрономы не обнаружили в космосе достаточно материи, чтобы развить достаточную гравитацию для остановки экспансии и поворота к сжиманию. Однако многие астрономы считают, что недостаток массы наличествует в черных провалах. Если это так, то в какой-то момент Вселенная начнет со страшной скоростью сжиматься до самоуничтожения. При этом не только будет разрушена вся существующая материя, но будет ликвидировано и пространство и время. Даже если Вселенная не превратится в мгновение ока в один сплошной черный провал, то она все же в конце концов исчезнет в миллионах черных провалов, которые и сейчас уже пожирают галактики, разлетаясь с ними в разные стороны.

Вера, религиозная вера в человечестве падает. Это предвидел Господь, когда со скорбью сказал: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк 18, 8). Причину этого Господь объясняет другим Своим не менее скорбным предсказанием: «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф 24, 12). Но до конца веков Господь не хочет принуждать людей к вере ни поражающими знамениями, ни устрашающими чудесами. Как зеницу ока Он бережет свободную волю человека.

Но и не оставляет Он маловерное, колеблющееся, соблазненное врагами Божиими современное человечество без подкреплений, без поддержки веры. Еще никогда не являлось столько подтверждений тех или иных пунктов нашей веры, как теперь. И подтверждения эти появляются преимущественно для тех пунктов веры, которые в наибольшей степени подвергаются нападкам, клевете или сомнениям.

В 1947 и 1952 годах были открыты в Палестине драгоценные клады древних Писаний Ветхого Завета, давшие яркую картину духовных переживаний в период накануне Рождества Христова.

Многие топографические указания Ветхого Завета подтверждаются сейчас исследованиями в Израиле. Остававшиеся непонятными до начала этого века упоминания о хеттеях в Ветхом Завете, начиная с Книги Бытия, особенно ужас пред хеттейским могуществом в 4-й Книге Царств (7, 6), разъяснились в ХХ столетии благодаря многочисленным открытиям — раскопкам городов великой Хеттейской державы.

Но, может быть, самой значительной, хотя и страшной поддержкой нашей веры за последние десятилетия является открытие черных пятен, или провалов, и их потрясающая роль в судьбах мира.

Исконный классический образ ада стал настолько привычным нашим современникам, что даже верующие люди позволяют себе плоские шутки об «адских сковородках», и спасительный страх пред адом, особенно необходимый в наше религиозно упадочное время, очень потускнел. И вот, чтобы обновить страх перед адом, Господь раскрывает пред взорами человеческими страшный образ черных провалов, поглощающих всю Вселенную.

И пусть не служит к уменьшению спасительного страха мысль о том, что астрономические процессы происходят медленно, на протяжении миллионов лет. Да, процесс засасывания Вселенной в черные провалы может растянуться на миллионы лет. Но он может произойти в одну секунду, в долю секунды, ибо, по свидетельству Эйнштейна, чудовищное сосредоточение массы в черном провале искривляет время и пространство, и время исчезает. В этом утверждении современного знаменитого физика и математика мы узнаем слова Апокалипсиса: «Времени уже не будет» (Откр 10, 6).

Конечно, это новейшее астрономическое представление живописует катастрофу только материального мира. Засасываются в черные провалы предельно разложившиеся материальные атомы. Для нас же, христиан, ад — это место по преимуществу духовное, место мук душ, а не тел, не атомов человеческих. Но это так лишь до Страшного Суда Божия, до воскрешения тел усопших. И вот окончательная участь всего материального, телесного мира ярко и жутко иллюстрируется представлением о черных провалах.

Особенный ужас вызывает обреченность, неизбежность всасывания всего материального мира в эти адские провалы.

Представим, каковы будут переживания человечества, когда оно узнает, что Солнечная система попала в поле притяжения черного провала и затягивается в него, что заметное потепление на Земле указывает на начало все ускоряющегося процесса сгорания Вселенной, на исполнение слов апостола: «Земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет 3, 10).

Если вдуматься, становится понятным, почему до последнего времени Господь не открывал человечеству этой страшной тайны. Пока люди жили более или менее в страхе Божием, в страхе тех описаний ада, которые нам оставило Священное Писание, люди не нуждались в дополнительной жути представления о черных провалах.

Господь не захотел, раньше наступления необходимости в этом, подвергать людей «издыханию от страха и ожидания грядущих бедствий».

На фоне этих представлений победоносно встает исконный от древних лет и доныне влекущий светлый образ Христа Спасителя, единственного, Кто в силах остановить жуткий процесс и даровать человечеству и всему земному миру, вместо безысходной тьмы провала, свет «нового неба и новой земли, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр 21, 1).

Блажен тот, кто в эти грядущие страшные дни сумеет найти ободрение в словах церковной молитвы, читаемой православными христианами по утрам: «Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. ...вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель». И хочется надеяться, что новооткрытое жуткое представление разогреет и усилит древнехристианское чувство, выраженное последними строками Апокалипсиса: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Архиепископ Нафанаил (Львов)

25 / 01 / 2007

Смотри также:Встреча с Православием

 версия для печати

pravoslavie.ru

«Свет во вселенной»

В греческом городе Волос прошел концерт-конференция с участием детского хора «Отрада» Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря …

20 июня в Греции в г. Волосе в духовном центре при храме святых равноапольстольных Константина и Елены состоялось уникальное мероприятие – концерт-конференция  «Свет во вселенной», являющееся уже несколько лет настоящим духовным событием в Греции, – это вселенская проповедь о любви и единстве Православия, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. 

Концерт-конференция состоит из двух частей – первая часть посвящена выступлению правящего митрополита, архиепископа и других духовных лиц, вторая часть включает в себя выступление детского хора «Отрада» при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре. Заключительное слово произносит о. Ефрем.

Выступления девочек приюта «Отрада», объездивших за последние 10 лет с концертами всю Европу, являются проповедью любви ко Христу. Идея духовного проекта «Свет во вселенной» возникла именно тогда, когда о. Ефрем, посетив Свято-Никольский Черноостровский монастырь, увидел и услышал в творчестве детей эту проповедь. 

С начала возникновения проекта концерты прошли в городах Афины (2011 г.), Салоники (2013 г.), Патры (2014 г.), собирая до трех  с половиной тысяч зрителей, - тех, кто пришел услышать слово о спасении и увидеть воплощение слова Господа «Потому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин.13, 35) и «Да будут едино» (Ин. 17, 11).

Торжественное открытие мероприятия началось с приветственного слова высокопреосвященнейшего Игнатия, митрополита Димитриадского и Алмирского, затем продолжилось выступлением  игумении Николаи, в котором она поблагодарила греческий народ за гостеприимство и о. Ефрема за отеческую любовь и духовную поддержку в молитвенной надежде «единым сердцем и едиными устами» прославлять Бога. Девочки хора «Отрада» исполнили русские народные песни и танцы, классические произведения, а также греческий фольклор и танцы в сопровождении греческого народного ансамбля Христоса Тсамулиса и известной певицы Кети Кулья. 

В заключительном слове схиарх. Ефрем поблагодарил Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь за долговременное сотрудничество и отметил глубокое духовное единство двух православных народов – России и Греции – через эти две святые обители – Ватопед и Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь. Как отметил старец, девочки своим творчеством приносят современному потерянному человеку глубину веры, радость и любовь. Проникновенно благодатный дух концерта наполнил всех присутствующих, и сердца людей разных народов были переполнены любовью, благодарностью и чувством единства с Богом.

С уверенностью можно сказать, что проект «Свет во вселенной», путешествуя по Греции, восстанавливает веру и надежду в опустошенных сердцах многих современных духовно ослабленных людей.

Девочки православного хора «Отрада» несут проповедь Христовой любви и духовного единства людям во всем мире. Они открытым сердцем преумножают любовь и отдают ее всем – по слову митрополита Игнатия, «ангелы из России спустились к нам в Волос», светлыми лицами и чистыми сердцами славить Бога и проповедовать любовь. 

В наше непростое время, когда дух разделения и вражды так силен в мире, нам очень нужны любовь и единство, чтобы укрепилось Православие и проявилось величие Божьего Откровения. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «сохранение и укрепление единства Церкви является первостепенной задачей, которая лежит в основе всего нашего служения».

    

www.pravoslavnye.ru

Свет разума / Православие.Ru

Фото: Лилия Ломова     

“Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума” — поют в эти святочные дни в Церкви. О каком разуме идет речь? Мы привыкли видеть, как вера и разум разделяются, иногда даже противопоставляются. Было бы понятно, если бы Церковь пела о том, что миру воссиял свет веры. Но разума?

Дело в том, что в наше время “разум” понимается не так как в библейские времена, и не так, как во всех традиционных культурах.

Для абсолютного большинства человеческих цивилизаций — для древних индийцев, китайцев, римлян, греков и всех остальных — мир был осмыслен, в нем было предназначение и цель, закон и порядок, гармония и иерархия. Человек был призван увидеть этот порядок, прочесть в нем свое предназначение и жить сообразно этому. Именно в этом и состоял разум — в осознании реальности и в способности найти свое место в ней, исполнить свою партию в грандиозной симфонии бытия. Разум позволял находить правильный путь, отличать добро от зла, быть тем, кого Конфуций называл “благородным мужем”, человеком, занимающим свое место и достойно исполняющим свои обязанности.

Библейское понятие “мудрости” следует этой общечеловеческой интуиции, но подчеркивает, что источник нравственного порядка в мироздании — Бог. Поэтому “Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум; (Прит.9:10)”. Замысел, реальность которого угадывали все народы, имеет Автора, и этот замысел простирается на каждую человеческую жизнь. Как говорит псалмопевец, “Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Пс.138:15,16)”.

Поэтому в рождении Младенца нам воссиявает именно свет разума — в нем мы обретаем мудрость и видим, для чего мы созданы. Почему такое понимание разума в наши дни кажется необычным? Мы живем в мире, глубоко отравленном атеизмом; а это мировоззрение, согласно которому, по словам Ричарда Докинза, “во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого и безжалостного безразличия”. В рамках этого мировоззрения человек просто не может быть мудрым в традиционном смысле слова — он не может жить сообразно нравственному порядку мироздания, потому что такого порядка просто не существует. Он не может соответствовать замыслу о нем, потому, что о нем нет никакого замысла. Он не может различать добро и зло, потому что никакого объективного добра и зла нет. Разум не может определить, каков смысл и цель жизни — потому что никакой объективной цели и смысла у нее нет. Да и сам разум — не больше чем совокупность электрохимических процессов в коре головного мозга. Сейчас твердых атеистов немного; тех, кто продумывает свое атеистическое мировоззрение сколько-нибудь серьезно — еще меньше. Но слово “разум” употребляется именно исходя из атеистической картины бесцельного и бессмысленного мира. Но какова вообще может быть роль разума в таком мире? Дэвид Юм, неверующий философ эпохи Просвещения, выразил ее достаточно откровенно: “Разум является и должен быть рабом страстей, и никогда не должен притворяться, что может не только подчиняться и служить им”. Разум носит чисто инструментальный характер — он предназначен для того, чтобы отыскивать пути к осуществлению наших желаний. Разумны ли сами эти желания? Справедливы ли? Добры ли? В мироздании без Бога, без цели, без замысла сами эти вопросы лишены смысла.

Если для традиционного мышления (и не только христианского) наши желания должны были приводиться в послушание разуму, то в современном восприятии разум есть слуга желаний. “Умным” называют человека, способного использовать свои способности для достижения своих целей — чаще всего богатства и власти. Разумны ли сами эти цели? Многие просто не поймут вопроса.

И вот в Рождестве Христовом миру — и тогдашнему миру, и миру нынешнему — воссиявает свет разума. Того разума, который дает нам понимать нашу цель, наше предназначение и наше подлинное счастье.

pravoslavie.ru


Смотрите также