Авторизация

Сутки и неделя


Урок окружающего мира в 2 классе по теме "Сутки и неделя"

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК «Перспектива»

Тема: Сутки и неделя

Целевые установки урока

Предметные результаты:

  • иметь представление о связи естественных единиц измерения времени – сутки, неделя – с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи;

  • давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени – сутки и неделю;

  • определять количество дней в неделе;

  • называть дни недели, выстраивать их последовательность.

Метапредметные результаты:

  • выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения смены дня и ночи на основе соответствующих произведений художественного творчества народа своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи);

  • моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации;

  • участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь»»

  • составлять фоторассказ о своей жизни за неделю;

  • писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье;

Личностные результаты:

  • осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

  • использовать полученные знания о биологических ритмах человека в течение суток и недели для здоровьесбережения.

Оборудование:

У учителя: глобус, фонарик, мультимедийное оборудование, презентация «Сутки - неделя».

У обучающихся: цветные карандаши, ножницы, клей.

Ход урока:

Орг. момент.

Целеполагание. Учитель начинает урок с чтения отрывка из стихотворения Г.Новицкой «Сказка о найденном времени»:

Прислушайся к часам ты:

- Тик-так, тик-так, тик – так,-

Поет веселый гномик

По имени Тик-Так.

Когда сойдутся стрелки,

Он знает, что вот-вот

К нему Румяный Полдень

Поговорить зайдет.

А разбегутся стрелки –

Его разыщет брат,

Веселый Добрый Вечер,

Как много лет назад.

Его сменяя, Полночь

Тихонечко придет.

По имени Тик-Така

Чуть слышно назовет.

Пробудет до рассвета

И убежит опять.

И станет с Добрым Утром

Тогда Тик-Так играть.

А лишь сойдутся стрелки.

И в комнату вот-вот

К Тик-Таку снова Полдень

Поговорить зайдет.

- Ребята, о чем это стихотворение? (о часах, о времени)

-Обычно про время люди говорят…

СЛАЙД № 1

- Какие единицы измерения времени вы знаете?

-А теперь попробуйте догадаться, о какой единице измерения времени говорится в этом стихотворении. Кто хочет мне помочь? Мне нужны четыре помощника: Утро, Полдень, Вечер, Полночь. Дети берутся за руки.

- Давайте паре Утро-Полдень мы дадим общее имя – День, а пару Вечер – Полночь назовем Ночь. Какое одно общее имя можно дать нашим героям? Как называют время, проходящее от одного восхода солнца до другого? Какая это единица времени?

СЛАЙД № 2

Чтение учителем первого абзаца на с.20.

Аналитический этап.

-С глубокой древности люди искали ответ на вопрос, почему же сменяются день и ночь. Вот, например, какой ответ предлагали древние греки.

Чтение легенды хорошо читающим учеником (с.21)

СЛАЙД № 3

- Вы можете придумать свои волшебные объяснения смены дня и ночи. А поможет вам в этом ярославская игрушка «День-ночь», которая сфотографирована с двух сторон: с одной стороны светлая птица День держит в лапках бодрствующее солнце; с другой стороны темная птица Ночь со спящим солнцем в лапках. (с.20)

Загадка: « Черная птица спать уложила; белая прилетела – встать повелела».

- Итак, мы познакомились с фантастическими объяснениями смены дня и ночи. А теперь узнаем, как наука объясняет смену дня и ночи. Давайте вспомним урок «Мы - жители Вселенной».

-Назовите, какие небесные тела вы знаете?

-Как называется самая близкая к Земле звезда?

-Как обращаются планеты?

СЛАЙД № 4

- Вспомните, на какой стороне горизонта солнце всходит, а на какой заходит? Что такое Северный Полюс, Южный Полюс?

СЛАЙД № 5

Опыт: вращающийся глобус освещается статичным фонариком.

СЛАЙД № 6

Вывод: Сутки- это время полного оборота Земли вокруг своей оси.

Тренировочные упражнения № 2 - №3 на с.15 рабочей тетради

Физкультминутка: Игра «День-ночь». По команде «день» дети встают на носки и поднимают руки вверх, по команде «ночь» садятся на корточки и закрывают глаза. Учитель дает команды, игроки, выполнившие неверные движения выбывают из игры.

Аналитический этап.

-За сутки Земля делает полный оборот вокруг своей оси. А как называются семь суток вместе?

-Назовите дни недели. Как по названию узнать, какой из дней недели следует вторым? пятым? четвертым? Какой из дней С.Маршак назвал «колесиком недели»? Почему?

Тренировочные упражнения. Для закрепления знаний о днях недели дети выполняют задание № 4 на с.15 рабочей тетради.

Проверка: СЛАЙД № 7

Игра «Кто ошибался?»: СЛАЙДЫ № 8-№ 9

Работа по рисункам на с.22: в какие дни недели могли происходить эти события?

Пословицы, поговорки, загадки по теме «Время»: СЛАЙДЫ № 10-№ 11

- А как вы думаете, ребята, одинаково ли чувствует себя человек в течение суток? Чтобы не уставать и все успевать, надо соблюдать …(режим дня).

И в течение учебной недели надо тоже соблюдать особый режим: в понедельник и в пятницу (в начале и в конце недели) расписание облегченное, а во вторник, среду и четверг у вас по пять уроков.

Выводы и обобщения:

-Что такое сутки?

-Почему происходит смена дня и ночи?

-Сколько дней в неделе?

-Перечисли дни недели в правильной последовательности.

Региональный компонент. С помощью родителей подберите в творчестве народа нашей области легенды о смене дня и ночи.

Домашнее задание. Теоретический материал на с.20-23 учебника, задание № 5 на с. 15 рабочей тетради.

Сутки и неделя

Учебник для 2 класса

Окружающий мир

       

Вспомним

  1. На какой стороне горизонта солнце восходит, а на какой заходит?
  2. Что такое Северный полюс, Южный полюс?

День и ночь — сутки прочь

Ещё в древности люди заметили, что от одного восхода солнца до другого проходит одинаковое время. Это время назвали сутками. В них 24 часа. Светлая часть суток (день) сменяется тёмной частью (ночью). Затем наступают новые сутки. И так повторяется снова и снова.

Почему же сменяются день и ночь?

Земля вращается наподобие детского волчка, подставляя Солнцу то одну сторону, то другую. Её вращение можно смоделировать с помощью глобуса. Между Северным и Южным полюсами через толщу Земли проходит воображаемая линия — земная ось. Вокруг неё Земля и вращается с запада на восток.

Время полного оборота Земли вокруг своей оси — это и есть сутки. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем, — день. На противоположной стороне, находящейся в тени, — ночь.

Итак, смена дня и ночи объясняется вращением Земли вокруг своей оси.

Когда мы наблюдаем, как солнце перемещается по небу, нам кажется, что оно движется вокруг Земли с востока на запад. На самом же деле это мы вместе с нашим «космическим кораблём» — Землёй поворачиваемся навстречу солнышку.

А вот у древних греков была красивая легенда о смене дня и ночи. Они верили, что бог солнца Гёлиос утром появляется на востоке на золотой колеснице, запряжённой огненными лошадьми. Весь день едет по небу и вечером исчезает на западе.

  • Рассмотрите схему и рисунок. С помощью схемы дайте научное объяснение смены дня и ночи. Придумайте своё сказочное объяснение.

Неделя

Мы привыкли измерять время не только сутками, но и неделями. Семь суток составляют одну неделю. Это значит, что в неделе семь дней и семь ночей. Обычно для краткости говорят просто: дни недели.

Неделю придумали в древности. Это было нужно для того, чтобы планировать время. В какие-то дни люди работали. Другие дни были для отдыха и молитвы. В особые дни шли на базар, как на праздник. Мы и сейчас планируем свои дела по дням недели. Рабочие дни чередуются с выходными.

А знаешь ли ты все дни недели и их последовательность? Перечисли их, начиная с понедельника. Проверь себя по таблице на «Страничках Умного Совёнка» (6). Кроме того, эта таблица поможет тебе объяснить названия некоторых дней недели.

  • Рассмотри рисунки. В какие дни недели могут происходить эти события?

Подумаем!

  • Как ты обычно планируешь свои занятия и отдых по дням недели? Есть ли у тебя любимый день недели? Какой? Почему именно этот день? Расскажи.

Проверим себя

  1. Что такое сутки?
  2. Почему происходит смена дня и ночи?
  3. Сколько дней в неделе?
  4. Перечисли дни недели в правильной последовательности.

Сделаем вывод

Сутки — это время полного оборота Земли вокруг своей оси. Из-за вращения Земли вокруг своей оси происходит смена дня и ночи. Семь суток (или, как обычно говорят, семь дней) составляют одну неделю.

Конспект урока по математике на тему "Неделя. Сутки"

Конспект урока по математике во 2 классе коррекционной школы VIII вида

Тема: Неделя. Сутки.

Цели. 1.Образовательные: формировать вычислительные навыки; закрепить знания частей суток; актуализировать знания учащегося о недели и последовательности дней недели; закрепить умение определять порядковый номер дня недели.

2. Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, речь; развивать временные представления.

3. Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование: учебник, карточки с названиями частей суток, дней недели, сигнальные карточки, картинки с изображением частей суток.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Каллиграфическая минутка

Какие цифры использовали для записи числа 15? (1, 5.)

- Расскажи все, что знаешь об этом числе. (Число 15 следует за числом 14 и предшествует числу 16; 15 - двузначное число, в числе 15-1 десяток и 5 единиц.)

4. Закрепление знания нумерации чисел 11-20.

Работа с использованием сигнальных карточек.

-Увеличь на 1 число 11.

-Уменьши на 1 число 13.

-Назови соседей числа 16.

5. Физкультминутка «Клен»

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз наклон и два наклон,

Зашумел листвою клен.

6.Изучение нового материала.

1) Знакомство с сутками.

- Послушай стихотворения и отгадай, о каких частях суток в них говорится.

Вот и солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

-Ну-ка, детки, подымайтесь,

Заряжайтесь, умывайтесь,

Аккуратно одевайтесь

И за завтрак принимайтесь.

( Утро).

Солнышко всегда в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают.

(День).

Ну, а дальше, ребята,

Всё окутает прохлада,

Солнцу отдых тоже нужен

А ребятам — вкусный ужин. (Вечер).

На небе — луна,

Очень строгая она:

Наблюдает — все ли

Улеглись в постели?

Закрывайте глазки,

Пусть вам снятся сказки.

Закрывайте очи

Всем — спокойной ночи!

(Ночь).

- А теперь продолжи ряд.

День – вечер -……- ……

Вечер - ночь -….- ….

Ночь - утро - ….- …

2) Дни недели.

Карточки: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

- Что называют эти слова? (Дни недели.)

- А какими другими словами можно назвать дни, ближайшие к сегодняшнему дню? (Сегодня, вчера, позавчера, завтра, послезавтра.)

- Как называется промежуток времени от понедельника до воскресенья? (Неделя.)

Неделя- единица измерения времени.

- Сколько дней в неделе? Сколько это суток?

(1 неделя=7 суток)

3) Игра: « Живая неделька».

- Посмотри наша неделька перепуталась, поставь дни недели правильно.

- Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Какой день недели будет после среды? Какой день недели между четвергом и субботой?

7. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

8. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику.

Задания №2, 3 с. 266, 267.

9. Объяснение домашнего задания: написать по порядку дни недели.

10. Итог урока. Рефлексия.

-Перечисли части суток.

-Сколько дней в неделе?

-Какие задания были трудными для тебя? Какие легкими?

Сутки и неделя

       

Вспомним

  1. На какой стороне горизонта солнце восходит, а на какой заходит?
  2. Что такое Северный полюс, Южный полюс?

День и ночь — сутки прочь

Ещё в древности люди заметили, что от одного восхода солнца до другого проходит одинаковое время. Это время назвали сутками. В них 24 часа. Светлая часть суток (день) сменяется тёмной частью (ночью). Затем наступают новые сутки. И так повторяется снова и снова.

Почему же сменяются день и ночь?

Земля вращается наподобие детского волчка, подставляя Солнцу то одну сторону, то другую. Её вращение можно смоделировать с помощью глобуса. Между Северным и Южным полюсами через толщу Земли проходит воображаемая линия — земная ось. Вокруг неё Земля и вращается с запада на восток.

Время полного оборота Земли вокруг своей оси — это и есть сутки. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем, — день. На противоположной стороне, находящейся в тени, — ночь. [an error occurred while processing this directive]

Итак, смена дня и ночи объясняется вращением Земли вокруг своей оси.

Когда мы наблюдаем, как солнце перемещается по небу, нам кажется, что оно движется вокруг Земли с востока на запад. На самом же деле это мы вместе с нашим «космическим кораблём» — Землёй поворачиваемся навстречу солнышку.

А вот у древних греков была красивая легенда о смене дня и ночи. Они верили, что бог солнца Гёлиос утром появляется на востоке на золотой колеснице, запряжённой огненными лошадьми. Весь день едет по небу и вечером исчезает на западе.

  • Рассмотрите схему и рисунок. С помощью схемы дайте научное объяснение смены дня и ночи. Придумайте своё сказочное объяснение.

Неделя

Мы привыкли измерять время не только сутками, но и неделями. Семь суток составляют одну неделю. Это значит, что в неделе семь дней и семь ночей. Обычно для краткости говорят просто: дни недели.

Неделю придумали в древности. Это было нужно для того, чтобы планировать время. В какие-то дни люди работали. Другие дни были для отдыха и молитвы. В особые дни шли на базар, как на праздник. Мы и сейчас планируем свои дела по дням недели. Рабочие дни чередуются с выходными.

А знаешь ли ты все дни недели и их последовательность? Перечисли их, начиная с понедельника. Проверь себя по таблице на «Страничках Умного Совёнка» (6). Кроме того, эта таблица поможет тебе объяснить названия некоторых дней недели.

  • Рассмотри рисунки. В какие дни недели могут происходить эти события?

Подумаем!

  • Как ты обычно планируешь свои занятия и отдых по дням недели? Есть ли у тебя любимый день недели? Какой? Почему именно этот день? Расскажи.

Проверим себя

  1. Что такое сутки?
  2. Почему происходит смена дня и ночи?
  3. Сколько дней в неделе?
  4. Перечисли дни недели в правильной последовательности.

Сделаем вывод

Сутки — это время полного оборота Земли вокруг своей оси. Из-за вращения Земли вокруг своей оси происходит смена дня и ночи. Семь суток (или, как обычно говорят, семь дней) составляют одну неделю.

Занятие в подготовительной группе «Ориентировка во времени: сутки, неделя, месяц, год»

Ирина Малахинская Занятие в подготовительной группе «Ориентировка во времени: сутки, неделя, месяц, год»

Цели: 1. Уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года.

2. Учить правильно употреблять эти слова в речи.

Материал: рисунок Мурзилки, плакат с ответами Мурзилки, карточки с названием дней недели, карточки с изображением времен года.

Ход занятия

- Ребята, к вам с другой планеты прилетел необычный житель – Мурзилка. Он совершенно не понимает, как вы живете, потому что на его планете жители не отсчитывают дни недели, не знают названия месяцев, не ориентируются во времени года. Давайте попробуем помочь Мурзилке.

- Сначала назовем дни недели по порядку.

- Сколько дней в неделе?

- Послушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопросы. Стихотворение так и называется «Дни недели».

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг играла в мяч,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения.

(П. Башмаков)

- Что девочка делала в среду? В пятницу?

- В какой день недели она играла в мяч? Отмечала свой день рождения?

- Каким по счету идет понедельник? Суббота?

Работа с карточками

Мурзилка раздает детям карточки с названием дней недели.

- По команде «раз, два, три» необходимо правильно выстроить дни недели.

Дети проверяют правильность выполнения задания.

- Недели объединяются в месяцы. Сколько месяцев в году?

- Дети по «цепочке» называют 12 месяцев.

- Назовите: пятый месяц, восьмой месяц года?

- Каким по счету идет месяц ноябрь?

- В каком месяце отмечаем праздник бабушек и мам?

- У кого день рождения в декабре?

- Название какого месяца я пропустила:

А) январь, февраль, апрель, май;

Б) июнь, июль, сентябрь, октябрь.

Минутка для отдыха

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Времена года

- Я буду загадывать загадки, а вы помогите Мурзилке отгадать.

Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет,

Липа цветет;

Рожь прибывает,

Когда это бывает? (Летом)

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (Зима).

- Итак, весна, лето, осень, зима – как назвать их одним словом?

- Сколько всего времен года? Назовите их.

- Какое время года идет за летом?

- Какое время года идет перед зимой?

- В какое время года опадают листья с деревьев?

Время суток

- В какое время суток люди завтракают?

- В какое время суток люди обедают?

- Что делают люди на кухне вечером?

- Какое время суток самое темное?

- Назовите части суток по порядку. Сколько их?

Игра «Четвертый лишний»

Педагог называет слова, дети должны найти лишнее слово.

Понедельник, среда, пятница, осень.

Четверг, зима, весна, лето.

Август, вечер, ночь, утро.

Давайте проверим, как Мурзилка усвоил урок.

- Какое сегодня число?

- Какой месяц?

- Какое время года?

- Какой день недели?

- Какое время суток?

(Появляется плакат с ответами Мурзилки. Дети проверяют)

- Вы многому научили Мурзилку. Думаю, что, вернувшись на свою планету, он объяснит всем жителям, что такое время.

- Для чего человеку необходимо знать название частей суток, дней недели, месяцев, времен года?

Итог

Дети высказывают свои впечатления о занятии.

Как объяснить дошкольнику дни недели и времена года

Ребёнок быстрее разберётся со временами года, если каждое из них вы начнёте с подходящего стихотворения. Например, из цикла С. Я. Маршака «Круглый год».

Правильную последовательность дней недели получится запомнить быстрее также с помощью стихотворения. Например, этого:

Вот неделя. В ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделям

Носит имя понедельник.

Вторник — это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка-среда —

Третьим днём была всегда.

А четверг — четвертый день —

Шапку носит набекрень.

Пятый — пятница-сестрица —

Очень модная девица.

А в субботу — день шестой —

Отдыхаем всей гурьбой.

И последний — воскресенье —

Назначаем днём веселья.

Дети любят подвижные игры. Воспользуйтесь этим и поиграйте с ними во «Вчера, сегодня, завтра». Вы бросаете мяч с вопросом: «Какой день сегодня?». Ребёнок ловит, отвечает на него и задаёт следующий вопрос (вам или другому игроку): «Какой день был вчера?» или «Какой день будет завтра?».

В игре «Мяч бросай — дни недели называй» ведущий называет любой день недели, а игрок продолжает перечислять их по порядку.

Когда названия дней недели будут «отскакивать от зубов», поиграйте в «Путаницу»: «Между вторником и четвергом находится… понедельник».

Вырежьте из цветного картона большой круг, разделите его маркером на 4 части. Напротив каждой положите картинки, которые соответствуют одному времени года. Так ребёнок увидит, что времена года идут всегда в одной последовательности.

Учите определять время по часам с крупным циферблатом (на нём обязательно должны быть все цифры).

Подчеркните, что длинная стрелка показывает часы, поэтому называется часовой. Короткая отсчитывает минуты, отсюда называется минутной. Эти стрелки двигаются с разной быстротой: за час минутная стрелка проходит круг, а часовая — расстояние от одной цифры до другой.

Изо дня в день отмечайте, на какой цифре находится часовая стрелка, когда: ребёнок просыпается (8:00), садится обедать (13:00), ложится спать (21:00). Разрешайте ребёнку экспериментировать с часами: самостоятельно переставлять стрелки. Так он быстрее поймёт, что такое половина и четверть часа.


Смотрите также