Авторизация

Праздник рождества пресвятой богородицы в 2020 году


Собор Пресвятой Богородицы в 2020 году: какого числа, традиции

Сегодня, 8 января празднуют большой церковный праздник Собор Пресвятой Богородицы в 2020 году. Его отмечают на следующий день после светлого праздника Рождества Христова. С хвалебными и благодарственными песнями Православная церковь обращается к Богоматери. Как праздную праздник, когда и что нужно делать в этот день узнаем из нашей статьи. Кроме этого, вы узнаете историю этого великого церковного праздника, что нельзя в этот день делать.

В православии отмечают множество празднеств, которые посвящены Богородице, к ним относится и Собор Пресвятой Девы. Ежегодно 8 января все православные люди восхваляют Деву Марию за Ее великие поступки, верность Богу и жертвенность.

Собор Пресвятой Богородицы в 2020 году: какого числа

Собор Пресвятой Богородицы один из больших церковных праздников, посвященных Богоматери. Он всегда празднуется 8 января. В этот день православные вспоминают об основной заслуге Девы Марии, то есть о том, что именно она стала матерью Спасителя.

В этот день верующие люди вспоминают о том, на какие жертвы пришлось пойти Пресвятой Деве, чтобы заслужить благословение Господа и стать избранной Матерью Божией. Именно в воспевании Пресвятой Богородицы заключается для православных празднование этого дня.

8 января 2020 года в Собор Пресвятой Богородицы верующие люди поспешат в храмы, чтобы прочесть благодарственные молитвы Богоматери.

Собор Пресвятой Богородицы 8 января 2018 года это своего рода еще один День матери. Поэтому в этот день нужно не только отдавать дань памяти Богородицы, но и чествовать своих матерей.

История возникновения церковного праздника

Собор Пресвятой Богородицы имеет достаточно древнее происхождение. Установление сей религиозной даты произошло, когда христианская Церковь, по сути, только начинала свое формирование.

Первые упоминания о празднике Собора Пресвятой Богородицы относятся к IV в. н.э. Они обнаружены были в поучениях Амвросия Медиоланского, Епифана Кипрского и Августина Блаженного, посвященных Рождеству Христову.

В данных «лекциях» восхваление Иисуса Христа плавно перемежается с прославлением произведшей его на свет Богородицы. Официально праздничную дату установили в 681 г. на Шестом вселенском Соборе. Указание на это событие и сам христианский праздник содержатся в правиле 79 документа, относящегося к данной своего рода религиозной конференции.

Собору Пресвятой Богородицы, как и большинству христианских дат, связанных, так или иначе, с личностью Девы Марии, посвящена икона. Она представляет собой символический вариант иконы «Рождество Христово».

В центре композиции находится Богоматерь с Иисусом-младенцем на руках, сидящая на троне. Вокруг нее изображены ангелы, волхвы и пастухи, а еще Отцы Церкви и христианские гимнографы, восхваляющие Пречистую. Иконография Собора Пресвятой Богородицы сербского происхождения. На Руси она известна с XIV столетия.

Суть праздника Собор Пресвятой Богородицы

8 января – день, когда весь православный мир вспоминает о Деве Марии как о матери Иисуса Христа: сына Божьего, Спасителя человечества, Мессии.

Эта земная праведная женщина была избрана Творцом для рождения человека, в котором воплотился сам Господь и его замысел; человека, коему небо уготовило необычную и одновременно с тем великую по своей сути судьбу – искупление человеческих грехов путем принесения себя в жертву.

Именно в честь предназначения избранной, что Дева Мария с достоинством и не без помощи Божьей воплотила в жизнь, пронесла сквозь годы своего земного существования, и установила христианская Церковь столь важный религиозный праздник — Собор Пресвятой Богородицы – 8 января, сразу после Рождества Христова.

Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Господу Иисусу Христу.

В это день священнослужители и верующие обращаются к Богоматери с торжественными хвалебными песнопениями, благодарственными речами. В храмах проходят службы, как и за день до сего праздника, в рамках которых непременно звучит наполненный неподдельной радостью тропарь: «Пречистая Богомати, Богородица, Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, дары ти приносят, Госпоже, многи мирстия людие. Узы наша грешныя раздери Своею милостию и спаси души наша».

Дата сия отмечается в соответствии с церковной традицией: вспоминать после важного события, посвященного Богу, Сыну Божию, или с ним самим прямым образом связанного, лицо, сыгравшее главную роль в том, что событие это произошло.

Собор Пресвятой Богородицы – не единственный праздник, совершаемый по такой специфической схеме. Есть, к примеру,

Забудьте навсегда о проблемах с давлением! У Большинство современных лекарств от гипертонии не лечат, а лишь временно снижают высокое давление. Это уже неплохо, но больные вынуждены принимать препараты до конца жизни, подвергая свое здоровье нагрузке и опасности. Для исправления ситуации был разработан препарат, который лечит болезнь, а не симптомы. Подробнее »
  • Собор святого Иоанна Крестителя, отмечаемый на следующий день после Крещения Господня;
  • Собор Архангела Гавриила, установленный сразу же после Благовещения Пресвятой Богородицы и т.д.

Следует отметить, что праздник 8 января посвящен не только памяти Девы Марии, как матери Иисуса Христа, но также и некоторым лицам, имевшим прямое отношение к Пречистой при ее жизни на грешной земле. В составе Собора Пресвятой Богородицы, таким образом, чествуют память:

  • святого Иосифа Обручника, называемого так, потому что он по благословению первосвященника обручился с Девой Марией, дабы защищать ее чистоту и девство;
  • царя Давида, являвшегося предком Иисуса Христа по плоти;
  • святого Иакова, сына Иосифа Обручника от первого брака, который вместе с отцом участвовал в сопровождении Богородицы со младенцем Иисусом во время бегства в Египет.

Традиции и обряды праздника

Народное название праздника: День повитух. Бабьи каши. День Киккской иконы Божьей матери.

На Руси в этот день отмечали бабий праздник, или праздник каш. В этот день славили повивальных бабок и рожениц. Женщины брали своих детей и с подарками и поздравлениями шли к повитухам, которые помогали им при родах. Те, в свою очередь, угощали гостей кашей. В это же время родился и обычай, связанный с христианством: женщины приходили в церковь с заранее испеченными пирогами, чтобы преподнести их Богородице.

Вообще, повивальная бабка в любой деревне пользовалась большим уважением. Повивальной она называлась потому, что умела правильно «свить» новорожденного пеленками, чтобы он не вырывался и спал спокойно. Повитухи были знатоками по части женских и материнских забот. Недаром говорили: «Бабка походит — всему делу пособит». Отмечали и их мастерство: «У всякой бабки свои ухватки».

Повивальные бабки много знали о жизни, и славяне особо их почитали. В день Бабьих каш принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно в этот день к бабкам рекомендовалось ходить будущим мамам и молодым девушкам.

Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы.

Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело.

При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье — повиванье — утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертника, бабка радела о легких родинах.

А еще, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном — на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь».

И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!». И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке.

А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко — будет Ермошка. Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — быть свадьбе!».

И так ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.

Собор Пресвятой Богородицы: что нельзя делать

Как и в многие другие религиозные праздники, в Собор Пресвятой Богородицы нельзя работать. Но в этот раз такое запрет в основном касается беременных девушек и будущих отцов. Если работать в Собор Пресвятой Богородицы, то ваш ребенок может родиться с различными физическими отклонениям.

Помимо этого, девушки, которые должны были скоро родить в этот день навещают баб-повитух, которые принимали у них роды, угощают ужином, а также заказывают в церкви панихиды по умершим. Если этого не сделать, то роды могут пройти очень сложно.

Народные приметы на 8 января

В этот день продолжаются святки. Девушки начинают гадать. В народе 8 января называют «Бабьими кашами». Это праздник рожениц и бабок-повитух. В этот день обычно занимаются столярными работами. Также 8 января женщины берут ложку, ходят в гости и едят кашу, которую хозяева дома (как правило, родственники и друзья) специально готовят для такого случая.

В праздник часто играют на музыкальных инструментах, развлекаются и веселятся. Верующие 8 января молятся Святому пророку Давиду, который известен как покровитель музыкантов.

Также он помогает справляться с гневом и искоренять в себе излишнюю злобу. Кроме того, ранее на Руси считали, что Давид, играя на гуслях, своим пением защищает человека от разбойников и диких зверей, которые могут встретиться ему на пути.

8 января отмечается Собор Пресвятой Богородицы. Считается, что в этот день загадочные Святки вступают в свои права. Во многих домах продолжаются праздничные посиделки.

На Руси верили в приметы:

1. Если в этот день будет вьюга и мороз, значит, лето будет холодным

2. Если человек родился 8 января, значит, он будет хорошим мастером. Ему рекомендуется носить алмаз в качестве талисмана

3. Повитухам 8 января полагается дарить материю и полотенца – «на легкую дорогу» принятыми ими детьми. Кроме того, повитухам приносят угощения, что сулит дарителям счастье, а женщинам – легкие роды.

4. Маленького ребенка в этот день поднимали выше собственной головы, чтобы он рос высоким, крепким, красивым и здоровым

5. В день 8 января нельзя покупать веревки или изделия из них, поскольку это может привести к тому, что в семье кто-нибудь повесится

6. Нельзя 8 января готовить, и есть кисель – это к покойнику

7. Колядовщиков, пришедших в дом, нужно обязательно впустить и угостить вкусной едой, что принесет хозяевам дома счастье и благополучие, мир и покой в семье

8. Если за окном снег и мороз – примета к тому, что лето будет ненастным и холодным

9. Если утром солнечно и ясно – жди хороший урожай проса

10. Если 8 января пригорела каша – быть снегопадам

11. Стаи ворон летают над головой – будет вьюга

12. Если щебечут синицы – жди ночных заморозков

13. Если из дома в день 8 января вынести разбитую посуду или другой ненужный хлам – в семью придет несчастье

14. Если в печи горит белое, а не красное пламя, скоро потеплеет

15. Если услышал пение зяблика – скоро будет оттепель

16. Снег 8 января прилипает к ладоням – жди тепла

17. Северный ветер принесет с собой холод и стужу

18. Если после заката 8 января небо окрашивается в красный цвет – жди лютых морозов

19. 8 января гадания на урожай и брак – самые правдивые

2019-year.ru

Какого числа Рождество Пресвятой Богородицы: поздравления и приметы

Ежегодно православные христиане отмечают один из важнейших двунадесятых праздников – рождение Матери Господа нашего. Вспомним, какого числа Рождество Пресвятой Богородицы 2019 года, расскажем историю и значение праздника. Познакомимся с народными традициями и обсудим приметы радостного дня.

Какого числа отмечают Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник не переходящий, отмечается каждый год 21 сентября по новому стилю, что приходится на 8 сентября по старому стилю.

  • в 2019 году 21 сентября – суббота;
  • в 2020 году – понедельник;
  • в 2021 году – вторник;
  • в 2022 году – среда;
  • в 2023 году – четверг;
  • в 2024 году – суббота.

Зная, когда поздравить с Рождеством Пресвятой Богородицы, можно составить распорядок дня и определить меню. В постные дни, приходящиеся на торжественный день, православным разрешено употреблять рыбу.

По церковной традиции праздник продолжается 6 дней с 20 по 25 сентября – сюда включены периода предпразднства и попразднства.

История праздника Рождество Пресвятой Богородицы

Впервые упоминание о дате встречается в V веке. Евангелие рассказывает о бездетной паре из Назарета – Иоакиме и Анне. Дожив до преклонных лет, пара не имела детей, но они не отчаивались и просили у Господа о послании дитя. Причем молитву возносили с обещанием посвятить ребенка служению Богу. В то время каждый еврей надеялся, что может через свое потомство попасть в царство Христа Спасителя. И все люди, не имеющие детей, считались наказанными за грехи.

В один день Иоаким принеся дары в храм, получил отказ в их принятии из-за бездетности. Анна была дома, тоже услышала отказ от первосвященника, а потом узнала, что муж ее ушел со скорбью и плачем в пустыню. Анна вышла в сад свой, села под деревом с птичьим гнездом и долго горевала, глядя на птиц: «даже у них есть птенчики, а у нас никого».

С неба спустился архангел Гавриил, сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Имя Ей будет Мария».

В это же время ангел явился Иоакиму в пустыне и сказал, что Бог услышал их молитвы и дарует благодать. Иоаким направился в Иерусалим к храму, где ему сказано было, найдет он Анну. Поделились супруги новостью, помолились и вернулись домой. За великую веру и любовь послал Бог бездетным людям дочь. Через 9 месяцев родилась Мария, о рождестве Богородицы пели птицы, радовалось небо и земля. Родители принесли богатые дары и жертвы Богу, получили благословение от первосвященника и всех людей.

В канонах Святой Церкви Анну и Иоакима называют Богоотцами, потому что от их дочери Марии родился Спаситель.

Значение праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Как родители Марии разрешились от неплодства, так и нам надо стремиться к разрешению от неплодства души, чтобы не только вслух восхвалять преславные праздники и дела, но и стараться не обидеть Бога. Православные, отдавая друг другу поздравления с Рождеством Пресвятой Богородицы должны молить Богоматерь о помощи в избавлении от тяжести душ.

Обряды и традиции в день Рождества Пресвятой Богородицы

В народе день назывался Малая Пречистая или Аспосов день. Дни накануне праздника называют Оспожинки или Госпожинки. С 21 сентября начинали собирать урожай, и размах гуляний соответствовал щедрости природы. В иной урожайный год Оспожинки гуляли неделю.

Пир разворачивали на всю деревню – варили пиво, резали скотину, готовили пироги из муки первого помола. За день или два детишки созывали на пир родных, знакомых. Причем ребятня выбирала тех, кто готов сам уплатить за угощение на празднике. Исключение касалось только зятьев, особенно молодых парней – тесть с тещей не обходили их приглашением, даже не рассчитывая на взаимность. Было крайне важно поддерживать добрые отношения между родными. Даже говорили поговорку: «Не для зятя-собаки, а для милого дитяти».

Сваты были самыми важными гостями в доме тестя и тещи. Усаживали их в передний угол под образа, кормили самыми вкусными яствами и благословляли поздравлениями с праздником.

Особенно широкие гуляния открывались в городах и деревнях, где были храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь открывали ярмарки, балаганы, начинались первые торги с нового урожая.

Рождество Пресвятой Богородицы: что можно и чего нельзя делать

Можно отправляться на церковную службу и возносить молитвы, просить у Заступницы покровительства. Считается, что 21 сентября Небеса открываются и слышат каждое слово, произнесенное от всего сердца.

Искренность, покаяние, раскаяние в грехах – православные получают возможность изменить свою жизнь и попросить прощения у Богоматери. Кроме того, надо просить прощения у родителей, молиться за их здоровье, долголетие. Обычай хороший, не стоит о нем забывать.

Запретов немного:

  • ругаться и разносить сплетни;
  • давать в долг;
  • делать тяжелую работу по дому;
  • выпивать много алкоголя;
  • в постный день есть жирные, мясные кушанья.

Церковь не одобряет массовые народные увеселения с алкоголем и призывает провести день дома, за чтением молитв.

Приметы и поверья на Рождество Пресвятой Богородицы

Считалось, что чем больше соберешь с огорода или поля 21 сентября, тем более сытым будет год. Собирали урожай с молитвою Богородице, Заступница не ругалась за труд, а радовалась.

И еще немного примет и поверий:

  1. Богатый стол и много гостей – к безбедному году. Надо ходить в гости, пробовать яства, везде благословлять и благодарить, и непременно зазывать к себе домой на угощение.
  2. Начиналось время вечерних посиделок. Первые вечера к молодежи приходили старики, учили уму-разуму, давали советы.
  3. Осенняя пора – это свадьбы. Был такой обычай, что накануне свадьбы к жениху обязательно приходили пожилые мужчины. Они учили молодого парня обращению с супругой, давали много советов для укрепления отношений и процветания молодой семьи. Этот обычай существует и теперь, но в весьма измененном виде и называется мальчишник.
  4. Молодым женщинам советовали встречать рассвет 21 сентября рядом с водоемом. Надо успеть умыться с появлением солнца на горизонте, но до его восхода. Считалось, что если умыться, то привлекательность и красота будут с девушкой еще долго.

Примет с этим днем сохранилось немало, вот несколько:

  • на Оспожинки погода – до Покрова продержится;
  • на Пречистую зарядило дождем, на Покров снег ляжет ковром;
  • если не успела до Пречистой баба перину протрясти, до Ильина дня спать плохо будет;
  • на Пречистую девкам умываться чисто – быстрее замуж заберут.

После 21 сентября заканчивалось бабье лето, начинались осенние заморозки. Ранние сумерки требовали скорого окончания работ, а долгие вечера позволяли вдоволь заготовить запасов на зиму. Крестьяне собирались в домах, общим миром квасили капусту, солили грибы, овощи.

Богослужение в День Рождества Пресвятой Богородицы

В соборах и церквях начинают в этот день богослужение. Поют тропарь, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), акафист преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век), канон патриарха Константинопольского Германа (VIII век).

Тропарь и кондак Рождества Пресвятой Богородицы

Тропарь:

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак:

Иоаким и Анна поношения безчадства,/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, / внегда звати Ти: / неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

Молитвы в День Рождества Пресвятой Богородицы

Начинаются молитвы с Величания:

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.

Молитва в день Рождества Пресвятой Богородицы:

О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнелы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще: Сла́ва прише́ствию Твоему́, Чи́стая. Сла́ва Рождеству́ Твоему́. Сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Поздравление с Рождеством Пресвятой Богородицы в стихах и прозе

Поздравления на Рождество Пресвятой Богородицы бесплатно скачать можно здесь:

От всего сердце поздравляю с этим прекрасным святым праздником! Желаю спокойствия на душе, семейной гармонии, крепкой любви и добрых намерений! Пусть Пресвятая Богородица бережет вас и близких!

**

Сегодня светлый праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. Искренне поздравляю и желаю лёгкости и праздника на душе, семейного счастья, любви и доверия, правильных жизненных решений, честности, добродушия и милосердия.

**

С Рождеством Пресвятой Богородицы! Желаю, чтобы молитвы к Богу были услышаны, чтобы каждый день случалось чудо, чтобы Господь протянул руку помощи в минуту тягот, а Ангел стоял за твоим плечом в моменты радостей.

**

Поздравляю с Рождеством Пресвятой Богородицы. Желаю светлого и доброго пути по жизни, на котором ты будешь встречать только хороших людей, желаю чистых и благих помыслов души, которыми ты будешь делать свою жизнь счастливей и радостней. Пусть каждый день приносит благодать и умиротворённость, пусть Пресвятая Богородица защитит от лиха и бед.

**

Поздравляем с Рождеством Пресвятой Богородицы. Пусть чистота и свет этого праздника наполняют вашу душу благодатью, а вера будет искренней и крепкой. И тогда в вашей жизни непременно будут случаться настоящие чудеса.

С Рождеством Пресвятой Богородицы Поздравляю сегодня вас я, Пусть хранит вас Мария от горестей,

Пусть счастливой будет семья.

Вам желаю я мира и радости, Милосердия, в сердце — тепла, Окружит Богородица радостью

И подарит вам много добра.

**

С Рождеством Богородицы тебя Поздравляю искренне, сердечно! Будут пусть чисты и нежны небеса,

И в душе покой живет пусть вечно.

Пусть здоровье не подводит никогда, Теплотой любовь пусть согревает. Поздравляю искренне тебя!

С торжеством чудесным поздравляю!

**

Сияньем небо озарилось — В этот день Богородица родилась! С праздником всех поздравляем, Мира, здравия желаем. С образом её живём, Веру в сердце мы несём. Наши души береги,

Нас спаси и сохрани!

**

Богородицы сегодня Рождество! Поздравляю! Поздравляю! Осенит тебя пусть волшебство,

Благодать повсюду окружает.

Небеса лазурной добротой Согревают пусть все время. На душе пускай живет покой,

Не тяжелым будет бремя.

Рождество Пресвятой Богородицы: картинки с поздравлениями и открытки

Открытки с Рождеством Пресвятой Богородицы:

Чтобы поздравить родного человека, можно скачать картинку с Рождеством Пресвятой Богородицы и отправить ее с пожеланиями добра и счастья.

Видео-поздравление в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Анимация в Рождество Пресвятой Богородицы наполнит душу радостью и покоем:

Даже простая открытка с Рождеством Пресвятой Богородицы бесплатно может порадовать вашего друга, дарите и будьте счастливы. В торжественный день радуется вся земля и небо, благословляя и поздравляя Богоматерь.

Рождество Пресвятой Богородицы: иконы

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы Икона Рождество Пресвятой Богородицы

Икона Рождество Пресвятой Богородице помогает каждому, кто к ней обращается с горячей молитвой. Православный христианин верит, что отведет от него Заступница беду, поможет справиться с напастями.

Храмы Рождества Пресвятой Богородицы и монастыри

Храмы, церкви, соборы в честь Рождества Богородицы строились в XII-XIV веках и сегодня мы их можем видеть в Боголюбово, Суздале, Новгороде, Пскове. В Подмоклово Храм Рождества Пресвятой Богородицы славится своими росписями и чудотворными событиями. А собор Бобренева Монастыря около Коломны выстроили в честь освобождения от татаро-монгольского ига.

Вдова великого князя Дмитрия Донского Ефросинья в 1392 году в Кремле основала Вознесенский монастырь с белокаменной церковью. Это был настоящий собор в честь Рождества Богородицы. Церковь создавалась в лучших традициях владимиро-суздальского зодчества, расписывал ее сам Симеон Черный вместе с Феофаном Греком.

Фото одного из самых красивых произведений строительного искусства – Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону.

Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону

Старообрядческие храмы Рождества Пресвятой Богородицы и монастыри

Храмовый престольный праздник отмечают все общины старообрядцев: в Новосибирске, Орехово-Зуево, Вилково. Фото храмов:

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Московской области Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Зуево Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Новосибирске

Рекомендуем к прочтению:

centro-pol.ru

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы - Лампада

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви; это один из четырех (если не считать “Господско-Богородичного” праздника Сретения Господня) важнейших — наряду с Введением во храм, Благовещением и Успением — праздников посвященных прославлению Божией Матери.

2) Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета

Церковная экзегетическая (истолковывающая духовный смысл Священного Писания) традиция видит во многих из книг Ветхого Завета пророчества о том, что в мире должна появиться чистая Отроковица, от Которой надлежит родиться Спасителю мира.

Уже в рассказе о грехопадении Адама говорится о том, что, после того как Бог узнал о совершенном против Его воли преступлении – о вкушении первыми людьми запретного плода от Древа познания добра и зла, Он возвестил им, что некогда, в будущем, “Семя (т. е. Сын) жены сотрет главу змия (т. е. сатаны)” (см. Книга Бытия 3:15). Под Семенем в церковной экзегезе принято подразумевать Христа, а под Женой — Богоматерь.

Библия повествует и о том, как ветхозаветный праведник Иаков удостоился чудесного видения лестницы от земли к небу, ведущей к самому престолу Всевышнего, по которой восходят и нисходят ангелы. Под этой лестницей также принято символически понимать Богоматерь, соединившую небо и землю, примирившую их через Рождество от Нее Богочеловека Христа (см. Книга Бытия 28:10-17).

Существует и целый ряд иных ветхозаветных пророчеств о Богоматери, которые связываются с теми или иными событиями Ее земной жизни. Они будут приведены нами далее — в их непосредственной связи с духовным смыслом уже других праздников православного богослужебного года (см., например: Книга Исход 3:1-5; Книга Числа 17:19; Книга пророка Исаии 7:14; Книга пророка Иезекииля 44:1-3).

Хотя рождение Пречистой Девы Марии и совершилось в самом преддверии явления в мир Иисуса Христа, мы не найдем какого-либо описания Ее Рождества в каноническом Евангелии. На протяжении двух тысячелетий Православная Церковь хранит повествование о Рождестве Богоматери в своей живой памяти именно как истинное Священное Предание, дополняющее и проясняющее для нас содержащийся в Священном Писании рассказ о пришествии на землю Спасителя.

Подробности события Рождества Пресвятой мы узнаем из одного из так называемых “апокрифических” (т. е. по тем или иным причинам не признанных Церковью подлинными и не включенных ею в канон Священного Писания Нового Завета) евангелий — “Протоевангелия Иакова”. Именно содержащийся здесь рассказ — разумеется переосмысленный и подвергшийся корректировке со стороны древнецерковного православного сознания — и лег в основу воспринятого Церковью христианского Предания.

“Протоевангелие” повествует о том, что некогда, — на рубеже двух эр мировой истории, разделенных рождением Христа, — в городе Назарете жили уже весьма немолодые и бездетные супруги — Иоаким и Анна. Всю свою жизнь, посвященную исполнению Божией воли и служению ближним, мечтали они и горячо молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка. Иоаким и Анна даже дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь этого младенца будет посвящена служению Богу. Наконец молитва их была услышана: дочь свою они назвали Марией (что в переводе с еврейского означает “Госпожа” или “надежда”). Эта девочка, принесшая утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным супругам, и оказалась предназначеной стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. По отцу Она происходила от царского, а по матери — от архиерейского рода.

Вот как начинается рассказ об этом в самом апокрифе: “В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение и умилостивление Господу. Наступил великий день Господень, когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против него (Иоакима) Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю. И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, говоря: поищу в двенадцати коленах Израиля, не я ли один не дал потомства Израилю. И исследовав, выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю. Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака. И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва”.

Причина подобных страданий Иоакима станет нам вполне понятна лишь тогда, если мы узнаем о тех особых чертах, что отличают ветхозаветное учение о браке и о смерти, а также о грядущем избавителе еврейского народа — “мессии”.

По представлениям древних евреев, после смерти человек оказывался в мрачном месте, в “шеоле”, чем то напоминающем античный “аид” — в безрадостном царстве мертвых. Здесь он должен был влачить беспросветное призрачное существование. Вся надежда в будущем могла возлагаться им лишь на его потомство, ибо только те, чьи прямые потомки доживут до пришествия мессии — предсказанного пророками могущественного царя и духовного вождя, призванного принести могущество и славу Израилю — обретут вечную жизнь и войдут в его непреходящее царство. Таким образом бессмертие человека, по представлениям древних евреев, напрямую зависело от того имеют ли они детей; исходя из этого важнейшей целью брака в древнем Израиле мыслилось деторождение. Именно поэтому отсутствие потомства оценивалось как Божие наказание и проклятие, лишающее человека всякой надежды на вечную жизнь.

“А жена его (Иоакима) Анна, — продолжает свой рассказ автор апокрифа, — плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: оплачу мое вдовство, оплачу мою бездетность. Но вот настал великий день Господень, и сказала ей Юдифь, служанка ее: До каких пор будешь ты терзать душу свою? Ведь настал великий день Господень, и нельзя тебе плакать. Возьми головную повязку, которую мне дала госпожа за работу: не подобает мне носить ее, ибо я слуга, а повязка несет знак царственности. Анна ответила: отойди от меня, не буду я этого делать: Господь унизил меня. Не соблазнитель ли внушил тебе прийти, чтобы и я совершила грех вместе с тобою? И ответила Юдифь: Зачем я буду тебя уговаривать? Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле. И огорчилась очень Анна, но сняла свои одежды, украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад, гуляя около девятого часа, и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил ты Сарру и дал ей сына Исаака.

Читайте также:  Неделя Святых Отец (7-я по Пасхе)

И, подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать, говоря: Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у Тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет Тебя, Господи.

И тогда предстал пред ней ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире. И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь. И пришли вестника два и сказали ей: муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо ангел явился к нему и возвестил: Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем. И пошел Иоаким, и приказал пастухам своим, сказав: приведите десять чистых без пятен агниц, будут они для Господа Бога моего, и приведите мне двенадцать молодых телят, и будут они для жрецов и старейшин, и сто козлят для всего народа. И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме…

Прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила и спросила повивальную бабку: кого я родила? Ответила та: дочь. И сказала Анна: возвысилась душа моя в этот день, и положила дочь. По прошествии дней Анна поправилась, и дала грудь ребенку, и назвала ее Мария”.

Так повествует о Рождестве Богородицы “Протоевангелие Иакова”. Именно этот рассказ и лег в основу уже собственно церковного Предания о событии Рождества Богоматери.

3) Духовный смысл праздника

“Сегодня начало спасения миру” — говорит в праздничной проповеди, посвященной теме Рождества Богоматери преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.). С точки зрения православного вероучения этот простой и безыскусный рассказ о горечи бездетности и о радости исполнения просимого у Бога — предание о Рождестве Богородицы — повествует, по сути, о событии, подведшем духовный итог всей ветхозаветной истории Израиля. Жизнь великих библейских праведников, их устремленность к стяжанию истинной святости — на фоне кровавой и страшной действительности языческого мира, на фоне ожесточенности и озлобленности поработившего себя греху человечества — неизменно служила единственной цели. Целью этой было достижение (через многие и многие поколения богоизбранного израильского народа) той подлинной внутренней и духовной чистоты человека, благодаря которой соделалось бы возможным появление на свет Отроковицы, способной воспринять и даровать миру его Спасителя — Богомладенца Христа.

В смутный и весьма неопределенный “сумрак” дохристианских отношений между Богом и человеком: в неполноту доступной тогда людям степени богооткровения, в наивность и “туманность” их представлений о своем Создателе — с чудесным Рождеством Пресвятой Девы начинает вдруг проникать свет грядущего новозаветного дня, того дня, что уже никогда не завершится. Ведь вместе с будущей Богоматерью в этом мире рождается и надежда на скорое избавление человека от рабства греху и смерти, а заодно с этой надеждой — и ликующая радость предчувствия скорой встречи с Самим Богом, что прежде лишь повелевал и наказывал, а ныне вот-вот смиренно войдет в мир, как обычный — слабый и беззащитный — ребенок.

Все памятные нам события в жизни Марии — от бегства в Египет из-за смертельной опасности, грозившей Ее маленькому Сыну, до страшного мучительного предстояния у Креста с распятым Иисусом — явились исполнением, “совершением” спасительной цели земной жизни Богородицы: цель эта была предуготована Ей вместе с Ее Рождеством и затем сознательно и свободно принята Ею позднее — в миг Благовещения. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, обращаясь к Богородице: “Ведь Ты жила не для Себя Самой и не для Себя Самой родилась. Для Бога Ты жила, для Него вступила в жизнь, чтобы послужить всемирному спасению, чтобы через Тебя исполнился древний совет Божий о воплощении Слова (Сына Божия) и нашем обожении (т. е. максимальном благодатном уподоблении, насколько это возможно для человека, Самому Богу)”.

Почему же Богоматерь должна была родиться именно подобным чудесным образом — от бесплодных родителей? Преподобный Иоанн Дамаскин объясняет и это: “Потому что надлежало, чтобы к единственной новости под солнцем, главному из чудес был проложен путь другими чудесами”. Под “единственной новостью под солнцем” преподобный Иоанн конечно же подразумевает Рождество Христово, в сравнении с которым любое другое — пусть даже и самое заметное — событие мировой истории оказывается маловажным и недостойным внимания…

Читайте также:  Великопостные чтения. Книга пророка Исаии

4) История возникновения праздника

Несмотря на то, что праздник Рождества Пресвятой Богородицы часто именуется “началом праздников” — ведь он хронологически (сюжетно) открывает череду двунадесятых новозаветных торжеств — по времени своего появления в Церкви он один из позднейших. Нужно заметить, что двунадесятые Богородичные праздники начали совершаться позднее, чем Господские. Вполне вероятно, что они выделелись из древнейшего общего праздника — Собора Богородицы. Заметим, что этот праздник по прежнему присутствует в церковном календаре: он отмечается на следующий день после Рождества Христова (26 декабря ст. ст. / 8 декабря н. ст.).

Прежде считалось, что первое упоминание о праздновании Рождества Богородицы мы находим в словах (проповедях) Прокла, патриарха Константинопольского (439-446); однако, скорее всего эти слова ему лишь приписываются, но на самом деле не принадлежат. Древнейшее свидетельство на православном Востоке о празднике Рождества Богородицы содержится в Иерусалимском Лекционарии (так назывались сборники, содержащие уставные указания, касающиеся богослужебных чтений Священного Писания в дни важнейших праздников церковного года) VII столетия. На западе праздник упоминается впервые в сакраментарии (требнике — сборнике богослужебных текстов) папы Геласия (492-496), но этот требник по данным церковной исторической науки также относится к гораздо более позднему времени — он составлен не ранее VIII столетия. Именно к началу VIII века этот день начинает уже отмечаться с большой торжественностью.

Вполне вероятно, что празднование Рождества Богородицы первоначально включало в себя и воспоминание Ее Введения во храм. Св. Андрей Критский (ум. ок. 712 г.) составил канон и написал два слова по случаю Рождества Богоматери. Возможно, св. Андрей стремился добиться того, чтобы уравнять значение этого праздника с другими Богородичными торжествами. Из западных месяцесловов праздник впервые упоминается в римском мартирологе псевдо-Иеронима (VII в.). Однако, на Западе, в отличие от Востока, праздник этот поначалу не получил широкого и повсеместного распространения.

Праздник Рождества Богородицы, был отнесен к дню 8 сентября, вероятно, как уже говорилось выше, в противовес языческим Олимпийским играм.

5) Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов

Конечно же, церковные песнопения должны были появиться с самого возникновения праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Однако, от тех изначальных текстов, относящихся ко времени по VII век включительно, до нас дошел, вероятно, лишь тропарь праздника.

Основные праздничные песнопения в честь Рождества Богоматери появляются в VIII-IX вв. Из них только менее половины оказались включены в наше сегодняшнее богослужение. Большинство из этих древних песнопений, некогда принятых древними богослужебными уставами, ныне из употребления вышли.

В службу Рождества Пресвятой Богородицы включены гимнографические произведения таких выдающихся древних песнописцев, как св. Андрей Критский (ум. ок 712 г.) — второй канон праздника, св. Иоанн Дамаскин (ум. ок. 780) — первый канон праздника, Германа, патриарха Константинопольского (ум. 740 г.) — стихиры на стиховне, Анатолия, епископа Солунского (?) (IX в.) — некоторые стихиры на литии, Стефана и Сергия Святоградцев (иноков монастыря св. Саввы близ Иерусалима) (IX в.) — стихиры на Господи воззвах и некоторые стихиры на литии и на стиховне, Иосифа Песнописца (ум. 886 г.) — канон на предпразднство.

Нам лишь приблизительно известно — по кратким данным, содержащимся в так называемом “Иерусалимском канонаре” (VII в.), каков был устав службы Рождества Богородицы до XI столетия. Начиная же с XI столетия, эта служба имела вид, уже очень схожий с нынешним богослужением праздника. Отличия от сегодняшней практики малозначимы: здесь еще отсутствуют некоторые стихиры, канон поется более кратко, чем теперь, произносится другой прокимен и т. д. Мало отличалась от современной и древнерусская богослужебная практика празднования Рожества Богородицы.

6) Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства и четыре дня попразднства. Таким образом весь период торжества Рождества Богородицы охватывает шесть дней. На второй день праздника (9 сентября ст. ст. / 22 сентября н. ст.) Церковью прославляются родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна.

7) Важнейшие черты праздничного богослужения

Для Богородичных торжеств (в том числе и в праздник Рождества Пресвятой Богородицы) в русских церквах принято использовать голубые священнические облачения — как символ Ее небесной чистоты и непорочности. Богослужение здесь совершается в форме всенощного бдения. Специальных уставных особенностей, отличающих праздник Рождества Богородицы от других Богородичных двунадесятых церковных торжеств — нет. Текст праздничной службы Рождества Пресвятой Богородицы содержится в месячной минее, в ее сентябрьском томе (месячные минеи — богослужебные книги Православной Церкви, где содержатся последования служб “неподвижных” праздников церковного года). Служба строится по привычной схеме — накануне праздника вечером его великая вечерня с литией (предшествующая ей малая вечерня строго говоря все же относится к службам предпразднства) и торжественная утреня. На следующий день совершается праздничная Литургия. Важнейшими текстами службы Рождества Богоматери (как это принято считать и в отношении всех иных церковных праздников) являются ее тропарь и кондак.

Тропарь праздника: “Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение: и упразднив смерть, дарова нам живот вечный”. В переводе на русский язык тропарь праздника будет выглядеть так: “Твое Рождество, Богородица Дева, возвестило радость целой вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш; уничтожив клятву (проклятие), Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал вечную жизнь”.

Этот тропарь кратко отображает то значение, что имеет для всего мира Рождество Богоматери. Благодаря Божией Матери над миром воссияло новое Солнце, Солнце Правды — Христос, Который уничтожил Своим искупительным подвигом проклятие за грех, а вместе с тем, и неразрывно связанную с грехом смерть, вместо же них даровал нам благословение и жизнь. Спаситель назван здесь Солнцем Правды еще, быть может, и ради богословского параллелизма тропаря Рождества Богоматери с тропарем праздника Рождества Христова.

Кондак праздника: “Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем: то празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея”. В переводе на русский язык: “Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетство, а Адам и Ева от смертного тления, Пречистая, во святом Твоем Рождестве. Его празднуют и Твои люди (народ), избавленные (искупленные) от осуждения за грехи, восклицая Тебе: бесплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашей”.

Кондак праздника отображает то особое влияние, что оказало Рождество Богородицы на все историческое бытие мира — на ближайший к событиям самого праздника ее период в лице Иоакима и Анны, на древнейший — в лице первых людей Адама и Евы и на позднейший — в лице всех тех христиан, от имени которых и поется этот кондак.

Особой торжественностью отличаются и стихиры праздника, его канон, все другие важнейшие богослужебные тексты. Как провозглашает Церковь, ныне “Бог Престол свят (т. е. Саму Богоматерь) на земли Себе предуготова” и “от неплоднаго корене” “израсти нам Матерь Свою”. “Днесь (сегодня) Ева разрешается осуждения, разрешается и неплодство, и Адам древния клятвы”. “Раждается Мати Живота (Матерь Жизни, т. е. Христа, Который и есть Сам подлинная Жизнь, как избавивший человека от рабства греху и смерти), тму разрешающи, Адамово обновление, Евино воззвание, и нетления источник, тли (тленности) применение (прекращение)”. “Ея же ради мы обожихомся (обожились), и от смерти избавлени быхом”.

Во время службы читаются некоторые тексты Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Так, на вечерне прочитываются три паремии: фрагменты из книги Бытия (28:10-17), книги пророка Иезекииля (43:27; 44:1-4), книги Притчей Соломоновых (9:1-11). Эти три паремии принято читать и в другие важнейшие Богородичные праздники.

Первая из них повествует о чудесном видении ветхозаветным патриархом Иаковом лестницы от земли к небу. Как уже отмечалось, под лестницей, восходящей от земли к Престолу Божию символически понимается Сама Богоматерь.

Вторая паремия содержит фрагмент из большого и таинственного видения, открывшегося пророку Иезекиилю. Речь здесь, в частности идет о неких таинственных закрытых вратах храмового святилища, через которые должен войти Господь, и которые при этом по прежнему остаются закрытыми. Здесь, по мысли церковных толкователей, содержится пророчество о Богоматери, которая, будучи девственна до Рождества Христова, остается Девой и по Рождестве Спасителя. Как пишет блаженный Феодорит Кирский (V в.), “в сем образе пророк дает нам проразуметь девственную утробу, в которую никто не входит и не исходит, кроме Самого только Владыки (Бога)”.

Третья паремия символически изображает Божественную Премудрость, устроившую Себе дом на семи прочных столпах. Премудрость Божия, по церковному толкованию, это Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий. Он устраивает себе дом, под которым обыкновенно понимается или Новозаветная Церковь или Пресвятая Богородица, от Которой Ему надлежит родиться. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, “Творцу всего устроен храм для принятия Его; Создателю Слову (так именуется Сын Божий в Евангелии от Иоанна) приготовлен гостеприимный дом; для Солнца Правды распростерто светлое облако”.

На утрене читается также обыкновенный для Богородичных церковных праздников отрывок из Евангелия от Луки (1:39-49,56). Здесь рассказывается о посещении Богоматерью Своей родственницы Елисаветы — будущей матери св. Иоанна Предтечи. Богоматерь преисполнена тут подлинного величия и возносит возвышенную хвалу Богу. И вместе с тем она исполнена и чувства глубокого смирения и благодарности Своему Творцу.

На праздничной Литургии звучат отрывки из Нового Завета — из Апостола (книги, содержащей в себе Деяния и Послания святых апостолов) и Евангелия. Чтение из Апостола обыкновенно предваряет собой чтение из Четвероевангелия — как бы подготавливая молящихся к слушанию слов Самого Христа. Апостольское чтение праздника Рождества Богородицы — одно из самых распространенных богородичных новозаветных чтений. Здесь используется отрывок из Послания апостола Павла к Филиппийцам (2:5-11). В этом фрагменте содержится одна из самых возвышенных сторон учения о Воплощении в мире Сына Божия, Который добровольно “уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобно человекам и по виду став как человек”. Этот отрывок читается в дни богородичных праздников потому, что он говорит о смысле Вочеловечения Христа, совершившегося именно через посредство Богоматери. Кроме того апостол Павел призывает здесь своих читателей к тому подлинно глубокому смирению, что было присуще Божией Матери.

Евангельский отрывок, читаемый за этой праздничной Литургией, — также общепринятое в Церкви Богородичное чтение (лишь на Благовещение в этом месте звучит иной фрагмент новозаветного текста) — рассказывает о посещении Господом дома двух сестер Марфы и Марии (Евангелие от Луки 10:38-42; 11:27-28). Прямое отношение к образу Богоматери здесь имеет окончание чтения, где звучит свидетельство некоей женщины: “блаженно чрево, носившее Тебя (Христа), и сосцы, Тебя питавшие”. В начале же отрывка Господь говорит о преимуществе тех, кто слушает слово Божие и исполняет волю Христа, а не тех, кто печется лишь о земном. Конечно же, именно Богоматерь является в Церкви идеалом такого послушания Богу и исполнения Его воли. Именно в этом одна из двух сестер — одноименная Богоматери Мария — превосходит другую — Марфу.

Петр Юрьевич Малков, кандидат богословия, доцент ПСТГУ

Рекомендуем прочитать:

  • Учебно-методическое пособие по курсу «Религиоведение» 4-8 темы
  • Учебно-методическое пособие по курсу «Религиоведение» 1-3 темы
  • Торжество Православия
  • Сретение Господне – история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника
  • Как и когда появилась традиция отмечать Новый год?

lampada.in.ua

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября 2019 года: что нельзя, а что можно и обязательно нужно сделать в этот праздник

21 сентября 2019 года православный мир будет отмечать один из главных и значимых праздников – Рождество Пресвятой Богородицы. Название празднества говорит само за себя – оно посвящено рождению Девы Марии. История рождения Богородицы – это очень долгая и трогательная история. Известно, что ее родители – Иоаким и Анна, не могли зачать дитя вплоть до преклонных лет. Однако за их неустанные молитвы и веру, Господь все же даровал им дочь, которой была уготована особая судьба и великая честь – стать матерью Христа.

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября 2019 года – это праздник, к которому каждый верующий человек относится с глубоким почтением и уважением. Христиане свято чтут его традиции и соблюдают запреты. Для того, чтобы встретить Рождество Пресвятой Богородицы в 2019 году правильно, стоит заранее узнать о том, чем запрещено, а чем разрешается заниматься 21 сентября.

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября 2019 года: что можно и обязательно нужно сделать в этот праздник.

Самое главное, что непременно постараются сделать верующие люди, это посетить храм, поставить свечку перед иконой и помолиться Богородице. В честь праздника во многих храмах пройдут праздничные службы. Если возможности попасть в церковь 21 сентября нет, то можно прочесть молитву дома. Самое главное, чтобы она была искренней.

Можно в этот день всей семьей собраться за праздничным обедом, поздравить друг друга и вместе встретить праздник.

Обязательно нужно совершать богоугодные дела, творить добро. Но делать это следует искренне, от чистого сердца.

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября 2019 года: что нельзя делать в этот праздник.

Ни в коем случае в этот великий праздничный день нельзя ни с кем ругаться, браниться, сквернословить. Категорически запрещено не только говорить, но и думать о плохом, совершать дурные поступки, потакать вредным привычкам. Нужно стремиться к гармонии в душе и сердце, а также к гармонии в общении с окружающими людьми. Помогайте людям, как родным и близким, так и незнакомцам. Помните, добро, совершенное в столь большой праздник, непременно вернется к вам.

Как видите, запретов в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2019 года совсем немного и все они легко выполнимы. Поэтому встречайте праздник правильно, с добрыми делами и светлыми помыслами, искренней молитвой и верой.

u-f.ru

Когда отмечается Рождество Пресвятой Богородицы в 2019 году: какого числа – точная дата праздника

Рождество Пресвятой Богородицы – один из величайших православных праздников. Он очень важен как для церкви в целом, так и для каждого отдельно взятого верующего человека.

Этот праздник относится к непереходящим, то есть имеет фиксированную дату празднования. Поэтому в 2019 году Рождество Пресвятой Богородицы православный мир отметит, как обычно, 21 сентября.

Рождению Девы Мари предшествовала очень долгая история. Ведь ее родители долгое время оставались бездетными. Однако они все-таки смогли вымолить у Всевышнего дитя. Господь послал им дочь, которой была уготована уникальная судьба – в будущем стать Матерью Спасителя.

По традиции 21 сентября 2019 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы верующие люди поспешат в храмы, чтобы в своих молитвах вознести Матерь Божию, поблагодарить ее за защиту и помощь, а также обратиться с самыми сокровенными просьбами.

dailyhoro.ru, фото hramsergiy74.ru, alsant.ru

+Яндекс.Новости -->

u-f.ru

Рождество Пресвятой Богородицы 2019 года: какого числа

Светлый праздник Рождество Пресвятой Богородицы отмечают все православные и в 2019 году празднование приходится на 21 сентября. О том что это за праздник, главные традиции и обряды в этот день, что просить и о чем молиться иконе, а также что можно и нельзя делать на Рождество Богородицы читайте в нашей статье.

В этот день принято ходить в церковь и выполнять разнообразные обряды для поддержания здоровья и счастья своей семьи. Также существует множество примет на погоду, урожай и замужество, связанных со светлым праздником. Сама его суть касается не только истории рождения Приснодевы Марии, но и ее благих деяний на земле.

Рождество Пресвятой Богородицы 2019: дата в православии

Одним из самых важных церковных праздников является, 21 сентября 2019 года — Рождество Пресвятой Богородицы. Это православный двунадесятый праздник, дата его не переходящая.

В этот день верующие люди ходят в храм, усердно молятся, говорят с иконой Святой Богородицы о своих потребах, делятся с ней своими переживания, чувствами и скорбями. После утреннего похода в храм можно посетить знакомых поздравить всех с Праздником Рождества Пресвятой Богородицы.

Кроме этого 21 сентября — день осеннего равноденствия, с этого дня осень вступает в полную силу в свои права, крестьяне провожают лето и ждут холодов и первых заморозков на почве.

История праздника кратко

Немногим более двух тысяч лет назад, на расстоянии в три дня пути от Иерусалима, в небольшом городе Назарете, жили Иоаким и Анна, будущие родители Богородицы. Иоаким был из рода царя Давида, а Анна была потомком Аарона, брата Моисея.

У семьи было в собственности несколько стад овец, но по своим доходам они жили скромно потому, что основная часть заработанного шла на постройку Иерусалимского храма и на милостыни бедным людям.

Невзирая на то, что они были верующими людьми и жили по Божиим законам, Господь до сих пор не давал им детей, хотя им было уже по семьдесят лет. В древние времена бездетность считалась наказанием Господа за грехи, поэтому соседи Анны и Иоакима даже оскорбляли и унижали их.

Однажды был большой праздник. Иоаким отправился в Иерусалим для приношения даров в один из храмов, но священник отказал ему в этой милости, и во всеуслышание объявил, что грешник, не имеющий детей, не имеет права даже приносить дары Богу.

В отчаянии, старец вышел из храма, отправился прочь от людей и оказался в пустынном месте в пещере, где принялся горячо молиться Господу и дал обет, что будет находиться здесь и откажется от всякой пищи до той поры, пока Господь Бог Израилев не услышит его. Целых сорок дней Иоаким молился в пещере.

А тем временем, его супруга Анна узнала о том, что случилось в Иерусалимском храме, и сама испытала такую же душевную боль, как и ее супруг. В своем горе она вышла в сад и села под лавровым деревом. Она не понимала, как теперь будет жить: Бог отверг ее от Своих милостей, люди ее проклинают, муж оставил ее и вообще куда-то пропал.

Вверху над ней вдруг послышалось птичье щебетание, Анна подняла голову и, увидев, как птичка в гнезде кормила своих деток, подумала: «Даже у птиц есть дети, а для нас не найдется такого утешения в старости».

Из самой глубины ее души полилась мольба Господу, она просила, умоляла Его услышать, помочь ей и осчастливить ее радостью материнства. И вдруг… она увидела Ангела, который сказал ей:

«Анна! Господь услышал твои молитвы — ты родишь дочь и наречешь ее Марией, что значит Госпожа и Надежда. Ею даруется спасение всему миру».

Посланник Господа повелел Анне отправляться в Иерусалим, чтобы она там, у Золотых ворот храма, встретилась с Иоакимом. В это же время Ангел Господний явился к Иоакиму и тоже наказал ему отправляться к храму, где его будет ждать жена, и сообщил ему: «Господь принял твои молитвы, Иоаким, у вас родится дочь на радость всему миру»

Встретившись, супруги поведали друг другу об Ангеле. Счастливые, они помолились Господу, принесли жертвы в благодарность о такой вести и вместе отправились домой. Рождение Той, Кто по Божественному замыслу будет Матерью Спасителя, случилось около 15 года до Рождества Христова.

За твердую веру, за их праведность, любовь друг к другу, наперекор законам природы, у престарелых родителей под конец их жизни, Богу было угодно явить чудо – рождение Дочери, которая «соединит небо и землю».

Как и было сказано Ангелом, праведные Иоаким и Анна назвали девочку Марией. До конца своих дней они благоговели перед Ней, памятуя слова Ангела о том, что Ей предстоит необыкновенное будущее.

Пресвятую Марию, будущую Матерь Божию, охраняли и оберегали от всяческих бед, ее готовили к Великому Служению Господу, которое началось в возрасте трех лет Введением во храм Пресвятой Богородицы.

Забудьте навсегда о проблемах с давлением! У Большинство современных лекарств от гипертонии не лечат, а лишь временно снижают высокое давление. Это уже неплохо, но больные вынуждены принимать препараты до конца жизни, подвергая свое здоровье нагрузке и опасности. Для исправления ситуации был разработан препарат, который лечит болезнь, а не симптомы. Подробнее »

Восхваление Матери Спасителя, Пресвятой Девы Марии, происходит на каждом богослужении. Ее родители Иоаким и Анна также всегда упоминаются на службах, а двадцать второго сентября (по новому стилю) Церковью установлен праздничный День в честь Праведных Богоотцов Иоакима и Анны.

Традиции и обычаи 21 сентября

В давние времена женщины рано утром в день Рождества Пресвятой Богородицы старались пойти на речку и встретить восход у воды. Считалось, что если женщина умоется в этот день водой до восхода солнца, то она будет красива до самой старости. А если девушка умывалась до восхода солнца — быть ей в этом году просватанной.

В этот же день считалось обязательным навестить молодых. Ходили в гости к тем, кто недавно отпраздновал свадьбу. Считалось, что родители в этот день должны были поучать молодых, наставлять их на правильный путь, учить их избегать ошибок.

А молодые рассказывали о своем житье-бытье. Молодая жена собственноручно готовила пирог, которым потчевала гостей. Если пирог был удачен, жене дарили красивый платок. Если же пирог был сырым или пригорелым, мужу вручали кнут, которым он должен был поучить свою жену, а вот пирог приходилось есть ему одному.

Муж же должен показывать гостям хозяйство. Если хозяйство было крепким, в доме чисто, быт налажен, то молодой семье преподносили подарки.

Существовало поверье, что крошки от этого пирога нельзя выбрасывать, их нужно собрать и отнести к овину, тогда домашнее хозяйство будет и впредь крепким, а птицы не попортят урожай, звери не уничтожат скот.

В этот день молодые вечером должны были навестить своих родных. Молодожены одевались в праздничные одежды и медленно шли по селу. С собой они несли праздничный пирог.

Чтобы молодую семью никто не сглазил, невеста на поясок укрепляла ленточку с буквами «Р» и «Б» («Рождество Богородицы»). Эта ленточка защищала от злых людей, а также давала особое покровительство Богородицы. Если такая ленточка по дороге развязывалась, значит, молодым завидовали и желали им зла.

А чтобы в доме все было благополучно, женщины шли утром в церковь и ставили Пресвятой Богородице свечки, которые были обмотаны бумажными цветами. На низ свечечки надевалась бумажечка, на которой были написаны просьбы Пречистой Деве.

Смотрели, с какой стороны обгорит бумажечка, ведь именно эта просьба и будет исполнена. Если же бумажка сгорала полностью, значит, все просьбы были услышаны.

Рождество Пресвятой Богородицы: что нельзя делать в этот день

В этот день не рекомендуется заниматься тяжелым физическим трудом. Категорически запрещено делать генеральную уборку в доме.

Одним из важных моментов является то, что на Рождество Пресвятой Богородицы не следует употреблять мясо и непостную пишу, а также алкоголь.

В этот день нужно соблюдать пост, отказаться от физической нагрузки, домашней работы, ссор с близкими людьми, осуждения.

Близкие, родственники, друзья собираются вместе на Рождество Пресвятой Богородицы. Праздничный пирог кушают с особой осторожностью. Даже крошки сметать со стола нельзя. Если крошек много, их отдают домашним животным.

Этот день требует абсолютной чистоты помыслов от всех православных людей. Нельзя ругаться, кричать друг на друга, портить свое настроение плохими мыслями, желать кому-то зла.

Рождение Богородицы олицетворяет светлые понятия христианства. В этот день важно много молиться, посещать богослужения, преклоняться пред могуществом высших сил и благодарить Всевышнего за все, что есть в доме.

Народные приметы на Рождество Богородицы

21 сентября – это день, характеризующийся наличием большого количества примет. Какие-то из них забылись, оставляя воспоминание о себе только в памяти пожилых людей. Некоторые приметы сохранились сейчас и передаются от человека к человеку. Среди них наиболее известны следующие:

  1. Если на Рождество Пресвятой Богородицы птицы поднимаются высоко в небо, то осень будет теплая, а если держатся поближе к земле, то зима будет холодная и голодная.
  2. В утреннее время обращали внимание на небо. Если оно было чистым, наблюдалось большое число звезд, то погода ожидалась сухой и холодной. При этом яркость звезд и их большой размер говорили о скором наступлении холодных утренников. Тусклость звезд была признаком тепла, которое сохранится некоторое время.
  3. Появление долгого тумана в утреннее время предвещало скорое наступление дождливой погоды. Если туман быстро исчезал, то ожидалось чередование дождливых дней с теплыми и сухими.
  4. Если день начинался с дождя, то он мог затянуться на 40 суток. После этого наступала ранняя зима.
  5. 21 числа обращали внимание на росу. При ее наличии через месяц ожидали появление на земле инея. Если роса высыхала быстро, то зима должна была быть малоснежной. При сохранении росы до обеда ожидали зимой много осадков.
  6. В этот день обращают внимание на ветер. Если он присутствует, то зима должна быть ветреной и с небольшим количеством осадков.
  7. Если утро теплое, а после обеда становится холодно, то скоро наступит зима: суровая, морозная.
  8. Если 21 сентября балует теплое, веселое солнышко, то зимой следует ожидать большое число оттепелей.

Икона Рождество Пресвятой Богородицы: значение

Богородица особенно почитается всем христианским миром. Именно ее иконы обладают чудодейственной силой исцеления, к ней обращаются при любых жизненных трудностях, в ней ищут защиту и успокоение.

Большинство икон, так или иначе связанных с Богородицей, являются чудотворными. Их особо почитают в православии, уповая на силу матери Иисуса, которая радела за каждого человека.

Таковой является и икона, изображающая таинство рождения будущей Богоматери от благочестивой и праведной Анны. Пророчества, указывающие на это величайшее событие, описаны в Ветхом Завете — они возвестили появление на свет женщины, которая дарует миру Спасителя.

Изначальное изображение рождения Богоматери написано скупо. Со временем икона обретала новые краски и штрихи, дополняясь новыми персонами, изображенными на холсте. Наиболее распространена икона, где Анна сидит на ложе, принимая дары в виде кушаний и сосудов от трех дев.

Справа внизу располагается колыбель ее дочери Марии, будущей Богоматери, которую укачивают в колыбели. Позднее на иконе появился Иоаким, которому было отведено место с краю, так как мужчины не могли входить на женскую половину дома в определенные моменты.

Так или иначе, каждая икона, написанная искусными мастерами, в полной мере передает нам торжество происходящего, наполняя сердце каждого православного христианина радостью и духовным трепетом.

Церковью установлена дата празднования иконы, которая приурочена к появлению на свет Девы Марии. По новому стилю это 21 сентября, а по старому — восьмое. Этот праздник является двунадесятым, он установлен приблизительно в четвертом веке.

О чем молятся иконе «Рождество Богородицы»

Давайте выясним в чем помогает чудотворный образ и о чем просить Богородицу в этот день. Молитвы перед образом Рождества Богородицы будут обязательно услышаны, о чем бы вы ни просили в своем обращении.

Заступничество Богородицы простирается на всех людей. Она защищает и оберегает от невзгод, бед и несчастий. Обращаются к ней для укрепления веры, защиты от сомнений и колебаний, выбора верного решения.

Перед иконой молятся семьи, в которых нет детей, а также матери с просьбой защитить их младенцев. Не единожды являла икона Богородицы чудеса исцеления, особенно бездетных женщин, которые после искренних молитв производили на свет здоровое потомство.

Любой, кто желает приобщиться к православной вере, замолить грехи и получить совет у Высших Сил, может прибегнуть к иконе Рождества Богородицы.

Молитва перед иконой

«Пресвятая Богородица, услышь наши молитвы смиренные! Не оставь нас, рабов грешных, без Твоей милости и покровительства. Даруй нам, царица Небесная, благость Твою да не покинь в час сомнений и страданий. Защити души наши от зла и порока да укажи путь верный, к Господу ведущий. Яви нам силу свою праведную да исцели нас от недугов телесных, даруй нам потомство здоровое да убереги чад наших от поступков неблагочестивых. Аминь».

Существует множество икон с изображением Богородицы, каждой из которых вы можете поклониться и вознести молитвы. В день празднования церковь призывает каждого открыть душу и сердце навстречу Господу и смиренно провести день за очищением и духовным ростом. Желаем вам мира и взаимопонимания в семье.

2019-year.ru


Смотрите также