Авторизация

Сообщение календарь майя


Что представляет собой календарь племени майя

Структура календаря поистине оригинальна и значительно отличается от всех других известных календарных систем!

Календарь древнейшего Южно-Американского племени майя, расцвет которого, по мнению большинства археологов, приходится на IV -- X века н.э., представляет собой сложнейший и интереснейший инструмент фиксации течения календарного времени, в основе которого лежит галактический цикл.

Это был особый календарь, который соединял в себе не только лунный и солнечный циклы, но и учитывал период и скорость обращения Солнечной системы вокруг центра Галактики.

Майя не просто смогли расширить своё сознание до восприятия Земли как части Солнечной системы и Галактики Млечный Путь, опередив геоцентрическое представление того времени о модели существования планеты, но и приблизились к пониманию будущего. Ибо «знающий звёзды всегда знает будущее». Кроме того, звёзды излучают время. А время -- оно многогранно и описать его мерности -- непростая задача.

О нелинейности восприятия времени у майя свидетельствует особая структура их календаря.

Собственно говоря, истории известно как минимум две календарные системы этого древнего народа. Одна -- хааб. Это гражданский, бытовой календарь, год которого состоял из 365-ти дней: 18 месяцев по 20 дней; 5 дней в конце года (по одной версии -- с 11 по 15 июля, по другой -- с 18 по 22 декабря) назывались днями без имени и автоматически прибавлялись к основному количеству дней.

Именно по календарю хааб 16 июля (по другой версии -- 23 декабря) принято считать началом нового года у майя. По древней легенде в этот день гигантская комета поразила Солнечную систему -- с этого момента пошёл отсчёт цивилизации майя. (Сделаю небольшое отступление. Дело в что 16 июля считается ещё и началом исламского календаря. Повод для размышлений!) Вторая календарная система, именуемая «цолькин», имела ритуальное назначение.

По этому календарю жили только жрецы, называющие себя посланцами Галактики или звёздными путниками (обычные люди к нему даже не прикасались). Измерение времени по этому календарю и принято называть галактическим циклом.

Год «цолькин» состоял из 260-ти дней и делился на 13 месяцев по 20 дней. 13 и 20 -- это два особо чтимых у майя числа.

13 -- это галактический код, или небесный цикл. И 20 -- земной цикл, или аминокислотный (именно столько аминокислот составляет основу белковых клеток нашего организма).

13 -- 20. Так работал «ткацкий станок» майя, позволяющий соединить землю и небо. Не случайно о том, кто смог удержаться в галактическом календаре, говорят, что он родился под счастливой звездой -- он всегда охранён и у него всегда всё ладится. Такой человек способен регулировать не только происходящее в прошлом, но и в будущем.

Кроме того, год состоял из ряда тринадцатидневных недель, счёт которым вёлся по дням -- светлому времени суток. Ночное время вдохновило жрецов древности к делению года на ряд девятидневных недель.

Как вы, наверно, заметили, календарь «цолькин» был многомерен и учитывал различные аспекты галактического года. Может быть, поэтому, несмотря на всю его сложность, этот календарь считается одним из самых точных календарей, которые когда-либо знала человеческая цивилизация.

Днём галактического календаря принято считать 25 июля.

Интересен тот факт, что цолькин становится проявленным на этой Земле после того, как 15 июня 1952 года в Мексике археологами была найдена уцелевшая гробница одного из первых царей майя Пакаль Вотана. А 52 -- наряду с числом 73 -- составляет основу гармонии календаря майя. (Дело в том, что период в 18980 дней содержал 52 хааба и в то же время 73 цолькина.)

Календарь «цолькин» оказался самым мощным календарём на этой планете. «Люди, достигшие точек этого календаря, смогли овладеть мутациями и научились управлять своим хромосомным набором. А как только происходит мутация в одной из хромосом, тут же происходит перерождение нации и народности, перерождение способностей человека».

Но, несмотря на всё это, следует заметить, что календарная система майя -- это лишь возможность выхода на галактический уровень. И не обманывайтесь словом «галактика»! Не забывайте, что у понятия «майя» есть ещё одно значение -- ИЛЛЮЗИЯ, или обман.

Существо, погрузившееся в этот календарь, освоившее галактический код и остановившееся на достигнутом, не способно выйти за пределы Галактики Млечный Путь. Такой «достигший» обречён бесконечно ходить с рукава на рукав по спиральной Галактике -- вновь и вновь крутиться в календаре, пусть самом совершенном, но всё-таки земном.

Календарь Майя.

Давным-давно, добрых 70 000 лет назад, в течение всего ледникового периода уровень мирового океана понизился на 100—250 метров, благодаря чему образовался широкий мост, соединяющий между собой полуостров Сиуки (в Азии) и американскую Аляску. Этот мост сначала был пересечен животными, затем, при помощи них и других биопроцессов, перешли растения. Позже, примерно от 40 000 до 20 000 лет назад, согласно последним исследованиям, этот трудный путь проделал человек.

Также как и многие другие «американоиндейцы», такие как эскимосы или алеуты, ацтеки или микстеки, первобытные тайны с острова Куба или удивительно развитые инки, как и все народы, начиная с полярного круга и кончая огненной землей, народ майя тоже произошел от суиатской расы, — но не от современных жителей Монголии, Китая или Японии, а от предков забытых племен юго-востока и западно-центральной части Азии.

Культура майя распространяется примерно на территории 325 тысяч кв. километров, в которые входят современные штаты Мексики: Чиапас (с еще высокой концентрацией населения майя), Кампече, Табаско, Кинтана Роо и Юкатан, а также Гватемала, Белиз, западная часть Гондураса и север Сальвадора.

В настоящее время предполагают, что культура майя зародилась где-то около 1500 года до н. э. По мнению Морли, историю народа майя можно разделить на три этапа: доклассический, длившийся от 1500 г. до н. э. по 300 г. н. э., классический, занимавший место с 300 по 900 гг. нашей эры, и послеклассический — 900—1530 г. н. э. Наука майя достигла расцвета именно в классический период.

Если сравнивать памятники культуры майя, то можно признаться, что культура майя стоит особняком от общечеловеческой. Взять хотя бы архитектуру.

Нет никаких сомнений в том, что архитекторы майя были настоящими мастерами в своем деле. Они преодолели много препятствий, чтобы изобрести и построить свои знаменитые арки; к счастью, их ясное понимание принципов равновесия и геометрии привели к результатам, которые можем наблюдать и в наши дни. Чтобы построить эти арки, противоположные стены постепенно наклонялись, приближая их до тех пор, пока не появлялась возможность закрыть верх одним камнем.

Каменные блоки соединялись между собой специальной смесью, сделанной из извести и песка, что помогало создавать очень крепкие структуры. Майя тоже построили длинные дороги (сакбэ): из обнаруженных до сир пор некоторые достигают 100 км в длину, как та, которая соединяет город Коба с Яшуна, близко от Чичен Итца. Тем не менее в течение многих лет археологи задавали себе вопрос о том, зачем их построили майя, ведь они не имели ни колес, ни животных для перевозки груза, а строительство этих дорог через непроходимые джунгли являлось титанической работой. Все города майя были построены в основном по одному и тому же принципу: храмы, платформы и пирамиды, которые использовались для религиозных церемоний, концентрировались вокруг центральной площади, и это представляло собой самую главную часть города. Потом следовали резиденции для жрецов и знати и после этого, на окраине города, — дома обычных жителей, построенные из менее прочных материалов.

Некоторые из городов имели сложную канализационную систему, как та, которую нашли в Паленке, и системы для сбора и хранения дождевой воды, как в городе Тикаль. 1асто стены строений покрывались толстым слоем штукатурки, несколько хорошо сохранившихся ее образцов находятся в городе Тикаль. Строительные материалы меняются в зависимости от географического расположения: в Юкатане и в Петене использовался известняковый камень; в районе майя Киче было много вулканического камня; в Чиапасе основные из блоков, используемых в строительстве, готовились и обжигались. Тем не менее, во всех больших центрах, найденных до сих пор, стены были покрыты штукатуркой и раскрашены богатыми натуральными тонами.

Все это и многое другое создает интересный контраст с примитивной технологией, которую использовали майя, или вернее разработанной в другом направлении по отношению к технологии старого мира, которая сейчас везде используется. Они не были знакомы с твердым металлом; в архитектуре не применяли арку с центральным камнем и, похоже, что майя не знали или, возможно не использовали, колесо, как другие индейцы в Северной Америке. Это культура контрастов и тайн; блестящие математики и астрономы и примитивные земледельцы, мирные торговцы и воинственные жертвоприносители. Эта восхитительная цивилизация в течение веков озадачивала людей.

О космогонии майя известно немного. Верховным божеством провозглашался Творец мира Хунаб Ку, его сын Ицамну отождествлялся с Солнцем. Почиталась также богиня Иштаб (ср. с вавилонской Иштар!) — покровительница женщин.

Жрецы майя работали с четырьмя стихиями — Чака-ми. Красный Чак юга, Белый Чак севера. Черный Чак запада, Желтый Чак востока.

Над землей, согласно верованиям майя, было небо, но не одно, а тринадцать, и у каждого неба — свой бог. Под землей — потусторонний мир. И опять-таки не один. Этим подземным миром также правили боги. В девятом, самом темном и глубоком, владычествовал бог смерти Ах Пуч. Собственный бог имелся и у каждого дня их календаря. Имели своих богов и цифры от 0 до 13.

В каждом городе-государстве майя был свой первосвященник — князь-змей. Князь-змей являлся высшим теологом государства и преподавал другим жрецам космогонию, астрономию и астрологию. В центре всех городов майя возвышались астрономические обсерватории.

Астрономы майя обладали достаточно высокой «квалификацией». С необычайной точностью они определили период обращения Луны вокруг Земли: 29,53059 дней. Предсказывали фазы Марса, затмения Луны, особое внимание уделялось созвездиям Близнецов и Плеядам.

Чичен Итца — столица погибшей империи майя. Даже по современным меркам Чичен-Итца весьма большой город. Точнее, сейчас это не город, а два десятка сохранившихся и реставрированных основных построек культового назначения. Вся религиозная, научная, спортивная и управленческая деятельность протекала вокруг площади и Великой Пирамиды. Отлично сохранился стадион, обсерватория и несколько храмов. Вокруг культурного центра было море жилых домов и лавок мастеровых.

Вот впечатления нашего современника, побывавшего в Чичен Итца: «Великая Пирамида удивительное сооружение. По инженерной мысли она куда сложней и тоньше своих египетских аналогов, но намного меньше. Квадратное основание, на котором уложено девять скошенных, как в детской пирамидке-нанизалке, ярусов, и все это венчает домик на самой вершине. Сейчас бы его назвали часовней. К часовне со всех четырех сторон пирамиды поднимаются широкие лестницы. 92 ступени. Пока их осилишь на пепельном солнце Юкатана, карабкаясь по расплавленным жарой камням, — подурнеет. И тут главное не распрямиться и не оглянуться назад, желая оглядеть весь город. Потеряете равновесие, ноженьки подломятся,, рученьки онемеют, и того… Живым из такого полета еще никто не возвращался. Когда доберешься до вершины, только прислонившись спиной к часовне, можно без ужаса и страха потерять равновесие, осмотреться. Зрелище невероятное. Море зеленой сельвы на сотни километров вокруг. Вершина мира. Ветер колышет далеко внизу листву и волнами расходится до горизонта. Люди вопят от ужаса. Подняться — это самое простое. А вот как спускаться? У женщин слезы на глазах: они боятся подойти к лестнице и ползут до нее на четвереньках, а после все 92 ступени медленно пересчитывают попой. Добравшись до земли, еще несколько минут не могут ходить — ноги не держат. Следующее сооружение — поле для игры в мяч. По краям поля стоят вертикальные стены высотой около 10 метров. В двух местах, на огромной высоте, из стен торчат каменные кольца внутренним диаметром 30 сантиметров. Если игрок попадал мячом в кольцо — это была победа команды. Учитывая, что мяч был каучуковым и тяжеленным, а отбивать его можно было только бедром, то попадание в кольцо было делом практически безнадежным, а вот получение инвалидности и бездетности гарантировалось стопроцентно. Основные очки зарабатывались на перебросах мяча от одного края поля к другому».

Игра в мяч была почти религиозным ритуалом. Мяч символизировал движение звезд по небу, а команды играли роль противостояния ночи и дня или что-то в этом роде. Игра заканчивалась обезглавливанием капитана команды.

Майя считали, что до нашего мира было четыре других — менее совершенных и потому разрушенных. И чтобы умилостивить богов в их вечном стремлении к совершенству, необходимы были человеческие жертвы как знак высшей веры и преданности, готовности лучших из смертных пойти на все ради своего мира и народа. Быть принесённым в жертву считалось высшей почестью и лучшей смертью для молодого человека. Поскольку войн майя не вели, предпочитая выяснять отношения с соседями на спортивном поле, то как же еще хорошо воспитанный молодой человек мог продемонстрировать свое благородство и храбрость?

Перед смертью они принимали наркотические вещества, и кто хоть раз испытывал действие окиси азота, может понять, что вырвать голой рукой сердце из груди в этот момент — не слишком болезненная операция.

Достигнув пика своего могущества, некогда великая цивилизация начала клониться к упадку, города по неизвестным причинам были оставлены и к моменту испанского нашествия цивилизация майя представляла собой довольно слабое государственное образование — империю раздираемую междоусобицами, которая под натиском нескольких десятков европейцев рухнула в считанные месяцы. После этого для народа майя началась новая история. Но в наши дни, изучая культуру этого народа, мы находим, что у древних майя имелась собственная астрологи ческая система, особняком стоящая от всех рассмотренных нами ранее.

Жрецам майя удалось обнаружить связь между медленным перемещением планет и сменой времен года, определить длительность тропического и звездного года с великой точностью (сравните значение Майя — 365,2420 с современным — 365,2422), и продолжительность лунного цикла. Майя пользовались двадцатеричной системой счисления, основой для которой, вероятно, послужило количество пальцев на руках и ногах. При этом нумерация базировалась на трех символах: точка обозначала единицу, линия — пять и стилизированно представленная улитка использовалась для обозначения нуля или номера 20. Цивилизация майя первой в мире начала использовать нуль в математике.

На этой системе и основывается календарь майя.

Единицей первого порядка был один день — кин.

Двадцать дней составляли один месяц — винал, единицу второго порядка.

Единица третьего порядка — год, тун, — в виде исключения не соответствовала двадцатеричной последовательности и определялась эмпирически — 1 кин×20 (1 винал)×18 = 360 кинов (дней).

С четвертого порядка двадцатеричная система восстанавливается:

    20 тунов = 1 катун (7200 дней, или 19 лет 265 дней); 20 катунов = 1 бактун (1440 дней; 394 года 190 дней; 400 тунов); 20 бактунов = 1 пиктун (2 880 000 дней; 7890 лет 150 дней; 8000 тунов); 20 пиктунов = 1 калабтун (57 000 000 дней; 156 164 года 140 дней, 160 000 тунов); 20 калабтунов = 1 кинчилбтун (1 152 000 000 дней; 3 156 164 лет 140 дней; 3 200 000 тунов);

    20 кинчилбтунов = 1 алаутун (23 040 000 000 дней; 63 123 287 лет 245 дней; 640 000 000 тунов).

Как видите, календарь приспособлен для измерений гигантских отрезков времени. Но зачем земледельческому народу потребовался такой календарь? Это нам неизвестно. Майя в своем исчислении пользовались тремя типами календарей. Их календари являются удивительно точными: солнечный календарь, имеющий 365 дней (делится на 18 месяцев из 20 дней и один месяц из 5 дней), Священный календарь, называемый Тсолкин, имеющий 260 дней (делится на 13 месяцев из 20 дней) и Календарь Венеры из 584 дней. Пользуясь этими календарями, майя могли предсказывать затмения с очень высокой точностью.

Бытом руководил календарь «хааб» (hааb) из 18 месяцев по 20 дней в каждом. Он начинался месяцем поп (от 16 июля до 4 августа), днем, который обозначался как «0 поп». Отсчет дней месяца начинался с нуля. В конце хааба добавлялись 5 суток, считавшихся несчастливыми. Число 13 у майя считалось мистическим, особенным числом.

260 дневный календарь «цолкин» (tzolkin) разделялся на 13 месяцев по 20 дней, и его использовали для определения праздников и предсказания судеб. Три «цолкинз» по длительности соответствуют синодическому периоду планеты Марс. Многие обряды и ритуалы были странным образом связаны с отношением между хаабом и цолкином.

Использовали всегда оба календаря, указывая дату по «цолкин» и по «хааб». Делений на годы у майя не было. Для определения года даты, каждый день представлял собой новую комбинацию чисел, и чтобы они повторились, должно было пройти 18 980 дней. Во всей этой кабалистике разбирались только жрецы, обычному люду она была не под силу.

Современные исследователи моделируют эту зависимость системой из двух зубчатых колес, одно из которых имеет 365 зубьев, а другое 260. Чтобы при вращении большого колеса (хааб) зубец его соприкоснулся с тем же самым зубцом малого колеса, необходимо 52 оборота большого колеса и 73 малого. Если умножить 52 на 365 или 73 на 260, получим 18 980 суток, или 52 года. Основной цикл времени майя определяется вечным вращением этих двух зубчатых колес — календарей.

Этот 52-летний цикл имел большое значение в жизни не только народа майя, но и ацтеков, которые, возможно, позаимствовали его у майя. Последние 5 дней цикла считались очень опасными, и оба народа считали, что именно тогда случаются стихийные, необыкновенные катастрофы. Согласно некоторым исследователям, майя знали еще более длительный цикл, состоящий из 5 раз по 18 980 суток — 94 980 суток. Любопытно, что, умножив число дней в хаабе на число дней в цолкине, мы получим как раз 94 980. У майя был и лунный календарь. Они определили продолжительность синодического месяца {промежутка между двумя одинаковыми фазами Луны), равную 29 суткам, 12 часам, 44 минутам, 3 секундам с точностью до 0,00006.

Наблюдали жрецы майя и Венеру. Период между двумя ее фазами варьируется между 580 и 588 сутками. Жрецы майя вычислили точное значение — 584 суток. Сегодняшняя цифра, полученная в результате точнейших астрономических наблюдений, равна — 583,9 суток.

Наиболее загадочна начальная дата календаря майя. Прежде всего — их минимум три. Ближайшая из них обозначается на стеле номер 9 в Вашактуне как день 13.0.0.0.0.4. ахау (название дня) 8 кумху (название месяца).

Странен календарь майя. Начнем с того, что такого календаря просто быть не может: для его создания, по данным современных ученых, надо наблюдать небо (и записывать наблюдения) в течение не менее 10 000 лет. А таким временем майя просто не располагали. У майя год состоит из 360 дней, к которым прибавлялось еще 5 несчастливых или безымянных дней. Такой же обычай существовал в древнем Египте, в Вавилоне и в Индии. Майя верили в приметы, интересные данные приводит С. Г. Морли в книге «Древние майя». Пирамиды есть в Египте и в Мексике. Жреческая каста в обеих странах изолировалась от населения и ревниво скрывала свои тайные знания, погребальные ритуалы Мексики очень напоминали аналогичные в Египте и Финикии.

И наконец, есть «тайна календарей». В кавычках это выражение поставлено потому, что тайны, собственно, нет. Григорианский календарь измеряет год в 365,242500 суток. А древний календарь майя — в 365,242 129. Что явно точнее по отношению к современному исчислению времени — 365,242198. Насколько ж «умнее» были те древние майя европейских завоевателей! И тем не менее, был у майя еще один календарь, в котором год состоял из 260 дней. Для чего он был нужен? Ни для чего. Просто майя помнили, что до катастрофы времяисчисление было другим.

Представьте, что в летящую по орбите планету врезается существенная по размерам комета или астероид. А если извне попросту нанесен ядерный удар колоссальной силы? Очевидно, Земля была бы уже «не та»…

Древние народы отождествляли своих предков с богами, умевшими летать к звездам, оживлять мертвых и совершать прочие — даже на наш современный взгляд — чудеса. Они помнили, чтили своих богов, поклонялись им как реальным предкам…

Часть наших предков, укрывшихся под землей, могла быть обожествлена их же пострадавшими в интеллектуальном плане потомками. Другая часть, так и оставшихся под землей, деградировавших и обретших дурную славу похитителей женщин, была позднее языческим же сознанием демонизирована. Антибога, дьявола, смело теперь можно селить под землей, отдав ему ту самую, прежнюю, нишу «богов-предков». Новая и довольно стройная система мира двумя ногами оперлась теперь на оба полюса.

Если предположить существование на Земле сверхмощной и сверхразвитой працивилизации, уничтоженной некоей космической силой, названной нами Победителями, то с неизбежностью мы должны будем задаться вопросом о некотором «оккупационном режиме» на нашей планете. Цель такого режима одна — не допустить реального возрождения цивилизации, стереть из памяти землян их величественное прошлое и сам факт наличия Победителей. И невольно на память приходит легенда об Атлантиде.

У оккультистов указания на существование и гибель Атлантиды начинают появляться с 1800 года (до этого очерк Платона считался аллегорией, потребовавшейся великому философу для создания модели идеального государства).

Еще раньше, у алхимиков эпохи Возрождения было предание о том, что алхимия, астрология и магия зародились именно в таинственных храмах Атлантиды. Со второй половины 19 века предание об Атлантиде начинает играть у оккультистов значительную роль. В 1888 году выходит капитальный труд Е. П. Блаватской «Тайная доктрина» в трех томах (т. 1 — космогония; т. 2 — антропогенез и т. 3 эзотерика). В этом труде развивается оккультное предание об Атлантиде, причем Е. П. Блаватская ссылается на так называемую «Книгу Дзьян» (или Дцьян), существующую в небольшом числе экземпляров. Один из этих экземпляров находится в Ватиканской библиотеке и закрыт для прочтения. При помощи ясновидения и других приемов, утверждала Е. П. Блаватская, она прочитала эту книгу, и вот что написано в строфах 11 и 12: «Они строили большие города. Они строили их из редких камней и металлов. Из раскаленных и изверженных масс, из белого камня гор и из черного камня сделали они собственные изображения в их величине и образе и почитали их. Они делали большие статуи вышиной в девять ятисов, по величине их тел. Внутренние огни разрушили страну их отцов. Вода угрожала четвертой (расе). Первые большие воды пришли. Они поглотили семь больших островов. Все праведные спасены, неправедные уничтожены. С ними большинство больших животных, которые были сделаны из пота земли. Мало кто остался. Некоторые желтые, некоторые коричневые и черные, некоторые красные люди остались. Те, которые были лунного цвета, ушли навсегда. Пятая раса, родившаяся из божественного ствола, осталась. Она была управляема первыми божественными царями. Змеи, которые снова спустились, заключили мир с Пятой, которую они поучали и обучали» (по книге Н. Ф. Жирова «Атлантида, основные проблемы атлантологии», 1964).

С Южной Америкой связано и несколько совершенно невероятных историй, осветить которые, видимо, все-таки необходимо, так как в свое время они были весьма известны. Возможно, читателям знакомо имя Эриха фон Дени-кена. В своей книге «Посев и космос» автор рассказывает, как посетил в Эквадоре построенные пришельцами из космоса подземные туннели, как ему удалось увидеть огромный подземный зал со столом и стульями, золотыми статуями различных животных и библиотекой из золотых листов с выдавленными на них таинственными знаками. Деникена якобы привел в эти пещеры их первооткрыватель, некий Хуан Морич. Изложено и представление Деникена о том, как возникли пещеры с сокровищами. В доисторические времена в космосе произошла битва двух могущественных цивилизаций. Побежденные укрылись на Земле, построили систему убежищ.

Для майя не существовало прошлого, настоящего или будущего, так как они представляли время в виде цикла. Они полагали, что каждые 52 года все в мире возвращается в тот же день, и мир начинается заново (считается, что средняя длительность жизни тоже соответствовала этому промежутку времени или даже была меньше).

Календарный цикл майя (Цолкин)

Перед тем как начать изучение «цолкина», вспомним, что 260-дневный цолкин разделялся на 13 месяцев по 20 дней. Три цолкина по длительности соответствуют синодическому периоду планеты Марс.

Вселенная у майя разделена на 3 части: Небеса, Земля и Преисподняя. Небеса состоят из 13 ярусов-ступеней космической пирамиды. Преисподняя — опрокинутая пирамида с 9 ступенями. Между ними — мир людей — Земля. Майя считали, что мир состоит из трех частей: Небо, Земля, Подземный мир. Каждая часть имела своего бога. Эти три составляющих, в свою очередь, делились на четыре края света — юг, восток, север, запад. Каждый из секторов имел свой цвет.

Дни — знаки времени — отражают 20 животных, природных стихий и предметов, которые идут строго друг за другом. Начинается календарь днем-знаком Крокодил, а заканчивается днем-знаком Предки. Вот они:

1. Крокодил

2. Ветер

3. Ночь

4. Ящерица

5. Змей

6. Смерть

7. Олень

8. Кролик

9. Вода

10. Собака

11. Обезьяна

12. Дорога

13. Маис

14. Ягуар

15. Орел

16. Гриф

17. Благовоние

18. Кремень

19. Гроза

20. Предки

Эти дни-знаки не просто идут друг за другом, а идут друг за другом с цифрой. Но при всей своей строгой последовательности цифры у них могут быть только от единицы до тринадцати. Повторившись 13 раз, дни-знаки открывают новый цикл, то есть снова приобретают номер 1. Поэтому совпадения дня-знака по годам и месяцам крайне редки.

Рассчитать свой гороскоп Майя Вы можете в нашем разделе «Гороскопы».

Календарь майя, астрономия цивилизации майя, как воплощение времени и религиозных основ древних индейцев. | Календарь Майя, прогнозы и гороскоп майя на 2012 год, Нибиру и 21 декабря 2012, гороскоп на сегодня, майя 2012.

Индейцы Майя - чрезвычайно хорошие астрономы, производившие наблюдения, и делавшие точнейшие замеры движения Луны, Солнца, Венеры и Марса. Наивысшим достижением индейцев в астрономии по праву принято считать их календарь, основанный на сведениях и астрономических данных. Календарь индейцев майя с тысячелетней историей отличает небывалая точность в измерении длительных промежутков времени. Сегодня майянская система счета времени, календарь майя, более известна как Цолькин.

Из других научных открытий и знаний майя следует выделить письменный язык. Иероглифическая система письма древних майя являлась первым и единственным письменным языком на территории Америки вплоть до прибытия испанских конкистадоров.

До наших дней дошло около 10 тысяч всевозможных экспонатов,  принадлежащих цивилизации майя, и содержащих в себе тексты (есть среди них и Календарь индейцев майя), однако, в большинстве своем наследие майя представлено в виде всевозможных памятников, стел, керамической и глиняной посуды, не несущей особой ценности при изучении майянского языка, и культуры в целом. Также следует вспомнить уникальную математическую систему вычислений, в которой впервые было введено понятие нуля. Астрономия древности сильно отличается, от того чем занимаются современные исследователи. Без телескопов, трудно узнать об отдаленных планетах, природе звезд, и динамике вселенной, отразить это в календаре майя и безошибочно растолковать.

Календарь древних майя - тончайший астрологический инструмент.

Все же, используя наблюдения, сделанные невооруженным глазом, и измерения с использованием и элементарных устройств, астрономам удалось, то, что не смогли сделать другие древние цивилизации, а именно понять “природу” космоса, а главное, воплотить ее в системе более известной, как календарь майя. Возведенные еще в древности обсерватории майя, являлись основным инструментом в астрономических исследованиях индейцев, они позволяли проводить наблюдения за Солнцем, Луной и целыми созвездиями. Это позволило майя сотворить глубинный инструмент предсказаний космических явлений – календарь - гороскоп индейцев. Ярким представителем астрономических знаний майя является город Чичен-Ица, входящий в число ценнейших археологических памятников планеты. 

В центре города расположилась древняя астрономия, построенная еще в золотую эпоху майя (2-9 века нашей эры). Это круглая постройка, основой для которой служит платформа-фундамент квадратной формы. В здании располагается спиральная каменная лестница, ведущая к главной палате обсерватории. Палата является ничем иным, как обычной, непримечательной комнатой с несколькими окнами. При помощи этих абсолютно обыкновенных  окон астрономия майя совершала свои непостижимые открытия: измерения орбит и движений Луны, Солнца, Венеры, Марса, а главное Земли. В астрономии – гороскопе индейцев майя, как и в астрономии шумер, важную роль отыгрывала планета Венера. Древние астрономы наблюдали за этим небесным телом и делали заметки, которые впоследствии превратились в ценный сборник научных сведений, содержащихся в Дрезденской рукописи.

Астрономия майя содержит в себе точнейшие измерения циклов Венеры. Пять циклов по 584 дня каждый - пять составляющих полного цикла Венеры. Это соответствует 2 920 дням или приблизительно 8 годам. Табулирование появлений Венеры использовалось индейцами майя, для предсказания будущего. По сути, гороскоп индейцев майя - астрономия использовалась жрецами древних индейцев для предсказания будущего и составлений гороскопов судеб, при помощи которых определялись благоприятные и неблагоприятные дни для проведений празднований, для племени в целом, для посева урожая и т.д. К слову, на основе календаря цивилизации майя было составлено наиболее угрожающее предсказание о конце света, имеется в виду конец календаря майя и связанное с ним пророчество об апокалипсисе.

Жречество и календарь цивилизации майя.

Жрецами майя любые космические явления расценивались, как предзнаменования. Вселенная, отразившаяся в системе счета майя, была напрямую связана с понятием времени.  Потребность в записи того или иного события на небосводе, потребность в определении  в определении точных временных рамок,  так же как потребность предвидеть регулярно возникающие астрономические явления и привела к изобретению одного из самых точных календарей в истории. Календарь майя по праву считают самым сложным к пониманию календарем, однако, вместе с тем календарем крайне точным.

Две важнейших составляющих майянской календарной системы: 260 дневной ритуальный календарь  и 365 дневные будничный календарь. Календарь, гороскоп индейцев и календарная система индейцев, были составлены с такой точностью, что погрешность в измерении годового цикла равняется двум минутам. Часы, являющиеся в нашем понимании чем-то, измеряющим время, для индейцев майя представлялись совсем иным устройством. Используя игру теней, наподобие солнечных часов в здании Зенота, индейцам майя удавалось точно замерить положение и фазы объектов на небосводе. Например, в городах майя расположенных в тропических широтах, солнце проходит непосредственно над головой в определенный момент дня. Такое явление использовалось индейцами майя, в виде своеобразного будильника. Схожие наработки использовал и календарь – гороскоп индейцев.  

При помощи таких вот наблюдений майянцы измеряли время и предсказывали астрономические явления будущего. Майя стремились изучить и понять повторные циклы движений луны и планет солнечной системы, и с их помощь предсказывать, а точнее рассчитывать временные отрезки, отведенные для солнечных затмений и других астрономических явлений, составить гороскоп индейцев.  Так, например Дрезденская Старинная рукопись включает в себя предсказания лунных затмений. Астрономия и астрология майя, выраженная в календаре, также включает в себя и лунный счет, этакий календарь майя, приспособленный под луну и лунные фазы. Лунный период был посчитан как 2 цикла  по 29 или 30 дней соответственно.

Таким образом, средний лунный период равнялся 29.5 дням, с помощью точного расчета чередующихся циклов Луна была тщательно изучена, а главное отражена в календаре майя. Фазы, периоды и природа движения Луны – лишь малая часть информации, открывшийся майянцам.

Для индейцев майя – небо, календарь – гороскоп индейцев и мифология объединились в единую систему вероисповедания.  Образы звезд Млечного пути или созвездий, были непосредственно связаны с их видением бога. По сути, каждая звезда или созвездие воплощали собою определенное божество пантеона майя. У индейцев майя галактика млечного пути была выражена в образе Древа Мира, а также была интерпретирована в календарь – гороскоп индейцев майя. Млечный путь в цивилизации майя также носил имя “Ваках”, что означает “Белая Очищенная от костей Змея”. Они верили, в связь с космосом. В цивилизации майя также существовало понятие -  Kuxan Suum, которое в переводе означает “путь в небо, в центр вселенной”.

Существуют и доказательства, позволяющие предположить, что майя были единственной древней народностью, сумевшей обнаружить Туманность Orion. Более того, отдельные специалисты  утверждают, что Календарь индейцев майя содержит в себе информацию об этой туманности.  Кроме того,  в пользу истинности этой теории свидетельствует пантеон богов майя, связанный с созвездием Orion, которое они назвали Xibalba. Они понимали, видели, туманность, как дым от горящего ладана копала. Астрономия не может существовать без математики.  И астрономия майя не является исключением.

Для гороскопа индейцев требовались точнейшие математические замеры и вычисления. Математика майя – самая сложная математическая система в древней Америке, а возможно и во всем древнем мире. Индейцам  майя удалось ввести в свои вычисление две фундаментальные идеи, изменяющие саму математику: примечание места и ноль. То, что индейцам майя удалось осознать и понять  ценность ноля, по сути, экстраординарное и удивительное событие. По факту, майя, являются первой цивилизацией, которой удалось ввести понятие числа ноль и использовать его, в том числе и в календаре индейцев майя.

По материалам: Лунный календарь на сегодня.

Опубликовано 13 Нбр 2012 в категории Календарь майя

Календарь майя (стр. 1 из 2)

В течение длительного времени историки науки утверждали, что очагами мировой культуры являлись лишь страны Африки и Азии. Историки астрономии считали, что их наука зародилась в странах Ближнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет), а также в Древнем Китае и Индии. Однако в последние десятилетия этот взгляд пришлось пересмотреть, так как был открыт еще один очаг культуры. Он оказался расположенным на территории «Нового света» — в Центральной Америке, на землях, занимаемых ныне Гватемалой, юго-восточной частью Мексики и Британским Гондурасом. Особенно интересен полуостров Юкатан, который некогда был населен индейцами майя, создавшими свою самобытную культуру.

О древней истории майя стало известно благодаря тому, что у них был обычай периодически почти во всех населенных пунктах ставить стелы — каменные столбы, на которых делались соответствующие записи важнейших событий и указывалась дата установки стелы. Возможно, что многие из этих памятников древнего народа майя являются «юбилейными» или связаны с различными историческими событиями.

Из этих памятников стало известно, что за первые 8 столетий нашей эры различные племена майя построили более сотни городов. По мнению большинства археологов, период расцвета майя продолжался с IV по Х в. н. э. Особенно больших успехов достигли майя в развитии астрономии, связанной с практическими потребностями земледелия. В различных надписях майя обнаружены специальные иероглифы для обозначения планет, Полярной звезды и ряда созвездий. В одной из найденных рукописей сохранился даже список предстоящих солнечных затмений. Астрономические наблюдения проводились в сооружениях, напоминающих башни современных обсерваторий.

Древние астрономические обсерватории

Астрономы майя проводили наблюдения за небесными светилами из каменных обсерваторий, которые были во многих городах — Тикале, Копане, Паленке, Чичен-Ице... Среди них особо выделяется своими размерами Караколь — обсерватория в городе Чичен-Ица.

«Караколь» в переводе с испанского — «раковина улитки». Это грандиозное сооружение представляет собой высокую округлую башню, стоящую на двухступенчатой прямоугольной платформе. По словам ученого-майяниста Эрика Томпсона, она немного похожа на «двухъярусный свадебный торт, водруженный на коробку, в которой его принесли».

Спиральная лестница внутри башни выводит в верхнее помещение, из которого можно наблюдать за небом. Квадратные окна смотрят на точки восхода и захода Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.

Астрономические расчеты жрецов майя отличались невероятной точностью. Исследуя руины древнего города Копана, археологи обнаружили две каменные стелы. Они были расположены друг против друга на вершинах холмов, которые замыкали с запада и востока долину Копана.

Если смотреть от одной из стел, то можно установить, что солнце заходит прямо за вторую всего два раза в году: 12 апреля и 7 сентября. Первая дата приходится на самый конец сухого сезона. Поэтому когда вечером 12 апреля солнце заходило прямо за стелу, по всей долине рассылались гонцы, извещавшие земледельцев о том, что боги приказали начать выжигание полей утром следующего дня.

Когда города майя освобождались от джунглей, археологи обращали внимание на то, что расположение зданий имело для майя очень большое значение.

Нередко важные части храмов (например, «коньки» крыш) были ориентированы таким образом, что их положение обозначало восход, кульминацию и закат тех или иных небесных светил.

Другой пример — пирамида Кукулькан в городе Чичен-Ица, являющая собой гигантский каменный календарь с потрясающим эффектом в дни весеннего и осеннего равноденствия. Таких астрономически выверенных сооружений не счесть на земле майя!

Для майя астрономия была не абстрактной наукой. В условиях тропиков (где нет резко обозначенных природой времен года, а продолжительность дня и ночи всегда остается почти неизменной) астрономия служила практическим целям. От жрецов-астрономов шли указания о начале тех или иных сельскохозяйственных работ.

В строго определенный день в густом тропическом лесу майя вырубали деревья, а после их высыхания — сжигали. Затем образовавшиеся поля засевали кукурузой (это — так называемый подсечно-огневой метод земледелия).

Сделать все нужно было в самом конце сухого периода и без затяжек. Иначе помешают тропические ливни, продолжающиеся здесь пять-шесть месяцев подряд. Ошибка в несколько дней могла стать роковой для всего цикла работ.

Летоисчисление и хронология

Большое внимание уделяли майя вопросам летосчисления и хронологии. Они являлись создателями оригинальных календарных систем, существенно отличающихся от всех других известных нам календарей. Центральноамериканский календарь культур индейцев майя и ацтеков применялся в период около 300–1530 гг. н.э. Основан на периодичности движения Солнца, Луны и синодических периодов обращения планет Венеры (584d) и Марса (780d).

Ученые ряда стран положили много труда, чтобы разгадать тайны письменности майя, их самобытной культуры и, в частности, календаря. Было сделано много, хотя для полного выяснения всех нерешенных вопросов еще потребуется большой труд. Однако уже теперь известно немало интересного. Литература о календаре майя весьма обширна.

Что же удалось установить ученым о календаре и хронологии майя? Сейчас уже известно, что майя применяли одновременно две календарные системы, отличающиеся продолжительностью: длинный год и короткий год. Первый из них применялся в гражданской жизни, а второй был связан с религиозными обрядами.

365-дневный год ( «хааб» ). Майя знали два вида длинных годов. Год в 360 дней назывался «тун» и был сохранен только для особых целей. В быту же применялся 365-дневный календарный год, который назывался «хааб» и который состоял из 18 месяцев по 20 дней. В конце такого года добавлялось еще 5 дней, получивших название «дней без имени» и считавшихся роковыми. Жрецы знали, что «хааб» на доли дня короче истинного солнечного года и что за 60 лет набегает примерно 15 лишних суток.

Многие исследователи культуры майя считают, что календарь майя точнее григорианского. Они объясняют это тем, что, хотя майя не имели астрономических инструментов, они научились достигать высокой точности своих наблюдений небесных светил, применяя особый метод, состоявший в наблюдении сквозь длинные и узкие прорези, своего рода «прицелы».

Год начинался 16 июля. Этому дню соответствовал первый день месяца Поп — первого месяца года. Заканчивался год 10 июля — последним днем месяца Кумху. Остальные 5 дней года являлись «днями без имени». Эта «пятидневка» являлась как бы 19-м, но коротким месяцем года и называлась «Вайеб». Все пять дней Вайеба отмечались как праздник в честь одного из богов — покровителя следующего года.

По предположению французского ученого Жана Жену в древности первым месяцем был не Поп, а Йашк'ин. Свои доводы он основывает на том, что месяц Шуль означающий «конец», был последним месяцем года и заканчивался 17 декабря. Затем шли безымянные 5 дней и вновь начинался новый год, первый день которого падал на 23 декабря. В этом случае новый год примерно совпадал бы с днем зимнего солнцестояния. При этом интересно, что само слово Йашк'ин означает «новое солнце».

260-дневный год («цолькин»).

Совсем иначе был построен короткий календарный год майя, называвшийся «цолькин» и имевший ритуальное назначение. Он состоял всего из 260 дней и делился на 13 месяцев, которые, так же как и «хааб», содержали по 20 дней.

Другая особенность этого календаря — наличие недели, состоящей, из... 13 дней. Дни недели обозначались числами от 1 до 13. Поэтому «цолькин» представлял собою своеобразную комбинацию 20-дневных месяцев и 13-дневных недель. В нем числа недели и названия дней повторялись в определенной закономерности. Правда, из некоторых иероглифических текстов майя можно сделать заключение, что у древних майя кроме 13-дневной недели была еще 9-дневная, в которой счет велся не по дням, а по ночам, причем каждая ночь имела своим покровителем одного из девяти богов подземного царства.

В календаре майя были еще два более крупных цикла: 4-летний, в котором повторялись названия дней и числа месяцев, и 52-летний (представлявший собою комбинацию «хааба» и «цолькина»). Последний состоял из тринадцати 4-летних циклов и охватывал период в 18 980 дней. В нем повторялись не только дни и числа недели, но и числа месяца. В самом деле, период в 18 980 дней содержал 52 «хааба» (365 × 52 =18 980) и в то же время 73 «цолькина» (260 × 73 = 18 980). Эта зависимость и составляла основу гармонии календаря майя.

Каждый Новый год мог начинаться только с одного из следующих четырех дней: К'ан, Мулук, Иш и Кавак. Ежегодно они последовательно менялись, и затем этот порядок повторялся.

Датировка любого события в календаре майя всегда состояла из числа 13-дневной недели, названия дня, числа месяца и названия месяца. Например, если дата записана так: «6 Ламат 14 Шуль», то это значит 6-е число 13-дневной недели, день Ламат, 14-е число месяца Шуль. Такая дата могла повториться только через 52 года, т. е. через 18 980 дней.

Так как в гражданском календаре майя год состоял из 365 дней, а месяц из 20 дней, то через каждые четыре года первый день года приходился на один и тот же день месяца, но в разные числа недели. Поэтому весь 52-летний цикл древнего календаря майя можно представить в виде «вечного календаря» (табл. 2), получившего название «календарного круга».

Лунный календарь.

Древние майя пользовались также и особым лунным календарем, каждый месяц которого содержал 29 или 30 дней. Каждый день лунного месяца обозначался соответствующим числом, причем первый день месяца, как и в 20-дневном месяце, считался нулевым. После шести лунных месяцев заканчивался лунный полугод, после чего опять шел первый лунный месяц. В разное время в древних городах майя, как в наше время в некоторых странах Востока, применялись различные варианты лунных календарей. Все зависело от того, какая лунная дата считалась соответствующей начальной циклической дате эры майя.

Календарь майя | ЛАИ

Майя пользовались двумя календарями. В первом год состоял всегда из 260 дней и назывался “тцолкин”, а во втором “нечетный год” состоял из 365 дней. Из наличия двух циклов (“тцолкина” и “нечетного года”) вытекало то обстоятельство, что каждый день имел два наименования, например, 3 акбал, 4 куму. Поскольку оба цикла были разной длины, ни одна специфическая двойная комбинация названий дня не повторялась в течение 52-х “нечетных” лет и 73-х лет “тцолкин” (52х365=18980=73х260). Такой период времени обычно именовался “Ацтекским веком” или “Календарным кругом”.

Но при том, что эта календарная система была вполне адекватной своим целям, она имела и ограничения. Майя, чтобы справиться с этими трудностями, разработали еще одну систему счета времени под названием Длительный счет. Немецкий исследователь Ферстеман установил, что их счет времени основывался не на десятичной, как у нас сейчас, а на двадцатеричной системе (см. рис. справа). С небольшими вариациями, они считали время в “кинах”, “уиналах”, “тунах” и т.д… Принцип ее выглядел так: 20 кинов-дней = 1 уиналу (20-дневный месяц), 18 уиналов = 1 туну (360-дневный год), 20 тунов = 1 катуну (7200 дней), 20 катунов = 1 бактуну (144000 дней).

При помощи Длительного счета майя вели также особый счет дня. На стелах и других памятниках даты майя были записаны двумя колонками иероглифов, читаемых слева направо и сверху вниз (см. рис. слева). Вся серия начиналась с вводного иероглифа и часто кончалась датой, имевшей отношение к лунному циклу и упоминанию того из Девяти повелителей Ночи, который правил в это время. А между ними были даты, выражавшиеся в бактунах, катунах, тунах, и т.д., плюс соответствующие даты по “тцолкину” (260 дней) и “хаабу” (365 дней). Например: вводный иероглиф, 8 бактунов, 14 катунов, 3 туна, 1 уинал, 12 кинов, 1 эб, 0 якхин.

Ферстеман также установил, что начало большого календарного цикла у майя приходилось на 4 ахау, 8 куму не одну тысячу лет назад. И вот тут мы сталкиваемся с не первой, но и отнюдь не последней загадкой календаря майя: почему, собственно, начало большого цикла приходится именно на указанную дату, а не на первый день нулевого месяца (месяцы у майя именно с нулевого)?.. Ведь естественнее “начинать с начала”, а не с какой-то “нелогичной” даты… К какому именно событию относится данное начало календаря?.. Для этого прежде, чем строить какие-либо предположения, конечно, нужно определить точно дату начала календаря майя в соотнесении с привычным нам григорианским календарем. Но даже в этом различные исследователи не могут пока сойтись: на текущий момент существует несколько версий, расходящихся между собой на десятки и даже сотни тысяч лет…

Вполне возможно, что эта дата имеет какое-то отношение к таинственному 260-дневному календарю. “Тцолкин” – очень древний календарь и восходит к незапамятным временам. Некоторые племена майя в отдаленных районах страны и теперь пользуются им в ритуальных и магических целях. И еще более важную роль он играл ранее.

Скажем, Таблицы Дрезденского кодекса (см. рис. справа) должны были дать жрецам не только информацию о будущих затмениях, но и о том, как соотнести их с 260-дневным календарем “тцолкин”. Говоря кратко, они составляли свои таблицы из расчета на 11958 дней, что почти точно соответствует 46 года “тцолкин” (11960 дней). Это полностью соответствует 405 лунным месяцам (также 11960 дням). Авторами таблиц были также составлены дополнения, корректирующие их основные данные, что обеспечивало их точность до одного дня в течение 4500 лет. Это – удивительное достижение.

Однако гораздо более удивительна система, лежащая в основе этого календаря. “Тцолкин” основан на сочетании 20 наименований месяцев с цифрами от 1 до 13. Но счет ведется не последовательно, как в нашем григорианском календаре с месяцами в 30 и 31 день. Здесь основа совсем иная. Чтобы понять это, попытаемся представить, что, например, каждой цифре соответствует название определенного месяца. Мы, как обычно, начинаем с 1 января, но потом вместо 2 января должно идти 2 февраля, потом – 3 марта, и так до 12 декабря, а потом – 13 января. Полный цикл, в таком случае, составит 156 дней (12х13), после чего счет начнется снова, как бы с 1 января. Последним днем из 260 будет, таким образом, 13 ахау, после чего в следующем цикле снова будет первым Имикс. Таким образом, каждый цикл представляет собой полный круг.

Понять подобную систему счета гораздо проще, если представить ее в виде, показанном на рис. слева: вращение двух сцепленных зубчатых колес как раз и дает данную последовательность смены календарных дней. Но… Майя не знали колеса!!! И возникает вопрос: каким таким образом культура, не знающая колеса, создала календарь, основанный на том самом незнакомом ей колесе?!.

(Справедливости ради следует отметить, что “незнание” индейцами колеса представляет еще одну загадку. Полное отсутствие практического использования колеса сочетается… с детскими игрушками на колесах!.. См. рис. справа)

Добавим еще одну деталь. Цикл в 260 дней не имеет в земных условиях никакого практического смысла, как не имеет практического смысла сам календарь с 13 днями и 20 месяцами, обозначенных к тому же названиями и символами, не имеющими к окружающей нас действительности никакого отношения (каждый месяц обозначался соответствующим богом, – см. рис. слева). Зачем же изобретать столь странный цикл и вводить его в основу довольно громоздкого календарного счета?..

Все “встает на свои места” лишь в одном случае: календарь дан майя (или, скорее всего, еще их предшественникам) извне некими “богами”, которые были знакомы с колесом, и для которых цикл в 260 дней имел какое-то практическое значение. “Богами”, которые были столь образованы, что смогли не только очень точно вычислить земной год, но и адаптировать его “неудобную” продолжительность (около 365,25 дней) к системе целочисленного счета без потери точности (а ведь это требует не только высоких астрономических, но и математических знаний, в обладании коими майя замечены не были).

Данная версия происхождения календаря вполне объясняет и почтительное отношение майя к нему, и использование в ритуальных и магических целях…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Календарь и хронология майя

Оглавление

Календарь и хронология майя

В течение длительного времени историки науки утверждали, что очагами мировой культуры являлись лишь страны Африки и Азии. �сторики астрономии считали, что их наука зародилась в странах Ближнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет), а также в Древнем Китае и �ндии. Однако в последние десятилетия этот взгляд пришлось пересмотреть, так как был открыт еще один очаг культуры. Он оказался расположенным на территории «Нового света» — в Центральной Америке, на землях, занимаемых ныне Гватемалой, юго-восточной частью Мексики и Британским Гондурасом. Особенно интересен полуостров Юкатан, который некогда был населен индейцами майя, создавшими свою самобытную культуру.

Одна из стел майя с иероглифической надписью (г. Киригуа в Гватемале).

Рћ древней истории майя стало известно благодаря тому, что Сѓ РЅРёС… был обычай периодически почти РІРѕ всех населенных пунктах ставить стелы  — каменные столбы, РЅР° которых делались соответствующие записи важнейших событий Рё указывалась дата установки стелы. Возможно, что РјРЅРѕРіРёРµ РёР· этих памятников древнего народа майя являются «юбилейными» или связаны СЃ различными историческими событиями.

�з этих памятников стало известно, что за первые 8 столетий нашей эры различные племена майя построили более сотни городов. По мнению большинства археологов, период расцвета майя продолжался с IV по Х в. н. э.

Особенно больших успехов достигли майя в развитии астрономии, связанной с практическими потребностями земледелия. В различных надписях майя обнаружены специальные иероглифы для обозначения планет, Полярной звезды и ряда созвездий. В одной из найденных рукописей сохранился даже список предстоящих солнечных затмений. Астрономические наблюдения проводились в сооружениях, напоминающих башни современных обсерваторий.

Большое внимание уделяли майя вопросам летосчисления и хронологии. Они являлись создателями оригинальных календарных систем, существенно отличающихся от всех других известных нам календарей.

Астрономическая обсерватория в Чичен-�це. Вид после раскопок.

Ученые ряда стран положили много труда, чтобы разгадать тайны письменности майя, их самобытной культуры и, в частности, календаря. Было сделано много, хотя для полного выяснения всех нерешенных вопросов еще потребуется большой труд. Однако уже теперь известно немало интересного. Литература о календаре майя весьма обширна.

Что же удалось установить ученым о календаре и хронологии майя? Сейчас уже известно, что майя применяли одновременно две календарные системы, отличающиеся продолжительностью: длинный год и короткий год. Первый из них применялся в гражданской жизни, а второй был связан с религиозными обрядами.

365-дневный год ( «хааб» ). Майя знали два вида длинных годов. Год в 360 дней назывался «тун» и был сохранен только для особых целей. В быту же применялся 365-дневный календарный год, который назывался «хааб» и который состоял из 18 месяцев по 20 дней. В конце такого года добавлялось еще 5 дней, получивших название «дней без имени» и считавшихся роковыми. Жрецы знали, что «хааб» на доли дня короче истинного солнечного года и что за 60 лет набегает примерно 15 лишних суток.

Многие исследователи культуры майя считают, что календарь майя точнее григорианского. Они объясняют это тем, что, хотя майя не имели астрономических инструментов, они научились достигать высокой точности своих наблюдений небесных светил, применяя особый метод, состоявший в наблюдении сквозь длинные и узкие прорези, своего рода «прицелы».

Двадцать дней в месяце календаря майя изображались особыми иероглифами и имели следующие названия:

1. Р�РјРёС€  6. РљРёРјРё 11. Чуэн 16. РљРёР±
2. �к' 7. Маник' 42. Эб 17. Кабан
3. Ак'баль 8. Ламат 13. Бен 18. Эсанаб
4. К'ан 9. Мулук 14. �ш 19. Кавак
5. Чикчан 10. Ок 15. Мен 20. Ахау

Советский ученый Р®. Р’. РљРЅРѕСЂРѕР·РѕРІ, РјРЅРѕРіРѕ сделавший для исследования культуры майя Рё расшифровки РёС… письменности, перевел РєРЅРёРіСѓ францисканского монаха, ставшего РІ 1561 Рі. главой францисканцев РІ Юкатане Рё Гватемале, Диего РґРµ Ланда (1524—1579) «Сообщения Рѕ делах РІ Юкатане»  — РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ источник РїРѕ истории Рё этнографии майя времен испанского завоевания. Р’ этой РєРЅРёРіРµ Ланда РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ следующие названия месяцев, РёС… изображения особыми знаками  Рё РёС… соответствие юлианскому календарю.

Поп Шуль Сак Паш
Во Йашк'ин Кех К'айяб
Сип Моль Мак Кумхк
Соц' Ч'ен К'ан-к'ин Вайеб
Сек Йаш Муан

Год начинался 16 июля. Этому дню соответствовал первый день месяца Поп — первого месяца года. Заканчивался год 10 июля — последним днем месяца Кумху. Остальные 5 дней года являлись «днями без имени». Эта «пятидневка» являлась как бы 19-м, но коротким месяцем года и называлась «Вайеб». Обозначался этот месяц иероглифом, приведенным на рисунке выше под цифрой 19. Все пять дней Вайеба отмечались как праздник в честь одного из богов — покровителя следующего года.

По предположению французского ученого Жана Жену в древности первым месяцем был не Поп, а Йашк'ин. Свои доводы он основывает на том, что месяц Шуль означающий «конец», был последним месяцем года и заканчивался 17 декабря. Затем шли безымянные 5 дней и вновь начинался новый год, первый день которого падал на 23 декабря. В этом случае новый год примерно совпадал бы с днем зимнего солнцестояния. При этом интересно, что само слово Йашк'ин означает «новое солнце».

Таблица 1. Месяцы календаря майя

№ п/п Название месяца Соответствие датам юлианского календаря
1 Поп 16 июля — 4 августа
2 Во 5 августа — 24 августа
3 Сип 25 августа — 13 сентября
4 Соц' 14 сентября — 3 октября
5 Сек 4 октября — 23 октября
6 Шуль 24 октября — 12 ноября
7 Йашк'ин 13 ноября — 2 декабря
8 Моль 3 декабря —22 декабря
9 Ч'ен 23 декабря — 11 января
10 Йаш 12 января — 31 января
11 Сак 1 февраля — 20 февраля
12 Кех 21 февраля — 12 марта
13 Мак 13 марта — 1 апреля
14 К'ан-к'ин 2 апреля — 21 апреля
15 Муан 22 апреля — 11 мая
16 Паш 12 мая — 31 мая
17 К'айяб 1 нюня — 20 июня
18 Кумху 21 нюня — 10 июля

260-дневный год («цолькин»). Совсем иначе был построен короткий календарный год майя, называвшийся «цолькин» и имевший ритуальное назначение. Он состоял всего из 260 дней и делился на 13 месяцев, которые, так же как и «хааб», содержали по 20 дней.

Другая особенность этого календаря — наличие недели, состоящей, из... 13 дней. Дни недели обозначались числами от 1 до 13. Поэтому «цолькин» представлял собою своеобразную комбинацию 20-дневных месяцев и 13-дневных недель. В нем числа недели и названия дней повторялись в определенной закономерности. Правда, из некоторых иероглифических текстов майя можно сделать заключение, что у древних майя кроме 13-дневной недели была еще 9-дневная, в которой счет велся не по дням, а по ночам, причем каждая ночь имела своим покровителем одного из девяти богов подземного царства.

Р’ календаре майя были еще РґРІР° более крупных цикла: 4-летний, РІ котором повторялись названия дней Рё числа месяцев, Рё 52-летний (представлявший СЃРѕР±РѕСЋ комбинацию «хааба» Рё «цолькина»). Последний состоял РёР· тринадцати 4-летних циклов Рё охватывал период РІ 18 980 дней. Р’ нем повторялись РЅРµ только РґРЅРё Рё числа недели, РЅРѕ Рё числа месяца. Р’ самом деле, период РІ 18 980 дней содержал 52 «хааба» (365 × 52 =18 980) Рё РІ то же время 73 «цолькина» (260 × 73 = 18 980). Эта зависимость Рё составляла РѕСЃРЅРѕРІСѓ гармонии календаря майя.

Каждый Новый год мог начинаться только с одного из следующих четырех дней: К'ан, Мулук, �ш и Кавак. Ежегодно они последовательно менялись, и затем этот порядок повторялся.

Датировка любого события в календаре майя всегда состояла из числа 13-дневной недели, названия дня, числа месяца и названия месяца. Например, если дата записала так: «6 Ламат 14 Шуль», то это значит 6-е число 13-дневной недели, день Ламат, 14-е число месяца Шуль. Такая дата могла повториться только через 52 года, т. е. через 18 980 дней.

Так как в гражданском календаре майя год состоял из 365 дней, а месяц из 20 дней, то через каждые четыре года первый день года приходился на один и тот же день месяца, но в разные числа недели. Поэтому весь 52-летний цикл древнего календаря майя можно представить в виде «вечного календаря» (табл. 2), получившего название «календарного круга».

Таблица 2. Календарный круг майя

№ п/п Название дня

Числа 13-дневной недели

Годы

I II III IV
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 К'ан Мулук �ш Кавак
1 �миш 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 19 14 9 4
2 Р� Рє' 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 0 15 10 5
3 Ак'баль 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 1 16 11 6
4 К'ан 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 2 17 12 7
5 Чикчан 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 3 18 13 8
6 РљРёРјРё 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 4 19 14 9
7 Маник' 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 5 0 15 10
8 Ламат 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 6 1 16 11
9 Мулук 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 7 2 17 12
10 РћРє 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 8 3 18 13
11 Чуэн 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 9 4 19 14
12 Р­Р± 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 10 5 0 15
13 Бен 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 11 6 1 16
14 �ш 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 12 7 2. 17
15 Мен 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 13 8 3 18
16 РљРёР± 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 14 9 4 19
17 Кабан 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 15 10 5 0
18 Эсанаб 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 16 11 6 1
19 Кавак 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 17 12 7 2
20 Ахау 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 18 13 8 3

Лунный календарь. Древние майя пользовались также и особым лунным календарем, каждый месяц которого содержал 29 или 30 дней. Каждый день лунного месяца обозначался соответствующим числом, причем первый день месяца, как и в 20-дневном месяце, считался нулевым. После шести лунных месяцев заканчивался лунный полугод, после чего опять шел первый лунный месяц. В разное время в древних городах майя, как в наше время в некоторых странах Востока, применялись различные варианты лунных календарей. Все зависело от того, какая лунная дата считалась соответствующей начальной циклической дате эры майя.

Хронология. Р’ РѕСЃРЅРѕРІСѓ всех хронологических расчетов был положен день, или «к'РёРЅВ». Двадцать Рє'РёРЅРѕРІ составляли РѕРґРёРЅ «виналь» (двадцатидневный месяц), Р° 18 виналей соответствовали РѕРґРЅРѕРјСѓ «туну» (360-дневному РіРѕРґСѓ). Далее хронология состояла РёР· следующих циклов:   

         1 Рє'аут     = 20 тунам        = 7200 РґРЅСЏРј             1 бак'тун = 20 Рє'атунам   = 144000 дней             1 пиктун = 20 бак'тунам  = 2 880 000 дней(три более крупных цикла нами опущены). Если перевести эти циклы РЅР° наши РіРѕРґС‹, то получим следующие соотношения:            1 Рє'атун   —около 20    лет, С‚. Рµ. 201             1 бак'тун  —  В»       400     В»      В»   202             1 пиктун  —  В»        8000   В»      В»   203

�сходной датой летосчисления майя являлась легендарная дата, имеющая обозначение «0. 0. 0. 0. 0. 4 Ахау 8 Кумху». Эта дата толкуется двояко. По расчетам американского археолога, этнографа и лингвиста, одного из крупнейших исследователей культуры майя, Э. Томпсона, она соответствует 12 августа 3113 г. до н. э. По мнению другого исследователя культуры майя — Г. Спиндена, начальная дата соответствует 14 октября 3373 г. до н. э., т. е. на 260 лет старше. Долгое время обе даты имели своих приверженцев, но в настоящее время принята синхронизация по Э. Томпсону.

Легендарность исходной даты видна хотя бы в том что она на три тысячи лет старше по возрасту, чем самая ранняя известная нам дата из истории майя (292 г. н. э.), обнаруженная в 1959 г. на одной из стел.

Р�так, РѕС‚ даты В«0. 0. 0. 0. 0. 4 Ахау 8 РљСѓРјС…СѓВ» ведется счет всех остальных дат РІ истории майя. Если какое либо событие РїРѕ календарю майя зафиксировано знаками В«9. 14. 0. 0. 0. 6 Ахау 13 Муан», то это значит, что РѕС‚ РёСЃС…РѕРґРЅРѕР№ даты прошло 9 бак'тунов» 14 Рє'атунов 0 тунов 0 виналей 0 Рє'РёРЅРѕРІ. Как перевести эту дату РЅР° наш календарь? Прежде всего подсчитаем, сколько прошло дней РѕС‚ РёСЃС…РѕРґРЅРѕР№ даты: 9 × 144 000 + 14 × 7200 = 1 396 800 дней или 3824 РіРѕРґР°. Вычитая РёР· этой даты РёСЃС…РѕРґРЅСѓСЋ дату, С‚. Рµ. 3113, получим 711. Следовательно, РїРѕ нашему летосчислению событие произошло РІ РІ 711 Рі. РЅ. СЌ.

Что касается выражения «6 Ахау 13 Муан», то оно означает, что событие имело место в 6-й день 13-дневной недели, день Ахау, 13 число месяца Муан. Это дает возможность сделать дальнейшее уточнение. Так как месяц Муан соответствует периоду с 22 апреля по 11 мая юлианского календаря, то 13-е число этого месяца приходится на 4 мая 711 г. н. э. по юлианскому календарю.

�зложенный способ отсчета больших промежутков времени применялся преимущественно у древних майя и получил название «длинного счета». Но уже в последние века перед испанским завоеванием они перешли к упрощенному «короткому счету», состоявшему из к'атунов, т. е. «двадцатилеток», вернее, из периодов в 7200 дней.

Каждый к'атун обозначался названием и числом его последнего дня. Так, к'атун 13 Ахау означал такой 7200-дневный период, последний день которого приходился па 13-е число 13-дневной недели. Так как 7200 делится на 20 без остатка, то каждый к'атун начинался со дня �миш и заканчивался днем Ахау. Однако в каждом последующем к'атуне последний день хотя и оставался Ахау, но он падал на другой день недели. Во втором к'атуне он приходился уже на 11-й день недели, т. е. на два дня раньше, чем предыдущий. Это получается потому, что при делении 7200 на 13 в остатке будет 11, т. е. на две единицы меньше 13-дневной недели. Последний день третьего к'атуна наступит еще на 2 дня раньше, чем предыдущий, — 9 Ахау. Затем последовательно пойдут: 7 Ахау, 5 Ахау, 3 Ахау, 1 Ахау, 12 Ахау, 10 Ахау, 8 Ахау, 6 Ахау,

4 Ахау, 2 Ахау и опять 13 Ахау. Затем все повторяется вновь.

Для наглядности приведем один полный цикл в 13 к'атунов с пересчетом на годы нашего календаря.

10 Ахау 21.IУ.1441 — 5.I.1461
8 » 6.I.1461 — 22.IХ.1480
6 » 23.IX.1480 —

10.V1.1500 4 В» 11. VI.1500 — 26.II.1520 2 В»  27.II.1520 — 13. XI. 1539 13 В» 14.РҐ1.1539 — 31.VII.1559 11 В» 1.VIII.1559 — 17.IV.1579 9 В» 18.IV.1579 — 2.I.1599 7 В» 3.I.1599 — 19.1РҐ.1618 5 В» 20.IX.1618 — 6.VI.1638 3 В»  7.VI.1638 — 21.II.1658 1 В» 22.II.1658 — 8 XI.1677 12 В» 9.XI.1677 — 26.VII.1697

Таким образом, получалась полная повторяемость РїРѕ прошествии 13 Рє'атунов: 7200 × 13 == 93 600 дней (С‚. Рµ. около 256 лет).

Точность календаря. Часто говорят, что календарь майя является самым точным. Насколько справедливо такое утверждение?

Астрономы майя сумели определить продолжительность солнечного года в 365,2420 суток. Это всего на 0,0002 меньше принятого в настоящее время значения тропического года и соответствует ошибке в одни сутки за 5000 лет. Это дает основание сделать вывод, что календарь майя несколько точнее григорианского календаря.

Астрономы древних городов Копан и Паленке хорошо знали продолжительность синодического месяца Луны: по копанским вычислениям она была равна 29,53020 суток, а по паленкским — 29,53086. Среднее из этих двух значений составляет 29,53053, что короче принятого в настоящее время всего на 0,00006 дня. Если же при этом учесть, что исследование надписей на одной из стел города Копана привело к заключению о знакомстве астрономов майя с циклом Метона (V в. до н. э.), то следует признать, что и лунный календарь майя также отличался большой точностью.


Смотрите также