Авторизация

Сегодня большой праздник церковный


Какой большой церковный праздник сегодня, 15 февраля 2019, отпразднуют православные

Сегодня, 15 февраля 2019 года, православные россияне отпразднуют большой церковный праздник. Он имеет несколько названий, среди которых и просто Сретение, но полностью он звучит так – Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

15 февраля 2019 года — пятница, 46-й день 2019 года по григорианскому календарю. 15 февраля соответствует 2 февраля юлианского календаря (по старому стилю). Сегодня по православному календарю Седмица 38-я по Пятидесятнице, постный день. Церковью установлены следующие памятные даты:

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;

День памяти преподобного Шио (Симеона) Мгвимского.

История церковного праздника Сретение Господне

Сретение отмечается 15 февраля (по старому стилю – 2 февраля). Это великий двунадесятый праздник в православии. Его название переводится с церковно-славянского языка как «встреча». Православная Церковь в этот день вспоминает встречу в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу.

Согласно Евангелию, Пресвятая Богородица на 40-й день после Рождества Христова, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.

По ветхозаветному закону женщине, родившей младенца мужского пола, запрещалось входить в храм Божий в течение 40 дней. Затем она приходила с младенцем в храм, куда приносила очистительную и благодарственную жертву Господу.

Пресвятая Дева Мария, которая не нуждалась в очищении, подчинилась предписанию закона по глубокому смирению.

Когда Богоматерь с младенцем на руках переступила порог храма, к ней подошел древний старик. Это был самый старый человек в Иерусалиме, которого звали Симеон, что в переводе с древнееврейского означает «слышание».

По преданию, Святой Дух привел в Иерусалимский храм Симеона, который был одним из 72 книжников,  переводящих Библию с еврейского на греческий, в год, когда ему исполнилось 360 лет (по другим источникам около 300 лет).

Много лет назад Симеон, когда переводил книгу пророка Исаи, усомнился, что дева сможет родить, и Духом Святым было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не убедится лично, что пророчество истинно.

Поэтому благочестивый старец по внушению свыше пришел в храм в то время, когда Дева Мария и праведный Иосиф принесли туда для исполнения законного обряда Младенца Иисуса.

Взяв Богомладенца на руки, праведник благословил его и понял — исполнились пророчество и теперь он мог спокойно умереть, так как долгожданный Мессия, о котором писали пророки в течение сотен лет, это Младенец на руках Девы Марии.

Симеона Церковь назвала Богоприимцем и прославила как Святого.

Престарелая вдова пророчица Анна, жившая при Иерусалимском храме, свидетельствовала об этом. Слова, сказанные в момент встречи Симеоном, стали частью православного богослужения.

Народные обычаи и традиции праздника Сретение 2019

Сретение символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов. В праздник в церквях традиционно освящают свечи. Такая традиция происходит от древнего обычая устраивать в день Сретения шествие по городу с зажженными светильниками. Существует поверье, что эти свечи охраняют жилище от удара молнии. Когда в этот день приходили из церкви домой, то зажигали свечу. По народным верованиям, это защищало дом и будущий урожай. Освященную в этот день в церкви воду использовали от дурного глаза, ею же кропили животных и людей.

На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение — это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».

По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель — весна будет ранняя и тёплая, если холодный день — жди холодной весны. Выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несёт — весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних». «На Сретение капель — урожай пшеницы». «На Сретение ветер — к плодородию фруктовых деревьев».

Приметы

Ясная и тихая погода в этот день предвещает хороший урожай на полях и роение пчел.

Снег — на дождливую погоду, вьюга — весна будет поздняя и холодная.

Капель предвещает урожай пшеницы, ветер — плодородие фруктовых деревьев.

ftimes.ru

Праздники дня сегодня — 21 сентября 2017

Подробнее читайте в нашем репортаже:

http://www.pravda-tv.ru/2017/09/21/320891/rozhdestvo-presvyatoj-bogoroditsy-primety-obychai-obryady-tserkovnogo-prazdnika

Малая Пречистая, Оспожинки, Рождество Богородицы

На Пречистую, в день осеннего равноденствия, отмечали вторую встречу осени (Фото: Wiktory, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 8 сентября

В церковном календаре на этот день приходится большой праздник — Рождество Пресвятой Богородицы, который в православии относится к числу двунадесятых праздников — то есть главных в году.

О рождении Богородицы известно крайне мало. Согласно преданию, у благочестивой пары из Иерусалима долго не было детей. Когда Иоаким удалился в пустыню для молитвы о рождении ребенка, и ему, и его жене явился ангел, возвестивший, что об их потомстве «будут говорить во всем мире». Спустя девять месяцев Анна родила девочку.

Праздник в честь рождения Девы Марии был установлен в 4 веке. На Руси он получил также другие названия — Малая Пречистая (Большая Пречистая празднуется в день Успения Богородицы), Оспожинки, Осенины.

Оспожинки — это еще и праздник урожая, который иногда справляли целую неделю — с играми, песнями, плясками, пирами. Осенины встречали у воды. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом. Старшая женщина стояла с караваем, а молодые пели песни во славу Богородицы. После этого хлеб разламывали на куски по числу собравшихся: каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину.

Молодая хозяйка должна была накормить гостей вкусным обедом и подарить родителям круглые пироги (Фото: Vladimir Melnikov, Shutterstock)

На Пречистую к новобрачным приходили родственники: смотрели, как те живут, учили уму-разуму. Молодая хозяйка должна была накормить гостей вкусным обедом и подарить родителям круглые пироги, а ее супруг — показать хозяйство: жито в амбарах, упряжь и инструменты в сараях.

Называли этот день также Луковым или Пасиковым — от слов «лук» и «пасека». В огородах в это время продолжалась уборка лука, а на пасеках готовили пчел к зимовке.

На Пречистую, в день осеннего равноденствия, отмечали вторую встречу осени и наблюдали приметы. Если погода стояла хорошая, то и вся осень должна была быть такой.

Именины в этот день

Георгий, Иван, Мария

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — важный церковный праздник, в православии он относится к числу двунадесятых и отмечается 21 сентября.

Праздник установлен Церковью в 4 веке. Об обстоятельствах, связанных с этим событием, поведало нам Предание.

В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара — Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.

Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна.

Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

Католическая церковь празднует Рождество Божьей Матери 8 сентября.

День воинской славы России — День победы русских полков в Куликовской битве (1380 год)

Куликовская битва, 1380 год

21 сентября в нашей стране отмечается День воинской славы России — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год). Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине 14 века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров — Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества.

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их.

Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. (8) 16 сентября 1380 года недалеко от места впадения реки Непрядва в Дон разгорелась ожесточенная битва. Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву.

Картина М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год)

Согласно летописям, битва на Куликовом поле произошла в день Рождества Пресвятой Богородицы. Князь Дмитрий возлагал большие надежды на помощь Богородицы и вознес ей свои молитвы.

В храме Рождественского монастыря города Владимира, где покоилось тело князя Александра Невского, в ночь на Рождество (с 7 на 8 сентября по старому стилю) молились служители, прося Александра оказать помощь Дмитрию. И тут произошло чудо — возле гроба князя зажглись свечи, князь Александр поднялся над гробом, посмотрел на монахов и сделался невидимым.

Матерь Божия не отвергла молитв православных христиан и поддержала их дух и силы в нелегком бою. С тех лет Русская Православная Церковь в день Рождества Пресвятой Богородицы празднует и победу над Мамаем.

Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению Руси как единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения русских земель.

Памятник в честь победы на Куликовом поле по проекту А.П. Брюллова (Фото: liveinternet.ru)

В середине 19 века на месте, которое считалось Куликовым полем, был установлен и торжественно открыт памятник, изготовленный по проекту архитектора А.П. Брюллова. В 1996 году Постановлением Правительства РФ на месте битвы был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». И сегодня здесь ежегодно проходит международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово».

Здесь надо сказать, что хотя само событие произошло в 1380 году 8 сентября по старому стилю, то есть 16 сентября — по новому, но официально праздник — День воинской славы — отмечается 21 сентября. Это издержки перевода дат со старого стиля на новый. Поскольку, при назначении даты не было учтено правило: при переводе дат 14 века к старому стилю прибавляется 8 дней, а прибавили по правилам Русской Православной церкви 13 дней (по церковному летоисчислению при переводе дат со старого стиля на новый век всегда прибавляется 13 дней, вне зависимости от века, когда оно произошло). Из-за этих несоответствий в календарях и получается, что верная календарная годовщина битвы приходится на 16 сентября, а государственное и православное празднование остается 21 сентября.

Международный день мира

Белый голубь в мирном небе — пусть всегда будет мир! (Фото: Andy Z., Shutterstock)

В 1981 году своей резолюцией 36/67 Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира (International Day of Peace) и установила его празднование на третий вторник сентября. Учредив этот День, Генеральная Ассамблея посвятила его ознаменованию и укреплению идеалов мира как внутри государств и народов, так и между ними.

А спустя 20 лет, в 2001 году, Генеральная Ассамблея единогласно приняла резолюцию 55/282, в которой постановила, что с 2002 года Международный день мира будет отмечаться ежегодно 21 сентября как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия.

Для большинства людей планеты Земля мир — это повседневная реальность. На наших улицах спокойно, наши дети ходят в школу. Там, где устои общества прочны, бесценный дар мира может никем особенно и не замечаться.

Однако, для слишком многих людей в современном мире этот дар — не более чем сказочная мечта. Они живут в оковах, в атмосфере нестабильности и страха. Для них-то в основном и существует этот день, установленный ООН в 1981 году.

С тех пор этот праздник вовлек миллионы людей, охватив многие страны и регионы, где силами общественных и молодежных организаций проводятся различные акции и мероприятия. Ведь День призван заставить людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него.

Плакат Дня 2013 года — «Образование в духе мира»

ООН предлагает всем странам и народам в этот День прекращать все военные действия и отмечать этот День проведением образовательных и общественных информационных акций по проблемам мира. А также использует празднование Международного дня мира, для привлечения внимания к своей разносторонней работе в поддержку мира и для того, чтобы побудить отдельных людей, группы и общины на всей планете к осмыслению проблем мира, обмену информацией и практическим опытом деятельности по его достижению.

Так, каждый год мероприятия ООН, посвященные Дню, традиционно начинаются с церемонии у Колокола мира в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке — сначала звучит обращение Генсекретаря ООН, после которого он ударяет в колокол, затем, после минуты молчания, с обращением выступает председатель Совета безопасности ООН.

А еще каждый год День мира посвящен определенной теме. Так, в разные годы он проходил под девизами: «Права человека и поддержание мира», «Разоружение и нераспространение», «Молодежь за мир и развитие», «Мир и демократия: выскажи свое мнение», «Устойчивый мир ради устойчивого будущего», «Образование в духе мира», «Право народов на мир», «Цели в области устойчивого развития: составные элементы мира», «Вместе на благо мира: уважение, безопасность и достоинство для всех» и др.

События последних лет — война, терроризм, военные расходы, глубокие противоречия, разделяющие народы и отдельных людей во всем мире, обусловили беспрецедентную актуальность Международного дня мира сегодня.

Всемирный день русского единения

Праздник отмечается с 2010 года (Фото: Pavel L Photo and Video, Shutterstock)

Ежегодно, начиная с 2010 года, 21 сентября отмечается Всемирный день русского единения. Пока это неофициальный праздник, но идею отмечать День поддержали представители русской диаспоры и любители русской культуры уже из 24 стран.

Инициатором этого Дня выступил Русский объединительный союз соотечественников (РОСС) в Киргизии, по инициативе которого осенью 2009 года был создан Международный инициативный комитет «Всемирного дня русского единения».

Идея нового праздника была презентована 25 ноября 2009 года председателем РОСС и председателем Международного инициативного комитета, Александром Ивановым, на II Международном молодежном форуме «Санкт-Петербург и молодые соотечественники: Мосты сотрудничества в XXI веке».

Участникам было предложено поддержать инициативу и подписать Декларацию о провозглашении этого дня. Представители 24 стран мира стали членами Международного инициативного комитета и подписали Декларацию, став соучредителями Всемирного дня русского единения: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Италия, Кипр, Литва, Мальта, Молдова, Польша, Португалия, Россия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Всемирный день русского единения учрежден в целях сохранения этнокультурной самобытности русского народа, позитивной национальной самоидентификации, объединения русских, всего русского мира, взаимодействия между русским сообществом и Россией, для сохранения этнических, исторических и культурных ценностей, развития, популяризации русского языка и литературы как части мирового культурного наследия, а также дальнейшей консолидации в интересах создания мощного интеллектуального, экономического и духовно-культурного русскоязычного пространства в мире.

Всемирный день русского единения ознаменован рядом важнейших исторических событий в жизни русского народа и России:

1. День основания России — день призвания варягов на Русь — объединение русских племен, начало княжения Рюрика (862).

2. Рождество Пресвятой Богородицы — один из главных праздников, отмечаемый Русской православной церковью.

3. День основания в 859 году города Великий Новгород. В 2009 году широко отмечалось 1150-летия основания «отца» русских городов.

4. День воинской славы России — День победы в Куликовской битве (1380 год) — начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига, положенное великим русским князем Дмитрием Донским. В 2010 году отмечалось 630-летие битвы.

Международный инициативный комитет призывает другие общинные организации — объединения российских соотечественников стран мира — присоединиться к подписанию Декларации.

Кстати, символом Всемирного дня русского единения является русская берёзка. И каждый год мероприятия в рамках Дня проходят под определённым девизом, среди которых: «Я люблю тебя, мама!», «Сохраним русский язык!», «Велика история Руси, помни ее!», «В единстве и согласии — спасение мира Русского!» и другие.

Всемирный день русского единения способствует укреплению и развитию российской государственности, прославлению России и русского народа. Любите и гордитесь своей Родиной — Россией!

Род и Роженица

Хлеб — символ благополучного Лета и Здоровья в зимнее время (Фото: Fisher Photostudio, Shutterstock)

Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию, приходился на 8 сентября по старому стилю, по новому — это 21 сентября.

После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.

После «похорон» начинается обрядовая охота на «лосих». Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.

Праздник заканчивается рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино) и игрищами.

Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных. После праздника Рода и Рожениц наступает «бабье лето».

Рош аШана — еврейский Новый Год

Звук шофара (бараний рог) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет…» (Фото: photoartbymichael, Shutterstock)

Еврейский праздник Рош аШана (ראש השנה) отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош аШана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «…кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого — скитания, кого — благополучие, а кого — терзания, кому суждена бедность, а кому — богатство». Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.

В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук шофара (бараний рог) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши».

Рош аШана празднуется в течение двух дней, 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. Конечно, любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года.

В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают: рыбу — символ плодородия; голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте; морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство; круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым; овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай; яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».

Источник

www.pravda-tv.ru

Какой церковный праздник сегодня, 21 июня, чтят православные христиане

21 июля отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 21 июля

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

День памяти о явлении чудотворной иконы Божией Матери в г. Казани в 1579 году. На месте явления построен храм в честь иконы. Празднование в ее честь стало общероссийским, начиная с 1649 года. Это одна из наиболее почитаемых Русской православной церковью икон.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания.

Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близ расположенный храм во имя святителя Николая, откуда после молебна перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, а также основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание:

«Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем».

Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции тяжело больной от потрясений и переживаний архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал:

«Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода русских войск из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

…Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь…

Мученика Прокопия

Приурочен святому Прокопию (настоящее имя – Неаний), пострадавшему в Кесарии за веру в Христа при императоре Диоклитиане.

К 303 году император Диоклетиан издал эдикты о преследовании христиан. Вскоре он отправился в Антиохию, где большинство жителей отвергли язычество и стали поклоняться Христу, единственному истинному Богу и Спасителю. Император совершил жертвоприношение в храме Аполлона Дафнийского, а затем возвратился в город на встречу с городской знатью. Знатная горожанка язычница Феодосия родом из Иерусалима, вдова христианина по имени Христофор, привела к императору своего сына Неания, передала в дар много золота и серебра и попросила правителя взять юношу к себе на службу. Неаний понравился Диоклетиану и вскоре был назначен дуксом Александрии с повелением преследовать городских христиан и казнить тех, кто не подчиняется императорским эдиктам.

Неаний отправился в Александрию во главе двух когорт воинов, которыми командовали трибуны Никострат и Антиох. Чтобы укрыться от палящих лучей солнца, они остановились в сирийском городе Апамее, а с наступлением ночи снова двинулись в путь. Они прошли значительную часть пути, как вдруг в небе блеснула яркая молния и раздался голос, вопросивший: «Неаний, куда ты идешь? И против кого ты отправляешься на войну?» Голос предупредил, что если он обрушит преследования на христиан, то поплатится за это жизнью и будет проклят навечно. Повинуясь благим предчувствиям сердца, Неаний в ответ произнес: «Господи!» Тогда в небе появился огромный сияющий крест и стали слышны слова: «Я – распятый Иисус, Сын Божий». Так блаженный познал во всей глубине тайну спасения, а Спаситель напутствовал его словами:

«Видевший Меня, ты станешь сосудом избранным. Этим ты победишь всех врагов своих. Да пребудет с тобой мир Мой».

Когда видение рассеялось, Неаний спешно отправился в Скифополь и там заказал одному еврейскому ювелиру изготовить серебряный крест по образу явленного. Как только работа была закончена, на кресте появились три образа с надписями на еврейском языке: вверху – «Эммануил», а по бокам – «Михаил» и «Гавриил». Неаний благоговейно припал устами ко кресту и нерукотворным образам. Затем он возвратился в Иерусалим.

Отряды бедуинов ежегодно совершали набеги на города той области, грабили жителей, похищали девушек из знатных семей себе в жены. В тот год новая угроза набега нависла над Иерусалимом, видные горожане пришли просить Неания и его воинов о защите. Святой взял крест, который до того времени скрывал, и с именем Христовым отправился на битву. Тогда пало больше 6 тысяч арабов, но ни один из воинов Неания даже не был ранен.

Вернувшись в город, Неаний рассказал о своей победе матери, убежденной язычнице. Но она приписала победу заступничеству идолов и предложила сыну принести им благодарственную жертву. Святой возразил, что одержал победу могуществом Христа, повел мать в зал, где был семейный жертвенник, и сокрушил идолов. Забыв материнские чувства, Феодосия разгневалась и донесла на сына императору. Диоклетиан повелел наместнику Кесарии Палестинской Иустию (Иусту) провести расследование.

Представ перед правителем, Неаний разорвал императорское письмо и заявил, что предпочитает пожертвовать собой во имя Христово, нежели приносить жертву ложным богам бессмысленного культа. Сорвав с себя пояс, он с презрением бросил его в лицо наместнику. Иустий приказал заковать его в цепи и отвести в Кесарию, столицу Палестины, и там прилюдно бичевать. При виде пыток многие из присутствовавших плакали, а славный воин Христов говорил им:

«Не меня оплакивайте, а свои души погибшие. Что обретаем мы, если тело наше упокоится в этой жизни, а душа будет осуждена на вечные мучения? Я же радуюсь теперь, как землепашец, бросающий в землю семя в ожидании будущего урожая».

Мученика истязали весь день, а потом, полумертвого и окровавленного, бросили в темницу. Здесь ему явился Спаситель во всей славе, окруженный сонмом ангелов. Он освободил его от уз и сказал: «Отныне имя твое Прокопий (что значит «преуспевающий»), ибо ты будешь преуспевать в благодетели и достигнешь совершенства мученичеством, приведя к Господу многие души». Христос исцелил его раны и придал силы и мужество перенести все испытания во имя торжества истины, уготованные ему служителями бесов.

Когда тюремщики привели святого из темницы к правителю, лицо мученика сияло как солнце, а тело было невредимым, словно только что сотканное полотно. Иустий приписал это чудо вмешательству языческих божеств. Тогда, к его великому удивлению, Прокопий сам вызвался отправиться в капище и принести достойную жертву. Обрадовавшись одержанной победе, язычники устелили путь к жертвеннику белыми одеждами, а глашатаи созвали все население города. Подойдя к языческому храму, святой пожелал войти в него один, якобы для молитвы. Закрыв за собой двери, Прокопий вознес горячую молитву ко Христу – как только он перекрестился, 36 статуй идолов обрушились, рассыпались на части и, что еще чудеснее, все вещество, из которого были сделаны идолы, повелением Божиим превратилось в воду, капище наполнилось водой и из дверей его хлынул поток.

При виде такого чуда оба трибуна, Никострат и Антиох, как и другие воины, сопровождавшие их, уверовали в истинного Бога. Опасаясь мятежа, прокуратор не решился тут же их покарать. Они в ту же ночь пришли к святому в тюрьму и попросили причислить их к воинству Царя Небесного. Прокопий поручил их тюремщику Тертию, своему другу, обещав тому поддержку в испытаниях, а тот отвел воинов к епископу Леонтию, который их и окрестил. Вскоре по приказу Иустия новообращенные были схвачены и обезглавлены на глазах у святого Прокопия. Их тела были похоронены уважаемым жителем города Евлалием.

12 жен сенаторов, видевших чудеса, сотворенные святым мучеником, уверовали во Христа, были схвачены и брошены в ту же темницу. Святой Прокопий всю ночь просвещал их в учении о спасении, призывая не бояться преходящих мучений, ибо, перенося их, они смогут избежать мук ада и обретут бессмертие. Наутро женщин привели на суд к тирану и стали принуждать совершить жертвоприношение. Феодосия, ставшая свидетельницей необычайной стойкости святых мучениц под пытками, была поражена этим – на нее снизошла благодать Божия, и она, отрекаясь от славы и суеты этого мира, воскликнула: «Я тоже слуга Распятого!» Ее вместе с другими христианами бросили в тюрьму, где она врачевала раны 12 мучениц, а сын готовил ее к святому крещению и призывал к мученичеству, говоря:

«Следуй за нами и увидишь бессмертными глазами невидимого Бога на Небесах».

Феодосия приняла крещение от епископа Леонтия и с радостью присоединилась к лику 12 мучениц. На новом допросе в суде Феодосия горячо исповедала истинную веру, после чего всех жен подвергли жестоким пыткам: им сломали челюсти, вырвали сосцы, жгли подмышки раскаленными свинцовыми шарами. Все они остались неколебимы, поэтому правитель велел сковать их одной цепью и обезглавить. Через несколько дней святой Прокопий вновь был приведен на допрос. Во время пыток он исцелил одержимую бесами девочку. При всех истязаниях мученик оставался неколебимым, словно скала, о которую разбиваются волны, а наместник Иустий, расстроенный до крайности своим полным поражением, впал в сильную горячку и испустил дух.

Вместо него новым наместником был назначен Флавиан, не менее жестокий по отношению к христианам. Он тотчас призвал к себе Прокопия. Тот произнес блестящую речь в защиту Христа, в которой сказал, что даже языческие мудрецы прозревали единственно истинного Бога. Разгневанный Флавиан приказал воину Архелаю обезглавить святого, но как только воин занес меч над головой Прокопия, его рука отсохла, а сам он испустил дух.

Праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца

В честь святого Прокопия родом из Любека. Часть жизни провел в Великом Устюге. Обладал даром предвидения. Праздник установлен в 1547 году.

Первым настоящим юродивым на Руси принято считать Христа ради юродивого святого Прокопия Устюжского.

Настоящее имя его навсегда утеряно в веках и вряд ли удастся установить его, по крайней мере до тех пор, пока мы не научимся путешествовать во времени, поскольку первое житие Прокопия было написано в XVI веке. В житии этом немало несоответствий: годом кончины Прокопия называется 1302 год, а описываемые события происходят то в XII, то в XV столетии. Впрочем, житие тем и отличается от обычного жизнеописания, что в нем каких только чудес не происходит.

Согласно житию, Прокопий был богатым купцом, по происхождению – немцем католического вероисповедания, «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». Немцами же в те времена часто называли практически всех иностранцев, независимо от национальности. В молодости он жил и торговал не в Устюге, а в Новгороде, где со времен легендарного Садко поселялись богатые гости – иноземные купцы.

В Новгороде он пленился «церковным украшением»: красотой величественных храмов, звонами, торжественностью икон и православным богослужением. Очарованный этой величественной красотой, он принимает православие. Как и положено в таких случаях будущему святому, раздает все свое имущество бедным, в обители преподобного Варлаама Хутынского принимает крещение и становится иноком.

Вскоре Прокопий «приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство преложися». То есть принимает на себя подвиг юродства Христа ради, притворившись безумным.

Подвиг юродства – тяжелейший из принимаемых на себя трудов во имя Господа, без благодатной помощи свыше этот подвиг вынести было невозможно. Это подвижничество требовало не только силы духа, но и незаурядных физических свойств человека, крепости не только духовной, но и телесной, поскольку юродивые проводили большинство времени на улице, ходили полунагие в любые, самые жуткие морозы.

Поскольку Прокопий на Руси был первым юродивым, новгородцы не знали о том, что это он «понарошку» чудит, и посчитали его действительно сумасшедшим. А поскольку впал неосмотрительный Прокопий не просто в блажь, а в «буйство преложися», то новгородцы, по их разумению, для его же блага несколько раз «успокаивали» не в меру буйного юродивого, задавая ему трепку.

Где же было явиться первому в России юродивому, как не в Новгороде? Город этот стал с тех пор родиной русского юродства. Все известные русские юродивые XIV и начала XV века или жили в Новгороде, или были выходцами из этого города.

Здесь «буйствовали» в XIV веке юродивые Николай (Кочанов) и Федор, неистовыми драками между собой вразумляя горожан, издеваясь над новгородской «демократией», при которой решения принимались в кулачных боях, стенка на стенку, на мосту через Волхов. Чья взяла – того и правда. Указывая на нелепость этого обычая, жившие на разных берегах Волхова юродивые – Никола на Софийской стороне, Федор на Торговой, – постоянно бранились через реку. Когда один из них пытался перейти Волхов по мосту, другой гнал его назад, крича:

– Не ходи на мою сторону, живи на своей!

Во время этих представлений юродивые порой так увлекались, что, награждая друг дружку тумаками, носились якобы по воде, как посуху. Но юродивые Никола и Федор жили много позже крещеного немчина Прокопия, которого жители не привечали и вместо того чтобы прислушаться к вразумлениям юродивого, сами старались его «образумить».

Отлежавшись после очередного «вразумления» скорых на руку новгородцев, Прокопий отпросился у Варлаама в «восточные страны» и покинул не понявший его Новгород. Однако путь его лежал в «великий и славный» Устюг, выбранный все за те же «церковные украшения».

Вы были в Великом Устюге?! Если не были, зря: насмотревшись на красоты северного древнерусского зодчества, легко понять изменившего католической вере немца, ставшего зваться Прокопием.

Идет он с тощей котомкой за плечами, едва прикрытый худой одежонкой, в руках – три посоха сразу. А что тут возразишь-скажешь – юродивый, имеет право. Идет он по тому, что называется у нас дорогами: по непролазной грязи, болотам, продирается сквозь лесные чащобы, отбивается посохами от зверей лютых. За вид свой дикий и поведение «непотребное» от людей православных терпит обиды многие, «досаду и укорение и биение и пхание». У нас, как известно, в ухо дать – не копеечку подать, всегда пожалуйста. А Прокопий терпит, не жалуется: взвалил на плечи тяжкий крест юродства – неси молча.

Идет упрямый немец, крещенный в православие, вместо копеечки оплеухами одариваемый, вместо ночлега теплого на паперти спящий, в лесу, как зверь дикий, в палую листву зарывшись, а то и вовсе на голой земле. От богатых милостыню не принимает, поскольку денег, неправдой нажитых, касаться не желает, а бедным и подать ему нечего, если только хлебца корочку. Да и то черствую. А ему и того достаточно.

pronedra.ru

Какой сегодня 24 мая церковный праздник чтят православные христиане

24 мая отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 24 мая

Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

День чествования братьев Мефодия (815-885) и Константина (827-869; монашеское имя — Кирилл). Создатели славянской азбуки и авторы перевода священно-богослужебных книг. Мефодий был архиепископом Моравии и Паннонии.

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.

Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагав свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.

Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.

Здесь же святые братья узнали, что мощи священномученика Климента, папы Римского, находятся в море, и чудесным образом обрели их.

Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение.

Мокей Мокрый

Священномученика Мокия

Чествование памяти пресвитера в г. Амфипии (Македония). Казнен в Византии в 295 году.

Народно-христианский праздник Мокей Мокрый отмечается 24 мая (11 мая по старому стилю) каждого года. В православном церковном календаре это день почтения памяти священномученика Мокия Амфипольского. Другие названия праздника: День обновления Царь-града, Мокий Мокрый, Мокрый день, День Мокия Мокрого, Мокеев день. Мокрым день прозвали за то, что, во-первых, он созвучен с именем святого, а во-вторых, что в его праздник часто бывают дожди. На Мокея Мокрого люди выполняют повседневную работу по дому. На земле в этот день не принято работать.

Обряды восточных славян

Утром наблюдают восход солнца и погоду. Исходя из наблюдений делают прогнозы на лето: «Мокро на Мокéя — жди лета ещё мокрее». По народным приметам, в этот день шли мелкие дожди. Крестьяне говорили: «Мокей с дождем пришёл, работы в поле приостановил». По Мокею и погоду на дальнейшее время определяли: как туманы расстилаются, как заря занимается.

Православная церковь отмечает в этот день обновление Царьграда (Константинополя). Народ это событие переосмыслил по-своему. Крестьяне считали, что в этот день происходит празднование Царя-Града, насылающего грозовые тучи и град. Земледельцы считали за грех на «христианский день обновления Царь-града» сеять хлеб, иначе градом побъёт. Считалось, что град — это камни, бросаемые богом-громовником.

У крестьян существовало поверье, что с приходом Мокия пробуждаются русалки.

Считалось, что в этот день зацветает незабудка. По народному преданию, назван этот цветок так для того, чтобы у людей память сохранялась, чтобы не забывали они своих предков, защитников Отечества, учителей. Незабудку дарили в память о ком-либо из близких. В этот день вспоминали тех, кто оставил по себе добрую память.

Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского

День памяти митрополита Астраханского. Погиб мученической смертью в 1672 году во время восстания горожан. К лику святых причислен в 1918 году.

Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в 1579 году в Астрахани в семье родителей Климента и Варвары. Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины. Мальчику было семь лет, когда в их городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лжедмитрия I. В дом его родителей ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал потом всю жизнь.

Ища спасения своей души, Иосиф поступил в астраханский Свято-Троицкий монастырь. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже — в сане игумена и (с 1630 года) архимандрита. 3 мая 1656 года он был посвящен патриархом Никоном в Архиепископа Астраханского.

Был он достойнейшим архипастырем. О его добродетельной жизни и мудрой рассудительности знали не только в астраханском крае, но и далеко за пределами его. Благочестивый царь Алексей Михайлович питал к нему особенное благоволение и вызывал его в 1663 – 1664 годах в Москву на церковный совет. Привлек он любовью к себе и святейших Патриархов восточных — Александрийского Паисия и Антиохийского Макария, которых он принимал у себя в доме, когда они по царскому зову направлялись в Москву через Астрахань. Патриархам он показался тогда «аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность». Вот почему патриархи взяли Иосифа с собой в Москву на церковный Собор. Здесь они просили Царя возвести Иосифа в сан митрополита за его великие труды и добродетели, чтобы и прочие архипастыри, смотря на него, подражали ему.

Царь охотно согласился на просьбу патриархов. 17 марта 1667 года Иосифа поставили в митрополиты, причем патриархи, в знак своего уважения, подарили ему дорогой архиерейский саккос, вытканный из сученого шелка с золотом, и испросили для святого Патриаршую привелегию — право совершать в Неделю ваий шествие на осляти, что для XVII века было явлением совершенно исключительным.

Святителя Никодима, архиепископа Сербского

Церковь чествует игумена Хилендарского монастыря, архиепископа Сербского. Жил до 1325 года. Прославился переводом на славянский язык и вводом в Сербии в употребление Типикона (Устава) святого Саввы Освященного Иерусалимского.

Святитель Никодим, одаренный церковный писатель и ученый богослов, подобно многим сербским архиереям первоначально подвизался на Святой горе и был пострижеником, а затем и игуменом (1312-1316 гг.) афонского монастыря Хиландар. Хиландарский иеромонах Гервасий сообщает о святом, что он был родом «из западной страны, земли Рашской, зовущейся сербской».

По смерти архиепископа Саввы III святитель Никодим был избран архиепископом «всея Сербския и Поморския земли» и в 1317 году взошел на престол предстоятеля Сербской Церкви.

Свт.Никодиму принадлежит перевод с греческого на сербский язык устава св. Саввы Освященного. Им же были внесены в синаксарий даты упокоения сербских королей и архиепископов для совершения заупокойных поминовений или праздничных богослужений, если они прославлены в лике святых. В своем переводе Иерусалимского типика Никодим напоминает, что еще свт. Савва Сербский хотел, чтобы его церкви устраивались по подобию иерусалимских храмов и лавры Саввы Освященного. В предисловии к этому труду он говорит: «Всемогущий Бог, знающий немощь нашу, подает силу духовную, если мы первыми сами покажем труд». В одном примечании, относящемся к 1319 году, святой пишет, что берется за перевод типика, исполняя завещание свт. Саввы, и заключает свое восклицание следующими словами: «Молю тех, кто придет после меня, завершить то, что осталось незавершенным ради моей кратковременной жизни».

Преподобного Софрония Печерского, затворника

День памяти святого Софрония. Жил в XIII веке, подвизался в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

pronedra.ru

Какой церковный праздник сегодня 17 мая значится в православном календаре

17 мая отмечается 3 православных церковных праздника.

Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 17 мая

Вознесение Господне

Двунадесятый переходящий праздник. Установлен в честь памяти о восшествии Иисуса Христа на небо. Отмечается на 40-й день после Пасхи.

Вознесение Господне – один из главных церковных праздников, отмечается ежегодно на сороковой день после Пасхи, который всегда приходится на четверг и в 2018 году выпадает на 17 мая.

История и значение праздника

Празднование данного дня берет свое начало с самой глубокой древности, но как великий праздник отмечается с IV века. Согласно книге Деяний святых апостолов, Иисус после своего Воскресения в продолжение сорока дней являлся своим ученикам и говорил им о Царствии Божием.

Празднику Вознесения Господня в православном мире уделяется особенное значение. В этот день просят прощения за обиды и совершенные грехи. За сутки до праздника во всех храмах проводится всенощное бдение.

Грузинская церковь, как и весь православный мир, отмечает этот великий день — праздничная служба состоится во всех православных храмах ГрузииЧисло «40» также не случайно — во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. Сорок дней Бог посылал дожди во время пребывания Ноя в ковчеге, сорок лет длился поиск земли обетованной.

По закону Моисееву в сороковой день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. В сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.

Смысл праздника состоит в том, что через Вознесение Господне человеческое естество возводится к бесконечной божественной жизни. Вознесением завершается широкое празднование Пасхи, поэтому этот день именуется также «отданием Пасхи».

На горе, на большом камне, на котором стоял Христос, остались следы его ног. Один из следов был вырублен и увезен как драгоценная святыня, но второй пребывает там и поныне. По учению Церкви, Вознесением завершилось земное пребывание и служение Бога-Сына.

Праздник имеет большое значение, потому что он дает всем христианам надежду на вечную жизнь.

В молитвах перед иконой «Вознесение Господне» люди просят Спасителя о помощи в укреплении духовных сил, а также о том, чтобы Господь помог правильно расставить жизненные приоритеты между телесным и духовным.

Пелагея Заступница

Мученицы Пелагии девы, Тарсийской

Является днем памяти святой Пелагии. Пострадала в 290 году за веру во время гонения христиан императором Диоклитианом.

Народный праздник «Пелагея Заступница» отмечается 17 мая (по старому стилю – 4 мая). Православная церковь в этот день чтит память страстотерпицы Пелагии Тарсийской, девы. Другие названия праздника: «Пелагея», «День баклушников». Святую Пелагию на Руси почитали как покровительницу и защитницу невинных девушек и птиц. В этот день мужчины в годах, те, что не могли уже работать в поле начинали вырезать ложки и прочую кухонную утварь.

Пелагия родилась в 3 веке в Малой Азии в семье знатных язычников. Девушка была очень красива и хорошо образована, поэтому император Диоклетиан решил выдать ее замуж за своего наследника. Однако, Пелагия приняла крещение и отказалась вступать в брак с приемным сыном императора. Диоклетиан вызвал девушку к себе, а увидев ее красоту, захотел сделать ее уже своей женой. Пелагия отказала императору, за что и поплатилась жизнью.

В народе святая Пелагия (Пелагея) считалась заступницей невинных девиц, а также всех несправедливо обиженных. Поэтому праздник и назвали «Заступницей». Кроме того, по народному поверью, она покровительствует птицам. Особенно благоволит воронам. Взрослых защищает, а воронят учит уму-разуму. Ее так и прозвали «Пелагея — воронья заступница». Почему неизвестно. Но птиц в этот день обижать боялись.

Преподобных Никиты (Нифонта), Кирилла, Никифора, Климента, Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде

Приурочен святым — 5 братьям Алфановым, основателям новгород

Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) жили в XIV веке в Новгороде; они проводили праведную жизнь и основали Сокольницкую обитель.

Как сообщают летописи, «на Сокольей горе поставиша церковь древяну святого Николу и монастырь устроиша» в 1389 году.

Праведные Алфановы были в родстве с известным по летописям Яковом Анфалом или Алфаном, который убежал на Двину, спасаясь от преследований за сношения с Москвой, и праведники подверглись бедам по родственной связи с Яковом, тяжкими скорбями невинного страдания очистившись для блаженной вечности.

В «Сказании» о святых братьях описаны чудеса, происходившие от мощей после их кончины. Празднование их памяти положено 4 мая и 17 июня.

В связи с пожаром, истребившим Сокольницкую обитель, мощи преподобных братьев были перенесены в Антониев монастырь 4 мая 1775 года.

pronedra.ru

Праздники дня сегодня — 15 августа 2018

15 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 15 августа

Успенский пост – 2-й день

Многодневный пост. Установлен в честь церковного праздника Успения Пресвятой Богородицы. Продолжительность поста – 14 дней.

14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.

“В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми”, — писал митрополит Антоний Сурожский.

Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка:

“Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”, говорит: “для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: “В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…” – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражают подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

Степан Сеновал

Перенесение мощей первомученика апостола от 70-ти Стефана, архидиакона и обретение мощей праведных Никодима, Гамалиила и сына его Авива

Празднество в честь перенесения из Иерусалима в Константинополь примерно в 428 году святых мощей архидиакона Стефана и обретения мощей праведных Никодима, Гамалиила и его сына.

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».

Будучи исполнен Духа Святого, святой Стефан с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудейских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником. Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Перед смертью Стефан произнес:

«Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех», — и затем радостно предал Христу свою чистую душу.

Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Христа и приняли святое Крещение.

Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца

Посвящен святому Блаженному Василию (1468-1557). Московский чудотворец обладал даром предсказания будущего. Прославлен в 1588 году.

Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны.

С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.

Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.

В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.

Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.

В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех.

Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.

В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.

Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.

Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

Источник

День археолога

Археологи работают (Фото: thumb, Shutterstock)

Несмотря на то, что история Дня археолога не связана с какими-либо событиями и открытиями, и сам праздник не является ни государственным, ни национальным, археологи России, Белоруссии, Казахстана и Украины отмечают свой профессиональный праздник 15 августа. Кстати, на Украине он получил статус государственного в 2008 году.

Археология — (от греческого archaios — древний и logos — учение) — наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам. Это совершенно обособленная наука. Все исторические события устанавливаются либо по письменным источникам, либо по данным археологии. Письменных сообщений сохраняется крайне немного, а бытового материала — порой больше, чем это можно себе представить.

В России археология стала развиваться с середины 19 века, когда археологией увлекся граф Алексей Сергеевич Уваров. Поначалу он не имел ни малейшего представления о технологии проведения раскопок. Но именно его исследования легли в основу дальнейшего развития науки о древностях.

В последние годы в России возрождается интерес к истории Отечества, выходит множество пособий и монографий на эту тему. Но можно с уверенностью сказать, что почти ни одно из них не было бы научно обосновано без данных археологии. Каждое лето во всех уголках России открываются новые полевые сезоны.

Одной из интересных археологических находок прошлого века можно назвать обнаружение самой первой древнерусской берестяной грамоты во время раскопок в Великом Новгороде.

В 2008 году президент и вице-президент Всемирного археологического конгресса (World Archaeological Congress) обратились к ЮНЕСКО с инициативой учреждения 17 июля Всемирного дня археологии (World Archaeology Day), который поможет привлечь внимание общества к значимости этой профессии, являющейся мощным инструментом познания прошлого и одним из способов сохранения бесценного культурного наследия.

День Республики Тыва (День Тувы)

День рождения Республики Тыва (Фото: tuvaculture.ru)

15 августа празднуется День рождения Республики от 12 февраля 1999 года «О праздничных днях Республики Тыва». В Республике этот день является выходным и насыщен праздничными и торжественными мероприятиями.

Сразу скажем о происхождении двойного названия республики. Тыва — этническое самоназвание коренных жителей (тувинцев). А Тува — укоренившийся вариант названия в русском языке. В действующей Конституции республики от 2001 года наименования Тыва и Тува равнозначны. Кстати, образование прилагательных и существительных в русском языке производится только от слова Тува — «тувинский», «тувинец».

Республика Тыва расположена в самом центре Азии (здесь даже установлен обелиск «Центр Азии»), на юге Восточной Сибири, в верховьях реки Енисей (на тувинском языке река называется Улуг-Хем — Великий Енисей). Регион граничит с Монголией, Иркутской областью, республиками Хакасия, Бурятия, Алтай и с Красноярским краем.

Обелиск «Центр Азии» (Фото: wikipedia.org)

Столица Республики — город Кызыл.

Освоение этих земель началось еще в каменном веке — более 20 тысяч лет назад. В разное время здесь жили скифские и тюркские племена, гунны, уйгуры, кыргызы. Сами тувинцы как народность тоже имеют очень древнюю историю — их становление происходило в 1 тысячелетии нашей эры. Под протекторат России Тува, называвшаяся тогда Урянхайским краем и входившая в состав Енисейской губернии, вступила в 1914 году. В 1921 году была образована независимая Народная Республика Танну-Тува (Танну — «высокогорная»), в 1926 году она была переименована в Тувинскую Народную Республику.

Следующая веха в развитии — 11 октября 1944 года. В этот день Тува вошла в состав СССР как Тувинская автономная область. К тому моменту она была полноправным государством со своими атрибутами: конституцией, флагом, гербом, золотым запасом, бюджетом и полномочными представительствами в СССР и Монгольской Народной республике. В октябре 1961 года область была преобразована в Тувинскую АССР, 28 августа 1991 года переименована в Республику Тыва.

В Туве сохранились традиционные жилища кочевников (юрты) (Фото: josefkubes, Shutterstock)

Тува богата достопримечательностями. Здесь сохранились не только интересные этнические традиции и множество культурно-исторических объектов, есть богатая фауна и флора, необычные уголки природы. На сравнительно небольшой территории представлены почти все природные зоны Земли, за исключением саванн и влажных тропиков. В Туве расположены 16 заказников, 14 памятников природы и два заповедника. Туристы едут сюда на «аржааны» (целебные источники), которых здесь более сотни.

В качестве историко-культурного наследия в Туве сохранились традиционные жилища кочевников (юрты), народные промыслы и ремесла, например, изготовление фигурок из агальматолита, и национальный вид искусства — горловое пение Хоомей.

Основные блюда тувинской кухни — мясо и молоко. В повседневной жизни тувинцы употребляют в пищу такие экзотические виды мяса, как верблюжатина, мясо яка, оленина, конина, деликатесом считается свежая баранина.

День независимости Индии

Индийская национальная эмблема — четыре льва

Ежегодно 15 августа Индия отмечает большой праздник — День Независимости (Independence Day in India) — годовщину провозглашения независимости Индии от Великобритании.

В этот день в 1947 году вступил в действие Акт Независимости Индии (Indian Independence Act), и над стенами Красного форта в Дели первым премьер-министром страны Джавахарлалом Неру при огромном стечении народа был поднят трехцветный флаг независимой Индии. Тем самым, ознаменовался новый этап в истории древней страны.

Церемония поднятия флага проводится в этот день во многих городах и даже деревнях страны. Традиционным является и ритуал произнесения речей местными политическими деятелями. Все официальные речи, как правило, объединяет введение исторических экскурсов, напоминающих аудитории о нелегком пути Индии к достижению независимости, о славных традициях национально-освободительной борьбы.

Плакат к Дню независимости

По случаю Дня Независимости губернаторами штатов устраиваются праздничные приемы. Торжественные собрания организует также ряд полуправительственных и общественных организаций.

Вплоть до провозглашения Индии республикой в 1950 году День Независимости был единственным национальным праздником, официальным выходным днем всех правительственных учреждений, частных промышленных и торговых предприятий. В 1947—1949 годах по случаю этого праздника в столице проводился военный парад.

В наши дни, уступив место основному празднику, Дню Республики, День Независимости отмечается, тем не менее, массовыми торжествами, праздничными шествиями и официальными речами. Празднуют все граждане Индии — вне зависимости от национальности или религии. В каком-то смысле этот праздник символизирует собой стремление демократической Индии к укреплению единства страны, межобщинной разобщенности, преодолению остающихся феодальных пережитков.

Источник

www.pravda-tv.ru


Смотрите также