Авторизация

Законы механики на благо человечества


Наука – зло или благо для человечества?

Наука – зло или благо для человечества?

Следует разобраться, не так ли?

Увеличивает ли наука количество добра в этом мире или преумножает зло? Велик соблазн подойти к этому вопросу с позиций «холодного исследователя», который прежде, чем сделать какие-то выводы, разложит всё по полочкам, определит, что входит в круг вопросов, исследуемых наукой, а что — в круг вопросов этики. И тогда можно получить ответ, что наука и нравственность никак не связаны между собой, что в науке нет вопросов добра и зла. Фундаментальная наука ищет истину, прикладная — технологии, отраслевая даёт основу новым образцам промышленного производства. Если же требуется дать этическую оценку результатов научной деятельности, то это невозможно сделать «изнутри науки», у неё нет для этого средств, языка, методики, да и цели её — не в этом.

И потому пусть ответ дают философы, независимые эксперты или кто-то ещё.

Закон Баланса: существует столько «+» , сколько и «-»

НАУКА НА ВЕСАХ ДОБРА И ЗЛА

Парадокс: Действительно весы всегда будут находиться в равновесии! Взять открытие законов механики, например, — это хорошо или плохо? Однозначно ответить невозможно, поскольку не сказано, для чего они применяются. Ещё в древности рычаг использовали как для строительства храмов, так и для конструирования метательных машин, предназначенных, в частности, и для разрушения тех же храмов.

Военные применения являются ведущим стимулом развития науки и в наши дни. В первой половине XX века потребность в боевых отравляющих веществах определила существенный прогресс химии. Никогда бы ядерная физика не получила такой колоссальной финансовой, организационной, технической поддержки со стороны государства, если бы не перспектива получения бомбы невообразимой разрушительной силы.

Как это ни парадоксально, но логически оправдать развитие военных применений науки можно и тем, что совершенствование оружия приведёт в конце концов к невозможности его применения, а стало быть — к полной его бессмысленности.

Итог:

Вот и получается, что наука сама по себе хотя не даёт ответа на вопросы о добре и зле, будучи вплетена в жизнь, оказывается теснейшим образом связанной с этими вопросами. Наука не отвечает на них, но в тоже время объясняет на основе включенных в себя законов, что всё в мире относительно, всё биполярно, как сама жизнь, как само существование.

Наука - часть жизни.

Наука и техника

Все, что Б-г создал в Своем мире. Он создал Себе во славу.

Поучения Отцов, 6:11

Техника использует Б-жественные силы, присутствующие в природе, с момента ее создания.

Ребе

В начале 50-х годов супружеская пара и их шестилетняя дочь удостоились аудиенции у Ребе. После беседы с отцом и матерью Ребе обратился к девочке: нет ли у нее вопросов к нему? Девочка обрадовалась возможности поговорить с Ребе, но родители советовали ей не отнцматьу него драгоценное время. Поддерживаемая хозяином кабинета, девочка с озабоченным видом задала ему свой вопрос: что он думает о ядерной энергии – хорошая она или плохая? «У тебя дома на кухне есть нож, – сказал Ребе. – Хороший он или плохой?» Маленькая собеседница ответила; «Это зависит от того, как его использовать. Если для того, чтобы нарезать продукты, он хороший. Если же для того, чтобы порезать кого-нибудь, он плохой».

– Это очень правильный, точный ответ, – одобрил Ребе. – То же самое можно сказать о ядерной энергии или о любой другой технологии, которую разработали люди.

техника: зло или благо?

Мы живем в высокоразвитом наукой мире. По сути, каждую минуту в течение всего дня, находясь дома, на работе или в пути, мы испытываем на себе влияние современной техники. Компьютерный век и информационная революция открыли для нас неограниченные возможности общаться практически с кем угодно, где угодно и когда угодно. Техника позволяет нам жить более комфортно и работать более эффективно. Но понимаем ли мы, как она влияет на духовную жизнь каждого из нас?

Научно-техническая революция, если задуматься даже над ее отдаленными последствиями, действительно ошеломляет. Но чтобы правильно оценить эту революцию и воспользоваться ее плодами, следует прежде всего определить, что она значит для наших личных судеб и судьбы мира в целом.

Сама по себе наука в моральном плане нейтральна. Она пытается представить нам объективную картину физического мира и его природных сил. Но наука не делает выводов относительно того, как мы должны распорядиться этими силами. Она не имеет дела ни с добром, ни со злом или с вопросами этики. В лучшем случае она подтверждает свои границы и признает, что не является основой или кодексом моральной доктрины.

Технику, как и всякую другую силу, можно использовать не только в созидательных, но и в разрушительных целях. Изобретение телевидения, компьютеров, лазеров, открытия в области ядерной энергии, медицины и биологии – все это примеры понимания и применения Б-жественньгх сил, которые проявляются в природе. Перед людьми была поставлена задача с помощью этих средств усовершенствовать мир, преобразовать нашу материальную среду в жилище духовности и Б-жественности.

Очевидно, что Б-г не создавал хлеба. Он сотворил солнце и землю, воду и семена хлебных злаков. Мы должны посадить эти семена, собрать урожай созревшей пшеницы, помолоть ее, смешать полученную муку с водой и выпечь из теста хлеб. А не мог ли Б-г так же легко дать нам хлеб уже в готовом виде? Конечно, мог. Но мы – Его партнеры в этом мире. Наша жизнь – это выражение доброй воли, а не предрешенный сценарий.

Б-г создал в природе могучие силы, чтобы мы поставили их себе на службу. Мы можем понять, как возникает энергия, как направить эти силы на благо человека, в качестве средства, позволяющего наполнить жизнь большим смыслом. С другой стороны, техника может оказаться средством для достижения корыстных, эгоистических и даже разрушительных целей.

почему важно понять технику

Маймонид писал: «Созерцая великие творения Б-га, приходишь к признанию Его бесконечной мудрости, что пробуждает глубокую любовь к Нему и желание быть с Ним связанным» (Маймонид, Кодекс Закона, Законы об основных принципах Торы, 4:12). Большинство технологий, разработанных в наш век (особенно в области, связанной с более элементарным, чем атом, строением вещества), позволили нам понять динамическое единство, связывающее вселенную и человека.

Даже для того, кто не понимает, как работает микросхема или электромагнит, результат подобной работы является очевидным свидетельством беспрецедентного союза человека с природой. С помощью современных средств связи мы можем мгновенно найти кого бы то ни было в любом уголке мира. Новейшие транспортные средства позволяют нам за несколько часов попасть туда, куда всего сто лет назад пришлось бы добираться долгие месяцы. Компьютеры за несколько секунд перерабатывают миллионы единиц информации для решения задач, которые раньше считались неразрешимыми.

Да, вся эта техника сберегает нам огромное количество времени и энергии, создает бесчисленные возможности для бизнеса. Но подобные преимущества следует рассматривать как побочные продукты техники. Истинное ее предназначение заключается в том, чтобы объединить весь мир, сделать его плодородной почвой для совместной духовной жизни. Это ответ на осознание научно-технической революции и того места, которое она нам отводит.

Радикальные изменения, происшедшие в науке и технике на протяжении жизни последних нескольких поколений, соответствуют предсказанию, сделанному две тысячи лет назад в классическом тексте мистицизма Зогаре (1:117а). Предсказание гласило, что в 1840 году начнется всплеск «низшей мудрости» – достижений в познании физического мира и возрастание «возвышенной мудрости» – духовности. Это возвестит об истинной цельности мира, ведущей к окончательному избавлению.

Рост, предсказанный в отношении мудрости обоих типов, ума и души, несомненно, произошел, но интегрировать эти сферы знания не удалось. Лишь путем компенсации научного духовным мы можем претворить мечту об идеальном будущем в функциональную программу общества, ибо подлинное единение может осуществиться тогда, когда взаимодействуют человеческие умы и души. Общение приводит к пониманию, понимание – к состраданию, сострадание – к естественному движению в направлении универсальности.

Научно-техническая революция – это на самом деле проявление действия руки Б-жьей. Рука, намеренная помочь нам ощутить Б-га как реальность нашей жизни. А поскольку время идет и совершаются новые открытия, мы все больше видим, как наука отражает и подтверждает истины Б-га, обнаруживая подлинную цельность мира.

Так, например, Б-жественная цель нынешней информационной революции, обеспечивающей человека беспрецедентной силой и возможностями, заключается в распространении знаний, в том числе духовных, что способствует объединению людей. Мы должны использовать современные бурно развивающиеся технологии не только для бизнеса или отдыха, но и для общения людей, для создания благодатной среды в сфере взаимодействия наших душ, наших сердец, наших мечтаний.

История показывает, что научной или интеллектуальной усложненности еще недостаточно для общества. «Мудрость», «знание» и «просвещение» – все это может быть легко извращено такими качествами человека, как надменность и жестокость. Высшей стадии развития мудрость достигает тогда, когда она соединяется с объективными критериями добра и добродетельной жизни, диктуемыми Б-гом.

Никогда это не было более справедливым, чем сегодня. Переживаемый в настоящее время технологический бум предоставляет человеку широчайшие возможности. Так, биотехнология открыла нам доступ к рычагам создания. Теперь мы можем осуществлять эффективное медикаментозное лечение новыми препаратами и, напротив, причинять вред, уничтожать. Только в уходящем веке мы были свидетелями разрушительных способностей различных технологии. Но часто техника, даже не предназначенная для разрушения, оказывается деструктивной или неоправданной.

Применение ручного труда сокращается с каждым днем. Мы располагаем современными машинами и механизмами, выполняющими работы, отнимавшие у нас много времени. Используем ли мы высвободившееся время, чтобы больше бывать со своими детьми или с теми, кто так нуждается в общении? Проявляем ли мы желание проводить занятия на каких-нибудь курсах или помочь, скажем, соседу? Или мы просто нажимаем на следующую новую кнопку, которая делает нашу жизнь еще более спокойной и удобной? Естественно, все испытывают потребность улучшать свою жизнь. Но мы должны компенсировать чудеса техники ответом на запросы потенциала своей души.

Эти проблемы приобретают все большую актуальность в нашем обществе. Несомненно, родители довольны, когда их дети обучаются работе на компьютере. В то же время они обеспокоены тем, что такое профессиональное обучение не дополняется более гуманным, духовным образованием. Безусловно, умение составить программу для компьютера очень важно. Но если учащийся недостаточно дисциплинирован и не вполне честен, он не сможет достойно применить это умение. Лучшие преподаватели и учащиеся пришли к выводу, что необходимо подвергнуть тщательному анализу неудачи, постигшие ранее существовавшие цивилизации. Из такого анализа становится очевидным, что никакое количество мудрости или техники не сможет поддержать системы ценностей, которая не способна воспрепятствовать проявлениям эгоизма и зла.

При всей нашей восприимчивости к достижениям техники, мы не должны забывать нашей высшей цели. Усовершенствовать научный поиск истины мы можем путем постоянно расширяющегося духовного поиска Б-жественности.

МОЖНО ЛИ ПРИМИРИТЬ НАУКУ И РЕЛИГИЮ?

Научно-техническая революция привела многих людей к отказу от веры в Б-га, заставила их отвергнуть свои верования перед лицом недавно открытых научных «истин». .Другие упорно придерживаются своих убеждений, отказываясь признать научные достижения. Эта битва достигла своего апогея в ХЕК веке, когда наука представлялась новой всемогущей «религией». Несмотря на известную просвещенность и попытки к примирению, для некоторых людей все еще существует разрыв между наукой и религией, как если бы одни области жизни контролировались Б-гом, а другие – законами науки и природы.

Но подобная тактика деления проблемы ошибочна. Поскольку Б-г создал мир и законы природы, которые им управляют, между Создателем и Его творением не может быть раскола. Законы природы вряд ли могут противоречить той схеме, по которой они были созданы. В конечном счете наука есть изучение человеком Б-жьего разума, поиски, направленные на познание законов, установленных Б-гом для управления физическим миром.

Сегодня наука учится познавать свое подлинное место. Если в прошлом научные выводы рассматривались как «законы» (со всеми консервативными значениями этого слова) природы, то современная наука больше не придерживается подобного догматического взгляда. Ученые соглашаются с фундаментальным индетерминизмом (отрицанием всеобщего характера причинности) в природе.

Однажды Ребе попросили дать оценку утверждению, приписываемому Эйнштейну (дело происходило при обсуждении индетерминизма, провести которое предложили специалисты по квантовой теории): «Б-г не играет в кости со вселенной». Ребе высказал мнение, что Эйнштейн неправ, так как Б-г не зависит от законов природы, которую Он создал. Интересно отметить, что это высказывание Ребе совпадает с аналогичным комментарием Нильса Бора: «Не говорите Б-гу, что Он должен делать».

«Принцип неопределенности» Гейзенберга – непредсказуемости как положения, так и скорости элементарных частиц, например, – воспринимается как присущий всему миру. Эта неопределенность не указывает на ограничение нашей способности производить измерения, а свидетельствует о специфическом характере природы. Иными словами, современный ученый больше не надеется найти в науке абсолютную истину,

Б 1934 году карл Попяер, занимавшийся философскими проблемами науки, предложил обсудить идею опровержимости (фальсифицируемости) любой научной гипотезы. Научной гипотезу делает возможность доказательства ее ошибочности. Например, утверждение «Б-г существует» не является научной гипотезой, так как оно не поддается опровержению. Ъ «Логике научного открытия» (1959 год) Поппер пишет: «Паука не есть система определенных, вполне доказанных положений. Пе является она и системой, которая постоянно движется к состоянию законченности (завершенности). Паука не есть знание. Она не может претендовать на достижение истины или даже не такого субститута, суррогата истины, как вероятность... Мы не можем знать, мы можем только предполагать. А наши предположения направляет не научная, мета-физическая (хотя и объяснимая биологически) вера в законы, в закономерные зависимости, которые можно обнажать/ открывать... Старый научный идеал гносеология (абсолютно достоверное, доказуемое знание) стал идолом- Требование научной объективности делает неизбежным то, что каждое научное положение должно всегда оставаться предположительным...»

Вслед за Гейзенбергом, утверждавшим, что законы физики элементарных частиц являются в лучшем случае вероятностными, и за Поппером, показавшим, как это справедливо для общей научной теории, Гедель продемонстрировал то же самое в математике. Из теоремы Геделя следует, что существуют значимые математические утверждения, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, ни теперь, ни когда-либо. Это происходит не потому, что человеческая мысль или знание не достигли достаточно высокого уровня, а потому, что сама природа логики делает людей неспособными принимать решения, независимо от возраста человеческого рода или от того, каким мудрым он стал. «Никакая аксиоматическая система, содержащая вычисления, не может демонстрировать свою непротиворечивость (совместимость). Вероятно, мы никогда не можем быть уверенными в том, что наша система непротиворечива. Любая подобная система должна иметь истинные утверждения, которые не доказуемы в пределах этой системы». Венгерский математик Эжен Пауль вигнер пишет в «Сообщениях чистой и прикладной математики» (1960 год): «Все законы природы являются условными утверждениями, которые позволяют предсказать некоторые события на основе знания настоящего времени... Так, классическая механика, являющаяся хорошо известным прототипом физической теории, дает вторые производные позиционных координат всех тел на основе знания положений и т.д. этих тел. Она не дает информации о наличии (существовании), нынешнем положении или скорости этих тел... Даже условные утверждения не могут быть абсолютно точными... они суть законы вероятности, которые дают возможность лишь заключать разумные пари по поводу будущих свойств неодушевленного мира, исходя из нынешнего состояния этого мира. Условные утверждения не позволяют делать категорические выводы, даже основанные на существующем состоянии мира». Нильс Бор говорит; «Не следует думать, что задача физики состоит в том, чтобы установить, кaк устроена Природа, физики озабочены тем, что мы можем о ней сказать».

Сказанное выше не следует квалифицировать как клевету на науку или дискредитацию научного метода. Напротив, достижения науки, безусловно, существенно улучшают жизнь человека. Однако, чтобы оценить подлинную эффективность науки, надо видеть ее результаты в перспективе. Нельзя не согласиться с тем, что сама по себе она представляет собой поиск, а не абсолютную систему. Наука нейтральна. Это система, ряд теорий, которые могут быть использованы во благо или во вред.

С другой стороны, мудрость и воля Б-га абсолютны и определенны. Они учат, как должен человек поступать, чтобы добиться максимальной пользы для себя и для общества. B отличие от науки, Б-жья мудрость есть абсолютная истина. Она не ограничена ни причиной, ни следствием и, бесспорно, не нейтральна.

Таким образом, существуют два вида поиска истины: один, проводимый человеком с применением научных методов, другой – через посредство Б-га. Не приходится сомневаться в том, что миром руководит определенная логика. Человек начинает поиски истины по методу «снаружи внутрь». Он пытается понять различные явления, соединяет их воедино, как это принято в случае картинки-загадки, после складывания которой получается полная картина. Ученые и философы изучают внешние слои мира, открывая силы, заключенные внутри этих слоев. То, что все мы ищем, сознательно или несознательно, – это Б-г. Производя поиски истины по методу «изнутри наружу», глядя в глаза Создателю и подчиняясь Его законам, мы получим более полное представление о том, как и почему работает мир.

Можно утверждать, что светская, научная, мудрость имеет дело с тем, что такое мир, а духовная мудрость – с тем, для чего мир существует и как он влияет на жизнь человека. Поэтому истинная наука и истинная религия – суть две стороны одной монеты. Упор делается на понятии «истинная», а не «наука», которая отрицает Б-га, или «религия», считающая науку своим врагом. Обе позиции основаны на одном и том же ошибочном мнении. Мнении, что Б-г, который создал мир и его законы, не может сосуществовать со Своим творением! Во всех случаях любая научная теория, вступающая в противоречие с Его законами, не поддается подтверждению даже путем весьма тщательного научного исследования.

Поскольку за последние столетия мир оказался под несомненным значительным влиянием науки, на современных ученых лежит большая ответственность. Они должны изучать не только законы науки, но и ее роль, чтобы установить, чем наука является и чем она не является.

Задача науки состоит не в отрицании Б-га, а в открытии того, как наука отражает и освещает те стороны Б-жественного разума, которые еще предстоит раскрыть. Лишь тогда она станет подлинной участницей поиска истины. Не случайно средневековые ученые говорили: «Люби Платона, люби Аристотеля, но истину люби больше всего».

ЧТО МОЖЕМ МЫ УЗНАТЬ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНИКИ О СЕБЕ?

Все, что мы видим или слышим, предназначено для того, чтобы преподавать нам уроки жизни. Относясь к технике как к источнику личных удобств или успеха, мы видим лишь конечный продукт. Если же смотреть на технику как на выражение Б-жественности, можно лучше подготовиться к пониманию самой жизни.

Так, на примере ядерной энергии мы можем представить себе силу отдельного человека. Мы узнаем, что даже мельчайшая частица вещества способна выделять огромное количество энергии. Это значит, что каждый человек заключает в себе очень большую силу. Как эта сила выделяется? Она добирается до самой сущности человека, лишает его состояния удовлетворенности. Эта сила является человеческим эквивалентом ядфного деления или синтеза. Внутренняя энергия человека выделяется под влиянием соответствующего сочетания усилий и направления, когда мы помогаем ему жить по законам Б-га и побуждаем его помогать другим делать то же самое.

Создается цепная реакция. Подобно тому как расщепление первого атома инициирует расщепление второго, каждый положительный импульс и каждый мужественный поступок человека создают энергию, которая может только усиливать. С другой стороны, энергию, выделяемую в случае отрицательного поведения, можно держать под контролем, как и в цепной ядерной реакции.

Ядерная энергия показывает нам, как макрокосм отражается в любом из нас. В каждом атоме вокруг его ядра двигаются электроны, заряд которых равен заряду ядра. В человеке различные материальные аспекты также двигаются по орбите вокруг ядра – нашей души.

Атом в конечном счете выделяет гораздо больше энергии, чем требуется для его расщепления. В свое время производство ядерной энергии казалось чрезвычайно сложным и дорогим, даже бесполезным. Выяснилось, что это вовсе не так. Нечто подобное мы можем пережить и на персональном уровне. Не проще ли идти по жизни, не задавая себе вопросов и не принимая на себя ответственности, связанной с духовной жизнью? Возможно, но в этом случае мы растратили бы свои самые драгоценные природные способности и оставили бы невостребованным свой внутренний потенциал.

Наши мудрецы описывали каждого человека как целый мир и весь мир – как одного человека во вселенной (Мидраш Танхума, Пекудей, 3). Действительно, новые исследования показывают, что мир – это динамическая система, состоящая из неделимых взаимодействующих компонентов, и наблюдающий за миром человек является неотъемлемой частью этой системы. Мир не может больше осознаваться как ряд независимых строительных блоков, ибо мы установили, что вся материя (а значит, и все люди) связана весьма сложным образом.

Одно из самых важных последствий этой новой физики состоит в том, что общепризнанная идея научной объективности не может больше находить подтверждения. Теперь мы понимаем, что ученый вовлечен в изучаемый им мир в такой степени, которая влияет на свойства изучаемых им же объектов.

Гейзенберг полагает, что «...естественные науки не просто описывают и объясняют природу. Они лишь часть нашего взаимодействия с природой», физик Джон Уилер объясняет: «Для квантового принципа ничто не имеет большего значения, чем то, что он разрушает концепцию мира как «сидения в том месте и пассивного наблюдения», когда наблюдатель находится в безопасности, будучи отделен от мира 20-сантиметровой плитой из листового стекла. Даже для того, чтобы наблюдать за таким маленьким объектом, как электрон, наблюдателю необходимо разбить эту стеклянную плиту. Он должен проникнуть в суть объекта, установить выбранное для данного случая измерительное оборудование. Наблюдатель способен определить сам, следует ли ему измерять положение или количество движения электрона. Установка оборудования для измерения одного параметра исключает возможность измерения другого плраметра. Более того, это измерение изменяет состояние электрона. С течением времени мир не может не претерпевать изменений. Чтобы описать то, что произошло, придется вычеркнуть это старое слово «наблюдатель» и на его место поставить новое – «участник». В необычном смысле наш мир оказывается миром непосредственного участия».

Познание ученым природы тесно связано с его разумом, его идеями, его системой ценностей, со всем, что несомненно оказывает влияние на результаты научных исследований. Поэтому каждый ученый должен давать изучаемой проблеме моральную., а также интеллектуальную оценку.

У научно-технической революции можно многому научиться, поскольку мы понимаем ее роль в нашей жизни и рассматриваем ее как последнюю стадию нашего драматического поиска единства в мире, поиска избавления. Научно-технический прогресс учит нас быть более чувствительными к неуловимому и возвышенному. Силы, стоящие за компьютерами, телефонами, телевидением и т.д., невидимы. Однако мы осознаем их внушающую благоговение силу и область воздействия. Подобным образом мы должны согласиться с тем, что движущая сила всего мира непостижима и возвышенна. Поэтому мы должны испытать возвышенное и Б-жественное в каждом отдельном существе, начиная, конечно, с самих себя.

Студент колледжа, узнавший, что Ребе является еще и научным специалистом, обратился к нему с вопросом:- «Где находит Ребе время, необходимое ученому для занятий и чтения, для того, чтобы следить за достижениями науки?»

Ребе улыбнулся и ответил: «Я не отвечаю за слухи, распространяемые обо мне. По могу поделиться с вами моим ответом на аналогичный вопрос относительно теолога XVIII века, который был также известен как ученый. Созданный Б-гом мир работает по законам, определяемым образом Его мышления. И хотя постижение науки во всех ее деталях, достигается интенсивными исследованиями и овладением научным методом, человек, постигающий Б-жью мудрость, узнает, как предпочитает думать Б-г. Поэтому он может проследить происхождение общей движущей силы подлинных, научных, идей – фундаментальные принципы и силы, которые Б-г использует для управления миром. И, самое важное, человек может понять, когда данная научная теория синхронна указанным принципам- Это, естественно, значительно сокращает время изучения всех деталей науки и медленного построения по частям полной картины процесса исследования».

Вам понравился этот материал? Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .

Наука на благо общества

Наука – мощнейший двигатель общественного прогресса. Она позволяет нам продлевать жизнь, следить за состоянием нашего здоровья и укреплять его, благодаря ей мы можем производить лекарства, чтобы лечить болезни и облегчать боль, она помогает нам обеспечить себя водой, удовлетворить базовые потребности, в том числе в пище, и добывать энергию. Наука также делает нашу жизнь интересней, предоставляя нам многочисленные средства для развлечения, включая спорт и музыку, и возможность пользоваться последними достижениями в сфере коммуникационных технологий. И, что не менее важно, она дает нам пищу для ума.

Наука помогает нам находить решения для проблем повседневной жизни и искать ответы на загадки Вселенной. Другими словами, она является одним из важнейших источников знаний. Она играет для благосостояния общества определенную роль и выполняет целый ряд функций: создание новых знаний, совершенствование образования и повышение качества жизни.

Наука должна отвечать потребностям общества и помогать ему справляться с глобальными проблемами. Всеобщее понимание роли наук и привлечение граждан к участию в научной жизни, в том числе посредством популяризации научных знаний, играют решающую роль в формировании знаний и умений, позволяющих людям делать осознанный выбор как в личном, так и в профессиональном плане. Правительства должны принимать решения в таких областях, как здравоохранение и сельское хозяйство, на основе достоверной научной информации, а парламенты должны учитывать последние научные достижения при принятии законодательных актов по всем вопросам, касающимся общества. Кроме того, национальным правительствам необходимо осознать научные стороны таких проблем современного общества, как изменения климата, состояние океана, сокращение биологического разнообразия и снабжение пресной водой.

Чтобы должным образом противостоять проблемам, стоящим на пути к устойчивому развитию, правительства и граждане должны понимать язык науки и быть грамотными с научной точки зрения. В свою очередь, ученым необходимо понимать трудности, с которыми сталкиваются политики, и стремиться повышать актуальность результатов своих исследований и их доступность для восприятия широкой публикой.

Проблемы современного общества выходят за традиционные границы отдельных дисциплин и охватывают весь жизненный цикл инноваций, от исследований до накопления знаний и их применения на практике. Наука, техника и инновации должны стать основой обеспечения более справедливого и устойчивого развития.

Законы человечества и законы духа

Законы человечества и законы духа

Все нравственные законы, установленные человечеством, направлены на всеобщее благополучие. Эти законы нужны для сохранения вида. Поскольку главным инстинктом человека и общества является самосохранение, нет никаких сомнений, что развитие нравственных законов должно отвечать Вселенским законам духа. Конечно, это не значит, что общественные законы морали всегда безошибочны и никогда не порождают зла. Ведь все формы (а законы, созданные человеком, – не более чем форма) – это всего лишь временное проявление мысли и, как любая мысль, они подвержены изменениям. Человечество прошло большой путь от кочующих и воюющих племен до сегодняшнего многообразия великих культур. Мы живем в относительно мирное время и стремимся к созиданию, а не разрушению. Стоит отметить, что нравственные законы человечества стоят на тех же принципах, что и законы духа. В основе и тех, и других – причина и следствие.

Если нарушить общественный закон, последует наказание в виде денежного штрафа, лишения свободы или отчуждения определенных прав. Какое бы зло ни сотворил человек, преступая закон, общество стремится подвергнуть его адекватному наказанию. Такие законы формировались на основе моральных норм, понятий о том, что правильно и неправильно, однако механизм их действия – это цепь событий, построенная по непреложному принципу причины и следствия. Но поскольку эти законы придуманы людьми, иногда случается так, что нарушитель может избежать наказания. Законы духа такого не допускают, они работают всегда. И тот, кто мыслит зло, создает его. И зло возвращается к тому, кто его создает.

Нравственные законы общества – это попытка человечества установить правила поведения с целью борьбы со злом. Законы духа следует понимать немного в другом ключе. Они направлены на то, чтобы исключить зло из жизни человека.

Следующая глава

Карта слов и выражений русского языка

Например: обнимать профессионально предположение довольство полное изменение

  • найти синонимы и сходные по смыслу выражения;
  • изучить сочетаемость слов русского языка;
  • посмотреть примеры употребления слов и словосочетаний в контексте;
  • найти толкования слов и устойчивых выражений;
  • изучить сеть словесных ассоциаций;
  • посмотреть разбор слова по составу и сходные по морфемному строению слова;
  • посмотреть таблицы склонения существительных и прилагательных, а также таблицы спряжения глаголов.

Слова и выражения в русском языке неразрывно связаны между собой миллионами невидимых нитей. Мы слышим слово снег и в нашей голове тотчас же вспыхивают россыпью ассоциации: зима, снежинки ❄, Дед Мороз 🎅, снеговик ⛄, ёлка 🎄 и десятки других.

КартаСлов.ру — это онлайн-карта слов и выражений русского языка. Здесь связи между словами обретают осязаемую форму.

При создании сайта мы использовали самые последние достижения в области компьютерной лингвистики, машинного обучения и искусственного интеллекта, опираясь при этом на мощнейшую теоретическую базу русского языка, созданную выдающимися советскими и российскими учёными-языковедами.

Начните своё путешествие с любого слова или выражения, переходя по ссылкам на соседние участки карты. Сейчас представлены три вида связей — ассоциации, синонимы и сочетаемость; в будущем мы обязательно добавим словообразовательные и вертикальные отношения между словами.

Для всех представленных на карте слов и выражений показаны примеры употребления в контексте. При этом, используя поиск, вы всегда можете выйти за пределы расчерченной области.

Мобильное приложение

Установите мобильное приложение «Карты слов» на своё устройство, работающее под управлением Android:

Сообщество

Вступайте в наши сообщества во ВКонтакте и в Фейсбуке, где мы регулярно публикуем новости проекта и общаемся с нашими пользователями.

Глава 3. Главный закон Вселенной

Дыхание человека состоит из двух процессов: мы вдыхаем воздух, богатый кислородом, и выдыхаем воздух с высоким содержанием углекислого газа. Растения поступают наоборот: поглощают наш углекислый газ и возвращают нам кислород. Без растений мы не смогли бы жить, а они не смогли бы жить без нас, мы взаимно дополняем друг друга. Мы не можем только вдыхать, мы не можем только выдыхать, для нашей жизни нужно и то, и другое. Наше сердце работает по схожей схеме, оно выталкивает кровь и снова всасывает ее, чтобы вытолкнуть еще раз. Если сердцу нечего будет вытолкнуть, весь человеческий организм, в том числе и само сердце, погибнет. Мотор в нашей груди не может прекратить свою работу ни на минуту, сердце принимает кровь и отдает ее, оно делает и то, и другое, и поэтому оно в состоянии «стучать» десятилетиями. Если человек не может нормально сходить в туалет, отдать окружающему миру продукты своей жизнедеятельности, то он будет сильно мучиться и долго так не проживет. С другой стороны, если он не может принимать и нормально переваривать пищу, то его тоже ждет беда. Все наши внутренние органы живут подобным образом, они все в чем-то нуждаются, и если не давать им это, то они начнут постепенно разрушаться. И в то же время каждый орган имеет какую-то цель, он должен что-то отдать организму, и если он не будет этого делать, то погибнет вместе со всем организмом. Все органы и все наше тело в целом подчиняются закону, который можно назвать «действие отдавания и принятия».

Закону отдавания и принятия подчинено все в нашей Вселенной так же, как и закону гравитации. Можно сказать, что в нашем мире нет ничего, что не существовало бы во взаимно дополняющих взаимоотношениях.

Когда мужчина и женщина решают начать семейную жизнь, их отношения должны строиться по закону отдавания и принятия. Никто из супругов не может что-то требовать от другого, ничего не давая взамен. «Однонаправленные» отношения очень быстро исчерпают себя. Зачатие новой жизни тоже невозможно без действия отдавания и принятия. Такой процесс происходит не только у человека. Так же и у животных,  растений и минералов. «Разделение по половому признаку» есть и на уровне элементарных частиц (положительно заряженный протон и отрицательный электрон), и на уровне атомов (катионы и анионы), и у растений (тычинка и пестик у цветов, «мужские» и «женские» деревья), и у животных (самец и самка). Именно благодаря действию отдавания и принятия между мужскими и женскими началами на всех уровнях возможно появление новой жизни и приумножение богатства Вселенной.

Кроме этого, действию отдавания и принятия подчинены и другие взаимоотношения, напрямую не подразумевающие приумножения. Вряд ли вы станете дружить с человеком, который только что-то требует от вас. Да и сами вы лишитесь всех друзей, если будете эгоистами. Я не соглашусь на какие-либо продолжительные взаимоотношения, если я совершенно ничего от них не получу, но и я, безусловно, должен что-то вкладывать в эти взаимоотношения, чтобы мои друзья не сбежали от меня. Если учитель приходит в класс и рассказывает новый материал, а ученики его игнорируют, занимаясь своими делами, то они не получат новых знаний, а получат раздраженного учителя, который будет применять какие-либо воспитательные меры. Если между учителем и учениками будет построено хорошее действие отдавания и принятия, то учитель, вкладывая свою любовь и знания в учеников, будет получать от них уважение и внимание. А ученики, получая любовь и знания, будут естественным образом проявлять дисциплину, заинтересованность в предмете и уважение к учителю, что для него крайне важно. В итоге и учитель, и ученики будут счастливы. По такой же модели строятся все виды взаимоотношений в мире: между работником и работодателем, между правительством и народом, между продавцом и покупателем, и так далее. Так же отношения выстраиваются между человеком и животными: если человек ласков со своим питомцем, вовремя кормит его и правильно воспитывает, то даже если этот питомец – тигр, он ответит ему дружбой.

Нам не обойтись без действия отдавания и принятия, если мы хотим развиваться, расти как физически, так и духовно. Для правильного развития нашего тела, особенно в детском возрасте, нам необходимо постоянно получать определенное количество макро- и микроэлементов, витаминов, белков, жиров, углеводов и много чего еще. Но нам надо еще и многое отдавать, необходимы постоянные усилия, чтобы вести активный образ жизни, не лениться, правильно питаться, не иметь плохих привычек и так далее. Даже чтобы иметь возможность получать эти самые витамины и белки, нам зачастую приходится упорно трудиться на работе. А как легко разрушить свое здоровье! Одно только курение может нарушить наш обмен веществ так, что весь организм будет функционировать неправильно.

Если говорить о душе, то она не исключение из закона действия отдавания и принятия. Очень важно иметь правильные привычки и избавляться от привычек, которые вредят нашей душе.

Есть несколько условий, чтобы происходило действие отдавания и принятия, но в результате правильной организации этого действия мы всегда получаем позитивный результат. Действие отдавания и принятия  – это закон, и его можно использовать как правильно, так и неправильно, получая соответствующий результат.

Итак, для действия отдавания и принятия, в первую очередь, необходима общая цель между теми, кто в него вступает. С дыханием и сердцебиением понятно: общая цель – это здоровье и благоденствие всего организма. Так же все просто с взаимоотношениями на всех уровнях творения, кроме человека. Все, от частиц до животных, подчиняется абсолютному закону действия отдавания и принятия. Никто и ничто, кроме человека, не может вступать в неправильные взаимоотношения с окружающим миром, так как нет необходимой для этого свободы выбора. Все, кроме человека, ведет себя правильно. Общая цель таких «несвободных» взаимоотношений – благоденствие и процветание всего нашего мира. У человека же есть свобода выбора, мы можем неправильно использовать закон отдавания и принятия, если не понимаем главную цель. Из-за ошибок на уровне тела мы болеем, преждевременно стареем, умираем раньше времени. Неправильное использование закона в социальной жизни приводит к нищете и неудовлетворенности. Неправильное использование закона на уровне души приводит к тому, что мы злимся, обижаемся, становимся склочными и раздражительными, не умеем любить и не можем быть счастливыми.

Чтобы человек мог строить правильные отношения отдавания и принятия с другими людьми или между своими душой и телом, ему важно знать, для чего это делать. Есть большая разница между взаимоотношениями супругов, построенными на любви, на сексуальном влечении или на деньгах. В зависимости от общей цели, мы строим соответствующее действие отдавания и принятия со своим партнером, другом, работодателем, подчиненным, родителями, братьями, сестрами и, что самое главное, с Богом. И, в конце концов, нас неизменно ждет определенный результат. Поэтому пословица «Что посеешь, то и пожнешь», очень актуальна для любых видов взаимоотношений, в том числе и для взаимоотношений с нашим сердцем и душой.

Еще одним условием для действия отдавания и принятия является наличие схожих элементов у тех, кто в него вступают. То есть они должны быть в чем-то похожи. Если люди совершенно не понимают друг друга, то им трудно стать друзьями или супругами. Мы обычно ищем тех, с кем у нас есть схожие интересы, похожие характеры, и так далее. Поэтому когда мы хотим построить отношения с кем-то, нам надо обязательно зацепиться за то, в чем у нас есть сходство. Иначе легко превратиться в «лебедя, рака и щуку», которые делают, вроде бы, одно дело, но только мешают друг другу.

Для действия отдавания и принятия необходимы две выраженные позиции: субъекта и объекта. Субъект – это тот, кто отдает первым, объект – тот, кто принимает первым. Если встречаются два субъекта, то вместо действия отдавания и принятия у них будет ссора, потому что никто не хочет слушать (принимать), каждый хочет лишь доказать свою правоту (отдать). Но и два объекта не могут строить отношения: они оба молчат, ждут инициативы друг от друга. Нам важно научиться быть чуткими и гибкими. То есть хорошо понимать, когда следует что-то сказать и взять инициативу на себя, а когда лучше промолчать и дать другому человеку высказать свое мнение. И то и другое – искусство. Слушать – не значит просто промолчать, нужно всем сердцем попытаться понять точку зрения другого человека. Говорить – не значит просто высказать или отстоять свою точку зрения, но взять ответственность за свои слова и за их исполнение. Если мы четко понимаем, когда лучше проявить субъективность, а когда объективность, если и то, и другое делаем искусно и с любовью, то у нас не будет проблем с взаимоотношениями.

Золотое правило нравственности говорит о том, что не стоит относиться к другим так, как ты не хотел бы, чтобы относились к тебе. Не стоит делать или говорить другим то, что сам не хотел бы получить от других. Не стоит думать о других так, как не хочешь, чтобы думали о тебе. Все религии подчеркивают это золотое правило совершенно не случайно. Таким образом, они хотят уберечь человека от страданий, несчастий и саморазрушения. Если человек обижается на кого-то, то вредит только самому себе. Чем больше взаимодействуешь с обидой, тем более обиженным становишься, и результатом станет наша собственная деградация. Наша душа состоит из интеллекта, эмоций, воли и сердца. Сердце – самое важное во всем этом, потому что оно мотивирует нас направить интеллект, эмоции и волю в том или ином направлении. Интеллект отвечает за мысли, эмоции – за чувства, воля – за устремления, ну а сердце – за мотивацию.

Посредством своего интеллекта мы можем взаимодействовать как с плохими, так и с хорошими мыслями. Если, например, мы думаем плохо о себе, о других, о мире, просто о чем угодно, то мы становимся более плохими, даже если не хотели этого. Думаем, что мы неудачники – становимся неудачниками; думаем, что другие неудачники – становимся злыми. Думаем, что мир неудачен – становимся циничными. Думаем, что Бог неудачник – становимся богохульниками; думаем, что сатана неудачник – становимся высокомерными, и так далее. В плохих мыслях, о чем угодно, нет позитивного выхода. С другой стороны, если наши мысли проходят в позитивном ключе, то наша жизнь преображается, наш разум наполняется светом, и это приносит результат, мы во всем видим светлую сторону и не разрушаем себя пессимизмом и негативным мышлением.

Посредством своих эмоций мы можем взаимодействовать как с плохими чувствами, так и с хорошими. И это неправда, если мы думаем, что мы просто вспыльчивые, у нас такой характер и контролировать мы это не можем. У нас есть сила воли, и мы можем научиться контролировать свой гнев или обиду, превращать энергию раздражения в энергию радости, вдохновения и любви. Чем больше мы взаимодействуем с обидой внутри себя, тем больше заставляем себя страдать. Мы снова и снова проживаем один и тот же неприятный эпизод из нашей жизни, причиняя себе такую же боль, как и тогда, когда этот эпизод только произошел. В итоге мы просто попадаем в рабство своей обиды, мы не можем нормально думать, когда его (ее) видим или о нем (ней) думаем, нас начинает трясти, мы испытываем весь спектр негативных эмоций, которые только можно придумать, и разрушаем свою душу. С другой стороны, проявляя милосердие и прощая, мы освобождаемся из плена и воспаряем над всеми этими обидами и негативными чувствами. Мы становимся «выше» этого – мы растем.

В жизни надо следовать правилу: что бы мы не получили от жизни, отдавать что-то взамен необходимо «со знаком плюс». От какой-либо жизненной ситуации, от взаимоотношений с каким-либо человеком мы можем получить «минус» (нечто негативное и плохое), можем получить «ноль» (нам от этого ни тепло, ни холодно), или «плюс» (какой-то позитив). Для нас кажется естественным на минус отвечать минусом, на ноль – нулем, а на плюс – плюсом, хотя бывает, что даже на плюс мы отвечаем нулем или минусом. Это кажется нам естественным, но в этом совершенно нет нашего духовного роста. Правило, всегда отвечать плюсом на все, что мы получаем от жизни, позволяет нам, неизменно расти духовно в любых обстоятельствах. Именно поэтому все основные религии говорят не только о прощении своих врагов, но и о любви к врагам. Иисус говорит о любви к врагам, Будда говорит о доброжелательности даже к врагам, совершенно не случайно: наш духовный рост не должен зависеть от обстоятельств. Так как если мы зависим от обстоятельств, то всегда сможем найти оправдание тому, чтобы не расти, не развиваться. Мы все прекрасно знаем эти оправдания. «Я не могу этого сделать, потому что…  Я сделал бы, если бы… Я буду расти духовно при условии …» и так далее.

Очень важно, чтобы наше сердце, интеллект и эмоции взаимодействовали с позитивными мыслями, с любовью, даже по отношению к врагам. И наша сила воли нам в этом поможет, каждый в силах направить свои устремления на позитив, и чем больше мы стараемся, тем сильнее сила воли – она тренируется. Потом вырабатываются позитивные привычки, и тогда жить, всегда отдавая «с плюсом», становится совершенно естественно.

Теперь вернемся к общей цели. Жить в позитиве становится более естественно, и мы готовы даже приложить к этому волевые усилия, если есть ради кого. Очень часто оказывается так, что нам самим не много надо, может, мы и не очень-то и напрягались бы ради себя. Но если есть семья, которую мы любим, то мы готовы преодолевать себя. Если есть друг, дружбой которого мы дорожим, то мы готовы меняться ради него. Нам важно быть ближе к людям, не зацикливаться на себе, а понять, что если нам есть ради кого жить, то, безусловно, у нас будет стимул, расти и меняться.

В нашем мире люди живут рядом друг с другом, но часто внутренне изолированно. Из-за страха душевной боли мы не подпускаем близко к себе никого. Это происходит, потому что мы не понимаем, что рождены ради других. В нашем теле каждый орган живет ради всего организма. Любая клетка живет на благо общего, кроме, конечно, раковой – такая клетка рушит весь организм. Ни один человек не может жить обособленно от других – это неестественно и приводит к тому, что он и обществу в целом вредит, и себе самому. Чем раньше мы поймем закон жизни на благо других, чем быстрее начнем строить сердечные отношения с разными людьми и жить ради них, тем быстрее в нашей жизни появится неизменный стимул для духовного роста.

Когда мы готовы посвятить свою жизнь Богу и человечеству, тогда нас уже ни что не собьет с правильного пути – это самый мощный стимул. Однако к этому надо приходить постепенно, вокруг нас есть наши братья и сестры, наши родители и бабушки с дедушками,  другие родственники. Вокруг нас есть наши одноклассники и однокурсники, коллеги и друзья. Вокруг нас жители нашего города и нашей страны. Двигаясь постепенно от малого к большому, мы поймем, как расти духовно, как становиться более счастливыми, поймем, что без других людей и Бога, мы просто жить не можем. Тогда и наступит момент нашего перерождения, момент, когда мы увидим себя подлинными людьми, какими нас и задумывал Бог.

Иногда возникает равнодушие или какое-то пресыщение жизнью. Может быть, в голове столько разных знаний, что больше ничего уже не лезет. Ведь когда объелся, то на еду уже смотреть не хочется. Если очень  много эмоциональных переживаний, то постепенно можно прийти к тому, что уже ничто не вдохновляет. Также бывает и с изучением Слова Бога: столько уже прочитал различных священных текстов, что уже не понимаешь, что к чему. Это все означает только одно: мы получили слишком много, и нам срочно надо что-то отдать. Если мы переели, то нам надо просто подождать, пока все переварится. Если слишком много знаний, то надо кому-то что-то рассказать, поделиться этими знаниями. Если слишком много переживаний, то надо просто успокоиться на какое-то время. Если же слишком много Слова Бога, то надо жить ради других. Принцип здесь такой — если я выдохнул, задержал дыхание на минуту, то у меня возникнет непреодолимое желание вдохнуть. Если я постоянно что-то отдаю, то у меня будет постоянное желание чему-то новому учиться, всегда будет интересно жить, будет стимул к тому, чтобы развиваться, расти, а значит я буду становиться счастливее день ото дня!

Знание закона действия отдавания и принятия может уберечь нас от многих ошибок и проложить нам путь к радостной и счастливой жизни. Есть одно только условие: важно применять этот закон на практике в позитивном ключе.


Смотрите также