Авторизация

Свечи у иконы богородицы


Как правильно ставить свечи Богородице в храме и дома

Очень многие верующие хотя бы раз в жизни ставили свечку в храме. Делали это все, но задумывались об истинном смысле ритуала очень немногие.

Чтобы поставить свечку Богородице в храме, необходимо найти ее изображение. То же самое и дома — свечки ставят перед иконами. Есть иконы, которые лучше держать дома, и конечно, перед ними тоже можно ставить церковную свечу. Ее огонь — это символ света Божьего, который принес в наш мир Иисус Христос. Горение свечи, как и свет нашей веры, прогоняет нечистую силу и притягивает добро. Материал, из которого делают свечи — чистый воск. Он символизирует непорочность Христа.

Как ставить свечку в храме

В каждом храме вы увидите разные иконы Божьей Матери. Вам необходимо узнать ,где она расположена, и просто поставить свечку рядом с ней в специально отведенное место. Ставить свечи необходимо с любовью в сердце. Когда вы покупаете свечу, она превращается из куска воска и фитиля в символ вашей веры.

Когда вам необходимо поставить свечку за упокой души, делается это на специальном поминальном столе — кануне. За здравие же свечи ставятся как раз перед иконами Спасителя или Божьей Матери. Свечки Богородице в храме можно ставить, когда вы хотите излечить человека от недуга, вернуть ему рассудок и просто пожелать добра и счастья.

Огонь всегда смотрит вверх, направляя себя к Богу, показывая нам, что и Создатель видит на нас свыше. Свеча — это знак уважения, который мы выказываем Творцу.

Очень важно помнить некоторые правила, свойственные любому храму. Эти правила при покупке и постановке свечей лучше выполнить:

  • Молитва. Обязательно помолитесь или попросите Бога о том, что вам нужно простыми словами. Без этого ставить свечки бессмысленно.
  • Не ставьте свечку, если вы пришли в храм во время службы. Делается это только до или после Богослужения, хотя это не строгое правило.
  • Не покупайте и не ставьте слишком много свечей. Иногда достаточно лишь одной. Более того, не стоит мешать людям в храме слушать проповедь, если она уже началась. Поставьте свечи потом.
  • Если места на подсвечнике нет, то просто положите свечку рядом. Не стоит вытаскивать чужие свечи, чтобы поставить свою, поскольку это в корне неверно и неуважительно.
  • Многие ошибочно думают, что свечку можно держать в руках, но горящая свечка в руках держится лишь на панихидах. Не стоит этого делать в обычные службы и дни.
  • Если вы купили свечку в каком-то храме, то лучше всего там ее и поставить. Не носите с собой свечи из дома в храм, поскольку это неуважительно и неприемлемо с этической точки зрения.

Как ставить свечку дома

Ставить свечку можно и дома. Делается это в нескольких ситуациях:

  • когда вы молитесь;
  • когда у вас нет возможности посетить храм и поставить свечку там;
  • когда хотите проявить уважение к православному празднику или важному событию.

Когда вы молитесь, свечку можно держать в руках или поставить рядом с любой иконой. Исключение составляет тот случай, когда вы хотите попросить чего-то конкретного перед конкретной иконой:

  • икона «Неупиваемая Чаша» — для молитв за здравие, от алкоголизма, от наркозависимости, от вредных привычек;
  • «Семистрельная икона Божией Матери» — для молитв о благополучии семьи, о примирении, о счастье;
  • «Казанская икона Божией Матери» — универсальная чудотворная икона, перед которой можно молиться обо всем;
  • «Живоначальная Троица» — нужна для молитв об укреплении веры в Бога, о здравии, благополучии;
  • «Державная» — икона для молитв о единении, взаимопонимании;
  • «Козельщанская Божья Матерь» — икона для молитв об утешении;
  • «Утоли мои печали» — для обретения спокойствия и умиротворения, укрепления веры.

Существует множество икон, перед которыми можно молиться о чем угодно, но главное — это верить в то, что Бог может подарить вам свою милость.

Ставя свечку дома, можно использовать ладан. Не обязательно делать это каждый раз — все молятся по-своему, но главные правила выполнять стоит. Читайте молитвы на сон грядущий, с утра, а не только в моменты грусти или беды. Ведь вера — это не только просьбы, но и благодарность. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Ежегодно, 17 сентября, верующие отмечают праздник, посвященный иконе Девы Марии, которую называют «Неопалимой Купиной». У ...

Богородице посвящено огромное количество образов, и каждый из них несет нечто особенное и важное. Узнайте, когда обращаться к одной ...

Среди святых образов есть удивительная икона Божией Матери с пронзающими Ее сердце семи стрелами или мечами. Узнайте, ...

В православии есть множество икон, но некоторые почитаются верующими особенно сильно. Одной из таких икон ...

dailyhoro.ru

Икона Божией Матери Вратарница Угличская (Неугасимая Свеча)

Бо­го­ма­терь на сей иконе изо­бра­же­на в ви­де мо­на­хи­ни с жез­лом и чет­ка­ми в ле­вой ру­ке и све­чой в пра­вой ру­ке. Об­раз этот на­хо­дит­ся в Алек­се­ев­ском муж­ском мо­на­сты­ре г. Уг­ли­ча Яро­слав­ской гу­бер­нии.

До 1894 го­да ико­на пре­бы­ва­ла в кла­до­вой оби­те­ли. 23 июня это­го го­да из Пе­тер­бур­га при­был в оби­тель один боль­ной ку­пец. Явив­шись к на­сто­я­те­лю, он по­дроб­но рас­ска­зал о сво­ей бо­лез­ни и о том, что ему яви­лась во сне Бо­жия Ма­терь и по­ве­ле­ла от­пра­вить­ся в Уг­лич, где на­хо­дит­ся Ее ико­на, и по­мо­лить­ся пе­ред ней, обе­щая ему ис­це­ле­ние. На­сто­я­тель ве­лел разыс­кать эту ико­ну. Его по­ве­ле­ние бы­ло ис­пол­не­но, и ико­на с ве­ли­ким тор­же­ством бы­ла пе­ре­не­се­на в Успен­ский храм мо­на­сты­ря. Ко­гда боль­ной ку­пец по­мо­лил­ся пе­ред ней, то в ско­ром вре­ме­ни со­вер­шен­но вы­здо­ро­вел. В бла­го­дар­ность за по­лу­чен­ное ис­це­ле­ние он об­ло­жил ико­ну се­реб­ря­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зой.

В на­сто­я­щее вре­мя у сей чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ро­ди­цы так­же по­да­ют­ся ис­це­ле­ния тем, кто при­бе­га­ет к Ца­ри­це Небес­ной с ве­рой в Ее пред­ста­тель­ство пе­ред Бо­гом. По ак­там, со­став­лен­ным яро­слав­ской ду­хов­ной кон­си­сто­ри­ей, с 1894 г. по на­сто­я­щее вре­мя при сей иконе со­вер­ши­лось бо­лее со­ро­ка чу­дес­ных ис­це­ле­ний.

azbyka.ru

Как правильно ставить свечи в церкви (храме) в 2019 за здравие и упокой, кому и какой иконе последовательность

Традиция ставить свечи в храмах у икон Творца, Пресвятой Богородицы пришла из Греции. Обычай поджигать елей в лампадах зародился намного раньше. Господь велел Моисею сделать золотой светильник и жечь огонь перед ликом Бога, иконой Богородицы утром и вечером. Сегодня лампады у Распятия Господня напоминают об огненном столбе, терновом кусте, где впервые Моисей увидел Господа.

Как правильно ставить свечи в церкви?

Свечи, поставленные в определенной последовательности кругами, символизируют колесницу пророка Илии, круги ассоциируются с колесами повозки. Огонь, как и кадило с углями олицетворяет свет. Он разгоняет тьму, наполняет души светом, связывает незримой нитью с Богом. Быстроплавящийся податливый воск означает готовность человека внимать божьим заповедям. Зажженная свеча символизирует духовное очищение, обновление.

Верующие всегда зажигают огонь у икон Матери Святому Великомученику, Небесных Заступников. Люди над пламенем читают молебны и верят, что на тонком плане напрямую общаются с Богом. Для тех, кто хочет вознести молитвы, но не может лично присутствовать на литургии, создан сайт Святцы орг. Здесь каждый желающий может онлайн заказать молебны Богородице, Св. Николая, любому святому на всякую требы, приобрести христианскую атрибутику для молитв.

Возжигание огня возле ликов Святых и Богородицы – священнодействие, дающие верующим силу. Молиться и ставить свечи - обычная практика для христиан. Горящая лампада перед ликом Божьей Матери - символ причастности человека к вере, выражении доверия к Господу, Ангелам. Чтобы сила молитвы дошла по назначению, нельзя относиться к обряду формально. Он всегда сопровождается короткими молебнами или произвольными словами, идущими от души.

Среди недели по традиции в храмах зажигают мало лампад. Церковный Устав предписывает освещать храм только на праздничных службах, «меньше во время поста при печальных событиях». В православные праздники перед образами Господу Иисусу Христу, Божией матери, любому святому возжигают паникадила. На Пасху, Благовещение Пресвятой Богородицы, Сретенье Господне ярко освещают всю церковь, а на литургии православные стоят со свечами в руках. Их держат новокрещенные и брачующиеся, при отпевании. Прикрывая пламя от ветра руками, совершают Крестный ход.

Как в церквях ставят свечи за здравие?

Это действие не относится к магическому ритуалу, решающему все проблемы с выздоровлением после чтения молитв у икон Пресвятой Богородицы, Скоропослушницы. Ни толщина, ни количество свечей не обеспечивают исполнение надежд. Чтобы Матерь Святого Великомученика и Святые вняли просьбе, нужно просить с благодарностью, благоговением от чистого сердца без привязки к результату. Лучше обряд проводить на годовые праздники – Сретенье Господне, Благовещенье.

Традиция ставить сретенские свечи у образов дома к христианам пришла из Древней Византии. Считается, что они обладают магическими свойствами. Придавать им чудодейственную силу не стоит. Они отличаются только чином освящения, совершаемым на Сретение Господне. Православные зажигают при чтении молитвенных текстов дома возле образов Прсв. Богородицы и Спасителя.

Как правильно нужно ставить свечи за здравие?

Особых правил, как совершать обряд и какому святому молиться нет. Ритуал с огнем – это малая жертва Богу, которую верующий совершают по велению сердца. Те, кто часто посещают литургии, понимают, что горящая свечка - зримый знак знамения, олицетворяющий божественное начало и наполняющая молитвенные тексты силой.

Прихожане, редко посещающие храмы, не знают, перед какими иконами их ставят и кому молиться. Об этом лучше спросить у послушниц или свечницы. По традиции православные подходят к образам Господа Иисусу Христу, Богородице и читают короткие тексты о выздоровлении тяжелобольного или просят о помощи. Верующие зажигают огонь любому Святому, после этого совершают обряд с огнем.

Как ставят свечи за здравие: инструкция

Для ритуала существует определенный порядок. Подойдя к Пресвятой Богородице, верующий делает два поклона, потом дважды крестится. Теперь важно правильно провести возжигание свечи. Чтобы воск ровно оплавлялся, в подсвечнике она должна стоять ровно. Брать с собой спички не нужно, поскольку фитиль зажигают от живого пламени. Если в руке 3 или 4 штуки, по очереди подносят к живому огню и ждут, пока они не вспыхнут, затем совершают знамение. Если перед образом подсвечники полные, кладут рядом и просят служителя поджечь позже. В церкви ставят свечи за несколько минут до богослужения, чтобы не нарушать благочиние, мешая другим слушать литургию. Опоздавшие прихожане проводят ритуал после церковной службы.

Где ставят свечи за здравие?

Верующие, редко посещающие церковь, боятся нарушить правила ритуала и всегда спрашивают у служителей, куда и как ставить свечи. Можно на подсвечник, круглую поверхность за исключением панихидного столика. Его легко отличить по форме. Он имеет прямоугольную конфигурацию, рядом всегда стоит Распятие Господня. После зажжения огня за здравие себя, родных взывают к имени святого, перед кем зажгли фитиль.

Ритуал о здравии врагов обычно проводят перед иконой Пресвятой Богородицы. Думая о человеке, мысленно держат его образ перед собой, ставят свечу, произносят молитву, осеняют себя знамением. Если он не прощен, совершать обряд о здравии врага не нужно. Пресвятую Богородицу или Скоропослушницу просят о снисхождении заблудшей душе, сил для себя, чтобы понять и простить врага. После искренней молитвы бывшему врагу посылают испытание для искупления греха. Если в словах нет искреннего прощения, вину за его проступок отрабатывает тот, кто совершил ритуал.

Кому ставят свечи за здравие?

Всегда кланяются чудотворной Пресвятой Богородице, Святому Пантелеймону, Николаю Чудотворцу. О зачатии женщины молят Иоакима и Анну. О благополучном родоразрешении беременные просят Матерь Феодоровскую. Люди преодолевают сотни километров, чтобы поклониться Пресвятой Богородице в Ново –синайском мужском монастыре и излечиться от рака.

Каким иконам ставят свечи за здравие онкобольных в Москве? «Всецарицу» просят о выздоровлении в Храме Всех Святых, церкви мученицы Татьяны, Новоспасском монастыре. Казанской Богородице возносят молебны об излечении глазных болезней, духовной слепоты. Для скорейшего выздоровления при тяжелых болезнях можно поставить по 3 штуки в разных храмах.

О крупной житейской нужде обращаются к образам:

  • Скоропослушнице
  • Николаю Угоднику
  • Матроне Московской
  • Ксении Петербургской

Зажечь огонь можно в благодарность Небесному Помощнику за помощь в делах, перед длительной поездкой, началом нового дела.

Можно ли ставить свечки за некрещенных?

Молиться о них можно перед ликом Прсв. Богородицы, но нельзя подавать для них в записки на молебны. Церковники на богослужении не вспоминают о некрещеных. Если человек болен, для проведения обряда Крещения священника приглашают домой, затем заказывают требы.

Свечи за упокой: как правильно ставить?

Молебны за упокоение душ и почтения память ушедших заказывают родственники. Верующие подают требы за помин души, не забывают ставить поминальные свечи перед панихидой после субботней Литургии. Для этого в храме есть канун – место с крестом и подсвечником. Здесь проводят службы и молятся об усопших.

При отсутствии панихидного стола зажигают их в подсвечниках перед Богородицей, Христом. Поскольку участь умершего зависит от милости Бога, главную молитву, с которыми ставится свеча, посвящают Богу. При проведении заупокойных служб ее держат руками, затем оставляют догорать на канун. Обряд совершают в любой день, но молитв об упокоении душ на Пасху не читают.

Как правильно ставить заупокойные свечи подсказывает настоятель храма Покрова Прсв. Богородицы. Подойдя к кануну, крестятся 2 раза, кланяются. Чтобы сосредоточиться на молитве 3-5 минут смотрят на пламя, затем молят святых и Бога про себя или шепотом о снисхождении к грехам усопшего. Верующий совершает грех, если готов зажечь огонь за упокой живому человеку. Священники считаю такую жертву обрядом из черной магии. Чтобы не совершить непреднамеренный грех, зажигать за упокой нужно строго по Церковному Уставу.

Какого ждать результата?

Многие верующие думают, что если приходить в храм годовой праздник, иногда посещать богослужение, заказывать молебны, прибудет здоровья и все наладится. Такие взгляды церковь считает языческими. Чтобы произошла духовная трансформация, важно участвовать в священных таинствах, неустанно молиться у икон Прсв. Богородицы, Спасителя, Святых и Ангела-хранителя. Молитвы с верой меняют мировоззрение, помогают под другим углом смотреть на житейские невзгоды. Когда верующий делиться с Богом проблемами, знает, как просить Высшие силы о милости, его мольбы слышат.

Упала свеча в Храме: что делать?

Тонкую грань между символикой и суеверием люди не всегда замечают. Они больше доверяют приметам, неоднозначно трактуют обычные явления. Если упала свеча, православные расценивают это как дурной знак. Они считают огонь проводником энергий, погасшее пламя, как блокировку канала с Всевышним. У этого явления имеется другое объяснение. Размягченный воск часто деформируется, при горении сразу плывет, теряет форму. На сквозняке поминальная свеча выпадает из подсвечника и гаснет. Такое случается от нечаянного толчка подсвечника рукой. В действительности размягченный воск ассоциируется с душой, таящей от раскаяния.

Если она гаснет на кануне, родственники считают, что усопший обижен на сродников. Чтобы после обряда не осталось неприятного осадка, просят прощения перед образами, читают заупокойные молебны. Если погас огонь при чтении молитвы об исцелении, верят, что человека предупреждают о болезни. Православные рекомендуют провести над собой работу: простить обидчиков, причаститься, затем снова зажечь фитиль. По примете, если пламя горит ровно, прощения и просьбы приняты.

Многих беспокоит, почему слышен треск горящего огня. На этот вопрос точного ответа нет. Такое случается при нарушении технологии изготовления атрибутики, использовании некачественного воска. Однако верующие настаивают, что это знак тяжелой болезни. Священники напоминают прихожанам, что во время молитвы нужно думать о Боге, а не о языческих приметах.

Да пребудет с вами Господь!

svyatsy.org

6 июля ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕУГАСИМАЯ СВЕЧА» (Вратарница, Вратарница Угличская)

?

mon_sofia (mon_sofia) wrote, 2017-07-06 12:59:00 mon_sofia mon_sofia 2017-07-06 12:59:00 Categories:

  • религия
  • архитектура
  • путешествия
  • история
  • Cancel
Список с иконы Божией Матери «Свеча Неугасимая», или «Вратарница Угличская». Конец ХIХ-начало XX века.Находится в алтаре Успенской церкви Алексеевского монастыря.

Список с иконы Божией Матери «Свеча Неугасимая», или «Вратарница Угличская».Находится в частном собрании.

Богоматерь на сей иконе изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой руке. Образ этот находился в Алексеевском мужском монастыре г. Углича Ярославской губернии.До 1894 года икона пребывала в кладовой обители. 23 июня этого года из Петербурга прибыл в обитель один больной купец. Явившись к настоятелю, он подробно рассказал о своей болезни и о том, что ему явилась во сне Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где находится Ее икона, и помолиться перед ней, обещая ему исцеление. Настоятель велел разыскать эту икону. Его повеление было исполнено, и икона с великим торжеством была перенесена в Успенский храм монастыря. Когда больной купец помолился перед ней, то в скором времени совершенно выздоровел. В благодарность за полученное исцеление он обложил икону серебряной вызолоченной ризой.В настоящее время у сей чудотворной иконы Богородицы также подаются исцеления тем, кто прибегает к Царице Небесной с верой в Ее предстательство перед Богом. По актам, составленным ярославской духовной консисторией, с 1894 г. по настоящее время при сей иконе совершилось более сорока чудесных исцелений.Углич – точно знаменное пеньеИсцеляет старины наряд!...Три шатра на церковке Успенья,Как три свечки каменных горят.Дивная – ту церковку прозвали,Оттого, что дивно хороша.Мир почти погиб во зле, в развале –Красотой спасается душа.В церкви возле входа есть икона –Кто-то и проскочит сгоряча –Необыкновенного канонаТа «Неугасимая свеча».Видим: Матерь Божия со свечкойЧерез ночь вселенскую идет…Словно свечка та – Ее сердечко,Что зовет среди земных забот.Злится, мрет народ и матерится,Гибнет, как болящий без врача…Но в ночи Небесная Царица –Как Неугасимая Свеча.Матерь Божья, Ты – Свеча во мраке!Отогрей озябшего меня!Души – как бездомные собаки,Если без душевного огня.Матерь Божья, свет неугасимый!Жизнь – что пропасть, точно ада пасть.Просияй над нищею Россией,Чтобы нам в напастях не пропасть.Ты – Свеча надежды и терпенья,Свет любви среди земных утрат!...В Угличе на церковке УспеньяТри шатра, как свечечки, горят…(из книги «Церковнославянская вязь»)

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» ныне пребывает в возрожденном, теперь уже женском, Алексеевском Угличском монастыре.

Алексеевский монастырь - очень древний, и основание его связано с именами великих русских святых. Святитель Московский Алексий, посетив Углич в 1371 году, выбрал место для устроения здесь святой обители. Получив разрешение святого благоверного князя Димитрия Донского, святитель Алексий направил в Углич первого строителя - монаха Адриана. Его усердием за год была построена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, поэтому первоначально монастырь назывался Успенским. Алексеевским же он стал именоваться в сороковых годах XV века, после того, как основатель его - святитель Алексий был причислен к лику святых и в обители воздвигли храм его имени.

Святитель Московский Алексий. XXI век. Икона Алексеевского монастыря.

В течение двух столетий Алексеевский монастырь был большим и процветающим, но в начале XVII века подвергся разорению от польско-литовских интервентов и «воровских людей». Защитники монастыря - братия и посадские жители сражались с интервентами до последнего вздоха. На месте их гибели как памятник погибшим за освобождение родной земли в 1628 году была воздвигнута каменная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы, получившая в народе название «Дивная», - как одно из самых совершенных творений древнерусской архитектуры. «Это белая лебедь, плывущая по волнам веков», - с любовью говорят о ней угличане. В Дивной церкви и пребывает теперь чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Свеча Неугасимая Огня Невещественного».

Tags: inelisaveta, mon_sofia, икона божией матери, православие, православные иконы
  • Плоды осени Плоды осени Алупка, дары природы Алупка, дары природы, завтрак…

  • БАБУШКА ЗЕМЛИ ЧЕШСКОЙ | Матроны.RU Св. мц. Людмила Чешская Не знаю, кто как, а я с детства заворожена многим из того, что…

  • 29 сентября 1994 года, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил обретение мощей известного всему православному миру старца Кукши…

  • Святая мученица Людмила, княгиня чешская, была выдана замуж за чешского князя Боривоя. Супруги приняли святое…

  • #inelisaveta #mon_sofia #общество #слова #разговорнаяречь #история #нашаречь #зернамудрости

  • Осень наступает Осень наступает Осень наступает Осень наступает…

mon-sofia.livejournal.com

ЗАЧЕМ ПОКУПАТЬ И СТАВИТЬ СВЕЧИ В ХРАМЕ

Статьи - ОСНОВЫ ВЕРЫ

Обычай ставить свечу перед иконой является очень древним. Все знают, что непременно следует это сделать, но о причинах, по которым совершается этот обряд, знает не каждый. Одним из первых божественных повелений Моисею от Господа было устроить светильник с семью лампадами. И после этого нередко службы проводились при свете свечей. Но значение этого гораздо более глубокое, чем просто освещение места, где проводились богослужения, хотя в период гонения на христиан, когда им приходилось проводить свои встречи тайно, свет свечи действительно становился путеводным.

Ставить свечи в храме нужно. Ведь мерцающий огонечек именно ТВОЕЙ свечи, горящей перед ликом Спасителя, – это твое личное богообщение – твоя таинственная жизнь души, обнаженной перед Господом Богом…

Свеча имеет несколько духовных значений: это добровольная жертва Богу и храму Его, свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету и пламень любви его к тому, у чьего лика верующий ставит свечу. 

Когда вы покупаете в храме свечку, она становится вашим добровольным подношением, символом вашей веры и любви. Благодаря приобретению свечи мы кладем деньги не в карман батюшке, а отдаем на нужды храма – ремонт, оплату отопления, электричества и прочее. Покупая свечи, мы помогаем существованию храма Божьего на земле. А это уже дело святое.

Церковные светильники

Церковные свечи принято ставить в подсвечники на высокой ножке, которые расставлены по храму у святых икон.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру.

Паникадила (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающиеся в центральную часть храма, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям.

Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак — таков смысл висящих паникадил.

Что означает церковная свеча?

Церковнаям свеча является символом молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими, знак добровольной жертвы Богу и Его храму и символ причастности человека к божественному свету.

Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, так объясняет символическое значение свечи: «чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Мягкость и податливость воска показывают нашу готовность к послушанию Богу, а горение свечи - символизирует обожение человека, его превращение в новую тварь и очищение огнем Божественной любви.»

Горящая свеча – это видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча. Это фактически жертва, духовный акт, ваше личное молитвенное соединение с Богом. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва напрасна. Поэтому ставить свечу формально, с холодным сердцем, нельзя. Внешнее действие должно сопровождаться молитвой – хотя бы самой простой, своими словами. Вам же не хочется, чтобы близкий человек что-то ткнул вам в лицо и побежал второпях дальше. Так и перед Богом. Есть у вас десять минут, купите свечу, зажгите ее, поставьте перед иконой и проведите оставшиеся пять минут с Богом, с Пресвятой Богородицей или со святым, которому вы молитесь. Поговорите с Господом, пожалуйтесь, поплачьтесь Ему. Он примет любую молитву, главное, чтоб она была искренней, от чистого сердца.

Что символизирует поставленная перед иконой свеча?

Свет в православном храме — это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Огонь свечи символизирует вечность, молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к святым. Огонь всегда устремляется вверх, как бы ни наклоняли свечу, так и человек при любых жизненных обстоятельствах все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

По каким случаям ставяться свечи в храме?

Свечи ставят за здравие и за упокой. «За упокой» обычно ставятся в церкви на специальный поминальный стол - канун – перед которым или на котором ставится Распятие. Это единственное место в храме, где ставятся свечечки за упокой.

Желательно, если вы ставите свечку за усопших, говорить про себя молитву «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

Можно поставить одну свечу за всех, кого поминаете, а можно за каждого отдельно.

Усопшие, за которых вы молитесь, должны быть крещены, отпеты по канонам Церкви и, соответственно, не самоубийцы или другие люди, за которых в храме нельзя молиться (сатанисты, активные еретики, богоборцы и т. д.). Если же человек был православным, хоть и маловерующим, за такого можно и нужно молиться. Это правило, помимо, естественно, самоубийц, распространяется и на живых.

Свечки «за здравие» возжигаются в любом месте храма, кроме канунника и ставятся по различным поводам: в благодарность за что-либо, в помощь при трудном решении, перед серьезной поездкой, рискованным делом и так далее.

Молясь о себе или о здравии и благополучии своих близких, после возжигания свечи мы обязательно должны призвать имя того святого или святой, перед иконами которых мы поставим свечи. Например: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» или «Преподобне отче Сергие, моли Бога о мне и о рабах Божиих (имярек)»

Нельзя ставить свечу об отпущении грехов. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов. Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы.

Как правильно ставить свечи в храме?

В идеале желательно приходить в храм заранее – перед богослужением, чтобы успеть купить свечи, поставить их, подать записочки в алтарь, а потом уже спокойно стоять на службе, молитвенно углубившись в нее, не отвлекая ни себя, ни других. Нехорошо нарушать благочиние в храме, передавая свечи во время богослужения или протискиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. Опоздавшие на богослужение должны ставить свечи после его окончания.

Подойдя к подсвечнику, следует два раза перекреститься и поклониться святыне (обычно поясным поклоном). Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо, не падая. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

Если свечу уже некуда ставить, можно положить её на подсвечник. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

Чтобы отрешиться от земного, посмотрите некоторое время на трепетный огонёк свечи, успокойтесь, забудьте о мирском и прочтите молитву мысленно или шёпотом. Главное - молитва. Прочитанная от души, она дойдёт ко Господу и будет принята Им должным образом.

Прежде чем не спеша отойти, осените себя крестным знамением с поклоном.

Может случиться так: только что зажжённую вами свечу по какой-то необходимости погасил церковный служитель. Не возмущайтесь не только словом, но и духом. Ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

Кому и сколько свечей надо ставить?

Нередко возникает вопрос: каким иконам и каким святым ставить свечи? Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу. В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием). Часто ставят свечи своим святым покровителям.

О здравии свечи обычно ставят Спасителю, Божией Матери, святым, которым Господь даровал благодать исцелять болезни. Также о здравии больных часто молятся и ставят свечи перед иконой великомученика и целителя Пантелеимона.

Если нужной иконы в храме нет, то можно поставить свечу перед любым образом Господа, Пресвятой Богородицы или перед иконой Всех святых и совершить молитву. Можно молиться своими словами, лишь бы они были искренними.

Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям. Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах.

Чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию. И следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Господь не машина, выполняющая все желания, стоит лишь нажать нужную кнопку, что все, посылаемое Им, направлено к пользе и спасению души, хотя порой людям и кажется это несправедливым.

Помните: свеча, зажженная вами в храме, – это ваше личное богослужение.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

hram-troicy.prihod.ru

Свеча церковная

Откуда произошел обычай возжигания свечей? Как ставить свечи в храме? Что символизирует церковная свеча?

История обычая

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай. Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами — одно из первых, данных Моисею Господом (Исх. 25,31-37).

Ветхозаветная служба в скинии (шатре). Греция; XVI в. местонахождение: Греция. Афон, монастырь Дионисиат Источиник: http://www.ruicon.ru

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх. 30, 8). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы — возжигал светильники на всю ночь. Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», — восклицает царь Давид (II Цар. XXII, 29). «Слово Твое — светильник ноге моей»,- говорит он в другом месте (Пс. CXVIII, 105). Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников » (Деян. XX, 8).

В первые века христианства при Богослужении всегда возжигали свечи.

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, — и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, — говорил учитель Церкви Тертуллиан, — но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, — литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду — и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Церковь Христову прекратились гонения и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался. Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников. В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует:

«во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников».

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, — говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире…»

Символическое значение свечей, лампад, света в храме

Свет в православном храме — это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его » (Ин. 1, 5). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние — паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. В о с к и е л е й в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века. блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей — это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (Исх. 27, 20). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу. Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам у) свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе — за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех «. Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, — паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила — более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. П о д с в е ч н и к и всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. П а н и к а д и л о (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и п о л и к а н д и л а, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак — таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества — престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… » (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (Иоан. 1, 9), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную…»

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного — Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. — Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Возжигание свечей в храме

Возжигание свечей в храме — это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Фото: blog.sololaki.ru

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Свечи следует ставить до начала службы, потому что как символ молитвы и как светильник свеча должна гореть именно во время богослужения, а хождение по храму в это время недопустимо. На ближний к вам подсвечник Вы сможете поставить свечу и в какой-то ненапряженный момент службы, но передавать свечи к дальним иконам во время службы также нежелательно (это создает целую цепочку людей, хоть немного отвлеченных от участия в богослужении)». (Священник Константин (Слепинин). Азы Православия. СПб.: Сатисъ, 2002).

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, — как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, — церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются п о л и к а н д и л а , или как у нас говорят п а н и к а д и л а, что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников — в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами. Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных — менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии. Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться. Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души. В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на алтарь и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет Василий Великий: «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной етении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение — на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (1 Тим. 6), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку — приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих. Если кто опоздал на службу — пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших».

Как мы видим, церковная свеча — священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой купели, в знамении Святой Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением. Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы. Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, И), которым был просвещен христианин в крещении.

Один вид церковной свечи может вы звать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о ‘скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

О упокоении

Свеча — наша жертва. Что мы пожертвуем деньги, что купим свечу — разницы нет. Это лишь символ, видимое подтверждение молитвы. Она не может быть «оздравной» или «заупокойной».

Свечу как знак нашей молитвы о живых или умерших можно поставить на любой подсвечник. Около одной иконы могут стоять две свечки, подтверждающие нашу молитву ко Господу, Божией Матери или тому или иному святому — и о здравии близких, и о упокоении. Да и сама молитва может быть разной: и просьба, и славословие, и благодарение.

Но — «Бог есть Бог порядка», как пишет апостол Павел, поэтому в храме выделяют особое место — канун, где люди сугубо молятся об упокоении. «Канун» — искаженное греческое слово, в переводе — «установленный». Это низкий квадратный столик с распятием и ячейками для свечей. Иногда он выглядит иначе — например, свечи ставятся в песок. Канун всегда легко найти в храме, на него и можно поставить свечу как подтверждение вашего сердечного вопля о почившем.

Источник: foma.ru

О здравии

О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах. Свечи можно ставить в любой части храма, кроме кануна, где молятся об упокоении. Как правило канун имеет прямоугольную форму, а остальные места для свечей – круглую.

Почему свечи нужно покупать в храме

Свечи нужно приобретать в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами не стоит.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего — предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного.

Духовное значение церковной свечи

На жизнь нашу смотреть надобно как на свечу, делаемую, обыкновенно, из воска и светильни и горящую огнем. Воск — это наша вера, светильня — надежда, а огонь — любовь, которая все соединяет вместе: и веру и надежду, подобно тому, как воск и светильня горят вместе при действии огня. Свеча дурного качества издает смрад при своем горении и угасая, так смрадна в духовном смысле и жизнь грешника пред Богом. Преподобный Серафим Саровский

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу. Горящая свеча — это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна. К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи. Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят. А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить? Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится — как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи! Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными — точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога! Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям. Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних — не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам — угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу, чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют. Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце — огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, — в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь — грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только — ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, — что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему. «К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не ноете мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, — Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, — не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, — значит над свечами, — когда приносящие их не заботятся о важнейшем — об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши — мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, — отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, — не услышу вас.

Сердце чистое — вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой [ 4 ]. Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, — ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского:

«Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, — то напрасна и жертва твоя Богу.»

О свечах на “Правмире”:

Фильмы о свечах:

Азбука православия. Свеча

Неизведанное православие. Церковная свеча

Зачем в церкви ставят свечи?

www.pravmir.ru


Смотрите также