Авторизация

Святая софия или софья


Имя София в православном календаре (Святцах)

Именно она вместе с тремя своими дочерьми Верой, Надеждой и Любовью жили в Риме. Святая София рано овдовела, вела благочестивый образ жизни. Они никогда не скрывали своей христианской веры, исповедовали ее везде, где было возможно. Со временем сведения об этой семье дошли до императора Адриана, который приказал привести их ко двору.

Праведная София с детьми понимала, для чего их звали во дворец языческого правителя, а потому горячо молились Господу Иисусу Христу. Вот почему, когда они предстали перед Адрианом, то сохраняли абсолютное спокойствие. Язычник призывал каждую из них отказаться от Христа и принести жертву богине Артемиде. Однако, юные девы истинно стояли в вере. После этого, он приказал жестоко их истязать: их бросали в раскаленную печь, в котел с кипящим маслом, жгли на железной решетке. Но Господь хранил их, придавая мученицам силы. Каждая из них, в минуты тяжелых пыток, славила Христа.

Святой Софии была уготована другая участь: ей пришлось наблюдать за тем, как мучили ее детей. Проявляя стойкость и мужество, она призывала дочерей претерпеть страдания ради Христа. После долгих истязаний святых дев обезглавили. Святая София смогла забрать тела дочерей и похоронила их на высоком холме. Трое суток она просидела рядом с их могилами, а после отошла ко Господу. С 777 года их мощи находятся в церкви Эшо в Эльзасе.

Икона святой Софии Римской

www.krestilnoe.ru

София (Софья)

Значение имени: от древнегреч. sophia – «мудрость».

Основные черты: общительность, активность, щедрость.

Особенности характера. Соня – очаровательный ребенок, всеми любимый и балованный. Она это чувствует и всегда сможет выпросить для себя все, что ей хочется. Она упряма, поэтому ее невозможно заставить сделать то, что она не хочет. Надо действовать только убеждением. Софья дружелюбна, у нее много приятелей, она все про всех знает. Ей нравится участвовать в представлениях, конкурсах. Она возится с малышами, присматривает за ними.

У Софии острый ум, хорошая память, она увлекается музыкой. Выросшая София активна и целеустремленна, она может многого достичь. Она никогда не опускает руки, не подает вида, если дела идут плохо. Она любит бывать в компаниях, веселиться, развлекаться. Она все успевает, все умеет, со всеми проблемами справляется сама.

Именины

1 октября (18 сентября) – София Египетская, мученица.

30 (17) сентября – София Римская, мученица, мать мучениц – Веры, Надежды, Любови.

1 апреля (19 марта), в неделю третью по Пятидесятнице, – София Слуцкая, княжна.

14 (1) августа (обретение мощей), 29 (16) декабря – София Суздальская (в миру – княгиня Соломония), преподобная.

Следующая глава

self.wikireading.ru

Икона Святой Мученицы Софии

София является одной из самых почитаемых святых в православной церкви. Ее жизнь была полна страданий и боли, но мученица вынесла все тяготы, упавшие на ее плечи, и теперь помогает верующим не уклоняться с праведного пути.

Дева родом из Италии, нареченная именем София, что в переводе значит «премудрая», еще при жизни обрела высшую мудрость. Чистая, непорочная, скромная, послушная София — именно так о ней говорят верующие люди. Она была полна милосердия и подарила миру трех дочерей, три добродетели: Веру, Надежду и Любовь.

История иконы

Великомученица София была родом из Рима. Она с детства вела праведную жизнь и верила в Господа. В вере и покорности она воспитала трех дочерей, которых назвала Верой, Надеждой и Любовью. Эти имена соответствуют трем главным христианским добродетелям. Праведница безмерно любила своих дочек и наставляла их на духовный путь с самого рождения.

В то время власть была в руках императора Адриана. Правитель, как и большая часть населения, был язычником и не признавал ни одну другую религию. Когда он узнал о семье Софии, которая проповедовала христианство, его охватил гнев. Властитель приказал им отказаться от христианской религии и совершить жертвоприношение языческому богу.

Когда девочки и их мать отказались отречься от Иисуса Христа, император отдал приказ, чтобы дочерей Софии подвергли ужасным пыткам. Сначала на глазах у матери и обеих сестер старшую дочь Веру безжалостно избили. Когда избиения закончились, мучители положили девочку на огненную железную решетку, но огонь не смог причинить Вере вреда, ведь она находилась под защитой Бога. Тогда властитель велел бросить ее в котел с горячей смолой, но по воле Господа смола стала холодной. Когда все попытки причинить девочке чудовищные страдания закончились, Адриан приказал отсечь ее голову. Других дочерей подвергли тем же пыткам, после чего также казнили. Дух девочек не был сломлен до последнего. Они всем сердцем любили Господа и были готовы умереть за свою веру.

Софию император решил не подвергать мукам. Но боль, которую мученица испытала в тот день, нельзя было сравнить с физическими тяготами. На ее глазах были подвержены пыткам и убиты дочери. Женщина похоронила своих дочерей и на протяжении двух дней не отходила от их могил, молясь за души усопших. Через два дня Господь забрал и душу Софии в Царствие Свое.

За все страдания и боль, которую пришлось пережить Софии, она была причислена к лику святых. Это произошло в 137 году. София Римская и ее дочери перенесли тяжелые страдания, но не были сломлены, тем самым показав людям, что вера во Христа намного сильнее страха пыток. Они выдержали все мучения и остались непоколебимы и верны Господу даже ценой собственных жизней.

Где находится образ святой Софии

В наше время образ святой великомученицы Софии всегда располагается в самом центре любого из православных храмов. Икона благочестивой Софии — одна из самых важных и ценных святынь для православных церквей. Чтобы помолиться перед святым образом, достаточно зайти в любую православную церковь. Кроме того, большое количество христиан хранят икону мученицы в своих домах.

Описание иконы

Лик мученицы Софии Римской изображен на иконе. Она может быть нарисована как в полный рост, так и по пояс. На всех иконах голову Софии покрывает платок. Обычно она держит крест или свиток, указывая на реликвию рукой, что символизирует призыв вступить на праведный духовный путь.

В чем помогает чудотворный образ

В своих молитвах перед иконой мученицы Софии православные люди просят защиты от ссор и раздоров в доме, от нападок со стороны врагов и от остальных бед. Святая является покровительницей всех матерей, поддержкой и наставницей в воспитании детей. Икона способствует избежанию ссор между супругами и избавляет от печали и уныния. Также перед иконой Софии Римской молятся об исцелении от недугов.

Дни празднования

30 сентября (17 по старому стилю) считается официальным днем памяти и почитания иконы Святой Мученицы Софии.

Молитва перед иконой

«О, страдалица великая София! Стоишь ты на небесах рядом с Господом нашим. При жизни совершала ты поступки благие. Молю тебя об исцелении души моей от греха, ибо желаю я встать на путь праведный. Будь моей заступницей и не дай вере истинной покинуть меня, как ты не утратила свою святость во время мучений безжалостных. Будь милостива и не покинь меня в минуты страха и отчаяния. Даруй мне силы духовные, не дай пасть духом близким моим. Помолись за нас перед Господом, ибо все мы дети Его, и души наши отправятся однажды в Царствие Его. Но пока я на земле грешной пребываю, подари мне свою поддержку и покровительство. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Мученица София в первую очередь была матерью, поэтому молитвы, обращенные к ней подле иконы, помогают в воспитании детей. Перед иконой святой православные люди просят защиты и покровительства Божьего. Для женщин с именем София святая является заступницей. Она поддерживает их в вере и помогает сохранить душевное и физическое здоровье. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят ...

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа ...

Икона «Отечество» — самый обсуждаемый из образов в православии. Он заключает в себе изображение триединства ...

Святой Давид Гареджийский особо почитаем женщинами Грузии и России. Икона святого старца способна сохранить и ...

dailyhoro.ru

София (святые) - это... Что такое София (святые)?

  • София (святые) — 1) св. мученица, мать трех дочерей Веры, Надежды и Любви, после разных мучений усеченных мечом около 137 г., в Риме, при Адриане. С. не подвергали испытанию, может быть, по расчету, что, оставив ей жизнь, оставляли ей и безысходное горе о потере… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • София Слуцкая — София Юрьевна Олельковна Радзивилл, княгиня Слуцкая и Копыльская …   Википедия

  • Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София — Идут из глубины веков И почитаются в России Надежда, Вера и Любовь С премудрой матерью Софией. Имена святых мучениц, девочек Веры, Надежды и Любови и матери их Софии неразрывно связаны вместе в народном сознании. Дни их поминовения с 30 сентября… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. О празднике — Сегодня именины у всех православных женщин, носящих имена Вера, Надежда, Любовь, София. Эти имена всегда были одни из самых распространенных в нашей стране, и связано это с тем, что мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию на Руси почитали,… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Святые князья — Святые князья  список включает канонизированных православной церковью святых, являвшихся членами правящих династий Руси и России. Серым цветом отмечены местночтимые святые, зеленым  канонизированные при Николае II, розовым  после… …   Википедия

  • София Фракийская — Память 4 июня ст. стиля. Святая София родилась во фракийском городе Эн (Aenus), что в горах Родопских, и была матерью шестерых детей. Будучи занята многими мирскими заботами и обязанностями, она всегда хранила заповеди Божии и жила добродетельной …   Википедия

  • София (имя) — У этого термина существуют и другие значения, см. София (значения). София греческое Род: жен. Этимологическое значение: «мудрость» Другие формы: Софья Производ. формы: Софьюшка, Софа, Соня, Сона, Сонюша[1] …   Википедия

  • Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София — Для информации о других святых Софиях обратитесь к статье София (имя). Новгородская икона (XVI век, ГТГ) Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (греч. Αγία Σοφία και οι κόρες της Πίστη, Ελπίς, Αγάπη) христианские святые, почитаемые в лике… …   Википедия

  • София Египетская — Святая София Египетская христианская мученица III века. Вспоминается вместе со святой Ириной, вместе с которой была усечена мечом при императоре Аврелиане около 270 272 г. Память в Православной церкви совершается 1 октября (18 сентября по… …   Википедия

  • София (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. София (значения). София Специализация: издание Новгородской епархии Периодичность: ежеквартально Язык: русский Адрес редакции: 173000, Великий Новгород, ул. Сла …   Википедия

dic.academic.ru

Святая София

Святая София

Существует много легенд, связанных с образом Святой Софии. Одно из таких предсказаний связано с древневизантийским и затем древнерусским культом Софии. О содержании этого культа идут большие споры. Одно из толкований заключается в том, что под Софией понималась реальная женщина с душой и телом, сотворённая Богом в момент смерти Иисуса – из «крови и воды», которые истекли из Его тела при ударе копья (Откр.19:34-37). Здесь прямая аналогия с тем, как Ева была сотворена из ребра Адама во время «крепкого сна» (Быт.2:21)

Свидетелями этого были только Иоанн Богослов и Мария, стоявшие у креста; сразу же после своего сотворения София укрывается Богом от человеческих глаз. Пребывая у престола Божия вместе с Иисусом и Богоматерью, София будет открыта людям во времена, предсказанные в Откровении Иоанна Богослова: «Наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр. 19:7). Образ преодоления смерти, явленный в этом предании, имеет ту особенность, что София – первый человек, который обретает новую жизнь, полностью минуя прохождение через смерть, — это, конечно результат её особого происхождения.

Легенда о Вере, Надежде, Любови

и матери их Софии

Было это давно, во 2-м веке, во время царствования императора Адриана и гонений на первых христиан.

В Риме жила вдова, родом итальянка, знатного происхождения, у которой в одном из военных походов погиб муж.

И тогда молодая вдова решила отказаться от привычной жизни и всё своё время посвятить воспитанию детей. Она приняла крещение и получила имя София.

Апостол Иаков говорил: «София – сходящая свыше мудрость, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов».

Дети Софии, 3 дочери, с рождения носили имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и нежная Любовь.

София жила благочестиво, угождая Богу молитвой, постом милостыней.

Дочерей она старалась приучить проявлять в жизни те христианские добродетели, имена которых они носили.

Дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитвах и в домашних трудах.

Слух об их премудрости и красоте распространились по всему Риму. Царь Адриан приказал привести девиц к нему во дворец вместе с матерью.

Уразумев, с какой целью зовёт их царь, они все обратились к Богу с молитвой: «Всесильный Боже, сотвори с нами по твоей святой воле, не оставь нас, но пошли нам твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных его мучений и не пришли в ужас от смерти. Пусть ничто не отторгнет нас от тебя, Бога нашего».

Упомянув кратко о своём происхождении и имени, София начала говорить о Христе, о происхождении которого никто не знает, но имени которого должен поклоняться всякий. Она открыто исповедовала свою веру в Иисуса Христа, сына Божьего.

«Я христианка – говорила она – вот то драгоценное имя, которым могу похвалиться».

Своих детей София утверждала в вере день и ночь, поучая вдохновенными от Бога словами.

«Когда вы лишитесь временной жизни, положив души за Господа своего, то он наградит вас жизнью бесконечной, в которой прославит вас вовеки пред Отцом своим небесным и пред Его святыми ангелами и все небесные силы нарекут вас невестами и исповедниками христовыми».

— «Не устрашайтесь, когда увидите лютые мучения, пострадав немного, вы победите врага и восторжествуете навеки».

Царь Адриан потребовал, чтобы София и её дети принесли жертву богам языческим. София отказалась. Она ответила Царю: «Мы христиане не станем совершать жертвоприношения языческим богам, ибо веруем, что один Бог свят – Иисус Христос. Только его мы чтим. Только ему преклоняемся.

«Я свет миру» — сказал спаситель. Этот свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Дочерям она говорила – «Не устрашитесь пострадать за Христа, не бойтесь лишиться временной жизни ради вечной в Его царствии. Не бойтесь, если будут истязать ваши тела. Всемогущий Бог исцелит ваши раны и даст вам красоту небесную».

Царь жестоко казнил дочерей Софии, отказавшихся почитать идолов. Мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Затем похоронила их и 3 дня не отходила от могилы, пока Господь не послал ей тихую кончину и не взял её душу многострадальную в небесные обители.

Так 3 девочки и их мать показали, что верность Истине укрепляется в людях Благодатью Святого Духа, и что недостаток телесных сил не служит препятствием к проявлению силы духа и мужества.

Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в дар святой троице трёх добродетельных дочерей своих Веру, Надежду и Любовь.

Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, в месте с дочерьми была причислена церковью к лику святых.

Мощи святых мучениц Веры Надежды, Любови и матери их Софии с 777 года покоятся в Эльзасе в церкви Эшо.

Память святых мучениц Веры Надежды, Любови и матери их Софии празднуется 30 сентября.

В христианской традиции имена символичны – Мудрость выступает как мать трёх «теологических добродетелей».

София олицетворение лучших качеств Мудрости.

В иконах святых мучениц создан выразительный образ монументальной фигуры Софии, как укрывающей как покрывалом фигуры трёх дочерей. Композиция построена так, что изображение непроизвольно приобретает аллегорический смысл:

София-Премудрость предстаёт и как материнское лоно, соединяющее в себе добродетели, из которых главным являются вера, надежда, любовь, и как источник, от которого их приемлет мир. В кондаке святым мученицам Вера, Надежда и Любовь названы священнейшими ветвями Софии.

Святая София и её образ в Агни-Йоге

Отметим, что, пожалуй, лишь искусство способно органично совмещать вроде бы нестыкуемые ракурсы видения единой софийной реальности Космоса.

Существует удивительная работа Н.К.Рериха, отражающая обсуждаемую нами тему – «София –Премудрость». С одной стороны, по своей цветовой гамме, образному ряду и тематике они зачастую противоречат нашему повседневному опыту, но, с другой стороны, в них чувствуется глубочайшая жизненная правда.

Это и есть художественный взгляд на материальный мир «небесно-идеальным оком» Софии-Премудрости.

(Картина Н.К.Рериха «София»)

«София-Премудрость» (1932) ведёт свои истоки от православных христианских образов, хотя здесь Николай Константинович Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создаёт произведение необычайно динамичное и экспрессивное.

Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила — воеводы — предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии — диск солнца. Согласно традиции София держит закрытый список и «в нём неведомыя и сокровенные тайны Божии». Рерих раскрывает список. На нём — Знамя Мира и трижды повторенное древнее слово, что означает «свято».

В книге художника «Держава Света» в 1931 году было написано: «Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: «Да будет Свет.» Каков же будет Свет? и в чём будет заключаться огненный подвиг?

В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота». Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток следующим образом: «Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота». Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придёт новый мир.

Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Тот же знак — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских?Чинтамани — древнейшее представление Индии о счастье мира — содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны.

Он же на изображениях Гесэр хана и Ригден Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же — на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях.

Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для Знамени всеобъединяюшего был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов че­ловеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.

Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, — там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» — не прикасайся — не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.

(24 Мая 1939 г. Рерих Н. К. Листы дневника М.: МЦР, 1995. Т.2)

«Одно русло, одно знамя – Майтрейя, Матерь, Материя!»

Богоматерия — Божественная София — Тварная София

Из вышесказанного мы видим, что София-субстанция предстает в двух ликах или проявляется на двух уровнях: в виде Софии Божественной (Небесной) и Софии Тварной (Земной).

На уровне Божественной Софии это светящееся поле-первоматерия выступает в роли явной несущей основы идеально-информационных процессов.

На уровне же Софии Тварной — светящееся поле-первоматерия выступает скрытой сущей основой порождения всех материальных вещей и процессов.

В ряде религиозно-мистических традиций Софию в ее тварно-космическом проявлении изображают с лицом, скрытым вуалью, что символизирует ее потаенно-незримое присутствие в мире, спрятанное от простого человеческого взора за внешним хаосом и множественностью материально-телесных форм.

Процесс перехода от Софии Божественной к Софии Тварной иногда рисуется как ее спиральное нисхождение (как бы «проваливание») в собственные потенциально-темные несущие глубины со все большим хаотически-энергетическим «отемнением» и «оплотнением» ее светоносной первоматерии. Опираясь на высказанную ранее гипотезу о строении Вселенной по принципу листа Мёбиуса, механизм перехода от сверхпространственного и сверхвременного бытия Небесной Софии к бытию Софии Земной можно интерпретировать как «выворачивание» субстанциального «листа» наизнанку, где потенциальная пространственно-временная множественность актуализируется в доминирующей стихии несущего, а идеально-информационная структурность и связность, напротив, приобретает латентный характер.

Таким образом целью творения и эволюции Софии Тварной является появление человеческого сознания, способного к проявлению и преумножению идеально-информационных сокровищ Космоса.

Божественная София как бы внутри и изнутри себя рождает Софию Тварную — того любимого, но неразумного «слепого ребенка», который может отпасть от Матери и даже начать противодействовать ей в лице эгоистического и плотско-потребительского человеческого существа, а может в ходе своей эволюции — и опять-таки за счет человеческой воли и действия — слиться с Матерью и даже обогатить своим творчеством во Вселенной  исходный замысел о мире в Божественном Уме.

Не исключено, что сегодня начинает сбываться предсказание учения Агни-йоги, что именно в научных лабораториях будет экспериментально обнаружена и исследована всеначальная психическая энергия мироздания.

В онтологическом плане София-субстанция предстает в двух ликах или проявляется на двух субстанциально-энергетических уровнях: в виде Софии Божественной (Небесной) и Софии Тварной (Земной). Образно говоря, одним своим ликом Божественная София повернута к совершенному «смысловому солнцу» Божественного Ума; а другой ее лик направлен на нее саму, а вернее на ее собственные меонально-темные глубины, из которых должен возникнуть физический Космос.

Соответственно в антропологическом плане София предстает как Мировая Душа, посредник между Божественным Умом (сферой Духа) и физическим Космосом (Телом).

Используя всеобщий классификационный принцип (Дух-Душа-Тело), можно схематически изобразить уровни бытия Софии-Мировой Души следующим образом (см. рис.)

Природа, таким образом, насквозь одушевлена и софийна, а человек разумный, причастный к бытию всех «трех миров», несет нравственную ответственность за проявление и гармонизацию всей космической основы и земной жизни. Его дурные поступки и мысли вносят дисгармонию и хаос в мировой процесс.

Прямая связь природных катаклизмов на Земле с деятельностью человека и состоянием его психической жизни сегодня получает все большее научное подтверждение.

Человек, потенциально приобщенный к жизни Мировой Души и наделенный «искоркой» Божественного Ума, способен просветлить и одухотворить собственную плоть до светоносно-материального состояния и перейти на более высокий энергетический уровень существования.

О том, что это фактически возможно свидетельствует исторический опыт святых праведников и подвижников, «стяжавших благодать Св. Духа и ософиенных в земном теле своем».

По учению русского космизма, человек есть существо — лучистое («софийно-лучистый» человек), но получить право на сознательное бытие-сотворчество с Великой Матерью Мира он может только в том случае, если в материально-телесном существовании на Земле сумел прожить жизнь, соответствующую его духовно-идеальной природе. Что это значит? Он способствовал изживанию хаоса в природно-телесном организме Софии Тварной и, проявляя, преумножал в свободных актах творчества идеально-информационный организм Софии Божественной. Человек наделен даром сознания и волен проявлять творческие способности.

В перспективе София — Мировая Душа должна пониматься не только как творящая субстанция Космоса, но и как ключевой пункт его обратного возвращения в стихию Божественного Ума (или в Царство Духа).

Посредством искупающего и просветляющего соборного творчества человека в мире — исходный Божественный замысел о нем сбывается и преумножается.

Субстанция Божественной Софии актуально проявляется на уровне Богоматерии — тех светоносных (вернее, огненноносных), духонесущих «стен Небесного Иерусалима», где грядущему «лучистому человечеству» суждено обрести совершенную — духо-душевную — форму существования, и слиться с Абсолютом.

Также София предстает как реально существующая Соборная Личность, имеющая Лик Вечной Женственности и задающая идеал сознательно — творящего и нравственно — гармонического духо — душевного бытия в Космосе. Она есть символ абсолютной Непорочности и Чистоты помыслов; абсолютной Первозданной Красоты и Совершенства; и самое главное абсолютной подвижнической Любви, Доброты и жертвенного Материнства.

Парадокс так называемой «свободы выбора», понимаемой как «делай, что хочешь», в том и состоит, что… ее нет. Это лишь философская иллюзия и утешение земного человеческого эго, ибо выбор подлинного нашего космического Я хотя и доброволен, и сознателен, но вместе с тем всегда необходим и однозначен. И наоборот: чем больше у человека иллюзий свободы выбора, тем менее он софиен, тем ниже стоит на лестнице духовного восхождения и тем более материально-превращенный, несущее-суетный характер носит его земная жизнь.

Бытие Божественной Софии как идеально-соборного деятеля воплощает идеал радостного принятия и добровольного исполнения непреложных Нравственных Правил Космической Игры, где только сердце является безошибочным «поводырем». В этом плане совсем не случайно подчеркивают, что Небесная София есть воистину Сердце «трех миров», источник, средоточие и цель психодушевной мировой жизни. К ней, как к Ходатайнице и Заступнице рода человеческого, обращаются христиане в минуты скорби; к ней, как к «живому источнику мировой чистоты» (П.А. Флоренский) направляли свой взор Сергий Радонежский и Серафим Саровский — великие подвижники и хранители Земли Русской.

Созерцать прекрасный Лик Божественной Софии не дано простому человеческому глазу, ибо только «чистота сердца, девственность и целомудренная непорочность есть необходимое условие, чтобы узреть Софию-Премудрость», но каждая земная женщина, по тайному существу своему, является единичной персонификацией Божественной Софии, тем «одиночным лучом», что исходит из ее всеобъемлющего и сострадательного Сердца.

Осознать духовно-космическое измерение своего личного бытия, явить в мире всю красоту и творящую мощь «луча» Святой Софии — такова сверхзадача, которая стоит перед женщиной в наступающую эпоху. Женщина, и особенно русская женщина, интуитивно ближе к «родникам» Космоса, нежели мужчина с его холодным эгоизмом и рассудочно-ущербным логосом.

Грядущее софийное преображение человеческого сознания и тела будет, по-видимому, не столько результатом мистических упражнений и даже научных экспериментов, сколько плодом будничного усердия простой человеческой души.

Софийный (одухотворенный и радостный) труд и софийная (дружная и упоенная взаимной любовью) семья — это могучие земные источники актуализации софийных энергий Космоса; и именно женщине — прекрасной возлюбленной, огненной вдохновительнице на подвиг, верной жене и заботливой матери — суждено сыграть в их становлении решающую роль.

В этом плане Богородица Мария есть уже сбывшийся на Земле Небесно-Софийный Идеал прекрасного и возвышенного женского пути, точно так же как дружная семья Рерихов есть уже сбывшийся в истории образец софийного труда и софийных семейных связей.

Чем больше в сердце нравственных накоплений и импульсов к добру, тем более глубокие и тонкие информационно-смысловые пласты реальности (вплоть до чисто смысловой стихии Божественного Ума) открываются перед ними и тем больше появляется возможностей для всесторонней самореализации человека как духовно-космического существа. Можно и наоборот: быть изощренным интеллектуалом с неразвитой душевной жизнью и в результате пробавляться познанием смутных отблесков «светоносной ткани» Божественной Софии.

В конечном счете — и об этом единодушно говорят все по-настоящему глубокие духовные учения — именно человеческое сердце образует живое средоточие софийных энергий бытия и познания. Оно — важнейшее средство нашего укоренения на «Небесной Земле», но подобное умудренное возвращение в «исконную обитель» Божественной Софии станет для всех нас явью только тогда, когда мы сознательно обустроим и сердечно просветлим нашу родную Матушку-Землю — ту ипостась бытия Софии Тварной, которой мы обязаны своим телесным рождением и таким поучительным историческим существованием. София! — звучит для нас как призыв к подвигу. Подвига строительства Храма духа человеческого.

О Вечный Свет, который лишь собой

Излит и постижим и, постигая,

Постигнутый, лелеет образ свой!

(Данте «Божественная комедия»)

Представление о Святой Софии как Премудрости Божией в православной традиции

Премудрость Божия – творчески созидающий высший разум – и мудрость человека несопоставимы между собою. Но разум человека может подняться до определённого уровня по отношению к мудрости Божества, ибо Христос – Богочеловек соединил в своём лице совершенное Божество и совершенное человечество.

Премудрость – неутолимая жажда познания мира – притягивает к себе мыслительные взоры человечества на протяжении всей его истории. Устройство, организация Сущего, Бытия, всеохватно может быть разделено на несколько уровней: естественно-природный – от космического макромира до элементарной частицы микромира, геополитический – в масштабах, и социальный – от государства, народа, нации от отдельного, организованного в самом себе индивидуума.

Тема Софии Премудрости Божией является частью христианского вероучения. Человечество познавало благодать богообщения через учение Христа на протяжении двух тысячелетий, а Россия – в последнее тысячелетие. Этим же сроками, и даже несколько более краткими, ограничено и развитие естественных наук, если не принимать во внимание натурфилософию. И хотя шли они разными путями, отмечается довольно ощутимое сближение двух направлений духовной деятельности человечества. Учёные-материалисты получают всё более убедительные доказательства существования некоего высшего (вне рамок человеческого) Разума, тогда как, с другой стороны, в области веры, богопознания и гуманитарных наук возникают вопросы, требующие ответа на уровне современной цивилизации. Поскольку понятие Премудрости Божией Софии связано преимущественно с областью нравственной жизни, этические проблемы оказываются в центре внимания такой отрасли науки, как софиология.

В ветхозаветной традиции понятие Премудрости обозначает женское начало в Боге. Позднебиблейская литература (книга «Премудрость Соломона», «Книга притчей Соломоновых», «Премудрость Иисуса сына Сирахова») даёт образ «Премудрости Божией», описанной как личное, олицетворённое существо. Она выступает как девственное порождение верховного Отца, до тождества к Нему близкая: «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя» (Прем.Сол. 7:25 след.), вышедшее «из уст Всевышнего» (Иис.Сир. 24:3; срв.) Можно сравнить с образом Афины — тоже девственницы, появляющейся из головы Зевса. Как греческое слово «София», так и соответствующее ему древнееврейское слово — женского рода, и в пассивном образе «чистого зеркала действия Божия» (как определяется София) угадываются женские черты. Премудрость в своём отношении к Богу есть Его демиургическая, мироустрояющая воля. Она описывается (Притч. 8:27-31) как «художница», по законам божественного ремесла строящая мир, что снова сближает её с Афиной.

Представление о Софии как о «Премудрости Божией» получило особое развитие в Византии и на Руси. В русской религиозной философии 19-20 вв. учение о Софии развивали В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский.

Понимание символа Софии нельзя рассматривать в отрыве от исторической среды в недрах которой зарождалась религия и литература, которые несут на себе отражение всех этапов в становлении понимания софийности. Книжная культура и вслед за ней литература Древней Руси периода раннего Средневековья были тесно связаны с возникновением и развитием древнерусской нации и Русской земли.

Становлению же нации способствовали, в свою очередь, контакты Руси с христианскими народами, прежде всего с мировой империей византийцев.

Именно византийская культура и литература в русле ранней кирилло-мефодиевской традиции способствовали возникновению оригинальной древнерусской словесности.

Очень близки исторически византийская философия и философия Болгарии, Сербии, Хорватии. Первые мастера в период крещения Руси для строительства и росписей храмов часто приглашались из этих стран.

Так христианство на Руси усваивает личностное понимание Софии. Ориген описывает её как хотя и «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого», но в то же время как «одушевлённое и как бы живое».

В раннюю эпоху развития христианства представление о Софии сближалось с ликом Христа-Логоса (1 Кор. 1:24) прямо определяет Иисуса Христа как «Божию силу и Божию премудрость»), а затем соотносит и с третьей ипостасью Троицы — Духом Святым (понятие женского рода в семитических языках и близкое Софии в аспектах игры, веселья, праздничности). Подчёркиваются также аспекты Софии, связанные с идеей человеческой общности.

В латинской христианской литературе термин «Софии» вытесняется обозначением мистически понятой «Церкви», и поэтому «софиологии» католическая традиция почти не знает.

Иначе в Византии, где большое значение получило развитие образа Софии как символа теократического принципа, и на Руси, куда христианство пришло под знаком Софии. Митрополит Илларион описывает крещение Руси как приход «Премудрости Божией», т. е. Софии.

Святой Софии были посвящены построенные в XI в. три главные русские церкви — в Киеве, Новгороде и Полоцке. Позже были воздвигнуты Храмы, посвящённые Софии, в Вологде и Тобольске.

Многозначность слова «премудрость» обнаруживается и в Новом Завете. Здесь можно выделить три его значения:

1) в обычном широком смысле мудрости как добродетели: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви…»(Лук. 2:52);

2) в отношении к Сыну Божию как ипостасной Премудрости Божией: «Мы проповедуем Христа распятого…Христа Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23,24);

3) в значении Премудрого Домостроительства Божия: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!.. кто познал ум Господень, или кто был советником Ему» (Рим. 11:33,34).

Значение изображения Софии — Премудрости Божией объясняют словами Притчей Соломоновых: Премудрость создала себе дом и утвердила столпов семь Итак Божия премудрость есть Господь, создавший Себе дом. Этот дом в смысле более широком знаменует Церковь Божию, а в более тесном смысле — Матерь Божию, как одушевленный храм Спасов. В песнопениях в Богородичные праздники православная Церковь называет Матерь Божию домом, свитком, горою, вратами и другими пророческими именами.

Таким образом слова: Премудрость создала Себе дом — означают пресвятую Деву Mapию, чрез которую Бог для спасения Mиpa облекся естеством человеческим и стал видим. Слово стало плотию и обитало с нами; и мы видели славу Его, славу, как Единороднаго от Отца (Иоан. I, 14)

Иконографическое изображение Софии

и икон Софийного круга

В последующее время Иконографическое решение образа Софии усложняется в связи с изменением общего развития искусства. Процесс развития перешёл в новое качество. Усиливается содержательная, литературная сторона.

Чаще иконы, посвящённые Софии писались в дар и на благословение царю, патриарху и архиереям. В царских хранилищах Кремля, по описям, было много икон Софии.

Москва, признав Софию новгородскую как святыню, выражает своё отношение к ней созданием икон с общерусскими святыми.

Роспись Царских палат в русской софиологии, в истории осознания Софии как творческого божественного начала, в аллегорической форме выражающая идею Премудрости Еммануила как покровителя православного государства, достойна быть названа эпохальной.

В древнерусской письменности, как и в искусстве, тема Софии Премудрости Божией разрабатывалась особенно интенсивно. Такого множества литературных толкований и икон Софии, как на Руси, причём в различных редакциях и в различной иконографии, мы не встретим нигде. По справедливому замечанию академика А.Н. Грабара, ни один иконографический сюжет не связан так тесно с религиозной историей России, как София Премудрость Божия: начиная с древнейших времён и до наших дней она является темой, испытывающей проницательность комментаторов. А это свидетельствует о таких качествах русского православного человека, как желание осмыслить самую суть Веры и самого Бытия.

На первом и втором Вселенских соборах установлено определение, получившее силу догмата: Премудрость Божия есть второе лицо Троицы Иисуса Христос. София – творческое свойство ипостаси второго лица Троицы.

На фреске Софии Константинопольской скорее всего был изображен ангел- «страж храма», о явлении которого рассказывается в «Сказании о Святой Софии Цареградской».

Другие ученые считают основным прототипом выдержанную в античных традициях ангелоподобную фигуру с хартией или книгой в руке, снабженную надписью «София», — такой предстает Премудрость на миниатюре Псалтири в Парижской библиотеке. В византийском и древнерусском искусстве известны изображения Софии в виде аллегорической фигуры — как самостоятельные, так и в составе сложных символических композиций.

Теплый и светлый культ Матери Божией, столь разительно отличающийся от католического аскетически-эротического почитания непорочной Девы Марии, находит свое естественное библейское основание в учении о Софии как о предвечном замысле и одновременно живой душе тварного мира, полной красоты, премудрости и совершенства. Богоматерь Мария есть как бы полнота Софии в земном творении, то есть предельная одухотворенность тела и предельно гармоничная телесная жизнь духа.

Именно софийно-богородичные аспекты православного вероучения, делающие упор не на изоляцию человека от греховного мира и плоти, а на необходимость их сердечного просветления и одухотворения, с самого начала оказались глубоко органичными для российской этнокультурной почвы, что проявилось не только в особенностях церковной жизни, но и в зодчестве (первые храмы на Руси посвящены Святой Софии), и в живописи (софийно-богородичные темы русской иконописи поражают своим богатством и разнообразием).

Силой женской любви, состраданием и верностью долгу во многом стоит и крепится русская Земля.

На русской почве к XV-XVI вв. складывается богатая иконография Софии. Главным источником иконографии считают изображение Христа в ангельском образе.

София имеет облик Ангела; её лик и руки — огненного цвета, за спиной — два крыла.

Несколько отличаются изводы иконы, посвященные Софии в разных местностях. Выделяются изводы с небольшими отличиями: Киевский, Новгородский, Рязанский, Ярославский (особенность изображения Богоматери на иконе — отсутствие традиционной фигуры Младенца в ее лоне) и Московский.

Начиная с XVII в. в традициях изображения Софии нередко образ Софии сближается с Богоматерью. Отождествление Софии с Сыном-Логосом близко иконографии Иисуса Христа — Ангела Великого Совета.

В отличии от того, что мы наблюдаем в Калининградской области (в Храме набор икон как собрание сокровищ на определённую тему, внутренних росписей нет) на Руси осуществлялось комплексное возведение Храмов. Общим замыслом охватывалось не только форма храма, вид куполов, но и наружное и внутреннее убранство. Для выполнения настенных росписей приглашались нередко мастера из Византии, славянских стран – Болгарии, Сербии, Хорватии,

Те, кто принимал решение, и осуществлял его, были людьми высокообразованными, знатоками темы, мудрецами. И тогда весь Храм от его формы до завершающей росписи представлял единое целое и был проникнут единой идеей и показывал чему посвящён:

  • София –Логос небесного пира
  • София – Богородица
  • София – Христос
  • София – Архангел (уникальный образ).

Войдя в такой Храм можно было увидеть весь путь души. В нашем рассматриваемом случае – путь создания храма в душе человеческой, путь восхождения.

Полагают, что именно ангел, а не храм является олицетворением Премудрости, но в толкованиях храм также выступает как символ Премудрости.

Соборность – дух русского православия.

Где чаще всего можно увидеть роспись Софийного круга?

В алтарной части (священное место храма), в купольной части и на паперти.

«Тайная доктрина» о Софии

Софи́я, Прему́дрость (греч. Σοφια «мастерство», «знание», «мудрость», понятие в античной и средневековой философии, иудаизме и христианстве, выражающее особое представление о мудрости или олицетворенная (воплощенная) мудрость.

Женский Логос гностиков; Вселенский Разум; и женский Святой Дух у прочих.

Ориген описывает ее как хотя и «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого», но в то же время как «одушевленное и как бы живое».

Если по отношению к Богу София — пассивно зачинающее лоно, «зеркало славы Божией, действия Божия», то по отношению к миру это — строительница, созидающая мир, как плотник или зодчий складывает дом как образ обжитого и упорядоченного мира, огражденного стенами от безбрежных пространств хаоса; мироустрояющая воля.

Поэтому дом — один из главных символов библейской Премудрости.

С метафизической точки зрения София есть подлинная субстанция Космоса; абсолютная порождающая основа всех его относительных форм, лежащая в фундаменте всех своих единичных проявлений и неотрывная от них.

Логос — означает Первое Слово, рождающееся из Безмолвия. Это Первый Звук, посредством которого зачинается Вселенная, это вибрация, или движение Космической Энергии.

Логос — это также первозданный Свет — Ур, ибо Свет есть движение Материи. Это Свет не физический, это Свет Разума. Этот Свет есть также Божественная Мысль, дающая начало длиннейшему процессу созидания Космоса. Так, Логос есть олицетворение Космического Разума.

Логос — Творческое Слово, то есть слово, несущее в себе Идею.

ЛОГОС Он же ГЛАГОЛ, есть БОЖЕСТВЕННЫЙ ХРИСТОС, который вечен в Лоне Отца Своего.

При первой дифференцирующей вибрации субъективное начинает эманировать (или ниспадать подобно тени) на объективное и становится Матерью Мира, от которой берет начало Логос, являясь одновременно и Сыном, и Богом-Отцом. Будучи оба непроявленными первый представляет собой ПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ, а второй СИЛУ.

Логос есть единственный центр энергии.

Логос или Творящее Божество – «Слово, ставшее Плотью».

         Прежде чем начать работу над строительством Космоса, Логос создает проект всей системы, долженствующей проявиться Вселенной, какой она должна быть с начала и до своего конца. Он создает «прообразы» всего, что будет, — прообразы всех форм и сил, всех эмоций, мыслей и интуиций, и определяет, как и через какие стадии они должны осуществиться в эволюционной схеме Его системы. Таким образом, еще до возникновения Вселенной вся ее целостность заключается в Космическом Разуме, существует в Нем как идея — все, что потом выливается в объективную жизнь в течение всего последующего процесса строительства.

         Проект всего, что будет происходить в будущей Вселенной, создается не произвольно, не по прихоти Логоса: все эти первообразы — плоды предшествовавшего Космоса. Создавая проект Вселенной для новой Манвантары, Логос вызывает эти идеи из Небытия, в которое они канули в начале кончившейся Пралайи. Все эти первообразы, вызванные к новому Бытию, будут посевом для будущего Космоса лучшего и более совершенного по сравнению с предыдущим. В этом основа Эволюции.

ЛОГОС троичен, но един по сути. ТО из чего рождается Первый Логос, названный Вечным Матерью – Отцом, является Мировым Яйцом.

Мировое Яйцо, окруженное Семью оболочками, слоями или зонами. В этом Мировом Яйце и зародился Брама, как Мужское Начало.

  • Первый Логос: Безличный, и в философии – Логос Непроявленный, предтеча Проявленного. Это есть «Первопричина», «Бессознательное» европейских пантеистов.
  • Второй Логос: Дух-Материя, Жизнь; «Всемирный Дух», Пуруша и Пракрити.
  • Третий Логос: Космическая Мысле-основа, Махат или Разум, Космическая Всемирная Душа; Космический Нумен Материи, основа разумных проявлений Природы и в Природе, также называемый Маха-Буддхи.

Третий Логос: Космическая Мысле-основа, Махат или Разум, Космическая Всемирная Душа; Космический Нумен Материи, основа разумных проявлений Природы и в Природе, также называемый Маха-Буддхи.

Все Логосы горят единым Пламенем, и это Единое Пламя есть Матерь Семи Сыновей, Огненная Субстанция Беспредельного распространения, единая Творческая Сила каждой Сущности.Логосы всех стран и религий в половом отношении соответствуют женской Душе Мира или Великой Бездне, Божество, которому эти Двое в одном обязаны своим бытием, вечно сокрыто и называется Единым Сокровенным.

Точка (ЛОГОС) есть начало и Единица, от которой исходит вся числовая система. Эта точка – первичная причина. Точка внутри Круга не была еще Строителем, а лишь причиной этого Строителя.

Тайная доктрина гласит: Логос – первое проявление Парабрамана (аспект). Когда он выявляется в бытие, как сознательное существо… с его объективной точки зрения Парабраман является ему как Мулапракрити. Мулапракрити так же материальна для него, как любой другой предмет материален для нас. Парабраман не может быть видим, Логос видит его через наброшенный на него покров, и этот покров есть мощное распространение Космической Материи. Парабраман после своего проявления с одной стороны, как ЭГО, с другой – как Мулапракрити, действует как единая энергия через Логос.

Это Троичная Ипостась. Четверица же образуется добавлением животворящего Света, изливаемого Логосом (Семь Строителей).

Этот Свет Логоса есть «Семь Сынов Божественной Софии» и их бесчисленные эманации, центры олицетворенной энергии. Все создано через этот С В Е Т.

Корень умственного «Я» является также корнем физического «Я», ибо этот Свет в нашем проявленном мире есть лишь видоизменение Мулапракрити, называемой в Ведах Адити. В своем третьем аспекте она становится Вак, Матерью и Дочерью Логоса, подобно тому, как Изида есть Мать и Дочь Озириса-Гора, и Мут – Дочь, Супруга и Матерь Амона в египетском Лунном Символе. В Каббале Сефира то же самое, что и Шекина, и в другом синтезе является Супругою, Дочерью и Матерью Небесного человека, Адама Кадмона и даже тождественной с ним, как и Вак тождественна с Брамой, и именуется Логосом Женского Начала. В Риг-Веде Вак есть «Мистическая Речь», посредством которой Оккультное Знание и Мудрость сообщаются человеку, и потому сказано, что Вак «вошла в Риши».

Она «рождена Богами»; она — Божественная Вак, «Царица Богов»; и она, подобно Сефире с Сефиротами, приобщается к Праджапати в их творческом труде.

Кроме того, она именуется «Матерью Вед», ибо «через ее мощь (как Мистическая Речь) Брама раскрыл себя и, благодаря ее мощи, он создал Вселенную»: то есть, через Речь и слова, синтезированные в «Слове» и числах.

Говоря о психической энергией, мы говорим о той же Софии мира эллинов или Сарасвати индусов. Святой Дух христиан являет признаки психической энергии так же, как созидающий Адонай Израиля и Митра, полный солнечной мощи. Конечно, никто не сомневается, что Огонь Зороастра есть Огонь Пространства, который мы изучаем.

Как уже сказано, Адити-Вак есть Логос Женского Начала или Глагол, Слово; и Сефира в Каббале является тем же самым. Эти Женские Логосы в их нуменальном аспекте суть соотношения Света и Звука и Эфира, что доказывает, насколько древние были хорошо знакомы, как с физической наукой, как она известна сейчас современному миру, так и с зарождением этой науки в духовной и астральной областях.

Тема Софии — Премудрости Божией

в русской  философии

Историко-культурные исследования показывают, что одним из главных объектов поклонения в славянском язычестве служит Мать-Земля, воплощающая женское — рождающее и хранящее — начало Космоса.

Пантеон славянских богинь, отражающий различные аспекты материнского культа, чрезвычайно разнообразен: Мокошь, Жива, Лада, Лель, Кострома, Дивия. Отголоски этих древнейших представлений, свойственных многим этносам евразийского материка, сохраняются в русских деревнях вплоть до XIX в., ибо достаточно органично сочетаются со столь характерным для православия почитанием одухотворенного материнства, бескорыстия и сострадания в лице Богородицы. Нередко Мать-Земля напрямую сопрягается в устном народном творчестве с Богородицей Марией, ибо она так же любит своих детей, обеспечивает им материальное благополучие, дарит душевное здоровье, стойкость и веру. Русские богатыри, припадая к земле, набирались новых сил; крестьянин, обращаясь к ней с молитвой, надеялся на сердечный отклик и щедрый урожай. При этом культ Земли и культ Богородицы никогда полностью не сливались в русском народном сознании, обнаруживая скорее иерархическое соподчинение. Известен стих из «Голубиной книги»:

В свете вышеизложенного неудивительно, что русская философия сделала богословско-мифологическую категорию Софии предметом самого тщательного анализа, ведь одна из важнейших функций философии в культуре — служить средством рациональной реконструкции краеугольных нравственных и эстетических оснований национального бытия. Однако обращение отечественной философской мысли к софиологической проблематике стимулировалось не одним лишь культурно-познавательным интересом. Как справедливо отмечает В.В. Зеньковский, сама внутренняя логика развития «метафизики всеединства», заложенная трудами В.С. Соловьева, заставляла отечественных мыслителей обращаться к идее Святой Софии. Дело в том, что без софиологической проблематики нерешенными оставались ключевые проблемы построения целостного религиозно-философского мировоззрения.

              Во-первых, систематическое мышление всегда искало посредствующее звено между вечным, единым и духовным бытием Бога и тварно-временным, материально-множественным миром.

Во-вторых, просвещенному религиозному сознанию рубежа XIX-XX вв. необходимо было найти смысл как в естественной эволюции природы, так и в человеческом телесно-земном существовании, т. е. философски оправдать материальные начала бытия.

В-третьих, русской философии в силу ее исконной всеединящей направленности нужно было преодолеть односторонний западный рационализм и наукоцентризм за счет признания фундаментальной роли религиозного опыта и интуитивно-сердечных форм постижения мира.

В-четвертых; самым интересным аспектом для нас с вами в преддверии и в предчувствии космической эры является понятие человека как космопланетарного духовного существа и определение историософские перспективы существования земного сообщества. Вот что волновало философов.

На эту тему труды свои писали: Иоанн Дамаскин, Анастасий Царьградский, Дианисий Ареопагит, Зиновий Отенский, патриарх Филарет, Кирилл Истомин, Игнатий Римский-Корсаков и другие.

При явной теистической направленности софиологических изысканий было бы, однако, глубоко ошибочным считать, будто идея Софии не имеет эвристического значения для рационального решения общезначимых (в том числе и для материализма) философских проблем. В дальнейшем будет предпринята попытка показать, что именно идея Софии и структурно связанные с ней категории помогают последовательно преодолеть жесткую дихотомию материального и идеального, телесно-физиологического и психического в понимании человеческого существования и познания.

Отметим и еще один примечательный момент. Истинная философия всегда живет духом метафизического дерзания, т. е. бесстрашной устремленностью разума к познанию последних оснований сущего. Стремясь к целостности и завершенности своих метафизических построений, философия нередко опережает свое время, как бы «забегает вперед», продуцируя посредством своего всеобщего категориального языка такие универсальные смысловые модели миропонимания, которые не могут быть практически проверены на данном уровне научно-технического развития общества. Большая часть подобных концептуальных схем так навсегда и остается плодом чисто умозрительных домыслов, составляя основное содержание истории философии как поучительнейшего компендиума заблуждений человеческого духа и одновременно блестящей школы творческого мышления. Некоторые философские идеи, которые зачастую воспринимаются современниками как нечто надуманно-абстрактное, вдруг обнаруживают на определенном историческом этапе свою поразительную прозорливость и глубину. Они не только получают при этом научно-теоретическую экспликацию и экспериментальное подтверждение, но сами в свою очередь начинают выполнять функцию систематизации, казалось бы, разнородного культурного и научного материала. Философия словно «заготавливает впрок» — к сожалению, в явно избыточном количестве — универсальные матрицы понимания, которые помогают последующей строгой научной мысли избегать ложных логических ходов и непродуманных обобщений.

Одной из таких метафизических «заготовок впрок» как раз и является богословско-философская идея Софии, которая по ряду позиций оказывается весьма созвучной процессам, происходящим в современной науке. Софиологические построения оказываются эвристичными в плане объяснения взаимоотношений между вещественно-энергетическими и информационными процессами в природе; при истолковании ряда фундаментальных физических понятий типа «вакуум», «сингулярность» и т. д. Наконец, богословско-философское учение о Святой Софии –Премудрости Божией – это один из духовно-смысловых ключей к пониманию сущности нарождающейся духовно-экологической цивилизации третьего тысячелетия, в переходе к которой именно России и именно женщине, суждено сыграть видную, если не решающую роль.

agniyogi.ru

Значение имени София (Соня), его происхождение, характер и судьба человека, формы обращения, совместимость и прочее

Имя Софья отличается импульсивностью и глубиной. Оно наделяет свою обладательницу чувственностью и серьёзностью. Не зря с древних времён это слово отождествлялось с мудростью, которая невозможна без достаточной глубины чувств.

Происхождение имени

Корни имени Софья уходят в Древнюю Грецию. В переводе это слово означает «мудрая». Аналогичное значение имя имеет и в латинском языке: «рассудительная», «благоразумная», «познающая».

В древности имя София (Софья) было широко распространено в аристократических кругах. Часто так называли девочек в честь бабушек, а когда те вырастали и обзаводились своими внучками, снова передавали своё имя «по наследству».

Формы имени София

Краткие формы имени:

Уменьшительно-ласкательные формы:

  • Софочка;
  • Сонечка;
  • Сонюшка;
  • Софьюшка;
  • Сонюша;
  • Софонька;
  • Софьюшка.

Сочиняя стихи о девушке с именем София, можно использовать такие рифмы: эйфория, ностальгия, стихия, Россия.

Фотогалерея: формы имени

София — полная форма имени Софья — синоним имени София Соня — самая распространённая форма имени София Сонечка — один из вариантов ласкового обращения к Софии

Имя Софья получило большую популярность в Византии. После принятия Русью христианства оно распространилось и на нашей территории. Поэтому именно такая форма (с мягким знаком) считается канонической в православии.

Транслитерация имени для загранпаспорта — SOFIIA.

Таблица: варианты имени на разных языках

Отчества, которые сочетаются с именем

С именем София гармонично сочетаются такие отчества:

  • Андреевна;
  • Борисовна;
  • Михайловна;
  • Константиновна;
  • Святославовна.
Таблица: зависимость характера Сони от её отчества

Варианты ников для социальных сетей

Создавая аккаунт в социальных сетях, София может использовать такие ники:

  • сочетание имени и фамилии (sofiya_rotaru, rotarusofia, sonya.rotaru);
  • объединение имени и рода деятельности (sofiya_kosmetolog, cakessofia, sonya.yoga);
  • обыгрывание ласковых вариантов обращения (sone4ka, sofochka, s0fiyushka).

Песни с этим именем: «Никита Рязанский» группы «Аквариум», «Сонька — ручка золотая» Виктора Королёва, «Тётя Софа» Филиппа Киркорова.

Видео: песня группы «Аквариум» о Никите Рязанском и святой Софии

Святые покровители Софии, даты именин

Девушкам с именем София покровительствуют такие святые:

  • мученица София Римская;
  • преподобомученица София Селивестрова;
  • преподобная София Хотокуриду;
  • мученица София Египетская;
  • княжна София Слуцкая;
  • преподобная София Суздальская.

Мученица София Римская пострадала за веру вместе со своими дочками: Верой, Надеждой и Любовью. По приказу императора-язычника девочек, самой старшей из которых было 12 лет, жестоко пытали, а затем казнили на глазах у их матери. София похоронила дочерей и умерла на третий день после их казни у могилы малышек.

София Римская — святая покровительница девушек с этим именем

Именины Сонечки празднуют:

  • 4 апреля;
  • 4 июня;
  • 17 июня;
  • 14 августа;
  • 30 сентября;
  • 1 октября;
  • 29 декабря;
  • 31 декабря.

30 сентября, в день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в старину отмечали как современное 8 Марта. В народе праздник назывался Бабьими именинами. Девушек поздравляли, они ходили друг к другу в гости. Обязательно нужно было помолиться (а ещё лучше — поплакать) о здоровье и судьбе своих родных и близких.

Характеристика и влияние имени

Положительные черты:

  • рассудительность;
  • энергичность;
  • инициативность;
  • целеустремлённость;
  • настойчивость.

София очень наблюдательная, она всегда знает, чего ждать от того или иного человека. Скрыть от неё обман никак не получится. Такая девушка волевая, амбициозная, всегда знает, чего хочет от жизни. Она приятный собеседник, с лёгкостью заинтересовывает других своими рассказами.

Негативные качества:

  • наивность;
  • инертность;
  • вспыльчивость;
  • высокомерие;
  • поспешность в суждениях и действиях.

Обладательнице этого имени свойственна чрезмерная жертвенность. Порой София настолько озабочена проблемами других, что напрочь забывает о своих собственных делах.

Сонечка в детстве

В детстве Сонечка очень активная, своенравная, и капризная. Эта девочка рано проявляет свой непростой характер. Любит подвижные игры, в компании друзей всегда стремится выделиться и привлечь внимание. Малышка любознательная и сообразительная. Проявляет вежливость к старшим и прекрасно ладит со сверстниками.

Соня — верный друг, она всегда поступает по справедливости, поэтому в компании именно ей дают право рассудить детей, затеявших спор. Она добродушная и оптимистичная, с такой девочкой всегда легко и весело.

Маленькая Соня активная и любознательная

Маленькая обладательница этого имени — большая фантазёрка. Она любит придумывать увлекательные истории, в которых добро всегда побеждает зло. Очень спокойная, часто пребывает в собственном иллюзорном мире. Тех, кто пытается высмеивать её мечты или вторгаться в её личное пространство, старается избегать.

В школе София учится далеко не лучше всех. Она успешна только в тех дисциплинах, которые смогли её по-настоящему заинтересовать. Но в то же время девочка способна искать ответы на самые сложные вопросы, не отступая, упрямо сопротивляясь трудностям. Отличный организатор, с удовольствием принимает участие в школьных соревнованиях и конкурсах.

Соня-подросток

В юности София активная и темпераментная, она постоянно жаждет новых впечатлений и открытий. Она уверена в себе и знает свои возможности, поэтому делает всё, чтобы добиваться высоких целей. Эта девушка не останавливается на достигнутом, всегда стремится к самосовершенствованию.

Добродушие и лёгкое отношение к жизни помогают Соне завоёвывать доверие окружающих и заводить крепкую дружбу. Эта девушка никогда не унывает, неудачи только делают её сильнее. Поэтому на пути к цели любые трудности ей будут по плечу.

В юности Софья проявляет энергичность, активность и добродушие

Искренность и доброта этой девушки может очаровать любого. Она верный друг, всегда придёт на помощь нуждающимся. В общении Соня очень вежливая, относится снисходительно к несовершенствам характера других людей. Однако обманщиков и предателей терпеть не станет, навсегда вычёркивает их из своей жизни.

Юная обладательница этого имени всегда знает, чего хочет добиться в жизни. Её задор и многогранность привлекают к Софии таких же простодушных и талантливых людей. Очень любознательная, никогда не прекращает совершенствоваться.

Как имя влияет на характер и судьбу взрослой женщины

По Павлу Флоренскому, София чувственная и скрытная. У неё сильная интуиция, но девушка не всегда доверяет своему внутреннему чутью. Умная и дисциплинированная, может найти подход к любому человеку. Соня никогда не навязывает своего мнения и не стремится поучать. Прекрасно справится с должностью руководителя. Её властность, предусмотрительность и ответственность помогают грамотно выстроить рабочий процесс. Обладательница такого имени отличается чёткостью суждений и точностью выражений, она не оставляет никаких недосказанностей.

Версия Менделеева гласит, что София может испытывать сложности в построении карьеры, но зато ей несказанно везёт в любви. Она обаятельная, остроумная и таинственная женщина, привлекающая внимание многих мужчин.

Обаяние и острый ум девушек с таким именем отлично демонстрирует история легендарной авантюристки Соньки Золотой Ручки (Софии Блювштейн). О её умении расположить к себе до сих пор ходят легенды. Она настолько искусно проворачивала свои аферы, что люди сами не понимали, как это могло случиться. Многое списывали на очарование девушки и её тонкое умение манипулировать чувствами окружающих. Говорят, даже на каторге Сонька легко очаровывала своих тюремщиков и благодаря этому трижды пыталась бежать.

По Менделееву, София — очаровательная и таинственная девушка

По Пьеру Руже, Соне присущи настойчивость, энергичность и целеустремлённость. В делах руководствуется исключительно здравым смыслом, может найти выход даже из самой сложной ситуации. Эта женщина очень непоседливая, всегда стремится к самосовершенствованию. Она жаждет признания, готова пойти на многое, чтобы достичь желаемого. Всегда хочет всё контролировать и быть в курсе важных событий. Обладает аналитическим мышлением и прекрасной памятью.

Дмитрий и Надежда Зима утверждают, что София — радушная хозяйка и ответственный работник. В любом деле проявляет терпение, умеет сдерживать свои эмоции. Такая девушка склонна к сочувствию, не лезет в душу. Если кто-то нуждается в её совете или поддержке, с удовольствием откликнется и поможет.

По Борису Хигиру, Соня серьёзно относится к работе, она предельно внимательна ко всем деталям. Такая девушка довольно упрямая, до последнего отстаивает свои интересы. У неё прекрасные отношения с родителями, старается поддерживать связь с родными и близкими. Носительница этого имени ни с кем не обсуждает свои планы на будущее, предпочитает решать всё самостоятельно. Ценит спокойствие и стабильность, но влюблённость может круто изменить её привычную жизнь.

Таланты и увлечения

София старательная и усидчивая, обладает навыками рукоделия, любить шить, вышивать, плести бисером и вязать. У неё отличный музыкальный слух и актёрские способности. Такая девушка открытая и коммуникабельная, у неё много друзей и знакомых из самых разных жизненных сфер. Любит путешествовать по различным городам в поисках приключений, а также отдыхать в шумной компании.

Карьера и бизнес Сони

Соня — креативная личность, её тяготит монотонность в работе. Это очень энергичная женщина, она стремится воплотить в жизнь множество своих гениальных идей. Обладательница этого имени может сполна реализовать себя в таких профессиях:

  • журналист;
  • автор сценария;
  • писатель;
  • актриса;
  • учительница;
  • художник;
  • дизайнер;
  • практический психолог;
  • культуролог, литературный или кинокритик, искусствовед.

Такая девушка — серьёзный и ответственный работник, она быстро и качественно справляется со своими обязанностями. Но София способна отдаваться своей работе полностью лишь в том случае, если испытывает к деятельности неподдельный интерес. В противном случае она будет вялой и раздражительной, что в конечном счёте приведёт к краху её карьеры. К выбору профессии относится осознанно. Любит частые разъезды и командировки.

София может реализовать себя в качестве журналиста, сценариста, писателя

Исполнительная, требовательная и независимая София привыкла рассчитывать только на свои силы и возможности. Поэтому может без чьей-либо помощи открыть собственное дело и привести компанию к успеху. Она пользуется непререкаемым авторитетом у подчинённых, всегда требует от них только того, чего придерживается сама.

Здоровье

В детстве София предрасположена к простудным и вирусным заболеваниям. Но в процессе взросления у неё вырабатывается крепкий иммунитет, способный противостоять различным инфекциям. Но такая девушка уязвима к заболеваниям желудка и суставов. Соне рекомендуется вести активный образ жизни и убрать из рациона вредную пищу.

София в любви и браке

Свободолюбивая и обаятельная София привлекает восхищённые взгляды многих представителей сильного пола. Эта хрупкая и нежная женщина нуждается в сильном и надёжном мужчине, рядом с которым она будет чувствовать себя как за каменной стеной. Соне важно, чтобы избранник её ценил и принимал такой, какая она есть, не пытаясь изменить.

Страстная, пылкая, и эмоциональная девушка мечтает о неземной любви. В интимной связи с партнёром ей не столь важны нежные прикосновения, как сладострастные комплименты. Чтобы заслужить любовь Софии, её избраннику следует рассказывать барышне о своих искренних чувствах.

Избраннику Софии важно постоянно напоминать любимой и своих чувствах

Замуж обладательница такого имени иногда выходит от безысходности и одиночества. Из-за этого первый брак Сони может сложиться неудачно. Ей важно осознать, что связывать себя узами брака стоит только с человеком, которому она любит и доверяет. Ни в коем случае причиной для свадьбы не может выступать страх перед будущим.

В семейной жизни с Софией непросто. Она стремится контролировать супруга и диктовать ему свои условия, что обычно воспринимается мужчиной крайне негативно. Дети для носительницы такого имени — гордость и отрада. Они скрашивают жизнь Сони и придают ей смысл.

Муж этой девушки должен не только заботиться о благосостоянии семьи, но и уделять как можно больше времени своей жене. Иначе Софию может охватить апатия, и она замкнётся в себе. Обладательница такого имени способна простить своему любимому всё, кроме обмана и предательства.

Таблица: совместимость с мужскими именами

Значение каждой буквы имени

С — стремится к финансовому благополучию, чтобы жить достойно и ни в чём себе не отказывать. Готова совершать добрые дела, но лишь из корыстных побуждений. Ответственный работник. Проявляет излишнюю требовательность к партнёру.

Девушка, чьё имя начинается на букву С, стремится выделиться из толпы и использует для этого всевозможные средства. Она может тщательно следить за своей внешностью, эпатировать окружающих своим поведением или просто «покупать» внимание других людей, устраивая грандиозные вечеринки.

О — тонкое восприятие мира. Люди с этой буквой в имени способны к прорицанию, умеют предугадывать неблагоприятные ситуации и избегать их.

Ф — предприимчивость, настойчивость, уверенность в своих силах и выносливость. Очень креативные и разносторонне развитые люди. Они легко заводят новые знакомства. Но поведать свои тайны и переживания они готовы поведать немногим, предпочитая оставаться наедине со своими мыслями.

И — чувственность, добродушие и дружелюбие. Эти люди привыкли скрывать свои истинные чувства за цинизмом и расчётливостью, но на самом деле они очень романтичны и мягкосердечны.

Я — предпочитают быть независимыми. Люди, знающие себе цену. Стремятся к духовному развитию. Для них не так важно сохранить уважение окружающих, как не утратить собственную гордость.

Софья (вариант с мягким знаком): «Ь» в имени означает дружелюбие, отзывчивость, незлопамятность. Способность проявлять деликатность даже к тем людям, к которым испытывает неприязнь. Трудолюбие, внимательность и точность, способность обращать внимание на мельчайшие детали. В браке покладисты.

Пять букв в имени говорят о том, что человек прекрасно владеет собой. Обладает способностью тонко воспринимать красоту окружающего мира. Такая девушка очень талантливая и креативная. С лёгкостью заводит новые знакомства, привлекая окружающих своей многогранностью и таинственностью. При выборе спутника жизни для неё крайне важно чувствовать уважение избранника.

Таблица: соответствия имени

Когда родилась София

Зимняя София — очень темпераментная женщина, которая не привыкла скрывать своего отношения к чему-либо, она способна высказать всё, что думает, в довольно грубой форме. При этом девушка очень добродушная и заботливая, всегда готовая прийти на помощь. Её поддержка абсолютно искренняя, без каких-либо корыстных намерений.

Соня, которая родилась весной, отзывчивая, доброжелательная и эмоциональная. Она любит привлекать внимание окружающих, с ней можно быстро найти общий язык. Простодушие и оптимизм помогает такой девушке быстро завоёвывать расположение других людей.

Весенняя София отличается оптимистичностью и эмоциональностью

София, чей день рождения приходится на один из летних месяцев, своенравная и самоуверенная, она привыкла к роскоши, ни в чём себе не отказывает. Такая дама готова упорно трудиться, чтобы обеспечить себя всем необходимым. Умная и рассудительная, всегда уверена в своих силах и возможностях.

Осенняя София — чувственная и самоотверженная, способная отдать нуждающимся всё, что у неё есть. Такая девушка плохо разбирается в людях, поэтому её добротой часто пользуются. В такие моменты она очень огорчается и замыкается в себе.

Таблица: гороскоп имени

Известные женщины

Известные женщины с этим именем:

  • Софья Гиацинтова — советская актриса, а также театральный режиссёр;
  • Софья Ковалевская — русский математик;
  • София Блювштейн — легендарная преступница-авантюристка еврейского происхождения, известная под кличкой Сонька Золотая Ручка;
  • София Ротару — украинская певица;
  • Софи Лорен — итальянская киноактриса;
  • Софья Витовтовна — московская княгиня, супруга московского князя Василия I, дочь литовского князя Витовта;
  • Софья Муратова — российская спортсменка (спортивная гимнастика), заслуженный мастер спорта, двукратная олимпийская чемпионка, трёхкратная чемпионка мира, заслуженный тренер СССР;
  • Софья Губайдулина — российский композитор, автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов;
  • Софи Тёрнер — британская актриса;
  • София Маргарита Вергара — колумбийская и американская актриса, модель, телеведущая.

Фотогалерея: знаменитые Софии

Софи Лорен — итальянская киноактриса Софи Тёрнер — британская актриса София Блювштейн (Сонька Золотая Ручка) – легендарная преступница-авантюристка София Маргарита Вергара — колумбийская и американская актриса София Ротару — украинская певица Софья Витовтовна — московская княгиня Софья Гиацинтова — советская актриса Софья Губайдулина — российский композитор Софья Ковалевская — русский математик Софья Муратова — российская спортсменка

София — доброжелательная, отзывчивая женщина, склонная переживать за других больше, чем за себя. Обладательница такого имени ответственная, находчивая и рассудительная, при этом жизнерадостная и простодушная. Обычно в любом деле её ждёт успех.

  • Автор: Светлана Кузнецова
  • Распечатать

imena.guru


Смотрите также