Авторизация

Рождество пресвятой богородицы осенины


Рождество Пресвятой Богородицы (Осенины)

Рождество Пресвятой Богородицы отмечается 21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю) каждого года. Это церковный двунадесятый праздник. Он приурочен рождению Девы Марии – матери Иисуса Христа.

Праздник установлен Церковью в 4 веке. День выбран за 9 месяцев от даты праздника Зачатия 22 декабря (9 декабря по старому стилю).

Другие названия праздника: Осенины, Осенние оспожинки, Вторые Осенины, Рождество Богородицы, Малая Пречистая, Вторая Пречистая, Праздник урожая, Спасов день, Поднесеньев день.

В народе данный праздник получил название «Осенины».

В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара — Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.

Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна.

Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

Традиции и обряды на рождество Пресвятой Богородицы

Главные традиции 21 сентября — встреча осени, окончание полевых работ и сбора урожая, навещают новобрачных.

— В православных церквях совершается богослужение.

— Одна из традиций данного дня – разжигание нового огня в печи старым способом: высеканием искры из кремня или трением двух палочек. Осенины встречали у воды. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом и киселем. Старшая женщина стояла с караваем, а молодые пели песни во славу Богородицы. После этого хлеб разламывали на куски по числу собравшихся: каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину.

— Осенины традиционно считались женским праздником. Представительниц слабого пола почитали как продолжательниц рода. 21 сентября обращали свои молитвы к Богородице бездетные женщины, чтобы святая заступница послала им ребёнка. Женщины, у которых не было детей, накрывали стол и приглашали всех нищих в селе «чтобы помолились за её детей». Сперва они заказывали службу в церкви, а после богослужения приглашали всех к себе на обед.

— Было принято в этот день навещать новобрачных. Молодая хозяйка после богатого угощения гостей хвасталась женщинам новым домом и хозяйством, а супруг показывал мужчинам свои владения и делился планами на будущее. Гости хвалили молодых и давали им полезные советы.

— Иногда в связи с окончанием сбора урожая устраивалась сельская братчина. Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы «оспожинки» справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское «пировство» развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно.

Приметы и поговорки на рождество Пресвятой Богородицы

  • Какая погода на Рождество Богородицы, такая продержится еще месяц.
  • Если зайцы роют глубокие норы, то зима будет холодной.
  • Родившимся 21 сентября следует носить алмаз и турмалин.
  • Будзь багаты, як восень!
  • Осенины — вторая встреча осени.
  • Пасиков день — убирают пчёл с пасек или пчёльников.
  • Женщины встречают осень у воды.
  • К новобрачным идёт в гости родня.
  • Бабье лето тишь вспугнуло.
  • Всякому лету аминь (конец).
  • Если погода в этот день хорошая — осень будет хорошая.
  • Земля стремится к белым утренникам (заморозкам).
  • Озимое поле покрывается всходами.
  • Раннее опадание листвы — к ранней зиме.
  • Если паутина ложится на растения — к теплой погоде.
  • Красное небо — к ветру и дождю.
  • Морозный иней на траве — к дождю.
  • Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх — к студеной зиме.
  • Осенью птицы летят низко — к холодной зиме, высоко — к теплой.
  • Осенью серенько утро, да жди красного денька.
  • Жирные барсуки и зайцы по осени — к ранней зиме.

Именины 21 сентября

Мария, Кодрат, Дмитрий, Иосиф, Даниил, Ипатий, Андрей, Мелетий, Нестор, Зенон.

boooh.ru

Рождество Пресвятой Богородицы: история праздника, традиции и приметы на Осенины

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — это  важный церковный праздник (Осенины по народному календарю восточных славян), в православии он относится к числу двунадесятых и отмечается 21 сентября. Ivbg.ru расскажет об истории праздника, традициях и приметах.

Фото: myshared.ru

История праздника

Как и прочие Богородичные праздники, установление относится к сравнительно позднему времени. Официальное введение этого праздника приписывают предположительно концу VI или началу VII века.

По мнению автора статьи англоязычной Католической энциклопедии (1913 год) первое упоминание о празднике Рождества Богородицы это гимны Романа Сладкопевца, написанные в период с 536 по 556 год. Появление праздника связано, вероятно всего, с усилением почитания Богородицы после Эфесского собора под влиянием поздних апокрифов. Праздник возник, по-видимому, в начале 6 века, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви.

Праздник не был распространён на Западе и не имел торжественной службы вплоть до XII—XIII веков. Лишь на Лионском соборе (1245) папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370—1378) установил для праздника бдение (vigilia) с постом и особую службу литургии.

Традиции

Главная традиция —это поход в храм.

Рождество Пресвятой Богородицы (Осени́ны по народному календарю восточных славян). У них этот день посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать — Сыру-Землю) за собранный урожай. Считалось, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу.

В этот день раньше ходили друг к другу в гости. Считалось, чем больше блюд стоит на столе, тем богаче будет следующий урожай.

Рано утром женщины выходили к берегам озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. Затем разламывают хлеб на куски по числу присутствующих и кормят им домашний скот.

Женщины произносили заговорные слова: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освети!» По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму».

Приметы

  • Какая погода на Осенины, такой она будет до зимы.
  • в Домах разжигать огонь в очаге.
  • Пришла Пречистая — на дереве чисто, а придет Покрова — на дереве голо.
  • Нечаянно выпачкать руки — к большой удаче.
  • «Будзь багаты, як восень!» (белорус.).
  • Осенины — вторая встреча осени
  • Луков день — с этого дня собирают лук с гряд
  • Пасиков день — убирают пчёл с пасек или пчёльников
  • Женщины встречают осень у воды
  • К новобрачным идёт в гости родня
  • ТЕГИ
  • 21 сентября
  • Осенины
  • праздник
  • Рождество Пресвятой Богородицы

ivbg.ru

Рождество Пресвятой Богородицы (Осенины)

Рождество Пресвятой Богородицы отмечается 21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю) каждого года. Это церковный двунадесятый праздник. Он приурочен рождению Девы Марии – матери Иисуса Христа.

Праздник установлен Церковью в 4 веке. День выбран за 9 месяцев от даты праздника Зачатия 22 декабря (9 декабря по старому стилю).

Другие названия праздника: Осенины, Осенние оспожинки, Вторые Осенины, Рождество Богородицы, Малая Пречистая, Вторая Пречистая, Праздник урожая, Спасов день, Поднесеньев день.

В народе данный праздник получил название «Осенины».

В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара — Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.

Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна.

Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

Традиции и обычаи этого дня

Считалось, что 21 сентября всякому лету – Аминь. В свои права вступила осень. По сути это праздник осеннего равноденствия. Он как бы соединяет в себе два праздника: духовный и земной. По своей духовной природе – это день рождения Пресвятой Богородицы, а по своей земной сути – праздник урожая, сопровождающийся песнями и играми.

В Древней Руси Осенины – праздник не только урожая, но еще и Лады и Лели – богинь плодородия, брака и любви. После крещения Руси эта традиция не забылась, и Рождество Богородицы отмечали с размахом, потому что в народном представлении его соединили с праздником урожая. Торжество получило название «оспожинки».

С утра крестьяне обычно шли на молебен, а потом отправлялись к родникам, чтобы помолиться Пресвятой Деве. В сознании наших предков рождение Богоматери связывалось с появлением живительной влаги чистых родников. Воду в родниках освящали, а потом несли домой, чтобы каждое утро пить по глоточку.

В этот день, как и в день весеннего равноденствия в избах обновляли огонь – старый гасили и зажигали новый. В этом прослеживается повторение вечного мотива умирания и воскрешения природы. Во избежание порчи и сглаза в новом огне сжигали старую обувь и одежду, а деток на пороге окатывали водой.

Все эти обряды были только началом празднества, которое порой затягивалось на целую неделю. Ведь чем урожайнее выдался год, тем дольше отмечали встречу осени и праздник урожая.

В это время озимое поле покрывается восходами и наблюдаются первые заморозки, поэтому пасечники убирают на зиму пчел. С Новой Пречистой связаны и некоторые приметы:

  1. Если погода хорошая, то наступившая осень порадует теплыми деньками.
  2. Ранний листопад сулит раннюю зиму.
  3. Если на растениях лежит паутина, то будет тепло.
  4. Красное небо обещает ветер и дождь.
  5. Жирные барсуки и зайцы – к раннему похолоданию.
  6. Зайцы глубокие лежки роют – к суровой зиме.
  7. На траве морозный иней – к дождю.
  8. Листья осины на землю «лицом» вверх ложатся – зимние месяцы будут суровыми.
  9. Перелетные птицы высоко летят – к теплой зиме, низко – к холодной.
  10. Серое утро – к ясному дню.
  11. Сны, увиденные с 20 на 21 сентября, вещие.

Традиции и обряды на рождество Пресвятой Богородицы

Главные традиции 21 сентября — встреча осени, окончание полевых работ и сбора урожая, навещают новобрачных.

— В православных церквях совершается богослужение.

— Одна из традиций данного дня – разжигание нового огня в печи старым способом: высеканием искры из кремня или трением двух палочек. Осенины встречали у воды. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом и киселем. Старшая женщина стояла с караваем, а молодые пели песни во славу Богородицы. После этого хлеб разламывали на куски по числу собравшихся: каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину.

— Осенины традиционно считались женским праздником. Представительниц слабого пола почитали как продолжательниц рода. 21 сентября обращали свои молитвы к Богородице бездетные женщины, чтобы святая заступница послала им ребёнка. Женщины, у которых не было детей, накрывали стол и приглашали всех нищих в селе «чтобы помолились за её детей». Сперва они заказывали службу в церкви, а после богослужения приглашали всех к себе на обед.

— Было принято в этот день навещать новобрачных. Молодая хозяйка после богатого угощения гостей хвасталась женщинам новым домом и хозяйством, а супруг показывал мужчинам свои владения и делился планами на будущее. Гости хвалили молодых и давали им полезные советы.

— Иногда в связи с окончанием сбора урожая устраивалась сельская братчина. Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы «оспожинки» справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское «пировство» развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно.

Приметы и поговорки на рождество Пресвятой Богородицы

  • Какая погода на Рождество Богородицы, такая продержится еще месяц.
  • Если зайцы роют глубокие норы, то зима будет холодной.
  • Родившимся 21 сентября следует носить алмаз и турмалин.
  • Будзь багаты, як восень!
  • Осенины — вторая встреча осени.
  • Пасиков день — убирают пчёл с пасек или пчёльников.
  • Женщины встречают осень у воды.
  • К новобрачным идёт в гости родня.
  • Бабье лето тишь вспугнуло.
  • Всякому лету аминь (конец).
  • Если погода в этот день хорошая — осень будет хорошая.
  • Земля стремится к белым утренникам (заморозкам).
  • Озимое поле покрывается всходами.
  • Раннее опадание листвы — к ранней зиме.
  • Если паутина ложится на растения — к теплой погоде.
  • Красное небо — к ветру и дождю.
  • Морозный иней на траве — к дождю.
  • Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх — к студеной зиме.
  • Осенью птицы летят низко — к холодной зиме, высоко — к теплой.
  • Осенью серенько утро, да жди красного денька.
  • Жирные барсуки и зайцы по осени — к ранней зиме.

shokolad-txt.ru

Рождество Пресвятой Богородицы: приметы и традиции на Осенины

21 сентября православные христиане отмечают Рождество Пресвятой Богородицы — праздник, посвященный рождению Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. Этот день относится к двунадесятым праздникам — двенадцати важнейшим религиозным праздникам после Пасхи. В народно-христианской традиции славян с этим праздником связаны Осенины — праздник урожая и угощения.

Поскольку церковный год начинается 14 сентября по григорианскому календарю, Рождество Пресвятой Богородицы является первым из них с хронологической точки зрения. При этом дни, посвящённые событиям из жизни Богородицы, имеют более низкий статус, чем Господские праздники, в которые прославляется Иисус Христос. Тем не менее, каждый из двунадесятых праздников имеет для православных христиан большое значение.

Хотя в Новом Завете не содержится информации о рождении Пресвятой Богородицы, а событие, которое отмечается 21 сентября, было описано в апокрифическом Протоевангелии Иакова. Как говорится в этом тексте, благочестивая семейная пара из Иерусалима, Иоаким и Анна, долго не могли иметь детей, однако после того, как супруги помолмлмсь, им явился ангел, возвестивший, что Анна родит ребёнка. Через девять месяцев у них родилась дочь, которая стала матерью Иисуса Христа Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции католической и православной церквей.

Как и в случае со множеством других православных праздников, у восточных славян к Рождеству Пресвятой Богородицы был приурочен праздник народно-христианский. Он носил название Осенины. К этому дню крестьяне завершали полевые работы, поэтому день считался праздником урожая и встречи осени. В некоторых местностях в этот день в избе гасили старый огонь, после чего ударами кремня или трением дерева добывали новый. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом и киселем. Также в этот день было принято посещать новобрачных. Зачастую праздник отмечали с большим разгулом, и если урожай был богатым, устраивалось большое застолье. Также праздник был связан с осенним равноденствием.

По некоторым данным, восточные славяне считали, что погода, которая устанавливается на Осенины, сохранится до зимы. Если в этот день люди видели, что зайцы роют глубокие норы, это означало, что зима будет холодной.

Католики отмечают Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября по григорианскому календарю. При этом существуют некоторые исключения — в частности, Украинская грекокатолическая церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября.

Источник

Читать ещё •••

Какие имена гарантируют успех в жизни

woman.rambler.ru

Рождество Пресвятой Богородицы и Осенины

Христианский праздник, отмечается 8 сентября, католической церковью по григорианскому календарю, православной – по юлианскому (21 сентября). В православной традиции относится к двунадесятым праздникам.

Дева Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны. Она была их единственным ребенком, причем поздним. Согласно апокрифу, родители Марии долго и усердно молились о рождении ребенка, которое казалось чудесным у столь пожилой пары. Супруги дали обет посвятить долгожданную дочь Богу и в возрасте 3-х лет отдали ее на воспитание в Иерусалимский храм, где она должна была находиться до совершеннолетия.

В народном обычае этому празднику соответствуют Осенины, славянский праздник сбора урожая. В языческие времена в этот день чествовали Мать Сыру Земли и благодарили ее за обилие плодов. После принятия христианства древнее божество стали почитать в образе Богородицы, которая виделась покровительницей земледелия.

Это женский праздник, который прославляет женщину как хозяйку дома, на плечи которой ложатся основные заботы о семье и благополучии детей. Бездетные замужние женщины в этот день особенно усердно молились о ниспослании им ребенка – считалось, что именно в этот день молитва будет услышана. На Осенины рано утром девушки и женщины выходили к берегам рек и озер встретить матушку Богородицу. Ей подносили в виде угощенья овсяный кисель и хлеб. Днем в деревнях устраивались обильные застолья.

Осенины знаменовали собой окончание жатвы и приход осени.

polarstarspb.ru

Осенины - рождество Богородицы

| Главная страница | Все сценарии |

Осенины - народный праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Владислав Панфилов

Звучит праздничный, радостный колокольный трезвон, который переходит в красивую народную мелодию. На сцену выходят три сказителя.

ПЕРВЫЙ. Много-много лет назад… ВТОРОЙ. Далеко-далеко: за лесами, за морями, за высокими горами, в земле обетованной… ТРЕТИЙ. Жили-были Иоаким и Анна. И был Иоаким царского рода, а Анна

– архиерейского.

В руках сказителей появляются шестовые куклы, с изображением – в стиле и в лучших традиция народной

лаковой миниатюры - Иоакима и Анны.***

ПЕРВЫЙ. И были они женаты двадцать лет, вели праведную жизнь, проявляли милосердие к бедным и странникам, приносили пожертвования в храм Божий… ВТОРОЙ. Но Бог не дал им детей… Иоаким и Анна были бесплодны…И однажды, огорченный Иоаким ушел в пустыню, где постился и возносил молитву Господу сорок дней и сорок ночей… ТРЕТИЙ. И Анна тоже молила Господу, чтобы даровал ей дитя. И обещала

Анна посвятить своего ребенка Богу…

Музыкальный акцент – словно звук грома или трубный глас, перешедший в торжественную, светлую мелодию. Слова сказителей, переплетаемые словно эхо, звучат на фоне

этой мелодии.

ПЕРВЫЙ. И ангел Господен возвестил Иоакиму… ВТОРОЙ (подхватывая на перебиве, как эхо). И ангел Господен возвестил…

ТРЕТИЙ. И ангел Господен возвестил…

……………………………………………………………….. *** - Мстера, Палех, Федоскино и др.

ПЕРВЫЙ. О будущем рождении… ВТОРОЙ. О будущем рождении… ТРЕТИЙ. О будущем рождении… ПЕРВЫЙ. Дочери по имени Мария! ВТОРОЙ. И перед Анной предстал ангел Господен и сказал… ТРЕТИЙ. «Анна, Анна… ПЕРВЫЙ. «Анна, Анна… ТРЕТИЙ. Господь внял молитве твоей… ПЕРВЫЙ. Господь внял молитве твоей… ВТОРОЙ. Господь внял молитве твоей… ТРЕТИЙ. Ты зачнешь и родишь… ПЕРВЫЙ. Ты зачнешь и родишь… ВТОРОЙ. Ты зачнешь и родишь… ТРЕТИЙ. И о потомстве твоем будут говорить во всем мире!»

ВТОРОЙ и ПЕРВЫЙ. И о потомстве твоем будут говорить во всем мире!»

Звучит праздничный колокольный звон. Появляется изображение лика Девы Марии. )

ПЕРВЫЙ (торжественно и радостно). Величаем Тебя, Пресвятая Дево!.. ВТОРОЙ (подхватывает). Величаем Тебя, Пресвятая Дево!.. ТРЕТИЙ. Величаем Тебя, Пресвятая Дево!… ПЕРВЫЙ. И чтим святых родителей Твоих! ВТОРОЙ. И чтим святых родителей Твоих! ТРЕТИЙ. И чтим святых родителей Твоих! ПЕРВЫЙ. И всеславно славим рождество Твое! ВТОРОЙ. И всеславно славим рождество Твое!

ТРЕТИЙ. И всеславно славим рождество Твое!

Колокольный звон переходит в радостную, светлую и динамичную народную мелодию.

На сцене появляются юнцы и юницы, в руках которых украшенные лентами шесты с цветами и дарами Урожая.

ЮНЦЫ и ЮНИЦЫ: - Радуйтесь, люди добрые! - Родилась Пресвятая Пречистая Царица небесная! - Владычица наша! Заступница! - Избавительница от скорбей! - Целительница от болезней и страстей! - Защитница от бед, нечистой силы, напастей и страданий!

ВСЕ. Пресвятая Богородица!.. Прими дары наши!

Юнцы и юницы поднимают вверх украшенные шесты, берутся за ленты, растягивают их и идут к людям, образуя

вместе с ними красочные карусели.

ПЕРВЫЙ. Мати наша – Матушка Мария, Пречистая Дева, Пресвятая, Свет Мати Мария… ВТОРОЙ. Пресвятая Богородица, Солнце красное, Пречистая Голубица… ТРЕТИЙ. Мати Божа, Богородица, Скорая помощница, Теплая заступница…

ВСЕ. Заступи! Спаси! И помилуй!

Обращаются к зрителям.

ПЕРВЫЙ. С праздником вас, люди добрые!

Звучит веселая мелодия.

Мати Мария, в день Своего Рождества, прими от нас радость, улыбку, веселье, хорошее настроение и эти осенние, праздничные, карусели! ВТОРОЙ. А карусели эти не простые, а особые: проверка всем людям нашим на дружбу и на поддержку друг друга. И сам в карусели пройди и друга-знакомого пригласи! ТРЕТИЙ. А особым почетам у нас будут пользоваться карусели семейные! Особенно те, где бабушки и дедушки с внуками и внучками рядом встанут! ПЕРВЫЙ. Эй, люди добрые! Беритесь за ленты! И не забудьте: после

третьего круга, держась за руку друга – можно желание загадать!

Юнцы и юницы идут в народ и, вместе со зрителями водят карусели.

ТРЕТИЙ. Добрый день, народ честной! ВТОРОЙ. А день сегодня и впрямь добрый! ПЕРВЫЙ. И не простой! Сегодня день особый! Сегодня - Богородичин день! ВТОРОЙ. Аспосов день!

ТРЕТИЙ. Поднесеньев день!

Выскакивает шустрый парень - теперь мы будем называть его Шустрик - и начинает скороговоркой перечислять все остальные народные названия праздника.

С ним вместе выбегает и девица-юница по имени Машка.

ШУСТРИК (скороговоркой): А так же: Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Большая, Госпожа Богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Осенины, Вторые Осенины, Пасиков день. Луков день… МАШКА. И все – в один день! ШУСТРИК Да! ПЕРВЫЙ. Тихо – тихо – тихо! Хватит трынденть! ШУСТРИК. Я не трындю! Я – скороговорю! Слов в себе не зажимаю – а на

ветер пускаю! Слова не воробьи – пущай полетают, на ветерке освежатся, людям уши пощекочут, а через уши на мозги покапают, попудрят их – глядишь, людям уму смысла добавят! Может, кому и впрок пойдет! И на пользу!

Обращается к девице-юнице.

Верно, Машка!? МАШКА (тоже скороговоркой ). Да!..

Зрителям.

«Верно – не верно», а правильно, наверно! Мы тут не бессмысленность несем, а вам, люди добрые, перечисления делаем! Но не на сберкнижки, а в умы и в умишки!

К парню.

Верно, Шустрик? ШУСТРИК. Да! Мы перечисляем, как сегодняшний праздник когда-то

раньше в народе назывался…

Начинает быстро скороговорить.

Спожа, Спожка, Большая Спожка! ВТОРОЙ (перебивает его). Щаз, как дам по лбу ложкой – язык и отвалится! ШУСТРИК. Моя речь аль не нравится?.. Я тему поменяю вмиг…

ВТОРОЙ. Еще одно слово и я прикушу тебе язык!

Машке.

И тебе тоже – чтоб молчали похоже. Явились тут – средства массовой дезинформации… Картина Репина «Не ждали»! МАШКА. Да! Мы такие! Не жданные, не званные – явились не запылились! ШУСТРИК. Да! И к народу обратились! И заговорили мы не о плохом, а о хорошем, которое тоже пока еще имеет место быть в нашей жизни. МАШКА. Да! Хватит болтать о землетрясениях, о наводнениях, о

катастрофах и катаклизмах, о терроризмах и пофигизмах и о дефолте – ни слова, увольте!..

Музыкальная отбивка.

Давайте поговорим о празднике! ШУСТРИК. О том празднике, который сегодня праздник!

МАШКА. Всем праздникам праздник!

Музыкальная отбивка.

ПЕРВЫЙ. А что? Мысль хорошая! Даже верная! ВТОРОЙ. Давно на празднике о светлом празднике с народом не говорили! ТРЕТИЙ (Машке и Шустрику). Ну, если назвались груздями – ищите ветра в поле… ШУСТРИК. То есть?.. ПЕРВЫЙ. То есть – взялись за гуж – полезайте в кузов.

ВТОРОЙ. Расшифруйте нам…

Жест на зрителей.

… русским людям, что вы тут такого тарабарского наговорили. И не трыньдите, а говорите четко, с толком, с расстановкой, чтобы вы и сами понимал что мелите, и чтобы до нас дошло что вы тут несете… ШУСТРИК. Во-первых, ничего такого тарабарского я не тарахтел! МАШКА. Да! ШУСТРИК. А просто перечислил то - как раньше сегодняшний праздник в народе называли. МАШКА. Да! ШУСТРИК. Ведь Рождество Пресвятой Богородицы был одним из самых любимых народных праздников.

МАШКА. Да!

Осеклась.

Ой! А почему - был? Он и сейчас один из самых любимых! ШУСТРИК. Да! МАШКА. Он и сейчас – любимый праздник! ШУСТРИК. Да! ПЕРВЫЙ. Мастера вы друг другу поддакивать! ШУСТРИК. А если мы друг другу поддакивать не будем – кто нам поддакнет? МАШКА. Да!? ПЕРВЫЙ. Ну, поддакивать у нас много желающих. Но я о другом… Говорите-то вы хорошо и очень быстро, а сами – что об этом празднике знаете?.. ВТОРОЙ. Или вам нужно в интернете покопаться? МАШКА. Копаются свиньи, и не в интернете… ШУСТРИК. Да! МАШКА. А мы привыкли своими мозгами шевелить и на всякий поставленный ребром вопрос - перед народом ответ держать!

ШУСТРИК. Да! Так держать!

Второму.

Задавай свои вопросы! А я, если сам не знаю – у людей спрошу! А они подскажут! Всем миром! Наши люди – это не интер-нет. Наши люди – это интер-да!

Обращается к зрителям.

Верно, люди добрые?

Зрители отвечают.

Слыхал? Народ не безмолствует! МАШКА. Да! Давай свои вопросы на наши ответы! ВТОРОЙ. Тогда скажите: почему сегодняшний день еще называли – «Луков день»? ШУСТРИК. Минуту на размышление!

ВТОРОЙ. Минута пошла!

Тут же.

Минута прошла! ШУСТРИК. Так быстро? ВТОРОЙ. Нынче «время в умаление» пришло – все приходится делать по - быстрому. Давай ответ! ШУСТРИК. Даю! «Луков брат» – это я знаю… Это чеснок… Про него еще Джанни Родари книжку написал. «Чиполлино» называется… ВТОРОЙ. Сам ты – «чиполлино»! Не верно! Думай заново! ШУСТРИК. А-а! «Луков день»? Знаю! Из луков на горе стреляли?.. Еще выражение такое есть: «Гора луковая»! ВТОРОЙ. Эх, ты, знаток! Слышал звон, да не знаешь, где он!.. Не

«гора луковая» говорили в народе, а…

Зрителям.

Как правильно звучит народное выражение?

Зрители подсказывают.

Точно! «Горе луковое»… А какое же горе может быть в светлый Богородичин день?.. ШУСТРИК. То же верно…

Второму.

Тогда я тоже возьму помощь зала! ВТОРОЙ. Берите! Не жалко!

Шустрик обращается к зрителям.

ШУСТРИК. Люди добрые, подскажите – почему сегодняшний день «луковым днем называли»?

Слушает ответы зрителей.

Правильно!

Второму.

Потому что в этот день в наших краях пришло время дергать лук, сушить и вязать его косами и определять на хранение! ВТОРОЙ. Молодец! Хорошо…

Жест на зрителей.

чужим умом живешь… И так можно, если своего не накопил… ШУСТРИК. Ладно, «максим-галкин», твоя взяла! Моя твоя не угадай! Задавай еще один вопрос! МАШКА. А почему это тебе еще один вопрос. Ты и на тот не сумел сам ответить, а уже за второй берешься!

Теперь я буду бриффинговать! Давайте мне ваши вопросы!

Третьему.

Начинай! ТРЕТИЙ. Только так! МАШКА. Только так: ты не мне этот вопрос задавай, а сразу – без посредников – к народу обращайся: проверим, как они свои праздничные обычаи знают. Теперь я людям буду подсказы подсказывать. ТРЕТИЙ. А ты хитра… МАШКА. Жизнь научила. Говори вопрос.

ТРЕТИЙ. Говорю!

(Громко кричит.

«Вопрос»!..

Машке.

Ну? Как сказал? МАШКА. Вопрос задавай.

ТРЕТИЙ. На верное задание можно и вопросом правильным ответить.

Зрителям.

Вопрос ко всем! Сегодня не только «луков день». Сегодня и «пасиков день»! Почему нынешний день называли «пасиковым»? Время пошло.

МАШКА (зрителям). Почему сегодня называют «пасиков день»?

Пока Машка слушает ответы зрителей, Шустрик быстро перелистывает книжку.

Верно! Сегодня пчел убирают – на зиму! Чтобы пчелки не померзли! А если учесть, что в народных поверьях пчела - это труженица Божья и ее на Руси со звездочками небесными сравнивали, а матку пчелиную - с Богородицей, то как же – в день Рождения малой Пречистой – не позаботиться об этих маленьких, волшебных и нужных нам существах. Ну?.. ТРЕТИЙ. Правильно ответила! Молодец! МАШКА (жест на Шустрика). Это он молодец, а я… ТРЕТИЙ. Молодца?.. Ай – молодца! МАШКА. Не молодца, а - молодица! ПЕРВЫЙ. Ну, то что ты молодица, а не старица – это всем видно и без

подсказки. А вот ему…

Жест на Шустрика.

…ему еще надо доказать, что он молодец и не среди овец… Пусть ответит – почему сегодняшний день еще называли «Аспосов день»? ШУСТРИК. «Аспосов день» потому - что это день после Спаса! И в этот день начинались посиделки, «вечерки», «капустки»… МАШКА. «Капустники»? ШУСТРИК. «Капустники» - это когда в театре веселятся, а «капустки» -

рубка капусты для заготовки ее на зиму.

Звучит негромкий удар колокола. Или звук – «словно где-то струна лопнула».

Звучит красивая лирическая мелодия.

ПЕРВЫЙ. А еще сегодня – вторая встреча Осени… Осенины!.. ВТОРОЙ. Сегодня - Праздник Урожая… Праздник будущего благосостояния семьи! ТРЕТИЙ. Какой Урожай соберешь, так и осень, и зиму, и раннюю весну проживешь. ПЕРВЫЙ. Славный Урожай – слава Урожаю! ВТОРОЙ. Слова Рождество и Урожай – из одного корня выросли! ТРЕТИЙ. Слава Урожаю – слава Рождеству! ПЕРВЫЙ. И не зря Пресвятую Богородицу народ называл Госпожой Богатой, Большой Госпожой… ВТОРОЙ. Большой и богатый урожай Царице нашей Небесной – в радость! ШУСТРИК. Так давайте славить Урожай не только словами, но и играми!

МАШКА. Да! Я одну такую игру знаю!

Зрителям.

А если сама знаю, то и вас научу! ШУСТРИК. Игра веселая, танцевальная! Так и называется – «Урожай»! МАШКА. Да! Только сначала ответьте – какие вы знаете осенние фрукты и

овощи?

Проводит игру-аукцион на знание названий фруктов и овощей осеннего урожая Победителям могут быть вручены приза.

ШУСТРИК. Знания проверены – приступаем к игре!

Машке.

Да? МАШКА. Ага! Я теперь тебе не поддакивать а «подъагакивать» буду. Согласен?

ШУСТРИК. Ага! Объясняй игру!

Проводят игру «Урожай»:

Играющие делятся на группы по 4-8 человек: «корзины». В каждой «корзине» распределяют названия овощей и фруктов, например: «капуста», «яблоко», «лук», «картошка» и др. Названия овощей и фруктов повторяются в каждой «корзине», но в одной корзине два одинаковых фрукта и овоща находиться не могут. Фрукты и овощи берутся за руки и образуют кружки – «корзины». Ведущий командует: «Капуста, за мной!» Все «капусты» выходят из своих кругов и идут за Ведущим. После следующей команды: «Картошки, за мной!» - все «картошки» идут за «капустами». Так выстраиваются все овощи и фрукты, одни за другими. Как только раздается команда: «По местам!» - все «овощи-фрукты» должны встать на свои места, в свои «корзины».

Чья «корзина» быстрее «заполнилась», те и победили.

ШУСТРИК. А теперь моя очередь игру проводить! МАШКА. А игра веселая? ШУСТРИК. Ага! МАШКА. Танцевальная? ШУСТРИК. Ага! МАШКА. Тогда проводи!.. А как игра называется?

ШУСТРИК. А игра называется…

Особым голосом.

«Урожай-два! или Без базара – по корзинам!» МАШКА. Ой, как интересно! Начинай!

Проводится игра «Урожай-два»:

Общий круг (или колонна). Руководитель подходит к каждому игроку и потихоньку сообщает ему название овоща или фрукта (можно - с помощью карточек, на которых эти названия записаны). Названия цветов периодически повторяются. Или же играющими используются те названия «овощей-фруктов», полученные в предыдущей игре. Ведущий объясняет условия игры.

Под музыку вся колонна («змейка») будет двигаться за Ведущим, повторяя все его движения. Как музыка остановится – все «овощи-фрукты» должны собраться в «корзины» по названиям овощей или фруктов.

ШУСТРИК и МАШКА. Игра третья – «Музыкальная капуста, или Веселые кочаны»!

Проводится игра «Музыкальная капуста»:

Игра проводится под музыку. Играющие делятся на несколько равных групп – и выстраиваются шеренгой «змейками». «Змейки» становятся параллельно друг другу. Каждая из них выбирает себе свой музыкальный мотив. Как только исполняется избранный мотив, «змейка» начинает двигаться, танцевать заплетаясь среди других участников других «змеек» и заворачиваясь в «капусту» («спираль» из «змейки»). Когда мотив меняется «змейка» останавливается в ТОМ ПОЛОЖЕНИИ, в каком ЗАСТАЛА ее СМЕНА МОТИВА, а двигаться начинает ТА (другая) «змейка», избранный МОТИВ которой зазвучал. Выбрав момент, когда «змейки» сильно переплетены, ведущий дает КОМАНДУ. Музыка обрывается и все группы («змейки») должны встать в первоначальном порядке. Выигрывает группа, выстроившаяся первой. Вариант: Уславливается особый музыкальный мотив, под который движутся все «змейки» одновременно. В этом случае получается общее «шари-вари» - карнавально-танцевальный серпантин. Внимание: При проходе движущейся «змейки», стоящие «змейки» имеют право (и должны) поднимать руки или временно их расцеплять (на время прохождения «змеек»).

Это необходимо – во избежание травм.

И вот игры завершены. Удар колокола.

На сцене вновь сказители.

ПЕРВЫЙ. А еще нынешний праздник на Руси считался семейным праздником… ВТОРОЙ. Сегодня – в День Рождества Пресвятой Богородицы – в доме устраивалось угощение, на которое собиралась вся семья. ТРЕТИЙ Для праздника варили пиво и закалывали овцу или барана, готовили студень, пекли кулебяку с рыбой из пшеничной муки с добавлением крупчатки… ВТОРОЙ. А из муки нового урожая пекли особый пирог. ВТОРОЙ. А тесть и теща обязательно приглашали молодых зятьев вместе со свекром и свекровью, чтобы установить добрые отношения между семьями сватов, родителями мужа и невесткой. ТРЕТИЙ. Особым обычаем было посещение новобрачных родней и знакомыми. ПЕРВЫЙ. Специально выбранный человек – «позыватый» приглашал гостей следующими словами: «Приходите навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье, поучить их уму-разуму». ВТОРОЙ. Молодая показывала, какая она хозяйка, а молодой свою хозяйскую смекалку и хватку гостям демонстрировал. ТРЕТИЙ. Вот и мы хотим поглядеть – какая у нас замужняя и женатая молодежь ныне: хозяйственная, али так себе!? ПЕРВЫЙ. Ну-ка, юнцы и юницы, приведите к нам молодые парочки! Они

нам свою сноровку и сметку покажут, а мы им – призы в награду!

Юнцы и юницы приглашают на сцену молодые, поженившиеся пары.

ВТОРОЙ (молодым). Награды есть, но их заслужить надо. А служба простая! Игровая. Вы ягоды, овощи, фрукты кушать любите?

Молодые отвечают.

Правильно. А кто их кушать не любят. Понятное дело – витамины! Итак, игра «Ягоды, овощи, фрукты»! Я подхожу к каждой паре и спрашиваю: «Ягода?» - «Овощ?» - «Фрукт?» А вам попробуйте – не повторяясь – назвать, например: «Малина» - «Капуста» - «Яблоко»! Кто не сможет – на счет «раз-два-три» - это сделать – выбывает! Порядок тем я буду менять.

Итак приступаем!

Проводится игра «Ягоды, овощи, фрукты»: Ведущий подходит к парам по очереди, говоря: или «фрукт», или «овощ», или – «ягода». Пара, не успевшая сориентироваться и не давшая свой – не повторяющийся – ответ, выбывает из игры. Победители получают призы. Лучше, чтоб это были призы из фруктов, ягод или овощей: и приятно, и питательно.

Игра выявила две пары победителей.

ПЕРВЫЙ. А эти две парочки разыграют супер-приз! А играть мы будет в игру, которая называется «Хозяин-кудреватый».

Выдает молодым мужьям по паре грабель ( можно детских, игрушечных.

Слушайте условия игры.

Зрителям.

Мы все вместе будем говорить такие слова: «Вот кудреватый

Хозяин бородатый!

Как бы кому-то в народ: «Не датый, а бородатый!»

Кто бороду подмажет - Хозяина уважит!

Тут звучит музыка!

Молодым женам.

И вы, хозяюшки, бегом в народ! За «подмазкой» - т. е. за дарами! Хватайте – что дадут! Но – по одной вещи! И назад – к хозяину! Что дали – на грабли вешайте! И опять – в народ: за добавкой!

Как музыка оборвется – все: игра прекращается, и мы посмотрим, какая хозяйка более тароватая, и какая парочка больше даров собрала!

Зрителям.

Победители будут, но проигравшим никто не останется! Вы к хозяину с уважением и вам от него уважение будет! А потому не жадничайте! Помогайте молодым!.. Но сначала проведем помогательный ритуал.

Положили все руку на грудь. Вот так.

Кладет руку на грудь.

Сжимаем руку в кулак…

Показывает.

Так, чтобы внутри «жаба» оказалась. Отрываем «жабу», чтобы не душила!

Отрывает сжатый кулак от груди.

Бросаем вниз! Под ноги!

Бросает воображаемую «жабу» под ноги.

И топчем одним ударом ноги!

Топает ногой по воображаемой «жабе». Зрители повторяют все его движения.

Все! Жаба больше нас не душит! На душе легче стало. Можно и ближнему помочь! А ближние у нас сейчас…

Жест на молодые пары.

…молодые! Приготовились к игре!

Внести подсказку!

Юницы и юницы выносят, написанные на листах ватмана, слова, которые нужно всем вместе сказать:

Вот кудреватый Хозяин бородатый! Кто бороду подмажет –

Хозяина уважит!

Проводится игра «Хозяин кудреватый»: Молодые мужья – «хозяева» держат становятся по разные Стороны сцены, держа грабли вместе, как одно целое. По команде Ведущего зрители говорят вышеуказанные слова. На последнем слове звучит музыка. Оба «хозяина» разъединяют руки и держат грабли на уровне плеч. Молодые хозяйки бегут в народ, берут «подмазку», украшают ею грабли. Выигрывает тот «хозяин», чьи грабли более «увесистые»: или по весу, или по количеству «даров». Ведущий объявляет победителя и говорит, что это только

первый этап состязаний.

Нахватать-то каждый может: руки – как грабли! Хваталки, одним словом! А вот вспомнить: кто что дал и вернуть каждому свое – это ещё надо суметь! И не только вещь вернуть, но и сторицей воздать! А «сторицей» у нас будет это!

Юнцы и юницы вносят корзины с фруктами или овощами, или – с другими призами.

И вещь вернуть, и спасибо сказать! Наградить за помощь тем, что в корзинах лежит!

Зрителям.

А вы, те кто хозяевам в помощи не отказали держите карманы шире – получайте награду за щедрость! Призы от молодых! Итак! Это не «секонд-хенд»! Это игра «Хозяин памятливый – хозяин щедрый!»

Начали!

Звучит музыка. Молодые хозяйки раздают собранные ранее вещи. И, вместе с в вещью, вручают приз. Игра закончилась.

Ведущий вручает молодым свои призы.

Удар колокола.

ТРЕТИЙ. А ещё – в день Рождества Пресвятой Богородицы – в дом бабушек и дедушек привозили внуков и внучек и оставляли их здесь на несколько дней после праздника. И внучки и внучки чувствовали себя в гостях «полными хозяевами»! И сегодня – в светлый праздник – мы хотим увидеть, как «старые» и «малые» игрой дружить могут! Все знают, что дедули и бабули, как схватят – не отпустят, пока внука совсем не забалуют, не заласкают. И руки у них совсем не крюки, и не грабли какие, а настоящие ласкательно-обнимательные капканы! Так наша игра и называется: «Дедулины-бабулины кап-кап-кап-капканчики».

Ну, хватит капать! Давайте играть!

Проводится игра «Дедулины-бабулины капканчики»:

Бабушки и дедушки становятся парами – это «капканы». Бабушки и дедушки, изображающие «капканы», держат друг друга за обе руки. Все остальные участники игры – это «зверьки». Как только начинает играть музыка, капканы раскрываются и поднимают соединенные руки «воротиками». Все «зверьки» быстро пробегают в «капканы» под «воротики». Бежать надо только в одном направлении. По сигналу, «капканы» закрываются (опускают руки), стараясь поймать хотя бы одного «зверька». Пойманные «зверьки» становятся в «капканы» и помогают ловить других «зверьков».

После чего игра продолжается, но в другом направлении.

ТРЕТИЙ. А теперь еще одна игра! «Птички в клетке»! Клетками у нас будут бабушки и дедушки, а птичками – дети! Посмотрим, кто у нас шустрее: бабушки и дедушки или внуки и

внучки!?

Проводится игра «Птички в клетке»:

Участники образуют два круга. Бабушки и дедушки, находящиеся во внутреннем круге берутся за руки. Они в ходе игры изображают «клетку». Внуки и внучки образуют внешний круг и за руки не держатся. Это – «птички». Под музыку «клетка» движется вправо, а «птички» – влево. По сигналу клетка останавливается, бабушки и дедушки поднимают руки вверх. В это время «птички» могут свободно влетать и вылетать из нее. «Клетка» не может задерживать «птичку». По второму сигналу «клетка» захлопывается, т. е. Все опускают соединенные руки вниз и приседают. Пойманные «птички» становятся во внутренний круг, который увеличивается в размерах.

После этого игра возобновляется.

И вновь удар колокола.

ПЕРВЫЙ. Вот такой сегодня семейный праздник… Рождество Пресвятой Богородицы… ВТОРОЙ. А еще сегодня обновляли огонь: старый огонь гасили, а новый – живой – добывали ударами кремня. ТРЕТИЙ. И в огне, во избежание порчи от дурного глаза и болезней жгли старую одежду и обувь. ПЕРВЫЙ. А детей – чтобы не болели - поливали на пороге дома водой.

ВТОРОЙ. И вы, если желаете, можете во-он там…

Объясняет и указывает место, где – по согласованию с Госпожнадзором – зажигается костер

… можете сжечь ненужную старую обувь и одежду… ТРЕТИЙ. А детей – просто омойте проточной водой из крана, но своими руками. Пусть они еще раз почувствуют, что такое родительские

любящие, ласковые ладони.

Удар колокола. Звучит красивая, грустная мелодия.

ВТОРОЙ. Сегодня – последний день бабьего лета… В это время на небе видно созвездие бабы, расположенное из семи соединенных вместе звезд, как бы утиное гнездо и называемое в астрономии Плеяды. ТРЕТИЙ (со вздохом). Бабье лето… Сегодняшним ранним утром женщины… ШУСТРИК (зрителям). Женщины, вы слышите? ТРЕТИЙ. Сегодняшним ранним утром женщины выходили к берегам рек, озер прудов встречать Матушку Осень с овсяным киселем или хлебом… ШУСТРИК (зрителям). Дорогие сударыни женщины! Кто-нибудь из вас

ходил сегодня утром к реке встречать Матушку Осень?

Пытается услышать ответ.

МАШКА. Ну, ты и вопросы задаешь! Ты что-нибудь попроще спроси. ШУСТРИК. И спрошу. Уважаемые сударыни женщины, а кто-нибудь из вас

сегодня кисель овсяный сварил?

Пытается услышать ответ.

Получается, не встретим мы в этот день вторую Осень?.. Не порадуем Вторую Пречистую, Госпожу Вторую, Госпожу Богатую – Пресвятую Богородицу?

МАШКА. Почему не встретим? Почему не порадуем?

Жест на людей.

Если они обычаев не знают, и кисели варить не умеют – а мы-то на что? Мы и встретим, мы и порадуем!

Звучит веселая музыка.

И не просто порадуем, но и угостим! ШУСТРИК. Всех угостим! Апосов день – поднесеньев день. Лей, лей кубышка! Поливай, кубышка! Ешьте, гости, пейте – хозяйского добришка

не жалейте!

Под музыку юнцы и юницы выносят в народ овсяный кисель, хлеб и, может быть что-то хмельного, легкого - типа браги.

А еще с сегодняшнего дня начинался сбор хмеля! И все люди на радость Пресвятой Деве Марии пели, плясали и в игры играли! ЮНОШИ: - Вейся ты, хмель, перевейся, - На нашу сторону, - Как на нашей на сторонке приволье большое! - А приволье-то большое, мужики богаты1 - Что мужики-то богаты, каменны палаты! - Что каменны палаты, двери золотые,

Что маковки литые!

ДЕВУШКИ: - Мати Мария! - Зеленое перышко! - Листик кудрявый! - Поем тебе славу! - Дай нам сена собирать! - Дай нам жита зажинать! - Пусть танцуют все девчата!

- Праздник к нам пришел до хаты!

Звучит музыка. Юнцы и юницы в народе, а сказители – со сцены

проводят танцевальные и песенные игры и конкурсы:

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЛЕТЕНЬ». Играющие становятся с две шеренги лицом друг к другу. В обеих шеренгах одинаковое число играющих. Ведущий подает команды: - «Руки вперед!»; - «А теперь в стороны!»; - «Заплести плетень!». Каждый играющий через одного БЕРЕТ ЗА РУКУ ТОВАРИЩА из своей команды. Таким образом руки переплетаются в «плетень». Ведущий подает команду: «Опустить руки!». Все опускают руки. - «Заплести плетень!» Когда Ведущий убедится, что играющие знают, кто с кем должен держаться за руки, и быстро справляются с этим заданием, он подает команду стать в одну колонну лицом к нему. А затем под музыку уводит эту колонну за собой. Как только ведущий крикнет: «По местам!» - команды должны бежать каждая на свое место и, став в первоначальное положение, заплести плетень.

Побеждает та команда, которая это сделает первой.

«ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ»: Участники делятся на две команды по 10-16 человек. В каждой команде назначается Ведущий. По мелодию Ведущие заводят хоровод. По сигналу Ведущий каждой команды начинает быстро плести плетень. Он выводит танцующих на одну линию, последняя пара поднимает соединенные руки вверх, образуя «воротца», а Водящий проводит под ними всю цепочку. Последний поворачивается за цепочкой, делая полный поворот налево, не отпуская при этом правой руки последнего, и кладет его руку, соединенную с ним, себе на правое плечо. Затем Ведущий проводит цепочку в следующие «воротца» и т.д. В результате вся команда встает в колонну друг за другом. У каждого левая рука лежит на правом плече, а правая, которой он держит за левую руку впереди стоящего, лежит на его правом плече.

Выигрывает та команда, у которой был самый красивый ХОРОВОД в первой части и та, которая быстрее сумела заплести «плетень».

«ВЕСЕЛЫЕ ТРОЙКИ»: Участники игры сначала встают в кружки по три человека. Затем двое берутся за руки, а третий встает в середину. В середине большого круга находится Водящий. По команде Водящего: «Средний, ко мне!» - стоящие внутри пар выходят в середину большого круга и берутся за руки вместе с Водящим. По второй команде все, образовавшие внутренний круг, держась за руки, движутся в одну сторону, а те, кто находится во внешнем круге, - в другую. Пары внешнего круга могут двигаться боковым шагом, приплясывая или кружась. По сигналу руководителя пары останавливаются и приподнимают руки, а все находящиеся во внутреннем круге, в том числе и Водящий, стараются занять место в середине КАКОЙ-ЛИБО ПАРЫ. Оставшийся без места становится Водящим. При повторении игры в каждой тройке игроки меняются местами так, чтобы по команде: «Средний ко мне!» - в круг выходили каждый раз новые игроки. Игра пойдет веселее, если ее проводить под музыку. Тогда, двигаясь по кругу, пары могут танцевать какой-либо танец, а внутренний круг – повторяет движения, которые показывает Водящий.

Тот, кто остался без места ДОЛЖЕН по желанию играющих что-нибудь исполнить: станцевать, спеть и т.д.

«ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ МАРАФОН»: Все желающие играть разбиваются на группы. Каждая группа выбирает себе мелодию какого-нибудь танца. Звучит общая мелодия. Ведущий приглашает по очереди играющих за собой. Те, на кого он указал, идут под музыку вслед за ним. Когда по залу, извиваясь движется цепочка играющих, происходит смешение групп. Общая мелодия вдруг обрывается и звучит мелодия одного из выбранных танцев. Группа, танец которой исполняется, должна добежать до своего места, пока Ведущий не успел сосчитать до трех. Те, кто на счет «три» еще на месте – выбывают из игры. Выигрывает та группа, которая к концу игры будет насчитывать большее количество человек.

Танец, который выбрала группа-победительница исполняют все.

«ПРИГЛАШЕНИЕ»: Все играющие становятся в круг. Ведущий идет внутри круга под музыку. Внезапно он останавливается перед кем-нибудь из играющих и, сделав в его сторону поклон, приглашает следовать за собой. Дальше они идут по кругу уже вдвоем. Ведущий вновь останавливается перед кем-нибудь и приглашает третьего, четвертого и т.д. В общей сложности 10-12 человек, стоящих в разных местах круга. Он может передвигаться танцевальными шагами и под музыку, выполнять всевозможные танцевальные движения, которые ребята, идущие за ним должны в точности повторять. Музыка обрывается. Водящий и играющие разбегаются в разные стороны, и становятся в общий круг ( на любое место ).

Тот, кто займет место в кругу последним, становится Водящим.

«БЕЛКИ, ОРЕХИ И ШИШКИ»: Участники игры разделяются на группы по три человека. В каждой тройке один из играющих берет на себя роль белки, другой – ореха, третий – шишки. Взявшись за руки тройки образует маленький кружок. Все эти кружки располагаются также по кругу. В середине общего большого круга находится водящий. Под музыку юноши и девушки, держась за руки, свободно танцуют, или просто кружатся тройками. Неожиданно водящий громко кричит: «Белки!» Все останавливаются, разжимают руки и «белки» быстро перебегают в любой другой кружок, который сейчас же снова замыкется. При этом водящий старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто останется без места, должен водить.

Игра продолжается, но теперь водящий вызывает: «орехи» или «шишки».

«ЛОВЛЯ ПАРАМИ»: Игра может проходить под веселую музыку. В одном из углов площадки чертят круг. Это – «дом» Водящего, который входит туда перед началом игры. Остальные игроки размещаются свободно по площадке. По команде, Водящий выбегает из «дома» и старается осалить кого-нибудь из игроков. Затем отводит этого игрока в «дом». После этого Водящий и пойманный игрок берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Настигнув кого-либо они быстро соединяют СВОБОДНЫЕ руки так. Что чтобы игрок очутился между их руками. Пойманный игрок отводится в «дом» и ждет там, пока будет захвачен и приведен в «дом» еще один игрок. Оба пойманных образуют вторую пару и начинают преследовать остальных игроков и т.д. Таким образом в ходе всей игры из пойманных игроков составляются новые пары, которые выполняют роль ловцов. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все участники игры, кроме одного. Этот игрок считается самым ловким. Запрещается ловцам хватать игроков руками.

Игроки выбежавшие за границу площадки считаются пойманными.

«КРУГОВЫЕ САЛКИ»: Ребята берутся за руки и образуют круг. После этого юноши делают шаг вперед, образуя второй круг внутри первого. Под музыку оба круга начинают двигаться: внешний – в одну, а внутренний – в другую сторону. Музыка обрывается. И юноши стараются запятнать девушек, находящихся во внешнем кругу. Однако, тех девушек, которые успевают повернуться к ДРУГ ДРУГУ ЛИЦОМ и ОБНЯТЬСЯ, пятнать нельзя. Те же девушки, которых запятнали, берутся за руки и образуют свой круг внутри второго. Получается три круга: девушки – юноши – девушки. Игра повторяется вновь. На этот раз юноши могут пятнать девушек, которые находятся во внутреннем и внешним кругах.

При повторении игры юноши и девушки меняются местами.

Удар колокола. Звучит красивая мелодия.

В руках сказителей - Лик Богородицы.

ПЕРВЫЙ. Сегодня особый праздник. ВТОРОЙ. Рождество Пресвятой Богородицы есть начало исполнения всех обетований божественных, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий…. ТРЕТИЙ. День Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость. ПЕРВЫЙ. Русские люди верили, что Царица Небесная всегда среди них живет… ВТОРОЙ. На Покрова по полям ходит, глядит – все ли поля сжаты? А где вступила, там и цветы встают. И кто найдет, в церкву принести должен, «следа взять», положить его перед Царскими Вратами… ТРЕТИЙ. И в дома Она заглядывает… Смотрит – как люди живут… ТРЕТИЙ. Ее не знаешь! Она может и в образе простой женщины придти, воды напиться попросить… ПЕРВЫЙ. Она всегда с нами… Она всегда среди нас… ВТОРОЙ. Верю в Солнце Завета, Вижу зори вдали. Жду вселенского света От родимой земли. ТРЕТИЙ. Все дышавшее ложью Отшатнулось, дрожа. Предо мной – к бездорожью Золотая межа. ПЕРВЫЙ. Заповеданных лилий Прохожу я леса. Полны ангельских крылий Надо мной небеса. ВТОРОЙ. Непостижного света Задрожали струи. ТРЕТИЙ. Верю в Солнце Завета,

Вижу очи Твои…

ВСЕ. С Праздником! С Радостью!

Музыка нарастает. Сказители, поклонившись людям, уходят.

Еще некоторое время звучат красивые, народные мелодии.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

«Беломорские старины и духовные стихи». ( Спб., 2002.);

1. Блок А. «Незнакомка» ( М. 2003. );

2. Булгаков С. В. «Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания». ( М., 1994.);

3. «Веселая копилка» ( Киров. 1992. );

5. «Голубиная Книга». ( М. 1991. );

6. Дугин А. «Метафизика Благой Вести (православный эзотеризм )». ( М., 1996.);

7. «Духовные стихи». ( М., 1991. );

8. «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» ( Ярославль. 2004. );

9. Капица Ф. С. «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы» ( М., 2001.);

10. Коринфский А. А. «Народная Русь» (Смоленск. 1995. ); 11. Ляховская Л. П. «Календарь славянской жизни и трапезы»

( Спб-М., 2004. );

12. Миролюбов Ю. «Сакральное Руси». Том 2. ( М., 1998. );

13. «Мифы народов мира». Т. 2. ( М., 1988. );

14. «Народные праздники на Руси». ( М., 2004. );

15.«Народный месяцеслов» ( М., 1992. );

16.«Обычаи Православия» ( Кострома. 2003. );

17. Панкеев И. «Обычаи и традиции русского народа». ( М., 1999. );

18. Панкеев И. «Русские народные игры». ( М., 1998. );

19. Путилов Б. «Древняя Русь в лицах». ( Спб., 2001. );

20.«Русские». ( М., 1997. );

21.«Русские Веды» ( М., 1992. );

22.«Русский праздник».( Спб., 2001. );

23.Терещенко А. В. «Быт русского народа». ( М., 2001. );

24.«Славянская мифология» ( М. 2002. );

25.Соколова В. К. «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов: 19 – начало 20 вв.» ( М., 1979. );

26.Степанов Н. П. «Народные праздники на Руси» ( М., 1990. );

27.Шапарова Н. С. «Краткая энциклопедия славянской мифологии» ( М., 2001. );

| Главная страница | Все сценарии |

miroslava-folk.ru


Смотрите также