Авторизация

Сообщение об обряде колядования


Коляда (праздник): история и традиции

Большинство людей в наше время считают, что Рождество Христово и Коляда неразрывно связаны между собой. На самом деле еще с языческих времен, когда не было даже принято христианство на Руси, а люди верили в разных богов, уже существовала такая традиция, как Коляда. Праздник этот был посвящен небесному богу Даждьбогу.

Древние люди верили, что после зимнего солнцестояния просыпается бог неба, и продолжительность дня начинает увеличиваться, а ночи – уменьшаться. Наши предки были благодарны Даждьбогу и начинали его восхвалять с помощью обрядовых песен – колядок.

С тех времен многие обычаи позабылись и изменились, но все же многих традиций, хотя и несколько в другом виде, придерживаемся мы и сейчас.

Суть праздника

Коляда – праздник славян, народное название Рождества и Святок, которые продолжаются сегодня c 7 до 19 января (Крещение).

Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвященных рождественскому сочельнику. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются:

– облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных, использование масок;

– колядование, исполнение колядных песен;

– благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами;

– игры молодых людей;

– гадания незамужних девушек.

Коляда – праздник, который был самым большим и главным в зимнее время со времен язычников, так же как сейчас Рождество Христово для всех христиан.

Коляда – праздник славян, дата, с которой начинались Святки (25 декабря – день зимнего солнцеворота), а продолжались они до 6 января. Таким образом, еще до принятия христианства народ проводил обряды Коляды, восхваляющие бога неба – Даждьбога.

Какого числа праздник Коляда отмечался после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, т. е. от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и до сих пор.

Взаимосвязь солнцестояния и Коляды

Праздник Коляды праздновался в честь возрождения солнца в день зимнего солнцестояния. 25 декабря люди не просто встречали Новый год - они верили, что в этот день происходит зарождение нового светила и сельскохозяйственной деятельности.

А. С. Фаминцын в книге под названием «Божества древних славян», написанной в 1884 году, указывал, что в древних писаниях есть упоминания о двух богах - Купале (бог летнего солнцестояния) и Коляде (бог зимнего солнцестояния).

А. Н. Афанасьев в писании «Поэтические воззрения славян на природу» упоминал, что солнце было олицетворением счастливой и божественной жизни. Солнечное божество считалось самым светлым, добрым и милосердным; тем, что побуждает все живые организмы к жизни, дает пищу и помощь людям.

Считалось, что светило неразрывно связано с судьбой, поэтому человек просил о помощи его, когда преследовали его трудности и неудачи. Также солнце должно было противостоять злу, мраку и холоду.

Таким образом, славянский праздник Коляда и исполнение колядок – это обряды, посвященные богу солнца, которые показывают особое отношение наших предков к светилу.

Трактовка названия праздника

Коляда – языческий праздник, и название его уходит своими корнями в давние времена.

Одна из версий происхождения слова «Коляда» твердит о том, что оно пошло от «коло» – «солнце». Оно защищало людей от тьмы, и 25 декабря рождалось новое и молодое светило, которое помогало увеличиваться световому дню и уменьшало ночь.

Другого мнения придерживался Дмитрий Щепкин, и состоит оно в том, что слово «Коляда» обозначает «круговую еду или круговые яства», «вокруг идущее». Объяснить это можно тем, что компании колядующих ходили с вертепом по всем дворам, танцевали и пели колядки, их за это вознаграждали гостинцами, и они после все вместе съедали еду, которую наколядовали.

Кроме того, есть мнения, что «Коляда» происходит от слов:

– «колода» – зажженный пенек;

– «коло» – круглый, колесо;

– от латинского слова «календа», т. е. «первый день месяца».

В этимологическом словаре значение слова объясняется как «обычай, который связан с началом года», что характерно еще для дохристианских времен, а после принятия христианства славянский праздник Коляда был приобщен ко дню рождения Иисуса Христа.

Согласно этнолингвистическому словарю (славянские древности), слово имеет языческие корни. А Страхов утверждает, что в Коляде вообще нет ничего праславянского и языческого, а термин этот был перенят как выражение священнослужителей (дословно: «подарки или приношения, которые собирались духовенством» или «содержание к Новому году»).

Как готовились к празднику Коляды?

Коляда – праздник, который был самым большим и главным для народа. Исходя из этого, можно утверждать, что готовились к нему заранее и тщательно. Простые люди (даже из самых бедных семей):

– готовили большое количество блюд, в частности с мясом, а для этого кололи свинью;

– убирали тщательно во всем доме;

– хорошо отпаривались в бане;

– готовили новые наряды, в частности для колядования.

Одно осталось неизменным: как издавна, так и сейчас мы стремимся встретить новогодние праздники очищенными и физически, и духовно.

Как издавна праздновали Коляду?

Большинство этнографов сходятся во мнении, что еще в дохристианские времена был такой обычай, как Коляда. История праздника интересна и увлекательна, многие традиции и обряды сохранились до нашего времени, но некоторые утратили силу и были изменены.

Празднования и обряды Коляды проводились в следующем порядке:

1. Первая часть торжества заключалась в том, что большое количество людей приходило к языческим храмам (капищам), чтобы произвести обряд жертвоприношения и пообщаться с богами, стать ближе к ним.

Как гласят сказания, народ собирался возле рек, в лесах, возле огня и благодарил и восхвалял своих богов, просил о покаянии и о будущих благах. Были их лица при этом разукрашены, в масках, одеты на них шкуры и прочие наряды, держали в руках копья, щиты и рога животных, совершали жертвоприношения и гадали.

Для ритуала жертвоприношения и гадания нужен был колдун – человек, который обеспечивал связь с богами. В семье эту роль выполнял старший мужчина. Перед гаданиями обычно выполняли жертвоприношение птицами или животными. В таком случае кровь разливали и разбрызгивали кругом, чтобы отогнать злых духов. Части животного, не предназначенные для еды, зарывали в землю, сжигали в огне или топили в реке.

Старцы убивали домашнее животное, обращаясь с просьбами к богам. В это время молодые девушки и парни и гадали, и исполняли колядки, которые восхваляли Коляду – бога молодого Солнца.

2. Вторая часть Коляды посвящалась всеобщей трапезе. Люди ели пищу, которая была принесена в жертву, пили по очереди из чаши, которую передавали по кругу. При этом исполнялись колядки, восхваляли богов Нави и Прави и просили о помощи для добрых людей.

3. В третьей части празднования были так называемые «игрища»: люди исполняли разнообразные песни, танцевали под славянские народные инструменты.

Праздник Коляды (Солнцеворота) имел свои обычаи и особенности и на следующий день:

– Сначала колядовать ходили дети по несколько человек. Они с собой брали 2 пирога, которые делили на всех поровну и съедали после исполнения колядок.

– После шли молодые девицы (будущие невесты) и пели обрядовые песни. Давали им на всех несколько калачей и пряников.

– В конце идут колядовать все женщины и мужики, им также давали и калачи, и пряники.

Сценарий праздника Коляды

А сегодня как отмечают праздник? Коляда проходит в вихре обрядовых гуляний. Сценарий был и остается следующим, несмотря на дополнения и изменения, которые вносятся разными народами:

1. В канун Рождества (6 января) люди ничего не ели до самого вечера. Но как только на небе появлялась первая звезда, они садились всей семьей ужинать. На столе в этот вечер должно быть 12 блюд, из них обязательны кутья и узвар из сухофруктов (яблок и груш), а также мясные сытные яства (блины, голубцы, вареники, домашняя колбаса).

Издавна у наших предков был обычай класть сено под скатерть, которое должно было лежать там до 14 января – Щедреца.

2. На следующий утро – 7 января – наступает самый большой зимний праздник Рождества Христова. В этот особенный день принято ходить к крестникам и дарить им подарочки.

После обеда молодые девушки и парни наряжаются в разных зверей и цыган и группами по 10-15 человек ходят с колядками. Один из компании колядовщиков должен нарядиться козой. В некоторых регионах (в частности, на Западной Украине) принято ходить с большой самодельной звездой. Колядующие поют песни, прославляющие землю, с просьбами о добром будущем, танцуют и веселятся. За это хозяева щедро благодарят их и дают разные вкусности и деньги.

Считалось, что если хозяева не отпирали дверь колядующим, то это могло накликать беду на семью и бедность.

3. Следующим после Рождества Христова был день святого Степана. Именно в этот день хозяин должен был полностью рассчитаться со своими рабочими, а они, в свою очередь, могли высказать все, что накопилось за прошедший год. Потом решали, заключать ли новый договор для продолжения сотрудничества либо расходиться.

Немного иначе праздновали городские жители этот славянский праздник (Коляда). Сценарий его заключался в следующем:

– проведение праздничной программы и гуляний в парке и в центре города;

– организация ярмарки;

– бал и танцы (устраивались для богатых горожан).

Дети, как и сегодня, могли радоваться елке, подаркам, ходить на спектакли и танцевальные программы.

4. Весело праздновали и Щедрец 14 января. В этот день не только пели и танцевали, а и выбирали самую красивую девушку села. Ее наряжали, надевали венок, ленты, она возглавляла команду красавиц, которые ходили по дворам и щедровали. Хозяева и в этот день старались как можно лучше и больше одарить щедрующих, чтобы наступающий год был удачным и богатым.

Место кутьи во время колядных святок

Праздник Коляды у древних славян не проходил без кутьи. Было 3 особых святых вечера, на каждый из которых и готовили обрядовую кашу, причем разную:

1. Постную с орехами, сухофруктами, маком и узваром готовили в первый предрождественский вечер – 6 января. Называлась такая каша великой кутьей.

2. 13 января – накануне Нового года по старому стилю – готовили вторую кутью, которая называлась богатой или щедрой. В этот день на стол подавали всевозможные довольно сытные блюда, и даже каша была заправлена жиром, салом, маслом и скороминою.

3. Третья кутья – накануне Крещения 18 января – назвалась голодной и была, как первая, постной, приготовлена на воде. Существовала традиция, которая заключалась в том, что глава семьи в этот вечер выходил на улицу и на всех воротах, калитке и дверях чертил кресты, чтобы уберечь жителей дома и семью от нечистой силы, бед и ненастий.

Праздник Коляда в России во времена СССР практически не праздновался, но в 60-е потихоньку начали возрождаться славянские традиции, а в 90-е они уже полным ходом стали возвращаться в русские семьи. Сегодня колядуют в Святой вечер – с 6 на 7 января, при этом многие обычаи возвращаются: дети и молодые люди переодеваются в праздничные наряды, берут с собой звезду, разучивают обрядовые песни. Хозяева, в свою очередь, стараются щедро отблагодарить колядующих, чтобы год был удачным и богатым.

Место гаданий в праздничные дни Коляды

Гадания в праздничные дни Коляды занимали особое место, их проводили обычно с вечера накануне Рождества Христова и до 14 января (Новый год по старому стилю). Было поверье, что именно в эти дни девушки могут узнать свою судьбу и раскрыть тайну будущего, увидеть жениха и даже предугадать дату свадьбы. Существовало множество ритуалов. Наиболее популярными из них являются следующие:

1. Девушка должна была выйти во двор и бросить сапог со своей левой ноги через забор. Потом посмотреть, как он упал. Если носком к дому, то в этом году она не выйдет замуж, если в противоположную, то смотрели, в какую сторону указывает сапожок - дескать, оттуда и нужно ждать суженого.

2. Брали 2 иголки, намазывали их жиром или салом и опускали в воду. Если они тонули сразу же, то год предвещался неудачный, а если остались на плаву, да еще и соединились, то стоило ждать богатого года и скорого замужества.

3. Гадали и по полену. Молодая девушка из дровяника вытаскивала вслепую один пенек и внимательно его рассматривала. Если он был шероховатым, то суженый будет с неприглядной внешностью, если гладкий и ровный, то будущий муж будет красивым и статным. Множество сучков на пеньке указывали на то, что парень будет из семьи с множеством сестер и братьев. Если попадалось кривое и покрученное полено, то жених будет с внешними дефектами (кривой, рябой и т. д.)

4. Гадание на кольцах. Оно заключалось в том, что в решето засыпали любую крупу или рожь, пшеницу, клали сюда же и 4 вида колец: металлическое, серебряное, с камушком и золотое, и хорошо перемешивали все это. Для этого гадания собиралась компания из незамужних девушек, каждая из которых зачерпывала по одной горсти содержимого:

– если попадалось только зерно, то в этом году девушка не выйдет замуж вовсе;

– если простое металлическое кольцо, то выйдет она замуж за бедного парня;

– если кольцо серебряное, то жених будет простым;

– кольцо с камушком предрекало семейную жизнь с боярином;

– золотое кольцо – знак, что выйдет замуж девушка за купца.

5. Существует также такое гадание, для которого нужно взять миску и заполнить ее зерном, приготовить листочки бумаги, на одном из которых написать заветное имя суженого, остальные оставить пустыми. Брать горстями зерно и смотреть, с какого раза попадется желанный листочек:

– если с первого, то девушке стоит ждать скорого сватовства;

– со второго – значит, вам придется столкнуться с некоторыми трудностями;

– с третьего – молодой обманывает вас, лучше не верить его словам;

– с четвертого – парень совершенно равнодушен к вам.

Молодые девушки также гадали:

– в полночь в бане;

– с зеркалом, ожидая увидеть в нем суженого;

– на воде и свечах.

Одной из главных традиций было катание колеса. Для этого большой деревянный круг в виде колеса поджигали и катили в гору и с горы. Здесь четко можно увидеть связь славянских традиций и обрядов Коляды, ведь горящее колесо, безусловно, символизировало солнце, а тем, что его катили в гору, помогали прибавляться световому дню.

История колядования

Колядки обычно пели не в доме, а прямо под окнами. Молодые девушки просили разрешения войти и тогда пели «виноградьё», широко распространенное на Севере. Здесь колядующих одаривали не пирогами или сладостями, а обрядовым печеньем в виде животных, птиц. Такие коржики были сделаны из долгохранящегося теста, они были ценными и дорогими для каждой семьи, ведь хранили их на протяжении всего года, чтобы домашняя утварь не заблудилась по дороге домой и размножалась. Делали такое печенье и раньше, но с изображением символов, которые были обращены к богам (знак Рода или Солнца).

Обряд колядования осуществлялся на протяжении недели, начиная с 25 декабря (Рождество по Юлианскому календарю). Главными атрибутами такой процессии были:

1. Звезда. Делали ее из прочной бумаги – большую, величиной в аршин (около 0,7 метров) – и освещали свечой. Звезда была восьмиконечной, раскрашенной яркими красками.

2. Вертеп. Был сделан из ящика с двумя ярусами, в котором помещались фигурки из дерева, изображающие историю рождения Иисуса Христа.

Под окнами колядовщики исполняли краткие молитвенные песнопения, и только один из группы по разрешению хозяина мог войти в дом и получить угощения и мелкие деньги.

Коляда – праздник, во время которого в больших селах России один двор могли посетить 5-10 групп со звездой, и каждую из них хозяева старались щедро одарить.

Языческие корни праздника

Итак, что такое Коляда? Суть праздника сводится к следующему: это перечень древнеславянских обрядов, воспевающих и восхваляющих языческого бога молодого солнца. Согласно многим источникам, Коляда еще был богом веселых застолий.

Главной версией происхождения праздника является то, что восхвалялось светило в день зимнего солнцестояния. Существовала даже легенда на этот счет. Змей Коротун пожирал Солнце, а богиня Коляда помогала людям и производила на свет новое, молодое светило - Божича. Люди стараются помочь богине и защищают новорожденного от змея посредством пения и громких выкриков, переодевания в страшные костюмы из шкур зверей и использования рогов. С колядками молодежь ходит по всем дворам, чтобы сообщить о том, что новое молодое солнце родилось на свет.

После принятия христианства церковь всячески запрещала обычаи колядования и поклонение богам, но искоренить древние традиции и обряды полностью не удалось. Поэтому по дворам стали ходить священнослужители и верующие люди, оповещая, что родился Иисус Христос и восхваляя его. Эти обычаи и сохранились до нашего времени. Хотя таких исполнителей колядок хозяева часто вовсе не одаривали, наоборот, старались избегать. На Полесье верующих колядовщиков не пускали к дому, так как считалось, что не будет урожайным просо, а тех, кто колядовал по старому обычаю, щедро вознаграждали и благодарили.

fb.ru

Древний обряд колядования на Руси

Этот персонаж известен всем ещё с детства, но мало кто задумывался о его роли и происхождении. Откуда пошла традиция петь колядки и устраивать ряженые представления? Пришло время узнать об этом.

Андрей Алексеевич Шишкин «Коляда»

«А колядовать можно?». Кому не известны эти слова, произносимые мальчишками и девчонками, находящимися в нетерпеливом ожидании ответа и заслуженного вознаграждения. Но мало кто задумывался над историей возникновения обряда. А между тем, она заслуживает внимания.

7 января весь православный мир празднует Рождение Христа. В доме наводится порядок, а хозяйки готовят знатный ужин, причём непременно из 12 блюд. Потому что именно столько апостолов присутствовало на вечере. После этого начинается загадочное время – двенадцать святых дней, известные в народе, как святки. В этот период, как правило, молодёжь участвует в гаданиях, предсказаниях будущего и колядках.

Н. К. Пимоненко «Святочное гадание»

Кто же это такой Коляда?

Ещё до момента принятия на Руси христианства люди поклонялись этому божеству. Верили, что он приносит веселье и радость, поэтому приглашали и зазывали Коляду для проводов зимы.

Неизвестно чем именно помешал этот бог, но в 1684 году был возложен запрет на подобное поклонение. Постепенно слово приобрело иное значение. Его стали объяснять, как колесо или солнце. К тому же, именно в этот период световой день начинал прибавляться.

Так что же такого интересного происходила на Святках?

Одним словом веселье.

Устраивались своеобразные представления, в которых принимали участие люди всех возрастов и сословий. Ребятишки готовились заранее. Они учили специальные стишки, наряжались в костюмы и красили звезду, которую устанавливали на палку и чтобы она излучала свет внутри зажигали свечу. Когда всё было готово группа детей отправлялась по сельским или городским улицам, заглядывая в каждый дом.

Ребятишки желали хозяевам счастья, мира, здоровья, достатка, урожая. А за это получали конфеты, баранки, пирожки и прочие угощения. Но если попадался скупой хозяин, то добрые стишки становились иного содержания. Они начинали высмеивать скрягу, подтрунивая над его чрезмерной бережливостью.

Важным было то, что в обряде принимали участие все – это способствовало сплочению и дружбе. А заработанные угощения сначала собирались в специальный короб, а затем делились поровну. Не удивительно, что этот праздник и до сих пор так любим в народе от мала до велика.

Трутовский К. А. «Колядки в Малороссии»

У взрослых имелись свои традиции. Они складывались и снимали на определённое время избу, место, где и планировали встретить праздник. Все наряжались в костюмы, происходящее чем-то напоминало маскарад. Отдельные персонажи пользовались особой популярностью. Например, медведь. Он становился центром всеобщего внимания. Мог отпускать непристойные шутки по отношению к женщинам, приставать и отвешивать тумаки мужчинам. Но именно такое развязное поведение и веселило всех присутствующих.

Вторым по популярности был журавль. Им мог стать любой парень, только имелось одно условие, он должен был быть высокого роста. Этот человек набрасывал сверху шубу, но так, чтобы в один рукав можно было поместить хвост птицы, а в другой палку. Она заменяла клюв и помогала приставать к присутствующим. Журавль мог клевать свою «жертву» до тех пор, пока так не соглашалась на выкуп. Расплатиться можно было конфетами, пряниками и прочими сладостями. Угощения бросали прямо на пол. И пока птица была занята собиранием, гости могли веселиться и чувствовать себя в безопасности. Дети просто обожали журавля, поскольку и им доставалась значительная доля конфет.

Владимир Чумаков-Орлеанский «Коляда»

Кикиморы. Об этих персонажах отдельный разговор. Довольно часто на праздник приходили парни и девушки из соседних деревень и сёл. И тогда хозяева надевали на себя грязные лохмотья, которые были заранее приготовлены в сенях, с криками дикарей врывались в комнату. Не забыв прихватить с собой веник. Они старались в игре как можно больше испачкать своих конкурентов, при этом девушек никто не трогал. Подобная недружелюбная встреча часто заканчивалась настоящей дракой. Но потом всё равно приходили к мирному решению вопроса и продолжали веселье.

В середине святок подобная форма гуляний начинала надоедать, поэтому приезжала специальная «комиссия». Среди них присутствовал и писарь и ревизор. На допрос вызывали девушек, по очереди. И задавали провокационные вопросы. А так как в деревне вся жизнь находится на виду, то скрыть тайны было просто невозможно. Поэтому приходилось сознаваться и принимать заслуженное наказание.

Для молодых девушек любимым временем был Васильев вечер, он приходился на 13 января. Считалось, что этот период самый лучший для предсказания судьбы. И всё, что не покажет гадание, непременно, сбудется. Верили в чудеса, в то, что нечистая сила может так расшалиться, что даже похитить месяц. А потом устроить настоящий шабаш и обязательно спуститься на землю, чтобы подшучивать над людьми и сорить их между собой. Зная это, в народе старались не грешить и говорили: «Бес балует!».

А ещё в эту ночь можно было предсказать погоду на целый год. Самый старший член семьи брал луковицу, снимал с неё 12 чашечек. Не больше и не меньше, поскольку их количество должно было соответствовать 12 месяцам. В каждую сыпали по щепотке соли и оставляли на подоконнике. А утром приходили посмотреть. Если соль растаяла, то месяц будет дождливый, если нет, то жди засуху.

Многие из этих примет и традиций сохранились и до наших дней и сейчас, когда уже существуют более проверенные технологии, люди всё равно продолжают в глубине души верить в то, что им когда-то рассказали бабушки. Да и почему бы нет? Ведь это так похоже на старую добрую сказку.

Литература: Рыбаков Б. А. «Язычество древней Руси», Виноградова Л. И., Плотникова А. А. «Славянские древности».

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

zen.yandex.ru

Колядование

Зимушка воет вьюгами холодными да колючими, а под ногами хрустит снег. Солнце высоко, старое оно и не греет вовсе ничего. Люди мёрзнут да кутаются в шали всякие, чтобы тепло удержать, и во власть холода окончательно не попасть. Дети малые резвятся, играют каждый день, снежки лепят, не знают они сколько страха в зимних ночах, когда нет света, и зло в любой миг может вырваться. Завтра солнце новое должно родиться и в небо подняться, чтобы начался новый год, и коли не случится этого, то великая беда ждёт род людской. Тогда все злые духи, да бесы, все ворвутся в мир человеческий и власть свою здесь установят. Поэтому, этой ночью люди обряды разные совершать будут, чтобы помочь солнышку ясному заново родиться, да в небо подняться. Будут колядовать, песни петь, по дворам ходить и благодать в каждый дом приносить.

Этой ночью колядовать и Агнеша пойдёт, вывернет на изнанку одежду свою и с остальными пойдёт по домам соседским. Главное, чтобы матушка и батюшка не прознали ничего, а иначе несдобровать Агнеше. Она без спросу из дома вечером сбежит, косы свои червонные замотает платком, да лицо сажей испачкает, чтобы никто не узнал её. Сарафан свой цветастый сменит на лохмотья, что у бабки своей знахарки взяла. Нельзя знать никому, что она красавица на выданье по дворам в лютую и самую страшную ночь по дворам чужим ходит. И никто ведь не знает, зачем она с глазами своими огненными из дома бежит. В Агнеше пламя живое трепещет, ведовское. Она знает и видит, то, что другим и вовсе невдомёк. Надо ей помочь колядникам, огнём своим согреть их в эту ночь, ибо зло не дремлет и козни всякие может устроить. А ещё Агнеше путь лежит в дом Богдана, что на отшибе деревни стоит. Мил её сердцу охотник, да только горе в его дом пришло. Разом сморила хворь и батюшку с матушкой, да сестриц малых. Остался Богдан совсем один, и чувствует Агнеша, что беда ещё раз постучится в дом её суженного. Знает это и хочет она помочь добро молодцу, схоронить его от всякой напасти. Пламя души её согреют и осветят стены дома запустевшего, а песнями да заговорами своими, отвадит она несчастья. А по утру, потом смоет и сажу с лица, и лохмотья переоденет, расправит косы червонные свои и пойдёт красавица Агнеша вместе с девицами, подружками своими на гулянье. Будет она в хороводе кружиться, глазами своими янтарными, светлыми стрелять, да на Богдана поглядывать. Судьба им вместе быть, и пусть молодец и не ведает вовсе пока об этом, Агнеша то знает, и улыбается мыслям своим. Впереди ночь Колядная, опасная, но негоже бояться, коль в сердце твоём, пламя живое горит.

Коляда и колядники.

В первую очередь, поговорим о том, что Колядование — это старинный славянский обычай, который подразумевал под собой ритуальные песнопения в определённые праздники. Люди собирались и ходили по домам, исполняя особые песни, которые были призваны принести благодать в этот дом и защитить живущих в нём людей от злых сил и всяких напастей. Людей, исполняющих колядные песнопения, называли — колядниками.

Обычно праздник Коляды знаменовал собой процесс зимнего солнцестояния, которое происходило 22 декабря. Но в народе, обычно праздник отмечали на несколько дней позднее, на ночь с 24 декабря по 25. Дни, предшествующие этому празднику, считались очень опасными, так, как по верованию древних славян именно в эти дни, колесо года размыкалось, и перед рождением и восходом нового солнца, образовывалась трещина и проход между всеми мирами. Этим могли воспользоваться души умерших, бесы и прочие злые создания. Они могли устремиться на землю. В это время было необходимо совершать всякие специальные обряды, гадания и ворожбу, дабы защитить себя и свои семьи, а также домашний скот, так, как злые духи не найдя брешь в человеческой душе могли войти и в тело животного, и наворотить множество бед. Особенно большая опасность грозила беременным женщинам, так, как проникнуть в тело ещё не рождённого ребёнка для духов было проще всего.

Обычно перед Колядой праздновали и другой, не менее важный праздник — Карачун. Это был день, который символизировала окончание предыдущего года, после чего следовал новый цикл солнца, то есть новый год.

День перед празднованием Коляды, называли первым Святочным вечером. Вообще Святочные вечера были отведены специально для гаданий и ворожбы. После первого вечера, люди праздновали Коляду, которая не относилась к Святкам. После праздника, следовало ещё пять вечером, когда гадания продолжались. В итоге, всего Святочных вечеров было ровно шесть, и они символизировали тёмную половину года, когда солнце теряет свою былую силу. Вслед за такими вечерами, приходили святые дни, которые знаменовали светлую половину года, те шесть месяцев, когда силы и энергия солнца были в самом зените.

Самым важным ритуалом во время празднования Коляды — это было зажигание нового огня. Древние славяне гасили в поселении все существующие очаги огня. Это символизировало смерть старого солнца, и его цикла. В этот самый миг, землю окутывал мрак и злые силы как никогда становились сильнее. Необходимо было зажечь новый огонь, для того чтобы изгнать порождения Навьего мира обратно в их измерение. Новый огонь символизировал рождение нового, весеннего солнца, которое начинало набирать силы. В старину и вовсе на вершинах холмов, вокруг поселения разжигали огромные костры, которые должны были кольцом окружить деревню и не позволить тёмным силам проникнуть в неё извне. Существовал также обычай зажигать огромное колесо и поднимать его ввысь. Это было своего рода ритуалом рождения нового солнца. Древние славяне верили, что таким образом они помогают новому светилу подняться на небо. Так для наших предков начинался цикл нового года.

Неотъемлемой частью празднования Коляды являлось ритуальное песнопение — Колядование. Оно сопутствовало всем Святочным вечерам, но наиважнейшую роль играло колядование накануне самого празднования Коляды. Сам обряд проходил следующим образом: люди, которые называли себя колядовщиками, выворачивали свою одежду и шубы наизнанку, таким образом они словно принимали образ выходцев из Навьего мира. Это считалось весьма страшным явлением, так, как духи умерших и прочие существа сумеречного мира являлись для живых людей непонятными, а всё что непонятно, то и страшно. Только вдумайтесь насколько большой смысл вкладывался в выворачивании одежды. В этом, казалось бы, совершенно простом ритуале скрывалось всё таинство жизни и смерти. Одежда выступала в роли человеческой души, которая за порогом смерти, лишаясь телесной оболочки приобретала другую, вывернутую форму. Можно только поражаться, как древние славяне улавливали такие тонкие понятия и передавали их, даже в самых простых вещах. Автор ещё раз поражается и восхищается духовной просвещённостью наших предков.

Колядовщики ходили группой по всему селению и заходили в каждый двор. Они должны были спеть особые, ритуальные песни. В начале они пели о том, словно строили новый мир для человека. Это совершенно неудивительно, так, как с наступлением нового года необходимо было построить мир заново. Колядовщики пели о Древе жизни. На его верхушке гордо восседал орёл и он являлся олицетворением мира богов. В самом низу древа, у самых коней была щука, и она выступала в роли символа Навьего, то есть загробного мира. Для того, чтобы привлечь в свой дом благодать и процветание, хозяин в чьём дворе и пели колядовщики, должен был одарить их дарами. Обычно в роли таких даров выступали разные блюда. Чем богаче были дары, тем больше удачи сулил новый год и «новый мир». После того, как колядовщики получали дары, они пели уже для защиты хозяина дома и его домочадцев, от всяких хворей и злых сил. Если кто-то скупился на дары, то колядовщики могли спеть и песни, которыми они могли привлечь множество бед на голову жадных хозяев. Иные и вовсе боялись, что их двор обойдут стороной, поэтому людей, занимающихся колядованием пытались всячески задобрить и очень уважали.

Вслед за колядованием, следовал не менее важный ритуал, который назывался сжиганием Бадняка. До восхода солнца, люди находили уже высохшее дерево, привязывали к нему множество пёстрых ленточек и кусков ткани. Затем это дерево срубали и не касаясь голыми руками, в рукавицах, или руками обмотанными рубахами относили это дерево к костру. Перед тем, как сжечь дерево, на нём рисовали рот, через который празднующие якобы кормили его и поили. Это можно расценить, как своего рода задабриванием мёртвых. Затем его сжигали, и ровно до тех пор, пока оно не догорало, было принято стучать по дереву. Считалось, что сколько искр вырвется из пламени, сгорающего Бадняка, столько удачи и радости придёт к празднующим людям в семью. Бадняк символизировал связь между миром живых, и миром мёртвых. Это было своего рода мостом, люди выказывали уважение к усопшим, когда «угощали» дерево всякими яствами и напитками. При этом, древние славяне не касались голыми руками Бадняка, это символизировало то, что живые должны оставаться живыми, а мёртвые — мёртвыми. Нельзя было ни в коем случае допускать смещение границ.

Сегодня можно уже говорить о том, что Коляда была для древних славян тем же, что и Новый год для современных людей. Это было начало нового цикла солнца, заметьте только, насколько осведомлены и наблюдательны были наши предки, которые понимали, когда именно начинало свой новый путь солнце. В старину не было ни телескопов, ни прочих атрибутов современности, а люди всё знали, как говорится, не умом, но мудростью жили. Коляда воспринималась славянами, как рождение солнца, а вот Масленница знаменовала собой уже рождение новой жизни. Смотрите сами, Коляда праздновалась в зимнее солнцестояние, когда ночь потихоньку начинала укорачиваться, а солнце и день наоборот набирать силу. Вот вам и рождение нового светила. А Масленница знаменовала оттепель и пробуждение природы. Вы только задумайтесь, мой дорогой читатель, какое глубинное и сакральное понимание было у древних славян. Это по-настоящему заслуживает нашего восхищения.

Часто, когда речь заходит о празднике Коляды, его ассоциируют с христианским Рождеством, что является в корне неверным явлением, так, как праздник Коляды существовал задолго до прихода христианства на земли славянских народов. Дело в том, что само название праздника Коляда имеет языческие корни и является ласкательно — уменьшительной формой, происходящей от слова «коло», что означает круг, колесо. Это слово символизировало солнце, вспомните хотя бы тот же коловрат. Коло — это у нас уже зрелое, спелое солнце в полной своей силе и мощи, а вот коляда — это маленькое, новое солнышко, как новорождённый ребёнок. Именно этим словом и обозначали древние славяне приход нового солнечного цикла, ведь светило в их понимании росло, от чего росла и продолжительность самого дня. Поэтому ничего христианского в этом празднике изначально не было. Просто с приходом христианства, церковь всячески пыталась искоренить старые, языческие верования. Для этого самым удачным оказалось не утверждение новых, совершенно чуждых славянскому народу праздников, а переделка привычных уже языческих ритуалов, под христианские реалии. Таким образом, симбиозные праздники не вызывали в людях отторжения и подсознательно воспринимались очень спокойно. Со временем, если выражаться современным языком славяне «втянулись» и стали забывать о своих прежних верованиях и традициях. Вот так Коляда и колядование вдруг стало Рождеством и христианским песнопением.  Все упростилось ещё и тем, что празднование Коляды у древних славян совпадало с рождением Иисуса Христа. Именно поэтому если сегодня у кого-нибудь спросить, что такое колядки, то вам непременно ответят, что это рождественский ритуал. Память с поколениями угасала, вот и результат. Насколько это плохо, или хорошо решать конечно нужно каждому для себя самому, автор в этом видит просто закономерность — старое всегда сменяется новым.

Наши предки представляли Коляду ребёнком. Пол особенно не выделяли, так, как в целом для новорожденного ребёнка половая принадлежность особо не играет никакой роли. Это просто первозданная стихия жизни. Уже после, набирая силы и взрослея, определяется направление внутренней энергии. У древних славян солнечная энергия всё же трактовалась, как мужская энергия. Кстати, есть один очень немаловажный и интересный факт: на старых новогодних открытках, очень часто художники изображали маленького мальчика, который летел куда-то ввысь. Вот здесь можно проследить дожившее до нас представление о рождении солнца мальчика, который поднимается в небо. Это символ нового года. На самом деле, таких подсказок очень много, просто нужно уметь их видеть и читать.

В старину бытовало верование, двадцать пятого декабря (в старину этот месяц называли Студень), рождался Коляда, красивый, солнечный мальчик, которого захватывала ведунья зима, и обращала его в волка. Отсюда следует и название холоднейшего из зимних месяцев, февраля — Лютый. Наши предки верили, что лишь после того, как Коляде удастся снять с себя волчью шкуру, и после того как она сгорит в огне, явится Колядушка людям в полном блеске своём и силе. Так же верили, что во время Святок, солнце, одетое в пёстрый сарафан, да с кокошником на голове, в разрисованной вознице с вороным скакуном, уезжало навстречу весне и лету. Конечно, это немного странно, если учесть, что солнце представляли в виде мальчика, а тут вам и кокошник, и сарафан. Возможно допускалась двойственная природа солнечной энергии: женская и мужская. Такое убеждение выглядит весьма правдоподобным, хотя автор не может и это утверждать, так, как опять отсутствуют всякого рода исторические аргументы.

Во время празднования Коляды, было принято приносить в жертву козу. Вообще с этим животным у древних славян отдельное, особое отношение. Колядующих сопровождала коза, но это было не животное, а его тотемное изображение, в виде переодетого в козью шкуру юноши. Этот юноша должен был быть настоящим заводилой, петь песни, больше всех веселиться и танцевать. Считалось, что именно присутствие козы на дворе могло отпугнуть злые силы, и души умерших. Согласитесь, весьма странно и необычно, ведь в целом мире именно коза и козёл считались животными самого дьявола. Их приносили в жертву, совершая тёмно магические ритуалы. Изображения этих животных и вовсе нагоняли на всех страх. А у нас козы наоборот, имели самое позитивное значение, и могли принести в дом урожайность и достаток.

Сам обряд колядования проходил с большим шумом, все веселились и радовались. Было принято петь, танцевать, одним словом, делать всё, чтобы достойнее отметить столь яркий день. Дарили подарки, не скупясь и не зажимаясь. Всё самое лучшее было принято отдавать колядникам, а уж они после всё собранное съестное добро отправляли на общий стол. А там уже и водочка шла в обиход, чарки наполнялись до краёв, но это не значило, что празднование перетекало в безумную вакханалию. Нет, пили ровно столько, сколько было нужно чтобы как следует согреться в эту холодную, зимнюю ночь. Затем начинали играть на разных музыкальных инструментах. Любили участники пиршества так же играть в разные игры. Наиболее любимой игрой, которая сумела сохраниться до нашего времени является так называемая «Женитьба Терёшки». Главным условие этой игры было то, что в неё нужно было играть только ночью. Всё действо происходило в самом большом и самом богато убранном доме. Суть игры заключалась в том, что названые родители несколько дней подряд выбирали жениха и невесту, которых потом и сватали, и женили. Все ритуалы и обряды проводили как настоящие. Все играющие и участники игры должны были уметь хорошо петь и танцевать. Приготовления к такой игре начинались ещё осенью. Вот вам и древний театр. Умели-таки развлекаться наши предки.

Христианское Колядование.

Мы столько говорили о языческом обряде колядования, столько пытались отнекиваться от христианских обычаев, что пришло время поговорить именно о последнем. Христианское колядование происходит накануне Рождества. Те, кто исполняет колядные песнопения, обычно собирается под окнами каждого дома. При этом песни оповещают всех о рождении Иисуса Христа, и призывают всех разделить эту радость со всеми. Удаляясь от дома, колядовщики желают жителям дома здоровья и процветания. В христианской традиции так же принято дарить таким людям подарки и подношения в виде еды.

В России по сей день существует два обряда колядования. Первое — это Васильевская коляда. Её ещё называют богатой колядой. Канун перед Новым годом, в России называют Васильевым вечером. В этот день принято провожать старый год богато накрытым столом и весельем. Отсюда и название — богатое колядование. Второе колядование — это Крещенское. Его так же принято называть постным, и он отмечается перед праздником Богоявления.

Издавна было принято отмечать приход Рождества всякими добрыми деяниями. Так, например, в старину, цари и господа всякие, избавляли обычный народ от обязанности платить налоги. Было принято так же помилование заключённых. Кстати эта традиция сохранилась и по сей день. Духовники проповедовали прихожанам, что подобный праздник нужно ознаменовать пожертвованиями. Это касалось не только церкви, но и всех тех, кто нуждался в помощи — вдовы, сироты, пожилые и больные люди. Дни, которые были посвящены столь добрым деяниям начали называть Святками, от слова «святость», «святой». Так, что тут можно поспорить насколько языческим является это название, но автор сознательно этого делать не будет, иначе не избежать всяких пересудов на этот счёт.

Святки праздновать начинали с двадцать пятого декабря. До сих пор традицией является утреннее славление. Оно заключается в хождении вместе с вертепом, виршами, звездой и рацеями. Давайте поясним дорогому читателю что всё это такое. Итак, вертеп — это своеобразный ящик, в который устанавливаются свечи. С этим ящиком колядовщики ходили от дома к дому, пели рождественские песни и получали дары. Если получали в дар еду, то для этого существовал особый человек, который носил с собой так называемый кузов. Именно туда и складывались все съестные подношения. А если же колядовщики получали деньги, то для этого тоже был специальный человек, который собирал денежные пожертвования в тарелку. Кстати, вертеп в каждой местности украшали и расписывали по-разному. Вот, например, в Сибири это был ящик, состоящий из двух ярусов. На первом была изображена смерть царя Ирода, а вот второй ярус служил местом для изображения плясок Иродиадины.

Традицией было так же хождение со звездой. Эту звезду обычно вырезали из бумаги, красили в разные цвета, и затем закрепляли на конце длинной палки, таким образом, что между двумя слоями бумаги ставилась зажжённая звезда. Дети выходили с такими изделиями на улицы, и в предрассветной темноте создавалось ощущения того, что звёзды просто «плыли».

Вирши представляли собой особые стихи, с духовным смыслом. Они произносились в тот момент, когда колядовщики приближались к новому дому. Это было своего рода приветствия для хозяина дома и прочих его обитателей. А вот рацея — это своего рода шуточная песня, которая призывала хозяина дома спуститься в подполье и достать оттуда для пришедших самые лучшие дары.

Подобные хождения и славления начинались около полудня. В этом процессе принимали участие все сословия: и цари, и князья, и бедняки. В наглядный пример можно привести участие самого Петра I, в подобном мероприятии. Это случилось далёком 1702 году. Описывается, что перед тем, как царь выходил из своих саней и входил в дом, сначала на крыльцо поднималось два человека. Они били в барабаны, чем и знаменовали приход великого правителя. Затем все входили в дом, где царь вместе со своими господами исполнял духовные стихири. В ответ на это Петра I получал от хозяина дома деньги и прочие подарки.

Вот такие вот нынче праздники у нас дорогие мои читатели. Автор ещё раз склоняется к той версии, что всё новое — это хорошо забытое старое. Ведь если вдуматься всё так и есть. Мы по сути празднуем одни и те же праздники, просто называем их каждый раз по-разному, вот вам пример с Колядой и Рождеством. Подсознательно мы всё же стремимся к первоистокам. Неважно что вы отмечаете сегодня, кому поклоняетесь. Никто не в праве осуждать вас, мы дети своей эпохи. Главным всегда оставалась искренняя вера, идущая из самого сердца. Истина у всех одна, просто говорим мы о ней по-разному. Будьте в здравии души и ума, благоденствуйте дорогие мои.

slavyanskieoberegi.ru

Славянский праздник - Коляда, обряды и традиции: как славяне отмечали рождение нового Солнца

Доброго времени суток, друзья. Мы продолжаем тему зимних славянских праздников. На очереди еще один — ключевой, можно сказать — Коляда. Праздник, имя которого прошло через века и сохранилось по сей день.

Вы все, наверное, хоть краем уха, но что-то слышали про день Коляды. Но слышать одно, а знать — совсем другое. Давайте отмотаем пленку на много-много лет назад, и узнаем, что и как.

Коляда, что это за праздник

День Коляды — это очень древний праздник. Древний и крайне важный. У наших предков было 4 фундаментальных праздника. Все они связаны с яркими астрономическими явлениями — солнцестояниями и равноденствиями, это еще раз подчеркивает глубокую связь людей древности с природой.

Коляда связан с зимним солнцестоянием. Этот день, по сути своей, приветствие Нового Солнца, которое родилось после зимнего солнцеворота. В день Коляды люди радуются, что Свет вновь победил Тьму, что день начал прибывать (становиться дольше), а солнце повернулось на весну. В народе говорят: «день на воробьиный скок прибавился» или «на заячью лапку длиннее стал».

Но, это не только праздник. Коляда — это имя одного из древнеславянских богов. Это тоже надо помнить и учитывать.

Кто такой Коляда

Раз уж речь зашла о древнеславянской мифологии, давайте разбираться.

  • Коляда — солнечный бог. Бог мира, дружбы и пиршеств, повелитель перемен в жизни людей.

  • Он пришел в этот мир в 7-ом тысячелетии до нашей эры, чтобы спасти человечество от духовного вырождения.

  • Подарил людям первый календарь (календарь — Коляды Дар) и свои мудрые наставления.

Изображали Коляду по-разному:

  • иногда в образе младенца (символично — солнце-младенец);

  • а иногда в образе взрослого юноши/мужчины, часто с мечом в руке. Клинок этого меча опущен вниз, что символизирует мудрость и ее сохранение. Коляда — мирный бог.

Коляду наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» — «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.

У этого бога много имен: сербских, латинских, славянских, персидских и прочих - Каледа, Колодий, Calenda, Калёнда, Кадм. А этимология имени различна. Ученые всегда много споили на этот счет:

  • от слова «колед» (вокруг идущий),

  • или «коледа» (круговые яства),

  • возможно, от слова «коло» (колесо),

  • также зажженный пень - «колода»,

  • от латинского «calendae» в значении «первый день месяца».

Когда отмечают Коляду

Так как праздник тесно связан с плавающим астрономическим явлением, то он не имеет четкой даты. Скорее некую формулу, по которой его вычисляют. Но все это относительно. Давайте разберемся с датами.

Начнем с солнцестояния и преддверия Коляды — Карачуна. Эти два дня тесно связаны друг с другом. Один — логическое продолжение другого (и я настоятельно советую прочесть статью про День Карачуна). По сути своей, Карачун — начало Коляды, и плюс ко всему — зимнее солнцестояние, от него отсчет и идет.

Смотрим дату солнцестояния (в 2019 году — это 22-е декабря). От него отсчитываем несколько дней:

  • до полнолуния (если оно рядом, через пару тройку дней, то Коляда придется именно на этот день и будет называться «Сильной Колядой»;

  • до любого удобного дня (тут важно помнить, что Коляда имеет свою праздничную неделю, до и после самого события, и вот по этой святой неделе, его можно аккуратно сдвигать, на удобное время (без фанатизма, конечно).

Но это в идеале, я даже не уверена, что сейчас пользуются этой формулой. В наши дни праздник вычисляют проще — три дня после Карачуна. То есть (для 2019 года) 22+3=25.

Интересное по теме: Кельтские праздники Колеса года: дни силы у людей древности и последователей викки.

Ко всему прочему, есть даже четкая дата: в ночь с 24 на 25 декабря. По сути, это Христианское Рождество. Скорее всего, из-за такого совпадения дат, часть обычаев и обрядов сохранилась и по сей день — один праздник «накрыл другой» и «законсервировал его», правда, частично.

В любом случае, важно одно: даты с 21-е по 25-е декабря — овеяны магической силой. Это даты разрыва Колеса Года, это время, когда формируется новая Явь, новый мир, если хотите. По сему, и отношение к ним особое.

Как уже выше упоминалось, Коляда — это праздник имеющий свои святые недели — Святки. Примечательно то, что сам праздник не являлся святочным, в отличии от дня до него и дней после.

Кстати, о Святках. Помимо Зимних, есть еще и Летние. Так называемая Русальная неделя. Подробнее тут.

Главным атрибутом празднования Коляды являлся огонь и его зажжение. Похожие обряды мы можем увидеть у многих народов (у тех же германцев, например). Это символизирует возрождение солнца и то, начало нового солнечного цикла.

Также, неотъемлемая часть славянского праздника Коляды — обряд колядования. Я не буду ничего о нем писать в этой статье, дабы не перегружать ее. Но вы можете прочитать о колядовании в соответствующей статье блога.

Обряды на Коляду

Но, помимо колядования было еще несколько традиционных славянских обрядов.

  1. Обход дворов с «солнышком»;
  2. Пение обрядовых песен «колядок»;
  3. «Кормление мороза» (забавный обычай, который по сути своей является откупом). В ходе этого обычая старший в семье выглядывал в окно, звал Мороз и предлагал ему какую-нибудь вкусняшку (чаще всего ложку киселя или кутьи). А потом перечислял злаки, которые в новом году мороз не должен был «побить»;
  4. Гоняли «балду» - толстый обрубок бревна. Его поджигали и против движения солнца гоняли вокруг деревни. Если удавалось прокатить балду вокруг деревни и вернуть обратно в костер так, чтобы огонь не погас, то деревню в новом году ждало благополучие. Иногда, чтобы бревно точно не погасло, его умасливали или «кормили маслом»: в первом случае просто поливали маслом, а во втором, в бревне выдалбливали отверстие, в которое забивали паклю, пропитанную воском и маслом.
  5. Настоянной на углях ночного костра водой поили детей, домашнюю живность и всячески употребляли в быту.
  6. Считалось, что на второй день праздника нельзя пировать дома. Поэтому все ходили друг к другу в гости.
  7. Устраивали прыжки через костер - «Огненные чистилища». Прыгали как по одному, так и парами. Примечателен обычай так называемого «Огненного заклята» - клятвы на огне. Для закрепления этой клятвы нужно было взяться за руки, и перепрыгнуть костер не разжимая рук.
  8. Еще один интересный обычай на Коляду — преломление хлеба. «С кем хлеб преломил, — то тебе и брат».

В общем и целом, Коляда веселый, коллективный праздник. Да, славянские обычаи и традиции почти канули в Лету, но Коляда все еще остался с нами.

На этой ноте я попрощаюсь с вами, друзья. Еще увидимся =)

pearative.ru

Обряд колядования

Колядованием называют приуроченный к святкам ритуал посещения соседей, для выполнения которого собирались все желающие, нередко облачаясь в зверей, чертей и др. С песнями, плясками, розыгрышами и особыми «благожелательными» приговорами они обходили дом за домом в своем поселке или деревне, за что получали ритуальное угощение. Существует масса обрядов колядования, а некоторых из них – в этой статье.

Колядование на Рождество

Наиболее распространенное у славян святочное колядование, которое длилось первые три дня Рождества и вплоть до самого «Старого Нового года» по новому стилю. Суть таких колядок в том, чтобы возвестить всех людей о рождении спасителя и порадоваться вместе со всеми. С приходом темноты ряженые стучались в окна и двери каждого дома, пели колядовальные песни, сеяли на пол зерно, семечки и другую крупу с пожеланиями хозяевам хорошего урожая, здоровья детям и всех благ. За это они получали угощение, которое складывали в специальный мешок. Все это действо сопровождалось звоном, шумом, грохотом. Нередко святочные развлечения были насыщены сексуальным подтекстом и сопровождались соответствующей жестикуляцией и ненормативной лексикой, что в обычное время не приветствовалось.

Сегодня колядование на Рождество уже утратило такое значение и по домам ходят чаще всего дети, нередко предлагая хозяевам отведать кутью. Кутья – это каша, чаще всего рисовая с добавлением сахара или меда, сухофруктов. Хотя изначально такое угощение носили своим родственникам, а в последнюю очередь – крестным за то, что взяли на себя заботу молиться о ребенке.

Другие обряды колядования на Руси

В день зимнего солнцестояния – 22 декабря чествовали Бога торжества и мира – Коляду, которого молодежь призывала веселыми песнями, смехом и плясками. Группы славельщиков обходили дома крестьян, неся на палке восьмиконечную звезду, выполненную из серебристой бумаги. Нередко внутри нее проделывали отверстие и помещали туда свечу. По традиции колядования в составе группы присутствовал «мехоноша», который нес мешок для сбора даров.

Однако, колядовать было принято не только на святки. Очень близким обрядом к колядованию на Руси был волочебный обряд на Пасху. Точно так же было принято ходить по домам с крашеными яйцами и сладостями, угощать друга и славить воскресшего Христа. Обряд сохранился и сегодня, который заключается в том, чтобы обменяться яйцами, а можно и ударить одно о другое со словами: «Христос Воскрес!», на что одариваемый должен ответить: «Воистину Воскрес!»

Статьи по теме:

В этой статье речь пойдет о различных обрядах, связанных с веником. Вы узнаете о способах привлечения при помощи веника в свою жизнь материального достатка, успеха и любимого человека.

Как приворожить парня без последствия?

Чтобы повысить свои шансы на завоевание понравившегося мужчины, можно заручиться магической поддержкой. В этой статье вы сможете найти информацию, которая касается результативных приворотов парня без последствий.

Люди издавна использовали магию, чтобы улучшить качество своей жизни, так большой популярностью пользуются обряды на деньги. В этой статье вы сможете найти информацию, которая касается эффективных ритуалов.

Обряды для привлечения денег и удачи

Иногда люди сталкиваются с финансовыми проблемами, с которыми долгое время не получается справиться, и в такой ситуации можно попросить помощи у магии. В этой статье вы сможете найти описание обрядов для привлечения денег.

womanadvice.ru

Святки 2020

Дата публикации 6 января 201416 февраля 2019 от Porgi :-)

История и традиции Святок и колядок. Святочные гадания. Святочные игрища. Когда Святки в 2020 году?

Святки

Чем дальше в будущее входим. Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим.

В настоящее время народные традиции привлекают всё большее внимание, поскольку многим людям хочется знать о происхождении русских обрядов. Святки на Руси: история и традиции

На Руси существует много народных традиций, обычаев и праздников. Сохранить обычаи, предания, приметы праздника очень важно.

Народные обряды и обычаи – это источник знаний о том, как в древности люди воспринимали мир. Умели русские люди работать, умели, и отдыхать, следуя принципу: «Делу время, потехе час». Крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни.

Самыми светлыми, христианскими праздниками считаются: Крещение, Рождество, Масленица и Святки. Святки длятся с 6 по 18 января 2020г.

Праздник Святки самый длинный Он веселый и старинный. Наши предки пели, ели Веселились две недели. От Рождества до Крещения Приготовив угощение. Пели разные колядки.

По дворам ходили в Святки.

По традиции в Святки принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки. Также в эти дни было принято вспоминать о бедных, больных, посещать детские дома, приюты, больницы и тюрьмы. В древние времена даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. Святочным торжеством была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд. Основным блюдом была кутья. Также готовили особые святочные угощения: сбивень, ореховое печенье, блины, кисель.

Особой традицией Святок на Руси являлось Колядование или Славление.

Несмотря на то, что Святки – праздник христианский, к нему примешалось немало языческих обрядов. Один из таких обрядов – гадание.

Колядки. Ряженые.

Хождение ряжеными – отличительная черта всего праздника Святок. Обычай этот никак нельзя считать случайной деталью народного быта, поскольку и сам обряд был повсеместен. Распространялся он на всех, исключая скоморохов.

Едва приходил первый святочный день, на улицах появлялись первые ряженые – ребятишки, а вечерами – взрослые.

Наряжались по мере возможностей собственной фантазии, используя самые разнообразные средства. Выворачивали наизнанку шубу или меховой жилет. Лицо мазали сажей. Волосы делали из кудели. Зубы и рога вырезали их репы, превращая ряженого в жуткого дьявола. Наряжались также покойниками, цыганами, солдатами, ведьмами.

Маска-личина – обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Личины делались самые разные, в основном, из бересты. На куске березовой коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта. Пришивали берестяной нос, приделывали бороду изо льна, брови, усы. Щеки румянили свеклой. Наиболее выразительные личины часто хранились до следующих Святок.

Каждый ряженый – актер, а там, где есть актер, должен быть и зритель.

Собравшись в назначенное время, группа ряженых (колядующих) выбирала звездаря (несущего звезду), мехоношу (несущего мешок), звонаря (несущего колокольчик).

Хождение со звездой было общепринятым на Руси. Звезда должна быть восьмиконечной. Делалась она из бумаги величиной с аршин, раскрашивалась красками и освещалась свечами. Звезда крепилась к шесту. Нес звезду мальчик–звездарь, поворачивая звезду в разные стороны.

Один из ряженых нес мешок, в который складывали угощения (сладости). Назывался этот ряженый – мехоноша.

В группе у ряженых был звонарь. Он звонил в колокольчики, возвещая о приходе колядующих.

Колядующие заходили в избы, где горела свеча. Горевшая свеча обозначала, что в этой избе ждут колядующих. Ряженые заходили в дома, начинали плясать и петь колядки.

Что такое колядки?

Колядки – общехристианские песни. Колядовать – петь под окнами накануне Рождества. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, оттого и пошли колядки. В колядках поют часто про рождество Христа, желая здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому.

Коляда! Коляда Накануне Рождества Блин да Лепешка На красном окошке Тятенька добренький

Подай кусочек сдобненький!

Пришла Коляда Накануне Рождества Дайте коровку Масляну головку. А дай Бог тому

Кто в этом дому.

Кто подаст пирога Тому двор живота Еще мелкой скотинки Кто не даст лепешки

Завалим окошки.

Хозяева благодарили колядующих (угощениями): пирогами, пряниками – «козульками» сделанными в виде животных. Угощения складывали в мешок Мехоноше.

Колядующие отвечали: «Спасибо за угощение! Счастья вам! Хлеб да соль! Да совет на долгий век! Спасибо этому дому. Пойдем к другому!».

Обойдя дома, колядующие садились в круг, и съедали угощения

Святочные игрища

Особенными были святочные посиделки. Каждый участник приносил с собой в узелке несколько смен новой верхней одежды – рубах, сарафанов, платков. При каждой новой игре переодевались в новую одежду. Обычай переодевания сохранился до наших дней. Правда, перенесен был на Новый год. Игрой считалось загадывание загадок. Нет посиделок без хоровода. Одной из любимейших была игра в «молчанку». По команде: раз, два, три – все парни и девушки должны были хранить молчание. За смешок, улыбку, ухмылку полагалось наказание: съесть пригоршню угля или облить себя водой с головы до ног.

Святочные гадания

Много гадали во второй половине Святок, в «страшные вечера».

Трудно жилось всегда и всем, неслучайно еще древний мудрец изрек: «Жизнь дана вам не на радость». Люди с нетерпением ждали святочные гадания, желая узнать будущее. Святочные гадания сопровождались иногда пением, а иногда таинственным молчанием.

Гадание особенно увлекало детей и подростков. Трудно даже перечислить все виды гадания. Молодые девушки гадали чаще всего на женихов, люди постарше на погоду, здоровье свое и близких, на будущий урожай.

Как праздновать колядки в 2020 году?

«Пришла коляда, отворяй ворота» – именно такими словами встречали в стародавние времена Зимние святки, время колядок.

Из некоторых источников в интернете можно сделать вывод, что колядки – это какой-то отдельный день. Такое рассуждение не правильное и не соответствует истинно народным традициям. Колядовать начинали с Нового года и продолжали до старого.

Если брать языческие древнеславянские праздники, то там Коляда имеет несколько другое значение. Остановим свое внимание на более современных колядках, как на еще одном замечательном способе развлечений.

Суть колядок заключается в следующем, ряженые люди ходят по домам поздравляют с Новым Годом, или Рождеством, поют благодарственные песни хозяевам, веселятся, а за это получают в награду угощение.

Раньше на Руси колядовать ходили в основном молодые парни и девчата. После этого устраивали веселые посиделки с плясками и играми в какой-нибудь «откупленной» избе и угощались тем, что им надарили. В наши дни тоже можно вполне походить с колядками по друзьям и родственникам, не ради пищи, конечно, а для веселья.

Для этого нужно подготовить костюмы. Это могут быть скоморохи в ярких рубахах, шароварах, шапках с бубенцами. Медведь. Достаточно шубы большого размера и маски, Костюм козы. Она часто встречается в описаниях древних колядок. Остальное на ваше усмотрение. Баба Яга, Кощей, Леший – кто угодно, пойдут для создания веселой компании. Учитывайте только, что в доме могут быть маленькие дети, постарайтесь не пугать их своим внешним видом.

Для того, чтобы в доме был достаток и всего хватало, было принято посыпать пол зерном. Если Вы полагаете, что Вас не погонят за это вон, запаситесь некоторым количеством зерна. Приговорку можно взять такую: «Сею, сею посеваю, с Новым годом (или Рождеством всех) поздравляю!».

За угощение, не только песни и пляски дарили, но и показывали небольшие спектакли. Роли исполняли участники колядок. Поищите специальную литературу и подготовьте свои представления.

Во время рождественских праздников колядовали с шестом, венцом которого была большая звезда. Песни пелись как во славу Христа, так и во славу добрых хозяев.

Выучите несколько колядок наизусть. Слова можно говорить как хором, так и по одному. В интернете можно найти и песни, которые исполнялись колядующими. Пелись они в основном акапельно. Попробуйте, может и у вас это получится.

А чтобы колядки прошли интереснее, можно использовать короткие сценки для коляды.

porgi.ru


Смотрите также