Авторизация

Спас история праздника


Яблочный спас: история праздника и традиции

Автор: Владимир Мананников

Каждый год 19 августа народ отмечает Яблочный спас. Это яркое летнее торжество, разбавляющее весельем суровый Успенский пост, проходит в несколько этапов.

В празднике сплелись церковные традиции и языческие верования, о которых мы расскажем ниже.

В древние времена существовали не только Ореховый, Медовый и Яблочный, но и другие Спасы, посвященные продуктам – грибам, ягодам, хлебу.

До наших дней сохранилось лишь трио главных августовских торжеств, возможно потому, что все они нашли свой церковный эквивалент.

Так, Яблочный спас совпадает с православным праздником Преображения Господня. В этот день люди традиционно несут в церковь садовые фрукты и овощи (а не только яблоки), чтобы их освятить.

Обычаи и приметы Яблочного спаса

Историки полагают, что имя древнему празднику дал языческий бог Спас (в других источниках – Вакха), которому трудолюбивые земледельцы посвящали свой обильный урожай (в основном, виноград, а там, где он не рос – яблоки).

До значимой даты плоды считались зелеными и незрелыми, поэтому употреблять их в пищу не рекомендовалось. Зато после 19 числа кушать яблочки можно было в любых количествах.

Люди верили, что съеденный в этот день фрукт наделит их здоровьем, долголетием и недюжинной красотой.

В IV веке торжество включили в христианский календарь, связав его название с фигурой Христа Спасителя и Преображением Господнем.

Праздник также именуют Спасом на горе, Вторым спасом или Днем первых плодов. Из августовской тройки он считается самым важным и значительным.

Описание праздника Яблочный спас

Современная суть праздника будет понятна из библейской истории о Преображении господнем. Перед самой смертью Иисус обратился к ученикам своим, поведав о грядущих страданиях во благо человечества.

На горе Фавор он собрал апостолов и во время молитвы преобразился перед ними. И увидели они, что одежды Христа в мгновение побелели, а лицо засияло.

До смены календаря на григорианский праздник отмечался 6 августа. В этот день в храмах проводится Божественная литургия, поется канон, а в финале освящаются яблоки и прочие плоды, собственноручно выращенные и принесенные прихожанами.

В Яблочный спас принято поминать всех, кто умер, а также относить освещенные плоды на могилки детей.

Считалось, что если родители до самого праздника не будут есть «дары лета», то их почивших малышей на небе ждут гостинцы от Девы Марии, в том числе золотые райские яблочки.

Яблочный спас: как отмечать и соблюдать традиции

Народ старался не лакомиться фруктами и овощами вплоть до Яблочного спаса (разрешены были только огурцы и ягоды).

Зато начиная с этой священной даты можно было «разговеться яблочком» и попотчевать организм другими свежими витаминами. Плоды по словам верующих обладали истинной магией и способствовали исполнению желаний.

Праздник также называли «Первые осенины» или «Встреча осени». Торжество напрямую связано с проводами лета: считалось, что с 19 августа начинает холодать, и солнечный сезон уступает свои права осеннему ненастью.

Поэтому в этот светлый день пеклись пироги с ароматной начинкой, варились яблочные джемы и варенья, в полях устраивались веселые хороводы и пелись песни.

Приготовленной выпечкой и иными лакомствами было принято угощать прохожих, в особенности, нищих.

Была примета: чем больше в этот день благ отдашь бездомным и беднякам, тем лучше позаботится Господь о твоей почившей родне. Хозяева садов обязательно выставляли на дорогах тележки с фруктовыми угощениями.

Если вы еще раздумываете, как отметить и что приготовить на Яблочный спас, отдайте предпочтение самому популярному народному десерту – печеным яблокам с медом (можно с добавлением корицы).

Среди других ароматных лакомств – штрудели, блинчики, сытные каши, пирожки, сладкие компоты из фруктов и кисели («грушовники»).

Медовый Спас: история праздника

Происхождение праздника уходит глубоко корнями в древность и имеет необычную и интересную историю. С датой, 14 августа, связанно большое количество событий, о которых стоит помнить в первый Спас.

Народные истоки Медового Спаса

На Руси, Медовый Спас, отмечали еще до принятия христианства. Славяне, в этот день, начинали сбор меда и мака и делали различные обереги из трав, которые по традиции собирали женщины. Первый собранный мед приносили в жертву духам и ушедшим родителям., после чего над ним проводили молебен и только после этого угощались. У языческих богов люди просили хорошего урожая и, чтобы собранных запасов хватило на зиму.

Было принято угощать соседей и близких лакомствами из меда и мака. А вечером после тяжелого рабочего дня, устраивались гуляния, с хороводами и песнями. Особенно веселилась молодежь, в этот день сватали незамужних девушек и подбирали невест.

Проводили молебен на воду, в открытые водоемы загоняли лошадей и домашний скот, считалось, что так они будут здоровее. Часть этих традиций сохранилась и после распространения православия и дошло до наших дней.

Сильный ливень или ненастье в первый Спас считалось благодатным, ведь испортившиеся погода могла отпугнуть всю нечисть и отчистить улицы и дома от всего неблагоприятного и злого.

Медовый Спас в Христианстве

Церковь в этот день отмечает праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Праздник установился в Константинополе в IX веке

По старому стилю праздник выпадал на 1 августа, начало самого жаркого и знойного месяца, который часто приносил эпидемии и болезни. Чтобы защитить людей церковь с помощью части Животворящего Креста освящала колодцы и источники. После этого обряда болезнь отступала, а болеющие могли исцелиться освященной водой.

Каждый год в этот день часть Креста приносилась в храм Святой Софии в Константинополе, где каждый мог приложиться к реликвии и освятить воду, которая после этого становилось целебной.

Люди освятившие воду в церкви, спокойно и благоприятно переживали конец лета.

В русском Православии этот праздник совпадает с началом Успенского поста. А из неправильного толкования греческого языка, в Православии, праздник соединился с днем Крещения Руси, 1 августа 988 года. Слово «происхождение» в название церковной даты должно переводиться как — «изношение», ведь в Константинополе, часть Животворящего Креста, была доступна людям в течение двух недель, а 14 августа по старому стилю, возвращалась в домовую церковь императоров.

Медовый Спас в православной традиции

В Православном христианстве первый Спас, 14 августа, совпадает с днем памяти семи мучеников Макковеев.

Семь учеников Елизара, девяностолетнего старца, который принял мученическую смерть ради веры, пошли по его стопам и явились на суд к царю. Братья объявили, что не откажутся от истинного Бога и не будут приносить жертвы языческим покровителям. Каждый из них достойно принял смерть, перед этим испытав страшные муки и истязание от рук идолопоклонников.

Подвиг Святых укрепил веру в народе и воодушевил людей на восстание против неверного царя. Именно поэтому Медовый спас также имеет другое название — Макавей.

Каждый религиозный праздник несет в себе глубокий смысл и связан с важными религиозными событием. Отмечая церковные даты, важно обратиться к истории и понять от куда берет начало христианский или народный праздник. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...

Пост — особое время для истинно верующих людей. В это время человек стремится быть ближе к Богу и избавляется ...

Успенский пост начинается с Медового Спаса. Чудесное торжество вместило в себя как христианские, так и ...

Всего в православном христианстве есть три праздника Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Медовый является самым ...

История праздника Яблочный Спас (Преображение Господне)

Яблочный спас — популярное в народе название важного церковного праздника, именуемого Преображением Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Известно, что Преображение Господне входит в список 12 наиболее значимых православных праздников. Великий день христиане отмечают ежегодно 19 августа. Он приходится на самый короткий, но очень строгий пост, продолжающийся до дня Успения Божией матери. Яблочный спас моложе других важных церковных дат, но его история не менее загадочна и интересна.

Любимые августовские праздники — три Спаса

Всего в церковном календаре три Спаса. Первый, именуемый Спасом на воде, приходится на 14 августа. В этот день верующие спасались от эпидемий и инфекций, усиленных летней жарой, с помощью святой воды, выносимой из церкви. Другое известное название — Медовый Спас, праздник получил по той причине, что с этого дня было дозволено есть мед.

Самым главным из трех считается Второй Спас — Яблочный или Праздник первых плодов. После него разрешается употреблять в пищу яблоки и другие фрукты. Особенно строго в древние времена относились к запрету родители, потерявшие детей. Считалось, что если отказываться от лакомства плодами, то на том свете умерших деток угощают гостинцами и золотыми яблочками. Верующие люди утверждают, что яблоки в этот день обладают особой волшебной силой, и лакомство ими помогает осуществлять загаданные желания.

Третий Спас в народе называют Ореховым, в церковном календаре он значится 29 августа. Обычно к этому сроку орехи становятся зрелыми и пригодными в пищу. Также православные зовут его Спасом на полотне, в знак того, что лик Иисуса отпечатался на куске ткани. В этот день коробейники традиционно устраивали распродажу холстов и полотен.

Корни и история Яблочного Спаса

Историки утверждают, что Второй спас пришел на смену дохристианскому празднику сбора яблок. В старинные времена плоды до этого дня считались незрелыми и несъедобными. Лишь после освящения у алтаря сочные фрукты разрешалось употреблять в пищу без ограничений. Язычники верили, что яблоки в этот день наделены особой силой — они несут здоровье, красоту, силу и счастье.

Преображение Господне в православной церкви называют еще Спасом на горе. Верующие знают, что 19 августа — ровно за 40 дней до распятия Христа, Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им свое предназначение.

В этот миг будущий Спаситель узнал, что ему суждено во имя людей умереть мученической смертью на кресте, а потом воскреснуть. Христос строго-настрого запретил своим ученикам рассказывать об этом чудесном событии. Вернувшись к людям, сын Господа Бога велел собирать яблоки, чтобы Отец мог освятить их. Отмечать Яблочный спас начали в 4 веке, после того, как на горе Фавор был открыт храм, увековечивший Преображение Господне.

Традиции Праздника первых плодов

Празднование Преображения Господнего начинается с утренней церковной службы. Во время богослужения крест выносят в центр храма. В первую очередь совершается обряд поклонения, а затем — Крестный ход и освящение плодов. Во время литургии поют канон о Великом Преображении. Прихожане обязательно одеваются в белоснежные одеяния, белый — главный цвет чудесного праздника.

Традиционно в этот день верующие несли в церковь корзины с виноградом, яблоками, грушами, сливами и другими плодами и ягодами, созревшими в саду. Урожай следовало собирать рано утром, чтобы на румяной кожице сохранились капельки росы. Хозяйки пекли на праздник постные пироги и блины с фруктовыми начинками, преимущественно с яблочной. 19 августа разрешалось не только есть яблоки, но и начинать их заготавливать: варить варенье, джемы, сушить.

Самый главный обычай Второго Спаса — угощение малоимущих и голодных людей яблоками. Верующие никогда не скупились в этот день и охотно делились собранным урожаем с теми, кто нуждался в помощи. Также освященные плоды обязательно несли на кладбище, причем угощения оставляли не только на могилах своих родных, но и на холмиках, оставшихся без присмотра.

Яблочный Спас всегда символизировал начало осени, в народе его именовали Осенинами. До этой даты нужно было успеть убрать урожай пшеницы и заготовить лекарственные травы. Согласно приметам, ясный день в Преображение Господне предвещает суровую зиму, дождь — к мокрой осени, а сухая погода — к засушливой осени.

Яблочный Спас: суть и история праздника

Яблочный Спас — народный праздник, приуроченный к православному торжеству Преображения Господня. Этот день является одним из значимых церковных праздников и приходится на строгий Успенский пост.

Яблочный Спас каждый год празднуется 19 августа. В этот день православные христиане отправляются в церковь, чтобы освятить яблоки и другие плоды нового урожая, в том числе и хлебные колосья, которые становятся сильным домашним оберегом.

История праздника

Языческий праздник перешел в христианскую религию, и традиции наших предков тесно переплелись с церковными канонами и обычаями. Освященные в этот день яблоки, по поверьям, обладали исключительной силой, способной возвратить красоту, здоровье и счастье каждому человеку.

Церковный праздник Преображения Господня называют Спасом на горе. Именно в этот день, ровно за 40 дней до распятия, Иисус с учениками поднялся на гору Фавор. Иисус начал молиться, и его лицо осветилось неземным светом, а одежды преобразились в белоснежные. Так Иисус преобразился перед своими учениками, открыв им свое истинное предназначение.

Возвратившись к людям, Иисус запретил рассказывать своим последователям о произошедшем чуде и повелел начинать сбор яблок, которые необходимо было освятить пред лицом Господа.

Традиции дня

Начинается Яблочный Спас с утренней службы в церкви. Во время службы священники выносят в центр храма крест, чтобы все желающие смогли поклониться и отдать дань уважения Господу. Затем совершается крестный ход и освящение плодов нового урожая. Прихожане на службу облачаются в белые одежды — символ преображения и начала нового этапа жизненного пути.

В день праздника все хозяйки пекут сладкие угощения с использованием яблок, которые после службы ставились на праздничный стол. В этот день начинали заготавливать варенье и сухофрукты.

Одной из главных традиция Яблочного Спаса является угощение нуждающихся яблоками. Обязательным было и посещение кладбища, где родственники оставляли фрукты на могилах своих близких.

Яблочный Спас в народных традициях означал начало осени и сопровождался сбором урожая пшеницы, заготовками лекарственного сырья на зиму. В этот день ясная погода предвещала суровую зиму, а дождь — промозглую, холодную осень.

Успенский пост, во время которого отмечается Яблочный Спас — время строгости и духовного роста. Используйте этот период для очищения души от негатива с помощью воздержания и искренних молитв. Желаем вам счастья и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего ...

День Преображения Господа — светлый праздник, который отмечается ежегодно 19 августа. Узнайте какие традиции несет в себе этот ...

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...

19 августа все православные отмечают большой праздник — Яблочный Спас. В народе всегда относились к празднику серьезно, ведь с ним ...

Яблочный спас - история праздника

Август богат религиозными праздниками. В этот месяц отмечается целых три Спаса, которые посвящены дарам природы: Медовый спас, Яблочный и Ореховый. Данные продукты олицетворяют сбор урожая и играют огромную роль в питании людей.

Из всех спасов люди выделяют именно Яблочный, потому что он богат приметами и имеет разнообразные традиции празднования. Спас празднуется 19 августа. По православным обычаям празднование Яблочного спаса совпадает с днем Преображения Господня, а в народном календаре – с проводами лета. До наступления торжества запрещено есть плоды нового урожая. Когда начинается Яблочный спас, нужно обязательно съесть яблоки и прочие фрукты, освещенные во время литургии. Также яблоками рекомендуется угощать родственников, знакомых, друзей, нищих и сирот. Лучше даже если вы сначала дадите попробовать яблоки или блюда из них нуждающимся, а затем попробуете их сами.

Так как Яблочный спас совпадает с Успенским постом, запрещается употреблять мясо, масло и молоко. Однако разрешенные продукты легко можно заменить грибами, ягодами, фруктами и овощами. Кстати, за две недели Успенского поста только 19 августа можно съесть рыбу, не боясь нарушать правила воздержания. На Яблочный спас же рекомендуется готовить джемы, варенья, яблочные пироги и пирожки, различные десерты.

Как возник Яблочный спас?

Многие праздники имеют свою легенду, не исключение и Яблочный спас. История праздника приходится на время, когда Христос готовил своих учеников к грядущим событиям. Существует легенда, что Мессия взошел со своими ближайшими учениками Иоанном, Петром и Иаковом на гору Фавор для традиционной молитвы. Уставшие апостолы уснули и не застали момента, когда началось Преображение Господня. Они проснулись от сияния – необычного света, который изучал Христос. Около учителя апостолы заметили Илию и Моисея, беседовавших с ним о походе в Иерусалим для совершения подвига искупления. Неожиданно на гору опустился туман и апостолы услышали голос Господа: «Тот сын мой избранный, в котором есть мое благоволение». Ученики испугались, упали ниц и лежали так пока Иисус не прикоснулся к ним. Святой обратился к ним с просьбой не рассказывать о произошедшем, пока не свершится казнь. Таким образом, ученики стали первыми людьми, кто осознал, что Иисус Сын Божий. Это и является поводом к празднованию Яблочного спаса.

На Руси спас стал самым отмечаемым дней лета. В день, когда отмечался Яблочный спас, в селах устраивались праздники, который восхваляли не только религиозный праздник, но и приход осени. Крестьяне наблюдали за закатом и как только солнце сравнивалось с горизонтом, начинали петь песни и поздравлять друг друга.

Яблочный спас: традиции и приметы

На Второй спас принято угощать всех яблоками и конечно есть их самим. Вместе с яблоками родственникам и друзьям можно дарить сувенирные яблоки, текстиль с изображением фруктов. Яблоко символизирует плодородие и благополучие семьи, поэтому своим подарком вы желаете близким всего наилучшего.

Помимо яблочных угощений и сувениров, Яблочный спас имеет еще множество примет, которые имеют обычай сбываться. К основным знамениям относятся следующие:

  • Если съесть яблоко в день спаса и загадать при этом желание, то оно обязательно исполнится.
  • >
  • Если на спас на вас 2 раза сядет муха, то это добрый знак – вас ждет удача.
  • Погода в Яблочный спас будет идентична погоде января. Если днем идет дождь, то и зимой будет много осадков.
  • Если на спас сухо, то осень наступит такая же.
  • Если вы будете отмечать этот спас, то помимо угощений включите вечерние прогулки. Отправьтесь в парк, чтоб провести теплое лето и встретить осень. Наблюдая за закатом, поблагодарите природу за ее изобилие и дары и попросите, чтоб все остальные месяцы были щедрыми и благодатными.

    Статьи по теме:
    Празднование крещения Руси

    Именно с этого праздника начинается наша новая история – история христианской Киевской Руси. Все о праздновании Дня Крещения Руси читаем в статье.

    Все малыши с нетерпением ждут дня Святого Николая Чудотворца, доброго и щедрого на подарки. Все о традициях этого праздника читаем в статье.

    Великий князь Владимир не только принял христианство, но и крестил Киевскую Русь, утвердив единую религию, и за это его поднесли к лыку святых. О дне Святого Владимира расскажет статья.

    День Пантелеймона-целителя

    Святой Пантелеймон-целитель наделяет могущественной силой, способной исцелить от любой болезни как тело, так и душу. Об истории праздника Дня Пантелеймона-целителя и сопровождающих его традициях читаем в статье.

    Медовый Спас в этом году. История, смысл и традиции праздника

    13 августа 2018 besedin1.5K

    Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

    Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

    Какого числа будет Медовый Спас в 2018 году?

    Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

    История Медового Спаса

    Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

    Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

    В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

    Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

    В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

    Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

    Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

    Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

    Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

    После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

    Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

    Смысл Медового Спаса

    Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

    Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

    Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

    Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

    Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

    Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

    Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

    Традиции Медового Спаса

    Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

    После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

    Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

    Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

    Источник: vsesvoi43.ru


    Смотрите также